Рисование перспективы основы изображения трехмерного пространства. Понятие точки схода и линии горизонта. Как Перспектива Влияет на то, Как Выглядит Предмет

Этот урок посвящен темам перспективы и точек схода .

Видео показывает очень быстрый набросок комнаты (которая придумана), демонстрирующий линейную перспективу с двумя точками схода, которая наиболее часто используется художниками. Обратите внимание на две точки схода на горизонте. В этом случае обе точки схода находятся в пределах листа бумаги. Это не всегда так. Точки схода всегда будут на горизонте. Горизонт всегда будет на уровне глаз наблюдателя. Обратите внимание, как на эскизе все параллельные линии сходятся в ту же точку на горизонте.

Рисование внутренних пространств - это очень хороший способ для понимания перспективы. Для практики попробуйте нарисовать комнаты внутри вашего дома.

О Линейной Перспективе

Линейная перспектива в живописи - это набор правил, используемых для рисования 3-мерных объектов на плоской (2-мерной) поверхности. Тема может быть довольно сложной, но к счастью, вам не нужно быть экспертом, чтобы хорошо рисовать. Существуют 2 основных правила линейной перспективы, которые вы должны помнить:
  1. Объекты, которые находятся ближе, изображаются бóльшими в размере.
  2. Параллельные линии пересекаются на горизонте.
Мы расскажем подробнее об этих 2 точках ниже.

Правило #1: Объекты, которые находятся ближе, кажутся больше в размере.

Взгляните на рисунок слева. Он изображает 3 черные картины, висящие на стене.

Как вы думаете, картины одинакового размера в реальной жизни?
Имеют ли они одинаковый размер на рисунке?

Ответ на первый вопрос – ДА. Картины, изображенные здесь, имеют одинаковый размер в реальной жизни. Ответ на второй вопрос – НЕТ. На рисунке ясно видно, как изменяются размеры картин с расстоянием. Когда расстояние увеличивается, картины изображены меньшими. Картина, которая ближе всего к нам, нарисована самой большой, вторая - меньшей, и последняя - наименьшей.

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Правило #2: Параллельные линии пересекаются на горизонте.

Взгляните на рисунок слева. Он изображает железнодорожные рельсы.

Разве рельсы когда-нибудь пересекаются в реальной жизни?
Пересекаются ли они на рисунке?

Ответ на первый вопрос, конечно - НЕТ. Рельсы никогда не пересекаются в реальной жизни, они параллельны друг к другу.
Ответ на второй вопрос – ДА. Если вы посмотрите внутрь туннели, вы заметите, что все 4 рельсы (которые расположены параллельно друг к другу в реальной жизни) встретятся в одной точке. Эта точка будет на горизонте.

Пример с Одной Точкой в Перспективе

Рисунок слева изображает куб, нарисованный с одной точкой в перспективе.
Перспектива с одной точкой используется для рисования объектов, которые непосредственно обращены лицом к зрителю.

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Пример с Двумя Точками в Перспективе

Рисунок слева изображает куб с двумя точками в перспективе.
Перспектива с двумя точками наиболее часто используется в рисунке. Куб слева является очень хорошим примером обоих правил линейной перспективы. Обратите внимание на то, что передняя грань выглядит больше в размере (правило #1). Также обратите внимание на то, как параллельные линии сходятся в одну точку на горизонте (правило #2).

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Рисование перспективы считается самым сложным аспектом в искусстве. Тем не менее, ошибки, допускаемые молодыми художниками, чаще всего одни и те же, и их можно избежать приложив немного усилий.

  • Линии не достигают точки схода.

Рисунок 1.1

Подобные ошибки возникают в результате невнимательности или не понимания основ перспективы. Прежде чем приступать к рисованию объектов в перспективе, я настоятельно рекомендую прочитать учебник или статью «основы перспективы» на нашем сайте.

