Что исследователи относят к культурным. Универсалии культуры и особенности их классификации. Виды языковых универсалий

Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройс­тва общества.

Культура рассматривается в социо­логии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание лю­дей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механиз­мы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы от­ношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, наро­дность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жи­зни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные укра­шения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т.п.

§ 3. Основные элементы культуры

Такие элементы культуры, как знаки и символы, представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет по крайней мере два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определен­ный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический язык – конк­ретная, реально существующая знаковая система, используемая в кон­кретном социуме, в конкретное время и в конкретном пространстве.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является поли­функциональной системой. Основные его функции – создание, хране­ние и передача информации. Выступая средством человеческого об­щения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное по­ведение человека.

Ценности – это общепринятые убеждения относи­тельно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, Десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сох­ранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценнос­тям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Правила – регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

А социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, удерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделе­ние властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюде­ние норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в ре­зультате многократного повторения. Привычки – это установившаяся схема (стереотип поведения в определенных ситуациях).

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие по­ложительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, особый культурный комплекс, называемый этике­том. Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи – неписаные правила поведения.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к друго­му, они превращаются в традиции. Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в опре­деленном сообществе, социальной группе в те­чение длительного времени. Традиции функционируют во всех соци­альных системах и являются необходимым условием их жизнедея­тельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к на­рушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед тра­дицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Тра­ди­ция – все то, что унаследовано от предшественников.

Обряд – это совокупность символических стереотипных коллек­тивных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные кол­лективные чувства. В них выража­ются какие-то религиозные предста­вления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной со­циальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды соп­ровождают важные моменты человеческой жизни. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде про­исходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового дейст­вия.

Выполнение ритуалов, или церемониальных актов, пред­писыва­емых религиозной традицией, составляет специфический тип поведе­ния, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать определение и описание человеческой реальности.

В мировом масштабе культурное наследие выражают именно культурные универсалии. В современной культурологии существует несколько классификаций универсалий культуры. К культурным универсалиям относится язык, совместный труд, сексуальные запреты, мифы, танцы, обычаи гостеприимства и т.п. Американские антропологии выделяют более семидесяти универсалий, общих для всех культур. Среди них выделяются: возрастная градация, календарь, соблюдение чистоты, приготовление пищи, кооперация труда, декоративное искусство, семья, медицина, число, личностное имя, карательные санкции и т.д. Некоторые культурологи в основу классификации универсалий кладут нравственные ценности. Существует классификация, в которой разделяются универсалии культуры и универсалии цивилизации.

Но для того, чтобы классифицировать универсалии, необходимо понять их сущность и роль в процессе функционирования культуры. Для этого следует обратиться к структурным компонентам сложной системы культуры, посредством которых она направляет, координирует и регулирует деятельность людей. К таким компонентам культуры, отражающим все многообразие ее проявлений в жизни человеческого общества, относится:

-знаково-символические;

-ценностно-познавательные;

-синтетические.

Среди всех элементов культуры наиболее важным является знаково-символический, или познавательный компонент . Он зафиксирован, прежде всего, в языке. Соответственно, язык и является важной культурной универсалией.

Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Люди в процессе воспитания и образования, то есть, социализации, усваивают значение этих знаков и символов, что позволяет понимать смысл сказанного и написанного. Язык, являясь важнейшим элементом культуры, выступает объективной формой аккумуляции, хранения и передачи информации человеческого опыта от одного поколения к другому поколению. Язык – основной носитель культуры, поэтому рост словаря человека может служить, в определенной мере, показателем повышения его культурного статуса. Язык – самый национальный элемент культуры и, в то же время, самая главная культурная универсалия.

Существуют исторически сложившиеся разновидности языка:

-национальные языки – украинский, русский, английский, латинский и др, которые отражают социокультурную специфику данной общности, характер ее общения, представление о символах, заложенных в языковой культуре;

-разновидности естественного языка – литературный язык, диалекты, мертвый язык (латынь);

-искусственные языки – язык программирования, язык жестов для глухонемых, эсперанто;

-специфические языковые знаковые системы – язык искусства, язык математики, язык тела.


