Три дня в деревне спектакль. Лев Толстой: Три дня в деревне. Толстой Лев НиколаевичТри дня в деревне

Д-р Александр Шульгин, влиятельный и любимый пионер психоделики, скончался в возрасте 88 лет. Он умер от рака печени в понедельник, 2 июня, в окружении семьи и друзей в своем доме в Калифорнии. Шульгин страдал от ухудшения здоровья на протяжении последних нескольких лет, в том числе от инсульта и проявляющейся деменции - начиная с 2010 года. О его последних днях его жена Энн написала:
«Саша знает, что он умирает, но это его не беспокоит. Он не знает, что у него рак печени, и нет никакой необходимости ему об этом знать; это знание не даст ему ничего полезного. Ведь, как он сказал, «нам всем придется умереть от чего-то!».
Спасибо всем за вашу поддержку все эти годы. Мы ценим каждый доллар и каждую заметку или e - mail . Его берегли наши тибетские и британские попечители, которые здесь с ним, и он был окружен любовью, и было много смеха - благодаря вашей помощи и состраданию.

Наследие Шульгина

Александр, или «Саша», Шульгин прославился открытием, синтезом и личным тестированием сотни новых психоактивных веществ. Он и его жена Энн - психоделический терапевт, лектор и соавтор по праву - регулярно пробовали новые соединения из Сашиной лаборатории. Если после долгого экспериментирования над собою, соединение оказывалось достойным для дальнейшего анализа, они делились им с группой близких друзей. «Исследовательская группа» должна была протестировать новое химическое соединение и оценить продолжительность его действия, психоделические качества и другие эффекты.
Но Саша всегда принимал дозу первый, начиная с очень низких доз, чтобы минимизировать риск токсичности. Энн однажды подсчитала, что ее муж около 4000 раз в своей жизни испытал психоделический трип - это более чем один раз в неделю на протяжении 40 лет!

Саша и Энн

Шульгины опубликовали результаты своих исследований в двух новаторских томах, PiHKAL и TiHKAL . . Названия - аббревиатура из первых букв слов предложения: Phenethylamines and Tryptamines I Have Known and Loved («фенэтиламины и триптамины я знал и любил»). Для новичков в химии, триптамины - химическая семья, включающая ЛСД, ДМТ и псилоцибин; фенэтиламины включают мескалин, MDMA , 2 C - B и MDA . Оба класса содержат много психоделических соединений - специализация Шульгина.
Тома, самиздат 1991 и 1997 годов, имеют одинаковый формат. Каждый 800-страничный том делится на две части - половину составляет автобиография, подробно описывающая личную историю любви супругов, а другую половину - книга рецептов, инструкции пошагового синтеза и субъективных впечатлений от эффектов каждого препарата. ( TiHKAL и Pihkal имеют малое отношение к фармакологии; химикам и другим, желающим более глубокого рассмотрения соединений, следует обратиться к двухтомному Индексу Шульгина ( The Shulgin Index ) , Volume One : Psychedelic Phenethylamines and Related Compounds и The Shulgin index volume 2: Psychedelic tryptamines and related compounds)).

Шульгины считали, что информация о психоделических веществах должна быть в свободном доступе, поэтому обзор химических разделов PiHKAL и TiHKAL были опубликованы в Интернете ( и ) . Как однажды сказал Саша, у каждого есть «лицензия исследовать природу своей собственной души». Только автобиографические первые половины этих книг полностью защищены авторским правом; из-за этих разделов вам приходится покупать книги. Как свидетельство достижения цели супругов относительно свободного доступа общественности к информации даже Сашины лабораторные рабочие тетради публикуются в Интернете на сайте Erowid с удаленными именами тестируемых индивидов ради их защиты. Вам предлагается пожертвовать, чтобы помочь Erowid сканировать большую коллекцию ценных документов Шульгиных и делиться ими с общественностью.
Саша в молодости, работая в Dow Chemical

Влияние этих книг, наряду со многими другими научными работами Шульгина, не может быть переоценено. Он был открытым источником химических знаний, свободно делясь информацией об этапах синтеза создаваемых им сотен новых соединений. Его методы ориентированы на легкодоступные прекурсоры, по-видимому, чтобы помочь подпольным химикам повторить его работу. Синтез Шульгиным МДМА, например, до сих пор широко используется.

