Как научиться играть на гитаре: подробное руководство для самых самостоятельных. Как быстро научиться играть на гитаре: практические советы Сложно ли научиться игре на гитаре

Мне, как преподавателю игры на гитаре, постоянно задают такой вопрос:

Нужен ли преподаватель по гитаре или нет?
Можно ли дома, сидя около компьютера, научиться играть на гитаре самому?

Что по этому поводу думаю лично я…

Достаточно интересный вопрос, так как некоторые думают, что они могут и сами над собой заниматься. Может быть и так. Но лично я не знаю успешных людей, которые не прибегали бы к помощи специалистов в интересующей их области. Всегда кто-то кому-то что-то объясняет и помогает. Это либо совет, либо пример, или уже работа над сделанными ошибками.

Сегодня благодаря YouTube, каждый может учиться и продвигаться в любом искусстве, специальности сам. Будто музыкант, юрист или спортсмен, или еще кто-нибудь. Но почему-то до сих пор существуют учебные заведения и преподаватели. По сути в ВУЗах преподается всё тоже самое что и на ю-тубе. Точно так же можно посмотреть уроки игры на гитаре, лекцию по истории, да и много еще чего интересного. И согласитесь, что и там и там может говорить один и тот же педагог.

На самом деле важно понять очень важный нюанс:

Первое - это атмосфера обучения.

Вы никогда не погрузитесь полностью в процесс сидя дома перед компьютером, держа в одной руке гитару, а в другой булочку с колбасой. При этом, перематывая один урок за другим, говоря себе: это не интересно, это ни о чем, а это не понятно. А тут здорово звучит, это я буду играть. Без сомненья, это, конечно хорошо, что мы любим играть то, что нам нравиться и от чего нас прет, но вопрос в другом. На сколько этот материал, который нам понравился, будет нам полезен в данный момент нашего обучения? Ведь практически всегда, перед тем как дать какую-то пьесу, я сначала ставлю звук у учеников. Это можно делать на примере всевозможных этюдов и различных упражнений на гитаре. После, как гитара начинает петь в руках обучаемого, мы начинаем работать над композициями. И нам уже легко представить, что брать, а что нет. Ведь так же можно сказать и про спортсменов, которые ходят заниматься именно в спорт зал. Никто из них не занимается дома. Можно ведь качать свои мышцы и дома, но там нет нужной атмосферы. Всегда есть отвлекающие факторы.

Второе - это четкая последовательность действий

Если для продвинутого человека важна только атмосфера, то для новичка очень важно и то и другое. Правильная последовательность действий от простого к сложному.
Когда ко мне приходят заниматься гитарой в реале или по скайпу, то первое что я делаю, это определяю уровень способности человека. К сожалению YouTube этого сделать не может. Это огромный минус этого глобального ресурса. Потом, нет стимула к развитию и того, кто вовремя сможет поправить если что-то пошло не так. Типичные ошибки это качество звука. Обычно новички не обращают никакого внимание на свой звук. А это самое важное в игре на гитаре. Очень важно следить за тем, правильно ли получается играть под метроном или нет. Если будут ошибки, то ваш экран не сможет вам сказать об этом.
Когда человек занимается с кем-то, например с педагогом, то у него есть определённый стимул к развитию. Ему хочется порадовать своего педагога тем, что у него что-то получается и чтобы его похвалили. Ну согласитесь с тем, что когда человека хвалят, то ему это приятно и ему, как минимум уже не хочется огорчать своего учителя не сделанным домашним заданием. Ученик начинает изо всех сил стараться выполнять задание. Как раз отсюда сразу идет рост музыканта. Соответственно, если давать правильное задание, то и итог занятий будет вполне заметным для самого обучающегося и для окружающих его знакомых.

Сдача экзаменов

У всех моих учеников есть жесткие рамки сдачи экзаменов. Несмотря на то, что они учатся частным образом, я практикую сдачу зачетов и экзаменов. Иначе развитие будет долгим и незаметным. А так получается, что есть четкие рамки сдачи материала. Да и для учеников это дополнительная практика игры на гитаре на сцене. При чем не только перед людьми, которые порой бывают далеки от музыки, но и такими же учащимися как и он сам. Поэтому все понимают, что из-за жестких рамок и контроля, они вовремя все выполняют и начинают сами понимать, что лучше играют из-за такого темпа занятий. Это даёт рост для них. Волей-неволей ученик начинает заниматься и готовиться к сдаче своего зачёта. Получается такой строгий контроль над ним. Ну а как без него? Это очень удобно. Удобно и для педагога - не размусоливать материал на долгие года, и для учеников - видно результат. Тут и сами ученики понимают, что если не будут выполнять соответствующие задания за определенный срок, то и развитие будет очень медленным.

