Федецкий альфред-люциан константинович. Владимир Миславский «Альфред Федецкий: Малоизвестные штрихи к знаменитому портерту В. Альфред Федецкий: Поэт фотографии

Участники:

Научная библиотека Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, Государственный архив Харьковской области, Narodowa biblioteka (Warszawa), Харьковская городская специализированная музыкально-театральная библиотека им. К.С.Станиславского, магазин «Нумизматика и антиквариат» (Харьков), Вдов Валентин, Володарский Сергей, Граматюк Николай, Голота Сергей, Долуда Анатолий, Людвиг Войцех и Лада (Варшава), Миславский Владимир, Островерхов Валерий, Пырин Анатолий, Хильковский Аркадий.

Альфред Константинович Федецкий родился в 1857 году в Житомире в польской семье. Его отец был театральным антрепренером. Некоторое время Федецкий жлл в Варшаве, специальное образование получил в Вене, где учился в фотографическом институте при Академии художеств. Профессиональные навыки оттачивал в Киеве у известного фотографа В. Высоцкого. Однако желание самореализоваться заставило молодого человека, верящего в свои творческие силы, переехать в Харьков, которьй в то время был одним из фотографических центров Юга России.

С первых же шагов самостоятельной деятельности молодой фотограф начал отходить от установленных канонов работы коллег по профессии. Он отказывался от сбщепринятой статичной «семейной» композиции снимка, стремился создавать портреты, близкие по принципу решения к живописи. Новаторские для своего времени снимки Федецкого быстро получили широкую популярность. Слухи о чудесном мастере фотопортрета распространялись по Харькову, о его работах с уважением заговорили в России и во многих странах Европы. Кроме портретной съемки, Федецкий создавал жанровые снимки, фотопейзажи. Эти работы не раз с успехом экспонировались на разных отечественных и зарубежных выставках, публиковались в журналах. В ноябре 1888 года на Всемирной выставке в Брюсселе Федецкий был удостоен золотой медали. А в декабре того же года удостоился «Высочайшей благодарности» Императора Александра III за фотоснимки с места крушения императорского поезда близ станции Борки Харьковской губернии. Среди клиентов - «высочайших особ» - были король Дании и президент Франции. 20 августа 1898 года в Борках во время пребывания Их Величества Государя Николая II и Государыни, Федецкий сделал несколько снимков. По сообщениям прессы уже 23 августа фотографии были доставлены царской семье. За сделанные снимки Федецкому был пожалован «золотой перстень с голубым сапфиром, окруженный крупными бриллиантами».

Высоко оценивали талант Федецкого и выдающиеся деятели искусств. В его мастерской побывали П.И. Чайковский М. Кропивницкий, М. Садовский, М. Заньковецкая и др. Очень лестно отзывался об искусстве Федецкого и выдающийся художник И.К. Айвазовский. Во время своего пребывания в Харькове он попросил фотографа сделать несколько снимков.

То, что узнали харьковчане 17 сентября 1896 года, стало настоящей сенсацией. В газетах «Южный край» и «Харьковские губернские ведомости» Федецкий сообщил, что им приобретен аппарат, позволяющий снимать и проецировать «движущиеся картинки».

1 октября 1896 года Федецкий на Екатеринославской улице (ныне Полтавский шлях) снял ежегодную процессию перенесения Озерянской иконы Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьков. Через месяц он зафиксировал на Харьковском ипподроме джигитовку казаков Оренбургского полка.

В дальнейшем Федецкий снял еще несколько сюжетов - «Народное гуляние на Конной площади в Харькове», «Катание на Красной площади в Москве» и др. Эти фильмы в 1897 году он показывал в зале Дворянского собрания и Обществе хорового пения.

Портрет девушек

В 1901 году Федецкий сделал очень интересное открытие в области фотографии - изобрел новую технологию фотосъемки, позволяющую очень тонко имитировать офорт-гравюру на цветном металле с рисунком, протравленным кислотой. Журнал «Фотографическое обозрение», вышедший в марте 1901 года, посвятил изобретению специальное сообщение, в котором указывалось, что «новый способ являет собою огромнейший прогресс в деле фотографии и имеет блестящее будущее…».

