Как выучить гаммы на гитаре. Гаммы на гитаре Как играть гаммы на гитаре


В этой статье мы подробнее поговорим о гаммах. Вы узнаете для чего они нужны и почему им придают такое большой значение.

Введение

Что такое гамма? Это ограниченная последовательность нот, выбранных из 12 возможных, которые создают желаемую окраску для звука. Другими словами гамма для музыканта это тоже самое, что для художника краски. Художник выбирает нужные ему цвета для написания картины, а музыкант выбирает ноты из гаммы для создания мелодии. Лучший способ описать отдельную гамму – это привести список интервалов между нотами. Мы используем термин «Тон» или «Полутон» , что позволяет записать формулу с помощью заглавных букв, T (Tone – тон) и S (Semitone – полутон).

Некоторые гитаристы для обозначения интервалов используют буквы W и H – заглавные от слов «Половинный» (Half) и «Целый» (Whole). Также есть способ указывать количество полутонов (1 или 2). В любом случае, эти три способа являются идентичными и все дают нам интервалы мажорной гаммы:

  1. T T S T T T S
  2. W W H W W W H
  3. 2 2 1 2 2 2 1

(тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон)

Давайте посмотрим, как это работает. Выберем гамму – Соль-диез мажор (G# major). На начальном этапе мы знаем две вещи. Во-первых, нашу основную ноту (или тонику) это Соль диез (G#). Во-вторых, мы будем использовать формулу мажорной гаммы.

Таким образом, мы начинаем с нашей ноты Соль-диез, и добавляем первый шаг формулы, которым является Т – тон. Так, начиная с Соль-диез и двигаясь вверх на тон (или два полутона), мы приходим к Ля-диез (A#).

G# + T = A# (Соль-диез + Тон = Ля-диез).

A# + T = C (Ля-диез + Тон = До).

На следующем шаге мы начинаем с До и сверяемся с формулой – теперь мы должны добавить полутон, который приведет нас к До-диез (C#):

C + S = C# (До + Полутон = До-диез).

Если продолжать в том же духе, то мы получим следующее:
C# + T = D# (До-диез + Тон = Ре-диез),
D# + T = F (Ре-диез + Тон = Фа; вспомните, что нет такой ноты как Ми-диез),
F + T = G (Фа + Тон = Соль),
G + S = G# (Соль + Полутон = Соль-диез).

Таким образом, мы построили нашу гамму Соль-диез мажор, согласуясь с нашей формулой мажорной гаммы:
G# A# C C# D# F G (Соль-диез, Ля-диез, До, До-диез, Ре-диез, Фа, Соль).

Большинство гамм содержит 7 нот, но это не точное правило. В качестве исключения, минорная пентатоника содержит только пять нот (её формула 3 2 2 3 2 – я использую здесь числа вместо T и S, потому что в ней пропущена пара Тон и Полутон, которые вместе составляют 3 половинные ноты и которые вместе легко записать как 3, вместо чего-нибудь наподобие “T + 1/2″, но эти записи обозначают одно и тоже). Некоторые гаммы имеют больше нот, например, хроматическая гамма содержит все 12 нот.

Важно отметить, что многие гитаристы используют ступеневое обозначение формулы гаммы. Например, для мажорной гаммы она выглядит так: 1-2-3-4-5-6-7, а для лидийского лада так: 1-2-3-4#-5-6-7. Разница лишь в повышенной четвёртой ступени. Это используется для облегчения работы с построением ладов, допустим, если вы знаете аппликатуру мажорной гаммы, то вы без труда сможете построить лидийский лад всего лишь повысив четвёртую ступень мажорной гаммы на полутон.

Гаммы и аппликатуры

Гамма – это группа нот с определенным интервалом между ними – так, как я описывал это выше. Эти интервалы определяют то, какие аппликатуры мы должны использовать, чтобы воспроизвести желаемую гамму.

Аппликатура мажорной гаммы:

Если вы знаете аппликатуру одной мажорной гаммы, вы знаете, как играть каждую мажорную гамму на гитаре при её стандартном строе. Чтобы сыграть До-мажорную гамму (C Major), начните её аппликатуру с До на шестой струне. Чтобы сыграть Ре-мажорную гамму (D Major), начните аппликатуру с Ре. И так далее.

