История и развитие романтизма в живописи. Романтизм в европейской живописи-презентация по мхк Стиль романтизм в литературе и изобразительном искусстве

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: Концепция, содержание и морфология мультимедийного комплекса для общеобразовательной школы. – СПб.: Астерион, 2004. – 279 с.

Эпоха Романтизма

Общая характеристика (В.Е.Черва)

Основные памятники (В.Е.Черва, М.Н.Шеметова)

Пример характеристики памятника (В.Е.Черва)

Биография творческой личости (В.Е.Черва)

Библиография (В.Е.Черва)

Примерные вопросы к контрольному тесту (В.Е.Черва, Ю.В.Лобанова)

5.4. Эпоха Романтизма

5.4.1. Общая характеристика

Романтизм – идейное и художественное движение в Европейской культуре конца XVIII – 1-й половины XIX в. Это эпоха буржуазных революций, политических и экономических переворотов в Европе, характеризующаяся критичностью по отношению к современной ему действительности и вместе с тем к отвергнутой ею социальным и политическим принципам прошлого XVIII в. (эпоха Просвещения). Романтизм как особый вид мировоззрения стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры. Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Французской буржуазной революции 1789 г. предопределили пессимистический взгляд на общественное развитие; умонастроения «мировой скорби» сочетались в Романтизме со стремлением к гармонии миропорядка. Отвергая рационализм и механицизм просветителей, романтики, тем не менее, сохраняли основополагающие понятия предшествующей эпохи: «естественный человек», взгляд на природу как на великое благое начало, стремление к справедливости и равенству.

В художественной культуре крушение надежд на свободу, всеобщий мир и общественное благополучие обусловили основной мотив того периода, имевший принципиальное значение для эстетики Романтизма – «крушение иллюзий». Другой важный мотив художественной деятельности, порожденный разладом идеала с действительностью, невозможностью достигнуть идеалов, – «двоемирие», т.е. уход от действительности в иллюзорный мир мистики, идеализированной древности или далеких, экзотических для Европы стран. Таким образом, у романтиков мировая гармония оказалась нарушенной. Мир распался на категории, противопоставленные друг другу: жизнь земная и жизнь вечная, Бог и дьявол, герой и толпа, настоящее время и далекое прошлое, прекрасное и уродливое, идеал и обыденность.

В связи с новым миропониманием в эпоху Романтизма постепенно изменялось и понимание личности, соотношение значимости личности и общества для культуры. В отличие от классицизма, акцентировавшего природное сходство всех людей, т.е. приоритет общего, романтизм ставил во главу угла индивидуальную непохожесть . Отсюда понимание романтической личности как одинокой, непонятой, бунтующей (активно или пассивно) против всех и вся, исполненной гордыни, бросающей вызов Богу, обществу, толпе.

В художественной культуре романтизм стал реакцией на рационалистическую эстетику классицизма. Однако нельзя говорить о том, что романтизм в искусстве полностью отвергает достигнутое в классицизме: романтизм оставляет стилевые основы классицизма, переосмысливая язык художественных форм, а также идейную направленность искусства. Несмотря на кажущуюся «полярность» взглядов классицизма и романтизма на человека и его место в мире, представление о личности конца XVIII – начала XIX в. предполагает сочетание рационалистического идеала человека эпохи Просвещения с обязательным сведением всего частного, субъективного к общему, надличностному и некоего романтического «налета». Наиболее яркое выражение такое представление получило в лирике – самом субъективном роде литературы, ставшей выразителем романтических тенденций в искусстве.

Романтизм как стиль в искусстве появился сначала в литературе, а потом и в других видах искусства. Даже само понятие «романтизм» пришло из литературы и произошло от эпитета «романтический» (впервые как литературный термин было введено Новалисом). До XVIII в. этот эпитет указывал на некоторые особенности литературных произведений, написанных на романских языках, в частности, на занимательность, множество приключений и событий. В конце XVIII в. «романтическое» стало пониматься более широко: не только как авантюрное, занимательное, но и как старинное, самобытно народное, далекое, наивное, фантастичное, духовно возвышенное, призрачное, а также удивительное, пугающее. Именно поэтому романтики нередко идеализировали прошлое, пытались вдохнуть новую жизнь в мифы и библейские сказания. Фантастика становится контрастом к реальности.

