Как можно назвать философскую позицию аристотеля. Философское учение аристотеля

Достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.). Аристотель родился в Стагире, на границе с Македонией. Его отец по имени Никомах был врачом на службе у македонского царя Аминта, отца Филиппа II. Вместе с семьёй молодой Аристотель жил некоторое время вблизи царских чертогов в Пелле, наблюдая придворную жизнь. Восемнадцати лет отроду, став сиротой, в 366/365 г. он прибывает в Афины, чтобы поступить в Платоновскую академию . Аристотель оставался в стенах Академии вплоть до смерти Платона.

С 343/342 г. начинается новый период жизни Стагирита. Его требует ко двору Филипп Македонский и поручает ему воспитание своего наследника Александра, человека, судьбой уготованного перевернуть новую страницу в истории Греции. Мы не так много знаем об отношениях между этими великими людьми, полководцем и философом, коих фортуне угодно было связать. Известно, что Аристотель разделял идею объединения греческих городов под македонским скипетром, но вряд ли он принимал идею эллинизации варваров. При македонском дворе Стагирит оставался до тех пор, пока Александр не взошёл на трон, т.е. примерно до 336 г. Наконец, в 335/334 г. Аристотель вернулся в Афины, где снял в наём несколько зданий вблизи храма в честь Аполлона Ликейского, откуда пошло наименование школы - Лицей. В Лицее, противопоставлявшем себя на какое-то время Академии, прошли наиболее плодотворные годы Стагирита, годы завершения и систематизации его философских представлений.

Аристотель - ученик Платона , но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. С точки зрения Аристотеля, начало познания - это чувственный опыт. После чувств идут память, ум и общие выводы. Аристотель говорил, что платоновская теория идей нам ничего не даёт, она не объясняет существование вещей. Если идеи принадлежат к другому типу реальности, если идеи неосязаемы, то они не могут влиять на вещи. Идеи не позволяют объяснить бытие вещей. Если следовать Платону, то мы должны иметь идею, относящуюся к каждому роду, виду, классу вещей. Получается, что идей столько же сколько и вещей, а может быть, даже и больше. Мир идей - это другое название знаний о мире вещей. Идеи удваивают мир вещей.

По Аристотелю, самостоятельным существованием обладают единичные, конкретные вещи. Каждая вещь выступает как единство материи и формы. Материя - это то, из чего состоит вещь; форма - это определённость вещи. Материя может принимать разные формы, материя - это потенциальная возможность быть чем-то. Сама по себе материя неопределённа, эту определённость ей сообщает форма. В мире есть иерархия форм. Например, есть минералы и вода. Их используют растения, которые являются более высокой формой. Неживое есть форма для построения живого. Над растениями стоят травоядные животные. Растения уже становятся материей для них.


В природе, как отмечает Аристотель, есть изменение, рост, развитие, которые должны иметь свою причину. Эти причины бывают четырёх видов: материальные, формальные, движущие и целевые. Движущая и целевая причины сводятся к формальной причине или просто к форме. Все естественные процессы и все разновидности осмысленной человеческой деятельности направлены на осуществление некоей цели. В природе ничего не происходит бесцельно, эта цель есть та форма, которая должна быть достигнута в результате происходящих изменений. Цель предметов не навязывается им извне, а заключена в них самих. Цель жёлудя заключается в том, чтобы прорасти и стать дубом. Цель ребёнка - стать взрослым человеком. Это означает, что цель сводится к форме, подлежащей осуществлению.

Бытие, по Аристотелю, составляет не только то, что существует некоторым определённым образом, но и то, к чему всё причастно - существование как таковое, совпадающее с миром в целом. Мир вечен. Первопричиной и перводвигателем мира является Бог . Бог это высший разум. Он венчает иерархию форм и не нуждается в материи. Отсюда можно заключить, что Бог вечен. Он является всеобщей целью и воздействует на мир самим фактом своего существования. По Аристотелю, перводвигатель должен быть неподвижным, так как движение означает изменение, а изменяется только то, что несовершенно. Бытие Бога мы можем вывести путём рассуждений над иерархией материальных форм.

Высшее существо в материальном мире - это человек, который использует в качестве материи для обеспечения своей жизнедеятельности минералы, воду, растения и животных, т.е. они служат материей для человека. У растений есть вегетативная душа, животные обладают более сложной душой, связанной с чувствами, желаниями и т.д. Человек же характеризуется самой высшей душой, которая также включает в качестве составляющей ум. Ум - отличительная черта человека. Бог - это наивысшая действительность, и поэтому он может рассматриваться как чистый и абсолютный ум. Ум, вообще говоря, может быть теоретическим и практическим. Теоретический ум нацелен только на познание. Бог в качестве теоретического ума направлен только на самого себя и является умом созерцательным. Такое понятие Бога лишено религиозного содержания и выражает лишь абсолютную сущность.

Природа каждой вещи состоит в том, чтобы сполна осуществить свою форму. Каждая вещь движется к своей зрелости, достигнув её, вещь начинает разрушаться. Такова судьба всех вещей в подлунном мире, где всё существующее обречено на гибель. В этом мире все вещи состоят из четырёх элементов: воды, земли, воздуха и огня. Но есть и высший элемент - эфир , из которого состоят небесные тела, которые характеризуются совершенством и вечностью. В надлунном мире никакая сила для движения не нужна.

В философии Платона природе уделялось мало внимания. Философская позиция Аристотеля более реалистична, он больше внимания уделял научным вопросам. Земля, по Аристотелю шарообразна. К данному выводу он пришёл, исходя из наблюдения затмения Луны. Она находится в центре мироздания в состоянии неподвижности. Границей мироздания является звёздное небо, за которым находится Бог. Аристотель - создатель логики. Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано»).

Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений. Ему принадлежит работа «История животных», где описано почти 500 видов различных животных. Аристотель считал, что развитие человека должно быть гармоничным. Образование личности должно быть направлено на выработку умения избегать крайностей и соблюдать меру во всём. Платон считал, что добродетели считаются врождёнными, мы их получаем от мира идей. Аристотель с этим не соглашался. Добродетель должна воспитываться в человеке. Аристотель основоположник политологии.

Он выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию. Неоспорим его вклад в развитие этики и эстетики, биологии, психологии и целого рядя других наук. Для многих последующих поколений образованных людей Аристотель стал образцовым философом и учёным. Аристотель мыслил бытие как пирамиду, в которой высшая ступень является целью для нижней. Подлинное бытие постигается умом, а не чувственным опытом. Философия Аристотеля - это здравый смысл, он занимал позицию «золотой середины» во всём.

Философия Аристотеля завершает классический этап древнегреческой философии.

Разделы философии Аристотеля
Учение Аристотеля чаще всего подразделяют на четыре раздела.
I. Логика (излагается в группе трудов, получивших общее название «Органон»).
II. Теоретическая философия. Она в свою очередь делится на: 1. «Первую философию» – учение об основах истинного бытия. В своде сочинений Аристотеля «первая философия» была размещена после его сочинений по физике и из-за этого чисто случайного обстоятельства получила название «метафизики», получившее затем у философов гораздо более важный смысл. 2. Математику – учение о количестве и протяжении; 3. Физику – учение о движении предметов. Понятие «движения» Аристотель толкует весьма широко, понимая его как любое изменение качества .
III. Практическая философия – учение о принципах человеческой жизни и деятельности. Она состоит из: 1. Этики (науки о цели жизни отдельного человека). 2. Экономики (науке о домашнем хозяйстве). 3. Политики (науки о государстве).
IV. Поэтическая философия: трактаты Аристотеля о поэзии и риторике.

