Народы новой гвинеи. Народ Абелам. Папуа — Новая Гвинея. Каменный XXI век


Как известно, в каждой стране есть свои обычаи, и не всегда представители одной народности понимают особенности менталитета другой. Традиции папуасов, например, многих просто шокируют и отталкивают. Именно о них и пойдет речь в этом обзоре.




Папуасы по-своему демонстрируют уважение к умершим вождям. Они не хоронят их, а хранят их в хижинах. Возраст некоторых жутких, искаженных мумий достигает 200-300 лет.



За самым крупным папуасским племенем востока Новой Гвинеи Хули закрепилась дурная слава. В прошлом они были известны как охотники за головами и поедатели человеческого мяса. Сейчас считается, что ничего подобного уже не происходит. Однако отдельные свидетельства указывают на то, что расчленение человека время от времени происходит во время магических ритуалов.



Папуасы, живущие в высокогорных районах Новой Гвинеи, носят котеки – футляры, надеваемые на их мужские достоинства. Котеки изготавливаются из местных сортов тыквы-калебаса. Они заменяют папуасам трусы.



Женская часть папуасского племени дани часто ходила без фаланг пальцев. Они сами себе их отрубали, когда теряли близких родственников. Сегодня в деревнях еще можно увидеть беспалых старушек.



Обязательный выкуп за невесту измеряется в свиньях. При этом семья невесты обязана заботиться об этим животных. Женщины даже выкармливают поросят своей грудью. Впрочем, их грудным молоком питаются и другие животные.



В папуасских племенах всю основную работу выполняют женщины. Очень часто можно увидеть картину, когда папуаски, будучи на последних месяцах беременности, рубят дрова, а их мужья отдыхают в хижинах.



Еще одно племя папуасов короваи удивляют своим местом жительства. Они строят свои дома прямо на деревьях. Иногда, чтобы добраться в такое жилище, нужно вскарабкаться на высоту от 15 до 50 метров. Любимое лакомство короваев – личинки насекомых.
Не менее интересные обычаи присутствуют у папуасского племени

Культура Папуа-Новой Гвинеи чрезвычайно разнообразна и здесь вряд ли можно выделить единый для всей страны тип традиций или образа жизни. Даже в пределах одного округа или области могут проживать представители нескольких десятков народностей, часто практически не связанных между собой ни происхождением, ни языком. А с учетом изолированности многих племенных групп и тщательного следования ими своим разнообразным и очень древним традициям получается очень сложная картина, вбирающая в себя больше чем 1000 культурных групп.

Местное население Папуа-Новой Гвинеи - одно из наиболее гетерогенных в мире. Здесь проживает несколько тысяч отдельных общин, многие из которых часто насчитывают едва лишь несколько сот человек. Причем до последнего времени многие соседние племена вели друг с другом непримиримые войны, чьи корни зачастую уходят во тьму тысячелетий. Соответственно, и подчеркивание своей культурной идентичности, особенно по отношению к враждебно настроенным соседям, приводило и до сих пор приводит к всемерному увеличению межплеменного разделения. Изоляция, обусловленная гористым ландшафтом и достаточно суровыми природными условиями, часто является настолько всеобъемлющей, что некоторые племенные группы до недавнего времени даже не знали о существовании соседних народов, если те находились хотя бы в нескольких километрах от границы племенного ареала. В итоге здесь даже появилась поговорка "Каждой деревне - свою культуру", точно передающая все многообразие местной жизни.

Лучше всего эта картина прослеживается в местных языках. Папуа-Новая Гвинея - самая многоязычная страна Земли (всего здесь зафиксировано 820 местных языков и диалектов, из них только половина имеет четко прослеживающиеся родственные связи). Большинство местных наречий очень четко локализовано - обычно на том или ином языке говорят представители одной конкретной племенной группы, обитающей на столь же ограниченном пространстве. Обычно один язык используют от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, хотя языки моту (хири-моту - практически главный язык прибрежной области вокруг Порт-Морсби) или энга (используется в части горной местности) распространены гораздо шире и часто нужны для межнационального общения. Впрочем, и эти "общие" языки разделены на несколько клановых диалектов, часто очень мало схожих друг с другом. Кроме того, почти все местные наречия чрезвычайно сложны грамматически и изобилуют звуками, почти непроизносимыми для европейца.

