Конспект урока литературы на тему "А. Платонов «Разноцветная бабочка». Своеобразие произведения". Конспект урока по литературному чтению А. П. Платонов «Разноцветная бабочка» (4 класс) Работа с текстом во время чтения

План-конспект урока литературы

Тема – А.П. Платонов «Разноцветная бабочка». Своеобразие произведения.

Урок проводится в 6 «А» классе

Тип – урок ознакомления с новым материалом, по изучению художественного текста

Вид - классический

Цели: дать краткие сведения о жизни А.П.Платонова; способствовать усвоению содержания; формирование беглого и выразительного чтения; развивать навык работы с информацией, умение работать в парах; развивать способы мыслительной деятельности; воспитывать чувство долга перед родными и близкими; воспитывать чувство любви ко всему, что окружает человека.

Оборудование: портрет А.П. Платонова, текст произведения, карточки-справочники с новой информацией «Какие бывают бабочки», определение «притчи», «слободы»), коллекция бабочек.

Ход урока

    Психологическая установка

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.П. Платонова. Названием этого произведения является словосочетание главным словом, которого будет, имя существительное его вы узнаете, отгадав загадку: На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
(Бабочка)

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "бабочка"? (насекомое порхает, летает).

Какой бывает бабочка? (Красивой, пестрой, разноцветной.)

И произведение, с которым мы с вами сегодня познакомимся, так и называется – «Разноцветная бабочка»

Судя по названию, о чём будет произведение? (О красивой бабочке)

После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

(Запись в тетради числа и темы урока). На парте у каждого лежат листы – справочники, они будут нашими помощниками на уроке.

2.Рассмотрение определения притчи

Прочитайте лексическое значение слова "притча" на ваших карточках-справочниках. "Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ".

- А можно ли наш рассказ назвать притчей, что в нем поучительного? Ответим на этот вопрос в конце урока, после знакомства с произведением.

3. Слово учителя о А.П. Платонове

Прежде чем знакомится с произведением, давайте познакомимся с автором (портрет писателя представлен на доске).

А.П.Платонов (1899-1951) родился в 1899 году в слободе (поселок, пригород) Ямской при Воронеже.

А что такое слобода, обратимся к нашим помощникам – справочникам. Слобода - вид поселений в России. Первые упоминания о слободе относятся к XI в. В XII - 1-й пол. XVI в. слободы - отдельные поселения, в т. ч. около города-крепости, или группа поселений, иногда целая округа, жители которых освобождались от налогов и повинностей, ложившихся на тяглое население (отсюда название “слобода” – свобода, то есть «свободное поселение»).

Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов. Псевдонимом стало имя отца – Платон, который был слесарем. Андрей Платонович - старший сын, где было десять детей. Уже с 13 лет ему пришлось разделить заботы отца о семье. Мальчик начал рано работать, чтоб помочь отцу прокормить семью. Ещё подростком писал стихи, которые печатались в местных газетах. Платонов - участник гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт. В 1927 году переезжает в Москву, где выходит первый сборник рассказов. Во время войны был специальным корреспондентом газеты "Красная звезда", находился на фронтах Отечественной войны. Жизнь, как и творческая судьба, была трудной. Но это закалило его характер. Очень любил книги. Читал и писал обо всем. В его произведениях нет прямых ответов на поставленные вопросы. Ответы могут быть самые разнообразные, как разнообразна жизнь, окружающая нас. Писал Платонов и для детей, и для взрослых . Каждая книга писателя дарила радость и счастье новых открытий. (Какие произведения вам уже известны? Сказки: “Неизвестный цветок ”, “Безручка”, рассказ “Никита”)

4. Получение новой информации, продвижение от знания "старого" к "новому".

Какие бывают бабочки? (обратимся к нашим справочникам) "Бабочки бывают более 140 тысяч видов. Разделяются на более чем 100семейств. Самыми мелкими бабочками являются разнообразные моли и мешочницы (размах крыльев 1-2см), самая крупная - южноамериканская совка агриппа, с размахом крыльев в 30см. Крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты. Они образуют на крыльях бабочек яркий и сложный рисунок. Одним из наиболее красивых бабочек мира считаются орнитоптеры, живущие в Новой Гвинее".

