Как изменился обломов после встречи с ольгой. Влюбленность меняет людей. Почему история любви Ольги и Обломова заведомо была трагична

Илья Обломов и Ольга Ильинская познакомились благодаря их общему другу Андрею Штольцу. Это было похоже на любовь с первого взгляда, по крайней мере сам Обломов говорил, что при первой встрече его дыхание прерывалось, от одного взгляда останавливалось сердце.

Когда Ольга исполнила любимую арию Ильи " Casta Diva", то услышав это чудесное пение он пришел в неописуемый восторг.

Переполненный чувствами, Обломов признался в любви Ольге. Они вместе проводили время, гуляя по парку. Ольга читала отрывки из любимых произведений, будто нарочно готовилась, так как все слова были как из их жизни и отношений.

Ольга расшевелила Обломова, от любимого дивана почти не осталось следа, он стал реже мелькать в произведении. Это было превращение в активного человека, живого, который стал рано просыпаться, красиво и ухоженно одеваться. Обломов перестал носить свой халат, а всё чаще рубашки, галстук и нарядный сюртук.

Однако, всё это он делает для своей возлюбленной и это дается ему очень нелегко, иногда даже сравнивает любовь и службу.

Обломов не верит, что Ольга может любить его, да и за что, он не так красив и умен. И в один из дней он решает написать девушке письмо, где желает разорвать их отношения. Ольга страдает от этого, а наш герой, поняв какую ошибку совершил, бежит со всех ног, чтобы попросить прощения.

Влюбленные снова вместе и их разговоры даже стали теплее, они свободно перешли на "ты". Обломов делает предложение Ольге стать его женой, она соглашается и целует его. Это был первый их поцелуй.

Но пара не хочет никому сообщать о своих планах и хотят повременить с самим торжеством, пока Обломов не уладит дела в своем имении в деревне.

После переезда на новую квартиру, влюбленные стали реже встречаться, а лень постепенно подталкивала Обломова к любимому дивану. Все попытки Ольги растормошить своего жениха были напрасны и потеряв любую надежду, она бросает своего любимого.

Это и была причина разрыва отношений - апатия и лень Обломова, с которой не удалось справиться Ольге. Она боялась, что её образ жизни превратится в такой же, что зачахнет рядом с ним на этом старом диване.

Через некоторое время Ольга Ильинская вышла замуж за Андрея Штольца. А Обломов женился на своей хозяйке квартиры - Агафье Пшеницыной. Она не пыталась изменить его, а любила такого, какой он есть.

Погасла ли любовь у Ольги? Нет. Она так же продолжала любить Обломова, но того, будущего, каким он мог бы стать, а не какой был.

После смерти Обломова от инсульта, его жена Агафья отдала их сына на воспитание Андрею и Ольге. Это было продолжением жизни Обломова, но маленького.

“За ужином она сидела на другом конце стола, говорила, ела и, казалось, вовсе не занималась им. Но едва только Обломов боязливо оборачивался в ее сторону, с надеждой, авось она не смотрит, как встречал ее взгляд, исполненный любопытства, но вместе такой добрый…”(см. список №1 И.А. Гончаров "Обломов".)

Знакомство Обломова и Ольги Ильинской произошло в имении Ильинских, их познакомил Штольц- лучший друг Обломова. Необычное поведение Ильи Ильича и его отчужденность от общества заинтересовали Ольгу. Затем интерес перешел в необходимость постоянного общения, в нетерпеливое ожидание встреч. Так родилась любовь. Девушка взялась за перевоспитание ленивого увальня Обломова. То, что он несколько опустился, обленился, не означало, что душа его огрубела и почерствела. Нет, это была чистая душа, душа ребенка, «голубиное сердце», как говорила впоследствии Ольга. Она разбудила ее своим страстным великолепным пением. Она разбудила не только душу Обломова, но и любовь к себе. Илья Ильич влюбился. Влюбился, как мальчишка, в девушку намного младше себя. И ради нее он готов был сдвинуть горы. Поглощенный этим чувством, он перестает быть сонным и апатичным; вот как его состояние описывает Гончаров: «От слов, от звуков этого чистого девичьего голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заливались слезами».Такая перемена в Обломове не чудо, а закономерность: впервые его жизнь обрела смысл. Это говорит о том, что прежняя апатия Ильи Ильича объясняется не душевной пустотой, а нежеланием участвовать в «вечной игре дрянных страстишек» и вести образ жизни Волкова или Алексеева.

