Что означает выражение похороните меня за плинтусом. Что значит выражение «похороните меня за плинтусом»? конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам

Я люблю этот фильм, правда. Он не простой, в какой-то мере грубый, некоторые сцены в нём неприятны, но всё же… Эта кино-история снята на основе одноимённой повести Павла Санаева в 2009 году. Режиссёр: Сергей Снежкин. Роли исполнили: Светлана Крючкова, Алексей петренко, Мария Шукшина, Александр Дробитько. Фильм не является полностью экранизацией книги.

В этой кинокартине речь идёт о семье известного советского актёра. А точнее о его жене и внуке. Бабушка очень сильно любит Сашу (имя мальчика), настолько сильно, что эта любовь перерастает в манию.

Парень болезненный, поэтому бабушка водит его по врачам, пичкает его таблетками, вся её жизнь посвящена “выхаживанию” малыша. С мамой общаться мальчику запрещено, так как она решила устраивать свою личную жизнь а бабушке это крайне не понравилось. Она при 8-ми летнем ребёнке оскорбляет её, называет шлюхой и т. п. Несмотря ни на что, малыш маму очень любит, скучает за ней и даже хранит вещи, связанные с ней в специальной коробочке…

Вообще, в все герои с очень своеобразными характерами. Самая яркая и впечатлившая меня это бабушка Нина Антоновна. Её история меня очень тронула и довела до слёз. В начале фильма она показана зрителям как грубая женщина, отдающая всё своё внимание внуку, следящая за семейным бюджетом, прячущая деньги в книги, банки с крупой… Она громко ругается, “строит” мужа, не общается с дочерью, обзывает Сашу, помешана на его здоровье. Кажется, что она всегда была такой, но… К средине фильма, она рассказывает, как же она стала грубой, неухоженной и несчастной женщиной.

Оказывается, в молодости она была подающей надежды актрисой. Ей пророчили блестящую карьеру. Но однажды, она влюбилась в московского актёра, за которого вышла замуж. С началом войны ей пришлось с ребёнком эвакуироваться, а муж остался с театром. Жизнь помотала юную девушку: годовалый ребёнок умер, ей негде было жить, а врач сказал, что она никогда не сумеет родить ребёнка. От такого у неё сдали нервы. Муж отправил её лечиться в психиатрическую лечебницу… По случайности, она всё-таки забеременела дочерью. Растила её, выхаживала, за мужем актёром ухаживала, а та не оправдала надежд матери. В итоге, родила ребёнка, которым и стала заниматься Нина Антоновна… История этой женщины меня очень впечатлила. Вот как бывает, думаешь, что жизнь будет блестящей и яркой, а она истрепает тебя, побросает со стороны в сторону и от шикарных перспектив не останется ничего…

В этой кинокартине много ярких моментов, достойных отдельных постов. Это и эпизод попытки побега Саши, подарка бабушки внуку (она подарила дедов магнитофон, за что и “получила” от мужа), встреча мамы с сыном (между прочим, по согласию бабушки!). Эти моменты очень динамичные и впечатляющие.

“Похороните меня за плинтусом” очень сильный фильм, повествующий о судьбе, о тиранической любви, о родительских отношениях. Благодаря ему, зритель может заглянуть за занавес внешне “хорошей”, благополучной семейной жизни советской элиты, увидеть, как бывает…

Режиссёр: Сергей Снежкин

Главные роли: Александр Дробитько, Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Мария Шукшина

Жанр: драма

Продолжительность: 117 мин.

Оценка:8 из 10 баллов!

Посмотрите! Не пожалеете!

Цель: показать учащимся, как в повести Павла Санаева решается проблема детства.

Ход урока

1. Краткое сообщение ученика о Павле Санаеве.

2. Вопрос классу: О чем рассказывается в этой повести? (О детстве).

