Субъекты и объекты коммерческой деятельности. Субъекты и объекты коммерческой деятельности, их виды и характеристики

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федера­ции субъектами (от лат. subjection - человек как носитель каких-либо свойств, прав и обязанностей) коммерческой деятельности являются ее участники, т.е. физические и юридические лица, вы­полняющие операции купли-продажи.

Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами и возникает в момент его рождения и продолжается на протяжении всей его жизни.

Физические лица - это граждане, обладающие правоспособно­стью и дееспособностью.

В соответствии со ст. 18 ГК РФ содержание правоспособности физических лиц состоит в том, что граждане могут иметь имущест­во на праве собственности; наследовать и завещать имущество; за­ниматься предпринимательской и любой другой не запрещенной деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами; совершать любые не противоре­чащие закону сделки, в том числе сделки купли-продажи, брать на себя обязательства; иметь охраняемые законом авторские права и иные результаты интеллектуальной деятельности; иметь иные иму­щественные и личные неимущественные права. Дееспособность фи­зических лиц - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские и юридические обязанности и исполнять их, нести за них ответственность.

В соответствии со ст. 21 Гражданского кодекса РФ дееспособ­ность гражданина возникает в полном объеме с наступлением со­вершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достиже­ния 18 лет, гражданин, не достигший такого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак, которая сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.

Лишение и ограничение правоспособности и дееспособности граждан осуществляется в судебном порядке.

Гражданин (физическое лицо) вправе заниматься предпринима­тельской деятельностью без образования юридического лица с мо­мента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (в том числе и в качестве главы крестьянского, фермерского хозяйства). Гражданин отвечает по своим обязательст­вам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обра­щено взыскание. Перечень такого имущества устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоя­тельный баланс или смету.

Юридические лица могут иметь гражданские права и нести гра­жданские обязанности, необходимые для осуществления любых ви­дов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридиче­ское лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии (лат. licentia- свобода, право; разрешение, выдаваемое компетент­ным государственным органом на осуществление определенной деятельности, например, внешнеторговой [БСЭ, 3-е изд., т. 14, с. 574]) возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Пра­воспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не рас­пределяющие полученную прибыль между участниками (некоммер­ческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организация­ми, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и об­ществ, производственных кооперативов, государственных и муни­ципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации создаются в форме общественных и религиозных организаций, учреждений и различных фондов. Не­коммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если она способствует достижению целей, преду­смотренных в учредительном документе (уставе) организации.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001 под организацией по­нимается группа работников и необходимых средств с распределе­нием ответственности полномочий и взаимоотношений (например, компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благо­творительная организация, предприятие розничной торговли, ассо­циации, а также их подразделения или комбинация из них). Органи­зация может быть государственной или частной, а распределение обычно бывает упорядоченным.

Объекты коммерческой деятельности - это все то, что подле­жит купле-продаже: товары и услуги, деньги, ценные бумаги, различное имущество, информация, результаты интеллектуальной дея­тельности (произведения искусства, науки, литературы). Исключе­нием являются те товары, свободная продажа которых запрещена законом: оружие, яды, наркотики и т.п.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими юриди­ческими документами ведение коммерческой деятельности базиру­ется на следующих правовых положениях :

Неприкосновенность собственности (никто не может быть лишен собственности без решения суда);

Свобода договора (все физические и юридические лица само­стоятельно принимают решение о заключении договора);

Равенство участников коммерческих отношений (перед зако­ном все равны);

Необходимость беспрепятственной реализации своих прав (каждое физическое и юридическое лицо имеют право на сво­бодное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и другой не запрещенной законом дея­тельности);

Судебная защита нарушенного права.

Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, условно можно разделить на ряд блоков. В каждый из них входят операции, выполняемые на соот­ветствующем этапе коммерческой деятельности. При этом следует отметить, что коммерческая деятельность, осуще­ствляемая структурами, занимающимися оптовой торгов­лей, в значительной степени отличается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий. Это осо­бенно характерно для операций, связанных с формирова­нием ассортимента и продажей товаров.

Основой успешного осуществления коммерческой дея­тельности является ее информационное обеспечение. Сюда, прежде всего, следует отнести информацию о спросе и конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, информацию о самом товаре (его потребитель­ских свойствах, качестве и т. п.). Важное значение имеет информация о численности и составе обслуживаемого на­селения, его покупательной способности. И, наконец, ком­мерческие структуры, работающие на рынке, должны рас­полагать информацией о потенциальных возможностях кон­курентов.

Опираясь на анализ имеющейся информации, можно приступать к следующему этапу коммерческой деятельно­сти - определению потребности в товарах. При этом оп­ределяется емкость рынка и его сегментов, обосновывает­ся ассортимент необходимых товаров.

Важным этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных партнеров, с которы­ми должны быть установлены хозяйственные связи. Этому предшествует кропотливая работа по изучению возможных поставщиков товаров (их размещение, ассортимент и объем предлагаемых товаров, условия поставок, цена и т. д.). На следующем этапе коммерческой деятельности реша­ется вопрос об установлении договорных отношений с по­ставщиками товаров. Должны быть согласованы все мо­менты, связанные с подготовкой проекта договора, с его подписанием. Результатом этого этапа коммерческой дея­тельности должен быть подписанный договор на поставку товаров, за выполнением которого необходимо наладить четкий контроль.

На этом заканчиваются коммерческие операции по оп­товым закупкам товаров. Далее следует целый комплекс технологических операций, связанных с поступлением то­варов, разгрузкой транспортных средств, приемкой това­ров по количеству и качеству, их хранением, перемещени­ем и т. д. Затем коммерческая деятельность развивается по двум направлениям - на предприятиях оптовой тор­говли и на предприятиях розничной торговли.

На предприятиях оптовой торгов­ли в качестве следующих этапов коммерческой деятельно­сти необходимо выделить:

Управление товарными запасами;

Управление ассортиментом товаров;

Оптовую продажу товаров;

Оказание услуг оптовым покупателям.

Управление товарными запасами в оптовом звене пред­полагает их нормирование, оперативный учет и контроль за их состоянием, а также их регулирование в зависимости от конъюнктуры рынка.

Они должны формироваться в со­ответствии со спросом, а их уровень должен обеспечивать бесперебойное удовлетворение потребностей оптовых по­купателей. Успешная работа по управлению товарными запасами позволяет принимать своевременные коммерче­ские решения по их нормализации, избегая при этом за­медления оборачиваемости товаров и увеличения затрат, связанных с их хранением. Управление ассортиментом товаров также является одной из важных функций коммерческих служб оптовых предприятий.

Оно обеспечивает поддержание на складах такого ассортимента товаров, который в наибольшей сте­пени удовлетворял бы запросы оптовых покупателей (мага­зинов, мелкорозничных предприятий и др.).

Успешное осуществление операций по оптовой продаже товаров во многом зависит от эффективности рекламно — информационной работы коммерческих служб. Она долж­на быть систематической, хорошо спланированной, обес­печивающей успешную реализацию товаров и оказание услуг оптовым покупателям. Это достигается путем выбора рациональных видов и средств рекламы, обоснования це­лесообразности их применения.

Коммерческая деятельность по оптовой продаже това­ров является одним из самых важных этапов работы структур, осуществляющих оптовые операции. От ее успе­ха зависит экономическая эффективность работы пред­приятий, занимающихся сбытом товаров. На этом этапе важно правильно выбрать партнера по коммерческой дея­тельности, успешно провести с ним операции по оформле­нию продажи товаров, организовать контроль за выполне­нием условий договора.

