Литературная гостиная по творчеству В.Тендрякова. Проза второй половины XX века: В.Ф. Тендряков Тендряков ухабы анализ произведения

Проза второй половины XX века: В.Ф. Тендряков

Ранние рассказы Владимира Тендрякова (1923-1984) стилизованы под очерки - строгое, сдер­жанное слово, скупая описательность, репортажная оголенность конфликта. Все коллизии пря­мо связаны с социальными обстоятельствами, складывающимися в повседневной жизни людей, прежде всего на производстве. Но социальные обстоятельства интересуют Тендрякова не сами по себе, а лишь как условия среды, в которой существует человек. Тендряков был одним из первых, кто обнаружил разлагающее воздействие на человеческую душу норм и порядков, укоренившихся в советской системе хозяйствования, в сфере трудовых отношений (которая считалась самой глав­ной ареной действия законов социализма).

Широкую известность получил рассказ Тендрякова «Ухабы» (1956). Здесь уже проявились характерные особенности творческой манеры писателя - он проводит некий психологический эксперимент, воссоздает острую драматическую ситуацию, требующую от человека делать выбор и принимать решение. В «Ухабах» изначальная ситуация такова: на размытой дождями дороге перевернулся грузовик с пассажирами, один из них тяжело ранен, из всех пассажиров директор МТС Княжев меньше других растерялся, организовал людей и сам тащил носилки с раненым, но когда от него же потребовали выделить трактор, чтоб доставить человека в больницу, Княжев непреклонен. Оказывается, есть две морали. Первая - частная, личная: «Я все сделал, что от меня зависело». Вторая - государственная, безличная: «Никак не могу распоряжаться государст­венным добром не по назначению». Княжев - не исключение, подобным образом рассуждают и председатель сельсовета, и участковый милиционер. Следовательно, речь идет о явлении - об отчуждении того, что считается благом государства, от блага отдельного человека.

И в целом ряде других своих произведений Тендряков продолжает исследование изменений, происходящих в душах людей, которые в своей повседневной жизни, на работе, имеют дело с обстоятельствами не теоретического, а «реального социализма». Если в рассказе «Падение Ивана Чупрова» (1953) автор рисует только в негативных тонах своего героя, рачительного и оборотисто­го председателя колхоза, который в условиях постоянного дефицита шел на всякие противозакон­ные сделки и сам все ниже и ниже опускался, то уже героиня повести «Поденка - век короткий» (1965) Настя Сыроегина, что подожгла свинарник, чтобы скрыть приписки, предстает прежде всего как жертва сложившейся системы имитации работы с ее надуманными инициативами, ду­тыми рекордами, фальшивыми успехами. Наконец, в романе «Кончина» (1968) Тендряков создает монументальный и зловещий образ целого колхозного социума - со своим жестоким и циничным хозяином, в которого превратился получивший в руки почти неограниченную власть ничтожный мужичонка Евлампий Лыков, с кучей опричников и прилипал, со своей системой подавления вся­ческой строптивости, с развалом и разором, который неминуемо следует за подавлением в людях человеческого достоинства. Тендряков показал, как этот противоестественный уклад формировал особый менталитет - смесь холуйства и наглости, рабской приниженности и почти религиозной веры в хозяина. Этот менталитет глубоко проникает в души людей и еще очень долго живет в них после смерти того, кто стал символом системы: «Евлампий Лыков умер, Евлампий Лыков жив. Жив в бабах, которые только что величали его "кормильцем", жив в Пашке Жорове, в бухгалтере Слегове теплится... Лыков стал привычкой, - предупрждает автор. - От своих привычек люди легко и быстро не отказываются - только с болью, только с боем».

Фактически Тендряков создал галерею художественных образов, в которых сосредоточены пси­хологические, духовные болезни и изломы, порожденные «советским образом жизни».

