Уездный город N (Гоголь). Сочинение на тему: Уездный город и его обитатели в комедии Гоголя «Ревизор Центральные персонажи произведения

Комедия Гоголя - зеркало, в котором отразились все пороки и картины злоупотреблений, характерные для всей русской жизни времён автора. На самом деле эти пороки были, есть и будут всегда. Правитель государства не интересуется жизнью уездных, провинциальных городков. Там процветают взяточничество, грабёж населения в виде налогов, постепенно такой городок погрязнет в долгах, и расплачиваться опять же приходится обычному населению. Только вот не находится таких смельчаков, как Гоголь, чтобы высмеять эти пороки, заставить людей задуматься, как и чем они живут.

Мне нравятся произведения Гоголя, я с удовольствием их читаю, узнаю что-то новое.

Но произведение "Ревизор" не вызвало у меня удивления, как можно так жить! Современные люди настолько привыкли к этому, эти пороки для нас что-то обыденное, мы встречаемся с несправедливостью каждый день. Увы, нынешнее поколение настолько испорченное, что принимает подобные злодеяния, как должное! Фраза городничего:"Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов." актуальна и по сей день.

Итак, время написания и действия самой комедии "Ревизор" - первая половина XIX века. В то время на людей ещё можно было как-то повлиять, пристыдить их. Поэтому Гоголь написал сатирическую комедию без единого положительного героя, чтобы открыть людям глаза на их образ жизни.

Чиновники уездного городка собрали все, какие только можно, грехи: взяточничество, корысть, жадность, пошлость, пристрастие к азартным играм, прожигание денег, властолюбие, лесть, двуличие, и это далеко не полный список. Двуличие чиновников проявляется тогда, когда они ведут беседу с низшими или высшими по чину людьми. Над кем-то они насмехаются, не считают за людей, а кому-то в ножки кланяются. Но тем не менее многие из этих героев резонёры! Очень уж любят они вести рассуждения нравоучительного характера, хотя в первую очередь им стоит посмотреть на себя. Чиновники невероятно глупы, все их знания сводятся к тому, чтобы знать, сколько брать взяток. Поэтому они так всполошились, узнав об известии о ревизоре. Были бы они они хоть немного умней, то обязательно заметили бы черты Хлестакова, которые никак не могут быть у настоящего ревизора. Боязнь потерять своё место, чин доводит их до паранойи. В каждой фразе Хлестакова они ищут скрытый смысл, пытаются его задобрить, в результате этого попадают впросак. Во-первых, они лишились своих денег. Во-вторых, дурная слава о них разнесётся по всему государству и обязательно дойдёт до императора. А вот настоящий ревизор увидит все их грешки, возьмёт их с поличным, тогда чиновникам города N несдобровать.

Новая комедия Гоголя вызвала у современников шквал критики. Я думаю, из-за того, что большинство узнало в героях себя. Но по моему мнению, старания Николая Васильевича не пропали даром, ему удалось выполнить свою задумку комедии "со злостью и солью". Всё-таки "Ревизор" стал популярен, а значит люди присмотрелись, прислушались и изменились в лучшую сторону.

И всё же я не люблю осуждать людей, да, чиновники неправы. Но нам следует посмотреть на самих себя, ведь в нас тоже достаточно пороков. Это не обязательно взяточничество и скупость, ведь есть ещё много скверных грешков. К сожалению, нам сейчас не хватает "нового Гоголя", который бы через искусство высмеял пороки людей и показал бы, как обнищали русские души.

Чиновники уездного города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» – это герои провинциальной России, сатирически изображенные автором.