Важным системообразующим компонентом культуры является ценностно-познавательный .

Ценность – это такое свойство предмета или явления, которое отражает степень важности этого предмета для удовлетворения потребностей, желаний и интересов. В систему ценностей индивида, группы, общества в целом входят разнообразные ценности:

-смыслообразующие , формирующие представление о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни и т.п.;

-витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, семья, образование и т.д.;

-общественного признания – трудолюбие, социальный статус, социальное положение и т.п.;

-межличностного общения – честность, доброжелательность, бескорыстие и т.п.;

-демократические – свобода слова, совести, национальный суверенитет.

Такие ценности есть во всех культурах, потому что те культуры, в которых подобных ценностей не было бы, не смогли бы сохранить свое существование в течении сколько – нибудь длительного времени. И поэтому они являются универсальными.

Ценностные отношения выступают важнейшим и необходимым условием формирования ценностных ориентаций , которые выражаются в ценностных установках . Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической практике и передаются из поколения в поколения посредством воспитания. Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность.

Осознание индивидуумами содержания ценностных установок образует мотив их деятельности – своеобразный фактор, который ведет к превращению установок в активную деятельность.

Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер, выступает в качестве цели. Цель деятельности идеально субъекта культуры отражает осознание и стремление преобразовать, облагородить окружающей мир, приспособить его к своим потребностям.

Из многообразия конечных целей выделяется наиболее значимая, высшая, которая определяется понятием «идеал ». Возникновение идеала как целеполагающая способность человеческого сознания и принадлежит к формам опережающего отражения действительности. С одной стороны, идеал отражают наиболее важные и значимые стороны общественной практики определенных социальных групп, а также возможных тенденций их развития, совершенствования. С другой стороны, они выступают в качестве главной оценочной категории, определяющей сознательные стимулы, доминирующий мотив деятельности. И в этом отношении идеал является универсалией культуры.

Ценностные отношения обретают самостоятельное существование в виде социальных норм . Социальные нормы – это исторически сложившиеся требования к организации определенной деятельности и отношениям индивидов, групп, общественных институтов. Нормы являются следствием устойчивой и повторяющейся оценки. Они – средство, те звенья, которые сближают наиболее ценностно значимое, необходимое, должное с жизнью, практической необходимость и, таким образом, обладают универсальностью.

Еще одним важным компонентом культуры является синтетический элемент, который проявляется в общественной жизни в виде образцов поведения, таких, как традиции, обычаи, обряды, ритуалы, нравы и законы.

Традиции (от лат. tradition – передача, преемство) – это механизм передачи элементов социального и культурного наследия; наиболее устойчивые формы действий и отношений, передающихся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе и социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием жизнедеятельности всех социальных объектов.

Обычаи – это неписанные правила поведения, отражающие стиль жизни народа, его отношение к природе, человеку, обществу, сфере священного. Это – воспринятые из прошлого формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе и являются привычными для его членов. Например, способы приготовления пищи, одежды, манеры поведения, осуществление различных обрядов (свадьбы, похороны и пр.), система воспитания детей.

Обряды представляют собой совокупность стереотипных групповых действий, имеющих символическую форму и воплощающих в себе социальные идеи и представления, нормы и ценности. Сила обряда коренится в его эмоционально-психологическом воздействии на людей, так как обряды вызывают определенные коллективные чувства. Например, обряд крещения, присяга, обряд «посвящения в студенты».

Церемония – это определенная последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) знаменательных событий, дат или чествованию людей. Коронование – яркий пример важной для монархического общества церемонии. Обряды и церемонии состоят из разнообразных ритуалов.

Ритуал – это набор стилизованных и четко распланированных жестов и слов, которые зачастую исполняются лицами, специально избранными и подготовленными для этого. Ритуалы широко распространены в религиозной, политической и даже бытовой жизни. Например, ритуал приветствия.