Фотограф очень много сил отдавал организации первого в России учебного заведения, где можно было бы готовить высококвалифицированных отечественных специалистов фотографического искусства. Но этому начинанию так и не суждено было сбыться.

Отправившись в одну из очередных поездок в Берлин, Федецкий неожиданно умер в Минске 21 июля 1902 года.

25 июля в 6 ч. 35 мин. прибыл поезд с телом Альфреда Федецкого. С вокзала по Александровской улице многолюдная траурная процессия направилась в римско-католический храм. После отпевания, 27 июля Федецкий был похоронен на католическом кладбище в фамильном склепе рядом со своей женой (ныне городское кладбище на Пушкинской).

После смерти Альфреда Константиновича Федецкого его ателье (ул. Сумская, 3) выкупил фотограф А. Скасси, который продолжил славное дело своего известного учителя.

На открытии выставки выступающие говорили об этом замечательном и талантливом харьковчанине, который сохранил наш город конца 19 - начала 20 вв. для нас, людей начала 21 в., - зримым. Сохранил тонко, искуссно...

Мне особенно понравилось, что все без исключения выступающие отмечали толерантный характер нашего города, который дал раскрыться таланту многих инородцев и для которых - стал родным. Например, поляку А. Федецкому.

Харьковчане гордятся тем, что такие ныне модные вещи, как ксенофобия и веронетерпимость - никогда не были уделом нашего любимого Харькова. Ведь исторически доказано, что даже в разгул черносотенных и прочих погромов - в Харькове их никогда не было.

Посетите выставку и вы получите массу удовольствия!

Посетите выставку и познакомьтесь с именитыми и неизвестными людьми нашего Славного Прошлого!

Татьяна Крупа

Фотограф, один из первых кинематографистов России.


Федецкий являлся владельцем собственной, хорошо оборудованную фотографии в Харькове, «фотографом ея Императорскаго Величества».

В 1896 году Федецкий снимает первый документально подтверждённый русский фильм.

Первая на территории Империи киносъёмка, произведённая её гражданином (перед этим была т

олько съёмка французом Камиллом Серфом коронации Николая II в мае), - съёмка Федецкого под названием «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков» 30 сентября 1896 года.

Второй и третий русские фильмы также снял Федецкий: это «Джигитовка казаков Пер

вого Оренбургского полка» на харьковском скаковом ипподроме 15 октября 1896 и «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» (около 4 ноября 1896).

В Лондоне проходила международная фото-выставка. Для участия в выставке необходимо было предс

тавить 24 фотографии, описывающие какое-либо событие. Федецкий подготовил яркий рассказ об архитектуре Российских монастырей. Многие в Европе впервые осознали, что архитектура русских монастырей произведение высокого искусства. Федецкий получает медаль и получает финансовый приз, на который он покуп

ает две новые кинокамеры.

В Харькове стоял казачий полк и Федецкий решил снять жизнь казаков. (На тот момент казачья кавалерия считалась лучшей в Европе). Федецкий снял фильм «Джигитовка казаков 1-го Оренбургского полка», это был документальный фильм, демонстрирующий жизнь русской кавалерии. Чуть

позже Федецкий снимает «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством». Были и другие фильмы.

Зарубежные фирмы, такие как Патэ и братья Люмьер готовы были покупать его фильмы, однако категорически отказывались демонстрировать под его именем.

Это не устра

ивало Федецкого и он решает открыть свой кинозал. Он покупает будочку с проектором, арендует помещение и начинает демонстрировать фильмы. Его картины имеют ошеломляющий успех, но кинотеатр сгорает со всеми пленками, подожженный. После потери фильмов Федецкий решает прекратить киносъемки и вернуться

Альфред Константинович Федецкий (1857, Житомир - 1902, Минск?) - известный русский фотограф польского происхождения, один из первых кинематографистов Российской империи. Снял первый российский кинофильм. Выполнил значительное количество фотопортретов известных людей Российской Империи, в том числе членов Императорской фамилии.

