Что случилось с кларой освальд. Невозможная напарница доктора кто

Премьерный показ 4 июля 2001 года - 25 сентября 2002 года Длительность 23 мин. Серий 64 IMDb ID 0367409

Король-шаман (яп. シャーマンキング Ся:ман Кингу , тж. Шаман Кинг ) - манга Хироюки Такэи , выходившая с 1998 года по 2004 год в журнале Weekly Shōnen Jump , а также её аниме -адаптация, созданная студией Xebec в сотрудничестве с TV Tokyo . Кроме того, по мотивам произведения вышло множество видеоигр, коллекционная карточная игра и разнообразные сопутствующие товары.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Мучительный бой с Силвой #1 | Shaman king

    ✪ Game Boy Advance Longplay Shaman King - Master of Spirits

    ✪ ШАМАН КИНГ В ДОТЕ 2

    ✪ Game Boy Advance Longplay Shaman King - Master of Spirits 2

    ✪ Шаман-Король

    Субтитры

Сюжет

Каждые 500 лет Звезда Судьбы, Лаго, проносится по небу, оповещая всех шаманов мира о том, что Великий Турнир Шаманов начался. Но Звезду Судьбы всегда сопровождает Раго - звезда, несущая миру разрушение и хаос. На Турнире и определяется Шаман, достойный объединения с Королём Духов - духом всего сущего, он может как спасти мир, так и уничтожить его. Шаманы способны видеть духов и сражаться вместе с ними как единое целое. Цель Турнира заключается в том, что шаман, который прошёл все испытания и бои, становится Королём Шаманов, объединяется с Королём Духов - величайшим и сильнейшим духом в мире, - и становится настолько могущественным, что может управлять всей жизнью на Земле.

Главный герой Йо из рода Асакура, должен стать королём шаманов и предотвратить грядущее бедствие. Йо быстро заводит себе друзей, которые тоже являются шаманами, а также обычного подростка Морти, который станет ему лучшим другом. Чтобы пройти отборочный этап «Турнира Шаманов», они должны нанести один удар членам совета в бою за право биться за титул Короля Шаманов. Йо и всего его друзья проходят этот тур успешно и получают мобильный оракул. Он будет сообщать шаманам информацию по боям, к примеру, место проведения боя, соперник. Через какое-то время Йо узнает о своем брате близнеце - Зик Асакура (Хао).

Уже третий раз подряд Хао, древний шаман, телепат и предсказатель, мечтает одержать победу на Турнире. Его цель - уничтожить человечество, ибо он считает, что человечество губит планету. Он полагает, что только королевство шаманов, созданное и управляемое им, будет существовать в гармонии и согласии с природой. Он был побеждён уже 2 раза - 1000 (в роде Асакуры) и 500 (племя Патчи) лет назад, ценой неимоверных усилий. Каждый раз перерождаясь, он становится всё более могущественным, с ним всё труднее справиться. В этот раз он возродился в древней шаманской династии Асакура, происходящей от его исконной инкарнации, и только его брат-близнец Йо c духом Амидамару имеют шанс противостоять ему.

Правила турнира

Раунд I

  • Чтобы попасть на Турнир Шаманов, шаман должен получить пропуск и средство связи с Советом - оракул-передатчик. Шаман без оракула-передатчика не допускается в деревню Добби, в которой проводится второй раунд турнира.
  • Чтобы получить оракул-передатчик, шаман должен сразиться с представителем Совета и нанести ему за 10 минут один удар.
  • В случае утери или поломки оракула-передатчика, или если его отняли, шаман может обратиться в Совет и получить новый оракул вместо старого.
  • После получения оракула-передатчика шаман должен участвовать в трёх поединках, из которых два должны окончиться победой, чтобы пройти в основной этап турнира. Ничья приравнивается к победе обоих оппонентов. Шаман, проигравший в первом раунде два поединка, выбывает из отборочного этапа.
  • Проигравшим в поединке считается тот шаман, у которого быстрее закончилось фурёку .
  • Не явившийся на бой шаман считается проигравшим.
  • Шаман может отказаться от поединка, и тогда данный поединок будет считаться для него проигранным.
  • За поединком должен следить хотя бы один представитель совета шаманов.
  • Шаман может использовать любые виды оружия, контроля над духом и любое количество духов-хранителей.
  • В оракуле указывается противник, время и место боя.

Раунд II

  • Шаман, получивший пропуск во второй раунд (выиграв два поединка из трёх в первом раунде), должен любыми способами за 1 месяц найти деревню Добби, в которой проводится второй раунд.
  • Шаман, не отыскавший деревню за один месяц, дисквалифицируется.
  • В деревню Патчей допускаются только шаманы. В деревне могут присутствовать на время проведения Турнира и шаманы, не участвующие в Турнире (проигравшие либо не участвовавшие совсем) в качестве болельщиков или туристов.
  • Допущенные шаманы для участия во втором раунде должны объединиться в группы (команды) по три человека и зарегистрироваться. Шаманы, не собравшие команду из трёх человек, дисквалифицируются.
  • Количество поединков для каждой команды устанавливает Совет.
  • Команда, проигравшая хоть один официальный поединок, дисквалифицируется.
  • Официальным считается поединок, назначенный Советом, либо поединок, за которым наблюдают хотя бы 1 член совета шаманов, или не менее пятнадцати шаманов.
  • Проигравшей считается команда, в которой у всех трёх участников закончилось фурёку .
  • Команда, отказавшаяся от поединка, считается проигравшей.
  • В поединке разрешается использовать любые формы контроля, любое оружие и любое количество хранителей, как и в первом раунде.
  • В поединке должны участвовать все три участника команды, меньше - только с согласия обеих сторон и Совета.
  • Победителю запрещено добивать проигравшего.
  • Проигравшая команда получает в качестве утешительного приза скидки на все услуги и товары в деревне Добби.
  • Любая попытка обмануть Совет закончится дисквалификацией команды.

Место проведения турнира

Место оговаривается отдельно для каждого турнира. Турнир 2000 происходил так:

  • предварительные бои и бои первого раунда турнира шаманов проходили в Токио и его окрестностях
  • поиск деревни Патчей (Добби в американской версии) и бои второго раунда по аниме осуществлялись в Северной Америке
  • бои второго раунда в манге проходили на одном из японских островов недалеко от Токио . По словам одного из Патчей - ранее остров был военной базой. Бои второго раунда открыты для широкого круга зрителей.
  • финальные бои и церемония награждения победителя по манге должны были проходить на затонувшем материке Мю . По правилам, туда могут отправиться только участники турнира шаманов, вышедшие в финал в сопровождении членов племени Патчей.

Термины

Фурёку

Фурёку - это сила, с помощью которой шаман может контролировать духа. Чем выше уровень фурёку, тем больше возможностей у шамана, и тем дольше он может управлять духом. Перед сражением у шамана имеется определённый резерв фуриёку, который расходуется по ходу сражения - чем сильнее атака, тем больше на него уходит фуриёку. Во время сражения фуриёку шамана не восполняется, если не применяется донорство фуриёку. Если шаман резко теряет всё своё фуриёку (от сильного удара или слишком затратной атаки), это может сказаться на его самочувствии, в зависимости от силы шамана - сильные шаманы просто чувствуют сильную усталость, а слабые теряют сознание, либо погибают. Пока шаман не использует духа, его фуриёку восполняется до своего предела. Предел фуриёку называется уровнем, и у каждого шамана свой уровень. Уровень фуриёку зависит от силы духа-стражника и в большей мере от физической и моральной силы самого шамана.