То же относится и к любым другим гаммам, если вы знаете аппликатуру, то сразу начинайте с любой тоники, которая вам нужна, и вы сыграете гамму.

Аппликатуры были созданы для использования гамм в стандартном строе. Гаммы являются частью музыкальной теории, потому что гаммы – это только идея, пока их не сыграют и способ, которым мы, гитаристы, обращаем теоретическую гамму в действие – это применение аппликатуры, которая позволяет нам извлекать желаемые ноты.

Повторюсь, что аппликатура, которую я вам дал, была придумана специально для стандартного строя. Если вы понизите строй и сыграете гамму до-мажор по этой аппликатуре, то она не будет содержать те ноты, которые входят в До-мажорную гамму (До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си).

Гамма не изменилась – гамма До-мажор по-прежнему содержит ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Однако, с того момента как гитара настроена иначе, вам нужно использовать новые аппликатуры, чтобы сыграть правильные ноты гаммы – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Таким образом, гамма – это объединение нот, характерной чертой которого является воспроизведение определенного характера звучания при игре. Все аппликатуры, которые вы узнаете в дальнейших статьях – это просто удобный способ проигрывать гаммы, это своеобразный шаблон для построения гаммы от нужной вам ноты.

В приведённой аппликатуре по три ноты на струне. Нот на струне может быть четыре (хоть это и трудно для игры), две (используется в пентатонике), даже можно сыграть всю гамму на одной струне. Всё это разнообразие комбинаций даёт нам новые аппликатуры.

Гамма и тональность

Вы узнали, что тональность определяет тоника (первая ступень гаммы). Гамма и тональность очень тесно связаны, но гамма это не тональность. Название тональности зависит от гаммы – это немного вводит в заблуждение.

Тональность – тональный центр мелодии. Тональность указывает аккорды и ноты, к которым мелодия тяготеет. Вы можете написать песню, в которой мелодия начинается с гаммы До-мажор, а затем ненадолго переключается на гамму Ля-бемоль мажор, всего на один – два такта, после чего опять возвращаетесь к До.

Тот факт, что мы вернулись к До, помогает нам увидеть эту ноту как тональный центр или сердце мелодии, основу, к которой мы неизменно возвращаемся. Основа – это и есть «тональность», и в большинстве случаев, мы начинаем мелодию с гаммы, которая соответствует тональности. В некоторых случаях, мы не будем отходить от гаммы, которая соответствует тональности, без изменения тональности музыки.

Смена тональности называется модуляцией . В этом случае мы меняем тональный центр мелодии, и будем использовать новую гамму (или набор гамм), к которым она станет тяготеть. Мелодия будет построена так, что новая тональность станет ее центром, а старая тональность и ассоциированные с ней гаммы останутся лишь историей, пока мы не совершим обратную модуляцию.

Таким образом, тональность – якорь для мелодии, гамма – инструмент для создания мелодии, и аппликатура – инструмент для воплощения гамм на грифе гитары.

Значение гамм в музыке

В музыкальных терминах, гамма – это палитра нот, из которой вы можете выбирать ноты необходимые для построения аккордов, сольных мелодий, аккомпанементов и всего остального, в надежде получить хорошее звучание.

Взгляните на это так: прежде, чем стать поэтом, нужно овладеть русским языком. Гаммы – язык музыки, и существует множество способов объединять их друг с другом, чтобы создавать интересные композиции.

Незнание гамм похоже на попытку написать поэму, без использования слов. Допускаю, что в некоторых случаях это сработает, и результат будет замечательным, но возможности существенно расширятся, если Вы станете придерживаться общепринятых средств выражения, которыми являются гаммы.

Существует много типов гамм. Думайте о них как об увеличении вашего словарного запаса и получении новых оригинальных способов выражения ваших идей.