Биография

Альфред Федецкий родился в 1857 году в Житомире в польской театральной семье не утверждённых герольдией дворян. Отец Федецкого - Константин Федецкий (р. 15 февраля 1815 г.) был театральным антрепренёром, режиссёром и актером. Альфред Федецкий окончил фотографический институт при Академии художеств в Вене (K. K. Lehr und Versuchsanstalt fr Photographie und Reproductionsverfahren). После окончания обучения в 1880 году Альфред Федецкий приехал в Киев, где работал директором фотоателье В. Высоцкого. В 1886 - переехал в Харьков, где на Екатеринославской ул. (ныне Полтавский шлях) открыл фотоателье. Автор фотопортретов П. И. Чайковского, И. К. Айвазовского и десятков других знаменитых людей.

Экспериментировал в области рельефной, цветной, стереоскопической фотографий, фотографии на фарфоре. Являлся «фотографом ея Императорскаго Высочества Великой княгини Александры Петровны».

Первый российский фильм

В 1896 году Федецкий снимает первый документально подтверждённый российский фильм. Первая на территории Империи киносъёмка, произведённая её гражданином (перед этим была только съёмка французом Камиллом Серфом коронации Николая II в мае), - съёмка Федецкого под названием «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков» 30 сентября 1896 года.

Николай II и Александра Фёдоровна на вокзале в Борках (Спасов скит) 20 августа 1898 года, приехавшие к 10-летию «чудесного избавления царской семьи» во время крушения Императорского поезда. Фотосъёмка, выполненная А. Федецким

Второй и третий российские фильмы также снял Федецкий: это «Джигитовка казаков Первого Оренбургского казачьего полка» на харьковском скаковом ипподроме 15 октября 1896 и «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» (около 4 ноября 1896).

Дальнейшие фильмы

В Харькове стоял 1-й Оренбургский казачий полк, и Федецкий решил снять жизнь казаков. (На тот момент казачья кавалерия считалась лучшей в Европе). Федецкий снял фильм «Джигитовка казаков 1-го Оренбургского полка», это был документальный фильм, демонстрирующий жизнь русской кавалерии. Чуть позже Федецкий снимает «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством». В 1897 году снимает фильмы «Народные гуляния на конной площади», «Катание на Красной площади» и игровой «Фокусник Альбани».

Зарубежные фирмы, такие как Патэ и братья Люмьер готовы были покупать его фильмы, однако категорически отказывались демонстрировать под его именем. Это не устраивало Федецкого, и он решает открыть свой кинозал. Он покупает будочку с проектором, арендует помещение и начинает демонстрировать фильмы. Его картины имеют успех, но кинотеатр сгорает во время пожара со всеми плёнками. После потери своих фильмов Федецкий решает прекратить киносъемки и вернуться к фотографии.

Признание и награды

  • 1888 - «Высочайшая благодарность» императора Александра III, за снимки крушения царского поезда
  • 1888 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе
  • 1889 - Золотая медаль от короля Дании Христиана IX, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - Бриллиантовый перстень
  • 1889 - Золотая медаль от императора Германии Вильгельма II, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность» короля Дании Христиана IX, за снимка моментов освящения храма на месте крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность»
  • 1889 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (Agricultuгe commerciale industriale)
  • 1889 - Малая серебряная медаль на IV Всероссийской юбилейной фотовыставке в Москве
  • 1889 - Золотая медаль на Промышленной выставке в Париже (A exposition universelle)
  • 1890 - Золотая медаль Всемирной академии наук в Брюсселе (Academie universelle de scilences des line arts)
  • 1890 - Большая золотая медаль Альфонса III на Международной выставке в Мадриде (Alfonso III rex de Espagne. Concours international Industriale)
  • 1891 - Золотая медаль на Международной выставке в Лондоне
  • 1891 - Почетный диплом Международной фотографической выставки в Париже (Diplome d’ honneur)
  • 1892 - Бриллиантовый перстень с вензелем от Великого Князя Михаила Николаевича
  • 1894 - Бриллиантовый перстень от императора Александра III, за снимки освещения храма в Борках
  • 1894 - «Высочайшая благодарность» императрицы Марии Федоровны
  • 1894 - Золотая медаль Международной фотографической выставки в Антверпене
  • 1898 - Бриллиантовый перстень от императора Николая II, за снимки посещения Николаем II Спасового Скита

