Зинкевич-Евстигнеева Т. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. Из первых уст (интервью Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой) Занятия по сказкотерапии зинкевич евстигнеева
Этой книгой открывается серия практикумов по сказкотерапии Издание посвящено актуальным вопросам профилактики и терапии зависимостей на основе метода сказкотерапии.
Для широкого круга читателей.
РАЗДЕЛ I. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ».................
Глава 1. Зависимость как форма нравственного кризиса..
Глава 2. Сказочно о «несказочном» ...............................
Глава 3. Как пользоваться книгой.................................
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ
ЗАВИСИМОСТЕЙ....................................................
Глава 1. Поддержка клиента........................................
Глава 2. Усугубление проблемы....................................
Глава 3. Переосмысление жизненного опыта..................
Глава 4. Актуализация и поддержание
личностного ресурса.......................................
Глава 5. Формирование конструктивного созидательного альтруизма.............................................................
Глава 6. Профилактика срыва.......................................
Глава 7. Формирование созидательной жизненной
программы...........................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................
Рекомендуемая литература...........................................
ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................
Билль о личных правах................................................
РАЗДЕЛ I. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ»
Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.
Абуль-Фарадж
ГЛАВА 1. ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА
Сказкотерапия зависимостей... Какое странное словосочетание... Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьезна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей.
В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.
В США с начала сороковых годов оформилась система, содействующая формированию среди алкоголиков и наркоманов мировоззрения трезвости. В дальнейшем она распространилась в Европе и России. Речь идет о психотерапевтической Программе «Двенадцать шагов».
Содержание Программы «Двенадцати шагов* Первый шаг: «Мы признаем свое бессилие перед алкоголем, признались в том, что потеряли контроль над своей жизнью».
Этот шаг - начало всех действий, способствующих прекращению алкоголизации. Осознание зависимости и бессилия перед ней мотивирует алкоголика обратиться за помощью.
Второй шаг: «Мы пришли к убеждению, что только Сила более могучая, чем наша собственная, может вернуть нам здоровье».
Этот шаг подразумевает определенное умаление собственного «Я» зависимого человека, и признание существования Бога или иной Высшей Силы. Как говорится в Программе: «Второй шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства "центра мироздания" и связанных с ним гнетущих обязательств».
Третий шаг: «Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем».
Согласно Программе это «шаг начала действий, ибо он опирается на действия, ограничивающие собственную волю и чувство силы. В трудные минуты используется молитва Марка Аврелия:
Боже, дай мне разум и душевный покой Принять то, что я не в силах изменить, Мужество изменить то, что могу, И Мудрость отличить одно от другого».
Четвертый шаг: «Мы глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения».
На этом шаге зависимый человек учится смотреть на себя честно, без обмана, отмечая свои недостатки и достоинства. В этот период клиент осознает причины происшедшего. «Добросовестный и честный анализ с нравственной точки зрения дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет предпринять меры, направленные на достижение желаемых изменений».
Пятый шаг: «Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу своих заблуждений». Этот шаг понимается как исповедь, освобождающая человека от чувства одиночества и позволяющая надеяться на прощение со стороны ближнего. Предполагается, что таким образом зависимый человек может простить самого себя и приобрести
чувство покоя.
Шестой шаг: «Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков».
Этот шаг предполагает формирование внутренней готовности к самосовершенствованию.
Седьмой шаг: «Мы смиренно просили Его исправить все наши недостатки».
Здесь особо подчеркивается необходимость смирения в противовес унижению, и анализируется его применение в жизненной практике. «Многолетний опыт подсказывает, что ни один алкоголик не способен сохранить трезвость, забывая про чувство смирения*.
Восьмой шаг: «Мы составили список тех, кому причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними». Девятый шаг: «Мы лично возместили причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому».
«Составление списка людей, кому было причинено зло, и возмещение им причиненного ущерба конкретными делами позволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согласиться с последствиями совершенной ранее несправедливости». Этот шаг позволяет человеку упорядочить свои взаимоотношения с людьми.
Десятый шаг: «Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу их признавали».
Этот шаг учит человека самоанализу и объективной оценке событий. Важно «ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признавать ошибки, исправляя их "на ходу". Это предохраняет от возврата к старым представлениям и образу поведения, которые могут затормозить процесс выздоровления и спровоцировать возвращение к употреблению алкоголя».
Одиннадцатый шаг: «Стремясь путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам следует исполнить, и о даровании силы для этого».
Двенадцатый шаг: «После духовного пробуждения мы постараемся донести смысл наших идей до других зависимых людей и применять эти принципы во всех наших делах».
Для предупреждения рецидива необходимо делиться своим опытом с другими. Таким образом поддерживается чувство самоуважения и распространяется мировоззрение трезвости.
