Картины из ватикана в третьяковке купить билет. Особенное на ватиканской выставке в третьяковке. Серия Донато Крети «Астрономические наблюдения» отражает настроения века Просвещения. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Рассказываю…
У нас с женой были заранее через интернет куплены билеты на 25 ноября, вход в 11:30. Мы пришли минут за 10, немного постояли с такими же «билетниками» и все вместе вовремя вошли внутрь. Дальше бродили по залам сколько угодно. Прочие граждане стояли с утра в очень большой очереди, из которой впускали порциями по 10 человек каждые полчаса.

Экспозиция организована очень хорошо. Картины правильно развешены, на хорошем фоне. Отдельной похвалы заслуживают подписи - крупными буквами, так что людям со слабым зрением очень удобно: можно все прочитать без очков.

Выставка занимает три зала, причем в одном из них - третьем - всего восемь работ мне доселе неизвестного мастера: Донато Крети. О них расскажу в самом конце.

Так что основная и наиболее интересная часть выставки уместилась в двух совсем небольших залах. И это хорошо: неутомительно. Публика-то, в основном, из лиц среднего и пожилого возраста, многие с палочками и костыликами… Это та самая горячо мною любимая советская интеллигенция, к которой отношусь и я сам, и к которой испытываю самые теплые и самые уважительные чувства. Они и есть - хранители и хранительницы культуры, традиции, норм морали и жизни вообще. Те отбросы, которые, как я читал, проводят или недавно проводили шабаш под названием «Конгресс русской интеллигенции» сюда не ходят. Для них ненавидимая и оскорбляемая ими, но служащая и прислуживающая им власть организует отдельные «закрытые» показы по пригласительным билетам. Но - бог с ними! Конец их мерзок и недалек… (На этом свой политический запал считаю полностью истраченным: пошли на выставку!)

Фотографировать запрещено и за этим следят внимательно. Но в интернете уже выложено немало, чем я и воспользовался.

В первом зале 16 работ. Экспозицию открывает Христос Благословляющий, XII век.


Со всей очевидностью - это византийское письмо, византийская школа и т.д. Атрибутировано как «Римская школа». Но мы-то знаем - откуда в XII веке взялись все эти школы…

Вторая по древности работа - «Святой Франциск» (Маргаритоне д’Ареццо).


Затем - пять работ XIV-XV веков разных мастеров.


Посмотрим на них "вблизи".

"Иисус перед Пилатом" (Пьетро Лоренцетти):


"Рождество" (Мариотто ди Нардо):


«Рождество и Благовестие пастухам» (Джованни ди Паоло) - очаровательная в своей сказочности:


«Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль» (Джентиле да Фабриано):

«Сцены жития Николая Чудотворца (Фра Анджелико) приковывают внимание неожиданно радостным и ярким колоритом (который, впрочем, эта фотография не передает):

В картине Карло Кривелли «Оплакивание» я к полной своей неожиданности увидел почти все живописные приемы, которые так эффектно взяли на вооружение прерафаэлиты. Интересно будет узнать - приходило ли это в голову и другим?

Центральное место в первом зале по праву занимает «Оплакивание Христа» Джованни Беллини. Это, конечно, шедевр:

Отмечу, что во всей экспозиции работ, которые я безоговорочно посчитал «подлинными шедеврами» - не так уж и много. Несмотря, порой, на великие имена…

Далее - если продолжить осмотр первого зала «по солнышку», висит продолговатая работа Эрколе де Роберти «Чудеса святого Винченцо Феррара», отличающаяся и живостью сюжета со многими действующими лицами и высокой декоративностью в целом.

Вот ее фрагмент в увеличенном виде.



Затем (а, на самом деле - это первое, что бросается в глаза при входе) на нас будут смотреть ангелы работы Мелоццо да Форли: двое играющих на лютне, один - на виоле:


Этих ангелов ну никак не назвать бестелесными. Да и бесполыми - тоже затруднительно. Очень живые, трепетные, эмоциональные, скажем прямо: возбуждающие лица, губы, глаза… Не случайно эти ангелы растиражированы в сотнях поделок (открыток, магниток и пр.) для туристов, посещающих Рим.

Завершается экспозиция первого зала двумя небольшими работами Перуджино, одну из которых я безоговорочно отношу к колористическим шедеврам: «Святая Юстина» (еще недавно считавшаяся «Святой Флавией»). Снова скажу, что фото не передает всей полнотоы оттенков. Впрочем, эта фраза применима ко всем иллюстрациям:


Вторая работа Перуджино: "Святой Плакидо":


Переходим во второй зал. В нем - еще полторы дюжины работ.