Расскажите что нового вы узнали о бабочках? (обращение к коллекции бабочек)

5. Беседа и выборочное чтение

(Учащиеся озаглавливают части в парах и записывают названия в тетради)

Приступаем к рассмотрению текста рассказа и посмотрим, какие же бабочки встречаются в нем?

1. Работа над первой частью .
- Где жили Тимоша с мамой? (
На берегу Черного моря в казенной хижине)
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
- для чего он убегал из дома? (
Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
- Как он вел себя после прогулок? (
Горевал от того что бабочка не летает).
- Что говорила и советовала мама? Прочитайте.

(-
Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
-
Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте. (- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;). Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.
- Как можно озаглавить первую часть?
Тропинка в неизвестность. Д етство на берегу моря.
- Как вы думаете, что будет дальше? (Прогнозы детей).

2. Работа над второй частью.
- Что увидел Тимоша, возвращаясь домой?
(Упала капля росы на былинку)
Какой вывод сделал Тимоша?
(Это добрая капля!) Почему она добрая?
- С кем состоялась следующая встреча?
(С бабочкой).
- Что необычного было в ней? Прочитайте.
(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
-
Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.)
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая?
(не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (
Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)
- Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
- Нужен ли был Тимоша бабочке?
(Не нужен)
- Что увидел Тимоша в конце тропинки?
(Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
- Как можно озаглавить вторую часть? Необыкновенная бабочка. Недобрая бабочка и добрая звезда. Необузданное желание.
- Как вы думаете, что будет дальше?

Физкультминутка

А сейчас физкультминутка, представили все себя бабочками.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – тихонечко присела
На четыре – улетела.

З. Работа над третьей частью.
- Где оказался Тимоша?
(На дне пропасти)
- Почему здесь было так много бабочек?

- Почему он больше не ловил бабочек?
(Скучно ему было смотреть на них)
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери
? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
- Как это характеризует его?
- Почему плакал мальчик? Прочитайте.
(Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце:
< Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..»)

- Как жила все это время мать?
(В ожидании сына, считала время,смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»)
- Как можно озаглавить 3 часть?
Дорога к возвращению. Это счастье - путь домой.
- Что будет дальше? Как будут развиваться события?

4. Работа над четвертой частью.
- Как произошла встреча?
(Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).
- Почему мать не узнала голос сына?
(Прошло много времени)
- Узнал ли сын голос матери?
(да, голос матери забыть нельзя) Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
- Почему он не увидел мать?
(Ослеп)
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте.
(Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
- Какие слова говорят о материнской вечной любви?
(Жизнь ее любовью перешла к сыну)

Как озаглавим 4 часть? Материнская вечная любовь. Долгожданная встреча.

6. Итоги урока

Сверим с нашими первыми предположениями. Что произведение о красивой бабочке?

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель (О разлуке матери с сыном, О призрачной мечте, которая уводит сына от матери, О материнской вечной любви, О прозрении сына, оценившего силу любви матери)

- Итак, вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: Можно ли рассказ «Разноцветная бабочка» назвать притчей, чему он учит?

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она даёт силу каждому из нас.

7. Домашнее задание (на выбор)

1) напишите сочинение-миниатюру о том, что случилось с Тимошей.
2) подготовить пересказ встречи сына с матерью (от лица сына или матери).

Высказывания, стихи о матери.

Литература 4-3-5

Дата «____»_____________20___ г. ____ «____» класс

«Пропетая сердцем сказка про Человека...»

А.П. Платонов

Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Разноцветная бабочка».

Цель урока: Знакомство с биографией А.П. Платонова, его произведением «Разноцветная бабочка».

Задачи урока:

1. Формировать навык выразительного чтения текста.

2. Воспитывать чувство прекрасного и другие морально-этические качества личности учащихся.

3. Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование, наглядность, ТСО: Учебник «Литература», тетрадь, выставка книг для детей А.П. Платонова, портрет писателя, плакаты с текстом чистоговорок, скороговорки, стихотворения; карточки для динамического чтения, карточки для расширения поля зрения.

Тип урока: Урок усвоения навыков и умений.