Есть два основных аспекта при работе с перспективой:

  • ВСЕГДА «отправляйте» ваши линии к правильной точке схода, иначе ваш рисунок будет выглядеть неуклюже. Проверьте свою работу дважды, если это необходимо.
  • ВСЕГДА используйте линейку. Даже если ваш стиль подразумевает не абсолютно ровные линии, все равно используйте линейку и карандаш как основу, а затем видоизменяйте свои линии как вам угодно, по крайней мере у вас будут верные ориентиры.

Рисунок 1.2

Если вам больше нравится рисовать на компьютере, то современные программные обеспечения для рисования, такие как Clip Studio Paint или Manga Studio 4EX или 5, в значительной степени облегчат вам задачу. Эти программы имеют «перспективные инструменты», которые автоматически привязывают ваши линии к сходной точке.

Рисунок 1.3

Аналогичная ошибка появляется, если несколько линий не сходятся на отправной точке.

Рисунок 1.4

Если одна линия плоскости выходит из правильной точке, а другая - нет, то рисунок будет выглядеть неуклюже. Нужно помнить, что сходная точка ВСЕГДА находится на горизонте.

Рисунок 1.5

Правильная перспектива показана на рисунке 1.6:

Рисунок 1.6

  • Глубина

Любой объект имеют глубину. Однако, она не всегда такая, как вы ее себе представляете.

Рисунок 2.1

Правильная глубина оказана на рисунке 2.2:

Рисунок 2.2

Так выглядит правильно нарисованный куб.

В самом начале обучения, молодые художники рисуют глубину, гораздо длиннее, чем она должна быть. Эту ошибку можно исправить лишь практикой и перепроверкой.

Рисунок 2.3

Стол изображенный в левой части рисунка огромен.

Более того, чем ближе вы к линии горизонта, тем «тоньше» должна быть глубина объектов.

Рисунок 2.4

Если вы пройдете вдоль этих зданий, они окажутся длинной в километр!

Правильное изображение глубины объектов выглядит так:

Рисунок 2.5

Будьте внимательны с пейзажем на горизонте. Не рисуйте здания длинной в десятки км. Если это центральная перспектива, то вы можете легко обойтись и без глубины.

Рисунок 2.6

  • Повторяющаяся глубина

При рисовании повторяющихся деталей, например колонн держащих здание, уличных фонарей и т.п., тоже возникает много ошибок. Это в основном от того что многие пытаются сделать это по наитию. Однако, тут тоже нужно воспользоваться линейкой.

Рисунок 3.1

Нарисуйте первую область(Рисунок 3.2):

Рисунок 3.2

Начертите три линии в перспективе (Рисунок 3.3):

Рисунок 3.3

Нарисуйте диагональ(Рисунок 3.4):

Рисунок 3.4

Нарисуйте следующую линию от диагонали(Рисунок 3.5):

Рисунок 3.5

Продолжайте рисовать диагонали и линии как показано на рисунке 3.6:

Рисунок 3.6

Теперь используйте базовый набросок, Что бы закончить картину:

Рисунок 3.7

  • Поверхности параллельные линии горизонта

Само по себе это не является ошибкой. Однако для красоты картинки, всегда можно внести некоторые коррективы. Например немного повернуть стол или уменьшить высоту. Таким образом Вы добьетесь лучшего вида.

Рисунок 4.1

Рисунок 4.2

Когда поверхности пересекаются с линией горизонта или друг с другом, это выглядит фальшиво и не выигрышно с точки зрения композиции.

Рисунок 4.3

Картина Ваша и Вы решаете что с ней делать, Вас не заставляют поместить стол именно в это место, просто перенесите стол.

  • Линии без изменения ширины

Еще одна вещь помогает в изображении глубины - ширина линий. Все просто. Чем ближе линия тем она толще, чем дальше тем тоньше.

Рисунок 5.1

Рисунок 5.2

  • Детали уходящие в бесконечность

Линии становятся тоньше по мере удаления. Вам не за чем рисовать их до бесконечности.

