Горец от ума. Значение орбели иосиф абгарович в краткой биографической энциклопедии

Мемориальная доска в Санкт-Петербурге (1)
Мемориальная доска в Санкт-Петербурге (2)
Надгробный памятник
Памятник в Санкт-Петербурге
Музей в г. Цахкадзор
Памятник в г. Цахкадзор
Бюст в Ереване


О рбели Леон (Левой) Абгарович – физиолог, академик Академии наук СССР, академик Академии медицинских наук СССР, вице-президент АН СССР, академик-секретарь Отделения биологических наук АН СССР, начальник Военно-медицинской академии РККА имени С.М.Кирова, директор Физиологического института имени И.П.Павлова АН СССР, директор Института эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности имени И.П.Павлова АМН СССР, генерал-полковник медицинской службы.

Родился 25 июня (7 июля) 1882 года в поселке Дарачичаг у города Цахкадзор, ныне Котайкская область Республики Армения. Из старинного знатного рода, а по матери также из рода князей Аргутинских. Армянин. Беспартийный.

Окончил 3-ю Тифлисскую гимназию в 1899 г. В 1904 окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. На первом курсе обучения познакомился с великим русским физиологом И.П. Павловым, стал работать в его лаборатории, участник многочисленных опытов и исследований. Независимо от перипетий жизни, Орбели оставался ближайшим другом и соратником академика Павлова до последних дней его жизни. Ещё будучи студентом, в 1903 году получил первую награду за труды по физиологии.

С 1904 года - в Русском императорском флоте, врач в Николаевском военном госпитале в Кронштадте, затем - в Петербургском морском госпитале. В 1907 году вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя науке. С 1907 по 1920 годы работал в физиологическом отделе Института экспериментальной медицины, причем с 1911 года – помощник заведующего этого отдела - И.П. Павлова. С 1909 по 1911 годы проходил научную стажировку в Англии, Германии и Италии. В 1911 году назначен приват-доцентом кафедры физиологии Военно-медицинской академии, а с 1913 года он - штатный доцент этой кафедры.

Орбели сразу принял Октябрьскую революцию и принимал самое активное участие в создании советской высшей школы. В первые годы Советской власти он был профессором Сельскохозяйственного, 1-го медицинского и Химико-фармацевтического институтов в Ленинграде, заведующим Физиологическим отделением и заместителем директора по научной части Научного института им. П.Ф. Лесгафта, профессором физиологии и проректором по учебной работе Института физического образования имени П.Ф. Лесгафта. С 1918 года - в Красной Армии.

В 1918-1957 руководил физиологической лабораторией Научного института имени П.Ф. Лесгафта. В 1917 – 1937 годах - член редколлегии «Физиологического журнала». В 1920 - 1931 годах - профессор 1-го Ленинградского медицинского института. С 1925 по 1950 годы профессор, начальник кафедры Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.

С 1936 по 1950 годы был директором Физиологического института им. И.П. Павлова АН СССР и Института эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова (1939 - 1950 г.). С 1937 по 1950 годы - ответственный редактор «Физиологического журнала».

Выдающийся ученый Л.А. Орбели является автором более 130 фундаментальных и крупных научных работ. Он создал новое научное направление - эволюционную физиологию, впервые получил объективные данные о зрительной функции животного, зависящей от деятельности полушарий головного мозга. Орбели обосновал учение об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы и об адаптационно-трофической роли вегетативной нервной системы. Вместе с сотрудниками сделал важные открытия в области механизмов высшей нервной деятельности, сравнительной и возрастной физиологии условных рефлексов, влияния внешних факторов на высшую нервную деятельность и других. Создатель и глава крупнейшей научной школы в советской физиологии.

В годы Великой Отечественной войны с мая 1942 по январь 1946 года занимал пост вице-президента АН СССР. С 1943 по 1950 годы - начальник Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. В военные годы им проводилось изучение механизмов травматического шока, "воздушной контузии", способов ликвидации контрактур (стягивание и ограничение подвижности мышц и суставов), каузалгий (жгучие боли, вызванные повреждениями периферических нервов), происходящих вследствие ранений. Много работал и добился важных результатов, исследуя проблемы боли, физиологии и патологии органов чувств, влияния на организм человека повышенного и пониженного барометрического давления, которые нашли практическое применение в военной медицине и в организации условий военной службы (например, в авиации и на подводном флоте).

Полученные им результаты Орбели обобщал и организовывал внедрение в практику военной медицины. Количество раненых, жизни которых были спасены благодаря самоотверженной работе ученого, невозможно оценить даже приблизительно. Кроме научных исследований по этим и многим другим темам, академик сам прооперировал сотни раненых. Велики и его организаторские заслуги, в частности на посту начальника Военно-медицинской академии. Постоянно увеличивая число подготовленных медиков для фронта, академия одновременно стала центром обобщения и пропаганды передового опыта. В 1944 году принимал самое активное участие в создании Академии медицинских наук СССР и в том же году избран её академиком.