Гибридный язык "ток-писин" используется почти на всей территории Папуа-Новой Гвинеи и вобрал в себя множество словоформ как из местных наречий, так и из английского и голландского. Европейцы обычно его называют "пиджин-инглиш", подразумевая английскую языковую основу этого "международного" языка, однако в действительности в нем используется столько местных идиом, что выделить в нем элементы какого-то конкретного языка крайне сложно. Языком межнационального общения, наравне с "ток-писин" и моту (хири-моту), выступает так называемый неомеланезийский язык (распространен в восточной части страны), вобравший в себя как языковую основу народов Океании, так и многочисленные заимствования из английского, немецкого, японского и голландского языков. Часто его путают с языком моту, поскольку звучание многих слов, действительно, очень схоже, однако, на самом деле, это два разных языка. Официальный язык страны - английский используется лишь в системе образовании, коммерческой деятельности и правительственных кругах.

Если попытаться выделить какие-то общие культурные элементы для всего разнообразия населения Папуа-Новой Гвинеи, то относительно четко получится локализовать лишь общие традиции в одежде и украшении тела, довольно схожую организацию поселений и общую для всех племен родоплеменную структуру. Все остальные черты, иногда достаточно глобальные, будут характерны лишь для какой-то конкретной племенной группы. Поэтому при путешествии вглубь страны и общении с местными жителями крайне необходима помощь местного проводника и переводчика, без которого туристу, даже вооруженному энциклопедическими знаниями о строении местного общества, не избежать неприятностей.

Новогвинейцы широко известны их сложным и красочным платьем, причем расцветка и фасон местной одежды, особенно - форма головных уборов, уникальны для каждой племенной группы и часто служат признаком этнической идентификации. Местные племена в большинстве своем исповедуют древние анимистические культы и тотемические системы, согласно которым у каждой племенной группы есть свое животное или растение, выполняющее роль покровителя клана. Причем характер и разнообразие таких тотемов просто поражают - ими могут выступать и всевозможные растения, и насекомые, и птицы, и млекопитающие, и даже какие-то мифические существа. Поэтому и характер племенного платья выражает образ или символ племенного тотема. Этой же цели служит непременная раскраска тела, которая в повседневной жизни имеет явно идентификационную функцию (полную племенную раскраску островитяне наносят на свои тела только для боевых действий или крупных праздничных церемоний), а также выполняет роль средства защиты от воздействия внешней среды (японцы, например, в период боевых действий на островах не раз отмечали, что нанесенная на тело сложная местная краска защищает от кровососущих насекомых значительно лучше, чем военная форма, сетки и реппеленты).

Подражание тотемам явно прослеживается и в церемониальных танцах и музыке, а также в характерных для всех народов островов париках, часто представляющих собой сложное инженерное сооружение из человеческих волос (используются волосы женщин и детей), перьев птиц, цветов (иногда специально выращиваемых только для этой цели) и меха животных. Комбинация этих элементов, естественно, у каждого племени своя. К этому стоит добавить и знаменитые местные маски, которые часто составляют одно целое с каким-то особым типом одежды или раскраски тела, и также несут на себе культовую функцию. В обыденной жизни, естественно, островитяне носят упрощенные варианты своей "национальной одежды", на праздники же или в случае проведения каких-то особо значимых мероприятий (региональные фестивали, ярмарки, переговоры с соседями или прием гостей) одеваются с соблюдением всех элементов местной обрядовости.

Кроме обычных для племени окраски и платья, существует еще целая система "событийных" элементов. Женщины, например, изготавливают специальные праздничные наряды (для свадьбы, например, черного цвета) или покрывают себя особым типом окраски (сине-серой глиной при трауре, например). Мужчины имеют сложную систему окраски тела, соответствующую их рангу или социальному статусу, а также характеру выполняемых действий (нередок настоящий камуфляж из серо-зеленых пятен и полос разной формы, наносимый на тело для охоты или боевых действий). Следует отметить, что эти традиции настолько сильны, что официальными символами того или иного округа или области являются не гербы или флаги, а какие-то особые тотемические образы, оформленные в виде щитов, масок или других предметов военной амуниции (обычно они вполне официально утверждены в качестве своеобразных гербов на самом высоком уровне).