Биография

Альфред Федецкий родился в 1857 году в Житомире в польской театральной семье не утвержденных герольдией дворян. Отец Федецкого - Константин Федецкий (р. 15 февраля 1815 г.) был театральным антрепренером, режиссером и актером. Альфред Федецкий окончил фотографический институт при Академии художеств в Вене (K. K. Lehr und Versuchsanstalt für Photographie und Reproductionsverfahren). После окончания обучения в 1880 году Альфред Федецкий приехал в Киев, где работал директором фотоателье В. Высоцкого. В 1886 - переехал в Харьков, где на Екатеринославской ул. (ныне Полтавский шлях) открыл фотоателье. Автор фотопортретов П.И. Чайковского и И.К. Айвазовского . Экспериментировал в области рельефной, цветной, стереоскопической фотографий, фотографии на фарфоре. Являлся «фотографом ея Императорскаго Высочества Великой княгини Александры Петровны».Автор первых киносъёмок в Российской империи.

Творчество

Фильмография

  • 1896 - «Торжественное перенесение чудотворной иконы Озерянской Божьей матери из Куряжского монастыря в Харьков» - оператор
  • 1896 - «Джигитовка казаков Первого Оренбургского полка» - оператор
  • 1896 - «Смотр харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» - оператор
  • 1897 - «Катание на Красной площади» - оператор
  • 1897 - «Народные гуляния на Конной площади» - оператор
  • 1897 - «Фокусник Альбани» - режиссер, оператор

Сочинения

  • 17 мая 2010 г. В Харькове на фасаде здания филармонии была открыта мемориальная доска А.К. Федецкому (скульптор А. Ридный).
  • 17 мая 2013 года в Харькове на фасаде дома (ул. Сумская, 3), где жил Федецкий была открыта мемориальная доска А.К. Федецкому.

Признание и награды

  • 1888 - «Высочайшая благодарность» императора Александра III, за снимки крушения царского поезда
  • 1888 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе
  • 1889 - Золотая медаль от короля Дании Христиана IX, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - Бриллиантовый перстень
  • 1889 - Золотая медаль от императора Германии Вильгельма II, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность» короля Дании Христиана IX, за снимка моментов освящения храма на месте крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность»
  • 1889 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (Agricultuгe commerciale industriale)
  • 1889 - Малая серебряная медаль на IV Всероссийской юбилейной фотовыставке в Москве
  • 1889 - Золотая медаль на Промышленной выставке в Париже (A exposition universelle)
  • 1890 - Золотая медаль Всемирной академии наук в Брюсселе (Academie universelle de scilences des line arts)
  • 1890 - Большая золотая медаль Альфонса III на Международной выставке в Мадриде (Alfonso III rex de Espagne. Concours international Industriale)
  • 1891 - Золотая медаль на Международной выставке в Лондоне
  • 1891 - Почетный диплом Международной фотографической выставки в Париже (Diplome d’ honneur)
  • 1892 - Бриллиантовый перстень с вензелем от Великого Князя Михаила Николаевича
  • 1894 - Бриллиантовый перстень от императора Александра III, за снимки освещения храма в Борках
  • 1894 - «Высочайшая благодарность» императрицы Марии Федоровны
  • 1894 - Золотая медаль Международной фотографической выставки в Антверпене
  • 1898 - Бриллиантовый перстень от императора Николая II, за снимки посещения Николаем II Спасового Скита