Познакомившись с Обломовым поближе, Ольга поняла, что Штольц говорил о нем правильно. Илья Ильич -- чистый и наивный человек. К тому же он влюблен в нее, а это приятно тешило самолюбие. Вскоре Ольга признается в любви. Они проводят вместе дни напролет. Обломов уже не лежит на диване, он повсюду ездит с Ольгиными поручениями, а потом спешит на свидание к любимой. Он забыл обо всех прежних горестях, он как бы в радостной лихорадке, даже появление Тарантьева, которого он побаивался, вызывает лишь досаду. Сонное существование переросло в жизнь, полную красоты, любви и радостных надежд, полную небывалого счастья. Но в этом мире не может быть постоянно хорошо. Что-то обязательно должно испортить праздник. Так портит и вредит любви то, что Обломов считает себя недостойным Ольгиных чувств. Он и она боятся мнения света, сплетен. И огонь любви постепенно угасает. Влюбленные встречаются все реже, и ничто уже не возвратит весны их любви. В их отношениях нет прежней поэзии. К тому же, я считаю, в любви оба должны быть равны, а Ольге слишком нравилась роль центра вселенной для Обломова. И настоящая любовь не должна бояться каких-то неприятностей, ей безразлично мнение общества. Связь оборвалась из-за пустяка, из-за невыполненного Ольгиного каприза.(см. список №3 Журнал "Большой город".)

Любя, Ольга приходит к решению о расставании, потому что понимает, что Илья Ильич- человек не готовый к серьезным переменам, не готовый оставить свой любимый диван, отряхнуть с себя пыль повседневности, съедающую все его старые вещи в комнате.

“- Так ли я понял?.. -- спросил он ее изменившимся голосом.

Она медленно, с кротостью наклонила, в знак согласия, голову…”

Тем не менее Ольга долго переживала разрыв с Обломовым. Но вскоре Штольц занимает место в сердце девушки. Штольц -- светский человек, любовь к нему не постыдна, а вполне оправдана и принята светом.

А что же Обломов? Первое время он очень переживал, сожалел о разрыве. Но постепенно свыкся с этой мыслью и даже полюбил другую женщину. Обломов полюбил Агафью Матвеевну Пшеницыну. Она не была так красива, как Ольга. Но простота, доброта ее сердца, забота о нем с успехом заменили красоту. Было в ней то, что восхищало Обломова -- ее умелые руки с необычайно красивыми локтями. Вдова Пшеницына стала вдовой Ильи Ильича.

Через некоторое время Штольц и Ольга уже не могут существовать друг без друга. Андрей привыкает размышлять вслух при Ольге, ему приятно, что она рядом, что она его слушает. Ольга становится женой Штольца. Казалось бы, чего еще желать: прекрасный, деятельный, любящий муж, дом -- все, о чем мечталось. Но Ольга грустит, ей хочется чего-то, но она не может выразить свое желание словами. Штольц объясняет это тем, что уже все в жизни познано, ничего нового уже не будет. Ольге обидно, что он ее не понял до конца. Но, вообще-то, Ольга счастлива со Штольцем. Итак, Ольга нашла свою любовь.

Я считаю, что именно женщины в «Обломове» определяют поворотные моменты в судьбе главного героя Ильи Ильича и играют огромную роль в его жизни. Любовь к Ильинской- это сильное чувство, которое меняет Обломова и переворачивает его жизнь. Становится понятно, что Илья Ильич способен на любовь. Однако отношения Обломова и Ильинской складываются не безоблачно. Илья Ильич способен на нежность и любовь, но возвышенные чувства требуют от него совсем не романтических хлопот: перед тем как делать предложение, нужно благоустроить имение. Эти хлопоты пугают Обломова, а житейские проблемы кажутся ему непреодолимыми. В конце концов его нерешительность приводит к разрыву с Ольгой.

Не знаю, насколько Ольга любит Обломова; но так или иначе к ее чувству в немалой степени примешивается выраженное в желании превратить Илью Ильича в тот идеал, который она себе уже вообразила, самолюбие: «Ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем».

Так что цель ее несколько вне Обломова: ей скорее хочется, чтобы, к примеру Штольц «не узнал его, воротясь». Поэтому она не только не воплощает в себе блаженного покоя, но и, напротив, побуждает Обломова к деятельности; это не столько, как утверждает Добролюбов, «не входит в его привычки», сколько заставляет постоянно переступать через себя,быть не собой, а кем-то еще, - а к этому Обломов не способен, во всяком случае, на долгий срок. И как не уверяет Штольц друга, что тот может изменить себя, можно даже представить, как он борется с собой, - но очень трудно представить, как Обломов по-настоящему изменяет свою природу.

Ольга же, после разрыва с Обломовым, не без сомнений решается стать женой его давнего друга -- Штольца, в котором отчасти " воплотился ее идеал мужского совершенства ". Она продолжает жить богатой духовной жизнью, она полна сил и желания действовать. У нее сильный характерно гордостью признается она себе: "Я не состарюсь, не устану жить никогда". Она счастлива в браке, но ее союз со Штольцем и окружающее благополучие не могут удовлетворить ее. Она прислушивается к себе и чувствует, что чего-то иного просит ее душа, "тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед". В своем развитии она переживает потребность в сверхличных целях жизни. Н.А. Добролюбов, видевший в героине романа передовую русскую женщину, замечает: "Она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей давать советы -- принять их как новую стихию жизни и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над нею суд беспощадный..."