Есть определенная логика в том, что позже, на рубеже 1960-1970-х годов, Тендряков написал несколько рассказов, обращенных ко временам начала коллективизации. В центре каждого рас­сказа - абсурдная по своей сути коллизия: идет разор великолепного подворья, раскулачивание рачительного хозяина («Пара гнедых»); деревенская дурочка называет себя невестой Сталина, и оттого ее кликушеские вопли нагоняют дикий страх на обывателей («Параня»); в богатой, хле­бородной стране умирают с голоду тысячи людей, которых раскулачили и согнали с насиженных мест («Хлеб для собаки»), Тендряков пытается документально удостоверить социальный абсурд: во-первых, свидетельствами героя-повествователя, мальчика, на глазах которого все это происхо­дило, а во-вторых, своеобразными «документальными репликами» (как их называет сам автор), где надо - со статистическими данными, где надо - с цитатами из официальных источников, которые придают кажущемуся немыслимым абсурду не просто фактическую достоверность, а ве­сомость закономерного явления.

Таким образом, писатель убеждает в том, что вскрытые им в живой современности вопиющие противоречия между нормами человечности", даже простым здравым смыслом и правилами «по­бедившего социализма» не образовались вследствие извращения идеи в процессе ее реализации; они, эти противоречия, присутствовали с самых первых шагов продвижения по новому пути. Значит, они были заложены изначально в самой идее. Подобные выводы были совершенно неприемлемы для официальной идеологии, поэтому «Пара гнедых» и другие рассказы, написанные в 1969-1971 годах, смогли увидеть свет лишь спустя два десятилетия.

Пояснительная записка

Вашему вниманию представлен урок литературы «Тема нравственности в произведениях В.Ф. Тендрякова «Расплата» и «Ночь после выпуска».

Данный урок проведён на 2 курсе техникума СПО. (11 класс).

Педагоги могут использовать как полный сценарий урока, так и его часть, отдельные элементы, встраивая в собственный план урока.
Уроки по современной литературе активно содействуют формированию роста читательской культуры, формируют умение самостоятельно анализировать и оценивать различные стороны жизни, умение делать нравственные выводы, принимать разумные идеи и мнения.

Перед уроком ребята получили задания:

Подготовить презентацию по биографии и творчеству писателя;
-написать отзыв о прочитанном произведении.

Учитель на уроке:
-сообщает новый материал,

Направляет мысли учеников
-побуждает к деятельности.

Ученики на уроке:
-сообщают информацию в презентации по творчеству писателя;
-отвечают на вопросы;

Воспринимают и оценивают информацию в презентации

Дают устные высказывания;

Обсуждают мнения других;

Делают выводы
-составляют опорный конспект,

Работают творчески: сочиняют стихи, синквейн, пишут отзывы о прочитанном произведении, подбирают и формулируют пожелания друзьям;

Дарят на выбор пожелания

Формы организации учебной деятельности : групповая, фронтальная, индивидуальная

Методы : наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый.

Подготовила: Ситчихина Е.М, преподаватель русского языка и литературы.

План - конспект урока по теме: Тема нравственности в современной литературе. В.Тендряков «Расплата» и «Ночь после выпуска»

Тема урока: Тема нравственности в современной литературе. В.Тендряков

«Расплата» и «Ночь после выпуска»

Тип урока: комбинированный

Цели урока :

Образовательные цели:

1.Осмыслить идейное содержание произведений.

2.Продолжить формирование навыков вдумчивого чтения.

3.Продолжить развитие умения анализировать художественный текст,

выделять проблемы, аргументировать своё высказывание.

Развивающие цели:

1.Развивать речь, мышление, умение дискуссировать с обоснованием

своего мнения.

2.Совершенствовать умение анализировать, доказывать, формулировать

выводы.

Воспитательные цели:

1.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и умение их

оценивать честно и объективно.

2.Подтолкнуть ребят повнимательнее посмотреть вокруг себя, нет ли

рядом человека, который нуждается в их понимании, в их участии, в их

сочувствии.

Задачи урока:

1.Актуализация темы нравственности в творчестве писателя.
Проблемы поиска выбора жизни, кто виноват в трагедиях, в

жизненных ситуациях – главные темы в произведениях писателя

Материал к уроку :

Портрет В.Ф.Тендрякова, выставка его произведений и книг о нём,

презентация по творчеству писателя; рабочие листы для работы в

группе, цветные сердечки для пожеланий.

