Развлечения по изодеятельности в детском саду. Старшая - подготовительная группа. Сценарий. Педагогический проект «Детям о художниках мира» (старший дошкольный возраст) Рисование «Весело и грустно»
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Закреплять знания детей о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет) .
Учить понимать замысел произведения, его содержание.
Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Жанры живописи»
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ: «ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ»
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Закреплять знания детей о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет) .
Учить понимать замысел произведения, его содержание.
Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседа о живописи, о жанрах живописи.
Рассматривание репродукций картин известных художников.
Непосредственная образовательная деятельность по художественному творчеству «Натюрморт», «Портрет мамы», «Зимний пейзаж».
Дидактическая игра «Создай свой шедевр»
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: живопись, пейзаж, натюрморт, портрет, музей, репродукция картины, галерея.
ХОД РАБОТЫ:
Воспитатель: Ребята, хотите со мной сегодня попутешествовать? Тогда давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
Глаза свои закрой скорее,
Чтоб очутиться в галерее
Тебе достаточно шагнуть.
(дети закрывают глаза и произносят волшебные слова, звучит песня Г. Гладкова «Картина»)
(Воспитатель в это время одевает костюм художника)
Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг. Куда мы попали?
Дети: В картинную галерею.
Воспитатель: Правильно. А что же такое картинная галерея?
Дети: Это помещение, где находится много картин, и люди ходят туда полюбоваться ими.
Воспитатель: Вот и мы пришли, чтобы полюбоваться картинами. Правда, картины это не совсем правильно. В нашей галерее висят репродукции картин. А подлинники находятся в музеях, знаменитых картинных галереях - Эрмитаж, Третьяковская галерея, а в нашем городе в музее им. А. Н. Радищева.
Воспитатель: Скажите, а кто же пишет картины?
Дети: Художники.
Воспитатель:
Художник, художник!
Полжизни на это убудет.
И может случиться,
что кто-нибудь нас не забудет
и тоненькой кистью
потянется к краскам отважно.
И солнце его ослепит.
Остальное – не важно!
Воспитатель: Как же называются картины, написанные разными красками или другими цветными материалами, такими, как пастель, восковые мелки?
Дети: Живопись.
Воспитатель: Правильно. Это слово легко запомнить: оно состоит из двух простых слов – живо и писать.
Что такое живопись –
Многим не понятно:
Красочные линии?
Брызги? Тени? Пятна?
А живопись – хорошее
И ясное название:
Она на жизнь похожее,
Живое рисование.
(Андрей Усачёв)
Воспитатель: Каждая картина рассказывает о чём-то своём, и называются картины тоже по-разному, каждая картина отвечает какому-то жанру. Ребята, какие вы знаете жанры живописи? (Ответы детей) .
Воспитатель: Все ли из вас знают о жанрах, не путают ли их? Давайте проверим.
Задание «Найди нужный тебе жанр». (Дети разбирают репродукции картин по жанрам.)
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь поговорим отдельно о каждом жанре живописи:
Вот в вазе груши, виноград,
В тарелке яблоки лежат,
Упал на скатерть спелый плод,
Перед тобою (натюрморт)
Воспитатель: А что же такое натюрморт? (ответы детей). Давайте с вами побудем немного художниками и выложим на моем столе натюрморт и дадим ему название.
Игра «Создай свой натюрморт» (детям, выполняющим задание, одеваются береты для изображения художника) .
Воспитатель:
Природы чудный уголок
Нанес художник на листок,
Взяв в руки только карандаш
Он написал для вас… (пейзаж)
А что же такое пейзаж? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим на картину Куинджи Архипа Ивановича «Радуга», что изобразил здесь художник, какое настроение вызывает эта картина у вас?
(Ответы детей)
Воспитатель: А теперь немного разомнемся.
Физминутка: Здравствуй, радуга-дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга!
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу.
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком.
Дети выполняют поклон.
рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.
Вновь выполняют поклон.
Идут по кругу, взявшись за руки.
высоко поднимая колени.
Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.
Делают еще четыре прыжка на носках.
Бегут по кругу друг за другом,
высоко поднимая колени.
Воспитатель:
Из рамки смотрит старый дед,
Грустны глаза, он очень сед.
