Волчек и яковлева конфликт. Елена Яковлева: «Я посчитала, что честнее было уйти из «Современника. — Что же ты сейчас делаешь

- Волчек никем не дорожит! - уверена дочь Евстигнеева Мария Селянская

В начале июня на форуме сайта театра «Современник» появилось сообщение, что Елена ЯКОВЛЕВА написала заявление об уходе. Поклонники актрисы забили тревогу: спектакли с участием их любимицы стали срочно заменять на другие, да и на запланированные гастроли в Екатеринбург Елена Алексеевна не поехала. В администрации театра объяснили: «Замена связана с тяжелой болезнью народной артистки, в результате которой она полностью потеряла голос». Согласитесь, ужасную намалевали картину! Мы были уверены: что-то здесь не так. И провели собственное расследование.

Всезнайки из театральной тусовки стали грешить на Алену Бабенко . Дескать, именно с ней «интерЛеночка» не поделила долгожданную роль и в сердцах бросила на стол главрежа Галины Волчек заявление об уходе. Я попробовала получить комментарий из первых рук.

Я не хочу ничего комментировать, - ответила Яковлева и повесила трубку. Эти несколько слов актриса произнесла безумно расстроенным, заплаканным голосом.

Оставалась надежда, что ясность внесет Бабенко. Но в отличие от коллеги она и вовсе оказалась «вне зоны доступа». Режиссер Виталий Бабенко , ее бывший муж, высказал свое мнение:

Слышал, что Яковлева уходит из театра, но, уверен, с Аленой это никак не связано. Думаю, решение Елены вызвано ее маленькой загруженностью в «Современнике».

Неудивительно, что Виталий не видит вины Алены в увольнении «Каменской» - все же родственники, хоть и бывшие.

Старожилы театра - Лия Ахеджакова и Игорь Кваша отказались обсуждать поступки коллег. А вот Людмила Иванова голосом Шурочки из «Служебного романа» намекнула, что сама страдает от невостребованности в «Современнике», но спасается писательским трудом и работой в собственном театре.

Увы, Яковлеву уже пять лет не балуют новыми ролями. Последняя премьера спектакля с ее участием - «Пять вечеров» - состоялась аж в 2006 году!

- Еще два года назад Галина Волчек вела активные разговоры о необходимости смены поколений в своем театре, - признался мне артист Евгений Герчаков . - Тогда как раз приболели Кваша и Гафт . Она стала звать меня на работу. Но, поразмыслив, я отказался. Прислушался к мнению коллег, что «Современник» - женский террариум единомышленников. Помню, Лия Ахеджакова мне жаловалась: «Я не фаворитка у Волчек. Она со мной может сделать все, что угодно, несмотря на мою популярность и звания. Приходится держать с ней ухо востро. Это Нееловой у нас все можно, а мне - нет». Раньше Волчек любила Яковлеву, много на нее ставила, но, видимо, со временем Лена стала ей не интересна. Юбилей Леночке не дала справить, кстати, и Людмиле Ивановой не дала.

На вольных хлебах

Уже более 20 лет работает в «Современнике» актриса Мария Селянская , дочка Евгения Евстигнеева , который в свое время был мужем Волчек. Разумеется, обо всех интригах внутри коллектива Селянская знает не понаслышке. Она тоже связала уход Яковлевой с ее размолвкой с Галиной Борисовной.

Конфликт произошел на моих глазах, - рассказала Мария. - Как раз шла репетиция. Лена узнала, что готовится к постановке много новых спектаклей, а ее нигде нет. Вот и написала в сердцах заявление. К сожалению, Галина Борисовна никем не дорожит! Не думаю, что Яковлева передумает и вернется в театр.

К слову, в 1986 году Елена Алексеевна уже на время уходила из «Современника» и работала в Театре им. Ермоловой. Но спустя три года вернулась. Сейчас ходят слухи, что Яковлеву могут позвать в Театр им. Вахтангова. Протекцию там якобы ей готов составить Сергей Маковецкий .