Методы преподавания: Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивный, стимулирующий, побуждающий.

Методы учения: Исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый, поисковый.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

II . Упражнения для развития техники чтения и формирования навыков выразительного чтения.

    Работа по карточкам на расширение поля зрения.

Учащиеся. глядя в центр на слог -СЛО должны прочитать слоги первой строки, последней, левого верхнего угла, правого нижнего угла и т.д.

2. Работа над динамическим чтением (прочитать по пять слов каждого столбика).

фотография

телеграф

светофор

3. Чтение чистоговорок (просебя, вслух).

Чу-чу-чу, я ворчу, я стоять не хочу.

Ач-ач-ач, испекли мы калач.

Оч-оч-оч наступила ночь.

4. Чтение скороговорки (просебя, вслух, постепенно убыстряя темп).

Мой руки чище и чаще.

5. Работа над выразительным чтением (просебя, вслух).

Был сапожник? Был!

Шил сапожки? Шил.

Для кого сапожки?

Для любимой кошки.

III . Проверка домашнего задания.

А) Чтение и пересказ текста.

Б) Чтение рассказов учащихся о хищных животных.

IV . Постановка цели урока.

Сегодня мы познакомимся с легендой. Легенда - это поэтический рассказ о каком-то событии.

Названием легенды является словосочетание главным словом, которого будет, имя существительное его вы узнаете, отгадав загадку:

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

(Бабочка)

Какой бывает бабочка? (Красивой, пестрой, разноцветной.)

V .Знакомство с новым материалом.

А) Знакомство с биографией и творчеством А.П. Платоновым.

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) - автор своеобразных рассказов и сказок для детей, в которых много раздумий о человеке, о его счас­тье, мечтах, действительности. Реальность и сказочность так переплетаются в его произведениях, что подчас ска­зочный вымысел принимается за действительность. Таким необычным, полным философских раздумий о жизни яв­ляется рассказ Платонова «Разноцветная бабочка».

А. Платонов родился в 1899 г. недалеко от города Во­ронежа в Ямской слободе. С детства полюбил простую де­ревенскую жизнь «с колокольными перезвонами, тихими вечерами».

Трудным, нелегким было детство писателя. Приходи­лось работать, чтобы кормить семью в 10 человек. Но жизнь не ожесточила его, потому что добрую душу и чут­кое сердце воспитала в нем его учительница Апполинария Николаевна, которая научила его любить Человека. Вот почему эпиграфом к уроку выбраны слова, ска­занные писателем о себе и своем творчестве: «Пропетая сердцем сказка про Человека...»

Творческая судьба А. Платонова определилась рано. В 20-е годы он работает в редакциях газет, выступает как прозаик, публицист, критик. В конце 20-х годов выходят первые сборники его рассказов и повестей: «Епифанские шлюзы» и «Сокровенныйчеловек». А. Платонов переселяется в Москву и полностью посвящает себя литературе. В довоенные годы он создает произведения, которые были по-настоящему оценены лишь спустя полвека, - «Котлован», «Ювенильное море». «Чевенгур», «Счастливая Москва». В них писатель видит мир глазами трудящегося человека, напряженно осмысливающего жизнь и свое место в ней. За хронику «Впрок» и рассказ «Усомнившийся Макар» (1931 г.) А. Платонов был «отлучен» от «взрослой» литературы! Именно в эти годы он обращается к литературе для детей. Писатель создает рассказы «Не-известный цветок». «Еще мама», «Корова», «Сухой хлеб» и другие, вошедшие в сборник «Июльская гроза». Первый сборник сказок («Волшебное кольцо»), пересказанных А. Платоновым, появился в 1950 году.

В годы Великой Отечественной войны А. Платонов - спецкор газеты «Красная звезда». Главная тема его корреспонденции и рассказов осталась прежней - нравственное возрождение человека в условиях суровой действительности.

К своим литературным произведениям А. Платонов относился чрезвычайно требовательно и взыскательно: «Искусство - дело не менее серьезное, чем жизнь, - но кто живет в виде попытки? Если жизнь не удастся, ее невозможно исправить, прожив заново, вторично. Книги тоже следует писать - каждую как единственную, не оставляя надежды в читателе, что новую, будущую книгу автор напишет лучше». Поэтому герои всех его произведений живут «по-настоящему», «набело». Если их жизнь складывается трагически, «сиротски», то страх и боль им помогает преодолеть окружающая природа, память о предках.

