Как стать диджеем с чего начать. Сколько стоит быть диджеем. С чего начинается учеба

12.02.18 42 863 3

Полный разбор по оборудованию и расходникам

Как диджей я не состоялся, но много лет подряд я не оставлял попыток. За это время я купил, продал и снова купил все оборудование, которое бывает у диджеев.

Максим Ильяхов

неудавшийся диджей

Я, как никто, знаю, сколько стоит быть диджеем - особенно несостоявшимся. Если вас манит романтика человека за пультом, читайте дальше и не допускайте моих ошибок.

Зачем нужен диджей

Диджей - это человек, который ставит музыку на вечеринке. Его задача - создавать правильную атмосферу, чтобы гости не скучали и при необходимости плясали. Для этого у диджея должна быть какая-то коллекция музыки и умение с ней работать. Обычно говорят, что диджей должен «миксовать», или «сводить», - ставить следующий трек так, чтобы предыдущий плавно в него перетекал.

Диджеи играют в ночных клубах, на частных вечеринках, свадьбах и банкетах, в ресторанах и барах, на рейвах и танцевальных фестивалях.

На рэп-концертах диджей может ставить фонограмму, делать сбивки и издавать специальные звуки - скретчи. Здесь он уже почти музыкант.

Часто диджей параллельно еще и музыкант: пишет собственную музыку, перерабатывает чужую, занимается озвучкой рекламы, фильмов, пишет саундтреки, сводит и готовит к изданию чужие произведения. Все суперуспешные диджеи известны в первую очередь как музыканты или авторы ремиксов.

Диджей - это работа из сферы услуг. В ней много творческих элементов, но основная задача - чтобы людям было хорошо, а аппаратура не пострадала.

Аппаратура не главное

Сила диджея - не в аппарате, а в музыке и умении работать с гостями. Хороший аппарат - это приятно, удобно и красиво, но не сделает ни из кого хорошего диджея.

Есть успешные диджеи, которые играют готовые миксы с флешки, но люди уходят с их вечеринок счастливыми. И есть ребята, обложенные аппаратурой, но их работы слушают только родители из вежливости. Аппарат помогает, но не решает.

В этой статье будет все об аппарате, но музыка и шоу важнее. Если в какой-то момент вы обнаружили, что уже второй месяц читаете обзоры картриджей, но не занимаетесь самой музыкой, - возможно, вы прокрастинируете.

По минимуму - 2200 Р

Минимальный набор диджея - диски и наушники. Вместо дисков могут быть виниловые пластинки и даже файлы на флешке. Диски надежнее, потому что с дисков можно играть в любом клубе, а с флешек и винила - не в любом.

Наушники нужны, чтобы втайне от публики послушать, что ты будешь ставить дальше, и если что - проконтролировать звучание в зале. Самые дешевые наушники, которые теоретически можно применить в работе диджея, стоят чуть меньше 900 Р . Я начинал примерно на таких.

900 Р

примерно стоят наушники Invotone H819, они подходят для начинающих диджеев

Мы не звери, поэтому добавим в комплект сумку для дисков.

  1. Собираете любимую музыку на компьютере.
  2. Записываете ее на болванки.
  3. Покупаете наушники.
  4. Договариваетесь с клубом, баром или рестораном, чтобы прийти туда поиграть.
  5. Смотрите все видео на Ютубе о сведении и работе на дисках. Приходите за два часа и пробуете играть на выключенном звуке.
  6. Вам страшно.
  7. Вы диджей.

Играть с дисков на клубном оборудовании - 2190 Р

30 компакт-дисков

Verbatim CD-R 700 MB, 10 шт. 330 Р × 3

Наушники

Invotone H819 900 Р

Сумка для дисков

Hama 300 Р

Компьютер + контроллер: 25-230 тысяч

Десять лет назад стандартом у диджеев считались компакт-диски, а эстеты выбирали винил. Сейчас диджеи все чаще играют с ноутбуков. Это удобнее: на компьютере можно хранить десятки и сотни часов музыки, а между сетами можно поработать на основной работе.

Управлять музыкой с клавиатуры и мышки теоретически можно, но это довольно неудобно. Плюс никто не хочет видеть, что их диджей весь сет тупит в компьютер. Поэтому для игры с ноута диджею нужен контроллер - это устройство, с которого он управляет музыкой: включает, выключает, подгоняет и накладывает эффекты. Контроллеров сейчас много, в большинстве случаев их можно напрямую подключать к колонкам, в итоге контроллер заменяет весь диджейский пульт.

Диджеи старой школы ненавидят контроллеры за кнопку «Синхронизация». Нажимаешь ее - и трек идеально подгоняется, осталось вовремя повернуть ручку смешивания сигналов. Мастера эпохи Ренессанса должны были годами тренироваться, чтобы научиться так четко сводить, а вам все это доступно одной кнопкой. Поэтому если вы пользуетесь этой кнопкой, старики не будут вас считать за человека.

Чем контроллер дороже, качественнее и мощнее, тем удобнее работать диджею. Общее правило: чем больше на контроллере крутилок, ручек, кнопок и экранов, тем удобнее. Чем контроллер больше, тем удобнее на нем работать в клубе, но тем сложнее его перевозить. Контроллер в металлическом корпусе надежнее, чем пластиковая мыльница, но он и тяжелее.



Контроллер не работает сам по себе, ему нужен ноутбук. Сразу покупать отдельный ноутбук для работы диджеем необязательно: большинство современных ноутбуков спокойно потянут любую диджейскую программу. Но учтите, что клуб - это пыль, влажность и брызги шампанского, поэтому лучше не брать на сет свой единственный рабочий ноутбук.

Есть контроллеры, которые работают с Айпадом, например Reloop Mixon 4. Айпад сложнее повредить, чем обычный ноутбук с клавиатурой. Но нужно быть уверенным в Айпаде: я бы не пробовал играть полноценный сет со старого Айпада-мини - все будет тормозить. А покупать специально для этого какой-нибудь Айпад-про кажется странным: дешевле и проще купить полноценный ноутбук.

На ноутбуке должна быть диджейская программа. К некоторым контроллерам дают базовую версию программы, например Serato Dj Intro. В ней мало эффектов и не все возможности, но для старта хватит. Захотите больше - придется покупать полную версию Serato DJ за 10 $ в месяц. К дорогущим контроллерам в комплекте дают полную версию диджейской программы и кучу эффектов.