Важен процесс

Конечно не стану отрицать и тот факт, что есть и такие ученики, для которых не важен результат, а важен сам процесс. Это такие люди, которые всю жизнь хотели научиться играть, но не было времени. Они прекрасно понимают, что не станут мировыми звездами, им это и не надо. Они, как правило, уже в своем деле, в каком-то смысле звезды. Но страсть к инструменту все еще живет в их крови. Таким ученикам важно правильно составить материал, который будет не сложным, а интересным и вполне доступным, не будет их отталкивать. Им уже не интересно играть вперёд назад гаммы или арпеджио. Им нужно давать тот материал, который они сами хотят. Не нужно перед ними выпендриваться, показывая как вы умеете быстро перебирать пальчиками по грифу. Такие ученики этого не любят. Да и не зачем это. Если они выбрали себе педагога, то они уже понимают, что этот человек может дать жару.

Как правило, каких-то огромных прорывов в музыкальном искусстве они может и не достигнут, но только лишь потому, что сами не станут уделять гитаре должного времени и следованию нужной методики педагога. Поэтому всегда, когда я вижу перед собой человека старше себя, то вначале я с ним просто общаюсь, выясняя для себя, что в итоге он хочет получить от уроков. После этого выстраиваю нужную программу и вперед.
Единственный минус, это их рост. К сожалению он не такой как у тех, кто занимается по моим проверенным временем, методическим наработкам и заметкам. И такие ученики, как правило, не участвуют в зачетах и экзаменах. Так они и занимаются для души. Однажды мне сказал один из моих учеников такие слова: Николай, жизнь итак полна стрессов и переживаний, так ты нам еще их и добавляешь. Да, но согласитесь что именно в стрессовых ситуациях вы и будете получать огромную практику игры на гитаре.

Поэтому нельзя отрицать важность и нужность учителя в музыкальной сфере деятельности. Даже не смотря на то, что каждый ученик занимается любимым делом. Всегда нужен тот, кто будет подталкивать, давать стимул для роста, ну и давать пинка под одно место.

Педагог нужен для того, чтобы увидеть, рассмотреть способности обучаемого, его потенциал, а главное все это развить.

Порой, когда приходит новый ученик заниматься, то я уже вижу после первого урока, что примерно в итоге из него может получиться. Конечно он и самостоятельно, без учителя, сам может когда-то придти в нужную цель. Но перед тем как прийти в нужную цель, может ходить долгое время кругами вокруг да около и только после того, как уже наломает дров, выйти на нужный для него путь. А может быть и такое, что вовсе все бросит и перестанет развиваться. Очень печальный факт того, когда мои ученики по каким-то причинам перестают заниматься говоря, что сами теперь будут это делать. В итоге через какое-то время бросают это дело и вообще перестают играть. Почему? Потому что нет педагога, пропал стимул. Нет программы и нет нужной атмосферы. Уже никто не подталкивает. Нет определенной ответственности. Появляется, так называемый «расслабон», который в последствии рушит будущего гитариста.

Я, как педагог, могу помочь в том, чтобы ученик не наломал дров, и в итоге не бросил гитару, а развивался полноценно в свое время делал разные упражнения и композиции по силе.

В заключении всего выше сказанного, могу сказать однозначно, что без педагога по гитаре учиться будет очень сложно.

Сегодня вы можете начать брать у меня уроки игры на гитаре по скайпу

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 133 человек(а).

Большинство людей способно самостоятельно научиться играть на гитаре, хотя многие новички сдаются слишком быстро. Часто новички бросают играть, объясняя это нехваткой времени или болью в пальцах. А проблема состоит в том, что они просто не практикуются достаточно. Эта страница не может дать вам больше времени на упражнения, но она покажет вам, как успешно стать достаточно хорошим гитаристом без затрат на дорогие учебники.

Шаги

    Найдите в Интернете и выберите подходящие инструкции. В Интернете есть сотни веб сайтов, предлагающих бесплатные уроки, многие из которых очень хорошо разработаны и могут быть применены в вашей рутинной практике. Там вы найдете всесторонние ответы на свои вопросы.

    Учитесь отличать хорошего музыканта от плохого. Если вы через несколько недель научились играть так же хорошо, как ваш любимый музыкант, попробуйте подражать более квалифицированному музыканту.

    Изучите инструмент. Изучите названия и функции частей гитары. Поймите их взаимодействие для извлечения звуков. Поймите, как звук производится гитарой, как натяжение струн влияет на звук. Полчаса, затраченные на это основное понимание, будут многократно возмещены в течение ваших упражнений и игры.

    Учитесь играть аккорды в разных позициях. Существует 10 различных положений рук на грифе, в которых можно играть аккорд C. Начните с чистого аккорда C, но чем больше способов вы узнаете, как играть аккорд, тем больше гибкости вы будете иметь в перемещении от одного аккорда к другому. Это может также пригодиться, если вы решите попытаться сочинять музыку.

    Практикуйтесь ежедневно (не меньше 5 дней в неделю) в течение, по крайней мере, получаса. Если вы хотите научиться быстро, вы должны заполнить свой мозг гитарой. Это включает тренировку слуха для понимания высоты и интонации звуков, удобную постановку вашего тела (включая ноги, спину, плечи и положение рук), технику правой руки для извлечения звука и технику левой руки для управления звуком. Наиболее важно тренировать мышечную память рук на грифе.