Библиография

  • Вишневський В. Першi кінознімання на Україні // Радянське кіно (Київ). - 1937. - № 7. - С. 63-66;
  • Журов Г. В. Перші кінозйомки і перші демонстрації «синематографа» // З минулого кіно на Україні. К.: АН УРСР, 1959. - С. 10-12;
  • Шимон О. О. Закінчення однієі легенди // Сторінки з історії кіно на Україні. К.: Мистецтво, 1964. - С. 16-28;
  • Миславский В. Н. Кино в Харькове // Харьков и кино. Х.: Торсинг, 2004. - С. 8-9, 70, 117-118;
  • Миславский В. Н., Жур М. Е. Альфред Федецкий. Странички биографии // Харьковский исторический альманах. Х.: Райдер, 2004. - Весна-лето. - С. 45-67;
  • Миславский В. Первые киносеансы в Харькове // Харьков - что, где, когда (Харьков). - 2005. - № 8. - С. 35;
  • Жур М., Миславский В. Альфред Федецкий (1857-1902). Страницы биографии // Польська діаспора у Харкові. Історія та сучасність. Х.: Майдан, 2005. - С. 146-182;
  • Миславский В. Альфред Федецкий. К биографии первого российского кинооператора // Киноведческие записки (Москва). - 2006. - № 77. - С. 163-213;
  • Миславский В., Жур М. Альфред Федецкий. У истоков отечественного кинематографа // Антреме (Харьков). - 2007. - № 1. - С. 48-51;
  • Миславский В. Харьков кинематографический. Харьков: ЧМГУ, 2007. - С. 9-11, 86-87;
  • Миславский В. Искусство фотографии Альфреда Федецкого. - Харьков: Фактор, 2009. – 128 с.
  • Миславский В. Альфред Федецький поет фотографії. – Харьков: Фактор, 2010. – 216 с.

Альфред Федецкий провел в Харькове первый киносеанс отечественного фильма на территории Украины и тогдашней Российской империи 2 декабря 1896 года в помещении Харьковского оперного театра (ныне - Харьковская областная филармония).

Харьковский фотохудожник Альфред Константинович Федецкий является одним из лучших мастеров «светописи» Юга России второй половины XIX – начала ХХ веков. Новаторские для своего времени работы фотографа быстро получили широкую популярность. Фотограф искал новые средства выразительности фотоискусства, стремился создавать фотопортреты, близкие по принципу решения к живописи. О чудесном мастере фотографии с уважением заговорили в России и во многих странах Европы. Его фотопортреты неоднократно удостаивались золотых медалей на крупнейших международных фотовыставках. Именными драгоценностями и золотыми медалями награждали А. К. Федецкого российские императоры Александр III и Николай II, Бельгийской король Леопольд II, Датский король Христиан IХ, император Германии Вильгельм II. Также высоко оценивали его талант и выдающиеся деятели искусства. Весьма лестно отзывались о мастерстве А. К. Федецкого композитор П. И. Чайковский и художник-маринист И. К. Айвазовский.

А. К. Федецкий изготовил сотни прекрасных фотопортретов выдающихся деятелей российской и украинской сцены. Ему позировали А. К. Глазунов, М. Л. Кропивницкий, Н. К. Садовский, М. К. Заньковецкая, М. Е. Медведев, М. Зембрих, В. Н. Давыдов и многие другие. Но наибольшее распространение получил известный каждому музыканту мастерски выполненный фотопортрет Петра Ильича Чайковского. Растиражированный кабинетный портрет композитора разыскать не сложно, но крупноформатный вариант этого портрета сохранился всего лишь в нескольких экземплярах. Один из таких шедевров фотографического искусства украшает коллекцию раритетов Харьковского государственного университет, а искусств имени И. П. Котляревского. Он экспонируется наряду с другой работой А. К. Федецкого – портретом основателя Харьковской консерватории И. И. Слатина .