Рисунок 5.3

Лишние линии на рисунке очень отвлекают зрителя от главного, основного объекта. Эта ошибка так же часто встречается при рисовании однотипных объектов, например кирпичной стены. В определенный момент прорисовка каждой отдельной детали может навредить рисунку, поэтому следует остановиться. Самый лучший вариант, это занижать уровень прорисовки по мере удаления.

Рисунок 5.4

Также по мере приближения объекта к линии горизонта, стоит уменьшать детализацию разрешения. На примере окон (Рисунок 5.5 - слишком много деталей на заднем плане)

Рисунок 5.5

Рисунок 6.1

И не забываем делать линии тоньше.

  • Объекты без глубины и законченности

Еще одна ошибка, которая отвратительно выглядит на иллюстрации - не законченные объекты без глубины.

Рисунок 7.1

Это окно выглядит как наклейка на стене.

Прорисовка глубины - скучный процесс, однако нельзя делать что-то наполовину. Один из способов исправить ситуацию - посмотреть фотографию.

Рисунок 7.2

Конечно, многие люди имеют свой собственный стиль, но даже самый простой вид рисования должен основываться на реальности. Такая подготовка никогда не навредит.

  • Преувеличение центральной перспективы.
    • Ошибка в размещении точек схода и преувеличение перспективы.
    • Персонаж не в перспективе.
    • Точкой схода называется точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета. Каждая отдельная группа параллельных линий имеет свою точку схода. В зависимости от направления линий точки схода располагаются в различных местах изображения. Различают главную, центральную, воздушную, земную, точки расстояния, а также недоступную точку схода.
    • F1 - для горизонтальных линий главного фасада предмета;
    • F2 - для горизонтальных линий бокового фасада, образующих с первыми прямой угол;
    • F3 и F4 - для диагоналей квадратов;
    • F5 - для восходящих линий главного главного фасада;
    • F6 - для нисходящих линий;
    • F7 - для восходящих линий бокового фасада;
    • F8 - для нисходящих линий бокового фасада;
    • S - точка схода лучей солнца, когда оно позади зрителя.
    • Перспектива - отдел начертательной геометрии - один из методов изображения пространственных тел на плоскости или какой-либо поверхности так, как мы их видим при непосредственном рассматривании с какого либо одного места - метод проецирования лучами, исходящими из одной точки - центральное проецирование.
    • плоскостная - изображение на плоскости;
    • панорамная - на внутренней поверхности цилиндра;
    • плафонная - на внутренней поверхности перекрытия над каким-либо помещением;
    • театральная - на ряде отдельных поверхностей;
    • рельефная - перспектива, в которой изображение имеет пространственные формы;
    • диорамная - сочетание картины, написанной с обеих сторон на просвечивающем материале или стекле с объемными предметами;
    • архитектурная - в которой изображаются здания, улицы и прочее;
    • стереоскопическая - в которой на плоскости выполняются по правилам линейной перспективы два изображения предмета.
  • Центральная перспектива имеет ограничения - если Вы поместите объекты слишком далеко, то это будет выглядеть странно.

    Рисунок 8.1

    Голубой объект - это куб. Красный… нет.

    Не смотря на то что некоторые мастера целенаправленно изменяют перспективу, у них получается сногсшибательный результат. Стоит заметить, что эти люди глубоко понимают все правила рисования. Если Вы только в начале своего пути, старайтесь избегать подобного. Не размещайте точки схода ЗА рисунок:

    Рисунок 9.1

    Не размещайте точки схода внутри рисунка:

    Рисунок 9.2

    Опять же, Вы не обязаны прорисовывать все. Если Вы замечается, что к краю картины, перспектива становится странной, обрежьте рисунок.

    Рисунок 9.3

    Рисунок 9.4

    Рисунок 10.1

    Персонажи также должны вписываться в интерьер. У Вас не может быть маленьких людей рядом с огромной дверью.

