Уроки игры на гитаре пентатоника. Как играется пентатоника на гитаре? Гитаристы, использующие пентатонику

». В этой статье хотелось бы рассказать как должна звучать. Сразу хочу сказать, что пентатоники при игре на гитаре применяются в основном для импровизации. Для того чтобы по импровизировать вам понадобится вот эти вот схемы расположения нот для пентатоник:

Для начала вы должны определится с тем в какой тональности вам нужно импровизировать. Ну к примеру вы хотите поиграть импровизацию в тональности ля-минор. Сначала вам нужно будет отыскать ноту ля на любой струне, затем посмотреть на схемы минорных пентатоник и отыскать на соответствующе струне красный квадратик. После этого посмотрите и расположите остальные ноты соответственно тоники, и смело начинайте импровизировать.

Если вы обратите свое внимание на схемы пентатоник, то вы увидите, что пентатоника на гитаре укладываются по ширине в четыре лада, кроме пентатоники расположенной в середине. Смотрите четыре лада соответственно четыре пальца левой руки участвуют в игре. Такая игра когда каждый палец соответствует своему ладу и своей ноте называется позиционной игрой. В случае же со схемой где ноты выходят за пределы четырех ладов, предлагаю ноту на третьей струне, которая выходит за пределы позиции, брать указательным первым пальцем. Начинающим и не совсем опытным гитаристам хочу посоветовать проигрывать пентатоники так называемым гаммаобразным движением, т.е проигрывать от самой низкой ноты к высокой и в противоположенную сторону с освоения и усвоения изучаемого материала. Так же хочу дать вам совет при проигрывании пентатоник запоминайте их название. Это очень поможет вам в дальнейшем, вы сможете быстро находить нужные аппликатурные модели пентатоник. После того когда вы усвоите гаммаобразные движения, и сможете уверенно проигрывать пентатоники в чистом виде, вы можете переходить к другим вариантам проигрывания. Один из простых, традиционных способов проигрывания гамм а в частности пентатоник является проигрывание восьмыми нотами, когда на каждый удар метронома приходится две ноты поровну. Одна приходится чисто на удар, другая определенно между ударами. Для примера давайте рассмотрим ля-минорную пентатонику.

Как я и говорил выше ищем тонику т.е ноту ля, возьмем ноту ля на третей струне, она будет находиться на втором ладу. Смотрим на схемы минорных пентатоник. Обращаем внимание на последнюю картинку так как именно на ней тоника находится на третьей струне. Указательным пальцем начнем играть, получаем вторую позицию. Играть начинаем с самого низкого звука данной модели, т.е с шестой струны и третьего лада:

Другим вариантом проигрывания могут быть триоли, это когда полностью четвертная доля делится не на четыре а на три равные доли, и все эти три ноты должны равномерно и одинаково прозвучать за одну долю. Здесь полезно будет вспомнить о вальсе. Вспомните уроки танцев - раз, два, три; раз, два, три. Так вот, каждое ваше "раз" должно совпадать с ударом метронома.

Вот как в триольной ритмике будет выглядеть пентатоника.

Пентатоника - звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах одной октавы, расположенных по большим секундам и малым терциям. Так же пентатонику можно понимать, как неполный диатонический ряд.

Мажорная пентатоника - это натуральный мажорный лад без 4-ой и 7-ой ступеней.

Минорная пентатоника - это натуральный минорный лад без 2-ой и 6-ой ступеней.

Для наглядности, изобразим получение мажорной и минорной пентатоник на схеме:

Кроме того, если из любого мажорного диатонического лада исключить 4-ую и 7-ую ступени, а из минорного 2-ую и 6-ую, то мы также получим соответственно мажорную и минорную пентатоники:

Ионийский мажор: Лидийский мажор: Миксолидийский мажор:
4,7 #4, 7 4, 7
Мажорная пентатоника

Эолийский минор: Дорийский минор: Фригийский минор:
2, 6 2, 6 2, 6
Минорная пентатоника

Таким образом, мы имеем следующие формулы мажорной и минорной пентатоник:

мажорная :

IIIIIIVVI

минорная:

IIIIIVVVII

Ниже приведены по 2-е аппликатуры мажорной и минорной пентатоник на грифе гитары (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой) для игры в одной позиции:

Для наглядности изобразим эти аппликатуры с обозначением ступеней пентатоники:

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим аппликатуры для игры в одной позиции на всех шести струнах:

Обратите внимание на положение тоники параллельной мажорной пентатоники в минорной - здесь учень удобно, пользуясь системой октав, проецировать на гриф совмещенную аппликатуру параллельных пентатоник. Не смотря на то, что пентатоника - достаточно простая гамма, в которой в пределах октавы всего пять нот, данная совмещенная схема помогает лучше ориентироваться на грифе:

Ну, а теперь выйдем за рамки одной позиции и "нанесем" пентатонику на весь гриф. Для начала стоит отметить, что в силу определенных причин у гитаристов наибольшее распространение получила минорная пентатоника, поэтому и мы, изображая пентатонику на всем грифе, выберем минорную и покажем ее от первого лада шестой струны, т.е. наша пентатоника будет в тональности Fm. Также изобразим параллельную мажорную - А:

А начинать изучение пентатоники на практике лучше все-таки в тональности C-мажор и параллельной ей Am-минор. Для этого вышеприведенные схемы необходимо просто перенести в нужную позицию:

Ну и, наконец, посмотрим, какие именно ноты "попали" в пентатонику C/Am:

Для игры пентатоники вдоль всего грифа, удобно рассматривать ее в виде боксов .

Как диатонические лады существуют парами (минорные и мажорные), так и мажорной пентатонике соответствует параллельная минорная, которая строится от пятой ступени мажорной, а минорной соответствует параллельная мажорная, которая строится от второй ступени минорной. Т. е. структурная схема мажорной и минорной пентатоник одинакова, меняется опорный (тонический) звук. Более наглядно на схеме:

Т.к. в пределах натурального мажора существуют 3 пары ладов - мажорные и параллельные им минорные (диатонические лады), то на ступенях натурального мажорного лада можно построить 3 пары пентатоники - мажорные и параллельные им минорные. Причем все пентатоники, построенные на ступенях натурального мажорного лада, имеют одинаковое аппликатурное строение. Т.е. каждому мажорному ладу соответствует мажорная пентатоника со структурой IIIIIIVVI , а каждому минорному ладу соответствует минорная пентатоника IIIIIVVVII . Рассмотрим это на примере аппликатур для игры на трех струнах:

Пентатоника - это наиболее часто используемый звукоряд в блюзе. Здесь он часто встречается с "блюзовыми" или "голубыми" нотами (blue notes). Блюзовые ноты - это хроматические III, V, VII ступени в мажорном звукоряде. Вот как будут выглядеть мажорная и минорная пентатоника с добавленной III ступенью в мажоре (она же V ступень в миноре):

На схеме хорошо видно, что в мажоре III и в миноре V - это одна и таже нота. Теперь отметим блюзовую ноту в аппликатурах мажорной и минорной пентатоники, для игры в одной позиции:

Также дополним ступеневую аппликатуру:

Блюзовая нота - это вводный тон ко второй или третей ступени в мажорной пентатонике (или к четвертой или пятой в минорной).

В аппликатурах для игры в одной позиции на всех шести струнах, в том числе и в боксах, наибольший интерес представляют те участки аппликатуры, в которых блюзовая нота оказывается на одной струне с соседними ступенями. Тогда эти три ноты играются пальцовкой 1-2-3:

Это обусловлено возможностью применить различные приемы игры - вибрато, слайды, бенд, хамер-оны и срывы и т.п. - в удобной позиции. Особенно это отражено во внебоксовых аппликатурах пентатоники (см. ниже). Также обратите внимание на характерное расположение этих трех нот на грифе относительно тоник мажора и минора:

Дополним стандартные аппликатуры пентатоники блюзовыми нотами:

Давайте, распишем наш пример с пентатоникой на всем грифе для тональности Fm и параллельной А, но уже с блюзовой нотой:

Также отметим блюзовую ноту в примере с пентатоникой в тональности C/Am:

Все ноты пентатоники C/Am с блюзовой нотой:

В блюзе на мажорную гармонию часто играется минорная пентатоника, отсюда в мажорном звукоряде и появляются эти "голубые" ноты. Пентатонику с блюзовой нотой также можно представить в виде боксов .

Ниже приведены довольно часто используемые внебоксовые аппликатуры пентатоники в чистом виде и с блюзовой III нотой (она же V в миноре):

Совместим эти аппликатуры в одну:

Играя упражнения построенные на пентатонике, не забывайте добавлять "блюзовые" ноты. В принципе, изучая аппликатурные схемы пентатоники, можно срузу заучивать их с блюзовой нотой.

Следующие схемы - это игра пентатоники в системе октавных позиций, которые образованы заполнением ступенями пентатоники одной из пяти октавных позиций. Это тот же самый прием, который был рассмотрен для трезвучий и септаккордов.

Краткое предисловие: читательница моей (и весьма талантливая) все же не совсем поняла несколько моментов из видео №2 . Вывод. Эти моменты, возможно, важны и для д ругих начинающих музыкантов…
——————-
Алина!
То есть у тебя самой ощущений, что некоторые ноты звучат неустойчиво, не возникло — так?
Вот послушай.
В любом звукоряде есть сильные (как они правильно называются — "устойчивые") ноты. И ноты неустойчивые.
Неустойчивые ноты вызывают тяготение к устойчивым.

Ну, это как в жизни — люди со "слабым стержнем" тянутся к сильным. Так тебе понятнее?

И переход от слабой, неустойчивой ноты к сильной, устойчивой называется разрешением.
Вся суть импровизации — и сочинения мелодии вообще — это вызывать тяготения и разрешать их.

А сейчас — сжато ответы на твои вопросы.

Что значит "сменился аккорд аккомпанемента" ?
- Как ты, н аверное, все же знаешь, аккорды в аккомпанементе меняются. В моем примере аккорд Ля-минор сменился на аккорд Ре-минор.

Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"?
- Каждый аккорд имеет свой основной тон (тоника в звукоряде, от которого аккорд построен). То есть Ля сменилось на Ре.

Аккорд состоит из трех звуков. Минорный из минорного трезвучия. Мажорный из мажорного трезвучия.
Вот эти три звука. Тоника, третья ступень и пятая ступень.
С тониками — разобрались. Что такое третья и пятая ступени?

Помнишь звукоряд До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си — ? Это мажорная гамма. Точнее До-мажорная гамма.
Аккорд До-мажор будет состоять из До (тоника), Ми (третья нота в звукоряде), и Соль (пятая нота в звукоряде)

Сколько бы ты пальцев на струны не ставила — в аккорде До-мажор должно звучать это трезвучие — До-Ми-Соль
(я не беру сейчас четырехнотные аккорды — септаккорды, только обычные)

Аккорд Ля минор строится из минорной гаммы Ля. Вот она:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль
Из каких звуков?

Правильно — из первого, третьего и пятого.

Это Ля, До, Ми.

Аккорд Ре-минор (на который сменился Ля-минор в аккомпанементе) строится по гамме Ре-минор
Вот она:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль-До

Аккорд Ре минор — 1,3 и 5 ноты -
Ре — Фа - Ля Кстати, по другому они еще называются
Тоника — Терция — Квинта (по названию ИНТЕРВАЛОВ от тоники)

Смотри.
В аккомпанементе мы играем вначале Ля-минор
Ля — До — Ми,
а потом Ре-минор
Ре- Фа — Ля

"Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"???"
- В первом случае (когда аккорд Ля) — нота Ля идет первой. Она - тоника.
Во втором случае (во второй строке, где аккорд Ре-минор) — нота Ля идет пятой.
Она — квинта.

Тоника и квинта — не равноценные ступени. Пусть они обе устойчивые, но Тоника всегда важнее.
Поэтому, хотя мы и не меняли ноту импровизации, но во время смены аккорда сопровождения, она поменяла свою роль. Из тоники — самой главной — превратилась в квинту (по отношению к ноте Ре) — ноту важную, устойчивую, но все же второстепенную.

"Что значит аккорд ре обыгрывать пентатоникой ля?"
- Вот смотри.
Кстати, почему вообще пентатоника? Там звукоряд коротенький, его просто запомнить, легко сыграть, и устойчивые ноты — там три из пяти. Всяк легче для понимания.
Так вот…
Аккорд у нас Ре-минор. А пентатонику мы играем, построенную на звукоряде Ля-минор. То есть мы не начинаем играть другую пентатонику, построенную от ноты Ре. Нет! Мы используем все ту же!! Нам не нужна новая (пока)

И вот почему.
Звукоряд Ля-минора:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль

Пентатоника Ля (минор)
Ля-До-Ре-Ми-Соль (нет Си и Фа)

Звукоряд Ре-минора:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль - До

Пентатоника Ре (минор)
Ре-Фа-Соль-Ля-До (нет Си и Ми)

Давай их, пенатоники, сопоставим:
Ля-До-Ре-Ми-Соль — в Ля
Ре-Фа-Соль-Ля-До — в Ре

Совпадают ноты Ля, Ре, Соль, До - 4 ноты из пяти!!!
Поэтому Ре-минор можно обыгрывать Ля-минорной пентатоникой.
Но при этом (как мы уже говорили) те же ноты будут иметь другое значение.

Они будут другими СТУПЕНЯМИ и будут звучать по-другому!

Цель этого урока - понять, что такое пентатоника, как её можно использовать в игре на гитаре соло .
В ходе выполнение упражнений урока запомним пальцами расположение нот и основных тоник в 5 мажорных пентатониках. 5 минорных пентатоник разучим на следующем уроке.

Намеренно забегая вперёд, скажу: Запомните аппликатуры пентатоник и ваши пальцы будут сами играть импровизированное соло на любую песню, не попадая на ноты не в тему.

  1. Что такое пентатоника?

    Пентатоника - это 5 звуков, пятизвучная гамма . Гамм из 5 нот много.

    Рассмотрим минорные и мажорные пентатоники.

    В минорных пентатониках звуки идут через 3, 2, 2, 3, 2 лада. В мажорных через 2, 2, 3, 2, 3 лада относительно предыдущего. Напомню: каждый лад это полутон.

    Чтобы сыграть, к примеру, импровизированное соло в тональности «До мажор» (аккорды C F G7), нужно выбрать на грифе одну из нот «До» и играть ноты согласно их расположения в мажорной пентатонике. «До» в нашем случае - это тоника (основной тон) пентатоники.
    Положим, что это будет «До» на 3-ем ладу 5-ой струны, значит, играть нужно последовательность нот на 3, 5, 7, 10, 12, 15-ом ладах.
    Получается, что не 5, а 6 нот. Это не ошибка, гаммы заканчиваются той же нотой, с которой начинаются, но октавой выше. Таким образом в пентатонике играют 5 нот одной октавы и 1 ноту октавой выше.

    Играть все ноты на одной струне не очень удобно, лучше играть на нескольких струнах на четырёх, пяти ладах. Каждый палец руки прижимает струну на своём ладу.
    В нашем случае это будет: 5-я струна 3 и 5 лад, 4-я струна 2 и 5 лад, 3-я струна 2 и 5 лад.

    Так можно играть пентатонику с любой ноты соответствующей тонике на грифе гитары.

  2. Импровизировать в соло ещё проще, если запомнить.
    Что такое аппликатура?
  3. Запомнить аппликатуры лучше, играя пентатонику.

    Начнём с мажорных пентатоник.

    Обыграем музыку в тональности «Ля мажор» , аккорды A, D, E7. Тоника соответственно - «Ля».
    Найдём ноту «Ля» на какой-нибудь струне. Пусть это будет 5-ый лад на 6-ой струне.
    Выберем подходящую мажорную пентатонику с тоникой на 6-ой струне:

    Кружками зелёного цвета на схеме обозначена тоника .
    Сыграйте и запишите на диктофон в телефоне, фотоаппарат или компьютер музыку A, D, E7 и затем включите запись и играйте звуки пентатоники относительно тоники «Ля» на 5-ом ладу 6-ой струны, слушая ля-мажорную ритм-партию.

    Другой вариант - и включать запись ритма в mp3,

    Попробовали сыграть? Есть гармония ритма и соло?

    Таким образом можно импровизировать, играя ноты на 6-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 5-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 4-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 3-ей струне на 4 и 2-ом ладах, на 2-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 1-ой струне на 5 и 2-ом ладах.

    Играйте и старайтесь, чтобы и голова, и пальцы запомнили аппликатуру пентатоники.

    Сверхэффективный способ запомнить пентатонику: импровизируя, придумайте соло;
    играйте и запишите его без ошибок, например, просто на видео телефона или диктофон, играя поверх музыки.
    В процессе записи будут дубли. Повторяя и отрабатывая игру соло на 1,5 минутную ритм-партию, вы не только отлично запомните аппликатуру пентатоники, но и приучите пальцы совершать точные, безошибочные движения. Постарайтесь научиться играть не глядя на лады .

    Также для выбранной «Ля» на 5-ом ладу на 6-ой струне подходит и эта пентатоника.
    Играйте её поверх музыки в тональности «Ля мажор» и старайтесь запомнить.

    От «Ля» на 7-ом ладу на 4-ой струне.
    Играйте её и старайтесь запомнить.

    Пентатоники, которые можно играть от «Ля» на 12-ом ладу на 5-ой струне.
    Играйте сначала одну, потом вторую гамму, стараясь запомнить их.

    Обратите внимание на то что в каждой аппликатуре тоника встречается в нескольких местах. Зная 5 мажорных пентатоник и расположение нот на грифе, мы можем сыграть соло для музыки в мажорной тональности от любой ноты «Ля» на нём.
    Что касается других нот, то с ними дело обстоит также.

  4. Запишите музыку в тональности «Ми мажор» , аккорды E, A, H7. Тоника соответственно - «Ми».

    Играйте от тоники поверх ритма каждую пентатонику по очереди, стараясь запомнить расположение звуков в них.

    Пентатоника, которую можно играть


    от «Ми» на 3-ей струне на 9-ом ладу:

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 6-ой струне на 12-ом ладу,
    от «Ми» на 1-ой струне на 12-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 4-ой струне на 14-ом ладу.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 4-ой струне на 2-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику).
    Попробуйте играть две эти пентатоники от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу. Получится большая аппликатура из звуков 2-х пентатоник.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику), а также
    от «Ми» на на 3-ей струне на 9-ом ладу (играть от этой ноты можно также пентатонику, рассмотренную в этом пункте урока первой).

    Играйте две эти пентатоники вместе.

  5. Запишите музыку в других мажорных тональностях:

    Найдите на грифе и играйте от тоники поверх каждой из записей 5 мажорных пентатоник по отдельности и вместе.

  6. Думаю, вы обратили внимание на то, что пентатоники имеют совпадения в расположение нот. Таким образом можно составить одну аппликатуру - схему звуков, которую можно использовать для импровизации соло на музыку в мажорной тональности:
  7. Запомните эту гамму, включив mp3 ритм-партии и играя её от основных нот разных мажорных тональностей «До мажор», «Ре мажор» и т.д.
  8. Немного теории :

    Гамма «До мажор» : C D E F G A B C.
    Мажорная пентатоника - это мажорная гамма без четвертой и седьмой ноты:
    C D E G A C

    Гамма «До минор» : C D Eb F G Ab Bb C.
    Минорная пентатоника - это минорная гамма без второй и шестой ноты:
    C Eb F G Bb C

  9. На следующем уроке изучим 5 минорных пентатоник , играя их поверх музыки минорных тональностей.