Логика Аристотеля – кратко
В основу философской логики Аристотель кладёт ряд «категорий» – наиболее общих понятий, обозначающих самые общие характеристики бытия. Их перечень и число различны в разных его сочинениях. Чаще всего он называет десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Категория сущности – то есть, ответ на вопрос, чем именно является тот или иной предмет (человеком, лошадью, деревом, камнем и т. п.) – играет в философии Аристотеля особую роль.
Из сочетания различных категорий создаются сложные высказывания, которые логика Аристотеля делит на четыре вида общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные. Высказывания могут обладать различными типами модальности (возможность и невозможность, случайность и необходимость). Чтобы содержать в себе истину, они должны подчиняться законам логического мышления (закону тождества, закону исключения противоречия, закону исключённого третьего).
Высказывания тоже могут сочетаться, образуя силлогизмы с новыми логическими выводами. Например, из двух разных высказываний: 1. Все люди смертны и 2. Сократ – человек, вытекает третье: Сократ смертен. В своей философской логике Аристотель подробно разбирает различные виды силлогизма, различая в нём три фигуры с 16 модусами каждая. Силлогизмы могут давать как общие, так и частные выводы.
В сочинении «Топика» Аристотель анализирует свыше 300 «топов» – общих приемов мышления, направленных на достижение истины. Он излагает правила диалога, который следует вести посредством топов, и вскрывает недостатки отдельных их видов.

Метафизика Аристотеля
Главное содержание метафизики («первой философии») Аристотеля сводится к критике платоновского учения об обособленности мира идей от мира вещей. Аристотель доказывает, что «идея» – лишь конкретная форма материи, которую последняя приобретает при помощи «движения» (то есть, любого изменения). Материя и форма нераздельны, они не могут существовать друг без друга. В природе нет ни чистой, бесформенной материи, ни нематериальной, неовеществлённой идеи. Материя каждого предмета содержит в себе возможность (потенцию) его существования, а форма даёт этой возможности осуществление. Материи всегда присуще внутреннее (а не получаемое извне) стремление воплотить содержащиеся в ней возможности – получить тот или иной конкретно-предметный вид. Эта присущая материи внутренняя тяга к «оформлению» в философии Аристотеля именуется энтелехией .
В некоторых сочинениях Аристотеля учение о материи и форме получает расширенную трактовку. Понятие «формы» рассматривается там с трёх различных сторон: не только как идея предмета «в настоящем времени», но и как совокупность возможностей, которые могут реализоваться из неё в будущем, а также как итог некоего создавшего её творческого акта. Таким образом, получается, что реальная вещь, с учётом ещё и её материи, имеет не два, а целых четыре основополагающих начала – «четыре причины», по выражению самого Аристотеля.

Любой переход возможности в действительность, в осуществление, по философии Аристотелю, есть движение. Благодаря порождаемому энтелехией движению, из простых материальных форм создаются всё более и более сложные, постепенно восходя к первоисточнику всякого движения – «Первому двигателю», Богу. Бог есть «форма форм» – чистое мышление, чьим предметом может быть только высочайшее и совершеннейшее, то есть только он сам. Мышление Бога о самом себе не сопровождается никаким развитием, ибо он – законченная «высшая форма», последняя ступень совершенства, которую уже невозможно превзойти. Деятельность Бога, таким образом, состоит лишь в блаженном теоретическом самосозерцании, без практических актов. Бог Аристотеля, по сути, безличен. Он является не столько источником, сколько конечной целью природного движения, которое создается не его собственным деятельным усилием, а лежащей внутри материальных вещей тягой обрести более высокую идею и тем самым приобщиться к красоте и блаженству Божественного Разума. В философии Аристотеля Вселенная стремится к Божеству, но оно само относится к этому стремлению бездейственно. Важно, что как никакая форма не может существовать без материи, так, по мнению Аристотеля, и Бог не может существовать без материального мира.

Физика Аристотеля – кратко
Аристотель признаёт четыре первоначальные «стихии», образуемые четырьмя возможными сочетаниями двух главных материальных противоположностей: холода – тепла и сухости – влажности. Стихия теплая и сухая – огонь; теплая и влажная ­– воздух; холодная и влажная – вода; холодная и сухая – земля. Понятия о силе тяжести у Аристотеля нет. По его мнению, огню и воздуху просто изначально свойственно стремление вверх, а воде и земле – вниз. Путём этого своего разнонаправленного движения стихии смешиваются, порождая всё многообразие предметов и мира.

Земля и Вселенная, по Аристотелю, имеют форму шаров. Вселенная ограничена небом, образованным из пятой, божественной, вечной и неизменной стихии – эфира. Небо состоит из нескольких концентрических сфер. Одна из них, звездное небо, искони пребывает в совершеннейшем виде движения – круговом. Расположенные на ней звёзды – вечные, блаженные, живые существа, которые по своей организации неизмеримо превосходят человека. На других небесных сферах находятся планеты (включая Солнце и Луну), чей ранг ниже звёздного. Наглядно это подтверждается тем, что движение планет не чисто круговое. Их орбиты имеют не совсем правильное, косое положение. Шарообразная земля образует центр вселенной.

Аристотель о душе
Все живые существа земли обладают собственной энтелехией – душой. Аристотель в своей философии подразделяет души на три вида: питающаяся (растительная), чувствующая (животная), и разумная (человеческая). Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не имеет бытия без тела. Впрочем, последнее утверждение Аристотель, судя по всему, относил лишь к первым двум видам души, а третью, разумную, её сторону, сопричастную Богу, он в некоторых отрывках признаёт бессмертной.
Человеческую волю Аристотель решительно полагает свободной.

Аристотель о природе
Вследствие вечного стремления материи ко всё более совершенному «оформлению» неорганический мир мало-помалу переходит в органический, а растительное царство – в животное. Таким образом, вся природа составляет одно целое, и жизнь, развиваясь вся ярче, достигает высшей ступени совершенства в человеке. Все эти «эволюционные» идеи подробно развиваются в научно-философских трактатах Аристотеля «О животных», «О душе» и др.

Этика Аристотеля
Добродетель состоит не в знании добра, ибо это знание само по себе не удерживает от дурных поступков. Философская этика призвана через многократное упражнение выработать в человеке сознательную тягу к доброму, сделав её постоянным качеством воли.
Суть добра – в господстве разумного элемента души над чувственными страстями. Истинное этическое поведение состоит в том, чтобы занимать разумную средину между противоположными крайностями, которые и есть пороки. Без добродетели невозможно счастье, составляющее цель жизни. Аристотель признаёт важность наслаждения, но считает высшей его разновидностью чувство довольства, вызываемое в человеке сознанием, что его поступки нравственны и хороши.
Добродетель является совокупностью целого ряда нравственных качеств. Каждый класс людей имеет свои особые этические обязанности, но некоторые из них – в первую очередь, справедливость – являются долгом всех. Истинная нравственность теснейшим образом связана с идеей блага государства, потому Аристотель считает этическую философию очень близкой к общественной – «политике».

Политическая философия Аристотеля
В философии Аристотеля государство признаётся высочайшей целью нравственной деятельности человека. Первоосновой государства является семья. Муж и жена состоят в свободном нравственном союзе, которым должен руководить мужчина, но так, чтобы и женщина не теряла при этом бытовой свободы. Власть отца над детьми должна быть шире, чем над женой. Рабам Аристотель вменяет в обязанность беспрекословно повиноваться господину. То, что греки держат варваров в рабстве, справедливо, ибо дикие племена являются существами низшей природы. Отношение между ними и эллинами – то же, что между телом и духом.
Семьи, размножаясь, образуют общину, а из соединения ряда общин возникает государство. Высшая цель этого института – счастье всех его членов. Счастье же основано на добродетели, поэтому первой задачей государства следует признать обязанность делать своих граждан добродетельными людьми. Таким образом, государство – союз людей для общей нравственной деятельности с целью выработки совершенного устройства жизни.
Аристотель полагает, что это совершенное устройство не должно основываться на крайнем идеализме, как в «Государстве» Платона. В своей «Политике» Аристотель отстаивает те же средние, умеренные принципы, что и в «Этике». Он отвергает призывы Платона к общности женщин и имуществ, отстаивает семью и частную собственность, лишь с некоторым государственным вмешательством в экономические отношения и в дело воспитания юношества. Для выработки добродетели необходим досуг. Поэтому полноправных граждан следует освободить от физической работы, переложив её на рабов и неполноправных метеков.
В трактате «Политика» Аристотель даёт также обзор форм государственного правления, сводя их к трём: монархии (правление одного лица), аристократии (правление немногих лиц) и демократии (общенародное правление; законную, умеренную демократию Аристотель чаще именует «политией»). Каждая из этих трёх политических форм имеет свои преимущества и недостатки. Когда последние получают преобладание над первыми, три возможных формы государства переходят в свои «испорченные» разновидности – тиранию , олигархию и охлократию (власть буйной толпы). Аристотель затрудняется отдать ясное предпочтение одному из трёх типов государственности, ратуя лишь за то, чтобы они не впадали в испорченность. Наилучшим ему кажется некое сочетание аристократии с демократической политией, где власть принадлежит не тёмным низам, а разумному среднему сословию.