И среди них тоже есть подлинные шедевры. Немного - но есть. (Не относя что-либо к "подлинным шедеврам", я не просто субъективен: я еще и подвержен влиянию сиюминутных настроений, капризам погоды, колебаний цен на редкие металлы, политических новостей, случайно оказавшихся рядом посетителей… В общем - не стоит воспринимать мои нотации всерьез.)

Перечислю, однако, все работы - в том порядке, в котором они появляются при обходе зала слева-направо.

"Троица с мертвым Христом" (Лодовико Карраччи):

«Юдифь и служанка с головой Олоферна» (Орацио Дженилески):

«Отречение Святого Петра» (Пенсионанте дель Сарачене?):

Рядом - одно из центральных полотен экспозиции: «Положение во гроб» (Караваджо):


Далее - «Святой Себастьян, исцеляемый святой Ириной» приписываемый Трофиму Биго:

Справа от него - знаменитое полотно Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел» (несомненный шедевр):


Еще одна работа Гвидо Рени и его мастерской, висит рядом - «Фортуна с кошельком». Хороша, но "не шедевр":


В центре второго зала застекленная, слабо освещенная ради сохранности работ, витринка с небольшими, почти монохромными работами Рафаэля: «Вера» и «Милосердие»:

Слева от неё «Христос во славе» Корреджо:


Справа от витринки с Рафаэлем «Видение святой Елены» кисти Веронезе:


Далее по кругу - «Кающаяся Магдалина» и «Неверие святого Фомы» Гверчино:


А затем - огромное полотно Пуссена «Мученичество святого Эразма», на котором несчастному Эразму вспороли живот и вытягивают из него кишки…

Название"Пинакотека"происходит от греческого слова pinakes,обозначающего рисованные таблички из дерева или обожженной глины.Согласно античным источникам-это самые первые образцы живописи великих мастеров Древней Греции.Впоследствии эта техника была перенята римлянами,как и обычай развешивать эти табличка на стенах.Pinakes известных мастеров выставлялись в богатых частных коллекциях,а также в общественных зданиях.Правила античных пинакотек сильно отличались от режима работы современных музеев:двери античных пинакотек открывались только от случая к случаю,в основном в целях демонстрации престижа и богатства владельцев.

Так и в Ватикане довольно быстро поняли необходимость создания коллекции картин к собранию Музеев Ватикана.Папа Пий VI(Браски,1775-1799 гг.) стал основателем коллекции,ставшей ядром будущей Ватиканской Пинакотеки,разместив ее в Галерее Картин.Она была продолжением Галереи Канделябров, оформленной Симонетти.Папа Пий

VII(Кьярамонти,1800-1823 гг.) после возвращения картин из Парижа распорядился учредить новую Ватиканскую Пинакотеку,и под экспозицию были отведены пять залов Апартаментов Борджиа.Впрочем,вскоре выяснилось,что в Апартаментах Борджиа было недостаточно света,и в связи с этим было принято решение перенести картины в Зал Болонья и на четвертый этаж Лоджии.Папа Григорий XVI(Каппеллари,1831-1846 гг.) восстановил собрание картин в Галерее,называемой сейчас Галереей Гобеленов,но потом выяснилось,что она тоже не подходит для хранения живописных работ,и коллекцию перевели в апартаменты Святого ПияV.Наконец Папа Пий XI(Ратти,1922-1939 гг.) торжественно открыл новое здание в 1932 году,в котором сейчас размешается Ватиканская Пинакотека.Экспозиция размещена в 18 просторных залах,и в соответствии с современными критериями,картины были расположены в хронологическом порядке.В подземных помещениях размещаются вместительные хранилища и реставрационные мастерские,в то время,как на втором этаже располагается библиотека и фотографический архив.


Зал I (XII—XV вв.):Средневековые сиенская,умбрийская и тосканская школы.Работы Джованни ди Никола.

Начав это воображаемое путешествие в мир изобразительного искусства со средневековых канонических форм живописи,важно проанализировать следующие аспекты:

Каков сюжет или тема изображения;

Каковы вариации в технике рисунка и изображения цвета;

Присутствует ли золотой фон;какова композиция картины,и как использована перспектива,светотень,какова роль пейзажа;

Возможно ли идентифицировать персонажей;качество портрета,детали одежды и обстановки;

Какова использованная техника письма и материал основы картины;

Кто заказчик и какова история создания.

