Произведения юлия кима. Юлий Черсанович Ким. Биографическая справка. фактов о Юлии Киме

Юлий Черсанович Ким (родился в 1936) - российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард.
Юлий Ким родился 23 декабря 1936 г. в Москве. После ареста родителей покинул столицу в 1938 году на 16 лет, которые провел в Калужской области и в Туркмении. С 1954 года - опять москвич.
Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959), работал пять лет по распределению на Камчатке, затем несколько лет в Москве, преподавал историю и обществоведение (в том числе - в школе-интернате номер 18 при МГУ им. М.В.Ломоносова).
Уже в эти годы Юлий Ким стал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла.
В 1965-1968 годах Юлий Ким становится одним из активистов правозащитного движения. В 1966 году он женился на Ирине Петровне Якир (1948-1999) - внучке репрессированного командарма И. Э. Якира. Отец Ирины, известный правозащитник и диссидент, был арестован в 14 лет и вышел на свободу только в 32 года.
В 1968 году Ким расстался со школой навеки по воле начальства, не простившего ему участия в правозащитном движении. С тех пор - свободный художник.
Ещё будучи студентом пединститута Юлий Ким начал писать песни на свои стихи (с 1956 г.) и исполнять их, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре с особым «цыганским» строем. Его первые концерты прокатились по Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро вошёл в круг самых популярных бардов России.
C 1968 г. стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино. Будучи участником диссидентского движения, долгое время появлялся в титрах кинофильмов и афишах спектаклей под псевдонимом «Ю. Михайлов», поскольку фамилия «Ким» звучала для начальства по-диссидентски крамольно.
Большинство песен Юлия Кима написано на собственную музыку, многое написано также в соавторстве с такими композиторами, как Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Алексей Рыбников.
В 1974 году Юлий Ким вступает в Московский профком драматургов и начинает работу над собственными пьесами.
В 1985 году он исполнил главную роль в спектакле по своей пьесе «Ной и его сыновья». В том же году отказался от использования псевдонима и начал публиковаться под собственным именем. Тогда же вышел первый диск с его песнями - «Рыба-кит».
К настоящему времени дискография Юлия Кима насчитывает более 20 наименований дисков, аудио- и видеокассет с записями песен. Песни Юлия Кима вошли во все антологии авторской песни, а также во многие поэтические антологии современной русской поэзии, в числе которых «Строфы века» (составитель Е. Евтушенко, 1994).
Юлий Ким - член Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991), Пен-клуба (1997). Автор около пятисот песен (многие из них звучат в кинофильмах и спектаклях), трех десятков пьес и десятка книг. Лауреат премии «Золотой Остап» (1998). Лауреат российской Государственной премии им. Булата Окуджавы (2000).
С 1998 года живет в Иерусалиме и в Москве поочерёдно. Член редколлегии «Иерусалимского журнала». Участвовал в записи «Иерусалимского альбома» - первого диска из серии «Авторская песня в Израиле».
В Израиле Юлий Ким два раза в год проводит презентации «Иерусалимского журнала», вместе с поэтом и редактором «Иерусалимского журнала» Игорем Бяльским и Игорем Губерманом, ведёт презентации журнала и в Москве.
В 2002-2006 году Юлий Ким совместно с Игорем Бяльским написал пьесу в стихах о строительстве второго Храма. Юлий Черсанович Ким (родился в 1936) - российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард.
Юлий Ким родился 23 декабря 1936 г. в Москве. После ареста родителей покинул столицу в 1938 году на 16 лет, которые провел в Калужской области и в Туркмении. С 1954 года - опять москвич.
Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959), работал пять лет по распределению на Камчатке, затем несколько лет в Москве, преподавал историю и обществоведение (в том числе - в школе-интернате номер 18 при МГУ им. М.В.Ломоносова).
Уже в эти годы Юлий Ким стал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла.
В 1965-1968 годах Юлий Ким становится одним из активистов правозащитного движения. В 1966 году он женился на Ирине Петровне Якир (1948-1999) - внучке репрессированного командарма И. Э. Якира. Отец Ирины, известный правозащитник и диссидент, был арестован в 14 лет и вышел на свободу только в 32 года.
В 1968 году Ким расстался со школой навеки по воле начальства, не простившего ему участия в правозащитном движении. С тех пор - свободный художник.
Ещё будучи студентом пединститута Юлий Ким начал писать песни на свои стихи (с 1956 г.) и исполнять их, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре с особым «цыганским» строем. Его первые концерты прокатились по Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро вошёл в круг самых популярных бардов России.
C 1968 г. стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино. Будучи участником диссидентского движения, долгое время появлялся в титрах кинофильмов и афишах спектаклей под псевдонимом «Ю. Михайлов», поскольку фамилия «Ким» звучала для начальства по-диссидентски крамольно.
Большинство песен Юлия Кима написано на собственную музыку, многое написано также в соавторстве с такими композиторами, как Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Алексей Рыбников.
В 1974 году Юлий Ким вступает в Московский профком драматургов и начинает работу над собственными пьесами.
В 1985 году он исполнил главную роль в спектакле по своей пьесе «Ной и его сыновья». В том же году отказался от использования псевдонима и начал публиковаться под собственным именем. Тогда же вышел первый диск с его песнями - «Рыба-кит».
К настоящему времени дискография Юлия Кима насчитывает более 20 наименований дисков, аудио- и видеокассет с записями песен. Песни Юлия Кима вошли во все антологии авторской песни, а также во многие поэтические антологии современной русской поэзии, в числе которых «Строфы века» (составитель Е. Евтушенко, 1994).
Юлий Ким - член Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991), Пен-клуба (1997). Автор около пятисот песен (многие из них звучат в кинофильмах и спектаклях), трех десятков пьес и десятка книг. Лауреат премии «Золотой Остап» (1998). Лауреат российской Государственной премии им. Булата Окуджавы (2000).
С 1998 года живет в Иерусалиме и в Москве поочерёдно. Член редколлегии «Иерусалимского журнала». Участвовал в записи «Иерусалимского альбома» - первого диска из серии «Авторская песня в Израиле».
В Израиле Юлий Ким два раза в год проводит презентации «Иерусалимского журнала», вместе с поэтом и редактором «Иерусалимского журнала» Игорем Бяльским и Игорем Губерманом, ведёт презентации журнала и в Москве.
В 2002-2006 году Юлий Ким совместно с Игорем Бяльским написал пьесу в стихах о строительстве второго Храма.

Юлий Ким как проект

Я иду на урок: 8-й класс

Ирина Учамбрина

Ирина Алексеевна УЧАМБРИНА - методист научно-методического центра Юго-Восточного округа Москвы, учитель средней школы № 919.