Илья Ильич Слатин неоднократно приглашал Петра Ильича Чайковского посетить Харьков. Но по разным причинам приезд композитора несколько раз откладывался. Как вспоминал музыкант И. Букиник , он узнал от И. Слатина, что Петр Ильич приедет в Харьков 11 марта 1893 года, а 14 марта состоится симфонический концерт из произведений П. Чайковского .

А. К. Федецкий был страстным почитателем музыки. В его ателье нередко устраивались импровизированные концерты, в которых принимали участие многие выдающиеся харьковские музыканты. «Эти маленькие музыкальные собрания, – отмечал корреспондент «Южного края», – помимо чисто-художественного наслаждения, были тем более приятны, что их оживлял своей беседой, своей изысканной любезностью сам симпатичный хозяин» . Можно предположить, что о приезде П. И. Чайковского в Харьков Альфред Константинович узнал от своих ближайших друзей – харьковского композитора и скрипача-виртуоза К. А. Горского и известного харьковского музыканта и композитора А. В. Шульц-Эвлера .

П. И. Чайковский приехал в Харьков из Москвы 11 марта в девять часов утра. Приблизительно в 13 часов началась первая репетиция. Еще две репетиции состоялись 12 и 13 марта . Два снимка П. И. Чайковского Альфред Константинович сделал в своем ателье 14 марта после окончания концерта, приблизительно в 17 часов. «<…> Молодежь из публики и учащиеся музыкального училища вбежали на эстраду, посадили Петра Ильича в кресло и на руках понесли его, сидящего в кресле, через весь зал, сопровождаемые приветствиями и аплодисментами. Члены музыкального общества во главе с И. И. Слатиным посадили Петра Ильича в фаэтон и отвезли его во фраке с белым галстуком к фотографу Федецкому» .

Еще два снимка Федецкий сделал во время посещения композит ором Харьковского музыкального училища 15 марта, около 11 часов . На этих фотографиях П. И. Чайковский запечатлен с деятелями Харьковского отделения русского музыкального общества и с преподавателями музыкального училища . В тот же день, после окончания концерта, который специально для П. И. Чайковского дали ученики музыкального училища, из ателье А. К. Федецкого доставили фотографии. «<…> Петр Ильич был очень изумлен, – вспоминал И. Букиник, – что так быстро и так хорошо они исполнены. Он выбрал самый лучший снимок , сделал на нем надпись своей рукой: «На память музыкальной школе от Петра Ильича Чайковского. 15 марта 1893 года» .

На следующий день, 16 марта, П. И. Чайковскому устроили шумные проводы. На вокзал пришли его провожать сотни людей. «На вокзале собралась громадная толпа, сквозь которую я едва мог притискаться к Петру Ильичу, – вспоминал поэт и журналист В. Иванов . – Когда я попросил его дать мне свой портрет, он с комической беспомощностью сказал мне:

– Вы опоздали… Я все роздал… Роздал даже неготовые портреты, оставив у Федецкого карточки с подписями, которые он потом приклеит к ним, когда они будут готовы…» .

П. И. Чайковский высоко оценил мастерство выдающегося харьковского фотографа. В своих письмах друзьям в течение апреля-сентября 1893 года он весьма лестно отзывался об А. К. Федецком:

5 апреля 1893 г. И. И. Слатину: «<…> Голубчик, мне бы хотелось, если фотографии мои удались, получить несколько экземпляров. Затем я ему (А. К. Федецкому – В. М ) закажу несколько дюжин, ибо страшно нуждаюсь в фотографиях: наобещал целую массу, а петербургские последние, очень не удались…» .

15 апреля 1893 г. В. Н. Давыдову «<…> Получил я сегодня свои харьковские карточки и всяческие портреты. Они все удивительно хороши, но особенно большой. Я привезу показать, а пока если хочешь, получи одну кабинетную…» .