Самой стариной картиной собрания является Страшный Суд -работа круглой формы с прямоугольной приставкой снизу;возможно подобная форма была выбрана художником,чтобы подчеркнуть вселенский масштаб события.Ведь в Средние Века верили,что Земля имеет форму диска.Скорее всего доска,датированная 12 веком,использовалась как алтарный образ.

Большинство картин в Средние Века исполнялись на досках,на религиозные темы и по заказам религиозных институтов для украшения святилищ.Картины характеризовались отсутствием динамики,так как произведение служило всего лишь звеном между молящимся и священной сущности.Фигуры изображались в двухмерном пространстве с бесстрастными лицами,как правило рисунок выполнялся на золотом фоне с делением композиции на регистры,как диктовала жесткая иерархическая схема тех времен.В первых двух залах Пинакотеки экспонируются серия средневековых деревянных панно,в свое время названных"Примитивы".Они были частью Ватиканской Библиотеки и в частности -Христианского Музея,основанного Папой Бенедиктом XIV(Ламбертини,1740-1758 гг.) с целью продемонстрировать притягательную красоту христианской истины с помощью художественных свидетельств.Предпочтение отдавалось изображениям Христа и картинам со сценами из жизни Спасителя;богата коллекция и изображениями Пресвятой Девы;интересно также собрание изображений Святых, идентифицировать которых в большинстве случаев можно по атрибутам,связанных с историей их жизни.

Витале да Болонья - Мадонна,XIV в.

Антонио Венециано - Св. Мария Магдалина,XIV в.

Аллегретто Нузи-Мадонна с Младенцем,Св.Михаилом и Св.Урсулой,XIV в.

Школа Джунта Пизано-Св.Франциск и сцены из его жизни,1260-70 гг.

Зал II (XIII—XV вв.):Представлены картины сиенских художников треченто,Джотто ди Бондоне(1267—1337)и учеников:триптих Стефанески (1330—1335 гг.);Симоне Мартини,Бернардо Дадди («Мадонна»),Пьетро Лоренцетти.

Триптих Стефанески был написан для главного алтаря Собора Святого Петра в Ватикане,построенного при императоре Константине по повелению Кардинала Якопо Каэтани Стефанески-заказчика всех работ Джотто.Алтарная картина написана как с лицевой(recto),так и с оборотной(verso)стороны,чтобы ее видели и Папа,восседающий на троне в апсиде,и верующие за ходом литургии со стороны нефа.На стороне,обращенной к прихожанам,в центральной части изображен Святой Петр на троне,к ногам которого склонился заказчик картины-Кардинал Стефанески в церемониальных одеждах и с моделью триптиха в руках;в боковых створках по правую руку изображены Святой Иоанн Богослов и Святой Андрей,а слева-Святой Иаков и Святой Павел,от нижней части осталась только одна створка с изображением других Святых.

На стороне,обращенной к апсиде,изображен Христос на троне,у его ног вновь склоняется заказчик,хотя на этот раз в более скромных одеяниях;на боковых створках вместо обычных изображений Святых присутствуют две сцены:Распятие Петра,и Обезглавливание Святого Павла.Произведение датируется первыми годами четырнадцатого века,и для его исполнения Джотто привлек подмастерьев,что было обычно для средневековых мастерских.

Джентиле да Фабриано-Благовещение,1425 г.

Сано ди Пьетро-Бегство в Египет,1440 г.

Зал III (XV в.):Флорентийская живопись времен Ренессанса:работы Фра Беато Анжелико(1387—1455):Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником (ок. 1435),Сцены из жизни св. Николая (1437 г.),Святой Франциск Ассизский получает стигматы (ок. 1440 г.);Филиппо Липпи: «Венчание Богоматери»,«Мадонна» работы Беноццо Гоццоли.

Художники Возрождения отказались от золотого фона,предпочитая строить сюжеты своих картин в естественной обстановке или в современном им архитектурном антураже:картины как бы становились окном в созданную художником реальность,и это означало,что человек в качестве наблюдателя становился центральной фигурой сцены,а картина,выполненная с учетом закона перспективы-как бы его зрительным восприятием.Истории из жизни Святого Николая Барийского исполнены на небольших четырехугольных дощечках художником из Перудджи,Фра Джованни да Фьюзоле,по прозвищу Беато Анджелико(1400-1455 гг.).Беато Анджелико воскрешает в памяти главные чудеса совершенными Святым Николаем -начиная с самого рождения и завершая его смертью в середине IV века.Святой Николай родился в Малой Азии в благородной семье,стал епископом,сотворил много чудес и оказывал помощь нуждающимся.Самым известным как раз и является эпизод,изображенный последним из серии,и повествующий о трех молодых девушках,которых отец,впавший в нищету,вынуждал торговать своим телом.Однажды ночью Святой Николай подбросил в дом девушек три мешочка с золотыми монетами,чтобы они могли найти себе достойную партию и выйти замуж.Эта картина представляет собой яркий пример historia figurata-художественного метода.Пластические формы,согласованные между собой и гармонирующие с архитектурными сооружениями эпохи Возрождения,и следуя правилам построения перспективы,являлись частью логичного повествования,изображающего героя в различные моменты его жизни.