Разделяя общегреческий взгляд, Аристотель считает наилучшим небольшое по размеру государство – ограничиваемое одним городом и соседней с ним областью, где все граждане знают друг друга.

«Поэтическая философия» Аристотеля
Трактат Аристотеля «Риторика» состоит из трёх книг, посвящённых трем видам ораторских речей: политическим, судебным и праздничным (эпидиктическим).
Трактат «Поэтика» не сохранился полностью. Он посвящён более всего искусству драмы. Согласно Аристотелю, трагедия должна возбуждать в зрителях чувства ужаса и сострадания, чтобы путём сильных впечатлений производить катарсис (очищение) души. В греческих пьесах действие обычно охватывало краткий период времени. Это обстоятельство склонило Аристотеля проповедовать необходимость «трех драматургических единств» – времени, места и действия. В Новое время теория аристотелевская «трёх единств» легла в основу искусства классического стиля, однако в европейском театре он господствовал не всегда, а лишь время от времени.

9. Теоцентризм философии средних веков.
Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма. Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому уже не есть самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов. Строго говоря, подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия - с другой. В средние века формируется новое воззрение на природу. Последняя не есть теперь нечто самостоятельное, как это по большей части было в античности. Учение о божественном всемогуществе лишает природу самостоятельности, поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса. Две предпосылки ответов на вопрос, что такое человек, как правило, оставались общими. Первая - это библейское определение сущности человека как "образа и подобия Божьего" - откровение, не подлежащее сомнению. Вторая - разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями понимание человека как "разумного животного".

Философия Ф. Аквинского.

Фома Аквинский вошел в историю как крупный теологический философ средневековья, а также как систематизатор схоластики и основатель томизма – важного направления католической Церкви. При жизни он был доминиканским монахом. Его идеи используются и в современных философских, а также теологических учениях.

Философия Фомы Аквинского дает возможность понять некоторые сложные теологические вопросы. Его самые известные произведения - «Сумма теологии», а также «Сумма философии».
Философия Фомы Аквинского: кратко
Данный философ онтологическое существование Бога считал недостаточным. Им было составлено пять доказательств существования высшего разума:
- движение. Все движимое кем-то двигается, а значит, есть какой-то первичный двигатель. Этот двигатель и называется Богом;
- причина. Все существующее вокруг имеет свою причину. Первопричиной является Бог; - случайность и необходимость. Эти понятия взаимосвязаны. Первоначальной причиной является Бог;
- степень качества. Все существующее имеет различные степени качества. Бог является высшим совершенством;
- цель. Какую-либо цель имеет все вокруг. Цель имеет смысл, который ей придает Бог. Без Бога постановка целей была бы совершенно невозможной.

Философия Аквинского связана с проблемами бытия, Бога, а также всего сущего. В частности философ:
- проводит границу между сущностью и существованием. Данное разделение входит в ключевые идеи католичества;
- в качестве сущности философ представляет «чистую идею» явления или вещи, совокупность признаков, черт существующих в божественном разуме;
- сам факт бытия вещи он называет доказательством существования вещи;
- все, что мы видим вокруг, существует лишь по той причине, что это существование было одобрено Богом;
- Бог может дать сущности существование, а может ее этого существования и лишить;
- Бог вечен и необратим.

Философия Фомы Аквинского содержит идеи того, что:
- все состоит из идеи (формы), а также материи;
- единство материи и формы – суть любой вещи;
- идея – это определяющее начало, материя – вместилище;
- любая идея является троичной – то есть она существует в разуме Бога, в самой этой вещи, а также в сознании человека.

Философия Фомы Аквинского содержит следующие идеи:
- разум и откровение не являются одним и тем же;
- разум и вера всегда участвуют в процессе познания;
- разум и вера дают истинное знание;
- неистинное знание может появиться по той причине, что разум противоречит вере;
- все вкруг делится на то, что познать можно, и на то, что познать нельзя;
- разум способен познать только сам факт существования Бога;
- существование Бога, сотворение мира, бессмертие души, а также прочие подобные вопросы человек может понять только через божественное откровение;
- теология и философия – это совсем не одно и то же;
- философия объясняет только познаваемое разумом;
- божественное познает теология.

Философия Фомы Аквинского: историческое значение
Сюда можно отнести:
- доказательства существования Бога;

Систематизацию схоластики;

Проведение границ между существованием и сущностью;

Весомый вклад в развитие идей материализма;

Открытие божественных идей, предшествующих началу существования вещи;

Идея о том, что знание может быть получено лишь тогда, когда разум соединится с верой и перестанет ей противоречить;

Указание сфер бытия, постичь которые можно лишь через божественное откровение;

Разделение теологии и философии, а также представление философии как нечто подчиненного теологии;

Логическое доказательство целого ряда положений схоластики, а также теологии.

Учения данного философа были признаны Папой Римским (1878 год), и приняты как официальная идеология католицизма. Сегодня на его идеях базируется такое учение как неотомизм.

11. Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бекон(1) (1561-1626). В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а “господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам”. Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: “Знание - сила”. В науке “речь идет не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике. Ибо человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько охватил в порядке природы делом или размышлением; и свыше этого он не знает и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и природа побеждается только подчинением ей”
(2). Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. В своем трактате “Новый органон” Бэкон развил новое понимание задач науки. Именно он возжег факел новой науки - методологии экспериментального естествознания, которую он утверждал как залог будущего могущества человека. Следуя этой методологии, можно собрать богатую жатву научных открытий. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных “призраков”.
“Призраки рода” - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; “призраки пещеры” заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей;
“призраки рынка” - это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения;
“призраки театра” связаны со слепой верой в авторитеты.

Не ссылаться ни на какие авторитеты - таков был принцип науки Нового времени, избравшей в качестве девиза изречение Горация: “Я не обязан клясться ничьими словами, кто бы он ни был”. Истинную связь вещей Бэкон видел в определении естественной причинности.

Обращает на себя внимание тот принципиальный факт, что Бэкон был глубоко верующим человеком. Согласно Бэкону, наука, подобно воде, имеет своим источником или небесные сферы, или землю. Она состоит из двух видов знания - один из них внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств. Науки, таким образом, делится на теологию и философию. Бэкон стоял на позиции двойственной истины: есть истина религиозная и “светская”. При этом он требовал строгого разграничения сфер компетенции этих видов истины. Теология ориентирована на трактовку Йога, но тщетно стремление человека достичь осмысления Бога естественным светом разума. Вера в Бога достигается путем откровения, тогда как “светская” истина постигается опытом и разумом. В своем труде “Великое восстановление наук” Бэкон писал: “ Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы... нужно без колебания вступать и проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами стоит одна цель - исследование истины”(3). Щели мы вспомним, как мало собственно научных истин было известно во времена Бэкона, то мы еще больше удивимся поразительной проницательности его ума. Говоря о слабой стороне философии Бэкона, отметим, что он не сознавал одинаковой важности и индукции, и дедукции. Подобно тому как человек не может ходить на одной ноге, так и ученый не может полноценно заниматься наукой, пользуясь лишь одним из этих методов.

Мы имели целью только дать понятие о мировоззрении Бэкона, прежде всего о его методе, и ограничились указанием оснований, на которых покоится его заслуженная слава основоположника методологии опытного научного исследования.