Нравы – это обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те бытующие в данном обществе формы поведения людей, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. Например, отношение в обществе к инвалидам и старикам.

Особой формой нравов является табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-то действие, слово, предмет. В современном обществе табу накладываются, например, на кровосмешание, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.

Разновидностью нравов являются законы, - нормы поведения, оформленные парламентским или правительственными документами. Существуют также нравственные (неписанные) законы. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности – жизнь, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.

Особым синтетическим элементом культуры является техника, а в широком смысле – материальная составляющая культуры. Уровень техники отражает уровень цивилизации, способности и творческий гений народа, общества. Каждая культура имеет в своем арсенале целую систему технических навыков, технологий, технических средств.

Таким образом, каждый народ, каждая национальная культура, базируется на вышеприведенных основополагающих компонентах, которые и являются универсалиями культуры.

Вопросы к самостоятельной работе .

1.Как соотносится национальное и интернациональное в культуре?

2. Что такое культурные универсалии и какие принципы их классификации существую?

3. Знаково-символический, или познавательный компонент как универсалия культуры.

4. Ценностно-познавательный компонент как универсалия культуры.

5. Синтетический элемент компонент как универсалия культуры.

Культурные универсалии

Культурные универсалии - это такие нор­мы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географиче­ского положения, исторического времени и социаль­ного устройства общества.

В 1959 году Джордж Мердок выделил более 70 уни­версалий: возрас­тная градация, спорт, нательные украшения, кален­дарь, соблюдение чистоты, общинная организация, тор­говля, хождение в гости, наблюдение за погодой и др.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда.

Универсалии происходят оттого, что в мире суще­ствует очень устойчивый порядок, образованный обще­ством. Общество - это большая совокупность людей, находящихся между собой в более или менее постоян­ной связи.

Известный американский культуролог и социолог Клайд Клакхон полагал, что перечень культурных уни­версалий нужно дополнить ценностями и образом мыш­ления. Однако Дж. Кларк решительно противился теории культурных универсалий, базисные потребности не могут обусловливать специфические аспекты культуры. Кларк Уислер выделил всего девять: речь; ма­териальные черты; искусство; мифология и научное знание; религиозная практика; семья и социальная система; собственность; правительство; война. Он назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры.

Ценности и нормы как содержательные элементы культуры

Частью культуры являются ценности и нормы. Ценности – продукт взаимодействия людей и их групп, в процессе которого обнаруживается способность того или иного явления или процесса удовлетворять потребности, и интересы, желания личности, социальной группы или общества в целом и происходит её оценка. Именно они позволяют каждому члену общества понять и усвоить, что в нём признаётся добром, а что злом; какие черты поведения личности принимаются, одобряются и насколько, а какие и насколько осуждаются. Конечно, не все люди в одном и том же обществе привержены одним и тем же ценностям, одинаково понимают и принимают принципы добра, равенства, справедливости, свободы, братства и т.д. Одни – сторонники коллективизма, другие– индивидуализма, для одного главное в жизни – карьера, для другого – богатство, для другого честность и порядочность и т.д.

Нормы – это более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, отвечают на вопрос, как относится к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Так, в демократическом обществе: мир, свобода, равенство и братство людей, их честь достоинство, социальная справедливость, солидарность, гражданский долг, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Нормы производны от ценностей и основываются на них. Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определённой культуры и определяющие стабильность и целостность общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как более конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иногда государственного или административного нормативного акта, содержат чётные диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемых соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называются нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

Универсалии - это широкие понятия, включающие в себя множество аналогичных предметов. Примерно так пишут словари. Из определения не ясно почти ничего. Давайте разложим всё по полочкам и разберёмся, наконец, в этом понятии.

В философии

Примерами универсалии могут быть такие понятия как "планета", "растение", "человек" и многие-многие другие.