Типы шаманов

  • Медиум или итако (Анна, Кино Асакура) - шаман, способный вызывать души умерших людей и общаться с ними.
  • Некромант (Фауст VIII) - шаман, способный взаимодействовать с миром мёртвых и управлять им, используя свою энергию.
  • Лозоходец или даузер (Лайсерг) - шаман, обладающий способностями к поиску живых и неживых объектов.
  • Даос или доши (Джун Тао и Хао Асакура) - шаман, управляющий духами, живыми или мёртвыми объектами с помощью специальных табличек (офуда)
  • Элементалист (Хао Асакура; Рэн Тао, Йо, Лайсерг, Хоро-Хоро, Чоколав, Рио по манге) - шаман, способный управлять элементом одной или нескольких стихий.
  • Пророк или оммёдзи (Йомэй Асакура, Хао Асакура) - шаман, способный видеть будущее/прошлое.
  • Жрица или химико (Кэйко Асакура) - шаман, способный слышать богов.
  • Заклинатель духов (Братья Дзэн, Фудо и его приспешники) - шаман, способный отправлять духов на небеса.
  • Гипнотизёр (Ньорай в аниме) - шаман, способный подчинить себе других шаманов.
  • Целитель (Железная дева Жанна, Сати, Фауст VIII, Хао Асакура, Джун Тао в манге) - шаман, способный как исцелять, так и оживлять людей определённое количество раз.
  • Прокси-учитель (Пейоте) - шаман, способный подчинить себе как чужих духов, так и их обладателей.
  • Отшельник или сюгэнся (Микихиса Асакура) - шаман, способный вызывать духов, божеств и Будд, а также сражаться с их помощью.
  • Прорицатель или коккури (Тамао) - шаман, способный предвидеть будущее с помощью различных предметов.

Типы духов-хранителей

  • духи людей, ранее живших в реальном времени (Амидамару, Басон, Элайза, Мосукэ, Токагэро)
  • духи природы (Морфин, Короро, Ямата-но-Ороти)
  • духи животных (Мик, Матамун)
  • великие духи (архангелы) (духи команды X-Laws - Габриель, Михаель и др.)
  • духи класса богов (Шамаш, Будда)
  • элементы стихий (дух огня, дух воды, дух воздуха, дух земли, дух грома). В аниме подчинялись Хао. Его дух огня может превращаться соответственно в духа воздуха-> земли-> воды. То есть последовательно в духа одного из четырёх главных элементов природы, которые изображаются пятиконечной звездой (пятый конец звезды символизирует единство с духами). В манге подчинялись пяти Великим воинам: Йо - Дух Земли, -Рэн Дух Грома, Хоро-Хоро - Дух Дождя, Чоколаву - Дух Ветра, а Лайсергу - Дух Огня, который перешёл к нему от Хао, когда тот стал Королём Шаманов. Каждый такой дух состоит из множества других. Например, Ониби , дух Милли - это часть Духа Огня.
  • духи и существа из восточной мифологии (сикигами , тануки , кицунэ , цзян-ши (соответствует европейскому «зомби») и др.
  • король духов - «Мировая душа» - (тысячи душ сразу) в конце проведения турнира шаманов объединяется с королём шаманов.

Навыки и приёмы

  • Броневой бесплотный дух
  • Гигантский дух
  • Двойной контроль
  • Двойная трансформация - образуется от соединения двух предметов с помощью духа и фурёку. Техника отнимает много силы, так что часто ей пользуется только Йо Асакура и Рэн Тао.
  • Единение (Слияние душ)- первый уровень сражений шаманов, слабее него только сражение без духа. При использовании этой техники шаман оказывается одержимым духом, которого вселил в себя.
    • Первая степень единения - когда единение происходит первый раз (или дух контролирует обычного человека).
    • Вторая степень - когда шаман и дух образуют довольно сильный союз душ, но всё ещё недостаточный для того, чтобы шаман мог с точностью копировать все движения духа.
    • Третья степень единения - стопроцентное единение, когда шаман и дух обладают в определённый момент одинаковыми мыслями и чувствами. Тогда сам шаман может с точностью копировать все движения духа; многие шаманы и их духи открывают дистанционные атаки при стопроцентном единении (Йо Асакура и Амидамару могут проводить атаку «Вакуумный удар Будды» («Небесный удар» в английской локализации манги и аниме), рассекающую воздух).
  • Заклинание духа
  • Заклинания
  • Медитация
  • Невербальный контроль
  • Некромантия
  • Нирвана
  • Обзор с помощью фурёку
  • Прокси-управление
  • Регенерация духа
  • Реинкарнация
  • Смешение с духом - высшая степень единения, по сути, относящаяся к контролю над духом, когда с помощью фурёку шаман пропускает духа от одного предмета к другому через себя. Такую технику использует Чоколав (Джоко).
  • Сфера
  • Тотемный столб
  • Телепатия
  • Трансформация духа (хамелеон)
  • Контроль над духом - техника высшего уровня сражений шаманов; в этом случае шаман пропускает духа через предмет при помощи фурёку. Одна из сильнейших техник.

Прочее

  • Медиум - предмет или вещество, через которое проводят духов. Человек тоже может являться медиумом.
  • Оракул-передатчик - специальное устройство, которое оповещает шаманов, которые участвуют во втором раунде турнира о грядущих боях. Так же электронный справочник по турниру. Можно узнать количество фурёку любого из его участников. Также в нём указывается место боя, противник и время боя.

Отличия американской и японской версий аниме

Существует две версии аниме Шаман Кинг - японская и американская. В американской версии аниме почти у всех персонажей опущена фамилия. Кроме того в американской версии по соображениям цензуры изменены некоторые элементы оформления персонажей (в частности, боевые пистолеты заменены детскими игрушками); также изменены имена и реплики героев, кровавые сцены затушёваны и т. д.

Другие связанные произведения

  • Butsu Zone - Манга повествует о мальчике Будде, который снизошёл на землю для того, чтобы «активизировать» и направить на путь истинный Будду Мироку, которой в итоге оказываться маленькая сиротка Сатти, сильно смахивающая на Анну из Шаман Кинга. Впрочем, в 12 главе появляется уже «настоящая» Анна, которая считается Анной I, о которой говорит Анна III в манге «Flowers». Сама Сатти является Сати Сайган из Шаман Кинга.
  • Itako no Anna - небольшая манга, посвящённая Анне, которая и стала музой для создания манги «Shaman King». Первое самостоятельное произведение Такея.
  • Mappa Douji - манга, в которой описывается отрывок из детства Хао в первой его инкарнации.
  • Relax - небольшая глава, посвящённая членам команды Хао. В ней показано, по каким причинам те или иные шаманы присоединялись к Хао
  • Kokkuri Angel Cupid Tamao - небольшая манга про Тамао, её духов и Рю
  • Funbari no Uta - самое спорное произведение Такэи. Небольшая отдельная история, повествующая о событиях, происходящих через 7 лет после окончания турнира шаманов. Состоит из пяти глав. Повествование ведётся от лица мальчика по имени Хана Асакура, сына Анны Киомы и Йо Асакуры. В этой главе также показаны шаманы через 7 лет после окончания турнира.
  • Shaman King - Flowers - продолжение «Shaman King» и «Shaman King Kang Zeng Bang». Повествует о событиях, происходящих через 10 лет после окончания «Shaman King Kang Zeng Bang» и сосредотачивается на жизни Ханы Асакуры в его подростковых годах. В этой манге появляются потомки Хао - Йохане и Люка Асакура, также присутствуют герои оригинальной серии: Амидамару, Тамао, Рю, Токагеро и другие.
  • Shaman King Remix Tracks - дополнительные материалы, каждая глава которых содержит от 3 до 9 страниц.
  • Miki’s Life - история в двух частях, охватывающая события примерно за 12 лет до начала основной истории. В этой манге рассказывается о встрече родителей Йо и о дальнейшей судьбе Микихисы.
  • Shaman King Zero - рассказы о главных героях манги до начала основной серии. Серия состоит из пяти рассказов: первый о жизни Йо в Изумо; второй о подготовке Рэна к битве шаманов; третий о Хоро-Хоро и Короро, когда та ещё была живой; четвёртый о Лайсерге и его друге Уоте Хадсоне; пятый о Хао и его последователях, а также о Чоколаве.
  • Kang Zeng Bang Poem - серия небольших стихотворений.