Бэкон родился в элитарной семье, близкой ко двору. Сам он был членом Тайного совета, хранителем Государственной печати. Он получил титул барона Веруламского, а потом и виконта Сент-Олбанского и гордился этими титулами. Он был блестящим оратором. Речь его всегда отличалась дельностью содержания и благородством изящного выражения. Никто в парламенте не говорил так правильно, сжато, сильно, как он. В его речах отсутствовал даже намек на напыщенность, каждое слово имело цену, все было так связно, что, когда он говорил, депутаты парламента, боясь проронить хоть одно слово, не смели ни кашлянуть, ни взглянуть в сторону. Он буквально властвовал над слушателями. Бэкон стал жертвой проводимых им опытов: изучая процесс замораживания, он в студеную зимнюю пору набивал тушки кур снегом и погружал их в сугроб. При этом занятии он сильно простудился, заболел и умер. В своем последнем письме, едва держа в руке перо, он не забыл упомянуть, что опыт со снегом удался превосходно (Льюис Дж. История философии. СПб., 1865).

Если Ф. Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, а Гоббс несколько расширил эмпиризм Бэкона за счет математики, то французский математик и философ Ренэ Декарт(1) (1596-1650), напротив, поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.
Рационалистический метод Декарта – сомнение
Хотя Декарт благодаря своим математическим и физическим открытиям стал одним из творцов новейшей физики, исходной точкой своей философии он сделал не внешний, а внутренний опыт. Вследствие этого Декарт стал одним из столпов европейского рационализма , а не эмпиризма . Результаты чувственного опыта, согласно его философии, сомнительны. В этом убеждают многочисленные факты обманов чувств. Согласно Декарту, можно сомневаться вообще во всем, однако никак нельзя подвергнуть сомнению сам факт нашего мышления, с которым неразрывно связано убеждение в нашем существовании. Этот тезис и выражает прославленный философский афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» («Cogito, ergo sum») .
Идея Бога у Декарта
Единственное существование, в котором я вполне уверен, есть мое собственное, т. е. существование моего духа и его мыслей, тогда как бытие всего вещественного мира (и моего собственного тела) остается под сомнением. Неоспоримых данных, подтверждающих истинность наших ощущений, у нас нет. Он может оказать простым плодом нашего воображения. Однако, согласно философии Декарта, среди наших представлений находится одно, которое мы не могли создать сами, которое скорее надо признать данным нам, так как оно заключает в себе более полную реальность, чем та, какую мы находим в себе. Это идея Бога – совершеннейшего существа, неограниченного бытия, прямо противоположная чувству ограниченности нашего собственного бытия и потому внушенная нам самим Богом, врожденная нам до всякого опыта, подобно представлению, какое мы имеем о самом себе.
Преобразуя онтологическое доказательство бытия Божия Ансельма Кентерберийского , Декарт выражает его в такой форме: Бог есть совершеннейшее существо, к совершенствам же принадлежит и существование, следовательно, Бог существует. Другое доказательство бытия Божия заключается у Декарта в следующем: мое собственное существование можно объяснить только с помощью признания бытия Божия, потому что если бы я произошел сам собою, я бы придал себе все совершенства; если же я происхожу от других, от родителей, предков и т. д., то должна существовать первая причина, т. е. Бог. В число Божьих совершенств входит и совершенная правдивость, из чего следует, что все, что я познаю ясно, истинно. Бог не мог меня обмануть, это противоречит понятию о нём, как о всесовершенном существе.
Дуализм души и тела у Декарта
Представление внешнего мира и природы неискоренимо и ясно находится в моем уме. Поэтому, считает Декарт, протяженный мир со всеми качествами, какие мы познаем в наших ясных представлениях, действительно существует. Лежащая в основе его протяженная сущность называется телом или материей. Её природа, согласно философии Декарта, состоит не в твердости, тяжести, окраске или вообще в каком-либо качестве, постигаемом чувствами и устранимом из тела без нарушения его сущности – но единственно в протяжении. Лишь это последнее, допуская численные измерения, образует основу, не только геометрии, но и физики.
Протяжение имеет тело, но не душа. Между ними двумя существует диаметральная разница. Тело может быть разрушено, душа же неразрушима, т. е. бессмертна. В собственном смысле только Бог может именоваться субстанцией, т. е. тем, что существует, не нуждаясь для этого ни в чем другом; в производном же смысле можно говорить о телесной и мыслящей субстанции, так как обе не нуждаются для своего существования ни в чем, кроме Бога. Единственным главным свойством материи, по философии Декарта, является протяжение, но не энергия и силы. Количество вещества и движения, вложенных изначально в мир Богом, остается неизменным. Последние составные частицы материи – мельчайшие тельца, различные по форме и величине (корпускулы).
На животных Декарт смотрит как на живые машины без души, чувства, ибо они целиком управляются инстинктами, без всякой свободы воли. В человеке протяженная субстанция (тело) и мыслящая душа сходятся в единственном непарном органе мозга, центральной его железе; при их противоположной сути они не могли бы взаимодействовать, если бы не были соединены и согласованы Богом. Эта теория навела ученика Декарта, Гейлинкса на гипотезу окказионализма.
Этика Декарта
Свои этические воззрения Декарт выразил, частью в сочинениях (в книге физиологического и психологического содержания «De passionibus»), частью в письмах, особенно в письме «De Summo bono», к королеве Христине. В этике он примыкает ближе всего к стоикам и Аристотелю. Нравственную цель философия Декарта усматривает в благополучии, которое создаётся последовательной доброй волей или добродетелью.
Значение философии Декарта
Декарт совершил настоящий подвиг, требуя первым условием от философии, чтобы она отказалась от всякого привычного чувственного познания, усомнившись во всём (картезианское сомнение) и с помощью мышления совсем заново построила истинный мир, ничего не принимая за истину, кроме того, что выдержит испытание любым сомнением. Исходя из такой твердой точки опоры, как самосознание, он стал родоначальником последующих систем философии и оказал на нее большое влияние, благодаря оригинальности и самостоятельности, ясности и простоте своего мышления, а также легкости и естественности изложения. Хотя Декарт вполне признавал метафизику, но в области природы он гораздо строже проводил механицизм, чем его старший современник Фрэнсис Бэкон, так что на него позже ссылались даже чуждые духу его философии материалисты.
Система Декарта возбудила оживленную полемику среди философов и в особенности между теологами. Гоббс, Гассенди , иезуит Валуа выступили противниками Декарта, преследовали его, нередко с фанатизмом, обвиняли в скептицизме и атеизме и даже добились запрещения его «опасной» философии в Италии (1643) и Голландии (1656). Но у Декарта нашлось и много приверженцев в Голландии и Франции, особенно между янсенистами Пор-Рояля и членами Конгрегации Ораторианцев. Делафорж, Режи, Арно, Паскаль , Мальбранш, Гейлинкс и др. особенно старались развивать далее его систему. Логика янсенистского Пор-Рояля («Искусство мыслить», Арно и Николя, изданная 1662) проникнута картезианским характером.
Роль Декарта в истории науки
Несмотря на многие ошибки, неоспоримы заслуги Декарта для физиологической и психологической антропологии; но еще большая и более прочная слава принадлежит ему как математику. Он был творцом аналитической геометрии, изобрел метод неопределенных коэффициентов, впервые понял настоящее значение отрицательных корней уравнений, предложил новое остроумное решение уравнений четвертой степени, ввел показатели степеней и показал (что составляет, быть может, главную его заслугу), как можно выразить природу и свойства каждой кривой при помощи уравнения между двумя переменными координатами. Этим Декарт проложил геометрии новый путь, на котором были сделаны важнейшие открытия. Его «Геометрия» (1637), первое печатное сочинение по геометрии координат и его «Диоптрика» (1639), которая впервые излагала вновь открытый закон преломления лучей света и подготовила великие открытая Ньютона и Лейбница, навсегда останутся памятниками его великих заслуг в области точных наук. В своих философско-космогонических опытах Декарт хотел, подобно Демокриту и его атомистическим последователям, объяснить движение небесных тел, а, следовательно, и силу тяготения, вихревыми течениями эфира, наполняющего вселенную, – теория, которая после принятия и исправления её Лейбницем долго служила знаменем для противников действия сил на расстоянии.
Философия РенеДекарта – это то, из чего зародился рационализм. Данный философ был известен также как замечательный математик. Многие мыслители строили свои рассуждения на тех мыслях, которые когда-то записал
Декарт. «Первоначала философии» - один из его самых известных трактатов.

В первую очередь Декарт знаменит тем, что доказал значимость разума в процессе познания, выдвинул теорию о рожденных идеях, учение о субстанциях, его модусах и атрибутах. Также он является автором теории дуализма. Выдвигая данную теорию, он хотел примирить идеалистов и материалистов.

