Программы основанные на синтезе искусств. Дошкольное образование. Синтез искусств. Пояснительная записка. Методы ведения библиотек

«Учебники по музыке» - Диски. Методическая литература. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка. 1-7 классы. УМК по музыке. Фонохрестоматии. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. Искусство. 8-9 класс. УМК по ИЗО. Учебно - методический комплект. Дневники музыкальных размышлений. Творческие тетради.

«Программы по музыке» - Издательство «Русское слово». Издательство «Ассоциация XXI век». Возможность разностороннего развития обучающихся. Программы по музыке. Издательский дом «Федоров». Русское и зарубежное классическое музыкальное наследие. Обучение детей основам музыкальных знаний. Издательство «Академкнига/учебник». Направления внеурочной музыкальной деятельности.

«Программы музыкального воспитания» - Основы музыкальной культуры. Программа «Гармония». Комплексные программы дошкольного образования. Принципы программы «Музыкальные шедевры». От рождения до школы. Программа «Радуга». О российских программах дошкольного образования. Занятия с опорой на специфику искусства. Программа петербуржцев. Программа «Синтез».

«Викторина по музыке» - Творческое содружество «Могучая кучка». «Богатырские ворота. «У камелька». «Мазепа». Композитор, автор симфонической сказки «Петя и волк». Дом-музей П.И.Чайковского. Основатель знаменитой картинной галереи в Москве. Автор увертюр для симфонического оркестра «Арагонская хота». Композитор, написавший 19 рапсодий.

«ЭОР по музыке» - Проблемные поля. Пение караоке. Направления использования ЭОР на уроке. Преимущества использования ЭОР в образовании. Энциклопедия классической музыки. Интересы многих учеников связаны с миром компьютеров. Энциклопедия популярной музыки. Энциклопедия «Музыкальные инструменты». Практический курс. Музыкальный класс- это веселое развлечение, игра и уроки музыки.

«Музыкальная одарённость» - Соотношение музыкальных способностей. Множество свидетельств. Сдержанные дети. Общие характеристики детей. Музыкальные способности. Биографы. Музыкальная одарённость. Одаренные девочки. Проявление музыкальных способностей. Сергей Васильевич Рахманинов. Музыкальная одаренность. Биографические данные.

Всего в теме 21 презентация

Произошедшее в последующем разграничение искусства по видам не исключило его синтетические формы. Таким образом, возникли синтетические искусства - драматический и музыкальный театр, кино и др.

Необходимость объединения различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную картину мира. Дополняя друг друга, различные виды искусства создают наиболее целостный художественный образ, обеспечивают больший диапазон эмоций.

Особенно эффективно осуществлять воспитание с использованием синтеза искусств, по мнению ученых, в детском возрасте, так как искусство произошло от игры (К. В. Тарасова, Р. М. Чумичева и др.). Очевидно поэтому ребенок воспринимает окружающий мир синкретически и синкретический характер имеет его художественно-творческая деятельность (ребенок обычно одновременно поет, приплясывает и звенит чем-нибудь).

При этом отмечается сложность восприятия ребенком музыкального образа в большей степени, чем образов живописных и литературных произведений в силу его абстрактности, зависимости от жизненного опыта, который у дошкольника очень мал. Поэтому на ранних этапах развития музыкальности необходимо помочь ребен­ку в «дешифровке» содержания музыки и в овладении ее языком.

Богатые возможности синтеза искусств в музыкальном воспитании дошкольников обусловили появление большого количества соответствующих образовательных программ.

Программа «Синтез»

Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза трех искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства.

Цель программы:

а ввести ребенка-дошкольника в мир музыки;

· формировать его художественную культуру;

· развивать навыки восприятия произведений различных видов

искусств.

Программа представлена по четырем возрастным группам: 4-й, 5-й, 6-й и 7-й годы жизни.

Программа включает в себя как фольклорные, так и авторские произведения композиторов, художников, поэтов, прозаиков разных эпохи стилей, отвечающие принципам высокой художественности и доступности.

Синтез искусств используется как на музыкальных занятиях вообще, так и на занятиях по слушанию музыки. В частности, на процесс восприятия музыки включаются следующие компоненты (схема 1).

Схема 1

Работа по программе предполагает творческий подход педагога к проведению занятий, их вариативность. В пакет материалов по каждой возрастной группе входят:

· программа репертуара по трем видам искусства;

· хрестоматия музыкального репертуара;

· кассета с записью музыкальных произведений;

· набор слайдов.

В методических рекомендациях, многие из которых имеют фирму конспектов занятий, представлены произведения художественной литературы, аннотации к произведениям музыкальной) и изобразительного искусства, содержащие исторические и искусствоведческие данные.

Программа «Красота. Радость. Творчество»

Программа эстетического воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лот: основанная на разных видах искусства.

Программа разработана с учетом принципов общей дидактики и дидактики частных методик и строится на основе обучения, что водит за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детой средствами природы, эстетической развивающей среды, художественно-творческой деятельности.

Ведущим в программе является принцип интеграции разных видов искусстве и разнообразной художественно- творческой деятельности:

· изобразительная;

· музыкальная;

· театрализованная;

· художественно-речевая деятельность

Ведущую роль чаще всего играют художественная литература, природа и игра.

Важным направлением психического развития детей является формирование у них разнообразных способностей - как художественных так и интеллектуальных

Работа по музыкальному воспитанию детей включает:

· развитие музыкальных способностей и музыкального восприятия

· формирование музыкальной культуры и системы знаний и спо­собов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для по­следующего самостоятельного самообразования;

· воспитание эстетического вкуса, любви к музыке, желание слушать и исполнять ее

· формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и др.

При этом знакомстве с музыкой строится на основе педагогического сотрудничества, позволяющего сделать общение и обучение активным, творческим.

