Как уволиться без отработки: способы, советы и рекомендации. Можно ли и как уволиться без отработки по трудовому кодексу

Если вы приняли решение сменить место работы, важно соблюсти все формальности. Одна из них - обязательная отработка. Рассмотрим детальнее, когда требования работодателя правомерны, а когда их можно избежать и уволиться без отработки.

Обязательна ли отработка в 2 недели при увольнении

Согласно ТК РФ, работник обязан уведомить руководство о своем уходе за 2 недели до увольнения. За это время работодатель сможет найти достойную кандидатуру, а рабочий - в полном объеме передать все дела. «Отработка» предполагает, что сотрудник должен уведомить о своем уходе, забрать документы и получить все выплаты. Иногда работник не может отработать обязательный период времени. Например, если он написал заявление, а потом ушел на больничный на срок более двух недель. Работодатель не имеет право предъявлять какие-либо требования. Срок отработки не всегда составляет две недели, уведомить работодателя можно и за 3 дня, если:
    Не закончился испытательный срок, работник принял решение уволиться или работодателя не устраивают профессиональные качества и навыки кандидата. Условие выполняется, если трудовой договор заключен на срок до трех месяцев. Речь идет о сезонной работе. Сотрудник должен уведомить администрацию за трое суток, если инициатива исходит от компании, то вручить уведомление работнику положено за семь суток. Трудовой договор заключен на время, не превышающий двух месяцев. Обычно в таких случаях речь идет о ликвидации или закрытие ИП.
Лица занимающие руководящие должности (главный бухгалтер, руководитель) и спортивные тренеры (если договор заключен более чем 4 месяца), обязаны предупредить о своем уходе за месяц.Исходя из причин увольнения трудовой договор может быть разорван в день обращения. Это правило распространяется на случай, когда работник уходит по собственному желанию.

Как быстро уволиться без отработки, не имея уважительной причины

Работник не обязан отрабатывать, если руководство нарушило требования ТК. Невыплата или задержка зарплаты таковыми не являются. В такой ситуации стоит стоит написать жалобу в профсоюз, комиссии по труду. Компетентный орган проводит проверку по результатам которой выносится решение. Если будет зафиксировано нарушение, то работодатель выплатит штраф.Самый оптимальный вариант, если подчиненный и работодатель договариваются об увольнении по соглашению сторон. В ТК не прописана обязательная отработка или немедленное прекращение сотрудничества в таких ситуациях. Стороны самостоятельно договариваются об условиях разрыва трудовых отношений. Даже, если с руководством не сложились хорошие отношения, не стоит отказываться от данного способа разрыва трудовых отношений. Как показывает практика, не каждый директор захочет терпеть в штате неприятного для себя человека.Руководство часто свершает большую ошибку, если сотрудник увольняется по соглашения сторон. Они требует наличия заявления об увольнении. Этот документ не нужен, так как инициатива может исходить от руководства. Также работодатели пытаются изменить условия увольнения: заставляют сдать отчет, выполнить ряд поручений или поработать несколько дней. Эти действия также не правомерны.

Увольнение без отработки по Трудовому Кодексу - перечень случаев, когда отработка не нужна

В ст. 81 ТК перечислены все исключения из общего правила.Работник может не отрабатывать положенный срок, если:
    зачислен в ВУЗ или общеобразовательное учреждение на бакалавра или магистра на дневное отделение; выходит на пенсию; нарушил ТК, локальные акты о труде и коллективный договор; он или его супруг (а) переезжают в другой город / страну на работу; меняет место жительства по медицинским показаниям; ухаживает за членом семьи, ребенком, инвалидом.

Под исключение также попадают беременные женщины и матери с инвалидом, ребенком до 14 лет. В этом случае к заявлению прилагают копию свидетельства о рождении, медицинской справки или любой другой документ, подтверждающий статус ребенка.Если речь идет об уходе за членом семьи инвалидом, то в качестве подтверждающих документов можно приложить:

    справку из ЖЭКа о проживании родственников вместе с вами;копии паспортов с одинаковой пропиской;копию медицинского заключения, а в заявлении прописать, что лицо нуждается в вашем уходе.
Заявление об увольнении следует заверить в канцелярии, а сам документ отправить по почте с уведомлением. Если в ответ последует необоснованный отказ, то придется обращаться в суд.

Уволиться по собственному желанию

Лучший способ уволиться с работы без отработки - воспользоваться накопленными днями отпуска. Каждый официально трудоустроенный гражданин имеет право на определенное количество дней оплачиваемого отпуска. Минимум - две недели, максимум - 56 дней.Сотрудник пишет заявление, в котором указывает, что сразу после отпуска он уволиться. Поскольку заявление на отпуск положено писать минимум за месяц, то требования ТК соблюдены. Преимущества такого варианта в том, что последним днем работы считается день отпуска, за который человек получает деньги. За это время можно поискать новое место. Если отпуск еще не использован, но он положен, то сотруднику выплачивается компенсация. Это правило распространяется даже на несовершеннолетних и беременных женщин. Если работник не отдыхал два года подряд, то он может воспользоваться законным отпуском, а за второй получить денежные средства. «Отгулять» два отпуска не получится.Если в период отдыха человек заболел, то, при наличии больничного листа, отпуск можно перенести или продлить еще на несколько дней.Взять неоплачиваемый отпуск без объяснения причин перед увольнением имеют право:
    ветераны ВОВ;работающие пенсионеры;инвалиды;члены семьи военнослужащих.

