V Московская международная биеннале молодого искусства. VI Московская международная биеннале молодого искусства пройдёт в столице в июне

Прием заявок: 01.06 — 03.06.2018
ММОМА, ГОГОЛЕВСКИЙ 10

Куратор: Барбара Куэрто

Прекрасный шанс для тех, кто хотел бы стать не просто посетителем, но полноценным участником Стратегического проекта VI Московской международной биеннале молодого искусства! ММОМА объявляет дополнительный набор перформеров для участия в трех проектах биеннале:

1. Перформанс Пика Вонка на открытие биеннале (8 июня с 20.30 до 21.15). Участником перфоманса здесь может стать каждый. Приветствуется навык владения английским, другим иностранным языком, или жестовым языком.

2. Программа HyperReadings — 3 ридинг-группы в течение биеннале (обратите внимание, у каждой ридинг-группы два дня работы). Если вы увлечены чтением, любите делиться информацией, а также умеете пользоваться компьютером и открыты современным технологиям — то этот проект для вас! Все, что понадобится кроме уже сказанного, — это ваше время.

3. На воркшоп Art&Feminism (22 июля с 16:30 до 19:00). Для этого проекта отлично подойдут библиотекари, студенты, искусствоведы или энтузиасты, которые хотят вместе с нами искать информационные ресурсы, познакомиться сначала самим, а затем и знакомить участников проекта с основами редактирования Википедии.

Подробное описание всех проектов — ниже. Вашу заявку можно отправить до 3 июня включительно на почту Валерии: valeria.. Дерзайте!

1. Open-call для участия в перфомансе Пика Вонка (Puck Vonk)

Дата и время перфоманса: 8/06/2016, 20:30-21:15;
Репетиции: 5/06/2016 — 8/06/2016;
Один перфоманс во время открытия Биеннале;
Детали: участником перфоманса приглашается стать любой человек, вне зависимости от возраста или пола;
Владение языками: приветствуется навык владения английским или другим иностранным языком, или жестовым языком. Однако, это необязательное требование;
Теги перфоманса: объективация голоса, ваш голос как сила, генераторы голоса и искусственный интеллект, язык тела, язык жестов, невербальное общение и сопереживание.

Пожелания художника к потенциальным перформерам: «Я ищу перформеров с опытом участия в перфомансах (в любой области). Будет полезным Ваше умение говорить громко, а также владеть движениями Вашего тела, хотя бы в небольшой степени. Потребуется Ваше участие в репетициях, длительностью +/- 4 дня и участие в перфомансе. Вам будет предложен письменный сценарий для исполнения, однако, он будет очень открыт для Ваших предложений, а настоящий перфоманс будет комбинацией на основе сценария и уникальности конкретного перформера. Репетиции будут частично формировать и дополнять окончательную версию перфоманса».


— название проекта
— ваше имя и фамилию
— опишите, какой опыт участия в перформансах у Вас есть и приложите фото/видеодокументацию тех событий, в которых принимали участие

Обратите внимание: анкета заполняется на английском языке; объем до 1500 знаков с пробелами

Вашу заявку можно отправить до 3 июня включительно на почту Валерии: valeria..

2. Open-call для событий, на протяжении всей биеннале

Open-call для волонтеров — людей, увлеченных чтением, литературой для участия в дискурсивной программе HyperReadings — открытого пространства для совместного обучения во время выставки.

Пожелания к волонтерам: мы ищем желающих принять участие в семинаре в выставочном пространстве, по крайней мере, раз в неделю на протяжении работы чтений. Если Вы увлечены чтением, любите делиться информацией, а также умеете пользоваться компьютером и открыты современным технологиям — то этот проект для Вас, и мы с радостью приглашаем Вас присоединиться к нему. Под «чтением» в данном случае мы предлагаем понимать все, что можно прочитать, включая тексты, изображения, фильмы, цифровые и не-цифровые объекты. Списки чтения не будут сугубо академическими или элитарными, более того, Вы сможете формировать их самостоятельно.

HyperReadings — это программная система с открытым исходным кодом, разрабатываемая и поддерживаемая Шоном Докрей (Sean Dockray) и Бенджамином Форстером (Benjamin Forster). Также к этой коллаборации присоединилась и Джулия Бавика (Julia Bavyka), содействуя физической манифестации этой неуловимой инфраструктуры. Приглашаем Вас присоединится к нам!

Волонтерам предлагается использовать пространство публичной программы для реализации своих собственных интересов, однако, ниже предлагаются некоторые идеи для потенциальных семинаров и мероприятий. Мы также создали календарь Google, чтобы оперативно планировать события. Всем волонтерам предоставляется полный доступ к созданию и изменению событий по своему усмотрению — они могут посещать встречи по любому графику, а также могут приглашать других людей.

Типы воркшопов: пожалуйста, обратите внимание, что в дополнение к этим закрепленным датам, могут в любое время возникать импровизированные события. Следите за календарем Google для получения актуальной информации — https://bitly.com/2HSBjEy.

2.1. «Одноранговая сеть»
Даты и время: суббота 16 июня и 7 июля, 17: 00-18: 30
В ходе событий этого типа планируется совместное обучение: Вы узнаете о новых веб-технологиях p2p, на которых построены Hyper Readings и Dat Library, а также о Beaker Browser и Dat Protocol. Для участия в семинаре вам понадобится ноутбук — пожалуйста, возьмите Вам персональный компьютер с собой.

2.2. «Экспериментальная ридинг-группа»
Дата и время: суббота 23 июня и 14 июля, 17: 00-18: 30
Мы предлагаем три разных способа запуска группы чтения. Волонтер, который возглавляет проект, может выбирать между предложенными вариантами:

1. Совместное чтение одного текста вслух. Предлагается прочтение одной страницы каждому участнику, где текст передается по кругу.
2. Открытый микрофона, где любой участник может читать любой текст по своему усмотрению. Поощряется желание участников приносить свои книги или выбирать тексты на свой выбор. В идеале, такого типа семинар должен быть импровизированной игрой, где каждый участник зачитывает свой текст, вступая в диалог с текстом других участников. Также возможным сценарием такого семинара может быть сопоставление сравнительного списка всех прочитанных в ходе семинаров текстов.
3. Классическая ридинг-группа, где участникам предлагается предварительно ознакомиться с текстом, и затем уже вести публичное обсуждение. Предлагается использование рекомендованного списка для чтения в качестве руководства.