Эпиграф к уроку: Мелодией одной звучат печаль и радость.

А. Блок

Цель урока.

  1. Проследить, как автор раскрывает характеры героев в любви, как показывает изменения в их поведении и мировосприятии.
  2. Мы обратим внимание на главы из 2 части романа, возьмём для обсуждения следующие эпизоды или фрагменты текста:

Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5

Признание Обломова – часть 2, глава 5,6

Изменения в Обломове под влиянием Ольги – часть 2, главы 9, 11

Письмо Обломова Ольге - - часть 2 , глава 10

Предложение Обломова – часть2, глава 12

  1. Развивать умение размышлять, рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать текст.
  2. Развивать навыки исследовательской деятельности, связанной с самостоятельными наблюдениями по тексту, формулировкой выводов по заданной теме.
  3. Воспитывать бережное отношение к литературным образам, корректное отношение к позиции автора классического произведения.

На прошлом уроке мы говорили с вами об Обломове и Штольце. Герой взывает к помощи своего друга: «Не брани меня, Андрей, а лучше в самом деле помоги!.. Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет. Дай мне своей воли и ума и веди меня куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду, а один не сдвинусь с места…»

Не может один человек дать другому свою волю. Воля может возродиться, когда у человека появится цель в жизни.

Появится такая цель у Обломова?

(Любимая женщина становится для Обломова целью жизни. Это Ольга Ильинская.

В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается некоторое сходство с пушкинской Татьяной Лариной.

В чем именно? Обратимся к тексту.

1. Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5.

Сходство с Т. Лариной :

- «Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла..»

- «Ольга в строгом смысле не была красавица, т.е. не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах…»

- «её обходили умные и бойкие кавалеры; небойкие, напротив, считали её слишком мудреной»…

Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная, глубокая. Она, как и героиня романа «Евгений Онегин», не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей необычностью завсегдатаев балов.

- В чём источник сближения Ольги и Обломова? Что в них общего?

Естественность, одиночество среди светских людей, отсутствие притворства, светскости было присуще им обоим.

- Как зарождалась любовь? (Сообщение учащего, наблюдения по гл.7)

Алина проследила по тексту, как Иван Гончаров, будучи истинным психологом, раскрывает душевное состояние своих героев.

Обратимся к заключительной части 5 главы. Читает учитель.

После нечаянного признания Обломова оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия. Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить своё признание, либо взять назад неосторожное слово, - но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.

Читаю фрагменты из главы 6 (часть 2).

Анализ эпизода.

  1. Слово «люблю» не произнесено, почему эту сцену называют признанием ? Где мы догадываемся, что оно сказано? (оно внутри Обломова, он лишь не смог его озвучить)
  2. Чем отличаются Ольга и Обломов в этой сцене? (Обломов живет сердцем, Ольга - разумом. А потому речь героя полна восторженных или огорчённых восклицаний, реплик, наполненных чувством, раздумьем. В репликах и внутренних монологах часты многоточия. Он не уверен в себе, не знает, чего ожидать от Ольги в следующую минуту. Ольга – вся движение и действие. Она либо спрашивает, либо побуждает к действию. Она настойчиво добивается нового признания, нетерпеливо ждет, энергично требует. И Обломов вновь говорит ей о любви, неопределенно, медлительно: «мне не стыдно от своего слова»; «стыд у меня прошёл»; «в нём то же волнение, то же чув… простите».
  3. Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку.
  4. Назовите эти элементы композиции в данной сцене. (Завязка – слова Обломова, что его первое признание было нечаянным, «только от музыки»…Ольгу это извинение глубоко огорчает. Она выпрямляется, роняет цветы, глаза тускнеют…Она не этого ожидала от Обломова. Кульминация – Обломов говорит вновь о своей любви. «Мне не стыдно от моего слова…Мне кажется в нём…», «То же волнение…, то же чув…, простите, простите, - ей-богу, не могу сладить с собой»…Развязка – призыв героини: «Только вперед…»)

В этой последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою впредь быть более осторожным в своих речах. И всё думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв Обломову, выражена жизненная философия героини, её постоянное стремительное движение вперёд, за которым с трудом будет успевать даже Штольц. Символику слов подтверждают жесты героев: «Она мгновенно порхнула в стеклянную дверь, а он остался как вкопанный». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги: «Вперёд!»

Развёртывается роман, бурный и предельно духовный, недаром его постоянный аккомпанемент – пение Ольги, не покидающее Обломова восхищение её красотой, природа в своей летней прелести…

Вместо «обытовления» человека, столь характерного для 1 части романа, совершается «одухотворение». Меняется стиль романа.