Кроме литературы (в особенности лирики) еще одним видом искусства, в котором романтические тенденции воплотились в полной мере, была музыка. Индивидуализм, пустивший ростки еще в сентиментализме, в романтическую эпоху достиг невиданных размеров. Вследствие этого резко возрос статус личности, художника-творца. Личная судьба, личная драма приобрели общечеловеческое звучание, поэтому в эпоху Романтизма особую популярность приобрели произведения с исповедальными мотивами. Музыка же в любом своем проявлении – «исповедь души». Не случайно И.И.Соллертинский называл музыку «звучащей автобиографией», «своего рода симфоническим, вокально-песенным, фортепьянным дневником».

В отличие от литературного романтизма, появившегося в конце XVIII в., музыкальный романтизм проявил себя только во втором десятилетии XIX в. Показательно, что термин «романтическая музыка» принадлежит Э.Т.А.Гофману, писателю и композитору, самим своим творчеством символизировавшему весьма важный для романтической эстетики союз литературы и музыки. Если в эпоху Возрождения главным видом искусства была живопись, а основные идеи эпохи Просвещения нашли свое отражение в театре, то романтическая эстетика на первое место выдвинула литературу и музыку. Причем сами романтики не пришли к единому мнению относительно того, какой же из этих видов искусства занимает более высокое положение в «иерархии» искусств, а идея союза литературы и музыки выдвинула на первое место такие «синтетические» жанры, как опера, программная музыка, романс-песня. В области инструментальной музыки, менее подверженной идеям романтизма, важнейшей стала фортепьянная миниатюра, способная создать беглую зарисовку настроения, пейзажа, характерного образа. В живописи главным романтическим жанром можно считать портрет, в котором основным стало выявление ярких характеров, напряжения духовной жизни, мимолетного движения человеческих чувств, а также автопортрет, который почти не встречался в XVIII в. Многие черты, присущие романтической живописи, нашли свое продолжение в более поздних стилевых направлениях, например, мистицизм и сложный аллегоризм – в символизме , повышенная эмоциональность и импульсивность – в экспрессионизме .

Характеризуя западноевропейский романтизм, Иванов-Разумник делил его на три разновидности: немецкий, английский и французский, охарактеризовав их соответственно как логический, или романтизм мысли, этический, или романтизм воли, и эстетический, или романтизм чувства.

Германия того времени – раздробленная страна, не имеющая возможности принимать активное участие в колонизации Востока, у нее недостаточно ресурсов, чтобы без чьей-либо помощи вести войны в Европе. Однако именно в Германии складываются многие философские школы и учения – она не способна на активные и решительные действия, но обладает мощным идейным потенциалом. Для немецкого романтизма характерны меланхолия, созерцательность, мистико-пантеистические настроения. Немецкий романтизм обращается к мифам, легендам, преданиям и сказаниям своего народа, что отражено и в литературе, и в музыке, и в живописи этого периода. Э.Т.А.Гофман пишет сказки, используя многие мотивы немецкого фольклора, его опера «Ундина» также обращается к народным преданиям. Творчество Р.Вагнера почти полностью уходит своими корнями в германскую мифологию, героический эпос («Лоэнгрин», «Парсифаль», «Кольцо нибелунга» и т.п.) и легендарное прошлое своей страны («Летучий голландец», «Тангейзер» и др.). К.М.Вебер (опера «Вольный стрелок») также обращается к преданиям своего народа.

К началу XIX в. Австрия была огромной империей, включавшей Венгрию, Чехию, север Италии, юго-восток Баварии, поэтому национальный состав ее был разнообразным: чехи и венгры, словаки и хорваты, румыны и украинцы, поляки и итальянцы, причем собственно австрийцы и немцы составляли одну треть населения. Традиции, обычаи, фольклор и особенности художественного творчества каждого из этих народов воздействовали на формирование специфических черт австрийской культуры. Однако все эти народы объединяла династия Габсбургов. В отличие от Германии, в которой народы с развитой национальной культурой не имели единого государства и поэтому стремились к созданию национального государства как залога сохранения своей культуры, народы Австрийской империи жили в рамках единого государства, которое формировалось задолго до промышленной революции по династическому принципу и не отождествлялось ни с одним из народов, находившихся под его властью. В связи с тем что немецкий язык был родным для членов правящей династии, он рассматривался ими в качестве официального языка страны и наиболее предпочтительного средства межнационального общения ее обитателей. Возможно, именно поэтому многие черты, присущие художественной культуре Германии, были характерны и для Австрии. Например, отношение к природе как прибежищу от бед цивилизации, утешению, исцелению мятущегося человека ярко отражены в произведениях Ф.Шуберта (например, вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»), в творчестве которого душевные переживания личности тесно связаны с образами природы.