Юлий Ким как проект

В начале учебного года, определяя тему нашей будущей проектной работы, мы с восьмиклассниками перебрали массу вариантов - от творчества Н.В. Гоголя до произведений современных писателей - и решили остановиться на том, что было бы интересно нам всем. Необходимо было учесть также специфику класса - это ребята живые, активные, не стесняющиеся публики, многие из них не раз уже выступали на школьной сцене, и все эти качества нужно было использовать.

Предложенная мной “кандидатура” заинтересовала ребят. Юлий Ким - наш современник, живой классик русской литературы и активный участник общественной жизни страны. Юлий Черсанович - автор ироничный, “смешной”, его творчество наполнено юмором, его песни из кино- и телефильмов на слуху практически у каждого. Имя Кима хорошо знакомо выпускникам МГПИ им. Ленина, любителям автор­ской песни, прогрессивно настроенной интеллигенции, для которой идеалы шестидесятников не пустой звук... Но это, к сожалению, не подавляющее большинство жителей страны. И мне хотелось приобщить своих учеников к творчеству человека, под знаком которого прошла и моя институтская молодость, чьи песни пели мы и “на картошке”, и на наших кухнях, и на студенческих концертах. Песни Кима - это не только часть нашей с однокурсниками юности. Это часть жизни многих и многих выпускников МГПИ. И это часть жизни нашей страны.

“Светлый человек”, “добрый талант”, “чистая душа”, “навеки Юлик” - вот лишь немногие отзывы людей, знающих Юлия Черсановича лично или бывавших на его концертах. Сергей Никитин когда-то сказал: “Творения Кима создают у слушателей неповторимое ощущение полёта”. И это действительно так. Это и полёт творческой фантазии, и полёт свободного духа, и полёт искрящегося остроумием и иронией слова. Феномен Кима состоит ещё и в том, что многие даже не представляют себе, как хорошо они знакомы с его творчеством, как часто, сами того не зная, цитируют строчки поэта. Нельзя не согласиться с мнением журналиста и писателя Д.Быкова: “Юлий Ким - один из самых больших поэтов второй половины ХХ и первой половины ХХI века. Порукой тому количество надёрганных из него пословиц, поговорок, мыслей и максим”.

Вместе с учащимися намечая план будущей работы, мы решили не ограничиться печатным иллюстрированным вариантом проекта и его компьютерной презентацией, а задумали ещё представить небольшую театрализованную постановку. Общими усилиями сформулировали тему, над которой будем работать в течение года: «Юлий Ким - бард, поэт, драматург” .

Каждый из участников проекта получил своё задание - исследовать одну из сфер жизни и творчества Ю.Кима. Были определены следующие направления.

2. Фрагментыбиографии: учёба в пединституте (историко-филологический факультет МГПИ им. Ле­нина), недолгая педагогическая деятельность на Камчатке, позднее в Москве в физическом лицее.

3. Как отразились события, происходящиев стране, на жизни семьи. Судьба родителей - корейского переводчика Кима Черсана и русской учительницы литературы Н.В. Всесвятской (здесь нам очень помогла книга Алины и Юлия Кимов «О нашей маме Нине Всесвятской, учительнице»); диссидентская, правозащитная деятельность Кима; сатирические произведения, написанные в годы “застоя”; почему Киму пришлось стать Ю.Михайловым и т.д.

4. Ким и кино. Песни, написанные к телефильмам «Бумбараш», «Обыкновенное чудо», «Двенадцать стульев», «Человек с бульвара Капуцинов», «Про Красную Шапочку» и т.д.

5. Ким и театр. Произведения, созданные для московских театров: сказка «Иван-Царевич», мюзикл «Клоп» по пьесе В.Маяковского на музыку В.Дашкевича, либретто недавно поставленной оперы «Ревизор» (музыка В.Дашкевича) в студии А.Покровского, песни, созданные для спектакля «Недоросль» по комедии Д.И. Фонвизина.

6. Творчество и деятельность Ю.Кима в настоящее время(выступления, концерты, книги).

7. Литературоведческий анализстихотворных текстов Кима, наблюдения над стилем, над средствами художественной выразительности.

Н екоторые результаты нашей полугодовой работы были представлены в композиции «Литературная гостиная. Знакомьтесь: Юлий Ким» .В неё были включены материалы, которые собрали ребята: фотографии, найденные ими в Интернете, фрагменты интервью Юлия Черсановича, записи стихов и песен в исполнении самого Кима и группы «Песни нашего века». Было запланировано также живое исполнение произведений Кима самими учащимися. Нам хотелось, чтобы сценарий отражал основные сферы жизни нашего замечательного современника, а также его гражданскую позицию, ответственное отношение к тому, чем он занимается, осознание им своего назначения и высокого звания поэта, поэтому в сценарий вошли не только забавные песни, но и серьёзные, проблемные стихи.

Для того чтобы композиция была органичной, некоторые песни мы решили прочитать как стихотворения. Ведь у Кима мало стихов как таковых - большинство из них положены на музыку или им самим, или такими замечательными композиторами, как Владимир Дашкевич, Геннадий Гладков и Алексей Рыбников. Перед исполнением «Театрального пролога» ребята предварительно слушали, как поёт это произведение сам Ким, и некоторые особенности авторской интонации попытались передать в своём чтении. Говорят, что песни бардов очень много теряют при чтении, что без музыки их стихи мало стоят, но мы убедились в том, что это не так. Наоборот, каждое слово звучит особо, это именно стихи, которые в песне не всегда слышны как надо.

Большой удачей в работе над проектом было для нас участие в записи телепередачи «Линия жизни» с Юлием Кимом. Ребята смогли своими глазами увидеть артиста, почувствовать обаяние его иронии, услышать в исполнении Юлия Черсановича песни, которые они уже разучили, а также оценить искренность и глубину ответов на вопросы, заданные ему публикой. Слушателей интересовали подробности биографии Кима, его участие в правозащитной деятельности, проблемы творчества и даже проблемы преподавания.

Работа над проектом пока ещё не закончена. В перспективе мы собираемся представить не только компьютерную презентацию нашей деятельности и окончательный печатный вариант со всеми собранными воедино материалами, но и небольшой концерт «Театр песни Юлия Кима».

В заключение остаётся лишь сказать, что такая форма работы, как проектная деятельность, очень плодотворна. Она пробуждает живой, непосредственный интерес к предмету, разнообразит как деятельность учителя, так и деятельность учащихся, готовит их к разного рода творчеству, учит интегрировать разные виды искусства, такие как литература, музыка, театр, кино. Помимо всего прочего, проектные (исследовательские) работы имеют хорошие перспективы к тому, чтобы стать формой экзамена по литературе (рефераты постепенно уходят в прошлое), и это тоже необходимо учитывать при планировании учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Предлагаю вниманию читателей сокращённый вариант нашей композиции по творчеству Юлия Кима.

Литературная гостиная «Знакомьтесь: Юлий Ким!»

(Звучит фонограмма песни «Фантастика-романтика».)