Эти слухи - глупость! - прокомментировал артист.

В самом деле, в Театре им. Вахтангова работают исключительно выпускники Щукинского училища. Вряд ли ради Елены, окончившей ГИТИС, этот закон забудут.

Скорее всего, Лена будет вольным художником, - считает Селянская. - Она много снимается и без куска хлеба не останется.

Яковлева планирует появиться в спектакле Римаса Туминаса "Играем... Шиллера!". Возобновить работу в театре она решила после просьб Галины Борисовны Волчек и Марины Мстиславовны Нееловой. Артистка уверена – дамы договорились: "Возможно, они вступили в сговор, чтобы заманить меня на этот корабль под названием "Современник".

ПО ТЕМЕ

Звезда долго размышляла прежде чем вернуться. Прошлое расставание оставило негативный отпечаток в памяти артистки. Но любовь к роли Марии Стюарт перетянула чашу весов в пользу Галины Борисовны. "Ради любого другого спектакля я бы хорошо подумала – возвращаться или нет. Уходя из театра, я больше всего жалела о том, что не буду играть королеву Шотландии", – цитируют Яковлеву журналисты "Вечерней Москвы".

Елена дважды уходила из "Современника". В 1986 году она перешла в театр имени Ермоловой, но через три года вернулась обратно. Во второй раз она уволилась в 2011 году. По словам актрисы за последние 10 лет работы у Волчек она получила только одну новую роль, сообщает 7days.ru. "Получается, что девять лет я играла только старые, привычные роли: Варю в "Вишневом саде", Элизу Дулиттл в "Пигмалионе", а ведь они обе – совсем девочки! В моем возрасте уже как-то стыдно выбегать на сцену девочкой", – сетовала тогда звезда.

Добавим, Елена Яковлева -народная артистка России. Окончила ГИТИС. Снималась в фильмах "Интердевочка", "Черный квадрат" и "Елки новые".

«Со стороны театра обида на меня была большой. У меня просто волосы дыбом вставали, когда я читала некоторые вещи. Думала: ну это уже совсем не по-товарищески, не по-человечески», - поделилась Елена Яковлева с Екатериной Рождественской…

Екатерина: Лен, прошло уже почти два года с тех пор, как вы ушли из «Современника», а объяснений с вашей стороны все нет. Так что все-таки случилось?

Елена: Решение вызревало у меня давно. С сорока до пятидесяти лет, то есть в хорошем актерском возрасте, когда еще есть силы, я получила только одну новую роль - в спектакле «Пять вечеров».

Единственную за десять лет! Получается, что девять лет я играла только старые, привычные роли: Варю в «Вишневом саде», Элизу Дуллитл в «Пигмалионе», а ведь они обе - совсем девочки! В моем возрасте уже как-то стыдно выбегать на сцену девочкой. А ролей, которые бы соответствовали моему возрасту, опыту, все не было и не было. И вот мне стало казаться, что я вообще зря живу… Конечно, я понимала, что работаю в коллективе, что в театре не только обо мне должны думать. И все-таки тяжело ощущать себя каким-то роботом, вся жизнь которого запрограммирована и нового в ней уже ничего не будет. Ну и последней капелькой, которая переполняет стакан, стало обнародование планов театра на следующий сезон. Я в очередной раз обнаружила, что меня там нет…

Екатерина: А вы не жаловались Волчек, что хочется чего-то нового?

Фото: Марк Штейнбок

Просто сидели и ждали?