Мир препаратов наблюдал. Через несколько недель после публикации информации о химическом синтезе нового соединения, как могло бы показаться, на продажу, оно зачастую производилось некоторыми теневыми лабораториями в Китае и покупалось нетерпеливыми психонавтами во всем мире. А потом, конечно, DEA (Drug Enforcement Administration, an agency of the US Department of Justice (Управление по борьбе с наркотиками, агентство Департамента юстиции США)) запретит это делать, а затем появится новое поколение химических веществ, часто вдохновляемое другой публикацией Шульгина. На протяжении десятилетий химики, потребители наркотиков, законодатели и сотрудники правоохранительных органов, - все внимательно следили, какие новые соединения выходят из стен Сашиной лаборатории.

Шкала Шульгина

Шульгин разработал простую систему рейтинга, ныне известную как Рейтинговая Шкала Шульгина, для оценки психоделических переживаний. Будучи одним из его многочисленных вкладов в психоделическую науку и литературу, Шкала Шульгина в настоящее время широко используется в «трип-отчетах», размещенных на сайте Erowid и в других местах, чтобы показать интенсивность и характер конкретного наркотического опыта. В PiHKAL он описал эту шкалу детально:

«ПЛЮС / МИНУС (+/-) Уровень эффективности вещества указывает на пороговое действие. Если более высокая доза дает больший отклик, тогда оценка плюс / минус (+/-) была правильной. Если более высокая доза ничего не производит, тогда это был ложный положительный результат.

ПЛЮС ОДИН (+) Препарат довольно активен, конечно. Хронология может быть определена с некоторой точностью, но характер эффектов препарата еще не очевиден.

ПЛЮС ДВА (++) И хронология и характер действия препарата безошибочно очевидны. Но у вас еще есть какой-то выбор, будете ли вы принимать приключение или, скорее, просто продолжите следовать вашим обычным дневным планам (т.е., если вы опытный исследователь). Эффектам может быть позволена ведущая роль, или они могут быть подавлены и сделаться вторичными по отношению к другим выбранным действиям.

ПЛЮС ТРИ (+++) Не только хронология и характер действия вещества совершенно не ясны, но и игнорирование его действия больше не вариант [вашего поведения]. Субъект полностью участвует в опыте, к лучшему или худшему.

ПЛЮС ЧЕТЫРЕ (++++) Редкое и ценное трансцендентальное состояние, которое было названо «пиковым опытом», «религиозным опытом», «божественной трансформацией», «состоянием самадхи» и многими другими названиями в других культурах. Оно не связано с +1, +2, +3 измерениями интенсивности вещества. Это состояние блаженства, мистической сопричастности, связанности с внутренними и внешними вселенными, которое приходит после приема психоделического вещества, но не обязательно повторяется с последующим приемом того же вещества. Если существовали или будут открыты вещество (или техника или процесс), которые постоянно производят опыт плюс четыре у всех человеческих существ, то можно предположить, что это будет сигнализировать об окончательной эволюции, и, возможно, конце человеческого эксперимента».

Сашины творения

Некоторые из наиболее популярных Сашиных творений включают семейство DOх, такие как DOB и DOM, и 2C-х семейства, такие как 2C-I, 2C-B и 2C-C. В PiHKAL, он перечислил шесть наиболее важных производных фенэтиламина, названные им «магической полудюжиной»: DOM, 2C-B, 2C-E, 2C-T-2, 2C-T-7 и мескалин. Саша был первым, синтезировавшим и описавшим все эти вещества, кроме мескалина.