Музыка

Открывающие темы (японская версия)

# Оригинальное название Романдзи Исполнитель Эпизоды
1 Over Soul (n/a) Мэгуми Хаясибара 1-34
2 Northern Lights (n/a) Мэгуми Хаясибара 35-64

Закрывающие темы (японская версия)

# Оригинальное название Романдзи Исполнитель Эпизоды
1 Trust You (n/a) Мэгуми Хаясибара 1-34
2 面影 Omokage, «Reminiscent» Мэгуми Хаясибара 35-63
3 魂かさねて Tamashii Kasanete, «Souls Overlap» Юко Сато 64

В других странах

Страна Манга «Shaman king» Аниме «Shaman king»
Jetix
Panini Cartoon Network
Jetix
Jetix
Banzai! RTL 2 , Jetix
TVBQ (Гонконг)
Jetix
Jetix
GlobalTV
Glénat (Испания) Cartoon Network , Cuatro (Испания), Jetix
Planet Manga Italia 1 ,Jetix
YTV
Tooniverse
Jetix , Cartoon Network
Jetix , Cartoon Network
TV3 , Astro Ria
Jetix
Kana Noruega Jetix
Japonica Polonica Fantastica (JPF) Jetix
Comix-Art Jetix ,СТС ,ТВ3
Jetix
E City
Jetix
Jetix
VIZ Communications Cartoon Network
Jetix
Cartoon Network
Jetix , Cartoon Network
Kana GameOne, Cartoon Network France, Mangas TV, France 3 , Fox Kids
Jetix
Shonen Jump Sueca ABS-CBN , HERO, Jetix и Estúdio23
Tooniverse
Jetix , QTV
Jetix , Cartoon Network

Впервые я посмотрел это аниме, когда мне было около 10-ти лет. Как сейчас помню, что ждал очередной эпизод с нетерпением, переживал за персонажей, смеялся над шутками. Я очень-очень любил главного злодея, но так же и главный герой мне импонировал. В общем, будь мне и сейчас 10 лет, я бы не глядя поставил этому аниме 10/10, несмотря на порезанную американской студией версию.
Однако мне не 10. За эти долгие годы я перестал лениться читать мангу: осилил оригинал и решил вернуться к японской версии аниме.
И даже без сравнения с версией, что крутили у нас по ТВ, разница уже невообразимая. Из достаточно жестокой, пусть и добродушной, по большей части, истории, экранизаторы сделали детский сад. Глубокие персонажи стали плоскими, как бумага; интересные сюжетные ветки оказались обрублены. Сюжет в целом тоже оказался обрублен и исковеркан, как и весь посыл произведения. Я знаю, что на момент экранизации манга не вышла полностью, но жалкие попытки сценаристов сделать из того, что было, логическую концовку, оказались тщетными и, как я уже сказал, жалкими . Зачем вообще пытаться экранизировать мангу, если вы даже не имеете достаточно материала для работы? Вы могли бы завершить аркой ранее и оставить проект на момент завершения. Могли бы хотя бы посоветоваться с Хироюки. Но нет. Зачем? Можно ведь спустить все полимеры в унитаз.
Самым моим большим разочарованием по сей день остаётся то, как они поступили с Хао. Я не стану вдаваться в подробности, но, в общем и целом, его характер и история – это то, над чем экранизаторы поиздевались в большей степени. Читая мангу, несложно заметить, что Такеи любил этого персонажа. Он прописан с такой заботой и осторожностью. Он антагонист, но, в первую очередь, он личность. С сомнительными идеалами, но понятной мотивацией. И предысторией, которая, может, и не заставляет сопереживать ему, но хотя бы даёт понимание причин его поступков.
А что мы имеем в экранизации? Плоского "плохого парня", который злой просто потому что шоу нужен босс, которого главные герои в конце завалят. У него нет ни человечности, ни характера, только милое личико (что тоже сомнительно, учитывая стиль аниме) и большой злой дух.
Конец, который он встретил – ещё один плевок в лицо Такеи, который задумывал для Хао

стать королём шаманов.

Неудивительно, что мангака так сильно расстроился по поводу экранизации.

Можно сказать, что это была вольная интерпретация манги, и не на что здесь обижаться. Однако и в вольной интерпретации должно быть что-то хорошее. А в аниме нет ничего, что было бы лучше, чем в манге. То, что было хорошо в манге, в аниме сделано ужасно. А что было плохо, стало ещё хуже. Персонажи плоские, сюжет нерезонно затянут, много хорошего вырезано, много ненужного добавлено. Концовка отвратительна и без сравнения с мангой: она наивна и нелогична, абсолютно вне характера главного героя.
Музыка в японской версии аниме достаточно приятная.

Изначально я ставил этому аниме 2/10, но за музыку накину ещё один балл, пожалуй.
В общем и целом, это аниме я не рекомендую смотреть никому.
Верикт: 3/10