Ведущий . Юлия Кима знает практически каждый российский человек, даже тот, кто с трудом припомнит, слышал ли он когда-нибудь это имя. Однако есть такие телефильмы, которые смотрели все, и все слышали песни, звучащие в них. «Про Красную Шапочку» и «Обыкновенное чудо», «Бумбараш» и «Двенадцать стульев», а ещё «Формула любви», «Точка, точка, запятая» и много-много других. Ну кто из нас хоть однажды не напевал: “А-а-а... крокодилы, бегемоты...” или “А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк...” Или “Уно, уно, уно, ун моменто...” Автор всех этих популярных песен - поэт, драматург, композитор, один из лучших отечественных бардов - Юлий Черсанович Ким.

Часто так случается, что песня, выходя в народ, если это хорошая, настоящая песня, утрачивает своего автора. Именно так нередко происходило с творениями Юлия Кима. Например, однажды в одной телепередаче известный актёр признавался, что очень любит русские народные песни, особенно вот эту...

(Звучит фонограмма песни «Губ ы окаянные, думы потаённые...».)

Ведущий . Говорят, что после этого Юлий Черсанович, снимая телефонную трубку, представлялся так: “Русский народ слушает!”

Юлий Ким родился в Москве 23 декабря 1936 года. Жестокие события тех лет - аресты и репрессии - коснулись и его семьи.

Поэт. “ Моего отца взяли и дали ему десять лет без права переписки, что по тем временам, как правило, означало расстрел. Через два года взяли и маму, и впервые я увидел её сознательными глазами, когда мне уже было лет десять. А в 1951 году судьба занесла нас с мамой в Туркмению. На великую стройку социализма - Главный Туркменский канал. Там, в Ташаузе, и закончил я школу. Там на гармошке выучился играть, в хоре пел и стихи писал непрерывно, в том числе и на смерть Сталина, которые послал в «Комсомолку», которая, слава Богу, их не напечатала”.

(Звучит фонограмма песни “Хорошо идти фрегату...”)

Поэт. “В педагогический институт ребят брали охотно, и хотя я перепутал водопад Ниагару с Викторией, экзаменатор сделал вид, что Ниагара в Африке тоже имеется, и поставил мне пять. И я поступил в институт, нагло полагая, что уж когда-нибудь в процессе обучения стану если не писателем, то журналистом, либо редактором, либо учёным-литературоведом - только не учителем. Подобно Печорину, я чувствовал в себе силы необъятные, заслуживающие, разумеется, лучшего применения сравнительно с убогой карьерой школьного наставника. Но в один прекрасный день я очутился на пороге института с дипломом учителя и трёхлетним контрактом. Не удалось мне уклониться от педагогической стези. «Ну что ж, - вздохнул я. - Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Преподавать так преподавать». И, согласно контракту, отправился на Камчатку”.

Ведущий. По камчатским впечатлениям созданы такие песни Кима, принёсшие ему известность, как «Рыба-кит», «Капитан Беринг» и др.

(В исполнении учащихся звучит песня «Рыба-кит».)

На далёком севере
Бродит рыба-кит,
А за ней на сейнере
Ходят рыбаки.

Нет кита, нет кита,
Нет кита, не видно,
Вот беда, вот беда,
До чего обидно!

Как-то ночкой чёрною
Вышел капитан,
И в трубу подзорную
Ищет он кита:

“Нет кита, нет кита,
Нет кита, не видно,
Вот беда, вот беда,
До чего обидно!”

Как-то юнга Дудочкин
Бросил в море лот,
И на эту удочку
Клюнул кашалот.

Вот и кит - но что за вид:
Только рёбра видно,
Фу, какой - худой такой!
До чего обидно!..

На далёком севере
Бродит рыба-кит,
А за ней на сейнере
Ходят рыбаки.

Поэт. “Без малого девять лет я учительствовал, и с удовольствием. Точнее, с чувством увлекательного и значительного дела. Бесконечно творческого. Одновременно с этим шло у меня, и всё лучше и больше, дело писательское, и настал момент прощания со школой. Что ж, по судьбе, по призванию вышло мне быть писателем. Не вышло бы - я бы учительствовал по сей день”.

Ведущий. Дружба Юлия Кима с кинематографом началась ещё в 60-е годы и продолжается до сих пор. Много пишет Ким и для театра. Среди его произведений - песни и романсы, куплеты и баллады, арии и молитвы, которые исполняют солдаты, студенты, рыцари, охотники, офицеры, странники, красноармейцы, пираты - герои произведений Мольера, Гайдара, Свифта, Сервантеса, Маяковского, Остров­ского и др.

(Читается «Театральный пролог» к пьесе «Как вам это понравится» по У.Шекспиру.)

Медам, месье, синьоры!
К чему играть спектакли,
Когда весь мир театр
И все мы в нём актёры, -
Не так ли, не так ли?
Медам, месье, синьоры!
Как жаль, что в этой драме
Бездарные гримёры.

Коварные суфлёры -
Мы сами, мы с вами.
О, как бы нам, синьоры,
Сыграть не фарс, а сказку.
О счастье и надеждах,
Сыграть, пока не скоро
Развязка, развязка!..

О, мир, где вместо падуг
Над нами арки радуг,
Где блещет вместо ламп луна!
Где мы, мы играем слабо,
О, как бы нам хотя бы
Не путать амплуа, амплуа...
Амплуа? Гоп-ля-ля!

(В исполнении учащихся звучит песня «Я клоун».)

Я клоун,
я затейник,
Я выбегаю на манеж не ради денег,
А только
ради смеха:

Быть может,
когда я - вот он,
Одной печалью станет меньше у кого-то, -
Выходит,
ровным счётом,
На свете больше станет радостью одной!

Я клоун,
весёлый клоун!
Я этой шапочкой навеки коронован!
Ну разве
я не прекрасен?
Вот это клоун! Вот потеха! Вот чудной!
Давайте
поля сражений
Объединим в один манеж для представлений:
Я выйду
на середину -
И вы, как дети, смейтесь, смейтесь надо мной!
Я клоун!
Я затейник!

Ведущий. Особая тема в творчестве любого поэта - тема любви, и Юлий Ким не исключение. Меняются эпохи и правительства, меняются нравы и обычаи, но любовь всё так же остаётся самым прекрасным чувством на земле, которое оказывается обыкновенным чудом и помогает победить всех колдунов и злодеев, пережить все невзгоды и испытания.

(Звучит песня «Не покидай меня, весна» из к/ф «Красавец мужчина».)

Не покидай меня, весна,
Грозой и холодом минутным
Меня напрасно не дразни!
Не покидай меня, весна,
Сияй мне ярче с каждым утром!
Продлитесь вы, златые дни...

Продлись, продлись, мой дивный сон!
Тебя послало провиденье,
Тебя так долго я ждала!
Ты так прекрасен, милый сон,
Что я не верю в пробужденье,
И лишь тобой душа жива!