Боксы

Вернемся ненадолго к аппликатурам. При изучении аппликатур, как правило, делят последовательность ладов грифа на «боксы». Бокс это всего лишь группа нот гаммы, которую легко сыграть без лишних движений по грифу. Боксы сконструированы движением вверх от нижней струны Е, и проигрыванием одной ноты гаммы за другой, начиная с любой ноты, какой бы она не была.

Существует важное обстоятельство, касающееся боксов/аппликатур. Это то, что они остаются одинаковыми, независимо от того, в какой тональности вы играете вашу гамму. Если вы играете гамму До-мажор, используя специфический бокс или аппликатуру, и вы хотите сыграть гамму Ля-мажор, все, что вы должны сделать – передвинуть аппликатуру вверх по грифу на 2 лада. Почему так?

Давайте разберемся. До и Ля отделены 2 полутонами. Если вы будете передвигать бокс вверх по грифу, то ни один из интервалов между нотами не изменится. Таким образом, вы играете точно ту же самую формулу, только используя другую тонику. Это означает, что вы должны изучить каждую аппликатуру один раз, и можете использовать её для каждой из 12 нот!

Тоника

Источником неразберихи для некоторых людей служит тот факт, что у многих аппликатур нота, указанная как самая нижняя, не является тоникой. Если вы задумались об этом, то это правильно. Давайте начнем с гаммы Соль-мажор. Наш первый бокс должен начинаться на нижней струне Е, 3-ем ладу – которым является Соль. Мы добавляем ноты, начиная с этого лада, чтобы построить гамму:

G A B C D E F# G A B C D E F# G
(Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль).

Чтобы построить следующий бокс, нам пришлось бы сдвинуться от Соль вверх на один тон к 5-ому ладу, которым является Ля. Теперь, мы оттуда начинаем строить нашу гамму:

A B C D E F# G A B C D E F# G A
(Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля).

Требуется 7 нот, чтобы добраться до нашей тоники Соль!

Это не трудно – просто вы должны понять, какая нота является тоникой, и где она находится. Однако, чаще будет случаться, что выше или ниже тоники не найдется подходящих нот, которые бы являлись частью гаммы и подходили для игры (таким образом, игра будет начинаться с тоники).

Тоника очень важна, потому что она определяют гамму, которую вы играете (наряду с типом, мажор, минор и т.д). Хотя нет никакого правила, которое гласит, что вы всегда должны начинать гамму именно с тоники. Представьте себе гамму, как палитру нот, из которых нужно выбрать подходящие для игры.

Какие гаммы нужно учить?

Любые гаммы, какие вы захотите! Гаммы – важная часть вашего творческого арсенала. Чем больше есть гамм, которые вы знаете, тем больше способов вы имеете для самовыражения. Отметим некоторые из них.

1. Минорная пентатоника.

Это первая гамма, которую изучает большинство людей. Она проста, потому что содержит только пять нот, и сразу открывает огромные возможности для импровизации и игры в стиле блюз/рок.

2. Мажорная пентатоника.

Это вариация минорной пентатоники, они очень похожи.

3. Мажорная гамма.

Одна из основных гамм в музыке.

4. Натуральная минорная гамма.

Вместе с мажорной гаммой, они формируют основу всей музыки. Фактически, пентатоника является минорной гаммой, только с несколькими пропущенными нотами. Таким образом, везде, где вы используете минорную гамму, вы также можете использовать пентатонику.

С набором вышеупомянутых гамм вы исполните рок, и вероятно, cможете играть 95 % музыки, с которой знакомы. Вы можете быть очень компетентным музыкантом, даже если вы остановитесь на этом этапе. Следующие гаммы более ограничены в использовании, и имеют скорее джазовое звучание. Они привнесут в вашу музыку новые оттенки.

5. Гармонический минор / мелодический минор.

Две вариации минорной гаммы, которые звучат по-особенному, особенно гармонический минор.

6. Мажорные и минорные лады (Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский).

Натуральные лады это на самом деле вариации мажорной гаммы, которые построены согласно специальным правилам. В зависимости от лада, который вы используете, они придадут музыке различные оттенки. Мажорные натуральные лады отлично подходят для изучения, после того как вы полностью разберетесь с гаммами, упомянутыми выше.

