Как выглядят этнические русские. Этнографические группы русских. Традиционные праздники русского народа

Русский народ — восточно-славянский этнос, является самой многочисленной этнической группой в Европе. По разным данным в мире проживает от 129 до 160 млн. человек . Русская диаспора огромна и сосредоточена в странах бывшего СССР: в Украине, Казахстане, Белоруссии, Молдове и др. странах. 86% русских проживают на своей исторической родине – в России. Две трети русского населения приверженцы православного христианства. Национальный язык – русский.


Истоки русского народа

Родственные по происхождению народы: и . Предположений о происхождении русского народа несколько. Вот самые известные:

1. Дунайская теория.

Летописец Нестор усердно работал над сводом «Повесть временных лет». Автор определил территорию расселения славянских племен по течению Дуная. Впоследствии версию летописца развивали историки Ключевский и Соловьев. Многие лингвисты и исследователи до сих пор придерживаются этой теории.

2. Скифская теория.

Выдающийся русский гений Михаил Ломоносов придерживался скифо-сарматской версии происхождения русского народа. В своем труде «Древняя Российская история» Ломоносов указал, что русский народ образовался в результате смешения славянских племен и финно-угорского племени. По мнению историка, языческие верования наших предков имеют много общего с античной культурой.

3. Прибалтийская теория

Гипотеза о происхождении русских основана на ДНК-исследовании различных народов. По предположению ученого Гелленталя, корни русского населения непременно связаны с трансбалтийскими народами и миграцией алтайских народов. Алексей Шахматов тоже называет прародиной русских территорию Немана и Западной Двины.

Нюансы русской культуры

Русская культура – это необъятный пласт, состоящий из многовековых традиций и ярких обрядов, непоколебимых духовных ценностей, специфичной манеры уклада жизни, бытовых привычек. Тот самый пушкинский «русский дух» приобретается человеком, рожденным на просторах нашей Родины. Русский человек — это сильная духом личность. Широта души , простота , доброта характеризуют русский этнос. За всю историю русский народ испытал колоссальные испытания: войны, голод, разруху, природные катаклизмы, порабощение татаро-монгольским игом. Суровый нрав, упрощенное отношение к бытовым трудностям, трудолюбие и отсутствие страха перед врагом характеризовало русский народ в средние века. Загадочная русская душа современного человека не сразу раскрывается перед чужестранцами.

Гордость русской культуры – это наследие известных художников и писателей, композиторов и архитекторов. Такие фамилии, как Пушкин, Толстой, Шишкин и Левитан, Чайковский и Глинка, всплывают молниеносно, когда речь заходит о российских гениях. Но не только в творчестве, но и в других фундаментальных областях, будь-то медицина, военное дело или ракетостроение, русские с гордостью пополнят список именитых мировых личностей.

Традиции предков

В современном укладе жизни русского человека, конечно, многое изменилось. Скоростные автомобили, бытовой комфорт, глянцевая одежда, ультрамодные гаджеты проникли в каждый дом. Однако, и это к счастью, в самые значимые для русского человека моменты, он возвращается к нетленным славянским традициям и обрядам.

Русская свадьба непременно начинается со сватовства, а на гуляньях до сих пор присутствуют элементы старинных традиций: выкуп невесты, семейный каравай, одаривание молодых. Почти не изменились крестильные и похоронные обряды. Во многих семьях до сих пор прощание с усопшим идет по древним традициям (завешивание зеркал, похоронный обряд, поминальная еда). Сплоченность русских проявлялась не только во время печальных событий, но и в проведении народных гуляний.

До сих пор с широким размахом празднуется Масленица . Особую притягательность этому празднику придает традиция сжигания чучела, ритуал прощения обид и поедание вкуснейших блинов. Среди церковных праздников самыми почитаемыми среди русских являются Рождество и Пасха . В зимнее время детвора веселится, гуляя по домам и распевая колядки. За прославления Христа дети получают сладости и деньги от хозяев. На Пасху в каждом доме будет приготовлен ароматный кулич и покрашены яйца. Не искоренена традиция посещать кладбища в эти дни, вспоминая ушедших родственников и друзей.

Славяне - одни из коренных обитателей Восточной Европы, но они подразделяются на три большие группы: восточных, западных и южных, каждой из этих общностей присущи схожие черты культуры и языка.

А русские люди - часть этой большой общности - происходили из наряду с украинцами и белорусами. Так почему русских назвали русскими, как и в каких условиях это произошло. Постараемся найти ответы на эти вопросы в этой статье.