В отличие от Германии, Англия того времени была передовой страной с богатыми политико-экономическими традициями и с формой правления, на которую равнялась вся Европа, считая ее наиболее удачной (парламентская монархия). Однако, как показывает история искусства, Англия романтического периода не создала сколько-нибудь интересной музыки, и достижения романтизма претворены в двух видах искусства: литературе и живописи. Главными темами английского романтизма стали размышления о романтической личности, герое своего времени, а также о том, какими моральными качествами должен этот герой обладать (например, в произведениях Дж.Г.Байрона «Чайльд Гарольд», «Дон Жуан» и в «Эндимионе» Дж.Китса). В английской романтической живописи преобладал пейзаж как отражение духовной чистоты и великих возможностей «естественного человека» (например, пейзажи Дж.Констебла).

Французский романтизм был ярким отражением событий 1789 г., т.е. Великой французской революции. Именно поэтому из всех региональных вариантов романтизма французский – самый действенный и активный, самый эмоционально насыщенный. Он дал множество имен в различных видах искусства. Так, в литературе одним из наиболее видных романтиков, первым сформулировавшим основные характеристики французского романтизма (предисловие к драме «Кромвель»), был В.Гюго, другим – А. де Мюссе, прославившийся своим произведением-исповедью «Исповедь сына века». В музыке великим новатором стал Г.Берлиоз, одним из первых создавший жанр программной симфонии («Фантастическая симфония») и реформировавший средства музыкальной выразительности. Французские художники также реформируют художественно-выразительные средства: динамизируют композицию, объединяя формы бурным движением, используют яркий, насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, теплых и холодных тонов.

Американский романтизм вследствие многих причин не представлял собой единой картины. Отсутствие глубоких национальных корней, географическая отдаленность от европейских стран, мозаичность созданной на новом материке культуры, а также озабоченность установлением независимости от Европы предопределили свой собственный путь американского романтизма. В первую очередь, это попытка найти корни своей культуры в недрах культуры аборигенов – индейцев. Именно поэтому многие деятели искусства, в частности литературы, обращаются к идеализации жизни индейцев, их образа (Ф.Купер, Г.Лонгфелло). Другие интересуются природой этой благодатной земли, а значит, одним из самых распространенных романтических жанров становится пейзаж.

Общеизвестно, что русский романтизм существенно отличался от западноевропейского. Россия рубежа XVIII–XIX вв. в своем экономическом развитии еще не «догнала» Европу, не пережила своей буржуазной революции, поэтому российской культуре были чужды трагизм и безнадежность «мировой скорби», «уход» в идеализированное средневековье, характерные для немецкого, французского и английского романтизма. Говоря о западноевропейских традициях в русском романтизме, заметим, что настроения, характерные для Европы конца XVIII в., в России стали актуальными в связи с двумя событиями русской истории – Отечественной войной 1812 г. и декабристским восстанием. Отечественная война способствовала росту национального самосознания, а восстание декабристов явилось своего рода разрешением революционной ситуации, подобной западноевропейской. Вот почему ранний русский романтизм, расцвет которого пришелся на второе десятилетие XIX в., в отличие от западноевропейского, был «более оптимистичным, активным, наступательным» (Г.Гуковский). Российская культура переживала пору революционного подъема во всех сферах культуры. Еще одним существенным различием между западноевропейским и русским романтизмом было то, что основной движущей социальной силой Европы было третье сословие, а в России это были дворяне, – поэтому русский романтизм часто называют «дворянским». Действительно, наиболее значительные явления в области русской культуры первой половины XIX в. происходили в дворянской среде. Даже борьба за отмену крепостного права велась в основном дворянами.

В это время в общественном сознании России обострилась культурная оппозиция Петербурга и Москвы. Напомним, что еще в XVIII в. Москва противопоставила реакционному классицистскому Санкт-Петербургу передовой в то время сентиментализм. В начале XIX в. именно в Москве появились первые ростки романтизма. Более патриархальная Москва обращалась в основном к пассивному направлению Романтизма, главной идеей которого был уход в идеализм, в то время как петербургская культура отражала его активное революционно-просветительское, коллективное начало. Культура пушкинского Петербурга оставалась по сути своей обращенной к достижениям западноевропейского Просвещения, т.е. к неким умозрительным сентенциям относительно преобразования общества, в то время как московский сентиментализм перерос в романтизм, поставив на первое место творческую личность.