Shaman King - аниме, которое вполне способно воспитать новое поколение отаку, как в свое время это случилось с Sailor Moon. Конечно, изрядно поспособствовал этому двукратный показ по ТВ, наряду со всякими диснеевскими мультиками. Судя по его популярности, можно сказать, что новая волна молодых отаку придет от Naruto, Bleach и Shaman King.
Что же из себя представляет этот Shaman King? Как и стоит ожидать от столь популярной вещи - это вам не тяжелый триллер, и не психологическая драма. Это рассказ об увлекательных приключениях, приправленный красивыми боями и изрядной долей юмора. Сенен одним словом. И, тем не менее, за столь несерьезной атмосферой скрываются намеки на весьма интересные проблемы, как то: проблемы экологии, идею "сильный прав", на фанатизм, нацизм и многое другое, причем чаще всего один герой олицетворяет одну проблему (кроме Хао, конечно же).
А вот по поводу сюжета можно долго спорить, ведь он увлекателен, захватывающ, но многие могут обвинить шамана в том, что, дескать, он детский. Да, не спорю, это же сенен (напомню для 12-17-летних), значит, сюжет должен быть в первую очередь развлекательным и должен удерживать у экрана силой. Но нельзя сказать, что шаман - детское аниме, это для подростков, а значит, откровенной тупости (вспомним «улицу сезам») там быть не должно и не будет.
Далее, рисовка не блещет красотой, скорее наоборот, она средняя, даже ближе к плохой. Но вот бои прорисованы отлично, видать, на это ставку и делали. Лица персонажей угловатые и немного пугающие, зато духи очень даже неплохо сделаны. Особенно это заметно ближе к концу, когда духи - уже не маленькие шарики.
Но главное достоинство шаманов - это незабываемые персонажи. Может быть, вам понравится-то из них всего парочка, но в том, что остальные хотя бы запомнятся можно не сомневаться. Представлены как вполне обычные школьники, так и члены уличных банд, деревенские жители, религиозные фанатики, верные потомки своих кланов, и даже не совсем вменяемые личности. Также имена и судьбы многих персонажей являются ссылками на каких-либо реально существовавших людей. К примеру, есть намеки на Шерлока Холмса, Влада Цепеша, и Жанну Д"Арк. В общем, серых, обычных людей почти нет, каждый персонаж чем-то выделяется и запоминается. В этом шаман обходит даже наруто. В наруто запоминающихся героев была-то всего парочка, а вот здесь..
Вообще, шаманы многим схожи с Наруто: тоже сенен, тоже много боев (в которых также много разговоров), огромная туча героев, но есть все же одно очень важное отличие - в шаманах цель есть у каждого бойца, а большинство шиноби из наруто просто защищают себя и родных. И этим он несколько более интересен, так зарождается намного больший накал страстей, ведь в Наруто каждый болел за своего любимого персонажа, а здесь даже сложно определиться, за кого болеть. Вот к примеру: Хао - один из самых харизматичных персонажей (если не самый), но вот болеть за него - значит желать смерти другим, не менее привлекательным героям. В этом-то и сложность выбора симпатий.
Хочу сказать немного о некоторых отличиях от манги. Их настолько много, что можно считать аниме альтернативным вариантом истории. По слухам, Хироюки Такеи остался недоволен экранизацией, потому что там все переврали. В действительности, в аниме многие события манги просто забыты, бои не настолько кровавые (точнее, совсем не кровавые), сюжет изменен. Можно заметить, что при экранизации возрастная планка шамана была сильно занижена.
Так же, уверен, что большинство смотрело шамана в русском дубляже по ТВ, а значит, возможно, не знает, что имена многих героев там тоже изменены. Вот пара примеров: Хао Асакура там переименован в Зика Асакуру, Железная Дева Жанна в Джин, Хоро-Хоро в Трея, а Морфин в Хлою.
Шаман скорее всего понравится любителям приключений, комедий, сененов, таких как Наруто или Shijou Saikyou no Deshi Kenichi. Здесь отсутствуют слезы и заговоры, как это было в алхимиках, поэтому с опаской, но все же можно порекомендовать шаманов еще и фанатам алхимиков.
В итоге мы имеем весьма популярный сериал с захватывающим сюжетом, хорошим юмором, яркими персонажами, который не неограничен возрастной категорией. Весьма неплохо. Запомнится вам шаман надолго (я вот до сих пор над некоторыми шутками смеюсь). Такой вещи можно смело ставить 8*.

*В моем понимании 8 - это отлично, но девятку я ставлю только ОЧЕНЬ хорошим вещам, а десятку только настоящим шедеврам(коих среди аниме я видел только два). К тому же считаю, что выставляя оценку, надо стараться быть объективным.

Акатен! Клара сама не понимала, почему она захотела отправиться именно сюда. Возможно, потому, что здесь так нравилось Доктору. Она наблюдала как он, со своей детской непосредственностью, восхищался обычными вещами, как его лицо освещала открытая мальчишеская улыбка, когда он притаскивал откуда-то очередную непонятную вещицу и увлечённо объяснял Кларе какая это редкая штука, и как им повезло достать ее. Клара, сама не понимая почему, с восхищением смотрела на него, не слыша ни слова из того что он говорил. Она смотрела в его большие восхитительные зелёныё глаза, обрамлённые золотой каймой, на его открытое красивое лицо, стараясь запомнить каждую его черточку, слушала его быструю речь, которая превращалась в музыку для её ушей, и разливалась теплом по телу, будоража её кровь и замутняя сознание. Он был так близко, смотрел ей в глаза и что-то говорил… Клара вдруг ощутила острое желание прикоснуться к нему, достаточно было просто протянуть руку, и она может почувствовать мягкость его волос, ей так хотелось погладить эти непослушные пряди, провести рукой по его щеке, спускаясь все ниже к его мужественному подбородку, коснуться пальцами его губ, таких манящих, таких чувственных, ощутить их тепло на своей ладони… Она почему-то была уверенна, что несмотря на всю их мягкость и чувственность, они окажутся довольно мужскими и властными. Не удержавшись, Клара протянула было руку, чтобы прикоснуться к нему, как вдруг Доктор схватил её за плечи и ощутимо тряхнул…

Клара! Клара! Ау! Очнись! Ты в порядке? Я зову тебя уже пару минут, а ты смотришь на меня как удав на кролика! Из-за тебя мы опоздаем на Фестиваль! Пошли! - Доктор схватил её за руку, и потащил сквозь пёструю толпу.

Фестиваль?! - Клара остановилась как вкопанная, - Но Доктор, я думала что в прошлый раз с Древним Богом было покончено!

О! А разве я не сказал тебе?! - с наивной улыбкой спросил Доктор, - На месте Акатена теперь образовалось новое Солнце. Раз в сто лет оно выбрасывает свою энергию. Жители Тианамата считают это зарождением новой жизни. Они просто так устроены - им необходимо верить в то что там над ними есть кто-то могущественный, великий, дарующий жизни. Одним словом, им просто необходимо какое-либо божество. Они продолжают петь ему песни, восхваляя его. Только теперь это песни о жизни, о любви, о рождении и о свете. Это называется Фестиваль Света и Жизни. Пойдем! Я знаю отличное место, откуда все будет замечательно видно и слышно. - Он протянул ей руку, и Клара, не задумываясь, вложила в нее свою маленькую ладошку, которую Доктор уже в следующую секунду сжал так крепко, как будто не намеревался отпускать её ни за что на свете.

ТАРДИС приземлилась на одном из астероидов Акатена.

Скорее Клара! Сейчас начнётся! - Доктор выбежал из ТАРДИС и остановился. - О! Это потрясающе! - воскликнул он, простирая руки к небу. - Пойдем! Нам сюда! - и, схватив Клару за руку, он бегом бросился к видневшейся впереди каменной лестнице, которая вела на открытую площадку, видимо служившую ранее чем-то вроде большого пьедестала.

