Музей марины абрамович. Она позволила делать с собой все: страшный перформанс Марины Абрамович. Абрамович и любовь

Если Вы уже всё знаете про Марину Абрамович (Marina Abramovic, в фамилии ударение на вторую «а») — можете дальше не читать, потому что ничего нового здесь не найдёте. Или прочитайте, если хотите освежить память.

Сейчас у югославской художницы первая ретроспектива в MoMA (Museum of Modern Art) в Нью-Йорке , продлится она до конца мая. Это не только первая персональная ретроспектива Абрамович, но и первая в своём роде попытка сделать в музее ретроспективу перформанса — явления эфемерного, сиюминутного, не поддающегося точной воспроизводимости в дальнейшем. Помимо показа документации — фото и видео — в течение трех месяцев в Музее воспроизводятся некоторые перформансы Абрамович специально ею же обученными молодыми людьми и девушками. Сама Абрамович тоже в стороне не осталась — впервые перформанс растягивается в пространстве музея на три месяца (длительность выставки, а не вернисаж, как это обычно бывает) и проходит по рабочим часам.

«Перформанс — это диалог, энергетический обмен. Зритель как собака — чувствует, замечает все ваши состояния. Если вдруг художник не уверен в себе или находится не в нужном состоянии духа — зритель просто перестает концентрировать внимание и уходит.» Марина Абрамович

Перформанс — пожалуй, самое настоящее и искреннее из искусств, потому что происходит здесь и сейчас и являет собой личность художника в настоящем времени. Это одно из отличий театра и перформанса — нахождение зрителя и художника в текущем времени, а не иллюзорном. В художественном перформансе чаще всего нет никакого продуманного сценария, а ключевым становится сам опыт художника и его переживания во время исполнения. Возникает это явление в 1960-х годах, как радикальное искусство, во многом в форме реакции на общественные трансформации и потрясения. В перформансе человек использует прежде всего тело в качестве инструмента, средства, медиума. От перформанса «в вечное» остаются только документации — фотографии, позже — видео.

Марина Абрамович — перформансист со стажем, и известна скорее в этом качестве. Её часто называют «бабушкой перформанса», хотя начинала свою карьеру в 1970-е, когда его уже «изобрели». Сейчас ей уже 64 года, и в последнее время она делает работы с другими средствами, но всё равно не уходя далеко от человеческого тела.

Ей принадлежит особая манера, которая собрала немало последователей. Абрамович во всём своём творчестве исследует человеческое тело, его возможности, его пределы, взаимосвзяь с окружающим миром, а также связь тела и разума. В 1970-х её перформансы наиболее радикальны, она работает с болью, пытается нащупать границы возможностей человека. С 1980-х переходит на несколько другой контекст — не то, что тело способно совершить, а то, в каком состоянии сознания это совершается, и как человек связан с природой. На протяжении всей работы она постоянно обращается к восточным практикам, а также фокусируется на контрасте между восточным и западным миром. Ниже я просто расскажу вкратце о ключевых работах Марины Абрамович в жанре чистого перформанса в хронологическом порядке.

Ритм 10 (Rythm 10, 1973)
Перед собой художница разложила 20 разных ножей и поочередно каждым начинала ритмично пытаться попасть острием между пальцами собственной ладони, упертой в пол. После каждого попадания по руке она меняла нож, а ритм, отбиваемый ножами, записывала на аудио-кассету. После того, как художника перебирала 20 ножей — ставила кассету с записью и пыталась добиться точности и ритмичности попадания без промахов.

Отрывок с воспроизведением перформанса «Rythm 10» для фильма о Марине Абрамович «Балканское барокко»

Ритм 2 (Rythm 2, 1974)
Здесь Абрамович исследовала взаимосвязь тела и сознания. Перформанс состоял из двух частей. В первой она принимала таблетку, вызывающую конвульсии: ее тело переставало быть подконтрольным сознанию, как бы отделялось от неё, жило своей жизнью, а сознание было в обычном состоянии и могло наблюдать за происходящим. Во второй части она принимала таблетку, которая воздействует на сознание — фактически притупляет его до потери: здесь подконтрольным вновь стало тело, а сознание наоборот исчезло.

Ритм 0 (Rythm 0, 1974)
В пространстве галереи Абрамович разложила на столе 72 предмета, в том числе розу, помаду, бритвы, пистолет с одной пулей. Художница просто стояла на месте как кукла, а зрителям предлагалось сделать с ней всё, что угодно, с использованием этих предметов. Художник здесь становился неодушевленным обычным предметом, подконтрольным человеку. Перформанс длился 6 часов, сначала люди вели себя сдержанно и аккуратно, однако всё действо было прервано хозяином галереи, когда один из посетителей навёл на художницу дуло пистолета. К тому моменту одежда на ней была изорвана, было много порезов. Это стало одним из самых радикальных перформансов Абрамович, где она исследовала уже не собственные возможности (когда она в любой момент может прекратить действие в зависимости от своего предела), а пределы публики, человеческого существа как существа социального, чью реакцию она не могла предсказать или предотвратить.

Rythm 0, 1974

Art Must be beautiful, Artist Must be Beautiful (1975)
В этом перформансе Марина обращается к набившему оскомину представлению о том, что искусство должно быть прекрасным, красивым (в нашей стране эта проблема по-прежнему остаётся актуальной). Она в течение долгого времени усердно расчесывала волосы двумя расческами, проговаривая иногда с остервенением слова «Art must be beautiful, artist must be beautiful».

Lips of Thomas (1975)
Здесь художница вырезает пятиконечную звезду бритвой на животе как карандашом на бумаге, обращаясь к знакам, данным от рождения, которые мы не можем с себя стереть, даже если они стоят только лишь в паспорте (Абрамович родилась в коммунистической Югославии). Отрывочную видео-документацию можно посмотреть .

