Сколько детей у аллы духовой. Биография аллы духовой. Алла Духова - "крестная мама" для бессчетного количества танцоров, окончивших школу-студию TODES. В реальной жизни она дважды мама. И уже бабушка - ее внучке Софии три года. Этой осенью девочка стала о

Имя участника: Алла Духова

Возраст (день рождения): 26.11.1966

Город: с. Коса, Пермская область

Работа: руководитель балета Тодес

Семья: замужем, есть дети

Нашли неточность? Исправим анкету

С этой статьей читают:

Алла Владимировна Духова родилась 26 ноября 1966 года в небольшом селе под названием Коса в Коми-Пермяцком автономном округе. Когда маленькой Алле был всего год, родители приняли решение переехать жить в Ригу. Там Алла выросла и впервые открыла для себя мир танца.

Алла Духова с детских лет проявляла тягу к творчеству, а точнее она тянулась к музыке. Родители отметили увлечение дочери, а потому вскоре приняли решение отправить ее на обучение в местную музыкальную школу. Алла после уроков стала заглядывать, что происходит в соседнем классе, где ребята занимались танцами.

Она с особым удовольствием наблюдала за ними, что однажды заметила мама. Увидев, что Алла проявляет интерес и точно воспроизводит дома то, что видела у ребят на занятии, родители приняли решение отдать ее на хореографию.

Мама узнала у Аллы, чем же девочке больше по душе заниматься музыкой или же танцами. Ответ был однозначен – танцы. Так Алла стала одной из участниц рижского ансамбля народного танца «Ивушка».

Профессиональное развитие

Алла всегда хотела не просто красиво танцевать, но и ставить номера лично, а затем стала придумывать целые спектакли. Когда девушке было 16 лет, ей удалось собрать группу единомышленниц, которые взяли себе название «Эксперимент». Решение собрать коллектив было удачным. Девушки быстро стали популярны. Алла лично ставила постановочные номера. Она смотрела зарубежные выступления коллективов на кассетах, черпала опыт из концертов уличных брейкеров.

Будучи в Паланге во время выступления, Духова пересеклась с ребятами из коллектива «Тодес», которые удивили ее своей манерой исполнения брейкданса и массой трюков. Парни напротив были удивлены точностью исполнения движений девушек из «Эксперимента». Взаимная симпатия стала основой для создания нового коллектива «Тодес», где ребята умело смогли сочетать хореографию и брейкданс.

В 1987 году Алла Духова стала руководителем балета . Она взяла на себя обязанность по совмещению постановки танца и организационной работой. Коллеги чуть ли не единогласно пришли к решению, что ей нужно взять на себя ответственность за должность творческий руководитель.

Во время гастрольного тура по территории Северного Кавказа выступления коллектива «Тодеса» вызвали восторг у всех зрителей. Ребята решились выступать в столице и перебрались в Москву.

Было действительно очень сложно, но знакомство Аллы Духовой и Александра Бирмана помогло им справиться со всеми сложностямию Ребята выступали между номерами известных звезд эстрады, к примеру, Игоря Талькова, группы «Браво», Софии Ротару.

После того, как гастрольный тур в Челябинске завершился, балет получил предложение танцевать в номерах С. Ротару. Подобная работа длилась 5 лет. Балет стал популярным, а потому решено было отправиться в сольное плавание.

Спустя 5 лет деятельности, коллектив дал свой первый сольный концерт. Тодесу помог организовать его меценат И. Попов. На счету коллектива масса выступлений с известными звездами — Т. Булановой, В. Меладзе, л. Долиной, Ф. Киркоровым и многими другими.

В 1992 году Алла Духова открыла школу танцев на территории Лефортово. В последующем филиалов стало больше, они были открыты в Риге и Санкт-Петербурге. Сегодня школа танцев А. Духовой есть не только в РФ, СНГ, но и на Мальте.

На сегодняшний день Алла Духова продолжает стоять у руля ансамбля «Тодес», занимается сетью школ. Она активно принимает участие в отборах талантливых артистов, к примеру, в 2017 году заняла почетное место в членах жюри в проекте «Новая фабрика звезд».

Личная жизнь и увлечения

Алла Духова является очень разносторонним человеком. Она считает, что главное в жизни это постоянное развитие и самосовершенствование.

Женщина не только является хореографом, прекрасно разбирается в музыке, но и выпускает собственную линию одежды.

Артистка состоит в официальном браке. Этот союз стал для нее третьим по счету. Избранником Аллы стал мужчина по имени Антон, который работает с балетом «Тодес» также, занимаясь постановкой света.

Алла является матерью двух сыновей от разных браков. У нее уже есть внуки. Это Володя и Константин. Семья живет в Латвии, где у Алла есть в Риге шикарный дом со всеми удобствами.

Фото Аллы

Алла Духова ведет инстаграм, где иногда появляются новые фото.














Балет Аллы Духовой «Тодес» существует уже почти 30 лет. Сначала это был совсем маленький коллектив. Его руководитель и создатель Алла Духова была в то время никому не известной молодой девушкой. Она со своей танцевальной группой приехала покорять Москву. Тогда никто и предположить не мог, какое блестящее будущее уготовано ей и её маленькому коллективу.

Алла Духова

Алла Духова - руководитель балета «Тодес» - родилась 29 ноября 1966 года в селе Коса (Коми-Пермяцкий АО). Через год состоялся переезд в Ригу. Там Алла и познакомилась с Родители отдали её в музыкальную школу. Но девочке больше нравились танцы. В 11 лет будущая знаменитость поступила в ансамбль «Ивушка». Но она мечтала не только танцевать, ей хотелось быть постановщиком. Свой первый коллектив А. Духова организовала в 16 лет. Назывался он «Эксперимент». Танцевали в нём только девушки. В основе танцев её коллектива была современная западная хореография. Изучала Алла иностранную школу сама, по видеокассетам.