Эти люди типичны для своего времени и в то же индивидуальны. Что связывает их? Страх пред ревизором «инкогнито». У них у всех есть «грешки» – они берут взятки, присваивают казенные деньги, заботятся не о службе, а о собственном благополучии. Городничий помогает купцам обманывать казну: «А кто помог тебе сплутовать, когда ты строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тогда как его и на сто рублей

Не было?» Он берет взятки и с купцов, и с родителей рекрутов, вымогает дорогие подарки. В городе в то же время «грязь, нечистота». Судья Ляпкин-Тяпкин пятнадцать лет просидел на судейском стуле, но в его бумагах «сам Соломон не разрешит», что в них правда, а что неправда. Судья берет взятки «борзыми щенками», уверяя, что «это совсем иное дело». Попечитель богоугодных заведений Земляника наживается на больных, не давая им никаких лекарств, поэтому они у него, «как мухи выздоравливают». Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и из любопытства оставляет их у себя. Смотритель училищ Лука Лукич до смерти запуган, что его могут обвинить в вольнодумстве.

Каждый герой – комическая индивидуальность, но всех их объединяет жадность, зависть к чужому успеху. Давая взятки мнимому ревизору, они верят, что он хитрый и умный человек, ведь он под благовидным предлогом просит «взаймы», а это не преступление. Земляника еще и успевает донести на своих сослуживцев, обещая изложить все на бумаге. Они шумно поздравляют Городничего с успехом, про себя завидуя ему. А потом злорадствуют, читая письмо Хлестакова: каждому приятно унизить другого, но никто не хочет читать о себе. Так же мелочны и завистливы их жены, мечтающие о балах и нарядах. Все готовы перессориться, когда выясняется, что Хлестаков не ревизор, но страх при известии, что настоящий ревизор требует их к себе, снова всех объединяет.

Человеческие недостатки, изображенные Гоголем в характерах своих героев, не преходящее явление, поэтому нравственные проблемы комедии актуальны и по сей день.

(2 вариант)

Образы чиновников в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» представляют собой галерею типических характеров провинциальной России.

В уездном городе они олицетворяют власть и силу, высший круг местного общества. Все они индивидуальны. Так, Городничий по праву выслужил свою должность за тридцать лет. Он отличается хитростью и умением везде соблюдать свой материальный интерес. Антон Антонович гордится тем, что может обмануть любого: «Мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать…» С вышестоящими он угодлив и почтителен, с низшими – груб и бесцеремонен. Если купцов можно за бороды таскать, то перед Хлестаковым он заискивает и вдохновенно расписывает ему, как он ночей не спит, заботясь о благополучии города. Он уверяет, что ему не надо почестей, но кривит душой. На самом деле он честолюбив и мечтает о службе в столице, о генеральском чине. И вообразив, что это у него скоро будет, еще сильнее презирает нижестоящих, требуя от них новых подношений.

Так же корыстны и честолюбивы и другие чиновники. Откровенно пренебрегая службой, судья Ляпкин-Тяпкин увлечен только охотой и даже взятки берет «борзыми щенками». Гоголь говорит о нем, что он прочитал пять или шесть книг «и поэтому несколько вольнодумен», а Земляника характеризует судью так: «У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел». Но от страха перед ревизором даже судья становится робким и косноязычным. Еще более труслив Лука Лукич, смотритель училищ: «Не приведи Бог служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». Обвинение в вольнодумстве грозило каторгой, а повод для такого обвинения можно было подать любой – если учитель, например, делает какие-то гримасы. Почтмейстер любопытен и вскрывает чужие письма, а те, что понравятся, оставляет у себя. Но самый низкий и бесчестный из чиновников – Земляника, попечитель богоугодных заведений. Он ворует, как и все они, больные у него не получают никаких лекарств и «как мухи выздоравливают». Он всячески старается подчеркнуть свои заслуги перед Хлестаковым. Он так же, как и все, завистлив. Но он не только выслуживается перед ревизором, но и готов написать донос на всех своих приятелей, обвинив их в небрежении к делам, в аморальности и даже вольнодумстве: «Для пользы отечества я должен это сделать, хотя он мне родня и приятель».

