В чем привлекательность образа санчо панса. Санчо Панса: характеристика персонажа

Имя: Санчо Панса (Sancho Panza)

Страна: Испания

Создатель: Мигель де Сервантес

Деятельность: оруженосец Дон Кихота

Семейное положение: женат

Санчо Панса: история персонажа

Персонаж романа Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», спутник и оруженосец главного героя. Санчо Панса - типичный представитель народа Испании того времени. Даже значение имени героя говорит об этом (Panza переводится как «брюхо»). Речь героя переполнена пословицами и характерными монологами. Характеристика Санчо такова: герой практичен и постоянно проявляет здравый смысл (в противоположность благородному спутнику), склонен к хитрости и в каких угодно обстоятельствах ищет выгоду, часто действуя обманным путем.

История создания

Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» задумывался Сервантесом как пародия на рыцарские романы эпохи Возрождения. Санчо Панса создавался, вероятно, как собирательный образ испанского крестьянина, человека из народа. А вот у , возможно, был прототип. Этим прототипом мог послужить взаправду существовавший человек по имени Гонсало Хименес де Кесада, испанский конкистадор, историк и писатель.

Этот ученый человек, происходивший из знатного семейства, потратил много месяцев на поиски мифической страны Эльдорадо, якобы расположенной в Южной Америке. Предполагалось, что земли эти полны золота и драгоценностей. О походах Кесадо ходило множество легенд и домыслов.

Биография

Дон Кихот - идальго, человек благородного происхождения. Санчо Панса жил на его землях и работал как простой крестьянин. В сравнении с Дон Кихотом Санчо представляет полный контраст даже в плане внешности. Это низенький упитанный человек, который в странствиях с Дон Кихотом разъезжал обыкновенно на осле по кличке Серый, в то время как худой и длинный Дон Кихот ездил на лошади по имени Росинант.


В этом имени сложно обыгрываются испанские слова rocin - «кляча», и ante - «прежде, впереди». Имя это, по мнению Дон Кихота, звучало благородно и призвано было пояснять, «что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире».

Характеры героев также диаметрально противоположны. Дон Кихот склонен к мечтаниям, выдумкам и миражам, Санчо же зачастую старается отговорить спутника от откровенных безрассудств.


Перед тем как отправиться в странствия, герой успел пожить в браке и обзавестись двумя детьми. Практичный и трезвомыслящий Санчо согласился сопровождать Дон Кихота в роли оруженосца не оттого, что попал под влияние идей безумного идальго, а потому что купился на щедрые обещания, которые тот дал - сделать Санчо губернатором острова и пожаловать герою графский титул. Санчо не строит иллюзий на счет своего господина и считает, что тот не в себе, однако относится к Дон Кихоту с почтением из-за того, что тот умен и образован.


Во второй части романа образ Санчо претерпевает некоторые изменения. Герой становится более рассудительным и умным. Санчо в самом деле назначают губернатором (в шутку) и герой показывает себя на этом «посту» с лучшей стороны, честно и толково управляет и изысканно выражается. А позже покидает пост по доброй воле, придя к выводу, что власть – не для него.

При этом герой проявляет и такие черты, как наивность и доверчивость, в то время как окружающие жестоко шутят над Санчо, считая героя таким же безумцем, как и Дон Кихот. В финале радость от того, что удалось-таки заработать денег, мешается у героя с искренним сожалением о смерти Дон Кихота.

Экранизация

Роман «Дон Кихот» пережил громадное количество экранизаций, ранняя из которых состоялась на заре кинематографа, в 1903 году. Это была черно-белая немая короткометражка, снятая во Франции. Звук и цвет пришли в кино много позже.


Последняя известная экранизация романа вышла в 2007 году. Это мультипликационный фильм совместного производства Испании и Италии, снятый режиссером Хосе Посо.


В России также вышло несколько экранизаций. В 1957 году вышел цветной фильм от студии «Ленфильм» с актерами в главной роли и Юрием Толубеевым в роли Санчо Пансы. Еще одна экранизация с в роли Дон Кихота и в роли Пансы вышла в 1997 году под названием «Дон Кихот возвращается».