Программа имеет методические пособия для педагогов и развивающие пособия для детей, методические рекомендации по организации музыкальной деятельности, предлагается тематика комплекс­ных и интегрированных занятий и примерный репертуар по каждо­му виду музыкальной деятельности.

В программе выделены требования к знаниям и умениям по всем видам искусства, в том числе в области музыкального воспитания.

Программа «В мире прекрасного»

Модуль программы «Росинка» (модульной педагогической системы воспитания и развития дошкольников по всем направлениям развития). Представляет собой программно-методическое пособие по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, реализующее современные идеи комплексного воздействия на ребенка различных видов искусства и художественной деятельности.

Цель программы: оказать помощь педагогам дошкольных учреждений в объединении всех видов художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у них эстетической культуры, духовности, художественного творчества. В программном модуле представлены все виды искусств и художественной деятельности.

Задачи программы:

· раскрыть индивидуальность, воспитать эстетическое восприятие;

· приобщать детей к миру искусства;

· развивать способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;

· развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;

· формировать у детей ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия со взрослыми.

Методика работы с детьми строится на самовыражении и саморазвитии ребенка, на сотрудничестве с ним; на эмоциональном воздействии произведений искусства. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с народно-прикладным искусством, русской музыкальной культурой.

Блок «Музыка и музыкальная деятельность» имеет шесть раз­делов:

· «Музыкальная азбука» (музыкально-образовательная деятель­ность),

· «Восприятие музыки»,

· «Пение»,

· « Музыка и движение»,

· «Музицирование»,

· «Музыкальное творчество».

Программный модуль содержит развернутую педагогическую технологию по каждому виду искусства и художественной деятельности.

· подробное описание форм организации занятий;

· варианты перспективного планирования и конспекты занятий;

· учебно-методические комплекты;

· диагностические задания по всем видам художественной дея­тельности;

· приложения с анкетами для самоанализа воспитателем своей деятельности.

Программа допущена Министерством образования и науки РФ в качестве программно-методического пособия.

Программа «Синтез искусств»

Часть комплекта программ образовательной системы «Школа 2100». По своему характеру программа развивающе-обучающая. Она направлена на формирование эстетически развитой личности ребенка дошкольного и школьного возраста, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия произведений различных видов искусства, а также на самовыражение через различные формы творчества детей, на­чиная с раннего возраста.

Программный материал строится на выявлении принципов взаимосвязи литературы, музыки (в том числе пластики, ритмики), изобразительного искусства и театра.

Основной подход в обучении - личностно-ориентированный. Организация деятельности осуществляется на основе коллективного диалога, при котором педагог включает в беседу-общение каждого ребенка.

При этом учебная задача осваивается через продуктивную дея­тельность: дети сами осуществляют выбор, исходя из своих эстетических представлений и жизненного опыта.

Курс рассчитан на три года.

Комплект учебников « Путешествие в прекрасное» состоит из трех, частей, в которых дано подробное описание сценариев занятий с детьми, строящихся по проблемно-тематическому принципу. К методическим рекомендациям прилагается терминологический словарь по различным видам искусства и нотное приложение.

Программа художественно-эстетического цикла для детей 3-7 лет, направленная на развитие гармоничной, творческой личности ребенка, его базовой культуры средствами искусства. Программа предполагает сочетание разных видов художественной деятельности:

· музыки;

· изобразительного искусства;

· родного языка;

· литературы;

· художественного движения;

· театра.

Цель программ ы : гармоничное развитие личности и формирование у ребенка универсального эстетического восприятия, позволяющего художественно воспринимать как отдельные виды искусства, так и искусство в целом.

Задачи программ ы:

· развивать любознательность как основу познавательной актив­ности будущего ученика;

· развивать способности как способы самостоятельного решения творческих (умственных, художественных и др.) задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, формирование творческого воображения, как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;

· развивать коммуникативность.

Программа рассчитана на три года обучения и включает в себя темы по трем направлениям, повторяющимся каждый год с изменением глубины преподаваемых знаний:

· ознакомление с русскими традициями, изучение культуры рус­ского народа, знакомство с праздниками и битовой жизнью;

· ознакомления с историей русского парода, выдающимися деяте­лями русской культуры;

· изучение исторических источников и классических произведений русской литературы.

Для каждого года обучения в программе представлены уровни эстетического развития детей и рекомендуемые художественные произведения.

Программа творческо-эстетического развития дошкольников, использующая следующие средства эстетического воспитания:

· искусство во всех видах.

· окружающая жизнь, включая природу;

· художественно-творческая деятельность.

Основная цель программы : раскрытие физического, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала детей через организацию театрально-творческой и эстетической деятельности, интегрирующие их индивидуальный опыт и навыки, полученные ими в разных видах деятельности (занятия, игры, экскурсии и т. д.).

· единого психологического пространства;

· «думай сам»;

· помогающего общения;

· эстетической развивающей среды;

· сотрудничества с семьей.

В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания детей. В блоке творческо- эстетического развития «Арлекино» авторами ставятся следующие задачи:

· обогащение духовного мира различными художественными средствами;

· формирование эстетического отношения к окружающему миру: природе, другому человеку, истории своего народа, ценностям культуры;

· развитие воображения и чувственного восприятия окружающего мира;

· формирование эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.

· развитие крупной и мелкой моторики;

· развитие пластической и мимической выразительности.

Эти задачи реализуются через занятия эстетического цикла (изо­деятельность, хореография, музыка), театрально-игровую деятельность и др.

В программе выделены задачи обучения и воспитания по каждой возрастной группе (3 - 4, 4 - 5, 5 - 6, 6 - 7 лет), дается план воспитательно-образовательной работы, включающий организацию работы с родителями, планы проведения комплексных занятий, тематическое планирование и др., разработаны конспекты занятий.


Похожая информация.


Исследования искусствоведов показывают, что на ранних этапах развития человечества искусство носило синкретический характер (от греч. syntesis - соединение, сочетание), включая в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и др.