Этапы урока:

1.Орг момент.

2.Актуализация знаний (нравственный и социальный вызов урока-оформлены на листах и на слайде1)

3.Первичное усвоение нового материала

Знакомство с биографией и творчеством В.Тендрякова (просмотр презентации)

(работа по группам на рабочих листах, обсуждение прочитанного произведения, заполнение ответов, выводов на листе)

На уроке происходит объединение по группам: кто читал «Расплата»-1 группа», кто читал «Ночь после выпуска»- 2 группа

5.Первичное закрепление

Запись в тетрадь выводов по произведениям (по группам)

6.Применение знаний

Формулировка предложений-пожеланий из «мудрых мыслей»

7.Рефлексия.

Ход урока: 1.Орг.момент

2.Актуализация знаний: (слайд 2)

Нравственный вызов урока

Ответьте на 1 вопрос

Социальный вызов урока

Прочитайте «мудрые мысли… для всех»

Какая мысль заставила вас задуматься?

Почему рушатся семьи?

Как дети пытаются решить проблемы взрослых?

Всегда ли есть рядом тот, кто протянет руку помощи?

Какие отношения должны быть между взрослыми?

Как вы относитесь к тому, что вас считают взрослыми людьми?

Чем вы можете доказать свою взрослость?

Какие изменения вы замечаете в своем поведении,а также в отношении к окружающим вас людям?

Запомнилась ли вам та черта, перешагнув которую, вы почувствовали себя взрослыми?

Мудрые мысли:

А) До сих пор человечество не открыло ещё такой науки, которая помогла бы понять жене – мужа, соседу – соседа, коллективу – личность, наконец, стране – другую страну, нации – нацию. «Чужая душа – потёмки». Эту горькую истину из глубины веков принесло к нам время. И всё-таки литература освещает потёмки человеческой души, открывает сокровенное мне – Ваше – Вам – моё. В.Тендряков.

Б) Гораздо легче стать отцом, чем остаться им. В.Ключевский.

В) Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы. Н.Карамзин.

Г) Один отец значит больше, чем сто учителей. Дж.Герберт.

Д) Вина и заслуга детей в огромной степени ложится на головы и совесть их родителей. Ф.Дзержинский.

Е) «… Человек проверяется тем, как родился, как женился, как умер…»В.Шукшин

Слово учителя : Вам 16-18лет. Возраст, когда уходит беззаботное детство, а мечтания и грезы сменяются реальностями жизни. Возраст первой любви. Возраст, когда вы довольно часть задумываетесь о смысле, о предназначении, о своем месте в жизни, о нравственности. Ведь безнравственное поведение приводит к смятению души, к разрушению личности.

Мир, в котором живёт человек, разнообразен и переменчив. Мир добра и зла, мир жестокости и милосердия. И в этом огромном мире человек – маленькая песчинка. Маленькая песчинка, но великая тайна. А проникнуть в эту тайну нам помогает литература, Извечные проблемы долга, нравственности, совести всегда волновали и волнуют русских писателей разных времен. Эти же проблемы являются главными и в творчестве русского писателя, нашего современника В.Ф. Тендрякова.

Пусть этот урок станет поводом для глубоких размышлений о жизни, о нашем обществе, своем месте в нем, о будущем.

Что же нам известно о В.Ф.Тендрякове?

3.Первичное усвоение материала (знакомство с биографией и творчеством писателя)

Просмотр презентации (слайд 3-16)

Какие произведения писателя вам знакомы?

Отвечают….

(каждый обучающийся читал 1 произведение на выбор: «Расплата» или «Ночь после выпуска»

4.Осознание и осмысление учебной информации

(работа по группам на рабочих листах, обсуждение прочитанного произведения, выслушивание мнений, заполнение ответов, выводов на листе)

На уроке происходит объединение по группам: кто читал «Расплата»-1 группа»,

кто читал «Ночь после выпуска»- 2 группа

Рабочий лист

1. Кто виноват в семейной трагедии Корякиных?