    Практикуйте аккорды и положения рук без звука, смотря телевизор или говоря с другом. Тренировка мышечной памяти левой руки является намного более трудной, чем тренировка мышечной памяти правой руки (исключая перебирание струн). Не обязательно использовать правую руку вообще, просто перебирайте левой рукой различные аккорды много раз. Телевизор или беседа помогут вам не смотреть на руки слишком часто. Но когда вы разучиваете аккорды, нужно тщательно следить за положением пальцев и руки, чтобы мышечная память сохранила правильную позицию. Со временем смотрите на пальцы менее часто, но все-таки проверяйте постановку руки. Постепенно ваша уверенность в правильной постановке вырастет, и вы не должны будете смотреть на руки так часто.

    Нарастите мозоли на кончиках пальцев. Это причиняет боль. Но как только появятся мозоли, боль, которую вы когда-то чувствовали, исчезнет. Чем больше вы практикуетесь, тем быстрее это произойдет. Существуют устройства для наращивания мозолей, которые вы можете купить.

    Изучайте аккорды барре наряду с открытыми аккордами. Не пропускайте аккорды барре, хотя их труднее играть. Как и с наращиванием мозолей, играть аккорды барре становится легче по мере занятий. Игра аккордов барре почти полностью зависит от силы левой руки.

    Тренируйте мышцы левой руки, неоднократно сжимая теннисный шар или подобный объект в течение 5 минут несколько раз в день. (Будьте осторожны, это может привести к перенапряжению).

    Позвольте себе расстраиваться. Это неизбежно. Это нормально. Тот аккорд, который вы пытались сыграть чисто в течение нескольких дней или недель, будет со временем звучать ясно и красиво. Продолжайте работать над этим. Повторяйте до тех пор, пока не будете уверены, что аккорд звучит отлично.

    Практика. Практика. Практика. «Практика создает совершенство». И это не просто бабушкины сказки. Практикуясь, боритесь за качество. Если вы будете практиковаться небрежно, то вы закрепите дурные привычки навсегда. Лучший афоризм фактически мог бы звучать как "Практика создает постоянство." Так же, как атлеты крутят свои гири, сосредотачиваясь на определенной части тела, можно играть пассажи, сосредотачиваясь на различных аспектах - тон, плавность, скорость, точность. Концентрируясь на различных аспектах музыки отдельно, вы можете улучшать свои навыки и совершенствовать вашу игру!

    Играйте вместе с компакт-диском песни, которые вам нравятся. CD-плеер – прекрасное устройство для занятий музыкой, потому что CD легко перемотать и повторять даже очень маленькие части песни.

    Начните играть песни. Есть два способа записывать музыку для гитары. Одну технику записи называют нотами, а другую называют табулатурой. Найдите статьи в Интернете. Умение читать оба способа записи чрезвычайно ценно.

    Играйте на разных типах гитары. Начните изучать бас, играйте на классической гитаре, играйте на теноровой гитаре, играйте на электрогитаре. Вы будете знакомы со звуками различных гитар.

    Наслаждайтесь своими новыми навыками игры на гитаре!