Освобождение памяти (Freeing the memory, 1975)
Это один из перформансов из серии, посвященной достижению нового состояния тела и сознания. Здесь Абрамович проговаривает разные слова, которые хаотично вспоминаются — сначала на сербском, потом на английском, потом на немецком — как бы освобождая свою память. В перформансах «Освобождение голоса» (Freeing of voice) и «Освобождение тела» (Freeing of body) она кричит до тех пор, пока не теряет голос, от него освобождаясь, и двигается, пока её окончательно не покинут силы. Частичную видео-документацию можно посмотреть .

Отношения во времени (Relation in Time, 1977)
Это один из многочисленных совместных перформансов с немецким художником Юлаем (Ulay), отношения с которым продлились 12 лет. Эти перформансы часто изучали отношения мужчины и женщины или в целом пары людей, очень красиво и метафорично раскрывая суть. Здесь Юлай и Марина сидели спиной друг к другу со сплетенными волосами 17 часов, как бы став одним целым, когда выдержка одного ставит в зависимость другого.

Relation in Time, 1977

Вдох-выдох (Breathing in/Breathing out, 1977)
Марина и Юлай буквально дышали одним дыханием, перекрыв доступ кислорода через нос, передавая дыхание через рот — это продолжалось около 20 минут, пока из-за нехватки кислорода один из них не потерял сознание. Опять ставя на выдержку, художники через буквальное исследуют возможность поддержания жизни друг друга без иных вмешательств, взаимодействия, поглощения, взаимоуничтожения.

Breathing in/Breathing out, 1977

Расширение в пространстве (Expanding in space, 1977)
Здесь Марина и Юлай продолжают исследовать взаимоотношения двух людей, становящихся единым целым. В помещении находятся две опорные колонны, которые нельзя сдвинуть, а между ними — две перемещаемые. Художники стоят спиной друг к другу, лицом к колоннам, и постепенно синхронно начинают пытаться собственным телом с разбега раздвинуть колонны, расширить пространство своего существования. И со временем у них получается.

Balance Proof (1977)
В этом перформансе художники держат между собой своими телами огромное зеркало. Они не видят друг друга и не могут знать, стоит ли второй правда за этим зеркалом до сих пор, или уже нет, и оно держится за счет одиночных усилий оставшегося. Частичную видео-документацию можно посмотреть .

Imponderabilia (1977)
Марина и Улай стоят обнаженные на входе в галерею, смотря друг на друга, посетитель вынужден проходить между ними. Невольно понимая, что пройти придется, он выбирает, лицом к кому проходить, и чаще старается не смотреть в глаза. После входа в галерею зритель видит, что его снимали на камеру, и надпись примерно следующего содержания: «"Imponderable. Such imponderable human factors as one"s aesthetic sensitivity / the overriding importance of imponderables in determining human conduct.» (Непредсказуемость. Такие непредсказуемые человеческие черты, как чья-либо эстетическая чувствительность / значительная важность непредсказуемости в определении человеческих поступков).

The Lovers: The Great Wall Walk (1988)
Конец отношений и сотрудничества Юлая и Марины стал таким же непростым, как и созданные перформансы. Опять обращаясь к физической выносливости и опыту просветления через физические механизмы, они шли с разных концов Великой китайской стены навстречу друг другу, чтобы в конце попрощаться.

Балканское барокко (Balkan Baroque, 1997)
Абрамович сидела на горе окровавленных костей и пыталась их отмыть. Этот перформанс был посвящен жертвам войны в Югославии — тому, что «смыть» это событие из жизни так же мало реально, как и отмыть такую груду костей. Позже на Веницианской биеннале современного искусства она получила за эту работу золотого льва.

Balkan Baroque, 1997

«Хорошее произведение искусства должно заставить вас обернуться, когда вы на него не смотрите, так же, как вы чувствуете, что кто-то на вас смотрит. Вы не уверены, но вы оборачиваетесь — и там вправду кто-то есть.» Марина Абрамович

Её текущий перформанс в Нью-Йорке (The Artist is present ), казалось бы, очень прост и непритязателен — художница просто сидит за столом, а любой желающий может сесть напротив и смотреть на Марину сколько душе его угодно. Но всё здесь не так-то просто: таким образом она даёт зрителю возможность практически попасть на место перформера. Но даже не в этом суть — основную суть можно прочувствовать, хотя бы пять минут посмотрев любое её интервью, на эту красивую сильную женщину с колоссальной энергетикой, или на худой конец взглянув на снимки людей , смотрящих на Марину. Здесь вступает в ход энергетика художника, его честность перед собой и зрителем, прямое взаимодействие (опосредованное разве что телом) — самое честное средство работы.

К современному искусству следует подходить осторожно, принимать его небольшими дозами. Полностью довериться современному искусству очень легко, оно поглощает тебя, оно непонятно, оно позволяет видеть в нем то, что хочешь видеть. И это ловушка.

Нам тяжело принять современную музыку, современную живопись, современный театр. Как же тогда мы должны принять такое явление современной культуры как ПЕРФОМАНС ?

Сотни лет было принято считать искусством только то, что красиво, что принимает форму скульптуры, симфонии, песни, картины, рассказа. XX век эти убеждения достаточно хорошо «встряхнул». Появились невиданные до этого концептуализм, акционизм, перфоманс, видеоарт.

Если вы захотите подробнее узнать о перфомансе, коснетесь какой-нибудь специализированной литературы, то непременно увидите это имя

Имя Марины Абрамович золотой нитью связано с таким явлением современной культуры как ПЕРФОМАНС .