    Рисунок 10.2

    Будьте осторожны с пропорциями.

    Также будьте осторожны в соотношении между персонажами.

    Рисунок 10.3

    Рисунок 10.4

    Точек схода при построении линейной перспективы может быть очень много, но основные из них следующие девять:

    Недоступная точка схода - точка схода, находящаяся за пределами картины, что не позволяет ею воспользоваться при перспективных построениях. Существуют приемы, которые дают возможность строить перспективы линий, проходящие своим продолжением через эту точку, не пользуясь ею.

    1. линейная перспектива - рассматривает правила и способы изображения контуров предметов, а ровно границ собственных и падающих теней и построения отражений;

    2. перспектива воздушная - рассматривает видимое зрителем освещение предметов в отношении силы света и теней, цвета и изменяемости окраски в зависимости от расстояния предметов до зрителя, влияния отраженных лучей и прочее;

    3. аналитическая перспектива занимается определением положения точек изображения вычислениями;

    4. геометрическая - определением формы изображения геометрическими построениями.

    Кроме того, отдельными видами перспективы являются:

    Перспективные построения являются по существу построениями конических проекций, причем с геометрической точки зрения, ортогональная проекция и линейная проекция одно и то же. Ортогональная проекция есть проекция при условии, что точка зрения удалена в бесконечность. Однако не каждая коническая проекция есть перспектива.

Существует еще и такое понятие, как воздушная перспектива. Без линейной перспективы, глубины не изобразить. Законы линейной перспективы необходимо держать в голове, начиная любой рисунок, а рисунок — царь изобразительного искусства.

Линейная — это наука геометрия, это построение, это прямые линии, окружности и эллипсы, точки и отрезоки, и т. д.

Воздушную перспективу легче увидеть в живописи, в пейзажах, чем в рисунках. Хотя в рисунке она так же обязательна. Если коротко, то все что мы видим дальше от нас, менее ярко, менее четко, меньше в размерах, меньше видимых деталей... То есть дальний план, мы видим как бы в «дымке», через слой воздуха.

Не открою секрет, воздух тоже имеет плотность, цвет, и чем больше между нами и предметом расстояние, то и количества воздуха (атмосферы) будет больше, и цвет менее сочный. Если же присутствуют примеси в воздухе: пыль, туман, дым, дождь, то и размытость больше. Поэтому изображаемый предмет, на заднем плане, будет обобщен.

Первым из художников описавшим воздушную перспективу был Леонардо Давинчи. Он и придумал этот термин.

Средствами рисунка (графика) мы также можем создать ИЛЛЮЗОРНОСТЬ пространства.

Если взять наш урок с кубом, то это будет выглядеть примерно так:

Примеры воздушной перспективы в живописи смотрим ниже:


А. Адамов

На картинах можно заметить один общий закон, дальний план не насыщен цветом и тоном. Обычно он рисуется с добавлением белил и с добавлением серого, серо-голубого оттенка. Таким образом, второй и третий планы становятся более блеклые, чем основной, первый план. Но это все индивидуально, и зависит от поставленной задачи.

Например если картина в красных оранжевых цветах (закат, в кузне, военная тематика...), то и второй план будет в теплых оттенках (красные, оранжевые, желтые), а не в голубых. Однако тон вторых планов, так же должен быть мягче, чем на переднем плане.


Булыгин Николай

Рекомендуется ближний план изображать в теплых красках, а дальние в более холодных цветах. Впереди необходимо сделать контрастные, яркие пятна, прорисованные предметы, четкий рисунок и темные тени. Это можно заметить в фотографии ниже


P. M. Monsted

Изображая туман, или снегопад эффект воздушной перспективы должен быть усилен. То есть, чем больше примесей в воздухе между планами, тем размытость больше, и цвет дальних планов становится более однородным.

Но лучше воздушную перспективу увидеть на улице, а еще лучше в сельской местности. Так теория приобретет практику.