Наряду с продажей товаров, предприятия, занимаю­щиеся оптовыми операциями, оказывают своим партне­рам по хозяйственным связям торговые услуги. Это могут быть рекламно-информационные услуги, а также посред­нические услуги по поиску поставщиков товаров и опто­вых покупателей. Сюда же следует отнести и организаци­онно-консультативные услуги по вопросам ассортимента и качества товаров, организации розничной продажи, мар­кетинга и т. п. По мере перехода к рыночным отношениям роль торговых услуг возрастает, а их набор, качество вы­полнения могут стать определяющими для укрепления по­зиций на рынке. На предприятиях розничной торговли коммерческие операции имеют свою специфику, что осо­бенно касается операций, следующих за оптовыми закуп­ками товаров. Здесь также приходится иметь дело с управлением товарными запасами и управлением ассор­тиментов товаров. Однако эти операции, в отличие от операций, выполняемых в оптовых звеньях, имеют свою специфику, которая определяется совершенно другими размерами и структурой товарных запасов, сроками на­хождения товаров на предприятиях розничной торговли и иными подходами к формированию ассортимента товаров в розничной торговой сети. Свою специфику имеет и рек­ламно-информационная деятельность предприятий роз­ничной торговли, иной характер имеют и оказываемые ими услуги, так как рассчитаны они на непосредственных потребителей товаров - население.

Поскольку в розничной торговой сети завершается про­цесс доведения товаров от производства до потребителя, то коммерческая деятельность, связанная с розничной про­дажей товаров, является наиболее ответственной, так как на этом этапе приходится иметь дело с конечным потребите­лем товара. Поэтому очень важно не только предложить роз­ничному покупателю широкий выбор высококачественных товаров, обширный перечень услуг, но и использовать при этом современные, удобные для покупателя методы прода­жи, прогрессивные системы расчета за покупки и т. д.

Коммерческая деятельность торговых предприятий в условиях рыночной экономики должна осуществляться на основе маркетинговых исследований. При этом необходи­мо ориентироваться на интересы конечного потребителя, иначе невозможно рассчитывать на успешный коммерче­ский результат. Одновременно следует учитывать и то, что на коммерческую деятельность оказывают прямое или косвенное влияние многие факторы, основными их кото­рых являются: уровень квалификации коммерческих работников;

Правовая база коммерческой деятельности;

Состояние материально-технической базы торговых предприятий;

Ассортимент товаров и перечень оказываемых услуг;

Уровень конкуренции на рынке;

Финансовое состояние предприятия;

Наличие развитых информационных систем и др.

Торговые предприятия должны учитывать степень влия­ния этих факторов в своей коммерческой деятельности, без чего невозможно обеспечить высокую эффективность их функционирования.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1045 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Вернуться назад на Коммерческая деятельность

Субъектами коммерческой деятельности являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, договорные и иные имущественные отношения между ними регулируются Гражданским кодексом.

ГК определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с ГК граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются те же правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательством этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в определяемом законом порядке.

Юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Организации, не имеющие основной целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими. К ним относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и др. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Таким образом, основными субъектами коммерческой деятельности в основном являются коммерческие организации. Они могут создаваться в следующих формах.

Хозяйственные товарищества имеют две возможные формы - полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного).

Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности.

Хозяйственные общества могут быть представлены в формах общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества - открытого или закрытого.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по его обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Акционерным обществом является общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, является открытым акционерным обществом. Такое общество вправе объявлять открытую подписку на выпускаемые акции.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц, является закрытым акционерным обществом.

Субъекты коммерческой деятельности

Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.

Производственным кооперативом (артелью) является добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание и т. п.), основанной на личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Члены кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законодательством и уставом кооператива.

Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

С учетом этого во многих странах, где существует торговое право как самостоятельная отрасль и торговая деятельность кодифицирована, при определении субъектов коммерческих отношений в литературе по коммерческому праву известно понятие "коммерсант".

В зарубежном законодательстве проводится четкое разграничение в регламентации деятельности коммерсантов и некоммерсантов соответственно. Указанные разграничения в первую очередь относятся к таким странам континентальной системы права, как Франция, Германия, Испания и Бельгия, а также к ряду латиноамериканских и других государств романо-германской системы права. Законодательству государств с единой системой частного права, в частности США и Англии, а также стран английской системы права, таких как Италия, Нидерланды, Швейцария и некоторые другие, как правило, неизвестно формально-юридическое понятие коммерсанта и торговой сделки. По определению Б.И. Пугинского, коммерсантом может называться любое лицо, осуществляющее торговлю товарами в виде предпринимательства. В широком смысле слова любой предприниматель является коммерсантом. Именно такое понимание коммерческой деятельности и коммерсанта заложено в торговых кодексах ряда государств. Так, ст. L.121-1 Коммерческого кодекса Франции определяет: "Коммерсантами являются лица, которые осуществляют коммерческие акты в процессе своей обычной профессиональной деятельности".

В США Единообразный торговый кодекс (ЕТК) в ст. 2-104 определяет коммерсанта как лицо, которое совершает операции с товарами определенного рода или может рассматриваться как обладающее особыми знаниями и опытом в отношении предмета сделки по роду своих занятий, характеру поведения или использованию посредника. По общему правилу в силу отсутствия необходимых знаний и умений относительно предмета сделки в отношениях с коммерсантом некоммерсант как слабая сторона договора в силу общеправовых требований равенства и справедливости обеспечивается повышенной защитой со стороны государства.

Субъектами коммерческого права являются зарегистрированные в установленном порядке лица, обладающие способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений, профессионально участвующие в торговом обороте с целью извлечения прибыли и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Таким образом, я прихожу к выводу, что коммерческие организации обладают всеми признаками, присущими юридическим лицам с той особенностью, что осуществляют свою деятельность в определенной организационно — правовой форме и имеют цель — получение прибыли. Коммерческие организации подлежат обязательной государственной регистрации, деятельность многих из них — лицензированию. Следовательно, государство в лице своих специализированных органов осуществляет контроль за функционированием коммерческих организаций, соблюдением ими законодательства, особенно в области налогов и сборов, качества производимых товаров и оказываемых услуг, соответствия рабочих мест правилам техники безопасности, охраны труда и т. д.

Предыдущая12345678Следующая

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели, виды, принципы коммерческой деятельности. Понятие коммерческой тайны. Источники формирования товарных ресурсов. Виды договоров, используемых в коммерческой деятельности. Группы факторов коммерческого успеха. Особенности оптовой и розничной торговли.