Романтизм стал последним общеевропейским стилем в искусстве. Однако, наряду с общими чертами, нужно отметить, что каждая страна создавала свой неповторимый, самобытный романтический колорит. Это связано с тем, что рамках Романтизма, инициировавшего бурный рост национального самосознания, создается огромное множество национальных художественных школ, каждая из которых обладает своеобразием идей, сюжетов, излюбленных жанров, а также особой национальной стилистикой.

Искусство романтизма формируется в полемике с классицизмом. В социальном аспекте появление романтизма связывают с Великой французской революцией XVIII в., он возникает как реакция всеобщего воодушевления по поводу ее начала, но и как глубокое разочарование в возможностях человека при ее поражении. Более того, немецкий романтизм позднее считали бескровным вариантом Французской революции.

Как идейно-художественное течение романтизм заявляет о себе в первой половине XIX в. Он возникает в первую очередь как литературное направление - здесь активность романтиков высока и успешна. Не менее значительна музыка того времени: вокал, инструментальная музыка, музыкальный театр (опера и балет) романтизма составляют и сегодня основу репертуара. Однако в изобразительных и пространственных искусствах романтизм проявил себя менее ярко и по количеству созданных произведений, и по их уровню. Живопись романтизма доходит до уровня шедевров в Германии и Франции, остальная Европа отстает. Об архитектуре романтизма и говорить не принято. Некоторое своеобразие здесь обнаруживает только садово-парковое искусство, да и то романтики развивают здесь идею английского ландшафтного, или природного, парка. Есть место также некоторым неоготическим тенденциям романтики видели свое искусство в ряду: готика - барокко - романтизм. Такой неоготики немало в славянских странах.

Изобразительное искусство романтизма

В XVIII в. термин "романтический" обозначал "странный", "фантастический", "живописный". Несложно заметить, что слова "романс", "роман" (рыцарский) этимологически очень близки.

В XIX в. термин трактовали как название литературного течения, противоположного по своим установкам классицизму.

В изобразительных искусствах романтизм интересно проявил себя в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре. Наиболее последовательная школа романтизма сложилась во Франции, где шла упорная борьба с догматизмом и отвлеченным рационализмом в официальном искусстве в духе академического классицизма. Основателем романтической школы живописи явился Теодор Жери- ко (1791-1824). Он обучался у мастеров классицизма, но, сохранив от классицизма тяготение к обобщенно героизированным образам, Жерико впервые выразил в живописи чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному выражению значительных событий современности. Уже первые произведения художника обнаруживают высокую эмоциональность, "нерв" эпохи наполеоновских войн, в которых было много бравады ("Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку", "Раненый кирасир, покидающий поля боя"). Они отмечены трагическим мироощущением, чувством растерянности. Герои классицизма таких чувств не испытывали или не выражали их публично и не эстетизировали уныние, растерянность, тоску. Живописные полотна художников романтизма написаны динамично, в колорите преобладает темный тон, который оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками.

Жерико создает невероятно динамичную картину "Бег свободных коней в Риме". Здесь он превосходит по убедительности передачи движения всех предыдущих художников. Одно из главных произведений Жерико - картина "Плот Медузы". В ней он изображает реальные факты, но с такой силой обобщения, что современники увидели в ней не образ одного конкретного кораблекрушения, но всей Европы, находящейся в отчаянии. И лишь отдельные, самые стойкие люди продолжают борьбу за выживание. Художник показывает сложную гамму человеческих чувств - от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды. Динамика данного полотна определяется диагональю композиции, эффектной лепкой объемов, контрастных перепадов светотени.

Жерико успел проявить себя как мастер портретного жанра. Здесь он также выступает как новатор, определяя образную специфику портретного жанра. В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" и в автопортретах выражено представление о романтическом художнике как о независимом творце, яркой, эмоциональной личности. Он закладывает основы романтического портрета - впоследствии одного из самых успешных романтических жанров.