Произошедшее в последующем разграничение искусства по ви­дам не исключило его синтетические формы. Таким образом, воз­никли синтетические искусства - драматический и музыкальный театр, кино и др.

Необходимость объединения различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную картину мира. Дополняя друг друга, раз­личные виды искусства создают наиболее целостный художествен­ный образ, обеспечивают больший диапазон эмоций.

Особенно эффективно осуществлять воспитание с использова­нием синтеза искусств, по мнению ученых, в детском возрасте, так как искусство произошло от игры (К.В.Тарасова, Р.М.Чумичева и др.). Очевидно поэтому ребенок воспринимает окружающий мир синкретически и синкретический характер имеет его художе­ственно-творческая деятельность (ребенок обычно одновремен­но поет, приплясывает и звенит чем-нибудь).

При этом отмечается сложность восприятия ребенком музыкаль­ного образа в большей степени, чем образов живописных и литера­турных произведений в силу его абстрактности, зависимости от жизненного опыта, который у дошкольника очень мал. Поэтому на ранних этапах развития музыкальности необходимо помочь ребен­ку в «дешифровке» содержания музыки и в овладении ее языком.

Богатые возможности синтеза искусств в музыкальном воспита­нии дошкольников обусловили появление большого количества со­ответствующих образовательных программ.

Программа «Синтез» 1

Программа развития музыкального восприятия у детей на осно­ве синтеза трех искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства.

Цель программы:

■ ввести ребенка-дошкольника в мир музыки;

■ формировать его художественную культуру;

■ развивать навыки восприятия произведений различных видов искусств.

Программа представлена по четырем возрастным группам: 4-й, 5-й, 6-й и 7-й годы жизни.


Программа включает в себя как фольклорные, так и авторские произведения композиторов, художников, поэтов, прозаиков разных эпох и стилей, отвечающие принципам высокой художественности и доступности.

Синтез искусств используется как на музыкальных занятиях вообще, так и на занятиях по слушанию музыки. В частности, в про­цесс восприятия музыки включаются следующие компоненты (схе­ма 11).

Схема 11

Работа по программе предполагает творческий подход педагога

к проведению занятий, их вариативность. В пакет материалов по каждой возрастной группе входят:

■ программа репертуара по трем видам искусства;

■ хрестоматия музыкального репертуара;

■ кассета с записью музыкальных произведений;

■ набор слайдов.

В методических рекомендациях, многие из которых имеют фор­му конспектов занятий, представлены произведения художественной литературы, аннотации к произведениям музыкального и изобрази­тельного искусства, содержащие исторические и искусствоведческие данные.


Программа «Красота. Радость. Творчество» 1

Программа эстетического воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет, основанная на разных видах искусства.

Программа разработана с учетом принципов общей дидактики и дидактики частных методик и строится на основе обучения, что ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей средствами природы, эстетической развивающей среды, художественно-творческой деятельности.

Ведущим в программе является принцип интеграции разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой дея­тельности:

■ изобразительная;

■ музыкальная;

■ театрализованная;

■ художественно-речевая деятельность.

Ведущую роль чаще всего играют художественная литература, природа и игра.

Важным направлением психического развития детей является формирование у них разнообразных способностей - как художе­ственных, так и интеллектуальных.

Работа по музыкальному воспитанию детей включает:

■ развитие музыкальных способностей и музыкального восприя­тия;

■ формирование музыкальной культуры и системы знаний и спо­собов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для по­следующего самостоятельного самообразования;

■ воспитание эстетического вкуса, любви к музыке, желание слу­шать и исполнять ее;

■ формирование умения использовать полученные знания и на­выки в быту и др.

При этом знакомство с музыкой строится на основе педагогиче­ского сотрудничества, позволяющего сделать общение и обучение активным, творческим.

Программа имеет методические пособия для педагогов и разви­вающие пособия для детей, методические рекомендации по организации

Антонова, М. Б. Зацепина.

музыкальной деятельности, предлагается тематика комплекс­ных и интегрированных занятий и примерный репертуар по каждо­му виду музыкальной деятельности.

В программе выделены требования к знаниям и умениям по всем видам искусства, в том числе в области музыкального воспитания.

Программа «В мире прекрасного» 1

Модуль программы «Росинка» (модульной педагогической систе­мы воспитания и развития дошкольников по всем направлениям развития). Представляет собой программно-методическое пособие по художественно-эстетическому воспитанию детей дошколь­ного возраста от 3 до 7 лет, реализующее современные идеи ком­плексного воздействия на ребенка различных видов искусства и художественной деятельности.

Цель программы: оказать помощь педагогам дошкольных учреждений в объединении всех видов художественной деятельно­сти детей в целостный педагогический процесс формирования у них эстетической культуры, духовности, художественного творчества. В программном модуле представлены все виды искусств и художе­ственной деятельности.

Задачи программы:

■ раскрыть индивидуальность, воспитать эстетическое восприя­тие;

■ приобщать детей к миру искусства;

■ развивать способности к освоению и преобразованию окружа­ющего культурного пространства;

■ развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;

■ формировать у детей ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия со взрослыми.

Методика работы с детьми строится на самовыражении и само­развитии ребенка, на сотрудничестве с ним; на эмоциональном воз­действии произведений искусства. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с народно-прикладным искусством, русской музыкальной культурой.

Блок «Музыка и музыкальная деятельность» имеет шесть раз­делов:


■ «Музыкальная азбука» (музыкально-образовательная деятель­ность),

■ «Восприятие музыки»,

■ «Пение»,

■ «Музыка и движение»,

■ «Музицирование»,

■ «Музыкальное творчество».

Программный модуль содержит развернутую педагогическую технологию по каждому виду искусства и художественной деятель­ности.

■ подробное описание форм организации занятий;

■ варианты перспективного планирования и конспекты занятий;

■ учебно-методические комплекты;

■ диагностические задания по всем видам художественной дея­тельности;

■ приложения с анкетами для самоанализа воспитателем своей деятельности.