Чиновники гоголевского уездного города лживы и подлы, корыстны и безнравственны. Они угождают высшим и презирают нижестоящих, презирают тех, чьими трудами складывается их благосостояние. Таково сатирическое отражение автором современной действительности.

Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор» обрисовал панораму быта и нравов провинциальной России 30-х гг. 19 века. Уездный город N представлен как царство лицемерия, обмана, мелочности интересов, самолюбия, униженного человеческого достоинства, предубеждений и сплетен. Ярче всего это просматривается в облике Бобчинского и Добчинского, семьи городничего, купечества и мещанства. Наиболее отчетливо законы жизни городка представлены в образах чиновников.

Во времена николаевского правления, чиновничество отличалось властолюбием, кражами государственного имущества, взятками, высокомерием по отношению к «маленьким людям». Именно такими мы видим чиновников и в комедии «Ревизор».

Городничий

Главным чиновником в комедии предстает городничий – самый умный и рассудительный из всех. Он логично размышляет о причинах приезда ревизора. Мы видим, что с его жизненным опытом он способен поставить на место любого мошенника. Он не гнушается взяток и часто одалживает деньги из государственной казны. Со своими подчиненными он груб и высокомерен, тогда как с вышестоящими должностями почтителен и льстив. Главной целью его жизни становится генеральский чин.

Ляпкин-тяпкин

Говорящая фамилия Ляпкина-Тяпкина сразу же заявляет о его стараниях на службе и достижениях в жизни. Это судья, чувствующий в себе право спорить с решениями городничего. Окружающие мнят его человеком высокообразованным только потому, что в своей жизни он осилил 5 книг. Такие замечания подчеркивают невежество служащих, ничтожный уровень их образования. Своими служебными обязанностями он пренебрегает, поэтому в суде никогда нет порядка.

Земляника

Заведующий больницей Земляника абсолютно равнодушен к своим государственным делам. Больные умирают один за другим, потому что врач, нанятый Земляникой, не понимает ни слова по-русски. Устрашают его размышления о значении больницы для простого люда: если человеку предназначено умереть, он умрет и с лекарствами, а если судьба уготовила ему жизнь, то и без таблеток он будет жить. Рассуждая так, он совсем не закупает лекарств. Пожаловаться на кого-то из своих сотоварищей ему не доставляет никакого труда. И это первое, что он делает, когда считает Хлестакова ревизором.

Хлопов

За образование отвечает Лука Лукич Хлопов, чиновник, опасающийся всего на свете, даже громче обычного звучащего голоса. Ответственный за почтовую доставку Шпекин приноровился вскрывать письма горожан и так отслеживать все тайные движения города.

Хлестаков, который не принадлежит на самом деле к кругу чиновников, оказывается вовлеченным в жизнь провинциального чиновничества случайно. Он, столичный служащий, настолько пуст, легкомыслен, поверхностен, что за счет этого очень легко вливается в их общество. Гоголь показывает этим, что чиновники одинаковы по всей России.

Становится страшно, что именно такие люди управляют Россией и устанавливают законы. По мнению В.Г. Белинского, чиновники – это «корпорация служебных воров и грабителей».

Актуальность образов

В художественном пространстве одного из самых известных произведений Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников в «Мёртвых душах». Удивительно, с какой лёгкостью и непринуждённостью автор рисует отвратительные по сути портреты, да так мастерски, что ни на минуту не сомневаешься в подлинности каждого характера. На примере чиновников в поэме «Мёртвых души» были показаны наиболее актуальные проблемы Российской империи середины 19 века. Кроме крепостного права, которое тормозило естественный прогресс, настоящей проблемой был обширный чиновничий аппарат, на содержание которого выделялись огромные суммы. Люди, в руках которых была сосредоточена власть, работали только ради накопления собственных капиталов и улучшения своего благосостояния, обворовывая и казну, и простых людей. К теме разоблачения чиновников обращались многие писатели той поры: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский.