_______________________________

2.Каким был отец?

_______________________________

_______________________________

_______________________________

3. Могла ли мать предотвратить эту трагедию?

__________________________________

__________________________________

1.Что явилось причиной конфликта между выпускниками в ночь после выпуска________________________

_______________________________

_______________________________

2. Согласны ли вы с ребятами, что надо говорить друг другу все «без жалости и стеснения»?

_______________________________

3.К какому прозрению приходят ребята, когда узнают, что Яшка топор собирается убить Генку?

_______________________________

_______________________________

4.Какие проблемы ставит писатель в этой книге?

__________________________________

4.Какую проблему поднимает писатель в этой части книги, рассказывая о конфликте друзей? (терпимость по отношению друг к другу).

______________________________

5.Какие уроки вы извлекли из прочитанного произведения?

_________________________________

5.Какие уроки можно извлечь из этой книги?

_______________________________

Почему повесть называется «Расплата»? Кому? За что?

- Нравственное воспитание человека, чьё это дело?

- Можно ли было предотвратить эту трагедию?

Нет несчастья на земле, кроме стихийного, которое нельзя было бы отвратить большим ли, малым ли усилием человека.

И расплата, по Тендрякову, за трагедию маленького отцеубийцы ожидает всех, кто этого усилия не сделал, хотя мог и обязан был сделать его.

Вывод: Жизнь всегда будет ставить перед вами свои задачи. Решать их с позиций уважения к людям- значит нравственно расти, взрослеть.

5.Первичное закрепление.

Вы обсудили прочитанные произведения, сделали выводы.

Согласны ли вы с выводами на слайдах? (проблемы)

(Слайд 17-18)

Запишите в тетрадь (по группам)

6.Применение знаний

Сформулируйте по 1 предложению-пожеланию из «мудрых мыслей» (вернемся к этапу урока -актуализация знаний)

Зачитайте ваши предложения (зачитывают)

Научись понимать другого

Будь хорошим отцом всю жизнь

Отец может воспитать хороших детей

будь только честным и никак по-другому;

зла никому не делай;

сильного не бойся, слабому помогай;

сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то исправить его…

не смей мириться с плохим, будь хорошим без никаких уступочек;

не решай проблемы родителей

уважай мнение взрослых

Подарите одному обучающемуся из группы свои пожелания (на уроке)

(подходят друг к другу и дарят пожелания)

7.Рефлексия:

Напишите 10 слов нравственности с этого урока

Добро сострадание

Вежливость жалость

Уважение понимание

Справедливость сочувствие

Любовь терпимость и другие

-Синквейн

Вопросы писателю

Что для вас было главным в жизни, когда вы стали писателем?

Были ли в вашей жизни люди, которые приносили близким страдания?

Владимир Фёдорович Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Вологодской области в семье мелкого сельского служащего.

После окончания средней школы ушел на фронт. Служил радистом стрелкового полка. Был тяжело ранен под Харьковом. Затем, после демобилизации, учительствовал, принимал активное участие в общественной жизни и был выдвинут на пост секретаря райкома комсомола. Трудная колхозная жизнь послевоенного времени была ему известна досконально, так же, как и работа низовых и средних партийных организаций, колхозных председателей и рядовых тружеников, что впоследствии сыграло решающую роль при создании художественных произведений.

Осенью 1946 Тендряков поступил на художественный факультет ВГИКа (Институт кинематографии), но вскоре перешел в Литературный институт им. М. Горького (занимался в семинаре К.Г. Паустовского), окончил его в 1951 .

Писать и печататься начал еще до института; в 1948 был опубликован рассказ в альманахе «Молодая гвардия», а в журнале «Огонек», корреспондентом которого он стал, печатал сельские очерки. Работал Тендряков и для журнала «Смена». Правда, эти первые очерки совершенно не выделялись из общей массы очерковой, корреспондентской продукции тех лет. Тендряков старательно фиксировал факты, которые удобно «ложились» в предложенную редакцией тему, по-видимому, искренне не замечая тех явлений, которые в заданную тему не «ложились».