Программа допущена Министерством образования и науки РФ в качестве программно-методического пособия.

Программа «Синтез искусств» 1

Часть комплекта программ образовательной системы «Школа 2100». По своему характеру программа развивающе-обучающая. Она направлена на формирование эстетически развитой личности ре­бенка дошкольного и школьного возраста, на пробуждение творче­ской активности и художественного мышления, на выработку навы­ков восприятия произведений различных видов искусства, а также на самовыражение через различные формы творчества детей, на­чиная с раннего возраста.

Программный материал строится на выявлении принципов взаи­мосвязи литературы, музыки (в том числе пластики, ритмики), изо­бразительного искусства и театра.


«Путешествие в прекрасное» . Учебно-методическим комплектом по программе является пособие для детей 3 - 6 лет, построенное с учетом усложнения материала, его развития и обогащения.

Основной подход в обучении - личностно ориентированный. Организация деятельности осуществляется на основе коллектив­ного диалога, при котором педагог включает в беседу-общение каждого ребенка.

При этом учебная задача осваивается через продуктивную дея­тельность: дети сами осуществляют выбор, исходя из своих эстети­ческих представлений и жизненного опыта.

Курс рассчитан на три года.

Комплект учебников «Путешествие в прекрасное» состоит из трех частей, в которых дано подробное описание сценариев занятий с детьми, строящихся по проблемно-тематическому принципу. К ме­тодическим рекомендациям прилагается терминологический словарь по различным видам искусства и нотное приложение.

Программа «Живой мир образов» 2

Программа художественно-эстетического цикла для детей 3 - 7 лет, направленная на развитие гармоничной, творческой личности ребен­ка, его базовой культуры средствами искусства. Программа предпо­лагает сочетание разных видов художественной деятельности:

■ музыки;


■ родного языка;

■ литературы;

■ художественного движения;

■ театра.

Цель программы: гармоничное развитие личности и фор­мирование у ребенка универсального эстетического восприятия, позволяющего художественно воспринимать как отдельные виды искусства, так и искусство в целом.

Задачи программы:

■ развивать любознательность как основу познавательной актив­ности будущего ученика;

■ развивать способности как способы самостоятельного решения творческих (умственных, художественных и др.) задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятель­ности, формирование творческого воображения, как направле­ния интеллектуального и личностного развития ребенка;

■ развивать коммуникативность.

Программа рассчитана на три года обучения и включает в себя темы по трем направлениям, повторяющимся каждый годе изменением глубины преподаваемых знаний:

■ ознакомление с русскими традициями, изучение культуры рус­ского народа, знакомство с праздниками и бытовой жизнью;

■ ознакомление с историей русского народа, выдающимися деяте­лями русской культуры;

■ изучение исторических источников и классических произведе­ний русской литературы.

Для каждого года обучения в программе представлены уровни эстетического развития детей и рекомендуемые художественные произведения.

Программа «Родничок» 1

Программа творческо-эстетического развития дошкольников, использующая следующие средства эстетического воспитания:

■ искусство во всех видах;

■ окружающая жизнь, включая природу;


■ художественно-творческая деятельность.

Основная цель программы: раскрытие физического, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала детей через организацию театрально-творческой и эстетической деятельности, интегрирующие их индивидуальный опыт и навыки, полученные ми в разных видах деятельности (занятия, игры, экскурсии и т.д.).

■ единого психологического пространства;

■ «думай сам»;

■ помогающего общения;

■ эстетической развивающей среды;

■ сотрудничества с семьей.

В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания детей. В блоке творческо-эстетического развития «Арлекино» авторами ставятся следующие адачи:

■ обогащение духовного мира различными художественными средствами;

■ формирование эстетического отношения к окружающему миру: природе, другому человеку, истории своего народа, ценностям культуры;

■ развитие воображения и чувственного восприятия окружающе­го мира;

■ формирование эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.;

■ развитие крупной и мелкой моторики;

■ развитие пластической и мимической выразительности.

Эти задачи реализуются через занятия эстетического цикла (изодеятельность, хореография, музыка), театрально-игровую деятельность и др.

В программе выделены задачи обучения и воспитания по каждой возрастной группе (3 - 4, 4 - 5, 5 - 6, 6 - 7 лет), дается план воспитательно-образовательной работы, включающий организацию [боты с родителями, планы проведения комплексных занятий, тематическое планирование и др., разработаны конспекты занятий.


Программа «С кисточкой и музыкой в ладошке» 1

Программа основана на интеграции разных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, архитектуры и литературы и предназначена для работы с детьми 3- 10 лет. В центре внимания авторов - проблемы психологии восприятия искусства, психологии детского творчества.

В программе представлено подробное содержание курса, опи­рающееся на возрастные особенности детей 3-10 лет. Все темы курса находятся во взаимосвязи друг с другом. Взаимодействие яв­ляется одновременно и основополагающим методом освоения всех разделов курса, и темой, входящей в него.

Основные принципы программы:

* взаимодействие;

■ соизмерение;

* анализ учебного материала;

■ игровой принцип введения в художественный материал с уче­том возрастных особенностей психологии ребенка;

* принцип «метафоры», одушевления неживого;

■ принцип использования произведений искусства разных стилей
и эпох.

Программа «Сотворчество» 2

Программа для детей старшего дошкольного возраста построена на принципах интеграции трех основных искусств: изобразитель­ного, музыкального и художественной литературы.

Цель программы: создание условий развития эстетического отношения ребенка к миру, в котором переплетаются качества нрав­ственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

Для этого предлагается использовать игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно-эстетическую пространственно-предметную среду, развивающий эффект которых зависит от харак­тера общения педагога с ребенком.


испытывает положительные эмоции, на основе которых форми­руются мышление, воображение и стремление передать восприня­тую красоту (в рисунках, танце, вербальной форме) (схема 12).

