Испытание гринева. Становление личности Петра Гринева (По повести А. Пушкина «Капитанская дочка»). А. С. Пушкин "Капитанская дочка". Становление личности Петра Гринева

­Гринев в жизненных испытаниях

Поветь «Капитанская дочка» была написана А. С. Пушкиным в 1830-х годах и осветила период восстания Емельяна Пугачева . Главный герой произведения П. А. Гринев - помещик, который на склоне лет рассказывает историю своей жизни в мемуарах. С раннего детства на формирование его характера большое внимание оказали родители - честные и порядочные люди, многое повидавшие на своем веку. Также в его жизни сыграли немалую роль учителя: Савельич , научивший его грамоте, и француз Бопре, нанятый, чтобы научить Петрушу французскому, немецкому и другим наукам, но в итоге, сам усвоивший русский.

До шестнадцати лет он валял дурака, а затем отец отправил его в Оренбург на службу. По пути они с Савельичем попали в буран и вынуждены были немного переждать. Человек, который оказывает им помощь, оказывается не кем иным как Емельяном Пугачевым, но Гринев этого не знает. В благодарность он отдает мужику свой теплый тулуп. Жизненные испытания только начинались, а судьба его уже свела с таким человеком. Из Оренбурга Гринев был послан служить в Белогорскую крепость, комендантом которой был Иван Кузьмич Миронов. Подружившись с Мироновыми, Петр в особенности привязался к Маше . В дочке коменданта он разглядел благоразумную и чувствительную девушку.

Жизнь проходила размеренно, иногда герой читал книги, иногда сочинял стихи, подружился с поручиком Швабриным . Последнее было большой ошибкой, так как поручик оказался довольно подлым человеком. Большая часть жизненных испытаний, выпавших на долю героя, случались именно по его вине, ну и, конечно же, по вине активных военных действий и восстаний. Поначалу Швабрин порочил имя Марии Мироновой, как оказалось, из-за того, что девушка ему отказала. Гриневу ничего не оставалось, как вызвать подлеца на поединок. Но и здесь Швабрин умудрился показать свою натуру, он нанес сослуживцу удар в спину, пока тот отвернулся на зов слуги.

В следующий раз с подлостью поручика Гринев и Мария столкнулись во время бунта Пугачева. Много людей погибло в этот период, но Гринева донской казак пощадил, потому что узнал в нем того самого незнакомца, который когда-то в метель одолжил ему заячий тулуп. Не только поэтому Пугачев помиловал героя, а за искренность и честность. Так как Гринев присягал государыне императрице, он отказывается служить кому-либо еще, но Швабрин позже доносит до правительственных войск, что Петр Андреевич перешел на сторону Пугачева. Марии еле удается его спасти.

Другим испытанием в жизни молодого Гринева стало нежелание его родителей принимать Машу, так как она была бесприданницей. У Мироновых в хозяйстве работала всего одна девка Палашка, а у Гриневых в распоряжении было триста душ крестьян. Поначалу они сильно возражали против этого союза. Отец даже пообещал перевести Петра куда-нибудь подальше от Белогорской крепости. Возможно, другой юнец и побоялся бы противоречить родителям, но Петр знал, что Машу не оставит ни при каких обстоятельствах и поэтому выбрал ее. Таким образом, автор еще раз подчеркивает честность, прямодушие, благородство и чувство долга главного героя.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«ПОРЯДКИ В БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ. ПЁТР ГРИНЁВ В ИСПЫТАНИЯХ ЛЮБОВЬЮ И «ДРУЖБОЙ» 1

« Капитанская дочка». Глава 3. «Крепость». Художник С. Герасимов Какой предстает перед героем Белогорская крепость? 2

 Найти фрагмент главы от слов «В эту минуту вошел урядник...» до слов «... Максимыч отведет вас на вашу квартиру ». Кто настоящий хозяин крепости? Как характеризует героиню этот эпизод? Как речь характеризует героиню? (2 вариант, проверка дом. раб.) Гринев и Швабрин у Мироновых. Художник С. Герасимов 3

