Главные персонажи Нового года. Откуда взялись Дед Мороз и Снегурочка. Кто родители Снегурочки? Происхождение Снегурочки. История Снегурочки Снегурочка кто она деду морозу

Уже трудно представить Новый год без Снегурочки. Этот сказочный персонаж – воплощение красоты, молодости, веселья. С самого детства мы привыкли видеть ее в обществе Деда Мороза, но скорее всего, мало кто задумывался, а где же родители девушки? Давайте попробуем в этом разобраться.

Кто такая Снегурочка?

С давних пор в русском фольклоре упоминаются три сказочных персонажа – Дед Мороз, Снегурочка и Снеговик. Конечно, у доброго старика существуют множество прототипов в других странах, а вот, у юной красавицы подобного прообраза нет ни в легендах, ни в сказках. Снегурочка – это исконно русский образ, который может с легкостью уговорить даже самого застенчивого ребенка не бояться бородатого Деда Мороза. Существует всего несколько версий, откуда на самом деле произошла Снегурочка. Одна из них связана с обрядом похорон ритуального персонажа, который читался символом плодородия, Костромы. По другой версии, истоки появления Снегурочки прячутся в языческих поверьях о мифологическом боге и ночного неба – Варуне, который в ряде легенд выступает прообразом Деда Мороза. Предполагается, что юная красавица появилась из скованных льдом речных вод, в которых таится наступление теплых весенних денечков.

Кто родители Снегурочки?

О Снегурочке знали еще в языческие времена, но впервые ее образ сформировался во второй половине XIX века. Именно тогда в России была опубликована сказка о девочке Снегурке, которую вылепили из снега. Согласно рассказу, в одной русской деревне жили крестьяне Иван и Мария, которые прожили вместе до самой старости, но детьми так и не обзавелись. В одну из зим выпало столько снега, что они вышли во двор и решили вылепить снежную куклу. Неожиданно она пошевелилась, Иван и Мария восприняли это, как благословение Божие. Однако сказка имела печальный конец: Снегурка растаяла, когда прыгала с подружками через костер. Со времен ее образ укоренился и стал активно использоваться в сценариях для новогодних праздников. Конечно, Иван и Мария были обычными людьми, а значит, уже умерли, поэтому Снегурочка теперь сирота.

В 1869 году Александр Афанасьев в своих трудах «Поэтические воззрения славян на природу» впервые записал сказку о Снегурочке, где представлен языческий вариант возникновения красавицы. Автор рассказал, что зимняя героиня – это снежная нимфа, которая образуется из снега в начале зимы, а весной испаряется с первым солнышком. Уже в 1873 году впечатленный рассказами Афанасьева Александр Островский поставил пьесу «Снегурочка». Девушка была представлена, как бледнолицая особа со светлыми волосами, одетая в шубку, шапку и рукавички. Она в пьесе считалась дочкой Деда Мороза и Весны-Красны. Именно от матери девушка взяла ум, красоту, соблазнительность. Однако девушка растаяла от яркого солнечного света, который навел на нее Ярило, бог плодородия. Изначально пьеса не имела успеха у публики. Только в 1882 году уже Н. А. Римский-Корсаков поставил одноименное произведение, которое имело ошеломляющий успех.

К созданию образа Снегурочки приложили руку и другие не менее известные люди. В 1898 году М. А. Врубель создал панно в доме А.В. Морозова. Девушка была одета в белую, сотканную из снега и пуха одежду, которая была подбита горностаевым воротником. Уже в 1912 году Н.К. Рерих презентовал свое видение Снегурочки, которую нарядил в меховую шубку. Образ был задействован в драматической постановке в Петербурге.

Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Несмотря на то, что в пьесе Островского Снегурочка Деду Морозу дочка, с 1935 года юную красавицу стали воспринимать, как внучку. Однако кто первый предложил распределить таким образом семейное родство, неизвестно. Впоследствии, Снегурочка стала главным помощником Деда Мороза и посредником между ним и малышами. В 1937 году юная красавица вместе со своим дедушкой появились на новогодней елке в Московском Доме Союзов. Однако в более ранних изображениях Снегурочка воспринималась больше как девочка, в виде девушки ее стали считать позднее, почему – неизвестно.

В военный период о Снегурочке забыли. Появилась она только 1950-х годах. Возродили юную красавицу детские классики Лев Василя и Сергей Михалков. После этого Дед Мороз и Снегурочка стали неотъемлемыми атрибутами Нового года. В России зимняя красавица наделена некоторыми обязанностями, с которыми за рубежом успешно справляется один Санта Клаус.

Дальние родственницы или просто знакомые?

Однако самые упертые считают, что у Снегурочки все же есть аналоги в мире. Предполагается, что у юной красавицы существует нечто общее со святой Люсией, которая в Германии и странах Скандинавии выступала в качестве дарительницы подарков в период запрета культа святых. Существует еще и итальянская Бефана, которая в ночь на Богоявление подкладывает послушным детям в заранее приготовленные носки подарки.

Место рождения Снегурочки

По легенде считается, что Снегурочка родилась в деревне Берендеевка Костромской области. А вот резиденция Деда Мороза находится в Великом Устюге Вологодской области, однако внучка с ним не живет, а точного адреса ее нет. Возможно, юная красавица опасается назойливого внимания журналистов, поэтому предпочитает скрывать свой точный адрес.

История о зимней девушке настолько прочно «впилась» в нашу жизнь, что мы уже не представляем новогодней елки без Снегурочки. Она, как и Дед Мороз, стала неотъемлемым атрибутом праздников. Снегурочка помогает своему деду проводить конкурсы, водить хороводы, петь песни с малышами, раздавать подарки.

Иванна Науменко

В отличие от главного новогоднего волшебника, «внучка» не пьет, не приносит подарков, а гораздо выносит на себе перенасыщенного «волшебством» Деда Мороза.

Но кто все-таки такая Снегурочка и какие тайны скрывает этот новогодний образ?

Первая и самая удивительная тайна Снегурочки заключается в ее абсолютной уникальности. Разумеется, современная российская Снегурочка может иметь белорусскую, украинскую и даже казахстанскую сестер, однако, по сути, все они являются продолжение одного образа, окончательно сформировавшегося вместе с советской традицией встречи Нового года.

Так вот, аналогов Снегурочки в мире не существует, если не считать сомнительный образ супруги Санта-Клауса.

Мало того, в отличие от Деда Мороза, Снегурочка не зафиксирована и в русском народном обряде.

Несмотря на это, Снегурка с нами давно - с того самого момента, как в русском фольклоре появилась сказка о девочке из снега, которая ожила.

Фильм «Снегурочка» режиссера Павла Кадочникова. Ленфильм. 1969 год. СССР. На фото: Евгения Филонова, как Снегурочка. Фото: www.russianlook.com

Само собой, на тот момент эта девочка не имела отношения ни к Новому году, ни к подаркам.

По одной из версий, история Снегурочки напрямую происходит из обряда похорон Костромы.

Славянский обряд похорон Костромы представлял собой проводы зимы и одновременно просьбу к силам природы о плодородии земель. По одной версии обряда, чучело девушки топили в реке, по второй - сжигали на костре, как Масленницу. Еще в одном варианте, Кострома насмерть упивалась вином на веселом пиру, что делает ее очень близкой всем любителям застольных новогодних посиделок.

Так или иначе, но с предтечей Снегурочки Костромой расправлялись вполне сознательно. А гибель слепленной из снега девушки во время прыжка через костер - это, если хотите, облегченная версия обрядовой истории.

Если Кострома, являвшаяся по совместительству богиней плодородия, обладала, по мнению славян, довольно противоречивым характером, то Снегурочка изначально выглядела девушкой доброй и наивной.