Схема 12

По программе разработана система интегративных занятий, ме­тодика работы, методы деятельности педагога, обеспечивающие более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука, слова и осо­знание им мира культуры.

По результатам освоения программы предусмотрена диагностика, выявляющая уровни эстетического отношения к миру, описывается также как предполагаемый результат реализации программы ком­плекс знаний, умений, личностных новообразований, которые дол­жен приобрести ребенок.

1. Пояснительная записка.

А. Введение.

Б. Цель.

В. Задачи.

2. Планируемые предметные результаты по организации деятельности художественно – эстетической направленности.

3. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Синтез искусств».

5. Таблица годового календарно – тематического планирования

на год.

    Пояснительная записка.

А. Введение.

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в

совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы.

Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме еѐ

проявления. Это способствует формированию органов чувств, установленных на

восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е.

позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти

к аналитическому отношению к нему. Общение с искусством совершенствует

эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить

ценностные ориентиры разных эпох и народов.

Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться

к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в

человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется

творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее

будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Основополагающим в курсе «Синтез искусств» для дошкольников является:

Во-первых, понимание искусства как целостного духовного мира, дающего

ребѐ нку представление о действительности, о еѐ закономерностях, о нѐ м самом.

Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется

целенаправленное развитие личности ребѐ нка, но и духовный опыт наслаждения,

объект, в котором ребѐ нок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия,

гармонию и дисгармонию, правду и правдоподобие.

Во-вторых, искусство, данное нам в системе видов искусства, специфически

отображающих действительность через знаковые символы, составляющие их язык,

являет собой единство этих видов, ибо единый материальный мир в силу своей

многогранности может быть отражѐ н только через единый духовный образ,

каковым является искусство. В-третьих, по своей природе искусство произошло от игры, от подражания.

Следовательно, искусство близко ребѐ нку как форма адаптации в жизни своей

игровой природой, когда реальность и ирреальность для ребѐ нка весьма

относительны, а вера в вымысел - защитная реакция от агрессии окружающей

действительности.

Таким образом, парадигмальность мышления, которая является основой

соотношения жизни и искусства, реальности и игры становится стержнем, на

который нанизываются знания ребѐ нка о мире, об искусстве, о себе. Если

расчленение искусства на отдельные виды является метафизическим процессом,

помогающим понять особенности литературы, музыки, живописи, театра и других

видов искусства, то обратный процесс: синтез - соединение знаний об отдельных

видах искусства в единый сплав - поможет создать у ребѐ нка представление об

образе мира в его вечности и бесконечности, в его нерасчленѐ нности.

Успех такого подхода - формирование целостной, самодостаточной личности,

обладающей широким кругозором, запасом необходимых

ценностных ориентиров, без которых невозможно ограниченное существование

человека в окружающем нас мире.

Б. Цель.

Цель подготовительного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала «домашних» детей. Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Позволить детям увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в своей деятельности. Это облегчит ребёнку переход из домашних условий в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

    Разработка содержания, обеспечивающего

Воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребёнка;

Развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);

Развитие эмоциональной сферы;

Цельность детского мировоззрения.

2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.

3. Формирование опыта самопознания.

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.

Результатом данной программы будет являться максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, подготавливаемого «домашнего» ребёнка, гармоничное развитие его личных качеств, осознание ребёнком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.

Также огромным значением, для педагога подготовительного курса обучения «домашних» детей дошкольников, является знание и опора на психолого-педагогические принципы, отражающих самоценность детей данного возраста и его значение для становления и развития личности ребёнка.

Главной целью данного курса образовательной программы является - создание условий для развития функционально грамотной личности – человека способного решать жизненные задачи, опираясь, на полученные в ходе подготовки, знания, умения и навыки.

Основные линии развития детей дошкольников подготовительного курса:

Формирование произвольного поведения;

Овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

Переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека);

Мотивационная готовность.

Основная цель организации и обучения группы предшкольного образования по учебно-методическому комплекту «2100» - это подготовить ребят к школе и вывести их на уровень детей посещающих детский сад.

Часто родители считают, что ребёнок придя в первый класс должен уметь считать, писать, читать, пользоваться компьютером, данное мнение очень ошибочно. К началу обучения у ребёнка должны быть следующие стороны развития, которые дают толчок успешности в школе:

    Готовность к обучению, как новому виду деятельности (стремление к обучению, интерес к познанию нового, а не страх, речевое развитие);

    Готовность к обучению именно в школе (работе в коллективе, общению со взрослыми и со сверстниками);

    Развить ребёнка как маленькую личность в обществе, причем индивидуальную.

Школа для ребёнка это психологический стресс, поэтому важно не опустить момент для дальнейшего развития ученика, а не боязливого человечка, который не сможет раскрыться.

Важно помнить о том, что нельзя пугать ребёнка предшкольной подготовкой, а дать понять, что это интересные занятия на которых они много будут играть, узнавать, творить. Но главное у ребёнка должно быть желание.

Целью курса «Путешествие в прекрасное» является создание целостной картины

мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения

ребѐ нка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства,

отражающего мир и человека в нѐ м. Путь познания мира в данном контексте: от

окружающего мира к человеку, от человека и его внутреннего мира - к искусству

как образу внешнего мира. Таким образом, ребѐ нок - центр мироздания, открыва-

ющий красоту мира и искусства через своѐ внутреннее «я».

В. Задачи.

Основные задачи:

1. Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;

2. Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности;

3. Развитие воображения и ассоциативного мышления.

Задачи курса:

Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;

Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности;

Развитие воображения и ассоциативного мышления.

Задачи реализуются с учѐ том возрастных особенностей детей, уровня их

психического, интеллектуального и физического развития. Опора в практической реализации курса «Путешествие в прекрасное» - на ребѐ нка, его непосредственную

реакцию на произведение искусства.