2.3. Ридинг-группа: «Чтение и письмо»
Дата и время: суббота 30 июня и пятница 20 июля 17: 00-18: 30
В контексте этой группы предлагается совместное обсуждение списков чтения. Какой Ваш список чтения на сегодняшний день? Каким он может быть?

Мы приглашаем людей участвовать в проекте при выборе различных способы для формирования социальной среды. Способы, которые мы предлагаем, могут быть таковы: семинары могут проводится 1) на основе уже имеющихся знаний и индивидуальных интересов, 2) составления и обмена списками чтения, 3) проведения совместных чтений, 4) формированием новых списков чтения, чтобы они стали доступными для других участников. Важно, что любой, кто принимает участие, является частью проекта и способствует моделированию социальных форм производства знаний.

Пожалуйста, в анкете для этого события, укажите:
— название проекта
— расскажите, в каком типе событий вы бы хотели принимать участие и почему
— поделитесь, пожалуйста, информацией о своих любимых книгах

3. Open-call для участия в проекте «Edit-a-thon» группы «Art&Feminism»

Вы библиотекарь, студент-искусствовед или энтузиаст? Мы нуждаемся в Ваших особых навыках и экспертных знания для самой популярной исследовательской онлайн-платформы в мире! Первый раз проект группы «Art&Feminism» на базе Википедии «Edit-a-thon» состоится в России. Будучи волонтером, Вы будете решать такие задачи, как поиск информационных ресурсов, помощь участникам проекта и их знакомство с основами редактирования Википедии. Для волонтеров не требуется опыт редактирования Википедии, перед проектом мы обучим Вас этим основам.

«Art + Feminism» — это кампания с лозунгом «сделай сам» и «сделай с другими», и она открыта для обучения людям всех гендерных идентичностей и выражениям, и предлагает редактировать Википедию с целью расширения содержания о гендерных аспектах, феминизме и искусстве. Проект основан в Музее современного искусства (Нью-Йорк), с параллелями с Музеем искусств округа Лос-Анджелес; Галереей Тейт (Лондон); Художественной галереей Онтарио (Торонто); MAXXI (Рим); Смитсоновским музеем американского искусства (Вашингтон, округ Колумбия); и сотнями других. Так, проект был основан в 2014 году, и более 10 000 человек в более чем 800 мероприятиях по всему миру приняли участие в проекте «Edit-a-thons» группы «Art&Feminism», в результате чего было создано и дополнено более 33 000 статей в Википедии.

«Art&Feminism» расширил свою сферу, включив и другие кураторские проекты. Проекты «Art&Feminism» обозреваются от Artforum, The New York Times, The New Yorker, CBC, Canadian Art и BBC, а также со-основателями, которые были назвали ведущими мировыми мыслителями Foreign Policy Magazine. «Art&Feminism» возглавляют Сиан Эванс, Жаклин Мабэй, Маккенси Мак и Майкл Мандиберг. Приглашаем узнать больше информации на нашем веб-сайте: http://www.artandfeminism.org/.

Пожалуйста, в анкете для этого события, укажите:
— название проекта
— ваше имя и фамилию, а также образование
— расскажите, пожалуйста, как вы понимаете феминизм и почему вас заинтересовал проект

Обратите внимание: анкета заполняется на английском языке, объем до 1500 знаков с пробелами

Вашу заявку можно отправить до 3 июня включительно на почту Валерии: valeria.. Дерзайте!

С 8 июня по 31 июля 2018 года в столице пройдет шестая Московская международная биеннале молодого искусства. Свои работы представят более 50 молодых художников со всего мира - победители открытого конкурса. Возраст участников и кураторов - до 35 лет включительно. Комиссар биеннале – Екатерина Кибовская, куратор основного проекта – Лукреция Калабро Висконти.

Единственная в мире биеннале, участие в которой принимают только молодые художники, охватит сразу несколько площадок: деловой квартал «Рассвет» на Красной Пресне, Московский музей современного искусства (ММОМА), Государственный центр современного искусства в составе «РОСИЗО», музей AZ и специальную площадку в ЦУМе. Общее пространство проектов биеннале по размеру сопоставимо с Красной Площадью. В программе 5 блоков: основной проект, стратегические проекты, специальные проекты, параллельная и образовательная программы. Всего за полтора месяца пройдет 55 событий.

«Задача биеннале - показать актуальные работы талантливых молодых художников. Ведь среди них есть те, кто через 20-30 лет станет известен на весь мир, чьи работы украсят коллекции лучших музеев, - говорит Екатерина Кибовская. - Мы часто не осознаем, что многие признанные произведения искусства были созданы молодыми. Верещагин написал «Апофеоз войны» в 29 лет, Пикассо «Девочку на шаре» - в 24, Дюшан шокировал мир «Фонтаном» в 30».

Основной проект

Основным проектом биеннале станет выставка «Абракадабра». Из 1 500 заявок куратор проекта Лукреция Калабро Висконти (Италия) выбрала 58 работ и объединила их общей темой, отсылающей одновременно к древнему магическому заклинанию и к хиту советских дискотек - песне «Абракадабра» Стива Миллера.

«Открытый конкурс этой биеннале дал мне уникальную возможность исследовать практики молодых художников со всего мира. Сам процесс выбора художников для проекта «Абракадабра» был очень увлекательным, - говорит куратор Лукреция Калабро Висконти. - «Абракадабра» несет в себе множество смыслов, это одно из самых универсальных слов, одинаково звучащее на многих языках. История советских дискотек, где играла «Абракадабра» Стива Миллера, и эзотерических практик стали отправной точкой для повествования, затрагивающего темы забастовки, обмена веществ, ипохондрии, внимания, близости, сна и недосказанности».