3. Вспомните, кто из русских писателей обращался к этой теме. С.Т.Аксаков, Н.Г. Гарин-Михайловский, Л.Н. Толстой, А.М. Горький).

4. Учитель.

  • Детство – самая счастливая пора в жизни человека и очень важная. Я просила Вас найти высказывания известных людей, подтверждающих эту мысль.
  • Детство есть та великолепная пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. (Шелдунов Н.А.)
  • Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, творчества, фантазии. (В.А. Сухомлинский).

5. Вопрос классу: Можем ли мы сказать, что у героя повести было счастливое детство? (Вряд ли можно так сказать.)

6. Вопрос классу: Почему нельзя сказать, что у героя было счастливое детство? (Разлучен с матерью, тяжелая атмосфера в семье).

7. Вопрос классу: С чем связана тяжелая атмосфера в семье? Тяжелая атмосфера в семье связана с трудным характером бабушки и ее неуравновешенным психическим состоянием.

8. Вопрос классу: Как можно определить отношение бабушки к внуку? (Она любит его, но странною любовью. Ее любовь соединяет в себе грубость, резкость, ругательства с добротой и заботой).

9. Задание классу: Приведите примеры, показывающие разное отношение бабушки к внуку. (Грубая, резкая манера общения: «хоть бы они все сдохли и ты вместе с ними»; «Ой скотина. Все пальто изгваздал. Душу тебе так бы изгваздали» и т.д. Болезненная забота о здоровье внука. История с магнитофоном говорит о том, что бабушка старается доставить внуку радость.)

10. Вопрос классу: Почему у бабушки такой трудный и психически неустойчивый характер. С чем это связано? (Это связано с прошлым бабушки.)

11. Вопрос классу: Что Вы можете сказать о прошлом бабушки? (Мечтала стать актрисой, а стала секретаршей, а потом домохозяйкой.)

Война. Эвакуация. Смерть маленького сына.

Рождение дочери после войны. Дочь постоянно болела, и бабушка очень боялась ее потерять. Соседка по квартире писала на всех доносы, и бабушка боялась, что ее арестуют. Психиатрическая больница: решили, что у бабушки мания преследования. Из больницы она вернулась, по ее словам, «калекой психически ненормальной.

Глава «Ссора», с. 177–183

12. Вопрос классу: Как такой характер бабушки повлиял на внука. Докажите. (Пытался приспособиться к жизни с бабушкой.)

13. Вопрос классу: А как дедушка относился к бабушке? (Дедушке было нелегко с женой, но он понимал причины такого состояния жены).

Глава «Ссора» , с. 190

14. Вопрос классу: Перед каким выбором бабушка поставила свою дочь? (Бабушка поставила свою дочь перед выбором: ребенок или любимый мужчина. Бабушка не любила мужа дочери и не могла ей простить, что та променяла ребенка на карлика.)

Глава «Чумочка» , с. 246.

15. Вопрос классу: Кто из героинь русской классической литературы стоял перед таким же выбором? (Анна Каренина).

16. Вопрос классу: Что можно сказать о матери Саши Савельева, главного героя? (Очень любит сына. Но у нее слабый характер.)

17. Вопрос классу: В чем проявляется слабость характера матери? (Она не может противостоять своей матери и забрать сына к себе.)

18. Вопрос классу: Как герой относится к своей маме? (Он ее очень любит. Самые счастливые минуты для мальчика, когда мама приходит к нему и он может с ней играть, разговаривать. Саша называл маму любовно Чумочкой.)

Глава «Чумочка» , с. 206.

19. Вопрос классу: После того как Саша понял, что он уже навсегда останется жить у Чумочки, произошел между ним и мамой следующий разговор.

– Мама, спросил я. – А ты обиделась, когда я сказал, что хочу жить с бабушкой?

– Что ты! Я же понимаю, что ты для меня это сказал, чтобы мы не ругались.

– Я не для тебя сказал. Я сказал, потому что ты бы ушла, а я остался. Прости меня.