15 апреля 1893 г. И. И. Слатину «<…> Я получил сейчас фотографии мои от Федецкого. Он оказывается первокласснейший фотограф; по крайней мере, я лучшего ничего не видел. Голубчик, потрудитесь исполнить следующее поручение. Зайди к Федецкому и попроси его исполнить для меня следующий заказ: 1. Шесть дюжин кабинетных фотографий (тех и др.). 2. Одну дюжину будуарных. 3. Два больших портрета. Чем скорее он это сделает, тем лучше. Послать в Москву П. И. Юргенсону для передачи мне. Счет послать Юргенсону, который вышлет немедленно нужную сумму…» .

3 мая 1893 г. И. И. Слатину «<…> Спасибо, дорогой И. И., за исполнение моего фотографического поручения. Ввиду превосходного качества работ Федецкого, я не нахожу цены его дорогими <…> А впрочем, черт его возьми: уж больно хорошо он работал, надо отдать ему эту справедливость…» .

26 июня 1893 г. П. И. Юргенсону «<…> Фотографии от Федецкого суть мой заказ. Я забыл, уезжая, предупредить тебя! Пожалуйста, уплати…» .

27 сентября 1893 г. И. И. Слатину «<…> Потрудитесь зайти к Федецкому и заказать два больших портрета, т. е. самых больших (а не будуарных) моих портрета. Попроси его, когда будут готовы, послать в Москву Юргенсону и ему же послать счет…» .

О факте признания П. И. Чайковским таланта фотохудожника писал корреспондент газеты «Южный край»: «Я имел высокое удовольствие быть лично знакомым с покойным П. И. Чайковским и как-то получил от него портрет, сделанный в фотографии петербургских Императорских театров. Давая мне этот портрет, покойный П. И. Чайковский, между прочим, сказал: – Это совсем не то, что сделал со мною ваш Федецкий! Вы знаете, меня еще никто так не снимал, как Федецкий. Это – положительно лучший мой портрет. Это – не фотография, а поистине художественное произведение!» .

Интересно в связи с этим отметить, что фотопортреты П. И. Чайковского изготавливали лучшие фотохудожники Европы и России: И. Дьяговченко (Москва, 1875, 1877), Шембош (Рим, 1882), С. Левицкий (Петербург, 1884), М. Конарский (Москва, 1884–1885), Ш. Ройтлингер (Париж, 1886, 1888), Е. Бибер (Гамбург, 1888), Г. Трунов (Москва, 1889), А. Пазетти (Петербург, 1889–1890), Ф. де Мезер (Киев, 1890), Н. Сарони (Нью-Йорк, 1891) и др.

Возможно, Петр Ильич еще неоднократно высказывался бы о мастерстве А. К. Федецкого, но через три недели после написания последнего письма И. Слатину (27.09.1893) композитор неожиданно скончался от холеры. Это произошло 16 октября 1893 года.

После смерти П. И. Чайковского во многих дореволюционных изданиях в России были помещены копии его фотопортретов работы А. К. Федецкого. Мало того, эти фотопортреты были опубликованы даже за границей. Летом 1902 года в Пьемонте (Италия) были устроены музыкальные праздники, посвященные произведениям П. И. Чайковского. Для увековечения этих праздников были выпущены иллюстрированные письма с портретом П. И. Чайковского, изготовленным по тому же чудесному снимку А. К. Федецкого .

В июле 1894 года А. К. Федецкий отправил фотопортрет П. И. Чайковского на Антверпенскую выставку. «Французский композитор К. Сен-Санс и первый из пианистов Франции профессор Димэр, обходя русский отдел всемирной выставки в Антверпене, – сообщал корреспондент «Московских ведомостей», – заинтересовались выставленным фотографом Федецким из Харькова портретом покойного П. И. Чайковского…» . В следующей заметке, посвященной фотопортрету П. И. Чайковского на Антверпенской выставке, корреспондент «Московских ведомостей» отмечал:

«Платинотиповый портрет Чайковского работы А. К. Федецкого так же, как и фотография, составляет истинный chef d’oeuvre искусства, и потому не удивительно, что он вызывает такое восхищение публики не только отечественной, но и заграничной» . В третьей заметке о международной выставке в Антверпене, которую удалось разыскать, отмечалось, что А. К. Федецкий удостоился золотой медали за фотопортрет П. И. Чайковского . Эта золотая медаль стала двенадцатой в послужном списке мастера светописи.