Кланы в горной местности имеют древнюю и достаточно запутанную социальную систему, которая слабо затронута изменениями даже под давлением современной цивилизации. Описывать её практически бесполезно, поскольку в каждой родоплеменной группе есть свой комплекс социальных взаимоотношений. Единственным общим элементом является соблюдение сложной социальной иерархии (во главе клана обычно стоит вождь или старейшина, остальные элементы, начиная с системы наследования и заканчивая выстраиванием общей иерархии, у каждого племени свои) и ее жесткой клановой системы. Плюс характерно разделение обязанностей по половому признаку - женщины традиционно ответственны за домашние заботы и ежедневную работу на благо всей деревни (общины), в то время как мужчины занимаются охотой, торговлей и военными действиями. Материальные блага обычно распределяются между хозяйствами общины старшим мужчиной рода.

Богатство как таковое здесь имеет достаточно необычную роль - накопление имущества не очень принято, а вот система передачи оного в виде подарков или подношений имеет очень сложный церемониал и значение, повышая престиж дающего и накладывая на одариваемого определенные обязательства (отсюда и нелюбовь островитян к подаркам со стороны чужаков и чаевым). Фундаментальным элементом общества также является вытекающее отсюда же понятие взаимных обязательств между кланами (семействами), все еще имеющих сильнейшее воздействие на всю социальную структуру.

Хотя страна постепенно изменяется, множество людей все еще живут в маленьких деревнях, зарабатывая на жизнь сельским хозяйством, садоводством, рыбалкой, охотой или ремеслом. Почти вся земля, а не только пригодная для обработки, принадлежит общинам или деревням, поэтому следует помнить, что при вступлении на чью-либо территорию необходимо спросить разрешения. Это же касается сбора плодов или рыбалки на чьих-то землях, об охоте же речь просто не идет - любого чужака, застигнутого в чужих охотничьих угодьях, местный закон считает преступником, и к нему могут применяться любые (!) методы воздействия.

Центром любой населенной территории является "хаус-тамбаран" (в ближайшем переводе - "дом духов"). Как только местные жители основывают новое поселение, первым делом они строят именно этот культовый центр, священный для любого островитянина, будь он христианином (а таковыми себя официально считают две трети населения страны) или приверженцем местных верований. Вступать под кров этого дома могут только мужчины племени и племенные лидеры, хотя для иностранцев это правило обычно несколько смягчено, и при некотором умении договариваться посетить этот дом вполне возможно и даже необходимо - после ритуала посещения "хаус-тамбаран" любой чужак переходит в разряд гостя. Строятся такие сооружения обычно в самых разнообразных стилях, с массивными резными деревянными колоннами, являющимися их главной отличительной особенностью. Изнутри стены дома украшены многочисленными резными изображениями духов и тотемических покровителей племени, к которым обращаются за советами при совершении каких-либо церемоний. Внутри также обычно находится несколько постаментов, похожих на табуреты, однако сидеть на них не разрешается - брошенные на них связки листьев обозначают право собственности на это место того или иного уважаемого члена общины.

Древние ритуалы все еще играют роль важнейших социальных событий. Над этими сложными церемониями обычно осуществляют надзор старейшины клана, все члены общины имеют в них свою роль и значение, а внешнее оформление часто просто великолепно - почти все члены общины, в зависимости от их социального статуса, украшают себя традиционными одеждами, сложнейшими головными уборами и окраской тела, организуются танцевальные церемонии, религиозные обряды и прочие элементы, в большинстве своем пришедшие в наше время из доисторических времен. Сегодня каждая из двадцати областей страны проводит собственный культурный фестиваль и региональные праздничные мероприятия, на которые обычно приглашаются представители соседних племенных групп и профессиональные артистические коллективы, а их посетители имеют возможность в одном месте и за краткий период времени увидеть многие виды обрядов, традиций и искусств Папуа-Новой Гвинеи.