На одном из фестивалей, в котором принимала участие А. В. Духова со своим «Экспериментом», судьба свела её с мужским коллективом брейкдансеров «Тодес» из Питера. Парням очень понравилась хореография Аллы. Девушка же, в свою очередь, прониклась уважением к брейкерам за то, насколько мастерски они выполняли свои трюки. В итоге два коллектива решили объединиться.

Сегодня А. Духова очень часто принимает участие в телепередачах, даёт интервью, является членом жюри танцевальных телепроектов.

История коллектива

Создала Алла Духова балет «Тодес» 8 марта 1987 года. Произошло это событие в Северной Осетии, на В составе коллектива, которым она тогда руководила, было три девушки: Ивона Кончевска, Дина Духова и сама Алла Духова. Балет «Тодес» (брейкеры), с которым слился девичий коллектив, состоял из семи молодых парней, это были: С. Воронков, Г. Ильин, Р. Маслюков, А. Глебов и А. Гавриленко. Постановкой номеров занималась Алла Духова. Балет «Тодес» быстро приобрёл популярность. Очень скоро А. Духовой стало сложно совмещать работу постановщика и танцевать самой. Вопрос решил коллектив, выбрав её руководителем.

Вскоре балет «Тодес» отправился покорять столицу. Там артисты работали на подтанцовке у звёзд российской эстрады: С. Ротару, К. Орбакайте, Л. Долиной, В. Леонтьева, В. Меладзе, В. Преснякова и многих других. Им довелось выступать даже на сцене в Монте-Карло с Р. Мартиномом, М. Керри и М. Джексоном.

Постепенно балет разросся, ему стало тесно в рядах подтанцовки, и он начал выступать самостоятельно, гастролировать. Стали открываться школы-студии, а недавно появился и театр.

Театр

Совсем недавно театр танца открыла Алла Духова. Балет «Тодес» выступает здесь со своими спектаклями. Открытие театра состоялось в марте 2014 года. Об этом событии Алла Духова и её артисты мечтали много лет. Спектакли балета «Тодес» - это потрясающие шоу с первоклассной хореографией, фантастическими костюмами, великолепными световыми эффектами и с декорациями в формате 3D.

Хореографом и режиссёром спектаклей является Алла Духова.

Несмотря на то, что театр существует всего лишь два года, он уже очень популярен.

Спектакли

Шоу-балет Аллы Духовой «Тодес» в своём недавно открывшемся театре предлагает зрителям посмотреть следующие уникальные спектакли:

  • Attention - это яркое зрелищное шоу о любви и жизни. Без единого слова в спектакле будет рассказано о том, насколько сложен мир отношений мужчины и женщины.
  • Спектакль «Волшебная планета» - это в ней артисты рассказывают маленьким зрителям о том, что нужно быть смелым, честным, верным и стремиться к своей мечте.
  • Спектакль «Танцуем любовь» - это история о молодых влюблённых, которые мечтают прославиться. Они считают, что большой город поможет им реализоваться, при этом их любовь не сломается. Так ли это на самом деле?
  • Спектакль «Мы» - это феерическое шоу, в котором собраны самые лучшие танцевальные номера за все почти 30 лет существования балета «Тодес».

Артисты

Основной состав балета Аллы Духовой «Тодес»:

  • А. Ильясова.
  • А. Зеленецкий.
  • А. Щеглова.
  • М. Смирнов.
  • Д. Петренко.
  • Е. Коваль.
  • В. Шапкин.
  • А. Сотников.
  • Д. Пономарёв.
  • А. Манькова.
  • Д. Киселёва.
  • Ю. Корзинкина.
  • Д. Горьков.
  • Д. Ишметов.
  • В. Медведев.
  • Э. Аглямова.
  • А. Радев.
  • Я. Агапова.
  • Ж. Курбанова.
  • А. Осипов.
  • П. Волосов.
  • А. Ливенцева.
  • С. Гогин.
  • Е. Нуйкина.
  • А. Каверина.
  • М. Сцибор-Гурковский.
  • И. Паринов.
  • Т. Щедрина.
  • Е. Хейманис.
  • А. Хван.
  • А. Туник.
  • А. Ремеслов.
  • И. Сурина.
  • А. Зубова.
  • И. Нестеренко.
  • М. Шабанов.
  • А. Хазарьян.
  • Д. Письменный.
  • Я. Сивцева.
  • Э. Васильцов.
  • Р. Дмитрищак.
  • Д. Александров.
  • И. Леймин.
  • И. Ефименко.
  • М. Тарелко.

Школа

Балет Аллы Духовой «Тодес» даёт возможность юным дарованиям и даже взрослым проявить творческие способности, научиться красиво танцевать. При коллективе открыто много школ в разных городах. На обучение принимаются все желающие. Заниматься в школе «Тодес» могут люди с любой физической подготовкой, весом и возрастом, никаких ограничений нет, главное - это желание танцевать, старание и хорошая посещаемость занятий. Проводят занятия солисты балета «Тодес», которые прошли педагогическую и психологическую подготовку и были допущены к работе после успешной сдачи экзамена. Ученики школы-студии принимают участие в фестивалях и в отчётных концертах.

При школе также есть собственная мастерская, где можно приобрести либо сшить на заказ по индивидуальным меркам удобную одежду для репетиций. Студия даёт детям прекрасное образование и хорошие перспективы на будущее.

Алла Владимировна, в этом году вы отмечаете сразу два юбилея - личный и профессиональный: у вас круглая дата, и коллективу TODES исполняется 30 лет. Какое из этих событий для вас более значимое?

