Древнерусская литература. Программа подготовки к ЕГЭ по литературе Древнерусская литература егэ

Предлагаю вариант № 2 тестовых заданий по «Слову о полку Игореве». Тест составлен в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы на вопросы, пояснения к ним, а также примерные ответы на задания № 8 и 9. Данное тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ, а также к урокам литературы.

Версия для копирования удобна для использования материала на уроках.

Н.К. Рерих. (1874-1947) «Поход князя Игоря».

Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните
задания 1–9.

Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй тур Всеволод: «Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.

А куряне славные —
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены

Сами скачут по полю волками

И, всегда готовые к борьбе,

Добывают острыми мечами
Князю — славы, почестей — себе!»

Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина.
Князь промолвил: «Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!»
Вспала князю эта мысль на ум —
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»

(«Слово о полку Игореве». )

1

В каком году происходил поход князя Игоря, описываемый автором «Слова о полку Игореве»?

Ответ :

Правильный ответ

Ответ: 1185

Пояснение.

Поход князя Игоря Севрского против половцев проходил в 1185 году. Произведение, видимо, написано было чуть позже.

2

Какое художественное средство выделено в данном отрывке?

Сядем, братья, на лихих коней

Да посмотрим синего мы Дону.

Ответ :

Правильный ответ

Ответ: эпитет.

Пояснение.

Эпитет – это троп, то есть слово или сочетание слов, употреблённое в переносном смысле. Представляет собой определение, образно, эмоционально описывающее что-либо, передающее отношение автора к предмету описания.

3

Кто обнаружил рукописный вариант «Слова о полку Игореве»?

Ответ :

Правильный ответ

Ответ: Мусин-Пушкин.

Пояснение.

Собиратель древностей А.И. Мусин -Пушкин обнаружил рукопись в сборнике, полученном из Спасо-Преображенского монастыря Ярославля в конце 1780-х годов.

4

Установите соответствие между цитатами из данного отрывки и художественными средствами, которые использует автор в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ :

Правильный ответ

Ответ:342

Пояснение.

Сравнение – это сопоставление различных предметов, явлений и пр. с целью выявления общих свойств, качеств, признаков. При сравнении часто используются сравнительные союзы как, словно, будто, что, но их может и не быть.

«Скачут по полю волками» — сравнение воинов с волками.

Метафора – это скрытое сравнение, в котором в переносном смысле употреблены глагол или существительное. В метафоре происходит сравнение неназванного предмета с данным в тексте на основании общего признака.(В данном отрывке нет метафоры)

Метонимия – образовано от греческого слова metonymia, что значит переименование. Означает перенос наименований с одного предмета на другой предмет по принципу смежности.

Метонимию порой путают с метафорой, но метонимия в отличие от метафоры не предусматривает сходства между явлениями, признаками и предметами, а основана на реальных ассоциативных связях: «добывают острыми мечами», то есть сражаясь.

Противопоставление — это художественный приём, при котором описываемые предметы, явления и пр. противопоставляются по определённым качествам, признакам.

«Лучше быть убиту от мечей,чем от рук поганых полонёну!»- автор противопоставляет смерть в бою позорному плену.

5

Как назывался период в истории Руси, описанный в данном произведении?

Ответ :

Правильный ответ

Ответ: раздробленность (феодальная раздробленность)

6

В каком значении употреблено слово «полк» в названии произведения?

Ответ :

Правильный ответ

Ответ : поход

7

Кого на Руси называли витязями?.

Ответ :

Правильный ответ

Ответ: богатырей, древнерусских воинов.

8
Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 5-10 предложений ).

Выполняя задание 9 , подберите для сопоставления два произведения разных авторов , (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор, сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Какова роль природы в данном эпизоде?

Ответ :

Правильный ответ

Примерный ответ.

Роль природы в данном отрывке, как и во всём произведении, велика. Она олицетворяется автором.

Природа словно предупреждает Игоря не совершать необдуманный поступок, об этом свидетельствует солнечное затмение. Люди верили, что затмение солнца- это предвестник беды.Однако Игорь не послушал голоса разума, поддался чувствам, желанию показать себя, доказать сою храбрость.

9

В каких произведениях русской классики природа является одним из главных

героев? Сопоставьте данные произведения со «Словом о полку Игореве».

Ответ :

Правильный ответ

Примерный ответ.

Природа играет важную роль во многих произведениях русской классической литературы.

Можно назвать природу одним из главных действующих лиц в романе Л. Толстого «Война и мир». Так в сцене первой встречи князя Андрея с дубом автор показал, как состояние князя созвучно природе. Для дуба словно нет весны, когда всё вокруг расцветает, он, дуб, кажется старым и сердитым уродом между молодых берёзок. Жизнь кончена, кажется Андрею. Ничего хорошего уже больше не будет. Однако во время второй встречи, летом, Андрей, видя преображённый дуб, понимает, как прекрасна жизнь « Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Многое произошло с князем за это время: и беседа с Пьером на пароме о необходимости деятельности, и услышанный разговор Наташи с Соней в Отрадном. Нет, жизнь ещё продолжается.