Художественные формы страны столь же разнообразны, сколь и отличны друг от друга. В стране, где язык меняется от деревни к деревне, артистические традиции населения также отличны как по стилю, так и по формам выражения. Недаром говорят, что на территории Папуа-Новой Гвинеи можно увидеть всю Океанию в одно время и в одном месте. Глиняная посуда, оружие, резные и плетеные изделия, музыкальные инструменты, созданные мастерами различных племен согласно их традиционным навыкам и верованиям, являются настоящим богатством страны и популярными предметами экспорта.

Папуа - Новая Гвинея - государство в Океании, занимающее восточную часть острова Новая Гвинея, архипелаг Бисмарка и различные мелкие острова. Население страны - 7 миллионов человек. Название "Папуа" происходит от малайского слова "папува", что в переводе на русский язык означает "курчавый" (по другой версии - от "оранг папуа" - "курчавый черноголовый человек"). Такое название острову дал его европейский первооткрыватель португалец Жоржи ди Менезеш в 1526 году, отметив форму волос местных жителей. В 1545 году остров посетил испанец Иньиго Ортис де Ретес и дал ему название "Новая Гвинея", так как, по его мнению, местные жители были похожи на туземцев Гвинеи в Африке.
Люди впервые заселили территорию Папуа - Новой Гвинеи 60-45 тысяч лет назад с территории юго-восточной Азии, преодолев несколько морских проливов. В то время уровень моря был ниже, и остров составлял одно целое с Австралией. Потомки первого населения острова, ныне составляющие большинство населения Папуа - Новой Гвинеи, называются папуасами. Около трех тысяч лет назад на остров переселилась вторая волна выходцев из Азии, относящиеся, как и папуасы, к австралоидной расе (к ней же относятся австралийские аборигены), но говорящие на австронезийских языках. Часто австронезийское население острова также называют папуасами из-за внешнего сходства. При этом не ясна грань, которая отделает австронезийцев от папуасов. Возможно, что прибывшие на остров австронезийцы растворились в местном папуасском населении, передав им свои языки и культуру. Сейчас в Папуа - Новой Гвинее насчитывается около 7 тысяч племен и народностей, говорящих на более чем 800 языках (из которых 650 папуасские, а остальные - австронезийские). На долю Папуа - Новой Гвинеи приходится 12 процентов языков мира, это самый разнообразный в языковом отношении регион нашей планеты.
Большой вклад в изучение папуасов внёс русский этнограф Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888).
На страницах сайта я расскажу о наиболее интересных племенах папуасов. Первое племя, о котором пойдет речь, не имеет общепринятого названия. Часто его называют племенем скелетов из-за местных обычаев раскрашивания тела белой и черной краской с целью имитации вида скелета. Племя живет в деревне Миндима в горной провинции Чимбу. Как гласит местная легенда, людей этого племени поедал злой лесной дух Омо Масалаи. Тогда они решили сами прикинуться духами, чтобы изгнать злого духа. До сих пор ритуал по изгнанию злого духа повторяется во время религиозного праздника. Люди перекрашиваются в скелетов и гонятся за человеком, который обряжается в злого духа.
Далее - подборка фото, где показан ритуал изгнания злого духа и подготовка к нему. В подборке использованы работы следующих фотографов: Brent Stirton (brentstirton.com), Rita Willaert (flickr.com/photos/rietje/), Eric Lafforgue (ericlafforgue.com).

Несмотря на то, что за окном стремительный XXI век, который называют веком информационных технологий, здесь в далекой от нас стране Папуа – Новая Гвинея, кажется, время остановилось.

Государство Папуа – Новая Гвинея

Государство расположено в Океании, на нескольких островах. Общая площадь около 500 квадратных километров. Население 8 млн. чел. Столица – город Порт-Морсби. Главой государства считается королева Великобритании.