Никак не могу поверить в то, что TODES разменял четвертый десяток. Кажется, что все началось вчера. Представьте: мы начинали в составе 14 человек, а сейчас в труппе 150 профессиональных танцовщиков, которые востребованы не только в нашей стране, но и за рубежом. Кроме того, у нас самая крупная сеть танцевальных школ в мире - в 111 филиалах в разных странах насчитывается 20 тысяч учеников всех возрастов, а сколько их наберется за 18 лет существования школы, сосчитать невозможно. Аналога нигде нет. Когда первому нашему составу пришла пора расставаться со сценой, я задала себе вопрос: а какая перспектива их ждет? Кому нужен танцовщик, вышедший на пенсию? Никому. Хорошо, если у него есть хватка и он способен заняться чем-то еще. Но это же исключения. Значит, надо позаботиться о его будущем. С той поры, завершив сценическую танцевальную карьеру, наши ученики становятся директорами школ, педагогами, репетиторами-хореографами. Еще одна моя гордость - наш собственный театр, открывшийся два года назад. Сбылась заветнейшая мечта. И это самый большой подарок к юбилею. В сравнении с такими свершениями личный день рождения попросту меркнет.

- Откуда вы такая - с сумасшедшей энергетикой - взялись? Из какой семьи?

- (Смеясь.) Ох, слышали бы вас школьные психологи, которые проводили тестирование учеников в рижской школе, где я училась! Меня они записали во флегматики. Потом так все и говорили: «Аллочка у нас флегматичная». Но ошиблись психологи. Нисколечко я не флегма. Просто у меня отличная стрессоустойчивость. В сложных ситуациях я внутренне собираюсь и «каменею»: меня не пробить. Но в детстве я и правда была на удивление спокойная и послушная. Единственное - постоянно танцевала, особенно перед ­зеркалом. Поняв, что я одержима танцами, мама отвела меня в ансамбль народного танца «Ивушка».

Родители, Галина Владимировна и Владимир Соломонович, были людьми очень творческими, работали педагогами. По распределению они учительствовали в Коми-Пермяцком округе, в селе Коса, а где-то через год после моего рождения переехали в Ригу.

Каждое лето мы с родителями отправлялись в палаточный городок, где проводили все каникулы. Папа организовывал там соревнования для детей и взрослых: легкая атлетика, лазание по канатам, рыбалка. А мама собирала всю детвору и готовила с нами концерты. Естественно, моих родителей все обожали. Увы, их уже нет в живых…

- С профессией вы определились сразу после школы?

Нет, сначала я захотела стать цирковой артисткой. В Ригу на ­длительные гастроли приехал цирк, и со мной в выпускном классе стала учиться Тая Корнилова - дочка потомственных дрессировщиков, сама работавшая на арене с маленьким слоном. Мы с ней сдружились. Увидев меня на концерте, она предложила: «Пойдем к нам в аттракцион «Слоны и танцовщицы». Я пришла в цирк, ее мама, руководившая аттракционом, меня протестировала и сказала: «Берем!» Естественно, все обсудили с моими родителями: они вроде сначала согласились, но потом стали активно меня отговаривать. Я уперлась. Однако правы все же оказались они. Сразу после окончания школы я вместе с цирковыми поехала на гастроли в Кишинев, где на протяжении двух месяцев меня вводили в программу: я научилась с легкостью залезать на слона и исполнять трюки у него на спине, после чего мы отправились в Минск. Первое представление я благополучно отработала, а на втором… сломала ногу - в лодыжке. Перелом был очень сложный, почти год восстанавливалась.

Летом я устроилась подрабатывать в пионерлагерь - вела занятия по танцам. Меня заметил директор Дома культуры в Юрмале и позвал работать. Там я быстренько сколотила группу из подружек. Я изучала нелегально завезенные видеокассеты с записями выступлений танцоров из Европы и Штатов и как-то их преобразовывала. Полгода спустя наш девчачий коллектив стал лауреатом городского танцевального конкурса молодых дарований в Риге. После этого нас пригласили выступать на самой модной рижской дискотеке - в ДК завода имени Попова. Туда в то время невозможно было попасть, спекулянты продавали билеты по десятикратной цене.

Однажды мы отправились на первый брейкерский фестиваль в Палангу. Там познакомились с парнями из Ленинграда, эффектно танцующими брейк-данс. Их коллектив назывался необычно - TODES. Мы решили объединить две группы в одну, исполня­ющую современную хореографию всех стилей. Название сохранили - оно яркое, броское, звучное. Этим термином обозначается один из элементов фигурного катания - чрезвычайно сложный трюк. А потом еще кто-то сказал, что с немецкого языка это слово переводится как «смертельная спираль». (Смеясь.) Не знаю уж, как там у них, в Германии, но наш балет, наоборот, очень жизнеутверждающий. Короче говоря, едва две группы соединились в одну, моментально стало понятно, что художественный руководитель тоже должен быть один. Созвали общее собрание, и… все проголосовали за меня.


- Даже подумать страшно о каком-то романе. Надо ходить на свидания, чистить перышки, краситься, под кого-то подстраиваться…
­Нет-нет-нет! Фото: Николай Денисов

Каким же образом самодеятельный танцевальный ансамбль раскрутился и попал на звездную орбиту эстрадных знаменитостей?

Объединенным коллективом в составе 14 человек мы сделали ­40-минутную сольную программу, и нас с ней взяли в Северо-Осетинскую филармонию. Мы объездили весь Кавказ, но потом из-за конфликта с директором нас уволили. И мы, бесхозные, отправились в Москву. На двух-трех концертиках через чье-то посредничество выступили, и все - тишина. Наступил период бедствования. Денег - ноль. По несколько дней, бывало, совсем оставались без еды. Голодные заходили в универсам и, каюсь, таскали хлеб - мужики наши клали булочки в карманы и выносили. Стыдно, конечно, но что поделаешь - голод гнал. А ведь нам, дуракам, почему-то от этого было весело. Сейчас вспоминаю с ужасом.