    шпаргалка , добавлен 05.03.2012

    Понятие и сущность коммерческой деятельности как неотъемлемого сегмента потребительского рынка, организационные аспекты ее формирования. Особенности функционирования торговых предприятий, комплекс задач коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

    реферат , добавлен 24.06.2013

    Структура и виды деятельности отдела снабжения. Источники, формы оптовых закупок и поставщики товаров. Виды договоров, используемых в коммерческой практике. Порядок заключения договоров поставки. Анализ закупочной коммерческой деятельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2013

    Понятие и задачи коммерческой деятельности. Сущность и понятия торговой деятельности. Общие черты и различия коммерческой и торговой деятельности. Договорная работа предприятия. Определение границ коммерческой деятельности для целей налогообложения.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2014

    Сущность и современные тенденции развития коммерческой деятельности. Организационно-экономическая характеристика, содержание коммерческой деятельности предприятия, ее совершенствование. Недостатки в оперативно-сбытовой работе коммерческой службы.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Роль и значение коммерческой деятельности предприятия в условиях рынка. Организационно-правовая деятельность розничного торгового предприятия. Оценка эффективности работы коммерческих служб. Организация коммерческой работы по розничным закупкам товара.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2011

    Роль и значение рекламы в коммерческой деятельности. Характеристика организации торгово-коммерческой деятельности ООО "Петрович", рекламная политика предприятия. Рекомендации, направленные на совершенствование коммерческой деятельности в сфере рекламы.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЫНКОВ.. 6

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА. 14

4. ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ. 21

5. СУЩНОСТЬ И ПОРЯДОК РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В ТОРГОВЛЕ 27

6. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ СДЕЛКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ДОГОВОРОВ 30

7. АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 38

8. КОММЕРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОПТОВЫМ ЗАКУПКАМ ТОВАРОВ.. 42

9. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА СБЫТА В КОММЕРЦИИ. СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА В КОММЕРЦИИ 45

10. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ. ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ. 49

11. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ.. 59


Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров на потребительском рынке для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

Коммерческая деятельность характеризуется как:

деятельность на рынке в сфере товарно-денежных отношений;

деятельность, проводимая на принципах маркетинга и направленная на получение максимальной прибыли;

управленческая деятельность, включающая целенаправленные управленческие решения на объекты сбора и обработки необходимой информации и реализацию соответствующих решений.

Целью КД является продажа наибольшего количества товаров с наибольшими доходами и одновременным обеспечением высокой репутации фирмы, достижения устойчивого максимального сбыта в будущем .



Особенности КД:

коммерческая работа возникает только тогда, когда торговые организации несут всю полноту экономической ответственности за закупку и реализацию товаров;

коммерческая работа не ограничивается торговой отраслью, так как в качестве оптовых продавцов и покупателей товаров и услуг выступают примышленные предприятия;

коммерческая работа имеет свое содержание и поэтому требует специальной службы и соответствующих профессионалов.

Принципы КД: неразрывная связь с принципами маркетинга; выделение приоритетов;

ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам;

направленность на достижение прибыли.

Функции КД:

маркетинговые исследования; управление ассортиментом и качеством товаров;

управление сбытом, продвижение товаров и услуг.

ОТВЕТ 5. ЗАДАЧИ КОММЕРЧСЕКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.

КД – это комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и услуг.

КД – это деятельность по обеспечению купли-продажи товаров, сопровождаемая проведением соответствующих расчетов с целью извлечения максимально возможной прибыли в условиях существующих правовых норм.

Основными задачами коммерческой деятельности являются:

Формирование отношений хозяйствующих на рынке субъектов на взаимовыгодной основе;

Повышение рати договоров поставки, укрепление договорвой дисциплины:

Развитие стабильных прямых хозяйственных связей, повышение их эффективности;

Зашита интересов потребителей, обеспечение их приоритета;

Внедрение прогрессивных методов оптовой и розничной торговли;

Повышение уровня работы по изучению спроса, экономическому обоснованию потребности в товарах;

Совершенствование механизма управления товарными ресурсами, спросом и предложением, формирование конкурентоспособного ассортимента;

Стимулирование сбыта товаров, сервисное обслуживание, оказание дополнительных уступ

Своевременная и адекватная реакция на изменения, происходящие на рынке.

Для достижения положительного коммерческого результата требуются усилия по наращиванию преимуществ торговой организации в любой ситуации, даже если она работает на рынке успешно. Коммерческая работа должна проводиться активно, обеспечивать систематическое увеличение объемов продажи товаров и услуг при обеспечении рентабельной работы торговой организации.

ОТВЕТ 6. ПРИНЦИПЫ КОММЕРЧСЕКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цели: обеспечение максимальной выгодности коммерческой организации при удовлетворении потребностей покупателей.

Принципы:

1. ориентация на покупателя (любое предприятие существует благодаря наличию покупателя и служит удовлетворению их потребностей).

2. гибкость. В к.д. должна осуществляться адекватная реакция на изменение рыночных условий).

3. оптимальность (необходимо стремиться к принятию оптимальных коммерческих решений, при выборе поставщиков и формированию ассортимента и запаса товаров).

4. прибыльность.

5. соблюдение действующего законодательства и требования деловой этики.

6. использование новых технологий.

Принципы коммерческой деятельности представляют собой основные положения, правила, которые отражают ее природу и подчеркивают особенности ее организации на рынке товаров и услуг. Они базируются на законах рынка и являются основополагающими при организации взаимоотношений субъектов коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность в рыночной экономике основывается на следующих принципах:

Экономическая свобода субъектов хозяйствования;

Принцип экономической свободы предполагает, что субъекты коммерческой деятельности свободны в выборе партнеров по коммерческим сделкам, форм и методов взаимодействия с ними, самостоятельно определяют объемы и структуру закупок, условия поставок, взаимную ответственность.

Конкурентоспособность;

Принцип конкурентоспособности заключается в том, что в рыночной экономике появляется много продавцов с идентичным ассортиментом товаров и у покупателей появляется выбор, что усиливает конкурентную борьбу. Конкуренты вынуждены бороться за свою долю рынка, за своего потребителя, что ставит их перед необходимостью поиска способов выделиться, используя как ценовые, так и неценовые методы, совершенствовать коммерческую деятельность, выполнять коммерческие операции лучше, чем конкуренты, обеспечивать себе конкурентные преимущества на рынке.

Адаптивность;

Адаптивность как принцип коммерческой деятельности выражает ее способность приспосабливаться к условиям рынка, своевременно и адекватно реагировать на его изменения. Это требует развития форм и методов управления коммерческой деятельностью, соответствующих рыночной среде и меняющейся конъюнктуре. Необходимое условие реализации этого требования - децентрализация регулирования коммерческой деятельности, предоставление максимальной экономической и творческой свободы субъектам коммерческой деятельности.

Снижение риска;

Снижение риска является неотъемлемым принципом коммерческой деятельности. Существует много факторов коммерческого риска. Коммерческая деятельность осуществляется в условиях неопределенности, динамичной конъюнктуры рынка, меняющейся правовой базы, системы кредитования, налогообложения и других переменных, повлиять на которые субъект коммерческих отношений зачастую не может, а вынужден искать пути минимизации рисков.

Эффективность.

Эффективность коммерческой деятельности связана с необходимостью получения прибыли за счет освоения новых рынков, увеличения объемов продаж, ускорения товарооборачиваемости, оптимизации ассортимента, повышения культуры обслуживания, формирования положительного имиджа, принятия обоснованных коммерческих решений.

ОТВЕТ 7. КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФИРМЫ,СОЮЗЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ,ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Субъектами коммерческих правоотношений являются стороны, вступающие в договорные отношения по купле-продаже товаров или оказанию услуг.

Ими могут быть национальные и иностранные коммерческие предприятия, организации, их объединения (союзы, ассоциации), некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели.

Субъекты коммерческих правоотношений в зависимости от их правового статуса делятся на юридических лиц и лиц, занимающихся коммерческой деятельностью без образования юридического лица.

К юридическим лицам относятся коммерческие организации, основной целью которых является извлечение прибыли, и некоммерческие организации, которые не имеют целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют ее между учредителями.

Лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридического лица, организуют ее в форме простого товарищества и коммерческой концессии(франчайзинга ).

В соответствии с международной классификацией субъекты коммерческих правоотношений делятся на четыре группы :

-фирмы ;

-союзы предпринимателей;

государственные органы;

-общественные организации .

Фирмы. Термин «фирма» применяется в мировой практике для условного обозначения партнера по хозяйственным связям, преследующего коммерческие цели - извлечение прибыли.

