Что такое параллелизм в русском языке. Что такое синтаксический параллелизм: примеры из художественной литературы. Примеры употребления слова параллелизм в литературе

Для достижения яркости впечатления и усиления эмоционального воздействия в художественной литературе применяются различные приёмы — фонетические, лексические, синтаксические. Одним из таких средств является синтаксический параллелизм — художественный прием, при котором элементы речи, несущие единую идею, следуют в определённой последовательности и создают единый образ.

Вконтакте

Этот способ выражения использует принцип повтора и симметрии. Таким образом, явление общности, однородности синтаксических конструкций и расположение их в сочинительной связи и есть синтаксический параллелизм.

Существует несколько видов расположения элементов речи. Если синтаксические конструкции полностью тождественны — это полный параллелизм , если аналогия частична — неполный .При смежности конструкций можно говорить о контактном параллелизме , если они разделены другими — о дистантном .

Параллелизм как выразительное средство языка известен с давних времён. Достаточно вспомнить библейские тексты, древние былины, думы и сказы, народные песни, а также молитвы, заклинания, заговоры. Этот приём прослеживается и в загадках, поговорках, пословицах. Очевидно, что данное явление характерно для устного народного творчества, а также для стилизованных под старину литературных произведений.

Пела, пела пташечка и затихла ;

Знало сердце радость и забыло .

В данном случае наблюдается сопоставление одного, главного действия с другим, второстепенным, что является характерной особенностью фольклора.

Виды параллелизма

В русском языке, особенно в художественной литературе, используются разные виды синтаксического параллелизма:

  • двучленный;
  • многочленный;
  • одночленный;
  • формальный;
  • отрицательный;
  • обратный (хиазм).

Наиболее часто употребляемым является двучленный параллелизм. Обычно такой приём изображает явления природы, затем описывает какую-либо жизненную ситуацию.

Зашумели над затоном тростники.

Плачет девушка-царевна у реки.

При использовании многочленного варианта действующее лицо сравнивается с несколькими образами:

Мы — два грозой зажжённые ствола,

Два пламени полуночного бора,

Мы — два в ночи летящих метеора,

Одной судьбы двужалая пчела.

В русской литературе, в частности, в народном творчестве встречается и одночленный параллелизм. При этом человеческие персонажи фигурируют лишь в образах растений, животных, птиц, однако, понятно, что образ «ясный сокол» подразумевает юношу — жениха, возлюбленного. Девушка, невеста обычно предстаёт в образе «лебёдушки», «павы», или берёзки, рябины и т. д.

В некотором роде сходен с одночленным и формальный вариант данного приёма. Однако он не сразу заметен, так как между элементами нет очевидной логической связи. Чтобы понять его смысл, нужно представлять всё произведение целиком или определённый период.

Синтаксический параллелизм порой сочетается с другими формами данного выразительного средства, например, с фонетическим, который характеризуется употреблением одинаковых слов в начале строки или же одинаковой концовкой строк. Такое сочетание усиливает выразительность текста, придаёт ему особое звучание:

Имя твоё — птица в руке,

Имя твоё — льдинка на языке,

Широко употребляемым в устном народном творчестве и произведениях художественной литературы является отрицательный параллелизм.Такой способ выразительности встречается в народных сказках, песнях, загадках, используют его и авторы.

Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной —

Моей души коснулась ты…

Говоря об этом синтаксическом средстве выражения, нельзя не упомянуть о таком ярком выразительном приёме, как его обратный вид, хиазм. Суть его в том, что последовательность элементов меняется крестообразно или зеркально. Примером так называемого «чисто синтаксического» хиазма может служить изречение: «Не народ для власти, а власть для народа».

Стремясь достигнуть эффекта, остроты, убедительности своих публичных выступлений, хиазм использовали ораторы ещё с античных времён. Данное выразительное средство встречается в творчестве русских писателей и поэтов «золотого» и «серебряного» века, не обходятся без него и современные авторы.

Фольклор и художественная литература являются отражением действительности, они тесно связаны с историей общества, раскрывают суть явлений и внутренний мир человека с помощью многочисленных выразительных приёмов. Являясь способом усиления эмоционального воздействия, синтаксический параллелизм часто содержит в себе различные виды художественной выразительности.