Сначала мы устроились в Люберцах в общаге, а потом сняли в Москве две однокомнатные квартиры и жили в них - по 12 человек в каждой. Спали на матрасах, а уходя, скатывали их и укладывали стопкой. Чистоту поддерживали идеальную, дежурства назначали: кто за туалет отвечал, кто за плиту, кто за пыль. Вечерами готовили что-то нехитрое и все вместе садились есть. Свечу зажжем, поболтаем, похохочем, обсудим планы - и на боковую. Отлично было, весело.

Постепенно творческая жизнь стала налаживаться. Папа моей подружки - Александр Аронович Берман, администратор Рижской филармонии - отправил нас на большие гастроли, где мы попали в поле зрения , которая позвала работать с ней. Разумеется, мы согласились на такое заманчивое предложение. Помню, на первой же репетиции просто обалдели. Представлялось, что София Михайловна гораздо меньше ростом, а тут выходит на каблуках, высокая, статная, элегантная, берет микрофон и начинает петь «Лаванду» - тогда это был хит. А мы, каюсь, не любили эту песню: у нас, молодых, были другие музыкальные приоритеты. Но как только услышали ее, что называется, вживую, стало понятно, почему у этой певицы такая армия поклонников. Это было что-то потрясающее, магнетическое, аж мороз по коже. Мы тут же все в нее влюбились, бесповоротно и окончательно. И «Лаванду» полюбили - как, впрочем, и все песни Ротару.

Нас все предупреждали: с Ротару надо держать ухо востро, мол, характер у нее, мягко говоря, не сахар. А я так скажу: замечательный у нее характер. Просто она работяга, каких поискать, и, естественно, очень требовательна - и к себе, и к окружающим. У нее не забалуешь: иной раз и тарелка может полететь в сторону нерадивого музыканта или звукорежиссера. Но это творческие, рабочие моменты, никто не обижался. А по сути своей София Михайловна оказалась справедливая и добрая. И невероятно простая в общении. У нас была традиция: перед репетицией или концертом я обязательно заходила к ней в гримерку, и мы болтали по душам - ни о чем и обо всем.

Около пяти лет мы вместе выступали, а потом стали работать с Валерочкой Леонтьевым. Тоже совершенно гениальный человек и также работоспособности невероятной. А еще интеллигентный, начитанный: его в свободную минуту без книжки не увидишь. Боже, а как он общается с людьми! Я у него училась. Вообще-то я и так ко всем уважительно относилась, нас с Динкой родители в этом плане воспитали прилично: если дерзость себе какую-нибудь позволяли или не тем тоном говорили, прямо по губам били - буквально за интонацию. И все же Валера в этом смысле уникален. Помню такой эпизод. Как-то я ему сказала: «Валер, что меня восхищает в тебе, помимо таланта, так это то, как ты общаешься: абсолютно со всеми одинаково - с таким уважением относишься к каждому, даже с пиететом. Это поразительно!» Он ответил: «Только так и нужно. Хотя бы из эгоистичных побуждений: ты же не знаешь, как сложится судьба того или иного человека - может, сегодня он сцену убирает, а завтра президентом станет. Или твоим импресарио. Может такое быть? Может. Это первое… Нет-нет, неправильно, это второе. А первое и самое важное: если хочешь, чтобы к тебе люди относились с любовью, относись и к ним так же. Ко всем». Вот так - все очень просто: как хочешь, чтобы относились к тебе, так сам относись к другим. Вроде ничего нового не сказал, но из его уст эта житейская мудрость прозвучала как-то особенно - напутственно и осмысленно. Впоследствии я старалась именно так общаться со всеми окружающими меня людьми.

- А поговаривают, что как руководитель вы очень жесткая…

Но это только в коллективе, во время работы. Да и то когда я в запале. Но, во-первых, я скорее не жесткая, а громкая. Хотя это я раньше часто голос повышала, а сейчас уже помудрее стала - не порчу свои нервы. А ­во-вторых, стараюсь быть справедливой. Если понимаю, что нужно наказать, наказываю. Штрафом или выволочкой. За что? За опоздание, за невнимательность, за халтурную работу. А иначе никак. Если бы я была мямлей, мы ничего не достигли бы. Другое дело, что всегда стараюсь учитывать характер человека, его психологические особенности, жизненную ситуацию - к каждому ищу свой подход.

Кажется, первый крупный сольный концерт TODES совпал с первым большим выступ­лением Кристины Орбакайте. Интересно, кто кого, скажем так, тянул?