Акционерное общество представляет организационную форму объединения предприятий, организаций и отдельных лиц (акционеров). Его средства образуются путем выпуска и размещения акций..

По характеру собственности фирмы делятся на государственные и частные .

По принадлежности капитала фирмы могут быть национальными, иностранными, смешанными.

По целям объединения, степени самостоятельности фирмы делятся на картели, тресты, концерны, холдинговые компании, финансовые группы.

Государственные промышленные предприятия и торговые организации .

К ним относятся торговые организации и промышленные предприятия министерств, ведомств, комитетов: Министерства торговли, местных советов, ОРСов, управлений торговли, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства здравоохранения, Министерства связи и др.

Негосударственные торговые организации. Организации с коллективной ответственностью:

Торговые организации потребительской кооперации;

Кооперативы;

Арендные организации малые предприятия, общества с ограниченной ответственностью и др.

Организации со смешанной собственностью, в том числе совместные предприятия.

Частные организации.

Субъектами коммерческих операций могут быть союзы предпринимателей . В отличие от фирм (предприятий) целью их деятельности является не получение прибыли, а представление и защита интересов входящих в них групп предпринимателей в правительственных органах, оказание содействия и поддержки в расширении их деятельности.

Возможны ситуации, когда во взаимоотношения по купле-продаже товаров и услуг вступают общественные организации . Это могут быть международные организации системы ООН, которые выступают как крупные покупатели товаров, медикаментов, медоборудования, услуг и т.д.,.


ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЫНКОВ

Это из лекции

Рынок – многогранное понятие, которое употребляется в следующих значениях6

1. Рынок – как место заключения, совершения сделки (то есть реальное или виртуальное пространство, где осуществляется взаимодействие продавцов и покупателей).

2. Рынок как совокупность потребителей, обладающих схожими потребностями.

3. рынок как система взаимосвязи между экономическими субъектами предполагающих свободу пространства, обмен и потребление ограниченной правами контрактов и общества.

Принцип современной рыночной системы – это многообразие форм собственности, экономической свободы, конкуренция, ограниченная роль государства в регулируемой экономике.

Роль рынка в экономике и его значение для субъектов коммерческой деятельности определяется тем, что рынок способствует:

Приспособлению объема и структуры производства к платежеспособному спросу;

Оздоровлению экономической среды посредством ее освобождения от убыточных и неконкурентоспособных предприятий, не соответствующих современным требованиям;

Развитию технологического прогресса, повышению качества и расширению ассортимента продукции, снижению издержек производства и обращения.

Таким образом, рынок является регулирующим механизмом, заставляющим субъектов коммерческой деятельности ориентироваться на потребителей и принимать такие хозяйственные решения, которые приведут к успеху в конкурентной борьбе.

Рынки можно классифицировать но разным признакам. По признаку товарной насыщенности различают:

Рынок продавца - рынок, на котором отношения обмена складываются более выгодно для продавца (спрос превышает предложение, существует дефицит товаров);

Рынок покупателя - рынок, на котором отношения обмена складываются более выгодно для потребителя (предложение превышает спрос, покупатели покупают только те товары, которые их устраивают).

В настоящее время большинство товарных рынков являются рынками покупателя, где явно выражена борьба за потребителя, предпринимаются активные действия в области обновления ассортимента и стимулирования продаж.

В зависимости от типа конкуренции выделяют следующие типы рынка:

Свободная (совершенная) конкуренция - ситуация, когда существует много независимых фирм, которые имеют малые рыночные доли, предлагают отнрсительно однородную продукцию и могут свободно войти на рынок и покинуть его, при этом каждый участник рынка не в состоянии влиять на рыночную цену;

Монополия - ситуация, когда на рынке существует один производитель или продавец, который полностью контролирует объем предложения и цену товара, и создаются почти непреодолимые преграды для входа других фирм;

Олигополия - рынок, на котором небольшое число фирм продает однородные или дифференцированные товары, существуют высокие барьеры входа, имеет место сильная взаимозависимость участников рынка в вопросах цены и сильная неценовая конкуренция;

Монополистическая конкуренция - рынок, на котором оперирует много фирм, продающих дифференцированную продукцию, при этом вход на рынок относительно свободен, а участники рынка обладают значительным контролем над ценой своего товара и функционируют в условиях сильной неценовой конкуренции.

По назначению товаров разделяют:

Потребительский рынок - рынок, на котором отдельные лица или домохозяйства приобретают товары или услуги для личного потребления; подразделяется на рынок продовольственных и непродовольственных товаров и рынок услуг;

Рынок производителей (рынок товаров производственного назначения) - рынок, на котором организации покупают товары и услуга для их использования в процессе производства;

Рынок промежуточных продавцов - рынок, на котором организации приобретают товары для последующей перепродажи, получая прибыль от разницы цен;

Рынок государственных учреждений - рынок, на котором государственные организации приобретают товары и услуги для обеспечения интересов страны и содержания государственного аппарата.

Рынки также классифицируют по видам товаров (рынок нефти, рынок автомобилей, рынок продуктов питания, рынок мебели и т. п.) и по территориальному охвату (региональный, национальный, мировой рынки).

Для принятия коммерческих решений необходимо иметь информацию об уровне спроса и объеме продаж в целом и у отдельных участников рынка.

Для количественной характеристики рынка используют показатели:

Емкость рынка - объем продаж на данном рынке за какой-то период;

Потенциал рынка - предельная величина спроса на рынке, объем предложения, который мог бы потребить рынок, если: 1) каждый потенциальный пользователь станет реальным пользователем; 2) каждый пользователь будет использовать товар при каждой возможности его применения; 3) при каждом применении товар будет использоваться в требуемом объеме;

Рыночная доля отдельных фирм на рынке - показатель, равный отношению объема продаж товара какой-либо компании к общему объему продаж данного товара на рынке; рассчитывается в процентах.

По этим показателям судят о рыночной ситуации и тенденциях ее развития.

В целом привлекательность рынка оценивают по критериям:емкость рынка; темп роста рынка; насыщенность рынка (степень удовлетворения спроса на товары); степень остроты конкуренции; доступность рынка (высота входных барьеров); другие факторы, связанные с благоприятностью внешней среды.

http://www.studfiles.ru/preview/6139138/page:22/

http://center-yf.ru/data/economy/Vidy-rynkov.php

Рынок представляет собой механизм взаимодействия покупателей –представителей рыночного спроса и продавцов, представляющих рыночное предложение, в ходе этого взаимодействия устанавли­вается равновесная рыночная цена.

Как уже говорилось в разделе взаимодействия спроса и предложения, каждый из участников рыночных отношений действует в своих интересах: продавец заинтересован продать товар по цене, обеспечивающей максимум прибыли, а покупатель желает купить товар по минимальной цене и получить от его потребления максимально полезный эффект. Сделка может совершиться при каком-то промежуточном варианте – цене равновесия.

Структурой рынка является его внутреннее строение, взаимосвязь между отдельными элементами, их удельный вес в общем объеме. Основой, определяющей структуру рынка, являются формы собственности действующей в экономике (государственная, частная, коллективная, смешанная).

Основными субъектами хозяйственной деятельности в ры­ночной экономике выступают домашние хозяйства, организации бизнеса и правительство. Взаимодействие между ними осуще­ствляется на различных рынках.

Существует множество видов рынков в зависимости от признаков сравнения, классификация которых представлена в табл. 5.

Таблица 5.