Лукреция Калабро Висконти - независимый куратор, сооснователь некоммерческого исследовательского проекта CLOG. Она закончила факультет перформативных искусств Института архитектуры Венеции IUAV и кураторскую программу De Appel в Амстердаме в 2017 году. Среди недавних проектов Лукреции - выставки современного искусства, образовательные платформы и общественные программы в Италии и Нидерландах.

«Абракадабра» пройдет в квартале «Рассвет» на Красной Пресне. «Рассвет» отличает уникальная творческая атмосфера, которую создают историческая архитектура и современные дизайнерские решения. Комплекс объединяет бывшие здания мебельной фабрики «Мюръ и Мерилизъ», поставлявшей товары для императорского двора. Сейчас эти строения реконструируются с применением передовых инженерных технологий и бережным сохранением архитектурного облика. Квартал «Рассвет» – третий проект комплексного освоения территорий компанией KR Properties наряду с «Красной Розой» и «Даниловской мануфактурой».

Место: Деловой квартал «Рассвет» на Красной Пресне

Адрес: Столярный пер., д. 3, корп. 1

Стратегические проекты

Основной проект продолжат и расширят стратегические выставки This site is under Revolution («Ведутся революционные работы») куратора Барбары Куэто в Московском музее современного искусства (ММОМА на Гоголевском) и «Спасибо, пожалуйста, извини» куратора Жени Чайки в Государственном центре современного искусства в составе «РОСИЗО». Кураторов выбрал экспертный совет биеннале на основании открытого конкурса.

В своих проектах Барбара Куэто (Испания/Германия) уделяет особое внимание социальным, политическим и экологическим последствиям использования технологий, исследует движение общества в постчеловеческую эпоху, изучает роль искусства в мире технологий. Барбара сотрудничала с Музеем современного искусства в Сеуле, театром Volksbühne в Берлине, центром современного искусства De Appel в Амстердаме, Bétonsalon в Париже. Проект This site is under Revolution («Ведутся революционные работы») расположится в здании ММОМА на Гоголевском бульваре и продолжится в цифровом пространстве на платформе CosmosCarl.co.uk.

«Интернет дает нам новые возможности и играет значительную роль в нашей жизни. Однако не стоит забывать о той неявной агрессии, которая постоянно происходит в цифровом пространстве, - объясняет Барбара Куэто. - Человеческий фактор теряется в потоке фотографий, комментариев и информации, в то время как корпорации собирают эти данные и используют в коммерческих целях. Как противостоять этим системам угнетения? Выставка как раз и пытается с этим разобраться и проработать эти идеи, чтобы показать акты сопротивления сегодня».

Тему магического заклинания продолжит Женя Чайка (Россия) - философ по образованию, куратор программы Арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале, за которую в 2012 была номинирована на «Инновацию» - главную российскую премию в области современного искусства.

«Спасибо, пожалуйста, извини - это три «волшебных слова», знакомых нам с детства. С малых лет человек понимает, что вежливость дает возможность договориться, примириться и оставить хорошее впечатление о себе, - говорит Женя Чайка. - Со временем эти слова, а, если говорить о современном обществе, то еще скобки и смайлики, становятся ключом, открывающим все двери. Однако нам, взрослым, стоит задуматься, каков ресурс волшебства? Сколько раз нужно повторить эти слова, чтобы они потеряли силу? В рамках выставки мы посмотрим на мир, который создают «волшебные слова», и на те руины, что остаются после его разрушения».

Выставка This site is under Revolution («Ведутся революционные работы»)

Место: Московский музей современного искусства (ММОМА на Гоголевском)

Адрес: Гоголевский б-р, д. 10

Выставка «Спасибо, пожалуйста, извини»

Место: Государственный центр современного искусства в составе «РОСИЗО»

Адрес: Зоологическая ул., д. 13, стр. 2

Специальный проект. Фокус

В этом году к биеннале присоединится один из музеев, до этого не работавший с молодым искусством. Им станет музей AZ, который занимается сохранением, изучением и актуализацией наследия Анатолия Зверева и других художников-шестидесятников. Одновременно в нем и в Образовательном центре ММОМА пройдет выставка «Идеальный возраст» кураторов Андрея Егорова и Анны Арутюнян - научных сотрудников Московского музея современного искусства.

«Для Московской международной биеннале молодого искусства возраст играет важнейшую роль. В рамках нашей выставки мы решили задуматься, какую роль играет возраст в нашей жизни, как мы его осмысливаем, принимаем и принимаем ли», - объясняет куратор и заведующий научным отделом ММОМА Андрей Егоров.

Выставка «Идеальный возраст» состоит из двух взаимодополняющих частей, представленных в разных пространствах. Часть выставки в ММОМА обыграет концепцию «трех возрастов», затронет вопросы культа молодости, эйджизма и фрустрации взросления, а также коснется темы творческого возраста у художников. Основу экспозиции составят работы из коллекции музея и проекты приглашенных молодых художников. В музее AZ будут представлены три site-specific инсталляции: во внутреннем дворике и на заднем фасаде здания, в виртуальном пространстве «дополненной реальности». Их объединит образ идеального места, где возраст теряет свое значение.

Образовательная программа

С 9 по 11 июня пройдет образовательная программа «Школа Конца Времени». За направление отвечают итальянские художники Амбра Питтони и Пол-Флавиен Энрикес-Сарано и куратор основного проекта Лукреция Калабро Висконти. Лекции, воркшопы, перформансы и танцевальные занятия, направленные на создание и обмен новыми и забытыми старыми знаниями, пройдут на пятом этаже ЦУМа.