В честь персонажей книги названы два астероида. Первый, под названием «(571) Дульсинея», открыт в 1905 году, а второй - «(3552) Дон Кихот», - почти восемьдесят лет спустя, в 1983 году.


Образ Дон Кихота, чьим спутником был в романе Санчо Панса, оказал громадное влияние на мировое искусство и культуру. Имя героя стало нарицательным, породив такое понятие, как «донкихотство». Многие позднейшие литераторы обыгрывали либо пародировали образ Дон Кихота, давали отсылки к нему или предлагали собственные интерпретации.

Английский писатель Грэм Грин создал роман «Монсеньор Кихот», действие которого разворачивается в ХХ веке в Испании после падения франкизма. написал рассказ «Пьер Менар, автор Дон Кихота», где создается образ вымышленного писателя, который извел годы собственной жизни на то, чтобы воспроизвести некоторые главы из романа Сервантеса. А испанский философ Мигель де Унамуно создал своего рода «философский пересказ» текста Сервантеса, названный «Житие Дон Кихота и Санчо».


В 2005 году в Москве открылся Виртуальный музей Дон Кихота, созданный Институтом Сервантеса. Экспонаты, выставленные в холлах и аудиториях института, раскрывают тему Дон Кихота так полно, как только возможно. В музее прошли выставки иллюстраций к роману, «Дон Кихот и кино», «Дон Кихот и театр» и даже «Дон Кихот и дизайн».

Цитаты

«Такой важный господин, как вы, ваша милость, всегда сумеет выбрать для меня что-нибудь такое, что придется мне по плечу и по нраву».
«Ведь если б даже господь устроил так, чтобы королевские короны сыпались на землю дождем, и тогда, думается мне, ни одна из них не пришлась бы по мерке Мари Гутьеррес. Уверяю вас, сеньор, что королевы из нее нипочем не выйдет. Графиня − это еще так-сяк, да и то бабушка надвое сказала».
«Смотрите же, ваша милость, сеньор странствующий рыцарь, не забудьте, что вы мне обещали насчет острова, а уж я с каким угодно островом управлюсь».
«И хоть я знаю, что женщины болтают пустяки, а все-таки не слушают их одни дураки».
«Я щупал себе пульс и знаю, что у меня хватит здоровья, чтобы править королевствами и островами».

Не зря сожгли Сервантеса… да-да. В начале сего фильма священник и аптекарь отправляют на костер все книги о рыцарях не позабыв на закуску и творение Сервантеса. Вот прекрасный намек сценаристов -во что превратится несгораемая классика благодаря их беспутно-поверхностной работе над этим фильмом.

Если пересказывать вкратце книгу о доблестном рыцаре Дон Кихоте и его оруженосце — то выйдет приблизительно этот фильм, но -на килограмм умнее, на пол-кило романтичнее и на 200 грамм трагичнее. Фильм удался лишь воплощением персонажей — отличный подбор актеров, типажность и темперамент на высоте. Не повезло конечно найти в фильме истинного Росинате -клячу жалкую и тощую как и хозяин, но это мелочи, на фоне итальянской Испании.

Слишком много итальянского -и манера комедийного сюжета (комедия дель-арте) и персонажи более подходящие к балаганному театру, где дон Кихот -Пьеро, а Санчо Панса -Арлекино. Ода Мальвине (то есть Дульсинее Тобоской) прозвучала почти к месту и по тексту, но.. Дульсинея существовала, а тут же Дон Кихот сам признает свою ненормальность и говорит, что выдумал эту прекрасную даму. А пицца? Откуда взялась пицца на столе бедной испанской крестьянки. Наверное это такой непрозрачный юмор был в фильме.

Слишком мало экзальтированного романтизма. Ведь произведения Сервантеса просто пропитано поэтическими идеалами и романтическими историями о несчастных влюбленных. Это фильм нужно переименовать в «Санчо Панса и его господин Рыцарь Печального Образа именуемого Дон Кихот»… Длинновато, но в стиле Сервантеса. Увы -много шуток и пантомим, много нелепостей и кривляний, а поэзии и возвышенности и безумства Дон Кихота, очень мало! Мало злоключений и переломов, мало несчастий и испытаний. Но именно это и есть стержень всего бессмертного творения перерастворимого, как растворимый кофе в этот фильм, именуемый экранизацией.