Играть с компьютера и контроллера

Цены за новые аппараты. Б/у - отнимайте 20-30%. В этой подборке все программы шли в комплекте

Эконом - 24 500 Р

Компьютер

Lenovo IdeaPad 320−15 17 000 Р

Контроллер

Numark DJ2GO2 4500 Р

Программа

Serato DJ Intro в комплекте

Наушники

Reloop RHP−5 3000 Р

Средний - 110 000 Р

Компьютер

Dell Inspiron 3567 56 000 Р

Контроллер

Traktor Control S5 48 000 Р

Программа

Traktor в комплекте

Наушники

Technics RP-DJ 1200 6000 Р

Шик - 223 000 Р

Компьютер

Apple Macbook Air 2017 83 000 Р

Контроллер

Numark NS7 III 115 000 Р

Программа

Serato DJ в комплекте

Наушники

Pioneer HDJ−2000-K 25 000 Р

Выбор наушников для диджея - больная и сложная тема, поэтому в расчете я просто покажу представителей нужного ценового сегмента. Но вообще, надо просто сходить в магазин и перемерить все наушники, которые вам по карману.

Наушники и слух

Диджейские наушники должны быть либо складными, либо вообще с одним наушником на палке. Конструкция очень важна: наушники постоянно надеваешь и снимаешь, от этого они быстро ломаются. Хорошо, когда есть съемный провод и заменяемые детали.

Наушники с активным шумоподавлением для диджея бесполезны: нет еще такого шумоподавления, которое переборет звуковое давление клуба. Диджея спасает только пассивное шумоподавление - когда в наушниках как в каске.

Профессиональные диджеи должны бережно относиться к слуху и, по идее, иметь запас затычек-беруш. Беруши не гасят звук полностью, но убирают достаточно, чтобы слушать клуб с комфортной для себя громкостью. За все время общения с диджеями я ни разу не видел, чтобы они ими пользовались, но я и не заглядывал им в уши. Все диджейские школы советуют на работе носить беруши.

Тренироваться дома на дисках: 100 тысяч - 1,1 млн

Несмотря на победу контроллеров и ноутбуков, во всех клубах все еще стоят дисковые проигрыватели. Это не те же, которые стояли у вас дома в детстве: они устроены принципиально иначе и работать с ними надо учиться. Ради любви к искусству можно купить домой дисковые проигрыватели и тренироваться как царь круглосуточно.

Обычно в клубах стоят проигрыватели Pioneer серии CDJ , поэтому если учиться, то на них. Базовые сценарии управления у всех одинаковые.

Pioneer CDJ-350
42 000 Р

Проигрывает компакт-диски и MP3

Pioneer CDJ-850
70 000 Р

Все то же, только больше и лучше

Pioneer CDJ-Tour1
350 000 Р

Ищет Сару Коннор

Pioneer CDJ−350, 42 000 Р . Проигрывает компакт-диски и MP3 Pioneer CDJ−850, 70 000 Р . Все то же, только больше и лучше Pioneer CDJ-Tour1, 350 000 Р . Ищет Сару Коннор

Покупать новые «Пионеры» я считаю безрассудством, поэтому для дома советую сразу искать подержанные. Смотрите на потертости и ход кнопок: лучше, чтобы все выглядело новым, а кнопки нажимались с характерным щелчком. Так как проигрыватель во многом механический прибор, износ сильно влияет на качество работы: нет ничего мучительнее, чем играть на ушатанном «Пионере». Поэтому лучше не покупать старые «Пионеры» из клубов, даже очень задешево.

Помимо проигрывателей потребуется пульт: в нем вы смешиваете звук с нескольких проигрывателей. Простые пульты только собирают звук, а на более продвинутых стоят системы записи, эффекты, фильтры и подсветка.

Клубный стандарт - Pioneer серии DJM . Осторожно с дешевыми пультами Behringer: кажется, что в них полно функций за небольшие деньги, но в реальности они быстро изнашиваются и сильно шумят - покупайте их, только если хотите максимально сэкономить. Есть отдельное семейство пультов для скретч-диджеев, которые используются на соревнованиях, но туда мы не полезем.

Numark M101, 7000 Р . Просто пульт. Собирает два сигнала в один. Непригоден для скретча Pioneer DJM−350, 33 000 Р . Ровный качественный пульт с эффектами и возможностью записи. Пригоден для скретча Pioneer DJM-Tour1, 400 000 Р . Твоя жена уйдет к нему. Или муж

Устанавливая проигрыватели или пульты домой, помните, что от них идут провода, много длинных черных проводов - нужно куда-то их прятать и периодически вытирать с них пыль. Каждое устройство идет с собственной вилкой питания, поэтому три устройства потребуют три розетки.

При покупке обращайте внимание на стандарты питания: много диджейского оборудования предназначено для американских сетей 110 В. Чтобы подключить их к российской сети, нужен не просто переходник, а полноценный трансформатор. Новый стоит 500-800 рублей.

30 000 Р

может стоить хороший кейс для техники. Если хранить оборудование в кейсе, оно прослужит дольше

Имея дома полноценный набор проигрывателей и пульт, можно собрать их в аккуратный фанерный кейс и таскать с собой на вечеринки, где нет собственного оборудования. Можно сдавать наборы в аренду и немного на этом зарабатывать. Вообще, если держать подобное оборудование в кейсах, то оно прослужит дольше. Хороший кейс будет стоить 20-30 тысяч. Если делать в мастерской на заказ, можно договориться дешевле.


Прежде чем покупать аппарат домой, сравните его стоимость со стоимостью обучения в диджей-школе. В большинстве случаев за сумму примерно впятеро меньше вы получите неограниченный доступ к аппарату профессионального уровня, на котором научитесь и натренируетесь вволю, и в итоге домашний аппарат вам будет просто не нужен. Разве что брать его с собой на гастроли.