За выдающиеся достижения в области советской медицины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1945 года генерал-полковнику медицинской службы Леону Абгаровичу Орбели присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

После Победы продолжал плодотворную научную работу. Однако в 1948 году подвергся давлению в связи с преследованиями генетики в СССР. При этом не только отказался уволить сторонников генетики Менделя из возглавляемых им институтов, но и принял на работу уволенных из других научных учреждений. Особенно жесткой критике Л.А. Орбели подвергся на Объединенной сессии Академии наук и Академии медицинских наук СССР в июле 1950 г. Его несправедливо обвинили в отходе от учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Он был освобожден от руководства почти всеми возглавляемыми им учреждениями. Ему было оставлено лишь заведование физиологической лабораторией Естественнонаучного института им. П.Ф. Лесгафта.

В этой тяжелейшей ситуации академик Орбели вёл себя с исключительным достоинством, не признал приписываемых ему заблуждений и не «покаялся» публично в них. В 1954 году доброе имя ученого было восстановлено. Академик Л.А. Орбели был назначен заведующим Лабораторией эволюционной физиологии, которая в марте 1956 году была преобразована в Институт эволюционной физиологии имени И.М. Сеченова АН СССР и Л.А. Орбели стал его первым директором. На этом посту он работал до конца дней.

Действительный член Академии наук СССР (1935). Действительный член Академии медицинских наук СССР (1944). Член-корреспондент АН СССР (1931). С 1939 по 1948 г. – академик-секретарь Отделения биологических наук АН СССР. Доктор медицинских наук (1934). Доктор медицины (1908).

При жизни получил широкое международное признание. Избран действительным членом академии «Леопольдина» (Германия), Медицинской академии в Париже, членом-корреспондентом Парижского биологического общества, почетным членом Американского и Британского (1948) физиологических обществ, Нью-Йоркской (1947) и Румынской (1947) медицинских академий, Карлова (Пражского) университета и многих других. Удостоен золотой медали им. И.И. Мечникова АН СССР (1946), премии имени И.П. Павлова АН СССР (1937).

Жил в Ленинграде. Скончался 9 декабря 1958 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Воинские звания:
дивврач (24.01.1936),
корврач (1941),
генерал-лейтенант медицинской службы (1.02.1943),
генерал-полковник медицинской службы (25.05.1944).

Награждён четырьмя орденами Ленина (2.03.1944, 21.02.1945, 10.06.1945, 1.08.1957), двумя орденами Красного Знамени (3.11.1944, 24.06.1948), двумя орденами Трудового Красного Знамени (16.08.1936, 1952), орденом Красной Звезды (18.09.1943), медалями "ХХ лет РККА", "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.", "За победу над Японией", другими медалями, иностранными наградами.

Лауреат Сталинской премии СССР (1941). Заслуженный деятель науки РСФСР (1934).

В память о выдающемся ученом Академия наук СССР учредила премию за труды по физиологии имени Л.А. Орбели, которая вручается ежегодно. В Санкт-Петербурге установлен памятник ученому у здания Института эволюционной физиологии им. И.М. Сеченова. Одна из улиц города носит имя ученого, а на зданиях научных учреждений, где он трудился, установлены несколько мемориальных досок в его честь. Также имя Л.А. Орбели присвоено Институту физиологии Национальной Академии наук Армении. В родном селе открыт мемориальный музей Л.А. Орбели, в городе Цахкадзор - дом-музей братьев Орбели.

Талантливыми учеными были и оба родных брата Л.А. Орбели. Иосиф Абгарович Орбели (1887-1961) – выдающийся востоковед, академик, первый президент Академии наук Армянской ССР, директор Государственного Эрмитажа. Рубен Абгарович Орбели (1880 -1943) – юрист, археолог и основатель подводной археологии в СССР, погиб от голода вскоре после эвакуации из блокадного Ленинграда. Дочь академика Мария Леоновна работала в Радиевом институте Академии наук СССР и скончалась в 1949 году от лучевой болезни, полученной во время опытов с радиоактивными материалами.