Место: ЦУМ, 5-й этаж

Адрес: Петровка ул., д. 2

Лукреция Калабро Висконти, куратор основного проекта 6-й Московской международной биеннале молодого искусства

Комиссар 6-й Московской международной биеннале молодого искусства Екатерина Кибовская 12 мая в Университете Ка"Фоскари в Венеции представила куратора основного проекта грядущей выставки, которая пройдет в Москве в июне. Им стала Лукреция Калабро Висконти — молодой независимый куратор из Италии, сооснователь некоммерческого исследовательского проекта CLOG, магистр философии Университета Ка"Фоскари. Выпускница факультета перформативных искусств Института архитектуры Венеции, Лукреция Висконти была ассистентом Маурицио Каттелана для проекта Shit and Die в Турине, также сделала выставки «Почему все такие милые?» и «Удачи, увидимся после революции» в Амстердаме. Висконти является автором множества статей об искусстве в международных изданиях и основателем таких онлайн-проектов, как Curatorshit, shitndie и Ketchup Drool.

Куратор основного проекта был выбран на заседании экспертного совета 6-й Московской международной биеннале молодого искусства. В обсуждении и голосовании приняли участие члены экспертного совета, в том числе заместитель директора ММОМА Алексей Новоселов, куратор международных выставок Музея современного искусства «Гараж» Екатерина Иноземцева, выпускник магистратуры Института Курто, соорганизатор выставки «Геометрия настоящего», ГЭС-2 Виктория Михельсон, заведующий научным отделом ММОМА Андрей Егоров, арт-критик и куратор Мария Кравцова, комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова и заместитель генерального директора по творческой и образовательной деятельности РОСИЗО-ГЦСИ Дарья Пыркина.

Куратор Лукреция Калабро Висконти и комиссар Московской международной биеннале молодого искусства Екатерина Кибовская

Лукреция Калабро Висконти посвятит биеннале молодого искусства в Москве абракадабре. «Я бы описала проект метафорой танцпола, где участники одновременно и развлекаются, и следуют определенным правилам, взаимодействуя самым неожиданным образом. Именно поэтому при выборе художников я собираюсь отдать предпочтение тем, кто работает с перформативными практиками, видео и звуком», — уточняет Висконти, описывая свое видение основного проекта. По ее замыслу, название темы — это не только отсылка к магическому заклинанию, но и реверанс диско-хиту Стива Миллера Abracadabra, популярному в 1980-е годы.

Отбор художников 6-й биеннале начнется осенью этого года на сайте www.youngart.ru . В этом году, по словам комиссара биеннале Екатерины Кибовской, большое внимание будет уделено авторам из регионов. Кураторы могут подать заявку на участие в стратегическом проекте, но, как и художники, они должны быть не старше 35 лет.

Напомним, что Московская международная биеннале молодого искусства проходит с 2008 года. Начало проекту положил ежегодный фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?», который проводился Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) ежегодно с 2002 по 2006 год в сотрудничестве со школой современного искусства «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства (MMOMA). Проект приобрел новый статус в связи с нарастающим к нему интересом молодых художников, кураторов и критиков. Совместными усилиями ГЦСИ и МMOMA была разработана концепция биеннале молодого искусства. Если раньше кураторами биеннале выступали выбранные организаторами проекта известные международные специалисты (Дарья Пыркина, Дарья Камышникова, Катрин Беккер, Дэвид Эллиотт) вне зависимости от их возраста, то с 2015 года куратор биеннале, как и ее участники, — представитель новой генерации. В прошлом году куратором стал 32-летний британец Надим Самман. Партнеры биеннале — культурные институции, заинтересованные в развитии молодого искусства.

Ольга Данилкина, Иван Исаев, Елена Ищенко и Борис Клюшников - об одиночестве объекта и диктате зрителя, интерпассивности и её политической силе, рынке искусства и его автономии

« Глубоко внутри». Основной проект V московской биеннале молодого искусства, 2016

Подготовка пятой биеннале молодого искусства проходила в напряжённой обстановке – рядом с неизменными логотипами двух организаторов, ГЦСИ и ММСИ, появился третий – РОСИЗО . Биеннале назначали комиссара – как у «старшей» московской биеннале – Екатерину Кибовскую, чья основная роль, кажется, несмотря уже на трёх государственных организаторов, заключалась в поиске частных партнёров и спонсоров. Куратором основного проекта был выбран Надим Самман, вошедший в десятку молодых и перспективных кураторов по версии Artsy.net .

Итогом его работы стала выставка «Глубоко внутри», собравшая, как по традиции принято говорить, 87 художников из 36 стран. Основной проект (как и вся биеннале в целом) вызвал полярные мнения, которые отразились, в том числе, в круглом столе, организованном порталом «Артгид» . Редакторы журнала Aroundart.ru Ольга Данилкина и Елена Ищенко решили продолжить дискуссию и позвали двух молодых кураторов, Ивана Исаева и Бориса Клюшникова, углубить спор – об основном проекте и бренде молодой биеннале, одиночестве объекта и диктате зрителя, интерпассивности и её политической силе, рынке искусства и его автономии.

Фотографии: Ольга Данилкина

Иван Исаев: Круглый стол в «Артгиде», посвящённый молодежной биеннале, на который мы также были приглашены с Борей, прошел при ощутимой доминации высказываний Виктора Мизиано, в которых проблемы основного проекта были затронуты несколько вскользь. Приглашение поговорить для публикации на Aroundart.ru показалось хорошим шансом для того, чтобы обсудить основной проект более детально, чтобы развить и расширить критическую аргументацию по отношению к выставке на Трёхгорной мануфактуре. Перед беседой уже было очевидно, что моя позиция будет скорее обвинительной, тогда как Боря намеревался защитить именно этот модус биеннале, оправдывая выставленное.

Борис Клюшников: Да, в тот раз мы довольно подробно обсуждали сами основания биеннале как формата, с его общей проблематичностью. Однако, если быть действительно последовательным в критике, то можно бесконечно опосредовать высказывания, сомневаясь в их легитимности. После критики биеннале можно задаться вопросом о существовании института искусства и, в конце концов, критически оценить саму жизнь на Земле. При таком типе критики ускользает содержание высказывания, анализ того, что было сделано, а не того, что может быть сделано в идеальной ситуации в вакууме. Итак, мы имеем такой формат, какой имеем. И теперь, я думаю, мы можем поразмышлять на тему того, как прочитывать основной проект.