Первые произведения Тендряков вполне соответствовали «теории бесконфликтности» тех лет: «Однажды вечером» (Огонек. 1952 . № 1), «Школьный инспектор» (Огонек. 1952 . № 5), «На рыбацком сейнере» (Огонек. 1952 . № 34), «В одной семье» (Смена. 1952 . № 21) и многие другие. Характерно, что даже очерки о колхозной жизни, изображение которой станет вскоре основной темой его творчества, так же поверхностны и неинтересны, как и очерки о каспийских рыбаках, в них штампованный, приглаженный язык. Редко, но появлялись в эти годы у Тендряков и достаточно сильные вещи, например рассказ «Дела моего взвода» (Молодая гвардия. 1947 . № 1).

Перемены в общественной и литературной жизни после 1953 плодотворно сказались в творчестве многих писателей-«деревенщиков», выразились они и у Тендрякова. От фиксации фактов и явлений он переходит к их вдумчивому и бескомпромиссному анализу. В полной мере у него вскоре обнаружился талант писателя-исследователя, причем главным критерием для него при анализе изображаемых событий были этические нормы, и среди них прежде всего - человеческая совесть; видеть все при «свете совести» и только при этом свете. В первой же повести, обратившей на себя внимание широкого читателя и критики, - «Падение Ивана Чупрова» (1953 ) происходит детальный, неторопливый, но внутренне остродраматичный анализ нравственного перерождения человека, корыстно пользующегося своим положением. Как писатель-исследователь, Тендряков выбрал манеру бесстрастного повествования, полагая, что анализ поступков приведет читателя к верным выводам. Этой манере, лишь внешне бесстрастной, но тем более сильно действующей на восприятие читателя, он остался верен и в др. своих произведениях.

Тема совести и внутреннего суда человека над самим собой разработана и в близко примыкающих к «Падению Ивана Чупрова» очерке «Бородавка» (Литературная газета. 1954. 6 февр.), повести «Не ко двору» (Новый мир. 1954 . № 6; фильм «Чужая родня», 1956 ). Роман «Тугой узел» (1956 ), выросший из повести «Саша отправляется в путь», словно в фокусе сконцентрировал подлинное богатство жизненных наблюдений писателя, его опыт и его исследовательский взгляд на действительность. В нем нарисован тип карьериста, бюрократа новой складки; с добросовестностью естествоиспытателя писатель анатомирует всю нравственную подоплеку жизни секретаря райкома Мансурова, перестающего различать добро и зло. Естественно, что обостренный интерес Тендрякова к проблемам нравственности вызвал у него желание обратиться к исследованию религиозного сознания. Этой проблеме посвящены повести «Чудотворная» (1958 , одноименный фильм - 1960 ) и «Апостольская командировка» (1969 ), но они оказались схематичными и поверхностными.

Одновременно с ними Тендряков создает роман «За бегущим днем» (1959 ). В нем несравненно больше жизненности, но критика справедливо отмечала, что стремление писателя к сиюминутной злободневности приводит к «очеркизации» романной прозы и к непроясненности слишком бегло очерченных характеров.

Тендряков - писатель острых коллизий; его герои, как правило, находятся в экстремальных ситуациях, испытывающих на прочность их нравственный потенциал. Можно сказать, что личность в художественной атмосфере произведений Тендрякова помещена в условия достаточно жесткого эксперимента. Писатель порою воссоздавал крайние точки человеческого бытия, в частности смерть. Так построены повести «Ухабы» (1956 ), «Суд» (1960 ), «Тройка, семерка, туз» (1961 ), «Находка» (1965 ), отчасти роман «Свидание с Нефертити» (1964 ) и повесть с характерным названием «Кончина» (1968 ). Почти во всех произведениях разыгрывается - так или иначе, но неизменно с трагическим исходом - драма совести, главная пружина которой - предательство.