Вторые планы менее четкие по прорисовке. Детали не обозначают, делают их обобщенными. Так же и тени от предметов менее насыщены. Это ярко наблюдается в горной местности. Фото внизу.


Ivars Jansons

На призентации этих шедевров мы можем представить работу воздушной перспективы. Использованы картины таких художников как: Гармаш, Булыгин Николай, P. M. Monsted, Ivars Jansons.

Я надеюсь вы все поняли и теперь без труда сможете применять знания на практике. Создавать картины и стать у вас шансов стало больше.
Удачи...

Видео для настроения:

Предлагаю краткий обзор по одной из центральных тем в изобразительном искусстве с давних времён.

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором ) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Другими словами, перспектива ‑ это:

1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

2. Способ изображения объёмных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.

В зависимости от назначения создаваемого изображения и авторского видения объекта выделяют несколько основных видов перспективы.

Прямая линейная перспектива

Она рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана).

Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

С учётом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.

Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картин (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома).

И.И. Шишкин. Кама близ Елабуги

Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета.

Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А.А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения, в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

В фотографии для получения линейной перспективы на снимке используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра. Для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым, а для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов.


Обратная линейная перспектива

Это вид перспективы, применявшийся, к примеру, в византийской и древнерусской живописи, когда предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. Созданное изображение при этом имеет несколько горизонтов, точек зрения и другие особенности.

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишённой материальной конкретности форме.

Обратная перспектива имеет строгое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Андрей Рублёв. Троица

Панорамная перспектива

Это изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу», то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.

При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами.

Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва».

Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой . В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов, а также при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам.

Аксонометрия

Аксонометрия (от др.-греч. ἄξων «ось» + μετρέω «измеряю») — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Аксонометрия, как и обратная перспектива, долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика находящихся близко небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

Аксонометрия делится на три вида:

1. Изометрия (измерение по всем трём координатным осям одинаковое);

2. Диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое);

3. Триметрия (измерение по всем трём осям различное).

В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.


Сферическая перспектива

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки , которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схождения в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня

Воздушная (тональная) перспектива

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются ещё у Леонардо да Винчи.

«Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии. Не ограничивай вещи, отдалённые от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».

Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и особенно во время тумана, на рассвете над водоёмом, горами, в пустыне или степи во время ветреной и пыльной погоды.

*(Если кто-то знает, друзья, - подскажите, пожалуйста, автора и название картины)*

Перцептивная перспектива

Академик Б.В. Раушенбах изучал, как человек воспринимает глубину наблюдаемого объекта в связи с бинокулярностью зрения, подвижностью точки наблюдения и постоянством формы предмета в подсознании. Он пришёл к выводу, что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе, дальний план — в прямой линейной перспективе.


Д. Каналетто. Вид на Большой Канал (Венеция)

Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы, называется перцептивной.

Источники:
ru.wikipedia.org
scilib.narod.ru
myshared.ru
Яндекс.Картинки


Всем - хорошего дня и красивых впечатлений!

Начиная обучение рисунку, каждый ученик сталкивается с новым для себя понятием — перспективой. Перспектива — это наиболее эффективный способ воссоздания на плоскости объема и глубины трехмерного пространства. Существует несколько способов водворения иллюзии реальности на двухмерной поверхности. Чаще всего используются для изображения пространства правила линейной и воздушной перспективы. Еще один распространенный вариант — угловая перспектива в рисунке. Каждый из этих способов имеет свои особенности.

История возникновения фронтальной линейной перспективы

Вначале рассмотрим понятие линейной перспективы. Ее также называют фронтальной. В эпоху раннего Возрождения в 1420 году во Флоренции великий архитектор, инженер и скульптор Филиппо Брунеллески открыл этот вариант моделирования трехмерного пространства на плоскости. По традиции он отправился в Рим изучать руины, и для того чтобы точнее зарисовать их, Брунеллески создал данную систему. Затем он представил свое открытие во Флоренции.