Б) Демонстрация книг и сборников А.П. Платонова.

В) с. 151-157 Чтение легенды учителем.

Г) Чтение рассказа учащимися.

VI . Физкультурная минутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – тихонечко присела,

На четыре – улетела.

VII . Работа над интонацией и выразительным чтением.

VIII . Работа с текстом.

О чем эта легенда? (Духовное и нравственное перерождение)

Что больше всего запомнилось в легенде?

Как вы понимаете слова Анисьи: «Пусть будут и бабочки, и горы, и звезды, и ты будешь со мною! А то ты ловишь бабочек, а они умирают от тебя, ты поймаешь звезду, а она потемнеет. Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь!»

- О чем заставляет задуматься рассказ? (Любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь. Жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но все равно дорогая для любого живого существа. Сказочная история про мальчика Тимошу, который убежал в горы вслед за разноцветной бабочкой, имеет глубокий философ­ский смысл о силе материнской любви, о нелегком пути сына, пришедшего к пониманию истинной любви, без ко­торой невозможна жизнь.)

Ка­кая же концовка у рассказа?

Трагическая или счастливая?

Учащиеся читают заключительную часть рассказа, когда мать, старая Анисья, дождалась своего ослепшего сына, ставшего стариком, и прижимает его к своей груди, «что­бы все ее дыханье жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью». Любовь-жизнь-смерть - вот основные понятия идейно-философского смысла расска­за, среди которых главным является, конечно, любовь. Она и только она дает живительную силу человеку, делает не­вероятное вероятным, невозможное - возможным. Любовь - начало жизни, возрождение души человека.

В ответе на проблемный вопрос учащиеся могут по-раз­ному оценить концовку рассказа. Это трагедия, так как мать потеряла сына, а возвратился он уже ослепшим ста­риком. Это радость, потому что мать дождалась сына, она вдохнула в него жизнь. Она была счастлива от встречи с сыном.

При всех ответах на данный вопрос учителю необходи­мо утвердить оптимистическое звучание концовки рассказа словами: «Жизнь ее любовью перешла к сыну». Вот глав­ная мысль рассказа А.П. Платонова.

Обратите внима­ние: почему рассказ называется «раз­ноцветная бабочка»?

Какую роль играет образ бабочки в развитии сюжета? (Бабочка явилась причиной ухода сына от матери. За ней, как за своей мечтой, ушел Тимоша).

Расскажите, как случилось, что Тимоша не вернулся к матери. Опишите внешний вид бабочки: какой ее увидел Тимоша? Какие крылья? Почему мальчик решил, что ба­бочка была недобрая? Почему же он все-таки побежал за ней? («Чтобы еще раз поглядеть на нее, потому что он не нагляделся»).

Представьте, что бабочка - это та заветная мечта, ко­торую хочет достичь мальчик. Желание догнать свою красивую, как бабочка, мечту, настолько сильно, что мальчик не в силах вернуться на зов своей матери. Он бежит все выше и выше в горы за ней, за своей мечтой.

Почему в горы? Может, потому, что мечту достичь не просто?

Найдите и прочитайте, как Тимоша бежит за бабочкой, как светится бабочка своими крыльями, как протягивает он руки к ней... Вот-вот достанет ее! Но горы все выше, и тропинка уходит в небо.

Что же увидел Тимоша, добежав до конца тропинки?

Почему он забыл о бабочке?

Какое у него появилось же­лание?

Как был наказан Тимоша, забыв о земле, забыв о своей первой мечте?

Можно ли сказать, что Тимоша тоже наказан за все новые и новые желания?

Желая схватить звезду, он пожелал невозможного и упал в пропасть. Это была неизбежность, судьба! Только оказавшись на дне пропасти, Тимоша вспомнил о матери. Он должен был пройти через все испытания, что­бы постичь силу материнской любви. Он стремился к звезде, но упал глубоко под землю. По­тому что есть предел человеческим желаниям на земле.