Елена: Именно так, я сидела и ждала. Наверное, надо было пойти. Но я не знала, как ей объяснить… Ведь даже нельзя сказать, что мне вообще ничего нового не предлагалось. Время от времени возникали какие-то предложения, но слишком незначительные, на которые невозможно согласиться после моих ролей в «Играем... Шиллера!», «Пигмалионе», «Пяти вечерах»! В общем, я отказывалась, и у меня уже стало складываться впечатление, что всякую мелочь мне предлагают чисто формально, чтобы хоть что-то предложить… И тут вдруг Галина Борисовна звонит мне сама и весьма интригующим тоном сообщает: «Лена, я тебе дам один роман почитать…»


Фото: ИТАР-ТАСС

И передает книгу Зингера «Враги. История любви». Из чего я заключаю, что «Современник» будет это ставить и что мне предлагается долгожданная, большая, новая роль. «Здорово!» - думаю я. И, как всякая актриса, которой дали читать роман или пьесу, мысленно выбираю для себя персонажа. Пока читала, успела прожить со «своей» героиней целую жизнь! Все лето я выписывала из книги какие-то нюансы, детали, важные реплики… И тут выясняется, что обо мне в этой роли вовсе не мечтают. Возможно, мои ожидания и представления были ошибочными - я с этим не спорю. Ведь мне же изначально не сказали, что за роль мне предлагается, а в романе три женских линии. Но все-таки трудно на моем месте не почувствовать разочарования и обиды. И тут, как на грех, я узнаю, что меня переводят на третью роль!

Но... вслед ей из театра донеслись не слова благодарности, а обиды и упреки. «Комсомолка» поинтересовалась у Яковлевой: почему?

Вроде бы история с увольнением актрисы быльем поросла - да нет же, не так давно на сборе труппы «Современника » худрук театра Галина Волчек вновь вернулась к разбору полетов, связанному с уходом из труппы не только Елены Яковлевой, но и ее мужа Валерия Шальных, а также еще одной известной актрисы - Марины Александровой. «Их уход осложнил нашу жизнь, - в сердцах призналась Галина Борисовна. - Но ни один спектакль из репертуара снят не будет!» Заноза застряла в ее памяти надолго, и поступок Яковлевой иначе как бесстыдством Волчек не называет.

«МНЕ ХОТЕЛОСЬ УЙТИ ПО-ТИХОМУ, БЕЗ КРИВОТОЛКОВ И ПЕРЕСУДОВ» Сама же Елена о причинах своего ухода не рассказывает. Не то ждет, когда эмоции утихнут и разум возьмет верх над чувствами, не то занята новой работой. Зная неленивый характер Яковлевой, трудно представить, что после ухода из театра она будет сидеть сложа руки. Так и оказалось...

У меня было сто съемочных дней подряд, - признается Елена. - Только подумаю, пора отдохнуть, взять паузу, - симпатичную роль предлагают.

Сейчас озвучиваю фильм о Георгии Жукове, где я играю жену маршала - Александру Диевну. И одновременно снимаюсь в Киеве в картине «Я приду сама». Сюжет в «Жукове» развивается в послевоенное время, когда Сталин, как принято считать, гнобил Жукова. А во второй картине события сегодняшние - я играю аферюгу до мозга костей. Такую отрицательную героиню мне играть не приходилось. Интересно и сложно. Как выяснилось, сказать грубо: «Пошел на фиг!», пусть от имени героини, мне непросто.

А в театре? Кроме антреприз «Территория любви» и «Бумажный брак», в которых вы заняты, есть планы вернуться на сцену?

Даже не представляете, сколько пьес я прочла за последнее время. Мне предложили роль Клеи в «Лисе и винограде». Хочу сыграть Вассу Железнову. Предлагают интересную работу в «Последнем пылком любовнике» - пьесе Нила Саймона. На чем остановлюсь - пока не решила, планы должны созреть в душе.

- Это будет антреприза?

Предложения разные, и от репертуарных театров. Возможно , соглашусь на конкретный проект. Но в труппу идти не хочу, бросаться как в омут с головой можно только в молодости.

- Это осадочек после ухода из «Современника»? Расскажите уж, почему ушли из театра, в котором работали 28 лет?

Решение зрело давно. Но я оттягивала, не хватало духа. А весной на спектакле получила серьезную травму. В результате той травмы груди нагрузка легла на связки, довольно долго я не могла играть. И я подумала: раз уж выпала из репертуара, может, это знак судьбы и уже пора?.. Подала заявление завтруппой Валентине Яковлевне. Заранее, чтобы к началу сезона в мои спектакли могли ввестись другие актрисы. Хотелось уйти по-тихому, без кривотолков и пересудов.