Чиновники в «Мёртвых душах»

В «Мёртвых душах» нет отдельно прописанных образов государственных служащих, но тем не менее быт и характеры показаны очень точно. Образы чиновников города Н появляются с первых страниц произведения. Чичиков, решивший нанести визит каждому из сильных мира сего, постепенно знакомит читателя с губернатором, вице-губернатором, прокурором, председателем палаты, полицмейстером, почтмейстером и многими другими. Чичиков льстил всем, вследствие чего сумев расположить к себе каждого важного человека, и всё это показано как само собой разумеющееся. В чиновничьем мире царила пышность, граничащая с пошлостью, неуместный пафос и фарс. Так, дом губернатора во время обычного обеда был освещён будто для бала, убранство слепило глаза, а дамы были одеты в свои лучшие платья.

Чиновники в уездном городе были двух типов: первые были тонкими и всюду увивались за дамами, стараясь очаровать их плохим французским и сальными комплиментами. Чиновники второго типа, по словам автора, напоминали самого Чичикова: не толстые и не тонкие, с круглыми рябыми лицами и зализанными волосами, они косились по сторонам, стараясь найти для себя интересное или выгодное дело. При этом каждый пытался друг другу напакостить, сделать какую-то подлость, обычно это происходило из-за дам, но стреляться по таким пустякам никто не собирался. Но на обедах они делали вид, будто ничего не происходит, обсуждали «Московские вести», собак, Карамзина, вкусные блюда и сплетничали о чиновниках других ведомств.

При характеристике прокурора Гоголь соединяет высокое и низкое: «был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю… » Заметьте, здесь ничего не сказано о том, за что этот человек получил награду - орден Святой Анны выдаётся «любящим правду, благочестие и верность», а также присуждается за военные заслуги. Но ведь ни о каких боях или особых эпизодах, где упоминалось бы о благочестии и верности, не упоминается вовсе. Главным становится то, что прокурор занимается рукоделием, а не своими должностными обязанностями. Собакевич о прокуроре отзывается нелестно: прокурор, дескать, человек праздный, поэтому сидит дома, а работает за него стряпчий, известный хапуга. Тут и говорить не о чем - какой порядок может быть, если человек, совершенно не разбирающийся в вопросе, пытается его решить, пока уполномоченное лицо вышивает по тюлю.

Похожий приём использован при описании почтмейстера, серьёзного и молчаливого человека, низенького, но остряка и философа. Только в этом случае различные качественные характеристики объединены в один ряд: «низенький», «но философ». То есть здесь рост становится аллегорией на умственные способности этого человека.

Реакция на переживания и реформы тоже показана весьма иронично: от новых назначений и количества бумаг государственные служащие худеют («И председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович… и тот похудел»), но были и те, кто мужественно держал себя в прежней форме. А совещания, по словам Гоголя, удавались только тогда, когда можно покутить или пообедать, но в этом, конечно же, не чиновники виноваты, а менталитет народа.

Гоголь в «Мёртвых душах» чиновников изображает только за обедами, игрой в вист или другие карточные игры. Только один раз читатель видит чиновников на рабочем месте, когда Чичиков приехал оформлять купчую на крестьян. В ведомстве Павлу Ивановичу недвусмысленно намекают, что дела без взятки делаться не будут, а уж о скором решении вопроса без определённой суммы и говорить нечего. Это подтверждает и полицмейстер, которому «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», и у него появляются балыки и хорошие вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Чиновники в «Повести о капитане Копейкине»

Наиболее жестокой оказывается повесть о капитане Копейкине. Инвалид войны в поисках правды и помощи едет из российской глубинки в столицу, чтобы просить аудиенции у самого царя. Надежды Копейкина разбиваются о страшную реальность: пока города и сёла бедствуют и недополучают денег, столица шикует. Встречу с царём и высокопоставленными лицами постоянно переносят. Совершенно отчаявшись капитан Копейкин пробирается в приёмную высокопоставленного чиновника, требуя, чтобы его вопрос немедленно поставили на рассмотрение, иначе он, Копейкин, из кабинета никуда не уйдёт. Чиновник уверяет ветерана в том, что сейчас помощник отвезёт последнего к самому императору, и на секунду читатель верит в счастливый исход - радуется вместе с Копейкиным, едущим в бричке, надеется и верит в лучшее. Однако повесть заканчивается неутешительно: после этого случая Копейкина больше никто не встречал. Этот эпизод на самом деле пугающий, ведь человеческая жизнь оказывается незначительной мелочью, от потери которой нисколько не пострадает вся система.