Значение ОРБЕЛИ ИОСИФ АБГАРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ОРБЕЛИ ИОСИФ АБГАРОВИЧ

Орбели, Иосиф Абгарович - востоковед (родился в 1887 г.), приват-доцент Петроградского университета по кафедре армянской и грузинской словесности, секретарь Восточного отделения русского археологического общества. Учился в Санкт-Петербургском университете на восточном и историко-филологическом факультетах. Принимает деятельное участие в раскопках в Ани (см. II, 850). Главные его труды: "Асан Джалал, князь Хаченский" ("Известия Академии Наук", 1909), "Колокол с анийскими орнаментальными мотивами" ("Записки Восточного Отделения Русского Археологического Общества", ХХ), "Багаванская надпись 639 г. и другие армянские ктиторские надписи VII века" ("Христ. Вост.", II), ряд статей по эпиграфике (там же), "Каталог анийского музея древностей" (Поти, 1910), "Надписи Мармашена" (Петроград, 1914), "Надписи Мрена" (Петроград, 1916), "Предварительный отчет о командировке в Азиатскую Турцию в 1911 - 1912 гг." ("Известия Академии Наук", 1912). Сотрудник настоящего словаря.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОРБЕЛИ ИОСИФ АБГАРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОРБЕЛИ ИОСИФ АБГАРОВИЧ
    (1887-1961) российский и армянский востоковед, академик АН СССР (1935), академик АН Армении и ее первый президент (1943-1947), директор Эрмитажа (1934-51). …
  • ОРБЕЛИ ИОСИФ АБГАРОВИЧ
    Иосиф Абгарович , советский востоковед и общественный деятель, академик АН СССР (1935), академик АН Армянской ССР …
  • ОРБЕЛИ
    ОРБ́ЕЛИ Леон Абгарович (1882-1958), физиолог, один из создателей эволюц. физиологии, акад. (1935) и вице-през. (1942-46) АН СССР, акад. АН Арм. …
  • ОРБЕЛИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОРБ́ЕЛИ Иос. Абгарович (1887-1961), востоковед, акад. АН СССР (1935), акад. АН Арм. ССР и её первый през. (1943-47), дир. Эрмитажа …
  • ОРБЕЛИ
    Иосиф Абгарович (1887-1961) , российский и армянский востоковед, академик АН СССР (1935), академик АН Армении и ее первый президент (1943-1947), …
  • ИОСИФ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (прибавление, присовокупление) - имя нескольких лиц: Быт 30:23 и др. - старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, …
  • ИОСИФ в Литературной энциклопедии:
    (нем. Joseph) - герой романа Т.Манна «Иосиф и его братья» (1933-1943), знаменитый Иосиф Прекрасный из Ветхого завета, сын Иакова и …
  • ИОСИФ в Литературной энциклопедии:
    С. О. — см. статью «Румынская …
  • ИОСИФ в Большом энциклопедическом словаре:
    (князь Аргутинский-Долгорукий) (1743-1801) католикос всех армян с 1800, один из организаторов армянского освободительного движения, военного союза с Россией, создания армянских …
  • ИОСИФ ФРАНСУА ДЮ ТРЕМБЛЕ
    (le p?re Joseph, собственно Fran?ois Ledere du Tremblay, 1577—1638; прозвище — Eminence grise) — государственный деятель Франции, монах капуцинского ордена, …
  • ИОСИФ И. Г. БАЖАНОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в миру Иван Гаврилович Бажанов) — известный проповедник (1829—1886), сын дьякона, учился в СПб. дух. акад.; был проф. и инспектором …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ ФЛАВИЙ (Josephus Flavius) (37 - после 100), др.-евр. историк. Изменил восставшим и сдался римлянам во время Иудейской войны против …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ ТРИЗНА (?-1655 или 1656), архимандрит Киево-Печерской лавры, создатель новой редакции Киево-Печерского патерика (1647- …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ ВОЛОЦКИЙ (в миру Иван Иванович Санин) (1439/40-1515), основатель и игумен Иосифо-Волоколамского мон., глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско-московской …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ II (1741-90), австр. эрцгерцог с 1780 (в 1765-80 соправитель Марии Терезии, своей матери), император "Священной Рим. империи" с 1765. …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ I (Joseph) (1678-1711), австр. эрцгерцог с 1705, император "Священной Рим. империи". Вёл войну за Исп. …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ (в миру Иос. Иос. Семашко) (1798- 1868), церк. деятель, чл. Петерб. АН (1857). Из униатских священников, сторонник воссоединения униатов …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ (в миру Ив. Сем. Петровых) (1872- 1937), архиепископ Ростовский (1920), затем Одесский и Херсонский (1927). В 1928 арестован и …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ (?-1652), патриарх Московский и всея Руси с 1642. Расширил деятельность моск. Печатного двора (впервые изданы Жития рус. святых, Кормчая …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ (князь Аргутинский-Долгорукий) (1743-1801), католикос всех армян с 1800, один из организаторов арм. освободит. движения, воен. союза с Россией, создания …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ, в библейской мифологии любимый сын Иакова и Рахили; был продан братьями в рабство, после долгих злоключений стал править Египтом. …