- Волчек больше всего обидело, что вы - любимица - принесли заявление не ей?

Никакой тайной мысли у меня не было. Так было проще из-за несовпадения наших графиков. Что же касается «любимицы»... У нас с Галиной Борисовной были хорошие, уважительные отношения, но скорее деловые, чем личные.

Я была удобной для театра, не подводила, не срывала спектакли и репетиции, не просила себе второй состав, как делают многие, кто активно занят в кино. Снималась в других городах, как сумасшедшая ездила играть спектакли. И почти никогда не отказывалась от ролей, которые предлагали в театре.

«НЕ ХОЧУ Я ТАЙН МАДРИДСКОГО ДВОРА»

Согласитесь, но и предложения были достойные. В «Современнике» вы играли в замечательных спектаклях - «Двое на качелях», «Пигмалион», «Пять вечеров», «Гроза», «Бесы», «Вишневый сад»…

Да, о таких мечтает каждая актриса, поэтому спектакли и задержались на сцене. Хватало и тех, о которых никто и не вспомнит. Но если говорить объективно, моя творческая судьба в «Современнике» складывалась очень удачно.

- Так что же тогда случилось?

Одним словом не выскажешь, это накапливалось годами. «Современник », который был дорог, который считала художественным достоянием, остался в моем восприятии в прошлом. Раньше бежала в театр вприпрыжку, как на праздник, а теперь так не получалось. И хотя мои спектакли шли с аншлагом и опускать планку я себе не позволяла - было ощущение, что прихожу отрабатывать зарплату. Может, потому, что играла многие спектакли по 18 - 20 лет? Казалось, не развиваюсь, а жую одну и ту же жвачку... Что делать актрисам, перешедшим определенный возрастной рубеж? Играть, что играла в молодости, - смешно. Надо переходить на другие роли.

- Вам и предложили новую роль в спектакле «Враги. История любви» по роману Исаака Башевиса. Из-за него и разгорелся весь сыр-бор. Галина Борисовна сказала в одном интервью, что пригласила израильского режиссера Евгения Арье. А три актрисы, то есть вы, Марина Неелова и Лия Ахеджакова, играть отказались . И Волчек пережила такой стресс, что угодила в больницу, восприняв ваш коллективный отказ как предательство...

Если рассказывать свою версию этой истории, получатся тайны мадридского двора. Мне не хочется снова в этом копаться. Могу лишь сказать, что официального распределения ролей не было. Ходили слухи, будто в постановке Арье будут заняты Чулпан Хаматова, Марина Неелова, Лия Ахеджакова и я. Потом, опять же по слухам, узнаю, что роль, которую вроде должна была играть я, отдадут Алене Бабенко. Меня же перекинут на роль, от которой отказалась Неелова. Что значит перекинут - разве я кризисный менеджер? И потом, не только Неелова отказалась, но и Ахеджакова... Тогда, мне кажется, правильнее было нас собрать у Галины Борисовны и решить все недоразумения. Но никто нас не собирал, а от сплетен и разговоров пухла голова.

- Вы же не только от этой, но и от других постановок отказывались…

Думаю, ни об одной из пьес, от которых я отказалась, вы никогда не услышите. Возможно, я слишком завышаю свою планку. Но ни одну из них рядом не поставишь с «Пигмалионом», «Вишневым садом», «Пятью вечерами». Раньше в «Современнике» выбирали пьесы, которые пусть не били наповал актуальностью, но затрагивали общечеловеческие ценности. Теперь же мне говорят: давайте поставим Конфуция. Отчего же, можно и Конфуция. Но зачем?

Я очень хотела сыграть Вассу Железнову еще до того, как ее поставили в МХТ. Но мне сказали, что Максим Горький «не наш автор». И Островский - тоже «не наш автор». Хотя с труппой «Современника», с женской ее частью, можно такого Островского поставить!