Язык играет крайне важную роль в жизни человека, а наличие в большого количества слов позволяет использовать как в обычной речи, так и в художественных текстах разнообразные конструкции, которые обогащают речь и делают ее изысканнее. К таким конструкциям относят и параллелизмы.

Вконтакте

Основные понятия

Само понятие параллелей как повторения одинаковых элементов встречается во многих науках: информатике, геометрии, биологии. Что такое параллелизм в тексте и как он применяется в русском языке?

Слово параллелизм переводится с греческого как «расположение рядом» , что дает представление о смысле конструкции – это фигура речи, которая представляет собой размещение похожих (по смыслу, грамматике) элементов в отрывке.

Конструкция помогает создать цельный образ в литературе и обогащает текст: студент сдал зачеты; студент, который сдал зачеты; студент, сдавший зачеты. Зачастую такие конструкции именуют лексическим параллелизмом.

Важно! Параллельные конструкции имеют различия между собой по смыслу и стилю, например, часто несколько придаточных предложений образуют отдельное простое предложение в сложном, а вот параллельные простые обороты обозначаются как обычные члены предложения.

Это происходит из-за того, что глагол представляют в предложениях по-разному: в личной форме (придаточная часть), как второстепенное сказуемое (деепричастный оборот), как действие-состояние (причастный оборот), как отвлеченное действие (отглагольное существительное).

Благодаря стилистическим различиям параллельные конструкции используются в разных .

Виды конструкций

По своей структуре и форме выделяют сразу несколько таких форм, каждая из которых имеет свои особенности:

  1. Синтаксический параллелизм – наиболее распространенный. Главное отличие – это применение одинаковой структуры в предложениях , независимо от жанра: в начале располагают обобщающее обстоятельство, а в следующей части – объекты сравнения. Это позволяет сделать обстоятельство сильным, более ярким, причем чаще всего это обстоятельство играет важнейшую роль в понимании всего сюжета.
  2. Ритмический – этот прием используется для подчеркивания какого-либо важного места в стихотворении. Он так называется, поскольку создается путем повторения одинаковых рифм, что придает произведению некую ритмичность, хотя иногда это достигается и путем расстановки одинаковых пауз.
  3. Строфический – в соседних куплетах произведения размещаются одинаковые синтаксические конструкции. Хотя часто они бывают и лексическими.
  4. Отрицательный – он не отличается построением от обычного прямого, но характерен тем, что первой идет отрицательная параллель .

Параллелизм – это структурный фрагмент, который меняет всю концепцию произведения. Его можно встретить в народном творчестве, канцелярских текстах и художественных произведениях

В литературе

Литература – это место сосредоточения множества художественных приемов, благодаря которым и создаются яркие произведения. Среди них особенно выделяется лексический параллелизм, который используют для усиления или акцентирования внимания на каком-либо отрывке. Некоторые произведения даже требуют его присутствия, например, стихотворения-обращения и поэмы, поскольку он является выразительным средством языка.

В отличие от риторики, где этот прием означает повторение мысли, в литературе конструкция используется для подчеркивания сходства или отличия объектов. Часто его применяют для усиления важности какого-то отрывка, а в литературе используют для того, чтобы подчеркнуть значимость чего-либо. В поэме Пушкина «Руслан и Людмила» автор пишет:

Услышу ль нежный разговор?».

Это яркий пример параллелизма в качестве акцента, который показывает, насколько важно для героя услышать и увидеть возлюбленную.

Фольклор

Параллели как художественный прием стали использоваться впервые в текстах античного периода. Особенно часто можно встретить такие параллельные конструкции в фольклорных произведениях, поскольку в те времена, люди часто отождествляли свои действия с событиями, происходящими в природе, и стремились отобразить это в своих произведениях. Их использовали в:

  • стихосложении – прием является помощником для выстраивания и соблюдения рифмы. Именно в стихах такую конструкцию можно часто встретить;
  • Библии и других примерах древнееврейской литературы – для варьирования похожих образов и в качестве ;
  • древнегерманских поэмах – в подобных произведениях прием используется одновременно с аллитерацией;
  • финском народном творчестве – конструкции чередуются с градацией.