Он бежал так быстро, что Клара едва ли не волочилась за ним. Ему не терпелось показать ей как это замечательно. Он вообще хотел показать ей все, что считал важным, нужным, потрясающим для себя. Он хотел чтобы она поняла его, почувствовала то же самое что чувствует он. И он знал что она поймёт, она почувствует. Вот только одно чувство не давало ему покоя. Чувство, которое он испытывал к Кларе. Он не знал как объяснить ей, как назвать это чувство, как рассказать так, чтобы она поняла. Он - Повелитель Времени. Человек - испытавший все: боль, ложь, предательство, обиду, горечь, разочарование, расставание.., он не знал, он сам не понимал, что это. Когда она была рядом, ему хотелось петь от счастья, когда она уходила - он считал секунды до их встречи. Хм… Повелитель Времени считает секунды - парадокс! Её улыбка была ярче любого Солнца, которое он когда-либо видел, а когда она смотрела на него своими большими карими глазами, казалось заглядывая ему прямо в душу, его оба сердца ухали как церковный набат. Ему хотелось быть с ней, видеть её, держать её за руку, и не отпускать. Вместе с тем он понимал, что этого для него уже мало, ему хотелось большего. Он хотел защищать её от всего, что может навредить ей, ведь, несмотря на всю свою решимость и внутреннюю силу, она так и оставалась для него хрупкой, юной девушкой. Он хотел назвать её своей: «Клара! МОЯ Клара!» - мысленно произнес он.....

Доктор! Смотри! Начинается!

Они стояли на открытой площадке, и перед ними расстилался Акатен, его Кольца, выстроившиеся в ряд, астероид, с расположившемся на нем городом - Тианамат, и маленькая фигурка новой Королевы Времён, готовой спеть хвалебную песнь их Новому Богу.

Доктор подошел сзади к Кларе и положил руки её на плечи.

Смотри Клара! Вот она - Великая Сила Веры!

Что это Доктор?! Оно движется! - восхищенно воскликнула Клара.

Да Клара. Оно просыпается.

Солнце, между тем, как будто заискрилось изнутри, на поверхности стали появляться маленькие язычки пламени, и Клара почувствовала на своём лице дуновение теплого ветра. Ей стало страшно от вида этой мощи, постепенно приходящей в еще более бурное движение. Она почувствовала, как руки Доктора сильнее сжали её плечи, ощутила его горячее дыхание у себя над ухом, которое обожгло её сильнее солнечного ветра, услышала его тихий и нежный голос:

Не бойся, Клара…

Она резко развернулась, и посмотрела прямо в глаза Доктору. В них отражалось Солнце, полностью охваченное светом изнутри. Голос Королевы Времен звучал все сильнее, языки пламени в глазах Доктора плясали в полную силу, сворачиваясь в оранжевые полупрозрачные кольца, готовые, казалось, выплеснуться и подарить этой Вселенной новую жизнь. Солнце пульсировало изнутри.

«Новая жизнь! Вот оно!» - наконец-то Клара поняла, почему именно Акатен.

Доктор! - воскликнула Клара - Смотри! - она достала тот самый лист, который Доктор подарил ей там - среди дорог его жизней. - Помнишь, ты подарил мне его, вернул мне его. Древний Бог забрал у меня все, что мне было дорого, все, что было и могло быть…, теперь он совершенно чист, и он готов к новой жизни. Клара протянула лист к Солнцу, и в то же мгновение, языки света и пламени рванулись к нему, но не разрушая, а наполняя его новым светом, и новой жизнью…

И я готова Доктор! Готова к Новой жизни, где есть только я и ты, Доктор! Мой доктор! Человек, которого я люблю больше всего на свете…!

Доктор смотрел на Клару своими большими грустными глазами, и не мог поверить во все происходящее. Клара! Его Клара! Его Невозможная девчонка! Сейчас она стояла перед ним и улыбалась, а по её щекам текли слёзы счастья.

Одному Богу известно, что творилось сейчас у него в душе, пламя любви плясало в нем, несравнимое ни с каким Солнцем. Он провёл рукой по её щеке смахивая слезу, взял её лицо в ладони и глядя в её огромные, искрящиеся внутренним светом глаза сказал:

Клара Освин Освальд! Моя Невозможная девчонка! Я люблю тебя!

Клара протянула к нему руку, провела пальцем по его губам, привстала на цыпочки, собираясь поцеловать его, но Доктор приложил палец к губам Клары и сказал широко улыбаясь:

Ну уж нет Клара Освальд! Один раз ты уже поцеловала меня, теперь моя очередь! - он осторожно, словно боясь спугнуть, накрыл её губы своими.

Песнь Королевы Времён закончилась. Наступила тишина. И тут Солнце взорвалось, рассыпавшись миллиардами искр, и окружив белым сиянием все вокруг, но лишь на мгновение. Потом все исчезло, оставив после себя, как эхо, многочисленные северные сияния.

И лишь двое не замечали всего этого великолепия. Они были настолько поглощены друг другом, что им было всё равно. Губы Доктора, как и ожидала Клара были властными и сильными. Его поцелуй закружил Клару в вихре удовольствия и эмоций, и чтобы не упасть, она еще теснее прижалась к Доктору, обняла его за шею, и запустила руки в его волосы. Доктор обнял Клару еще крепче, словно воздвигая вокруг них барьер, ограждающий от всех и вся, он целовал её, наслаждаясь ощущением миллиардов молний, пробегавших по телу, и вдыхая её запах раннего весеннего чуть морозного утра… Он оторвался от неё всего лишь на мгновение, чтобы прошептать ей:

Клара..... МОЯ Клара…

«Не знаю, кто работает над развитием персонажа Клары, но это просто тихий ужас… Ни внутреннего конфликта, ни переживаний… А только суфле и „импоссибл герл“ по десять раз за серию. Как же это надоело:(»
- из «ДК Confessions».

Надоело, на самом деле. Поэтому будем разбираться, кто же такая Клара, где ее внутренний конфликт, где переживания, и сколько в них суфле и «импоссибл герл».

Чтобы лучше понять персонажа, его переживания и мотивы его поступков, прежде всего нужно понять его историю.

Но вот где именно начинается ее история? История Роуз Тайлер, допустим, начинается в первой же серии: она просыпается в очередном дне своей девятнадцатилетней жизни, где ничего не случается, а мы с любопытством следим за тем, как она встречает Доктора, узнает Доктора лучше, влюбляется, в конце концов, в Доктора. Зритель знакомится с Доктором вместе с Роуз, следуя за ней.

История Марты тоже начинается в очередном обыкновенном дне ее жизни. И зритель снова смотрит на Доктора глазами Марты.

Даже история Донны начинается в обыкновенном дне ее жизни: мы смотрим на нее глазами Доктора только в одной серии, а затем начинается привычная схема: обыкновенный день, в котором случается что-то необыкновенное. Чудо, которое переворачивает жизнь Донны, изменяет ее, позволяет раскрыть ее собственный потенциал.

Но где именно начинается история Клары?

Где-то в убежище далеков, в созданной фальшивой реальности Освин Освальд, где есть суфле, диктофон, день рождения мамы и «Кармен»? Или в викторианском Лондоне, где гувернантка Клара Освин Освальд живет двойной жизнью и сочиняет для детей сказки о самой себе? Может быть, в Лондоне современном, где Клара Освальд остается присматривать за детьми Мейтленд после смерти их матери? Но ведь в двух последних случаях необыкновенное случается не в жизни Клары. Не она просыпается однажды, чтобы встретиться с загадочным инопланетянином - напротив, уже неплохо знакомый зрителю инопланетянин стремится разгадать загадку дважды умершей девушки.

На Клару мы начинаем смотреть глазами Доктора - и продолжаем, вплоть до «Имени Доктора». И это, пожалуй, многих путает.

Это - и то, что 7 сезон служит базой для представления персонажа. Все, что случится с Кларой в 8 и 9 сезоне, нельзя воспринимать без контекста 7 сезона.