Висит он в рамке много лет,
Старинный дедушкин… (портрет)
А что же такое портрет? (ответы детей)
Игра «Портрет» (Дети изображают в пустой рамке различные выражения лица: грустное, веселое, серьезное, задумчивое)
Воспитатель: Молодцы ребята. Я увидела, что вы знаете кто такие художники, различаете жанры живописи, Но. к сожалению, наша галерея закрывается, и нам снова нужно вернуться в группу. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
Глаза свои закрой скорее,
Дорогу ты представь и в путь!
Чтоб очутиться снова в группе
Тебе достаточно шагнуть.
(Звучит музыка из песни Г. Гладкова «Картина»)
Воспитатель: А что же особенно вам понравилось в нашем путешествии (ответы детей) .
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЖИВОПИСЬ И ФАНТАЗИЯ
Подготовительная группа или старшая группа
Цель развлечения:
1)Закрепление знаний о жанрах живописи
2) Знакомство с нетрадиционными материалами и способами работы
Предварительная работа с детьми:
Знакомство с жанрами живописи
ГЕРОИ:
Старик Хоттабыч, Настенька, Живопись, Фантазия, домовенок Кузька
ОБОРУДОВАНИЕ: Нетрадиционные материалы: гуашь, копирка,зубные щетки, простые карандаши, косметика, расчески, шерстяные нитки, пшено и тарелочки пластиковые, блины и сгущенка, альбомные листы, штампики и трафареты, ванночки с мыльно-гуашевым раствором и трубочки, соль, клей ПВА……. (Все располагается в зале на столиках и мольбертах) На отдельном журнальном столике – вазы с кисточками.
В музыкальном зале - мольберты, натюрморты, висят картины –
(все, как в настоящей мастерской художника.) Столики, ведерки с водой, губки, влажные салфетки (руки вытирать). Экран.
ВИДЕОРЯД: жанры живописи и видеозагадки на экране
МУЗЫКА: восточная музыка, русская народная музыка, запись птичьих голосов.
ХОД ПРАЗДНИКА:
ВЕДУЩАЯ (фея ЖИВОПИСИ)
Здравствуйте, мои юные друзья! Разрешите представиться: я – фея Живописи. Посмотрите, что я с собой принесла: это бумага, палитра, краски, кисточки. Знаете ли вы, для чего они нужны? (ответы детей) Я сейчас это проверю!
Прошу вас, проходите, усаживайтесь поудобнее, я приготовила для вас виртуальное путешествие по моему царству-государству. Смотрите и запоминайте.
СВЕТ выключается и в темноте дети рассматривают портреты, пейзажи, натюрморты знаменитых русских живописцев. (5-6 минут, по 3-4 произведения каждого жанра)
В это время кто-то незаметно забирает кисточки.
Наша небольшая экскурсия подошла к концу. А я сейчас проверю, что вы запомнили!
Видеовопросы – по жанрам живописи
Используя уже другие репродукции. Дети находят по принципу «третий лишний» портреты, пейзажи и натюрморты.
СВЕТ зажигается, и Живопись обнаруживает пропажу кисточек.
ЖИВОПИСЬ: - Что это такое, где мои кисточки? Я же хотела сегодня вместе с вами столько картин интересных нарисовать! А тут такое... Нет, без моей сестрички не обойтись…
Давайте попросим ее прийти! Мою сестру зовут Фантазия. Она нам непременно поможет!
Дети вместе с ведущей произносят заклинание
Ветры буйные летите
Фею в гости позовите
К нам, фантазия, явись
И на сцене покажись!
ФАНТАЗИЯ:
-Здравствуй, милая сестрица
Что случилось,мастерица
Вижу гости в нашем зале..
Для чего меня позвали?
ЖИВОПИСЬ:
-Ах, у нас беда случилась.
Здесь пропажа приключилась-
Нету кисти ни одной.
Мы послали за тобой.
Срочно просим подсказать
Чем мы будем рисовать?