  • ИОСИФ в Словаре Кольера:
    в Ветхом Завете, одиннадцатый сын Иакова и первенец его любимой жены Рахили (Быт 30:24). Будучи поздним ребенком ("сыном старости"), Иосиф …
  • ИОСИФ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Бродский или …
  • ИОСИФ в Словаре синонимов Абрамова:
    || целомудрен, как …
  • ИОСИФ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ИОСИФ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иосиф, (Иосифович, …
  • ИОСИФ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в библейской мифологии любимый сын Иакова и Рахили; был продан братьями в рабство, после долгих злоключений стал править Египтом. Когда …
  • ОРБЕЛИ ЛЕОН АБГАРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1882-1958) российский и армянский физиолог, один из создателей эволюционной физиологии, академик (1935) и вице-президент (1942-46) АН СССР, академик АН Армении …
  • ОРБЕЛИ ЛЕОН АБГАРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Леон (Левон) Абгарович , советский физиолог, академик АН СССР (1935; член-корреспондент 1932), АН Армянской ССР (1943), …
  • СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим (Муравьев) (1866 - 1949), иеросхимонах, Вырицкий чудотворец, преподобный. Память 21 …
  • ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иосиф Песнописец (+ 883), преподобный. Память 4 апреля Родился в Сицилии в благочестивой …
  • ИОСИФ (СЕМАШКО) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иосиф (Семашко) (1798 - 1868), митрополит Литовский и Виленский. В миру Иосиф Иосифович …
  • ФРАНЦ ИОСИФ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Император Австрии (с 1867 г. Австро Венгрии) из рода Габсбургов, правивший в 1848—1916 гг. Сын эрцгерцога Франца Карла и Софии …
  • ФРАНЦ ИОСИФ в биографиях Монархов:
    Император Австрии (с 1867 г. Австро-Венгрии) из рода Габсбургов, правивший в 1848—1916 гг. Сын эрцгерцога Франца Карла и Софии Баварской. …
  • ОРБЕЛИ АДАПТАЦИОННО-ТРОФИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ в Медицинских терминах:
    (л. а. орбели, 1882-1958, сов. физиолог) теория, объясняющая механизм адаптации живого организма к определенному виду деятельности регулирующими воздействиями симпатической нервной …
  • ОРБЕЛИ-ГИНЕЦИНСКОГО ФЕНОМЕН в Медицинских терминах:
    (л. а. орбели, 1882-1958, сов. физиолог; а. г. гинецинский, 1895-1962, сов. физиолог) увеличение амплитуды сокращений утомленной икроножной мышцы лягушки при …
  • ЧАРЕНЦ ЕГИШЕ АБГАРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (псевдоним; настоящая фамилия - Согомонян) Егише Абгарович , армянский советский поэт. Член КПСС с 1918. Родился …
  • АДАМЯН ОВАНЕС АБГАРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Адамиан Ованес (Иван) Абгарович , советский изобретатель, инженер-электрик. Учился в Цюрихском (с 1899) и Берлинском (с …
  • Адреналин в Справочнике лекарственных средств:
    АДРЕНАЛИН (Аdrenalinum). l-1 (3, 4-Диоксифенил) -2-метиламиноэтанол. Синонимы: Adnephrine, Adrenamine, Adrenine, Epinephrinum, Epinephrine, Epirenan, Epirinamine, Eppy, Glaucon, Glauconin, Glaukosan, Hypernephrin, Levorenine, …
  • БЫТ 50 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 50 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • БЫТ 47 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 47 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • БЫТ 45 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 45 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • БЫТ 42 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 42 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • БЫТ 41 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 41 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • 1942.06.17 в Страницах истории Что, где, когда:
    В Казани создается Военно-санитарная комиссия Академии Наук СССР под руководством академика Л. …
  • ФИРДОУСИ в Литературной энциклопедии:
    величайший поэт Ирана, создатель эпической поэмы «Шах-намэ» (Книга царей). Абул-Касим Ф. род. между 932 и 935/6 н. э. в окрестностях …
  • ЧАРЕНЦ в Большом энциклопедическом словаре:
    (наст. фам. Согомонян) Егише Абгарович (1897-1937) армянский поэт. Тема революции в цикле "Жертвенный огонь" (1918-20), поэмах и балладах о В. …
  • ЦАХКАДЗОР в Большом энциклопедическом словаре:
    город (с 1984) в Армении, в 7 км от железнодорожной станции Раздан. Горноклиматический курорт, центр зимнего спорта. Дом-музей братьев И. …
  • ГИНЕЦИНСКИЙ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1895-1962) российский физиолог, член-корреспондент АМН СССР (1946). С 1958 - директор Института эволюционной физиологии АН СССР. Труды по физиологии вегетативной …