Приобщился Жерико и к пейзажу. Путешествуя по Англии, он был поражен ее обликом и отдал дань ее красотам, создав множество пейзажных картин, написанных как маслом, так и акварелью. Они богаты по цвету, тонки по наблюдениям, не чужды социальной критики. Художник назвал их "Большая и малая английская сюиты". Как характерно для романтика назвать изобразительный цикл музыкальным термином!

К сожалению, жизнь Жерико оказалась короткой, но он положил начало славной традиции.

С 1820-х гг. главой романтиков-живописцев становится Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863). Испытал сильное влияние Жерико, с которым был дружен с ученической скамьи. Изучал живопись старых мастеров, особенно Рубенса. Путешествовал по Англии, был увлечен живописью Констебла. Делакруа обладал страстным темпераментом, мощной творческой фантазией и высокой работоспособностью. С начальных шагов на профессиональном поприще Делакруа решительно следует за романтиками. Первая картина, которую он выставил, изображала Данте и Вергилия в ладье, пересекающей Стикс ("Ладья Данте"). Картина полна трагизма, мрачного пафоса. Следующим полотном "Резня на Хиосе" он откликнулся на реальные события, связанные со страданиями греков от турецкого ига. Здесь он открыто выразил свою политическую позицию, приняв в конфликте сторону греков, которым он сострадал, - тогда как французское правительство заигрывало с Турцией.

Картина вызвала и политические, и искусствоведческие нападки, особенно после того, как Делакруа под влиянием творчества Констебла переписал картину в более светлых тонах. В ответ на критику художник создает полотно "Греция на развалинах Миссолунги", в котором вновь обращается к животрепещущей теме борьбы Греции за освобождение от турецкого ига. Эта картина Делакруа более символична, женская фигура с поднятой рукой в жесте не то проклятия захватчикам, не то в призыве к борьбе, олицетворяет всю страну. Она как бы предвосхищает образ Свободы в грядущей, самой знаменитой работе художника.

В поисках новых героев, сильных личностей Делакруа часто обращается к литературным образам Шекспира, Гете, Байрона, Скотта: "Тассо в доме умалишенных", "Смерть Сарданапала", "Убийство епископа Льежского"; делает литографии к "Фаусту", "Гамлету", выражая тончайшие оттенки чувств героев, чем заслужил похвалу Гете. Делакруа подходит к художественной литературе так, как его предшественники подходили к Священному Писанию, делая из него бесконечный источник сюжетов для картин.

В 1830 г. под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа написал большое полотно "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах"). Над реалистически изображенными фигурами участников революционной борьбы, бедных, в основном молодых людей, воодушевленных борьбой, парит великолепная женщина, напоминающая "гениев" Веронезе. У нее в руках знамя, лицо вдохновенно. Это не просто аллегория свободы в духе классицизма, это - высокий символ революционного порыва. Однако нельзя и отрешиться от живой, чувственной женской фигуры - так она притягательна. Картина получилась сложной, обаятельной, динамичной.

Как настоящий романтик, Делакруа путешествует по экзотическим странам: Алжиру, Марокко. Из путешествия он привозит пять картин, среди которых "Львиная охота в Марокко", видимо, дань любимому Рубенсу.

Делакруа много работает как декоратор, создавая монументальные произведения в Бурбонском и Люксембургском дворцах, парижских церквях. Он продолжает работать в жанре портрета, создавая образы людей эпохи романтизма, например Ф. Шопена. Творчество Делакруа принадлежит к вершинам живописи XIX в.

Живопись и графика немецкого романтизма по большей части тяготеет к сентиментализму. И если немецкая романтическая литература действительно составляет целую эпоху, то об изобразительных искусствах этого не скажешь: в литературе были "Буря и натиск", а в изобразительных искусствах - идеализация семейного патриархального быта. Показательно в этом смысле творчество Людвига Рихтера (1803-1884): "Лесной источник близ Ариччи", "Свадебное шествие весной" и т.п. Ему принадлежат также многочисленные рисунки на темы сказок и народных песен, сделанные в суховатой манере.

Но есть одна масштабная фигура в немецком романтизме, которую нельзя обойти. Это Каспар Давид Фридрих (1774- 1840). Он был пейзажистом, учился в Академии художеств в Копенгагене. Позднее поселяется в Дрездене, занимается преподаванием.