Как вы можете объяснить эти слова Саши? (Живя с бабушкой, Саша научился приспосабливаться и говорить не то, что он думает).

20. Вопрос классу: В чем трагедия бабушки? (Серьезный конфликт с дочерью, которую она, можно сказать, ненавидит. Дедушка с ней общается мало, Саша ее не любит, и она, как выясняется в конце, это понимает, Бабушка – одинокий и больной человек).

21. Вопрос классу: Какая самая трагическая, с вашей точки зрения,сцена в повести? (Самая трагическая сцена – это когда бабушка стоит под дверью квартиры дочери и не просит, а умоляет вернуть ей внука. Трагически звучат ее слова: « Думаешь, не вижу, кого он из нас любит? Хоть бы раз взглянул на меня, как на тебя смотрит, хоть бы раз меня так обнял. Не будет мне такого, не суждено! А как мне смириться с этим, когда сама его люблю)»

Глава «Чумочка» , с. 266.

22. Вопрос классу: Всем было нелегко с бабушкой. Но все плакали, когда ее хоронили? Почему? (Бабушка была частью жизни всех героев повести. Может, каждый из героев считал, что он в чем-то виноват перед бабушкой.)

23. Вопрос классу: Как вы понимаете смысл названия повести? (Саша никогда не мог находиться с мамой столько, сколько он хотел. Не мог общаться с ней тогда, когда хотел. Он, живя у бабушки, всегда боялся потерять мать. Выражение «Похороните меня за плинтусом» метафорично. Оно означает, как мне кажется, желание ребенка всегда быть рядом матерью, всегда ощущать на себе ее любовь.)

24. Заключительное слово учителя.

Саша часто спрашивал себя, почему, оставшись с жизнью один на один, он должен быть с ней заодно; почему жизнь запрещает любить маму… почему бабушка – жизнь, а мама редкое счастье.

«Рядом со мной и утром, и перед сном была жизнь, а счастья можно было только дождаться и прикоснуться к нему».

Когда мама в конце повести забирает Сашу к себе, он не может поверить, что теперь счастье может стать жизнью.

Я вам желаю, чтобы у вас всегда счастье совпадало с жизнью.

Страницы указаны по тексту: Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом». ООО «Издательства Астрель» 2007.

В основе всех вещей лежит любовь.

Альбер Камю

Литература не единожды ставила ребром вопросы воспитания детей, отношения к ним в семье и в обществе. В поисках ответов люди обращаются к Байрону, Диккенсу, Гончарову и Астафьеву, отдавая, однако, себе отчет в том, что взгляды этих писателей во многом далеки от реальности – как минимум потому, что действительность двадцать первого века отлична от реальности двадцатого и, тем более, восемнадцатого. Задаваясь десятками новых вопросов и ежедневно сталкиваясь с сотнями проблем, мы ищем современника, преодолевавшего или хотя бы пытавшегося преодолеть трудности, схожие с нашими.

В начале прошлого десятилетия свет увидела книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Ходившая до этого по рукам в узких кругах, попав на прилавки книжных магазинов, она стала хитом, покорила читателей, была переведена на несколько языков (в их числе – немецкий и французский) , экранизирована. Своей популярностью повесть обязана содержащейся в ней неоднозначности, пугающей реалистичности и неизгладимому впечатлению, которое она производит на каждого, читавшего её.

Санаев – ребенок. О «Похороните меня за плинтусом» и жизни с бабушкой.

«Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу». Так начинается «Похороните меня за плинтусом». Без предисловий и долгих предварительных описаний автор погружает читателя в обстановку, царящую дома у бабушки главного героя, и приступает к повествованию.