Тема материнства у А.П. Платонова - одна из основных тем в его творчестве (см. в «Хрестоматии» рассказ «Неиз­вестный цветок»).

Страх, одиночество, отчаяние испытывает герой, разлу­ченный с матерью. Но сила материнской любви помогает ему преодолеть горы, пропасти и встретиться с матерью.

Что же, наконец, понял Тимоша?

От какого чувства за­плакал?

К кому стремилось его сердце?

Что же для сына стало главным в его жизни?

Какое чувство дает ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери»?

Прочи­тайте, как трудно шел через годы, через горы сын к мате­ри.

Какие слова говорят о силе его любви к матери, о желании быть рядом с ней?

Какие слова вызывают у вас чув­ство сострадания и желание помочь Тимоше?

Вот мать Тимоши сидит у хижины и смотрит внебо. О чем думает она? О чем просит небо? («Пусть будут бабоч­ки, и горы, и звезды, и ты будешь со мной... Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»...).

Вот она, сила материнской любви - любви ко всему живому - пусть все будет! Именно любовь ко всему, что есть на земле, помогает человеку. Она помогает Тимоше вырваться из каменной пропасти, куда попал он, погнав­шись за призрачным счастьем.

В результате анализа рассказа учитель подводит учащихся к основному выводу о силе материнской любви: «В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцвет­ная бабочка, что увлекла Тимошу, или как звезда в высо­ком небе, но, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего за земле сильней и преданней, чем мате­ринская любовь. Только она дает силу каждому из нас».

IX . Итог урока.

X . Выставление оценок.

XI . Задание на дом.

А) Чтение и пересказ текста.

В) Устно составить сочинение о силе материнской любви (в жанре сказки или рассказа).

XII . Рефлексия.

Урок:

привлек меня тем...

показался интересным...

взволновал...

заставил задуматься...

навел меня на размышления…

фотография

телеграф

светофор

Ситникова Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 33"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка. Конспект урока.
Тема: Технологическая карта урока А. Платонов "Разноцветная бабочка"..
Дата публикации: 02.04.2017
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Литературное чтение.

Класс: 3 Б.

Учитель : Ситникова Ольга Викторовна.

Тема урока : Платонов А. «Разноцветная бабочка». (Урок № 2)

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для размышления над отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать навыки чтения.

Формировать правильное, осознанное чтение.

Активно формировать речевые умения учащихся.

Развивающие:

Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на

прочитанное.

Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.

Развивать навык работы с информацией.

Воспитательные:

Воспитывать уважение и любовь к матери

Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим

Воспитывать коммуникативные умения учащихся (работа в парах)

Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

Тип урока: обобщение материала

Оборудование: портрет А.П. Платонова, презентация, текст, картинки «Бабочки».

Используемые технологии:

технология проблемного обучения;

информационно-коммуникативные технологии;

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Формы работы:

индивидуальные;

групповые.

Ход урока.

Этапы урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент.

Создание

комфортной

атмосферы.

Психологический

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

«Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает».

Дени Дидро

Как вы понимаете это высказывание?

Чтобы урок наш прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока»

1. Быть активным!

2. Высказывать своё мнение!

5. Быть внимательным!

Тихонечко садимся.

Высказывают свои мнения,

формируют общее, единое

Отвечают

II. Мотивация

деятельности.

Чему мы учимся на уроках чтения?

Поэтому на первое место ставятся умение ровно и глубоко дышать – владеть своим

дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика.

Речевая разминка

Работа над выразительным чтением (про себя, вслух).

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони имя мамино.

Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

«Что ты спрятала в ладони?» -

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала, счастье я держала. (Агния Барто)

Дети отвечают (на уроках чтения

Дети читают стихотворение про

Дети читают стихотворение вслух

(нежно, тихо, громко, радостно)

III. Актуализация

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Дети отвечают, слушают,

дополняют, уточняют высказанные

Каков жанр этого произведения?

Вспомните значение слова легенда.

В какой раздел вошло произведение А.П. Платонова?

А почему это произведение включено в этот раздел?

Легенда

Легенда - фантастический рассказ,

поэтическое предание о каком-либо

событии или лице.