Весь сезон - начало истории Клары. Маленькой девочки, предпочитающей в детстве общество странного взрослого человека на качелях, а не игры с друзьями. Девушки, закончившей университет, но так и не нашедшей места в жизни. Увлеченной чтением и мечтами больше, чем общением с друзьями.

Девушки, прямо скажем, странной. Много у вас знакомых младше тридцати лет, которые понятия не имеют, как подключиться к интернету по вай-фай? Которым отец напоминает о Рождестве и отправляет рецепт индейки по почте?

Клара - одинокая мечтательница, не интересующаяся ни интернетом, ни бойзбэндами, ни прочими «штуками для молодежи». Она скучает по погибшей матери и следит за чужими детьми - и еще она мечтает стать кем-то другим. Стать лучше. Она создает собственный героический образ в фантазиях - и не прекращает создавать его и потом, уже путешествуя с Доктором.

Возможно, именно это стремление быть лучше, быть идеальной и делает из нее контрол-фрика. Именно таким образом, держа под контролем все, что только можно, она справляется с окружающей ее реальностью. Именно так она создает себя - уникальную, неповторимую, непохожую ни на кого другого. Она пишет собственную историю, сочиняет сказку о себе.

Именно так она справляется с любыми испытаниями и трагедиями в жизни. Ее собственная жизнь замирает после смерти матери: она боится что-то менять и хранит книгу о местах, которые нужно посетить, нетронутой. Смерть всегда случается неожиданно. Иногда - нелепо. Смерть невозможно контролировать, и мир Клары всегда ломается, когда она сталкивается со смертью.

Ей нужно за что-то цепляться, за константы в ее жизни, которыми она может управлять - и вот Освин-далек печет суфле и записывает на диктофон поздравление маме с днем рождения. Она создала себе целую реальность, в которой не случилось и не могло случиться того, с чем она не может справиться.

Восхищенная невозможной синей будкой среди облаков, викторианская Клара… уходит. Ей нужно понять, что это. Синяя будка не вписывается в подконтрольную ей реальность. Однако как только она обретает над реальностью контроль, то тут же заметно расслабляется.

И при всем этом Клара невероятно добра. Оказавшись в одиночестве на Акатене - первой же планете, которую посетила - Клара первым делом решает помочь напуганной девочке. Клара потеряна - как потерялась когда-то в детстве - но самым важным для нее становится испуганный ребенок, которого необходимо успокоить.

Она бесстрашно выступает против древнего бога, имея только высушенный листок. Она не умеет ничего, кроме как сочинять истории - и она использует это как оружие. Она инстинктивно обращает собственную слабость в силу.

Клара из 7 сезона выглядит идеальной. Более того, она последовательно редактирует собственный идеальный образ, планомерно вписывая в свою жизнь Доктора. Перед ней возникают новые задачи, а ее мир, в котором она более-менее научилась нормально существовать, внезапно расширяется до всего пространства и времени. От «Колоколов Святого Иоанна» до «Имени Доктора» Кларе предстоит пройти очень длинный путь - от ничего не понимающей девушки, столкнувшейся с необъяснимым, до спутника Доктора, способного сознательно пожертвовать собой ради спасения Вселенной. На самом деле, входя в ТАРДИС, Клара не только ищет приключений и путешествий, на которые не была способна самостоятельно. Клара демонстрирует крайнюю степень доверия Доктору - она не понимает сама, откуда это доверие берется, ведь именно здесь она не может контролировать ничего и никого, так что вместо того она пытается как-то контролировать хотя бы частоту путешествий.

Я повторюсь: «контролфричество» для Клары - способ справляться с действительностью, в которую она не вписывается с раннего детства. А еще Кларе необходимо быть совершенной. Во всем, что она делает. Клара перфекционистка. И при этом она удивительно практична: каждый ее образ в каждой серии демонстрирует отличный вкус, оригинальность, но при этом ее одежда прежде всего удобна.

Но Клара не может сразу же стать совершенным спутником Доктора - поначалу она не понимает вовсе, в чем заключается ее роль. Поэтому Клара пытается быть совершенным Доктором, используя имеющийся перед глазами образец. Для этого ей требуется одобрение Доктора (или второстепенных персонажей). Она регулярно спрашивает его об этом: какова я была? Хороша ли я была? У нее нет еще собственных критериев того, что значит быть Доктором, но она пытается их выстроить.

Многие зрители убеждены, что у Клары 7 сезона нет изъянов. Это не так.

Во-первых, необходимо помнить о том, что Клару мы видим глазами Доктора, и для него она, действительно, идеальна. Возможно, такими он видит спутников в принципе. Возможно, такова для него именно Клара. Но как бы то ни было, он сам видит в Кларе идеального спутника и регулярно сам же об этом говорит.

Во-вторых, у нее имеются и отрицательные грани характера, разумеется. Они тщательно маскируются в стремлении достичь идеала, а становятся видимы именно в те моменты, когда Клара остается одна. Когда зритель смотрит на нее без «фильтра восприятия» Доктора. Например, в серии «Прячься» Клара готова на все, чтобы вернуть Доктора из карманной вселенной. Сорвавшись на обессиленную женщину-медиума, она осознает неправомерность своего требования и убегает. Лишь затем, чтобы уговорить ТАРДИС лететь - с риском для них обеих.

Она прекрасно осознает возможную опасность. Более того, ей невероятно страшно, и она делает все возможное для того, чтобы этот страх скрыть. В «Прячься» очень хорошо заметно, насколько на самом деле Кларе страшно и некомфортно в непривычной еще для нее роли спутника - настолько, что когда этот страх достигает кульминации: Доктора нет, и возможно, он не сможет вернуться, она готова на что угодно - абсолютно на что угодно, лишь бы вернуть его.

В «Путешествии к центру ТАРДИС» ей тоже страшно. Вспомните, как серия начинается: Клара учится управлять ТАРДИС, она в своей зоне комфорта. Контроль ей делегирован, хоть и не полностью, о чем она не забывает упомянуть. Доктор рядом, и ей есть на кого ориентироваться. А затем она оказывается одна в коридорах инопланетного корабля, среди разбросанных по нему же частей жизни Доктора; она ничего не понимает и идет наугад. Хуже этого для нее может оказаться только осознание того, что вовсе не корабль - самое страшное. Что самое страшное - это Доктор, который внезапно перестает быть для нее якорем в той части ее жизни, которая начинается за дверями ТАРДИС, и она даже признается ему в этом страхе. Демонстрирует собственную неидеальность и уязвимость.

А вот в конце серии Клара возвращается в зону комфорта - она берет страх под контроль, она готова идти дальше.

И она идет. В «Багровом ужасе» Клара готова рисковать ради раскрытия загадки - вспомним ту Клару, которая отправилась на поиски призрака лишь оттого, что не могла показать Доктору собственного страха.

В «Кошмаре в серебре» Клара учится командовать. Она снова одна, и она не может рассчитывать на помощь Доктора; от нее зависят не только жизни детей, но и жизни солдат, отданных ей в подчинение одним словом Доктора. И она отлично справляется со своей задачей.

К «Имени Доктора» Клара приходит уже человеком, прекрасно осознающим, что, как и для чего она делает. Она уже не потерянная девочка - она полноценный спутник. Она отдает свою жизнь - не просто за Доктора, но и за Вселенную.