  • Если у вас есть друг, который является опытным гитаристом, попытайтесь встречаться с ним раз в неделю, чтобы поиграть вместе. Даже при том, что он или она играет намного лучше, вы только сэкономите время, которое обычно требуется, чтобы изучить гитару, просто играя рядом с ним, смотря, как он играет, и учась у него.
  • Изучите несколько способов проверки стройности вашей игры. Может потребоваться время для развития музыкального слуха.
  • Заплатите немного больше за хорошую гитару. Если вы думаете купить свою первую гитару, но не уверены, что вам понравится играть, или что у вас будет время, чтобы практиковаться, купите недорогую гитару. Если вы решите продолжать учиться, то можно будет купить более дорогую гитару в пределах вашего бюджета. Но убедитесь, что она не слишком дешевая. Некоторые гитары могут привести к тому, что вы будете лишены удовольствия от занятий. Очень важно учитывать расстояние между струнами и грифом. Если струны далеко от грифа, то для получения хорошего звука надо сильнее нажимать на струны, что приведет к боли и разочарованию.
  • Используйте нейлоновые струны, пока ааши пальцы недостаточно жестки, чтобы использовать обычные стальные струны, так как они легче для ваших пальцев.
  • Вместо того, чтобы практиковаться дольше и реже, попытайтесь заниматься недолго, но часто. При этом ваш мозг будет в состоянии запомнить аккорды и мелодии быстрее. Это также убережет ваши пальцы, когда вы начнете заниматься игрой на гитаре.
  • Не будьте слишком строги с собой, если вы не разбираетесь в аккордах. Помните, это ваш первый раз. Только не торопитесь и учитесь медленно. Вы приобретете навыки так или иначе.
  • Попытайтесь менять струны регулярно - один раз в месяц, если вы практикуетесь регулярно каждый день. Вы будете поражены улучшением звука.
  • Если вы хотите найти альтернативу интернет-курсам или хотите найти больше источников для изучения гитары, в публичной библиотеке также есть большой выбор книг для гитары.
  • Коллекционируйте табулатуры разных гитаристов. Вы найдете бесплатные табулатуры в Интернете на первой же странице результатов поиска с вероятностью 99 процентов. Напечатайте название песни, имя музыканта и слова «табулатура для гитары» в окне поиска. У вас будет большой выбор независимо от жанра. Если они вам нравятся, то вы можете их играть
  • Если у вас есть аудио редактор - GarageBand или , то вы можете выбрать только часть песни для изучения. Это очень помогает.
  • Легко освоить основы игры на гитаре с помощью вышеописанного. Если вы встретите серьезные затруднения, то вы будете нуждаться в опыте и знаниях профессионального преподавателя. Эта страница никоим образом не предполагает, что преподаватели бесполезны. Эта страница просто поможет начать.
  • Если вы - левша, вы должны выбирать гитару особенно тщательно. Левосторонняя гитара будет более естественной для вас и может быть правильным выбором. Однако если вы можете заставить себя учиться на правосторонней гитаре, вы будете иметь намного больший выбор и будете в состоянии поменяться гитарами с другими гитаристами. Вам не надо мысленно переворачивать изображение аккорда, чтобы он соответствовал вашему грифу. В конце концов обе руки должны делать довольно точную работу. Вам надо избежать выбора одного типа, чтобы не сожалеть о вашем выборе.
  • Пробуйте использовать видео уроки игры на гитаре на веб сайтах TocarGuitar , YouTube , Songsterr и ultimate Guitar .
  • Делайте записи о том, что вы чувствуете и как хорошо вы играете каждый раз, когда вы практикуетесь. Если вы будете ежедневно заниматься, то будете каждый день замечать большую разницу.
  • Выбирайте песни для занятий стратегически. Этот ресурс научит это делать Nobsguitar Newsletter . Большинство способов вовлекает стремление к некоторому использованию техники и теории из одной песни в другой. Выберите части, которые вы любите и можете играть, и части, которые делают вызов вашим навыкам игры.
  • Старайтесь делать записи ваших упражнений, чтобы проследить ваше развитие. Поскольку вы не можете заметить непосредственное различие, вы можете найти удивительные успехи, которые вы сделали за довольно короткий период времени.
  • Пытайтесь аккомпанировать чьему-то пению или игре. Это поможет развивать вашу технику, ритм и слух. Если вы работаете с другими гитаристами, старайтесь избежать простого копирования.

Предупреждения

  • Перед покупкой поиграйте на множестве различных гитар, которые вы можете найти в крупных специализированных магазинах гитар. В этих крупных магазинах есть сотни гитар, и вы можете выбрать такую, которая подходит вам лучше. Не позволяйте настойчивым продавцам оказывать на себя давление, чтобы заставить купить что-то при отсутствии выбора. Не слишком смущайтесь, играя перед людьми.
  • Никогда не устанавливайте стальные струны на классическую гитару. Классические гитары не будут соответствовать натяжению стальных струн. Струны согнут или сломают гриф, деку или подставку. Корпусы построены по-другому и не взаимозаменяемы. Вы можете использовать нейлоновые струны на акустической гитаре, но звук будет казаться более мягким, менее блестящим и более подавленным.
  • Не стесняйтесь играть перед другими, более опытными гитаристами. Они были когда-то на вашем уровне, и большинство из них помнит то, на что это походило. Они также любят делиться и демонстрировать свою игру начинающим музыкантам.
  • Следите за углом левого запястья. Так как вы самостоятельно учитесь, у вас не будет учителя, говорящего вам, что вы держите запястье неправильно. Если вы сгибаете его слишком сильно, то можете нанести себе серьезную травму. Держите его прямым! Если вы не уверены, покажите свою технику кому-то опытному и спросите о правильной постановке запястья.
  • Чтобы предотвратить вашу руку от повреждений, контролируйте свои мозоли. Шлифуйте кончики пальцев несколько раз в неделю. Полировка и шлифовка ваших мозолей важны. В течение долгого времени наиболее удаленный слой кожи начнет отделяться. Обязательно тогда полируйте мозоли, или струна может застрять в открытом углублении мозоли при изменении аккорда.
  • Купите блок настройки электрогитары. Вы сэкономите много наборов струн и будете внимательны при настройке, особенно первой струны.
  • Игра на гитаре может поранить пальцы. Вы можете поместить немного льда в миску воды и пропитать ваши кончики пальцев в течение минуты или просто обливать их холодной водой. Это предотвратит пузыри и ускорит увеличение мозолей. Подождите некоторое время после впитывания перед игрой.

Гитара, как известно, сегодня является одним из самых популярных инструментов, ведь без нее не обходится ни один музыкальный коллектив. А как приятно "побренчать" вечером во дворе или спеть любимые песни на пикнике у костра. Вот тут-то многие и задумываются о том, как быстро научиться играть на гитаре. Ответ на этот вопрос неоднозначный.