Увольнение по инициативе руководства

Часто бывают так, что персонал увольняют из-за сокращения штата. Согласно ст. 81 ТК, работодатель должен уведомить об этом за два месяца и выплатить компенсацию. Некоторые руководители пытаются «откосить» от этой своей обязанности и заставляют подчиненных писать заявления на свой счет. Это противозаконно и такое увольнение можно оспорить в суде. Иначе человек лишается права получить денежную компенсацию в двойном размере.

Какие документы необходимо будет предъявить

Сотрудник обязательно должен написать заявление на имя работодателя. В нем должна содержаться такая информация:
    должность и ФИО руководителя;должность и ФИО уполномоченного лица;название работодателя, структурного подразделения, если речь идет о большом предприятии.
Если руководство идет навстречу подчиненному, у которого нет уважительной причины для увольнения, то последнему нужно в заявлении указать формулировку «прошу уволить меня без отработки 2-недель ….». Также следует перечислить документы, подтверждающие скоротечное увольнение. После текста должна быть указана дата заявления, подпись и инициалы.

Как уволиться с работы без отработки – пошаговая инструкция

Если у сотрудника не налажены хорошие отношения с руководством или нет уважительной причины, уволиться без отработки достаточно тяжело, но можно. Рассмотрим детальнее алгоритм действий.Принять решение об уходе Первым делом нужно принять твердое решение сменить место работы. Лучше всего заранее выбрать новый плацдарм для деятельности, чем уходить в никуда.Написать заявление на увольнении Напишите заявление по образцу с обязательным указанием условий ухода без отработки. Документ составляется в двух экземплярах. Первый передается работодателю, а второй - заверяется в канцелярии. Он остается у сотрудника и в случае возникновения спорных ситуаций будет служить доказательством соблюдения норм законодательства.

Дождаться решения руководства Во время отработки по любым основаниям сотрудник обязан исправно выполнять все свои обязанности. В случае невыхода сотрудника на рабочее место по не уважительной причине его могут уволить по статье.Получить выплаты, отпускные В последний день с сотрудником должны рассчитаться: отдать зарплату и отпускные, если такие имеются. Если работодатель по каким-то причинам задерживает выплату средств, то за все дни просрочки он должен выплатить среднесуточную зарплату. Если сотрудник брал отпуск, то последним рабочим днем считается последний день отпуска. В этот день он и должен получить полный расчет.В случае нарушения сроков получения расчета, сотрудник может потребовать расчетный лист с учетом начисленной пени. Последняя калькулируется по такой формуле:Пеня = (0,003 * Ставка рефинансирования ЦБ) * (Зарплата + Отпускные)Эта сумма начисляется за каждый день просрочки.Если в период отработки не был найден достойный кандидат на должность, то сотрудник может аннулировать свое заявление. Руководство не имеет права ему мешать, поскольку он выполнил все требования законодательства.Забрать все документы, трудовую, сдать спец. форму и т. д. В последний день или за несколько дней до увольнения сотруднику выдают обходной лист. Это не обязательный документ, но его часто используют на крупных предприятиях. Сотрудник мог взаимодействовать с несколькими подразделениями. Поэтому работодатель должен быть уверен, что никаких «долгов» у сотрудника перед фирмой нет. Под «долгом» подразумевается не только финансовая задолженность (например, не использованные средства под отчет), но и прочие МБП. Это может быть не возвращенная трудовая форма, книги из библиотеки, пропуск и т. д.Обходным листом работодатели пытаются «напугать» сотрудника, что он не получит свой расчет. Но эти действия не правомерны. Более того, обязанность сотрудника пройти обходной лист должна быть прописана в трудовом договоре. Иначе его использование также не правомерно.Серьезным нарушением является отказ отдать трудовую книжку. Если такая ситуация произошла, то работнику должны возместить ущерб за каждый день удержания, поскольку отсутствие трудовой книжки не позволяет человеку устроиться на работу.Дата увольнения в документе должна соответствовать дню выдачи книжки на руки. Если документ вовремя не вручили, то нужно написать заявление на компенсацию и изменить дату ухода. Если работодатель отказывается выполнить данные условия, то можно сразу обращаться в суд. Главное, чтобы с момента увольнения не прошло больше месяца. Иначе исковое заявление будет принято только при наличии уважительных причин для такой большой просрочки, а шансы руководства выиграть суд значительно увеличатся. Работодатель не несет ответственность за нарушение сроков получения книжки, если сотрудник сам не пришел за ней, проигнорировал уведомление руководства или дал согласие отправить документ по почте.