Главная и важнейшая сцена -сражения с мельницами, откровенно дешево снята. Декорации мелкие, неправдоподобные и монтаж вырвал куски сцены. Большой минус для фильма. Именно тема борьбы с ветряными мельницами -стал символом пустых и безумных свершений. Зато на яйцах продюсеры не продешевили -проглатывания яиц -главный фокус фильма, этакая дешевая клоунада на радость публике.

Отмечу лишь пару удачных моментов фильма -воображаемый пир в сарае и ночное дежурство Дон Кихота.

Эпилог. Открытый и пафосный, даже красиво-символичный. Не важно, что не по книге, главное было поставить восклицательный знак после выдуманного хеппи-энда.

Санчо Панса

САНЧО ПАНСА (исп. Sancho Pansa; «pansa» - пузо, брюхо, живот) - центральный персонаж романа Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первый том - 1605; второй - 1615). Соблазненный обещанием Дон Кихота получить в подарок один из завоеванных островов и стать губернатором, бедный крестьянин С.П. оставляет жену и детей и в качестве оруженосца отправляется с Дон Кихотом на поиски приключений. Вместе со своим хозяи ном С.П. переживает множество событий и становится свидетелем его подвигов. С одной стороны, С.П. считает Дон Кихота сумасшедшим, с другой - почитает рыцаря как одного из самых благоразумных и образованных людей, простодушно веря его рассказам. Оруженосцу достается не меньше, чем его хозяину: он часто бывает бит, его обкрадывают; окружающие подшучивают над ним, считая таким же чудаком, как и Дон Кихот. На протяжении всего романа Рыцарь Печального Образа и его оруженосец остаются неразлучными, за исключением момента, когда герцог и его супруга претворяют в жизнь давнюю мечту С.П. - стать губернатором острова. Дон Кихота и С.П. часто противопоставляют друг другу: дородный и любящий поесть С.П. не только внешне полная противоположность своему долговязому и худому хозяину. В противовес Дон Кихоту он олицетворяет собой здравый смысл и житейскую смекалку. Однако «здравомыслие» С.П. не мешает ему быть спутником, другом и главным собеседником Дон Кихота, соучастником многих его подвигов. Образ С.П. генетически связан с народной смеховой культурой (не случайно в одном из эпизодов романа шутники подбрасывают С.П. на одеяле - как чучело или собаку во время празднования карнавала в Испании) и образует один типологический ряд с такими персонажами, как Панург и Фальстаф. С.П. чужды высокие идеалы рыцарства Дон Кихота. Он руководствуется скорее соображениями материальной выгоды. С.П. часто обманывает своего хозяина, чтобы избежать тумаков и неприятностей. В сцене с тремя крестьянками, которых С.П. выдает за Дульсинею и ее свиту, герой сознательно вводит Дон Кихота в заблуждение, описывая смущенному хозяину красоту и прекрасное одеяние благородных дам. Когда Дон Кихот требует у оруженосца, чтобы тот бичевал себя, С.П. наносит удары по буковым деревьям. По ходу романа С.П. присваивает многие черты Дон Кихота, иногда начинает рассуждать, как его хозяин. Во время своего губернаторства на вымышленном и созданном герцогом острове Баратария неотесанный и простоватый С.П., помня наставления Дон Кихота, проявляет себя как честный и мудрый правитель и поражает всех своей изысканной манерой выражаться. Посчитав, что должность губернатора не для него, что он не сможет защитить остров от нашествия врагов, ибо дело крестьянина - пахать землю, С.П. возвращается в услужение к Дон Кихоту. По его словам, он вновь обретает прежнюю свободу, т.к. служение у господина для него не является принуждением, каковым оказалось губернаторство. В критике образ С.П. чаще всего рассматривается в связи с образом Дон Кихота (выразительный пример - точка зрения на С.П. Тургенева и Достоевского). В испанской литературе начала XX»Шв. образ С.П. истолковывается как олицетворение нации. Контакт с идеалом (Дон Кихотом) возвышает простого человека, и от «кихотизации» Санчо-народа зависит будущее Испании (Унамуно).