Что нужно знать, чтобы быстро научиться играть на гитаре с нуля

Прежде всего, каждый начинающий музыкант должен понимать, что в конечном итоге, если хочется стать профессионалом, без знания музыкальной грамоты не обойтись. Но на ее изучение уйдет не один год! Как очень быстро научиться играть на гитаре без знания сольфеджио или теории музыки? Нужно иметь хотя бы общее представление об основных аккордах, обладать чувством ритма и музыкальным слухом.

Для начала нужно определиться с инструментом. Начинающему гитаристу лучше использовать простенькую акустическую гитару с нейлоновыми струнами. Они не так сильно воздействуют на пальцы рук. Если сразу же применить инструмент, скажем, с медными или посеребренными струнами, то для многих последствия могут быть самыми печальными, ведь так и до порезов дело дойдет, не говоря уже о мозолях.

Азы аккордовой техники

Итак, инструмент есть. Рассматривая вопрос о том, как быстро можно научиться играть на гитаре, будем отталкиваться от того, что профессиональная техника звукоизвлечения не требуется. Для широкого круга любителей подойдет использование стандартных аккордов.

Еще в советские времена в специализированных магазинах можно было найти уникальную штуку, называемую определителем аккордов. С ее помощью можно нехитрым действием установить в специальном окошке основную ноту тональности, после чего просмотреть, на каких ладах гитарного грифа строятся основные аккорды и их разновидности (какими пальцами какие струны на каких ладах зажимать).

В принципе, очень удобно. Однако если приглядеться, можно заметить, что все стандартные аккорды исполняются совершенно одинаково, только пальцы левой руки необходимо располагать на разных ладах. Исключение составляют простейшие аккорды типа «ми-минор/мажор» (Em/E), «ля-минор/мажор» (Am/A), «ре-минор/мажор» (Dm/D), «до-мажор» (C), одна из разновидностей «соль-мажора» и «си-септаккорд» (H7).

Все остальные позиции используют технику баррэ, представляющую собой зажимание всех струн на грифе одним пальцем левой руки. Для тех, кого интересует, как быстро научиться играть на гитаре, освоение этого приема просто обязательно.

Техника левой и правой рук

Если использовать сугубо аккорды при постановке на лады пальцев левой руки, необходимо определиться, какой прием игры правой рукой будет использоваться в конкретной композиции. Как правило, начинающие музыканты в быстрых композициях пользуются боем, а при исполнении медленных песен или баллад - перебором.

Какой именно тип боя или перебора использовать, это уже дело каждого, однако для начала лучше научиться исполнять простые композиции с размером 4/4 или 3/4. К слову, о переборе. Не стоит спешить со сложными ритмическими рисунками, достаточно просто осуществить переход пальцами правой руки сверху донизу по струнам так, чтобы весь сыгранный кусочек имел восемь щипков. Лучше начинать перебор с басовой струны, которая является тоникой. Она к тому же должна всегда стоять на месте сильной доли. Учиться нужно с использованием одной позиции для начала.

Освоив такие нехитрые упражнения, можно приступать к смене аккордов. Поначалу это будет немного трудно, ведь пальцы еще не привыкли. При смене аккордов лучше использовать левую руку. Когда более или менее нормальный результат будет достигнут, можно применить смену аккордовых позиций в сочетании с техникой игры правой рукой (бой или перебор).

Естественно, на такие упражнения уйдет не день и не два. Тем не менее, при желании максимум за месяц простейшую технику начального уровня сложности освоить можно.

Использование таблатур и аккордовых последовательностей

Теперь, говоря о том, как быстро научиться играть на гитаре, обратимся к таблатурам. Вообще они представляют собой позиции нот на нотном стане и на грифе гитары. Однако для начинающих гитаристов это просто последовательность аккордов, которые соответствуют основным тонам аккомпанемента. К примеру, простейшая последовательность может выглядеть так: Em/Am/H7. Исполняется она совершенно просто.

Иногда можно увидеть, что аккорды пишутся, например, сверху над текстом песни или непосредственно в тексте. Это делается для того, чтобы было понятнее, в какой момент и что сыграть. Использование такой записи в большинстве случаев является удобным, к тому же помогает держать темп и ритм.

Естественно, до профессионализма тут очень далеко, ведь нужно развивать технику обеих рук, скажем, каждодневно играть гаммы пальцами левой руки, использовать различные приемы игры для правой руки (пальцами или медиатором) и т. д. Кстати, на начальных стадиях игрой медиатором увлекаться не стоит.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, как быстро научиться играть на гитаре. Конечно, никто не говорит, что, освоив азы гитарной техники и получив минимальные знания о построении аккордов, человек станет профессионалом, однако в данном случае речь идет только о том, что начало положено. Естественно, придется двигаться дальше и не останавливаться на достигнутом. По сути, начального уровня хватит только для того, чтобы «побренчать» на досуге. Исполнить что-то серьезное, увы, не получится.