Играть дома и в клубе на собственных дисковых проигрывателях

Цены за новые аппараты. Б/у - отнимайте 20-30%

Эконом - 109 000 Р

Проигрыватель

Pioneer CDJ−350 42 000 Р × 2

Numark M101 7000 Р

Наушники

Reloop RHP−5 3000 Р

Сделал знакомый мастер 15 000 Р

Средний - 200 000 Р

Проигрыватель

Pioneer CDJ−850 70 000 Р × 2

Pioneer DJM−350 33 000 Р

Наушники

Technics RP-DJ 1200 6000 Р

Zomo 21 000 Р

Шик - 1 163 000 Р

Проигрыватель

Pioneer CDJ-Tour1 350 000 Р × 2

Pioneer DJM-Tour1 400 000 Р

Наушники

Pioneer HDJ−2000-K 25 000 Р

Magma Workstation 38 000 Р

Играть на виниле: 100 тысяч - 1 миллион

Эстеты, снобы и любители старинной музыки диджеят на виниле. Считается, что у винила мягкий аналоговый звук и больший динамический диапазон, чем у компакт-дисков и компьютера. Спорить с этим бессмысленно и вредно для здоровья. В условиях клуба маловероятно, что ваши гости заметят разницу на слух, но зато диджей за винилом выглядит круто. Сразу ощущение, что вы не просто кнопочки жмете, а заняты каким-то сложным делом.

У винила есть минусы.

Вибрации. От громкого звука будет скакать игла, играть тяжело. Причем вы можете стоять в диджейской будке, вам звучать все будет нормально, но по полу и столу будет передаваться вибрация от басовых колонок в зале, и игла будет прыгать сама. В одном клубе с этой проблемой боролись с помощью надувных подстилок под проигрывателями, это работало. Вообще, прогрессивное человечество почти преодолело проблему вибрации.

Пыль. В клубах бывает пыльно, пыль оседает на пластинках, их приходится чистить, со временем они приходят в негодность. Как и все мы.

Вес и стоимость. Виниловые пластинки тяжелые, на них помещается мало музыки. Если электронный диджей может отыграть сет с одной флешки или компьютера, то виниловому диджею приходится тащить кейс с 50-100 пластинками на 10-15 кг. Отдельно надо подумать, где покупать весь этот винил - сейчас его продают в интернете и специализированных магазинах.

до 15 кг

пластинок приходится носить диджею, который играет на виниле

Управление. На виниле не делают петель, не прыгают по треку, не делают живых ремиксов, не барабанят, не пишут новые партии. Просто ставят музыку и иногда скретчат. Причем скретч вышел из моды довольно давно, сейчас им никого не удивишь.

Чтобы играть на виниле дома, нужны проигрыватели, пульт и картридж с иглой. Проигрыватель крутит диск, игла считывает сигнал и передает на пульт. Пульт все усиливает и подает на колонки.

Для диджея подходят только виниловые проигрыватели с прямым приводом: это когда площадку с пластинкой крутит напрямую подведенный электромотор. Бывают проигрыватели с ременным приводом: там кручение передается через специальный ремень. Они стоят заметно дешевле, но ни один диджей в здравом уме не посоветует вам проигрыватель с ремнем. Бывают проигрыватели с USB-выходом - они не только передают сигнал на пульт, но и дают записать виниловый звук на компьютер. Это удобно для дома, но в клубе особо не нужно.

Клубный стандарт проигрывателя - Technics SL-1210 или SL-1200. Когда я писал эту статью, новая пара «Техниксов» стоила 90 тысяч, с рук этих ласточек покупают за 40-60 тысяч за пару.

Проигрыватели других фирм (Stanton, Numark, Reloop и Audio-Technica) принципиально не отличаются от «Техниксов» и часто даже имеют больше возможностей. Проблема только в ремонте и замене деталей: деталей на «Техниксы» в России полно, на остальные - как повезет.

Reloop RP−2000M, 20 000 Р . Просто крутит пластинки, немного регулирует скорость Technics SL−1210, 45 000 Р . Клубный стандарт Technics SL−1200G, 280 000 Р . Элитная версия с особым мотором и высокоточными подшипниками. Ваша жена вернется к вам

На проигрыватели неплохо бы надеть акриловые защитные крышки.

Еще на проигрыватель придется нацепить картридж - это деталь, в которую вставлена считывающая игла и магнит для преобразования вибраций в электромагнитный сигнал. Я всегда пользовался картриджами и иглами Ortofon, но у всех нормальных диджеев видел только Shure M44.

Виниловые пластинки стоят от одного рубля на развалах до 5-8 тысяч за какую-нибудь ограниченную серию в магазине. И это не предел. Много пластинок придется заказывать через интернет с доставкой по почте или курьером. В среднем новая пластинка в диджейском магазине стоит 1500 Р .

Играть дома и в клубе на виниле

Эконом - 103 000 Р Средний - 253 000 Р Шик - 958 000 Р
Проигрыватель Reloop RP-2000M
20 000 Р × 2
Technics SL-1210
45 000 Р × 2
Technics SL-1200 G
280 000 Р × 2
Картридж Reloop Om
3000 Р × 2
Shure M44-7
6500 Р × 2
Shure Whitelabel
10 000 Р × 2
Крышка Reloop Dust Cover
2000 Р
Technics Dust Cover
7500 Р × 2
Technics Dust Cover
7500 Р × 2
Пульт Numark M101
7000 Р
Pioneer DJM-350
33 000 Р
Pioneer DJM-900
150 000 Р
Наушники Reloop RHP-5
3000 Р
Technics RP-DJ 1200
6000 Р
Pioneer HDJ-2000-K
25 000 Р
Кейс Сделал знакомый мастер
15 000 Р
Zomo
21 000 Р
Magma Workstation
38 000 Р
50 пластинок 30 000 Р 75 000 Р 150 000 Р

По словам многих профессионалов, диджей – это не профессия и не работа, это состояние души и сердца. Это дело всей жизни многих людей.

Практически все профессиональные диджеи с мировым именем в один голос говорят, что приличные деньги в диджейском деле получит только человек, не стремящийся их получить.

Быть диджеем – это, в первую очередь, иметь желание подарить радость людям, удивить их своим мастерством, заставить позабыть обо всех проблемах и полностью отдаться музыкальному стилю.

Стать диджеем, не имея при этом никаких навыков, но имея большое желание, вполне реально. Это далеко не легко, но так же возможно, как научиться играть на скрипке или на пианино.

Человек, который стремится посвятить этому делу свою жизнь, должен любить ночные клубы, не уставать от громкой музыки и большого скопления людей, находить общий язык с залом, не быть скованным или стеснительным, иметь музыкальный слух.

Прежде, чем начинать штурмовать интернет в поисках рекомендаций о том, как стать диджеем с нуля, нужно знать, что настоящих успехов добиваются только настоящие фанаты своего дела, которые верят в себя и в свои возможности на все сто процентов.