На первом плане: Юрий Шуст. Экзо забвение. 2015. На заднем плане: Клер Погам. Попытка объятий №25. 2015

ИИ: Начну с основных претензий к проекту. Я думаю, что выставка Саммана – это олицетворение халтуры на всех уровнях: начиная от подхода к выставке и заканчивая подбором работ и осуществлением монтажа. Мы говорим о биеннале – об интернациональном событии, которое призвано оживить локальную сцену, представить тенденции в сфере современного искусства. Но мы видим в ней чудовищную оторванность от контекста – от московского социально-политического, от Трёхгорной мануфактуры. Когда анонсировали место проведения, подчёркивали, что оно историческое – это Красная Пресня, одно из центральных мест революций 1905 и 1917 годов, сама фабрика старая. Но я не заметил ни одной работы в рамках Основного проекта, которая бы работала с этим контекстом. У меня сложилось впечатление, что большая часть работ была просто перенесена из одного «уайт кьюба», в котором она выставлялась где-то в Европе, в другой «уайт кьюб». Мне кажется, неплохо было бы разобраться в среде, в которую тебя пригласили работать. Понять процессы, которые здесь происходят. Работа не должна находиться в вакууме.

Елена Ищенко: Большинство работ не были сделаны специально к биеннале, за исключением некоторых проектов русских художников.

ИИ: Это очень верное замечание, которое подтверждает, что работы были просто отобраны куратором и перевезены из одного «уайт кьюба» в другой. Они были отчуждены от самих художников.

Возможно, я пал жертвой завышенных ожиданий. Самман сокурировал очень интересную и качественную выставку Rare Earth в музее Тиссена-Бормениссы . Плюс антарктическая биеннале, к которой Самман причастен. Он вовлечён в достаточное число интересных и новаторских проектов. Я ожидал, что и в этот раз он будет экспериментировать. Здесь же я вижу перекос в сторону цифровых, постцифровых, постнаучных, псевдоинтерактивных объектов, искусства постинтернета, искусства в цифровую эпоху, такое фантазирование на информационные потоки, на глобальную сеть, на всеобщую коммуницированность, на цифровой язык, – фетишизация технологизмов. Иллюстрации этого – например, наивная работа Джереми Сантьяго-Хорсмена, которая романтизирует эстетику двоичного кода: стена с обвалившейся штукатуркой. Художник видит факт и визуализирует его очевидным образом. Или как-бы-интерактивный ящик с проводами и лампочками Эдди Вагенкнехта, который, согласно описанию из каталога, представляет собой «собранные вместе монтажные платы и сетевые кабели … (которые) символизируют “облако”, социальные сети, данные, утечки»; кроме того, этот ящик «перехватывает и записывает анонимные данные, получаемые из действующих поблизости сетей Wi-Fi ». И многие другие работы также представляют из себя чрезвычайно примитивную визуализацию метафоры, – столь многие, что их число серьезно превышает некоторое критическое число «фоновых» работ для большой выставки, заставляя задуматься о слишком небрежном подходе куратора к отбору работ.


Джереми Сантьяго-Хосмен. Святилище (а б). 2016

БК: Мне наоборот кажется, что это лучший проект молодёжной биеннале из всех, что я видел. И обилие критических суждений, на самом деле, проистекает из того, что мы подходим к её оценке с точки зрения заданных представлений, а не тех задач, которые эта биеннале поставила перед нам. Вся критика связана с какими-то требованиями – критичности, работы с локальным контекстом, которые становятся максимой.

ИИ: Не совсем максима, скорее, один из аспектов качества биеннале.

БК: Да, но нужно рассматривать не их, а вопросы, поставленные самой биеннале, причём по форме взаимодействия: тема – работа, зритель – произведение, зритель – кураторское решение и так далее. В этом контексте станет понятно, что куратор решился на очень смелую форму. Что делали биеннале, получившие распространение в 90-е и 2000-е? Они были как раз очень контекстуализированы и посвящены взаимоотношениям, коммуникации. Сначала – эстетика взаимодействия, потом – политический активизм. Эти проекты втягивали зрителя во взаимодействие, пытались превратить зрителя в гражданина, сподвигнуть его к какой-то позиции. И нынешняя биеннале Саммана чётко показывает, что эта позиция, когда ты обязательно должен соблазнить зрителя на действие, на какую-то ответную реакцию, уже осознана молодыми художниками как насильственная. Меня привлекает отсутствие этой гражданской кокетливости, требования что-то делать, думать о контексте, участвовать в чём-то. И если посмотреть с этой точки зрения, то станет понятно, что работы отобраны очень точно. На выставке много видео, например, а это такой нарциссический медиум, замкнутый в себе, очень созерцательный объект. И большинство объектов, наоборот, неинтерактивны, наоборот, они одиноки и замкнуты на себе.

Запомнившиеся мне работы – это в основном видео, посвященные одинокому жесту в пустоте, вроде человека с пчёлами в работе Марка Джонсона. Или видеоинсталляция «Вознесение» Петра Давыдченко с нырком в грязь. На выставке много работ, которые воспринимаются в интерпассивном ключе, создавая коммуникацию без коммуникации, связь без связи. Куратор разрывает связь между зрителем и работой. Как в этом зале с зеркалами – эстетика нарциссизма, ты понимаешь, что замкнут сам на себя, как и молодое искусство. По сути, это отличительная особенность молодых людей. Марк Фишер называл это депрессивной гедонией – когда не можешь делать ничего, кроме получения удовольствия. Но эта нарциссичность парадоксальна: когда мы демонстрируем замкнутость на себе, мы как раз и находим точки взаимодействия, мы понимаем, что мы как-то соединены.

Ещё один важный момент тематический. Здесь темой заявлены связи, коммуникация – циркуляция образов. Казалось бы, всё, мы уже всё слышали: акторно-сетевая теория, теория коммуникации и что мир вовсе не существует вне коммуникации. А эта выставка фактически заявляет тему коммуникации, перенаселения образами, но при этом представляет абсолютно некоммуникативные работы. Долгое время существовала эта идеология поверхности, скольжение, заданное цифровыми технологиями, и «Глубоко внутри» предлагает иной режим.