К тому моменту, когда вы освоите мажорные лады и другие гаммы, вы станете опытным музыкантом, с большим диапазоном возможностей.

7. Экзотические гаммы.

Есть сотни экзотических гамм, многие из них используются в определенных типах народной музыки.

Каждому типу гамм будет уделено особое внимание в других статьях. На данном этапе вы должны лишь понять для чего мы их используем и почему они так важны.

Эта статья посвящена тому, как играется гармонический минор на гитаре. И в большей степени состоит из практических занятий. Однако перед тем как приступить к проигрыванию гаммы, давайте разберёмся в её структуре.

Формула

Итак, гармонический минор - это разновидность минорной гаммы. Его формула выглядит следующим образом:

1 2 b3 4 5 b6 7

То есть его отличие от натуральной минорной гаммы заключается лишь в септиме (седьмой ступени). Например:

Натуральный минор от звука Ля (A):

A (ля) - B (си) - C (до) - D (ре) - E (ми) - F (фа) - G (соль)

Гармонический минор от звука Ля (A):

A (ля) - B (си) - C (до) - D (ре) - E (ми) - F (фа) - G# (соль диез)

Используя эту закономерность, можно «преобразить» натуральный минорный лад, построенный от любого звука, в гармонический минор. В отношении ля минора - это замена G на G#.

Гармонический минор используется для обыгрывания минорных, мажорных, полууменьшённых аккордов и доминантсептаккордов.

Мы рассмотрим вариант обыгрывания доминанты посредством этого лада в тональности Ля минор.

То есть, сыграем на гитаре ля минорную гармоническую гамму на аккорд E (ми мажор).

Пример использования этого подхода и боксы лада, которые мы будем разбирать далее в статье, смотрите в этом видео:

Ещё одна примечательная особенность гармонического минора заключается в том, что если его построить от тоники доминанты (в данном случае E), он принимает «облик» фригийского мажорного лада, или испанского мажора:

1 b2 3 4 5 b6 b7

Фригийский мажор от E:

E (ми) - F (фа) - G# (соль диез) - A (ля) - B (си) - С (до) - D(ре)

Такой вариант обыгрывания доминанты используют в своих соло гитаристы, играющие в различных музыкальных стилях: Yngwie Malmsteen, George Bellas, John Mclaughlin, Al Di Meola и многие другие.

Лад легко определяется на слух из-за колоритного восточного звучания.

Боксы

Аппликатура боксов составлена по принципу «три ноты на струне». На видео гамма играется переменных штрихом, но вы можете использовать любой другой способ звукоизвлечения. Например, свип (формула вниз-вверх-вниз + вниз-вверх-вниз и т.д.) или хаммер/пул (легато).

Обратите внимание на то, что в боксах используется расширенная аппликатура, поэтому нужно предварительно «разогреть» пальцы.

Гамму можно играть под метроном или под минусовку поверх аккорда E, как это показано на видео.

Стоит отметить то, что с гармоническим подкладом лад играть намного полезней в плане развития слуха и импровизационных навыков.

Проигрывание каждого бокса заканчивается устойчивым звуком аккорда (в данном случае ми мажора). То есть в некоторых позициях по окончанию нисходящего движения выполняется повторное «возвращение» к тонике (E), терции (G#) или квинте (B) ми мажора. Соответственно, и ступени лада рассматриваются относительно доминанты.

Минусовку для проигрывания гармонического минора на гитаре и минус для импровизации на аккорд E (который звучал на видео), табы можно

(от b2 - второй пониженной ступени E)

Ознакомьтесь с расположением звуков лада на грифе:

Теперь разберите «пальцовку». Возле каждой ноты указан палец левой руки, которым необходимо её прижимать.

Как уже и говорилось выше, проигрывание заканчивается не первой (самой нижней) нотой бокса F, а G# - опорным тоном (терцией ми мажора).

(от 4 ступени E)

Заканчиваем проигрывание гаммы на ноте B (5 ступени аккорда E)

(от 5 ступени - квинты E)

(от 6 ступени)

В последнем такте возвращаемся к тонике E.