Как стать диджеем: с чего начать

Чтобы обучиться диджейскому делу, можно пойти по нескольким путям. Этому искусству можно обучиться в специальной школе, записаться на занятия с преподавателем лично или же освоить профессию диджея самостоятельно.

Все эти способы доступны, но на каждом из них следует остановиться подробнее.

Школа диджеев

Преимущества такого вида обучения заключаются в возможности не беспокоиться об упущенных знаниях, об успешном совмещении теории с практикой. Также автоматически решается проблема с оборудованием.

Обязательно при выборе школы нужно ориентироваться на отзывы выпускников, которые наверняка знают о профессионализме преподавателей и качестве оборудования.

Занятия с преподавателем

При таких занятиях к каждому ученику применяется индивидуальный подход. Кроме того, решается проблема с оборудованием.

После успешного обучения с преподавателем можно познакомиться с уже состоявшимися профессионалами и найти работу в любимой сфере. Проблема в том, что хорошего преподавателя этого ремесла найти далеко не легко.

Самостоятельное обучение

Самый трудоемкий способ освоить навык работы диджеем – это самостоятельно ему обучиться. Минус этого метода состоит в том, что необходимо самостоятельно приобрести оборудование.

Многие эксперты уверяют, что этот способ и является самым эффективным, потому что только настоящим фанатам хватит терпения довести обучение до конца. Кроме того, в сети можно найти множество всемирно известных эффективных методик и обучаться с их помощью.

Что делать после обучения

Итак, вы уже прошли обучение, теперь нужно знать непосредственно как стать диджеем с нуля и с чего начать при поиске работы?

Ответ очень прост: начните с определения вашего стиля музыки. Новичку в диджейском деле лучше всего определиться с любимым стилем и осваивать любимое дело в его направлении.

После определенной практики понадобится расширить свои музыкальные границы до нескольких стилей. В идеале не должно быть проблем с любым стилем.

Вторым шагом является поиск работы. Стать успешным диджеем можно в трех направлениях:

  1. Диджей на радио;

В таком случае, в круг ваших обязанностей будет входить выбор музыки для трансляции, общение со слушателями, сообщение новостей любого типа и уровня экстренности.

Специалисту такого дела необходимо обладать хорошей дикцией и уметь четко говорить довольно продолжительное время.

Кроме того, нужно уметь контролировать свою работу и согласовывать ее с дикторами, продюсерами, сценаристами. Это все нужно делать очень быстро.

  1. Диджей в клубе;

В таком случае вам нужно уметь составлять продолжительные миксты. Переходов между песнями слышно быть не должно.

Это достаточно кропотливый труд, который требует музыкального вкуса и терпения. Такой диджей должен чувствовать музыку, именно поэтому он может стать музыкальным продюсером в перспективе.

Но это очень сложно, поскольку просто записать трек недостаточно. Нужно на протяжении всего мероприятия развлекать публику, раззадоривать интерес и поддерживать нужное настроение.

  1. Мобильный диджей.

Такой профессионал работает на всевозможных мероприятиях: вечеринках, свадьбах, корпоративных мероприятиях. Минус этого вида диджейства заключается в том, что нужно обязательно иметь свою аппаратуру.

Кроме того, такие специалисты работают на себя, поэтому навык общительности обязателен, чтобы находить новых заказчиков и продвигать себя как профессионала.

Без опыта работы получить любую из вышеперечисленных должностей довольно трудно, поэтому нужно иметь талант и коммуникабельность.

Третий шаг освоения профессии – выбор аудионосителя.

Они бывают:

  • Виниловая пластинка очень хорошо передает качество звука, но на нее вмещается очень ограниченное количество музыки;
  • CD-диск вмещает намного большие объемы музыки, но уступает но качеству пластинке значительно;
  • Ноутбук или компьютер вмещает огромные размеры, но треки пишутся с такими потерями, что о хорошем качестве можно позабыть.

Если диджей настоящий профи, то он может совмещать работу на всех этих устройствах сразу, это делается с помощью специального оборудования.

После того, как выбор в пользу нужного музыкального носителя сделан, можно переходить непосредственно к покупке музыкального оборудования.

Как стать диджеем с нуля и какое необходимо оборудование

Если музыкальным носителем диджея является виниловая пластинка, то для воспроизведения музыки понадобится .

Приобрести необходимо виниловый проигрыватель, а в будущем постоянно менять пластинки. При работе с диском нужно купить два проигрывателя и микшерный пульт.

Самым проблематичным выбором оборудования является подборка его для ноутбука. В этом случае вам понадобится:

  • Ноутбук;
  • Наушники;
  • Динамики;
  • Программное обеспечение;
  • Диджейский контролер.

Естественно, если вы хотите стать настоящим профессионалом, оборудование следует выбирать не из дешевых.

Коллекция музыки будущей знаменитости

Нужно искать как можно больше качественной музыки для того носителя, который вы себе выбрали. В коллекции треков настоящего профессионала должны быть как всеми любимые и очень популярные песни, так и редкие саундтреки.

Интернет – это самый лучший и качественный ресурс поиска музыки. Но не стоит забывать, что создание ремикса любой песни – это незаконно, если на это нет согласия автора. Лучше, конечно, научиться создавать собственную музыку.

Но такой опыт приходит со временем при условии большого желания и огромного количества проделанной работы.

Составление треков

Все, для чего нужно было проделать предыдущие шаги сводится к тому, чтобы научиться качественно писать музыку. У профессионального диджея хорошо развито чувство ритма и музыкальный слух.

Еще один момент: новичку придется выучить всю теорию. Да, это скучно порой, но без этого в освоении диджейского дела не обойтись.

Таким образом, работа диджея не такая легкая, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, профессионал своего дела должен уметь находить общий язык с разной публикой.

Поэтому далеко не каждому дано освоить этот навык. Адекватно оценивайте свои силы и не ленитесь, приступайте к обучению, тогда успех и признание вам гарантированы.

Другие полезные статьи.

Текст для тех, кто спит и видит себя за «вертушками», но не знает, с какой стороны к ним подступиться. DJ Peretse , лучший спидмиксер России и преподаватель аудиошколы DJ Грува, разложил по полочкам главные шаги для тех, кто хочет научиться сводить треки и сделать на этом имя. И деньги

Шаг первый. Обучение

Недостаточно уметь грамотно подбирать и сводить треки за пультом, нужно также уметь самому писать их. Да, диджеи часто играют не свою музыку, но популярность приходит благодаря авторским трекам или ремиксам. Это «здоровый» образ становления диджея как звезды. Чтобы играть на площадках и писать электронную музыку, нужно усидчиво учиться, и одним лишь прочтением этой инструкции, увы, никак не отделаться. Первый серьезный шаг на пути к славе - грамотно выбрать наставников.