Внимание ! Картина природы в образном параллелизме всегда первая, а после нее – отображение отношений и действий между людьми.

Особенно обилен на параллельные конструкции русский фольклор, в котором прием имеет несколько форм:

  • двучленный (простейшая форма) – состоит из двух параллелей «Летал сокол по небу, гулял молодец по свету»;
  • многочленный – это несколько параллелей, которые располагаются в тексте последовательно;
  • обратный параллелизм – это последовательные предложения, которые отличаются тем, что порядок слов во втором полностью обратный первому;
  • отрицательный – действия человека противопоставляются какому-либо событию из внешнего мира «Не березка склонялась, а красна девица в ножки кланялась»;
  • формальный – в данной параллели утрачена связь между внешним миром и поступками людей «Опущу колечко в речку, а перчаточку под лёд».

Из всех видов отрицательная форма не может выступать как самостоятельное средство , на котором можно построить целое произведение. Его обычно используют для раскрытия развязки или в отдельных эпизодах.

Более того, данный прием можно встретить чаще в народной поэзии, а в художественных произведениях только в том случае, когда автор использует его для подражания народному творчеству.

В современную и классическую литературу данный прием перешел именно из фольклора. Параллелизм в литературе Европы граничит с риторическими противопоставлениями и повторениями похожих звуков, для достижения ритмичности и создания определенного звукового эффекта.

Примеры из художественной литературы

Формы параллелизма в произведениях могут быть выражены как словами и словосочетаниями, так и целыми предложениями. Особенно часто его используют поэты, ведь благодаря данному приему можно не только усилить эмоциональную окраску поэмы или отрывка, но и сделать произведение более ритмичным.

Примеры параллелизма можно найти у А.С Пушкина:

«Увижу ль я твой светлый взор?

Услышу ль нежный разговор?» в поэме «Руслан и Людмила»;

«В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт» в сказке «О царе Салтане».

У В. Брюсова:

«Твой ум глубок, что море,

Твой дух высок, что горы» в произведении «Опыты».

У Г. Державина: «Я царь - я раб - я червь - я Бог!» в оде «Бог».

Внимание ! В художественной литературе параллелизм – это порождение личной фантазии автора для усиления выразительности эмоций.

Без лексических и семантических конструкций художественные произведения больше бы походили на канцелярскую речь и сухие научные статьи. Параллелизмы – это одна из форм, которая делает тексты более яркими , акцентирует внимание, проводит параллели и доносит до читателя мысли и чувства автора. Этот прием можно успешно применять как в литературе, так и для большей выразительности устного языка.

Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку

Синтаксический параллелизм

Художественный прием параллелизм используется в литературе и означает одинаковое строение одного или нескольких предложений с точки зрения синтаксиса. Он помогает образно и ярко передать мысль автора, его переживания и настроение.

Параллелизм - это один приемов стихосложения , использующийся наряду с другими риторическими фигурами, такими как эпифора, градация, анафора или инверсия. Часто для усиления эффекта используются также риторические вопросы.

Происхождение параллелизма

В название этой фигуры речи положено греческое слово parallelos, которое можно перевести как «идущий рядом». Его значение становится более понятно, если вспомнить об аналогичном математическом термине.

Древнегреческие философы и ораторы активно использовали прием сопоставления или повторения в своих речах и сочинениях для придания им большей выразительности. Параллелизм был одним из приемов древнегреческой риторики.

Постепенно он проник во многие естественные науки для обозначения математических правил, физических и биологических законов. В литературе прием сравнения или сопоставления двух различных явлений помогает сделать поэтическое произведение более эмоциональным. Он подчеркивает различия или совпадения предметов или обстоятельств, усилия выразительность произведения.

Существует несколько определений параллелизма, которые включают разное применение этого художественного приема в связи с контекстом самого произведения. Найти информацию можно как в словаре Ожегова, так и в Википедии.

В целом параллелизм определяется как группа слов, заключающая в себе смысл, который автор также относит ко второй группе слов для создания поэтического образа. Параллелизм может быть разным по форме и смыслу.