Как в четвертой главе рассказчик характеризует коменданта крепости? Какой смысл приобретает замечание «вышедший из солдатских детей »? Каким предстает характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчиненными, женой, вновь прибывшим офицером? ЦИТАТЫ! «Капитанская дочка». Глава 3. «Крепость». Учение в Белогорской крепости. Художник А. Иткин 4

Чем вызвана его фраза, обращенная к молодым офицерам, остановившимся посмотреть, как он проводит учения с инвалидами: «А здесь нечего вам смотреть »? Можно ли считать хвастовством его слова о том, что он «задаст острастку киргизцам и башкирам»? Справедливы ли слова Василисы Егоровны: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь ». Каков смысл эпиграфа «Старинные люди, мой батюшка»? « Капитанская дочка». Глава 3. «Крепость». Учение в Белогорской крепости. Художник В. Сысков. 1986 5

Справедлива ли характеристика героев, данная Швабриным? Почему тоска берет Гринева при виде порядков, царящих в крепости? Могла ли такая крепость достойно отразить нападение противника? «…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною», - пишет в начале главы Петр Гринев. Почему изменилось настроение героя? Расскажите о занятиях Гринева в крепости по подобранным вами ключевым словам. Упомянуты ли в главе военные занятия героя? 6

Справедлива ли характеристика героев, данная Швабриным? Каким предстает Швабрин в 3 главе? (Проверка домашнего задания) Каков кульминационный эпизод главы? Каковы причины дуэли? Почему Гринев сражается на дуэли? Как характеризует Швабрина поведение во время дуэли? Случайна ли дуэль Швабрина и Гринева? « Капитанская дочка». Глава 3. «Поединок». «…Я упал и лишился чувств». Художник А. Иткин 7

Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринева о его дуэли? Почему Маша Миронова всячески стала избегать встреч с Петром Гриневым? Каков смысл эпиграфа к главе повести «Любовь»? Но все же Пушкин, взяв слова к эпиграфу из народной песни, имел в виду другое приданое, которое Марья Ивановна имеет с избытком. Что это за приданое? «Капитанская дочка». Глава 5. «Любовь». Письмо от батюшки. Художник С. Герасимов 8

Почему родители Гринева отказали Петру Андреевичу в родительском благословении? Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям? Как характеризуют Швабрина и Гринева ключевые эпизоды 3-5 глав? 9 «Капитанская дочка». Глава 3. «Поединок». «…Я упал и лишился чувств». Художник В. Сысков. 1984




В своем сочинении я хочу рассказать о становлении личности Петра Гринева-главного героя повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Детство нашего героя ничем не отличалось от детства других детей дворянского рода. Он был окружен любовью и заботой всех членов семьи. Ему привили такие качества как добросердечность, искренность, уважение к другим людям. На воспитание с пяти лет Петруша был предоставлен Савельичу, благодаря которому выучился грамоте. Но в шестнадцать лет его судьба резко переменилась. Отец решает его отправить в Оренбург, чтобы тот стал достойным человеком("...Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни...")-это было началом взрослой жизни Гринева.

Взяв путевку во взрослую жизнь, Петруша вместе с Савельичем направляется в Оренбург на службу, при этом, остановившись в небольшом городке Симбирске для закупки нужных вещей.

Встречая на своем пути генерала Зурина, Гринев, проиграв ему в бильярд, своевольно распоряжается деньгами, ведет себя неприлично с Савельичем, тем самым, показывая, что он взрослый и может делать все, что захочет. Но, обладая таким чувством как совесть, он искренне просит прощения у Савельича. Второй поступок, совершенный Петрушей, показывает, что он-милосердный. Оказавшись в степи в сильную бурю, они(Петр, Савельич и кучер) встречают вожатого, который помог им добраться до ближайшей гостиницы. За оказанную им помощь Петруша проявляет к бедному человеку милосердие-дарит ему свой заячийтулуп.

