Художник гроот как зеркало елизаветинской эпохи

Время Елизаветы Петровны – период в истории русского искусства, до сих пор получающий противоречивые оценки. Однако именно эта эпоха связана с блестящим расцветом отечественной культуры, когда получили развитие различные ее виды и жанры – зодчество, живопись, графика, а также коллекционирование художественных произведений, начало которому было положено Петром Великим и продолжено его дочерью, императрицей Елизаветой Петровной. На выставке предполагается собрать более 150 произведений разных художников, работавших в эпоху ее блистательного правления. Основу выставки составят работы Георга Христофа Гроота (1716-1749) – одного из наиболее выдающихся представителей «россики» (творчество зарубежных художников, работавших в России в XVIII веке), 300-летие со дня рождения которого отмечается в 2016 году.

Гроот фактически стал основоположником русской портретной школы Нового времени. Он оказал значительное влияние на творчество ведущих отечественных живописцев XVIII века – А.П.Антропова, Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова. В экспозицию войдет порядка150 работ из собрания Русского музея, а также других музеев России - 40 живописных полотен отечественных и зарубежных мастеров, более 50 графических листов и около 60 предметов прикладного искусства – экспонатов, каждый из которых стал ярким свидетельством культурной жизни России 1740 – начала 1760-х годов. В выставке принимают участие Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Библиотека Российской академии наук (БАН), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Царское село», ГМЗ «Гатчина», Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Нижегородский государственный художественный музей, Орловский музей изобразительных искусств, Таллиннский городской музей (Эстония), Художественный музей Эстонии, Нарвский музей (Эстония) и частные коллекционеры: Н.С.Мустафаев (Москва), М.В.Миронов (Санкт-Петербург), С.И.Григорьянц (Москва), М.Ю.Карисалов (Санкт-Перербург), Ю.И.Вейцман (Мюнхен, Германия).

Русский музей горячо благодарит все институции и частные лица, принявшие участие в подготовке выставки.

Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда "Система".

Услуга аудиогида оказывается партнером Русского музея компанией "Делия" .




Время Елизаветы Петровны – период в истории русского искусства, до сих пор получающий противоречивые оценки. Однако именно эта эпоха связана с блестящим расцветом отечественной культуры, когда получили развитие различные ее виды и жанры – зодчество, живопись, графика, а также коллекционирование художественных произведений, начало которому было положено Петром Великим и продолжено его дочерью, императрицей Елизаветой Петровной. На выставке предполагается собрать более 150 произведений разных художников, работавших в эпоху ее блистательного правления. Основу выставки составят работы Георга Христофа Гроота (1716-1749) – одного из наиболее выдающихся представителей «россики» (творчество зарубежных художников, работавших в России в XVIII веке), 300-летие со дня рождения которого отмечается в 2016 году.

Гроот фактически стал основоположником русской портретной школы Нового времени. Он оказал значительное влияние на творчество ведущих отечественных живописцев XVIII века – А.П.Антропова, Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова. В экспозицию войдет порядка150 работ из собрания Русского музея, а также других музеев России - 40 живописных полотен отечественных и зарубежных мастеров, более 50 графических листов и около 60 предметов прикладного искусства – экспонатов, каждый из которых стал ярким свидетельством культурной жизни России 1740 – начала 1760-х годов. В выставке принимают участие Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Библиотека Российской академии наук (БАН), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Царское село», ГМЗ «Гатчина», Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Нижегородский государственный художественный музей, Орловский музей изобразительных искусств, Таллиннский городской музей (Эстония), Художественный музей Эстонии, Нарвский музей (Эстония) и частные коллекционеры: Н.С.Мустафаев (Москва), М.В.Миронов (Санкт-Петербург), С.И.Григорьянц (Москва), М.Ю.Карисалов (Санкт-Перербург), Ю.И.Вейцман (Мюнхен, Германия).

Русский музей горячо благодарит все институции и частные лица, принявшие участие в подготовке выставки.

Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда "Система".

Услуга аудиогида оказывается партнером Русского музея компанией "Делия" .




Со 2 декабря 2016 по 31 марта 2017 года в Русском музее пройдет выставка, посвященная Елизаветинскому времени.

Фото пресс-служба благотворительного фонда «Система»

Более 150 произведений из собрания Русского музея, а также других музеев России — 40 живописных полотен отечественных и зарубежных мастеров, 20 графических листов и около 60 предметов прикладного искусства увидят посетители выставки 2 декабря в залах Михайловского замка.

Основу экспозиции составят работы Георга Христофа Гроота — одного из наиболее выдающихся представителей «россики». В 2016 году отмечается 300-летие со дня его рождения.

Елизаветинское время было связано с расцветом отечественной культуры. В то время активно развивались зодчество, живопись и графика. В Санкт-Петербурге особенной интенсивностью отличалась научная и художественная жизнь, насыщенная событиями. В музейных собраниях Русского музея сохранилось достаточно образцов елизаветинской мебели.

Экспозиция «Георг Христоф Гроот и Елизаветинское время» открывается в рамках проекта «Театр Российской истории. Дом Романовых: факты, легенды и мифы. Сага о династии» и приурочена к открытию V Санкт-Петербургского международного культурного форума.

На выставке будут представлены произведения из собрания Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», а также из других российских и зарубежных музеев и частных коллекций.

Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Система». В июне 2016 года при участии фонда был организован и проведен Международный фестиваль «Императорские сады России» в Михайловском саду Русского музея. 21 декабря фонд выступит партнером выставки «Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения».