Сегодня популярны различные перформативные лекции, параллельные программы, и кажется, что выставка уже не нужна. Многие за это критиковали эту биеннале. Но она показывает, что можно выразить в биеннальной форме – замкнутость и одиночество, связанные с объектами. Неслучайно на этой выставке нет перформансов – ты не сможешь выразить эту идею в перформансе. Эта биеннале – связь очень многих одиночеств. Мне кажется, что многие чувствуют себя вне сообщества, так что эта биеннале связана с контекстом – она чётко резонирует с моими ощущениями.

ИИ: Мне как раз кажется, что эта выставка сделана по лекалам биеннале десятилетней давности, когда появилась совокупность качеств для подобных конвенциональных выставок. Мешанина из работ, привезённых из разных уголков света для того, чтобы осветить какую-то абстрактную проблематику. На дискуссии «Артгида» мы вспоминали биеннале Illuminаtions , – вот это неплохой пример такой выставки: работы, которые как бы имеют отношение к теме, хотя к ней может иметь отношение всё, что угодно. Это как раз и определяет изоляцию от локального контекста, которая присутствует в основном проекте биеннале.

БК: Биеннале, про которую ты говоришь, – это «Маги Земли» Жана Юбера Мартена. Но нынешняя молодёжная биеннале сделана совсем по-другому.

ИИ: Нет, я говорю об этой ученической форме биеннале, которая возникла благодаря их буму, когда почти в каждой точке земли, претендующей на какое-то значение в современном искусстве, появилась своя. В итоге они делаются по одному рецепту: берётся из ниоткуда проблематика, сформулированная максимально общо, художники, производящие различные айтемы на эту тематику, и всё объединяется в одном пространстве.

Ольга Данилкина: Мне кажется, что эта биеннале сделана по-другому. Мне очень понравилось, что она даёт очень трезвое понимание, что мы не можем себе позволить действительно продуктивно мыслить ни о чём, кроме как о глобальном. Если мы переходим к локальному, то неминуемо погружаемся в поле массмедиа и его отражение политических и социальных процессов, а попытка объективно разобраться в этом довольно безнадежна - этот жест будет только множить информационный шум и вряд ли выйдет за рамки манипуляции, используемой теми же массмедиа. Мне как раз очень понравилось это отстранение от подобных тем.

БК: Мне тоже, потому что провинциальное – это когда ты не можешь заявить права на собственную универсальность, на то, что ты можешь универсально мыслить. И это особенно важно для молодёжной биеннале. Во время обсуждения на «Артгиде» многие высказали идею, что молодёжной биеннале быть не должно, что это эйджизм. И было высказано предположение, что когда биеннале называлось «Стой! кто идет?», то это был фестиваль, фанк, веселье, а теперь биеннале и нужно как-то напрячься. Но я понял, что на самом деле молодёжные биеннале дают возможность молодым людям быть серьёзными и быть воспринятыми серьёзно, без этой атрибутики «молодости» – лёгкое искусство, тусовки, веселье. И эта выставка противостоит этому: она напряженная, мрачная, предапокалиптическая, безнадёжная. Ваня говорит про постинтернет, но он часто педалирует яркими цветами, но эта выставка неяркая, монохромная. Ты не сделаешь такую выставку в рамках фестиваля «Фарш».

ЕИ: Это интересная мысль, но мне кажется, что вектор, заданный словосочетанием «биеннале молодого искусства», не очень верный. Он провоцирует саморефлексию – что такое молодость, что значит быть молодым, – которая, может быть, не совсем нужна.

ОД: Да, я не могу смотреть выставки, думая о том, молодые это художники или нет. Кажется, что «биеннале молодого искусства» – это понятие, потерявшее смысл.

БК: Да, ты права. Социологи, например, Паскаль Гилен, справедливо говорят, что в Европе уже нет деления на поколения в современном искусстве. Но в России, мне кажется, такой контекст, что здесь понятие «молодой художник» имеет смысл. 89-й год, падение социалистического блока, СССР привели к серьезному поколенческому разрыву. У нас до сих пор вырисовывается логика десятилетий, и не потому, что мы на периферии, а именно из-за контекста 89-го года. Спор концептуалистов с акционистами или художников 2000-х с акционистами – это эдипальный спор.

ЕИ: Да, понятно, есть художники, которые живут в постсоветском пространстве, есть те, что жили в советском. Но ведь те, кто живёт в постсоветском пространстве, скоро пересекут этот рубеж в 35 лет, который является таким повсеместным цензом молодого художника.

БК: Конечно, я не говорю о возрастном цензе. Хотя Массимилиано Джони делал выставку Younger than Jesus и никто особо не был против. Но я скорее вот о чём хочу сказать. Все волнуются, что прославление молодости – это фашизм. Но вы странно представляете молодость, будто это накачанные парни, которые пышут здоровьем, энергией и шовинизмом. Нет, молодость другая и эта биеннале её показывает. Это щуплые дети, которые не могут найти себя в жизни.

ЕИ: Мне кажется, что как раз об этом была прошлая биеннале – «Время мечтать»: о бесконечных фрустрациях, о неудовлетворённости и невозможности действия. Эта биеннале если и говорит об этом, то очень опосредованно.