Серия "Ребенок и взрослый XXI века"
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева
путь к волшебству
(теория и практика сказкотерапии)
Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов
Санкт-Петербург 1998
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.
СПб.: "Златоуст", 1998. - 352 с.
Рецензент: к.мед.н.,доцент И.В.Добряков (факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, Медицинская академия постдипломного образования)
Художник: Р.И. Шустров
Редактор: Г.А.Седова
Оригинал-макет: Д.Н. Дойников, А.Д. Ефимов
Цель этой книги - в увлекательной форме познакомить родителей (настоящих и будущих), педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности. Она поможет узнать о "сказочных" приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах. На материале книги специалисты смогут составить собственные курсы сказкотерапии для детей, подростков и взрослых. Несомненно, книга станет настольной для широкого круга читателей.
Перепечатка всей книги, а также отдельных частей запрещена. Всякое коммерческое использование данного издания возможно лишь с ведома авторов.
© Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., текст, 1998.
© Шустров Р.И., иллюстрации, обложка, 1998.
Благодарю моих коллег и соратников
Дмитрия Фролова, Елену Романову, Галину Николаеву,
Юрия Тележко, Дарью Протасову, Елену Алешину,
Владимира Элькина, Татьяну Грабенко
за идеи и участие.
Огромное спасибо двум ирландским аналитикам, очаровательным женщинам, посвятившим автора в таинство песочной терапии - Джун Куин Бержер и Бриде Эллиот.
Введение......................................................11
Глава 1. Истоки волшебства
Достоинства сказок.............. .......................15
Как строится сказочный сюжет..............23
Многообразие сказочных форм................34
Направления сказкотерапии,
формы работы со сказками.................47
Глава 2. Элементы практической сказкотерапии
Создание сказочной среды. Введение
ребенка в Сказочную страну.............123
Сценарии занятий.
Два первых путешествия...................134
Методы регистрации...............................151
Глава 3. Новые разработки
Постановка сказок на песке...................159
Систематизация наблюдений
и дальнейшие "шаги" ........................179
Заключение..............................................185
Список литературы..................................189
Приложения
Святая вода...............................................191
Сказкотерапевтические театрализованные
игры (сценарии).................................237
Пусть сказка былью станет....................282
Игровая сказкотерапия для "особых"
детей (в помощь дефектологам и
родителям)...........................................293
Дидактические игры, направленные на
коррекцию эмоциональной сферы
"особых" детей....................................299
Сценарий занятия "Путешествие
в мир сказок"......................................337
Сказочные сюжеты: тайный смысл и
философское значение........................342
Сказки... Волшебство... Вы прочитали сейчас эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды...
Часто слово "сказка" оживляет приятные воспоминания. Что же такое сказки? Кто-то скажет, что сказка - это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определят сказку как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о прекрасном... Наверное, в каждом из нас живет вера в чудо. И, быть может, именно она дает многим людям силы жить и творить.
Сказочные истории складываются в разных культурах, имеют свои оттенки и отличительные черты, но обладают общим свойством - ореолом особой ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ для нашей души, для нашего бессознательного.
Мой дорогой читатель, нам предстоит увлекательное путешествие по страницам этой книги, и в начале пути я хочу подарить Вам одну из историй Сказочной страны.
«Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он красив и добр. Сломаю сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: "Он очень молод". Но глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: "Он стар и мудр". Этот человек умел делать то, что не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корешками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Он знал, когда пойдет дождь или снег, дружил с ветром и солнцем. Многие приходили к нему за советом.
Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.
Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой.
Как-то раз Волшебник сказал людям:
Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь.
Зачем же ты оставляешь нас? - грустно сказали люди. - Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку своей мудрости, - попросили они.
Посмотрите вокруг, - сказал Волшебник, - вы живете в прекрасном месте. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля.
Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете, все, что нас окружает, живет в своем ритме. И свой ритм у каждого из нас.
Люди замерли, закрыли глаза и услышали, КАК дышит земля - ровно и спокойно, КАК плещутся о берег волны - то быстро, то не торопясь. И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное:
Удивительное и волшебное растет внутри нас", - воскликнули они.
Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, - улыбнулся Волшебник. - Ведь волшебство - это умение слышать и чувствовать ритм природы, всего, что нас окружает, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий мир. Надо только услышать свой и попасть в природный ритм, пожелать сердцем - и начнется волшебство.
Да ведь это непросто! - воскликнули люди. - Только мы ощутили что-то новое, как это чувство исчезло. Расскажи, как ты научился волшебству, - попросили они.