Первичный этногенез

Итак, совершим путешествие в глубь истории, а точнее, в момент, когда начинают формироваться это IV-III тысячелетие до нашей эры.

Именно тогда происходит этническое размежевание европейских народов. Из общей среды выделяется славянская масса. Она тоже не была однородной, несмотря на сходство языков, в остальном славянские народы довольно сильно отличаются, это касается даже антропологического типа.

Это неудивительно, так как они смешивались с разными племенами, получался такой результат при общем происхождении.

Первоначально славяне и их язык занимали весьма ограниченную территорию. По предположению ученых она была локализована в районе среднего течения Дуная, лишь впоследствии славяне расселились в районах современной Польши, Украины. Белоруссии и южной России.

Расширение ареала

Дальнейшее расширение славян и дает нам ответ на происхождение русского народа. В IV-III веках до нашей эры славянские массы сдвигаются к центральной Европе и занимают бассейны Одера и Эльбы.

На этом этапе еще нельзя говорить о сколько-нибудь четком разграничении внутри славянского населения. Наибольшие изменения в этническое и территориальное размежевание вносит гуннское нашествие. Уже к пятому веку нашей эры славяне появляются в лесостепях современной Украины и южнее в районе Подонья.

Здесь они успешно ассимилируют немногочисленные иранские племена и основывают населенные пункты, одним из которых становится Киев. Однако от прежних хозяев земель остаются многочисленные топонимы и гидронимы, которые и позволили сделать вывод, что славяне появляются в этих местах примерно к вышеуказанному периоду.

В этот момент происходит бурный рост славянского населения, что привело к появлению крупного межплеменного объединения - Антского союза, именно из его среды появляются русские. История происхождения этого народа тесно связана с первым прообразом государства.

Первые упоминания о русских

С пятого по восьмой век идет беспрерывная борьба восточных славян и кочевых племен, однако, несмотря на вражду, эти народы в будущем будут вынуждены сосуществовать.

К этому периоду славяне образовали 15 крупных межплеменных союзов, наиболее развитыми из которых были поляне и славяне, жившие в районе озера Ильмень. Усиление славян привело к тому, что они появляются во владениях Византии, именно оттуда поступают первые сведения о руссах, росах.

Вот почему русских назвали русскими, это производное от этнонима, который им дали византийцы и другие окружающие их народы. Были и другие близкие по транскрипции названия - русины, русь.

В этот хронологический период идет активный процесс формирования государственности, притом центров этого процесса было два - один в Киеве, другой в Новгороде. Но оба носили одинаковое название - Русь.

Почему русских назвали русскими

Так почему же этноним «руссы» и появились и в Поднепровье, и на северо-западе? После великого переселения народов славяне заняли огромные ареалы Центра и Востока Европы.

Среди этих многочисленных племен встречаются названия руссы, русины, рутены, руги. Достаточно напомнить, что русин сохранилась до нашего времени. Но почему именно это слово?

Ответ весьма прост, на языке славян слово "русый" означало светловолосый или просто светлый, а славяне по антропологическому типу выглядели именно так. Группа славян, проживающих первоначально на Дунае, при переселении на днепровские берега принесла и это название.

Оттуда берет начало терминология и происхождение "русский", руссы с течением времени превращаются в русских. Эта часть восточных славян оседает в районе современного Киева и прилегающих территорий. И приносят сюда это название, а так как они здесь закрепились, то и этноним устоялся, со временем он лишь немного видоизменился.

Появление русской государственности

Другая часть руссов занимала земли по южному побережью Балтийского моря, здесь они вытеснили германцев и балтов на запад, а сами постепенно переселялись на северо-запад, эта группа восточных славян имела уже князей и дружину.

И практически стояла в одном шаге от создания государства. Хотя существует версия о североевропейском происхождении термина «Русь» и связана она с норманнской теорией, согласно которой государственность славянам привнесли варяги, этим термином обозначали жителей Скандинавии, однако никаких подтверждений этому нет.

Прибалтийские славяне переселились в район озера Ильмень, а уже оттуда восточнее. Поэтому к девятому веку два славянских центра носят имя Русь, им и суждено стать соперниками в борьбе за господство, именно это дает новому народу происхождение. Русский человек - понятие, которым первоначально обозначали всех восточных славян, занимавших территории современных России, Украины и Белоруссии.

История русского народа в самом ее начале

Как уже говорилось выше, между Киевом и Новгородом в конце девятого века возникает острое соперничество. Причиной тому послужило ускорение социально-экономического развития и необходимость создания единого государства.