Прибыв в Белогорскую крепость, Петр оказался в дружеской, семейной атмосфере, напоминавшей его родной дом.

К хозяевам дома(Иван Кузьмич и Василиса Егоровна) он относился с уважением, на Машу-капитанскую дочь Гринев пока не обращает внимания. Самым близким товарищем становится Швабрин, описывающий с веселостью всех членов семьи Мироновых. Говоря о Маше, как о совершенной дурочке, Швабрин предстает перед нами бесчестным человеком.

Прошло немного времени, и Петр с Машей познакомились. В ней он увидел благоразумную и чувствительную девушку, совсем не похожую на ту, которую описывал ему Швабрин. Благородство и честь не позволяют нашему герою воспринимать клевету со стороны обзывателя. Результат этого-дуэль. Рискуя своей жизнью, Гринев отстаивал честь своей возлюбленной. С историей любви к Маше мы будет встречаться еще не раз.

А.С.Пушкин подвергает Петра Гринева многочисленным испытаниям. Оказавшись по воле судьбы в такой ситуации, когда нужно было выбирать: либо перейти на сторону врага(Пугачева), либо сдержать клятву и умереть, чем предать. В критических условиях Петр сумел сохранить верность офицерской присяге и остаться честным, достойным, благородным человеком. Став свидетелем смерти Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны, он проявляет большую силу духа и мужество. Петр Гринев, зная, что Маша в плену у Швабрина (так как Пугачев назначил его главным), за нее очень переживает и понимает, что может потерять ее навсегда. В конце повести Гринева судят, якобы он-предатель и изменник, но главный герой не сдается ("...я не потерял ни бодрости, ни надежды..."). Петр рассказывал все, что было на самом деле, не прибегая к вранью. Его спасением становится верная возлюбленная, Маша, готовая отстаивать честь своего Петруши.

Вернемся опять к сцене казни во время Пугачевского бунта. Почему же казак не казнил Петра? Благодаря Савельичу, Пугачев узнает нашего героя и сдерживает свое обещание("...спасибо, ваше благородие! Век не забуду ваших милостей..."). Казак уважал Петра за то, что он не стал предателем, ведь их никто не любит и не уважает. Находясь у Пуачева, наш герой ничуть не боится его, беседует с ним открыто и прямо. При третьей встрече с врагом мы уже не видим того свирепого, злобного казака. Он поет свою любимую песню, рассказывает сказку об орле и вороне, понимает, какую опасную игру он затеял, и что отступать уже бессмысленно. Гринеа присутствовал на казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу.

В своем сочинении я не упомянула о некоторых качествах нашего героя. Одним из основных, безусловно, является честь. Ему не свойственно было злорадство-сцена со Швабриным ("...я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону..."). Также его положительным качеством была искренность. Это проявлялось в том, как он просто и прямо говорил с Пугачевым, каялся перед Савельичем ("...я чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Все это меня мучило..."). И, конечно же, совесть.

В конце следует сказать, что судьбе не удалось сломить Петра Гринева, заставить изменить свои взгляды и ценности. Мы стали свидетелями всего жизненного пути нашего героя - от "недоросля" до взрослого человека, умеющего принимать собственные серьезные решения.

Сочинение на тему: «Нравственные испытания Петра Гринева»
План сочинения:
1. Детство Петруши:
1.1. Родительский дом
1.2. Отцовский наказ
2. Нравственные испытания на пути Петра Гринева:
2.1. Карточный долг
2.2. Заячий тулуп
2.3. Дуэль
2.4. Пугачевский бунт
2.5. Арест
2.6. Казнь Пугачева
3. Заключение