Постигая это искусство, я записывал то, что чувствовал, события, которые происходили со мной и вокруг меня. Эти рассказы я назвал сказками. Оставляю их вам. Вы увидите, что не во всех аозках есть мое имя, а истории получились очень разные. Одни - о жизни, другие о том, как люди ищут согласие между собой, третьи - о волшебстве этого мира.
На свете живут разные люди. Есть добрые и честные, а есть такие, что держат пока свое сердце закрытым для добра
и волшебства. Сказки будут понятны человеку открытому и ищущему, от недоброго - они сохранят Тайну.
Пройдет немного времени, и вы сложите свои сказки о неповторимом и удивительном пути к Волшебству.
И отправился Волшебник в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили слова Волшебника. Жили, наполняя их собственным смыслом. Передавали своим детям, складывая удивительные сказочные истории».
Может быть, так, а может быть, иначе появились первые сказки. С тех пор прошло много времени, но интерес человека к сказкам и волшебству не угас. Мечты наших предков о «Летучем корабле», «Ковре-самолете» стали реальностью с появлением самолетов и космических кораблей. Современному человеку больше не нужно катать волшебное яблочко по блюдечку, чтобы узнать о новостях, - достаточно включить телевизор. В качестве молодильных яблок нынче выступают витаминные комплексы ведущих фармацевтических фирм. Маги и колдуны обосновались в парапсихологических салонах или заняты в шоу-бизнесе.
Несмотря на технический прогресс, который «делает сказку былью», дети, подростки, взрослые тянутся к волшебству. Это неудивительно, ведь сказки будят воображение, приоткрывают дверь в непознанное, украшают нашу жизнь, объединяют людей, служат лекарством от старости. Родители говорят, что сказки сближают их с детьми, сокращая расстояние между их внутренними мирами.
В этой книге представлен восьмилетний опыт психологической работы со сказками, на основании которого сложилась новая психолого-педагогическая технология, названная комплексной сказкотерапией. Вы увидите, что форма многих описываемых приемов работы взята из наблюдений за игрой детей и взрослых: игра в песок, в куклы, фантазирование, переодевание и многое другое.
Может показаться, что сказкотерапия ориентирована только на детей. Но это не так. Взрослые, серьезные и не очень, с большим интересом тянутся к сказочным историям и притчам. А сколько удовольствия они получают, когда
10 _______________________________________От автора
позволяют себе сочинять сказки, перевоплощаться в разных сказочных персонажей и ставить спектакли!
В 1997 году создан Санкт-Петербургский институт сказкотерапии, который открывает свои двери для детей, взрослых и специалистов, профессионально использующих форму метафоры, а также организует курсы повьппения квалификации педагогов, психологов и дефектологов.
Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптативных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция - вот основные возможности сказкотерапии. А как это делается, Вы узнаете из этой книги.
Уверена, что книга будет полезной не только специалистам: психологам, педагогам, воспитателям, дефектологам, но и Вам, милые, добрые, заботливые родители, бабушки и дедушки. Ведь наши подрастающие малыши всех нас "делают" психологами... Верю, что процесс общения с детьми, подростками и друг с другом значительно обогатится и, главное, принесет в жизнь волшебные минуты и часы.
Введение
Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, - часто бывает самой короткой дорожкой, по которой молено подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.
Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
Многие психологи, педагоги, дефектолога, воспитатели и родители применяют магическое воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. Однако еще не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной
Введение
мере. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако психологические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптативных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
Вы, наверное, замечали, что стоит только обычный предмет назвать «волшебным», как он приобретает для нашего восприятия (неважно, детского или взрослого) другое значение. Бессознательно мы начинаем относиться к нему, если не с восторгом, то с уважением. Многие педагоги рассказывали, что стоит только ручку или карандаш назвать «волшебными», рассказать о них маленькую сказочную историю, как у ребенка появляется интерес в глазах и желание воспользоваться этим предметом. Часто для того, чтобы ребенок выпил лекарстю, врачи и родители называют его «волшебным» и «выздоровительным».
По-видимому, само слово «волшебный», «магический» обладает особой, положительно мотивирующей семантикой. «Веди обычную жизнь необычным способом» - советует древняя мудрость. Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем ТВОРИТЬ, становимся самыми настоящими Волшебниками!
Всем известно, что Волшебники могут значительно больше, нежели обычные люди. Однако бытует мнение, что
Введение
Волшебники живут только в сказках. Но разве это именно так? Бывали ли у Вас, дорогой читатель, ситуации, когда Вам вдруг неожиданно удавалось дело, каким-то особым образом складывались обстоятельства, приходила помощь в тот момент, когда она была особенно нужна, но Вы даже не могли на нее рассчитывать? Про такие ситуации люди говорят: «Прямо как в сказке!» Но ведь это случилось в реальности... И как же нам быть с популярным выражением: «Чудес не бывает» ?..