В этой схватке верх одержали северяне. В 882 году новгородский князь Олег собрал большое войско и пошел в поход на Киев, но силой взять город ему не удавалось. Тогда он пошел на хитрость и выдал свои ладьи за купеческий караван, воспользовавшись эффектом неожиданности, он убил киевских князей и занял киевский престол, объявив себя великим князем.

Так появляется древнерусское государство с единым верховным правителем, налогами, дружиной и судебной системой. А Олег становится основателем правивших в Руси-России до XVI века.

Именно тогда начинается история нашей страны и ее крупнейшего народа. Дело в том, что русские, история происхождения этого народа неразрывно связаны с украинцами и белоруссами, которые являются ближайшими этническими родственниками. И лишь в послемонгольский период обозначилось дробление единой основы, в результате которого появляются новые этнонимы (украинцы и белорусы), характеризующие новое положение вещей. Теперь ясно, почему русских назвали русскими.

Русские - народ, основное население Российской Федерации (119865,9 тыс. человек), самое многочисленное из славянских племен. За пределами Российской Федерации живут на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Молдавии, Эстонии, Азербайджане, Таджикистане, Литве, Туркмении, Грузии, Армении, а также в США, Канаде, странах Западной Европы и др.Язык русский восточной группы славянских языков индоевропейской семьи языков. Письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллице. Верующие в основном православные.Русские, как и украинцы и белорусы, произошли от древнерусской народности (9-13 вв.), сложившейся из восточнославянских племeн в процессе распада родоплеменных отношений и создания Древнерусского государства вокруг Киева.По мнению многих исследователей, наименование русских восходит к названию одного из славянских племeн - родиев, россов, или русов. Наряду с древним самоназванием в 19 - начале 20 вв. употреблялось название великорусы, или великороссы.Формирование русской, или великорусской, народности произошло в ожесточeнной борьбе против тяжелейшего монголо-татарского ига и в ходе создания Русского централизованного государства вокруг Москвы в 14-15 вв. В 16-17 вв. границы Русского государства значительно расширились; в это время русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь.В 18-19 вв. дальнейшее расширение границ государства сопровождалось расселением русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане, на Дальнем Востоке. Русские вступали в тесный контакт с жившими здесь народами, оказывали на них экономическое и культурное влияние и сами воспринимали достижения их культуры и навыки хозяйства.В начале 20 века на обломках Российской империи было создано новое государство v Советский Союз, объединившее множество различных национальностей. Самой многочисленной нацией, однако, оставались русские. В 1991 году СССР прекратил свое существование.В силу специфических условий развития в разных районах страны среди русских к середине 19 в. сложился ряд этнографических групп. Наиболее крупные из них, различающиеся по наречиям языка ("окающий" и "акающий") и особенностям в постройках, одежде, некоторых обрядах и т.п., - северные и южные великорусы. Связующее звено между ними - средневеликорусская группа, занимающая центральный район - часть Волго-Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья; она имеет в языке и культуре как северно-, так и южновеликорусские черты.Более мелкие этнографические группы русских - поморы (на берегу Белого моря), Мещера (в северной части Рязанской области), различные группы казаков и их потомков (на реках Дон, Кубань, Урал, Терек, а также в Сибири); старообрядческие группы - "поляки" (на Алтае), семейские (в Забайкалье), "каменщики" (на реке Бухтарма в Казахстане); особые группы составляют русские на Крайнем Севере (по рекам Анадырь, Индигирка, Колыма), воспринявшие многие черты окружающих народов. В настоящее время эти этнографические группы во многом утратили свои уникальные особенности, по ряду исторических и политических причин.

Это не одно и то же. Разницу нужно понимать. Это очень важно.

Поначалу разницы не было. В Писании подробно рассказано, кто кого родил, и какой народ от кого произошел. Чистой воды биология: семья как группа индивидов - род как группа семей - племя как группа родов - народ как группа племен суть иерархические формы социальной организации сообщества кровных родственников, произошедших от одного общего предка. Современная генетика демонстрирует ту же картину: народ представляет собой популяцию, у истока которой стоит один человек - патриарх рода, чье потомство со временем размножилось и расселилось, сохранив при этом генетическую идентичность прародителя.

Генетическая идентичность жестко связана с культурной идентичностью. Плоть несет в себе дух, и у разных народов он разный. Отличается не только психофизиология отдельных народов, разнится и их фундаментальный духовный строй, устойчивый к любым внешним воздействиям вплоть до такого сильного как принятие новой религии. Например, после крещения Руси русские люди не превратились в византийских греков, веру которых они переняли, а остались русскими не только телом, но и душой. Перестав быть языческой и став христианской, народная душа все равно осталась русской.