История восхождения

Перевел Снегурочку из фольклора в литературные персонажи русский собиратель фольклора Александр Афанасьев , который в 1867 году поместил сказки о Снегурочке во втором томе своего исследования «Поэтические воззрения славян на природу».

В 1873 году драматург Александр Островский под впечатлением работы Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В этой истории Снегурочка предстает в знакомом нам сегодня образе - бледная блондинка в бело-голубой зимней одежде. Здесь-то Снегурочка впервые сталкивается с Дедом Морозом, который оказывается ее... папой. А мамой выступает Весна-Красна, не устоявшая перед мужской харизмой седобородого кудесника. Впрочем, история Снегурочки у Островского невеселая: оставленная у людей на попечении, она становится жертвой непонимания и прыжков через костер.

Интересно, что пьеса Островского была принято весьма холодно, и неизвестно, какая бы карьера ждала Снегурочку, если бы к делу в 1882 году не подключился композитор Николай Римский-Корсаков . Его опера по пьесе «Снегурочка» имела бешенный успех, после чего ледяная девушка начала двигаться к статусу второго новогоднего лица.

Еще в дореволюционный период российские педагоги начинают использовать образ Снегурочки в сценариях рождественские елок. Правда, как правило, речь идет о постановке определенных сцен из пьесы Островского с ее участием. Также фигурки Снегурочки начинают вешать на елку в качестве украшения.

И все-таки на тот момент Снегурочка оставалась исключительно второстепенным персонажем. Решающее преображение наступило в 1935 году, когда в Советском Союзе на официальном уровне стали праздновать Новый год.

Теперь Снегурочка стала «правой рукой» Деда Мороза, посредником в общении между ним и детьми на утренниках. При этом по не вполне ясной причине поменялся их родственный статус. Если у Островского Снегурочка была дочерью Деда Мороза, то в новой версии она предстала его внучкой.

Дед Мороз и Снегурочка с детьми на новогодней елке. Фото: РИА Новости

Хотя нельзя исключать, что данная Снегурочка - на самом деле дочь той, что растаяла во время прыжков через костер. Во всяком случае, у советской Снегурочки склонности к таянию замечено не было.

На праздновании Нового, 1937 года, Дед Мороз и Снегурочка впервые предстали вместе на елке в Московском Доме Союзов. Интересно, что тогда Снегурочка представала в образе маленькой девочки и лишь спустя некоторое время «подросла».

Терем на улице Лагерной

Вполне возможно, что это изменение фактуры было вызвано исключительно практическими соображениями - ведь студентки театральных училищ и начинающие артистки театров справлялись с ролями хозяек детских утренников куда лучше, чем ученицы младших классов.

В отличие от Деда Мороза, судьба Снегурочки еще какое-то время висела на волоске - например, в военный период этот образ из новогодних праздников исчез.

Спасли Снегурочку два известных советских писателя - Лев Кассиль и Сергей Михалков . Именно они писали сценарии кремлевских елок в начале 1950-х годов, и делали внучку Деда Мороза обязательной участницей представлений. Только после этого Снегурочка окончательно «застолбила» себе место подле елки.

Снегурочка настолько добра и безобидна, что постоянно оказывается в заложниках у различной нечисти, имеющей материальные претензии к Деду Морозу. На моей памяти, Снегурочка лишь раз взяла инициативу в свои руку, выручая дедушку. В мультфильме «Когда зажигаются елки» нетипично решительная Снегурочка отправилась на санях в столицу, дабы привезти утерянные Дедом Морозом подарки. И с задачей своей справилась на «отлично».

Снегурочка ныне - девушка самостоятельная, и у нее есть собственная резиденция, расположенная в Костроме. Именно в этих краях, в усадьбе Щелыково, драматург Александр Островский и написал пьесу о Снегурочке. «Терем Снегурочки» по числу посетителей вполне может дать фору резиденции Деда Мороза в Великом Устюге.