О совести и долге.

Потому что оно учит нас любить,

все живое, любить свою мать.

IV. Создание

проблемной

ситуации

О чём рассказывается в легенде? Назовите тему этого произведения.

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель? Какая основная мысль (идея) этого

произведения?

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?

А что для этого нужно сделать?

Высказывания детей.

с другом во время беседы

Проанализировать легенду

IV. Сообщение

темы урока.

Постановка

учебной задачи.

Сегодня мы с вами продолжим работу над легендой А. П. Платонова «Разноцветная

бабочка».

Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке?

Дома вы дочитали легенду до конца. Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении?

Назовите главных героев легенды?

Слушают, принимают единую точку

зрения в ходе выявления цели и

Проанализировать произведение

А.П. Платонова «Разноцветная

бабочка» и сформулировать идею.

Обменяться мнениями,

аргументируя своё

Мать, Тимоша, бабочка.

V. Решение

проблемной

задачи. Работа с

кластером

(характеристика

Чтобы решить поставленную задачу, я предлагаю дать характеристику героям и заполнить

1. Характеристика Тимоши.

Где жили Тимоша с мамой?

Что произошло с мальчиком?

Почему Тимоша убегал из дома?

Как это характеризует его?

Как он вел себя после прогулок?

О каких качествах это свидетельствует?

Что советовала ему мама? Прочитайте.

Заполняют кластер

Находят характеристику героя в

тексте, ищут информацию,

подтверждающую высказывания

На берегу Черного моря в

каменной хижине.

Убежал из дома и не вернулся.

Поиграть, разговаривать с

камнями, ловить бабочек.

Он был любознательный.

Горевал от того, что бабочка не

- Жалость, сострадание.

Не умрет и жить не будет, -

говорила мать.- Ей надо летать,

чтобы жить, а ты ее поймал и взял в

Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.

Это предупреждение для Тимоши, но ни он, ни его мать не поняли этого.

Что увидел Тимоша, возвращаясь однажды вечером домой?

Какой вывод сделал Тимоша?

Почему она добрая?

Какая черта характеризует Тимошу в этой ситуации?

С кем состоялась следующая встреча?

Что необычного было в ней? Прочитайте

Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая?

Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери?

Как это характеризует героя?

Что увидел Тимоша в конце тропинки?

Где оказался Тимоша?

Прочитайте описание пропасти, в которой оказался мальчик.

Отчего он заплакал?

О чём это говорит?

Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери?

Как это характеризует его?

руки, крылышки ей обтер, и она

стала больная... Ты не лови их!

Проложил неизвестный человек,

который ушел по ней на небо через

самую высокую гору,- ушел и

больше не вернулся; он был

бездетный, никого не любил на

свете, земля ему была не мила, и все

его забыли.

Упала капля росы на былинку.

Это добрая капля!

- Наблюдательный.

С бабочкой.

Она была велика, словно птичка, и

крылья ее были в цветах, каких

Тимоша не видел никогда. От

дрожания ее крыльев мальчику

казалось, что свет отходит от нее и

Не говорила, не смотрела на него.

Поймать только одну бабочку,

самую хорошую, последнюю.

- Упрямый, непослушный,

целеустремленный

Все небо, а близко от него сияла

большая добрая жмурящаяся звезда

На дне пропасти.

От разлуки с матерью.

О раскаянии, о любви к матери.

Царапал стену ногтями; бил и

крошил гору, пробивая себе путь.

Трудолюбивый.

Физминутка.

VI. Обобщение

изученного.

Какое чувство стало главным для Тимоши?

Что же для сына стало главным в его жизни?

Какое чувство даёт ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери?

Высказывания детей.

Взаимодействуют с учителем, друг

с другом во время беседы

Что вы взяли полезного для себя?

1.Составление синквейна.

А теперь я предлагаю вам поработать в группах и составить синквейн.

Что такое синквейн?

Синквейн на тему «ТИМОША»

2. Упорный, любознательный.

3.Убегает, ловит, долбит.

4. Увлечён своей мечтой.

5. Судьба.

Можем мы теперь ответить на вопрос, поставленный перед нами в начале урока?