Более 140 стран, и это пока не полный «послужной» список из-вестного латышского путеше-ственника, бизнесмена, коллек-ционера картин Алдиса Пла-удиса, посетившего Армению под занавес уходящего года.

Признаться, это не первое мое посещение Армении – впервые я побывал в вашей стране в 1972 году, в составе баскетбольной сборной Латвии. И вот так получилось, что спустя годы бизнес свел меня с коллегами из Армении, которые и пригласили нас с женой вновь посетить эту прекрасную, загадочную страну. Мы легки на подъем, и вот, пара часов в самолете – и мы здесь.

Прошло почти полвека – меняемся мы, меняются страны. В те годы видел только гостиницу и спортзал, но на этот раз нам была предоставлена возможность сполна окунуться в красоты этой древней страны. Если проводить какие-то сравнительные параллели, то тогда мне Ереван показался более зеленым городом. Но все понятно – блокада, война, пострадали люди, пострадали зеленые насаждения. Но отрадно, что город живет, дышит, снова увеличивается зеленая зона, и не только силами простых граждан: мы побывали в Цицернакаберде у Мемориала геноцида армян 1915 года, и там же увидели новый лесок из деревьев, посаженных высокопоставленными гостями столицы – президентами, премьер-министрами разных стран, даже увидели ель, посаженную Папой Римским. Нашел также елку, которую сажал предыдущий президент Латвии Валдис Затлерс, с кем в те далекие годы вместе играл за сборную Латвии. Это замечательно. Радует отношение граждан к своей стране, их гостеприимство и тепло – кажется, они неиссякаемы.

Вы объездили весь земной шар, везде фотографировали, ведете дневник. Не собираетесь опу-бликовать истории ваших путешествий?


пятница, 8 марта 2019 г.

Карен Долуханян – человек глубокий и совестливый. Из тех людей культуры, кому не дают покоя проблемы не только искусства, но и общества, и составляющих его граждан. Да, на фоне существующих тенденций в современном международном искусстве, подчиняющемся формулам, понятым разве что сторонникам новомодных течений, и в то же время подверженном жестким законам рынка, до сих пор существуют личности, которые продолжают свое творчество вне установленной «системы ценностей» и не зависят от диктата времени.

Было много этапов. Этапов постижения – себя и себя в искусстве, своего места. И, слава Богу, этот процесс продолжается – процесс нахождения чего-то совершенно нового, непривычного, но, как оказывается, очень созвучного моему миропониманию, видению.

Сложно сказать, насколько сильно повлияло на мое творчество мое происхождение. Корни. Разумеется, если два семени одного и того же дерева разделить и посадить одно в Араратской долине, а второе во Фрезно, то различия между деревьями будут. Но во мне присутствует и элемент здорового космополитизма – на мой взгляд, того «ингредиента», без которого искусство не может быть таковым, наднациональным.

А как же «поэт и гражданин»?

Люди, знающие меня сегодня как активного участника митингов, наверное, удивятся тому, что я сейчас скажу: до 1988 года я по большому счету ничего не знал о Карабахе. Но после трагических событий там, побывав на одном митинге, потом на другом, со временем просто перестал появляться дома – настолько меня все это затянуло. Да, признаюсь, я всегда был в оппозиции. Помню, в детстве прочитав «Доктор Живаго», я почувствовал этот дух свободы, протест – все это мне было очень близко…
















Вы сменили несколько профессий – как определились с окончательным выбором?

Да, вы правы, я окончил архитектурный факультет Ереванского политехнического института, затем ненадолго попал в реставрационные мастерские, после чего успешно работал в мастерских известных армянских архитекторов Артура Месчяна, Спартака Хачикяна и Степана Кюркчяна. Имея уже награды как в наших, так и во всесоюзных конкурсах, через некоторое время вдруг решил круто изменить свою жизнь и попробовать силы в режиссуре. Мне очень повезло – ведь меня взял к себе помощником, а потом и ассистентом кинорежиссер Баграт Оганесян, ученик Андрея Тарковского, работавший когда-то стажером на фильме «Андрей Рублев». Вместе с Оганесяном я принял участие в создании его последнего фильма «И повторится все» в качестве ассистента режиссера.

А потом снова внезапно ушли, не так ли? И почему же на этот раз?


четверг, 28 февраля 2019 г.


Оптимизация, реорганизация, экономия! Девиз-ориентир, активно взятый в культурном ведомстве на вооружение. И тут не только предложение о реорганизации ряда куль- турных очагов, имеющих статус государ- ственных, – тут вопрос, как говорил один киногерой, ширше и глыбже. Сформировано четкое видение развитие сферы на правах «культурной идеологии». Идеология – какое забытое у нас слово! Обратимся к словарю. Идеология – совокупность системных упорядо- ченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп. Однако, в нашем случае мнение классов и групп, кажется, мало кого интересует...

Наш собеседник композитор, автор-исполнитель, председатель Попечительского совета Ереванского государственного медицин- ского университета Ваан Арцруни.

