Использование произведений художественной литературы на уроках химии. Значение литературы — художественный анализ. О литературе В летний зной и в холода

Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

Творчески воссоздавая действительность, писатель не только выражает свое понимание ее закономерностей, сущности явлений, но и дает им оценку. Итоги размышлений писателя о жизни предстают перед читателем не в виде сухих формул и нравоучений, а в виде изображения мыслей, чувств, поведения живых людей - героев литературных произведений. Идея произведения связана с представлениями писателя о добре и красоте, чести и долге, смысле жизни и назначении человека. Она глубоко прочувствована, выношена писателем и пронизывает все произведение. Идея, воплощенная в художественных образах , оказывает огромное воспитательное воздействие, убеждает, внушает те или иные чувства.

    Иллюстрация В. Минаева к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

    Иллюстрация к «Поучению Владимира Мономаха».

    Иллюстрация Д. Кардовского к роману Д. Дефо «Робинзон Круэо».

    Иллюстрация И. Блиоха к роману В. Липатова «И это все о нем…».

    Иллюстрация Г. Мазурина к повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда».

    Иллюстрация С. Трофимова к повести А. П. Гайдара «Школа».

Достаточно вспомнить автобиографические повести М. Горького «Детство» и «В людях», чтобы наглядно убедиться в огромном воздействии художественной литературы на становление личности человека. Раскрывая сущность явлений и закономерности действительности, литература формирует взгляды читателей, закладывает основы их мировоззрения, указывает цели и пути претворения идеалов в жизнь. Литература воспитывает и ум, и чувства, формирует характер, т. е. влияет на личность в целом.

Чтение художественной литературы расширяет границы личного опыта, позволяет перечувствовать и осмыслить множество явлений современности и далекого прошлого, увидеть созданные воображением писателей картины будущего. Благодаря «Тихому Дону» М. А. Шолохова, «Железному потоку» А. С. Серафимовича, «Чапаеву» Д. А. Фурманова, «Цементу» Ф. В. Гладкова, «Живым и мертвым» К. М. Симонова мы переживаем события Гражданской и Великой Отечественной войн, видим как живых наших дедов, самоотверженно боровшихся и трудившихся во имя Родины. Жизнь миллионов людей одухотворена и освещена высокими идеалами, которые несут лучшие произведения литературы, в их сознании постоянно присутствуют образы Данко и Павла Власова, Чапаева и Павки Корчагина, Мересьева и Олега Кошевого: подобно реально существующим людям, эти литературные герои становятся советчиками и друзьями, примером для подражания.

Только литература - идейная, художественная, народная - воспитывает людей честных, сильных духом, способных взять на себя ношу своего времени.

Касаясь в первую очередь общественных отношений, жизни человека в обществе, литература способствует воспитанию мыслей и чувств, свойственных человеку как общественному существу, осознанию долга перед Родиной и народом.

Литература играет важнейшую роль в общественно-политической жизни общества. Если даже писатель не осознает себя проповедником определенных идей, его произведения объективно заключают эти идеи и становятся воспитательным фактором.

Безусловно, воспитательное значение имеют не только положительные образы литературных героев, которые становятся примером для подражания. Изображая отрицательные явления, писатель вызывает их нравственное осуждение, побуждает занять определенную позицию в жизни, совершать те или иные поступки. Литература убеждает неотразимой правдой изображения, которая позволяет глубоко уяснить закономерности действительности.

Следовать за писателем в особом, созданном им мире художественного произведения невозможно, если не становиться и самому в какой-то мере творцом, не заставлять работать свое воображение, чтобы воссоздать образы персонажей перед своим мысленным взором. Делая читателя соучастником творчества писателя, литература развивает способность к творчеству. Чтение стимулирует развитие мышления, обогащает и совершенствует речь. Наблюдения показывают, что школьники, которые много читают художественных произведений и занимаются музыкой и другими видами искусства, начинают лучше успевать не только по литературе и истории, но и по математике, физике и другим предметам.

Книга аккумулирует достижения многовековой культуры человечества и является важнейшим источником знаний, средством самообразования и саморазвития. Она позволяет познать окружающий мир, разобраться в своих мыслях, чувствах, потребностях, исканиях и найти дорогу в жизни, наметить программу самовоспитания.

Источник задания: Решение 5348. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.

Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.

Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.

На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.

Эпоха реакции, которая наступила в России СРАЗУ(ЖЕ) после восстания декабристов, породила людей (НА)ПОДОБИЕ Печорина.

Решение.

Рассматриваем каждое предложение, определяя часть речи выделенных слов и применяя правило их правописания.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ (союз, слитно) что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) (наречие и частица, раздельно) сильно, как и на чувство.