Конечно, чудеса бывают, но не всегда. Однако вера в них живет внутри нашей души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.
Собственно, этот аспект стал осноюполагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия - это и ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.
Создавая сказочную атмосферу, наполняя ее разнообразными «волшебными» психологическими приемами, которые будут описаны в этой книге, присоединяя к этому собственный профессиональный и жизненный опыт, Вы, дорогой читатель, собственно, и будете заниматься сказкотерапией.
Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:
1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.
2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.
3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается
Введение
множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить* как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира. Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Бет-тельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.-Г. Юнга и М.-Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнез-дилова, опыт А. Захарова а также собственные разработки.
В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, воспитателей, дефектологов. Появились сказко-терапевтические программы Г. Азовцеюй, А. Лисиной, Т. Ре-чицкой. Коллективом Института сказкотерапии получены сведения о новых областях применения метода. Это не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные учреждения (для особо «трудных» подростков) , высшие учебные заведения. Уникальную сказкотерапев-тическую работу с онкологическими больными и другими сложнейшими пациентами проводит Андрей Владимирович Гнезди-лов (в хосписе и в созданном им домашнем театре «Комтемук»). Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь...
Конечно, дорогой читатель, Вы заметили, что сказко-терапия тесно связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией. Более того, Вы найдете ее связь с гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентиро-ванной терапией, психоанализом и ТРИЗом. Вы почувствуете, что пути развития сказкотерапии предполагают включение лучших элементов различных психологических и педагогических разработок.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева
Мужские сказки
ТАЙНЫЙ ШИФР
РЕЧЬ
Санкт-Петербург 2009
ББК 88.5 3-63
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.
3-63 Мужские сказки: тайный шифр. - СПб.: Речь, 2009. - 334 с.
ISBN 978-5-9268-0819-7
Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр сказок». Её задача вовсе не в изложении субъективного взгляда автора на «мужскую психологию», пусть и сказочную. Эта книга призвана более тонко и глубоко исследовать особенности мужского принципа внутри человека - и мужчины, и женщины. Тайный шифр мужских сказок содержит древние духовно-социальные эталоны, ориентиры для формирования стремлений.
Передавать мальчикам и девочкам мужские сказки нужно тонко и грамотно. Не просто читать их, но и делиться впечатлениями: эмоциями, мыслями и знаниями , которые будут расшифрованы в этой книге.
Книга известного сказкотерапевта с огромным жизненным и профессиональным опытом будет способствовать восстановлению здоровой маскулинности в нашем многострадальном русском этносе...
ISBN 978-5-9268-0819-7
© Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2009 © Издательство «Речь», 2009 © П. В. Борозенец, обложка, 2009
Часть первая. Два ключа к шифру мужских сказок.......................9
И вновь несколько слов о сказкотерапии.......................................10
Основания для выделения мужских архетипов и архетипических
сюжетов...............................................................................................24
Первый ключ к шифру мужских сказок: инициирующие
события..............................................................................................28
Второй ключ к шифру мужских сказок: новые эволюционные состояния в мужских архетипических сюжетах..................................................................61
Часть вторая. Герой с «Семью ликами»..........................................81
Архетип Воина...................................................................................89
Архетип Монарха..............................................................................127
Архетип Крестьянина.......................................................................153
Архетип Купца...............................................................................................179
Архетип Философа.........................................................................................200
Архетип Монаха.............................................................................................225
Архетип Слуги (Раба)....................................................................................237
Часть третья. Шифр мужских сюжетов.......................................................249
Сюжет первый - «Отчий дом»....................................................................255
Сюжет второй - «Дорога к мастерству»....................................................276
Сюжет третий - «Спаситель».....................................................................291
Сюжет четвертый - «Скрытые враги».......................................................299
Сюжет пятый - «Любовь»...........................................................................306
Сюжет шестой - «Вечное возвращение»...................................................323
Сюжет седьмой - «Мужское братство».....................................................327
Послесловие....................................................................................................332
От автора
Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр сказок». Первые две книги, посвященные женским архетипическим сюжетам и сюжетам отношений, вызвали довольно большой интерес. Меня постоянно спрашивали, когда же выйдет книга о мужских сказках. Я нередко ссылалась на свою занятость, из-за которой оказывается сложным подготовить к печати этот материал.
На самом деле, писать о мужских сказках мне, как женщине, очень непросто и ответственно. Это так, даже несмотря на то что концепция мужских архетипов и архетипических сюжетов разработана давно, успешно применяется в консультировании и разработке сказкотерапевтических программ. В то же время наличие некоего тендерного трепета со стороны автора, наверное, совершенно естественно и даже полезно в исследовании такого тонкого вопроса, как сказочная мужская психология...