Классификация рынков

Классификационный признак Виды рынков
1. В зависимости от предмета обмена - рынок товаров и услуг; - рынок факторов производства; - финансовый рынок; - рынок интеллектуальных продуктов.
2. По экономическому назначению объектов - рынок потребительских товаров и услуг; - рынок товаров промышленного назна- чения; - рынок инноваций; - рынок труда; -рынок ценных бумаг; - рынок жилья и т.д.
3. По географическому положению - местный рынок; - национальный; - мировой.
4. По степени ограничения конкуренции - рынок совершенной конкуренции; - монополистический; - олигополистический; - монопсонический; - смешанный.
5. По характеру продаж - оптовый; - розничный.
6. По уровню насыщения - равновесный рынок; - избыточный рынок; - дефицитный рынок.
7. По соответствию действующему законодательству - легальный рынок; - нелегальный (черный) рынок.
8. По отраслям - компьютерный; - продовольственный; - книжный и т. д.

Разберем некоторые виды рынков более подробно.

Рынок товаров и услуг. Характерным признаком потре­бительского рынка является то, что цены на нем фактически формируются после производства товаров. Такой рынок наибо­лее подвержен кризисам.

Рынок факторов производства , представляющих собой три взаимо-связанных рынка:

· рынок капиталов;

· рынок землепользования и недвижимости;

· рынок труда.

Их взаимосвязь обусловлена зависимостью спроса и пред­ложения на одном рынке от ситуации на другом. Например, если цены на рынке труда растут, увеличивается ставка заработной платы, то фирмам выгоднее увеличивать капитал, замещая им, ставший более дорогим, труд.

Отличительной чертой рынка факторов производства явля­ется производный характер спроса . Главной цель любого бизнеса служит получение прибыль, а капитал, труд, земля представляют собой условия, необходимые для производства прибыли.

На финансовом рынке выступает один предмет купли-продажи – деньги, предоставляемые в пользование в различной форме.

Существует несколько способов классификации финансовых рынков:

· по принципу возвратности (рынок долговых обязательств и рынок собственности);

· по характеру движения ценных бумаг (первичный и вторичный);

· по форме организации (организованный рынок и распределенный);

· по срокам предоставления денег.

Например, акции по принципу возвратности относятся к рынку собственности, так как на этом рынке покупают и продают право на получение дохода от вложения денег.

Акции нового выпуска будут реализованы на первичном рынке, а их перепродажа осуществляется на вторичном. Коти­ровка крупных пакетов акций на фондовой бирже означает их прохождение через организованный рынок, но большая часть акций обращается на распределенном, уличном рынке.

Рынок интеллектуальных продуктов – это рынок на котором продаются такие специфические объекты купли продажи как изобретения, инновации, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Основные виды рынков подразделяются на субрынки и ры­ночные сегменты.

Сегмент рынка – это часть рынка или группа потребителей, объединенных едиными требованиями по отношению к данному товару или услуге. Например, на основе демографического принципа рынок будет сегментирован по возрасту потребителей, полу, составу семьи и т. д.

Виды рынков

Итак, по определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: Инфра-М, 2003 Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим четырем признакам Б.Райзберг, Л.Лозовский, Е.Стародубцева. Современный экономический словарь http://vocable.ru

Таблица2.1.1 Основные виды рынков

по виду продаваемого товара по масштабам охвата территории с точки зрения соответствия действующему законодательству по уровню конкуренции
- рынок сырья; - рынок материалов; - рынок драгоценностей; - рынок средств производства; - рынок недвижимости; - рынок потребительских товаров и услуг; - рынок информационного и интеллектуального (духовного) продукта; - рынок инноваций; - рынок капитала; - рынок валюты; - рынок ценных бумаг; - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы - мировой рынок - зональный рынок - региональный рынок - национальный рынок - внутренний и внешний рынок (применительно к каждой стране) - легальный (официальный) рынок - нелегальный (теневой, чёрный…) рынок - рынок совершенной конкуренции (высококонкурент-ный, свободный); - рынок монополистической конкуренции, - рынок олигополии, - рынок чистой монополии (закрытый)

В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление рынков по признаку «факторы производства».

Каждый из рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.

В условиях углубления и расширения хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которых выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в пределах государственных границ. Среди множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки. Словарь маркетинговых терминов, 2002 http://vocable.ru

Рыночная структура- набор технологических, рыночных и институ-циональных факторов, влияющих на поведение фирм. Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка - покупателей (psoneo - от греч.) и продавцов (poleo - от греч.) и количества субъектов (mono - один субъект; oligos - несколько; poly - много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур.

Таблица1.2.2 Матрица рыночных структур

При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Вмикроэкономической теории исследуют следующие 4 типа рыночных структур:

совершенная (чистая) конкуренция;

монополия;

монополистическая конкуренция;

олигополия.

В теории строения рынков исследуют следующие основные факторы, определяющие рыночную структуру (см. приложение 1 - стр. 37): количество фирм в отрасли и их размеры; количество покупателей; тип производимой фирмами продукции (однотипная (стандартная) или дифференцированная); возможность для входа в отрасль и выхода из неё других фирм; тип конкуренции (ценовая или неценовая); информированность продавцов и покупателей относительно изменения факторов спроса и предложения.

Рынок чистой монополии

Существуют рынки, где в той или иной степени возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей рынки несовершенной конкуренции. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка.

В зависимости от степени ограничения конкуренции выделяют несколько видов несовершенных рынков: монополия, олигополия и монополистическая конкуренции.

Монополия -- исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Рыночная власть-- это способность фирмы (продавца) или покупателя воздействовать на цену товара. У монополии рыночная власть полная. Чистаямонополия -- это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Чистая монополия -- это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.

Характерные черты чистой монополии: понятия «фирма» и «отрасль» совпадают; покупатели не имеют возможности выбора; чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении; кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса; чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

Барьеры для входа в отрасль-- это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные,создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).

Источники монопольной власти:

2) Устойчивые предпочтения потребителей (низкая эластичность спроса).

3) Контроль над ресурсами (местонахождение, источники сырья).

4) Эффект масштаба (оптимальный объем выпуска при удовлетворении всего рыночного спроса).

Виды монополий:

1) Закрытая монополияносит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).

2) Открытая монополияносит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара.

3) Естественная монополияносит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек может быть достигнут при очень больших объемах производства (электроэнергетика, железные дороги и т.д.).

Общественные издержки монопольной власти-- это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти. Предельные издержки - затраты на производство дополнительной единицы продукции. Показатель Лернера монопольной власти-- L = (Р - МС)/Р, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. 0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

Индекс Херфиндаля-Хиршманаопределяет степень концентрации рынка: Н = Р* + Р* + ... + Р* , где Н -- показатель концентрации, Рп -- процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении.

Ценовая дискриминация-- разница в ценах на одинаковый по качеству товар для разных покупателей, не связанная с затратами на его производство. Ценовая дискриминация первой степени(совершенная ценовая дискриминация) -- наличие особой цены для каждого покупателя. Ценовая дискриминация второй степени(по объему продаж) -- назначение цены в зависимости от объема покупки. Ценовая дискриминация третьей степени(сегментированная ценовая дискриминация) -- назначение разных цен для разных групппокупателей.

Кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса. Для увеличения объёма продаж монополист снижает цену на каждую дополнительную единицу продукции. Кривая спроса на продукт чистой монополии имеет отрицательный наклон, поэтому фирма может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товаров. Возможность влиять на цену товара называется монопольной властью. В случае простой монополии предельный доход (MR), получаемый от продажи дополнительной единицы товара, ниже его цены (кроме первой единицы) -- MR < Р. График MR проходит ниже кривой спроса (см. рис. 2.3.1). Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода (TR) и предельного дохода монополии (MR). Когда спрос эластичен, значение MR положительно и общий доход растет. Когда спрос не эластичен, MR < 0 и TR падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, MR = 0, a TR -- максимальный, монополист, очевидно, ограничит объем выпуска эластичной частью кривой спроса.

Рынок олигополии

Олигополия - рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену. Олигополистический рынок имеет черты и конкурентного и монополистического рынков, в зависимости от способа поведения его участников и особенностей выпускаемого товара. Рынок олигополии - это рынок взаимодействия небольшого количества взаимозависимых крупных производителей (продавцов). Как правило, на долю производителя-олигополиста приходится значительная часть рыночного предложения, что позволяет ему оказывать влияние на рыночную цену. Характерные черты олигополии:

1) На рынке доминирует небольшое количество фирм. Главная черта олигопольного рынка -- в тесной и сознательной взаимосвязи и взаимозависимости фирмдруг от друга.

2) Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную рыночную власть над ценой. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.

3) Ограниченный доступ в отрасль (существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль).

4) Однородный продукт (чистая олигополия) или дифференциальный продукт (дифференциальная олигополия).

5) Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.

Последствия всеобщей взаимосвязи олигополистов: нельзя точно оценить спрос; нельзя точно определить MR; нельзя определить Р* (равновесная цена) и Q* (равновесный объем продаж).

Модель "Ломаной кривой спроса" (см. рис. 2.5.1.) объясняет негибкость цен. Форма кривой спроса олигополиста зависит от реакции соперников на действия фирмы. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если она повысит цену, так как конкуренты не будут повышать свои цены в ответ (D2). Если же фирма понизит свои цены, то спрос станет неэластичным, так как конкуренты, скорее всего, тоже понизят цены (D1). Результат -- ломаная кривая спроса у фирмы (D2PD1). Р -- установленная цена. Если фирма повысит цену, то спрос уйдет к D2. Если фирма понизит цену, то спрос не изменится.

Кривая MR имеет вертикальный разрыв А-В. Из-за разрыва в величинах MR объем выпуска не будет оказывать воздействия на цену товара при изменении предельных издержек (МС).

Ценообразование на рынке олигополии.

а) Картельное соглашение.

Тайный сговор - форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей. Картель- группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.

Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж. При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены втайне от других. Это разрушает картель.

Препятствия для тайного сговора: различия в спросе и издержках; число фирм в отрасли; внезапный спад деловой активности; возможное вступление в отрасль других фирм; мошенничество, основанное на скрытом снижении цен попринципу ценовой дискриминации.

б) Лидерство в ценах (молчаливый сговор) - это соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли. Стратегия поведения фирмы-лидера является руководством к действию для других, более мелких фирм.

Тактика лидера при корректировке цен: корректировка цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках; о надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ; ценовой лидер выбирает не обязательно максимальную цену.

в). Практика сдерживания цен. Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конк

1 Субъекты и объекты коммерческой деятельности………............………3

2 Мерчандайзинг: сущность и средства мерчендайзинга…………………5

3 Сущность и содержание Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Р.Ф.»…………………….….10

4 Способы (законные) увеличения прибыли в торговле……………...….13

Список литературы………………………………………………………....15

1 Субъекты и объекты коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность – совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

Ключевым отличием коммерческой деятельности от прочих видов деятельности, является извлечение прибыли в процессе взаимоотношений между субъектами, которые реализуют свои действия через объекты торгового предприятия: основные производственные фонды (пассивные – здания, активные – оборудование) и товарно-материальные ценности.

Разграничение субъектов коммерческой деятельности по признаку их функциональной специализации обусловливает следующую классификацию:

1) Производитель – юридическое или физическое лицо, производящее товар/услугу для дальнейшей реализации посредством продажи.

2) Потребитель – лицо, приобретающее какой - либо товар, с целью удовлетворения собственных потребностей.

3) Продавец – лицо, осуществляющее процесс продажи товара/услуги за деньги с целью получения прибыли.

В процессе продажи существует категория торговых посредников, которые являются звеном в цепи «производитель – потребитель»: торговые компании; каналы распределения. Одним из ключевых элементов в системе коммерческих отношений является коммерческое предприятие и особенно его разновидность – торговое предприятие (торговая компания).

Субъектами коммерческой деятельности в сфере товарного обращения являются и некоммерческие организации, которые могут заниматься предпринимательством. К ним относятся потребительский кооператив, ассоциации и союзы.

Объектами коммерческой деятельности являются товар, услуга, деньги, документы купли-продажи, ценные бумаги. Товар или услуга продаются с целью получения прибыли, и деньги, уплаченные за него, которые служат, затем источником образования прибыли .

Товар – средство удовлетворения потребностей потребителя. Согласно модели Армстронга – Котлера, товар состоит из трех компонентов или наборов качеств:

    основных (core) качеств – выгод, которые предоставляет товар;

    осязаемых (tangible) качеств – материальных качеств;

    подкрепляющих (augmented) качеств – сопутствующих услуг (сервисное обслуживание, гарантия, хорошая доставка и пр.) .

Услуга – вид непроизводственной деятельности, удовлетворяющий потребности потребителей.

Предпосылкой создания и условием развития коммерческого бизнеса является наличие и рост капитала с его способностью воспроизводить себя в расширенных размерах.

Капитал – это

Стоимость, способная создавать новую, большую по размерам стоимость;

Средства, которыми располагает физическое или юридическое лицо, его собственность, складывающаяся из суммы вкладов, внесенных при организации предприятия (уставный капитал), зданий, сооружений, находящихся на балансе, других материальных и денежных средств и интеллектуальных ценностей (патентов, лицензий, ноу-хау и т.д.), а также части прибылей, инвестируемых в дело.

Капитал делится на собственный, которым владеет само предприятие, и привлеченный (заемный).

Источником поддержания и приращения капитала, образования прибыли и покрытия текущих затрат является товарооборот, т.е. продажа товаров, коммерческий процесс обмена товаров на деньги.

Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя.

2 Мерчандайзинг: сущность и средства мерчендайзинга

На протяжении всей истории товарно-денежных отношений продавец каждый раз старался выделить свой товар, сделать его привлекательнее. Сегодня задача заключается в том, чтобы товар был востребован, чтобы он обладал такими свойствами, которые необходимы потребителю. Для этого сделано многое: создана марка, вещь оптимально соответствует критерию «цена - качество», готова упаковка, разработаны методы коммуникации с потребителем для создания необходимого спроса и осуществляются мероприятия по продвижению. Однако остается еще один последний шанс выделить свой товар и, соответственно, заставить его лучше продаваться или продаваться вообще. Эта работа в системе маркетинговых коммуникаций называется мерчандайзингом, то есть продвижением торговых марок в розничной сети.

Мерчандайзинг получил развитие в последние двадцать лет, но особенно быстро развивается в последние годы. Произошло это по причине совершенствования и насыщения рынка, и, разумеется, обострения конкурентной борьбы. Особенностью российского рынка в данном случае является то, что мерчандайзинг получил свое развитие с приходом американских и западных мультинациональных корпораций типа Coke, Mars, Nestlе. Отсюда же исходит и этимология данного слова. В переводе с английского «merchandising» означает «искусство торговать» в области розничной торговли.

Мерчандайзинг всегда ориентирован на определенный результат: стимулирование желания конечного потребителя выбрать и купить продвигаемый товар. Его целью является увеличение объемов продаж через сети розничной торговли и привлечение новых покупателей.

