Об истории создания романа

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принес автору посмертную мировую славу.

Булгаков писал свое произведение как достоверную книгу о том времени, о его людях и соединил в нем гротеск, фантастику, реальные события и факты. Одновременно «Мастер и Маргарита» - это роман об истинном творчестве, о мире искусства, о литературной действительности.

Главной особенностью произведения является своеобразное изображение литературного мира, людей культуры и искусства советского времени, а точнее - 30-х годов XIX столетия.

Мир писателей в романе представлен членами организации МАССОЛИТ. Это придуманное Булгаковым название Московской ассоциации литераторов. Членами МАССОЛИТА были те писатели, у которых не было особого литературного таланта, но которые писали удобные и нужные власти книги.

В этом обществе не допускалось никакой «самодеятельности». Именно поэтому мастера, принесшего в редакцию МАССОЛИТА свой роман о Понтии Пилате, встретили очень настороженно.

Он так говорит об этом: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось, вспоминаю об этом с ужасом!». Члены редакции посылали мастера от одного к другому, а «через две недели он был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». В конце концов редакция отказалась печатать его роман, хотя вернули его «порядочно засаленным и растрепанным».

Среда писателей МАССОЛИТа не просто оттолкнула Мастера, эта организация коренным образом изменила его судьбу, сломала его. В диалоге пациентов психиатрической клиники звучат слова: «Вы писатель?» Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: «Я - Мастер...». Булгаков не случайно назвал своего героя «Мастером», потому что словом «писатель» он называет членов МАССОЛИТа – людей мелочных, ограниченных и корыстных.

Очень символично, с иронией изображает автор обстановку, царящую в доме литературных работников: «у посетителей начинали разбегаться глаза от надписей, пестревших на дверях: «Рыбно-дачная секция», «Квартирный вопрос», «Полнообъемные творческие отпуска от двух недель до одного года» и т.д. У каждой двери толпится очередь. Таким образом, писатели превратились из литераторов в людей, озабоченных получением путевок, дач, квартир - всем, кроме искусства.

Точно подобранные имена персонажей дают им такую полную характеристику, что сразу ярко рисуются образы героев. Вот, например, «виднейшие представители поэтического подраздела МАССОЛИТА - Павианов, Богохульский, Сладкий, Шпичкин, Адельфина Буздяк». Автор этими придуманными фамилиями выразил свое отношение к литераторам.

Располагался МАССОЛИТ в знаменитом доме Грибоедова. Главной его достопримечательностью был ресторан, которому автор дает следующую характеристику: «По справедливости он был самым лучшим в Москве. Туда не мог проникнуть первый попавшийся человек с улицы, качеством своей провизии Грибоедов бил любой ресторан в Москве, как хотел, и эту провизию отпускали по самой сходной, отнюдь не обременительной цене». Таким образом, из пишущих и творческих работников писатели и поэты превратились в людей жующих.

Скомпрометировали себя в романе не только члены ассоциации литераторов. Так же комично изображены и другие творческие работники, например, руководители театра развлечений и варьете, работники «Комиссии зрелищ и увеселений облегченного типа». Фагот так характеризует их: «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, используют свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки! Машины только зря гоняют казанные».

Таким образом, Булгаков показывает, что искусство превратилось в источник обогащения и удовлетворения неуемных потребностей.

Но автор показывает в романе разнородный литературный мир. С одной стороны, это писатели, обладатели членских карточек МАССОЛИТа, с другой – талантливые люди, истинные мастера. К их числу можно отнести Мастера и молодого поэта Ивана Бездомного, которого Мастер называет своим учеником.

Всех случайных людей «от искусства» в романе настигает возмездие. Но оно не страшное, автор просто смеется над этими героями, ставит в нелепые ситуации и обличает их пороки. Всем своим содержанием роман говорит, что не все в обществе так безнадежно и «милосердие стучится в человеческие сердца».

«Мастер и Маргарита»

Образ Мастера - один из центральных в романе - безусловно, является сложным и неоднозначным. Читатель знакомится с ним лишь в тринадцатой главе, которая носит название «Явление героя». В связи с этим некоторые исследователи-литературоведы не считают Мастера главным персонажем романа.

Известны различные мнения и по поводу того, кто является прототипом главного героя романа. В образе Мастера, в некоторых событиях, происходящих с ним, можно проследить судьбу самого Михаила Булгакова. Так, в 1929 г., когда последний начал работу над своим романом, ему было тридцать восемь лет (в романе мы читаем о Мастере: «... человек примерно лет тридцати восьми»). Мастер, как и Булгаков, посвятил свою жизнь искусству, не испугался литературной травли, не стал писать «на заказ, о том, что можно».