Так или иначе, дорогие друзья, речь в этой книге пойдет о героях. В полном смысле этого красивого слова. Быть может, некоторые читательницы сейчас начнут нетерпеливо потирать руки. Дескать, наконец-то мы все узнаем о тонкой подоплеке мужской психологии! Позвольте вас, милые читательницы, чуточку разочаровать. Герои мужских сказок живут и во внутреннем пространстве каждой женщины. В ее, с позволения сказать, Анимусе, мужской части внутренней природы. Именно благодаря этой мужской части у женщины можно наблюдать яркий характер, реакции и проявления во внешнем мире.
Мне нередко говорили мои ученицы и клиентки, что в сюжете их жизни «слишком много мужского». Да, так бывает. А как же иначе? Мужской принцип внутри женщины помогает ей выживать и реализовывать себя в социальном мире, проявлять активность, самостоятельность. Надо сказать, что множество героинь несут в себе яркий мужской принцип. Возьмите, к примеру, Герду или героиню сказки «Финист ясен сокол». Другое дело, что сказочные героини тонко совмещают в себе мужской и женский принципы. Внутри современной женщины не всегда положение дел обстоит столь же гармонично... Но это уже совсем другой вопрос.
Итак, задача этой книги вовсе не в изложении субъективного взгляда автора на мужскую психологию, пусть и сказочную. Наша задача - более тонко и глубоко исследовать особенности мужского принципа внутри человека - и мужчины, и женщины.
Мужской принцип несет в себе огромную энергию активности, как созидательной, так и разрушительной. Благодаря его действию, происходят реальные преобразования чего угодно. Управлять этой энергией не всегда просто, особенно когда не знаешь всех тонкостей и нюансов. Даже когда знаешь, вовсе не легко... Потому-то пути-дороги героев часто так запутаны!
Но мы же с вами - исследователи! Попробуем разобраться. Правда, при этом будем с вами скромны, понимая, что нам откроется лишь некая малая часть информации, зашифрованной в сказках...
Часть первая.
Два ключа к шифру мужских сказок
И
вновь несколько слов о сказкотерапии
«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных людей - и специалистов, и просто интересующихся - вызывает многообразные ассоциации. Для одних сказкотерапия - это лечение сказками. Для других - прием коррекционной работы, для третьих - способ передачи основных знаний о жизни.
В науке сказкотерапия - одно из самых молодых направлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной школы пятнадцать-двадцать лет - срок небольшой. Но в то же время сказкотерапия - это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Наверное, как только возникла речь, так сразу появились и первые истории. Кто-то скажет, что истории появились, потому что человеку надо было чем-то занимать свой досуг (телевизора-то еще не было!). Но так говорить не совсем корректно. Главное, через истории передавали знания, а то, что это происходило в увлекательной форме, - замечательный «побочный эффект» обучения жизни через сказки.
Не так просто дать однозначное определение сказкотерапии. С одной стороны, сказкотерапия - это один из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта человека. С другой стороны, это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидактично формировать представления о базовых жизненных ценностях. С третьей стороны, сказкотерапия - это язык образов и символов, органичный бессознательному человека. С четвертой стороны, сказкотерапия - это способ поговорить с человеком о душе (особенно если вспомнить, что психология - это наука о душе).
Итак, что же все-таки такое сказкотерапия? Сегодня это слово стало брендом, и уже многие психологи больше не стесняются признаться в том, что они занимаются сказкотерапией. Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей немало. Следовательно, и подходов, школ в сказкотерапии может быть несколько. В молодой отечественной психологии как-то сама собой появилась традиция негласно, неофициально выделять московскую и питерскую школы. Почему бы не сделать это и в сказкотерапии?!
Передав низкий поклон творцу и хранителю московской школы сказкотерапии - Игорю Вачкову, позвольте немного рассказать о питерском подходе и Комплексной Сказкотерапии ©.
Комплексная Сказкотерапия © - это авторский метод, разработанный в Санкт-Петербурге автором книги, которую вы держите в руках. Методологическая база складывалась постепенно. И на ее основании можно дать сегодняшнее определение Комплексной Сказкотерапии ©. Комплексная Сказкотерапия © - это система представлений об архетипических сюжетах, мужских и женских сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. С этим «узором судьбы», собственно, и работает сказкотерапевт.
Но давайте разберемся во всем по порядку. Начнем с того, что такое архетип и архетипический сюжет.
Архетип - это базовая матрица, «первичный образец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а действие архетипов остается неизменными.
Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоциируется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи, фактически, получили «санкционированный доступ» к кладовым коллективного бессознательного. К.-Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный образец», у разных мыслителей наполнялся различным содержанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов как запечатленный в уме природный образ, у Августина как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. К.-Г. Юнг, особо чувствительный к , считал их врожденными психическими структурами, определяющими эстетическое отношение человека к миру.
Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются логическому анализу, они прячутся за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенного не меняется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архитектуре и одежде, возникновение новых профессий и упразднение старых, изменение стилистики речевых оборотов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Однако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы бытовых и внутриличностных проблем остаются неизменными. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем обнаружить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.
Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследователи. Единой классификации архетипов не существует. Поэтому у нас, как у сказкотерапевтов, есть довольно большой простор для творческого поиска. Чем мы, собственно, в полной мере и пользуемся.
Творческое мужское начало в некоторых людях заставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригинальнейший ракурс действительности. Так рождаются новые
тенденции, течения в искусстве и политике. Современники ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь «новые декорации». Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию заветной мечты многих людей - мечты о стабильности.
Творческое мужское начало в некоторых людях заставляет их вступать в борьбу с действием архетипов.
Архетипы - это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы - это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса.
Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие метафорические форматы - это хранители архетипов. Анализируя, толкуя сказочные истории, мы познаем их «ключи».
Итак, архетип представляет собой некий общий механизм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индивидуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми.
В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам лучше использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа.
В нашей жизни действие архетипов разворачивается во времени, поэтому можно сказать и так: архетип проявляет себя через последовательность событий. Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точнее - архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Он действует в жизни каждого из нас. Согласно закону этого архетипа, создаются условия, при которых жить «по-старому», мыслить «как*раньше» становится невозможным. Мы покидаем привычное место обитания или отказываемся от привычного образа действий, мыслей, способов реагирования. Вскоре нам предстоит довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать все критическому анализу. Нам придется пройти ряд испытаний и найти ресурсы для их прохождения. Затем изначальная цель путешествия будет подвергнута коррекции и конкретизации , также будет разработан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Когда мы достигнем своей цели, мы можем разочароваться в ней или потерять бдительность, столкнуться с предательством ближних и получить время на переосмысление собственного пути. Таковы закономерности действия архетипа Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды. Как много веков назад, так и сегодня.
Однако это не значит, что все предопределено действием архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действием «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений - сюжетов для действий. Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратит огромное количество жизненной энергии.
Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов и передавалось из поколение в поколение через метафороносители (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет человеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие разбирательства с проблемами личного и социального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия, на творчество и исследования мира, наконец.
Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии © понимается некий общий механизм, содержащий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип - это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предварительно прочитав на крышке инструкцию по эксплуатации. Архетипы - это активные системы, обеспечивающие поддержание Жизни. Они действуют независимо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут откорректировать те деструкции, которые вносит в Мир человек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.
Архетипы составляют матрицу жизни. Причем удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно не терять эмоциональную энергию на переживание фатальности бытия. Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современного человека, помогают нам приобретать важнейший жизненный опыт.
В Комплексной Сказкотерапии © разработана собственная классификация архетипов и архетипических
ТРЕНИНГ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ
Под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой
РЕЧЬ
Санкт-Петербург 2006
363 Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинке-вич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с. ISBN 5-9268-0406-Х
В этом сборнике представлены многофункциональные сказкотерапевтичес-кие программы. Используя эти программы, можно развить эмоционально-волевую сферу ребенка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему ценностей. В сборнике приведены сценарии занятий и методические рекомендации по их проведению.
Книга будет полезна и специалистам - детским психологам, педагогам, воспитателям и заботливым родителям.
Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Тренинг по сказкотерапии».
ISBN 5-9268-0406-Х © Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.