Национальное начало в человеческой природе первично, а религиозное вторично. Недаром в старину у пришлого «доброго молодца» первым делом спрашивали, какого он рода-племени. Ответ показывал, чего от этого самого молодца следует ожидать и, соответственно, как к нему нужно относиться. Спрашивали именно про биологическое происхождение, а не про то, в какого бога он верует. (Уже много позже светскими и духовными властями была предпринята попытка подменить понятия, утвердив принцип «русский значит православный» вопреки очевидной неадекватности этого подхода, который исключает из нации иноверцев и атеистов русского биологического происхождения и включает в нее единоверных инородцев, таких, например, как православные эфиопы или японцы.)

Разумеется, к кровным родственникам отношение было иное, чем к инородцам. И ничего «расистского» в этом нет. Людей квалифицировали по признаку «Мы - не Мы» точно так, как поделил народы Господь Бог или, согласно Дарвину, их сформировала естественная эволюция. «Расизм» в современном понимании этого термина начинается там, где утверждается объективное биологическое (а, следовательно, и культурное) превосходство одного народа над другим.

Русскому национальному мироощущению расистский по дход чужд. В русском понимании «Мы» не значит «выше», чем «не Мы». И принадлежность к «Мы» не наделяет русского человека нравственным основанием презирать и ненавидеть чужаков только по тому, что они «не Мы». В национальном сознании русского народа «Мы» соотносится с «не Мы» так же, как для отдельного человека его родственники соотносятся с людьми посторонними. Родственники не «выше», а «ближе» чужих. Это понятно и естественно, такова объективная природа вещей.

Вместе с тем, к сбережению национальной природы «Мы», биологической идентичности рода отношение было предельно трепетным. Межнациональные браки, мягко говоря, не поощрялись. (Династические браки князей и царей не в счет из-за их малочисленности и из-за того, что национальная дифференциация идет по мужской линии, которая сохранялась генетически самоидентичной, когда русские женились на иностранках - сыновья наследовали кровь отца.) Однако по мере развития международных связей и территориальной экспансии русского государства неизбежно происходило размывание биологической основы русского народа. «Добрые молодцы» чужого рода-племени женились на русских девушках, ассимилировались в русском обществе, и их потомки в собственных глазах и в глазах окружающих теряли инородную идентичность и вливались в категорию «Мы», то есть русские.

Однако не все в человеческой наследственности поддается смешению и изменению. При зачатии человек получает 23 хромосомы от отца и 23 от матери, их генетическое наполнение и смешивается, делая каждую человеческую особь уникальной в биологическом отношении. Но одна из этих 46 хромосом передается по наследству в неизменном виде в течение тысячелетий. Это мужская Y- хромосома, которая у сына точно такая же, как у отца, деда, прадеда и т.д. вплоть до первородителя - биологического основателя данного народа. А в Y- хромосоме присутствует этнический маркер в виде особой последовательности нуклеотидов, у каждого самобытного народа уникальный и называемый гаплогруппой, который впервые образуется в результате мутации у основателя рода и наследуется всем его потомством по мужской линии. Русская гаплогруппа имеет возраст около четырех с половиной тысяч лет, и ей присвоен генетический индекс R1a1.
В настоящее время в России (а также на Украине и в Белоруссии) гаплогруппа R1a1 присутствует в ДНК примерно двух третей мужчин, идентифицируемых как русские (украинцы, белорусы). Это и есть биологические русские.

А одна треть мужчин, определяемых как русские, имеет иное биологическое происхождение. 5% обладают гаплогруппой R1b, которая доминирует на западе европейского континента и называется поэтому западноевропейской. 6% имеют скандинавскую (или балтийскую) гаплогруппу I. В русском Поморье распространена монголоидная гаплогруппа N - та же самая, что и у части населения Китая, у ряда сибирских народов, у финнов, саамов и эстонцев. Встречаются и другие биологические маркеры.
Данная категория населения происходит от предков, которые сотни, а то и тысячи лет назад были ассимилированы русским народом и потомки которых в результате череды последовательных браков с биологически русскими женщинами и социальной жизни в русской национальной среде унаследовали антропометрические и психофизиологические свойства, присущие русскому народу, с молоком матери впитали в себя его культуру. Это этнические русские - русские в силу того, что их русскость в комплексе ее признаков неотличима от русскости биологических русских. Они русские во всем кроме национального маркера в Y-хромосоме ДНК, о чем абсолютное большинство из них даже не подозревает.