Что делать, если начальство не отпускает с работы без двухнедельной отработки

При наличии уважительных причин для увольнения без отработки работодатель не имеет права отказывать в этом праве сотруднику. На практике такие ситуации происходят часто. В таком случае лучше обратиться в профсоюз или Трудовую комиссию. Если сотрудник все же хочет прийти к мирному решению, то он может предложить вместо себя замену. Если работодателя такой вариант устроит, то трудовой договор может быть разорван в день подписания заявления. Если к консенсусу прийти не удалось, придется двигаться в вышестоящие органы.Например, в инспекцию по труду. Этот госорган принимает заявление, как лично, так и по почте, в электронном виде. «Ябедничать» нужно в инспекцию региона, в котором зарегистрирована фирма.В крайнем случае следует написать заявление в суд. Разбирательство может длиться несколько месяцев. Если речь идет о самозащите трудовых прав, то эти меры будут оправданы. После вынесения решения в пользу истца, работодатель обязан восстановить в должности бывшего сотрудника, насчитать и выплатить ему компенсацию за простой.

Стиву Джобсу приписывают слова: «Я могу уволить человека, а потом позвонить ему, чтобы обсудить какой-то проект или снова нанять его. Прошлое меня не волнует, важно только настоящее». В наших интересах сохранять деловые отношения на прежней работе: мы не знаем, откуда придет новое выгодное предложение.

Заручитесь поддержкой близких, чтобы справляться с эмоциями. И убедитесь, что успели сделать все для правильного увольнения.

1. Сохранить хорошие отношения с компанией

Часто увольнение происходит на почве конфликтов с коллегами или руководством. Хорошие новости от ученых: скорее всего, ничего личного для сотрудников в офисных войнах нет. Организация - это отдельная система со своими законами, в которой конфликты занимают особое место и выполняют свои функции.

В конфликтологии определяют как минимум четыре значения офисных войн:

  • сплочение коллектива (так, например, объединяются сотрудники «против» руководителя);
  • сигнал о более острых ситуациях внутри коллектива, которые маскируются под поверхностными конфликтами;
  • толчок к творческому развитию организации, когда приходится искать новые решения для развития компании;
  • изменение социально-психологического климата внутри организации.

Поэтому если возник конфликт с сослуживцами, просто знайте, что вы попали в некую острую ситуацию для компании в целом, даже если кажется, будто это вы в чем-либо провинились или совершили ошибку. Увольнение - выход из данной ситуации, и за пределами компании эмоционального накала не будет. Возможно, вы замечали, что в течение рабочего дня говорите с коллегами только о проблемах, а стоит оказаться в неформальной обстановке - негативные эмоции уходят, и темы бесед меняются.

Постарайтесь абстрагироваться от раздражения и посмотрите на ситуацию рационально: перед увольнением важно пообщаться с коллегами в неофициальной обстановке, чтобы оставить приятные впечатления перед уходом. Сделать это несложно. Угостите коллег пиццей на прощание, лично обменяйтесь контактами с теми сотрудниками, которые вам приятны или могут быть полезны, напишите последнее письмо с благодарностями за работу бок о бок и призывом не терять связь. На собеседовании вас обязательно спросят о причинах увольнения, а после могут проверить рекомендации, поэтому чем больше контактов удастся сохранить, тем лучше для карьеры.

2. Завершить дела

«Завершите все проекты и постарайтесь передать все дела преемнику, если такой есть, или руководителю, - советует HR-менеджер Нина Леонидис. - Во-первых, это профессионально, во-вторых, поможет избежать лишних конфликтов. А еще это по-взрослому. Как бы ни складывались ваши отношения с коллективом, у вас были клиенты, проекты и дела, которые не должны зависнуть в вакууме с вашим уходом».

Возможно, вы и сами попадали в ситуации, когда приходится долго вникать в дела уволившегося сотрудника. Поэтому, уходя из компании, действуйте как в песне группы «Звери» - уходите красиво.

  • Незавершенные проекты. В случае, если на ваше место еще не подыскали сотрудника, распределите текущие проекты между коллегами. Если коллеги и так перегружены, то составьте письмо с пояснениями вашему преемнику.
  • Инструкции и ответы на вопросы. Вне зависимости от того, кому перейдут ваши дела, составьте небольшие инструкции по работе с вашими задачами. Например, как обращаться с рабочими программами или по какому алгоритму общаться с клиентами. Можно в виде вопросов и ответов: это облегчит дальнейшую работу по вашим делам, к тому же задаст стандарты для работы в целом.
  • Клиенты и партнеры. О вашем уходе необходимо оповестить всех, с кем вы работали. Составьте письмо для клиентов и партнеров компании с контактами ваших коллег, к которым они смогут обратиться по бизнес-вопросам.
  • Руководитель. Руководитель должен быть в курсе, на каком этапе вы завершаете дела. Кроме того, оповестите его и о тех сложностях, с которыми вы сталкивались в процессе работы: это поможет безболезненно ввести на ваше место нового человека.