Не покидай меня, весна,
Когда так радостно и нежно
Поют ручьи и соловьи!
Не покидай меня, весна,
Не оставляй меня, надежда
На чудо счастья и любви!

Ведущий. Юлий Ким, безусловно, блестящий стилист и непревзойдённый мастер театральных монологов. Но он ещё наш с вами современник, поэтому не может не откликнуться на события, происходящие в жизни страны. “Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство” - эти слова вслед за Булатом Окуджавой мог бы повторить и Юлий Черсанович.

(Читается «Песня о мире».)

Всё в мире снова темно и грозно.
Как докричаться до глав правительств?
Договоритесь - ещё не поздно!
Пока не поздно - договоритесь!
Мы понимаем - это трудно, очень трудно.
Мы понимаем - наша песенка наивна:
Наверно, легче сдохнуть обоюдно,
Чем хоть бы раз довериться взаимно.
Мы понимаем: слишком много генералов,
Которых не переучить на почтальонов.
Мы понимаем: ради высших идеалов
Необходима гибель наших миллионов, -
Мы понимаем...
Но как же дети?
За что же дети - обречены?
Нет ничего на белом свете,
Что может стоить такой цены.

Поэт. “Я много думаю - куда пойдёт страна, и, знаете, мне замерещился какой-то странный тип человека, который должен появиться в нашей жизни. Я хоть смутно, но себе его представляю - в нём немало черт знакомых мне людей. Самая главная его отличительная черта - свободный российский человек”.

(Читается стихотворение «Своим путём».)

Когда тобою решено
Добиться благородной цели,
То остаётся лишь одно:
Осуществить мечту на деле.
И вот, покинув отчий дом,
Идёшь, исполненный отваги,
И пусть овраги, пусть коряги, -
Ты всё равно идёшь своим путём...

То круто вверх, то резко вниз,
Взлетел опять - и вновь расшибся.
А слева смех, а справа свист:
“Эй! Признавайся, что ошибся!”
А ты всё дальше, напролом,
И видишь сквозь туман и слёзы:
Всё шире даль...
Всё ближе звёзды...
И ты не зря идёшь своим путём!
И ты всегда иди своим путём.

Поэт. “Я думаю, что слово «поэт» - самое точное определение. Не только потому, что главным образом я пишу стихи, но и по общему ощущению самого себя. Можно просто сказать - русский писатель, поскольку это включает всё - и сочинение пьес, и прозы, и стихов, и песенных текстов”.

На пороге наших дней
Неизбежно мы встречаем,
Узнаём и обнимаем
Наших истинных друзей.
Здравствуй, время гордых планов,
Пылких клятв и долгих встреч!
Свято дружеское пламя,
Да не просто уберечь...

Всё бы жить, как в оны дни,
Всё бы жить - легко и смело,
Не высчитывать предела
Для бесстрашья и любви.
И, подобно лицеистам,
Собираться у огня,
В октябре багрянолистом
Девятнадцатого дня...

Но судьба своё возьмёт.
По-ямщицки лихо свистнет,
Всё по-своему расчислит,
Не узнаешь наперёд.
Грянет бешеная вьюга,
Захохочет серый мрак,
И - спасти захочешь друга,
Да не выдумаешь - как...

На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий
Ты наш друг, ты наш Учитель,
Славный пушкинский Лицей!
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине!..

Личное дело

Юлий Черсанович Ким (80 лет) родился в Москве в семье переводчика с корейского языка Ким Чер Сана и учительницы русского языка и литературы Нины Валентиновны Всесвятской. Всего через два года после его рождения отец был репрессирован - обвинен в шпионаже в пользу Японии и расстрелян, а мать отправлена в ссылку. Юлий с сестрой после ареста мамы были отправлены к бабушке с дедушкой в Калужскую область. Затем он провел несколько лет у теток в Туркмении - до 1946 года, когда из ссылки вернулась мама. Там заканчивал среднюю школу с 8-го по 10-й класс. Возвратиться в Москву смог только в 1954 году.

Приехав в столицу, Юлий Ким поступил на историко-филологический факультет Московского педагогического института, который окончил в 1959 году. По распределению был направлен на Камчатку, где четыре года преподавал в школе поселка Анапка Карагинского района. Вернувшись в Москву в 1963 году, несколько лет был учителем литературы, истории и обществоведения (в том числе — в школе-интернате номер 18 при МГУ).

С 1965 года Юлий Ким становится активным участником правозащитного движения, В 1966 году женится на Ирине Якир — внучке репрессированного командарма Ионы Якира и дочери известного правозащитника и диссидента Петра Якира.

В 1967—1969 годах Ким неоднократно подписывал коллективные письма с требованиями соблюдения прав человека, адресованные властям. Вместе со своим тестем П. Якиром и с И. Габаем был соавтором обращения «К деятелям науки, культуры и искусства» (январь 1968) о преследованиях инакомыслящих в СССР, участвовал во многих акциях и движениях в защиту прав. К этому же периоду относится и ряд «диссидентских» песен Кима: «Адвокатский вальс», «Господа и дамы» и другие.

В 1968 году из-за правозащитной деятельности Киму пришлось уйти из школы. Его вызвал для беседы сам начальник Пятого управления КГБ Филипп Бобков. Он был правой рукой Андропова, курировал искусство и диссидентов. По воспоминаниям Кима, он ему заявил: «Преподавать в советской школе с такими антигосударственными взглядами вы, конечно, не можете. Воздержитесь и от выступлений с песнями". - "Позвольте, а на хлеб насущный как же зарабатывать?" - "Мне сказали, что у вас есть какие-то договоры с кино, театром. Пожалуйста. Мы препятствовать не собираемся».

С этого момента Юлий Ким стал вести жизнь свободного художника как поэт и композитор.

Ещё будучи студентом пединститута он начал писать песни на собственные стихи и исполнять их под аккомпанемент на семиструнной гитаре с особым «цыганским» строем. Первые концерты Кима, состоявшиеся в Москве в начале 1960-х годов, сразу принесли ему огромную популярность в кругах любителей бардовской песни.

В марте 1968 года Юлий Ким вместе с Александром Галичем и другими бардами участвовал в Фестивале авторской песни, организованном клубом «Под интегралом».

С того же года Ким стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино, продолжая заниматься правозащитной деятельности. В 1970—1971 годах он участвовал в подготовке «Хроники текущих событий» — первого в СССР неподцензурного правозащитного информационного бюллетеня, который распространялся через самиздат. Некоторые выпуски «Хроники» этого периода практически полностью были отредактированы им. Позже, однако, Юлий Ким отошёл от активной правозащитной деятельности.

В 1974 году Ким вступает в Московский профком драматургов и начинает работу над собственными пьесами. В 1985 году он исполнил главную роль в спектакле по своей пьесе «Ной и его сыновья». Тогда же вышел первый диск с его песнями — «Рыба-кит».