прекрасное» - личностно ориентированный, т.е. с учетом специфических

особенностей развития детей данной возрастной группы, и психофизиологических

особенностей каждого ребѐ нка. При реализации курса необходимо учитывать его

развивающе-обучающий характер, который и определяет ведущие методические

принципы.

1. Принцип деятельности. На занятиях ребѐ нок находится в постоянном

процессе открывания новых знаний. Действие (игра) - познания, переживания,

сопричастности со стороны ребѐ нка и со стороны педагога.

2. Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать на занятиях

аналогичный эмпирический материал, не противоречащий позиции авторов. В

свою очередь ребѐ нку предоставляются возможности для оптимального

самовыражения через осуществление права выбора решения проблемных

ситуаций. Основное методическое правило - ребѐ нок всегда прав, если может

объяснить свою точку зрения.

3. Принцип креативности (организации творческой деятельности). Педагог

провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в

которых каждый ребѐ нок становится художником, поэтом, артистом и

реализует своѐ творческое начало через коллективную и индивидуальную

деятельность. Залогом успеха является проигрывание каждой отдельной

ситуации, еѐ проговаривание.

4. Принцип непрерывности. Процесс эстетического развития не заканчивается

на занятиях по синтезу искусств, а продолжается в группе, на прогулке, в семье,

в системе дополнительного образования. Выработка личностной позиции и

целеположение еѐ действий - залог оптимизации обучения дошкольников.

5. Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребѐ нку!

Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно

создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать

для ребѐ нка единственным и неповторимым, каждое должно нести в себе

катарсис (духовное очищение через потрясение).

Курс «Путешествие в прекрасное» построен с учѐ том постоянного

усложнения материала, его развития и обогащения. Архитектоника курса

представляет собой спираль, по которой происходит восхождение ребѐ нка к

знаниям от простого к сложному, от знаний об эстетическом своеобразии

окружающего мира к знаниям об особенностях произведений различных видов

искусства.

Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является

коллективный диалог, при котором педагог включает в беседу-общение

каждого ребѐ нка. Любой учебный пример осваивается не через

репродуктивную деятельность, а через продуктивную, ибо ребѐ нок сам

осуществляет выбор, исходя из своих эстетических представлений и

жизненного опыта. Каждое занятие должно сохранять для детей элемент непредсказуемости, сюрприза, новизны. Импровизация необходима как педагогу, так и ребѐ нку, ибо только она дает возможность неоднократного проигрывания ситуации в

поисках истины, и этот поиск должен осуществляться совместно.

2. Планируемые предметные результаты по организации деятельности

художественно – эстетической направленности.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,

музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Способен установить связь между действием и эмоциональном состоянием

изображѐ нных на сюжетных картинах детей и взрослых;

Избирателен в предпочтении разной по настроению музыки;

Меняет характер движения в соответствии с настроением и характером

музыки;

Творчески отражает впечатления о детях, взрослых, персонажах

художественных произведений в рисунке;

Подстраивает свои движения под ритм, такт и темп музыкального

произведения;

В совместных со взрослыми и в партнѐ рских детских проектах создаѐ т

атрибуты для театрализации эпизодов любимых художественных

произведений и собственных сказок;

Разворачивает игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений;

Способен сопоставлять свои впечатления о разных музыкальных

произведениях;

Высказывает свои предпочтения при выборе музыкальных произведений;

Самостоятельно определяет различные средства музыкальной

выразительности, различает правильное и неправильное интонирование

мелодии;

Элементарно анализирует музыкальные формы, разную по жанрам и стилям

музыку.

3. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса,

осуществляемого по курсу «Синтез искусств».

Федеральные Государственные образовательные стандарты общего

образования. Дошкольное образование.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения в общеобразовательных учреждениях.

Технические средства обучения для обеспечения реализации рабочей

программы:

1. мультимедийный проектор;

2. интерактивная доска;

3. графические планшеты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД :

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в

результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного

искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне

одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в

школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

5. Таблица годового календарно – тематического планирования на год.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами дошкольного образования курс «Синтез искусств» изучается по 1 занятию в неделю (33 занятия в год).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 7(8) ЛЕТ)

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРЕКРАСНОЕ»

(« СИНТЕЗ ИСКУССТВ»)

О.А. Куревина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концептуальные основы программы

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы.

Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме её проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к ним.

Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.

Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Что является основополагающим в данной программе для дошкольников?

Во-первых, понимание искусства как целостного духовного мира, дающего ребёнку представление о действительности, о её закономерностях, о нём самом. Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие личности ребёнка, но и духовный опыт наслаждения, объект, в котором ребёнок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия, гармонию и дисгармонию, правду и правдоподобие.

Во-вторых, искусство, данное нам в системе видов искусства, специфически отображающих действительность через знаковые символы, составляющие их язык, являет собой единство этих видов, ибо единый материальный мир в силу своей многогранности может быть отражён только через единый духовный образ, каковым является искусство.

В-третьих , по своей природе искусство произошло от игры, от подражания. Следовательно, искусство близко ребёнку как форма адаптации в жизни своей игровой природой, когда реальность и ирреальность для ребёнка весьма относительны, а вера в вымысел – защитная реакция от агрессии окружающей действительности.

Таким образом, парадигмальность мышления, которая является основой соотношения жизни и искусства, реальности и игры, становится стержнем, на который нанизываются знания ребёнка о мире, об искусстве, о себе. Если расчленение искусства на отдельные виды является метафизическим процессом, помогающим понять особенности литературы, музыки, живописи, театра и других видов искусства, то обратный процесс – синтез (соединение знаний об отдельных видах искусства в единый сплав) поможет создать у ребёнка представление об образе мира в его вечности и бесконечности, в его нерасчленённости.