3. Позаботиться о резюме

Обновите резюме на сайт заранее, а не в последний день работы. Эксперты говорят, что поиск нового места в среднем занимает от одного до шести месяцев: можно сократить его хотя бы на пару недель, если начать поиск в день, когда вы написали заявление.

На старой работе будет время порыться в почте, вспомнить самые интересные проекты и найти точную информацию о достижениях. Обратите внимание на эти три пункта:

  1. Портфолио. Если вы работаете с текстами, сайтами, дизайном, пополните портфолио в резюме. Отберите работы, которыми по-настоящему гордитесь, чтобы не пришлось их разыскивать впопыхах.
  2. Достижения. Описывая обязанности, которыми вы занимались в компании, упомяните лучшие проекты и начинания и подкрепите их цифрами.
  3. Рекомендации. Попросите вашего руководителя дать вам письменную рекомендацию и разрешение указать номер его телефона в резюме. После увольнения это будет уже не так просто.

4. Сделать выводы

Многие исследования подтверждают, что современный человек склонен к негативизму: удивительно, но неприятные события трогают нас гораздо сильнее, чем приятные, и оказывают большее влияние на личность. Поэтому мы стремимся как можно меньше думать о том, что считаем «плохим» - например, о неприятном увольнении.

Однако нельзя просто вычеркнуть негативный опыт в надежде, что на новом месте будет лучше. Увы, если не сделать выводов, не будет. Также не будет и мотивации, которая необходима в новой компании.

Поэтому обязательно разберите не только минусы, но и плюсы работы, прежде чем уволиться окончательно. Это поможет справиться с эмоциями и более избирательно подойти к поиску нового места.

Минусы

Сформулируйте минусы не как жалобы, а как важные для себя пункты, с которыми вы не хотели бы столкнуться в новой компании. К примеру, сейчас не хватает прозрачности процессов, коммуникаций с отделом продаж, системы нематериальной мотивации или полиса ДМС: эти ориентиры помогут в поиске.

Плюсы

Наверняка вы уносите много ценного с собой как специалист. Задайте себе вопросы: какие навыки вы приобрели на текущем месте? Что нового узнали? Расширился ли ваш круг знакомств благодаря работе? Что помогало вам продвигаться по службе? С какими трудностями научились справляться? Насколько увеличилось ваше портфолио? Ответы помогут почувствовать себя увереннее.

Пожелания к новой работе

На контрасте с текущими делами будет проще услышать свои желания. В каком направлении вы хотели бы развиваться как профессионал? Какими проектами было бы интересно заниматься? Каких возможностей ждете от компании: наставничество, обучение, индивидуальный план развития и роста? Какие у вас есть пожелания по графику и рабочему месту? В какой команде и с каким руководителем вам хотелось бы работать? Как должно строиться взаимодействие между вами?

Когда для вас прояснятся эти вопросы, можно смело откликаться на вакансии. И обязательно позаботьтесь о себе, прежде чем оказаться в новой компании.

«Будет здорово, если у вас будет хотя бы неделя перерыва перед выходом на новую работу, - добавляет Нина Леонидис. - Постарайтесь договориться об этом с новым работодателем. Помните, полноценный отпуск будет только через полгода, первые три месяца вы, скорее всего, будете полностью поглощены новыми задачами, и эта неделя поможет сделать домашние дела или просто отдохнуть, настроиться на новую деятельность».

Почувствовали, что хотите уволиться, но не можете определиться с тем, куда двигаться дальше? Профориентация может помочь: пройдите тестирование, узнайте о своих сильных сторонах и прикрепите результаты к резюме, чтобы выглядеть более убедительно для нового работодателя.

27.11.2014 01:50

Многие люди задают вопрос, как лучше всего уволиться - не просто уйти, а уйти без конфликтов, красиво. Этот вопрос действительно очень важен: корректное и умное поведение в процессе увольнения - гарантия того, что вы создали оптимальные условия для своего будущего успеха.

Можно говорить о некоторых ключевых принципах, которыми нужно руководствоваться во время увольнения. О них и пойдет речь в этой статье.

Самое важное правило - никогда не уходите в плохих условиях! Это касается и работодателя, и коллег, и деловых партнеров, и - самое главное - вас, как профессионала и зрелого человека.

1. Оцените ситуацию

Во-первых, убедитесь в том, что ваше увольнение - правильное решение. Не уходите только лишь для того, чтобы привлечь к своей персоне внимание всей компании. Взвесьте все «за» и «против». Подумайте, можете ли вы что-то улучшить в тех рабочих аспектах, которые выводят вас из себя? Можете ли вы получить другую работу в компании? Разговаривали ли вы со своим руководителем, знает ли он, что вы собираетесь уволиться (если вы чувствуете, что есть серьезные причины остаться)? Была ли у него возможность понять ваши потребности?