После начала перестройки фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает, наконец, пластинку с песнями Кима (1988); в титрах кинофильмов появляется его фамилия. В 1990 году вышла песенная пьеса-композиция «Московские кухни», ставшая своеобразной вехой в его диссидентском творчестве.

В 2002 году перевёл знаменитый мюзикл «Нотр-Дам де Пари» на русский язык, став автором русской версии сценария этого спектакля и большинства песен для него. Позднее на сцене Театра оперетты в Москве были поставлены мюзиклы «Монте-Кристо», «Граф Орлов» и «Анна Каренина», либретто для которых также написал Ким.

В марте 2008 года Юлий Ким вместе с другими бардами участвовал в Фестивале авторской песни «Снова „Под интегралом“ — 40 лет спустя», посвящённом возрождению клуба «Под интегралом» и сорокалетию фестиваля 1968 года.

Начиная с 1998 года писатель живёт попеременно в Москве и в Иерусалиме, где у него имеется трехкомнатная квартира. Является членом редколлегии «Иерусалимского журнала». Однако своим домом по-прежнему считает именно Москву.

В 2016 году Юлию Киму присуждена премия Московской хельсинкской группы «За защиту прав человека средствами культуры и искусства».

Чем знаменит

Советский и российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард, участник диссидентского движения в СССР. «Русский писатель с гитарой», по меткому определению Станислава Рассадина, Юлий Ким является автором около пятисот песен, трёх десятков пьес и десятка книг. Его песни вошли во все антологии авторской песни, а также во многие поэтические антологии современной русской поэзии, в числе которых «Строфы века» (составитель Евгений Евтушенко, 1994).

Большинство песен Юлия Кима написано им на собственную музыку, но многое было создано в соавторстве с такими композиторами, как Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Алексей Рыбников. Так, в паре с Гладковым он написал песни к популярным советским кинофильмам «Обыкновенное чудо», «Двенадцать стульев», «Дульсинея Тобосская», «Сватовство гусара». Всего же песни Кима звучат в полусотне фильмов, в том числе «Бумбараш», «Формула любви», «Человек с бульвара Капуцинов», «Собачье сердце».

О чем надо знать

Из-за своей активной правозащитной деятельности, Юлий Ким был вынужден многие годы творить под псевдонимом Ю. Михайлов - именно это имя появлялось в титрах кинофильмов и афишах спектаклей с его музыкой и текстами.

Псевдоним он придумал себе сам. При этом «все, кому надо» прекрасно знали, кто под ним скрывается. По словам самого Кима, «это был чистый компромисс: вы не подписываетесь настоящим именем - мы вас не трогаем».

Фильм, в титрах которого появился бы Юлий Ким, могли положить на полку, а спектакль с его именем на афише - закрыть. Поэтому, чувствуя свою ответственность за работу целого коллектива, Ким и подписывался псевдонимом.

Это продолжалось с 1969 по 1985 год, когда Булат Окуджава в посвященном барду очерке «Запоздалый комплимент», опубликованном в «Литературной газете», этот псевдоним «отменил». «Он начал писать обо мне как о Ю. Михайлове, но где-то в середине его прорвало: "Да какой там Ю. Михайлов, когда все мы знаем, что это Юлий Ким!" Это было уже горбачевское время, уже повеяло перестроечным духом. И я вернулся к своей, как говорится, "девичьей фамилии"», - рассказывал бард.

Сам он довольно критически относится к своему диссиденству. «Мое участие в диссидентском движении не стоит преувеличивать. Я не ставлю себя вровень с известными правозащитниками, перед гражданским мужеством которых преклоняюсь. Я был всего лишь соредактором "Хроники текущих событий", двух ее номеров - 11-го и 18-го. Стилистически подправил поступивший материал, расположил его по рубрикам - и всё. Я занимался этим, уже отказавшись гласно выражать свое отношение к режиму. Не хотелось еще раз испытывать судьбу», - говорит писатель. По его словам, он был «не на передовой, но скорее в тылу, который делал все для фронта».

Прямая речь

О зрителе: «Мне всегда было особенно дорого не гражданское понимание моих гражданских сочинений, а филологическое понимание моих филологических сочинений - когда слушатели оценивали всякие стилистические нюансы».

О своей аудитории: «Моя аудитория - это, конечно, интеллигенция. Образованное сословие. И все мои фиги в кармане, имеющие культурное название "эзопов язык", находили отклик именно в образованном сословии. Я понимал, что в ПТУ или воинскую часть с этим приходить не надо».

О любви к Камчатке: « На Камчатку я впервые приехал по окончании Московского педагогического института, по распределению. Два года отработал, уехал обратно, и за это Камчатка наградила меня чудовищной ностальгией. После двух лет успешной педагогической работы в столице я все-таки вернулся на Камчатку, чтобы с этой ностальгией справиться. Через полгода снова, уже окончательно уехал в Москву, острая ностальгия прошла, а тяга к Камчатке осталась. В итоге я был на Камчатке семь раз».

О бардовской песне: «Я думаю, бардовская песня обречена на бессмертие. Тяга к песнетворчеству присуща многим народам, но в российском она имеет просто повальный характер. Стихотворная песенная графомания в самом лучшем смысле слова. В общем, я уверен, что бардовская песня жива и будет жить».

Писатель Алекс Тарн о Юлии Киме: «Его диссидентство было тоже особенным — уникально кимовским — не воинственным, но скорее недоумевающим: мол, как же так можно?.. зачем?.. почему? Ведь "людям должно же быть стыдно / таких же людей не понять"… ("Адвокатский вальс"). Именно такими — на почве недоумения — представляются его разногласия с советской властью. Не надрыв, не выкрик, не гримаса ненависти (то есть все то, что эта власть, расстрелявшая отца и протащившая по лагерям и ссылкам мать Юлия Черсановича, несомненно, заработала от него с лихвой), а это вот тихое интеллигентное удивление: "Как же так? Должно же быть стыдно…"»

7 фактов о Юлии Киме

  • В оперативных сводках КГБ Юлий Ким фигурировал под кодовым именем «Гитарист»
  • Однажды песню Юлия Кима «Губы окаянные, думы потаенные...» - передали по радио как «русскую народную». На следующий день Ким снимал телефонную трубку исключительно со словами: «Русский народ слушает».
  • Сам себя Юлий Ким не считает «полноправным представителем так называемой авторской песни»: «Я считаю себя литератором. И прежде всего занимаюсь драматургией. Это главное мое занятие. А сочинение песен - попутная стезя. Второе мое дело после написания пьес и либретто».
  • В титрах к картине «Формула любви» указано, что «автор текста — Юлий Ким», однако к знаменитой песне «Уно моменто», прозвучавшей в фильме в исполнении Семена Фарады и Александра Абдулова, Ким отношения не имеет. В фильме звучат его романс и речитатив в самом начале. А «Уно моменто» полностью сочинил Геннадий Гладков.
  • Барду очень нравится каламбур, который он слышит от зрителей каждый раз, где бы ни выступал: «Как Ким ты был, так Ким остался».
  • Является членом Союза кинематографистов (1987), Союза писателей (1991) и Пен-клуба (1997).
  • Юлий Ким - лауреат премии «Золотой Остап» (1998), российской Государственной премии имени Булата Окуджавы (2000), национальной премии «Поэт» (2015) и многих других литературных и музыкальных премий.