Цель и задачи программы

Целью программы «Путешествие в прекрасное» является создание целостной картины мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребёнка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нём. Путь познания мира в данном контексте – от окружающего мира к человеку, от человека и его внутреннего мира к искусству как образу внешнего мира. Таким образом, ребёнок – центр мироздания, открывающий красоту мира и искусства через своё внутреннее «я».

Задачи курса:

– формировать навыки восприятия произведений различных видов искусства;

– стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность;

– развивать воображение и ассоциативное мышление.

Задачи реализуются с учётом возрастных особенностей детей, уровня их психического, интеллектуального и физического развития. Опора в практической реализации программы «Путешествие в прекрасное» – на ребёнка, его непосредственную реакцию на произведение искусства.

Методические основы курса.

Основной подход, рекомендованный в обучении по программе «Синтез искусств» и реализованный в учебно-методическом комплекте курса «Путешествие в прекрасное» - личностно – ориентированный, т.е. с учётом специфических особенностей развития детей данной возрастной группы, и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.

При реализации курса необходимо учитывать его развивающее – обучающий характер, который и определяет ведущие методические принципы.

    Принцип деятельности. На занятиях ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие (игра) – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога.

    Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать на занятиях аналогичный эмпирический материал, не противоречащий позиции авторов. В свою очередь ребёнку предоставляются возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора решения проблемных ситуаций. Основное методическое правило – ребёнок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения.

    Принцип креативности (организации творческой деятельности). Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребёнок становится художником, поэтом, артистом, и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

    Принцип непрерывности. Процесс эстетического развития не заканчивается на занятиях по синтезу искусств, а продолжается в группе, на прогулке, в семье, в системе дополнительного образования. Выработка личностной позиции и целеположение её действий - залог оптимизации обучения дошкольников.

    Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку! Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать для ребёнка единственным и неповторимым.

Курс «Путешествие в прекрасное» построен с учётом постоянного усложнения материала, его развития и обогащения. Архитектоника курса представляет собой спираль, по которой происходит восхождение ребёнка к знаниям от простого к сложному, от знаний об эстетическом своеобразии окружающего мира к знаниям об особенностях произведений различных видов искусства.

Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является коллективный диалог, при котором педагог включает в беседу-общение каждого ребёнка. Любой учебный пример осваивается не через репродуктивную деятельность, а через продуктивную, ибо ребёнок сам осуществляет выбор, исходя из своих эстетических представлений и жизненного опыта.

Каждое занятие сохраняет для детей элемент непредсказуемости, сюрприза, новизны. Импровизация необходима как педагогу, так и ребёнку, ибо только она дает возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках истины, и этот поиск должен осуществляться совместно.

Планируемые результаты освоения образовательной программы – формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, безкоторых невозможно ограниченное существование человека в окружающем нас мире.

Программа обеспечена следующими пособиями.

1. Куревина О.А., Линник О.А. Кукла Таня: Пособие по художественно-эстетическому развитию для детей 3–4 лет. – М.: Баласс. – 64 с.

2. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное: Пособие по художественно-эстетическому развитию для детей. Часть 1(4–5 лет). – М.: Баласс. – 64 с.

3. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное: Пособие по художественно-эстетическому развитию для детей. Часть 2(5–6 лет). – М.: Баласс. – 64 с.

4. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное: Пособие по художественно-эстетическому развитию для детей. Часть 3(6–7(8) лет). – М.: Баласс. – 64 с.

5. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х частях. Часть 2. Образовательные программы по разным линиям развития и аспектам воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2014. – 240 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Технические средства обучения для обеспечения реализации рабочей программы:

    мультимедийный проектор.

Программа «Путешествие в прекрасное» для детей в возрасте 4–7 (8) лет соответствует следующим положениям:

4–5 лет – формирование представлений о специфике восприятия различных видов искусства (32 часа);

5–6 лет – формирование навыков восприятия содержания произведений различных видов искусства. Знакомство с жанровым многообразием искусства (32 часа);

6–7 (8) лет – формирование навыков анализа произведений искусства на основе средств художественной выразительности (32 часа).

В следующих таблицах представлены основные направления работы по реализации программы, основанные на идее интеграции разных видов искусства.

6–7(8) лет

В подготовительной к школе группе главная задача педагога – формирование у детей навыков анализа произведений искусства на основе средств художественной выразительности.

Развитие речи

Музыка

Изобразительное искусство

Пластика, ритмика,

театральные формы

1. Основы восприятия настроения произведений искусства

Дать представление о выразительности слова в литературе.

Учить подбирать синонимы и антонимы к словам, употреблять слова с эпитетами

Дать понимание ладового своеобразия музыкального произведения.

Учить воспринимать мажорное и минорное звучание.

Раскрыть особенности живописного колорита.

Рассказать о холодных и тёплых тонах; раскрыть особенности фактуры природного материала.

Учить различать тёплые и холодные тона, находить их в картине.

Дать представление о возможностях пластики в передаче различных эмоциональных состояний.

Учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.

Учить эмоционально говорить, задавать вопросы, отвечать на них, используя богатство голосового интонирования.

Дать представление о высотной соотнесённости звуков.

Учить различать звуки нижнего, среднего и верхнего регистров.

Рассказать о значении цветовой насыщенности (фактуре) картины.

Учить определять доминирующие цвета, их эмоциональное значение в картине, составлять композиции из природного материала с опорой на цветовую доминанту.

Дать представление о пластике «живых картин».

Учить составлять «живые картины» на заданную тему.

2. Основы восприятия темпоритма произведений искусства.

Дать представление о ритмической организации поэтической речи.

Учить четко её передавать при исполнении.

Рассказать о ритмической организации музыки.

Учить повторять заданный ритмический рисунок и различные ритмические соотнесённости, ритмический рисунок выученных песен, музыкальных произведений, длительностей и комбинировать их

Рассказать о ритмической организации живописного и скульптурного образов.

Учить выделять ритм линий, цветовых пятен, пространственных соотношений картины, объёмных форм в скульптуре.