В результате своей эволюции, мерчандайзинг стал еще и инструментом, дающим ощутимые конкурентные преимущества. Многие корпоративные производители сделали мерчандайзинг частью своей маркетинговой стратегии. При организации мерчандайзинга в компании обычно рассматривают следующие критерии: количество магазинов, которое компания хочет покрыть работой по мерчандайзингу; время, необходимое для мерчандайзинга одной торговой точки; необходимая частота посещений торговых точек.

Функциями мерчандайзера в торговой точке являются:

    осмотр точек продажи, посещение склада и вывоз продукции в торговый зал,

    выкладка продукции на точках продажи согласно концепции мерчандайзинга компании;

    размещение ценников на точках продажи;

Инструменты мерчандайзинга:

Дизайн магазина (как внешний, так и внутренний);

Планирование магазина (планирование потоков движения покупателей);

Цветовая блокировка;

Комплексные меры.

Дизайн магазина

Дизайн магазина – ключевой фактор в разработке имиджа. Чтобы максимизировать продажи розничный торговец должен иметь ясную философию бизнеса, ориентированную на два типа целевых клиентов: существующих и потенциальных. Он должен постоянно направлять свои усилия на создание витрины и атмосферы, соответствующих имиджу магазина. Внешний облик магазина должен четко и быстро указывать на его сущность, иначе клиенты пройдут мимо в поисках более подходящего места для покупок. Вывеска с названием - не должна вводить в заблуждение и должна запоминаться покупателю.

Планировка магазина

В зависимости от системы расстановки оборудования используют различные виды технологической планировки торгового зала:

Линейная (решетка);

Боксовая (трек, петля);

Смешанная;

Свободная (произвольная)

Правила оформления - не менее значимая часть продвижения товара в розничной сети. Основополагающий принцип оформления - постоянное обновление материалов. Рекламные (P.O.S.) материалы должны:

а) находиться непосредственно возле точки продаж товара или на пути следования к нему;

б) быть уместны и не вызывать недоумения или раздражения, быть хорошо видны потенциальному покупателю;

г) быть актуальными, так как материалы определенной рекламной кампании работают только ограниченное время.

Цветовая блокировка (colour blocking)

В среднем посетитель супермаркета пробегает взглядом по полкам товаров со скоростью 1,2 м/с с расстояния 2,5 метра. Чтобы выделить нужную упаковку среди сотен других, продавцы и дизайнеры иногда используют цветовую блокировку. Суть ее в том, что товары с упаковкой одного цвета на полке расставляют вместе. В результате создается одноцветный блок товаров. В то же время блоки, сочетающие различные цвета, могут рождать полезные для продажи ассоциации. Например, блоки белого, зеленого и синего цветов могут вызвать ассоциацию с расслабляющим и освежающим прибоем. Такое сочетание хорошо использовать в отделе, где продаются гели для душа и другие моющие средства.

Обратным способом привлечения может служить контраст - не только цветовой, но и по форме. Например, привычный товар - литровая пачка сока - на полке явно выделяется более узкой и вытянутой упаковкой.

Комплексные меры

Во многих супермаркетах существует система рекламного оповещения потребителей через показ рекламных роликов на большом видеоэкране. Такая система используется на протяжении многих лет. Единственная проблема с высокотехничными инструментами заключается в том, что покупатель концентрирует свое внимание на них самих, вместо того, чтобы думать о покупке. С другой стороны, эта система позволяет привлечь покупателя к конкретной продукции, которая, в противном случае, осталась бы незамеченной среди нескольких тысяч других в супермаркете. Широко распространено использование звуковых эффектов. Причем, оно не ограничивается только передачей устных объявлений. Звуковые эффекты могут создавать в разных отделах магазина соответствующую атмосферу (к примеру, динамичная музыка в спортивном отделе и громкие звуки из видео-стен) либо соответствующий настрой (заставляющий, скажем, покупателя двигаться быстрее или, напротив, расслабляющий). Чтобы изменить настроение покупателя и спровоцировать его на покупки, часто используют внутри магазина различные запахи (в Великобритании отдельные продавцы товаров для дома используют запах булочной/кафе, чтобы побудить клиентов войти в магазин и купить товары, ничего общего с едой не имеющие: одежду, осветительную аппаратуру и т. д.).

    эффект от использования различных цветов.

Используя определенные цвета для создания необходимых эффектов, можно существенно увеличить продажи. Цвета могут использоваться для создания акцентов. Например, голубой цвет символизирует спокойствие и релаксацию. Белый цвет - ощущение чистоты, ясности и новых начинаний. Красный цвет - побуждение, ускорение. Желтый цвет – стимулирование.

    эффект, оказываемый освещением.

Выигрышные черты товара может подчеркнуть и правильно подобранное освещение. Освещение подчеркивает разнообразие и качество представленной продукции, а также делает ее обозримой. Торговое оборудование должно быть освещено таким образом, чтобы вся основная продукция и информация о ней была четко и ясно видна. В тоже время необходимо постараться избежать вертикального, яркого освещения продукции, резких теней, но также и отсутствия теней;

Товары-новинки и дорогая продукция могут быть представлены с помощью направленного на них освещения для того, чтобы выделить ее значимость. Общая освещенность также влияет на реакцию покупателя.

Существует множество определений мерчандайзинга, одно из них: мерчандайзинг - "Безмолвный Продавец ". В этом и есть суть мерчандайзинга - как расположить товар в магазине, чтобы он продавался наиболее эффективно и без участия продавца. В целях увеличения сбыта розничные торговцы должны уметь предсказать поведение посетителя и рассчитывать в первую очередь на его способности и восприятие товаров.

В условиях современной экономической ситуации любая компания, которая стремиться успешно, работать на рынке потребительских товаров, должна ориентироваться не только на качество и актуальность выпускаемой продукции, на своевременную доставку её в торговые точки, но и задумываться о мерчандайзинге своей продукции. Применение мерчандайзинга имеет такое же значение для успешной продажи разработка продукции, как создание брэнда товара, проведение рекламных акций различного рода.

3 Сущность и содержание Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Р.Ф.»

В связи с принятием Гражданского кодекса РФ Федеральным законом от 11.07.97 № 97-ФЗ внесены изменения и дополнения в Закон РФ «О потребительской кооперации в РФ». Кроме того, изменилось и его название: Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 № 97-ФЗ, от 28.04.2000 № 54-ФЗ).

Понятие потребительской кооперации определено как система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

В свою очередь, под потребительским обществом закон понимает добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

При этом действие данного закона не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие). В названиях указанных потребительских кооперативов использование слов «потребительское общество», «союз потребительских обществ» не допускается.

Потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.

Учредителями потребительского общества могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и (или) юридические лица. Число учредителей не должно быть менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц.

Решения о создании потребительского общества и вступлении в союз принимаются учредительным собранием, которое утверждает список пайщиков, устав потребительского общества и отчет о расходовании вступительных взносов.

Потребительское общество считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном законодательством порядке.

Гражданин или юридическое лицо, желающие стать пайщиками, подают в совет потребительского общества заявление в письменной форме о приеме в потребительское общество. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и место жительства. В заявлении юридического лица должны быть указаны его наименование, место нахождения и банковские реквизиты. Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, а также получающие государственные пособия, пенсию или стипендию, сообщают об этом в заявлении.

Заявление о приеме в потребительское общество должно быть рассмотрено в течение 30 дней советом потребительского общества. Вступающий признается пайщиком с момента вынесения решения советом потребительского общества и уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса.