И в той же самой серии она сталкивается совсем с другой проблемой, к которой пока что не готова: она вдруг видит Доктора сломанным. Тот самый Доктор, которому она училась доверять и которого перестала бояться; в которого она начала верить - вот он сидит у нее на диване и плачет, а она ничего не понимает.

Где-то здесь начинается совсем другая история Доктора и Клары - та, в которой уже не она вплетает его в собственную жизнь, а его мир включает в себя Клару. «Прилетай в среду» больше не актуально - теперь он может оставить ей записку с местом встречи, а она позвонить в ТАРДИС.

Узнав о том, что он сделал с Галлифреем, она находит для него правильные слова в «Дне Доктора». Она возвращает ему веру в себя, веру в то обещание, которое он дал себе когда-то. Он давно разгадал ее загадку, но сложившиеся между ними отношения идут на пользу обоим. Они открыты друг другу и расслаблены. Они полностью доверяют друг другу.

И вот на этой крайней степени доверия - на которую, возможно, только и способны эти двое, случается Трензалор и регенерация.

И это критично важно для понимания всего, что будет происходить с Кларой в 8 и 9 сезонах. Потому что тщательно выстроенный Кларой мир, в котором ей снова стало комфортно, рухнул.

Ей еще придется пройти заново весь путь выстраивания доверия Доктору. «Ты нужна ему», - говорит он Кларе по телефону. Тот он, которого она знала, которого научилась не бояться. И она не может не послушаться его. Клара снова закрывается в раковине собственной обязательной идеальности: она не может не разглядеть Доктора. Она не может не продолжить путешествовать с ним. И Доктор, и - ранее - Вастра попадают точно в цель.

Так что Клара ломает себя и остается - а трещины заклеивает ложью. Она врет Доктору, врет Дэнни Пинку, врет, в конце концов, самой себе. Она уговаривает себя, что сможет справиться с двойной жизнью - и не справляется. Ей кажется, что она успешно сидит на двух стульях - обычная жизнь и ТАРДИС. Но это иллюзия, и зритель почти в каждой серии видит, насколько тщетны попытки Клары преуспевать одновременно в приключениях, работе и личной жизни. Ей кажется, что она приняла нового Доктора, и он по-прежнему тот ее близкий друг, которому она доверяет.

Но и это тоже ее добровольное заблуждение, самообман, помогающий держать ситуацию под контролем. Путешествуя с новым Доктором, Клара практически в каждой серии замечает, что он не похож на того, к кому она когда-то с трудом выстроила доверие. Поэтому она часто говорит: «Внутри он не такой», «Я доверяю ему» и так далее. Она пытается убедить себя в этом, заставить себя поверить. Но когда однажды другой персонаж отвечает: «Похоже, ты и правда давно с ним. У тебя хорошо получается придумывать оправдания», для Клары это по-настоящему неприятная правда. Ведь лжет она не только своему окружению, но также самой себе, стараясь соединить образ прежнего Доктора и нынешнюю реальность. Что, конечно, не может долго продолжаться. В уязвимой ситуации она перебирает все возможные варианты, и решает, что до тех пор, пока контроль над ситуацией у нее в руках, она в безопасности.

Дополнительной сложностью для Клары становится то, что новый Доктор, заинтересовавшись ее способностью к сверхконтролю, начинает активно ее тестировать: уже с первой серии, когда оставляет ее перед запертой дверью наедине с опасными противниками. В этой сцене Клара несколько раз ломается, но в целом ей удается сохранить лицо, применив то самое «контролфричество», и это одобряется вернувшимся Доктором. В последующих сериях Клара действует по той же схеме: контроль над своими эмоциями заменяет чувство доверия, убирает страх перед опасностями, создает ложное ощущение целостности ее двойной жизни. Возможно, понимая происходящее, Доктор и оставляет ее на Луне. Там она должна либо окончательно сломаться, либо справиться. Возможно, с ранней Кларой так бы и случилось, но у нее за спиной уже и таймлайн Доктора, и Трензалор, и «Глубокий вдох», так что не происходит ни того, ни другого.

Осознав на «Восточном Экспрессе» то, что стремление к путешествиям превратилось в непреодолимую зависимость, Клара выбирает третий путь.

Она снова пытается стать Доктором, но на этот раз не от отсутствия альтернатив. И ищет подходящий образ. Это заметно уже в серии «Убить Луну», где ей вынужденно приходится исполнять функцию Доктора. Вначале она действует по оставленной ей директиве «человечество должно само решить свою судьбу», и с этой целью задает землянам вопрос. Но когда ответ не устраивает ее, Клара не может самоустраниться от решения, как это сделал Доктор. Тогда она меняет тактику - пытается убедить свою «напарницу» астронавта в бескровном разрешении ситуации, как мог бы поступить ее первый Доктор.
Позже Доктор скажет о том, что «пришло время убрать страховочные колеса». На самом деле их уже нет. Возможно, сама Клара еще не понимает, насколько, на самом деле, она уже самостоятельна. И уж точно она еще не понимает, куда это однажды ее приведет. Она выбрала образ, выбрала модель поведения.

Здесь любопытно вспомнить поведение Клары в «Кошмаре в серебре»: оставленная один на один со сложным решением и единственной директивой - «не дай им взорвать планету» - Клара не только успешно справляется с поставленной задачей, но и чувствует себя в роли командира вполне комфортно. Доктор доверяет ей, он отдает спутнице право решать и делать выбор. Он демонстрирует уверенность в ее силах, и она отлично справляется со своей задачей.

На Луне же она остается одна. Контроль не был передан ей от доверия, она получила его вынужденно. Она впервые оказалась в позиции Доктора, и она последовательно перебирает варианты. Как поступил бы 12-й Доктор? Как поступил бы 11-й? Но когда не срабатывает ни один из вариантов, Клара сдается. Ненадолго - в последнюю секунду она реализует тот вариант, который подсказывает ее человеческое сердце. Кстати говоря, эта линия поведения схожа с той, которую демонстрирует Эми Понд в серии «Зверь внизу».

А вот позднее - в «Плоскости» - Клара действует как Доктор уже вполне уверенно и сознательно. Она проверяет себя и ищет одобрения: смогла ли я? Хороша ли я была?

Но там, на Луне, в Кларе побеждает она сама, а не образ Доктора, который она примеряет. Быть просто Кларой для нее после Луны уже недостаточно, и после серьезнейших конфликтов с Доктором тогда и, позднее, в «Восточном экспрессе» она все равно возвращается в ТАРДИС.

Доктор врет - врет и Клара, уже не испытывая по этому поводу моральных терзаний. Доктор заботится о спутниках - Клара находит себе Ригси. Доктор невероятно привязан к Земле, однако всегда остается в стороне - Клара смотрит из ТАРДИС на то, как выросшие за ночь деревья спасают ее родную планету.

Создавая свой «докторский» образ, Клара ориентируется и на того, с кем путешествует сейчас, и на прежнего, которому доверяла. Шаткое равновесие она находит не только внутри, но и снаружи, когда врет Дэнни и Доктору одновременно, обеспечивая себе путешествия без лишних моральных вопросов.

Но эта еле-еле склеенная оболочка трескается со смертью Дэнни.

Смерть - то, с чем Клара справляться не умеет. И если после смерти матери она пыталась сохранить память о ней, продолжая отсчет лет в ее книге и маниакально пытаясь приготовить идеальное суфле, то после смерти Дэнни она идет ва-банк.