Философия Декарта

То, что разум лежит в основе познания и бытия, Декарт доказывал следующим образом: в мире слишком много явлений и вещей, суть которых понять невозможно, это усложняет жизнь, но зато дает право выдвигать сомнения насчет того, что кажется простым и понятным. Из этого можно сделать вывод, что сомнения существуют всегда и при любых обстоятельствах. Сомнение является свойством мысли – умеющий сомневаться, умеет мыслить. Мыслить может только человек, который действительно существует, а значит, мышление является и основой бытия, и познания. Мышления – это работа разума. Из этого можно сделать вывод, что именно разум является первопричиной всего.
При изучении философии бытия философ хотел вывести базовое понятие, которое могло бы охарактеризовать всю сущность бытия. В результате длительных размышлений он выводит понятие субстанции. Субстанция – это то, что может существовать без сторонней помощи – то есть для существования субстанции не нужно ничего, кроме себя самой. Описанным качеством может обладать лишь одна субстанция. Именно она называется Бог. Бог вечен, непостижим, всемогущ и является абсолютной первопричиной всего.

Он является творцом, создавшим мир, который также состоит из субстанции. Сотворенные им субстанции также могут существовать сами по себе. Самодостаточны они только по отношению друг к другу, а по отношению к Богу – производны.

Философия Декарта делит вторичные субстанции на:

Материальные;

Духовные.

Также он выделяет атрибуты обоих родов субстанции. Для материальных – это притяжение, для духовных – мышление.

Философия Декарта утверждает, что человек состоит и из духовных, и из материальных субстанций. В принципе, этим он и выделяется среди других живых существ. Исходя из этого, рождается идея дуализма, то есть двойственности человека. Декарт уверяет, что нет смысла искать ответ на вопрос, что является первопричиной: сознание или материя. И то, и другое соединены только лишь в человеке, а так как тот дуалистичен – они просто не могут являться первопричиной. Существовали они всегда и являются разными сторонами одного бытия. Их взаимосвязь является очевидной. Задаваясь вопросами о познании, Декарт основной акцент делает именно на научном методе. Он считал, что данный метод применялся в математике, физике и других науках, однако в философии он не использовался. Иначе говоря, он считал, что при помощи него можно открыть нечто действительно новое. В качестве научного метода он использовал дедукцию. Философия Декарта содержит учение о врожденных идеях. Вся суть в том, что некоторые знания мы получаем в процессе познания, но существуют и такие, которые очевидны и не нуждаются ни в изучении, ни в доказательстве. Они называются аксиомами. Эти аксиомы могут быть понятиями или суждениями.

Примеры понятий:

Примеры суждений:

Быть и не быть одновременно нельзя;

Целое всегда больше части;

Из ничего может получиться только лишь ничего.

Отметим, что данный философ являлся сторонником практического, а не отвлеченного познания. Он считал, что природу человека необходимо усовершенствовать.

Декарт был не только философом, но и выдающимся математиком (вспомним декартовы координаты). Анализируя природу души, Декарт внес бесценный вклад в психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив в сущности рефлекторную основу психики, тем самым предвосхитив труды И.М. Сеченова и И.П. Павлова. В честь этого И.П. Павлов воздвиг памятник Декарту под Санкт-Петербургом.

1. Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения.

2. Классификация философии, данная Аристотелем.

3. Критика Аристотелем учения Платона об "эйдосах" ("чистых идеях").

5.Проблема материи в философии Аристотеля.

6.Проблема души и человека в философии Аристотеля.

7. Классификация Аристотелем форм государства.

8. Историческое значение философии Аристотеля.

1. Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - древнегреческий философ классическо­го периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

    367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

    347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле - столице Македон­ского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Алек­сандра Македонского;

    335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ликей (пери­патетическую школу) и работал в ней до своей смерти.

К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: "Орга­нон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "История жи­вотных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская полития", "Поэтика".

2. Философию Аристотель делил на три вида: теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия"); практическую - о деятельности человека, устройстве государства; поэтическую

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

3 . Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой фи лософии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи (окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определенные вещи; данные вещи называются индивидуумы (в переводе - "неделимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является, конк­ретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно опреде­ленные параметры, а не "идея дома", и т. д.; индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индиви­дуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) - вторичной.

4 . Поскольку бытие не есть"чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается че­рез высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древне­греческого - высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный воп­рос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие - это сущность (субстанция), об­ладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, по­ложения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории - это выс­шее отражение и обобщение окружающей действительности, без кото­рых немыслимо само бытие.

5. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя?

По Аристотелю, материя - это потенция, ограниченная формой (напри­мер, медный шар - это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что: все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо фор­мы) приводит к изменению сущности самого предмета; реальность - это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; потенция (материал) есть пассивное начало, форма - активное; высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

6 . Носителем сознания, по Аристотелю, является душа.

Философ выделяет три уровня души: растительная душа, животная душа, разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощуще­ния и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он счи­тает, что человек: по биологической сущности является одним из видов высокоорганизо­ванных животных; отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество - потребность жить в коллективе - приво­дит к возникновению общества - большого коллектива людей, занима­ющегося производством материальных благ и их распределением, про­живающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т. д.) является государство.

7 . Аристотель выделяет шесть типов государства: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия), полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государ­ство "среднего класса" (идеал Аристотеля).

8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он: внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях"; дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; выделил 10 философских категорий; дал определение бытия через категории; определил сущность материи; выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии; внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода - от частного к общему, обосновал систему силлогизмов - вы­вода из двух и более посылок заключения).

Министерство образования Московской области

Московский Государственный Областной Университет

Факультет – юридический

Специальность - юриспруденция

Контрольная работа

по дисциплине : Философия

на тему: Философия Аристотеля

выполнила: студентка первого курса

Лободедова Ю.Е.

научный руководитель: Горбунов А.С.


Жизнь Аристотеля

Классификация наук

Метафизика, или «первая философия»

Форма и материя

Причины бытия

Перводвигатель

Учение о душе

Этика и политика

Библиографический список


Жизнь Аристотеля

Аристотель родился в полисе Стагира в семье известного врача Никомаха в 384 году до нашей эры. Его отец был придворным врачом македонского царя. Быть врачом означало в Древней Греции занимать высокое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. Возможно, именно из-за профессии отца Аристотель впоследствии так много времени посвятил естественно - научным занятиям.

Семнадцатилетним юношей Аристотель приехал в Афины и стал слушателем Академии Платона. Он оставался там до самой смерти учителя – двадцать лет, сначала как ученик, а затем и преподаватель. В Академии он быстро выдвинулся среди других академиков, причем в силу своей одаренности он не стал простым продолжателем платоновских идей. У него возникали теоретические расхождения с учителем, еще при жизни Платона он выдвигал самостоятельные идеи, с которыми Платон не соглашался. В конце концов Аристотель создал свою оригинальную философскую систему, которая вовсе не была похожа на платоновскую. Именно Аристотель произнес знаменитую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже».

После смерти Платона Аристотель покинул Афины, жил в различных греческих полисах, а 343 г. до н.э. Филипп Македонский пригласил его воспитателем к своему тринадцатилетнему сыну Александру – будущему прославленному полководцу, чья держава раскинется до самой Индии. Когда Александр стал царем Македонии, Аристотель вновь вернулся в Афины.

К этому времени Аристотель написал много трактатов на различные темы: «О философии» (этот диалог до нас не дошел), «Протрептик» (какова была литературная форма этого произведения, неизвестно), «Методика» (это сочинение в 8 книгах до нас не дошло), «Метафизика», «О душе», «Категории», «Физика», «Риторика», «Политика», «О небе» и др. Стиль мышления Аристотеля совсем не походил на платоновский. Это был не мечтатель, не поэт, не творец мифов, это был человек с систематическим складом ума, естествоиспытатель. Он занимался разными науками, создал первую классификацию живых существ, положив начало биологии, изучал человеческие эмоции и стал основателем психологии, сформулировал основные законы логики, которые и до сих пор преподаются в школах и университетах и т.д. Один только перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области знания того времени, но и произведена его классификация, - впервые из философии как таковой были выделены специальные науки. Аристотель строил науку как единую систему.