Вообще, я согласна, что эта биеннале про одиночество объекта и разрыв коммуникации. Фактически работы на выставке вытесняют зрителя: на верхнем этаже всё перекрывает звук из видео Эндрю Нормана Уилсона, дурацкая попсовая песня, которая смешивается со звуком других работ, перекрывает их и образует пространство, в котором невозможно находиться, в нём некомфортно. И в зеркальной комнате ты расщепляешься и не можешь сконцентрироваться, зафиксировать своё внимание на каком-то объекте. Не можешь войти с ним контакт. Это становится такой метафорой вытеснения зрителя из выставочного пространства и одиночества обособленного объекта. Мне кажется, что это хорошо проявилось в архитектуре выставки, экспозиционных решениях: с одной стороны, всё экспонировано качественно и красиво, все композиции уравновешены, но чем дальше ты проходишь и начинаешь всматриваться в работы, то это ощущение первоначальной цельности и гармоничности начинается разваливаться. Вся выставка разваливается – никакой цельности нет, почти все работы замкнуты на себе. Это привлекательная идея, но она всё равно упирается в какое-то объектное производство, в рынок – большинство объектов на выставке выглядят как неплохо сделанные галерейные работы. И в нашем российском контексте это одиночество подкрепляется ещё и ощущением того, что эти объекты вроде бы ищут своего покупателя, обладателя, но найти его не могут.

БК: Система давно устроена не так, да и не ищут эти объекты своего покупателя.

ЕИ: Она не должна быть так устроена.

ИИ: В мире существует два основных пути монетизации имени художника: либо художник продает социальный активизм и получает гранты, либо производит и продаёт объекты – single items , которыми и наполнена эта биеннале. В биеннале участвует достаточное количество вполне успешных галерейных художников. Но мне кажется, что нельзя рассматривать эту выставку в качестве новой апологии автономного изолированного объекта, потому что у нас нет никаких оснований считать, что это было сделано осознанно. Гораздо легче сделать выставку, если рассматривать произведения искусства как автономные объекты вне их контекстуализации, выставку как набор айтемов в «уайт кьюбе».

БК: Нет, я не согласен. Во-первых, потому что это программная выставка, где тема и форма тесно связаны. Кроме того, может я слишком цинично высказываюсь, но я не вижу ничего плохого в том, что люди делают что-то на продажу. Плохо, когда это становится критерием оценки работы. Но ты же не оцениваешь Достоевского по количеству символов, которые он хотел набить, чтобы отыграть долг. И много было сделано прекрасных и важных работ, которые потом были хорошо проданы.

Во-вторых, сейчас гораздо проще конвенционально сделать какую-нибудь посиделку. Эту молодёжную биеннале интересно рассмотреть в контексте последней московской биеннале: это два разных ответа на одни и те же условия – нехватка финансирования. И московская биеннале сделала дискуссионную платформу…

ИИ: …теплую ламповую биеннале. Как в инкубаторе.

ОД: Я согласна, что объекты замкнуты, но при этом в очень многих работах я узнавала себя. Я не считаю, что биеннале игнорирует локальный контекст, нет, она к нему обращается, но не напрямую, этот контекст не кричит на каждом углу «я есть все!» (потому что он - не все), как это часто бывает.

БК: Да, это не прямая связь, а резонансная. Все люди в глобализованном мире чувствуют в некотором смысле одно и то же, но это совпадение становится возможным только тогда, когда ты один в комнате что-то делаешь. Все связаны именно этим. Этой оторванностью.

ОД: Мне понравилось, что многие работы призывают тебя смотреть не на то, что происходит вокруг тебя, а прежде всего на то, как ты это воспринимаешь, как мы вообще думаем. В этом смысле интересна работа Дарьи Кольцовой с паттернами на окнах, в ней хорошо проявилась эта степень взаимодействия с локальным контекстом.

Эта оторванность очень срезонировала у меня с ощущением от положения нашего арт-сообщества. Ни у одного видео на выставке нет русских субтитров, помещение неотремонтировано. Постепенно мы, сидя в нашем маленьком мирке, начинаем понимать, какой он всё-таки маленький и как всё ограниченно. Насколько мы по большому счёту никому не нужны. И этот момент хорошо чувствуется на этой биеннале.

ИИ: Биеннале в принципе показывает, что мы никому не нужны. Отсутствие субтитров – это маркер, на них нужен совсем не большой бюджет. С моей точки зрения, это еще одно доказательство небрежения и халтурности в подходе к выставке.

ОД: Ситуация с субтитрами кажется мне политической для такого огромного проекта.

ИИ: Это очень важный маркер игнорирования локального зрителя.

Эли Мария Лундгор. Сотня объяснений одного и того же. 2015

БК: Мне эти проблемы кажутся менее важными, так как зритель должен быть изъят из этой выставки. Диктат зрительства существовал достаточно долго и его необходимо снять.

ИИ: Ты же не предлагаешь снимать этот диктат искусством ради искусства и автономными формами самовыражения?

БК: Нет. Во-первых, это не просто концепция искусства ради искусства XIX века. Контекст другой, другая форма взаимосвязи между этими объектами. И вообще эта идея не столько про автономное искусство, сколько про некоторую политику отношений, которая сегодня устанавливается между людьми, между объектами, между чем угодно. Эта политика реализуется не напрямую, а через посредников. Мы общаемся интерпассивно, а не активно. Сегодня люди уже не берутся за руки и не выходят на площадь. Сегодня другие методы политического реагирования. Сегодня можно быть аполитичным, и это будет политическим стейтментом.

ИИ: Но этот политический стейтмент одобряет статус кво. Ты же не можешь отрицать того, что власти сейчас выгодно рассадить людей по их одиночным камерам.

БК: Нет. Выгодно висеть на турнике и смотреть паблик-арт. Из-за чего случился кризис 2008 года? Потому что люди просто не могли платить по кредитам. Они устали. Капитализм не учёл этот момент, что люди могут просто блокирнуться.

ЕИ: Но при этом работы на выставке говорят о том, что они произведены, что на это были потрачены усилия и деньги. Даже видео – это не found footage или сырая документалистика, которые требуют минимум затрат и могут быть созданы в одиночку. Нет, видео на выставке говорят о том, что процесс их производства был затратен и требовал привлечения команды. Если это объекты, то они часто сделаны либо с привлечением новых технологий, либо сделаны искусно. То есть усталость и пассивность, о которых говорит выставка в целом, противоречит способу их производства, противоречит, фактически, художественным стратегиям участников.

БК: В случае этой выставки речь идёт не о людях вообще. Работы производят эффект, но при этом не требуют никакого действия.