2. Проверьте юридические аспекты

Тщательно проверьте все документы, которые подписали, когда работали на текущей работе. Содержится ли там условие отработать определенный период в компании и т.д.? Вы также должны оценивать финансовые последствия увольнения, особенно если вы не нашли другую работу.

3. Выберите правильное время

Увольняйтесь «на высокой ноте», а не в тот период, когда чувствуете себя истощенным. Проведя полный анализ ситуации и сделав определенные выводы (что лучше уволиться), пишите заявление.

4. Сообщите об этом лично

Не трусьте. Назначьте встречу с непосредственным руководителем. Не сообщайте ему об увольнении в электронном письме. Вы должны сказать ему об этом один на один. Очень важно: скажите об увольнении вашему руководителю прежде, чем кто-то другой узнает об этом. Он заслуживает того, чтобы первым узнать новость.

5. Подайте заявление об увольнении

Заявление должно быть написано в официальном стиле, без эмоций. Это должно быть короткое и вежливое письмо, заявляющее о вашем намерении уволиться с такого-то числа. Подайте заявление заранее, чтобы у вас было достаточно времени на выполнение своих обязательств перед коллегами.

6. Будьте готовы ответить на вопрос о причинах увольнения

Отвечайте как можно искренне, тактично и уважительно. Это хорошая возможность дать вашему руководителю (или кому-то другому) конструктивную обратную связь. Будьте справедливы, упомяните все факторы и обоснуйте их. Независимо от причин, вынудивших вас уволиться, будьте последовательны. Приготовьтесь получить обратную связь от коллег и других людей.

Если ваша компания использует выходное интервью при увольнении, которое направлено на выявление «реальных» причин увольнения, примите в нем участие. Отвечайте на вопросы осмысленно, не сжигайте мосты, высказывая что-то негативное.

7. Подождите реакцию руководителя

Если ваш руководитель - профессионал, то он обязательно выразит сожаление по поводу вашего увольнения. Если у вас уже есть новая работа, он поздравит вас. Самое главное - он должен уважать ваше решение.

Объясните ему причины своего поступка и пообещайте, что в оставшееся время поддержите его и команду, чтобы они как можно менее болезненно почувствовали ваш уход.

8. Ожидайте реакцию своей компании

Как ваш работодатель реагировал на сотрудников, которые увольнялись до этого? Что предпочитает менеджмент: чтобы люди увольнялись через определенное время или уходили в тот же день? В любом случае будьте готовы ко второму сценарию: очистите компьютер от лишних файлов, удалите личную информацию, соберите личные вещи. Не берите ничего, что принадлежит компании.

Если вы - ценный сотрудник в компании, будьте готовы к тому, что работодатель сделает вам встречное предложение, чтобы удержать вас. Стоит заранее подумать, на каких условиях вы могли бы принять его.

9. Возьмите то, что заработали

Убедитесь в том, что все вопросы, связанные с компенсациями и заработной платой, урегулированы справедливо и вам не забыли ничего перечислить.

10. Увольняйтесь спокойно

Приложите все усилия, чтобы закончить и систематизировать все дела, завершить оставшуюся работу. Если время и ситуация позволят, помогите в обучении человека, который заменит вас. Некоторые даже оставляют номер телефона, чтобы коллеги, в случае необходимости, могли позволить и что-то спросить, если возникнут вопросы. Такое доброжелательное отношение часто высоко ценится компанией. И в целом это один из тех эпизодов, благодаря которому коллеги оставят хорошее воспоминание о работе с вами.

11. Соблюдайте конфиденциальность

Не говорите о вашем увольнении, пока это не станет официальной информацией. Уволившись, не оповещайте об этом сразу всех знакомых. Не заводите разговор о своем увольнении, пока не обсудите все детали со своим руководителем.

12. Не выражайте негатив

Говоря о своем уходе с коллегами, останавливайтесь только на положительных моментах - преимущественно на том, как полезна была для вас работа в этой компании. Не хвастайтесь своей новой работой. Будьте скромны и цените то, что делают для вас компания и коллеги. Уволившись, не говорите ничего плохого о своем бывшем работодателе, руководителях или коллегах.

13. Усердно работайте до последнего дня и выполните все обязательства

Отношение человека к обязанностям на этапе увольнения - это то, то отделяет зерна от плевел. Именно в этот период выявляются истинные профессионалы. Будьте лояльны, как и раньше. Не ведите себя как временный работник и избегайте участия в разговорах с недовольными коллегами. К сожалению, многие люди, неожиданно увольняясь, иногда забывают обо всех тех годах, в течение которых они упорно работали, чтобы построить свою карьеру в компании, из которой уходят. За несколько недель или дней они наносят вред своей прошлой и часто будущей репутации, не понимая этого. Не будьте глупы!