Все характеристики по алфавиту:

Значение САНЧО ПАНСА в Литературной энциклопедии

САНЧО ПАНСА

(исп. Sancho Pansa; «pansa» - пузо, брюхо, живот) - центральный персонаж романа Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первый том - 1605; второй - 1615). Соблазненный обещанием Дон Кихота получить в подарок один из завоеванных островов и стать губернатором, бедный крестьянин С.П. оставляет жену и детей и в качестве оруженосца отправляется с Дон Кихотом на поиски приключений. Вместе со своим хозяи ном С.П. переживает множество событий и становится свидетелем его подвигов. С одной стороны, С.П. считает Дон Кихота сумасшедшим, с другой - почитает рыцаря как одного из самых благоразумных и образованных людей, простодушно веря его рассказам. Оруженосцу достается не меньше, чем его хозяину: он часто бывает бит, его обкрадывают; окружающие подшучивают над ним, считая таким же чудаком, как и Дон Кихот. На протяжении всего романа Рыцарь Печального Образа и его оруженосец остаются неразлучными, за исключением момента, когда герцог и его супруга претворяют в жизнь давнюю мечту С.П. - стать губернатором острова. Дон Кихота и С.П. часто противопоставляют друг другу: дородный и любящий поесть С.П. не только внешне полная противоположность своему долговязому и худому хозяину. В противовес Дон Кихоту он олицетворяет собой здравый смысл и житейскую смекалку. Однако «здравомыслие» С.П. не мешает ему быть спутником, другом и главным собеседником Дон Кихота, соучастником многих его подвигов. Образ С.П. генетически связан с народной смеховой культурой (не случайно в одном из эпизодов романа шутники подбрасывают С.П. на одеяле - как чучело или собаку во время празднования карнавала в Испании) и образует один типологический ряд с такими персонажами, как Панург и Фальстаф. С.П. чужды высокие идеалы рыцарства Дон Кихота. Он руководствуется скорее соображениями материальной выгоды. С.П. часто обманывает своего хозяина, чтобы избежать тумаков и неприятностей. В сцене с тремя крестьянками, которых С.П. выдает за Дульсинею и ее свиту, герой сознательно вводит Дон Кихота в заблуждение, описывая смущенному хозяину красоту и прекрасное одеяние благородных дам. Когда Дон Кихот требует у оруженосца, чтобы тот бичевал себя, С.П. наносит удары по буковым деревьям. По ходу романа С.П. присваивает многие черты Дон Кихота, иногда начинает рассуждать, как его хозяин. Во время своего губернаторства на вымышленном и созданном герцогом острове Баратария неотесанный и простоватый С.П., помня наставления Дон Кихота, проявляет себя как честный и мудрый правитель и поражает всех своей изысканной манерой выражаться. Посчитав, что должность губернатора не для него, что он не сможет защитить остров от нашествия врагов, ибо дело крестьянина - пахать землю, С.П. возвращается в услужение к Дон Кихоту. По его словам, он вновь обретает прежнюю свободу, т.к. служение у господина для него не является принуждением, каковым оказалось губернаторство. В критике образ С.П. чаще всего рассматривается в связи с образом Дон Кихота (выразительный пример - точка зрения на С.П. Тургенева и Достоевского). В испанской литературе начала XX в. образ С.П. истолковывается как олицетворение нации. Контакт с идеалом (Дон Кихотом) возвышает простого человека, и от «кихотизации» Санчо-народа зависит будущее Испании (Унамуно). Лит. см. к статье «ДОН КИХОТ ». Г.В.Денисенко (лит. герои)