Поэтому, неудивительно, что он, по примеру своего учителя. Тоже основал в Афинах школу, получившую название Ликей. Все современные лицеи ведут свою историю именно от школы Аристотеля, посвященной Аполлону Ликейскому (отсюда и название). Школа располагалась в саду и Аристотель имел обыкновение беседовать с учениками, прогуливаясь по дорожкам. Поэтому Ликей прозвали перипатетической школой, а учеников

Аристотеля – перипатетиками, что в переводе с греческого означает «прогуливающиеся».

Скоропостижная смерть Александра Македонского вызвала во многих греческих городах антимакедонские волнения. Аристотель, связь которого с македонским двором была очевидна, был обвинен в богохульстве. Не дожидаясь суда, он переда управление Ликеем одному из своих последователей, уехал из Афин и в 322 г. до н.э. умер.

Классификация наук

Аристотель разделял науки на три части – теоретические, практические и творческие, а инструментом, с помощью которого ведется научное исследование, он считал логику. Целью теоретических наук является истина сама по себе, познание ради познания, потому они свободны и бескорыстны, в отличие от практических наук. Целью творческих наук является создание прекрасного.

Теоретическая деятельность представлена тремя дисциплинами: физикой, математикой и первой философией (или метафизикой).

Метафизика или «первая философия»

Философией в античности называлось любое теоретическое знание, но Аристотель впервые попытался выделить предмет собственно философии. Он называл ее «первой философией». В отличие от физики, изучающей реальный мир наблюдаемых предметов, и математики, которая имеет дело с абстракциями в человеческом мышлении, «первая философия» занимается принципами бытия. Ведь Аристотель – все-таки ученик Платона, поэтому для него тоже было очевидно, что видимые явления и предметы суть проявления неизменных духовных сущностей, что мир, кроме «поверхности», имеет «подкладку», и вот изучением этой «подкладки» и должна по его мысли заниматься «первая философия».

А при чем здесь слово «метафизика» ? Дело в том, что в середине І века до н.э. в городе Александрии ученый Андроник Родосский отредактировал сохранившиеся аристотелевские сочинения и собрал их в книги. Получилось так, что несколько близких по тематике фрагментов он соединил вместе и поместил в книге вслед за разделом «Физика». Так и появилось слово «метафизика» - по-гречески это означает «то, что идет за физикой». Но поскольку эти собранные воедино отрывки говорили о предмете «первой философии», термином «метафизика» стали обозначать учение о вечных началах и принципах бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых предметов и постигаемых только с помощью разума.

Форма и материя

Аристотель считал, что нет никаких доказательств существования двух миров, мир один, но в нем есть место и общему, и единичному.

Вещи вокруг нас материальны. Но материя вещей оформлена, и благодаря форме мы отличаем медный шар от медной статуи, хотя они и сделаны из одного вещества. Более того, форма вечна, и не зависит от своего конкретного воплощения в предмете.

Аристотель был убежден, что нет никакого платоновского мира идей, идея вещи находится в ней самой как форма . Форма – неизменна и вечна, именно она делает предмет тем, что он есть, а не наоборот. Форма выступала у Аристотеля в качестве общего, а конкретные ее воплощения, вещи – в качестве единичного. Аристотель, как и Сократ с Платоном, не отрицал, что научное знание должно быть знанием не отдельных предметов, а знанием общего, но это общее находилось для него не вне вещей (как у Платона), а в самих вещах: знание должно быть направлено на изучение формы вещей .

Если для Платона весь наш мир представлялся только тенью мира идей, то для Аристотеля, действительно, существовали не идеи, а отдельные единичные вещи, - не «идея лошадности», а вот эта, живая, стоящая перед нами лошадь, не «львиность», а лев.

Причины бытия

Аристотель называл четыре условия существования нашего мира, предметов в нем:

1) материальную;

2) действующую;

3) целевую;

4) формальную.

Понять их соотношение легче на примере. Например, как мог возникнуть глиняный горшок? Во-первых, необходима глина, из которой можно сделать горшок (материальная причина). Во-вторых, нужен гончар, который из этой глины вылепит горшок (действующая причина). В-третьих, гончар должен иметь цель, ради которой он возьмется за работу, например, продать горшок или сварить в нем похлебку (целевая причина). Но даже если есть и глина, и гончар, и цель – этого мало. Гончар не сможет создать горшок, если не будет знать, как он выглядит, какова форма горшка (формальная причина).

Две причины из перечисленных выше являются вечными: формальная и материальная. Любая вещь – это неразрывное единство формы и материи . Не только форма вечна и не меняется с разрушением отдельных горшков, но и материя тоже вечна, она лишь переходит из одного состояния в другое, от одной формы к другой, - иначе нечего было бы оформлять. Приоритет Аристотель отдавал формальной причине. Ведь материя, с его точки зрения, - неопределенный, лишенный формы субстрат, пассивный материал для оформления. Поэтому формальная причина бытия – самая важная, ведь форма является обязательным условием существования вещей, их сущностью. Все возникающее возникает лишь постольку, поскольку становится определенным, оформляется. Материя – только возможность, как медь является возможностью и для медного шара, и для монеты, и для статуи. Возможность превращаться в действительность (в шар, монету, статую) только при оформлении.

Таким образом, главной проблемой метафизики Аристотеля стала проблема соотношения формы и материи.

Перводвигатель

Аристотель вводит в свою систему перводвигатель, который вносит движение в мироздание. Причем сам перводвигатель неподвижен (иначе пришлось бы объяснять, откуда взялось движение в перводвигателе). По сути, этот перводвигатель у Аристотеля – Бог, а заодно и «форма всех форм». Именно эта идея привела затем к тому, что аристотелевская философия была принята как «официальная» философия католической церкви, а сам Аристотель объявлен предтечей христианства. Аристотель был даже канонизирован католической церковью.

Физика

К физике Аристотель относил все естественно-научные вопросы – от теории элементов и движения, структуры космоса до биологии и психологии. Земля, по Аристотелю, шарообразна, это центр Вселенной, ограниченный в пространстве и бесконечный во времени; вокруг Земли вращаются небесные сферы, в которых закреплены планеты со звездами. Те сферы, что находятся к Земле ближе Луны, - это подлунный мир, дальше – надлунный мир. Эта аристотелевская картина космоса была позднее воспринята христианскими учеными и господствовала на протяжении всего Средневековья.

Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Институт правоведения и предпринимательства"

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Философия"

на тему: "Философия Аристотеля"


Выполнил: студент 913 группы факультета управления

Лодякова Н.Н.

Проверил: к. ф. н. Махова М.Н.


г. Пушкин 2014


Введение

1.1 Характеристика онтологических и гносеологических воззрений Аристотеля

Заключение

Введение


Аристотель (384-322 до н.э.) - великий философ Античности, чьи идеи, вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой логичную систему философского знания. Аристотель был учеником Платона, но пошел по иному пути, иначе понимая устройство мира, и место человека в нем.

В сочинениях Аристотеля подвергаются анализу все отрасли имевшегося в те времена знания о мире. Аристотель - основоположник формальной логики, создатель силлогистики. "Первая философия" (позже названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, анализа причины и цели.

Философия как наука, ее прошлое и настоящее занимают в философском наследии Аристотеля особое место. Философия способна проникнуть в суть вещей и явления, постичь законы устройства мира. Философия выше многих наук, поскольку суть ее - не познание житейских нужд, а познание всего сущего. Философия чужда корысти, ее оружие - логика и сила мысли. Философия Аристотеля - это царство наблюдения и трезвой мысли. Аристотель был убежден, что благодаря философии можно познать мир полностью. В отличие от Платона Аристотеля занимали не сами идеи, а их конкретное воплощение.

Аристотель анализирует все явления, что есть в природе и внутреннем мире человека, идя от частного к общему. Философия Аристотеля опирается на живую действительность и отличается своей логикой построения, опорой на саму жизнь. Аристотель вошел в историю еще и как основатель Ликея, школы философии, и как воспитатель Александра Великого.