Лично для меня и акустическая гитара, и электрогитара – разновидности одного и того же музыкального инструмента. И, по-хорошему, если ты умеешь играть на акустике, предполагается, что ты справишься и с электрогитарой.

Конечно, в стилях и приемах игры на этих инструментах есть определенное различие, которое, однако, не мешает успешно использовать оба инструмента по прямому назначению.

Я в свое время начинал с электрогитары, затем занимался акустической гитарой, и в итоге, смог объединить оба эти знания. Но, я встречал и другие примеры. Особенно характерные для музыкантов середины девяностых. Как обстоят дела на музыкальном фронте сейчас – не имею представления. Как-то по характеру своей деятельности я мало общаюсь с действующими музыкантами. К сожалению. Так вот, мне известны примеры, когда гитарист, неплохо освоивший электрогитару (это, знаете, такой любитель соляков), в буквальном смысле, не понимал, что делать с акустической гитарой. Мол, что это? Почему она такая большая и неуклюжая, почему такой широкий гриф, где здесь «звучки» и «спарки»? Ну и все в таком ключе.

Я понимаю, что это скорее их недочет, чем общее правило. Ведь любой гитарист обязательно попробует оба вида гитар. Даже из простого интереса. Но вот в чем вопрос. Как учиться играть на электрогитаре? Достаточно ли просто переложить на нее технику игры на акустике? И нужно ли изучать все премудрости именно электричества?

Я думаю, каждый гитарист, который задался такими вопросами, должен ответить на них положительно. Да, осваивать электрогитару нужно! Да, изучать все приемы игры на ней нужно обязательно! Иначе, какой смысл в такой игре, если Вы не будете использовать весь потенциал электрогитары.

Еще один вопрос, как именно учиться играть на электрогитаре? То есть, какую форму обучения лучше выбрать. Какие есть варианты? Я вас умоляю. Их масса.

Самый очевидный способ – музыкальная школа по классу, если не ошибаюсь, эстрадно-джазовой музыки. Долго, скучно, ответственно. Зато в итоге вы получите диплом об окончании школы.

Если не хотите тратить столько времени, Вам в помощь индивидуальный преподаватель. Плюсы: вы учитесь ровно столько, сколько хотите. Минусы: Вам может попасться плохой учитель, обучение будет не дешевым, Вы не получите диплом по окончании учебы, и, главный, Вы будете знать всего понемногу.

Вариант бюджетный. Смотрим видео с концертов, качаем табулатуру и учимся самостоятельно. Из плюсов я бы выделил только дешевизну этого способа. Все остальное уйдет в минусы.

Автор курса – профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре Алексей Демидчик. Собственно, о нем, как и о его курсе Вы можете узнать на странице видеокурса. Он отлично расписал все преимущества своего продукта.

Я лишь скажу Вам, что приобретение по электрогитаре несет в себе сплошные плюсы.
Во-первых, вы экономите немалые деньги, поскольку платите за курс всего один раз, а обучаться можете сколько угодно.
Во-вторых, Вам не нужно никуда ехать. Вы обучаетесь дома, на даче, в гостях – где сами захотите.
В-третьих, Вас никто не торопит, и Вы можете пересматривать уроки снова и снова.
В-четвертых, Вы получите бесплатные консультации автора курса. А это очень важный момент, ведь профессиональный гитарист всегда сможет дать Вам правильный совет, исправить Ваши ошибки и подсказать нюансы обучения.
В-пятых, вместе с курсом Вы получите бонусы:

— Программа для настройки гитары;
— Метроном;
— Самый большой архив табулатур в формате «Guitar Pro».

На мой взгляд, это лучший курс для того, чтобы освоить электрогитару быстро и просто.

Многие считают освоение гитары непосильной задачей, на которую уходят долгие годы. Отчасти это так, но только если вы хотите владеть инструментом на профессиональном уровне.

Намного чаще люди хотят научиться играть на гитаре, чтобы исполнять любимые песни в компании или просто для души. В этом случае обучение не отнимет много сил и времени: за два-три месяца можно запросто выучить основные аккорды и способы игры.

Не стоит опускать руки, даже если у вас уже был неудачный опыт. Талант - это лишь десятая часть успеха. Гораздо важнее целеустремлённость и регулярная практика.

Что понадобится

  1. Гитара.
  2. Желание. Оно даже важнее самого инструмента.
  3. Время для занятий. Его вы тоже легко , если желание достаточно сильное. Тем более что вам хватит 30 минут в день.
  4. Учебные пособия. С ними вообще никаких проблем: можно купить самоучитель в книжном, посмотреть видеоуроки на YouTube, а аккорды найти в интернете.

Как видите, ничего сверхъестественного.

Выбор и покупка гитары

Будем считать, что желание и время у вас есть. Остаётся обзавестись инструментом. Говорят, новичку подойдёт любая гитара, но это не так. Когда струны задевают лады и врезаются в пальцы, а гитара не держит строй, ни о каком прогрессе не может быть и речи.

Плохой инструмент почти наверняка отобьёт всю охоту учиться.