2С-х семья имела особое значение благодаря ее NBOMe производным, в частности, соединению 25I-NBOME (производное от 2C-I), которое часто продается как ЛСД, благодаря его схожим эффектам и длительности действия (хотя, следует отметить, у него не аналогичный профиль безопасности). Значимы эти химические вещества не только для отдыха, духовного самопознания и терапии - неврологи изучали меченную радиоактивным изотопом форму 25C-NBOMe, производную от 2C-C, в целях потенциального использования в PET (ПЭТ) для построения карты распределения рецепторов серотонина в человеческом мозге.


Саша в лаборатории (фото Robert Houser . )

DIPT, другое из творений Шульгина, уникален среди триптаминов тем, что он в первую очередь влияет на ощущение звука у пользователя. В отличие от большинства психоделиков, он имеет малую визуальную активность. Влияние на слух пользователя описывается как огибание с нелинейным сдвигом уровней, делающим всю музыку дисгармоничной. При более высоких дозах DIPT все воспринимаемые уровни резко сдвигаются вниз.
Это не единственная необычная запись в очищенном списке открытий Шульгина. В статье «Goodbye, Alexander Shulgin» (VICE article ) Гамильтон Моррис пишет:

«Созданный им 2C-SE был первым и единственным психоактивным веществом, в котором функционировал элемент селен. Он стал основоположником синтеза первых тяжелых психотропных препаратов с бета-D, его успешной попыткой изменить активность мескалина посредством замещения дейтерием атомов водорода в бета-положении в молекуле. Помимо этих тщательно продуманных исследований, его любопытство привело к открытию им по счастливой случайности многих новых видов веществ, которые он не мог и предположить[, вызывающих]: крайнее замедление времени от 2С-Т-4, тактильную галлюцинацию от 2, N, N-TMT, неожиданное состояние фуги [пориоманию] от 4-дезокси мескалина, и до сих пор не поддающиеся классификации эффекты 5-MeO-Pyr-T».

«Крестный отец экстази»

Шульгину также приписывают популяризацию МДМА (обычно его называют экстази) среди психологов для использования в личной терапии, косвенно приведшую к его огромной популярности в качестве рекреационного наркотика. Merck запатентовал МДМА в 1912 г., но он был в основном забыт. После того, как исследователь обратился к малоизвестному веществу в 1976 г., Шульгин представил его Лео Зеффу (Leo Zeff), подпольному психоделическому терапевту, описанному в книге The Secret Chief Revealed , .
[Лео Зефф считал, что ценность трипа в катализировании личностного роста
http://theinfounderground.com/smf/index.php?topic=12597.0
www.erowid.org/characters/zeff_leo/zeff_ leo.shtml].

Зефф приобрел опыт, выйдя на пенсию, путешествуя по Европе и США с целью подготовки сотен других психологов в содействии МДМА-психотерапии. Этот препарат быстро приобрел репутацию среди терапевтов как впечатляющий катализатор эмоциональной открытости, часто показывая на пациентах бо льший прогресс за одну сессию, чем за годы традиционной терапии в форме беседы.

«Знайте, что вы используете, решите только, почему вы используете это, и вы можете иметь богатый опыт. Они не вызывают зависимости, и, конечно, они не уход от действительности, но исключительно ценные инструменты для понимания человеческого разума и того, как он работает».

В 1978 году Саша опубликовал первую статью, описывающую влияние MDMA на человека, в соавторстве с химиком Дэвидом Николсом. Николс с тех пор стал известен как ведущий специалист по психоделической фармакологии, исследовав 25I-NBOME наряду со многими другими психоделическими соединениями, связанными с работой Шульгина.

В 1980-е годы экстази, конечно, стал очень популярным рекреационным препаратом. Несмотря на то, что он запрещен в 1985 году, он остается популярным до сих пор, хотя сегодня его часто называют Молли или Мэнди. MAPS (Междисциплинарная Ассоциация психоделических исследований) в настоящее время изучала MDMA-поддерживающую терапию в качестве потенциального лечения посттравматического стрессового расстройства, а также в качестве потенциального лечения социальной тревожности у взрослых, страдающих аутизмом. Как считает президент MAPS Рик Доблин, МДМА будет утвержден в качестве средства для лечения ПТСР к 2021 году. Трудно себе представить все это идущим к осуществлению, если бы Александр Шульгин не вытащил это маленькое химическое соединение из истории и, уже погребенное, не вернул бы в 1976 г.