Партнерские отношения между БФ «Система» и Государственным Русским музеем начались в 2003 году, когда было подписано первое долгосрочное соглашение о сотрудничестве. За время совместной работы были реализованы масштабные проекты выставочной и издательской деятельности, проведена реставрация произведений искусства, дворцовых и садовых архитектурных ансамблей, входящих в комплекс Русского музея. Были организованы научные и просветительские конференции, публичные обсуждения и обмены мнениями в области искусствоведения, другие культурные программы. Благодаря поддержке БФ «Система» был дан старт уникальному проекту по созданию сети виртуальных филиалов Русского музея в России и за рубежом, который насчитывает около 200 цифровых представительств. В 2013 году соглашение о сотрудничестве было продлено до 2023 года. Общий объем поддержки за 10 лет составит до 300 млн. рублей.

10.01.17 выставки

На фоне ажиотажа по поводу открытия выставки работ Айвазовского как-то незаметно в том же Русском музее, только в его филиале - Михайловском замке - начала работу экспозиция под названием «Георг Христоф Гроот и Елизаветинское время», на которой представлено более 150 произведений художников, творивших в период правления Елизаветы Петровны. Основу же выставки составляют картины немца Георга Христофа Гроота, представителя «россики» - иностранных художников, работавших в России, - 300-летний юбилей которого отмечался в прошлом году. Так что творил Гроот задолго до Айвазовского, но на его творчество никакого влияния не оказал, потому что морских пейзажей не писал, а рисовал в основном портреты царских особ и приближенных к ним персон. Но именно Гроот стал основоположником русской портретной школы и именно благодаря ему мы сегодня можем узнать, как выглядели загадочные «властные» персоны, жизнь которых всегда интересовала среднестатистическое население страны.

Красавица и чудовище

Как известно, если судьба что-то у человека отнимает, то ровно столько же ему и компенсирует - только в другом виде. Вот и Гроота она обделила внешностью и, судя по продолжительности жизни - а прожил Георг Христоф всего 33 года, - здоровьем. Почти что карлик, лысый и горбатый, он получил прозвище «маленький Гроот», так как был еще Гроот «большой» - его родной брат, тоже художник и тоже работавший в России. Но если у «большого» все было в порядке с внешностью, то у «маленького» задалась блистательная карьера. Родившийся в 1716 году в Штутгарте в семье придворного живописца, уже в 25 лет Георг Христоф приезжает в Россию.

И попадает в Петербург, где как раз в это время происходит дворцовый переворот и к власти приходит Елизавета Петровна. Тут и начинается при дворе веселуха, в состоянии которой и проходит весь период правления дочери Петра Первого. Но, несмотря на пребывание в «вечном празднике», Елизавета была неглупа и искусством интересовалась. Она продолжила начатое еще ее отцом коллекционирование художественных произведений и смогла разглядеть в горбатом юноше талант живописца, которому можно доверить даже изображение собственной персоны.

А к персоне своей Елизавета Петровна относилась трепетно. Присвоив себе звание первой красавицы страны, она себя так и чувствовала. Живя в окружении льстецов и зеркал, она, вполне может быть, регулярно задавала им вопрос: кто на свете всех милее? Ответ мог быть только один. И вот Гроот, который был младше императрицы всего на семь лет, сумел уловить это маниакальное самолюбование и отразить в своих портретах то, что хотела видеть императрица. Так один за одним появляются портреты Елизаветы, на которых та предстает во всей красе. И при полном параде, и на коне, и в маскарадном костюме. Глядя на эти изображения сегодня, понимаешь, насколько изменились стандарты красоты, но в те времена первая красавица выглядела именно так - полная женщина с маленькой головой, маленькими белыми ручками и насмешливым взглядом, явно очень довольная собой. Опять же Гроот сумел передать то состояние вечного праздника, которое так любила императрица.

«Придворный малер»

В общем, Георг Христоф угодил, за что и получил сначала звание «придворный малер», а потом «галереи директор» - ему были поручены хранение и реставрация картин. А также написание портретов всех членов царской семьи и приближенных к ней лиц. И вот Гроот уже рисует двойной портрет по случаю свадьбы наследника российского престола Петра Федоровича и немецкой принцессы Фике, перешедшей в православие и ставшей великой княгиней Екатериной. И это была проверка на «политкорректность». Надо было изобразить двух, по сути, подростков, не блиставших красотой, так, чтобы не уронить их царский статус. И в то же время Фике - Екатерина на портрете не должна была затмить изображения Елизаветы. Художник это понял и показал Екатерину такой, что, наверное, современники, глядя на ее портреты - а Гроот нарисовал их несколько, - говорили: хороша, но не чета императрице. А уж страшненького Петра могли украсить только наряды, о чем Гроот тоже догадался, поэтому, рисуя его портреты, большое внимание уделил всяким шелкам-бархатам, лентам, орденам и прочим атрибутам, которые отвлекают от непрезентабельной внешности наследника.

Короткий триумф

Естественно, царское доверие отразилось и на спросе на художника. Князья, графы и их жены - в числе заказчиков Гроота. И он рисовал их портреты с той же аккуратностью, что и царские, - так, чтобы все были довольны. К сожалению, на весь этот триумф ему было отведено всего восемь лет. Но за такой короткий срок Георг Христоф Гроот сумел не только создать целую галерею портретов, но и воспитать учеников, среди которых был и крепостной графа Шереметева будущий известный портретист Иван Аргунов.

Сегодня работы Гроота и его современников из крупнейших музеев страны собрали на одной выставке в Михайловском замке, где их еще и дополнили предметами быта эпохи правления Елизаветы Петровны - эпохи блеска и коварства, в которой тем не менее могли по достоинству оценить талант.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»