Как трогателен и мил в своей неуклюжести влюблённый герой. Его чистая душа и сердце, полное доброты, открылись Ольге и увлекли её, («Обломов проще Штольца и добрее его»).

Ольга начинает осознавать редкость достоинств своего избранника. Но Обломов не верит своему счастью. Он постоянно мучается и сомневается.

- В чём сомневается Обломов? Посмотрите гл. 7

«Любить меня, смешного…»

«А я что такое? Обломов – больше ничего. Вот Штольц – другое дело»…

В этих рассуждениях нет ни капли притворства… Он искренен. В нём нет самодовольства.

- А Ольга? Свойственно ли ей самодовольство? Что является двигателем её поведения?

(Сообщение , основанное на наблюдениях по гл. 6,8,9,11)

Вика сделала наблюдения по тексту нескольких глав. Мы видим, что героиня посчитала своей целью – возродить Обломова. Она была предельно удовлетворена самой возможностью «эксперимента», тем, что «всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался».

А Обломов? Он без всякого сопротивления, с радостью подчиняется воле Ольги.

- Что представляла собой жизнь Обломова, вся сосредоточенная на любви? (Глава 9)

- Как изменился Обломов под влиянием Ольги? (Глава 11)

(Эти наблюдения дети выполняли дома и поэтому высказываются без подготовки)

Жизнь Ильи Ильича дублировала жизнь Ольги и только.

«…уж прочел несколько книг…»

Но именно в этом дублировании чужой жизни таилась причина «полувозрождения» Обломова. Ему кажется, что жизнь его полна. Но автор дает понять, что герой поднялся только до того «исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь.

«Он догнал жизнь, т.е. усвоил опять все, от чего отстал давно….» (глава 11)

Он усвоил только то, что вращалось в кругу «ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых газетах». «Всё остальное утопало в сфере чистой любви». (глава 11)

«Это опять была не та настоящая жизнь, которая и есть само движение. Это опять полусон, и Обломов … засыпал в своей сладостной дремоте…и опять ему снилась Обломовка». (глава 11)

Помимо всего ему необходимы постоянные инъекции уверенности в чувстве Ольги.

«…не могу не сомневаться… при вас я уверен во всем… вас нет - начинается такая мучительная игра в сомнения…»

И вот он пишет письмо Ольге.

Чтение письма Обломова Ольге Ильинской. (Читаю фрагментами) (Глава 10)

Беседа после прочитанного.

- Зачем Обломов пишет Ольге письмо?

- Что угадала Ольга в душе Обломова, прочитав его письмо?

Обломов пишет письмо с неосознанной целью испытать любовь. Ольга это поняла. Прочитав письмо Обломова, она увидела в нем светлую душу, нежность, чистую совесть, отсутствие всякого эгоизма, боязнь за счастье любимой. Всё это поразило Ольгу.

И герои вновь охвачены поэзией любви.

Наконец Обломов решает сделать Ольге предложение.

Чтение в ролях эпизода «Предложение Обломова». (Глава 12)

- Найдите связь между этим эпизодом и эпиграфом нашего урока.

Обломов мечтал о «стыдливом согласии, о слезах» и был разочарован спокойствием избранницы.

Устами Штольца в романе «Обломов» Гончаров говорил о том, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни. В любви он черпает энергию. В этом её радостная сторона, её благотворное влияние.

Е. Краснощекова:

«Любовь Обломова с самого начала несла в себе противоречие, предопределившее и её силу, и её ущербность. Это любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторжена, идеальна…

Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова. Но идеал для него только мечта. Ольга и любима им как мечта. Он вполне счастлив предвкушением счастья.

Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять её вообще. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность.

Ольга, своей волей приобщая Обломова к действию, искушает их любовь, создаёт неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения».

Вот поэтому и уместны на сегодняшнем уроке слова А.Блока: «Мелодией одной звучат печаль и радость». Особенно в любви, печаль и радость, как две сестры, идут рядом, рука об руку, плечом к плечу.

Третья часть романа - об испытаниях любви. Но о них мы будем говорить на следующих уроках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Любовная тема в романе И. А. Обломов»

Мелодией одной звучат печаль и радость. А. Блок

« Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом… Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Ольга Ильинская

Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль. Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»

В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения. В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения.

«…уж прочел несколько книг…» Но именно в этом дублировании чужой жизни таилась причина « полувозрождения » Обломова. Ему кажется, что жизнь его полна. Но автор дает понять, что герой поднялся только до того «исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь. «Он догнал жизнь, т.е. усвоил опять все, от чего отстал давно….» Он усвоил только то, что вращалось в кругу «ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых газетах». «Всё остальное утопало в сфере чистой любви».