Равным образом не догадываются о своем русском происхождении поляки, среди которых доля гаплогруппы R1a1 практически такая же, что и среди русских обитателей Великороссии, Малороссии и Белоруссии. А также 40% мужчин в Латвии, Литве, Чехии и Словакии, имеющих в ДНК русский биологический маркер. И 20% немцев и норвежцев - носителей гаплогруппы R1a1. Все они ничем не отличаются от своих сограждан с иными национальными корнями - это этнические западные славяне и европейцы с русскими биологическими корнями.

Таким образом, современная этническая принадлежность не всегда совпадает с биологическим происхождением. В библейские времена совпадала, а сейчас в результате смешения народов заметно не совпадает. Соответственно, практически каждый народ, в том числе русский, состоит из двух частей, биологической и этнической. (Разумеется, сказанное относится к национальным государствам, то есть к государствам, образованным самобытными народами в процессе их исторического развития. В эмигрантских государствах, изначально населенных многонациональным винегретом самого разного происхождения, о какой-либо биологической идентичности или об идентичности этнической, которая является производной от биологической идентичности государствообразующего народа, говорить вообще нельзя.)

При этом биологическая составляющая народа, символизируемая его национальной гаплогруппой, представляется абсолютно приоритетной для продолжения его самобытного существования, и вот почему.
Гаплогруппа не влияет, в отличие от генов, на текущую наследственность, и генетики вообще не понимают, зачем она нужна, как и подавляющая часть всех нуклеотидов в ДНК. В той же Y- хромосоме, например, нуклеотидов насчитывается около 50 миллионов, из них генов - менее 1%. Этот процент ученые и исследуют, а все остальное называют «манжетой» и считают бесполезным «мусором».

Однако еще Гегель постулировал, что «все действительное разумно» в том смысле, что для чего-то нужно. И если наука пока не понимает, для чего именно, то это недостаток научного знания, а вовсе не ошибка природы и не бессмысленный каприз Создателя. Применительно к гаплогруппе можно утверждать, что она существует не только как национальный маркер для удовлетворения любопытства ученых, исследующих пути передвижения народов во времени и пространстве, и не для того, чтобы на Страшном суде Господь не перепутал один народ с другим. Есть еще что-то, чего мы пока не знаем.

Во всяком случае, очевидно, что гаплогруппа ассоциируется с биологической идентичностью народа, с его национальной плотью. А плоть, в свою очередь, несет в себе национальный дух, который определяет характер жизнедеятельности данного народа. Каким образом они между собой связаны, плоть и дух, материальное и идеальное, науке тоже неизвестно. Но связаны точно, поскольку, как подметил автор теории этногенеза Л.Н. Гумилев, в одних и тех же условиях характер жизнедеятельности разных народов различается. Если условия внешней среды одни и те же, а действуют в этих условиях разные народы по-разному, это значит, что причина отличий кроется в самих народах, состоящих из разной национальной плоти, в которой живет разный национальный дух.

В доступной естественнонаучному исследованию плотской части материально-идеального феномена под названием «народ» известен пока только один фрагмент, стабильно отличающий один народ от всех остальных народов на земле - гаплогруппа. Может быть, есть что-то еще, но мы пока этого не знаем. Да и для исследования исторических путей народов на Земле знать больше необязательно, гаплогрупп достаточно, поскольку на путях движения народов в ДНК местного населения остаются несмываемые тысячелетиями следы в виде этих самых гаплогрупп.

Гаплогруппа биологических русских - R1a1. Именно с ней связана жизнедеятельность русского народа в течение последних четырех с половиной тысяч лет. С гаплогруппами, которые сохранились в ДНК этнических русских, ассоциируются исторические судьбы других народов - тех, у кого эти гаплогруппы доминируют вплоть до настоящего времени. Русская судьба является производной от национальных особенностей русского народа, которые переняли ассимилированные им этнические русские, разделившие русскую судьбу и принявшие в ней участие вместе с биологическими русскими. Но природными носителями этих особенностей, составляющих русскую национальную самобытность, остаются именно биологические русские и только они.
Русский народ жив до тех пор, пока русский дух имеет пристанище в русской плоти, то есть пока в популяции доминирует русская кровь, помеченная гаплогруппой R1a1. Этнические русские, какова бы ни была полнота их ассимиляции, по определению не могут быть носителями русского духа, поскольку их плоть изначально создана для другого духа, нерусского. Многие из них способны чрезвычайно тонко чувствовать русскость в культуре и внести ценный вклад в русскую духовную сокровищницу. Достаточно упомянуть великого поэта Пушкина, блестяще завершившего процесс оформления современного русского языка, на котором мы говорим и думаем до сих пор. Африканское происхождение (скорее всего, в ДНК Пушкина присутствовала африканская гаплогруппа А) не помешало ему стать одним из самых русских поэтов всех времен.