© Издательство «Речь», 2006 © И. Могутова, рисунки, 2006 © П. Борозенец, обложка, 2006
Предисловие.................................................................... 5
Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов. ВОЛШЕБНАЯ
СТРАНА ВНУТРИ НАС........................................................11
Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков......................................................................................11
Введение........................................................................11
Занятие первое и занятие самое последнее: диагностика
результативности.................................................................12
Занятие второе: знакомство со сказочной страной и ее королем 17 Занятие с третьего по девятое: знакомство со слугами-чувствами 20
Третье занятие: знакомство со слугой по имени радость...........22
Занятие четвертое: знакомство со слугой по имени грусть........26
Занятие пятое: знакомство со слугой по имени интерес............31
Занятие шестое: знакомство со слугой по имени злость............36
Занятие седьмое: знакомство со слугой по имени страх............38
Занятие восьмое и девятое: знакомство со слугами по имени обида,
вина и удовольствие.............................................................44
Занятие десятое: заговор обиды..............................................44
Занятие одиннадцатое: в поисках любви..................................47
Занятие двенадцатое: возвращение короля...............................47
Т. Зинкевич-Евстигнеева. СКАЗКИ ЗВЕЗДНОЙ СТРАНЫ
ЗОДИАКАЛИИ...........................................................50
Введение........................................................................50
СКАЗКА О СОЗВЕЗДИЯХ..........................................................58
Сказка о том, как в стране зодиакалии появился ее первый житель - ОВЕН........................................................................61
Сказка о том, как в зодиакалии появился второй житель -
ТЕЛЕЦ..................................................................................64
Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие БЛИЗНЕЦОВ......................................................................................67
Сказка о том, как возникло созвездие РАКА.............................70
Сказка о том, как на небе появилось созвездие ЛЬВА................74
Сказка о шестом жителе зодиакалии - созвездие ДЕВЫ.........76
Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие ВЕСОВ......79
Сказка о восьмом жителе зодиакалии - созвездии
СКОРПИОНА.......................................................................82
Сказка о созвездии СТРЕЛЬЦА...............................................86
Сказка о том, как появилось в зодиакалии созвездие КОЗЕРОГА 89
Сказка о созвездии ВОДОЛЕЯ.................................................93
Сказка о том, как в зодиакалии появился последний житель -
созвездие РЫБ.....................................................................96
Н. Соловьева. ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ» ......................................... 100
Введение................................................................................ 100
Оборудование и материалы...................................................... 106
Несколько слов из опыта работы по программе.......................... 107
СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ........................................................... 109
Занятие Ml .................................................................... 109
Занятие № 2 ........................................................................................................112
Занятие № 3 ........................................................................................................114
Занятие № 4 .......................................................................................................116
Занятие № 5 ........................................................................................................118
Занятие № 6 ........................................................................................................120
Занятие № 7 ........................................................................................................123
Занятие № 8 ........................................................................................................125
Занятие № 9 ........................................................................................................127
Занятие № 10 .....................................................................................................129
О. Смирнова. КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ВРЕМЕНАХ ГОДА132
Введение......................................................................132
Ознакомительный модуль....................................................... 134
Коррекционно-развивающий модуль........................................ 146
Интеграционный модуль......................................................... 154
Логопедические задания.......................................................... 158
Открытое логопедическое занятие «Волшебная избушка»........... 164
Литература............................................................................. 170
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие друзья! Если вы выбрали нашу книгу - наверное, вашей душе свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, что...? Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то новенького, «остренького», неожиданного...
А ведь чудо - совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. И эта мысль стала лейтмотивом данного сборника программ, основанных на методе сказкотерапии.
Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Поэтому наши программы не будут противоречить мировоззрению психоаналитика, или «гештальтиста», или «энэлписта», или поклонника аддерианской индивидуальной терапии. Вы можете смело брать их за основу психопрофилактических, коррекци-онно-развивающих и психотерапевтических курсов.
Наши программы ограничены 5-12 занятиями вполне осознанно. Материал, основанный на метафорах, должен «уложиться» в душе и начать мягко изменять мировоззрение и поведение. Мы заканчиваем курс, когда нашим воспитанникам еще хочется путешествовать по сказке, используем эффект «незавершенного действия». Подобный прием позволяет оставить восприятие наших больших и маленьких клиентов активным, стимулирует их способность к размышлению.
Тренинг по сказкотерапии
Знакомясь с нашими программами, вы увидите, что основная психологическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном уровне. Это - отличительная особенность сказкотерапевтической методологии. Сказки являются посредниками между вашим внутренним миром и душами воспитанников.
Нам будет приятно, если вы творчески подойдете к нашим программам: дополните их новыми играми, поворотами сюжета, идеями. И конечно, большим подарком для нас будет, если вы расскажете нам об этом.
Чтобы вам было удобнее творить в рамках наших программ, мы приводим три таблицы и схему, которые помогут вам в создании собственных игр и сказок (см. стр. 7-10).
Подробнее о методе сказкотерапии можно прочитать в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии».
Предисловие
Таблица 1 Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия
Этап | Назначение | Содержание этапа |
1. Ритуал «входа» в сказку 2. Повторение 3. Расширение 4. Закрепление 5. Интеграция 6. Резюмирование 7. Ритуал «выхода» из сказки | Создать настрой на совместную работу Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Расширить представления ребенка о чем-либо Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка Связать новый опыт с реальной жизнью Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде | Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу, или передают друг другу мячик, или совершается иное «сплачивающее» действие Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт Повторение ритуала «входа» в сказку с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди |
Тренинг по сказкотерапии
Методики исследования эмоционально – личностного развития дошкольника
1.Тест «Волшебная страна чувств» (Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева)
Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.
Возраст_________________
Волшебная страна чувств
Рис. 1.