Его пейзажная манера оригинальна, картины запоминаются с первого знакомства, в них чувствуется, что это пейзажи художника-романтика: они последовательно выражают специфику романтического мироощущения. Он писал ландшафты южной Германии и Балтийского побережья, поросшие лесом дикие скалы, пустынные дюны, замерзшее море. Люди иногда присутствуют на его картинах, но мы редко видим их лица: фигуры, как правило, обращены к зрителю спиной. Фридрих стремился передать стихийную мощь природы. Он искал и обнаруживал созвучия природных сил и человеческих настроений и исканий. И хотя он отражает жизнь достаточно точно, искусство Фридриха не реалистично. Это отпугивало в недавнем прошлом советских искусствоведов, о художнике мало писали, почти не было его репродукций. Сейчас ситуация переменилась, и мы можем наслаждаться глубокой одухотворенностью его картин, меланхолической отстраненной созерцательностью пейзажей Фридриха. Четкая ритмика композиции, строгость рисунка соединяются в его работах с контрастами светотени, богатой световыми эффектами. Но порой Фридрих доходит в своей эмоциональности до щемящей тоски, ощущения бренности всего земного, до оцепенения мистического транса. Сегодня мы переживаем всплеск интереса к творчеству Фридриха. Его наиболее удачные работы - "Гибель "Надежды" во льдах", "Монастырское кладбище под снегом", "Месса в готической руине", "Закат на море" и др.

В русском романтизме в живописи есть много противоречивого. К тому же долгие годы считалось, что хороший художник - реалист. Вероятно поэтому утвердилось мнение, что О. Кипренский и А. Венецианов, В. Тропинин и даже А. Куинджи - реалисты, что нам представляется неверным, они - романтики.

Искусство, как известно, чрезвычайно многогранно. Огромное количество жанров и направлений позволяет каждому автору в наибольшей степени реализовать свой творческий потенциал, а читателю дает возможность выбрать именно тот стиль, который ему по душе.

Одним из самых популярных и, без сомнения, прекрасных течений искусства является романтизм. Это направление приобрело широкое распространение в конце XVIII века, охватив европейскую и американскую культуру, но позднее дойдя и до России. Основные идеи романтизма - стремление к свободе, к совершенству и обновлению, а также провозглашение права человеческой независимости. Это течение, как ни странно, широко распространилось абсолютно во всех основных видах искусства (живопись, литература, музыка) и приобрело поистине массовый характер. Поэтому следует более подробно рассмотреть, что такое романтизм, а также упомянуть его самых известных деятелей, как зарубежных, так и отечественных.

Романтизм в литературе

В этой сфере искусства подобный стиль изначально появился в Западной Европе, после буржуазной революции во Франции 1789 г. Основной идеей писателей-романтиков стало отрицание действительности, мечты о лучшем времени и призыв к борьбе за смену ценностей в обществе. Как правило, основной герой - это бунтарь, действующий в одиночку и ищущий правды, что, в свою очередь, делало его беззащитным и растерянным перед окружающим миром, поэтому произведения авторов-романтиков зачастую пропитаны трагизмом.

Если сравнивать это направление, например, с классицизмом, то эпоха романтизма отличалась полной свободой действий - писатели не стеснялись использовать самые разные жанры, смешивая их воедино и создавая уникальный стиль, в основе которого так или иначе лежало лирическое начало. Действующие события произведений были наполнены необыкновенными, порой даже фантастическими событиями, в которых напрямую проявлялся внутренний мир персонажей, их переживания и мечты.

Романтизм как жанр живописи

Изобразительное искусство также попало под влияние романтизма, причем его движение здесь основывалось на идеях известных литераторов и философов. Живопись как таковая полностью преобразилась с приходом этого течения, в ней стали появляться новые, совершенно необычные образы. Темы романтизма затрагивали неизведанное, включая дальние экзотические страны, мистические видения и грезы и даже мрачные глубины человеческого сознания. В своем творчестве художники во многом опирались на наследие давних цивилизаций и эпох (Средневековье, Древний Восток и пр.).

Направленность этого течения в царской России также была иной. Если европейские авторы затрагивали антибуржуазные темы, то русские мастера писали на тему антифеодализма.

Тяга к мистике была выражена значительно слабее, чем у западных представителей. Отечественные деятели по-иному представляли себе, что такое романтизм, что в их творчестве прослеживается в виде частичного рационализма.

Эти факторы и стали основополагающими в процессе зарождения новых веяний в искусстве на территории России, и благодаря им мировое культурное наследие знает русский романтизм именно таким.