Марина Абрамович родилась в Белграде в 1946 году. О своей родине и своем доме Марина говорит следующее:

«Знаете, я ненавижу быть сербкой. Я родом из бывшей Югославии, я уехала в Амстердам, когда Тито был жив, - уехала потому, что была влюблена, а не из политических соображений. Страны, которую я тогда покинула, больше не существует. Не существует того, что заставляло бы меня быть сербкой или быть хорваткой. Я ненавижу все это, я никогда не получала сербский паспорт. Я выбрала паспорт Черногории, потому что оттуда родом была моя мать, а какой-нибудь паспорт человеку все-таки нужен. Но каждый раз, когда меня спрашивают, откуда я родом, я отвечаю (особенно американцам): «Этой страны больше не существует, потому что вы ее разбомбили, уж простите». Кроме того, я не верю, что принадлежу какому-то одному месту: я человек без национальности, современный кочевник в чистом виде. Я прожила в Голландии 6 лет, но никогда не была голландской художницей (хотя у меня есть голландский паспорт), я даже не говорю на голландском. Я работала в Германии, но не чувствую себя связанной с Германией - как и с Францией или Японией. Сейчас я уже 14 лет живу в Америке, но у меня нет даже грин-кард или паспорта - только рабочая виза. Я живу в гостиницах, для меня вся планета - это мастерская.»


В 1970-е годы проходят ее первые выступления, так в 1974 состоялся перфоманс «Ритм 0» . Публике было предложено несколько десятков различных предметов, главным из которых было и само тело Марины. Публика была вольна делать все что захочет с предметами и телом Абрамович. Перфоманс был остановлен, когда один из участников перфоманса приставил к Марине заряженный пистолет. Перфоманс вошел в историю. Марина трепетно вспоминает о нем, иногда упоминая в интервью:

"Опишите момент самого сильного эмоционального потрясения за всю вашу карьеру художника. Из-за чего оно случилось и повлияло ли как-то на то, что вы тогда делали?

М. Абрамович: Определенно, это был момент, когда я вернулась в два часа ночи в отель после перформанса «Rhythm 0» и, посмотрев в зеркало, обнаружила седую прядь волос."


На 70-е пришлись и другие, яркие перфомансы Абрамович. О шокирующем «Ритме 0» мы уже сказали. Стоит отметить, что была организована целая серия «ритмов»:

«Ритм 2» (1974). Перфоманс связан с популярными в то время экспериментами над «таблетками». Абрамович сперва приняла препарат, которым вызвала конвульсии, а затем препарат, который притупил сознание. Публике была видна разница между неподконтрольным телом и неподконтрольным сознанием человека.

«Ритм 5» (1975). Марина легла в центр большой горящей 5-конечной звезды. Перфоманс закончился не самым удачным образом: Абрамович потеряла сознание, ее тело пришлось буквально доставать их огня. Однако, именно после этого перфоманса Марина задумалась о границах в перфомансе, решив, что после потери сознания перфоманс закончен, так как контролировать художник его уже не может.


Марина Абрамович во время перфоманса "Ритм 5"

Перфоманс "Освобождение памяти"

В 1975 году состоялся перфоманс «Губы Томаса» . Абрамович вырезала у себя на теле пятиконечную звезду, порола себя, и в конце концов легла на глыбу льда. В 2005 году Марина повторила перфоманс, добавив несколько новых элементов (обувь в которой шла по Великой китайской стене, палка, которой пользовалась и пр.).

Марина Абрамович во время перфоманса "Губы Томаса" в музе Гуггенхайма (1975 г.)

Дальше былое еще интереснее. Марина начала сотрудничать с немецким художником Улаем , который по совместительству стал еще и её мужем. Совместные перфомансы семейной пары легли в историю. Для некоторых именно этот период творчества Абрамович стал самым запоминающимся, самым ярким и интересным. К этому периоду относятся следующие работы с Улаем: «Отношения в пространстве» («Relation in Space»), «Отношения во времени» («Relation in Time»), «ААА-ААА», «Энергия покоя» («Rest Energy»). Удивительно, но самым ярким моментом в этой «love story» было расставание...

«Поход по Великой стене» (1988)

Возлюбленные после долгих бюрократических проволочек получили разрешение на поход по Великой китайской стене. Марина начала свой путь от Южного Моря, а Улай из пустыни Гоби. Каждый прошел по 2500 километров. Это был последний проект художников. Марина и Улай были вместе 12 лет.

Встреча Марины и Улая на Великой китайской стене во время перфоманса в 1988 г.

90-е годы приносят Марине Абрамович известность по всему миру. Ее перфоманс «Балканское барокко» был удостоен премии Венецианского биеннале. Абрамович предстала в окружении окровавленных костей, которые она пыталась отмыть. «Балканское барокко» привлекло к себе большое внимание, во многом благодаря его смыслу, который был понятен и для широкой публики. Художник сравнивала свои действия с действиями политиков, которые развязали войну на Балканах (война в Югославии).

Марина Абрамович во время перфоманса "Балканское барокко" (1997)

00-е были отмечены несколькими громкими перфомансами, среди них:

«Обнаженная со скелетом» (2002, 2005. 2010). На данный перфоманс Абрамович была вдохновлена культурой Тибета, духовными практиками тибетских монахов, которыми она долгое время увлекалась.

«Дом с видом на океан» (2002). Еще один перфоманс за основу которого взята практика тибетских монахов. 12 дней Марина постоянно находилась перед зрителями, не употребляя ничего кроме воды. Сейчас, когда вспоминают данный перфоманс, то обязательно упоминают эпизод из популярного сериала «Секс в большом городе», где был воспроизведен данный перфоманс.

Марина Абрамович во время перфоманса "Дом с видом на океан"

В 2005 году Абрамович провела целую серию перфомансов «Семь легких пьес» в музее Гуггенхайма. За 7 дней Марина воспроизвела несколько своих перфомансов из 70-х и исполнила несколько перфомансов других художников-перфомансистов («Как объяснить живопись мертвому зайцу» Йозефа Бойса, «Давление тела» Брюса Наумана, «Постель для семени» Вито Аккончи, «Генитальная паника» Вали Экспорт и др.).