«Это опять была не та настоящая жизнь, которая и есть само движение. Это опять полусон, и Обломов … засыпал в своей сладостной дремоте…и опять ему снилась Обломовка» Помимо всего ему необходимы постоянные инъекции уверенности в чувстве Ольги. «…не могу не сомневаться… при вас я уверен во всем… вас нет - начинается такая мучительная игра в сомнения…»

Обломов мечтал о «стыдливом согласии, о слезах» и был разочарован спокойствием избранницы. Устами Штольца в романе «Обломов» Гончаров говорил о том, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни. В любви он черпает энергию. В этом её радостная сторона, её благотворное влияние.

До «нечаянного» признания Обломова легка, всегда весела, жива, “отчасти насмешлива”, открыта, доверчива, простодушна, неуверенна, “зависима” от Штольца После признания задумчива, сдержанна, настойчива, тверда, уверенна, расчётлива, сдержанна, боязлива, “на одном уровне” со Штольцем. Ильинская

Любовь Обломова с самого начала несла в себе противоречие, предопределившее и её силу, и её ущербность. Это любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторжена, идеальна… Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова. Но идеал для него только мечта. Ольга и любима им как мечта. Он вполне счастлив предвкушением счастья. Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять её вообще. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность.

Ольга, своей волей приобщая Обломова к действию, искушает их любовь, создаёт неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения». Вот поэтому и уместны на сегодняшнем уроке слова А.Блока: «Мелодией одной звучат печаль и радость». Особенно в любви, печаль и радость, как две сестры, идут рядом, рука об руку, плечом к плечу.


/ / / Взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской (по роману Гончарова «Обломов»)

Роман « » стал венцом творчества великого русского писателя И.А. Гончарова. Над своим детищем автор трудился долгие десять лет, оттачивая каждую строку, каждую сцену, доводя ее до идеала. Проблемы, которые Гончаров поднимает в своем произведении, не утратили свою актуальность и в наше время. Именно поэтому мы с удовольствием читаем этот великий роман.

Основа сюжета романа «Обломов» заключается в драматических взаимоотношениях главного героя и Ольги Ильинской.

Главный герой произведения - - классический представитель российского дворянства середины 19 века. Обломов ведет достаточно инертный образ жизни. Практически все свое время он проводит лежа на диване, погруженный в мечтания. Чтение книг и газет, Илья Ильич считает пустым занятием, на которое не стоит тратить время. Так бы и жил Обломов, если бы в один день к нему не приехал друг детства – Андрей Штольц. Андрей был полной противоположностью Ильи Ильича. Жизнь так и била из него ключом. Штольц был возмущен таким образом жизни своего друга, поэтому он решает вытащить его из постели и заставить жить по-настоящему.

Друзья начинают посещать различные светские мероприятия, обедать в ресторанах, бывать в театре. В один из дней знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. Это знакомство пробудило в Обломове чувства, которых ранее не было. Илья Ильич признается девушке в любви. В свою очередь Ольга понимает эти чувства, как долг по спасению человека. Ведь эти отношения были спровоцированы Штольцем и Ильинской ради спасения Обломова.

Нужно сказать, что справилась со своей ролью отлично. Обломов «просыпается». Он сбрасывает свой домашний халат, просыпается в семь утра, ведет активный образ жизни. По словам Гончарова, Илья Ильич в этот момент проявил свои лучшие человеческие качества.

Обломов переживал «поэму изящной любви». Под чутким руководством Ильинской он наверстал упущенную жизнь. Он проявлял интерес к газетным статьям, иностранной литературе. Правда, Гончаров говорит нам, что Обломов усвоил только то «что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги. Все остальное утопало в сфере чистой любви».

Жизненные проблемы и хлопоты (строительство дома и дороги в родной деревне) не давали покоя Илье Ильичу. Со временем Обломов начал терять уверенность в своих силах, а вместе с ними гаснут чувства к Ольге. Теперь любовь для Ильи Ильича определенный долг. Именно поэтому герои романа вынуждены расстаться.

Обломов находит свое счастье в доме Агафьи Пшеницыной, которая смогла окружить главного героя необходимым уютом и заботой. Смогла возродить для него родную Обломовку. А Ольга вышла замуж за Штольца.

По моему мнению, любовные чувства Обломова и Ольги были обречены с самого начала. Если Илья Ильич отдавался им полностью, то в действиях Ильинской мы видим холодный расчет. Единственное, что было нужно Ольге – изменить Обломова. Именно будущего Обломова она и полюбила. О чем и сказала Ильи Ильичу в момент их последнего разговора. Обломову в свою очередь нужна была забота и душевное спокойствие, которое он нашел в доме Пшеницыной.

Илья Ильич и Ольга были совершенно разными людьми со своими идеалами и ценностями. Именно поэтому их пути разошлись.

Меню статьи:

Образ Ольги Ильинской заметно выделяется на общем фоне персонажей романа. Благодаря своей честности, искренности и благородству девушка у многих ассоциируется с ангелом, сошедшим с небес на землю.