От произведения к произведению Тендряков ищет ответ на вопрос: в чем же выход для человека; чтобы не разрушилась его личность, чтобы восторжествовали совесть и правда? В повести «Находка» писатель выбирает сострадание, которое только и помогает героям обрести смысл жизни, сострадание к ближнему, особенно к беззащитному существу. Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русаков по прозвищу Карга находит в тайге новорожденного ребенка, и этот теплый комочек жизни переворачивает его душу. «В человеке, - утверждает писатель в повести «Ночь после выпуска» (1974 ), - живут, скрытые порою за весьма благополучной внешностью, самые различные возможности - и добрые и злые. Важно вовремя обнаружить в себе высокую нравственную потенцию и не поддаться злу». Эта мысль является главной и в повести «Весенние перевертыши» (1973 ). Учительство, проповедничество - характерная черта дарования Тендрякова. В своих экспериментальных поисках выхода из крайне трудных психологических ситуаций он неизменно подталкивал человека к добру. Путь к истине, неотрывный от любви к человеку, может лежать и через постижение красоты. Именно на эту тему написаны его роман «Свидание с Нефертити» и трактат «Плоть искусства» (1973 ). В повести «Три мешка сорной пшеницы» появляется образ великого утописта Т. Кампанеллы. Герой произведения Женька Тулупов не расстается с его книгой «Город Солнца». Но в финале он вынужден под влиянием действительности и собственных прозрений расстаться с утопическими мечтаниями, а заодно и со слепой верой в авторитеты. Впоследствии эта мысль снова появилась у Тендряков в романе «Покушение на миражи» (1989 ) и в особенности в поздних его рассказах, в мемуарном эссе «На блаженном острове коммунизма» (1987 ).

Владимир Федорович Тендряков (1923-1984) писал о после-военной деревне, о школе и подростках, о религии как элементе ду-ховности, об искусстве. Произведения, напечатанные при жизни писателя, поднимали проблемы нравственного становления лично-сти в обществе. Повести «Ночь после выпуска» (1974) и «Весенние перевертыши» (1973) объединяет общая мысль: «В человеке живут, скрытые порою за весьма благополучной внешностью, самые раз-личные возможности — и добрые и злые. Важно вовремя обнару-жить в себе высокую нравственную потенцию и не поддаться злу». Рассказы писателя отличаются публицистической страстностью. После смерти писателя был напечатан целый ряд его произведе-ний, в которых раскрывалась горькая правда о прошлом страны. Тендряков не стремился в своих книгах к назидательности, он пи-сал: «Искусство жить не укладывается ни в какие трафареты. Не-возможно дать готовых рецептов. Я сам их ищу…». О поисках смыс-ла жизни свидетельствует его последнее произведение «Покушение на миражи», опубликованное в 1987 году. Над романом Тендряков работал в течение последних двух десятилетий. Книга является итоговой в творчестве писателя, в ней нашли отражение нравст-венные искания самого писателя. «Покушение на миражи» — соци-ально-философский роман, соединивший в себе прошлое и настоя-щее, древние сказания и актуальные вопросы современности. Повествование в романе ведется от первого лица — главного героя, Георгия Петровича Гребина, физика-теоретика, решившегося на необычный эксперимент: переложить на язык ЭВМ различные ис-торические эпохи. Тендряков в своем произведении осмысливает драматический опыт человеческих исканий, человеческих «маяков» от Христа до Томмазо Кампанеллы. Материал с сайта

В 1988 году вышли в свет рассказы «Пара гнедых», «Параня», «Хлеб для собаки», «Донна Анна». Рассказ «Хлеб для собаки» рас-крывает страшные картины голода 1933 года (дата указана в тек-сте). Тема голода долгие годы была под запретом в советской лите-ратуре, ведь в эти годы по разным данным за восемь месяцев умерло от 8 до 10 миллионов человек. События в рассказе показаны глазами мальчика Володи. Ребенок видит бесчеловечное отноше-ние к ссыльным, страшный голод, лишающий людей человеческого достоинства. Мальчик не может есть спокойно, вспоминая голод-ных людей на привокзальной площади. Он начинает тайком выно-сить им еду. Обезумевшие от голода люди по утрам стали собирать-ся у дома Володи Тенкова и просить еду. Мальчик не в состоянии накормить их всех. Он находит выход: каждый день кормит чужую собаку, понимая, что не облезшего от голода пса кормил он куском хлеба, «а свою совесть». Рассказ «Хлеб для собаки» повествует о тя-желом периоде в истории страны. Когда особенно важно, чтобы ка-ждый человек отвечал за свои поступки, был внимательным ко всему, что его окружает, прислушивался к голосу своей совести