Аристотель много сделал как для своей эпохи, так и для развития философской мысли вообще. Труды Аристотеля, такие, как "Органон" ("Категории", "Об истолковании", "Аналитики", "Топика"), "Метафизика", "Физика", "О возникновении животных", "О душе", "Этика", "Политика", "Риторика", "Поэтика" и другие, особым почитанием пользовались у образованных людей последующих эпох. Актуальность обращения к философскому наследию Аристотеля обуславливается той ролью, которую он внес в развитие философской мысли Античности, теми открытиями, которые он сделал, и благодаря которым философское знание получило новый виток развития.

Цель работы - выявить и проанализировать особенности философии Аристотеля.

Задачи работы:

Проанализировать основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля,

Рассмотреть учение Аристотеля о человеке и государстве,

Рассмотреть сходства и различия учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения, в которых анализируется рассматриваемая проблема.

1. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля


.1 Характеристика онтологических и гносеологических воззрений Аристотеля


Онтология - учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

Гносеология - раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности.

Исследования Аристотеля в области гносеологии - теории познания имеют актуальное значение для всей философской мысли. Аристотель убежден, что мир познаваем и существует объективно, независимо от акта познания. Мир первичен, а сознание вторично. "Все люди от природы стремятся к знанию", - пишет он в "Метафизике". По мнению мыслителя, любознательность - свойство людей и животных, данное им от рождения. Аристотель считает, что мироздание и мир людей едины по своей сути, формы и законы бытия и мышления имеют также один источник.

Скептики были убеждены, что ничего не следует принимать за истинное. Аристотель уповает на то, что человек сам знает, где ему будет лучше, а где - нет, знает, что такое опасность и т.д. Значит, критерии положительного (благоприятного) или отрицательного у него все же присутствуют. Аристотель развивает тезис о логике вещей. Сообразно его представлениям, если одно суждение всегда более истинно, чем другое, то тезис о том, что нет ничего истинного в том смысле, что все одинаково ложно, опровергнут. Аристотель стремился к познанию реально существующих законов мира, и отрицал точку зрения, что мир таков, каким каждый его видит. Аристотель считает, что не будь людей, не было бы и чувственных представлений о предметах. Но то, что при этом не будет и самих предметов, с этим Аристотель не согласен. "Чувственное восприятие, само собой разумеется, не имеет своим предметом само себя, но есть и что-то другое, помимо восприятия, что должно существовать раньше него".

Чтобы понять сущность вещей и предметов, необходимо заглянуть в их суть. Мыслитель различает "более явное и известное для нас" (то есть то, что ближе к чувственному восприятию) и "более явное и известное с точки зрения природы вещей" (суть бытия и причины отдельных вещей и явлений, вообще первоначала и первопричины). Познать причину и суть вещей - довольно сложно, но возможно. Первый шаг к познанию мира есть ощущение. Если Платон, к примеру, противопоставлял чувственное и разумное, то Аристотель считает иначе. И чувственное, и разумное, тесно связаны между собой, и познаются одновременно. Аристотель сравнивает осязание, обоняние, вкус, слух, зрение у людей и животных и делает вывод о том, что чувственное знание объективно. Благодаря чувственному знанию человек открывает для себя свойства предметов, а вместе с ними, и в целом мир. Аристотель считает, что все органы чувств одинаково важны, и мир познается в комплексном их взаимодействии.

Чувственное восприятие - ключ к познанию общего. Большую роль в процессе познания играет эмпирический опыт. Опыт накапливается в памяти. С опытом, дающим знание индивидуальных вещей, Аристотель связывает практическую действенность знания. Высшая ступень знания - это искусство, объединяющее в себя знание общего и причин. Самая высшая ступень познания - это науки, а самая главная из наук - философия, познающая принципы. По Аристотелю наука стоит выше искусства, поскольку служит познанию мира, а не удовлетворению частных, практических задач людей.

Онтологическая концепция Аристотеля в "Метафизике" находит свое полное раскрытие. В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Он выделяет четыре вида причин:

Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанция бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

Действующие или производящие рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.

Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы "Почему?" и "Для чего?"

Онтология Аристотеля основывается на элементах метафизичности и идеализма. Это следствие идей Платона, часть которых он все-таки воспринял. Проявление идеализма присутствует, к примеру, в понимании Аристотелем пространства и времени, конечной причины, принципа целесообразности).

Но в философии Аристотеля есть и материалистические элементы, например, убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий. Аристотель - создатель собственной концепции видения мира, и при этом он смог не только упорядочить, но и обобщить достижения в сфере познания мира, сформированные в эпоху Античности.


1.2 Понятие и роль научного метода


Согласно воззрениям Аристотеля, наука имеет три характерные черты:

) доказательность - всеобщность и необходимость,

) способность объяснения,

) сочетание единства с наличием степеней подчинения. По определению самого Аристотеля, наука есть вид бытия, способный доказывать. Доказательство может быть доказательством только о том, что не может происходить иначе. Оно состоит в получении заключения из начал истинных и необходимых, относящихся к предмету доказательства. Доказательство невозможно ни о случайном бытии, ни о том, что возникает и разрушается, но лишь об общем. Если же общего нет налицо, то предмет доказательства - то, что случается чаще всего.

У Аристотеля общее связывается с необходимым, а необходимость может быть и в том, что встречается только часто и отнюдь не постоянно. Этим не исключается наивысшая ценность, какую для знания представляет безусловное постоянство явления, такое, как, например, движение неба. По Аристотелю, "если мы знаем суть бытия вещи: имеется знание о каждой вещи, если мы знаем суть ее бытия".

Научное знание характеризуется по Аристотелю возможностью своего практического применения. Научный метод у Аристотеля характеризуется возможностью к определению сущности и всеобщностью применения сформированных предложений науки. Знание при этом носит объяснительный характер.

Для начала необходимо зафиксировать какой-либо факт. Во-вторых, выяснить его причину появления. По Аристотелю должна существовать причина, благодаря которой вещь не только существует, но и не может существовать иначе, чем - как она существует. В-третьих, знание представляет собой исследование сущности факта. В процессе познания причина есть начало (принцип) по отношению к логическим следствиям. Таким образом, доказательство есть познание данной причины. Логическое объяснение посредством понятий обосновывает право на познание даже случайностей. Аристотель проводит мысль о том, что существует случайность не только в тесном смысле (к примеру, для человека случайно то, что у него светлые или темные волосы), но также и то, что, по Аристотелю, составляет "существенное" случайное (привходящее). Эти свойства не составляют сущности человека непосредственно, но которые происходят из этой его сущности. Объяснить данные свойства - значит, доказать при помощи логики, каким образом они из нее происходят.

И в-четвертых, знание - это исследование условий, от которых зависит существование или отсутствие существования факта.

Процесс обретения знаний следует от вещей, познаваемых "через свое отношение к нам", стало быть, от понятий, первых для нас, к понятиям, которые являются первыми сами по себе. Такое сведение (редукция) необходимо стремится к достижению начал, недоказуемых положений: то, что не имеет конца ("беспредельное"), не может стать предметом научного познания. В конечном счете, редукция приводит к "непосредственным" положениям. Такие положения прямо постигаются умом, не доказываются.

Аристотель считал, что наука обязана давать ответы на вопросы: "и знание того, что что-нибудь есть, и знание того, почему оно есть". По Аристотелю науки, которые выше чувственного уровня познания, опирающиеся на абстрактные понятия, выше наук, имеющих дело лишь с чувственным уровнем познания. Поэтому, математика выше (с точки зрения, Аристотеля), чем гармония. По Аристотелю наука, исходящая из меньшего числа начал, также выше, нежели наука, требующая дополнительных начал. Таким образом, математика в целом выше геометрии: единица - предмет арифметики - сущность без положения в пространстве, а точка - предмет геометрии - сущность, имеющая положение в пространстве. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что теория познания по Аристотелю опирается на факты, причины, и доказательные выводы. Благодаря выводам, познается суть самой причины (научной проблемы).


1.3 Классификация научного знания


Исходя из актуальности научного знания, Аристотель проводит его классификацию, которая сама по себе представляет несомненный интерес. Этому вопросу Аристотель также отводит место в "Метафизике" (книга VI). В этой книге Аристотель говорит о трех видах умозрительного знания: математике, философии и теологии.