Марина Абрамович во время реперфоманса "Губы Томаса" в 2005 году

Эпизод из популярного телесериала "Секс в большом городе", где показан перфоманс "Дом с видом на океан" (Марина не принимает участия)

Огромную популярность получил перфоманс и ретроспективная выставка Марины Абрамович в MoMA (NY) «В присутствии художника» . Абрамович в течение 3-х месяцев с открытия и до закрытия музея сидела в центре зала на стуле, любой желающий мог сесть напротив художника. 1500 человек посмотрели в глаза Марины Абрамович за время выставки. На основе перфоманса был снят документальный фильм про Марину Абрамович «Марина Абрамович: в присутствии художника» .

Марина Абрамович во время перфоманса "В присутствии художника" в MoMA (2010)

"В присутствии художника" (2010)

Афиша фильма "Марина Абрамович: в присутствии художника"

10-е ознаменовались еще большей популярностью Марины Абрамович. Ее лицо появляется на обложках самых знаменитых журналов, ее приглашают сотрудничать различные модные бренды (Абрамович стала лицом «GIVENCHY»), она все чаще появляется на светских мероприятиях, кумир подростков Леди Гага называет Марину любимым художником, и посвящает ей песни на своих концертах. На этот пункт стоит обратить внимание, так как Марина Абрамович образца 10-х - это прежде всего очень красивая женщина.

Марина на обложках известных глянцевых журналов

Марина Абрамович и Леди Гага

Леди Гага о Марине Абрамович до их личного знакомства


Марина Абрамович для "GIVENCHY" Ким Кэтролл и Марина Абрамович для журнала "V"


Здание "Института Марины Абрамович"

«"‘Институт Марины Абрамович’" - не мой персональный проект. Он создается для всех. Я пожертвовала собственное здание, которое приобрела на мой день рождения за 950 тысяч, некоммерческои организации, и теперь оно мне не принадлежит. Я заплатила полмиллиона за мастер-план Рема Колхаса из своих денег, а также оплатила аренду офиса на пять месяцев. Все это принадлежит не мне, а всем. Если эта идея нужна обществу, оно должно присоединиться ко мне и создать это со мной. Кроме того, у меня была нелегкая жизнь, и лишь последние десять лет я зарабатываю деньги. Большая часть из них превратилась в этот институт.»


Абрамович несколько раз была в России. Свой первый приезд Марина вспоминает так:

«Это был провал! Это было семь-восемь лет назад. До этого я никогда не была в России, что по-своему забавно, потому что я из Югославии, и долгое время двумя странами, куда я могла бы поехать, оставались Куба и СССР - и я не была ни в одной из них. А тут меня пригласили в числе группы других американских художников выступить в Третьяковской галерее. Причём всё это время мне пели о том, как любят моё творчество в России и как здесь сгорают от нетерпения в ожидании встречи. И вот я приезжаю, останавливаюсь в этом же отеле, «Национале». На улице - вечер и идёт снег. Я иду на Красную площадь и чувствую себя Анной Карениной. На следующее утро я прибываю в галерею. Зал, в котором мне предстоит выступить, явно не ремонтировали очень давно, проектор - просто древний, а экран - весь в маленьких отверстиях, прожжённый сигаретами. Мой выход назначен на шесть вечера, я прихожу за час. Без пятнадцати шесть появляется уборщица. Без пяти шесть – никого. Шесть пятнадцать - никого. В шесть двадцать пять появляются семь старушек, они дружно садятся на первый ряд, и я уверена, что они ошиблись дверью.

В общей сложности набралось человек двенадцать - на весь большой зал. За пять минут до конца моей лекции появляется директор Биеннале, он устраивается прямо напротив меня, а когда всё заканчивается, встаёт и начинает бешено аплодировать и выкрикивать «Браво!» - после чего объявляет, что теперь всех собравшихся ожидают в ресторане «Пушкин». И вот там было множество людей. Все они поздравляли меня с приездом в Москву и признавались в любви к моим работам, хотя ни один из них не пришёл на мою лекцию. Я сказала себе, что никогда не вернусь сюда.»

Марина о своем известном однофамильце:

Монгайт: У меня последний, очень странный вопрос. Просто все в России люди, не знающие, кто вы, спрашивают – а она родственница Романа Абрамовича? Вы с Романом Абрамовичем познакомились в Москве?

Абрамович: Это очень забавно: я никогда в жизни не встречалась с Романом Абрамовичем, но в прессе меня много раз называли то его сестрой, то бывшей женой или еще как-то. Должна признать, что мне было бы интересно встретиться с ним. Однажды в Испании, Мадриде, мне не могли найти комнату в отеле, а я была очень уставшая и сделала маленький трюк. Когда меня спросили, связана ли я как-то с Абрамовичем, я выразительно ответила: «Да, конечно». И комнату нашли через 5 минут. С нетерпением жду встречи с ним, чтобы рассказать эту историю. К современному искусству следует подходить осторожно, принимать его небольшими дозами. Полностью довериться современному искусству очень легко, оно поглощает тебя, оно непонятно, оно позволяет видеть в нем то, что хочешь видеть. И это ловушка. Нам тяжело принять современную музыку, ...

"/>

Наверстывая упущенное время отсутствия в сети я выкладываю этот материал с некоторым опозданием, но все же.
Нас пригласили на пресс конференцию по случаю открытия выставки Марины Абрамович и вот что нам показали, но для начала официальный релиз организаторов выставки.


ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ «ГАРАЖ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
РЕТРОСПЕКТИВУ МАРИНЫ АБРАМОВИЧ
(8 октября – 4 декабря 2011)

В Центре современной культуры «Гараж» с 8 октября по 4 декабря 2011 года пройдет крупнейшая ретроспектива Марины Абрамович – одного из самых знаменитых художников современности, выдающегося мастера перформанса. На выставке, куратором которой выступает Клаус Бизенбах, будет представлено около 50 работ, созданных на протяжении четырех десятилетий, в том числе ранние эксперименты Абрамович: аудиофрагменты, видеоработы, инсталляции, фотографии, сольные и групповые перформансы.