– В контексте того глобального подхода, который главенствует на сегодняшний день в области культуры, оптимизация министерства, равно как и оптимизация всех учреждений, с ним связанных, это одна политика. Сказать, что это гром среди ясного неба, нельзя. Я уже на протяжении нескольких лет предупреждаю, что безразличное отношение не только чиновничьего аппарата, но и самих деятелей искусства в отношении таких же деятелей искусства, но представляющих свободное поле деятельности, приведет в конце концов к тому, что постучатся и в их двери. И этот час настал – постучали в двери бюджетных культурных учреждений. И причем не просто постучали, а пришли с уведомлением, что вас больше не будет. Поэтому я считаю, что этот процесс очень закономерный. Сейчас они окажутся в поле того же свободного творчества и самоорганизации, в каком пребываю я уже на протяжении 30 лет, и я их всех приглашаю хлебнуть того же борща, который нам приходится расхлебывать в результате того, что постановка вопросов в Министерстве культуры не соответствует реалиям и не имеет никаких перспектив.

– Как бы ты определил происходящее, скажем так – «культурную» программу, взятую сегодняшним подразделением культуры в министерстве образования?

пятница, 15 февраля 2019 г.

На традиционный «таможенный» вопрос о цели приезда в страну он дружелюбно и не менее традиционно ответил: «Туризм». Привычка, выработанная годами, в течение которых, кстати, он успел посетить и по-новому рассказать о более 140 странах. Главные направления путешествий — Ближний Восток, Африка и Восточная Европа. Он также бывал почти во всех странах постсоветского пространства, в большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америках, Австралии, Южной и Восточной Африке. Итак, наш гость — известный российско-израильский путешественник и блогер Александр ЛАПШИН.

— Я думаю, она была игрушечная в том смысле, что там не было насилия. Я видел: шли парни и девушки, обнимались, целовались, девчонкам цветы дарили. Я не видел ни злости, ни ненависти, ни желания кого-то порвать, отомстить, что обычно происходит во время революций. И поэтому у меня было ощущение, что это ничем не кончится, потому что, зная постсоветские страны, где во власти сидят старые деды, пока их не вынесут вперед ногами, я считал, что то же самое будет и здесь. И если народ зайдет уж слишком далеко, то его подавят танками. Но в глубине души я думал о том, что из всех стран бывшего Советского Союза Армения — это страна, пожалуй, с самой высокой историей и культурой. И мне было бы удивительно, если бы армяне стали убивать друг друга на улицах Еревана. Поэтому, когда появилась информация в СМИ, что где-то кого-то побили, кому-то разбили лицо, я думал: только не это! Но, к счастью, этим всё и закончилось.

…Я знаю, армяне диаспоры внимательно следят за происходящим. Многие из тех, кто давно уехал из Армении и живет в России, в Америке, в Европе, в общем-то, в глубине души были бы рады вернуться, если бы Армения стала другой. Армения, в которой они могут зарабатывать, дать нормальное образование детям, где есть перспективы и нет войны. Поэтому сейчас все с большим энтузиазмом и надеждой следят за тем, что будет делать новое руководство.

— Ты продолжаешь свои путешествия по миру, а на каком этапе сейчас находится твоя тяжба всемирного масштаба с нашим соседним, как недавно пошутили, сувенирным государством?

— В декабре 2018 года Европейский суд начал коммуникации с Азербайджаном. Разбирательство в Евросуде состоит из трех этапов. Первый — подаются все документы и несколько месяцев комиссия решает, насколько жалоба соответствует нормам законодательства. 90% жалоб получают отказ еще на раннем этапе — не хватает каких-то документов, или они поданы не по форме, или что-то проплачено вашими «дружелюбными» соседями. Но мы это пробили и перешли на следующий этап, то есть суд принял решение, что доказательств для возбуждения дела против Азербайджана о покушении на убийство достаточно. Сейчас документы переданы Азербайджану, и им дано 90 дней на подачу возражения. Мы предполагаем, что они могут на это ответить что-то из серии, мол, это всё ложь, и клевета, и на самом деле ко мне хорошо относились, и никто меня не убивал, и это всё провокация армянской стороны. Наверняка будут какие-то фальшивки из серии того, что какой-нибудь врач напишет задним числом, что всего этого не было. Но это не имеет абсолютно никакого значения. Адвокаты считают, что на 99% Азербайджан сел в лужу, и эта история покажет и нестабильность режима Алиева, которые за пару дней до выдачи меня Израилю согласовывали с Нетаниягу, допуская, что в тюрьму зашли убийцы, чтобы подставить самого Алиева. И недавние события, которые происходят в Баку, — все эти демонстрации — лишний раз показывают, что ситуация всё больше и больше выходит из-под контроля, хотя они стараются делать вид, что это всё управляемое.

среда, 30 января 2019 г.

Несколько слов о великом гюмрийце с осенью в глазах

«Если в артисте нет любви, он вряд ли сможет создать что-либо ценное и вечное», – говорил человек, пронизанный любовью к жизни, к людям, к родине, к своему делу. – Основа нашего искусства – волшебная мощная сила: любовь».