Параллелизм тематический

Многие поэты используют для иллюстрации своих внутренних переживаний тематический параллелизм, находя в окружающих явлениях отзвуки собственных мыслей и чувств. В этом случае сопоставляются явления, аналогичные по содержанию . Этот прием филигранно отточила в своем творчестве Анна Ахматова.

…А там мой мраморный двойник,

Поверженный под старым кленом,

Озерным водам отдал лик,

Внимает шорохам зеленым.

И моют светлые дожди

Его запекшуюся рану…

Холодный, белый подожди,

Я тоже мраморною стану.

В этом стихотворении она сравнивает себя с мраморной статуей «мой мраморный двойник» в стремлении обрести такое же хладнокровие и невозмутимость.

Синтаксический параллелизм

Еще один литературный прием заключается в построении предложений по одной и той же схеме, соблюдая одинаковое чередование частей текста. Это синтаксический параллелизм, который одинаково активно используется и в прозе, и в стихах. Например, у Сергея Есенина находим отрывок:

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

Алексей Толстой так начинает свою книгу «Детство Никиты» : Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый.

Это примеры неполного синтаксического параллелизма. Если в составе произведения больше двух фраз подряд имеют одинаковое количество и чередование синтаксических элементов, то этот прием называется полный синтаксический параллелизм.

Сергей Есенин использует полный и неполный синтаксический параллелизм в разных частях произведениях:

Где обсыпан розами порог.

Там живет задумчивая пери.

В Хороссане есть такие двери,

Но открыть те двери я не мог.

В волосах есть золото и медь.

У меня в руках довольно силы,

Но дверей не смог я отпереть.

Андрей Белый использует этот прием легко и изящно:

Пролетаю: так пусто, так голо…

Пролетают - вон там и вон здесь -

Пролетают - за селами села,

Пролетают - за весями весь; -

И кабак, и погост, и ребенок,

Засыпающий там у грудей, -

Там - убогие стаи избенок,

Там - убогие стаи людей.

Параллелизм в народной песне

Параллелизм имеет глубокие корни, которые прослеживаются в устном народном творчестве, в былинах, сказках, песнях и колядах.

Чаще всего в них используются наиболее простые художественные приемы, сопоставления с тем, что было близко и привычно простым людям: природа, смена времен года, события из жизни. В былине об Алеше Поповиче находим:

Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылетывали —

Выезжали два могучие богатыря.

Отрицательный параллелизм

Параллелизм может быть не только прямым, но и отрицательным. Гораздо чаще он встречается в фольклоре, но этот прием настолько выразителен, что его охотно используют поэты и писатели. Отличить отрицательный параллелизм легко - обороты речи при сравнении явлений или действий в этом случае начинаются с частицы «не».

Ах, дверь не запирала я,

Не зажигала свеч,

Не знаешь, как, усталая,

Я не решалась лечь.

Анна Ахматова

Не жалею, не зову, не плачу —

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Сергей Есенин

…а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Владимир Маяковский

ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ - (от греч. - находящийся или идущий рядом) - композиционный прием, подчеркивающий связь обычно двух или трех элементов речи в художественном произведении. Эти элементы располагаются параллельно в смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность, создается единый поэтический образ. Принято выделять несколько типов параллелизма.

Синтаксический параллелизм встречается чаще всего и заключается в том, что в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений. Например:

Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор. (А.А. Фет)

Строфический параллелизм состоит в том, что в смежных строфах стихотворения повторяется одинаковое синтаксическое, а порой и лексическое построение. Например:

Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! (А.К. Толстой)

Ритмический параллелизм выражается в том, что мотивы стихотворения подчеркиваются соответствующим повтором ритмического рисунка. Например:

Сад весь в цвету, Вечер в огне, Так освежительно-радостно мне! Вот я стою, Вот я иду, Словно таинственной речи я жду. Эта заря, Эта весна Так непостижна, зато так ясна! Счастья ли полн, Плачу ли я, Ты - благодатная тайна моя. (А.А. Фет)

Кроме прямого, в поэзии встречается отрицательный параллелизм:

Не ветра шумят холодные, Не пески бегут зыбучие, - Снова горе подымается, Словно злая туча черная.

Такая форма параллелизма часто встречается в фольклоре, хотя нередка она и в авторских стихах.