«Мастера и Маргариты» был Н. В. Гоголь, которого Булгаков считал своим главным учителем. Действительно, описание внешности Мастера напоминает портрет известного русского классика: «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Известно также, что Н. В. Гоголь, как и Мастер, был историком.

Михаил Булгаков считал роман о Мастере главным своим произведением. В свою очередь главным делом своей жизни Мастера было создание романа об Иешуа Га-Ноцри.

Бросив все - работу, семью - и поселившись в подвале на Старом Арбате, Мастер задумывает создать историческое произведение о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, о вечных земных ценностях, о внутренней чистоте и истинной нравственности человека.

Этот «роман в романе» позволяет понять сущность природы человека с точки зрения самого Булгакова. Теория Иешуа о том, что «злых людей нет на свете», проповедь добра, с которой он пришел к людям, попытка пробудить в человеке его изначально добрую природу не имела успеха. Единственный ученик и последователь Иешуа Левий Матвей становится злым и нетерпимым к людям. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, поддавшись этой проповеди, организует убийство предателя Иуды, а значит, творит зло, пытаясь совершить добро.

«Личность, сотворенная богом, - значит, святая и безусловно ценная своею внутренней сердцевиною, - личность имеет свободную творческую волю...» Такой творческой личностью в романе Булгакова и является Мастер. Он принадлежит не только к реальному, но и к потустороннему миру. Его судьбой в романе управляет «князь тьмы» Воланд. По просьбе Иешуа Воланд дает в награду Мастеру лишь покой, покой, которого так жаждет сломленный жизненными невзгодами автор гениального романа.

Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Вот почему эти темы нашли такое живое отражение в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", потому что они близки ему. А еще любимая тема поэтов – это пророчество. М.А. Булгаков правильно рассудил, что «рукописи не горят», и верно напророчил будущее себе и своим книгам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока : 1. Показать мастерство М.А. Булгакова в изображении мира человеческих чувств; роль детали в романе.

2. Уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

3. Проверить знания содержания романа.

Методические приемы : работа с текстом, работа с демонстрационным материалом, лекция с элементами беседы.

Оборудование : экран, проектор для презентации, видеоаппаратура, телевизор для просмотра эпизодов из фильма В.В. Бортко «Мастер и Маргарита».

Ход урока :

(На доске записана тема урока: «Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», сарказм – едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом).

  1. Введение в тему урока. Слово учителя.

Сегодня мы будем разбирать тему, которая была очень важна для многих известных поэтов и прозаиков. Тема поэта и поэзии нашла отражение в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, В.В. Маяковского, С.А. Есенина и многих других известных поэтов и прозаиков. В прозе М.А. Булгакова мы затронем тему творчества, которая в романе «Мастер и Маргарита» будет объединена с темой любви. Обратимся к тексту романа.

  1. Работа с текстом романа.

В романе Булгакова мы встречаем очень подробное описание «святая святых» всех московских писателей того времени – МАССОЛИТА. Найдите его в главе 5 .

(- Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.)

Какие преимущества дает членство в МАССОЛИТе?

(по членскому удостоверению пропускают в ресторан, можно встать в очередь на получение квартиры или достать путевку на курорт).

Со свойственным ему сарказмом Булгаков пишет в 5 главе романа: «Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, - известным всей Москве билетом».

Кого из писателей, членов МАССОЛИТа, вы запомнили? (Ивана Бездомного)

Кого можно назвать настоящим творцом в романе? (Мастера)

Он член МАССОЛИТа? (Нет)

Получается, чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостоверение. По этому удостоверению пропускают в ресторан, но не в Историю. Давайте вспомним эпизод из главы 28 , когда Коровьев и Бегемот пришли в ресторан Грибоедова.

(- Ваши удостоверения? – она с удивлением глядела на пенсне Коровьева, а также и на примус Бегемота, и на разорванный Бегемотов локоть.

Приношу вам тысячу извинений, какие удостоверения? – спросил Коровьев, удивляясь.

Вы – писатели? – в свою очередь, спросила гражданка.

Безусловно, - с достоинством ответил Коровьев.

Ваши удостоверения? – повторила гражданка.

- …Так вот. Чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, у него и удостоверения-то никакого не было!..

Вы – не Достоевский, - сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.

Ну, почем знать, почем знать, - ответил тот.

Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.

Протестую! – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!

Ваши удостоверения, граждане, - сказала гражданка.

Помилуйте, это в конце концов, смешно, - не сдавался Коровьев, - вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!)

Оказывается, вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет. Только не каждый способен трезво оценить то, что он делает. Например, поэт Рюхин, который сопровождал Ивана Бездомного в психиатрическую клинику, был очень обижен на слова о нем товарища по перу: «Сашка-бездарность», «Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочиняет к первому числу! «Взвейтесь!» да «развейтесь!» Найдите в главе 6 отрывок, где Рюхин начинает осмысливать свое творчество. Зачитайте.

(Со слов «Поэт не глядел уже по сторонам…» до слов «…и обеспечил бессмертие…»)

А теперь вспомним эпизод из главы 13 , где Иван Бездомный анализирует свое творчество.

(Просмотр эпизода «Знакомство Ивана Бездомного с Мастером из фильма В.В. Бортко «Мастер и Маргарита»).

Из всех членов МАССОЛИТа Иван Бездомный - единственный, кто соглашается с тем, что он «человек невежественный» и обещает «не писать больше» стихов. Он расстается со своей как будто кем-то навязанной профессией с чувством освобождения, облегчения. Двойником этого героя М.А. Булгаков делает Мастера. Через двойника герой познает себя, а читатель познает героя. Но также двойником Ивана Бездомного является поэт Рюхин, имеющий некоторые отрицательные качества, от которых Бездомный впоследствии откажется.

  1. Лекция с элементами беседы. Просмотр презентации

Мастер рассказывает Ивану свою историю. Это история романа о Пилате и история любви. Так объединяются в романе тема любви и тема творчества.

(Показ слайдов).

Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер в одиночестве поселился в подвальчике и принялся «сочинять роман о Понтии Пилате». Затем наступает весна, «оделись в зелень кусты сирени». «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», - Мастер встретил Маргариту. С этого начинается раскрытие темы любви. Как часто бывает у Булгакова, герои действуют вод воздействием внезапной вспышки, озарения: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!» - говорит Мастер. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и … деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера «был дописан в августе», и с наступлением осени в природе наступила «осень» и в отношениях героев. «В половине октября» Мастер заболел: ему показалось, что «осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату» и он «захлебнется в ней». Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие люди, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную. Новая встреча происходит только в мае, после бала весеннего полнолуния. Проходит определенный цикл, весна снова дает надежду влюбленным на счастье.

  1. Работа с демонстрационным материалом.

Обратите внимание, как тема творчества и тема любви сочетаются с темой жертвенности: Мастер страдает из-за своего «детища», своего романа, а Маргарита во имя спасения Мастера заключает сделку с дьяволом и этим губит свою бессмертную душу.

(Просмотр эпизода фильма «Возвращение Мастера после бала Сатаны»).

  1. Лекция с подведением итогов по теме.

Булгаков сознательно, порой демонстративно подчеркивает автобиографичность образа Мастера. Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины – все это пережили и сам Булгаков и его герой. Судьба Мастера-Булгакова закономерна. В стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ». Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку. Он перестает бороться, сжигает свой роман, проявляет малодушие и тем самым теряет свое место в Свете, как и его возлюбленная Маргарита, которая тоже не заслуживает места в Свете, потому что она связала свою жизнь с нечистой силой. Но они оба много страдали, отчаянная борьба Маргариты за свою любовь, за спасение Мастера приносит свои плоды: им обоим Высшие силы разрешают поселиться в Покое, чего они хотели и, в конечном счете, и получили.

Образ Мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину (его роман не выдуман, а угадан: «О, как я угадал! О, как я все угадал!»), прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро.

С образом Маргариты связан любимый Булгаковым образ дома, семейного очага. Она своими поступками как бы возрождает в романе разные человеческие ценности: свободу личности, милосердие, честность, правду, веру, любовь, чего так не хватает в московском обществе. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Всем известно, что прототипом Маргариты стала Елена Сергеевна Белозерская, третья жена М.А. Булгакова. Именно она помогала ему стойко переносить период его предсмертной болезни, когда он практически ослеп, читала ему, помогала править текст. Свою роль ангела-хранителя Елена Сергеевна знала твердо, ни разу не усомнилась, в трудный час ничем не выдала своей усталости. «Когда мы стали жить вместе с Михаилом Афанасьевичем, - вспоминала Елена Сергеевна, - он мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».