Онлайн- или офлайн-обучение?

Учиться диджеингу «по интернету» - всё равно что стать пилотом Boing 747, смотря видеоуроки. Это нереально. Даже если у тебя на антресолях пылится контроллер старшего брата. Ты должен чувствовать аппаратуру, знать ее возможности и особенности не в теории, а на самом деле. В хороших dj -школах стоят пульты различных моделей разных производителей, и ты сможешь поиграть на каждом. Опробовав весь модельный ряд, ты не будешь шокирован, когда приедешь на площадку и увидишь на «диджейке» тот или иной аппарат. Ты будешь способен работать со всеми видами проигрывателей, контроллерах и диджей-программ.

Как выбрать школу?

Большинство учебных заведений предлагают бесплатные пробные уроки или как минимум приглашают на экскурсию и знакомство. Воспользуйся этими опциями и запишись на «тест-драйв» в несколько мест. Только в сравнении можно выбрать лучший для себя вариант. Особое внимание обрати вот на что:

  • Преподавательский состав. Посмотри на сайте выбранной школы список педагогов и погугли их в Яндексе. Диджеинг - тот случай, когда теоретики не годятся совсем, в качестве наставника подходит только практикующий диджей, причем работающий в выбранном тобой направлении (скретчинг, спидмиксинг, мэшап, классическое сведение и так далее).
  • Количество аппаратуры. Важен большой парк оборудования, причем всех видов: dj -контроллеры, вся линейка CD -проигрывателей и, разумеется, виниловые проигрыватели, которые в диджеинге переживают второе рождение.
  • Форма занятий. Практические уроки лучше проходить в группах: так ты сможешь учиться не только у преподавателя, но и на ошибках будущих коллег. У тебя должна быть возможность заниматься самостоятельно по 4–8 часов ежедневно. Именно во время самостоятельных занятий ты отрабатываешь пройденное, экспериментируешь и развиваешь профессиональные навыки. А еще не обойтись без теоретических занятий, которые формируют основу для твоего дальнейшего развития.
  • Возможность заниматься с разными преподавателями. Каждый педагог играет определенный стиль музыки и имеет больше опыта в своей сфере. Одни хорошо разбираются в программах, другие - в звукорежиссуре и моделировании звука, третьи в техно-, транс-, хаус-, мэшап-диджеинге. Все они разные специалисты, и каждый имеет свое видение и понимание диджеинга. Но только сгруппировав полученные от них знания, можно увидеть реальную картину и составить свою.

Нужно ли музыкальное образование?

Оно крайне желательно. Если его нет, иди в школу диджеинга, где есть базовый курс музыкальной грамотности. Согласен, бывают уникальные люди, у которых потрясающий слух: они не то что диджеить могут - они играют произведение, едва услышав его. Но это редкость.

С чего начинается учеба?

С техники подгона скорости следующего трека к скорости звучащего. Затем тебя научат сведению. Этот этап в школе занимает пару недель, но совершенствуется в течение всей карьеры.

И сколько надо учиться?

Базовым навыкам сведения учатся около месяца. Но умение сводить треки не делает тебя диджеем, как умение крутить руль не говорит о том, что ты профессиональный водитель и тем более гонщик «Формулы-1». Программа обучения диджея - большой комплекс дисциплин, включающий классическое сведение, работу со встроенными эффектами, внешними эффект-процессорами, сведение хип-хоп или разностилевой музыки, создание мэшапов, скоростное сведение (спидмиксинг), скретчинг, подбор музыкального материала, а также написание музыки, которое, в свою очередь, включает изучение программного обеспечения, виртуальных синтезаторов, принципов компрессии и мастеринга… И это далеко не весь перечень. Если быть очень прилежным, то пройти весь курс можно за полгода, но тогда, скорее всего, в школе придется проводить практически весь день, а иной раз и ночь, как я во время своего обучения.

Шаг второй. Организуем домашнюю студию

Не стоит делать покупки до обучения. За время курсов ты начнешь понимать, какую нишу займешь в мире электронной музыки, и исходя из этого преподаватели тебе помогут определиться в выборе необходимого оборудования, будь то миди-клавиатуры, разного рода контроллеры, эффекторы, драм-машины, мониторы, микрофоны, усилители и т.д.

Иначе ты рискуешь приобрести кучу ненужного железа, которое потом придется продавать за бесценок.

Какое оборудование нужно освоить, чтобы играть в клубах?

Обычно в клубах стоит оборудование Pioneer DJ . Оно признано клубным стандартом, поэтому его стоит освоить в первую очередь. Потом можно пуститься во все тяжкие. Например, играть на виниле и пультах Rane или Numark . Еще важно освоить игру на диджей-контроллерах. Сегодня многие из них полностью эмулируют работу на реальном железе, а по многим параметрам даже превосходят его.

Каков минимальный комплект оборудования для дома?

Макбук, dj -наушники, хороший контроллер и мониторы - отличный набор и для профи, и для начинающего диджея. Производителей, которые выдают на рынок достойную технику, много. Имей в виду, что цена неплохого контроллера вряд ли бывает ниже 40 000 рублей, а наушников - меньше 5 000.

Почему недостаточно одного компьютера?

Хорошим диджеем с одним лишь компьютером едва ли станешь. Многие медийные люди вроде участников реалити-шоу и актеров сериалов решают на волне славы выступать и как диджеи. Они приезжают с готовыми сетами, то есть ставят диск или флешку с «фанерой» и делают вид, что качают зал.

Конечно, компьютерный диджеинг тоже существует - это очень сложное направление, позволяющее выдавать вещи, которые невозможно сделать вживую. Он не упрощает, а усложняет работу. И разумеется, даже при таком раскладе к компьютеру должны прилагаться контроллер, способности и опыт.

Шаг третий. Готовимся к карьере диджея

К любому важному событию в жизни лучше как следует подготовиться. Начало работы в сфере диджеинга не исключение.