Рис.1.Волшебная страна чувств
Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).
Инструкция 1 : «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое - то чувство живет в красном домике, какое - то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.
Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой - где написано слово «Домики».
Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».
Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.
Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри - вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».
Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».
Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это - человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).
Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят.
Обработка результатов.
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.
1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.
3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
Голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
Туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
Руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);
Тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);
Ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.
2. Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)
Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.
После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.
Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».
Того, что умрут твои родители;
Каких – то людей;
Маму или папу;
Того, что они тебя накажут;
Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
Опоздать в детский сад;
Перед тем как заснуть;
Страшных снов;
Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);
Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
Когда очень высоко (страхи высоты);
Когда очень глубоко (страх глубины);
В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);
Больших улиц, площадей;
Врачей (кроме зубных);
Крови (когда идет кровь);
Боли (когда больно);
Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.
Когда останешься дома один;
Нападения, бандитов;
Заболеть, заразиться;
Возрастные нормы (по А.И. Захарову).
Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту).
Возраст |
Число страхов |
Возраст |
Число страхов |
|||||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
|||||
Возрастные особенности проявления страхов:
8 месяцев – боязнь незнакомых людей.
1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.
После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.
2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.
Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны.
У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей.
Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления).
Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %.
Протокол тестирования
Тест «Страхи в домиках»
Фамилия, имя ребенка |
Страхи «черного домика» |
Страхи «красного домика» |
Всего страхов |
|||||
«черном домике» |
«красном домике» |
|||||||
3.Тест «Сказка» (Л. Дюсс)
Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.
Сказка «Птенец».
Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.
В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую.
Что делать птенцу?
Нормальные ответы («типичные нормальные ответы») |
Настораживающие ответы («типичные патологические ответы») |
Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку. Полетит к маме, потому что испугался. Полетит к папе, потому что он сильней. Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать На помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его. |
Не умеет летать, потому останется на земле. Попытается лететь, но не сумеет. Умрет во время падения. Умрет от голода, дождя, холода. О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит. |
Сказка «Страх».
Цель: определить наличие страха, тревоги.
Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?
Нормальные ответы |
Настораживающие ответы |
Вел себя плохо и теперь боится наказания. Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать. Боится темноты. Боится какого – то животного. Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы. |
Боится, что его украдут. Чудовище хочет украсть его и съесть. Боится остаться один. Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать. Боится, что придет вор и ударит его ножом. Боится, что умрет папа, мама. Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию. |
Сказка «Новость».
Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.
Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?
Нормальные ответы |
Настораживающие ответы |
К обеду придет гость. Придут гости. Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление). Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное. |
Кто – то в семье умер. Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день. Мама хочет что – то запретить мальчику. Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу. |
Сказка «Дурной сон».
Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими ответами.
Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?
Протокол тестирования
Тест «Сказка»
Ф.И.________________________________
Возраст_________________
Дата проведения обследования_______________________
Наименование |
Параметры |
Ответ ребенка |
Норма |
Патология |
|
«Птенец» |
Степень зависимости от родителей |
||||
Скрытая агрессивность(к родителям),чувство вины |
|||||
«Новость» Зинкевич -Евстигнеевой . Особое внимание уделите программе «Волшебная страна внутри нас». ... из пластилина, глины, теста , вырезать из бумаги. ... Программы: Формирование и укрепление антинаркотических установок у детейПрограммаВариант описан в программе Т. Грабенко, Т. Зинкевич -Евстигнеевой и Д Фролова «Волшебная страна внутри нас» (Тренинг по сказкотерапии... при помощи методики «Волшебная страна чувств » (при групповом обследовании) или тест Люшера (при индивидуальном... Образовательная программа моу куминская сош принята на заседании педагогического советаОбразовательная программаКарта отслеживания Наблюдение, интерактивные тесты , практики, трехуровневые проверочные... этой поляной есть волшебная страна чувств . Мы сможем... Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - Санкт-Петербург, Речь, 2005. Зинкевич -Евстигнеева ... Учебно-методическое пособие для студентов психологических специальностей и практикующих психологов БалашовУчебно-методическое пособиеПолучится Настоящая Волшебная страна ... А теперь... чувствами . Эти чувства ... теста является вопрос о том, с какого возраста целесообразно его использовать. Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева ... методика «Карта сказочной страны » Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева и Д. Б. ... Общие рекомендации по организации коррекционных сказкотерапевтических занятий 12ДокументНапример, изготовление из соленого теста сказочных героев, разыгрывание сказок... . Занятие 1. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУВСТВ (в основе идея Т. Д. Зинкевич -Евстигнеевой ) Цель: Развитие и гармонизация... перенесет вас сейчас в волшебную страну , где вам будет... |