Когда афера Чичикова раскрылась, арестовывать Павла Ивановича не спешили, потому что никак не могли понять то ли он такой человек, которого нужно задержать, то ли такой, который сам всех задержит и виноватыми сделает. Характеристикой чиновников в «Мёртвых душах» могут служить слова самого автора о том, что это такие люди, которые сидят себе спокойно в сторонке, накапливают капитальчик и устраивают свою жизнь за счёт других. Мотовство, бюрократия, взяточничество, кумовство и подлость - вот что характеризовало людей, стоявших у власти в России XIX века.

Тест по произведению

«Чиновники города N» - страница №1/1

Тема урока: «Чиновники города N »

Цель урока : сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города, так как правовое сознание школьников, многие из которых после окончания школы будут решать проблемы муниципального и государственного правления, начинается с умения «сквозь смех услышать грусть» и с желания бороться со всем «дурным в России». Рассмотреть образы чиновников в пьесе, составить их характеристику; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, актерского мастерства; расширить и углубить понятие литературоведческих терминов: «драма», «комедия» «сатира», «композиция», «элементы композиции», уметь ими пользоваться; развивать творческие способности обучающихся.

Задачи:

Образовательная : формировать полноту, осознанность, системность, прочность знаний, совершенствовать речевые навыки, умение вести беседу, обучение аналитическому чтению

Развивающая: формировать интерес к предмету; мотивацию к дальнейшему изучению литературы; развивать монологическую речь; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание

Воспитательная: воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Методы: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов); проблемный метод; исследовательский

Педагогические технологии : учебное сотрудничество, технология коммуникативного взаимообучения, дискуссия как технология формирования УУД (письменная и устная), информационно-коммуникативные технологии, технологии исследования, технология продуктивного чтения

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (словарик литературоведческих терминов, словарь «трудных» слов из комедии Гоголя «Ревизор»)

Литературоведческие термины : драма, комедия, сатира, ремарка, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, оксюморон

Словарная работа : страх, инкогнито, произвол, казнокрадство, мошенничество.

Формировать УУД:

Личностные УУД : формирование правовой культуры и волевых качеств школьников на основе личности Н.В.Гоголя и изучения комедии «Ревизор»; познавательного интереса к изучаемому произведению (побудить детей к самостоятельному анализу образов чиновников)

Регулятивные УУД : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (рефлексия).

Коммуникативные УУД : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, умение работать в группе.

Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ эпизодов; умение работать с текстом (находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях); преобразовывать информацию из одной формы в другую

Планируемые результаты:

Предметные – создание условий для изучения творчества Н.В.Гоголя, знакомство с комедией как драматическим жанром литературы; научить выявлять идею и тему произведения, читать между строк, знать приемы анализа литературного произведения;

Метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

Личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности на примере характеристики персонажей литературных произведений, воспитывать заложенные автором в литературном произведении вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях

В «Ревизоре» я решился собрать в одну

кучу всё дурное в России, какое я тогда знал…

И за одним разом посмеяться над всем…

Сквозь смех … читатель услышал грусть

Н.В.Гоголь

Горьким словом моим посмеются

Н.В.Гоголь

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учащиеся зачитывают демократические правила общения на уроках литературы

2. Актуализация знаний

(Слайд №1) Слово учителя : 19 апреля 1836 года в воскресенье, в Александринском театре давалась в первый раз оригинальная (т.е. непереводная наконец-то) комедия в 5 действиях “Ревизор” сочинения Николая Гоголя. Автора её уже знала читающая публика.