С мы познакомились давно - гораздо раньше создания TODES. Алла Борисовна приехала с концертами в Ригу, Кристи была вместе с ней. Гастроли эти организовывал тот самый главный администратор Рижской филармонии. И его дочка, Танька, притащила Кристю домой - смотреть кассеты по видику. Нас там много народу собралось. Кристина потом говорила мне: «Представляешь, меня еще ни разу в жизни не отпускали тусоваться на ночь. А тут вдруг мама дала добро». Так что для нее это был знаменательный момент - выход в гости с ночевкой! Ей было лет пятнадцать. Потом мы увиделись с Кристей на ­«Рождественских встречах» Пугачевой, где поручила нашему коллективу сделать для выступления Кристины подтанцовку. С этого и началась наша с Кристей дружба. Я не раз убеждалась в том, что она человек очень добрый и отзывчивый. Так вот, когда TODES впервые должен был выступать с сольной программой, я спросила: «Кристи, поможешь нам?» Она говорит: «Давай. А что нужно?» Я объяснила: «У нас хватает номеров всего на полтора отделения, не могла бы ты выступить вместе с нами, чтобы концерт получился полноценным?» Кристина тогда, как и мы, только начинала делать первые самостоятельные­ шаги на большой эстраде и в таком большом формате еще не выступала. Но все равно поддержать нас согласилась. Помню, перед представлением жутко волновалась. Но концерт получился классный, прошел с огромным успехом. Мы сняли его на видео, и Кристи потом привезла запись маме. Алла Борисовна пересматривала несколько раз, анализировала, как мы отработали. Естественно, ее в первую очередь интересовала Кристина. Мне потом попеняла: «Что ж вы мою доченьку-то обидели? Она у вас столько номеров поет, а ее поставили непонятно куда. Неправильная расстановка артистки». Я объясняла: «Алла Борисовна, да о какой расстановке речь?! Мы попросили Кристю помочь, и она просто выручила нас. Мы даже программу не формировали, а уж о таких тонкостях и вовсе не думали…»

У Аллы Борисовны я и училась правильно выстраивать программу, расставлять в концерте людей, да и попросту законам жанра. У нее гениальное режиссерское чутье - на уровне интуиции. Всегда четко знает, когда какую песню поставить, в какой момент стоит обратиться к зрителю, что сказать, с какой интонацией, где и как кланяться. Она это ощущает до мельчайшего нюанса.



- У меня дома целая гвардия: сыновья, невестка, внучка. В покое меня не оставляют. И это хорошо
. Фото: Николай Денисов

- Алла Владимировна, а как ваша насыщенная танцевальная жизнь совмещается с семейной?

Сложно. Замуж я вышла в Риге, в 22 года. Сережа был диджеем на той модной дискотеке, о которой я рассказывала. Пожили мы с ним несколько лет в браке, а потом муж решил ­уехать в Америку - насовсем: мечта у него была такая. Так вышло, что возможность эта представилась ему, когда я была беременна. Он предлагал эмигрировать вместе, но я для себя такой вариант ни на секунду не рассматривала. «Да ты что?! - говорила. - Как можно все бросить? Здесь же друзья, родные, любимая работа, да вообще вся жизнь. Никогда и ни за что!» Мы развелись, он улетел.

- Матерью-одиночкой оставаться не страшно было?

Если честно, решилась я рожать ребенка не сразу. Серьезно обдумывала сложившуюся ситуацию. Понимала, что останусь одна, без помощи. Папа к этому времени уже умер, мама неважно себя чувствовала. Как справляться, как совмещать заботу о ребенке с работой? Тут решающую роль сыграли моя сестра Дина и ее муж Аркадий - он занимается строительным бизнесом. Они сказали: «Аллуся, рожай! Не думай о проблемах, мы поможем!» Важные для меня слова, ключевые. Причем своих детей у них тогда еще не было. Всю ночь я не спала, размышляла обо всем этом. Под утро сказала себе: «Все - рожаю!» И, очень хорошо это помню, у меня внутри вдруг так - у-ух! - словно тот, кто там сидел, выдохнул облегченно. (С улыбкой.) Впоследствии это оказался Вовка, которому теперь уже 22 года.

- Появление ребенка и ответственность за все разрастающийся коллектив не вступали в противоречие?

Как-то выкручивалась. Моталась из Риги в Москву и обратно. Сначала буквально выскакивала на работу на два-три дня и тут же возвращалась. Потом стала подольше задерживаться. Мне повезло: я родила в удачное время - летом, когда у нас был перерыв в работе и я смогла три месяца кормить грудью. А потом молоко пропало. Дина к тому времени тоже уже родила - дочку Полину, и Вовка оставался с ними. Хорошо ему было - под присмотром родных, любящих людей, а вокруг свежий воздух, сосны. Да и няню мы уже могли себе позволить. В общем, на душе у меня было спокойно. А сейчас я редко бываю у сестры, обычно приезжаю к ней на Новый год и летом. Дина возглавляет рижский филиал нашей Школы танцев. Она сама была в первом составе TODES, а теперь у нее пятеро детей, и четверо из них танцуют. Станут ли мои племянники профессиональными танцорами или нет - вопрос. Это уж как они сами захотят. Но ходят заниматься уже много лет.

А Володька мой танцами не увлекся. Он окончил факультет режиссуры в США, в New York Film Academy, получил диплом бакалавра, но решил вернуться домой и оканчивать магистратуру здесь. Намеревается попробовать себя как театральный режиссер. Планирует еще и в университете преподавать - его пригласили. Кроме того, он музыкант, пишет хорошую музыку. Уже женился - на своей однокласснице Ане. Мне казалось, что слишком рано ребята затеяли семейную жизнь, ­хотя им, молодым, конечно, виднее. Два года назад подарили мне внучку - Софию. Это невообразимое чудо!

А младшему моему сыну, Костику, 14 лет. Он пока больше всего интересуется доисторическими животными. Но и танцевать Котька обожает, с удовольствием ходит в танцевальную школу, спектакли нашего театра не пропускает, пересматривает по много раз. Его папа работает у нас в коллективе техническим директором. Хотя мы с Антоном давно разошлись, продолжаем дружить. Он часто к нам приезжает, Котька любит его, мы все замечательно общаемся. Но семейной жизни в привычном понимании у нас не получилось.

- Значит, если отдаваться работе так самозабвенно, как вы, личное счастье невозможно?