Материалы о Юлии Киме

Годах Юлий Ким становится одним из активистов правозащитного движения . В 1966 году он женился на Ирине Петровне Якир ( -) - внучке репрессированного командарма И. Э. Якира . Отец Ирины, известный правозащитник и диссидент Пётр Якир , был арестован в 14 лет и вышел на свободу только в 32 года.

Песни

  • А вдруг ты завтра попадешь на остров в океане?.. - Разговор с избалованным ребенком (из кинофильма «Про Красную Шапочку») (Стихи Ю.Кима, Музыка А.Рыбникова)
  • А вот и мы… - Клоуны
  • А вот и я! А вот и я! Бон жур! Гут морген! Здрасьте!.. - Дуров на арене
  • А ну, давай! А ну, не стой!.. - На каторге
  • А ну, дружок, давай пойдём… - Бродячие актёры (Стихи Ю.Кима, Музыка М.Меламед)
  • А ну, забьем «козла», ха-ха!.. - Матросы играют в домино
  • А поутру на море такая тишина, что песенка прибоя - и та едва слышна… - Утро на море
  • А почему вы думаете… - Монолог Пеппи
  • А почему же их все любят, а нас, небось, никто!!.. - Песня злых старух (из кинофильма «Про Красную Шапочку») (Стихи Ю.Кима, Музыка А.Рыбникова)
  • А скажи мне, Дженни, Дженни… - Дженни
  • А я маленькая детка (Метр сорок)… - Хулиган
  • Ах нет, прошу пластинку эту спрячьте в тот конверт!.. - Кацман, Шуцман и Боцман
  • Ах, Машенька, Маша, зачем ты грустна?.. - Капризная Маша
  • Ах, мил сердечный друг, не выразить словами… - Ах, мил сердечный друг…
  • Ах, неужели действительно уж так уж необходимо… - Разговор учителя и ученика
  • Ах, ну кто бы подумал, что любовь как война… - Хабанера
  • Ах, поверьте мне, я человек замечательный… - Песня Полицейского
  • Барон Жермон поехал на войну… - Барон Жермон
  • Баю-бай, уже позднее время…
  • Брызнет сердце то ли кровью… - Хор актеров
  • Был я мирный человек, стал - фрайер… - Песня об утрате веры
  • В белом платье с причудливым бантом… - Романс Зизи
  • В Коктебеле, в Коктебеле… - Классовая
  • В Ленинграде нонче тепло, на зиму пародия… - Оттепель в Ленинграде
  • В семь часов, как обычно, будильник…
  • В чистом поле ветер свищет… - Конь мой белый (Стихи Ю.Кима, Музыка М.Меламед)
  • Вам не кажется ли, фру Сеттергрен… - Ссора в попечительском совете
  • Велик Господь: он создал плоть… - Монолог шута о мыслях
  • Весна, весна, ручьи бегут по кручам… - Весна
  • Весною, давно пролетевшей, я тоже была молодой… - Воспоминания Бабы Яги
  • Внимание, внимание!.. - Песня полицейского
  • Водит летчик самолет - и прекрасно…
  • Вот вы знаете что?..
  • Вот так, вот так, свидетель Бог, великих гениев растили!.. - Учитель музыки маэстро Гарафоли
  • Вот тебе задачка… - Игра со Стефенсеном
  • Все улицы как будто стали краше и солнце как бы входит в каждый дом… - Передовая статья газету
  • Все… Вот и все… Собирай сундуки…
  • Вы думаете, просто… - Полезные дела
  • Вы приехали, милые, к нам - ля-ля-ля… - Вальс администрации
  • Выйдет ли, не выйдет ли, появится ль на свет… - Песенка про песенку
  • Где друзья минувших лет… - Песня старого гусара (Стихи Д. Давыдова)
  • Генерал-аншеф Раевский сам сидит на взгорье… - Бомбардиры
  • Голубчик Петрушка, собрался куда?.. - Петрушка
  • Господа и дамы, господа и дамы, какое счастье - шмон!.. - Господа и дамы
  • Губы окаянные, думы потаенные… - Губы окаянные
  • Давайте негромко, давайте вполголоса… - Прощальная песня
  • Дайте мне срок… - Идеи Стефенсена
  • Далека дорога твоя, далека, дика и пустынна… - Прерия
  • Дамы, господа!.. - Представление цирковой программы
  • Девочка на шаре в голубом трико… - Девочка на шаре
  • Дети, выполняйте задание!.. - Фрекен Розенблюм
  • До свиданья! Утопающий в садах…
  • До свиданья, грифы…
  • До чего же плохо все у нас пока!.. - В ЦК КПСС от отдельных представителей некоторой интеллигенции приватное письмо
  • Дорогой Булат Шалвыч, а также Владимир Семеныч!.. - Друзьям
  • Дрожи, буржуй, настал последний бой. Против тебе весь бедный класс поднялся… - Красный марш
  • Если бы случайно… - Песня Суок
  • Если вы не очень боитесь Кощея или Бармалея и Бабу Ягу… - Приходи, сказка
  • Если долго по дорожке… - Песня Красной шапочки (из кинофильма «Про Красную Шапочку») (Стихи Ю.Кима, Музыка А.Рыбникова)
  • Если надо человека… - Ария о клевете
  • Если сесть на воздушный шар… - Песня о родителях
  • Если сесть на воздушный шар… - Эге-ге-гей
  • Если ты настоящий, порядочный волк… - Песня Волчицы (из кинофильма «Про Красную Шапочку») (Стихи Ю.Кима, Музыка А.Рыбникова)
  • Ехали мы этим долгим рейсом… - Рейс 991
  • Живем мы в нашем лагере…
  • Жил на свете старый гном в старом домике своем… - Два гнома
  • Жила-была на свете крыса… - Стефенсен - Баллада о крысе
  • Жонглируют жонглеры! Мелькают акробаты!.. - Злой хозяин цирка дрессированных детей
  • За книжную обложку шагни, как за порог… - Тихий марш
  • Звезда моя в зените, разбиты все враги!.. - Злодей-победитель
  • Здравствуй, киндер дорогой… - Кадриль для Матиаса Руста
  • Значит так: где-то, кто-то, как-то - ишь, нахальство каково!.. - Шабаш стукачей
  • И в детстве моем невозвратном… - Романс старой театралки
  • И в Москве, и везде, с кем бы мы ни граничили… - Герцогиня
  • И вот приходит грозный муж, зубами скрипя… - Забудь былое
  • И недели не прошло…
  • Извини меня, моторчик, что я так тебя гублю… - Моторчик
  • Извольте взять приборы…
  • Илья Муромец на печке спал и видел страшный сон… - Илья Муромец на печке…
  • Индонезия (посв. Дм. Сухареву)
  • Иные времена настали наконец-то…