Происхождение Ильинской и ее семья

Ольга Сергеевна Ильинская была потомственной дворянкой. Родители ее умерли, и ее взяла на воспитание тетка. Автор не рассказывает, в каком возрасте Ильинская стала сиротой. Единственное, что известно: это случилось после того, как девочке исполнилось 5 лет. (Когда Ольге было 5, ее отец вместе с ней выехал из их поместья).

Имение Ольги было некоторое время под залогом, но на момент, когда разворачиваются основные события, все документы были приведены в порядок, и девушка уже могла жить в своем имении. Имение Ильинских не отличалось хорошим состоянием, но имело выгодное расположение, что было перспективным для его восстановления и развития.

Предлагаем ознакомиться с человека, отличающегося ленью и апатией к жизни, в романе И. Гончарова “Обломов”.

Семья Ольги немногочисленна – она была единственным ребенком в семье, поэтому у нее нет братьев или сестер. Единственной родственницей девушки является ее тетя, Марья Михайловна. У тетки ни мужа, ни своих детей – Ольга заменила ей семью.

Между теткой и племянницей возникли доверительные отношения, но Ольга не всегда и не все готова обсуждать с теткой. Так, например, она утаивает подробности их взаимоотношений с Обломовым, но делает это не потому, что не доверяет именно Марье Михайловне, а потому, что не готова обсуждать эту ситуацию с кем-либо.

Досуг

Роль женщины в обществе в то время была ограниченной. Для представительниц женского пола благородного происхождения была закрыта дорога к какой-либо службе. Женщины в то время занимались ведением домашних дел и воспитанием детей.

Как и все женщины, Ольга активно занимается рукоделием – она часто вышивает, ей нравится это занятие, ведь увлекает процесс создания необычных узоров.

Досуг Ольги не ограничен только рукоделием: в свободное время девушка не пренебрегает книгами. Ей нравится узнавать что-то новое, однако еще больше Ольге нравится слушать рассказы и пересказы книг.

Именно из-за этого Обломов начинает активно читать книги – благодаря пересказам сюжета, ему удается привлечь внимание возлюбленной к своей персоне и долгое время удерживать его.

Также Ильинская обожает театр – ее увлекает игра актеров. Девушка никогда не упускает шанс увидеть представление.

Ольга, как и основная масса дворян, умеет играть на музыкальных инструментах. Вдобавок к этому, у нее развит музыкальный слух, девушка хорошо поет, аккомпанируя себе на фортепиано.

Внешность Ильинской

Ольга Сергеевна – девушка, обладающая приятной, располагающей к себе внешностью. Окружающие считают ее красивой и милой девушкой. У Ольги приятные серо-голубые глаза, в них всегда можно найти что-то доброе и ласковое.

У Ольги брови разной формы. Одна из них всегда изогнута – как раз в этом месте заметна небольшая складка – по мнению автора, это указывает на упорство девушки. В целом же ее брови не были общепринятой – тонкой дугообразной, формы, они не обрамляли ее глаз. Брови Ольги были пушистые и больше напоминали прямую линию. Лицо ее было овальной формы, оно не отличалось классической красотой – не было безукоризненно белым, а щеки ее не были румяными, зубы ее не были похожи на жемчуг, но нельзя ее было считать непривлекательной.

На нашем сайте вы можете проследить за описанными в романе И. Гончарова “Обломов”.

Ольга всегда немного наклоняла голову, что придавало ей некоторое благородство. Этот образ усиливала шея – красивая и тонкая. Нос ее «образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию».

У девушки были красивые курчавые волосы, которые она завязывала в косу на затылке, что еще больше усиливало ее благородный образ.

Губы девушки были тонкие и всегда плотно сжатые. Складывалось впечатление, что ее губы не смеялись, даже в тех случаях, когда смеялось все ее лицо.

Руки у Ильинской были обычного размера, немного влажные и мягкие.

Ольга была красиво сложена – у нее была хорошая фигура. Походка ее была легкой и красивой. Окружающие считали ее подобной ангелу.

Одежда Ольги не отличается чем-то необычным. Ее платье всегда вычищенное и опрятное. Девушка не гонится за модными тенденциями, при выборе одежды она руководствуется личными предпочтениями, а не постулатами моды. В ее гардеробе можно найти одежду на любой случай – там есть и легкие шелковые платья и изысканные, кружевные, и теплые, на ватном подкладе для холодного время года. Во время знойных дней Ольга Сергеевна пользуется декоративным зонтиком, а в холодное одевается в мантилью с косынкой или шляпу и салоп.

Характеристика личностных качеств

Ольга всегда была «чудесным созданием». Она в самого детства была активной и сообразительной. Еще в детские годы Ольга заметно отличалась искренностью и эмоциональностью.

Ольга не умеет лгать и обманывать – ему чужды понятия фальши и обмана.