Дать представление о ритмической организации движения.

Учить выполнять движения различного ритмического рисунка.

Рассказать об особенностях

звуковой динамики и темпе речи.

Показать возможности темпа в создании музыкального образа.

Учить на слух определять быстрый, медленный, умеренный темпы.

Дать представление о музыкальной динамике. Учить различать F, P, mf

Дать представление о возможности передачи движения в живописи и скульптуре.

Учить определять движение в живописи, скульптуре и его характер.

Дать представление о характере и темпе движения.

Учить двигаться в заданном характере и темпе.

3. Основы композиционного строения произведений искусства

Рассказать о структуре речи.

Учить выделять фразы и предложения в устной речи.

Дать понимание музыкальной

фразы и предложения.

Учить выделять музыкальные фразы и предложения в песнях.

Дать представление о различном характере рисунка, о соотношении изображения предметов в линейной перспективе.

Учить определять расположение предметов на полотне картины.

Учить располагать природный материал на плоскости листа.

Рассказать о пространственной соотносительности окружающего мира.

Учить ориентироваться в пространстве, перестраиваться в нём.

Дать представление о структуре поэтического и прозаического произведения.

Учить определять поэтическую строфу.

Дать представление о мелодии и аккомпанементе.

Учить определять мелодию и аккомпанемент в музыкальном произведении.

Рассказать об особенностях строения картины по планам.

Учить определять эти планы.

Дать представление о главных и второстепенных персонажах в пластических этюдах и инсценировках.

Учить осмысленно, выполнять свою роль в пластических этюдах и инсценировках.

Рассказать о сюжетной последовательности при составлении устных рассказов.

Учить составлять небольшие рассказы по заданным сюжетным ходам.

Дать представление о композиции музыкального произведения.

Учить воспринимать композиционное построение на слух.

Дать представление о роли деталей в произведениях живописи и скульптуры.

Учить определять их.

Рассказать об элементах сценической композиции (мизансцене, явлении, сцене, действии).

Учить действовать по заданной сюжетной схеме в предполагаемых обстоятельствах.

Примерное тематическое планирование занятий по пособию «Путешествие в прекрасное», ч. 3

(6–7(8) лет)

Всоответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами дошкольного образования курс «Путешествие в прекрасное» изучается 32 часа. По тематическому планированию – 28 часов. В соответствии с учебным планом, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Тема раздела

Тема занятия

Зал ожидания

Снова вместе!

На экскурсии

Зал настроения

Настроение человека в искусстве

Слово–лад–колорит

Настроение природы в искусстве

Разыграй настроение!

Зал контрастов

Высоко – низко

Громко – тихо

Быстро – медленно

Играем сказку

Зал отдыха

Зал чередований

Слово–звук–пятно

Слово–звук–пятно–жест

Линия–мелодия–движение

Пауза в искусстве

Ритм в жизни и искусстве

С Рождеством Христовым!

Зал композиций

Часть и целое

Ансамбль

Развитие

Главное и второстепенное

Зал отдыха

Зал образов

Действительность и образ

Мир народных образов

Фантазия и образ

Ассоциации

Образ-восприятие

Партитура

Театральный зал

Путешествие по театру

Знакомый зал

Повторение

Повторение

Повторение

Планируемые предметные результаты по организации деятельности художественно – эстетической направленности.

    Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

    Способен установить связь между действием и эмоциональном состоянием изображённых на сюжетных картинах детей и взрослых;

    Избирателен в предпочтении разной по настроению музыки;

    Меняет характер движения в соответствии с настроением и характером музыки;

    Творчески отражает впечатления о детях, взрослых, персонажах художественных произведений в рисунке;

    Подстраивает свои движения под ритм, такт и темп музыкального произведения;

    В совместных со взрослыми и в партнёрских детских проектах создаёт атрибуты для театрализации эпизодов любимых художественных произведений и собственных сказок;

    Разворачивает игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений;

    Способен сопоставлять свои впечатления о разных музыкальных произведениях;

    Высказывает свои предпочтения при выборе музыкальных произведений;

    Самостоятельно определяет различные средства музыкальной выразительности, различает правильное и неправильное интонирование мелодии;

    Элементарно анализирует музыкальные формы, разную по жанрам и стилям музыку.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные УУД:

    Импровизировать, передавать характер в музыкально – творческой деятельности.

    Установка на здоровый образ жизни, создание собственных движений с учётом правильного дыхания, передавать эмоции мимикой, движениями.

    П онимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни.

    О смысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

    П онимание жизненного содержания народной,религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.

    И спользование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоение мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.

Познавательные УУД:

    Различать и анализировать настроения, чувства, характер, выраженные в музыке.

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД:

    Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

    Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

    Понимать учебную задачу урока и осуществлять еѐ решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

    Осваивать правила работы в группе.

Коммуникативные УУД:

    Участвовать в хоровом, ансамблевом исполнении, работать в парах, группах.

    Уметь пользоваться языком изобразительного искусства.

    Уметь донести свою позицию до собеседника.

    Оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

    Учиться согласованно работать в группе.

    Учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

    Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

    Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Программа Синтез искусств под редакцией О.А.Куревиной, Г.Е.Селезневой для детей 3-7 лет является составной частью Образовательной системы Школа-2100 для дошкольной подготовки. Эта программа является развивающее - обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческого потенциала на основе комплексного подхода к различным видам искусства: музыке, живописи, литературе, пластике, театру; соединении знаний об отдельных видах искусства в единый сплав; интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем. Таким образом, музыкальные занятия перерастают в занятия по искусству .

Программа Синтез искусств является единственной в своем роде программой. Такое глубинное интегрирование предметов эстетического цикла не присутствует в существующих программах по музыкальному воспитанию дошкольников. В программе Синтез искусств усложняется музыкальный материал для слушания, в широком объеме представлены различные классические произведения русских и зарубежных композиторов.