14. Информируйте об увольнении своих коллег и деловых партнеров

Поговорив с непосредственным начальником, сообщите о новости другим менеджерам и ключевым сотрудникам, с которыми вы работали. Поблагодарите этих людей за то, что они успешно сотрудничали с вами и помогали строить карьеру.

15. Скажите до свидания

Прежде чем сойти с поезда, скажите всем до свидания. Выразите вашим коллегам, руководителям и деловым партнерам слова благодарности. В последний день работы можно организовать небольшой стол с угощениями. Ваши коллеги запомнят это. Постарайтесь с некоторыми из них держать связь, обязательно обменяйтесь контактами с ключевыми людьми. Пошлите прощальное сообщение по электронной почте тем, с кем вы не можете увидеться лично.

Поинтересуйтесь у вашего руководителя, коллег или деловых партнеров, готовы ли они дать вам рекомендации. Они могут это сделать по электронной почте, телефону или написать в профессиональных соцсетях, например, в LinkedIn.

Стиль увольнения многое говорит о характере человека, поэтому нужно вести себя достойно в этой ситуации. Сегодня, когда многие связаны друг с другом (по крайней мере, виртуально), высока вероятность того, что один человек знает другого, с которым вы работали. Вы также можете пересекаться со многими людьми с прошлой работы в будущем. Нередко бывает, что человек повторно нанимается бывшим работодателем.

Перевод: Степан Добродумов

Актуальные и интересные HR-кейсы в нашем Telegram. Подписывайтесь на канал!

Копирование и любая переработка материалов с сайта сайт запрещены


Как уволиться с работы и почему так важно правильно это сделать? Читайте в статье.

Если у вас возникали проблемы с поиском свободной вакансии, если вы не знали, как уволиться с работы , если вы испытывали трудности с выбором сферы деятельности, это может значить лишь одно: вы до сих пор не подписаны на рассылку статей этого полезнейшего сайта.

Я не случайно завела разговор о темах, которые касаются работы и карьеры, потому что сегодня мы затронем одну из них.

Я считаю, что все нужно делать максимально хорошо.

Нужно не только правильно начинать деятельность на новом месте, но и без проблем и скандала расставаться со старым коллективом и боссом.

Именно о том, как нужно увольняться, мы сегодня и поговорим.

Почему так важно правильно уволиться с работы?

Начальники, они, как девушки, из глупой, но популярной песенки.

Начальники бывают разные: черные, белые, красные.

То есть, кому-то вполне повезло с начальником, а кому-то досталось истинное исчадье Ада.

И вот когда у вас появляется шанс сбежать от этого демона (вы находите новую работу), то возникает непреодолимое желание: высказать шефу-гаду все, что о нем думаешь, а заодно и коллег уведомить о своем «фе» по поводу их покорности перед сатрапом.

Это желание вполне понятно, но постарайтесь аккумулировать все свои силы, чтобы прогнать его прочь.

Муж одной моей подруги часто повторяет фразу: «Уходить нужно так, чтобы всегда можно было вернуться».

Мне кажется, что он абсолютно прав, ведь ты никогда не знаешь, как повернется твоя судьба, закон бумеранга еще никто не отменял.

А вдруг у тебя не сложится на новом месте?

А вдруг придется сотрудничать со старым ?

А ты уже сжег все мосты без надежды на их восстановление.

К тому же, попробуй взглянуть на эту ситуацию с другой стороны.

Я однажды стала свидетелем отвратительной картины ухода одного моего коллеги, который не знал, как правильно увольняться с работы , поэтому закатил в офисе преотвратительнейший скандал.

Он орал, какие мы все идиоты, и какой наш начальник подонок.

Понятно, что себе он казался борцом со злом в незапятнанном плаще, но мы видели лишь невоспитанного неудачника с кучей комплексов.

Ошибки тех, кто не знает, как правильно уволиться с работы


Не все люди специально пытаются уйти, погромче хлопнув дверью.

У некоторых это получается само собой, потому что они просто не знают правил идеального увольнения с работы.

Наиболее распространенные ошибки при смене места работы выглядят так:

    Желание одним махом разорвать старые связи и заодно – отомстить всем, кто сделал вам плохо или больно за время работы.

    А нужно просто уйти, и сохранив при этом лицо.

    Заблуждение, что вы вполне можете обойтись без поддержания хороших отношений с бывшим начальником и коллегами.

    А о том, что вы вполне можете пересекаться с кем-то из коллег на семинарах, конференциях, да где угодно?

    Привычка рассказывать на новом месте работы гадости о своих старых коллегах, о том, сколько вам пришлось пережить, пока вы трудились в этом филиале Ада.

    Особо талантливые соискатели начинают заниматься этим еще на собеседовании, а потом удивляются: «Как же так: меня не взяли?!».

    Нежелание отстаивать свои права.

    Скандалить не нужно, а вот поговорить (именно – поговорить, а не орать благим матом) о компенсации неиспользованного отпуска или о сроках выплаты остатка зарплаты нужно обязательно.