Средневековые философы обсуждали вопрос о том, существуют ли универсалии на самом деле как явления или вещи, а не просто на словах. Если их существование - это всего лишь наша выдумка, тогда они и существуют только в наших головах. Например, нет такого растения, которое объединило бы в себе все растения на земле (представляете, что за "ёлкоромашкоподорожник" это бы был?). Конкретные виды растений, конечно, существуют, мы их видим и можем пощупать, а вот само слово "растение" придумали люди для того, чтобы объединить цветы, травы, деревья и т.п. общим названием.

Платон предложил посмотреть на этот вопрос под другим углом. Он полагал, что общее название существует на самом деле, но в невидимом людскому глазу высшем мире. Все конкретные вещи - это порождения универсалии. Средневековые философы, придерживающиеся такой же концепции, стали называть себя реалистами (ведь они полагали, что универсалии реальны).

Философы, считавшие, что универсалии - это всего лишь названия, имена, объединяющие группу предметов со сходными признаками, причисляли себя к номиналистам (с латинского nomina переводится как название, имя).

Философия Средневековья - реализм. Номинализм появился позже, уже на закате Средних веков, на "брезжущей зорьке" Возрождения.

Реализм

Средневековый реализм имел две формы: крайний и умеренный.

Крайние реалисты утверждали, что универсалии появились раньше вещей в мире, недоступном для восприятия. А все предметы, существующие на земле - это производные той или иной универсалии - вечной идеи, порождающей вещи.

Вы, наверно, уже догадались, что Платон как раз и был крайним реалистом.

Умеренные реалисты придерживались идеи о том, что универсалии - это основания любой вещи; они существуют в самих предметах. Мир универсалий и мир предметов неотделимы друг от друга. В любой вещи содержится какая-либо универсалия, которая и делает её вещью, без неё она была бы просто бесформенной материей. Умеренный реализм вытекает из идей Аристотеля.

Номинализм

Номинализм имеет такие же формы, как и реализм.

Умеренные номиналисты считали, что универсалии сохраняются в сознании, когда вещей уже нет. Они остаются там в форме понятий - обобщённых наименований предметов. Понятия объективно не существуют (ведь мы не можем их взять в руки, пощупать), но именно с помощью слов и терминов мы можем разбивать действительность на разные области и сферы. Так становится намного проще ориентироваться и познавать мир. Умеренный номинализм также носит название концептуализм (conceptus с латинского - представление, мысль).

Крайние номиналисты считали, что общие понятия абсолютно бессмысленны, о них не стоит ни говорить, ни думать, ведь их не существует. Например, перед нами конкретное растение. Мы можем его увидеть, потрогать, изучить свойства, собственно, как и любой другой предмет, который реально существует. Что же такое растение в общем? Это просто слово, не обозначающее никакой реальный предмет, поэтому от таких общих понятий стоит совсем отказаться, пользуясь лишь наименованиями конкретных предметов.

Универсалий в философии - это очень сложный вопрос, размышления о котором могут привести к неожиданным выводам. Например, задумайтесь о том, на самом ли деле существует дружба или любовь. Это всё реально, или нам только кажется?

Языковые универсалии

В лингвистике универсалии - это свойства всех или большинства языков.

В теории языковых универсалий рассматриваются следующие аспекты:

  1. Отличия и сходства человеческого языка и языка животных.
  2. Сходства и различия языков разных народов.
  3. Содержательные категории в различных языках (например, во всех языках каким-то образом обозначается единственное и множественное число).
  4. Свойства структур языка (например, деление на фонемы).

Виды языковых универсалий

Существует огромное количество видов (классов) языковых универсалий.

  • По характеру утверждения различают полные или абсолютные (не предполагающие исключений) и неполные или статистические (допускающие их). Например, полная универсалия: во всех языках есть гласные звуки. Неполная универсалия: почти во всех языках есть носовые согласные.
  • По различаются простые (утверждающие о существовании какого-либо явления) и импликативные универсалии (содержащие в себе условие, подчёркивающее взаимосвязь явлений. Пример простой универсалии: в каждом языке есть явление Y. Пример импликативной универсалии: если в языке есть Y, то должно быть и X, причем первое зависит от второго.
  • Выделяют количественные и неколичественные универсалии. Количественные сообщают о некоторой количественной закономерности. Например: в любом языке количество фонем не более 85. Все остальные универсалии называются неколичественными.
  • В зависимости от языкового уровня термина выделяются символические, семантические, лексические, синтаксические, морфологические, фонологические универсалии.