Определись со стилем и сценическим именем

Быть на все руки мастером сложно, так что первым делом определись, какое направление, например, брейкбит или хаус, станет главным в твоем творчестве. И да, придумай псевдоним. Ну или просто называйся по фамилии, если она у тебя не очень распространенная (согласись, DJ Ivanov не самый уникальный идентификатор).

Создай медиатеку

Тебе предстоит регулярно, почти каждый день, отслеживать новинки, искать версию или ремикс, свойственный твоему стилю и концепции. А если надо - делать мэшап или даже ремикс.

Устрой фотосессию

Приятный момент: ты еще не звезда, а уже позируешь в фотостудии. Профессиональные снимки понадобятся для оформления страниц в соцсетях, сайта и для афиш клубов. Конечно, сразу печатать плакаты с твоим изображением не станут, зато наверняка будут размещать анонсы в разделе «События» на сайте.

Засветись в сети

Как минимум заведи аккаунт в крупнейшей профессиональной соцсети страны - promodj .ru . Через нее тебя будут находить клубные арт-директора, промоутеры и слушатели, так что позаботься о том, чтобы сразу загрузить туда пару-тройку своих миксов. Также нелишне заливать миксы и на soundcloud .com . Высший пилотаж - запилить сайт и создать страницы в Facebook , VK и Twitter , не забывая их вести.
Да, диджей не только музыкант, но еще сам себе концертный директор, продюсер и SMM -специалист. Продвигать себя ты будешь сам, даже если по окончании курсов подпишешь контракт с букинговым агентством.

Шаг четвертый. Начинаем работать

Теперь - о главном. Скорее всего, первое время тебе придется работать за малую плату, чтобы набраться опыта, научиться улавливать «настроение танцпола» и сделать так, чтобы тебя заметили и захотели приглашать на выступление.

Вообще реально зарабатывать на жизнь только диджеингом?

Зависит от того, какие у тебя цели. Кто-то после окончания курсов не бросает основное место работы, для таких людей диджеинг - хобби. Другие начинают активно выступать в клубах еще во время учебы и к моменту окончания диджей-школы могут жить на деньги, которые приносит новая профессия. Стоит сказать, что в индустрии становятся успешными только те, кто действительно хочет быть диджеем и борется за место под солнцем. Конкуренция высокая: многие талантливые музыканты кровью и потом зарабатывают имя, в то время как другие быстро достигают популярности за счет «неправильных» связей. Надеемся, последнее не твой путь, ведь такие связи и зовутся «неправильными», потому что мешают карьере, хотя сперва и обеспечивают молниеносный взлет. Вот сравни. Правильное построение связей - это когда ты сыграл в клубе, понравился арт-директору или владельцу, вы поговорили и тебя пригласили еще. А затем еще. Неправильное построение связей - это когда папа знает нужного «человечка», беседует с ним и без труда «пропихивает» отпрыска. То есть музыкант не развивается должным образом и без покровительства вряд ли станет востребованным.

Где жить, чтобы стать успешным диджеем?

Жить желательно в Москве или Питере - для статуса: в регионы охотней приглашают москвичей и питерцев, и с этим ничего не поделаешь. Сама же Москва, как и Питер, не самые лучшие рынки для новичка. Столицы избалованы настолько, что многие пафосные заведения просят даже именитых музыкантов выступать бесплатно - ради строчки в истории выступлений. Лучший способ зарабатывать - гастролировать по стране. Правда, чтобы тебя позвали, необходимо сформировать бэкграунд выступлений: если у диджея солидный список клубов, где он играл, заказчику проще принять решение. Впрочем, выступать можно не только в клубах. Есть еще мероприятия вроде опен-эйров и спортивных соревнований.

Сколько можно зарабатывать?

Если ты не мегазвезда, но уже опытный музыкант, которого знают завсегдатаи клубов, можешь рассчитывать на 15–20 тысяч рублей за выступление. Это на гастролях. В Москве платят около 1000 рублей в час. Средний эшелон диджеев зарабатывает на гастролях 30 000–60 000, в Москве 5 000–10 000 за выступление. Дополнительные опции увеличивают гонорар. Я, например, выступаю в сопровождении лазерно-светодиодного шоу, в итоге заказчик получает не только выступление диджея, но и хороший визуальный перфоманс, что позволяет арт-директорам не думать об аниматорах и других интерактивных элементах.

Полина Бржезинская: «Счастья много, когда можно еще 20 минут лежать в одеялке»", "mobile":"PolinaBrz о счастье" }"> Полина Бржезинская: «Счастья много, когда можно еще 20 минут лежать в одеялке»

Счастливые лица, на доли секунд выхватываемые вспышками стробоскопа, толпа, двигающаяся в такт его музыке. В такие минуты Константин Зибольд (Konstantin Sibold) чувствует себя за пультом если не богом, то уж точно состоявшимся диджеем. Впрочем, 24-летний "волшебник" еще только учится, причем на отделении космической техники и аэродинамики в Университете Штутгарта. Играть танцевальную музыку ему это вовсе не мешает.

Техническая подкованность как фундамент карьеры

Диджей знает, как звук влияет на настроение

"Диджей должен разбираться в технике: нужно настраивать приборы в клубе. Чтобы написать трек, важно знать, как он будет воспроизводиться на диске, - объясняет Константин. - Ведь плохой звук способен угробить самую классную музыку".

Константин играет в штутгартском клубе Rocker33, выпускает пластинки, проводит техно-вечеринки под собственной маркой. Его музыкальная карьера развивается как по писаному: начиная с барабанной установки в детской, бабушкиного проигрывателя и ящика компакт-дисков, который он притащил на выпускной, чтобы "зажечь толпу".

Большие звезды начинают с малого

Контекст

Тому, кто мечтает стать звездой электронной музыки, необходимо прославиться в узких кругах, считает Ян Мельхозе (Jan Mehlhose), руководитель отдела маркетинга EMI Music в Кельне, "раскрутивший" среди прочих Дэвида Гетта, Swedish House Mafia и Deadmau5. "Поработать в местном клубе, стать популярным в своем городе, выйти на региональный уровень - это этапы на пути к европейской и мировой славе", - считает эксперт.

Сегодня взлет может произойти стремительно: 18-20-летние "электронщики" становятся знаменитыми буквально за ночь. Главный катализатор - интернет. "На смену сарафанному радио, афишам и флаерам пришли несравненно более действенные Facebook и Youtube", - подтверждает Константин Зибольд. Чтобы стать известным, диджею порой достаточно одного интернет-видео. "Это может быть классный трек, съемки в студии, работа с новыми инструментами, - говорит Ян Мельхозе. - Такие ролики быстро распространяются и набирают много кликов. А если у музыканта есть статус и профессиональные контакты, то его имя имеет все шансы прогреметь".