Сюжет повести довольно несложен – больного мальчика Сашу отобрали у матери и воспитывают бабушка с дедушкой. Этот поступок, как и все остальные спорные решения, принимаемые персонажами повествования, остаются на суд читателя, в то время как автор, не давая ничему оценок, рассказывает нам о бытовых подробностях биографии своего героя. Правда, в авторском пересказе все описываемые события становятся гораздо масштабнее, интереснее, каждое из них обращается в отдельный роман – будь то купание, дежурный визит лечащего врача или прогулка по парку Горького.

Сразу обозначим персонажей. У нас есть два психически нездоровых, надломленных человека (бабушка Нина Антоновна и дедушка Сеня), взрослый человек с покалеченной психикой (мама Оля), ребенок, нестабильный психически и физически (Саша). И, как выясняется, только один нормальный человек – Толя.

Толя, несмотря на свои немногочисленные появления в повести, представляет собой самую вменяемую силу, оказывает сопротивление тиранящей всё семейство неукротимой бабушке, поддерживает слабую Олю, оставляет одно из немногих светлых воспоминаний в памяти маленького Савельева.

Толя противопоставлен бабушке – для него любовь (к Оле и её сыну) тоже самый мощный источник деятельности, но он гораздо рассудительнее и спокойнее действует, не производит разрушений, подобных бабушкиным, и становится сильнее её именно за счет умения трезво мыслить.

Нина Антоновна, неустанно повторяя фразы вроде «хоть бы ты сдох лет в десять», все силы бросает на то, чтобы поддерживать в Саше жизнь, продлевая его, в сущности, никчемное и никуда не годное существование. Бабушка обеспечивает его всем необходимым, не давая того человеческого тепла, которое мог бы понять ребенок, не умеющий разглядеть ничего, кроме криков и гнева вздорной старухи.

Существования без этого тепла, без мамы Савельев описывает словами «…жизнь нужна только затем, чтобы делать уроки, ходить к врачам и пригибаться от бабушкиных криков». Визиты мамы называются «праздниками», а установление этого праздника навсегда вместо привычной жизни – счастьем.

Санаев – взрослый. О «Хрониках Раздолбая» и влиянии бабушки.

«Как получилось, что к девятнадцати годам у него нет ни девушек, ни друзей?» – цитата из второй книги Санаева «Хроники Раздолбая». Заявленная как продолжение «Похороните меня за плинтусом», она, тем не менее, повествует о совершенно другом молодом человеке, который напоминает Сашу Савельева только ассоциативно.

Разумеется, вопрос о том, каким вырастет Саша, встает еще в первой книге. В самом повествовании все рассуждения на эту тему сводятся к тому, что мальчик сгниет к шестнадцати годам и будет похоронен согласно «последней воле умирающего» за плинтусом в маминой квартире. Несмотря на это, воссоединение семьи дает надежду на то, что к шестнадцати никто не сгниет, и Саша может с возрастом стать ничем не хуже своих сверстников.

Можно сказать, что, мол, если повесть автобиографична, то и Савельев вырастет в хорошего адекватного взрослого человека. Но сам Санаев говорил – и не единожды – что хотя повесть и основана на реальных событиях, это не делает её документальной и полностью соответствующей действительности. Исходя из мысли о том, что Саша Савельев – художественный вымысел, его сюжетная линия самобытна, и на своего автора он не похож, можно говорить о том, что ничего хорошего из такого мальчика не получится.

Разумеется, есть несколько намеков на связь между частями – например, коллекционная железная дорога, которую Раздолбай продает, упоминается и в первой повести как мамин подарок Саше. Описания биографии Раздолбая ясно дает понять, что он и Саша Савельев – разные люди; девятнадцатилетний подросток живет с мамой и отчимом уже десять с лишним лет, а до этого они с мамой жили вдвоем. Ни о какой бабушке речи нет, хотя, если отбросить все несоответствия и предположить, что она все же была, слабохарактерность, низкая самооценка и несмелость Раздолбая находят исток и объяснение.