Писатель до конца жизни оставался верным теме нравственных исканий человека, поиска истины и подлинной духовности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

русский советский писатель, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне

Краткая биография

Влади́мир Фёдорович Тендряко́в (5 декабря 1923, д. Макаровская, Вологодская губерния - 3 августа 1984, Москва) - русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне. Член Союза писателей СССР.

Родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская (ныне Шелотское сельское поселение Верховажского района Вологодской области) в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. В декабре 1941 года был призван в РККА и направлен в школу младших командиров, по окончании которой получил званиe младшего сержанта-радиста. В июле 1942 года отправлен на фронт. Первое ранение получил под Сталинградом. В августе 1943 года под Харьковом был ранен вторично, на этот раз тяжело и после лечения в госпитале демобилизован в январе 1944 года. Обосновался в Кировской области, работал школьным учителем (преподавал военное дело), затем был секретарём Подосиновского райкома комсомола.

В 1945 году переехал в Москву. Осенью 1945 года поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже через год перешёл в Литературный институт имени А. М. Горького , который окончил в 1951 году. Учился в семинаре К. Г. Паустовского.

Член ВКП(б) с 1948 года.

В студенческие годы начинает писать рассказы, некоторые из которых были опубликованы в период с 1948 по 1953 год в журнале «Огонёк». С 1955 года стал профессиональным писателем, полностью отдавшись литературному труду.

Начиная с 1960-х годов, практически все произведения Тендрякова сталкиваются с советской цензурой. Многие из них были опубликованы только в годы Перестройки, уже после смерти писателя.

С 1964 года являлся членом редакционной коллегии журнала «Наука и религия».

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

Член правления СП СССР (избран в 1967, переизбирался в 1971, 1976 и 1981 годах).

Награды

  • орден Трудового Красного Знамени (28.10.1967)
  • орден «Знак Почёта» (04.12.1973)
  • медали

Отзывы современников

Юрий Нагибин так отозвался на смерть Владимира Тендрякова.

Известие о внезапной смерти здоровяка Тендрякова меня ошеломило. Значит, это может произойти в любой момент, без предупреждения, без крошечной отсрочки на прощание, слёзы, на какие-то итоговые признания. Тендряков прожил чистую литературную жизнь, хотя человек был тяжёлый, невоспитанный и ограниченный, с колоссальным самомнением и убеждённостью в своём мессианстве. Строгий моралист, он считал себя вправе судить всех без разбору. При этом он умудрился не запятнать себя ни одной сомнительной акцией, хотя бы подписанием какого-нибудь серьёзного письма протеста. Очень осмотрительный правдолюбец, весьма осторожный бунтарь. Но было в нём и хорошее, даже трогательное. Тем не менее, он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы.

А. А. Беляев, работавший заведующим сектором художественной литературы ЦК КПСС, пишет, что Тендряков неоднократно совершал поступки, требовавшие гражданского мужества. В частности, выступил (в 1970 году) с письмом в защиту А. Т. Твардовского, протестовавшего против изменения состава редакции журнала «Новый мир»; в том же году вместе с Твардовским и другими вызволял диссидента и учёного-биолога Ж. А. Медведева из психиатрической лечебницы и так далее.

Главный редактор журнала «Наука и религия» О. Т. Брушлинская отмечает, что публикацию журналом повести Тендрякова «Апостольская командировка», где главным героем выступает «учёный, не отвергающий религию», а общий смысл произведения заключался «в том, что нельзя никому навязывать ни веру, ни неверие», критиковал И. А. Крывелёв в своей статье в газете «Известия».