Гоголь вышел из своего дома на Малой Морской и отправился в театр. На бледном лице напряжённо горели глаза. Так страшно, если комедию, в которой он решился “собрать в одну кучу всё дурное в России, какое тогда знал, все несправедливости, которые делаются… и за одним разом посмеяться над всем”, примут за весёлый пустячок.

В театре много знакомых: В.А.Жуковский, которому Гоголь читал “Ревизора” во дворце, поэт Вяземский. Даже старик Крылов пришёл. Для него новая русская комедия – событие, при котором дома не усидишь.

Но Гоголь минует всех. Его ослепляет зала. Страшит чужая публика. Какое ей дело до уездного городишки и нищей России? Ложи в первых рядах партера сияют звёздами сановников и драгоценностями дам.

В царской ложе Николай 1 с наследником. Только на галёрке теснятся зрители несветского толка.

Но вот пошёл занавес. Началось! Сначала смеялись охотно. Комедия – ведь это смешно. Совсем другое произошло в 4 акте: смех ещё перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же и пропадавший; аплодисментов почти совсем не было; зато напряжённое внимание, судорожное, усиленное следование за всеми оттенками пьесы, иногда мёртвая тишина показывали, что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей. По окончании акта прежнее недоумение переродилось во всеобщее негодование, которое довершилось пятым актом.

(Слайд№2) Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьёз. Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал и сорвался: “ Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!”

После постановки комедии « Ревизор» на петербургской сцене в газетах писали: «Автор выдумал какую-то Россию и какой –то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь: сколько накопил плутней, подлостей, невежества»


Учитель: Почему все так возмущались? Разве Гоголь исказил русскую действительность, оболгал, опорочил Россию?

Ученики: Высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидя в пьесе “нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество”. Чиновники увидели в пьесе самих себя.

Сообщение темы и целей урока :

(Слайд №3) Учитель: Вспомните, какой эпиграф взял Гоголь для комедии. Когда и почему?

Ученик: Комедия открывается эпиграфом-пословицей. Эпиграф к “Ревизору” появился только в 1842 году, т.е. спустя шесть лет после выхода “Ревизора”. Эта пословица заключила работу Гоголя над комедией. Эпиграфом Гоголь ответил и на критику комедии. Писатель утверждает, что если сочинитель комедии сумел вызвать отвращение к изображенным нравам, характерам и событиям, то тем самым он показал свой положительный идеал. «Разве все это накопление низостей, отступление от законов и справедливости не дает уже ясно знать, чего требуют от нас закон, долг и справедливость?» - писал Н.В.Гоголь

Учитель: Кто эти герои, к которым Гоголь сумел вызвать отвращение?

Ученики: Чиновники города Н

(Слайд №4) Учитель: Тема нашего урока: «Чиновники города Н». Сегодня мы мысленно перенесёмся в чиновничью Россию 19 века, вновь перелистаем страницы бессмертной комедии Гоголя, побываем в уездном городе Н «до которого хоть три года скачи не доскачешь», совершим путешествие по неухоженным улочкам города, повторим литературоведческие термины и проведём словарную работу

Беседа с классом

Постановка проблемного вопроса

Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова самого Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем…Сквозь смех читатель услышал грусть … » и слова пророка Иеремии, которые были вырезаны на кресте, поставленном графом Воронцовым на могиле Гоголя: «Горьким словом моим посмеются »

Учитель: Найдите ключевые слова в эпиграфах.

Ученики: Смех и грусть

Учитель: Как называется такая риторическая фигура в литературоведении?

Ученики: Оксюморон

Словарная работа:

Оксюморон – это стилистическая фигура или стилистическая ошибка - сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).

На какой вопрос мы сегодня на уроке будем искать ответ?

Ученики: Над чем смеётся и о чём грустит Гоголь?