Узнать больше

Для более полного представления о Сашиной жизни смотрите отличную статью в New York Times, «Dr. Ecstasy» («Доктор Экстази»), опубликованную в 2005 г. На сайте Erowid также имеется большая коллекция интервью, статей и других детальных подробностей из жизни Саши.

Гамильтон Моррис посетил Шульгиных в их доме в 2010 году и написал трогательную статью под названием The Last Interview with Alexander Shulgin Последнее интервью с Александром Шульгиным»). Видеоверсия, Shulgins I Have Known and Loved («Шульгины, которых я знал и любил»), заслуживает 20 минут вашего времени:

«Я сидел и смотрел, возможно, вытаращив глаза на Шульгина, и думал о сверхчеловеческом влиянии его работы на мир. Сотни смертей, миллионы уродов, десятки миллиардов долларов, обмениваясь которыми он не получил ни копейки, кумулятивный тысячелетний срок тюремного заключения, триллионы трансформирующих опытов, декалитры слез радости, децибелы смеха, и так далее. Я хотел сказать ему, насколько он изменил мою жизнь, но я был бы не способен воздать ему достаточной благодарностью».

Саша и Моррис Гамильтон

Я закончу несколькими собственными словами Саши. Размышляя над своим первым психоделическим трипом (от мескалина, в 1960 году), он понял, что все, что он испытал этим днем «было доставлено примерно долей грамма белого твердого вещества, но никоим образом не мог бы утверждать, что эти воспоминания содержались в твердом веществе белого цвета…. Я понял, что вся наша Вселенная содержится в разуме и духе. Мы можем предпочесть не находить к нему доступ, мы можем даже отрицать его существование, но он действительно внутри нас, и есть химические вещества, которые могут катализировать его доступность».

Шульгин всегда был достаточно осторожен, чтобы не отдавать приоритет химическим веществам над людьми. «Препараты (Drugs) не делают вещи», - сказал он. «Они только катализируют то, что уже есть. Ни один препарат не имеет привыкания. Это вы имеете привыкание. Вы просто должны это знать».

И, наконец, отрывок из PiHKAL, который вдохновил мою собственную позицию в отношении психоделиков:

«Используйте их с осторожностью, и используйте их с уважением в трансформациях, которые они могут доставить, и вы получите необыкновенный инструмент исследования. Закиньтесь психоделическим препаратом для ночного балдежа в субботу, и вы можете попасть в действительно плохое место, психологически. Знайте, что вы используете, решите только, почему вы используете это, и вы можете иметь богатый опыт. Они не вызывают зависимости, и, конечно, они не уход от действительности, но исключительно ценные инструменты для понимания человеческого разума, и того, как он работает».


Толстой Лев Николаевич

Три дня в деревне

Л.Н.Толстой

ТРИ ДНЯ В ДЕРЕВНЕ

Первый день

Бродячие люди

В наше время по деревням завелось нечто совершенно новое, невиданное и неслыханное прежде. Каждый день в нашу деревню, состоящую из восьмидесяти дворов, приходят на ночлег от шести до двенадцати холодных, голодных, оборванных прохожих.

Такие люди, оборванные, почти раздетые, разутые, часто больные, до последней степени грязные, приходят в деревню и идут к десятскому. Десятский же, для того чтобы эти люди не умерли на улице от холода и голода, разводит их по местным жителям, считая жителями только крестьян. Десятский не ведет их к помещику, у которого, кроме своих десяти комнат в доме, есть еще десятки помещений и в конторе, и в кучерской, и в прачечной, и в белой и в черной людской, и в других заведениях; ни к священнику или дьякону, торговцу, у которых хоть и небольшие дома, но все-таки есть некоторый простор, а к тому крестьянину, у которого вся семья: жена, снохи, девки, большие и малые ребята, все в одной семи-восьми-десятиаршинной горнице. И хозяин принимает этого голодного, холодного, вонючего, оборванного, грязного человека и дает ему не только ночлег, но и кормит его.