Единственной странностью, касающейся места обитания Снегурочки, является ее костромской адрес - живет внучка Деда Мороза на улице Лагерной, дом 38.

Дальние родственницы или просто знакомые?

Самые упертые искатели западных аналогов полагают, что у Снегурочки есть нечто общее со святой Люсией, которая в Германии и странах Скандинавии в период запрета культа святых и, в частности, святого Николая, выступала в качестве рождественской дарительницы подарков детям. В странах Скандинавии и Финляндии праздник святой Люсии, отмечаемый 13 декабря, сохранился и по сей день, и служит своеобразным преддверием к Рождеству.

Есть еще итальянская Бефана, то ли старуха, то ли молодая женщина, являющаяся к детям в ночь на Богоявление, и раскладывающая подарки послушным детям в заранее приготовленные носки. Плохим детям Бефана подкладывает в носки золу. Между прочим, эта дама неплохо известна и российским детям - несколько видоизмененный ее образ описал Джанни Родари в своем «Путешествии «Голубой Стрелы».

Упоминается также и Маланка, участвующая в предновогодних обрядах Бассарабии, Подолии и Галиции.

Однако все эти дамы, разумеется, не идут ни в какое сравнение с нашей уникальной и неповторимой Снегурочкой, которая каждый год избавляет детей от смущения перед седобородым волшебным старцем, а потом безропотно доставляет подгулявшего Деда Мороза в его обитель. Именно поэтому Снегурочка - исключительно наш персонаж, в котором каждая русская женщина может увидеть себя.


  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР

  • ©

Снегурочка сделалась внучкой Деда Мороза не так давно – на рубеже 19-20 веков, когда она стала появляться в таком качестве на детских рождественских праздниках. Внучкой она стала только потому, что самого Мороза называют Дедом. Изначально связан не с наличием внучки, а с тем, что Мороз предстает в образе старика: белый цвет присущ не только снегу, но и седине, а земля к зиме исчерпывает свои силы, как человек к старости.

Но если даже предположить, что Снегурочка – не внучка, а дочь Деда Мороза, все равно остается открытым вопрос о ее матери и его жене.

Фольклорная традиция

И Дед Мороз, и Снегурочка присутствуют в русском фольклоре, но родственниками не являются. Фольклорный Дед Мороз мало похож на того доброго с мешком подарков, который приходит к детям на новогодние праздники – это воплощение грозной природной стихии.

Встреча с этим языческим божеством – не праздник для человека, а суровое испытание, которое можно и не пережить, как это случилось со старухиной дочкой «Морозко». Одаривает он только тех, кто продемонстрировал свои лучшие качества – как старикова дочка в той же сказке или в сказке «Мороз Иванович». О каких-то или родственниках Деда Мороза народные сказки не упоминают.

Снегурочка тоже существует в русском фольклоре, но с Дедом Морозом она не связана. Сказочная Снегурочка – это девочка, которую лепят из снега и оживляют старик и старуха, горюющие о своей бездетности. Снежная дочка хорошо чувствует себя зимой, но грустит весной, а летом погибает, прыгая через купальский костер. Деда Мороза в этой сказке нет.

Русская литература

Снегурочка впервые оказалась связана родственными узами с Дедом Морозом не в славянской фольклорной традиции, а в русской классической литературе. Сделал это выдающийся писатель-драматург Александр Островский (1823-1886).

В 1873 году писателю заказали пьесу для спектакля-феерии, в котором наряду с драматическими актерами участвовали бы оперные певцы и балетная труппа. Тогда-то А. Островский и решил создать сказочную пьесу на основе фольклорного материала. Он обращается к сказке о Снегурочке, но сохраняет лишь основной мотив: дитя зимы, погибающее от тепла, солнца, ведь сюжет сказки приурочен не к Новому году или Рождеству, а к весне.