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель?

О разлуке матери с сыном?

О призрачной мечте, которая уводит сына от матери?

О материнской вечной любви?

О прозрении сына, оценившего силу любви матери?

А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит

основа жизни, её смысл.

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу,

или как звезда в высоком небе, но, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет

ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она даёт силу

каждому из нас.

Работа в группах

Синквейн – это необычное

стихотворение, состоящее из 5

Читают получившийся результат

Обменяться мнениями,

аргументируя своё

Обобщают, систематизируют;

VII. Итог урока.

Что вы для себя поняли?

Чему научила вас эта сказка-быль?

На следующем уроке мы продолжим работу над легендой А.П. Платонова «Разноцветная

бабочка».

Отвечают на вопросы

Дополняют, уточняют, принимают

иную точку зрения

VШ. Домашнее

Подготовить краткий пересказ

Определяют степень трудности

Разделы: Начальная школа

На изучение произведения по календарному планированию отводится два часа. Уроки построены с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности, разработанной профессором Н.Н. Светловской.

На первом уроке проводилась работа с текстом до чтения. С помощью компьютерной презентации учащиеся познакомились с автором А.П. Платоновым, по ключевым словам и иллюстрации учебника высказали предположение о героях, теме и содержании текста. На этапе работы с текстом во время чтения ученики читали текст по частям с комментариями, отвечали на вопросы, направленные на понимание текста. В конце первого урока ученики сравнили содержание текста со своими предположениями. На дом учащимся было дано задание – подготовить чтение по ролям последней части текста и подумать над ответами на вопросы: как вы думаете, это сказка или рассказ? Что здесь реально, а что вымысел?

Цель:

  • создать условия для достижения понимания текста легенды “Разноцветная бабочка” на смысловом уровне;
  • развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства;
  • воспитывать нравственные качества – уважение и любовь к матери, доброту, отзывчивость, внимание к окружающим.

Ход урока

1. Организационный этап. Приветствие, организация внимания.

2. Работа с текстом во время чтения.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению новой темы.

а) Беседа о творчестве А. П. Платонова.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Назовите его автора.

Что вы можете рассказать об Андрее Платоновиче Платонове?

Ответы учащихся.

Понравилось ли вам произведение Платонова? Чем?

Что особенно запомнилось?

Обобщение.

б) Чтение заключительной части произведения по ролям.

Используется прием “Отличный ответ”:

Чтение заключительной части по ролям – с. 127-128. Оценивание ответов учащихся.

Как вы думаете, почему произведение закончилось так печально?

Обсуждение ответов.

3. Работа с произведением после чтения.

а) Определение жанра произведения.

Как вы считаете, что здесь реально, а что вымысел?

Как бы вы определили жанр этого произведения, что это: сказка, рассказ...

Работа с учебным словарем русского языка В. В. Репкина – нахождение значения слова.

(Легенда – предание о каком-то подвиге, герое).

Почему же это легенда?

Обратить внимание детей на то, что легенда характеризуется словом предание.

Работа со словарем.

Найдите значение слова “предание”.

(Предание – рассказ о былом, передаваемый из поколения в поколение).

А зачем же так долго нужно хранить в памяти эту легенду? Чему же она нас учит?

Обобщение ответов учащихся.

б) составление характеристик главных героев легенды.

Назовите главных героев легенды. (Мама Анисья, Тимоша)

Сейчас мы составим кластер о главных героях.

Группы выбирают героя, о котором будут составлять кластер. Используется стратегия “Магнит”.

Как магнит притягивает к себе металлические предметы, так и вы, как магнитом “притянете” все, что говорит нам рассказчик о своих главных героях, их действиях, чувствах, мыслях.

Работа выполняется на больших листах.

Обсуждение выполненной работы. Обобщение.

в) составление ассоциативной карты.

Есть ли в легенде еще герои?

Вернемся к названию легенды.

На доске цветной рисунок бабочки. Коллективная работа – составление ассоциативной карты.

Что может символизировать образ бабочки? На что он показывает?

От рисунка бабочки провести три стрелки, написать справа слово “судьба”.

Как вы понимаете значение слова “судьба”.