- После вашего ухода из «Современника» пришлось уволиться из театра и вашему мужу - актеру Валерию Шальных...

Так получилось. Валере деваться было некуда, его донимали расспросами: «Как там Лена? Как мы без нее! Как она без нас...» Он вместе со мной тяжело переживал эту историю, а разговоры подливали масла в огонь. Хотя ему было сложнее уйти из театра, в котором проработал 38 лет. Но ничего - пережили и это.

Многие не верили, что вы вернетесь в «Современник» - настолько решительно вы ушли вместе с мужем. Как же произошло, что вы вернулись?

Во-первых, я вернулась пока только в этот спектакль. Меня уговорили Галина Борисовна Волчек и Марина Мстиславовна Неелова. Возможно, они вступили в сговор, чтобы заманить меня на этот корабль под названием «Современник»?

Честное слово, я возвращаюсь в первый раз - и то ради роли Марии Стюарт и благодаря уговорам Галины Борисовны, которая очень много для меня сделала. Ради любого другого спектакля я бы хорошо подумала - возвращаться или нет. Уходя из театра, я больше всего жалела о том, что не буду играть королеву Шотландии. Наверное, если очень чего-то хочешь, то это получается. Я очень-очень скучала по Марии.

Что сказал Римас Туминас по поводу вашего возвращения?

Римас был на репетициях, давал нам указания, но ничего не оценивал. Может, скажет после премьеры.

А что за четки у вас в руках?

Эти четки перед премьерой в 2000 году мне подарил Римас Туминас. Он привез их из Прибалтики и как бы благословил меня ими. Четки я хранила, и вот теперь они мне пригодились для роли.

Елизавета - разумная, холодная, а Мария - порывистая, страстная. Какой темперамент вам ближе?

Насчет страсти не знаю. Елизавета, на мой взгляд, более страстная натура, чем Мария, просто она спрятала все свои порывы, поставила на них табу. Мне ближе Мария. Постоянство - не моя черта. Ни одно дело, которое я начинала в своей жизни, до конца так и не сделано. Все бросаю, как только надоедает. У меня нет ни одного хобби, потому что я ничего не могу ни собрать, ни систематизировать, ни приумножить, ни достать.

Изменились ли вы за эти семь лет?

Каждый день что-то меняется. И есть надежда, что это новое сделает Марию в моем исполнении еще более любимой публикой.

Какие у вас были чувства, когда вы вернулись в «Современник»?

Со всеми обнимаемся, целуемся, очень соскучились друг по другу. Такое ощущение, что этих семи лет и не было. Но я повторяю - «Мария Стюарт» - особый случай. Мы часто что-то теряем, что-то приобретаем, иногда без потерь не бывает приобретений. Но если это - твое, настоящее, данное свыше, то возврат неизбежен.

Вы сказали, что у вас нет хобби. Что же вы любите?

Лежать на диване с книгой в руке. Благо муж не гонит меня с дивана и ничего не требует. Наш долгий и благополучный брак - это удачное стечение обстоятельств, а не моя заслуга. Да и Валера - не первый мой муж, что тоже опровергает миф о моем постоянстве. Так получилось, что он находит в себе силы и желание так долго терпеть меня и мои выходки. Это с виду я такая белая и пушистая, а в жизни, уж поверьте, далеко не сахар.

Николай Лебедев, у которого вы снимались в фильме «Экипаж», приступает к экранизации романа «Мастер и Маргарита». Если бы он предложил вам роль, согласились бы?

Вряд ли я смогла бы отказать такому прекрасному человеку, как Николай Лебедев. Хотя не думаю, что там для меня есть роли.

СПРАВКА

Елена Яковлева - актриса театра и кино, народная артистка России. Окончила ГИТИС, после чего стала ведущей актрисой театра «Современник». Снималась в фильмах «Интердевочка», «Черный квадрат» «Елки новые» и других картинах. В 2011 году покинула «Современник», а сейчас - вернулась как приглашенная актриса.