Культурные

Культурные универсалии - это понятия, которые выражают черты явлений, встречающиеся во всех культурах.

Во многих источниках говорится, что к культурным универсалиям относят такие характеристики культурного опыта, которые отражают картину мира всех народов.

Но понятие картины мира слишком размыто, поэтому давайте скажем немного проще.

То, что исследователи относят к культурным универсалиям, является общей характеристикой для представителей любой культуры, на каком бы континенте они ни жили.

Список культурных универсалий

Американский антрополог Джордж Мердок в 1959 г. обозначил более 7 десятков универсалий, присущих всем культурам: от украшений и подарков до сексуальных ограничений, карательных санкций и погребальных обрядов.

Почему же между людьми, никогда не встречавшихся друг с другом, так много общего? Ответ прост. Физически все люди устроены одинаково, поэтому и потребности у всех идентичны, окружающая среда ставит перед всеми одинаковые проблемы, и пути их решения тоже схожи.

Все люди рождаются, а потом умирают, поэтому и обычаи, связанные со смертью и рождением, присутствуют в каждой культуре. В любом обществе присутствуют беременные женщины, дети и старики, поэтому универсалии, связанные с этими категориями людей, также есть в любом социуме.

Клайд Клакхон, американский социолог и культуролог, предлагал дополнить список Мердока ещё двумя универсалиями. Он считал, что у всех народов одинаковый образ мышления и ценности. В любом обществе запрещено убивать, лгать, нигде не одобряется причинение боли или страдания.

Культурные паттерны

Сократил список универсалий, а точнее структурировал его американский антрополог Кларк Уисслер. Он выделил 9 паттернов (образцов) культуры:

  • семья;
  • речь;
  • мифология и научные знания;
  • искусство;
  • религиозные практики;
  • материальные сходства;
  • правительство;
  • собственность;
  • война.

Культура разных народов может быть построена вокруг одной из этих тем, но другие всё равно зримо или незримо будут присутствовать в жизни любого общества.

Понятие универсалии многогранно и применяется в различных сферах и областях науки и жизни. Как бы то ни было, универсалии - это всегда определённые сходные черты. Латинское слово universalis (общий) не зря послужило этимологическим "отцом" этого термина.

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так назы­ваемые культурные универсалии - своеобразные инварианты развития, эле­менты культуры. Культурные универсалии - это такие нормы, ценности, пра­вила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурные универсалии представляют собой некие инварианты, общие для всех многообразий культур

В 1959 г. Джордж Мердок выделил более 70 универсалий - общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование, эсха­тология, этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеления, семья, празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуа­лы, игры, жестикулирование, обычай дарить подарки, правительство, при­ветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмешения, право наследования, шутки, родственные группы, номенклатура родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, музыка, мифология, чис­ло, акушерство, карательные санкции, личное имя, полиция, послеродовый уход, обращение с беременными, право собственности, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зре­лости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограни­чения, учение о душе, статусная дифференциация, изготовление орудий

труда, торговля, хождение в гости, отучение ребенка от груди, наблюдение за погодой и т.д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. Люди рож­даются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Добывая пропитание, человек использует орудия и вступает в кооперацию с другими. Совместные действия ведут к образо­ванию общества и связанных с ним санкций, полиции, правительства, прав собственности и наследования. Погода бывает то холодной, то жаркой, по­этому для увеличения комфорта человек носит одежду и строит дома. Ребе­нок и беременная женщина нуждаются в особом внимании, и общество изобретает специальные средства ухода за ними. Взрослея, человек науча­ется языку и у него возникают идеи, он верит в магию и прибегает к религи­озным церемониям, ему обязательно дают имя, а в личной жизни он должен соблюдать требования гигиены и чистоты.