В пьесе А. Островского Снегурочка представлена как дочь Мороза, а мать героини – Весна-Красна. Эта связь представляется противоестественной, потому-то и гневается Ярило-солнце, не дает тепла стране берендеев. Как и народная сказка, пьеса А. Островского заканчивается трагически: Снегурочка тает, но не от купальского костра, а от божественного огня любви, зажженного в ее сердце.

Таким образом, единственная героиня, которую можно назвать матерью Снегурочки и женой Деда Мороза – это Весна-Красна. Других кандидатов на эту роль не знает ни фольклор, ни русская литература.

Чтение статьи займет: 5 мин.

В преддверии очередного Нового года и сопутствующих этому событию празднеств с традиционными народными гуляньями, застольями с оливье и поголовным распитием крепких спиртных жидкостей, я намерен продолжить исследования генеалогии новогодних персонажей и атрибутов. В прошлом году изучался достославный , в этом темой материала будет Снегурочка. Заранее не афишируя степень родства девушки в голубом платье с белой оторочкой с новогодним дедом, предлагаю разобраться в ее происхождении и связи с бородатым поставщиком новогодних подарков. Приступим, пожалуй…

Если персонажи, отчасти схожие с современным Дедом Морозом, имелись в славянской мифологии (но подарков они не дарили, наоборот – жизнь могли отнять на раз-два), то связать Снегурочку с кем-то из мифических героев довольно сложно. Ее образ наиболее близок к Костроме (не городу), но об этом позже. А сейчас отметим один важный момент – Снегурочка, как бы не пытались некоторые исследователи связать ее с персонажами из западных верований, является исключительно российской новогодней героиней.

Драматург А.Н. Островский . Автор популярных по сей день «Грозы» и «Бесприданницы» получил в 1873 году заказ от имперской комиссии театров на феерическую пьесу, которая бы позволила задействовать в ней оперную, драматическую и балетную труппы Малого и Большого театра. Согласившись, Александр Николаевич решил черпать вдохновение для создания пьесы во втором томе сборника народного фольклора А.Н. Афанасьева, опубликованного в 1869 году – сказке о Снежевиночке-Снегурке, девочке, вылепленной из снега. Описанная Афанасьевым история Снегурочки более чем трагична – бесплодная чета крестьян слепила по осени из первого снега куклу, та ожила и стала Снегуркой, а в начале весны снежная девчонка прыгнула по примеру других детей через костер и растаяла.

Островский создал свою версию истории, сделав Снегурочку дочерью Мороза и Весны. Поскольку воспитывать девочку сказочные родители не могли сами, они отправили ее жить в деревню, в семью бездетных Бобыля и Бобылихи. Повзрослев, Снегурочка влюбляется в Леля, местного полубога-пастуха и обладателя волшебной флейты, но приемные родители предпочитают отдать красавицу замуж за богатого горожанина. В финале все заканчивается также плохо, как и в первоисточнике Афанасьева, только губит Снегурочку не пламя костра, а воспылавший в ее сердце огонь любви к Лелю – согласитесь, так гораздо романтичнее.

Несмотря на замечательное музыкальное сопровождение, написанное тогда еще молодым и толком неизвестным П.И. Чайковским, пьеса о девочке из снега после премьерного показа на сцене Большого театра 11 мая 1873 года с театральных подмостков полностью исчезла. И не было бы сегодня новогодней Снегурочки, если бы не…

Композитор Н.А. Римский-Корсаков . Как признается сам Николай Андреевич, изначально пьеса Островского не произвела на него какое-либо впечатление, он счел ее сюжет банальным. Холодной зимой 1879-1880 годов Римский-Корсаков вновь перечитал «Снегурочку» и, к его собственному удивлению, неожиданно проникся интересом – в его воображении персонажи пьесы предстали в потрясающей поэтической красоте. Скрывшись от светских раутов в глухой деревеньке, композитор потратил все лето 1880 года на создание оперы «Снегурочка», полностью закончив ее в 1881-м. Ее премьера состоялась 11 февраля 1882 в Мариинском театре Петербурга, публика отлично приняла работу Римского-Корсакова, свое восхищение композитору высказал автор одноименной пьесы Островский, присутствовавший на премьерном показе.