Конкурсы диджеев и "крестные отцы"

Все начинается с вертушек местного клуба...

Один из способов заработать репутацию - участие в международных конкурсах. Именно так действовал Антон Заславский, или Zedd, из Германии. 21-летний диджей и композитор электронной музыки российского происхождения уже успел поработать с Black Eyed Peas, Fatboy Slim и Skrillex. И все благодаря тому, что выиграл два конкурса ремиксов, которые проводит один из крупнейших порталов электронной музыки Beatport, и доказал звездам, что способен вывести их музыку на новый танцевальный уровень.

Знаменитые диджеи часто становятся покровителями молодых талантов. Например, Дэвид Гетта, Tiesto, Swedish House Mafia заказывают им ремиксы, работают над производством совместных треков, берут их с собой на гастроли. И уже через год-два протеже становятся известными, получают интересные предложения и хорошие гонорары.

Дэвид Гетта многим обязан Яну Мельхозе

Диджей до мозга костей

По мнению Яна Мельхозе, "строительные блоки" диджейской карьеры - это собственная музыка, техническое мастерство, харизма, послужной список, связи и онлайн-контакты. "Кроме того, диджей должен разбираться в электронной музыке, знать каждый трек и ремикс", - добавляет он.

Именно этот фактор стал решающим для Константина Зибольда. Продавцы из магазина пластинок, где "паслись" местные диджеи, отметили его вкус и пригласили поиграть в одном из клубов. Директор клуба предложил Константину стать резидентом, и его стали приглашать играть "на разогреве" перед важными концертами. "Я познакомился со знаменитостями, разобрался, что к чему. Это и было моим профессиональным образованием", - рассказывает диджей.

Учиться у других или самому?

В эффективность школ DJ-мастерства в его окружении не верят. "Лучшие из известных мне диджеев всему учились сами, - утверждает Константин. - Покупаешь пластинки на "блошинке" и начинаешь самым примитивным способом сводить дорожки, экспериментировать". Для начинающих в интернете выложены обучающие программы по работе со звуковой техникой.

Ян Мельхозе не столь категоричен. Молодому бойцу начать с такого курса вполне можно, считает он, тем более что в Европе наблюдается настоящий бум диджейских школ, где преподают мастера, проведшие десятилетия за пультами клубов. Подобные курсы в Германии предлагают, например, институт SAE Institute и VibrA School Of DJing. А чтобы получить диплом диджея, нужно ехать в Данию или Великобританию.

Следующий этап - регулярно играть для публики, сводить свои композиции с уже известным, оттачивать стиль. "Диджея должны немедленно узнавать по звуку", - убежден маркетолог EMI.

Двигаться ли по этому маршруту дальше, Константин пока не решил: "Диджей может рассчитывать только на себя: заботиться о контрактах, консультантах, надежных партнерах, "раскрутке". Хватит ли меня надолго?" Впрочем, он всегда может сменить вертушки на ветряки, музыкальные течения - на воздушные потоки, а динамики - на аэродинамику.

«Высшая музыкальность в области мысли», - сказал Бор Нильс Хенрик Давид. Всем известно, что диджеев не выпускает ни один вуз, ибо ими не становятся, а рождаются. Диджей - это стиль жизни. Он является "дегустатором" и первооткрывателем нового звука, и лишь от него зависит атмосфера мероприятия или даже утреннее настроение водителей, ведь нередко диджей способен сгладить напряжение, аргументированное пробками на дорогах.

Исторический аспект

Столь интересная профессия зародилась уже в 1906 году. Как же это случилось? На рождественские праздники Reginald A Fessenden произвел трансляцию не стандартных кодированных сигналов (как это происходило обычно), а самой настоящей музыки и речи, что вызвало абсолютный восторг аудитории. Так, известный американский комментатор Уолтер Винчелл (Walter Winchell) стал первым, кто преподнес обществу термин "диск-жокей" (disc jockey), который имел прямое отношение к ведущему радио Мартину Блоку, первому диджею, впоследствии ставшему звездой. Позднее в обществе для обозначения представленного термина начало применяться понятие DJ. Кроме того, данное словосочетание является первоначальным корнем термина «ди-джеинг», что объясняет деятельность диджея. Таким образом, основным аспектом данной профессии стали звуки и музыка. Диджей сводит (mixing) разные композиции в приятный и качественный комплекс посредством специального оборудования. Для успешной карьеры в музыкальной области, безусловно, необходимы творческие задатки, наличие хорошего вкуса и серьезной подготовки соответствующего направления.

Парадная сторона профессии

Как выяснилось, работа диджеем заключается в отслеживании, сборе и соединении (микшировании) музыкальных композиций и отдельных их частей. Данные операции необходимо производить для того, чтобы в процессе танцевальной вечеринки или выхода в радиоэфир он мог выбирать из множества аудиозаписей наиболее подходящие и предоставлять их для публичного прослушивания, ведь конкретную обстановку и специфику мероприятия в полной мере может определить и сделать ярче именно грамотно подобранная музыка. Диджей - работа не из легких, как кажется на первый взгляд некоторым людям. Но общество знакомо лишь с парадной стороной медали. Огромная же часть его деятельности проходит «за кулисами» развлекательных программ и вне сцен атмосферных танцзалов. мира практикуют определение и прослушивание невероятного числа носителей, знакомство с самыми разнообразными мелодиями и, соответственно, их исполнителями, ознакомление с бесконечными общественными опросами, итогами хит-парадов и иными музыкальными сведениями и, конечно же, скрупулезную работу со всевозможными материалами, используемыми на дальнейшем творческом пути.