(от 7 ступени - септимы)

(от 1 ступени - тоники)

  1. Если вам тяжело даётся освоение табулатуры или вы предпочитаете осваивать аппликатуру визуально, просмотрите вторую часть видео, размещённого вначале статьи. Но установите в плеере Youtube замедленное воспроизведение. Подробней о том, как выполняется эта настройка, .
  2. Гамму можно играть на любой минус и другие аккорды, для обыгровки которых она пригодна (например, ля минором гармоническим можно обыграть Fmaj7). Всё зависит от конкретных задач.
  3. Боксы изучайте последовательно. Не спешите охватывать весь материал целиком в рамках одного-двух занятий.
  4. Когда все боксы уже будут достаточно хорошо изучены, их можно будет проигрывать один за одним постепенно перемещаясь по грифу так, как это показано в обучающем видео.
  5. Гамма играется восьмыми (на одну долю – две ноты). В дальнейшем вы можете играть её шестнадцатыми или триолями.
  6. Играйте приведенные боксы в других тональностях. К примеру, транспонируйте изученный материал в тональность ре минор и попробуйте обыграть уже его доминанту - аккорд A7.
  7. Комбинируйте в своих импровизациях на гитаре гармонический минор с другими ладами (пентатоникой, блюзовой гаммой, натуральным минором) и арпеджио, ориентируясь на гармоническую последовательность (аккорды песни, инструментальной композиции).

Всё! Первая часть урока подошла к концу. Успешных и плодотворных вам занятий на гитаре! Во второй части мы рассмотрим диагональные аппликатуры гармонического минора - .

ТЕГИ

Гамма - это последовательность звуков внутри октавы, идущая от основного тона через определенные интервалы. Теперь пояснение.

Октава - это часть звукового ряда, состоящая из 7 основных и 5 альтерированных нот.

Основной тон - это главная нота гаммы, от которой строится гамма и которой она заканчивается.

Интервалы - имеется ввиду интервалы в тон или полутон. На гитарном грифе 1 лад - это полутон.

Повышение ноты на половину тона - это смещение на 1 лад в сторону корпуса гитары.

Понижение ноты на половину тона - это смещение на 1 лад в сторону головки грифа.

Для чего нужны гаммы? Гаммы были придуманы для развития техники игры на музыкальном инструменте. На каком бы вы ни училмсь играть инструменте, вам придётся играть гаммы - без этого обучение будет иметь меньшую эффективность. Гаммы обладают следующими особенностями:

  1. Развивают растяжку пальцев левой руки
  2. Развивают чувство грифа у левой руки
  3. Развивают в правой руке независимость действий пальцев
  4. Развивают слух
  5. Развивают чувство ритма

Особенности игры гамм

Любую гамму нужно играть не просто так, а соблюдая ряд правил:

  • в правой руке играть нужно обязательно чередование пальцев: указательный-средний, лучше всего способом игры с опорой, когда палец ударяет по струне и упирается в следующую, идущую выше струну;
  • играть нужно громко и чётко;
  • между соседними звуками нужно стремиться делать одинаковые промежутки;
  • пальцы левой руки должны прижимать струну как можно ближе к ладовым порожкам, так как это развивает растяжку;
  • палец правой руки должен извлекать звук одновременно с постановкой на лад пальца левой руки, и ни в коем случае не через паузу после того как поставили палец на лад;
  • нужно постараться придать игре гаммы динамическую окраску, как будто это простое музыкальное произведение;

Как играть гамму

Гамму можно играть по-разному. Можно играть медленно, продумывая каждое действие левой и правой рук, можно играть её на скорость. Можно играть гамму триолями. Как вы уже читали, нужно всё время чередовать удары указательным и средним пальцем правой руки. Каждый третий удар можно выделять, то есть будет так: ТАМ-там-там-ТАМ-там-там... Это очень хорошо развивает независимость действий пальцев правой руки, ведь каждый третий удар приходится на разные пальцы. Но при этом важно следить за скоростью игры - она не должна меняться.