Все это так, но только в индивидуальном порядке. История показывает, что этническая популяция сама по себе, в отрыве от популяции биологической, не в состоянии полноценно продолжить духовную жизнь народа. Без национальной плоти национальный дух, даже очень сильный, развиваться не может и быстро деградирует. На что уж сильным было влияние античной культуры на народы Европы, много веков входившие в состав Римской империи, однако с исчезновением биологических носителей этой культуры - древних римлян живой дух античности иссяк. Галлы и прочие народы империи (знать которых на закате Рима по части римской образованности порой превосходила самих римлян) не смогли продлить жизнь римского духа. Причина проста - дух и плоть народа едины, и дух не может переселиться из одного народного тела в другое, в котором изначально живет иной дух.

Так и русский дух живет в русской плоти, биологически определяемой гаплогруппой R1a1. Недаром враги русской нации, проповедуя интернационализм и космополитизм, стараются разбавить русскую кровь посторонними примесями. Их цель состоит в том, чтобы превратить биологических русских в этнических и тем самым подорвать материальную основу русского духа, направив развитие русской цивилизации по пути тех великих народов древности, от которых сейчас остались одни воспоминания. Древние греки, древние римляне и прочие исчезли с лица земли потому, что потеряли сами себя, свою биологическую, а с ней и духовную идентичность.

Соответственно, первостепенная задача защитников русского народа заключается в сбережении и умножении русской крови. Только в ней может жить и крепнуть русский дух наперекор врагам России.

Александр Никитин
Секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»

Северная зона

Поморские женщины. Начало XX века

Для северной зоны расселения русских характерно меньшее число культурных групп и местных говоров . Это может объясняться незначительностью правительственной и массовостью стихийного освоения Русского Севера . Северная историко-культурная зона характеризуется наличием окающими говорами севернорусского наречия и такими особенностями в культуре, как малодворные сельские поселения, монументальное жилище (изба), соединенное с хозяйственным двором, сарафанный комплекс женского народного костюма , бытование былин и протяжных песен и причитаний и некоторые другие.

Южная и центральная зоны

Многие особенности русского населения южной и центральной зон обусловлены характером заселения лесостепной и степной полосы России. В XIII -XV веках эти территории были опустошены в результате татаро-монгольских набегов . Позднее лесостепная и степная зона стала вновь заселяться выходцами из различных мест по мере продвижения границ Русского государства на юг, таким образом сформировались многие отличия в этнографических группах .

Среди южнорусского населения выделяются следующие этнографические группы: полехи (жители Калужско-Брянского полесья), горюны , саяны , севрюки (Курская область), однодворцы , цуканы (Тамбовская область) . На востоке южнорусской территории выделялась мещёра, сформировавшаяся при ассимиляции местных финно-угров .

Сибирь и Дальний Восток

В западносибирском старообрядческом населении можно выделить такие группы, как каменщики и «поляки» . Каменщики являются потомками кержаков из Нижегородской губернии, переселившихся на Бухтарму в XVII веке и испытавших некоторое влияние соседних казахов . «Поляки», расселившиеся на Алтае , были потомками русских старообрядцев из Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской губерний. В отличие от каменщиков, «поляки» не смешивались с соседними этносами и в течение 200 лет поддерживали исключительно эндогамию .

Для многих групп русских, расселившихся в Якутии , характерно сильное смешение с соседними этносами. В частности, малочисленные русские крестьяне и ямщики - ленские старожилы, поселившиеся в Якутии в конце XVIII века и женившиеся на якутянках, постепенно утратили свои обычаи и переняли культуру якутов . В XIX веке среди русских Якутии выделялись усть-оленёкские, усть-янские, верхоянские, русскоустьинцы (индигирцы), усть-елонские и колымские жители. Усть-янские и усть-оленёкские были ассимилированы якутами и эвенками . Русскоустьинцы (индигирцы) образовали обособленную группу русских, сохранивших свой язык и культуру . Также сохранилась группа русских в низовьях Колымы - походчане .