А как помогает понять характер Татьяны Ларины описание природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»! Героиня любит природу, особенно зиму. Природа помогает ей почувствовать прелесть жизни:

Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму.

Детство и юность героини прошли на лоне природы- лесов, полей. Она вдыхала запахи трав и цветов, любовалась красотой природы. Именно здесь, среди просторов родной природы, и была воспитана героиня, эта чуткая, нежная, умеющая любить девушка.

Таким образом, во многих творениях русской литературы, как и в «Слове о полку Игореве», природа помогает понять внутреннее состояние героев, раскрыть особенности их характеров, являясь настоящим героем произведений.

Древнерусская литература представляет собой исторически закономерный начальный этап развития всей русской литературы в целом, и включает литературные произведения древних славян, написанные с 11 по 17 век. Главными предпосылками её появления можно считать разнообразные формы устного творчества, предания и былины язычников и т.д. Причины её возникновения связывают с образованием древнерусского государства Киевская Русь, а также с крещением Руси, именно они дали толчок для возникновения славянской письменности, которая стала способствовать более ускоренному культурному развитию восточнославянского этноса.

Созданная византийскими просветителями и миссионерами Кириллом и Мефодием письменность «кириллица», дала возможность открыть для славян византийские, греческие и болгарские книги, в основном церковные, через которые передавалось христианское учение. Но вследствие того, что в те времена книг было не так уж и много, для их распространения возникала нужда их переписки, этим в основном занимались служители церкви: монахи, священники или дьяконы. Поэтому вся древнерусская литература была рукописной, и в то время бывало так что, тексты не просто копировались, а переписывались и перерабатывались по абсолютно разным причинам: менялись литературные вкусы читателей, возникали различные социально-политические перестановки и т.д. Вследствие этого на данный момент сохранились различные варианты и редакции одного и тоже литературного памятника, и бывает, так что установить первоначальное авторство довольно сложно и требуется проведение тщательного текстологического анализа.

Большая часть памятников древнерусской литературы дошли до нас без имен своих создателей, по своей сути они в основном анонимны и в этом плане этот факт их очень роднит с произведениями устного древнерусского фольклора. Отличается древнерусская литература торжественностью и величавостью стиля написания, а также традиционностью, церемониальностью и повторяемостью сюжетных линий и ситуаций, различных литературных приемов (эпитетов, фразеологизмов, сравнений и т.д.).

К произведениям древнерусской литературы относят не только обычную литературу того времени, а и исторические записи наших предков, так называемые летописи и летописные повествования, заметки путешественников, по старинному хождения, а также различные жития святых и поучения (жизнеописание людей, причисленных церковью к рангу святых), сочинения и послания ораторского характера, деловая переписка. Все памятники литературного творчества древних славян характеризуются наличием элементов художественного творчества и эмоциональным отражением событий тех лет.

Известные древнерусские произведения

В конце 12 века неизвестным сказителем был создан гениальный литературный памятник древних славян «Слово о полку Игореве», в нем описывается поход на половцев князя Игоря Святославича из Новгород-Северского княжества, закончившийся неудачей и имевший печальные последствия для всей русской земли. Автора тревожит будущее всех славянских народов и их многострадальной Родины, вспоминаются прошлые и нынешние исторические события.

Данное произведение отличается наличием только ему присущих характерных черт, здесь наблюдается оригинальная переработка «этикетных», традиционных приемов, удивляет и поражает богатство и красота русского языка, завораживает тонкость ритмического построения и особая лирическая приподнятость, восхищают и вдохновляют народность сути и высокий гражданский пафос.

Былины представляют собой патриотические песни-сказания, в них рассказывается о жизни и подвигах богатырей, описываются события в жизни славян в 9-13 веках, выражаются их высокие моральные качества и духовные ценности. Знаменитая былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» написанная неизвестным сказителем рассказывает о героических подвигах известного защитника простого русского люда могучего богатыря Ильи Муромца, смысл жизни которого заключался в служении отчизне и защите её от врагов русской земли.

Главный отрицательный персонаж былины - мифический Соловей-разбойник, наполовину человек, наполовину птица, наделенный разрушающим «покриком звериным», является олицетворением разбойничества на Древней Руси, приносившего много бед и зла простым людям. Илья Муромец выступает как обобщенный образ идеального героя, воющего на стороне добра и побеждающего зло во всех его проявлениях. Конечно, в былине много преувеличений и сказочного вымысла, что касается фантастической силы богатыря и его физических возможностей, а также разрушительного действия свиста Соловья-Розбойника, но главное в этом произведении это высшая цель и смысл жизни главного героя богатыря Ильи Муромца — мирно жить и трудиться на родной земле, в трудную минуту всегда быть готовым прийти на помощь Отечеству.