Сочинения

  • Падение Ивана Чупрова (1953) - повесть
  • Среди лесов (1953) - повесть
  • Ненастье (1954) - повесть
  • Не ко двору (1954) - повесть
  • Тугой узел (1956) - роман
  • Ухабы (1956) - повесть
  • Чудотворная (1958) - повесть
  • За бегущим днём (1959) - роман
  • Суд (1960) - повесть
  • Тройка, семёрка, туз (1961) - повесть
  • Чрезвычайное (1961) - повесть
  • Короткое замыкание (1962) - повесть
  • Белый флаг (1962, совместно с К. Икрамовым) - пьеса
  • Путешествие длиной в век (1964) - фантастическая повесть
  • Свидание с Нефертити (1964) - роман
  • Находка (1965) - повесть
  • Подёнка - век короткий (1965)
  • Кончина (1968)
  • Апостольская командировка (1969) - повесть
  • Донна Анна (1969, опубликован в 1988) - рассказ
  • Хлеб для собаки (1969) - повесть
  • Охота (1971, опубликован в 1988) - рассказ
  • Шестьдесят свечей (1972) - повесть
  • Весенние перевёртыши (1973)
  • Совет да любовь (1973) - пьеса
  • Три мешка сорной пшеницы (1973)
  • Ночь после выпуска (1974) - повесть
  • На блаженном острове коммунизма (1974, опубликовано в 1988)
  • Люди или нелюди (1975-1976, опубликовано в журнале «Дружба народов», 1989, № 2)
  • Затмение (1977) - повесть
  • Расплата (1979) - повесть
  • Покушение на миражи (1979-1982, опубликован в 1987) - роман
  • Чистые воды Китежа (впервые опубликована в 1986) - повесть

Экранизации и сценарии

  • «Чужая родня» (Ленфильм, 1955) по повести «Не ко двору», сценарий В. Тендрякова.
  • «Тугой узел» (Мосфильм, 1957) по одноимённому роману, сценарий В. Тендрякова. Фильм не был выпущен на экраны и переснят под названием «Саша вступает в жизнь». Восстановлен и вышел в прокат в 1988 году.
  • «Чудотворная» (Мосфильм, 1960) по одноимённой повести, сценарий В. Тендрякова.
  • «49 дней» (Мосфильм, 1962) сценарий Ю. Бондарева и В. Тендрякова.
  • «Суд» (Мосфильм, 1962) по одноимённой повести, сценарий В. Тендрякова.
  • «Весенние перевёртыши» (Ленфильм, 1974), сценарий В. Тендрякова, удостоен премии за лучший сценарий на VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишинёве (1975).
  • «Житейское дело» (Ленфильм, 1976) «Где ты, Любовь Дуняшова?» (Третья новелла)
  • «Чёрный коридор» (Мосфильм, 1988) по повести «60 свечей».
  • «Кончина» (Ленфильм, 1989) трёхсерийный телефильм по мотивам одноимённой повести В. Тендрякова.
  • «Находка» (2015) - по одноименной повести, режиссёр и сценарист В. Демент. В главной роли А. Гуськов.

Инсценировки

  • «Без креста» (1963) - инсценировка Московского театра «Современник» по повести «Чудотворная».
  • «Три мешка сорной пшеницы» (1975) - постановка Ленинградского Большого драматического театра.
  • «Ночь после выпуска» (1982) - радиоспектакль по мотивам одноимённой повести в постановке Владимира Шведова.
  • «Ночь после выпуска» (2015) - постановка Народного театра «Глагол» СПбПУ по одноимённой повести.

Библиография

  • Тендряков В. Ф. Избранные произведения. Т. 1-2, М., Гослитиздат, 1963.
  • Тендряков В. Ф. Собрание сочинений в четырёх томах. М., Художественная литература, 1978-1980.
  • Тендряков В. Ф. Собрание сочинений в пяти томах. М., Художественная литература, 1987-1989.
  • Клюсов Б. На передней линии: Очерк творчества Владимира Тендрякова. Минск, 1963
  • Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М., 2000.
Категории: