В клыков скульптуры ранние работы. Клыков Вячеслав Михайлович. Справка. Рассказ о христианской кончине скульптора Клыкова

Русский скульптор

Клыков Вячеслав Михайлович (19.10.1939-2.06.2006), русский скульптор и общественный деятель, глава Земского Собора, президент Международного фонда славянской письменности и культуры, президент Славянского экономического союза; член Товарищества русских художников; лауреат Государственных премий СССР и РСФСР; с 1995 — в Социально-патриотическом движении “Держава”, член Национального комитета; автор памятников Жукову, Кириллу и Мефодию, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, протопопу Аввакуму, вел. кн. Елизавете Феодоровне, Пушкину в Тирасполе, Батюшкову в Вологде, Рубцову в Тотьме, автор уничтоженного врагами русского народа памятника Николаю II в Тайнинском.

Большим событием в русской культуре стало создание памятника величайшему подвижнику Земли Русской Сергию Радонежскому. Впервые с 1917 образцом для поклонения становилось духовное лицо, монах. Образное решение скульптора было навеяно картиной М. В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, изображающее легендарный эпизод биографии подвижника. Установлению памятника в селе Городок (Радонеж) под Троице-Сергиевой лаврой предшествовали драматические события. Сам скульптор при поддержке патриотической общественности намеревался установить его осенью 1987. Однако космополитические власти запретили это делать. Погруженный в машину и направляющийся к месту установки памятник был “арестован” и препровожден обратно с эскортом милиции. Запрет установки памятника сопровождался злобными нападками представителей “малого народа” на личность великого русского подвижника. Потребовались месяцы борьбы, чтобы преодолеть сопротивление космополитических сил. При огромном стечении русских людей и представителей многих патриотических организаций памятник был открыт 29 мая 1988.

«КЛЫКОВ ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ
НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ АВТОР ЗВОННИЦЫ».
Памятник открыт в 2007 году на Прохоровском поле.
Его автор — давний друг Клыкова,
белгородский скульптор
Анатолий Александрович Шишков.

Политическая биография

Клыков Вячеслав Михайлович, политическая биография скульптора, председателя Высшего Совета Союза Русского Народа, главы Всероссийского Соборного Движения (ВСД), президента Международного Фонда славянской письменности и культуры.

Родился 19 октября 1939 в селе Мармыжи Курской области, русский.
Окончил Курский педагогический институт.
Скульптор.
В 70-е годы участвовал в оформлении Детского музыкального театра.
Автор скульптурного памятника В.Хлебникову на могиле поэта в д.Ручьи.
В 80-е гг. работал над скульптурами Меркурия перед зданием Центра международной торговли, памятником Батюшкову (Вологда) и др. И Меркурий, и Батюшков входят в число лучших работ Клыкова.
В 1985-87 был членом Патриотического объединения "Память". Автор проекта памятника на Поклонной горе, за который ратовала в 1986-87 "Память". Принимал участие в митинге "Памяти" на Манежной пл. 6 мая 1987.
Вместе с художником Игорем Сычевым руководил в сентябре 1987 попыткой установить памятник Сергию Радонежскому (своей работы) в Радонеже.
С 1989 года - член Товарищества русских художников (ТРХ).
В марте 1990 года баллотировался в народные депутаты РСФСР (Москворецкий округ N35) при поддержке Блока общественно-патриотических организаций, но проиграл демократу Льву Пономареву.
С 1990 года - президент Международного Фонда славянской письменности и культуры (в Совете фонда состоят Валентин Распутин, Владимр Крупин, Сергей Шуртаков и др.; фонд стал учредителем газеты "Русский вестник").
8 февраля 1992 был избран в состав Центральной Думы Российского Народного Собрания. 22 февраля 1992 на Центральном Думе Российского Народного собрания избран одним из 29 членов президиума и одним из троих сопредседателей (два других - Михаил Астафьев и Николай Павлов; председатель правления Думы - Виктор Аксючиц).
В ноябре 1993 провел учредительный съезд Славянского Экономического союза (СЭК), избран его президентом.
С конца 1993 - член Совета Российского Земского движения (РЗД, председатель - Елена Панина), с декабря 1996 - член президиума и сопредседатель РЗД.
В апреле 1995 года избран членом Национального комитета Социально-патриотическом движении "Держава" Александра Руцкого. Вышел из "Державы" в августе 1995 вслед за Аксючицем и Ко.
На выборах 1995 в списке избирательного блока "Земский собор" получил первый номер (список подписей не собрал).
На президентских выборах 1996 поддержал кандидатуру Геннадия Зюганова.
На учредительном съезде Народно-Патриотического союза России (НПСР) 7 августа 1996 был избран членом Координационного Совета НПСР и членом Президиума КС НПСР.
С октября 1996 - Глава Всероссийсского Соборного Движения, выдвигающего своей целью путем созыва Всероссийского Земского Собора "восстановить Государственный Закон, разрушенный в феврале 1917 года международной кучкой террористов-заговорщиков". В своем "Обращении к русскому народу" призывает "в единой Соборной воле... счищать с себя струпья жидовской, большевистской проказы, срывать с себя ярлыки расчленителей всех мастей (от заокеанских, до доморощенных)".
25-27 октября 1996 провел в Новочеркасске Донский Земский Собор - первый из территориальных земских соборов, 1 марта 1997 - Курский Земский Собор (второй по времени создания).
На II съезде НПСР 27 ноября 1998 избран одним из 8-ми сопредседателей НПСР.
В мае 1999 избран сопредседателем Славянского союза России (председатель - Анатолий Дувалов, 2 других сопредседателя - Виталий Журавлев, Валерий Иванов).
22 октябре 2000 неудачно баллотировлася на пост губернатора Курской области: 1,64% - 6-е место из 8-ми (во второй тур вышли первый секретарь обкома КПРФ Александр Михайлов (поддержан НПСР) - 39,52%, федеральный инспектор по области, генерал ФСБ Виктор Суржиков - 21,58%, остальные - мэр Курска Сергей Мальцев - 8,42%, председатель совета директоров АО ГК "Агрохолдинг" В.Стекачев - 7,28%, областной депутат, генеральный директор корпорации "ГриНН" Николай Грешилов - 6,16%, скульптор Вячеслав Клыков - 1,64%, Владимир Безымянный - 0,54%, председатель движения "Достойная жизнь" С.Савельев - ?, против всех -12,26%. Явка 51,79%. Губернатор Александр Руцкой снят с регистрации вечером в субботу за несколько часов до выборов).
В январе 2003 г. подписал "Обращение деятелей науки и культуры по поводу событий 18 января в Музее Сахарова".
В ноябре 2004 возглавил Координационный комитет по возрождению Союза Русского Народа (СРН) - крупнейшей антисемитской организации начала XX века (лидерами которой были Александр Дубровин, Владимир Пуришкевич, Николай Марков-второй).
В январе 2005 г. подписал антисемитское "письмо 500", в котором "представители русской общественности" обратились к генеральному прокурору с требованием закрытия "всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских".

21 ноября 2005, в столетнюю годовщину Союза Русского Народа, провел восстановительный съезд СРН. Избран председателем Высшего Совета СРН.
В конце марта 2006 подписал обращение группы национал-патриотических деятелей, связанных с Международным фондом славянской письменности и культуры, к генпрокурору, директору ФСБ, министру внутренних дел, спикерам обеих палат и др. с требованием лишить раввина Берл Лазара российского гражданства, "а его религию статуса "традиционной"".

Входил в редколлегии газеты "День" (1991-93), газеты РАУ "Обозреватель" (1992).
Монархист, сторонник призвания Царя Земским Собором. Считает, что "ни одна из ныне здравствующих ветвей Романовых... не имеет по законам Российской Империи прав на престол. В том числе Леонида Георгиевна, Мария Владимировна, ее сын Георг Гогенцоллерн". Предлагал избрать Царя из числа потомков маршала Георгия Жукова.
Выражал надежду, что Г.Зюганов и его сторонники в КПРФ "придут со временем к идее монархии".
Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Обладатель Золотой медали Академии художеств. Автор памятников маршалу Жукову (многие считают эту работу неудачной), Кириллу и Мефодию, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, протопопу Аввакуму, Великой княгине Елизавете Федоровне, Пушкину в Тирасполе, Батюшкову в Вологде, Рубцову в Тотьме.
Создал проект памятника , который предлагал установить в Москве на площади между Кремлем и Домом Пашкова (27 мая 1996, в столетнюю годовщину венчания Николая II на царство, памятник открыт в пригороде Москвы в пос.Тайнинское, 1 апреля 1997 взорван террористами-комсомольцами).

В.Прибыловский

Перепечатывается из Интернет-библиотеки "Антикомпромат", с адреса

Клыков Вячеслав Михайлович (р. 19.10.1939), скульптор и общественный деятель.

Родился в с. Мармыжи Советского р-на Курской обл. в крестьянской семье. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959, работал на производстве. В 1960 поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился 2 года, после чего поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, который окончил в 1968, получив специальность скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках. С 1969 — член Союза художников СССР. Его работы выставлены в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в С.-Петербурге и др. картинных галереях и музеях страны. Созданные им памятники и скульптурные изображения украшают площади многих городов и поселений России и зарубежья, наиболее известны из них: св. равноап. вел. кн. Владимиру в Белгороде и Севастополе, прп. Илье Муромцу в Муроме, св. блгв. вел. кн. Александру Невскому в Курске, прпмц. вел. кн. Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители в Москве, свв. равноап. Кириллу и Мефодию в Москве, прп. Сергию Радонежскому в Радонеже, прп. Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, св. Николаю Чудотворцу в Бари (Италия), св. Савве Сербскому в Белграде, А. С. Пушкину в Тирасполе, русским воинам в Пирее (Греция), Г. К. Жукову в Москве, памятник Победы на Прохоровском поле и др. За свои труды Клыков удостоен многих наград и званий. Он — лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1987), обладатель золотой медали Академии Художеств СССР (1989), обладатель золотой медали (Гран-при) на международной выставке «Квардиеннале» в Любляне (1973), заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный художник России.

С 1990 Клыков является президентом Международного фонда Славянской письменности и культуры. Организация ставит основной своей задачей пропаганду наследия свв. равноап. Кирилла и Мефодия. По словам самого Клыкова, фонд следует их заветам во всей своей деятельности — «будь то в вере, будь то в политике, будь то в отношении к русскому языку, к славянам, к славянскому миру». Фондом проведено множество симпозиумов и конференций. В 1992 был проведен международный конгресс славянских культур. Впервые через все славянские страны был пронесен благодатный огонь от Гроба Господня и установлен в нише цоколя памятника Кириллу и Мефодию, который был подарен скульптором Москве. По инициативе фонда площадь Ногина была переименована в Славянскую, а праздник славянской письменности и культуры стал государственным, и география его расширилась практически на всю Россию. Ныне 24 мая — День славянской письменности — празднуется во всех городах и весях. 1—2 июля 2001 по инициативе фонда в Москве в помещении Малого театра прошел съезд триединого Русского Народа, в работе которого приняли участие весьма представительные делегации России, Украины и Белоруссии, а также представители славянской общественности Приднестровья, Средней Азии и Югославии. Всего собралось более тысячи чел. Это был, по сути, первый съезд братских славянских народов после того, как они были искусственно разделены в 1991 предательским Беловежским соглашением. На съезде присутствовал ряд видных политиков, в его адрес пришли поздравления от Святейшего Патриарха Алексия II, президентов России и Белоруссии. Сам Клыков является рьяным поборником объединения триединого Русского Народа в единое государство, заявляя: «Наша задача — сделать все возможное, чтобы объединение свершилось как можно быстрее. Это важно для славян: и для украинцев, и для русских, и для белорусов. Мы не можем друг без друга жить. Наша история это доказывает. А процессы разъединения инспирируются врагами славян, врагами России».

Клыков был членом руководящих органов многих национально-патриотических организаций, но любимым его детищем является Всероссийское Соборное Движение (ВСД), которое было им организовано в 1995 и бессменным главой которого он является до сих пор. Цель ВСД — восстановление законной российской государственности, каковой является Православная Самодержавная Монархия. Движение ратует за созыв Всероссийского Земского Собора, который только и сможет восстановить государственный закон, разрушенный в февр. 1917 международной кучкой террористов-заговорщиков. ВСД провело уже четыре Собора: Донской (1996) в Новочеркасске, Курский (1997), Крымский (1999) и Невский (2000) в С.-Петербурге. Целью этих Соборов было объединение единомышленников и пропаганда монархической идеи. Движение активно выступало за прославление Царя-Мученика Николая Александровича. Были организованы Крестные ходы и крестные облеты вокруг России. Сам Клыков создал памятник умученному Русскому Царю, который был установлен в Тайнинском Московской обл. (первоначально планировалось установить его в Москве). На постаменте памятника выбиты слова: «Русский Народ с покаянием». Сегодня Клыков ведет большую работу, главным образом в провинции, пытаясь снизу объединить патриотические силы.

Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина () Работы на Викискладе

Вячесла́в Миха́йлович Клы́ков (19 октября , село Мармыжи , Курская область - 2 июня , Москва) - советский и российский скульптор , президент Международного фонда славянской письменности и культуры . Лауреат Государственной премии СССР (). Председатель возрождённого Союза русского народа (2005-2006).

Биография

Известность к Клыкову пришла после оформления Центрального детского музыкального театра () и создания скульптуры бога торговли Меркурия у Центра международной торговли () в Москве.

Во второй половине 1980-х годов обращается в своём творчестве к православно-патриотической тематике. Большим событием стало создание памятника преподобному Сергию Радонежскому . Образное решение скульптора было навеяно картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею ». Сам скульптор при поддержке патриотической общественности намеревался установить его осенью 1987 года. Однако власти запретили это делать. Погружённый в машину и направляющийся к месту установки памятник был «арестован» и препровожден обратно с эскортом милиции. Потребовались месяцы борьбы, чтобы памятник всё же был установлен. При огромном стечении русских людей и представителей многих патриотических организаций памятник был открыт 29 мая 1988 в селе Городок (Радонеж) под Троице-Сергиевой лаврой .

Общественная и политическая деятельность

В апреле 1995 года избран членом Национального комитета Социально-патриотическом движении «Держава» Александра Руцкого . Вышел из «Державы» в августе 1995 вслед за Виктором Аксючицем .

Работы Клыкова

Мемориал братьям Квантришвили на Ваганьковском кладбище Москвы

Премии и награды

За свои труды Клыков удостоен многих наград и званий:

Память

  • Проспект Вячеслава Клыкова в Курске
  • Памятник В. М. Клыкову в Курске (открыт в ноябре 2007 г.; ск. Клыков А. В.)
  • Памятник В. М. Клыкову на Прохоровском поле.

Семья

Старший сын Андрей, родился в 1962 г. Член Союза Художников. Работает в мастерской, в которой работал Вячеслав Михайлович Клыков, и чьё имя она носит.

Его дочь, Любовь - невестка актрисы Екатерины Васильевой и драматурга Михаила Рощина .

Младший сын, Михаил.

Внуки: Просковея, Федор, Агафья, Серафим, Дмитрий, Афанасий, Иван, Тихон

Напишите отзыв о статье "Клыков, Вячеслав Михайлович"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедия «Кругосвет ».
  • Росбалт, 12/06/2008
  • Мастерская им. В. М. Клыкова: Россия, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 33

Интервью

  • // Независимая газета , 5 июня 2006
  • // Газета «Дух христианина» № 11, 1 июня 2006 г.

Отрывок, характеризующий Клыков, Вячеслав Михайлович

Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

В военном отношении, тотчас по вступлении в Москву, Наполеон строго приказывает генералу Себастиани следить за движениями русской армии, рассылает корпуса по разным дорогам и Мюрату приказывает найти Кутузова. Потом он старательно распоряжается об укреплении Кремля; потом делает гениальный план будущей кампании по всей карте России. В отношении дипломатическом, Наполеон призывает к себе ограбленного и оборванного капитана Яковлева, не знающего, как выбраться из Москвы, подробно излагает ему всю свою политику и свое великодушие и, написав письмо к императору Александру, в котором он считает своим долгом сообщить своему другу и брату, что Растопчин дурно распорядился в Москве, он отправляет Яковлева в Петербург. Изложив так же подробно свои виды и великодушие перед Тутолминым, он и этого старичка отправляет в Петербург для переговоров.
В отношении юридическом, тотчас же после пожаров, велено найти виновных и казнить их. И злодей Растопчин наказан тем, что велено сжечь его дома.
В отношении административном, Москве дарована конституция, учрежден муниципалитет и обнародовано следующее:
«Жители Москвы!
Несчастия ваши жестоки, но его величество император и король хочет прекратить течение оных. Страшные примеры вас научили, каким образом он наказывает непослушание и преступление. Строгие меры взяты, чтобы прекратить беспорядок и возвратить общую безопасность. Отеческая администрация, избранная из самих вас, составлять будет ваш муниципалитет или градское правление. Оное будет пещись об вас, об ваших нуждах, об вашей пользе. Члены оного отличаются красною лентою, которую будут носить через плечо, а градской голова будет иметь сверх оного белый пояс. Но, исключая время должности их, они будут иметь только красную ленту вокруг левой руки.
Городовая полиция учреждена по прежнему положению, а чрез ее деятельность уже лучший существует порядок. Правительство назначило двух генеральных комиссаров, или полицмейстеров, и двадцать комиссаров, или частных приставов, поставленных во всех частях города. Вы их узнаете по белой ленте, которую будут они носить вокруг левой руки. Некоторые церкви разного исповедания открыты, и в них беспрепятственно отправляется божественная служба. Ваши сограждане возвращаются ежедневно в свои жилища, и даны приказы, чтобы они в них находили помощь и покровительство, следуемые несчастию. Сии суть средства, которые правительство употребило, чтобы возвратить порядок и облегчить ваше положение; но, чтобы достигнуть до того, нужно, чтобы вы с ним соединили ваши старания, чтобы забыли, если можно, ваши несчастия, которые претерпели, предались надежде не столь жестокой судьбы, были уверены, что неизбежимая и постыдная смерть ожидает тех, кои дерзнут на ваши особы и оставшиеся ваши имущества, а напоследок и не сомневались, что оные будут сохранены, ибо такая есть воля величайшего и справедливейшего из всех монархов. Солдаты и жители, какой бы вы нации ни были! Восстановите публичное доверие, источник счастия государства, живите, как братья, дайте взаимно друг другу помощь и покровительство, соединитесь, чтоб опровергнуть намерения зломыслящих, повинуйтесь воинским и гражданским начальствам, и скоро ваши слезы течь перестанут».
В отношении продовольствия войска, Наполеон предписал всем войскам поочередно ходить в Москву a la maraude [мародерствовать] для заготовления себе провианта, так, чтобы таким образом армия была обеспечена на будущее время.
В отношении религиозном, Наполеон приказал ramener les popes [привести назад попов] и возобновить служение в церквах.
В торговом отношении и для продовольствия армии было развешено везде следующее:
Провозглашение
«Вы, спокойные московские жители, мастеровые и рабочие люди, которых несчастия удалили из города, и вы, рассеянные земледельцы, которых неосновательный страх еще задерживает в полях, слушайте! Тишина возвращается в сию столицу, и порядок в ней восстановляется. Ваши земляки выходят смело из своих убежищ, видя, что их уважают. Всякое насильствие, учиненное против их и их собственности, немедленно наказывается. Его величество император и король их покровительствует и между вами никого не почитает за своих неприятелей, кроме тех, кои ослушиваются его повелениям. Он хочет прекратить ваши несчастия и возвратить вас вашим дворам и вашим семействам. Соответствуйте ж его благотворительным намерениям и приходите к нам без всякой опасности. Жители! Возвращайтесь с доверием в ваши жилища: вы скоро найдете способы удовлетворить вашим нуждам! Ремесленники и трудолюбивые мастеровые! Приходите обратно к вашим рукодельям: домы, лавки, охранительные караулы вас ожидают, а за вашу работу получите должную вам плату! И вы, наконец, крестьяне, выходите из лесов, где от ужаса скрылись, возвращайтесь без страха в ваши избы, в точном уверении, что найдете защищение. Лабазы учреждены в городе, куда крестьяне могут привозить излишние свои запасы и земельные растения. Правительство приняло следующие меры, чтоб обеспечить им свободную продажу: 1) Считая от сего числа, крестьяне, земледельцы и живущие в окрестностях Москвы могут без всякой опасности привозить в город свои припасы, какого бы роду ни были, в двух назначенных лабазах, то есть на Моховую и в Охотный ряд. 2) Оные продовольствия будут покупаться у них по такой цене, на какую покупатель и продавец согласятся между собою; но если продавец не получит требуемую им справедливую цену, то волен будет повезти их обратно в свою деревню, в чем никто ему ни под каким видом препятствовать не может. 3) Каждое воскресенье и середа назначены еженедельно для больших торговых дней; почему достаточное число войск будет расставлено по вторникам и субботам на всех больших дорогах, в таком расстоянии от города, чтоб защищать те обозы. 4) Таковые ж меры будут взяты, чтоб на возвратном пути крестьянам с их повозками и лошадьми не последовало препятствия. 5) Немедленно средства употреблены будут для восстановления обыкновенных торгов. Жители города и деревень, и вы, работники и мастеровые, какой бы вы нации ни были! Вас взывают исполнять отеческие намерения его величества императора и короля и способствовать с ним к общему благополучию. Несите к его стопам почтение и доверие и не медлите соединиться с нами!»

Уважаемый bagdasarov_lj , видимо, в пылу полемики заметил: Ещё лет 20 назад об этих «святынях» не было ни слуха, ни духа, пока не наладили их фабричное производство. Одним из первых на этом поприще славен стал скульптур Вячеслав Клыков, растиражировавший по всей земле российской свои бетонные кресты, сделанные по средневековому новгородскому шаблону. Редкая область избежала присутствия сих шедевров.

Справедливости ради надо сказать, что Поклонные кресты Клыкова все же несколько отличались от грубо сколоченных деревянных конструкций, которые сейчас растут как грибы. И клыковские кресты устанавливались они не абы где, а в памятных местах. Да и время было другое. Памятник Сергию Радонежскому, установленный Клыковым в 1987 году в городе Радонеже, исчез спустя несколько часов после открытия. Памятники императору Николаю II в Подольске и в селе Тайнинском были взорваны. Памятный крест в честь исхода врангелевской армии полгода кочевал по Крыму, пока не оказался в Керчи. В ту пору установка Поклонных крестов это была вызвана вовсе не желанием пометить территорию.

Вообще, в среде интеллигенции неоднократно приходится встречаться с подчернуто пренебрежительныи отношением к этому скульптору. Все началось, видимо, со скандала, который произошел в 2005 году в связи с установкой в Белгороде памятника киевскому князю Святославу. Автором памятника был Вячеслав Клыков. Федерация еврейских общин России выразила возмущение по поводу того, что на щите хазарского воина, которого попирает копытом конь Святослава, изображена шестиконечная звезда Давида.
Вообще-то, скульптор имел основание изобразить эту звезду, так как многие знатные хазары исповедывали иудаизм. Однако среди хазар было немало христиан и приверженцев ислама. С тем же успехом Клыков мог вылепить на щите хазарского воина крест, правда, в этом случае воя было бы еще больше, тем более что самого Святослава изобразить с крестом не было никакой возможности - он был язычником. Как бы то ни было, но памятник соответствовал исторической реальности.
Но при открытии монумента скульптор сказал о необходимости «согреть миллионы русских сердец надеждою и верою в освобождение от гнета нынешней сионистской олигархии». Понятно, что после этих слов Клыков, возглавивший к тому же обновленный «Союз русского народа», был немедленно обвинен в пещерном антисемитизме и мракобесии.
Как человек, знавший Вячеслава Михайловича не понаслышке, могу сказать, что эти обвинения не соответствовали действительности.


На первый взгляд, в голове Клыкова действительно был полный сумбур. Он, например, почти одновременно, причем практически в соседних селах Нижегородской области, поставил памятники непримиримым противникам — патриарху Никону и протопопу-старообрядцу Аввакуму. Можно, конечно, допустить, что преподобный Серафим Саровский и бог торговли Меркурий в мастерской скульптора соседствовали мирно, но унтера Жуков и адмирал Колчак вряд ли могли найти общий язык.. Чем же объясняется то, что Клыков был столь неразборчив в выборе персонажей для своих скульптур? Может быть, он просто гнался за деньгами? Нет, по заказу скульптор вылепил лишь Меркурия и по жизни был бессребреником. Секрет его предпочтений кроется в биографии.
Вячеслав Михайлович Клыков родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи Курской области. «У нас род был большой, — рассказывал скульптор, — а советская власть разделила его натрое. Три брата — три деда. Один был коммунист, советскую власть устанавливал — это мой родной дед. Второй — крестьянин-середняк, которого раскулачивал родной брат, а третий стал монахом Киево-Печерской лавры отцом Иоанном и позже был причислен к лику святых». Казалось бы, юному Славе Клыкову судьбой было определено идти по стопам деда, но советскую власть этот парень не жаловал, и на то у него были причины. «Председателем нашего сельсовета, — вспоминал Клыков, — была не женщина и не мужчина. Носила она комиссарскую кожанку. Волосы были подстрижены горшком. Говорила лозунгами и курила «Беломор». Наши деревенские над ней подсмеивались, но жалели — ни мужа, ни детей. Секретарем сельсовета был глухонемой. И наконец, оперуполномоченным НКВД был местный дурачок».
А как же можно считать мироедом деда-середняка, если все свидетельствовало об обратном? «С детства я видел, — рассказывал скульптор, — где хороший хозяин, там справный дом, не перекошенные окна и дверь, забор ровный, жена ухоженная, дети чистые. И в углу икона Божьей матери или Николая-чудотворца. Где хозяин плохой — там дом кривой, дети сопливые, двор грязный, жена никудышная».
Своего третьего деда-монаха Слава Клыков тоже не выбросил из памяти, внимательно изучая изображения святых на иконах сельской церкви Покрова пресвятой Богородицы. В середине 50-х годов эту церковь взорвали, и обитатели села Мармыжи дружно двинулись в город. Из 920-ти жилых домов в этом селе вскоре осталось всего 12. Уехал в Курск и Слава Клыков, окончив сначала строительный техникум, а затем педагогический институт.

Вообще биография Клыкова удивительно перекликается с биографией Шукшина, но если Шукшин поступил во ВГИК, то Клыков предпочел Суриковское училище, так как с юных лет замечательно рисовал и лепил. Позже скульптор вспоминал, как пренебрежительно к нему относились его сокурсники-москвичи, называя не иначе как «лимитой». Правда, за глаза, так как высокий и худощавый Клыков обладал недюжинной силой. Он в юности был чемпионом Курской области сначала по борьбе, а затем по боксу.
Понятно, что по окончании училища талантливый скульптор был вынужден браться за любые заказы, лишь бы прокормить семью. У него была возможность разъезжать по городам и весям и клепать памятники Ленину, а также безликие монументы памяти павших в войне, но он ею не воспользовался. В одном из интервью скульптор рассказывал: «Я памятников революционным вождям никогда в жизни не делал. Просто, наверное, Бог берег меня. Хотя за это хорошие деньги платили в советские времена, а после учебы нуждался я очень сильно. Но тем не менее никогда не польстился. Что касается памятников Ленину, то я думаю, что нельзя ставить памятники губителям, разрушителям России».

К началу 80-х годов скульптор Вячеслав Клыков был уже вполне преуспевающим деятелем культуры, лауреатом Государственной премии СССР, хотя в партию, как ни звали, он так и не вступил. Он стал широко известен благодаря скульптурному оформлению Центрального детского музыкального театра, которым в ту пору руководила Наталья Сац, фигуре Меркурия у центра международной торговли в Москве, памятникам поэтам Николаю Рубцову в Тотьме и Константину Батюшкову в Вологде. Но мало кто знал о том, что в мастерской Клыкова в Замоскворечье ждут своего часа памятники Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, киевским князьям Святославу и Владимиру, императору Николаю II и многим другим людям, оставившим свой след в истории России. «Вы знаете, — объяснял позже скульптор, — как легче всего выйти из болота — по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков, чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».

Однако, устанавливая эти вешки, Клыков преодолевал упорное сопротивление властей. Несколько лет скульптор добивался того, чтобы бывшую Марфо-Мариинскую обитель передали церкви и разрешили ему установить там памятник основательнице этой обители — великой княгине Елизавете Федоровне, которую большевики убили, сбросив в шахту. Обитель, которая находится почти напротив мастерской скульптора на Большой Ордынке, не отдали, но памятник разрешили установить. В таком месте, где его не видно с улицы и куда не мог подъехать кран. Ответственные лица ожидали, что он откажется от своей затеи, но Клыков и его помощники установили многотонный гранитный памятник вручную. Сейчас в основании монумента можно увидеть трещину — это память о самоотверженности скульптора.

Были на пути Вячеслава Клыкова и другие преграды. В июле 1991 года, когда в Дивеевский монастырь крестным ходом переносились мощи Серафима Саровского, скульптор загорелся идеей ознаменовать это событие бронзовым памятником, причем установить его на том самом месте, где преподобный молился 1000 дней и ночей. Но не получилось — пришлось поначалу установить гипсовую копию, так как вся бронза в стране пошла на творения Зураба Церетели. И поклонные кресты Клыков далал из бетона тоже не от хорошей жизни. Кстати, не все знают, что замечательный бронзовый крест на могиле Игоря Талькова также установил Клыков. Я был на этой церемонии установки памятника, она прошла очень скромно и буднично, без той помпезности, кооторую так любит Церетели.

С этим придворным скульптором Клыков сталкивался не раз. В 2002 году власти Пскова задумали поставить памятник княгине Ольге. Церетели вызвался создать этот памятник и на долгое время исчез. Пришлось псковичам обратиться к Клыкову. Когда его памятник был уже сделан в бронзе, как черт из табакерки появился Церетели. Сейчас в Пскове два памятника княгине Ольге. На первом, установленном у вокзала, она вооружена мечом и прочими военными атрибутами. На втором, который находится напротив Троицкого собора и кремля, Ольга изображена в образе любящей бабушки, воспитывающей своего внука — будущего крестителя Руси князя Владимира. Какой из этих памятников принадлежит Вячеславу Клыкову, легко догадаться. К этому надо добавить, что Церетели содрал с Пскова огромные деньги, а Клыков преподнес свой памятник в дар городу.

За те 17 лет, которые были отмерены скульптору для установки его исторических вешек, Вячеслав Клыков воздвиг десятки памятников, причем не только политическим деятелям прошлого, например, Петру Столыпину, но и писателям Ивану Бунину, Федору Достоевскому и, конечно, Василию Шукшину. Предполагалось даже, что он воздвигнет в Севастополе 50-метровую статую Христа Спасителя, но этот проект так и не был реализован. Работы Клыкова вообще были исключительно добротными, хотя, как и у всякого художника, у него случались взлеты и падения. Рядом с его замечательным памятником Кириллу и Мефодию, установленным на Славянской площади в Москве, крайне невыразительно выглядит конная статуя маршала Жукова.

Впрочем, это не вина скульптора — он хотел воздвигнуть монумент в честь исторического Парада Победы, причем приземистая, неповоротливая фигура маршала Жукова должна была оттенить элегантную, атлетическую фигуру лучшего полководца второй мировой войны, командующего Парадом Победы маршала Рокоссовского, но ответственные товарищи оставили одного Жукова, вырезав из композиции даже фашистские знамена. В довершение ко всему памятник установили не на Красной площади, где проходил парад, а на Манежной.

Отношения Клыкова с правительством Москвы не сложились. На открытый конкурс монумента для Поклонной горы скульптор представил проект, которому очень многие эксперты отдавали предпочтение. В центре композиции Клыков предлагал установить высокую белую часовню-звонницу, напоминающую своими очертаниями жемчужину древнерусской архитектуры — храм Покрова на Нерли. Но вскоре конкурс прикрыли, а потом явочным порядком отдали заказ Церетели, который воздвиг на Поклонной горе безобразную мачту с трубящими амурчиками наверху.

Но это было к лучшему. В 1995 году Вячеслав Клыков установил белоснежную 50-метровую звонницу на поле под Прохоровкой, где в годы войны развернулось великое танковое сражение. На створках часовни каменная летопись истории России с древнейших времен до Парада Победы на Красной площади: двадцать четыре огромных многофигурных рельефа, насчитывающих около 130 образов. Звонница увенчана золотой державой, на которой выгравированы слова Христа: «Больше сия любве никто же имать, да кто душу положит за други своя». Но на державе была изображена уже не богиня победы с лавровым венком в руках, как это предполагалось в проекте для Поклонной горы, а фигура Богородицы. Памятник, кстати, соответствует древним российским традициям устанавливать на околицах селений вовсе не кресты, как сейчас, а часовенки с изображением святого — покровителя этого селения. Получается, что Богородица, установленная Клыковым на околице страны, покровительствует России и простирает над ней свой покров.

Умер Вячеслав Клыков 2 июня 2006 года. За месяц до смерти он дал интервью, в котором с горечью говорил: «Я не могу видеть тех заевшихся архиереев, которые сооружают для себя княжеские покои. Стучишься туда, но как будто броней обита дверь. Но я верю в победу и считаю, что все равно русский народ сильнее той горстки людей, захвативших власть в нашей стране. У меня давно нет никакого доверия ни к нашему правительству, ни к президенту. Это все «кремлевский пиар». Страна вся предается и продается. Но Господь Бог на нашей стороне, я верю в это!».
Похоронен замечательный скульптор в родном селе Мармыжи у стен храма Покрова пресвятой Богородицы, который ему удалось восстановить.

Биография

В. М. Клыков родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи ныне Советского района Курской области. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, в 1960 году поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился два года.

В 1962 году поступил на факультет скульптуры МГАХИ имени В.И. Сурикова, окончив его в 1964году (руководитель Н.В. Томский).

С 1969 года-член СХ СССР, работы выставлены в ГТГ и ГРМ.

Первая известность пришла после оформления Центрального детского музыкального театра (1979) фигурой бога торговли Меркурия у Центра международной торговли (1982) в Москве.

Мастерская им. В.М. Клыкова: Россия, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 33

Общественная деятельность

В марте 1990 года баллотировался в народные депутаты РСФСР, однако проиграл Л. А. Пономарёву. С 1990 года - президент Международного фонда славянской письменности и культуры (в совет фонда входили В. Г. Распутин, В. Н. Крупин, С. И. Шуртаков и др.).

На президентских выборах 1996 года поддержал кандидатуру Г. А. Зюганова. Клыков считал, что Зюганов и его сторонники в конце концов поддержат идею восстановления монархии в России.

7 августа 1996 года на учредительном съезде Народно-патриотического союза России (НПСР) избран членом его координационного совета и членом президиума. В октябре 1996 года возглавил Всероссийское соборное движение. Входил в редколлегии газеты «День» (1991-1993), газеты РАУ «Обозреватель» (1992), был главным редактором журнала «Держава».

В январе 2005 года подписал обращение в Генпрокуратуру с требованием проверки еврейских религиозных организаций на предмет нарушения ими законов об экстремизме - т. н. «Письмо 5000».

21 ноября 2005 года провёл восстановительный съезд Союза русского народа, был избран его председателем.

ПРЕМИИ И НАГРАДЫ

За свои труды Клыков удостоен многих наград и званий:

  • Государственная премия СССР (1982) - за участие в оформлении здания МГАДМТ имени Н. И. Сац
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1988) - за памятник К. Н. Батюшкову в Вологде
  • Золотая медаль АХ СССР (1989)
  • Золотая медаль (Гран-при) на международной выставке «Квадриеннале» в Любляне (1973),
  • Благодарность Президента Российской Федерации (14 августа 1995) - за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
  • заслуженный деятель искусств Российской Федерации (20 октября 1999 года) - за заслуги в области искусства
  • заслуженный художник России
  • народный художник Российской Федерации (20 октября 1999 года) - за большие заслуги в области изобразительного искусства

ПАМЯТЬ

  • Проспект Клыкова в Курске
  • Памятник В. М. Клыкову в Курске (открыт в ноябре 2007 г.; ск. Клыков А. В.)
  • Памятник В. М. Клыкову на Прохоровском поле.

За годы своей творческой деятельности Вячеслав Михайлович

создал более 200 скульптурных произведений.

Здесь показана небольшая часть его наследия, наиболее известные и значимые работы мастера.

П амятник Меркурию , покровителю торговли около Центра Международной Торговли. 1982 год.


О дним из знаковых монументов, созданных В.М. Клыковым, стала звонница на Прохоровском поле , воздвигнутая в память о танковом сражении на Курской дуге и открытая в 1995 году в день 50-летия Победы. На Прохоровском поле был создан комплекс Победы как Третье ратное поле России – по образу и подобию Куликова и Бородинского полей. На Бородинском поле стоит обелиск с орлом и крестом, на Куликовом – брюлловская колонна, на Прохоровском – звонница. Построен поселок рядом с Прохоровкой, а в нем – храм во имя апостолов Петра и Павла (архитектор Д.С. Соколов).

Высота звонницы – 50 метров. Она венчается шестиметровой скульптурой «Покров Божией Матери», до 30-метровой отметки идут горельефы с четырех сторон. Первый, посвященный началу войны, – Собор всех святых, в земле Российской просиявших. На победной, на восточной стороне, – святой Георгий Победоносец, на южной стороне – изображение святыни, чтимой Русской Православной Церковью, – Курской-Коренной иконы «Знамение». Четвертую сторону венчает образ Троицы.


П амятник Н.М. Рубцову .
Открытие памятника состоялось в середине сентября 1985 года в присутствии большого количества гостей, писателей, поэтов из Вологды, Москвы, Ленинграда и других городов. Много было сказано о жизни и творчестве поэта, самобытности его поэтического наследия. Гипсовый памятник простоял полтора месяца. По совету скульптора В.М. Клыкова его убрали до наступления сырой погоды и морозов, потому что он от их действия мог разрушиться. Так как основание памятника выходило за пределы площадки постамента, прошлось доделывать постамент и изменить его контуры. Это сделали тотемские реставраторы. Они же и облицевали постамент мраморными плитами с надписью:
«За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью».
Н.Рубцов
В бронзовом исполнении памятник был отлит в 1986 году на Мытищинском заводе художественного литья при посредстве скульптора Вячеслава Клыкова, доставлен в Тотьму и установлен на подготовленный постамент.

П амятник Георгию Победоносцу установлен в Рязани в мае 2005 года. Высота монумента составляет 22 м. Памятник дополняют 4 барельефа, отображающих историю рязанского воинства. На первом изображены герои Великой Отечественной войны, на втором - праздничный исторический картуш; на третьем - труженики тыла; на четвертом - героический подвиг Евпатия Коловрата.

П амятник К.Н. Батюшкову , русскому поэту, предшественнику Пушкина установлен в 1987 году к 200-летию со дня рождения поэта в рамках Дней славянской письменности и культуры. Спешившийся Батюшков держит в поводу наклонившего голову коня. Памятник установлен на Кремлёвской площади у церкви Александра Невского. Батюшков родился в Вологде в 1787 году и здесь же провёл последние годы своей жизни.Вологжане полюбили эту достопримечательность Вологды, с самого момента появления по вечерам около памятника стала собираться молодежь. На площадке перед памятником проводятся различные городские мероприятия, выставки, собрания.

П амятник князю Владимиру установлен на перекрестке улиц Ерошенко, Древняя и Дмитрия Ульянова в Севастополе (Херсонес) 1993г. На вертикальном прямоугольном постаменте из красного гранита возвышается бронзовая фигура Равноапостольного князя Владимира в полный рост. На голове - низкий шлем, на плечи накинут плащ. Левой рукой он придерживает миндалевидный щит с орнаментом, правая рука поднята вверх. Справа - четырехконечный крест с треугольным навершием. Общая высота памятника 5,2 метра, скульптуры - 3,2 метра.

В 1995 году в Орле был открыт монументальный памятник Бунину . Скульптура возвышается на высоком берегу Орлика. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) - выдающийся русский поэт, прозаик, переводчик и публицист.Детство Бунина прошло в Орловской губернии на хуторе Бутырки. Стихи Бунин начал писать в 7–8 лет, в них особенно сильно ощущалось влияние Пушкина и Лермонтова. С 1889 по 1892 год Бунин работал в редакции губернской газеты "Орловский вестник". В 1891 году в типографии "Орловского вестника" был набран первый сборник его стихов - "Стихотворения. 1887-1891".

Н акануне годовщины крещения Руси в Запорожье возле Андреевского кафедрального собора открыт памятник православной культуры - скульптурная композиция Валаамской Божией Матери . Авторы композиции - скульпторы Вячеслав и Андрей Клыков.

Это бронзовая скульптура примерно трёх метров в высоту, стоящая на гранитном постаменте. Работу над этой композицией в конце своей земной жизни начал покойный ныне народный художник России Вячеслав Клыков, а завершил его сын Андрей. В основных своих чертах монумент воспроизводит одноимённую икону, написанную в 1878 г. насельником Свято-Преображенского Валаамского мужского монастыря иеромонахом Алимпием.
Скульптурная композиция Валаамской Божией Матери расположена у входа в Андреевский кафедральный собор, который находится в Шевченковском районе Запорожья. Валаамскую Божию Матерь православные молят об укреплении веры и силы духа в соблюдении христианских заповедей.

29 октября 1996 г. липчане собрались на площади, которая отныне носит имя Петра Великого. Медленно сползло покрывало - и взорам людей предстал государь император Петр I , идущий широким, уверенным шагом, с развевающимся за плечами плащом-епанчой и свитком в руке. Овальную колонну постамента украшают российский герб и ростры в виде русалок. На переднюю, заднюю стороны цоколя, несущего колонну, положены картуши с надписями-посвящениями в венках. Широкие стороны цоколя несут два барельефа из кованой меди размером 1,6 х 3,2 м, изображающие Петра I, приехавшего в город и стоящего за столом у чертежей со своими сподвижниками. Барельефы выполнены липецким скульптором, заслуженным художником России А. Вагнером. В виде стилизованного фортификационного сооружения решен подиум с подпорными стенами вокруг постамента, оформленный оградой из якорных цепей, большими чугунными ядрами и пятирожковыми фонарями.
Спустя три столетия вернулся в Липецк бронзовый Петр - к местам, откуда начиналась слава и могущество российское.

П амятник Великой княгине Елизавете Фёдоровне Романовой находится во дворе Марфо-Мариинской обители, на территории района «Якиманка» Центрального административного округа города Москвы. Открыт в 1990 году патриархом Алексием II. Памятник - это хрупкая женская фигура в монашеском одеянии, которая стоит на невысоком пьедестале. На пьедестале написано: «Великой княгине Елизавете Фёдоровне с покаянием». Княгиня Е.Ф. Романова причислена к лику святых, так как после Октябрьской революции 1917-го года была арестована (1918) и вместе с другими Романовыми вывезена в город Алапаевск, где в ночь с 17 на 18 июля 1918 года сброшена живой в шахту рудника. Тело Елизаветы Федоровны было вывезено и в 1921 году захоронено в Иерусалиме.

В Самаре в рамках празднования Всероссийского Дня славянской письменности и культуры 23 мая 2004 г. был освящен памятник родоначальникам славянской письменности Кириллу и Мефодию.
Композиция монумента не повторяет ни один из существующих в мире памятников святым Кириллу и Мефодию. Две бронзовые фигуры святых высотой 3,5 метра расположены по бокам почти шестиметрового креста. У подножия креста - раскрытая книга со словами из Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Установлена скульптурная композиция на постаменте, который вытесан из цельного куска гранита, добытого под Санкт-Петербургом. Весит гранитная глыба более 32 тонн. Она была привезена в Самару из северной столицы на специальном трейлере.

П амятник воину-победителю является центральной частью обширного мемориала в память о рабочих Мотовилихинского завода (Пермский край), не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны. Открыт мемориал в 1985 году. Скульптор В.М. Клыков, архитектор Ю.И. Семерджиев.

П амятник Александру Сергеевичу Пушкину в Тирасполе у центральной городской библиотеки, ныне носящей его имя. Установлен 26 мая 1990 года.

П амятник народной певице Надежде Васильевне Плевицкой , установлен напротив ее бывшего дома, на фундаменте которого построена школа. Во многом благодаря курянам и прежде всего народному художнику России скульптору Вячеславу Клыкову вернулось в Россию ее имя, некогда преданное забвению. На родине великой певицы в селе Винниково Вячеслав Михайлович установил памятник Надежде Васильевне и крест на могиле ее родителей. Надежда Васильевна Плевицкая - личность поистине легендарная, прославившая не только свой родной город Курск, но и всю Россию. Её голос был известен в Европе и Америке, ей рукоплескали Шаляпин, Качалов, Москвин, Куприн и последний царь России Николай II. А в годы Первой Мировой и гражданской войн, работая сиделкой в госпиталях, бывая в военных окопах и палатках, своими песнями она поддерживала солдат. Теперь на слуху у нашего народа десятки песен, которым когда-то дала жизнь Плевицкая.
Гастролируя по стране, Н.В. Плевицкая неизменно посещала Курск, выступая в Дворянском собрании. «Я видела много городов, баловали меня в столицах, но такого волнения - светлого, благодарного, как в моем родном Курске, не испытывала нигде. Вблизи столь знакомых мест детства я ясно понимала, какое чудо свершилось со мной».
После событий 17-го года ей было уготовано провести оставшуюся часть жизни далеко за пределами родины.
Но она всё же вернулась благодаря стараниям скульптора В. Клыкова, на родную землю - в Винниково. 3 октября 2009 в селе Винниково открылся музей, посвящённый её жизни. И когда на певческий концерт «Дежкин карагод» съезжаются профессиональные и самодеятельные артисты, как живая, она встречает их во дворе школы.

П амятник знаменитой курской антоновке стоит в центре города на улице Ленина. Именно этот сорт яблока вот уже много лет является символом Курска. Поэтому, когда несколько лет назад в городе начали проводить конкурс общественного признания «Человек года», победителям в качестве награды стали вручать маленькие золоченые яблочки. Так что памятник получился вдвойне символичным. Курская антоновка стала одной из последних работ В. Клыкова. Мастер выполнил ее в 2004 году. Для памятника, изготовленного из медного листа методом выколотки (то есть внутри он полый), в городе долго не могли найти места. Поначалу его хотели установить рядом с Курским государственным университетом, потом - рядом с Домом знаний. А установили на площади перед «Курскопромбанком», который, кстати, и выкупил скульптуру-символ у автора. Открытие памятника приурочили к православному празднику преображения Господня, широко известного в народе под названием «Яблочный спас».

Д ревнее село Городок, больше известное под названием Радонеж, находится в нескольких километрах от крупнейшего в России православного монастыря – Троице-Сергиевой Лавры. В 1328 году основатель этой обители – Сергий Радонежский – на некоторое время переехал в Городок и жил здесь до смерти своих родителей.
В 1988 году на месте старинного Радонежского детинца был установлен памятник преподобному Сергию в виде трехметровой фигуры старца, в центре которой высечено рельефное изображение мальчика с образом Троицы в руках.

Б ронзовый памятник Василию Макаровичу Шукшину открыт 25 июля 2004 г. на горе Пикет возле села Сростки.
Высота памятника - 8 метров, а вес вместе с постаментом, по некоторым данным, составляет более 20 тонн.
Гора Пикет (местное название Бикет) известна далеко за пределами села как место проведения с 1976 года Шукшинских чтений - народного литературного праздника. Это одно из самых привлекательных мест села. С восточной стороны горы протекает река Федуловка, приток Катуни, вдоль южной стороны течет Катунь. Вдоль северного склона проходит Чуйский тракт. Высота Пикета над уровнем моря 294 м. Площадь - более 140 га.

Отсюда, с верхней точки горы Пикет, открывается необыкновенной красоты панорама разнообразных пейзажей поймы реки Катунь и предгорий Алтая. Видны Монахова гора и Бабырган. Эти памятные места не раз упоминались в литературных произведениях В.М. Шукшина и его фильмах. Здесь снят последний кадр фильма "Печки-лавочки".
Ежегодно в последние дни июля на горе Пикет возле села Сростки проходят "Шукшинские чтения", которые со временем превратились во Всероссийские, а теперь это – Шукшинский праздник. В них принимают участие писатели, артисты, художники, музыканты, профессиональные и самодеятельные коллективы, работники музеев, родственники Шукшина, односельчане-сростинцы, тысячи поклонников творчества знаменитого писателя и туристов со всей России.
Монумент был изготовлен на средства автора. Клыков передал памятник в дар Сросткам - "малой родине" писателя.
25 июня на Шукшинские дни, посвященные 75-летию со дня рождения писателя, произошло открытие на горе Пикет восьмиметрового 20-тонного бронзового памятника Василию Макаровичу Шукшину.
В.М. Клыков: "Памятник ему - в благодарность за то, что сделал Василий Макарович для русского народа своими произведениями, своим бытием. За то, что он жил среди нас, работал, отстаивал интересы русского народа. Любил этот народ до самозабвения. И любил свою родину. Он как-то хорошо сказал о ней, стоя на горе Пикет: «Мне кажется, что это пуп земли»."

П амятник выдающемуся полководцу, первому маршалу Советского Союза - «Маршалу Победы» Георгию Константиновичу Жукову (1896-1974) установлен перед зданием Исторического музея на Красной площади в 1995 году в честь празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Пятиметровая бронзовая конная скульптура установлена на красном гранитном постаменте весом 100 т. Жуков предстает перед зрителем в зените своей славы - в момент принятия Парада Победы 24 июня 1945 года, когда он верхом на белом скакуне приветствует воинов-освободителей. Образ маршала-победителя ассоциируется с образом Георгия Победоносца, изображение которого помещено в основании монумента. При этом, следуя традиции мировой монументальной скульптуры, автор выделил в пластике парадной конной фигуры в качестве главной темы человеческий характер.
Одно из важных достоинств памятника - портретная документальность, точная передача характера полководца. Американский главнокомандующий генерал Дуайт Эйзенхауэр, будучи летом 45-го сразу же после Победы в Москве, свидетельствовал: «Имена Жукова и других советских командующих будут в будущем славить как имена великих мастеров своего дела».

20 августа 2000 года в подмосковном селе Тайнинском, на месте царского путевого дворца, был открыт памятник императору Николаю II. Автор монумента Вячеслав Клыков приурочил церемонию ко дню канонизации царской семьи. Первый памятник был установлен 26 мая 1996 года в день столетия коронации Николая II. 1 апреля 1997 года он был взорван членами революционной организации РВС. В ноябре 1998 года памятник был восстановлен в гипсе в Подольске. Однако зимой того же года он был взорван.
По словам Вячеслава Клыкова, третий памятник восстанавливался на его собственные средства и незначительные пожертвования друзей. Кованная из меди фигура самодержца в горностаевой мантии со скипетром и державой представляет его в момент наивысшего триумфа - восшествия на престол.

П амятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому , установлен на площади, носящей его имя, в г. Дзержинский Московской области, 1997 г. Именно по этим местам в 1380 году шел со своим войском князь Дмитрий Иванович Донской на битву с Мамаем, на Куликовскую битву. Здесь войско сделало привал на ночь и под утро, выйдя из шатра, увидел князь прямо перед собой на сосне икону святителя Николая. И решил он, что это благоволение Божие, и сказал такие слова: "Сия вся угреша сердце мое!"
С тех пор это место и называется Угреша, а вернувшись с победой после Куликовской битвы, вновь остановился Дмитрий Донской на Угреше. Отслужили молебен и повелел князь, чтобы на этом месте соорудили храм во имя и в честь Святителя Угодника Христова Николая Чудотворца. Позднее здесь возникла обитель - Николо-Угрешский монастырь.

П амятник Александру Невскому в Первомайском парке г. Курска. Был воздвигнут по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны и кавалеров военного ордена Александра Невского. Открытию памятника в октябре 2000 г. предшествовало переименование одной из центральных улиц и одной школы Курска (в августе 1999 г. и феврале 2000 г.) в честь Александра Невского. Подарен городу и землякам автором, скульптором Вячеславом Клыковым.

П амятник князю Владимиру "Красное солнышко"
Открыт 4 августа 1998 года в Белгороде на Харьковской горе.
Памятник - символ единения православия и государства, символ объединительной идеи, братства славянских народов. С именем князя Владимира связано создание огромного и сильного государства. Своим расцветом оно во многом обязано его политической мудрости, непреклонной воле, воинской доблести, разумной хозяйственной деятельности.
Воздвигнут за счет добровольных пожертвований и средств спонсоров. Автор памятника скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Высота памятника - 22,5 метра. Постамент - 15 метров и 7,5 метра сама скульптура князя Владимира. Памятник изготовлен из меди в технике выколотки па Калужской скульптурной фабрике. На сооружение памятника ушло свыше 1,5 тонн меди.

П амятник Достоевскому в Старой Руссе был открыт 12 ноября 2001 г. к 180-летию со дня рождения писателя. Изготовлен из меди на благотворительные пожертвования новгородцев.

П амятник воину-победителю является центральной частью обширного мемориала в память о рабочих Мотовилихинского завода (Пермский край), не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны. Открыт мемориал в 1985 году. Скульптор В.М. Клыков, архитектор Ю.И. Семерджиев. Когда-то давно на месте мемориала находилось кладбище селения Мотовилиха. Позже, при советской власти, стоял цирк (сгорел в 1942 году), а перед цирком стоял другой памятник «За власть Советов» (автор Г.В. Нерода). Впоследствии памятник демонтировали и через некоторое время установили настоящий мемориал, составными частями которого сегодня являются памятник войну-победителю, две пушки и бетонная стена памяти, на которой прекреплены таблички с именами невернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны рабочих Мотовилихинского завода.

П оклонный крест установлен у дороги у с. Красная Поляна Черемисиновского района Курской области летом 2002 г.

Именно там находится место исторического сражения курских ополченцев с ордой нагайцев Большого Улуса. Это сражение скульптор считал незаслуженно забытым.

С вятой источник и скульптура Серафима Саровского около села Покровское Курской области.
В Черемисиновском районе в селе Покровское, на берегу маленькой речушки Тим, у источника рядом с бывшим поместьем Маркова, построена купальня, а рядом – святой колодец, чуть подальше на пригорке стоит скульптура Серафима Саровского.

П амятник К.К. Рокоссовскому. Установлен в 2005 году в день празднования 62-годовщины Курской битвы на площади им. Рокоссовского. Площадь носит имя полководца с 1971 года.


12 июня 2008 г. на Соборной площади Перми у бывшего здания Пермского краевого музея был открыт памятник Святителю Николаю Чудотворцу . Президент Международного фонда славянской письменности и культуры, президент славянского экономического союза, лауреат государственных премий СССР и РСФСР, скульптор В.М. Клыков незадолго до своей смерти завещал памятник Николая Чудотворца Пермской земле. Акт передачи был осуществлен вице-президентом Международного фонда славянской письменности и культуры, председателем Московского отделения Пермского землячества В.И. Мещангиным: «Как в XVI веке царь Иван Грозный подарил этому краю чудотворную икону святителя Николая для защиты от врагов, так и сегодня памятник этому святому знаменитого скульптора, будет защищать пермяков от бед».

Скульптор Вячеслав Михайлович Клыков родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи Курской области. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, в 1960 году поступил на художественно‑графический факультет Курского государственного педагогического института, проучился 2 года, и в 1962 году поступил на факультет скульптуры Московского института им. Сурикова (мастерская М. Манидзе), который окончил в 1964 году.

С 1969 года Клыков ‑ член Союза художников СССР, его работы выставлены в Третьяковской галерее в Русском музее.

Первая известность к скульптору пришла после оформления им Центрального детского музыкального театра в 1979 году.

Среди работ Клыкова ‑ памятники: Велимиру Хлебникову на могиле поэта в деревне Ручьи, Николаю Рубцову в Тотьме (1986), Константину Батюшкову в Вологде (1987), Сергию Радонежскому в Радонеже (1987), великой княгине Елизавете Фёдоровне в Москве (1990), протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области (1991), Кириллу и Мефодию (1991) в Москве, Владимиру Святому в Херсонесе (1993), Ивану Бунину в Орле (1995), маршалу Георгию Жукову (1995) в Москве, Николаю II в селе Тайнинском (1996) и Подольске (1998), Петру I на площади Карла Маркса в Липецке (1996), Илье Муромцу в Муроме (1998), Александру Невскому в Курске (2000), Святославу Игоревичу в селе Холки Белгородской области (2005). В 1995 году по проекту Клыкова с соавторами на поле под Прохоровкой был установлен храм‑звонница в память битвы на Курской дуге. Вячеслав Клыков является автором скульптуры Меркурия перед зданием Центра международной торговли в Москве (1982), монументального памятника (15‑метровый православный крест во славу русских воинов) в Курской области (2001). Вячеслав Клыков был членом Священного Синода Русской православной церкви, членом Патриотического объединения "Память" (1985‑1987), членом Совета Российского Земского движения (РЗД), с декабря 1996 года ‑ членом Президиума и сопредседателем РЗД; членом Товарищества русских художников (ТРХ).

Он был Президентом Международного фонда славянской письменности и культуры; президентом Славянского Экономического союза (СЭК). Недолгое время Клыков был членом Социально‑патриотического движения "Держава".

В 1996 году он был избран членом Координационного Совета Народно‑Патриотического союза России (НПСР), а в ноябре 1998 года ‑ одним из 8‑ми сопредседателей НПСР. С октября 1996 года Вячеслав Клыков был главой Всероссийсского Соборного Движения. Он входил в редколлегии газеты "День" (1991‑1993), газеты РАУ "Обозреватель" (1992), был главным редактором журнала "Держава".

Клыков был президентом Международного фонда славянской письменности и культуры. В 2005 2006 годах был председателем Союза Русского Народа.

Вячеслав Клыков ‑ лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), обладатель Золотой медали Академии художеств (1989).