В интервью «Каравану историй» Санаев рассказывает о собственной бабушке – прототипе Нины Антновны, говорит о том, что до двадцати с лишним лет не мог выйти из-под ее влияния, уже тогда существовавшего не в настоящем, а в прошлом. Отталкиваясь от подобного факта, логично предположить, что отпечаток, наложенный бабушкой в детстве на сознание мальчика, будет долго отзываться в будущем.

Санаев – смысл. О любви.

Санаев критиковал экранизацию за то, что в ней была упущена главная мысль, которую он вкладывал и в повесть, и в сценарий по ее мотивам.

Книга, равно как и сценарий – всё-таки о любви. О том, что люди любят друг друга, но из-за отпечатка, наложенного прошлым со всеми его неправильностями, любовь, по словам самого автора, обращается в кривое зеркало.

«Буйной любви надо страшиться так же, как ненависти», писал Генри Дэвид Торо. Действительно буйная, неуёмная, неумелая и, говоря словами самого же Санаева, уродливая бабушкина любовь калечит окружающих. Дедушку, которого она тиранит; маму, которой она делает больно; и мальчика, которого она ненамеренно заставила себя ненавидеть. Бабушка всех подавляет. Её энергия и жизненная сила, искривленные страданиями молодости — крушение надежд на «красивую жизнь», смерть сына, война — уходят не в то русло и затапливают всех её близких.

«Бабушка была моей жизнью, мама - редким праздником. У праздника были свои правила, у жизни свои» — так говорит Саша о своем мире. Жизнь в затопленной бабушкой квартире, в атмосфере буйной любви (читай – деспотизма) делает из живого, любознательного мальчика слабого, пугливого паренька. Еще Фонвизин говорил, что молодой человек подобен воску. Из воска четырехлетнего Саши Нина Антоновна лепит то, что ей по душе, не зная, что, изменяясь согласно её предпочтениям и ожиданиям внешне, внутренне мальчик развивается совершенно иначе. И искривленная прожитыми годами любовь, проходя через призму детского восприятия, накладывается на сознание маленького Савельева, определяя его будущее каждым новым прикосновением.

Любовь – это не обязательно о том, как дарят цветы, заваливают дорогими подарками и кормят исключительно конфетами и мороженым. Любовь по Санаеву может быть в том, что ты выбираешь косточки из рыбы, возвращаешься домой, твердо решив уйти, похищаешь собственного сына у собственной матери и выходишь на серьезный разговор с тещей, зная, что никто кроме тебя на это не решится.

Бабушка и дедушка любят Сашу и дочь.

Оля любит Сашу и пытается полюбить мать.

Толя любит жену и сына.

Вопрос о том, кого любит Саша (да и любит ли он вообще), встающий еще в книге, остается открытым.

«Воспитание – великое дело. Им решается участь человека», писал Виссарион Белинский. Участь Савельева решается бесконечными метаниями, «комбинациями » в его адрес и в адрес его матери, любовью, которую он не способен распознать и принять.

Хотите посмотреть на мир глазами хитрого и живого мальчугана, который живёт в строгих правилах своей бабушки? Прочитайте неординарную повесть Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". Не правда ли, заманчивое название? Эта книга была номинирована на Букеровскую премию. Книжный рынок просто взорвался с появлением этой повести. Краткое содержание "Похороните меня за плинтусом" покажет вам, как нелегко бывает с родными людьми. Взрослые не задумываются над своими словами, поступками, которые влияют на душевное состояние и формирование характера ребёнка.

Автобиографическая книга

Повесть "Похороните меня за плинтусом" Санаев написал не просто так. Она передаёт историю его детства. Мать с отцом развелись, Павлу пришлось жить у своей бабушки Лиды. Мама в это время пыталась наладить жизнь с новым мужчиной, которым оказался известный режиссёр и актёр Ролан Быков.