Сам за стол сядешь, - говорил мне старик хозяин, - нельзя и его не позвать. А то и в душу не пойдет, и покормишь, в чайком попоишь.

Таковы ночные постояльцы; но середи дня зайдут в каждый крестьянский дом не два, не три таких посетителя, а десять и больше. И то же: "нельзя же..."

И всякому баба, несмотря на то что хлеба далеко не достает до новины, отрежет ломоть, смотря по человеку, потолще или потоньше.

Коли всем подавать, и на день ковриги не хватит, - говорили мне хозяйки. - Другой раз согрешишь и откажешь.

И так это происходит каждый день по всей России. Огромная, с каждым годом все увеличивающаяся, армия нищих, калек, административно ссыльных, беспомощных стариков и, главное, безработных рабочих живет, помещается, то есть укрывается от холода и непогоды, и кормится прямо непосредственно помощью самого тяжело трудящегося и самого бедного сословия - деревенского крестьянства.

У нас есть работные, воспитательные дома, есть приказы общественного призрения, есть всякого рода благотворительные учреждения по городам. И во всех этих учреждениях, в зданиях с электрическими освещениями, паркетными полами, чистой прислугой и разными, с хорошим жалованьем, служащими, призреваются тысячи всякого рода беспомощных людей. Но как ни много таких людей, все это только капля в море того огромного населения (цифра эта неизвестна, но должна быть огромна), которое теперь, нищенствуя, бродит по России и призревается и кормится без всяких учреждений одним крестьянским деревенским народом, только своим христианским чувством побуждаемым к несению этой огромной и тяжелой повинности.

Только подумать о том, что заговорили бы живущие некрестьянскою жизнью люди, если бы в каждую спальню к ним ставили на ночь, хоть раз в неделю, одного такого измерзшегося, изголодавшегося, грязного, вшивого прохожего. Крестьяне же не только помещают их, таких прохожих, но и кормят их и чаем поят, оттого что "в душу самому не пойдет, если не посадить с собой за стол". (В глухих местах Саратовской, Тамбовской и других губерний крестьяне не дожидаются того, чтобы десятский привел такого прохожего, а сами всегда без отказа принимают и кормят таких людей.)

И как все истинно добрые дела, крестьяне не переставая делают это, не замечая того, что это доброе дело. А между тем дело это, кроме того, что есть доброе дело, "для души", есть дело и огромной важности для всего русского общества. Важность этого дела для всего русского общества состоит в том, что, если бы не 1000 было этого крестьянского народа и не было бы в нем того христианского чувства, которое так сильно живет в нем, трудно представить себе, что бы было не только с этими сотнями тысяч несчастных бездомных, бродящих людей, но и со всеми достаточными, в особенности богатыми деревенскими жителями, живущими оседлой жизнью.

Надо только видеть ту степень лишения и страдания, до которой дошли или доведены эти бездомные, бродящие люди, и вдуматься в то душевное состояние, в котором они не могут не находиться, для того чтобы понять, что только эта помощь, оказываемая им крестьянами, удерживает их от вполне естественных в их положении насилий над теми людьми, которые владеют в излишке всем, что им, этим несчастным людям, необходимо только для поддержания своей жизни.

Так что не благотворительные общества и не правительство с своими полицейскими и разными судебными учреждениями ограждают нас, людей достаточных классов, от напора на нас дошедшего и большей частью доведенного до последней степени нищеты и отчаяния бродячего, голодного и холодного, бездомного люда, а ограждает, так же как и содержит и кормит нас, опять-таки все та же основная сила жизни русского народа - крестьянство.