В то же время уставом потребительского общества может быть предусмотрено, что для граждан, не имеющих самостоятельного заработка, а также для граждан, получающих только государственные пособия, пенсию или стипендию, общее собрание потребительского общества может установить меньший размер паевого взноса, чем для остальных пайщиков.

Законом предусмотрены следующие случаи прекращения членства в потребительском обществе:

    добровольный выход пайщика;

    исключение пайщика;

    ликвидация юридического лица, являющегося пайщиком;

    смерть гражданина, являющегося пайщиком;

    ликвидация потребительского общества.

Управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества.

Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества.

В период между общими собраниями потребительского общества управление в нем осуществляет совет, который является представительным органом.

Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества.

4 Способы (законные) увеличения прибыли в торговле

Существуют следующие способы увеличения прибыли:

    Посредством увеличения объема продаж в рублях

    продажа большего количества товара в натуральном выражении;

    управление ценами и рост цен (в этом деле важным является разработка ценовых матриц, установление цен в обратной зависимости от “рублевой активности”);

    оптимизация уровня обслуживания, закладываемого в план.

    Посредством сокращения себестоимости реализованной продукции

    сокращение себестоимости товаров (например, рассматриваются возможности организации групп покупателей для обеспечения скидок за объем закупаемой партии);

    анализ возможности удешевления транспортировки и нетто-цены.

3) Посредством высвобождения и дополнительного использования капитала (расширение ассортимента, строительство нового склада, покупка нового транспортного средства и т.д.).

    сокращения удельной стоимости хранения;

    организация системы предварительных заказов и сокращение вариации спроса (что обеспечит снижение необходимого страхового запаса);

    сокращение времени и вариации времени срока транспортировки и подготовки заказа.

4) Посредством оптимизации ассортимента.

5) Посредством сокращения прочих коммерческих расходов (не входит в круг непосредственного рассмотрения для логистов).

6) Посредством повышения эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.

7) Посредством проведения масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.

8) Посредством строгого соблюдения заключенных договоров по поставкам продукции. Особо важно заинтересовать предприятие в производстве престижных и наиболее нужных для рынка изделий.

9) Совершить перенос акцентов в управлении прибылью на управление доходом предприятия.

10) Внедрение в практику оперативного учета затрат на производство продукции.

11) Применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для решения задач анализа прибыли.

Список литературы

    Коммерческое право: Учебник / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.; Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб., 1997. С. 88..

    Голышев В.Г. Коммерческое право: Конспект лекций. М., 2005. С. 9..

    Коммерческое право РФ: Учебник / Б.И. Пугинский. - 3-е изд. - М., 2005.

    Винникова Л. Мерчандайзинг: всякому товару - свое время, место и атмосфера//"Город N", 2002 г, № 45

    Котляренко М. Мерчандайзинг - это искусство. Маркетинг и маркетинговые отношения.2001. №7

    Макашов Д. Мерчандайзинг. Искусство сбыта товара.

    Парамонова Т. Планировка магазина как важнейший элемент мерчандайзинга. Практический маркетинг. 2000. №4

    Конституция РФ.М., 2005.

Услуга - это любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой, неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Виды услуг чрезвычайно разнообразны: они могут иметь промышленный характер, либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными, либо требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Одни виды услуг требуют огромных капиталовложений, например, авиаперевозки, другие могут обойтись небольшим первоначальным капиталом, но зато отличаться высоким уровнем профессионализма работников это, например, консультационные услуги.

Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику, причем сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством:

во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг;

во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров;

в-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических особенностей, обуславливающих особый подход к предпринимательской деятельности.

К основным особенностям сферы услуг можно отнести: высокая степень неопределенности услуг ставит покупателя в невыгодное положение, т. е. часто предоставление услуг требует особых, специальных знаний и мастерства, которые покупателю трудно оценить; невозможность сравнения двух конкурирующих предложений из-за совместного процесса производства и потребления услуги. Можно сравнить только ожидаемые выгоды и полученные; инерция покупателя - главный фактор в обеспечении повторяемости покупки услуги; высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры. Она обусловлена невозможностью хранения и транспортировки услуги. Это свойство услуг создает трудности в предпринимательской деятельности, т. к. обуславливает повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги; специфика организации производства услуг. Производителями услуг являются в основном малые и средние предприятия различного профиля. Обладая большей мобильностью, они имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, и они более эффективны в условиях локального рынка; специфика процесса оказания услуги. Эта специфика обусловлена обязательным личным контактом продавца и покупателя, что увеличивает требования к профессиональным качествам, этике и культуре производителя.

Наука дифференцирует услуги, оказываемые на коммерческой основе, на 10 групп, включающих:

Услуги по предоставлению жилья;

Обслуживание семей (ремонт жилища, ухо за ландшафтом)

Отдых и развлечения;

Индивидуальное санитарно-гигиеническое обслуживание (стирка, косметические услуги и др.);

Медицинские и другие услуги здравоохранения;

Частное образование;

Услуги в области бизнеса и другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные и др.);

Страховые и финансовые услуги;

Транспортные услуги;

Услуги в области коммуникаций.

Существует еще одна схема классификации услуг, выделяющая три принципиальные группы:

а) услуги, связанные с физическими товарами, которыми клиент владеет и которые использует, но не на правах собственника;

б) услуги, связанные с физическими товарами, являющимися собственность клиента;

в) услуги, не связанные с физическими товарами.

Рынок услуг постоянно находится в развитии и совершенствовании. Многие услуги характеризуются высокими издержками и низкой надежностью. Одним из решений этой проблемы является применение комплексов твердой, мягкой и гибридных технологий.

Твердая технология связана с заменой оборудования, например, использованием электронных систем подтверждения кредита взамен ручной проверки кредитоспособности. Эту технологию нельзя применить там, где нужна значительная личная квалификация и контакт, например, при оказании медицинских, юридических услуг, в парикмахерских.

Мягкие технологии заменяют индивидуальные услуги заранее запланированными комплексами. Качество услуги и удовлетворение клиента тесно связано друг с другом. Удовлетворение - результат получения услуги высшего качества. Высшее качество также ведет к большей лояльности клиентов и сотрудников, росту рыночной доли, доходов инвесторов, снижению расходов и чувствительности к ценовой конкуренции. Даже одной из этих причин достаточно, чтобы стремиться к качеству и непрерывному совершенствованию.

Услуга, как специфический товар, не существует отдельно от производителя, ее потребление осуществляется в форме потребительного производства. В этом отношении производство и потребление услуг всегда имеет одностадийный характер и не включает стадии транспортировки и хранения. Таким образом, потребление услуги напрямую связано с прямым удовлетворением потребностей человека - социальных потребностей. Последние и составляют объективную основу для формирования рынка услуг.

Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. К сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.

Секторы услуг:

Авиакомпании;

Транспортные организации (железнодорожные, водные, автомобильные);

Гостиничное хозяйство;

Страховые компании;

Бытовое обслуживание.

Коммерция в сфере услуг включает аренду товаров, изменение или ремонт товаров, принадлежащих потребителям, и личные услуги.

По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и специально-культурные:

а) материальная услуга - это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг (бытовые, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, транспорта и т. д.);

б) социально-культурная услуга - это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя (медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и другие).

На мировом рынке потребителям предоставляется свыше 600 видов услуг. При этом наибольшим спросом в мировой торговле услугами пользуются туристические, транспортные, информационно-коммуникативные и страховые услуги.

Различные услуги обладают разной степенью востребованности и социальной значимости для потребителей.