ЕИ: То есть художники, активно создающие работы и продвигающие себя, производят работы, которые говорят нам быть пассивными? На днях мне пришло письмо от пиарщицы одной из участниц выставки из России с просьбой написать о ней для Aroundart или взять интервью, ведь она прекрасная, молодая и одна из нескольких русских художниц, кого взяли в основной проект. Подобная стратегия – стать известным и продаваемым – противоречит пассивности, о которой мы говорим.

ИИ: Я не понимаю реакцию Бори, который не видит в этом противоречия. Мы привыкли критиковать позицию, когда стимулом для работы художника является его карьерный рост. Мы привыкли критиковать коррумпированность выбора.

БК: О какой коррумпированности выбора ты говоришь, если речь о кураторской выставке?

ИИ: Я её вижу потому, что многие работы на выставке очень примитивные и плохого качества. Я также не могу объяснить выбор некоторых российских художников ничем другим, как только тем, что Самману их буквально пропихнули.

ЕИ: А как вы вообще оцениваете выбор российских художников? С одной стороны мы видим зарубежных художников, которые более или менее известны, которые сотрудничают с галереями, с другой – российских, половину из которых не знаем даже мы.

ИИ: У меня двоякое ощущение от этого выбора. С одной стороны, я узнал несколько новых фамилий, которые мне показались очень интересными, за которыми я буду наблюдать. Многие работы мощны - крайне уместное и запоминающееся видео с водолазом Петра Давыдченко, вышеупомянутые паттерны на окнах Дарьи Кольцовой, «Шароверы» Дарьи Правды, простая, но точная стена «Ни слова о войне» Наташи Тихоновой. С другой стороны, есть какие-то совершенно странные работы, выбор которых мне показался просто коррумпированным- всякие там борщи, коллажики и хейтеры концепций. Не могу представить, чтобы куратор привлек эти работы по своей воле.

БК: Я оцениваю этот выбор на отлично! Прекрасно, что так много неизвестных художников. И я не согласен со словами Вани, что это коррумпированность. Самман выбирал художников по заявкам. А идеальная ситуация, когда у куратора есть обзор вообще всего, просто невозможна. Это утопический взгляд. Кроме того, я не вижу ничего плохого в том, что люди профессионально занимаются своей раскруткой и нанимают пиарщиов.

По поводу работ. Я увидел не столько плохие работы, сколько определённую структуру: на выставке есть центральные, хорошо структурированные работы и есть работы второго ряда, сделанные даже не художниками, а дизайнерами. Видимо, они прошли через заявку. Но эти работы не выглядят ужасно. Каждая работа играет собственную роль в общей идее.

ЕИ: Какие работы на ваш взгляд являются центральными?

БК: Например, с водолазом Петра Давыдченко. Множественность отражений, параноидальность. Он постоянно ныряет в эту грязь, как ассенизатор, выполняющий сизифов труд. Эта работа перекликается с зеркальным залом. Мне запомнились флаги несостоявшихся государств Эндрю Рэнвилля, «Шароверы». Ещё – Феликс Кисслинг. Не могу сказать, что это какая-то невероятная работа, но она очень точно скроена.

ИИ: Помимо работ, названных Борей, отмечу «Иерихон» Леэ Нево, «Военные залы» Катарины Груцай. Работы с материалом - у Екатерины Бурлыги или у Ревиталя Коэна и Тура ван Балена. Видео Эли Марии Лундгор «Сотня объяснений одного и того же» кажется мне одной из центральных для биеннале с таким названием. Флаги, конечно; их я даже назову второй раз! Это одна из немногих работ, которая обязана была быть показана именно здесь, в Москве, и именно сейчас. А упомянутое тобой «АнтиСолнце» – это та самая работа для селфи, которая должна быть на каждой биеннале!

БК: Это хорошо! Селфи – это очень важный феномен, говорящий об одиночестве. Помните работу Брюса Наумана Depression square ? Науман сделал такой конверт, уходящий вглубь, и назвал его бездной отчаяния. Но скейтеры начали его использовать как рампу и начали делать там селфи. Делать селфи в бездне отчаяния! Ты делаешь селфи, потому что заперт в мире самовалоризации. Так и здесь: ты делаешь селфи на фоне черной бездны.

ОД: Я на самом деле не понимаю критики искусства как индустрии в контексте большого международного события. Что ещё от него можно ждать? Почему нас так напрягает, что у художника есть пиарщик?

ЕИ: Индустрию необходимо критиковать именно в рамках биеннале. Система у нас устроена так, что в рамках биеннале проходит шквал событий – все хотят попасть в биеннальный каталог. Само по себе это неплохо – если бы эта система отлаженно работала. Но ведь о том, какие события всё-таки выбрали в параллельную программу, их организаторы узнают почти перед открытием и начинают судорожно их готовить, хотя в другое время могли сделать их лучше и более вдумчиво, хоть и без этой галочки участия в специальной программе биеннале. Галерея «Триумф» начинает сотрудничать с новым арт-парком при каком-то строящемся жилом комплексе.

ИИ: При «Донстрое».

ЕИ: И таким образом мы узнаем, откуда будут деньги у московской биеннале современного искусства.

ОД: На брифинге по поводу её будущего отчётливо сказали, что денег из государственного бюджета в ближайшее время у неё скорее всего не будет.

ЕИ: Ну вот – начали искать спонсоров.

ИИ: Биенале – это повод раскошелиться для чиновников, выступить под неким лейблом, укоренённом в самом искусстве. Биеннале – это жанр мегавыставки, который, понятно, служит определённым целям. Но у такого события есть и хорошие качества, лежащие в области экспериментов, временности и недолговечности произведений (их иной темпоральности), диалога с локальным контекстом. Вопрос: должны ли мы стараться их изжить и превратить биеннале в очередной смотр автономных произведений. Или наоборот: мы должны их законсервировать и превратить в биеннальный канон. Это две как бы абсолютно разные, но обоюдно уязвимые позиции.