  • Ишь, как он выпендривается взглядом и видом!.. - Песня военачальника
  • Кадриль Брежнева и Сталина - сон Леонида Ильича
  • Казимира, Казимира… - Письмо Великого Князя Московского в Литву К.Прунскене
  • Как гром, гремит команда… - Гренадеры
  • Как за меня матушка все просила Бога, все поклоны била, целовала крест… - Журавль по небу летит
  • Как на нашем на парткоме шум и тарарам… - Случай на парткоме
  • Как назвал бы это поэт: летный цирк, воздушный балет… - Высший пилотаж
  • Как спокойно, как красиво на рассвете люди спят… - Утренняя колыбельная
  • Капитан Беринг открыл наш дикий берег… - На сейнере
  • Капнист пиесу накропал, громадного размеру… - Волшебная сила искусства (История, приключившаяся с комедиографом Капнистом в царствование Павла I и пересказанная мне Натаном Эйдельманом)
  • Когда вам одиноко и грустно отчего-то… - Песня о звездах (из кинофильма «Про Красную Шапочку») (Стихи Ю.Кима, Музыка А.Рыбникова)
  • Когда тобою решено достигнуть благородной цели… - Своим путем
  • Когда я была молодая… - Волчица
  • Когда я пить хочу - иду себе к ручью… - Гном, влюбленный в принцессу
  • Конечно, усилия тщетны и им не вдолбить ничего… - Адвокатский вальс
  • Конечно, я вру… - Песня о вранье
  • Кончайте ваши прения, седлайте лошадей!.. - Ковбойская
  • Красотки, вот и мы - кавалергарды!.. - Кавалергарды
  • Куда ни глянь, куда ни плюнь… - Монолог главы рода
  • Куда ты скачешь, мальчик, кой черт тебя несет… - (Музыка Ген. Гладкова, Стихи Юлия Кима)
  • Кукаре-кукареку, кому за рыбой на реку?.. - Утренняя (из кинофильма «Про Красную Шапочку») (Стихи Ю.Кима, Музыка А.Рыбникова)
  • Лаптем сосну не перпилить… - Заговор злодеев против злодеев
  • Люблю свою бандуру за этакий настрой…
  • Люди все, как следует, спят и обедают… - Песня учителя обществоведения
  • Малютка Дженни так мила - йо-хо-хо!.. - Малютка Дженни
  • Малютка Илья Муромец понял себя не сразу… - Илья Муромец
  • Медам, месье, синьоры! К чему играть спектакли… - Пролог
  • Мне внушал папаша с детства, не жалея отчих сил… - Денежки. (Из х/ф «Сватовство гусара») (Музыка Ген. Гладкова, Стихи Юлия Кима)
  • Мне очень нравятся красивые цветочики, а также птички-канарейки-соловьи… - Кощей Бессмертный - 1
  • Многоуважаемые дамы… - Анонимное письмо в совет
  • Мой друг, пора мудрее стать, ведь ты отнюдь не крошка!.. - Еще чуть-чуть
  • Мой папаша были дворник, а мамаша - барыня… - Песня Зизи
  • Мороз трещит, как пулемет… - Подражание В. Высоцкому
  • Моя матушка Россия пошла утром на базар… - Моя матушка Россия
  • Моя натура хочет жить широко! Моя натура любит широту!.. - Ученики превращаются в пиратов
  • Мы - туристы…
  • Мы живем в Филейной части… - Гимн ФМШ
  • Мы об Марксе твердим и об Ленине, отщепенцев к столбу пригвоздив… - Начальство слушает магнитофон
  • Мы с ним пошли на дело неумело, буквально на арапа, на фу-фу… - Мы с ним пошли на дело неумело…
  • На болоте три лягушки и четыре муравья… - Колыбельная Илюшке
  • На голубом заливе…
  • На далеком севере бродит рыба-кит… - Рыба-кит
  • На ночных кустах ветки трогая…
  • На полянке, на лужайке… - Новогодняя полечка
  • На пороге наших дней… - 19 Октября (Музыка В.Дашкевича)
  • На руки можно подуть… - Знакомство
  • На синей волне, на южном огне… - Черноморская песня
  • На синем океане летит… - Песня старого пирата
  • Навострите ваши уши, лодыри и неучи… - Веселые лентяи
  • Наш городок - хороший городок… - Человечек с хитрыми глазками
  • Наши пилы белозубы… - Лесорубы
  • Не копье пробило грудь. Ранила тревога… - Рыцарь одиночка - 3
  • Не нужны мне эдельвейсы… - Песенка Ассоль
  • Не покидай меня, весна… - (Музыка В.Дашкевича)
  • Негаданно-нечаянно пришла пора дороги дальней… - Фантастика-романтика
  • Нет, я не плачу, и не рыдаю, на все вопросы я открыто отвечаю… - Нет, я не плачу
  • Ни дождика, ни снега… - Звездная ночь
  • Ну вот, ну опять, ну разумеется… - Песня родителей
  • Ну, как у нас по линии генлинии?.. - Разговор скептиков и циников
  • Ну, корова, ну что ж тут такого?.. - Подбодрение дам
  • Ну, ребята, - все, ребята… - Истерическая перестроечная
  • Ну, что вы, братцы, право… - Записка в президиум
  • О, бедный мой Томми, бедный мой Том!.. - Пиратская песня из «Острова Сокровищ»
  • О, как лукаво обманчива… - Песня доктора Гаспара
  • О, наставники наши и менторы!.. - Благодарственный молебен
  • О, Пеппи, дочь моя!.. - Капитан Эфроим Длинныйчулок
  • Облака плывут, облака, на закат плывут, на восход… - Облака плывут, облака…
  • Объехать землю и пройти пешком или в седле… - Монолог странника
  • Один глупый лесоруб… - Песня о мастерах (из кинофильма «Про Красную Шапочку») (Стихи Ю.Кима, Музыка А.Рыбникова)
  • Однажды рыжий Шванке… - Рыжий Шванке (На музыку немецкой народной песни)
  • Ой ты Хайфа, Хайфа!.. - Хайфа
  • Ой, как хорошо, хоть песню пой… - Хорошее настроение
  • Ой, не пишется ни песен, ни романсов… - Творческий кризис
  • Ой, не плюйтесь, хунвейбины…
  • Ой, Пеппи-Пеппи-Пеппи-Пеппи… - Приезд Пеппи в городок
  • Ой, романе, романеро, ой, как вы поете!.. - Цыганский романс
  • Ой, Томми, Томми, Томми, Томми… - Пиратская с жуликами
  • Они говорят: "Володь, Володь - ты ж наш герой да… - Володя
  • Отворились ворота, хлопнули ладоши… - Отворились ворота
  • Отобью свою литовку… - Коса острая
  • Отогнув уголок занавески… - Романс (Из х/ф «Сватовство гусара») (Музыка Геннадия Гладкова)