Получив международное признание как художник-новатор в области перформанса, Абрамович уже более 30 лет исследует границы этого искусства, создавая работы, которые физически и психологически являются серьезным испытанием и для самого художника, и для зрителя. С самого начала карьеры в Белграде в 1970-е главным объектом перформансов Абрамович было ее собственное тело. Желая изучить его границы и возможности, она переносила боль, изнеможение и опасности в поисках эмоционального и духовного преображения.

Зрителям предстоит живо ощутить атмосферу творчества художника: на выставке будут в хронологическом порядке представлены четыре знаковые работы Абрамович, исполненных вживую российскими перформансистами. Их выступление будет сопровождаться видео- и фотоматериалами, аудиозаписями и объектами, использованными в изначальных перформансах.

Со 2 по 6 октября 2011 года Марина Абрамович будет проводить специальный тренинг для участников перформансов. Центр «Гараж» приглашает зрителей понаблюдать за этим процессом, так как художник будет работать с российскими перформансистами по уникальной программе, призванной обучить их специальным навыкам и выносливости, которая понадобится им в ходе предстоящей выставки.

Всего на выставке будет представлено четыре живых реперформанса Марины Абрамович. Термин «реперформанс» был введен самим художником, он обозначает повтор любого другого перформанаса, исполненного раньше. Выставку откроет знаменитая работа Абрамович и ее бывшего спутника жизни Улая (настоящее имя Уве Лейсипен, р. 1943) – Imponderabilia (1977 / 2010). Это название можно перевести как «непредсказуемый и не поддающийся определению фактор». Прямо в проходе, ведущем на выставку, будут стоять друг напротив друга два обнаженных человека, мужчина и женщина – таким образом каждый из зрителей, желающих попасть на экспозицию, будет поставлен в ситуацию вынужденного этического выбора – проходить или не проходить, а если да, то к кому из перформансистов повернуться лицом.

В течение 12 лет Абрамович с Улаем изучали собственные взаимоотношения, проходя через ряд сложный медиативных испытаний. Одним из них был перформанс 1980 года «Точка контакта», где они стояли лицом к лицу с согнутыми руками, едва касаясь друг друга указательными пальцами. Благодаря долгой медитации и взгляду глаза в глаза партнеры, по словам самой Абрамович, ощущают особую ауру и силовое поле друг друга, в момент почти неосязаемого прикосновения переживая чувство духовного очищения. Основанный на тибетских буддийских практиках перформанс «Обнаженная со скелетом» (2002–2005 / 2010), во время которого Марина «оживляет» лежащий на ней скелет, своим дыханием заставляя его двигаться, посвящен преодолению страха смерти. «Свечение» (1997 / 2010) представляет собой как бы парящую на высоте двух метров обнаженную женскую фигуру. Именно обнаженное женское тело в форме звезды воплощает, по мнению художника, такие категории как «страдание, одиночество и духовные поиски». Специально отобранные Мариной Абрамович в России реперформансисты будут исполнять эти произведения в течение всей работы выставки.

Выставка делится на три логических блока. Первый посвящен раннему периоду творчества художника в Белграде (1969–1975). Самым знаменитым перформансом этого периода является «Ритм 0» (1974), где Абрамович разместила на столе 72 предмета, которые зрители могли использовать любым выбранным ими способом. Среди предметов были ножницы, нож, плеть, пистолет и пуля. В течение шести часов Абрамович позволяла зрителям использовать ее тело и выполнять с ним любые действия этими предметами. К концу перформанса вся ее одежда была искромсана, а тело порезано и разрисовано. Ее короновали импровизированным терновым венцом, а к голове приставляли пистолет. В рамках выставки будут представлены аналоги этих предметов, а также диапроекция документальных кадров первоначального перформанса.

Во втором разделе выставки экспонируются совместные работы Абрамович и Улая. В их число входят перформанс «Энергия покоя» (1980), в котором Улай держит лук со стрелой, направленной прямо в сердце Абрамович, и серия из 22 перформансов «Ночной переход» (1981–1987), в которых Абрамович и Улай неподвижно сидят на противоположных концах прямоугольного стола в полной тишине.

Третья часть выставки посвящена персональным работам Абрамович, приходящимся на период 1995–2005 годов. В этих работах Марина пытается постичь чувство одиночества, изучает собственные балканские корни - культурные, идеологические и духовные - и историю своей семьи, анализирует чувство позора и боли от жестокости, которая обрушилась на ее родную страну в 1990-х. Инсталляция «Балканское барокко» (1997), за которую она получила «Золотого льва» как лучший художник на Венецианской биеннале 1997 года, представляет собой трехканальную проекцию, демонстрирующую в натуральную величину изображения ее матери, отца и ее самой, две с половиной тонны коровьих костей и медный сосуд, наполненный темной водой. В ходе первоначального перформанса Абрамович сидела по шесть часов четыре дня подряд, отмывая кости от крови и пробуждая чувство боли и страдания, связанное с войной.

Заключительная часть экспозиции включает последние работы Абрамович, созданные в Нью-Йорке, где она живет с 2001 года. В ходе демонстрации перформанса «Дом с видом на океан» (2002) она в течение двенадцати дней жила у всех на виду в моделях комнат, представленных зрителям в поперечном разрезе и установленных в нью-йоркской Sean Kelly Gallery.

На выставке в Центре «Гараж» Абрамович впервые представит новый перформанс-инсталляцию, «Измерение магии взгляда», являющийся результатом тесного сотрудничества художника с российскими и американскими учеными. Посетители смогут принять участие в эксперименте, в котором измеряется активность мозга при визуальном контакте - процесс, способствующий эмоциональному, а не физическому взаимодействию. Зрителям представится возможность наблюдать это действие и увидеть, какие зоны мозга физически стимулированы в моменты мысленного взаимодействия участников. Произведение отсылает к недавнему перформансу Абрамович «В присутствии художника», исполненному в Музее современного искусства, Нью Йорк, когда, на протяжении нескольких месяцев посетители, сидя напротив, смотрели в глаза Марине.
Изначальная идея выставки принадлежит Музею современного искусства Нью-Йорка.