Она не доверяет Доктору; она понимает, что не сумеет заставить его что-то сделать, чтобы исправить ситуацию - она ведь провела с ним достаточно времени, чтобы усвоить основные принципы путешественников во времени. Более того, ей известно отношение к Дэнни самого Доктора. Так что она - как и в «Прячься» - показывает другую свою сторону. В критических ситуациях она готова на все. Смерть Дэнни для нее ситуация критическая: она утратила один из якорей собственной жизни. Более того, она утратила якорь именно человеческой жизни.

Неудивительно, что где-то там же, в этой двухсерийке, Клара окончательно перестает быть человеком.

Именно там она ведет себя уже не как странная школьная учительница, которая иногда куда-то улетает и позволяет себе двусмысленные замечания в классе. Она то вполне успешно дурачит киберменов, то произносит свою речь перед Дэнни, не зная, кто он такой. Там мы видим настоящую современную Клару, которая пойдет на что угодно, которая стала почти совсем как Доктор.

Ставший киберчеловеком Дэнни гораздо более человечен, чем она. И, наконец, Клара честна перед ним. Клара честна перед Доктором. Клара перестала врать, к Кларе вернулся контроль над ситуацией, - и в конце серии Клара делает то, что сделал бы на ее месте Доктор: она позволяет Доктору уйти. Ее ложь зеркальна лжи Доктора, то самое его «не то чтобы ложь, но так явно всем будет лучше».

И она расстается с Доктором так, как Доктор расстается со своими спутниками.

Разумеется, на этом все не заканчивается.

Мы, конечно, видим, какой могла бы быть жизнь Клары в «Последнем Рождестве» - и это уже не жизнь девушки, увлеченной фантазиями. Это жизнь уверенной в своих силах женщины, пережившей непростое время и расставившей приоритеты.

Но Доктор возвращается - и Клара, наконец попрощавшись с Дэнни окончательно, улетает навсегда.

Образ Доктора ей невероятно комфортен. Она перестает цепляться за жизнь на Земле: это перестает быть ей необходимым. Ей больше не нужен якорь стабильности и контроля. Ей нужны приключения. Она стремится к ним - так, как стремился к ним когда-то Доктор. Тот Доктор, которому она впервые научилась доверять. И при этом она не копирует его слепо: она создает собственный образ, выстраивает собственные правила.

Например, в серии «Слушай» она произносит настоящую «докторскую» речь, но не повторенную «под копирку», а осознанную, добавив немало от себя, из-за чего становится понятно ее глубокое понимание и принятие принципов Доктора: «Не быть жестоким и трусливым. Не отказывать и не сдаваться. Защищать мир без оружия в руках».

А в серии «Девочка, которая умерла» в ходе разговора с предводителем пришельцев она демонстрирует неординарные дипломатические приемы, находчивость и самоуверенность - узнаваемую тактику 11-го Доктора.

Ее манера устанавливать контакт с людьми (особенно в 8 сезоне) также напоминает того Доктора: она вдохновляет, воодушевляет, утешает, успокаивает, нередко обнимает. В 9 сезоне она более закрыта - после всего пережитого ранее - но все равно остается способной к эмпатии и заботе. Например, в финале серии «На дне озера» она оказывается разделена с Доктором лишь по той причине, что задерживается на бегу - убедиться, что с двумя людьми, следующими за ней, все в порядке.

Даже то, как Клара забирает татуировку от Ригси, напоминает действия Доктора в серии «Кольца Акатена», когда он пытался пожертвовать голодному богу себя и свою память, полагаясь лишь на удачу.

Подсознательно выбрав образ своего ушедшего друга, Клара старательно следует ему: та же страсть к нон-стоп приключениям и адреналину, то же замещение тяжелых эмоций наигранным весельем, то же бегство от себя и своего прошлого. Можно заметить множество характерных жестов и действий, которые она неосознанно повторяет за 11-м Доктором. Свешивание вниз головой из ТАРДИС, парящей над Лондоном; частое скрещивание рук на груди с целью закрыться от окружающих; избегание трудных разговоров и вместо этого попытки отшутиться; нарочитая игривость и фальшивая широкая улыбка; полная инициатива в совершении рискованных поступков - например, привлечение внимания врага, превращение себя в приманку.

Возможно, где-то в глубине души она даже так же ненавидит себя за смерть Дэнни, за невозможность что-то исправить - как и Доктор винит себя в печальных финалах собственных спутников. И так же отчаянно Клара рискует собственной жизнью.

Но если доверие 11-му Доктору было осторожно выстроено Кларой согласно ее правилам, то 12-му она начинает доверять как будто вопреки. Она даже будто бы заставляет себя доверять ему, закрывая глаза на многочисленные поводы усомниться в правильности такого решения. Она уверена, что знает его - так же, как знала 11-го Доктора - и отметает множество фактов, способных разрушить этот образ. Она чувствует, что обязана видеть в нем Доктора, и единственный для нее способ сделать это - заставить себя. Она не может контролировать таймлорда, не может контролировать его регенерацию - но она все еще может контролировать себя.

И при этом Клара вполне успешно манипулирует Доктором, пусть даже не вполне сознательно. Эта Клара уже не боится, что Доктор не вернется. Она знает, что его можно заставить вернуться. Она знает, что он всегда что-то сможет придумать, в самую последнюю секунду.

При этом Клара сохраняет чувство гиперответственности за других. В этом она становится как бы заместителем 12-го Доктора. Как он сам охарактеризовал эту ее роль в самом начале 8 сезона: «Моя заботница. Она заботится, так что мне не нужно».

Это ее в конечном итоге и подводит. Вернувшись к Ригси - ее «спутнику», она окончательно теряется в том, кто она и каковы пределы доступного ей. И когда оказывается, что Доктор ничего не может сделать, чтобы исправить ее ошибку, она остается один на один с собственным настоящим «я»: преследуемая чувством вины за смерть Дэнни, окончательно оторванная от собственной жизни, скрывающая собственные эмоции даже от единственного существа, хоть как-то близкого ей по духу. Такой мы видим ее перед смертью.

Пример Клары доказывает: для того чтобы быть Доктором, не обязательно родиться на Галлифрее. У этой спутницы были докторские качества в самом начале, а за три сезона она развила их и приумножила. Клара Освальд создала себя и написала свою собственную историю, а в конце заслуженно получила ТАРДИС и возможность еще немного пожить - теперь совсем свободной жизнью.

Пора вернуться к самому началу этой статьи. К утверждению о том, что в Кларе нет ни внутреннего конфликта, ни развития характера, а есть только «суфле и импоссибл герл».

Восемь страниц текста, практически три полноценных сезона. Вся история персонажа как на ладони, вместе с внутренними конфликтами и переживаниями. Трагедия «девочки с суфле», которая слишком много мечтала. А иногда мечтам свойственно сбываться.

Трагедия девочки доброй, заботливой, проницательной, уверенной в себе, самоотверженной и отважной; которая отлично умеет скрывать собственный страх и собственные изъяны, в числе которых и эгомания, и «контролфричество», и уязвимость, и скрытность, и перфекционизм, и «комплекс героя».

Для того чтобы не увидеть этого, нужно, вероятно, очень сильно не хотеть смотреть.