Наверное, все-таки возможно, только надо сильно стараться. На это нужны силы. А их не хватает. На детей - да, а на все остальное - нет. Кроме того, нужно, чтобы все совпадало с обеих сторон: взаимопонимание, поддержка, чуткость. Чтобы близкий человек во всем тебя понимал, не дергал, когда ты внутри как оголенный нерв. Он должен чувствовать, что в этот момент лучше просто оставить в покое, дать прийти в себя, не тревожить расспросами, приставаниями. Все должно срастись, а это очень сложно. С другой стороны, ну с какой стати именно ему следует под тебя подстраиваться, а не тебе под него? Я, как могла, старалась, но иногда душевных сил не хватало: слишком выматывалась на работе. Конечно, это ненормально. Так что виню я прежде всего себя. У меня просто не хватило ресурса.

- Сейчас личное пространство у вас по-прежнему никем не заполнено?

Ничего себе не заполнено! Дома - целая гвардия: сыновья, невестка, внучка, не говоря уж о «гвардейцах» на работе. Это же огромное количество народу, и все то и дело пристают - и по работе, и по личным вопросам, и по здоровью, и по всякой ерунде. Я взрываюсь: «Да оставите вы меня уже в покое или нет?!» (С улыбкой.) Нет, не оставляют. Разумеется, я включаюсь в их ­проблемы. Но на самом деле это здорово. Они же все - мои дети. И по большому счету кто мне еще, кроме них, нужен? Даже подумать страшно о каком-то романе. Это ведь надо ходить на свидания, чистить перышки, краситься, под кого-то подстраиваться… Нет-нет-нет! Какие свидания, вы что, с ума сошли? Избави Бог! Мне и так прекрасно. (Помолчав.) Но, может, я и не права. Конечно, не права, не надо слушать мои глупости, а уж тем более поступать как я. Моя позиция неверная. Все должно быть наоборот: надо, чтобы у всех женщин были мужья - надежные помощники, заботливые и внимательные. Это однозначно.



С сыновьями Константином и Владимиром, невесткой Анной и внучкой Софией
. Фото: Николай Денисов

Тем не менее для большинства людей вы все же являетесь примером для подражания. Есть ощущение гордости - ай да Духова?

Знаете, когда я приезжаю в большие города любой страны мира, выхожу в конце концерта на сцену, слушаю четвертьчасовой гром оваций, вижу буквально ревущий от восторга битком набитый зал, из которого никто, ни единый человек, не торопится в гардероб, чувства действительно испытываю бесподобные. Их не описать. А школы наши - это же фантастика. Там ведь реально учат танцевать. И еще мы вывозим ребят в летние лагеря, на фестивали, где они соревнуются друг с другом. Танцуют все жанры современной хореографии - в разных стилях, со спортивными трюками. Энергетика колоссальная - искры летят. Это TODES, ни с кем не спутаешь! Дети полны энергии - задорные, поджарые, физически крепкие. Какие стрессы, какие комплексы, какие уличные шатания и опасные компании?! Я смотрю на это огромное количество ребят разных возрастов, впитываю в себя энергию и мощь юности, и… слезы подступают. В такие мгновения ловлю себя на мысли: какие же мы все-таки молодцы! Не «я», а именно «мы». Потому что мы сделали это! Вот в этом заключается и гордость моя, и мое счастье.

Семья: сыновья - Владимир (22 года), Константин (14 лет); внучка - София (2 года)

Образование: окончила режиссерский факультет РАТИ

Карьера: хореограф, основатель танцевального коллектива «Эксперимент»; основатель и художественный руководитель балета, сети танцевальных школ и Театра танца TODES

Кстати, я сейчас уже не ставлю номера без хеппи-энда. Даже если это грустная история, у нее обязательно будет счастливый финал. Просто не хочу предсказывать плохого, так как на сто процентов уверена, что творчество, которым ты занимаешься, идет параллельно с твоей жизнью.


Балет «Тодес» - это страна в стране. Его много, как солнечного света в погожий день. Его знают все. Алла Духова - президент этой танцевальной корпорации. Уникальна тем, что умело сочетает любимое дело, которым занята почти круглосуточно, с материнством. У нее два сына, причем второму всего два года. Ее главная тема в постановке танцев - отношения мужчины и женщины. Может, поэтому наша беседа с ней напомнила россыпь танцев, где главной темой была любовь. Алла рассуждала… Некоторые словесные «композиции» так называются и в сценическом варианте.

Объяснение в любви

Мне не раз объяснялись в любви, и слава богу, я до сих пор выслушиваю признания. Но было одно неординарное, которое запомнилось. Мужчина признался мне в любви в огромном кинотеатре. Просто неожиданно встал и в полной тишине стал говорить о любви. Эффект был сумасшедший. Все зааплодировали. А я засмущалась жутко. К сожалению, дословно не помню, что он сказал, но это было очень красиво. Он подобрал такие нежные слова…

Но что самое главное в признании? Чтобы любовь была взаимной. Потому что как бы тебе красиво ни объяснялся человек, но если у тебя нет к нему ответных чувств, то его слова звучат как бы вхолостую. Хотя и запоминаются. А вот если любишь, то нет ничего прекраснее, когда дожидаешься признания. Это называется «остановись, мгновение!».

С чего начинается Духова?

Наверное, ничего сверхъестественного во мне нет. С чего начинается любой человек? С рождения. Сколько себя помню, с самого детского сада меня всегда в дикий восторг приводил балет. В итоге в моей судьбе все сложилось очень правильно, и другой жизни для себя, вне хореографии, я не представляю. Никогда даже не было мысли, что я могу заниматься чем-то другим. Только танцы. Так и иду - одна цель, одна дорога, ни вправо, ни влево не сворачиваю. Я очень счастлива. Ходить на работу с удовольствием - такое счастье дано не многим. Этим нужно дорожить и быть благодарным. Я бы желала всем этого.