О художнике

Марина Абрамович родилась в Югославии в 1946 году. В конце 1960-х она начала эксперименты со звуком и пространством, создавая программы для воображаемых перформансов. В 1970-х она стала использовать собственное тело как объект и носитель своих работ, начав с серии длительных перформансов, содержавших протест против политического климата социалистической Югославии. В 29 лет Абрамович, не предупредив никого, уехала из Белграда в Амстердам, где встретила художника Улая, с которым они работали вместе следующие 12 лет. Свое сотрудничество они завершили в 1988 году перформансом: они шли навстречу друг другу с противоположных концов Великой китайской стены, чтобы встретиться на середине и разойтись.

В 1990-х, в период конфликтов на Балканах, Абрамович выступала с сольными работами, переосмысляя собственный культурный опыт и культурно-исторические традиции своей страны. Переехав в 2001 году в Нью-Йорк, она изучала возможности повторных перформансов как способа показа и сохранения этого вида искусства, воспроизводила свои ранние работы и перформансы других художников. Эти идеи отражены в перформансе «В присутствии художника». Ее работы демонстрировались во многих странах мира, а в 2011 году она приняла участие в опере «Жизнь и смерть Марины Абрамович», поставленной по мотивам ее собственной жизни Робертом Уилсоном с участием Уиллема Дефо в рамках Манчестерского международного фестиваля.

О кураторе

Клаус Бизенбах - директор центра MoMA PS1 и старший куратор специальных проектов Музея современного искусства Нью-Йорка (MoMA). В 2004 году Бизенбах был назначен куратором отдела фильмов и медиа MoMA и стал старшим куратором-советником в нью-йоркском MoMA PS1. С 2006 года он является старшим куратором нового отдела медиаискусства MoMA, который к 2009 году вырос в отдел искусства медиа и перформанса. В качестве старшего куратора отдела Бизенбах реализовал ряд новаторских проектов, в том числе запустил цикл новых выставок, посвященных искусству перформанса, серию регулярных семинаров для художников и кураторов, а также пополнил коллекцию музея новыми важными произведениями медиаискусства.

В числе последних международных выставок, организованных Бизенбахом, - «Когда-либо еще» Райана Трекартена, «История обмана» Франсиса Алюса, выставка Лорел Накадате (2011); «В присутствии художника» Марины Абрамович (2010); «Перформанс 1» Тэчина Чэя (2009); «Вылей свое тело» Пипилотти Рист (площадью 7354 кубометров) (2008); выставка «Лунатики» Дуга Айткена, созданная в 2007 году при содействии Creative Time; выставка «Образцы террора: Фракция Красной Армии», проведенная в Берлине и Граце (2005); Шанхайская биеннале (2002); Венецианская биеннале (1995); выставочное пространство Hybrid Workspace на Documenta X в Касселе (1997) и 37 Rooms в Берлине (1992). В 2010 году Бизенбах организовал выставку «100 лет перформанса» в Центре современной культуры «Гараж».
В 1991 году Бизенбах основал Институт современного искусства Kunst-Werke в Берлине, а в 1996-м - Берлинскую биеннале, и до сих пор является директором-учредителем обеих институций.

Центр современной культуры «Гараж»
Центр современной культуры «Гараж» - крупнейшая некоммерческая культурная организация, открывшаяся в Москве в 2008 году и посвященная поддержке и развитию современного искусства и культуры в целом. Приоритетами Центра являются ознакомление московской публики с современным и передовым искусством и культурой и их развитием в России, а также поддержка нового поколения русских художников.
Эта миссия осуществляется в рамках выставочной программы, которая охватывает как сотрудничества с важными художественными коллекциями, так и проекты, посвященные творчеству конкретных художников или групповые выставки. Также в «Гараже» постоянно проходят специальные события - дискуссии, мастер-классы, кинопоказы, перформансы и креативные занятия с детьми.

«Гараж» расположен в здании, построенном Константином Мельниковым, которое по праву признано шедевром конструктивизма. Пространство «Гаража» включает несколько галерей, открытое экспозиционное пространство, внутренний двор, кафе, детскую комнату, кинозал и медиатеку. Дизайн помещения был разработан признанным архитектором Джейми Фобертом.

А вот теперь картинки.

На днях на сайте Kickstarter закончилась кампания Марины Абрамович по сбору $600 000 на ее институт перформанса, с итоговым результатом в $661 452. В рамках кампании были выпущены несколько видео, в одном из которых снялась Леди Гага, обнажившаяся в лесу во время демонстрации одного из «методов Абрамович». Хотя в последние недели Абрамович можно было наблюдать на одной сцене с рэпером Джеем-Зи во время перформанса Picasso Baby в Pace Gallery или обнаружить ее фамилию в ремиксе Фрэнка Оушена на песню Versace исполнителя Мигоса, - о самопровозглашенной «бабушке перформанса» еще можно многое рассказать. На протяжении всей своей карьеры она всецело посвящала себя своему делу, зачастую рискуя жизнью ради искусства. И она продолжает это делать в рамках своего нового института.

01. Когда ей было 14, она играла в «русскую рулетку» с пистолетом своей матери.

Это отражено в пьесе Роберта Уилсона , где ее нелегкие отношения с матерью были показаны во всех деталях. По иронии судьбы, на премьерном показе пьесы в 2011 году Абрамович сыграла свою мать. Еще раз эту постановку можно будет посмотреть в Park Avenue Armory в Нью-Йорке в декабре 2013 года.

02. В юности она пыталась сломать себе нос, чтобы заставить родителей заплатить за пластическую операцию.