Поэтому лучше найти хорошую гитару. На первых порах можно одолжить инструмент у кого-нибудь из друзей, а потом, если дело пойдёт и вам понравится, обзавестись собственным. Не обязательно дорогим и фирменным, главное - более-менее качественным.

Различают два основных вида акустических гитар: классическую и дредноут (вестерн). Есть мнение, что новичкам больше подходят классические гитары из-за широкого грифа и нейлоновых струн. Первая особенность уменьшает шансы случайно задеть пальцами ненужную струну, ведь расстояние между струнами больше, чем у дредноута. Да и сами нейлоновые струны мягче металлических, поэтому не так сильно впиваются в подушечки пальцев и меньше набивают мозоли.

С другой стороны, если исполнение классических композиций не входит в ваши планы, лучше сразу взять дредноут. Такая гитара звучит громче и звонче за счёт металлических струн, а на более узком грифе удобнее брать аккорды. Опять же, при игре на металлических струнах пальцы быстрее загрубеют и мозолей больше не будет.

В качестве компромисса можно взять дредноут и заменить металлические струны нейлоновыми хотя бы на время обучения.

Отправляясь в магазин за гитарой, возьмите с собой приятеля, который умеет играть: у каждого инструмента есть множество мелочей и новичок может их попросту не заметить. Выбирайте гитару не только по внешнему виду, но и по удобству. Обращайте внимание на возможность регулировки грифа, механизм колков, струны.

Знакомство с гитарой

Инструмент куплен (или взят у знакомых), а вы на один шаг ближе к цели. Внимательно рассмотрите гитару.

Большая часть называется декой. К ней крепится гриф, оканчивающийся головкой с колками: с помощью них натягиваются струны.

Гриф делится на лады металлическими порожками, к которым для извлечения звука прижимаются струны. Первый лад находится у головки грифа, последний - у деки.

Струн всего шесть. Отсчёт начинается с нижней, самой тонкой.

Настройка гитары

Прежде чем пробовать играть, гитару нужно настроить. Не пугайтесь, это по силам даже новичку. А без этого навыка вы не сможете играть.

По тюнеру

Вам понадобится тюнер в виде отдельного устройства (можно купить в музыкальном магазине или на том же AliExpress) или приложения для смартфона. В обоих случаях настройка заключается в поочерёдном натяжении или ослаблении всех струн в соответствии с подсказками тюнера.

По пятому ладу

Этот способ не требует никакого дополнительного оборудования. Его суть в том, что струны, зажатые на определённых ладах, звучат в унисон и их можно настроить относительно друг друга.

По правилам первую струну следует настроить на ноту ми, используя в качестве эталона тюнер (например, его онлайн-версию) или другой настроенный инструмент. Однако это имеет смысл только при игре в коллективе, чтобы все инструменты звучали в одной тональности.

Если вы играете в одиночку, а тем более просто учитесь, то первую струну можно настроить произвольно, примерно подобрав её натяжение. Все остальные настраиваются так:

  1. Вторую струну прижимаете на пятом ладу и ослабляете или натягиваете до тех пор, пока она не зазвучит так же, как открытая первая струна.
  2. Третью струну прижимаете на четвёртом ладу и настраиваете в унисон с открытой второй струной.
  3. Четвёртую струну прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую третью струну.
  4. Пятую прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую четвёртую.
  5. Шестую точно так же зажимаете на пятом ладу и настраиваете в унисон с открытой пятой.

Звучит сложновато, но на деле всё проще простого. Каждая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с предыдущей, нижней струной. Исключение составляет лишь третья струна: её нужно зажимать не на пятом, а на четвёртом ладу.

Сам процесс настройки тоже предельно прост. Например, чтобы настроить вторую струну, нужно ослабить её, а после дёрнуть открытую первую и понемногу вращать колок второй, пока звучание обеих струн не сольётся в один тон. Вот и всё.

Пробуем играть

Наконец мы добрались до самого интересного - собственно игры. Кажется, тут нет ничего сложного. Знай себе нажимай на струны левой рукой и ударяй по ним правой: вы миллион раз видели это и наверняка пробовали сами. Почему же тогда не получается? Струны дребезжат, подушечки пальцев горят, а суставы устают и затекают.

Всё дело в опыте, который приходит с практикой.

Возьмите гитару и сядьте на край стула или дивана, положив ногу на ногу или поставив левую ногу на невысокую подставку, например стопку книг. Так инструмент не будет упираться в стул и съезжать с ноги.

Правая рука должна быть расслаблена, а кисть не скрючена. Левая охватывает гриф, но большой палец при этом всегда параллелен ладам. Сдавливать гриф что есть силы тоже не нужно, иначе кисть быстро устанет.

Вы уже знаете, что нумерация ладов начинается с головки грифа, а струн - с самой тонкой, нижней. Попробуйте сыграть произвольные ноты, прижимая первую струну указательным пальцем на разных ладах. Старайтесь полностью прижимать струну, чтобы она звучала чисто. Это будет нелегко, но со временем техника наработается.