Название «Папуа» переводится как «курчавый». Так назвал остров в 1526 г. мореплаватель из Португалии – губернатор одного из островов Индонезии Жоржи ди Менезиш. Спустя 19 лет на острове побывал испанец, один из первых исследователей островов Тихого океана, Иньиго Ортис де Ретес и назвал его «Новая Гвинея».

Официальный язык Папуа – Новая Гвинея

Официальным языком признан ток-писин. На нем говорит большинство населения. А также английский, хотя его знает лишь один человек из ста. В основном, это государственные чиновники. Интересная особенность: в стране более 800 наречий и поэтому Папуа – Новая Гвинея признана как страна с самым большим количеством языков (10% всех языков мира). Причина такого явления – почти полное отсутствие связей между племенами.

Племена и семьи в Новой Гвинеи

Семьи папуасов до сих пор живут в племенном режиме. Отдельная “ячейка общества” просто не в состоянии выжить без контакта со своим племенем. Особенно это касается жизни в городах, которых в стране довольно много. Однако здесь городом считается любой населенный пункт, численность которого более тысячи человек.

Семьи папуасов объединяются в племена и живут рядом с другими, городскими людьми. Обычно дети не посещают школы, расположенные в городах. Но и те, кто поступает учиться, очень часто после одного или двух лет учебы возвращается домой. Стоит также отметить, что девочки вообще не учатся. Поскольку девочка помогает матери по хозяйству до того момента, как ее выдадут замуж.

Мальчик возвращается в семью, чтобы стать одним из равноправных членов своего племени – “крокодилом”. Так называют мужчин. Кожа их должна быть похожей на кожу крокодила. Юноши проходят инициализацию и уже потом имеют право общаться на равных с остальными мужчинами племени, у них появляется право голоса на собрании или другом мероприятии, проходящем в племени.

Племя живет одной большой семьей, поддерживает и помогает друг другу. Но с соседним племенем обычно не контактирует или даже откровенно враждует. Последнее время папуасам довольно сильно подрезали их территорию, им все труднее сохранять прежний порядок жизни на природе в естественных условиях, свои тысячелетние традиции и свою уникальную культуру.

В семьях Папуа – Новой Гвинеи по 30-40 человек. Женщины племени ведут домашнее хозяйство, ухаживают за скотом, рожают детей, собирают бананы и кокосы, готовят еду.

Еда папуасов

Не только фрукты являются основной пищей папуасов. Для приготовления еды используется свинина. Свиней в племени оберегают и употребляют в пищу их мясо очень редко, лишь по праздничным дням и памятным датам. Чаще они едят мелких грызунов, которые обитают в джунглях и листья бананов. Все блюда из этих ингредиентов, женщины умеют потрясающе вкусно готовить.

Брак и семейная жизнь жителей Новой Гвинеи

Женщины практически не имеют никаких прав, подчиняясь сначала родителям, а потом всецело своему мужу. По закону (в стране большинство жителей – христиане) муж обязан хорошо обращаться с женой. Но на деле это далеко не так. Сохраняется практика ритуальных убийств женщин, на которых падает хотя бы тень подозрения в колдовстве. Согласно статистике более 60% женщин постоянно подвержены насилию в семье. Международные общественные организации и католическая церковь постоянно бьют тревогу по этому вопросу.

Но, к большому сожалению, все остается по-прежнему. Девочку в 11 – 12 лет уже выдают замуж. Родители при этом лишаются “еще одного рта”, так как помощницей становится девочка помладше. А семья жениха приобретает бесплатную рабочую силу, поэтому присматривается ко всем девочкам шести – восьми лет. Зачастую женихом может стать мужчина старше девочки лет на 20-30. Но выбора нет. Поэтому каждая из них безропотно принимает свою судьбу, как должное.

Но и мужчина не сам выбирает себе будущую жену, которую сможет увидеть только перед традиционной свадебной церемонией. Решение о выборе невесты будет принято старейшинами племени. Перед свадьбой принято засылать сватов в семью невесты и приносить подарок. Только после такого обряда назначается день свадьбы. В этот день проходит ритуал «похищения» невесты. В дом невесты должны внести достойный выкуп. Это могут быть не только различные ценные вещи, но и например, кабанчики, ветки бананов, овощи и фрукты. Когда невесту отдадут в другое племя или другой дом, ее имущество делят между собой члены общины, из которой эта девушка.