Ольга не похожа на большинство девушек высшего общества – ее отличительной чертой стало неумение кокетничать и заигрывать. Она никогда не поджимает губу, подобно большинству жеманных девушек в случае негодования, не выставляет ногу, во время игры за фортепиано, чтобы привлечь внимание мужской половины слушателей, не падает притворно в обморок и не разыгрывает призрачную болезненность, чтобы привлечь внимание к своей персоне.

Ольга – простая девушка. В ее речи отсутствуют заученные философские изречения. Она никогда не использует подслушанные суждения о чем-либо в корыстных целях и не выдает чье-либо мнение за свое. Исходя из этого, многие ее считают простушкой и не проницательной и недалекой.

В целом Ольга была робкой девушкой. Она редко вмешивалась в беседу не столько потому, что была мало что знала о предмете обсуждения, а потому, что по своей природе была неразговорчивым человеком.

Ольга искренняя и эмоциональная девушка, она редко остается равнодушной к происходящим событиям, но старается не афишировать своих чувств. Ее спокойный характер позволяет ей это сделать.

Ольга очень любопытная девушка, ей нравится слушать разные рассказы, как из реальной жизни людей, так и литературные истории. Время от времени девушка любит впадать в задумчивость.

По отношению к другим Ольга Сергеевна относится доброжелательно и терпеливо. Она доверчивый человек. Ильинская долго ожидает решительных действий со стороны Обломова, даже в тех случаях, когда можно было легко обозначить пренебрежение ее Обломовым. Однако, ее нельзя назвать бесхарактерной – убедившись в обмане Обломова, девушка следует велению своей гордости – она разрывает с Ильей Ильичем отношения, несмотря на то, что ее привязанность к нему все еще сильна.

Несмотря на то, что Ольга мечтательная девушка, она не лишена прагматичного и ясного ума. Ильинская – умная девушка, она часто становится советчиком Обломова, предложенные ею варианты решения удивляют Обломова своей простотой и в то же время результативностью.


Ольга обладает упорством и настойчивостью, она привыкла следовать своей цели в жизни, а не ждать, когда желаемое исполниться само собой.

Ильинская – нежная и чувственная натура. Она нежна и ласкова с человеком, которого любит.

Она – высокоморальная и верная. Ильинская не признает измены и не понимает такого отношения между возлюбленными людьми или супругами.

Бесспорно, Ольга обладает решительностью – она всегда открыта для перемен и не боится их. Ильинская не привыкла плыть по течению жизни, она готова кардинально менять свою жизнь.

Взаимоотношения Ольги Ильинской и Ильи Ильича Обломова

Знакомство Ольги и Ильи Ильича Обломова произошло по инициативе их общего знакомого – Андрея Штольца. Андрей Иванович в один из очередных своих визитов к Обломову решается активно взяться за модернизацию жизни своего друга.

В один из вечеров он привозит его в дом Ильинских. Чудаковатый и простодушный Илья Ильич стал предметом заинтересованности Ольги. Девушка на момент знакомства была еще совсем юной и неопытной, поэтому она целиком отдается возникшему чувству симпатии, позволяя ей перерасти в любовь.

Илья Ильич также влюбился в девушку. Так как он был ровесником Штольца, то с Ольгой Обломова разделял довольно большой возрастной промежуток – 10 лет, но в случае с Обломовым это было мало заметно. Илья Ильич был крайне неприспособленным человеком к жизни, а его аскетичный, ленивый образ жизни напрочь лишил возможности и умения общаться с людьми. Илья Ильич еще не имел опыта романтических отношений, поэтому его некоторым образом пугает возникшее чувство по отношению к Ольге, он смущается и стесняется своих чувств и не знает как ему нужно правильно себя вести.


В один из вечеров Ольга в заключении выполнила арию “Casta Diva”, которая была любимым произведением Обломова. Неожиданно сорвавшееся признание Обломова стало причиной активного развития отношений этих героев.

Илья Ильич заметно изменился под влиянием возникшего чувства – он постепенно начал отказываться от привычной ему Обломовщины, стал следить за своим гардеробом, состоянием жилья. Обломов активно читает книги и постоянно совершает выходы в свет.

Одним словом, ведет привычную жизнь аристократа. Однако такое изменение не было истинно его желанием – он совершает это ради своей любви и во имя Ольги. Обломов полностью отдается любви, он очень сентиментальный и романтичный человек. Илье Ильичу сложно понять другие проявления любви, отличные от этого. Он очень требовательный к Ольге, ему хочется, чтобы ее любовь была идентична его любви по отношению к девушке, а найдя различные черты, он подвергает любовь девушки сомнениям. В связи с этим Обломов пишет девушке письмо, в котором упрекает ее в отсутствии истинных чувств по отношению к нему и объявляет ей о расставании.