Сцена из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова

Обратите внимание: и в пьесе, и в опере исполнительница роли Снегурочки носила костюм одно и того же типа – шубка бело-голубого цвета с опушкой из меха, схожего цвета меховую шапочку и рукавицы. Но как же Снегурочка «пробралась» на новогодние мероприятия и корпоративы, спросите вы? Ведь пьеса и опера связывались их авторами с концом зимы, вовсе не с Новым годом. А дело вот в чем…

До и после Октябрьской революции . В начале XX века, на фоне популярности оперы Римского-Корсакова, Снегурочка становится модным персонажем рождественских празднеств. Родители одевали своих дочерей в костюм снежной девушки, используя тот же его дизайн, что и в постановках Островского и Римского-Корсакова, разыгрывались сценки из одноименных пьесы и оперы, других сказок. В те времена образ Снегурочки особо не выдели среди разномастных Снежинок, Зайчиков и Снеговиков, говоря иначе – облаченная в этот костюм девушка утренники не вела, а самих Снегурочек на каждом подобном мероприятии было несколько.

С захватом власти в России большевиками и изменении ее государственного устройства на «социалистический» популярность рождественских праздников постепенно угасала. Первопричин этому было две: введение в 1918 году Григорианского календаря, внесшего путаницу в даты празднования; поголовная бедность – на рождественские атрибуты у населения банально не было средств. В конце 1929 года празднование Рождества в советской России было запрещено официально – особые комсомольские патрули ходили вдоль домов, отслеживая соблюдение данного запрета домочадцами. За следующие годы народ начал было привыкать обходиться без новогодних празднеств, но, неожиданно для всех, центральный орган власти СССР – политбюро ЦК ВКП(б) – пересматривает прежнее решение. За четыре дня до нового, 1936 года, комсомольские и пионерские ячейки во всей стране лихорадочно принимаются за подготовку новогодних утренников.

Снегурочка, как полноценный персонаж Нового года в СССР, впервые появилась на новогодней елке Дома союзов в Москве в 1937 году – она вела утренник вместе с Дедом Морозом. Если раньше, в дореволюционной России, Снегурочками были девочки дошкольного и младшего школьного возраста, то роль Снегурочки-ведущей исполняла взрослая девушка, в число костюмированных атрибутов которой добавилась длинная русая коса, обычно накладная. С момента первого появления Снегурочки на новогоднем утреннике ее стали называть внучкой Деда Мороза – эта степень родства закрепилась в памяти граждан СССР.

Кострома . Согласно современной российской мифологии, областному центру на Волге – городу Костроме – присвоен статус «родины» новогодней Снегурочки, по аналогии с Великим Устюгом, названной родиной Деда Мороза. Но связь тут глубже – Кострома это не только город, но и древнерусский мифический персонаж, обладавший огромной магической силой, издревле почитаемый приволжскими народами. С некоторых пор костра – это солома, одревесневший стебель прядильных растений, вроде конопли, льна и других. А раньше, до XX века, кострой называли любую солому, в том числе пшеничную и ржаную, ею покрывали кровлю или жгли в кострах. Весной в деревнях вдоль Волги проводился обряд, в ходе которого Кострому хоронили – на связанное из костры соломенное чучело одевалось девичье праздничное платье, затем его с песнями либо топили, либо сжигали на берегу реки. Связанные с Костромой обряды символизировали цикл смерти природы зимой и ее возрождения по весне, что весьма близко к истории Снегурки, описанной Афанасьевым.