Жизнь в браке не назовешь легкой. По древним традициям, женщина живет отдельно от мужчины. В племени существуют так называемые женские и мужские дома. Прелюбодеяние, с любой стороны, может быть наказано очень жестоко. Есть и специальные хижины, где муж и жена могут периодически уединяться. Уединяться они могут и в лесу. Девочек воспитывают мамы, а мальчиков с семи лет мужчины племени. Дети в племени считаются общими, с ними особо не церемонятся. У папуасов не встретишь такую болезнь, как гиперопека.

Вот такая вот непростая семейная жизнь у папуасов.

Закон о колдовстве

В 1971 г. в стране принят Закон о колдовстве. В нем сказано, что человек считающий себя «заколдованным», не несет ответственности за свои поступки. Убийство колдуна является смягчающим обстоятельством при судебном разбирательстве. Очень часто жертвой обвинения становятся женщины из другого племени. Четыре года назад банда каннибалов, которая называла себя охотниками за ведьмами, убивали мужчин и женщин, а потом съедали их. Правительство пытается бороться с этим жутким явлением. Возможно, наконец, будет отменен закон о колдовстве.

; во всех деревнях есть церкви.

Область расселения

Основная зона расселения папуасов - остров Новая Гвинея , восточная часть которого - самостоятельное государство Папуа - Новая Гвинея (включает архипелаг Бисмарка и остров Бугенвиль), а западная входит в состав Индонезии (Ириан-Джая -Западный Ириан), где много десятилетий сильно движение за отделение. Частично живут на островах Алор, Тимор , Хальмахера (например, народ галела) и в Меланезии .

По разным данным народов и языков насчитывается от 300 до 800 по мнению разных специалистов, поскольку установление разницы между отдельным языком и диалектом представляет значительную проблему.

Некоторые мелкие племена насчитывают менее 100 человек. Крупнейшие народности (численность в тысячах): чимбу (250), энга (195), гимбу (142), медлпа (101), камано (64), хули (90), экари (канауки) (100), ангал (55), умбу-унгу (47), вахги (66), кева (56), дани (дугул-дани), хванггона , асмат (61), бенабена (17), маринд-аним (8), абелам (10), насиоп (10), бонкин (10), буин (18). Общее население Папуа - Новой Гвинеи - 6 057 263 чел. (2009).

Политическое положение

С 1884 по 1920 год папуасы находились в колониальной зависимости от Германии (Земля императора Вильгельма). С 1920 года эта часть находилась под управлением Австралии . Юго-восточная часть с 1884 по 1888 год была протекторатом Великобритании , затем колонией, в 1905 году передана под управление Австралии. В 1949 году обе части переданы под опеку Австралии. В 1975 году восточная часть (Папуа - Новая Гвинея) стала независимым государством.

Происхождение

Большинство учёных признают, что австралоидные народы заселяли в древности более обширный ареал и были постепенно вытеснены монголоидами . Считается, что Новая Гвинея заселена 20-25 тыс. лет назад. 5 тыс. лет назад в этот регион проникли меланезийские племена. По расовому типу эти две группы народов близки, но по языку и культуре - нет.

Генетические исследования популяций Сахула в сравнении с исследованиями других современных человеческих популяций показали, что папуасы Новой Гвинеи разделились с йоруба ок. 90 тыс. л. н., а с евразийскими популяциями - 40 тыс. лет назад .

Быт и традиционные занятия


Основное занятие - ручное земледелие тропического пояса. Второстепенные - охота и собирательство. Важную роль играет свиноводство. Главные культуры - кокос , банан , таро , ямс .

В настоящее время, в силу европейского влияния, папуасы заняты в горной промышленности, работают шофёрами, продавцами, клерками. Формируется слой предпринимателей, фермеров. 50 % населения заняты в натуральном хозяйстве.