Учитель: Обратимся же, наконец, к пьесе непосредственно.

Беседа по повторению (Блиц-опрос)

Учитель: Кто подарил Н.Гоголю сюжет этой пьесы?

Ученик: А.С.Пушкин: “Сделайте же милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию”, - писал Гоголь Пушкину 7 октября 1835 года.

Учитель: В каком году была написана комедия?

Ученик: Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.

Учитель: К какому роду литературы принадлежит комедия?

Ученики: Это драматическое произведение

Учитель: Вспомните основные особенности драматического произведения. Назовите их.

Ученики: Наличие афиши - списка действующих лиц;

деление на действия, сцены, явления,

диалогическая форма пьесы, ремарки,

небольшой отрезок времени, напряжённость конфликта,

герои проявляют себя через монологи, диалоги и поступки

Учитель: Дайте определение комедии

Ученики: Комедия – это жанр художественного произведения , характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом

Учитель: К какому виду комического жанра можно отнести пьесу: сатирическая комедия или юмористическая комедия?

Ученик: Комедия-сатира

Учитель : «Ревизор»- это сатирическая комедия. Что же такое сатира?

Ученики : Сатира (лат. satira) - обличительное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.

Сатира - вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.

Учитель : Фазиль Искандер, российский прозаик и поэт, дал такое определение сатиры:

«Сатира - это оскорбленная любовь: к людям, к родине или к человечеству в целом.»

Гоголь - патриот своей страны болел за свой народ, который оказался под властью целой армии чиновников. Действующие лица комедии Гоголя не только смешат, но и вызывают отвращение и негодование. Это был смех сквозь слезы, смех гневный сквозь слезы горечи и негодования.

Учитель: Что такое композиция художественного произведения?

Ученики: Композиция – это построение художественного произведения

Учитель: Назовите элементы композиции?

Ученики: Завязка, развитие действия, кульминация, развязка

Учитель: Назовите особенности композиции пьесы.

Ученик: Зеркальная композиция – всё началось с сообщения о приезде ревизора и закончилось этим событием. Две развязки - письмо Хлестакова и сообщение о приезде настоящего ревизора

Учитель: С помощью какого приёма автор в драматическом произведении передаёт эмоциональное состояние героя?

Ученик? Использование ремарок

Учитель: Что такое ремарка?

Учитель: Где происходит действие комедии? Почему у города нет названия? Что нам известно об этом городе?

(Слайд№5)Ученики: Действие комедии происходит в небольшом уездном городке, название которому Гоголь не даёт. Неопределённое местоположение города. Откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь» придаёт ему условность, позволяет отразить все пороки России. Именно поэтому Хлестаков говорит об этом городе: «Какой скверный городишко!»

Учитель: О жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях. О жизни каких учреждений города Н мы узнаём из комедии?

Ученики: Гоголь показывает суды, богоугодные заведения (больницы), почту, органы правопорядка.

Учитель: Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в пьесе?

(Слайд №6) Ученик: Главные действующие лица этой комедии чиновники уездного города.

По словарю С.И.Ожегова: «Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание»

Учитель: Вы знаете, что ещё Петром I был составлен документ, который определял иерархию чиновных лиц. Назовите этот документ. Какому классу табели о рангах соответствовали чины наших героев.

Ученик: Табель о рангах. Чиновники принадлежали к 7,8,9 классу

Учитель: Какой фразой открывается пьеса? (Господа…)

Учитель: Немирович-Данченко отмечал: “ В “Ревизоре” - одна фраза… И пьеса уже начата. Дана фабула и дан главный её импульс – страх”. Кто же кого боится?

Ученики: Хлестаков – чиновников, чиновники – Хлестакова

Учитель : Действительно, чиновники - это виновники всех событий, происходящих в городе. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города начала 19 века. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города 19 века. Интересно, что чиновники на протяжении всего действия комедии держатся вместе. Как вы считаете, почему? Что их связывает?