Математика по Аристотелю "умозрительная наука". Она занимает промежуточное положение философией и физикой. Согласно Аристотелю, в реальных, физических вещах существуют определенные свойства, акциденции, которые являются "прообразами" математических предметов, сформированные посредством способности людей мыслить абстрактно. Математические понятия обладают объективность. Второй их особенностью является та особенность, что они "чужды движению, за исключением тех, которые относятся к астрономии". В эпоху Аристотеля математика существовала в форме арифметики и геометрии,

И не занималась исследованием процессов движения. Круг проблем математических исследований расширился лишь в эпоху нового времени.

Философию Аристотель подразделял части: теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика.

Цель теоретической философии - поиск истины, цель ее - истинное знание. Теоретическая философия в отличие от практической "бескорыстна". Она оперирует понятиями "добро" и "зло". Практическая философия служит решению вопросов, связанных с жизнью людей, она оперирует понятиями "истина" - "ложь". Задача творческой философии - рождение творчества. В понятие "творчество" у Аристотеля входит искусство словесное - риторика и поэтика. Теоретическую философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология). Данное деление соответствует делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает мыслимые, неподвижные и самостоятельные сущности.

Задача теологии - понять первопричину движения. Первопричина неподвижна. Душа движет человека, оставаясь неподвижной, значит, и у мира есть свой "неподвижный перводвигатель". Это Бог, высшее начало.

Бог согласно воззрениям Аристотеля, - чистая мысль, причина, приводящая в движение весь мир.

Рассмотренные воззрения Аристотеля, его деление умозрительного знания на математику, физику и теологию сохранялось в период Средневековья, вплоть до XII в. Теология считалась "первой философией", которая исследует нечто самостоятельно существующее, являясь источником и целью бытия. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что классификация научного знания по Аристотелю была, безусловно, значимой для своего времени. Аристотель выстроил собственную систему научного познания, целью которой явилась, прежде всего, выявление путей поиска знаний, движения к истине.

философия аристотель платон учение

2. Учение Аристотеля о человеке и государстве


Проблема государства и его эффективности занимала многих мыслителей Античности, в том числе, Платона. Но у Аристотеля была своя, отличная точка зрения.

Человека как существо Аристотель считал политическим животным, это значит, что всякий человек зависит от общества, и смысл его жизни в том, чтобы, участвуя в делах государства, приносить пользу обществу. Но человек, несмотря на его биологическое родство с миром животных, намного вые их. Он способен воспринять такие нравственные понятия, как: добро и зло, справедливость и несправедливость. Главное в учения Аристотеля - учение о добродетелях. Не всякий человек добродетелен, а лишь тот, кто сумел ее у себя обнаружить. Одна из высших добродетелей - патриотизм, служение государству.

В "Никомаховой этике" Аристотель рассуждает о том, что такое счастье. Счастье заключается в деятельности души по осуществлению своей добродетели - чем выше уровень добродетели, тем выше достигаемый уровень счастья. Добродетель не есть дар природы, и не всякий ею обладает. Но всякий может приобрести ее путем саморазвития и стремления к знаниям.

Душа человека состоит из двух частей: разумной и неразумной. Разумная часть делится на рассудок и разум, рассудок - это разум практический, разум - теоретический. Неразумная часть распадается на "растительную" и стремящуюся части. Под словом "растительная" подразумеваются биологические потребности человека, инстинкты. Стремящаяся часть - это воля. Если в душе преобладает разумное начало, то такой человек добродетелен. Он разумен, мудр, скромен, сдержан. Страсти и практический разум по Аристотелю едины. Они образуют добродетели нрава, то есть, этические нормы. Этические добродетели распадаются на дианоэтические и собственно этические. Дианоэтические добродетели человек обретает во время обучения, этические - в процессе воспитания. "Каждый - виновник собственного характера", - писал Аристотель. Две стороны натуры человека постоянно борются. У добродетельного человека побеждает нравственное начало, у порочных людей - их отрицательные качества и свойства.

Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага. Больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим". Таким образом, для Аристотеля государство есть, прежде всего, каркас, на котором крепится жизнь его граждан. Платон считал демократию худшей формой правления. Аристотель же был более умеренным. Демократия бывает различной. Умеренную цензовую демократию он одобрял. Такая демократия, по мнению Аристотеля, была в Греции в период правления Солона в начале VI века до н.э. Этот правитель поделил всех граждан в зависимости от их состояния на четыре разряда.

Аристотель осуждал порядки, установленные Периклом, не признавая уравнительной справедливости. Демократия - неустойчивая форма правления, но Аристотель ставит ее выше олигархии и даже аристократии, потому что считает: в коллективном решении людей больше мудрости.

Государство должно быть справедливым. Справедливость есть высшее благо для государства, а установить ее сможет правильное политическое устройство.

Государство напоминает общий дом, в котором есть либо порядок, либо его отсутствие. Большую роль при этом играет закон. Правление в государствах различается по признаку того, в чьих руках власть - у одного лица (такая форма государственного устройства соответствует монархии), у большинства (политии) или у меньшинства (аристократия). По мнению Аристотеля, власть аристократии предпочтительнее власти одного монарха. При политии (республике) государство управляется большинством, и у большинства существует единая общая добродетель.

Наилучшее государство по Аристотелю отличается от государства Платона. В отличие от Платона Аристотель считает, что частная собственность есть стимул развития людей. Платон относился к ней негативно, но Аристотель защищал ее.

По Аристотелю государственный деятель должен управлять людьми, зная их характер и особенности. Он обязан думать о будущем, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи. Эффективный правитель живет нуждами своего государства и своего народа, при этом он должен быть мудрым, сильным и умеренным во всем, чтобы показывать убедительный пример своим подданным. Наилучшими государственными формами Аристотель считает монархию, аристократию, демократию, но только весьма умеренную. Тирания, олигархия, охлократия - не лучшие формы правления, поскольку не способствуют обретению людьми в государстве общего блага.

Главный принцип стабильности государства по Аристотелю - справедливость. Если нет справедливости, совершаются перевороты и происходят восстания. В своих работах Аристотель дает советы, как укрепить разные формы правления. Но лучшим способом обеспечения стабильности он считает установление политии.

Заключение


Философия Аристотеля основывается на наблюдениях, анализе вещей и явлений и трезвости мысли. В философии Аристотеля прослеживаются отдельные идеалистические мотивы Платона, но взгляды мыслителя на мир в целом различаются. Аристотель пытался познать, как устроен мир, выявить законы его развития. Он внес собственные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях", выделил десять философских категорий, дал определение бытия через категории, определил сущность материи. Определенная часть его философского наследия посвящена анализу сути человека и его жизни. Аристотель дал собственную картины внутреннего мира (души) человека, его предназначения и роли в обществе. Аристотель много рассуждал о государстве. Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Аристотель открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества.

Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным противником обобществления имущества, предлагаемого Платоном.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов.

Политические симпатии Аристотеля - на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.

Творчество Аристотеля в области философии считается вершиной античной мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре - с ее начала вплоть до IV века до н.э. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.

Наследие Аристотеля оказало значительное влияние на все последующее становление философской мысли Европы. Учение Аристотеля до сих пор остается образцом системно выстроенной философии.


Список использованной литературы


1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. Т.4. - М.6 1983.

Аристотель. О душе // Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т.1. - М.: 1976.

Аристотель. Метафизика. Собрание сочинений. Т.1. - М.: 1976

Аристотель. Политика. - М.: АСТ, 2002.

Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля. Вводная статья. /Аристотель, сочинения. Т.1. - М.: 1976

Лосев А.Ф. История античной философии. - М., Мысль, 1993.

Лосев А.Ф. Аристотель и поздняя классика // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.4. - М., 1975.

Новая философская энциклопедия. В 4 томах. // Под ред. В С Степина, Г.Ю. Семигина. - М.: 2003.

Рассел Б. История западной философии: В 2 томах. Том 1. - М.: АСТ, 2001.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: Питер, 2010.

Томсон Дж. Первые философы. - М.: 2000.

Философская энциклопедия. // Под ред. Константинова Ф.В. - М.: Мысль, 2009.

Целлер Э. Очерк истории греческой философии. - М.: 2010.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М.: 1999.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.