Да, не будь среди огромного населения русского крестьянства того глубокого религиозного сознания братства всех людей, уже давно, несмотря ни на какую полицию (ее же так мало и не может быть много в деревнях), не только разнесли бы эти бездомные люди, дошедшие до последней степени отчаяния, все дома богатых, но и поубивали бы всех тех, кто стоял бы им на дороге. Так что надо не ужасаться и удивляться на то, что, как это мы слышим и читаем, ограбили, убили человека с целью ограбления, а понимать и помнить то, что если это так редко случается, то обязаны мы этим только той бескорыстной помощи, которую оказывает крестьянство этому несчастному, бродячему населению.

К нам в дом заходит ежедневно от десяти до пятнадцати человек. Из этого числа есть настоящие нищие, такие, которые почему-либо избрали этот способ прокормления, сшили себе сумы, оделись, обулись, как могли, и пошли по миру. Есть между этими слепые, безрукие или безногие, есть, хотя изредка, дети, женщины. Но таких малая часть. Большинство же нищих теперь - это нищие прохожие без сумы, большею частью молодые и не калеки. Все они в самом жалком виде, разутые, раздетые, исхудалые, дрожащие от холода. Спросишь: "Куда идете?" Ответ почти всегда один: "Искать работы", или: "Искал работы, да не нашел, ворочаюсь домой. Нет работы, везде прикрывают". Есть среди этих немало и возвращающихся из ссылки.

15 и 16 сентября на сцене Красноярского драмтеатра им. А. С. Пушкина пройдет российская премьера спектакля «Три дня в деревне» по пьесе Патрика Марбера в постановке Олега Рыбкина.

Главный режиссер красноярской драмы Олег Рыбкин рассказал журналу «Театр» о том, почему предпочел классической пьесе Тургенева современную версию автора британской «новой драмы»:
— «Месяц в деревне» Ивана Тургенева безусловно принадлежит своему времени, в котором чувства героев раскрывались осторожно, выражали их герои многословно и подробно. Пьесу сокращали почти всегда. Делали это режиссеры, исходя из собственных задач, становясь, в некотором смысле, редакторами текста. Узнав о том, что существует пьеса Патрика Марбера «Три дня в деревне», написанная «по Тургеневу», но современным и очень хорошим драматургом, я сразу же захотел с ней познакомиться, и Ольга Варшавер и Татьяна Тульчинская перевели ее по заказу нашего театра. С помощью Ольги мы провели и переговоры с агентом автора и получили эксклюзивное право на постановку пьесы в России на один год. Команда, которая работала над спектаклем – художники Мария Лукка и Александр Мохов, композитор Ирина Белова, художник по свету Дмитрий Митрич Зименко – это высокопрофессиональные люди, умеющие слышать друг друга и, как мне хочется верить, получившие радость от работы с этим прекрасным текстом, остроумным, свежим и очень русским, несмотря ни на что».


Олег Рыбкин – выпускник Российской академии театрального искусства (мастерская Петра Наумовича Фоменко). В 1997-2002 годах - главный режиссёр новосибирского театра «Красный факел», с 2006 года – главный режиссер Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина. Автор и художественный руководитель фестиваля современной драматургии «Драма. Новый Код» (ДНК). Поставил более 60 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Красноярска и других городов. Член жюри Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» (2014, 2018 г.) Лауреат премии Правительства РФ «За вклад в развитие театрального искусства» имени Фёдора Волкова.


Толстой Лев Николаевич

Три дня в деревне

Л.Н.Толстой

ТРИ ДНЯ В ДЕРЕВНЕ

Первый день

Бродячие люди

В наше время по деревням завелось нечто совершенно новое, невиданное и неслыханное прежде. Каждый день в нашу деревню, состоящую из восьмидесяти дворов, приходят на ночлег от шести до двенадцати холодных, голодных, оборванных прохожих.