-ФАНТАЗИЯ : А вы что, думаете, что только кисточками можно рисовать? Вы, друзья, заблуждаетесь! Давным-давно наши предки делали краски сами из глины и угля и рисовали на стенах пещер с помощью кусочков мха и обычных деревянных палочек с размочаленными концами. А еще они набирали краску в рот и разбрызгивали ее вокруг своей ладошки. Так получались первые «подписи» под рисунками. А как вы думаете, ребята, чем еще можно рисовать?
Соком ягод можно? А овощами какими – нибудь? А косметикой на лице – это ведь тоже живопись! Боди – арт называется!
Звучит восточная музыка
Появляется старик Хоттабыч.
Старик ХОТТАБЫЧ --: Здравствуйте, дорогие мои, селям алейкум! Уважьте старого заслуженного волшебника, помогите Хоттабычу! Просьба у меня к вам одна... Мне на днях три тысячи триста лет исполняется. Хотел я в гости друзей – волшебников позвать, слетать к ним то есть.
-ФАНТАЗИЯ: - Дедушка, а у вас телефона нет?
Старик ХОТТАБЫЧ: Телефона – шмарофона? Кто такой? Скороход? Не знаю, не видел. А вот мой коврик-то любимый - ах! Старый стал мой коврик, летает плохо. Совсем, можно сказать, и не летает. Два раза подал уже! Кошмар-апа! Шишка набил! Нарисуйте мне, дорогие мои детки, новый коврик, а?
--ФАНТАЗИЯ :Присаживайтесь, уважаемый с Хоттабыч! У Вас беда и у нас проблемы. Краски на месте, а вот кисточки пропали. Но Вы не расстраивайтесь! Я, кажется, знаю, как можно нарисовать коврик без кисточек. (Живопись и Фантазия делит всех участников на небольшие группы) Работают все дети. Продолжает звучать восточная музыка
1 вариант – дети рисуют коврик с помощью простого карандаша и копирки
2 вариант – живопись пальчиками.
3 вариант – с помощью штампиков из пробок или резинок
4 вариант – с помощью пульверизатора с краской и набора трафаретов
5 вариант – отпечатывание (при складывании пополам)
6 вариант – аппликация клеящей пленкой
7 вариант-аппликация настриженными нитками или мелкой цветной бумагой
8 вариант – пастель на цветной бумаге
Старик Хоттабыч(рассматривает работы ребят)Вай, какие коврики, один другого лучше! Этот – самый быстрый будет, наверное, а это – самый надежный. На этом только в гости летать. Ой, алмазы моего сердца, у меня на душе – птицы поют (запись голов птиц), рахат-лукум, шербет тает. Кланяюсь вам за ваши добродетели, уважили старика. Рахмат!
Звучат голоса птиц (Хоттабыч уходит, приплясывая от восторга)
Звучит русская народная музыка
Появляется Настенька,(кланяется)
НАСТЕНЬКА
-Здравствуйте, люди добрые, мастеровитые!
ЖИВОПИСЬ:
Здравствуй, Настенька! Что случилось, что приключилось, милая?
НАСТЕНЬКА
Ох, и не знаю, с чего начать… Помогите мне, нарисуйте цветочек аленький. Я рисунок этот дам своему батюшке. Он скоро в путь – дорогу собирается в заморские страны чужедальние. Посмотрит на рисунок и найдет там для меня самый дорогой подарок.
ФАНТАЗИЯ: Я знаю, как нам можно нарисовать цветочек сказочный. Для этого нужны сказочные способы.
(Живопись и Фантазия делят детей на несколько групп) во время работы звучит русская народная музыка
1 вариант-раздувание клякс(трубочки и тушь)
2 вариант- штампики из морковки или яблока(гуашь)
3 вариант – зубная паста(с алыми прожилками)
4 вариант –шерстяные нитки и гуашь
5 вариант – клей и цветные салфетки
6 вариант- клей и цветные полоски.
7 вариант- губная помада
8 вариант- лак для ногтей.
НАСТЕНЬКА: (рассматривает рисунки, благодарит юных художников)
Ой, вы молодцы да девицы! Как меня вы позабавили, как порадовали творчеством! Побегу я к родну батюшке, он уж скоро в путь-дороженьку в страны дальние отправится. Покажу ему рисуночки, знаю, все ему понравятся! Звучит русская народная музыка или песня
Из- за занавеса слышится кашель и чихание.