Какие бывают гаммы и как их построить

Каждая гамма имеет свое название. Называется она по имени ноты, от которой строится. Например есть гамма СОЛЬ мажор или к примеру ДО минор. Если гамма начинается с ноты СОЛЬ, то она и должна закончиться нотой СОЛЬ и никак иначе.

Мажорные гаммы строятся по такому принципу: берётся начальная нота, пусть будет нота СОЛЬ, и затем от неё по закону построения мажорной гаммы строится гамма. Закон построения - это определённая последовательность промежутков между нотами гаммы.

Минорные гаммы строятся по такому же принципу, что и мажорные, только закон построения для них будет выглядеть уже иначе.

«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 19

Для чего нужны гаммы на гитаре

Гамма до мажор (C dur) самая простая гамма на гитаре, но с аппликатурой она принесёт конкретную пользу начинающим гитаристам. К сожалению многие плохо себе представляют полезные действие столь нудного занятия, как игра гамм на гитаре. Гитарист не желающий играть гаммы напоминает ползущего малыша не желающего ходить, полагая что передвигаться на четвереньках быстрее и удобнее, но ведь кто встал на ноги научится не только ходить, но быстро бегать.
1. Гамма до мажор по всему грифу даст Вам более полное представление о расположении нот на грифе и поможет их запомнить.
2. При проигрывании гамм Вас появится синхронность в работе правой и левой руки.
3. Гамма поможет поймать ощущение грифа и тем самым разовьёт точность при смене позиций левой руки.
4. Разовьёт независимость, силу и беглость пальцев правой и особенно левой руки.
5. Заставит Вас думать об экономии движений пальцев и правильности постановки рук для достижения беглости.
6. Поможет в развитии музыкального слуха и чувства ритма.

Как правильно играть гаммы на гитаре

Первое что надо сделать для правильного исполнения гаммы это запомнить переходы со струны на струну и точную последовательность пальцев левой руки. Не думайте, что гаммы это просто восходящие и нисходящие звуки и ваша задача заключается в том, что надо исполнять их как можно быстрее таким способом наращивая технику. Такое видение задачи изначально обречено на провал. Гаммы — прежде всего это пассажи играемых вами музыкальных произведений. Вы уже знаете, что музыка это не хаотичная смена пассажей и аккордов — все звуки объединены тональностью и ритмической основой позволяющими называть её МУЗЫКОЙ. Итак, гамма в тональности до мажор должна при исполнении иметь определённый размер. Прежде всего это нужно для того чтобы при игре держаться в определённом темпе без каких либо замедлений и ускорений. Точное ритмичное исполнение в определённом размере придаёт пассажам красоту и блеск. Именно поэтому гаммы играют в разных размерах (две, три четверти, четыре четверти). Так и надо поступать играя гамму немного выделяя каждую первую долю первого такта выбранного Вами размера. Например, играя в двух дольном считайте раз и два и отмечая лёгким акцентом каждую ноту выпадающую на «раз», в трёх дольном считайте раз и два и три и также отмечая ноты выпадающие на «раз».

Как играть гамму до мажор на гитаре

Старайтесь как можно меньше поднимать (задирать) пальцы левой руки над струнами. Движения должны быть максимально экономными и эта экономность позволит Вам играть более бегло в будущем. Особенно это касается вашего мизинца. Постоянно задирающийся мизинец при игре гамм и пассажей является прекрасным «предателем» указывающим на неправильное положение кисти и предплечья левой руки по отношению к грифу гитары. Подумайте в чём причина таких движений мизинца — вполне возможно изменение угла кисти и руки относительно грифа (смена посадки) даст положительный результат.

Игра гаммы до мажор вверх

Поставьте второй палец на пятую струну и сыграйте первую ноту до, не отрывайте второй палец от струны ставьте четвёртый и играйте ноту ре. Вы сыграли две ноты, но оба пальца продолжают прижимать пятую струну, при этом ставьте первый палец на II лад четвёртой струны и играйте ноту ми. Только сыграв ми на четвёртой струне, оторвите пальцы от пятой, чтобы сыграть фа и соль удерживая при этом первый палец на ноте ми. После сыгранной ноты соль оторвите первый палец от четвёртой струны и поставив его на II лад третьей струны сыграйте ноту ля и далее оторвав второй и четвёртый пальцы от четвёртой струны третьим пальцем сыграйте ноту си продолжая удерживать первый палец на ноте ля (II лад). Только сыграв ноты си приподнимите третий палец при этом первый палец начинает легко скользить по третьей струне, чтобы занять своё место на V ладу. Обратите особое внимание на эту смену позиции на третьей струне стараясь, чтобы при переходе первого пальца на пятый лад не было не контролируемого прерывания звука. Я думаю, что Вам уже стал понятен принцип исполнения гаммы вверх и можно перейти к следующему этапу.

Игра гаммы до мажор вниз

Вы доиграли гамму на первой струне до ноты до, при этом пальцы левой руки продолжают стоять на своих местах (1й на V, 3й на VII, 4й на VIII ладах). Принцип игры гаммы в обратном направлении остаётся прежним — как можно меньше лишних движений пальцами, но теперь по порядку отрываем пальцы от струны и после сыгранной ноты ля на V ладу оторвём удерживающий её палец только после того как сыграем ноту соль четвёртым пальцем на VIII ладу второй струны.

Правая рука при исполнении гамм

Играйте гаммы разными пальцами правой руки сначала (i m) потом (m a) и даже (i a). Не забывайте делать небольшие акценты при попадании на сильные доли такта. Играйте плотным, громким звуком приёмом «апояндо» (с опорой). Исполняйте гамму на крещендо и диминуэндо (усиливая и ослабляя звучность), отрабатывая оттенки звуковой палитры.


Можно выучить гамму до мажор по написанной ниже табулатуре, но главное соблюдать аппликатуру пальцев написанную в нотах.

Научившись играть гамму до мажор играйте до диез, ре и ре диез мажор. То есть, если гамма до мажор начиналась с третьего лада, то до диез с четвёртого, ре с пятого, ре диез с шестого лада пятой струны. Структура и аппликатура этих гамм одинакова, но при игре с другого лада ощущение на грифе меняется, давая возможность привыкнуть пальцам левой руки к этим изменениям и почувствовать гриф гитары.

Эта статья предназначена для начинающих соло-гитаристов, которые начали покорять только первые лады грифа и задумываются с чего бы начать обучение, чтобы побыстрей развить беглость пальцев, выучить расположение нот, добиться правильного звукоизвлечения и наконец-то таки сыграть «соляки» своих кумиров - крутых шредеров и блюзменов.

Итак, с чего начать? Первый шаг - гамма до мажор, на гитаре, конечно же, её можно сыграть в пределах всего грифа и в любой позиции. Но, как говорится, всему свой черёд. Начнём с первых - то есть с первой позиции. И не важно, акустика или электрогитара у вас, не важно какое вы музыкальное направление предпочитаете, изучение гамм это грамотный, правильный старт - для импровизации, сочинения и проигрывания мелодий. От простого - к сложному; от простеньких четырёхтактных мелодий - к рок-симфониям.

Берите в руки гитару, «вооружайтесь» медиатором - начинаем заниматься!

Стоит отметить, что проигрывание гаммы (будь какой, в том числе и этой) позволяет избавиться от зубрёжки расположения нот на грифе гитары - где нота До, где Ми, где Фа и т.д. Запоминание будет происходить в процессе занятий, естественно и не принуждённо. Главное - нужно осмысленно играть каждую ноту.

Познакомьтесь, это гамма До мажор на гитаре в одну октаву: начинается от До малой октавы (пятая струна, 3 лад) и заканчивается До первой октавы (вторая струна, 1 лад).

Звучит она так:

Обозначения

Гамма записана двумя способами: верхняя запись (где изображён скрипичный ключ и размер 4/4) - это ноты; нижняя (цифры на линиях) - это табулатура (указывает на какой струне и на каком ладу необходимо прижать ноту).