Ученики: Общие грешки и страх перед ревизором.

Учитель : Они разъединяются только в сценах предложения взяток Хлестакову. Кто же они, чиновники города Н?

Работа над образами чиновников.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели собственные исследования и составили характеристики героев комедии.

На доске иллюстрации чиновников комедии «Ревизор». Прочитать характеристику персонажа и найти хозяина. (Приложение)

Исследования групп:

Ученик: Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство и полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни. Это раскрыто в образах помещиков Бобчинского и Добчинского, жены и дочери городничего, купцов и мещанок. Но более всего характеризуют быт и нравы этого города его чиновники.
Описывая чиновников, Н. В. Гоголь показал массовые злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к простым людям. Все эти явления были характерными, укоренившимися чертами чиновничества николаевской России. Именно такими предстают перед нами государственные служащие в комедии “Ревизор”.
1 Группа: «Образ городничего»

2 Группа: «Земляника и Ляпкин-Тяпкин». Сравнительная характеристика

3 Группа: Почтмейстер Шпекин

4 Группа: Лука Лукич Хлопов

(Слайд №7) В каких пороках обвиняются чиновники? (записать в тетради)

Суд над городничим

Учитель: Чиновникам в городе N удавалось избегать наказания за свои грехи. Сегодня мы с вами попробуем исправить эту несправедливость и разобрать на судебном заседании дело хотя бы одного обвиняемого, а именно – господина Сквозник-Дмухановского, городничего из комедии. (Приложение)
Исследовательская работа (Приложение)

Учитель: Учащиеся класса провели предвыборную кампанию и попытались выяснить: кто может из чиновников претендовать на роль городничего
Проверка домашнего задания

Анализ 4 действия комедии
4. Контроль знаний
Возвращаемся к вопросу в начале урока: « Над чем смеётся и о чём грустит Гоголь?»
(Слайд № 8) А я хотела бы закончить наш урок словами Н.В. Гоголя:

«Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе.

Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был – смех».

(Слайд №9) Давайте прочитаем высказывания Гоголя:


  • «О смех, великое дело! Ничего не боится человек так, как смеха».

  • «…насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».

  • «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»
Учитель: Какова роль смеха в сатирическом произведении?

Ученики: Смех указывает на недостатки в характерах героев, с помощью смеха над собой люди могут исправиться.

(Слайд №10) Учитель: Н.В.Гоголь надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале сатиры, оно ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы».

Вспоминаем, какую высокую гражданскую цель поставил Гоголь, создавая комедию (Собрать всё дурное и за одним разом над всем посмеяться). Итак, комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, не упрекайте его в искажении, а присмотритесь к его отражению. Эпиграф звучит резко и смело.

Значение комедии. Чернышевский: «Гоголь первый представил нас нам в настоящем нашем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими…»

Но вот уже почти 177 лет комедия живёт на сценах театров. Что даёт она современному зрителю, читателю, помимо того, что мы узнаём, как это было?

Нет ли в нас самих, вокруг нас каких-то черт Хлестаковых, гоголевских дам, городничего, Земляники, Ляпкина-Тяпкина, Держиморды, Бобчинского и Добчинского?
Ребята, у каждого есть недостатки. Мы часто замечаем их в других людях, но, к сожалению, не в себе. Часто смеёмся над другими… А над собой?

Как сделать, окружающий нас мир чище, добрее, красивее?

Надо прежде всего научиться смеяться над собой, заглянуть в себя и увидеть свои недостатки… Начать изменять мир с себя…

Задание на выбор:
Задание №1 Письменно дать ответ на вопрос: «О чём грустит Гоголь?»

Задание №2 Тест по комедии «Ревизор»
5. Рефлексия:

Заполнение карточки «Мои достижения на уроке»


6. Домашнее задание: Прочитать текст Н.В.Гоголя «Развязка Ревизора» (1846 год), выписать ключевые фразы текста.