Появляется –КУЗЬКА (сморкается в платок – полотенце) Прячет его к карман. Сердится, хмурит брови, делает вид, что уходит.
КУЗЬКА: Устал я прятаться за шторкой. Холодно там! От окна дует! И скучно еще! Вы почему кисточки не ищите? Я их зачем спрятал? Я с вами поиграть хотел! А вы….(отворачивается)
ЖИВОПИСЬ :Так это твои проделки, проказник!?
КУЗЬКА: - Мои, а то чьи же? (гордо)
ФАНТАЗИЯ: - Кузя, да мы на тебя совсем-совсем и не обижаемся. Правда, ребята? Мы тебя простили, потому что за это время все научились фантазировать и рисовать без кисточек.
КУЗЬКА: - .Зря я старался! (машет рукой, уходит)
ФАНТАЗИЯ: Кузя, а ты куда пошел невесел, буйну голову повесил? Обиделся на ребят что ли? За то, что мы не стали кисточек искать?
-КУЗЬКА: Я не обиделся, я проголодался! И вообще я есть пошел. Только мне эта каша надоела! И блины тоже.. Хочется чего-нибудь такого...(чешет голову)
ФАНТАЗИЯ: Какого? Необычного? Можем устроить! Хочешь, ребята сделают твой съедобный портрет, а ты потом сам себя съешь!?
КУЗЬКА (щупает себя с испугом) Как это?
ЖИВОПИСЬ: - Очень просто. Садись и смотри!
Раздаются плоские тарелочки и дети выкладывают на каждой портрет веселого лохматого человечка.
1 вариант- виноградинки и кусочки огурца
2 вариант- блин и сгущенка(ложечкой)или из банки струйкой
3 вариант – манная каша и варенье
4 вариант – кусочки яблока и мороженая брусника
5 вариант- семечки чищеные и орешки
6 вариант -рисовая каша и изюм
7 вариант – горошница и зеленый горошек
КУЗЬКА: Ах, как красиво, ах, как, наверное, вкусно! Только я что-то есть совсем расхотел! Чудеса да и только! Давайте, мы это все вместе с вами съедим, а?
ФАНТАЗИЯ: Я предлагаю все, что вы сегодня изобразили оформить в рамочки и сделать выставку
ЖИВОПИСЬ: Правильно! Я на эту выставку обязательно приду. А вы, ребята, оставайтесь такими же выдумщиками и фантазерами. Это вам в жизни обязательно пригодится! До свидания!
Звучи веселая музыка.Кузька танцует вместе с детьми.
Праздник завершается.
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с пейзажной живописью с использованием картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Программное содержание.
- Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.
- Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.
- Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
- Развивать образную речь детей при описании природы. Воспитывать у них любовь к природе и развивать эстетический вкус. Поощрять высказывания детей.
- Познакомить детей с новой техникой рисования - печати листьями, закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к процессу рисования.
Интеграция образовательных областей:
художественно- эстетические; социально - коммуникативное; познавательное развитие; физическое развитие; развитие речи.
Активизация словаря:
березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона, пейзаж.
Подготовительная работа
Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке; дать представление на доступном для детей уровне о пейзажной живописи, березовой роще, холодные и теплые тона.
Материалы: мольберт, картина И.И. Левитана « Золотая осень»; сундучок, тонированные альбомные листы, краски гуашь, баночки с водой, уголь, ватные палочки, клеёнки, салфетки, кисточки, осенние листики.
Ход НОД
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас в группе гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. И скажите «Здравствуйте». Молодцы ребята.
Воспитатель:
А сейчас садитесь, пожалуйста, ровно и послушайте стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.
Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:
- Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной!
Воспитатель:
Дети, о каком времени года говорит поэт?
Дети. Об осени.
Воспитатель. Правильно, а почему вы так решили.
Ответы детей.
Воспитатель:
Ах, как дивно сказал об осени поэт! А как художники могут выразить свои чувства?
Дети:
Нарисовать картину.
Воспитатель:
Правильно, художник выражает свои чувства с помощью красок. Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление, грусть. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. С помощью красок он может передать время года,своё настроение. Но правильно говорить художники пишут картины. А что нужно художнику для работы?