  • Пароход на реке завел песню о любви-любови… - Пароход
  • Песня спета, кончен путь, что же дальше делать… - Рыцарь одиночка - 2
  • Петр Палыч ходил на работу, и не знал Петр Палыч того… - Петр Палыч
  • По бушующим морям… - Пиратская (На мелодию старинной песни «Из Мадрида в Лиссабон»)
  • По дороге скачет Вилли-Билли Джон… - Взрослая ковбойская
  • По синему небу летучий ковер… - Летучий ковер
  • По эстакаде движутся машины… - Песня о Братске
  • Поговоримте о Фортуне… - Монолог шута о фортуне
  • Под березой, под березой подберезовика нет… - Как я искал грибы
  • Поднимай, ребята, флаги!..
  • Позвольте, братцы, обратиться робко: пришла пора почистить наш народ… - Письмо в СП РСФСР (по случаю 6 пленума Секретариата Союза Писателей, где обсуждалась проблема, кого считать русским, а кого русскоязычным писателем)
  • Пой до упаду и смейся до слез! Радуйтесь, люди: родился Христос!.. - Рождество
  • Пойду обольюся слезами…
  • Помню я светлую речку… - Песня Волка (из кинофильма «Про Красную Шапочку») (Стихи Ю.Кима, Музыка А.Рыбникова)
  • Послушай, Галилей, ну что ты так уперся?.. - Галилей перед пыточной камерой
  • Послушайте, - да вы, наверно, слышали: опять у нас берут за анекдоты!.. - Диалог образца 1967 года
  • Предо мной сидит судья, перед ним лежит статья… - Суд над судьями
  • Прибежали босиком, в огороде врыли кол… - Карусель
  • Приходит день, приходит час… - Песня волшебника из х/ф «Обыкновенное чудо»
  • Прошел январь, пошел февраль…
  • Пускай ветра буянят. Шторма пускай штормят… - Песня охотника (из кинофильма «Про Красную Шапочку») (Стихи Ю.Кима, Музыка А.Рыбникова)
  • Пусть без обеда оставит нас мама… - Автодорожная
  • Пятьдесят лет назад мого деда старший брат… - Краткий исторический обзор
  • Раз мы в Ассору тилипали…
  • Разве мы дети? Нет, мы не дети… - Песня старших школьников (К х/ф «Похождения зубного врача»)
  • Распогодилась погода… - В отпуск! (Дорожная)
  • Светлый день, светлый день весело таращится… - Светлый день
  • Свистит пассат, бизань скрипит… - Песня молодого капитана торгового корабля, опасающегося встречи со знаменитым пиратом Робертом Смитом
  • Сегодня душа весела… - Марш демагогов
  • Сколько б люди ни болтали, знаю я, как дважды два… - Кощей Бессмертный - 2
  • Слава отважным героям! Слава великим поэтам!.. - Театральный разъезд
  • Слушайте женщин! Слушайте женщин! Слушайте!.. - Монолог ходока
  • Смерть, огонь и гром, бури и удары… - Честь. (Из х/ф «Сватовство гусара») (Музыка Геннадия Гладкова)
  • Солнце светит, но не греет - это не беда… - 8 марта 1963 года
  • Спят клопы и пауки, блохи и жуки… - Злодейская колыбельная песня
  • Сэкономил я на баночку одну… - Посвящение А. Галичу
  • Тихо-тихо в небе ясном, тихо-тихо в поле чистом… - Колыбельная из «Ивана-царевича»
  • То не конь вороной проскакал стороной… - Разбойник лесной
  • Точка, точка, запятая - вышла рожица кривая… - Точка, точка, запятая… (из фильма «Точка, точка, запятая»)
  • Три храбрых кабальеро поехали в Мадрид… - Три храбрых кабальеро…
  • Ты подумай, кто мы были… - Великие планы жуликов
  • Удалой, пропитой и прокуреный, потрясающий голос его… - Памяти Высоцкого
  • Уж мы, братцы, рвем подметки нонче и вчерась, нонче и вчерась!.. - Ополченцы
  • Ходят кони над рекою, ищут кони водопоя… - Ходят кони
  • Ходят слухи, ходят слухи…
  • Хожу по Ленинграду я, хожу, не чуя ног… - Ленинградская песня
  • Хорошо идти фрегату по проливу Каттегату… - Отважный капитан
  • Хочешь верь, хочешь нет… - Что такое кенгуру
  • Цветок, забытый на окне… - Студенческий романс
  • Целый день начищаем мы ботинки… - Томми и Анника
  • Чайхана, пирожковая-блинная… - Московские кухни - (Из недавнего прошлого)
  • Чайхана, чайхана… - Чайхана
  • Черное море, Черное море…
  • Четырнадцати лет пацан попал в тюрьму… - Сказание о Петре Якире, который родился в 1923 году, а сел в 1937
  • Что же делать, если нет… - Игра в аэропланы
  • Что с тобой? - А что со мной? Ничего такого… - Что с тобой
  • Что такое, что такое: близко, рядом, позади… - Три загадки
  • Что, что, что это такое… - Где та девчонка? (из кинофильма «Про Красную Шапочку») (Стихи Ю.Кима, Музыка А.Рыбникова)
  • Чтоб от пальцев не остались отпечатки… - Коварные жулики
  • Шарик, шарик, полосатый, разноцветный шарик… - Шарик разноцветный
  • Шлем, да панцирь, да седло, бинт, бальзам, примочка… - Рыцарь одиночка - 1 (Музыка Ген. Гладкова, Стихи Юлия Кима)
  • Эй, прохожий, погоди! Постой, проезжий!.. - Варяжская разбойничья
  • Это кто там?.. - Лейб-гусары
  • Эх, люблю я елки… - Лесничество
  • Эх, раз-два-три-четыре-пять… - Еще кенгуру
  • Эх, судьба, моя судьбина… - Неоконченное
  • Я брожу по дорогам на старости лет… - Песня бродячего актера
  • Я в Господа не верую, но так, на всякий случай… - Федя
  • Я всего старый кучер Афонька… - Кучер Афонька
  • Я готов разреветься по-детски… - Павелецкий вокзал
  • Я как-то видел психа: он был помешан тихо… - Я как-то видел психа…
  • Я клоун! Я затейник! Я выбегаю на манеж не ради денег… - Я клоун
  • Я недавно сделал открытие: открыл я недавно словарь… - Диалог о совести
  • Я по-русски «турист»… - Турист
  • Я сам себе Ильич…
  • Я сел однажды в медный таз без весел и руля… - Сенсация
  • Я спокоен, я спокоен, как спокоен я!.. - Я спокоен

Фильмография

Песни Кима прозвучали в 50 фильмах, например:

  • Сватовство гусара