Бабушка имела очень властный характер, всячески препятствовала встречам внука с матерью и отчимом. Тираническое воспитание было невыносимым. Как-то раз мама случайно забежала к сыну, когда он был один дома, и забрала его к себе. Весь этот месяц в семье мамы и отчима Павел был просто счастлив. Но бабушка силой вернула его назад. Мальчику пришлось прожить у неё ещё четыре долгих года. Ролан Быков очень повлиял на становление характера Павла, поэтому свою книгу Санаев посвятил именно ему.

Главные герои

Много театральных постановок и экранизаций имела книга Санаева "Похороните меня за плинтусом". Главные герои повести ассоциируются с реальными людьми. Познакомьтесь с основными персонажами:

  • восьмилетний мальчик Саша Савельев;
  • Ольга - мама Саши;
  • Нина Антоновна - бабушка мальчика;
  • Семён Михайлович - дед Саши;
  • дядя Толя - отчим.

Краткое содержание "Похороните меня за плинтусом"

Повествование ведётся от лица маленького мальчика Саши Савельева. Он проживает со своей бабушкой и дедом-актёром. Бабушка оберегает мальчика от матери, которую считает легкомысленной. Мама Саши живёт с другим мужчиной. Нина Антоновна всячески настраивает внука против мамы и отчима, чтобы полностью подчинить его себе.

Сашу в книге "Похороните меня за плинтусом" Санаев показывает хитрым и жизнерадостным мальчиком, но немного хиленьким. Бабушка проявляет гиперзаботу. Одна из глав повести называется "Купание", где разворачивается целая церемония бабушкиной заботы. Саша боится свою бабушку и постоянно убегает на стройку. Это его самое спокойное место.

Нина Антоновна не церемонилась с выражениями, называя внука обидными словами. Часто приходилось ему слышать, что он идиот или сволочь. Между внуком и бабушкой сложились очень грубые отношения. Мальчик очень боялся бабушкиных проклятий и мечтал вырваться из этого места. Отсюда и такое название повести - "Похороните меня за плинтусом". Краткое содержание книги не может передать всей глубины мира запуганного ребёнка, который запутался в своих чувствах.

Образы бабушки и дедушки

Жизненная драма показана Санаевым с юмором в книге "Похороните меня за плинтусом". Краткое содержание лишь поверхностно затрагивает проблемы повести. В образе бабушки Саши Санаев показал недостаточно развитую личность, которая не может сделать свою жизнь и окружающих счастливой. Психологические и другие проблемы в семье решались посредством внука.

Нина Антоновна и Семён Михайлович женились без любви. Она мечтала быть актрисой, но отец запретил - стала прокурором. Во время войны ей пришлось похоронить своего сына Алёшу, это наложило отпечаток на её характер. Свой нереализованный темперамент женщина выливала на семью и знакомых. В доме царила атмосфера вербального садизма.

У дедушки не было такого темперамента, поэтому этот брак столько лет держался. Семён Михайлович смирился и плыл по течению. Часто его терпение кончалось, и в доме случались скандалы.

Маленький Саша Савельев и его мама

Мама Саши, Ольга, первый раз вышла замуж, чтобы вырваться из невыносимой домашней обстановки, сбежать от контроля. У Оли не было воли противостоять темпераменту матери. Потом она встретила Анатолия, мать осудила её за это и силой забрала внука. Нина Антоновна говорит дочери, что она не имеет права растить ребёнка.

С тех пор весь свой пыл бабушка обрушила на внука. Её любовь к ребенку можно сравнить только с эмоциональным вампиризмом. Саша стал запуган, развитие затормозилось. Мальчик ослабел, его мучают страхи смерти и потери мамы. Саша не любит свою бабушку. Встречи с мамой были для ребёнка настоящим вдохновением. Сколько раз Ольга пыталась вернуть сынишку, столько раз его у неё отбирали (грубо и настырно). Свидания с мамой стали для Саши тропинкой, выводящей его из страха в любовь.