Фотопортретом П. И. Чайковского работы А. К. Федецкого восхищался и корреспондент «Южного края». В 1902 году он отмечал: «<…> Вспомните, например,

этот дивный, полный художественности, портрет нашего незабвенного П. И. Чайковского, который сделан был Федецким в 1893 году во время краткого пребывания гениального композитора у нас в Харькове. Кто видел самого Петра Ильича в жизни, тот знает, насколько Федецкий сумел уловить и черты его лица, и выражение его добрых глаз, подернутых дымкой какой-то неуловимой грусти, и эту задумчивую позу вдохновенного музыканта, рожденного «для звуков сладких и молитв…» .

В 1909 году о знаменитом фотопортрете П. И. Чайковского вспоминал поэт В. Иванов: «15 марта очень популярный в то время на всем юге России талантливый художник-фотограф А. К. Федецкий пригласил Петра Ильича сняться в его фотографии и сделал с него великолепный портрет, оказавшийся, как уверяли знатоки, самым художественным из всех портретов Чайковского и в последствии распространившийся даже и в заграничных изданиях. На портрете этом Петр Ильич изображен во весь рост, сидящим в кресле, в задумчивой, поэтической позе, с устремленным куда-то вдаль вдохновенным взором» .

Спустя десятилетия знаменитая фотография не была забыта. В марте 1940 года в СССР была выпущена серия из пяти марок, посвященная 100-летию со дня рождения П. Чайковского. На двух марках был напечатан портрет композитора с фотографии А. Федецкого .

Фотопортреты П. И. Чайковского работы А. К. Федецкого опубликованы в виде открыток и на титульных листах многих книг, посвященных жизни и творчеству композитора . По этим фотографиям было написано несколько портретов. Однако подобного признания не получил групповой снимок П. И. Чайковского с преподавателями Харьковского музыкального училища, о котором говорилось выше. Но для нас он представляет интерес как свидетельство эпохи, запечатлевшее И. И. Слатина, К. А. Горского, А. В. Шульц-Эвлера, Ф. В. Кучеру, С. И. Дочевского, Р. В. Геника, С. С. Глазера и других замечательных педагогов Харьковского музыкального училища, в 1917 году преобразованного в Харьковскую консерваторию.

Федецкий Альфред Константинович (1857–1902), фотохудожник. Окончил фотографический институт при Академии художеств в Вене. В 1886 году переехал в Харьков. Экспериментировал в области рельефной, цветной, стереоскопической фотографий. Автор первых киносъемок в Российской империи.

Слатин Илья Ильич (1845–1931), дирижер, пианист, педагог. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории; концертировал за границей в качестве пианиста и капельмейстера. Основатель Харьковской консерватории и Харьковского отделения Императорского русского музыкального общества.

Букиник Исаак Евсеевич (1867–1942), харьковский скрипач. После окончания Харьковского музыкального училища (1887) работал преподавателем музыки в Сумской гимназии. Давал частные уроки музыки в Харькове. С 1918 – пре подаватель Харьковской консерватории. Автор методики обучения игры на скрипке. Погиб в Дробицком яру.

Букиник И. Концерты П. И. Чайковского в Харькове // Воспоминания о П. И. Чайковском. – М.: Искусство, 1979. – С. 342

Горский Константин Киприанович (1859–1924), харьковский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижер. Музыкальное образование получил в Музыкальном институте А. Контского в Варшаве, затем – в Консерватории в Санкт-Петербурге. 29 лет прожил в Харькове. П. И. Чайковский считал его одним из лучших исполнителей своего скрипичного концерта D-dur . Автор многочисленных романсов и инструментальных произведений: «Органная фантазия f-moll », симфонические поэмы «На Олимпе», «Зачарованный круг», оперы «Маргер», «За хлебом» и др.