Дети:
Краски, мольберт, бумага.
Воспитатель:
Правильно, молодцы ребята. Художники берут мольберты, краски и идут на природу. Вот мы сейчас рассмотрим картину, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень».
Ребята, а почему художник назвал картину «Золотая осень»? (Ответы детей)
Воспитатель:
Давайте полюбуемся ею. Посмотрите на картину и скажите: Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. А какие чувства вы испытываете, глядя на картину? Какое у вас настроение? (Ответы детей)
Воспитатель:
А почему грустное настроение? (Ответы детей)
Воспитатель:
Да, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с теплом и солнцем. Давайте внимательно рассмотрим картину.(показ воспитателя) Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? (Ответы детей)
Воспитатель:
Расскажите о них. Какие они? (Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, ее называют «берёзовая роща». Деревья далеко, поэтому художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?
Воспитатель:
Да, речка. Перед нами она широкая, темно - синяя, а дальше, становится все уже, все светлее. А дальше, справа от речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». А за ней хоровод зелено - коричневых деревьев. А какого цвета небо изобразил художник?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Чего больше на картине - неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? (Ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы. Да, мы видим тени от деревьев, значит - солнышко есть. Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. А как называют картины, на которых изображена природа?
Дети:
Воспитатель: - Правильно, ребята. Сегодня мы послушали стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана. А кто запомнил название картины? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно. Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. У меня есть волшебный сундучок. Но сундучок не открывается. Что делать? А здесь загадка. Если отгадаем загадку - сундучок откроется.
Загадка.
Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
Листики.
Воспитатель: Угадали! Вот и сундучок открылся.
Открываю сундучок, а там осенние листики.
Воспитатель: А что можно с ними сделать?
Дети. Поиграть. (берут любые листики)
Физминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер -полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель. Молодцы. А еще что?
Ответы детей. Подуть.
Воспитатель. Правильно, подуть.
Дыхательная гимнастика «Ветер дует на листву»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на что похож листик. (Ответы детей)
Воспитатель: - А давайте вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Но рисовать мы будем не обычным способом. Давайте напечатаем листочками несколько деревьев — для этого покрасим листик от дерева гуашью или краской и сделаем его отпечаток, так что его след останется на бумаге, прорисуем углём ствол, а ватными палочками нарисуем много летящих осенних листиков. Какие цвета мы будем использовать для рисования золотой осени? (Ответы детей)
Воспитатель: - А пока вы работаете, я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)
Воспитатель: Дети, полюбуйтесь своими рисунками, вам удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Любинского муниципального района Омской области
«Любинский детский сад №1»
«Знатоки живописи»
непосредственно образовательная деятельность
по познавательно - речевому развитию
для детей старшей группы.
М.А.Паненко, воспитатель
БДОУ «Любинский д/с №1»
Цель: Формирование представления о маринистическом жанре, как разновидности пейзажа, средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Формировать представление детей о жанровой живописи – морской пейзаж, средствах его выразительности;
Развивать мышление, умение выделять основные признаки в различных жанрах живописи – портрет, натюрморт, пейзаж, используя модели;
Развивать навыки речевого общения; обогатить словарь «штиль», «шторм», «морской пейзаж», «маринистический жанр», маринисты;
Формировать эмоциональную культуру детей, чувствовать и узнавать настроение, характер произведения по музыкальному сопровождению;
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться.
Методы и приемы : беседа; мотивация; вопросы; использование наглядности; художественное слово; рассказ детей; рассматривание репродукций картин; использование музыкального сопровождения; рефлексия.
Оборудование: ИКТ; репродукции картин; мольберты, модели цветовой палитры; жанровые символы;
В. Ребята, вы когда- нибудь были в картинной галерее?
Что там можно увидеть? /Картины/
В. Верно. Работники музея, где находится картинная галерея, объявили конкурс для знатоков.
Но в нем могут принять участие только те, кто хорошо знаком с живописью.
Как вы считаете, наша группа может принять участие в этом конкурсе?