Классификация по фактору происхождения

Помимо территориальной классификации, группирующей русские субэтносы по месту их размещения (север и юг европейской части России, Сибирь и Дальний Восток), существует классификация по фактору происхождения, опубликованная в работе В. С. Бузина и С. Б. Егорова «Субэтносы русских: проблемы выделения и классификации». В соответствии с этими факторами выделяется семь типов субэтносов .

  1. Этноконфессиональные группы - кержаки, бухтарминцы («каменщики»), семейские, «поляки» Алтая и другие. Данные группы сформировались из старообрядческого населения , расселявшегося с XVII века (а позднее и насильственно переселяемого) в отдалённые районы России и за рубеж. Они образовывали замкнутые сообщества на севере Европейской части России, на Урале, в южной Сибири. Изоляция от остального русского населения способствовала консервации древних особенностей культуры у старообрядческих групп .
  2. Группы, переселившиеся с основной этнической территории русских и жившие в значительной степени изолированно от окружающих народов - поморы, усть-цилёмцы, пустозёры, «уральцы» Амударьи и другие. Данный тип формирования субэтнических групп привёл к сохранению ими ряда архаических черт русской культуры, что выделяло их, даже если впоследствии они оказывались в окружении русского населения. При этом необходимо отметить, что в состав поморов частично влилось и финно-угорское население Беломорья, а некоторые группы поморов имеют финно-угорское происхождение, но это не стало главным фактором образования данных групп .
  3. Группы смешанного происхождения - мещёра (мещеряки), сицкари - в европейской части России, затундренные (крестьяне) , карымы , гураны , якутяне (ленские старожилы), русскоустьинцы (индигирщики), походчане (колымчане), марковцы (анадырщики), гижигинцы, камчадалы - в Сибири. Данные группы формировались в результате переселения русских с основной этнической территории и смешения с окружающими народами на новых местах проживания. В результате тесных контактов, в том числе и межэтнических браков, происходило изменение антропологического облика, русские заимствовали некоторые черты языка и культуры соседних с ними народов (в ряде случаев родным языком у части субэтносов был не русский: у карымов - бурятский, у затундренных крестьян - долганский, у ленских старожилов - частично якутский и т. д.). Процессы межэтнического взаимодействия в этих случаях варьировались от ассимиляции русскими местного населения до метисации с ним. При этом в формирующихся субэтнических группах с большей или меньшей долей русского компонента всегда сохранялось русское самосознание .
  4. Группы иноэтничного происхождения, переселившиеся на основную этническую территорию русских и ассимилированные русскими - «карелы», тудовляне , ляхи и паны .
  5. Группы древнего автохтонного русского населения - полехи, горюны, севрюки, саяны, карамыши. Данные группы ведут своё происхождение от сохранившихся остатков русского населения в заокских районах на территории Дикого поля после монголо-татарского нашествия, которые не слились в ходе реколонизации с основной массой русского народа
  6. Этносословные группы (казачество) - донские казаки, кубанские казаки, уральские казаки, семиреченские казаки и другие. Русское казачество, начавшее формироваться с XV-XVI веков на юге европейской части России, по мере расширения границ русского государства, расселилось на значительной территории от Дона и Кубани до Приморья, образовав различные по происхождению, языку и культуре группы. К началу XX века казачество составляло одиннадцать войск: донское, кубанское, терское, астраханское, уральское, оренбургское, сибирское, семиреченское, забайкальское, амурское, уссурийское и два отдельных казачьих полка, кроме того казацкое происхождение имели некрасовцы, казаки не представляли единой этнической общности, а состояли из ряда разнородных локальных групп, в основе своей русских. Для разных групп казачества было характерно употребление различных русских говоров, казаки различались по формировавшим их этническим компонентам и физическому типу, по особенностям культуры, по принадлежности к религии (православные Русской церкви, старообрядцы, мусульмане, буддисты) и т. д. Причём различия отмечались не только между войсками казаков, но и внутри войск - у донских казаков отличались говоры и элементы культуры верховской и низовской групп, у кубанских - собственно кубанской и кавказско-линейной групп . Первоначально ведущим фактором в формировании казаков был отрыв от основного этнического массива русских и взаимодействие с представителями других народов, затем обособление казаков определяла социальная специфика в виде статуса полувоенного сословия в составе населения Российской империи .
  7. Этнонимичные группы южнорусского населения , представляющие собой потомков ранних переселенцев в этот регион - различные группы однодворцев (талагаи, щекуны, индюки и другие) и цуканов (группы цокающих переселенцев Орловской, Воронежской, Саратовской и других губерний), ягуны, мамоны и другие .