Много интересного об укладе жизни, быте, верованиях и традициях древних славян можно узнать из былины «Садко», в образе главного героя (купца-гусляра Садко) воплощены все самые лучшие черты и особенности загадочной «русской души», это и благородство, и щедрость, и смелость, и находчивость, а также безграничная любовь к Родине, недюжий ум, музыкальный и певческий талант. В этом эпосе удивительно переплетены как сказочно-фантастические, так и реалистические элементы.

Одним из популярнейших жанров древнерусской литературы являются русские сказки, в них описываются фантастические выдуманные сюжеты, в отличие от былин, и в которых обязательно присутствует мораль, некое обязательное поучение и наставление для подрастающего поколения. Например, всеми хорошо известная с детства сказка «Царевна-Лягушка» поучает маленьких слушателей не торопиться там, где не нужно, учит добру и взаимовыручке и тому, что добрый и целеустремленный человек на пути к своей мечте преодолеет все преграды и трудности и обязательно достигнет желаемого.

Древнерусская литература, состоящая из собрания величайших исторических рукописных памятников, представляет собой национальное достояние сразу нескольких народов: русского, украинского и белорусского, является «началом все начал», истоком всей русской классической литературы и художественной культуры в целом. Поэтому знать её произведения, гордиться великим литературным талантом своих предков обязан каждый современный человек, считающий себя патриотом своего государства и уважающий его историю и величайшие достижения своего народа.


Ребята, дорогие мои девятиклассники, ниже вы найдёте вопросы для зачёта по древнерусской литературе и литературе 18 века. Я не буду здесь писать, что вы должны хорошо знать тот материал, который изучался на уроках литературы и обсуждался в классе, задавался в виде домашних заданий. Напишу другое.

Сейчас вновь собираются возродить в выпускном классе обязательный письменный экзамен по литературе в формате сочинения. И если это произойдёт, то вам придётся в конце 11 класса и ЕГЭ по русскому сдавать, и сочинение по литературе писать.



Зачёты по литературе дают вам возможность привести в порядок знания о художественных текстах, писателях, направлениях и т.д. Изучив небольшой блок произведений, вы как будто подводите итог своим знаниям, показываете, насколько глубоко и серьёзно вы поняли тему. Всё это, безусловно, будет работать на вашу успешную и качественную сдачу экзамена по литературе в виде сочинения в 11 классе.

При подготовке к зачёту вы можете использовать учебник по литературе для 9 класса, лекции (в ваших тетрадях; и тут всё зависит оттого, насколько вы внимательны на уроках: слушаете меня, любимого учителя, отвечаете на вопросы по прочитанному тексту, выполняете письменные задания, а не сидите равнодушным статистом, уткнувшись в мобильник и обмениваясь эсемесками) и, конечно, тексты самих произведений.

Если вы расскажите теорию, но не будете знать текст, то на высокую оценку даже и не рассчитывайте.

Обратите внимание, что к каждому вопросу прилагаются термины, которые вы должны знать. Это означает, что вы не просто передаёте смысл того или иного термина, а даёте его чёткое определение. Всё это, безусловно, влияет на конечную оценку.

Зачёт проводится только в устной форме, помимо всего, оценивается и ваше умение внятно излагать свои мысли)))



Выражение лица может быть разное,

но готовиться придётся)))))

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ОТВЕТУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

1. Соответствие ответа формулировке темы.

2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.

3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.

4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.

5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.

6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

"5": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.

"4": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний

"3": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.

"2": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.

Успехов!

ЗАЧЁТНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ 18 ВЕКА.

1. Особенности древнерусской литературы.

а) хронологические границы ДРЛ; истоки возникновения ДРЛ

б) исторический характер ДРЛ; жанры ДРЛ.

Термины: православие, летопись, духовность, нравственность.

2. Периодизация древнерусской литературы: период, главная идея данного периода, произведения.

Термины: эстетика, этика, миропорядок.

3. Историческая основа «Слова о полку Игореве». История открытия рукописи.

Термины: летопись, слово как жанр, композиция.

4. Новаторство «Слова о полку Игореве». «Золотое слово» Святослава:

а) почему оно так называется,

б) как в «золотом слове» воплощается идея автора«Слова…»?

Термины: жанр, идея, сюжет.

5. Плач Ярославны:

а) фольклорная основа плача Ярославны,

б) поэтика плача.

Термины: фольклор, плач, пейзаж.

Термины: герой, идея, эпизод.

7. Образ русской земли в «Слове о полку Игореве»:

а) призыв к единению русских князей,

б) широкий охват географических пространств;

в) психологизм изображения русской природы.

Термины: психологизм, патриотизм, слово как жанр.

8. Характеристика русской литературы XVIII века:

а) причины бурного развития литературы в Петровскую эпоху,

б) появление новых жанров,

в) распространение сатиры.

Термины: сатира, патриархальный, трагедия.