Технический аспект профессии

Как отмечалось ранее, предполагает непосредственное микширование разнообразных музыкальных фрагментов. Здесь от мастера требуется уже абсолютное знание техники, владение соответствующими приемами и навыками работы на профессиональной аппаратуре семплер, терн-тейбл и так далее). Естественно, что с появлением CD-проигрывателей деятельность диджеев существенно облегчилась и значительно расширилась в отношении возможностей (быстрое изменение скорости записей и формирование даже самых необычных музыкальных эффектов). Несмотря на столь значительную революцию, профессиональные диджеи до сих пор считают, что никакие открытия и чудеса научного прогресса не в состоянии стать подходящей альтернативой привычным и испытанным виниловым пластинкам. Они склоняются к мнению, что даже самый виртуозный технический прием не поможет, если музыка скучна или некачественно подобрана. Важно отметить, что лучшие диджеи мира научились не только микшировать композиции, но и грамотно говорить, что является важнейшим аспектом данной области, ведь очень важно качественно и успешно «затмить» паузу между музыкальными творениями.

Диджей как первооткрыватель нового звука

Немаловажным аспектом профессии DJ является способность мастера разжигать общественный интерес, что никогда не позволяет стоять на одном месте, оставаясь заложником стандартной и такой скучной мелодии, песни или же одного ритма. Так, мастера данной области по праву можно назвать музыкальным проповедником, ведь за огромный период времени существования профессиональной категории (более пятидесяти лет) именно диджей обработал первый ритм-энд-блюз, а затем рок-н-ролл. Кроме того, представленные творения были запущены в эфир даже несмотря на сильное противодействие консерваторов. Интересен тот факт, что именно радио диджей вывел весьма известные на сегодняшний день стили, среди которых диско, техно, хаус или хип-хоп. Так, в современное время диджейское мастерство определяет направления популярных клубов и радиостанций. Кроме того, имена известных деятелей данной категории (к примеру, Грув) находятся в одном ряду с именами поп-звезд нашей эстрады.

Диджей - это современный повелитель танца!

Важно отметить, что деятельность DJ уже давно не ограничивается пределами незначительных клубов. Так, активным образом осваиваются площадки масштабных концертных залов и даже широчайших стадионов. Кроме того, наиболее известные исполнители сегодня зачастую заказывают профессионалам ремиксы своих песен. Никто не поспорит с тем, что на сегодняшний день без диджея невозможно представить ни одно молодежное мероприятие, фестиваль или конкурс, ведь повелитель музыки может не только владеть общественным настроением, но и душевно произносить речи.

Диджей это не просто профессия, а образ жизни. Как правило, он имеет отношение к молодежи, ведь зачастую из-за нестандартного графика работы практические не остается времени на сон. Играть нужно по ночам, когда открыты и переполнены клубы, где проходит дискотека. Диджей - человек, безусловно, «горящий» своим делом, ведь если бы его душа так ровно не лежала к музыке, вряд ли бы он работал в ущерб своему режиму дня.

Личные качества диджея

Безусловно, помимо профессиональных навыков и знаний, основными среди которых являются знание музыкальных стилей и специализированной аппаратуры, умение микшировать треки, опыт нарезки музыки, качественная настройка оборудования, проведение развлекательных мероприятий, наличие музыкальных данных и творческого воображения, радио диджей должен обладать рядом личных качеств, что поможет максимально повысить продуктивность его деятельности и, конечно же, общее настроение. Сюда целесообразным будет отнести грамотную и приятную речь, хорошую постановку дикции, развитые вкусовые предпочтения в отношении эстетики, умение красиво говорить, а также предельно четко формулировать свои мысли, хорошее чувство юмора, наличие вкуса в плане музыки, энергичность, коммуникабельность и, конечно же, выдержанность. Все эти качества помогут диджею в полной мере раскрыть свой потенциал и по-настоящему зарядить публику позитивной энергией.

Вопрос трудоустройства

Современная публика отличается особым разнообразием, а диджей - это человек, которому необходимо четко уловить ее настроение и создать атмосферу праздника. Безусловно, специалист данной области должен отлично разбираться в музыке, знать, что популярно на данный момент, а что было наиболее распространенным, к примеру, в 90-е годы. Важно отметить, что в крупных городах количество диджеев с каждым годом увеличивается. И это не удивительно, ведь молодежь находит эту работу достаточно интересной и весьма прибыльной. Более того, хороший специалист d данной области, способный не только качественно выполнять профессиональные операции, но и получать от этого удовольствие, несомненно, окажется востребованным. имеют очень хорошие заработки. Их приглашают на различное мероприятия и оплачивают каждый час работы. Кроме того, в ресторанах и других общественных заведениях для работников рассматриваемой профессии есть отдельная ставка. Резидент ночного клуба получает меньшую сумму за час своей деятельности, чем приглашенный гость. Однако это работа основана на постоянных условиях и фиксированной зарплате.

В вузах диджеев не выпускают

Важно отметить, что профессии диджея в вузах и училищах не учат. Поэтому для ознакомления с данной областью знаний необходимо проходить обучение самостоятельным образом или же посредством специализированных курсов. Выше отмечалось, что для деятельности в ночном клубе в обязательном порядке нужны навыки работы с разнообразными носителями (как стандартными, так и инновационными). Кроме того, важно абсолютное знание компьютера в плане микширования музыки. Диджей должен иметь собственную аппаратуру, особенно в том случае, если речь идет об обслуживании тематических мероприятий частного характера (свадьбы, юбилеи, выпускные, специфические вечеринки, корпоративы и так далее). Музыкальному специалисту также необходимо периодически осуществлять подбор личной библиотеки. Это должны быть не только треки, соответствующие вкусу самого диджея, но и те, что в полной мере способны удовлетворить широкую аудиторию. Профессионалы отмечают, что самое главное для профессионала - хороших музыкальных слух и А ведь данные качества можно развивать и самостоятельно!

Специфика профессии

Как и любой род деятельности, музыкальная сфера имеет свои плюсы и минусы. Так, в процессе работы диджеем основными преимуществами являются возможность начала карьеры практически в любом возрасте (именно поэтому 16-летние диджеи сегодня - далеко не редкость), исключение в данной области «старых» диджеев (для кого-то увлечение становится неинтересным, а другие превращают его в дело всей жизни), интересная жизнь, ибо диджей может постоянно путешествовать, заводить новые знакомства, поклонников, а главное - плодотворно заниматься своим делом. Профессия имеет и ряд минусов, среди которых достаточно весомыми являются следующие: работа в ночное время суток (но для кого-то это и плюс), нездоровая атмосфера в клубах (громкая музыка, много дыма, не всегда приветливые посетители, сильная усталость в конце смены и так далее), а также необходимость наличия собственной аппаратуры, а ведь достойная техника стоит приличных денег. Но и в последнем пункте есть латентный плюс: оборудование ведь можно сдавать в аренду!