Спустя 15 лет, в 1435 году, еще один представитель эпохи Возрождения — Альберти — окончательно утвердил теорию архитектора и разъяснил ее художникам в своем трактате «О живописи». Но еще до открытия художники умели создавать реалистичные изображения, используя законы перспективы интуитивно. Линейная и воздушная перспектива в живописи существовали, но не были описаны теоретиками. Уже на подсознательном уровне внимательному мастеру было очевидно, что, если продолжить линии стен и полов дома, они обязательно сойдутся в какой-то точке. Еще в XIII веке художник Дуччо ди Буонинсенья пытался передать в своих работах объем и пространство, выходя за пределы живописи. Но сами законы линейной и воздушной перспективы появились позже.

Понятие точки схода и линии горизонта

Давайте разберем на конкретном примере, что из себя представляет перспектива. Если смотреть на рельсы или другие параллельные прямые вдаль, то можно заметить, что они постепенно сближаются и соединяются в одной точке, которая располагается на горизонтальной линии, где небо сходится с землей. Это место называется линией горизонта. Она располагается на уровне глаз наблюдателя и дислоцируется в отдалении впереди. Найти ее проще всего, проследив за тем, в каком направлении расположены прямые построения на рисунке. Все они будут стремиться сойтись в одном месте. Точка, в которую направлены все параллельные прямые, называется точкой схождения или точкой зрения. Воздушная и линейная перспектива сходны тем, что обычно имеют линию горизонта.

Эти два понятия очень важны для понимания и правильного построения линий в рисунке. Существует одно важное правило — при отдалении предметы визуально уменьшаются, а расстояние между ними сокращается. При помощи точек схода можно определить высоту объекта на любом расстоянии от них. Благодаря тому, что их можно перемещать по линии горизонта, фронтальная перспектива может быть довольно разнообразной. При центральном расположении композиция будет уравновешенной и симметричной. Если сместить точку схода - появляется динамика и интересная асимметрия.

Способы построения фронтальной линейной перспективы

Фронтальная линейная перспектива также иногда называют научной. Очень долго такой вариант считался единственно возможным. Она состоит из трех основных элементов:

  • точки схода;
  • линии горизонта;
  • перпендикуляров.

Начнем рассмотрение построения этого вида перспективы с холста. Отметим на нем прямоугольник — он будет рабочей плоскостью. Затем нужно определить расположение точки схода. Она может находиться в центре холста или смещаться в сторону. Затем отмечаем линию горизонта и начинаем соединять точки на сторонах прямоугольника с точкой схода. Можно изобразить комнату, нарисовав дощатый пол, стены и окна. Но проблема возникает, когда приходится изображать более сложные объекты, например, пол из плитки. Здесь не обойтись без нахождения точки замера.

Построение сложных объектов

Интуитивно будет понятно, что по мере удаления предметы становятся меньше и более узкими, а горизонтальные линии будут смыкаться. Сложность состоит в том, чтобы правильно определить, насколько плотно они будут друг к другу прилегать и рассчитать пропорции. В своем трактате «О живописи» Альберти предлагает создать еще одну точку за пределами картины на уровне глаз, то есть на линии горизонта. Теперь через нее и линии на «полу комнаты» можно провести прямые, которые проявят перспективные сокращения. Через них, в свою очередь, можно будет провести параллельные прямые и дорисовать нужные нам объекты. Перспектива с двумя точками схода используется для изображения объектов с позиции в углу, когда видны две стороны, и называется угловой. Их поверхности на рисунке как будто сжимаются, что и создает иллюзию протяженности в пространстве.

Масштаб объектов

Для правильного построения объектов и верной передачи геометрии пространства важно заранее определить масштаб. Например, при изображении комнаты понадобятся ее параметры в метрах. За метр можно принять любую единицу измерения, например, 2 см, и выстраивать объекты исходя из нее. Масштабная линейка наносится на линию горизонта и вертикальные части рамки. Через точку схода и точку на линейке легко провести линии построения, так как для прямой нужно только две точки. Это облегчает создание проекций.