Ревность

Мне очень жаль, что человек - существо высшего разума на планете - подвержен ревности. Это никчемное и жалкое чувство. Как было бы хорошо, если б мы могли не ревновать! Хотя кто-то скажет: «Как это так, как не ре

вновать? Это же прекрасно! Ревность может укреплять отношения». И кто-то специально провоцирует любимого или любимую на ревность. Но ведь держать его в подвешенном состоянии, напряжении - это же манипуляция. Это нечестно! Человек должен быть свободен. Да, ты, возможно, несешь ответственность за того, кто рядом с тобой, но не имеешь права ущемлять его свободу. Ревность - это эгоизм. Когда любишь по-настоящему, даже уход любимого человека к другому воспримешь с посылом ему счастья. Ты любишь для себя. Но, увы, мы все подвержены ревности и собственности. Это инстинкт, никуда не денешься. И я через это прошла. Потому что, вообще-то, очень ревнивый человек. Может, вида не подам, но ревную сильно. И номер под таким названием я поставила как раз в период «обострения».

Кстати, я сейчас уже не ставлю номера без хеппи-энда. Даже если это грустная история, у нее обязательно будет счастливый финал. Просто не хочу предсказывать плохого, так как на сто процентов уверена, что творчество, которым ты занимаешься, идет параллельно с твоей жизнью. Замыслишь трагедию - будет в жизни трагедия. Вот я и модулирую ситуацию в положительную сторону.

Расставание

Резник сказал, что расставание - это маленькая смерть. Конечно, когда расстаешься с любимым, да еще если навсегда, - это состояние жуткой депрессии. Хотя я-то глубоко убеждена, что человек может пережить все. Любая боль притупляется, время лечит все. Знаю по опыту. Самое страшное - это настоящая смерть, когда уходят близкие люди. У меня были расставания в жизни. Но уже тогда, когда не было любви. В этом случае расстаешься без проблем и даже продолжаешь с мужчиной нежно дружить.

Любовь на расстоянии

Нам с мужем Антоном приходится часто расставаться, он постоянно на гастролях с «Тодесом» как постановщик света. Или я куда-то уезжаю. В «любви на расстоянии» нет ничего плохого - это точно. Есть только плюсы. У нас нет шансов надоесть друг другу. И получается, что каждый раз знакомимся, словно заново, поэтому очень дорожим нашими встречами. Так что наши отношения как продолжительный роман. Боюсь, что если бы мы жили бок о бок, как многие обычные люди, то роман давно бы закончился. Почему? Да потому, что началась

бы спокойная, бытовая семейная жизнь. А нам бы хотелось сохранить чувства, страсть насколько это возможно дольше.

Измена

В нашей жизни измена везде и всюду, как это ни цинично звучит. У меня очень много друзей и приятелей, просто знакомых, у которых измена происходит на каждом шагу. К счастью, есть и примеры удивительные, когда люди искренне хотят лишь друг друга. Это внушает оптимизм. Я верю, что такое возможно. И уверена, что так будет у меня. Правда, неизвестно, какие сюрпризы может подкинуть жизнь…

По наблюдениям, мужья женам изменяют чаще, хотя это спорно. Простила бы я измену? С одной стороны, мне кажется, что нет. Но тогда получается, что я не могла бы вынести ущемления моего самолюбия. А это неправильно, наверное. Ведь если любишь, то простишь все. Скорее всего, я бы простила, несмотря ни на что. Хотя… не уверена. У меня такого просто еще не было. Нет, я допускаю, что мне изменяли. Но, к счастью, я этого не знала. Поэтому мне кажется, что нет.

Правда, почему-то считается, что когда ты, допустим, встречаешься с женатым мужчиной, то ваши отношения - не измена. Это поначалу. А потом… Когда-то у меня был роман с женатым. Ни к чему хорошему это не привело. С тех пор у меня жесткое табу вообще на всех женатых, которые претендуют на личные отношения. Для меня это мужчины «другого пола».

Еще я не понимаю девушек, женщин, которым ничего не стоит увести мужчину из-под носа своей подруги. У меня, если моя подруга или приятельница пришла в гости с мужем или бойфрендом, и мысли не возникнет, что с ним можно пофлиртовать. Меня поражает, что многие женщины не имеют никаких принципов, могут вести двойную игру. Для меня это дикость. А сейчас это можно встретить на каждом шагу.

Дети: мальчик и… мальчик

Первого сына Володю я родила не рано и не поздно. В нормальном возрасте. Младшего, Костика, рожала глубоко после 30, но тоже вовремя. Потому что уверена, что женщине нужно рожать после 30. Обязательно! Ну что за мамы в 18–19 лет, которых еще самих нужно воспитывать? Анекдотично. Ни опыта, ничего. Они даже любить по-настоящему не умеют. Рожать нужно осознанно и с удовольствием. Я очень рада, что родила не в 19 лет. Мне мое материнство приносит

счастье, радость и безумный восторг.

Перед первой беременностью я страстно хотела девочку. Я тогда рожала одна, потому что мы с первым мужем разошлись, и он уехал в Америку. Я понимала, что растить ребенка мне одной, поэтому думала, что с девочкой мне будет легче, ей отец не так нужен. Поэтому и была уверена, не знаю почему, что вынашиваю дочку. Тем более форма живота была такая, словно в нем действительно девочка. И только на последних месяцах он вытянулся. Когда на УЗИ врач сказал, что в животе мальчик, у меня случился шок. Но родился Вовка, и я поняла, что мальчик - это самое лучшее, что может быть. Поэтому второго я уже хотела мальчика. Хотела и себе, и Вовке угодить. Он хотел брата. А вот муж хотел девочку. Если бы рожала третьего ребенка, то все равно была бы рада мальчику. Хотя братьев можно было бы «разбавить» и сестрой.