Итак, мы разобрались с родословной Снегурочки – в дореволюционной России она считалась дочерью от связи Мороза с Весной и была второстепенным новогодним персонажем. А вот внучкой Снегурочкой она стала лишь в конце 30-х годов. Несмотря на более юный статус «внучки» девушка изрядно повзрослела и заняла ведущее место на утренниках – рядом с советским Дедом Морозом.

В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная красавица является воплощением чистоты, юности, веселья и делает зимний праздник более ярким и радостным.

С самого детства мы привыкли видеть ее рядом с Дедом Морозом на всех новогодних мероприятиях, но мало кто из нас задумывался, где же родители Снегурочки. Попробуем разобраться!

В фольклоре с давних пор упоминаются три сказочных героя, принимающих непосредственное участие в новогодних празднествах – Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. И если добрый старик имеет своих прототипов во многих других странах мира, то у милой светловолосой девушки такого прообраза не существует ни в мифологии, ни в легендах и сказках иных народов.

Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный уговорить даже застенчивого ребенка и рассказать стишок или спеть песенку.

Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них связана с древним славянским обрядом похорон Костромы – ритуального персонажа, символизирующего плодородие. По другой версии, истоки появления снежной красавицы восходят к языческим поверьям о мифологическом боге вод и ночного неба – Варуне, который в некоторых легендах является прообразом Деда Мороза.

Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней.

Хотя в народном фольклоре Снегурочка была известна еще в языческие времена, впервые о ней заговорили по всей стране во второй половине XIX века, когда в России была опубликована сказка о девочке Снегурке, или Снежевиночке, вылепленной из снега. Согласно этой истории, когда-то в одном русском селе жили крестьянин Иван и жена его Марья. В их доме всегда царили мир и любовь, однако прожили они вдвоем до самой старости, так и не сумев обзавестись детьми.

Однажды зимой в их селе выпало много снега. Иван и Марья вышли во двор и принялись лепить снежную куклу. Неожиданно Снегурочка зашевелилась, словно живая, и семейная пара приняла это чудо как благословение Бога, пославшего им ребенка. Сказка имеет печальный финал: прыгая с подружками через костер, снежная девочка растаяла.

Однако со временем ее образ прижился в народном сознании, а с конца XIX века стал активно использоваться в сценариях на новогодних елках. Поскольку Иван и Марья были обычными людьми, состарившись, они умерли, поэтому Снегурочка теперь сирота.

Впервые сказку о Снегурке и ее родителях-стариках в 1869-м записал в своих трудах «Поэтические воззрения славян на природу» выдающийся русский собиратель фольклора Александр Афанасьев.

У автора есть и языческий вариант появления зимней героини, согласно которому Снегурочка – это снежная нимфа. Она рождается в начале зимы из снега, а с приходом весенних деньков испаряется и забирает с собой желания сельских жителей.

В 1873 году драматург Александр Островский, впечатленный рассказами Афанасьева, создал пьесу «Снегурочка», в которой описал зимнюю красавицу как бледнолицую девушку со светлыми волосами, одетую в шубку с меховой оторочкой, шапку и рукавички. В этом произведении автор представил Снегурку 15-летней дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, отпустивших ее к людям в слободку Берендеевку под присмотром Бакулы-бобыля.

Как и в сказании Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, но уже по другой причине – от яркого солнечного луча, который навел на нее мстительный и злобный бог плодородия Ярило.

Если верить пьесе Островского, то Дед Мороз приходится Снегурочке отцом, однако в 1935 году, после того, как в СССР официально разрешили , их стали принимать за дедушку и внучку. В педагогических пособиях по проведению новогодних мероприятий юная красавица выступает помощником старика и его посредником в играх с малышами на елке.

Кто придумал называть Снегурочку внучкой Мороза, до сих пор неизвестно, однако их первый совместный выход в свет состоялся в 1937 году в Доме Союзов Москвы, и с тех пор так уж повелось, что добрый старик приходится девушке дедом.