Почему вы так решили? / Мы много знаем о живописи, о картинах./
В. Как вы можете доказать, что много знаете? (мы можем рассказать)
А вы хотели бы принять участие в конкурсе? /Да/
В. Я с вами согласна. Но нам нужно хорошо подготовиться и вспомнить все, что мы знаем. Вы готовы? /Да/
Вопросы к детям:
Что такое живопись? / живопись – создавать изображение как живое, рисование красками природы, людей, предметов/;
Какое самое главное выразительное средство живописи? /цвет/
Почему вы так думаете? /цвет передает настроение и характер картины/;
Какие жанры живописи вы знаете? /пейзаж, портрет, натюрморт/;
В. Я приглашаю вас подойти к картинам, постараться определить к какому жанру они относятся и рассказать все, что вы о них знаете.
/Дети подходят к мольберту и по схеме определяют жанр живописи – «Портрет».
Как вы догадались, что здесь находятся портреты?
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз.
Летчик или балерина, или Колька твой сосед-
Обязательно картина называется … /портрет/.
/Воспитатель открывает ткань и дает минуту для рассматривания картин с портретами/
/Рассказы детей по картинам по выбору/
Жанр картины
Кто обычно изображен на картине?
Название картины /по возможности/
Что делают, или что собираются делать люди на картине?
Настроение, характер человека
Поза человека, мимика.
В. А вы сможете определить характер человека на портрете по музыке?
/звучит грустная или веселая мелодия и дети определяют, какой портрет подходит к той или иной мелодии/
/Дети подходят к мольберту, и по схеме определяют жанр «Натюрморт»/
Как вы узнали, что здесь изображен натюрморт?
В. Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это…/натюрморт/.
Воспитатель убирает ткань и дает минуту для рассматривания картин с натюрмортами, среди картин одна картина другого жанра, дети самостоятельно должны определить какая картина лишняя/
В. Художники рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы.
А какой натюрморт самый душистый? Почему вы так решили?
- Найдите самый вкусный натюрморт. Как догадались?
Какая из картин вам понравилась? Почему? (обсуждение).
В. Очень хорошо, ребята! А теперь я предлагаю пройти дальше.
Как вы думаете - какие картины могут здесь находиться? /пейзаж/
Почему вы так решили?
В. Природы чудный уголок
Нанес художник на листах
Взяв в руки только карандаш,
Он написал для вас … /пейзаж/
/Воспитатель открывает ткань и дает минуту для рассматривания картины с пейзажем всех времен года/
В. Что вы можете рассказать об этих картинах?
/Рассказ детей по картинам по выбору/
Жанр картины
Время года
Настроение картины
Цвет, композиционное решение
Основные признаки пейзажа
Сравнение картин
В. С помощью чего художники передают настроение природы? /с помощью красок/
Какое настроение передают яркие, теплые тона? / веселое, радостное/
А что вызывают бледные, холодные тона? / грусть, печаль/
В. Если бы вы были художниками, какие цвета вы бы подобрали для этих картин?
/Дети подбирают цветовую гамму для картин по цветовым карточкам /
В. Молодцы, ребята!
/дети подходят к пустому мольберту, на котором только незнакомая для детей схема морского пейзажа/
В. Интересно, а какие картины могли находиться здесь? Вы знаете? /Нет/
А по этому символу можете это узнать? / Ответы и предположения детей/
В. Если видишь на картине море, солнце и песок
Или чаек в поднебесье, или туч больших полет
Может парус там белеет, может волны бьются
Женским именем Марина жанр картин таких зовется.
А рисуют такие картины художники – маринисты.
В. Вам знакомы картины, которые рисуют художники – маринисты? /Нет/
И вы не догадались, что на них может быть нарисовано?
В. Вы сейчас распределите все картины, которые вам уже известны по жанрам, и по оставшимся картинам сможете догадаться, какие картины рисуют художники - маринисты.
/На столе подготовлены репродукции картин. По оставшимся картинам дети делают вывод, что художники маринисты рисуют море/
В. Ребята, художники – маринисты рисуют морской пейзаж.
Это вид природного пейзажа.
Вы видели такие картины где-нибудь?
Хотите посмотреть?
В. Чтобы поближе познакомиться с такими картинами, я предлагаю на них посмотреть.
/Дети на экране рассматривают картины с морской тематикой/
В. С давних пор художники рисовали море и называли свои картины «маринами», что в переводе означает морская.
Море очень изменчиво, оно бывает разным. И это зависит от его настроения
В. Посмотрите какое спокойное море.
(Изображение моря в спокойном состоянии)
Такое состояние моря называется штиль./повторить - ШТИЛЬ/.
В. Если море слегка разыгралось, такое состояние моря называется бриз
. /Повторить - БРИЗ/
В. А как назвать состояние моря, если на нем будут огромные, сердитые волны?
Ответить очень сложно.
Такое состояние моря называется шторм. /Повторить- ШТОРМ/.
Это очень страшное, неприятное зрелище.
Море не просто рассердилось, оно в ярости. Посмотрите, как оно изменилось
Что же произошло с цветом воды?
Д. Цвет воды стал тёмным.
/Звучит музыкальная композиция «Шторм» в исполнении В. Мэй./
В.Во время шторма поднимается на море самая высокая волна, которая может
достигать высоты многоэтажного дома. Она подкрадывается незаметно.
Потом становится все выше, выше, выше…а потом ударяет вниз с сокрушительной силой! Такую волну моряки называют «девятый вал».
В.Но вот, снова выглянуло солнце, умчалась вдаль черная туча, рассеялся шторм, и снова поменялся цвет воды и настроение моря…
(Во время рассказа, для релаксации эмоций детей, звучит спокойная, мелодичная музыка).
В. Ну что, ребята, понравились вам картины?
Вы запомнили как называется такой пейзаж? /морской пейзаж, «марина»/
Это маринистичексий жанр, а создают его художники – маринисты. /Дети повторяют название/
В. Ребята, для чего мы с вами сегодня вспоминали и рассказывали про картины, про жанры живописи? /чтобы принять участие в конкурсе «Знатоки живописи/
В. Как вы думаете, вы готовы принять участие в этом конкурсе? /да/
Что для вас сегодня было самым трудным?
С чем вы справились без труда?
Что нового узнали?
В. Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня рассказывали про картины.
Помогали и поддерживали друг друга, и я согласна, что мы готовы принять участие в этом конкурсе.
Всем спасибо за работу!
, МХК и ИЗО
Программное содержание
- Умение различать жанры живописи из общей массы картин
- Закреплять у детей представление о живописи, как виде изобразительного искусства, знать особенности каждого жанра
- Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником
- Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т.е, что понравилось
- Умение работать в коллективе во время игры “Создание натюрморта”
- Знакомство с анималистическим жанром
Материал к занятию
Презентация к занятию, в последовательности изучаемых жанров, а так же проведении игры “Найди лишний жанр”.
При проведении такого занятия понадобится большое помещение - это может быть музыкальный зал или большая изостудия, театральная студия.
Проведение игры “Создание натюрморта” с большим количеством пособий: чайные сервизы, овощные и фруктовые муляжи, керамическая посуда, корзины, искусственные цветы.
На АРМе фрагмент обычного занятия изобразительной деятельности с присутствующими в зале детьми.
Атрибуты для басни Крылова “Лебедь, рак, и щука” - шапочки персонажей, накидки на плечи.
План проведения занятия
- Введение – определение жанра живописи
- Натюрморт (бытовой и природный)
- Игра “Создание натюрморта”
- Пейзаж (простой и сложный)
- Сказочный жанр
- Анималистический жанр (басня Крылова “Лебедь, рак и щука”)
- Игра “Найди лишний жанр”
- Творческая работа
- Подведение итогов
Ход занятия
Дети садятся на стулья для зрителей, а на рабочих столах у детей приготовлены фломастеры, акварельные мелки, бумага формата А-4.
1. …Ребята, сегодня мы с вами вспомним основные жанры живописи, а так же, в процессе нашего занятия познакомимся с новым жанром.
…Скажите, что такое жанр живописи? (ответы детей) Педагог даёт полное определение: жанр живописи – это вид художественных произведений с определёнными сюжетами, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок.
Педагог предлагает послушать стихотворение А. Кушнера, а на правильное дополнение детей к этому стихотворению, на АРМе будет показан фрагмент на тот или иной жанр: натюрморт, пейзаж, портрет.