Работа со словарем – “судьба – стечение обстоятельств”.

Какое важное событие изменило жизнь Тимоши и его мамы? (встреча с бабочкой)

Как изменилась их жизнь?

На доске заполняется ассоциативная карта: под словом “судьба” - мама ждет, Тимоша разрушает горы, идет к маме.

От рисунка на левой стрелке подписывается слово “мечта”.

А что такое мечта?

Работа со словарем – “мечта – то, к чему человек стремится”.

К чему стремится мама? Тимоша?

На доске запись: под словом “мечта” - мама: встретить сына, Тимоша: поймать бабочку, дойти до мамы.

У нас осталась незаполненной третья стрелка. Подумайте, в каком предложении заключена идея всей легенды. Не торопитесь, обсудите. (“Жизнь ее любовью перешла к сыну”).

Под третьей стрелкой подпись – Материнская любовь.

Что такое материнская любовь?

Обсуждение.

Есть одна замечательная притча о материнской любви. У одной матери спросили, кого из детей она больше любит? На что она ответила: “Того, кто болен, пока не вылечится. Того, кто вышел, пока не вернется. Маленького, пока не вырос. И всех, пока я не умру...”.

Что значит мама для вас?

Обсуждение.

4. Выполнение творческой работы – на листах нарисовать бабочку, написать: мама - ...

5. Этап информации учащихся о ДЗ и инструктаж о его выполнении.

ДЗ – закончить творческую работу.

Литература:

  1. Репкин В. В. Учебный словарь русского языка. Учебное пособие для 2-5 классов (Программа развивающего обучения). – Изд-во “Пеленг”, г. Томск, 1993.
  2. Материалы сайта “Первое сентября”

Главные герои рассказа-легенды Андрея Платонова «Разноцветная бабочка» — старушка по имени Анисья и ее сын Тимоша. Еще когда Анисья была молодой, её сын Тимоша любил ловить бабочек на лугу неподалеку от дома. Порой в погоне за бабочкой мальчик терялся из виду. Однажды он не вернулся домой, и с тех пор Анисья ждала его возвращения.

Люди вокруг нее взрослели, потом старели, умирали, а она продолжала ждать сына, не обращая внимания на то, сколько прошло лет.

А ее сын Тимоша стал невольным пленником горного ущелья, из которого не было выхода. Однажды он погнался за разноцветной бабочкой и упал в это ущелье. Мальчик слышал, как его зовет мать, но выбраться из ловушки не мог.

Тогда он решил пробить себе дорогу домой прямо через каменную толщу. Он долбил гору крепкими камнями и на это у него ушли долгие годы. Когда Тимоша закончил свою работу и вышел из горы к матери, он стал слепым немощным стариком.

Мать, ждавшая сына много лет, узнала его и обняла. Обнимая сына, она захотела передать ему всю свою любовь. И случилось чудо – древний старик превратился в маленького мальчика Тимошу.

А счастливая Анисья, которая дождалась своего сына, после этого умерла.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа-легенды Платонова «Разноцветная бабочка» заключается в том, что материнская любовь способна творить чудеса. Анисья, дождавшаяся своего сына Тимошу, который стал глубоким стариком, своей любовью сумела вернуть его в детство, и Тимоша снова стал маленьким мальчиком. Сила матери безгранична.

Рассказ учит быть упорным и никогда не опускать руки даже в безвыходных ситуациях. Тимоша, попавший в горную ловушку, решил не сдаваться и стал пробивать выход на свободу прямо в каменной толще. Он знал, что его ждёт мать. Упорство Тимоши помогло ему вырваться из плена и встретиться с матерью.

Рассказ учит: гоняясь за разноцветными бабочками, не теряйте почву под ногами, следите за ситуацией!

В рассказе мне понравились главные герои, Анисья и ее сын Тимоша, которые долгие годы ждали встречи друг с другом, и эта встреча все-таки состоялась.

Какие пословицы подходят к рассказу-легенде Платонова «Разноцветная бабочка»?

Материнская молитва со дна моря достанет.
Кто долго ждёт, тот долго живёт.
Колотись, бейся, а все надейся.
Сердце матери лучше солнца греет.