    Манипулирование предложением о новой работе, чтобы добиться повышения заработной платы или руководящей должности.

    Идиоты не становятся начальниками, поэтому вас раскусят в два счета и обеспечат неприятностями.


Уволиться с работы так, чтобы не создать проблем ни себе, ни людям, достаточно просто.

Главное – придерживаться вот этих советов:

    Сообщите первому, что собрались уходить, именно начальнику.

    Не половине офиса по секрету, а своему боссу.

    Сделать это лучше наедине, а не крича: «Все, козел, кончилось твое господство, я ухожу туда, где меня будут любить и уважать!» на глазах всего коллектива.

    Помните, что вы должны написать заявление за две недели до ухода.

    Не тешьте себя надеждами, что вы швырнули свое заявление и через 5 минут освободились.

    Умный начальник сумеет еще ведро вашей крови испить за эти две недели, если не решите с ним вопросы по-хорошему.

    Закончите все свои дела.

    Не оставляйте хвостов новому сотруднику, который придет на ваше место.

    Зачем вам проклятия, которые будет посылать новичок, пытающийся разгрести ваши завалы.

    Не потакайте своим злодейским инстинктам.

    Не гребите в обе руки скрепки, файлы, бумагу, канцелярские кнопки.

    Ну, зачем вам все это?

    Чтобы уничтожить при помощи ненужного хлама остатки самоуважения?

    Не наглейте в период обязательной двухнедельной отработки.

    Не нужно постоянно опаздывать и уходить домой раньше, демонстрируя своим поведением: «А мне пофиг, я здесь уже почти не работаю».

    Смотрите, чтобы вам, как уже почти здесь неработающему, не выплатили аналогичную заработную плату за последний месяц.

    Уйдите красиво, сказав теплые слова коллегам и начальнику.

    Если в вашей конторе это принято, то можно даже выставить «отходную» (стол накрыть – это расшифровка для непонятливых).

    Не рассказывайте всем подряд, как хорошо вам будет на , какие перспективы вас там ожидают.

    Вас там вполне может ожидать Ад, похлеще нынешнего, а коллег и начальство подобные россказни будут раздражать.

  1. Помните, что результаты вашей деятельности принадлежат старой конторе (если иное не было оговорено контрактом), поэтому забирать с собой эти наработки не стоит.
  2. Оставьте рабочее место чистым.

    Уберитесь в ящиках стола, выбросьте все ненужные бумаги, заберите с собой личные вещи.

    Уйдите с улыбкой на лице и благодарностью людям, с которыми трудились бок обок, и начальнику, благодаря которому имели деньги на хлеб с маслом.

    Даже если благодарить особо не за что, сделайте над собой усилие.

Полезными также будут советы, которые представлены в видеоролике ниже.

Смотрим, запоминаем:

Если вы будете придерживаться этих простых правил и не допускать распространенных ошибок, то больше никогда не будете испытывать стыда за свои действия, как это было раньше, когда вы не знали, как уволиться с работы .

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Большинство сотрудников держатся за работу, боятся ее потерять, чтобы не лишиться средств к существованию, выполняют любые обязанности, которые им поручают, согласны на сверхурочную работу за маленькое вознаграждение. Существует немало ситуаций, когда для добросовестного сотрудника меньшим злом становится увольнение, чем продолжение работы на этой же должности. Важно понять, как правильно уволиться с работы.

Сложное решение

Распространенные причины увольнения с работы:

  • устройство на более высокооплачиваемую должность;
  • невозможность дальнейшего карьерного роста;
  • отсутствие возможностей для творческой самореализации;
  • переезд в другую местность;
  • выявление заболевания, препятствующего данной трудовой деятельности;
  • необходимость ухода за больными родственниками, присмотра за маленькими детьми;
  • серьезные и постоянные конфликты с коллегами, руководством.

Бывает, что работник хочет уволиться, потому что совершил какие-либо нарушения. Все их нужно тщательно проанализировать, взвесить все плюсы и минусы работы, а потом принимать окончательное решение. Можно попросить совет у родственников, друзей, изучить специальные материалы на эту тему.

По собственному желанию

Это расторжение трудового договора по инициативе работника. Вся процедура детально расписана в ТК. Срочный трудовой договор прекращается раньше предусмотренного срока, если достигнуто согласие сторон. Существуют также гражданско-правовые договоры, процедура прекращения которых закреплена в них самих.

Процедура

Правильно будет начать с предупреждения начальника, предпочтительнее сделать это за 3 недели до даты предполагаемого ухода.

Не следует увольняться с работы:

  • когда предстоит серьезная проверка, годовой отчет;
  • есть незаконченные проекты;
  • когда большинство сотрудников в отпуске или впереди праздники.

Необходимо приложить усилия, чтобы информация о том, что вы решили уйти, не стала достоянием коллектива.