Прочитав письмо, Ольга очень расстраивается, она не понимает, почему ее чувства были подвержены сомнению, ведь она не давала повод думать Обломову, что его личность ему неприятна. Обломов, увидавший реакцию девушки на сообщение о расставании, понимает ошибочность своих действий, ему совестно за свой поступок. Возлюбленные объясняются и мирятся – их отношения продолжают развиваться.

Обломов делает предложение Ольге, и девушка отвечает согласием. Дело остается за малым – придать огласке их отношения (которые до этого времени были в тайне) и объявить о помолвке, но приступать к таким действиям Обломов не решается – он изменился, но не настолько. Кардинальные перемены пугают Илью Ильича и он все оттягивает время. К этому моменту Обломов устает от активности и решительности Ольги, ему чужда активная жизненная позиция, готовность изменить свою жизнь и развиваться как личность. Отношения с Ольгой все чаще и чаще у него ассоциируются с работой. Обломов не решается порвать с девушкой, но и развивать отношения дольше у него нет желания. Он занимает выжидательную позицию. Вначале Ольгу мало заботит такая безынициативность ее возлюбленного.

Она считает, что Обломову нужно некоторое время, чтобы приступить к действиям, но чем больше проходит времени, тем больше девушка осознает призрачность чувств ее возлюбленного.

Апогеем отношений становится обличение обмана Обломова с его придуманной болезнью. Расстроенная девушка решается порвать отношения с Обломовым.

На Ольгу это событие действует удручающее – несмотря на тайность их отношений, все вокруг уже начали говорить о них как о будущих супругах и это еще больше ранит уязвленную Ольгу.

Взаимоотношения Ольги и Андрея Штольца

Ольга Сергеевна и Андрей Иванович были давними знакомыми. Значительная разница в возрасте (Штольц был старше Ильинской на 10 лет) не позволила им в начале их общения создать романтические отношения – в глазах Андрея Ивановича девушка выглядела совсем ребенком.

Долгое время их общение не выходило за рамки дружеского, хотя отрицать присутствие симпатии было невозможно. Поведение Андрея Ивановича подталкивало Ильинскую на мысль о том, что он равнодушен к ней как к женщине. Такое положение вещей значительно усилилось после того, как Штольц познакомил молодую девушку со своим другом – Ильей Ильичем Обломовым. Андрей Иванович умел преподнести даже самые непритягательные черты человека в выгодном свете, что и произошло в случае с Обломовым. Такой факт не происходит из корыстных целей, а стал виной положительного и оптимистического начала Штольца, который умеет рассмотреть в человеке положительные, привлекательные черты характера. Ольга переключает свое внимание на Обломова и влюбляется в него.

Развитие романтических отношений не заставило себя долго ждать – чувства Ольги оказались взаимными. Однако Обломовщина и мнительность Обломова не позволили этим отношениям перерасти и создать семью – помолвка Ольги и Обломова была расторгнута. Эта происшествие стало причиной хандры Ольги. Девушка разочаровалась в любви и мужчинах в целом.

В скором времени Ольга вместе с теткой уезжают за границу. Некоторое время они прожили во Франции, где встретили Андрея Штольца. Андрей Иванович ничего не знавший не только о помолвке Ольги с Обломовым, но и о романтической связи между ними, становится активным гостем в доме Ильинских.

Спустя некоторое время, Штольц замечает привязанность к девушке – он осознает, что его жизнь уже не мыслима без Ольги. Андрей Иванович решается объясниться с девушкой.

Некоторое время назад Ольга была бы счастлива услышать это, но неудачный опыт взаимоотношений изменил ее позицию. Ольга решается открыться Штольцу и рассказывает ему все подробности из взаимоотношений с Обломовым. Андрей Иванович неприятно поражен поведением своего друга, но что-либо изменить он не в силах. Штольц не намерен отказываться от своего намерения и делает девушке предложение. Ольга не испытывает страсти или же любви к Штольцу – чувство привязанности и симпатии связывают ее с Андреем Ивановичем, но девушка соглашается стать его женой.

Брак Ольги и Андрея не стал неудачным – Ольга смогла обрести гармонию в браке и стать счастливой матерью.

После брака с Андреем Штольцом Ольга преобразилась, она смогла абстрагироваться от негативных впечатлений, возникших после расставания с Ильей Ильичем Обломовым, но на этом их отношения нельзя назвать законченными.

Несмотря на такой печальный опыт, Ольга не остается равнодушной к судьбе Обломова, а после его смерти воспитывает его сына наравне со своими детьми.

Подведем итог. Ольга Ильинская – положительный персонаж романа Гончарова. В ней воплотились наилучшие черты и характеристики – она романтична, нежная и мечтательная натура, но, в то же время обладает холодным умом и рассудительностью. Ольга заметно отличается от образа жеманных девушек, так прижившегося в обществе. В своих поступках она руководствуется моралью и гуманностью, а не личной выгодой, что также выделяет ее из общества.

Ольга Ильинская в романе “Обломов”: анализ и характеристика героини

4 (80%) 5 votes