Пробуйте играть на других струнах, а также подключать остальные пальцы, давая им привыкнуть.

Играем мелодии на одной струне

Просто извлекать звуки скучно. Поэтому, чтобы было интереснее, можно выучить простые мелодии на одной струне и тренироваться на них. Вот несколько мелодий для примера.

Классический «В траве сидел кузнечик»:

«Дым над водой» Deep Purple:

Вступление к “Iron Man” Black Sabbath:

Мелодия из фильма «Бумер»:

«Имперский марш» из «Звёздных войн»:

Уделите игре на одной струне какое-то время. Доведите свои действия до автоматизма и добейтесь слаженной работы обеих рук. Тренируйтесь, пока мелодии не зазвучат ровно и чисто, без остановок и запинок.

За это время пальцы привыкнут к нагрузкам, а значит, можно будет переходить к более сложным вещам.

Играем аккордами

Следующая ступенька, на которую вам предстоит подняться, - игра аккордами. Это гораздо сложнее, чем мелодии на одной струне, но не расстраивайтесь. Изучив аккорды, вы уже сможете играть полноценные песни.

Принцип здесь тот же, но прижимать нужно будет не одну струну, а сразу несколько: обычно три, реже две или четыре. Существует множество аккордов. Однако для исполнения большинства песен достаточно всего пяти-семи. Для начала выучим три главных, так называемых блатных аккорда: Am, Dm, E.

Все аккорды обозначаются латинскими буквами в зависимости от основной ноты:

  • C - до;
  • D - ре;
  • E - ми;
  • F - фа;
  • G - соль;
  • A - ля;
  • H - си.

Если рядом с обозначением аккорда стоит маленькая буковка m, это значит, что аккорд минорный. Если такой приставки нет - мажорный. Читаются аккорды либо по буквенному обозначению, либо по названию. Например, «а-эм» (Am) или «соль мажор» (G).

Схемы аккордов называются аппликатурами. На них рисуется гриф со струнами. Лады подписаны римскими цифрами. Арабскими обозначают струны и - в кружках - пальцы, которыми следует нажимать на струны (1 - указательный, 2 - средний и так далее). Нолик напротив струны означает открытый звук (неприжатая струна), а крестик - то, что струна звучать не должна.

Вернёмся к нашим блатным аккордам. Вот их аппликатуры:

Чтобы взять аккорд Am, нужно прижать указательным пальцем вторую струну на первом ладу, средним - четвёртую струну на втором ладу, безымянным пальцем - третью струну на втором ладу.

По такому же принципу берутся и остальные аккорды: смотрим, на каких ладах и какие струны нужно прижимать.

На этих трёх аккордах уже можно играть простые дворовые или армейские песни. Но лучше выучить ещё три аккорда, с которыми репертуар значительно расширится. Вот они:

С первыми двумя сложностей возникнуть не должно, а вот третий немного отличается от предыдущих. В нём используется барре - приём, когда указательным пальцем зажимаются все струны на одном ладу. Аккорды с барре немного сложнее, чем открытые, но, попрактиковавшись, вы освоите и их.

Как всегда, чтобы учиться было интереснее, можно тренироваться сразу на какой-нибудь песне. Например, на канонической «Пачке сигарет» группы «Кино» или «Вахтёрам» от «Бумбокса».

Также можно найти в интернете любые другие песни, которые вам нравятся (например, по запросу «на лабутенах аккорды»). Если в подборе попадаются незнакомые аккорды, можно попробовать найти другой или просто выучить что-то новое.

Бой и перебор

Есть два способа звукоизвлечения: перебор и бой. Некоторые песни играются только перебором или только боем, другие обоими способами. Аккорды при этом используются одни и те же, разница лишь том, перебираете вы струны пальцами или ударяете по ним.

Переборов, как и боёв, существует огромное количество. И в разных песнях они, конечно, разные. Обычно в разборах наряду с аккордами указывается, каким перебором или боем стоит играть.

Рассмотрим для примера несколько самых распространённых. Остальным вы научитесь по ходу.

Что дальше

Теперь, когда вы познакомились с азами, изучили аккорды и немного набили руку, главное - не забрасывать тренировки. Пальцы будут болеть и запутываться при перестановке аккордов, а струны не всегда будут звучать.

Ни в коем случае не останавливайтесь и просто продолжайте играть. С каждым днём у вас будет получаться всё лучше и лучше, а в итоге вы добьётесь поставленной цели.

Напоследок несколько советов, которые помогут самостоятельно научиться играть на гитаре и не дадут отчаяться:

  1. Всегда используйте несколько источников информации, чтобы восполнять возможные пробелы и неточности одного учителя у другого.
  2. Играйте каждый день: регулярные упражнения придадут уверенности. Помните, что талант лишь десятая часть успеха, всё остальное - практика.
  3. После того как изучите пару песен и сможете непринуждённо исполнять их, обязательно пригласите друзей и сыграйте для них. Слушатели помогут развить и укажут на недостатки.