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое САНЧО ПАНСА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САНЧО ПАНСА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-26 Time: 06:32:08 Санчо Панса? герой произведения "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский".- *? Такой важный господин, как вы, …
  • САНЧО ПАНСА в Словаре русского языка Лопатина:
    С`анчо П`анса, С`анчо П`ансы, …
  • САНЧО ПАНСА в Орфографическом словаре:
    с`анчо п`анса, с`анчо п`ансы, …
  • САНЧО
    (Sancho) — короли Кастилии: 1) С. I., он же король Наварры С. III (см.). 2) C. II, царствовал в 1065—72 …
  • САНЧО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Sancho) ? короли Кастилии: 1) С. I ., он же король Наварры С. III (см.). 2) C . II , …
  • САНЧО IV
  • САНЧО III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1157—1158 г.г Сын Альфонса VII и Беранжеры Барселонской Ж. с 1151 г. Бланка, дочь короля …
  • САНЧО II в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    1) Король Кастилии (Испания), правивший в 1065—1072 гг. Сын Фердинанда I и Станции Леонской Ж.: Альберта, Умер 7 окт 1072 …
  • САНЧО I РАМИРОС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • САНЧО I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    1) Король Леона (Испания), правивший в 957—958, 959—966 гг. Сын Рами-ро II. Умер 966 г. 2) Санчо несколько лет воевал …
  • САНЧО IV в биографиях Монархов:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1284—1295 гг. Сын Альфонса X Мудрого и Иоланды Арагонской Ж.: с 1282 г. Мария де …
  • САНЧО III в биографиях Монархов:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1157—1158 г.г Сын Альфонса VII и Беранжеры Барселонской Ж. с 1151 г. Бланка, дочь …
  • САНЧО II в биографиях Монархов:
    Король Португалии из Бургундской династии, правивший в 1223—1248 гг. Сын Альфонса II и Урраки Кастильской. Умер янв. 1248 г. Когда …
  • САНЧО II в биографиях Монархов:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1065—1072 гг. Сын Фердинанда I и Станции Леонской Ж.: Альберта, Умер 7 окт 1072 г. …
  • САНЧО I РАМИРОС в биографиях Монархов:
    Король Арагона (Испания), правивший в 1063 — 1094 гг. В 1076—1094 гг. король Наварры под именем Санчо V. Сын Рамиро …
  • САНЧО I в биографиях Монархов:
    Санчо несколько лет воевал против старшего брата Ордоньо III, пытаясь отобрать у него престол. Наконец, после его смерти он сделался …
  • СЕРВАНТЕС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаэль Сааведра (Cervantes) — знаменитый испанский писатель, род. в 1547 г. в Алкале, происходил из благородного древнего рода, в котором …
  • ФЕРДИНАНД IV в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    1) Из династии Габсбургов. Король Чехии в 1646- 1654 гг. Король Венгрии в 1647 —1654 гг. Немецкий король в 1653—1654 …
  • ФЕРДИНАНД I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1035-1065 гг. Сын Санчо III Великого. Ж.: с 1033 г. Санция, дочь Альфонса V, короля …
  • АЛЬФОНС X МУДРЫЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • АЛЬФОНС VI в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Король Кастилии, правивший в 1072-1109 гг. Сын Фердинанда 1 и Станции Леонской. Ж.: 1) Агнесса, дочь герцога Аквитанского Вильгельма VI; …
  • ANTONII в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АНТОНИИ. Из лиц, принадлежавших к этому римскому роду (gens), кроме названных под словом Antonia женщин, должны быть еще упомянуты: 1) …
  • ФЕРДИНАНД IV в биографиях Монархов:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1295—1312 гг. Сын Санчо IV и Марии де Молины. Ж.: с 1302 г. Констанция, дочь …
  • ФЕРДИНАНД I в биографиях Монархов:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1035—1065 гг. Сын Санчо III Великого. Ж.: с 1033 г. Санция, дочь Альфонса V, короля …
  • АЛЬФОНС X МУДРЫЙ в биографиях Монархов:
    Король Кастилии (Испания) в 1252—1284 гг. Император «Священной Римской империи" в 1257—1273 гг. Сын Фердинанда Ш и Беатрис Швабской. Ж.: …