Петр Андреевич Гринев родился и вырос в семье симбирского помещика. С самых ранних лет родители очень сильно влияли на то, как формировался характер и взгляды ребенка. Сами они были честными, порядочными людьми, и воспитывали своего сына в обстановке высокой нравственности. Благодаря родителям Петруша с детства любил свою родину, знал, что такое верность долгу и слову, которое ты дал. Он с уважением относился к старшим людям, был храбрым и смелым, всегда стремился к справедливости. Доброта матери и простота быта семьи Гриневых развили в Петруше мягкость и даже чувствительность. Таким образом, можно смело сказать, что лучшие черты Петра Гринева обусловлены его происхождением и воспитанием. Отец, когда отправлял своего сына на службу, в первую очередь хотел, чтобы Петр стал настоящим, достойным, храбрым офицером, для которого долг чести на первом месте. Он говорит ему напутственные слова, которые являются главными ориентирами в жизни Петра: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это очень верные слова, потому что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Покинув родительский дом Петр Гринев первый раз поступает по чести, когда возвращает Зурову карточный долг. Савельич, слуга Гринева, уговаривает его уклониться от расчета, но благородство берет вверх. Человек чести всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Этот поступок, в будущем спас им обоим жизнь. Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Молодой человек полюбил дочь коменданта крепости Машу Миронову. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше, плетет интриги. Дело доходит до поединка. Гринев рискует своей жизнью со шпагой в руке, когда отстаивает честь своей возлюбленной. Он готов пожертвовать своей жизнью ради того, чтобы любимая была счастлива. Здесь открываются в Петре такие качества как порядочность и мужество, сила духа. Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества всех героев повести, а также низость чувств некоторых из них. Когда Пугачев захватил Белгородскую крепость, Иван Кузьмич (капитан Миронов) и Гринев вели себя очень достойно. Даже когда они оказались под угрозой жизни на виселице, ни один из них не согласился перейти на сторону Пугачева. Швабрин же примкнул к стану противника еще накануне, нарушив тем самым, свой офицерский долг. Пугачев проявил великодушие и помиловал Петра в благодарность за старую услугу. Но мне кажется, что не только это сыграло роль. Я думаю, что Пугачев оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша, в будущем, благодаря Пугачеву обрели друг друга. Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но и тогда Гринев, из соображения чести не называет имени возлюбленной, чтобы е скомпрометировать ее. Ведь если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он оказался в этой ситуации, его бы, наверняка, оправдали. Хорошо, что в самый последний момент справедливость восторжествовала. Марья Ивановна просит за Гринева у самой императрицы, и тогда судьба Гринева решается в лучшую сторону. Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. В заключении можно сказать, что пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания. На глазах читателей Петр Гринев вырастает из неопытного юноши в сильного и мужественного молодого человека, который может стать примером для подражания, потому, что в нем есть все качества, которые ценятся в человеке.

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин затрагивает весьма важную для него и его соотечественников проблему дворянской чести. Показывая постепенное становление личности Петра Гринева, главного героя произведения, автор вырисовывает русский национальный характер, которому свойственны такие качества, как доброта, благородство, честность, верность данному слову и государю. Только пройдя через сложные жизненные испытания, молодой дворянин становится таким, каким мы видим его в финале.

Жизнь в отчем доме

Текст повести представляет собой мемуары, написанные от лица главного героя, что придает описываемым событиям большую достоверность: никто не может рассказать о человеке лучше, чем он сам.

Петруша получил традиционное для дворянских детей воспитание. К нему был приставлен добрый дядька Савельич, сопровождавший юношу и после его отъезда на службу. Учил его француз-парикмахер Бопре, который не мог дать основательного образования. Мальчик жил недорослем, беззаботно и не задумываясь о будущем.

Еще до рождения отец записал сына в Но когда Петр Гринев достиг возраста шестнадцати лет, он решил отправить его не в Петербург, а в Оренбург, под надзор старого знакомого. Так была предрешена дальнейшая судьба молодого дворянина.