Прошло четверть века после ухода Фрунзика Мкртчяна, и пройдет еще столько же, а любовь и свет, исходящий от него с экрана, будут согревать не только нас, но и наших детей и внуков. Мы будем по-прежнему плакать и смеяться, и становиться чище – по крайней мере в моменты, когда смотрим на него или вспоминаем.

Простые гюмрийцы, соседи по дому и улице, преображаются, рассказывая о том, каким он был вне сцены и съемочной площадки. Вот дом, в котором он родился – первенец в семье сирот-беженцев, чудом избежавших геноцида, выросших в детском доме, а затем вместе отправившихся работать на ленинаканскую текстильную фабрику: отец, Мушег, – грузчиком, мать, Санам, – посудомойщицей. Вот комната, в которой семья жила впятером – позже на свет появились еще брат и две сестры. «Когда я родился, все плакали, один я смеялся». Жили трудно, тяжело, и что такое боль – Фрунзику хорошо было известно с самого детства. А вот клуб при фабрике, прямо через дорогу от дома, куда подрастающий талант отправился играть в драмкружок. Сейчас возле здания фабричного ДК стоит обелиск с высеченной фотографией и табличкой: «Мгер Мкртчян».


x

понедельник, 14 января 2019 г.

Как ни странно, ответ на поставленный вопрос заключен, в общем-то, в нем самом. Армения прекрасна и красива в любой период, но зимой она элегантна, загадочна, непредсказуема, а если говорить об Армении гастрономической, то зимой она не менее, а может, и более интересна, чем… Ну ладно, ладно, скажем так: Армения вкусна зимой по-своему. И не только потому, что зима как предвкушение весны. Отнюдь!

Как ни парадоксально, зимние армянские застолья не менее роскошны, чем в другое время года. И не важно, какого достатка человек: не накрыть новогодний стол, украсив его всем тем, чем одарила его природа за пройденные времена года, всем, что по карману, а порой и не очень, – считается в Армении чуть ли не смертным грехом. И в этом не сложно убедиться, посетив любой армянский дом в новогодний период: если летом, весной или осенью с армянского стола подняться сложно, то с зимнего стола встать практически не представляется возможным – хаш, окорок, салаты, толма, кюфта в тандеме с холодной домашней армянской водкой или мачаром (незабродившим молодым вином) профессионально владеют искусством «убеждения», и далеко не первый год.

Даже если вам удалось избежать последствий атаки «тяжелой артиллерии», не обольщайтесь: это была всего лишь «первая часть марлезонского балета» – вас ждет комплексный удар «оружием массового поражения» под собирательным названием «чараз-мараз». Сюда входят разного рода орешки, изюм, сухофрукты из абрикосов, персиков, груш, дынь, апельсинов, корольков, хурмы, чернослива и т. д. Поверьте, вместе с армянским коньяком – они непобедимы! Кто-то ими угощает, а кто-то, как мы, делает из них новогодние елочки. Кстати, очень вкусные – приятного аппетита!

Кстати, не дай вам Бог отказаться где-нибудь от угощения, мотивируя тем, что вы такое блюдо уже пробовали в предыдущих домах – это оскорбление хозяйке дома, сродни «кровному», которое… Словом, да минует вас чаша сия. Чаша не только в переносном смысле – тостами за хозяйку и дегустацией всех шедевров ее кулинарного гения вы, возможно, и сможете как-то искупить свою вину. Но ненадолго!

Идем дальше. Если, чудо произошло и вам удалось-таки вырваться из гостеприимных армянских рук – точнее, они сами решили взять вас под ручки и показать красоты зимней Армении, – то приготовьтесь к встрече с прекрасным...

Наш музей необычный. Здесь вы попадаете в другой мир – в мир Сергея Параджанова. Мир красоты, доброты, вкуса… Произведения Параджанова – ассамбляжи, плоские и объемные коллажи, рисунки, куклы, эскизы к фильмам – своеобразная реакция на жизнь и события, его пластическое восприятие мира. Творчество художника не имеет прямых аналогов в мировом искусстве и отличается фантазией, остроумием и артистизмом. Использование разнообразных материалов и предметов придает произведениям особую прелесть и блеск. Многие из них созданы в заключении: Параджанов был отстранен советской системой от кино на 15 лет, из которых 1973–1977-й и 1982-й провел в тюрьмах и лагерях строгого режима.

В музее у посетителей иногда на глазах появляются слезы…

Да, это так, и надо сказать, это редкое явление – особенно в современном искусстве. Работы их трогают. Это память, возведенная в образ, как говорил сам Параджанов. А это действует очень сильно: люди вспоминают своих бабушек, старые дома, забытые предметы – возникает целый ряд ассоциаций, связанных с прошлым. Как сказал как-то известный художник-мультипликатор Юрий Норштейн, Параджанов превратил дух в материю.