Зародился еще в конце XVIII столетия, однако наибольшего расцвета достиг в 1830-х годах. С начала 1850-х годов период начинает идти на спад, однако нити его тянутся сквозь весь XIX век, давая основу таким направлениям, как символизм, декаданс и неоромантизм.

Возникновение романтизма

Родиной направления считается Европа, в частности Англия и Франция, откуда и пошло название данного художественного направления - «romantisme». Объясняется это тем, что романтизм 19 века возник как следствие Великой французской революции.

Революция разрушила всю существовавшую ранее иерархию, перемешала общество и социальные слои. Человек стал ощущать одиночество и начал искать утешения в азартных играх и прочих развлечениях. На фоне этого и возникла идея о том, что вся жизнь представляет собой игру, в которой есть и победители, и проигравшие. Главным героем каждого романтического произведения становится человек, играющий с роком, с судьбой.

Что такое романтизм

Романтизм - это все то, что существует только в книгах: непонятные, невероятные и фантастические явления, в то же время сопряженные с утверждением личности через ее духовную и творческую жизнь. Главным образом события разворачиваются на фоне выраженных страстей, все герои обладают ярко проявленными характерами, нередко бывают наделены бунтарским духом.

Писатели эпохи романтизма делают упор на то, что главная ценность в жизни - личность человека. Каждая личность - это отдельный мир, полный удивительной красоты. Именно оттуда черпается все вдохновение и возвышенные чувства, а также появляется склонность к идеализации.

По утверждению писателей-романистов, идеал - понятие эфемерное, но тем не менее имеющее право на существование. Идеал находится за пределами всего обыденного, поэтому главный герой, и его идеи напрямую противопоставлены житейским отношениям и материальным вещам.

Отличительные черты

Особенности романтизма как заключаются в основных идеях и конфликтах.

Главная идея практически каждого произведения - постоянное передвижение героя в физическом пространстве. Этот факт как бы отражает смятение души, его непрерывно текущие размышления и одновременно - изменения в окружающем его мире.

Как и многие художественные направления, романтизм имеет собственные конфликты. Здесь вся концепция строится на сложных взаимоотношениях главного героя с окружающим миром. Он весьма эгоцентричен и в то же время бунтует против низменных, пошлых, материальных предметов действительности, что так или иначе проявляется в поступках, мыслях и идеях персонажа. Наиболее ярко выражены в этом плане следующие литературные примеры романтизма: Чайльд-Гарольд - главный герой из «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона и Печорин - из «Героя нашего времени» Лермонтова.

Если же обобщить все вышесказанное, то выходит, что основа любого подобного произведения - разрыв между реальностью и идеализированным миром, имеющий весьма острые грани.

Романтизм в европейской литературе

Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести.

Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия.

Данное художественное явление имеет несколько этапов:

  1. 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики.
  2. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления.
  3. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы.

Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа.

В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель.

В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа.

Европа: примеры произведений

Наиболее приметными европейскими произведениями в духе романтизма считаются следующие литературные сочинения:

Трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;

Романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;

Роман «Адольф» Бенжамена Констана;

Роман «Исповедь сына века» Мюссе;

Роман «Сен-Мар» Виньи;

Манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель», роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;

Драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;

Романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;

Манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;

Поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;

- «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;

Собрание сочинений Бальзака;

Роман «Айвенго» Вальтера Скотта;

Сказка «Гиацинт и Роза», роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса;

Сборники новелл, сказки и романы Гофмана.

Романтизм в русской литературе

Русский романтизм 19 века зародился под непосредственным влиянием западноевропейской литературы. Однако, несмотря на это, он имел свои характерные черты, которые отслеживались еще в предыдущих периодах.

Данное художественное явление в России в полной мере отражало всю неприязнь передовиков и революционеров к господствующей буржуазии, в частности, к ее образу жизни - разнузданному, безнравственному и жестокому. Русский романтизм 19 века был прямым следствием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны.

В литературе того времени выделяется два направления: психологическое и гражданское. Первое было основано на описании и анализе чувств и переживаний, второе же - на пропаганде борьбы с современным обществом. Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях.

Россия: примеры произведений

Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века - это:

Повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского;

Сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина;

- «Ночь перед Рождеством» Гоголя;

- «Герой нашего времени» Лермонтова.