Заявление и сроки увольнения

Процесс подачи заявления описан в ТК. Его необходимо писать за (14 календарных дней) до даты расторжения трудового договора. Желательно подавать заявление сразу же после оповещения работодателя об уходе, в нем должна фигурировать причина и дата ухода, можно сделать второй экземпляр для себя. Заявление могут принять специалисты кадровой службы, в обязательном порядке поставить на нем отметку о приеме.

Если работодатель не согласен с увольнением, то придется заявление в письменной форме отправить заказным письмом на адрес компании и приложить к нему уведомление о вручении. К этому способу стоит прибегать только в крайнем случае.

Возможны ситуации, когда трудовые отношения завершаются ранее 14 дней. Работник может уйти в срок, указанный в заявлении:

  • при серьезном заболевании;
  • при уходе на пенсию;
  • при поступлении в учебное заведение;
  • при переезде;
  • если зафиксированы нарушения работодателем законов.

Сотрудника могут уволить в этих случаях в день составления заявления. Начальник и работник могут договориться, что работник до истечения 2 недель покинет организацию. Двухнедельный период установлен для того, чтобы увольняющийся сотрудник закончил все дела на рабочем месте, также и руководство компании начинает подбирать замену.

Попытки удержания

При написании заявления сотруднику необязательно озвучить причины, по которым он решил уволиться с этой работы.

В течение 2 недель увольняющийся работник должен продолжать трудиться в том же объёме, что и прежде, в рамках оговоренных трудовых функций. Он не имеет права раньше уходить с работы, отказываться сделать что-то, заниматься посторонними делами в рабочее время. Всё это может привести к расторжению трудового договора по другой статье, которая испортит дальнейшую трудовую биографию.

Нередки случаи, когда начальник пытается уговорить сотрудника остаться. Такие разговоры могут подкрепляться соответствующими обещаниями:

  • увеличить заработную плату;
  • перевести на более престижную должность;
  • изменить круг полномочий;
  • отправить на переквалификацию;
  • предоставить внеочередной отпуск.

Большинство начальников понимающе относятся к расторжению трудового договора по инициативе сотрудников. Они делают попытки удержать увольняющегося, если он представляет ценность как специалист. Работнику самому нужно решать, какие варианты ответов он даст руководителю.

Чтобы уйти с работы правильно, необходимо выполнять ряд рекомендаций. Нужно взять все полезное, что было получено здесь, в дальнейшую жизнь. Это касается опыта, навыков, наработок, деловых и дружеских связей. Не стоит рассказывать всем о предстоящей новой работе, описывать преимущества перед старой.

Если начальник относится к вашему уходу нормально, то следует поблагодарить его за совместную работу.

Если начальник поручает ознакомить сотрудника, который займёт ваше место, с особенностями работы, то возражать не стоит. Нужно спокойно и методично ввести его в курс дела, не давая характеристики руководству и сотрудникам.

Расчеты при увольнении

В последний рабочий день сотрудник должен получить на руки все документы. Работнику перед увольнением должны быть произведены следующие выплаты:

  • заработная плата за фактически отработанный период в текущем месяце;
  • премии, пособия;
  • компенсация за неиспользованный отпуск.

В последний рабочий день работник должен быть ознакомлен с приказом о том, что его увольняют, приказ должен быть подписан начальником. В отделе кадров ему должна быть вручена трудовая книжка, в которой необходимо проверить наличие и точность всех записей.

Не всегда процедура ухода с работы проходит гладко, кадровики могут не отдавать трудовую книжку. В этом случае, спустя три дня после увольнения, можно составить претензию в адрес организации, трудовая книжка может быть выслана на домашний адрес. Если этого не произошло, то можно обращаться в суд или прокуратуру.

Отзыв заявления

Двухнедельный срок дан сотруднику, чтобы он не торопился окончательно расстаться с организацией. Если он передумает, то имеет право остаться трудиться на прежнем месте. Это может произойти и под влиянием доводов начальника. Документально это можно оформить разными способами:

  • трудовой договор продолжает действовать;
  • составляется документ, согласно которому заявление на увольнение следует считать недействительным.

Заключительный этап

Чтобы завершить свою трудовую деятельность правильно, в один из последних дней пребывания на работе хорошо устроить фуршет или застолье. Можно не только угостить руководителя и коллег чем-нибудь вкусным, но и сказать теплые слова в их адрес.

Необходимо оставить о себе хорошую память, потому что может понадобится обратиться на прежнюю работу за рекомендациями для новой должности. Не являются исключениями ситуации, когда работник через некоторое время опять приходит устраиваться на старо место работы, поэтому нецелесообразно уходить не прощаясь.

Поиски новой работы

Вы начинаете поиск новой места в период 14 дней отработки. Это будет отвлекать от качественного выполнения трудовых обязанностей, вызывать нарекания начальства. Чтобы обезопасить себя, следует делать это, не привлекая внимания коллег и руководителя: не рассылать резюме с корпоративной почты, не вести в офисе телефонные разговоры о трудоустройстве.