Значит, любовь, так же, как творчество, второй путь в сверхреальность, она ведет к постижению «третьего измерения». Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Вот почему эти темы нашли такое живое отражение в романе Булгакова, потому что они близки ему. А еще любимая тема поэтов – это пророчество. М.А. Булгаков правильно рассудил, что «рукописи не горят», и верно напророчил будущее себе и своим книгам.

  1. Домашнее задание.
  2. Оценивание ответов.

«Мастер и Маргарита» есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру, утверждением истины, без которой человечество не може т существовать.

Подлинный творец, Мастер, не должен никому и ничему подчиняться. Он должен жить с ощущением внутренней свободы, потом) что именно несвобода порождает зло в разных его ипостасях, а добро рождается свободой.

Герой романа - Мастер живет в Москве 20-30-х годов. Это время строительства социализма, слепой веры в правильность политики правительства, страха перед ним, время создания «новой литературы». Сам М.А. Булгаков считал самообманом самозваную «новую литературу», к которой относили себя пролетписатели, он говорил, что любое искусство всегда «ново», неповторимо и в то лее время вечно. И хотя большевики мешали Булгакову писать, печататься, ставить на сцене свои произведения, они не смогли помешать ему чувствовать себя Мастером.

Путь героя в творчестве М.А. Булгакова тернист, как и путь самого писателя, но он честен, добр. Булгаков пишет роман о Понтии и Пилате, фокусирующий в себе противоречия, которые обязаны решить свой жизнью все последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность. В его романе живет вера в непреложный нравственный закон, который заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием Духовный мир Мастера раскрывается такими красивыми, высокими словами, как «любовь», «судьба», «розы», «лунный свет». И вот он соприкасается с реалиями жизни, прежде всего литературной. Ведь им написан роман, он должен найти своего читателя. Словом «ужас» сопровождаются воспоминания Мастера о вхождении в «мир литературы».

Этим миром правят Берлиоз, критики Латунский и Ариман, литератор Мстислав Лаврович, секретарь редакции Лапешникова, которой они прикрылись и которая, «стараясь не попадать своими глазами» в глаза Мастера, сообщила, что «вопрос о напечатании романа «отпадает»». Но если бы роман только не напечатали. Честного, свободного в полете мысли писателя начали травить критическими статьями, предлагая «ударить», и крепко ударить по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить (опять это проклятое слово!) ее в печать.
«Что же так раздражало всех этих писак? А то, что Мастер не похож на них: не так мыслит, не то чувствует, говорит, что думает, в отличие от критиков, которые «говорят не то, что хотят сказать». Они невольники своего времени, все жильцы «нехорошей квартиры», где «два года тому назад начались необъяснимые происшествия: из этой квартиры люда качали бесследно исчезать». Люди «исчезали», комнаты их почему-то оказывались «запечатанными». А те, что еще не исчезли, не напрасно

Полны опасений, как Степа Лиходеев или же сосед Маргариты Николай Иванович: «Нас услышит кто-нибудь...» Во всей Москве есть лишь одно заведение, где люди раскрепощаются, становятся сами собой. Это клиника Стравинского, сумасшедший дом. Только здесь они избавляются от наваждений несвободы. Не случайно поэт Иван Бездомный именно здесь излечивается от берлиозовых догматических наставлений и своего занудного стихоплетства. Именно здесь он встречается с Мастером и становится его духовным и идейным преемником. А Мастер? Почему он сюда попал? Разве он был несвободен? Нет, но им овладело отчаяние, нужно было бороться со сложившимися обстоятельствами, защитить свое творение. Но у Мастера на это не хватило сил. И вот рукопись сожжена. В октябре к ее автору «постучали»... А когда в январе он вернулся «в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами», в его квартире уже обитал Алоизий Могарыч, провокатор и доносчик, прямой потомок Иуды из Кириафа. «Холод и страх стали постоянными спутниками Мастера. И ничего иного не оставалось ему, как идти сдаваться в сумасшедший дом».

Несвобода победила свободу? А как иначе могло быть в те дни? Сделав Мастера победителем, Булгаков нарушил бы законы художественного творчества, изменил бы чувству реализма. Но, победив, тирания лжи, насилия, трусости оказалась бессильна уничтожить, растоптать то, чем была полна душа Мастера. Да, герой проявил слабость, не сумел бороться с режимом, однако на поклон к своим душителям не пошел, пощады не попросил. Предпочел другое. «Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, - говорит Мастер, - они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там». Потусторонняя сила позволила ему не только ощутить свою свободу, но и ощутить ее с особенной, недоступной в реальной жизни полнотой: обрести ученика, своего последователя, получить право освободить от вечных мук Понтия Пилата.