  • АЛЬФОНС VI в биографиях Монархов:
    Король Кастилии, правивший в 1072—1109 гг. Сын Фердинанда 1 и Станции Леонской. Ж.: 1) Агнесса, дочь герцога Аквитанского Вильгельма VI; …
  • УРЛАУБ ЕГОР ФЕДОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Урлауб (Егор Федорович, Johann-Georg-Christian Urlaub) - исторический живописец и жанрист, сын баварского подданного, живописца по эмали, родился в Санкт-Петербурге в …
  • СЧАСТЛИВЦЕВ в Литературной энциклопедии.
  • СГАНАРЕЛЬ в Литературной энциклопедии:
    (фр. Sganarelle) - центральный персонаж комедий Мольера «Летающий доктор» (1654), «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (1660), «Школа мужей» (1661), «Брак поневоле» …
  • КОЛА БРЮНЬОН в Литературной энциклопедии:
    (фр. Colar Breugnon) - герой романа Р.Роллана «Кола Брюньон (Жив курилка)» (ок. 1913). Писатель считал своего героя воплощением «галльского духа» …
  • КИМ в Литературной энциклопедии:
    (англ. Kim) - герой романа Р.Киплинга «Ким» (1901), сын солдата-ирландца из полка, расквартированного в Индии. Оставшись сиротой, К. становится уличным …
  • ЖАК-ФАТАЛИСТ в Литературной энциклопедии:
    (фр. Jacques le fataliste) - герой романа Д.Дидро «Жак-фаталист» (1773-1774), написанного во время пребывания автора в России и Голландии. Сопровождая …
  • ДУШЕЧКА в Литературной энциклопедии:
    - героиня рассказа А.П.Чехова «Душечка» (1899). Д., Оленька, Ольга Семеновна Племянникова, одна из самых популярных героинь прозы Чехова, вошедшая в …
  • УНАМУНО в Литературной энциклопедии:
    Мигель, де — испанский писатель. Баск по происхождению, Унамуно родился в Бильбао, там же прошел и …
  • ДОН-КИХОТ в Литературной энциклопедии:
    центральный образ романа «Хитроумный гидальго Дон-Кихот Ламанчский» (Hingenioso Hidalgo Don Quijote de la Mancha) испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры …
  • ЛЕВЕК в Большом энциклопедическом словаре:
    (Levecq) Луиза (1703 - между 1743 и 1745) французская писательница. Автор критических заметок о "Дон Кихоте" М. Сервантеса, поэмы "Санчо …
  • ТОЛУБЕЕВ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
    Юрий Владимирович [р. 18.4(1.5).1906, Петербург], советский актёр, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1976). В 1929 окончил Ленинградский институт …
  • ЛЕОНОВ ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Евгений Павлович (р. 2.9.1926, Москва), советский актёр, народный артист СССР (1978). Член КПСС с 1955. В 1947 окончил Московскую драматическую …
  • ИСПАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Espana); официальное название - Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. - государство на крайнем Ю.-З. Европы. Занимает 5/6 …
  • ВОДЯНОЙ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Григорьевич (р. 23.12.1924, Харьков), русский советский артист оперетты, народный артист СССР (1976). Член КПСС с 1947. Учился на актёрском …
  • ФУРКРУА, БОНАВЕНТУРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (de Fourcroy; умер в глубокой старости в 1692 г.) — талантливый адвокат, досуги посвящал поэзии и истории, автор нескольких юридических …
  • УРЛАУБ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Егор Федорович, Johann-Georg-Christian Urlaub) — исторический живописец и жанрист, сын баварского подданного, живописца до эмали, род. в СПб. в 1844 …
  • СМИРК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Smirke) — Три англ. художника. 1) Роберт С. (1752—1845), рисовальщик и живописец, вначале занимался расписыванием карет и гербов, а потом …
  • НАВАРРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    прежде королевство, теперь пров. сев. Испании, у южн. подошвы западн. Пиренеев, на границе с Францией. 10478 кв. км, 304122 жит. …
  • КАСТИЛИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (исп. Castilia, фр. Castille, нем. Kastilien) — в естественном и политическом отношении центр Пиренейского полуо-ва; плоскогорье, делится на сев., Старую, …