Такие люди, оборванные, почти раздетые, разутые, часто больные, до последней степени грязные, приходят в деревню и идут к десятскому. Десятский же, для того чтобы эти люди не умерли на улице от холода и голода, разводит их по местным жителям, считая жителями только крестьян. Десятский не ведет их к помещику, у которого, кроме своих десяти комнат в доме, есть еще десятки помещений и в конторе, и в кучерской, и в прачечной, и в белой и в черной людской, и в других заведениях; ни к священнику или дьякону, торговцу, у которых хоть и небольшие дома, но все-таки есть некоторый простор, а к тому крестьянину, у которого вся семья: жена, снохи, девки, большие и малые ребята, все в одной семи-восьми-десятиаршинной горнице. И хозяин принимает этого голодного, холодного, вонючего, оборванного, грязного человека и дает ему не только ночлег, но и кормит его.

Сам за стол сядешь, - говорил мне старик хозяин, - нельзя и его не позвать. А то и в душу не пойдет, и покормишь, в чайком попоишь.

Таковы ночные постояльцы; но середи дня зайдут в каждый крестьянский дом не два, не три таких посетителя, а десять и больше. И то же: "нельзя же..."

И всякому баба, несмотря на то что хлеба далеко не достает до новины, отрежет ломоть, смотря по человеку, потолще или потоньше.

Коли всем подавать, и на день ковриги не хватит, - говорили мне хозяйки. - Другой раз согрешишь и откажешь.

И так это происходит каждый день по всей России. Огромная, с каждым годом все увеличивающаяся, армия нищих, калек, административно ссыльных, беспомощных стариков и, главное, безработных рабочих живет, помещается, то есть укрывается от холода и непогоды, и кормится прямо непосредственно помощью самого тяжело трудящегося и самого бедного сословия - деревенского крестьянства.

У нас есть работные, воспитательные дома, есть приказы общественного призрения, есть всякого рода благотворительные учреждения по городам. И во всех этих учреждениях, в зданиях с электрическими освещениями, паркетными полами, чистой прислугой и разными, с хорошим жалованьем, служащими, призреваются тысячи всякого рода беспомощных людей. Но как ни много таких людей, все это только капля в море того огромного населения (цифра эта неизвестна, но должна быть огромна), которое теперь, нищенствуя, бродит по России и призревается и кормится без всяких учреждений одним крестьянским деревенским народом, только своим христианским чувством побуждаемым к несению этой огромной и тяжелой повинности.

Только подумать о том, что заговорили бы живущие некрестьянскою жизнью люди, если бы в каждую спальню к ним ставили на ночь, хоть раз в неделю, одного такого измерзшегося, изголодавшегося, грязного, вшивого прохожего. Крестьяне же не только помещают их, таких прохожих, но и кормят их и чаем поят, оттого что "в душу самому не пойдет, если не посадить с собой за стол". (В глухих местах Саратовской, Тамбовской и других губерний крестьяне не дожидаются того, чтобы десятский привел такого прохожего, а сами всегда без отказа принимают и кормят таких людей.)

И как все истинно добрые дела, крестьяне не переставая делают это, не замечая того, что это доброе дело. А между тем дело это, кроме того, что есть доброе дело, "для души", есть дело и огромной важности для всего русского общества. Важность этого дела для всего русского общества состоит в том, что, если бы не 1000 было этого крестьянского народа и не было бы в нем того христианского чувства, которое так сильно живет в нем, трудно представить себе, что бы было не только с этими сотнями тысяч несчастных бездомных, бродящих людей, но и со всеми достаточными, в особенности богатыми деревенскими жителями, живущими оседлой жизнью.

Надо только видеть ту степень лишения и страдания, до которой дошли или доведены эти бездомные, бродящие люди, и вдуматься в то душевное состояние, в котором они не могут не находиться, для того чтобы понять, что только эта помощь, оказываемая им крестьянами, удерживает их от вполне естественных в их положении насилий над теми людьми, которые владеют в излишке всем, что им, этим несчастным людям, необходимо только для поддержания своей жизни.