Трудно ли мне было воспитывать одной первого ребенка? Нет. И призываю всех, что не надо этого бояться. Если у тебя есть друзья-мужчины, родственники, нужно их привлекать к воспитательным моментам, вот и все. Мне повезло, муж моей сестры Аркадий заменил Вовке отца, потому что мы жили все в одном доме в Риге. И до сих пор живем. Курсирую между Ригой и Москвой. Потом, у меня много друзей. Они приходили, в компьютер с ним играли, общались. Мать-одиночка - пережиток совка. Это смешно - так называть женщину. Если у нее есть ребенок, она уже не одинока. У меня много знакомых женщин, которые одни воспитывают детей. Они много дают ребенку. А был бы отец, может, пришлось бы ему внимание отдавать. Может, попался бы эгоист, ревновал бы, устраивал скандалы. Еще непонятно, что лучше.

Дефицит мужиков

Приходится слышать жалобы современных девушек, что нормальных мужчин почти не осталось. Не хотят жениться, не умеют ухаживать, не проявляют мужественность и т. д. Но я все-таки оптимист. И верю в то, что мужик не вырождается. Есть ребята прекрасные и замечательные. Вот у меня коллектив - 60 человек. Я смотрю на молодых мальчиков и вижу, что они замечательные ребята, с мужскими качествами, прекрасно воспитанные. А то, что молодые парни не хотят жениться… А зачем, скажите на милость? И правильно делают! Это же идиотизм - жениться рано! И

в 20 рано, и даже в 24. Потому что ранние браки заканчиваются разводом. Ни одной пары не знаю такой, которая выдержала бы. И зачем такой опыт? Потом дети остаются одни. Может, благодаря нашей молодежи мы наконец начнем жить по-западному образцу, когда будем создавать семью осознанно, в возрасте не раньше 30 лет. Тогда будет включаться разум, а не только страсть. Ведь в браке должен иметь место расчет. Это неплохо. Потому что страсть проходит, как ни крути. Самое большее она держится лет 5–6. А потом ты остаешься один на один с «чудовищем», вылезают все недостатки. И либо ты его начинаешь любить по-родственному, либо вы расстаетесь. Главное - уважение. Вот почему важно заранее трезво оценить все минусы человека. Это возможно.

Если же развод случился, его не надо бояться. Важно все устроить так, чтобы дети не страдали. Подойти психологически грамотно.

Любовь и карьера

Однажды мужчина, с которым у меня были отношения, поставил условие: или он, или моя работа. Господи, смешно было слушать. Я отмела сразу даже раздумья над этим условием. Убрать от меня работу - все равно что лишить меня ребенка. «Тодес» мне - как старшее дитя. Это моя жизнь. И что - перечеркнуть жизнь ради любви? Ни один мужчина этого недостоин. И не прав тот, кто ставит такие условия.

Любовь по правилам и без?

Правил в любви не может быть. Это же чувства и эмоции. Конечно, как-то выстраиваешь отношения, чтобы было комфортно. Я, например, очень люблю мужчин с интуицией, тонких, которые могут понять мое настроение. По взгляду - как я смотрю, как разговариваю… Даже мою интонацию чтобы понимал. Если вдруг у меня плохое настроение, я обижена на него, то важно, чтобы он тут же это понял. И понял, за что обижаюсь. С такими мужчинами намного легче. Если такой мужчина есть, это здорово. Мой муж именно такой. Ему просто ориентироваться, он знает, что меня может расстроить и возмутить. И я стараюсь его настроение уловить. Вот это нормальные отношения.

Рецепт счастья

Надо внимательнее относиться к себе и окружающим. Обязательно быть оптимистом, постараться заниматься любимым делом, рожать детей - чем больше, тем лучше. Совместить любимую работу и любимых детей - возможно, поверьте

Жизнь Аллы Духовой, руководителя балета "Тодес", поровну разделена между Ригой и Москвой. В Москве Алла работает, а в Ригу ездит к мужу и детям: 8-летнему Володе и 7-месячному Косте. "Я одинаково люблю оба этих города – ведь в каждом из них я веду абсолютно разную жизнь", - говорит она. Журналу "7 Дней" Алла Духова рассказала, что недавно купила в Москве квартиру, но до благоустройства руки еще не дошли. А в Риге она живет в шикарном особняке в самом дорогом районе – Межапарке. В доме площадью в 1000 квадратных метров два этажа, 15 просторных комнат, есть бассейн, солярий, сауна.

ПО ТЕМЕ

В доме живет два семейства. У аллиной сестры Дины и ее мужа Аркадия четверо детей. Поэтому в доме все время шум и суматоха. А свела семьи вместе… мышь. Когда Алла родила первого сына. у нее в квартире завелся грызун. Алла панически боялась зверя, поэтому переехала на время к сестре. Так и родилась идея общежития в общем доме.

С отцом Кости, Антоном, Алле Духовой не удается видеться так часто, как хотелось бы. Избранник Духовой – бывший ди-джей, сейчас работает в шоу-балете художником по свету. Оба постоянно на гастролях.

"Конечно, я скучаю по Антону, - говорит Алла, - но во всем надо искать свои плюсы. например, я считаю: оттого, что мы редко видимся, каждая встреча происходит словно впервые. Антон недавно сказал: "Ну надо же, у нас еще роман продолжается, а сыну уже полгода!"

Алла не торопится законно оформить отношения с Антоном: "Что толку от того, что у меня был официальный муж и в паспорте стоял штамп? Это не удержало нас от развода…" Супруг Аллы, специалист по компьютерам Сергей, уехал в Америку еще до рождения сына Владимира.

Дом Духовой – один из самых открытых. Почти каждый день там собираются гости. Попадая на гастроли в Латвию, ей обязательно наносят визиты Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Кристина Орбакайте и многие другие звезды.