Деревни папуасов - по 100-150 чел., бывают компактными и разбросанными. Иногда это - один длинный дом до 200 м. Семья имеет 5-6 участков земли в разных стадиях созревания. Каждый день пропалывается один участок, а на другом собирается урожай. Урожай держат на корню, забирая продуктов на 1 день. Труд совместный.

В каждой деревне важным местом является буамбрамра - общественный дом.

Орудия труда:

  • топор, изготовляется из агата, кремня или раковины тридакны;
  • донган - острая заточенная кость, её носят на руке, заткнув за браслет, ей режут плоды;
  • бамбуковый нож, режет мясо, плоды, прочнее донгана.
  • хагда - метательное копьё, 2 м, из твёрдого тяжёлого дерева;
  • сервару - более лёгкое копьё, с бамбуковым наконечником, который обычно ломается и остаётся в ране, украшено перьями и мехом;
  • араль - лук, 2 м длиной;
  • араль-ге - стрела, 1 м длиной, с деревянным наконечником;
  • палом - стрела с широким бамбуковым наконечником, более опасна;
  • саран - стрела на рыбу;
  • юр - метательное копье с несколькими остриями;
  • палицы и щиты.

Одежда папуасов состояла из пояса, у мужчин красного, у женщин - в красную и чёрную полосу. Мужчины носят также своеобразный футляр для пениса (котека). Браслеты носили на руке (сагю) и на ногах (самба-сагю). Кроме этого украшали тело продетыми в отверстия предметами, кекее (в носу) и буль (во рту). Из вещей использовались мешки, ямби и гун - маленькие, для табака и мелких предметов, их носили на шее, и большой мешок на плече. У женщин были свои, женские мешки (нангели-ге). Пояса и сумки изготовляются из луба или волокон разных деревьев, названий которых в русском языке нет (тауви, маль-сель, яван-сель). Из волокон дерева нуг-сель делают верёвки, а из дерева бу-сель - якорные канаты. Смола дерева гутур используется, как клей.

Пища папуасов в основе растительная, но употребляются также свинина , мясо собак, кур, крыс, ящериц, жуки, моллюски, рыбы.

Духовная культура

Распространены фольклор, песни, танцы, мифы. Песни и танцы очень просты. Пение называется мун, мелодия варьирует очень слабо.
Музыкальные инструменты (общее название - ай, так же называются и праздники, куда допускаются только мужчины):

  • ай-кабраль - полый бамбуковый ствол, 2 м длиной, в него дуют, кричат, воют;
  • мунки-ай - скорлупа кокоса, с двумя отверстиями, в одно дуют, другое затыкают;
  • халь-ай - труба из корня, аналогична предыдущим;
  • орлан-ай - ручка со шнурками с висящими на на них пустыми скорлупами орехов, встряхивают;
  • окам - барабан.

Самый крупный праздник у папуасов - синг-синг.

Традиционные верования папуасов близки австралийским и меланезийским. У маринд-аним бытует культ, близкий австралийскому, это тотемизм . Дема - тотемический предок. Мифы в основном рассказывают о подвигах полуживотных-полулюдей. У них распространён тайный культ Майо, связанный с инициациями. У других папуасов культы уже отличаются, в основном это - вера в различную магию, вредоносную, лечебную, хозяйственную. Термин «оним» означает колдовство и яд, и всякое лечебное снадобье. Оним считается причиной всех болезней, бед и смерти. и его боятся. Часто виновниками бед считают соседнее племя.

Важное значение имеет культ предков и черепов. Папуасы изготовляют корвары - изображения предков (стилизованные человеческие фигуры), в районе залива Астролябии, где бывал Миклухо-Маклай , на языке бонгу они называются телумы.

У папуасов хорошо развита резьба по дереву, они делают очень сложные орнаменты, которыми украшают оружие и прочие предметы.

Папуасы в культуре

Для людей XIX века папуасы считались символом дикости. В частности Вл. Соловьев в «Оправдании добра» противопоставлял Гёте и папуаса .