Ноты

В рамках это статьи мы не будем вдаваться изучение чтения нот с листа, и в большей степени сконцентрируемся на сугубо практическом вопросе - как играть. Но, так или иначе, если вы не знакомы с этой наукой, имеет смысл заиметь учебник по нотной грамоте и восполнить пробел недостающих знаний (азов на первом этапе будет вполне достаточно - где какая нота, длительности нот, что такое размер и ритм).

Возле каждой ноты цифра указывает на то, каким пальцем левой руки играть её (1 — указательный; 2 — средний; 3 — безымянный; 4 — мизинец).

Табы

Шесть линий - это струны гитары: верхняя - первая струна (самая тонкая); нижняя - шестая. Цифры - это лады; ноль - значит открытая струна, то есть она не прижимается на грифе. Например, цифра 2 на третьей линии - это значит, что третью струну необходимо прижать на втором ладу. Все цифры (лады), записанные в табах, соответствуют нотам, расположенным на нотном стане (зрительно они параллельны им).

Как играть?

Для начала, вам необходимо скачать ноты/табы гаммы До мажор для гитары - < >. В архиве есть запись в виде изображения, а также файл gtp для программы Guitar Pro; какой вариант лучше решать вам.

Откройте гамму, чтобы она была на виду, перед глазами, когда вы будете осваивать её на гитаре.

Звукоизвлечение

Извлекаются ноты переменным штрихом - то есть поочерёдно: первая нота - удар вниз (обозначение «скобочка» под нотой), вторая нота - удар вверх («галочка»). Следите за правой рукой: в данном случае повторения штриха недопустимы (2 раза вверх или 2 раза вниз).

Разбор табулатуры

Первая нота гаммы - нота До: как указано в табах прижмите её безымянным пальцем на третьем ладу пятой струны. Удар медиатора - вниз.

Вторая нота - Ре: это открытая четвёртая струна. В табах - ноль на четвёртой линии Значит струну прижимать не нужно; пальцы левой руки только слегка приподнимите, чтобы они не мешали звукоизвлечению, но не убирайте совсем с грифа. Извлекайте звук ударом медиатора - вверх (переменный штрих обязательно!)

Таким же образом анализируйте/разбирайте расположение каждой ноты , и, соответственно, затем извлекайте её. Дойдя до самой высокой ноты данной мажорной гаммы (до первой октавы), двигайтесь в обратном, нисходящем, направлении (так как это записано в нотах - к самой низкой, первой, ноте).

Следите за действиями правой руки (штрих!) и левой (аппликатура!). Очень важно, брать ноты теми пальцами, которые указаны возле каждой ноты. Не стоит стараться играть быстро. Ваша задача сейчас - запомнить расположение звуков на грифе, их последовательность, и каким пальцем какую ноту прижимать.

Проигрывание в темпе

После разбора нот/табов можно приступать к ритмичному проигрыванию гаммы - в заданном темпе, выдерживая соответствующую длительность каждого звука.

Вам понадобится метроном; сгодится любой - механический, электронный, онлайн (размещённый на веб-странице) либо в виде компьютерной программы.

Установите в метрономе темп 30-40 ударов в минуту (BPM), а затем включите его. Играйте звуки гаммы синхронно с ударами; каждый удар метронома - это нота (удар по струне). Добивайтесь ровного звучания - не спеша и не запаздывая.

Если не успеваете, путаетесь, ноты звучат не чётко (приглушённо либо с призвуками), уменьшите темп.

Ну а если играете До мажор на гитаре - чисто, ровно, без ошибок, можно увеличить темп (но не намного!) Например, попробуйте сыграть синхронно с аудиопримером (см. выше) - 50 BPM. Скачать его можно - < >.

Упражняйтесь в проигрывании гаммы 15-30 минут в день. Давайте пальцам отдых: не допускайте болевых ощущений и переутомления в кистях рук. Каждый звук играйте осознано, то есть анализируйте - какую ноту извлекаете (До, Ре, Ми…), запоминайте её визуально на грифе и на слух.

Практика

Добейтесь уверенного исполнения гаммы в темпе 50 BMP. С этим минимумом исполнительской техники можно переходить на следующую ступеньку - проигрыванию несложных мелодий в До мажоре.

ТЕГИ