Итак, Мастер вознагражден за свои страдания, ему дарованы вечный покой и бессмертие. Он не в силах физически бороться со злом, но его роман - это уже подвиг, так как несет людям веру в добро, справедливость, любовь, человечность и противостоит злу и насилию. В этом и заключается предназначение настоящего творца.


Написанию романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгаков уделил двенадцать лет своей жизни и вложил в него много труда. Несмотря на некоторую мистичность сюжета, автор поднимает в данном произведении довольно тесно связанные с повседневностью проблемы, например проблему творчества и места писателя в обществе.

Рассматривая путь Мастера, невозможно обойти стороной тот факт, что именно в его образе Булгаков отразил положение творца периода первой половины двадцатого века. Характеристика Мастера, данная в романе автором, сильно отличается от стандартных черт, присущих писателям того времени. Встретив на своем пути осуждение и грубую критику в адрес первых опубликованных глав романа о Понтии Пилате, Мастер не прекратил его написание, а наоборот продолжил, пойдя против системы и нисколько не рассчитывая на благосклонность литературного сообщества.

Мастеру было необходимо донести до читателя свои мысли, а не снискать положительную оценку своего творчества у критиков и представителей МАССОЛИТа, сущностью которых он был возмущен. Однако. После того, как бесконечная травля довела героя до нервного срыва, отчего он сжег роман, Мастер предстал перед читателем сломленным и подавленным, даже запуганным. Наверное, именно в этом Булгаков пытался отразить трагедию творчества в тот сложный для существования свободной мысли период.

Назвав главного героя Мастером, автор явно имел задумку показать читателю несоответствие критических замечаний в адрес произведения героя с реальным положением дел относительно содержания романа о Пилате. Булгаков признает Мастера истинным талантом и настоящим знатоком в области литературного творчества. Однако мир, настроенный на пресечение проявления всякой новой и свободной мысли, отрицает гениальность и превосходство Мастера на этом поприще. Главному герою, в отличие от представителей ассоциации МАССОЛИТа, роман и другая литературная деятельность не приносили дохода. И даже выигранные по "счастливому билету" деньги Мастер вложил в реализацию своего литературного замысла, когда другие, наоборот, писали на заказ ради выгоды.

Булгаков не дал имени главному герою, но в то же время проиллюстрировал значимость его места в романе, включив "звание" Мастера в заглавие произведения. Маргарита таким же своеобразным именем называла его, подчеркивая тем самым свое почтительное отношение и любовную преданность.

В образе Мастера я увидела проблеск автобиографичных черт, введенных в произведение Булгаковым неслучайно. Этот труд стал, по сути, заключительным в жизни писателя и, что интересно, тоже долгое время не находил признания в литературных кругах. Возможно, в образе Мастера Булгаков пытался отразить черты собственной личности, чтобы привести параллели для своего читателя между удрученным положением Мастера и в реальном мире автора. Ведь в советское время, особенно в тридцатые годы, цензура не допускала к печати любую неугодную власти статью или, тем более, художественную литературу. В связи с этим, проблема творчества становилась все более острой, что и попытался раскрыть путем изображения образа Мастера Булгаков.

Стоит отметить, что судьбу главного героя как писателя и творческой единицы в тот период можно смело назвать трагической, но как человека, живущего обычной жизнью, этого сделать невозможно. Мастер был счастлив в любви с Маргаритой, ведь Воланд забрал их из мира подлости и зла, показанного в данном произведении даже не Сатаной, а обычными людьми. Именно герой, олицетворяющий в представлении людей материализованное зло- Воланд, подарил Мастеру вечный покой, вечную любовь и присутствие рядом любимой женщины. А мир людей, причинивший Мастеру достаточно душевных и иных страданий, оказался скоплением истинного зла, не выдуманного и не нарисованного воображением.

Подводя итог, я хочу отметить, что Булгаков дописывал роман, будучи тяжело больным. И произведенная им работа считалась, считается и, я уверена, будет считаться шедевром не только русской, но и мировой литературы. "Мастер и Маргарита" - произведение о жизни. И это не преувеличение. О жизни во всех ее проявлениях. О душе и Боге, о любви и жестокости, о правде и лжи, об отчаянии и возрождении смысла. Этот роман стоит не просто прочесть, его стоит перечитывать.