Романтизм в американской литературе

В Америке направление получило чуть более позднее развитие: начальный этап его датируется 1820-1830 годами, последующий - 1840-1860 годами XIX века. На оба этапа исключительное влияние оказали гражданские волнения как во Франции (что послужило толчком к созданию США), так непосредственно и в самой Америке (война за независимость от Англии и война между Севером и Югом).

Художественные направления в американском романтизме представлены двумя видами: аболиционистским, ратовавшим за освобождение от рабства, и восточным, идеализировавшим плантаторство.

Американская литература указанного периода зиждется на переосмыслении знаний и жанров, захваченных из Европы и перемешанных со своеобразным укладом и темпом жизни на пока еще новом и мало изведанном материке. Американские произведения богато сдобрены национальными интонациями, чувством независимости и борьбы за свободу.

Американский романтизм. Примеры произведений

Цикл «Альгамбра», рассказы «Жених-призрак», «Рип Ван Винкль» и «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга;

Роман «Последний из могикан» Фенимора Купера;

Стихотворение «Ворон», рассказы «Лигейя», «Золотой жук», «Падение дома Ашеров» и другие Э. Алана По;

Романы «Алая буква» и «Дом о семи фронтонах» Гортона;

Романы «Тайпи» и «Моби Дик» Мелвилла;

Роман «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу;

Поэтически переложенные легенды «Эвангелина», «Песнь о Гайавате», «Сватовство Майлза Стендиша» Лонгфелло;

Сборник «Листья травы» Уитмена;

Сочинение "Женщина в девятнадцатом столетии" Маргарет Фуллер.

Романтизм как литературное направление оказал достаточно сильное влияние на музыкальное, театральное искусство и живопись - достаточно вспомнить многочисленные постановки и картины тех времен. Произошло это главным образом из-за таких качеств направления, как высокая эстетичность и эмоциональность, героизм и пафосность, рыцарство, идеализация и гуманизм. Несмотря на то что век романтизма был достаточно недолгим, это нисколько не повлияло на популярность книг, написанных в XIX веке, в последующие десятилетия - произведения литературного искусства того периода любимы и почитаемы публикой и по сей день.

духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому, стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души, со знаменитой "романтической иронией", позволявшей романтикам смело сопоставлять и уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и условиями. Наиболее последовательная романтическая школа сложилась во Франции, где художники, реформируя систему выразительных средств, динамизировали композицию, объединяли формы бурным движением, использовали яркий насыщенный колорит и широкую, обобщенную манеру письма (живопись Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Домье, пластика П.Ж. Давида д"Анже, А.Л. Бари, Ф. Рюда). В Германии и Австрии раннему романтизму свойственны пристальное внимание ко всему остроиндивидуальному, меланхолически-созерцательная тональность образно-эмоционального строя, мистико-пантеистические настроения (портреты и аллегорические композиции Ф.О. Рунге, пейзажи К.Д. Фридриха и Й.А. Коха), стремление возродить религиозный дух немецкой и итальянской живописи 15 века (творчество назарейцев); своеобразным сращением принципов романтизма и "бюргерского реализма" стало искусство бидермейера (творчество Л. Рихтера, К. Шпицвега, М. фон Швинда, Ф.Г. Вальдмюллера). В Великобритании романтической свежестью живописи отмечены пейзажи Дж. Констебла и Р. Бонингтона, фантастичностью образов и необычностью выразительных средств - работы У. Тёрнера, привязанностью к культуре средневековья и Раннего Возрождения - творчество мастеров позднеромантического движения прерафаэлитов Щ.Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонса, У. Морриса и др.). В других странах Европы и Америки романтическое движение было представлено пейзажем (живопись Дж. Иннесса и А.П. Райдера в США), композициями на темы народного быта и истории (творчество Л. Галле в Бельгии, Й. Манеса в Чехии, В. Мадараса в Венгрии, П. Михаловского и Я. Матейко в Польше и др.). Историческая судьба романтизма была сложной и неоднозначной. Теми или иными романтическими тенденциями было отмечено творчество крупных европейских мастеров 19 века - художников барбизонской школы, К. Коро, Г. Курбе, Ж.Ф. Милле, Э. Мане во Франции, А. фон Менцеля в Германии и др. В то же время сложный аллегоризм, элементы мистики и фантастики, подчас присущие романтизму, нашли преемственность в символизме, отчасти - в искусстве постимпрессионизма и стиля модерн.