Вступление в самостоятельную жизнь

Главное напутствие, которое дал отец, провожая сына: «Береги … честь смолоду». Этому принципу Петр будет следовать всю жизнь. А пока он больше похож на избалованного барчонка. Впервые напивается и проигрывает малознакомому Зурину сто рублей, затем требует от Савельича непременно отдать долг. Настаивает на срочном отъезде в Белогорскую крепость, куда его определили в Оренбурге, и попадает в сильный буран. Но уже сейчас начинается становление личности Петра Гринева. Он мучается, осознавая свою вину перед верным дядькой, и просит у него прощения - способность признавать свои ошибки. Одаривает вожатого, который помог им выбраться из бурана, тулупчиком - благодарность за оказанную помощь.

Испытание любовью

В жизнь сводит Петра Гринева со славным семейством и малодушным Швабриным. Поступки последнего в большей мере оттеняют благородные черты главного героя. Оба влюбляются в Машу Миронову, но если Швабрин опускается до низости, получив отказ, Гринев готов ценой собственной жизни защищать честь любимой девушки. Так происходит в случае с дуэлью, когда герой вызывает на поединок более опытного соперника, оскорбительно высказывавшегося в адрес Маши. А еще в момент, когда в крепость входят пугачевцы.

Швабрин не только переходит на их сторону, но и обманом держит беззащитную девушку взаперти, а затем объявляет, что она дочь казненного коменданта. Совсем другой в сложившейся ситуации является характеристика Петра Гринева. Ему предстоит сделать сложный выбор между долгом офицера, обязывавшим его отправиться в часть, и желанием защитить любимую. Пока герой уверен, что Маше ничто не грозит, он едет в Оренбург, но по первому же ее зову, не получив поддержки и понимания со стороны командования, возвращается в крепость. Промолчит герой и на суде, когда обвинение в измене по доносу того же Швабрина может стоить ему жизни. Ведь рассказать, с какой целью он ездил в крепость к Пугачеву, означало вовлечь в неприятную историю дочь коменданта. И только встреча Маши с императрицей поможет восстановить справедливость и оправдать героя.

Таким образом, очередным этапом, когда происходит становление личности Петра Гринева, является его любовь, искренняя и бескорыстная. Она превратила вчерашнего озорника в способного взять на себя ответственность за другого человека.

Знакомство с Пугачевым

Во время захвата Белогорской крепости Гринев проявляет твердость характера, верность присяге и императрице, мужество. Конечно, определенную роль в том, что его не казнили вместе с остальными, сыграл заячий тулупчик, подаренный Петром вожатому еще по дороге в крепость. Но молодой офицер отказался целовать руку самозванцу и присягать ему на верность. Именно эта нравственная стойкость и готовность принять смерть за свои убеждения определили отношение Пугачева к Гриневу. А еще способность всегда говорить правду, искренность во всем и ощущение полной внутренней свободы. Такой может быть характеристика Петра Гринева в главах, где описываются его встречи с самозванцем. Действительно, далеко не каждого последний приглашал за свой стол, отпускал на все четыре стороны после отказа перейти к нему на службу, давал благословение на брак с дочерью коменданта военной крепости.

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»: выводы

Таким образом, в ходе описываемых событий характер главного героя претерпевает изменения. И немаловажными в этом процессе являются несколько моментов. Во-первых, разумное решение отца, отправившего сына не в Петербург, где его ожидали праздная жизнь и увеселения, а в глухую крепость, на самом деле ставшую местом, где он и лямку потянул, и пороху понюхал. Во-вторых, сама эпоха и важное историческое событие - восстание под руководством Пугачева. Только в сложных жизненных ситуациях, как правило, проявляются истинные человека. В данном случае беззаботный мальчишка превратился в настоящего мужчину.

Определяя идейный замысел А. Пушкина, можно отметить, что постепенное становление личности Петра Гринева должно было выявить в герое те черты, которыми должен обладать каждый русский дворянин. И главные из них - «два прекрасных качества»: доброта и благородство. Именно их Петр Гринев хотел бы видеть в своих потомках. Это пожелание автора мемуаров, завершавшее черновой вариант повести, было исключено при последней редакции «Капитанской дочки».