Заплакала она (ОТ)ТОГО (союз, слитно), что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ (предлог, раздельно) прошлого года.

Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ (местоимение с предлогом, раздельно), как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) (союз, слитно) выпить воды и подбросить дрова в печь.

На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ (союз, слитно) эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) (союз, слитно) вся горечь из них вышла.

Эпоха реакции, которая наступила в России СРАЗУ(ЖЕ) (наречие и частица, раздельно) после восстания декабристов, породила людей (НА)ПОДОБИЕ (предлог, слитно) Печорина.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной , а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания . Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания . По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка . Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.



При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы , показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка , развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте . Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений , ребенок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка , как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой , но и смысловым содержанием . Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам , используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.

Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки , а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы.

Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки , обусловливает необходимость помощи взрослого .

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы , найти в нем образные слова и выражения , почувствовать ритм ирифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически .

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения , которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений , методику чтения ипроведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений , на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Здравствуйте уважаемые читатели. Спешу вам сообщить о том, что моя жизнь учителя литературы резко изменилась после того, как я прошел по ссылке: http://igrat-vulkan.com/ , и сразился в игровые автоматы, тем самим проверил свою удачу. Теперь, я уделяю игре больше времени и неплохо зарабатываю, а в свободное от работы время стараюсь написать для вас, как можно больше увлекательных статей на литературную тематику.

Художественно нарисованные картины человеческой жизни обогащают наш ум знаниями, волнуют наши чувства, побуждаю нас к действию, к воплощению в жизнь тех «благородных понятий и чувств», которые выражены в произведении.

В художественной литературе перед нами раскрывается жизнь людей во всём её многообразии в разные века и у разных народов.

Так, в произведениях русской художественной литературы раскрываются картины жизни русского народа в разные периоды его истории. Черты древнерусского быта запечатлены, например, в «Песни о вещем Олеге» Пушкина; о быте и нравах людей XVI века повествует «Песня про купца Калашникова» .Лермонтова; мрачная эпоха крепостного права изображена в «Дубровском» Пушкина, в «Муму» Тургенева и т. д. О героизме доблестных сынов нашей родины, боровшихся в прошлом за её независимость, рассказывают такие произведения, как «Полтава» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, «Война и мир» Толстого.

Борьба трудящихся масс за укрепление Советской власти ярко изображена в повести Фурманова «Чапаев», в романе Н. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Значение литературы. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Островского «Как закалялась сталь» и в других произведениях советской литературы.

А. М. Горький рассказывает, сколько радости давала ему художественная литература, как она раскрывала ему глаза на мир: «Точно какие-то дивные птицы сказок, книги... пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте...»

Литература - не только прекрасное средство познания мира, но и сила, участвующая в развитии и преобразовании жизни. Она влияет на культурное и политическое развитие человека и общества в целом. Подлинно художественные произведения входят в жизнь человечества; на них воспитываются люди; их высокие идеалы становятся для людей руководством в поведении, в борьбе и труде.

«Поэты,- говорит Чернышевский,- руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить всё благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее».

Кому, например, не известна в нашей стране замечательная книга Н. Островского «Как закалялась сталь»?

Образ Павла Корчагина стал руководителем и воспитателем многих тысяч советских людей, их близким другом, неизменным спутником жизни. Скольких людей он ободрил в тяжёлые моменты их жизни!

Во время Великой Отечественной войны книга Островского поддерживала мужество защитников нашей Родины. Образ Павла Корчагина вдохновлял бойцов на героические подвиги. В воинской газете «В бой за родину!» писалось: «И в самые тяжёлые минуты, когда сжималось «железное кольцо», сколько воинов спрашивали себя: «А что бы на моём месте сделал Павел Корчагин?» - и делали так, как делал Павел Корчагин,- разрывали кольцо смерти и побеждали. Так, например, во время борьбы за Новороссийск группу разведчиков-моряков окружили враги. Яростно бились герои. Когда подоспела подмога, в живых был только один - пулемётчик, но и он был тяжело ранен. Героя спросили: «Как же ты устоял один, да ещё тяжело раненный, против множества врагов?» - он ответил: «Я был не один! Со мной был Павка Корчагин. Это он помог мне держаться до последнего».

Такие примеры с наглядной убедительностью говорят об огромном значении художественной литературы в жизни людей.

Итак, во-первых, литература - это «учебник жизни», как называл её Чернышевский. Литература обогащает наши знания о жизни.

Во-вторых, она воспитывает людей, является руководителем человека в жизни, прививая ему высокие и благородные понятия, чувства, стремление к труду, к борьбе за свободу и счастье народа.

В то же время, являясь одним из видов искусства,- искусством слова, литература развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создаёт писатель.