Об этом также было рассказано в пьесе «Жизнь и смерть Марины Абрамович», подтверждая как страстность Марины, так и ее сложные отношения с родителями. Этот эпизод предзнаменовал ее побег из родного Белграда в возрасте 29 лет. В интервью Daily Beast в 2012 году она рассказала: «Когда мне было 14, я думала, что выгляжу ужасно. Я носила типичные словацкие ботинки с металлической подошвой (поэтому меня всегда было слышно), уродливую юбку, как у принцессы, и блузку, застегнутую на все пуговицы. У меня было детское лицо, покрытое прыщами, огромный нос и мальчишеская стрижка. А моей заветной мечтой в те годы было иметь нос как у Брижит Бардо».

03. До того как Абрамович узнала об искусстве перформанса, она занималась живописью и писала «большие сталкивающиеся социалистические грузовики» и «маленькие невинные социалистические игрушечные грузовички».

Однажды она спросила у одного офицера, можно ли ей полетать на истребителе, чтобы «раскрасить небо дымом». Ей отказали, сославшись на то, что у нее нервный срыв. Но впечатление от сверхзвуковых самолетов, оставляющих в небе неуловимый инверсионный след, оказалось необычайно сильным и вдохновило Абрамович стать перформансистом: «С того дня я перестала рисовать. Вместо этого я стала больше обращать внимание на то, что находится вокруг меня, и использовать это в своей работе. Мне потребовалось время, чтобы осознать, что я сама могу быть своим искусством».

04. В 19 лет, в первый год своего обучения в художественной школе, она придумала перформанс Come Wash with Me для белградской Galerija Doma Omladine : зрителям предлагалось раздеться на входе, чтобы художница смогла постирать их одежду.

Это работа была предложена галерее в 1965 году, но Абрамович ждала ответа четыре года и в результате получила отказ. На ретроспективе Абрамович «В присутствии художника» в MoMA был представлен рисунок к этой заявке, оказавшийся старейшим экспонатом на выставке.

05. После того, как в 29 лет Абрамович сбежала из Белграда, она зарабатывала на жизнь вязанием свитеров.

В годы, когда зарабатывать искусством перформанса еще не было возможности, Марина трудилась на нескольких работах, чтобы себя содержать.

06. Она прожила целый год с аборигенами на задворках Австралии.

Помимо тибетской культуры, на Марину Абрамович сильное впечатление произвела культура австралийских аборигенов: в 1980-х она жила вместе с ними в центральной Австралии. «Эти две культуры научили меня контролировать мое физическое/ментальное тело», — говорит она.

07. В то же самое время она вырастила детеныша кенгуру.

В одном из недавних видео Абрамович рассказала, что ближе всего к роли матери она подошла, выращивая детеныша кенгуру. Его мать была убита аборигенами, в племени которых она жила. В многочисленных интервью, в том числе в недавнем опроснике на портале Reddit, Абрамович заявляла, что никогда не собиралась выходить замуж или иметь детей.

08. Она считает, что художник не должен влюбляться в других художников.

В своем «Манифесте жизни художника» Абрамович пишет, что «художник должен избегать любовных отношений с другим художником». Отвечая 31 июля 2013 года на опросник портала Reddit, она объясняет: «Я делала это три раза в своей жизни, и каждый раз все заканчивалось моим разбитым сердцем. Я сужу по собственному опыту. Это очень конкурентная ситуация, которую трудно описать в двух словах. И это предмет для долгого разговора. Лучше взглянуть на художников, живших вместе (и в прошлом, и сейчас), и понять, насколько трагично происходило все у них».

09. В 1997 году она сделала перформанс «Балканское барокко», во время которого чистила щеткой 1500 коровьих костей по шесть часов в день.

Работа была сделана для Венецианской биеннале. Во время перформанса она также пела и рассказывала истории о Белграде, своем родном городе. В интервью газете The Guardian она рассказывала: «Когда люди спрашивают меня, откуда я родом, я никогда не говорю, что из Сербии. Я всегда отвечаю, что я из страны, которой больше нет».

10. Для одной из работ она бритвой вырезала на своем животе пятиконечную звезду.

В 1975 году Марина Абрамович исполнила перформанс «Губы Томаса»: сначала она вырезала бритвой на животе пятиконечную коммунистическую звезду, потом выпорола себя, а затем легла на 30 минут на кусок льда в виде креста, стоявший под обогревателем. Однажды бабушка Марины обнаружила ее во время подготовки этого перформанса без сознания и с обожженными волосами.

11. Во время другой работы она мастурбировала, находясь под деревянным настилом в Музее Гуггенхайма, по которому в этот момент ходили посетители.

В 2005 году Абрамович повторила в Музее Соломона Р. Гуггенхайма перформанс Вито Аккончи Seedbed (1972) Позже Абрамович рассказывала, что за время перформанса она испытала девять мощных оргазмов. В проект в качестве оды перформансам прошлого также были включены повторы работ Брюса Наумана, Джины Пане, Вали Экспорт, Йозефа Бойса.

12. Одна из ее работ послужила основой для серии «Секса в большом городе».

В 12-м эпизоде шестого сезона сериала «Секс в большом городе» Кэрри Брэдшоу знакомится с Александром Петровским. Это происходит на выставке-перформансе, во время которого художница живет в галерее без еды и воды. Этот эпизод был инспирирован аналогичным проектом Абрамович в Sean Kelly Gallery, называвшимся «Дом с видом на океан».

13. Марина Абрамович продала один из своих трех лофтов в Сохо креативному директору Givenchy Рикардо Тиши за $3 060 000 долларов.

В опроснике на Reddit она рассказала, что Рикардо Тиши и она «очень хорошие друзья. Он часть мой артистической семьи. Он оригинальный творец, и я его уважаю. Кроме того, мне с ним весело, что немаловажно». Они настолько близки, что она продала ему одни из трех своих апартаментов в Сохо, на Кинг-стрит, между Вэрик и Шестой авеню.

Марина Абрамович — известная югославская перформер. Ее работы всегда вызывали горячие споры и оказывались в центре скандалов. В 1997 году художница получила «Золотого льва» на Венецианской биеннале за инсталляцию, в ходе которой она перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах Югославской войны.