Определение точки замера

Затем нужно найти точку замера. Перед этим определяется расположение наблюдателя. Допустим, он находится в 6 метрах от противоположной стены комнаты. Если точка схода смещена, на линии горизонта нужно отложить по линейке 6+1 метров в масштабе, двигаясь от той части картины, которая располагается ближе. Если за 1 метр мы приняли 2 см, следовательно, откладывается 14 см. Так мы получаем точку замера. Теперь через нее и засечки можно провести прямые линии, чтобы получить точки на противоположной части картины. Затем для создания сетки остается лишь соединить их с точкой схода, после чего провести через эти точки прямые, параллельные линии горизонта.

Обратная линейная перспектива

Еще один вариант перспективы, который применялся в образцах византийской и древнерусской живописи, называется обратной линейной перспективой. В этом случае предметы изображаются так, будто бы они увеличиваются по мере того, как удаляются от зрителя. Созданное такого рисунка, в отличие от воздушной и линейной перспективы, имеет некоторые особенности: у изображения в данном случае будет несколько горизонтов, точек зрения и некоторые другие нюансы в построении.

В процессе удаления от глаз наблюдателя предметы на картине в обратной перспективе становятся шире, как будто точка схода дислоцируется на месте самого смотрящего. При этом образуется целостное пространство, которое ориентировано на наблюдателя. В отличие от воздушной и линейной, обратная перспектива чаще всего используется для создания сакральных образов. Она помогает воплотить пространство символов, сделать зримой духовную связь, лишенную конкретной материальной формы. У нее есть строгое геометрическое описание, в чем она похожа на линейную. Обратная перспектива возникла еще в Средние века и применялась для создания икон, фресок, мозаики. Интерес к ней снова вернулся в XX веке, когда наследие Средневековья стало вновь популярно.

Воздушная перспектива

Наряду с фронтальной линейной перспективой существует понятие воздушной перспективы. Ее способ построения заключается в том, что удаленные предметы изображаются как бы в дымке, за слоем воздуха и с минимальным количеством деталей. Близкие же — более четкие и яркие. Чем больше воздуха — тем более размыт предмет. Сочетание двух видов перспективы, воздушной линейной и фронтальной, позволяют создавать полотна, неотличимые от настоящих. Если же на картине изображаются дополнительные примеси в виде дождя, песка или тумана, грани далеких образов практически стираются. Первым это понятие описал великий художник Леонардо да Винчи. Соблюдение правил линейной и воздушной перспективы очень важно для создания реалистичного рисунка. Но применяются они при создании далеко не всех картин

Пейзаж с линейной и воздушной перспективой

При создании наброска в дальний план обычно пишут ненасыщенным, используя белила с добавлением серого цвета. Поэтому на картине второй план светлее и размытее, чем первый. Но многое здесь зависит от целей художника. Правила линейной и воздушной перспективы в графическом наброске используются не всегда. Для пейзажей в красных оранжевых цветах, например, для заката или сюжета с использованием огня второй план пишется с использованием теплых оттенков — красных или желтых. В этом случае воздушная и линейная перспектива дополняют друг друга. Общий тон заднего плана при этом должен быть более мягким и светлым. Обычно рекомендуется делать передний план в теплых оттенках, а для заднего использовать холодные тона.

Воздушная и линейная перспектива имеют свои законы оформления. Так, в воздушной перспективе существует правило деталей: то, что находится в удалении, человеческий глаз различить не способен, поэтому оно изображается размытым. Похожим является правило контуров, согласно которому очертания далеких предметов также не должны быть слишком четкими. Воздушная и линейная перспективы позволяют создавать полотна, в точности передающие объем объектов и имитирующих иллюзию дополнительной реальности.