Во многих случаях на формирование субэтносов действовало несколько факторов. Например, у казаков в числе факторов их обособления можно назвать такие, как - переселение с основной этнической территории (миграция), процессы частичного этносмешения (в казаки зачислялись даже представители других этносов), обособление по этноконфессиональному признаку, но всё же основным фактором, объединяющим многочисленные группы казаков, следует считать их принадлежность к определённому сословию. Также не стал главным фактором формирования поморского субэтноса тот факт, что большинство из них являлись старообрядцами. То же можно сказать в отношении «уральцев», которые являются по происхождению уральскими казаками, а по вере - старообрядцами .

Проблематичным является отнесение к субэтносам групп профессионального происхождения - ягутков (ягунов) и гагар, основным фактором обособления которых была принадлежность к бурлацкому промыслу. Также проблематично отнесение к субэтническим группам крестьянских переселенцев в заокские районы XVII-XVIII веков монастырской или помещичьей принадлежности - Монастырщины, Богословщины, Гамаюнщины, а также пушкарей, куракинских, самаринских, шуваликов и других .

Примечания

Источники
  1. , с. 107.
  2. , с. 143.
  3. , с. 107-108.
  4. Токарев С. А. Этнография народов СССР: Исторические основы быта и культуры. М., 1958.
  5. Кузнецов П. С. Русская диалектология. М., 1954.
  6. Максимов С. В. Печорский край. М., 1904.
  7. Чижикова Л. Н. Русско-украинское пограничье: История и судьбы традиционно-бытовой культуры (XIX-XX века). М., 1988.
  8. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. Серия «Этнографическая библиотека». М., 1991.
  9. Ядринцев Н. М. Сибирь как колония. СПб., 1886.
  10. Русские старожилы Сибири. Историко-антропологический очерк. - М., 1973.
  11. Зензинов В. И. Старинные люди у холодного океана: Русское Устье Якутской области. Верхоянского округа. М., 1914.
  12. Гурвич И. С. Этническая история Северо-Востока Сибири. М., 1966.
  13. , с. 316-318.
  14. , с. 318.
  15. , с. 322.
  16. , с. 325-326.
  17. , с. 333.
  18. , с. 335.
  19. , с. 118-123.
  20. , с. 120-121.
  21. , с. 338-340.
  22. , с. 340-342.
  23. , с. 317.
  24. , с. 343-344.

Литература

  1. Александров В. А., Тишков В. А. , Шмелёва М. Н. Русские (статья) / Гл. редактор В. А. Тишков ; Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. - М .: Большая Российская энциклопедия , 1999. - С. 448-451. - ISBN 5-85270-155-6 .
  2. Власова И. В. Этнографические группы русского народа. Историко-культурные зоны // Наука , 1999. - С. 107-108. (Проверено 11 ноября 2012)
  3. Власова И. В. Этнографические группы русского народа. Группы русских северной зоны // Русские. Монография Института этнологии и антропологии РАН / под ред. В. А. Александрова, И. В. Власовой и Н. С. Полищук. - М .: Наука , 1999. - С. 108-111. (Проверено 11 ноября 2012)
  4. Власова И. В. Этнографические группы русского народа. Группы русских южной зоны и центра // Русские. Монография Института этнологии и антропологии РАН / под ред. В. А. Александрова, И. В. Власовой и Н. С. Полищук. - М .: Наука , 1999. - С. 111-114. (Проверено 11 ноября 2012)
  5. Аверин И. А. Этнографические группы русского народа. Казачество // Русские. Монография Института этнологии и антропологии РАН / под ред. В. А. Александрова, И. В. Власовой и Н. С. Полищук. - М .: Наука , 1999. - С. 118-123. (Проверено 11 ноября 2012)
  6. Бузин В. С., Егоров С. Б. Малые этнические и этнографические группы (Сб. статей, посвященный 80-летию со дня рождения проф. Р. Ф. Итса) (Историческая этнография. Вып. 3) / Под ред. В. А. Козьмина. - СПб. : Новая Альтернативная Полиграфия, 2008. - С. 308-346.
  7. Русские. Историко-культурные группы русского народа // Народы Европейской части СССР. Этнографические очерки: В 2-х т. / Под общ. ред. С. П. Толстова . - М .: Наука , 1964. - Т. 1. - С. 143-147. (Проверено 11 ноября 2012)

Ссылки

  • Российский Этнографический музей . - Толковый словарь. Русские. Архивировано из первоисточника 22 ноября 2012. (Проверено 11 ноября 2012)