Диапазон работ Параджанова невероятно широк. У любого другого художника вы можете посмотреть десять работ и составить мнение о нем, о его творчестве. В случае Параджанова это не сработает, потому что вы сначала посмотрите десять работ, составите одно мнение, а потом посмотрите следующие десять и ваше мнение изменится, потому что тут уже новая задумка, новые идеи, другие подходы и т. д.

Параджанов объемен и многогранен. Бывало, наши работники спрашивают меня: «А это новая работа? Вы ее недавно привезли?» Тем временем этот коллаж уже висит несколько лет – настолько сложно запомнить его работы, проникнуться.

Насколько должен быть подготовлен человек для посещения вашего музея – иметь информацию об Армении, знать творчество Параджанова?..

Параджанов – наднациональный художник, он принадлежит миру. Он может добраться до сердца представителя любого народа. В одном интервью он так и сказал...
Пишешь и самому не верится, что эти слова о дорогом друге, коллеге, чрезвычайно жизерадостном человеке, с котором знаком более 30 лет, с которым не раз выходил на сцену, снимался в кино. Ушел один из лучших исполнителей роли Нерона, можно сказать — это была его звездная роль! Нерону Амирагяна рукоплескал не только Ереван, но и Санкт-Петербург, Рига, Киев… В прессе писали: «Императора Нерона играет Георгий Амирагян, вызывающий неподдельный ужас каждым своим жестом, каждой улыбкой – столь откровенно циничной, ледяной. После этого спектакля в «Книге добрых отзывов» появилась запись: «Молодцы, ребята, сдаюсь!..» Она принадлежит известному кинорежиссеру Д. Кеосаянцу, долго не принимавшему принцип Камерного театра».

Я долго думал, что написать о Гоге в этот день. Перечислять его работы? Участия в проектах, фильмах? Не думаю, чтоб ему это понравилось — не такой он был человек: да, эпатажный, саркастичный, порой даже циничный, но в глубине души очень добрый, ранимый и скромный человек.А о том, что он успел создать (для незнакомых с ним) можно прочитать, пройдя по этой ссылке — . Тут же и большинство фотографий со спектаклей с его участием.

Но... 8 лет назад Гога дал интервью газете «Новое время». Увы, многое из сказанного им тогда остается более чем актуальным и по сей день, и не лишним было бы еще раз прислушаться к его словам. И пусть сегодня прозвучат его слова — слова человека, который всегда будет жить в сердцах не только работников Камерного театра, но и всех, кому хоть раз в жизни посчастливилось увидеть Гогу на сцене, в кино... Ниже привожу отрывки из этого интервью.

Армянин по национальности. Происходит из армянского княжеского рода Орбели-Орбелянов, правителей Сюника и Бжни. В 1911 окончил Петербургский университет. В 1914-1931 - доцент и профессор Петербургского (позднее Ленинградского) университета. С 1920 работал в Государственном Эрмитаже, где создал отдел Востока - крупнейший тогда центр советского востоковедения. В годы Великой Отечественной войны, оставаясь во время блокады в Ленинграде, вёл большую работу по сохранению музейных ценностей; после войны руководил восстановлением Эрмитажа. В 1955-1960 - декан Восточного факультета ЛГУ, в 1956-1961 - заведующий Ленинградским отделением института народов Азии АН СССР. Основные исследования посвящены кавказоведению, истории средневековой культуры Ближнего Востока; особенную ценность представляют его исследования по сасанидской и сельджукской культурам. Со студенческих лет участвовал в археологическом изучении средневекового города Ани; был ближайшим сотрудником Н. Я. Марра. Вёл раскопки в районе озера Ван (1916, Турция) и в Армении (1929, 1936 и позднее). Ряд работ Орбели посвящен средневековой культуре, армянской эпиграфике, народному эпосу, курдскому языку, архитектуре Грузии и Армении. Орбели вёл большую педагогическую работу и создал школу советских кавказоведов, для которой характерно сочетание работы в области материальной культуры и филологии. Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями.

Адреса в Ленинграде

  • 1942 - 02.02.1961 года - Эрмитажный театр - набережная 9-го Января, 32. Мемориальная доска: «В этом доме с 1948 по 1961 год жил выдающийся советский востоковед, академик Иосиф Абгарович Орбели» (1963. Арх. Попов В. Д., Гранит)

Труды

  • Избранные труды, Ер., 1963
  • Надписи Мармашена, П., 1914
  • Сасанидский металл, М. - Л., 1935 (совместно с К. В. Тревер)
  • Проблема сельджукского искусства, в сборнике: [Труды] III Международного конгресса по иранскому искусству и археологии, М. - Л., 1939
  • Басни средневековой Армении, М. - Л., 1956