Если видишь на картине, чашку кофе на столе
Или морс в большом графине, или розу в хрустале
Или бронзовую вазу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это… натюрморт
(На АРМе можно показать натюрморты детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Хруцкий “Цветы и плоды”.)
Педагог напоминает о том, что натюрморт делится на бытовой и природный. В процессе разговора дети дополняют, как выглядит бытовой натюрморт, а как природный. На АРМе в процессе разговора показываются фрагменты рисунков детей этой группы.
- После рассмотрения натюрмортов, педагог предлагает ребятам закрепить знания о бытовом натюрморте и природном с помощью игры “Создание натюрморта”. Дети присутствующие на занятии делятся на три команды для того чтобы, собрать натюрморты: бытовой, природный и природно-бытовой. Атрибуты к проведению данной игры располагаются на трёх столах в смешанном беспорядке. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо студии.
Объяснение правил игры
Природно-бытовой натюрморт
Бытовой натюрморт
Природный натюрморт
На проведение игры, уделяется 5-7 минут. После проведения игры, педагог рассматривает с ребятами правильность создания натюрмортов, благодарит детей, беседа о жанрах продолжается, ребятам предлагается сесть на свои места в зрительном зале.
Если видишь на картине нарисована река
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш
пейзаж
(На АРМе можно показать пейзажи детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Левитан “Март”, Шишкин “Поваленное дерево”.)
…В дополнении к этому, педагог в процессе дискуссии, предлагает вспомнить о том, что пейзаж бывает простой и сложный: в простом пейзаже - один план или два, а в сложном от трёх и до шести планов.
- Если видишь, что с картины, смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется …портрет
(На АРМе показать репродукции портретов известных художников)
Педагог рассматривает с детьми три вида портрета: фас – вид прямо, поворот 3\4, профиль – вид с боку.
(Педагог предлагает вспомнить детям, какие жанры живописи были детьми рассмотрены ранее, на занятии изо. В процессе разговора педагог задаёт наводящие вопросы.)
- … На занятии, мы с вами рассматривали сказочный жанр, давайтерассмотрим репродукции великого художника сказочника Васнецова.
(На АРМе показываются работы художника “Три царевны подземного царства”, “Иван царевич на сером волке”, “Богатыри”, “Алёнушка” - необходимо рассмотреть характер всех персонажей этих произведений, как художник передавал с помощью красок доброту, красоту окружающего мира.)
- Затем педагог знакомит с новым жанром …анималистическим и в процессе рассказа, показывает на АРМе фрагменты работ художника Хохлова к мультфильму всем известному “Маугли”, также можно в дополнении рассмотреть иллюстрации к басням Крылова.
Анимал – это животное, т.е художники рисовали животных в человеческом обличие, подразумевалось, что они могут ходить как люди на задних лапах, и т.д.
Педагог рассказывает, что анималистический жанр – это сложная по своей сути работа, так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна и зрителю, ведь художник передавая характер персонажей – животных подразумевает в их обличие людей:добрых и злых, богатых и бедных, хитрых и т.д.
Атрибуты для этой игры заранее подготовлены педагогом – это могу быть шапочки персонажей.
- Педагог предлагает ребятам отдохнуть и закрепить знания о жанрах живописи, поиграть в игру “Найди лишний жанр”. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо. На АРМе включают фрагменты пейзажей, на фрагменте четвёртый пейзаж лишний, на эту игру отводится 5 минут.
3. После проведения игры, ребятам предлагается пройти за рабочие столы и нарисовать один из жанров сегодняшнего занятия. Творческая работа сопровождается музыкой “Времена года”.
На творческую работу отводится 10 минут. По окончании работы педагог вместе с ребятами рассматривают свои рисунки.
4. … Ребята сегодня мы с вами, провели огромную работу, рассмотрели новый жанр, в игровой форме закрепили знания об уже изученных. Вспомнили великих, известных художников, а также названия их картин. Вы очень хорошо поработали, благодарю всех присутствующих здесь ребят, за активное участие и хорошее поведение. На этой хорошей ноте, наше занятие закончено.