Абрамович долгое время оставалась, так называемой, альтернативной художницей, чей радикализм не вписывался даже в понимание современного искусства. Одной из ее последних работ посвящен документальный фильм «Марина Абрамович: в присутствии художника». Съемки сделаны во время подготовки и проведения выставки художницы в Нью-Йоркском Музее современного искусства.

И в этот раз Абрамович не обошлась без уникальной провокации…

Когда имеешь дело с документальным кино, грань между киноискусством и его «реальной основой» становится почти невидимой. Без действительных событий не было бы фильма, и наоборот. Никогда не знаешь — с чего начать обсуждение современного документального кино? Исключением, разве что, может стать фильм американского режиссера Мэтью Эйкерса «Марина Абрамович: в присутствии художника». Здесь точно чувствуешь — что, прежде чем говорить о тонкостях экранного текста, непременно нужно «замолвить словечко» о его герое.

После долгих лет, проведенных в постоянном протесте «застывшему» искусству классической формы, Марина Абрамович по праву называет себя бабушкой перфоманса. Все, что она делает, нацелено на то, чтобы взбудоражить зрителя и спровоцировать его на собственные размышления. Позволить публике делать с собой что угодно, разложив перед ней 70 разных предметов — от розы до пистолета. Пройти навстречу любимому человеку половину всей Китайской стены — и потом расстаться с ним.

Арт-безумства Абрамович всегда взывали зрителя не замыкаться в узких социально-политических рамках коммунизма или капитализма, а смотреть внутрь себя. Человек, в его обнаженной (в прямом смысле) индивидуальности — вот, кто в центре всех интересов югославской перформара. Поэтому, вполне ожидаемым и логическим акцентом деятельности Абрамович стала ее последняя работа, ставшая сюжетом для документального фильма Эйкерса.

В 2010 году в Нью-Йоркском Музее современного искусства Марина Абрамович при поддержке нескольких десятков добровольных студентов провела ретроспективу своих инсталляций. Пока «волонтеры искусства», которым доверила Абрамович репродукцию своих легендарных работ, заполняли собой пространства музея, провокационная художница осуществила уникальный перфоманс, который продлился более 736 часов. Каждый желающий мог сесть напротив Марины и по полчаса просто смотреть ей в глаза. Помните детскую игру — кто кого пересмотрит? В случае Абрамович такая забава заставляла большинство людей расплакаться. Почему? — это и есть главный вопрос фильма.

«Леди Гага выпустила свой новый развратный клип!, — возмущается ведущая новостей на одном из американских каналов, — Но что более возмутительно: в Музее современного искусства проходит выставка Марины Абра… Абрамович. Так вот, для того, чтобы войти внутрь, нужно пройти через двух голых людей! И это в Музее современного искусства?! Что же есть сегодня искусством?!». Лучше не придумаешь! В этом, по-моему, и прелесть документального кино — это слепок нашего общества, без выдумок и излишних режиссерских домыслов.

Вот, наше общество, в своем неоспоримом большинстве, задается вопросом: где эта граница, определяющая, что искусство, а что… извращение? И тысячи людей, пришедших на выставку Марины Абрамович, пришли за ответом на свое вопрошание. Пришли посмотреть в глаза одному из тех художников, которые приложили титанические усилия, чтоб оставить классические формы искусства — прошлому. Что же получили они в ответ? В ответ они получили себя. В глазах югославской художницы они увидели те свои темные уголки души, которые боялись познать. Они встретились не с харизмой Абрамович, они встретились с собой. С теми собой, о которых не боится говорить Марина в своих работах. С той болью души, которую не прячет перформер за грудой художественных символов и приемов. Без лишних фокусов и действий — только взгляд. Откровенный разговор по душам — только без слов.

Вот оно — настоящее искусство: раздражающее и демонстрирующее нас самих. Вот они — мы: в глубоком, отзеркаливающем взгляде художницы, чья деятельность и раздражает. Абсолютное обнажение индивидуальности, уникальности, для встречи с которой нужно иметь смелость. Марина Абрамович на три месяца стала полотном для проекции души каждого зрителя. Вернее, своеборзным проводником, который через шок приводил к высвобождению внутреннего, глубинного мира, к тем нашим основам основ, к фундаментальным качествам, которые мы изо дня в день привыкли подавлять под слоем культурных и социально-политических ограничений. Как бы высокопарно это ни звучало, Марина Абрамович была проводником к катарсису.

И все это — не простые надуманные выводы киномана, привыкшего искать смыслы там, где на них просто смешно надеяться. Все, происходившее в Нью-Йоркском Музее Современного Искусства, все, что стало документальным фильмом — тщательно продуманная акция, ответственность за которую Марина Абрамович понимала и несла с самой задумки, с самого начала. И это ясно не только из того, что художница сознательно подвергла свое тело тяжелым физическим испытаниям (каждый день с открытия и до закрытия музея Марина сидела на стуле неподвижно), но из того, что перед зрителями она появлялась в платьях библейских цветов. Синее, красное, белое — обереченность, мученичество, спасение. Но и, в то же время: синее, как цвет Богородицы, соединившей в себе земное и небесное; красное, как цвет телпа и животворности, цвет Воскресения; белое, как цвет чистоты и святости. Все это есть в каждом человеке. Проекцией всего этого стала Марина Абрамович.

Мэтью Эйкерс в большей степени сделал карьеру оператора, чем режиссера. В «Марина Абрамович: в присутствии художника» он, помимо кинопостановки, также решил «сесть за объектив». Это определило не только кадр, но и в целом всю архитектуру картины. Будто биение метронома, фильм протекает размеренно. Проще и понятнее говоря, картину смотришь, что называется, на одном дыхании.

В общем, совершенно понятно, почему картина получил Приз зрительских симпатий среди документального кино на Берлинском кинофестивале 2012, и почему была номинирована на Гран-При в категории «Документальный фильм» на одном из крупнейших и авторитетнейших сегодня кинофестивалей Санденс-2012. «Марина Абрамович: в присутствии художника» — это must see!