Напишите отзыв о статье "Папуасы"

Примечания

Литература

  • Энциклопедия «Народы и религии мира», М. 1998.
  • С. А. Токарев. Религия в истории народов мира,М. 1976.
  • Н. Н. Миклухо-Маклай. Собр. сочинений в 6 томах. Том 4.
  • Бутинов Н. А. Народы Папуа Новой Гвинеи: (От племен. строя к независимому государству). - СПб.: Петербург. Востоковедение, 2000. - 374 с. - (Ethnographica Petropolitana; 6). - 1000 экз. - ISBN 5-85803-146-3
  • Бутинов Н. А. Папуасы Новой Гвинеи (Хоз-во, обществ. строй). - М.: Наука, 1968. - 256 с. - 2500 экз.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Папуасы

– Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас.
– Ну так что же?
– Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами.
Ростов задумался.
– Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия?
– Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то.
Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным».
– Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он.
– Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат.
– Вот глупости! – смеясь крикнула Наташа. – Ни об нем и ни о ком я не думаю и знать не хочу.
– Вот как! Так ты что же?
– Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport"a?
– Нет.
– Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов.
– Ведь стою? ведь вот, – говорила она; но не удержалась на цыпочках. – Так вот я что такое! Никогда ни за кого не пойду замуж, а пойду в танцовщицы. Только никому не говори.
Ростов так громко и весело захохотал, что Денисову из своей комнаты стало завидно, и Наташа не могла удержаться, засмеялась с ним вместе. – Нет, ведь хорошо? – всё говорила она.
– Хорошо, за Бориса уже не хочешь выходить замуж?
Наташа вспыхнула. – Я не хочу ни за кого замуж итти. Я ему то же самое скажу, когда увижу.
– Вот как! – сказал Ростов.
– Ну, да, это всё пустяки, – продолжала болтать Наташа. – А что Денисов хороший? – спросила она.
– Хороший.
– Ну и прощай, одевайся. Он страшный, Денисов?
– Отчего страшный? – спросил Nicolas. – Нет. Васька славный.
– Ты его Васькой зовешь – странно. А, что он очень хорош?
– Очень хорош.
– Ну, приходи скорей чай пить. Все вместе.
И Наташа встала на цыпочках и прошлась из комнаты так, как делают танцовщицы, но улыбаясь так, как только улыбаются счастливые 15 летние девочки. Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел. Он не знал, как обойтись с ней. Вчера они поцеловались в первую минуту радости свидания, но нынче они чувствовали, что нельзя было этого сделать; он чувствовал, что все, и мать и сестры, смотрели на него вопросительно и от него ожидали, как он поведет себя с нею. Он поцеловал ее руку и назвал ее вы – Соня. Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались. Она просила своим взглядом у него прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее.
– Как однако странно, – сказала Вера, выбрав общую минуту молчания, – что Соня с Николенькой теперь встретились на вы и как чужие. – Замечание Веры было справедливо, как и все ее замечания; но как и от большей части ее замечаний всем сделалось неловко, и не только Соня, Николай и Наташа, но и старая графиня, которая боялась этой любви сына к Соне, могущей лишить его блестящей партии, тоже покраснела, как девочка. Денисов, к удивлению Ростова, в новом мундире, напомаженный и надушенный, явился в гостиную таким же щеголем, каким он был в сражениях, и таким любезным с дамами и кавалерами, каким Ростов никак не ожидал его видеть.

Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы.
Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов.
Страсть его к государю несколько ослабела в Москве, так как он за это время не видал его. Но он часто рассказывал о государе, о своей любви к нему, давая чувствовать, что он еще не всё рассказывает, что что то еще есть в его чувстве к государю, что не может быть всем понятно; и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти.
В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда. Кроме того, ему казалось что то унизительное для своего мужества в женском обществе. Он ездил на балы и в женское общество, притворяясь, что делал это против воли. Бега, английский клуб, кутеж с Денисовым, поездка туда – это было другое дело: это было прилично молодцу гусару.
В начале марта, старый граф Илья Андреич Ростов был озабочен устройством обеда в английском клубе для приема князя Багратиона.
Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф, со дня основания клуба, был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира. Повар и эконом клуба с веселыми лицами слушали приказания графа, потому что они знали, что ни при ком, как при нем, нельзя было лучше поживиться на обеде, который стоил несколько тысяч.