Фра Беато Анджелико-Истории из жизни Святого Николая Барийского:Рождение Святого,Призвание,Дар трем бедным девушкам,1437 г.

Фра Беато Анжелико-Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником,1435 г.

Фра Беато Анджелико-Стигматы Святого Франциска,1440 г.

Триптих,изображающий Коронование Богородицы кисти монаха-кармелита Филиппо Липпи(1406-1469 гг.) ,выполнен по заказу монастыря.Ф.Липпи был в курсе новых веяний в живописи-его стилю не чужда пластичность поз,а лица персонажей выражают чувства,заимствованные из реальной жизни.Трон Богоматери установлен на приподнятом помосте со ступенями,изображенными в перспективе и украшенными цветным мрамором,так же как и перила.Фоном композиции служит голубое небо,а не абстрактный золотой цвет.

Беноццо Гоццоли-Мадонна,1450 г.

Зал IV (XV—XVI вв.)Фреска Мелоццо да Форли-«Сикст IV основывает Ватиканскую библиотеку»,фрагменты мозаики апсиды из церкви Санти-Апостоли.

Специальной буллой,датированной 15 июня 1475 года,Папа Сикст IV официально утверждает Библиотеку Ватикана и назначает ее Управляющим и Хранителем ученого-гуманиста Бартоломео Сакки,по прозвищу Платина. Библиотека делилась на три отделения- греческий,латинский кодексы и папский архив.Булла не только устанавливала правила доступа,хранения и каталогизации томов и обязанности библиотекарей,но и закрепляла за Библиотекой дополнительные помещения.Более того,Сикст IV привлек лучших художников того времени по оформлению новых Залов:Доменико Гирландайо,уже занятому к тому времени работами в Сикстинской капелле,было поручено украсить люнеты Библиотеки портретами античных философов,Учителей и Отцов Церкви;Мелоццо из Форли(1438-1494 гг.) взялся за создание центрального цикла фресок,посвященные истории создания Библиотеки.Фреска Мелоццо была снята со стены в девятнадцатом веке и после переноса на холст выставлена в Пинакотеке.На первом плане картины изображены Сикст IV,сидящий на троне,и Платина,преклонивший перед ним колено в момент получения назначения;по бокам Папского кресла стоят кардиналы,среди которых можно узнать племянника Сикста IV,Джулиано делла Ровере -будущего Папу Юлия II(1503-1513 гг.)

Платина указывает на расположенную ниже памятную надпись, перечисляющая все деяния,которые Сикст IV совершил во благо Рима,что с очевидностью демонстрирует цель создания фрески-прославление Папы.Церемония проходит на фоне грандиозного строения с колоннами, изображенной с учетом перспективы,под кессонным сводом,великолепно украшенной мрамором,золотом и лазуритом.Здание столь впечатляющей архитектуры,должно олицетворять торжество гуманистической культуры,величие Папы и просвещенного двора.

Вскоре после окончания работ над фресками Ватиканской библиотеки Мелоццо была поручена роспись круглого свода римской церкви Святых Апостолов на тему Вознесения Христа.Фреска была заказана Кардиналом Джулиано делла Ровере(будущим Папой Юлием II),затеявший кардинальную реконструкцию церкви.В 18 веке в ходе очередной реконструкции церкви апсида была полностью разрушена,а фрагменты фрески были сняты со стен и переданы на хранение в различные музеи.Фрагмент Христа Благословляющего,был помещен в конце парадной лестницы Квиринальского Дворца(в то время -Апостольского Дворца и официальной резиденции Пап до объединения Италии)Про Квиринальский Дворец пост

Фрагменты с ангелами,играющие на музыкальных инструментах и Головами Апостолов нашли свое место в экспозиции Пинакотеки.

Революционным нововведением Мелоццо стало использование в этой работе "ракурса"-изображения фигур в направлении снизу вверх с учетом изображаемой точки зрения посетителя,находящегося прямо под потолочной росписью апсиды,как того требует наука создания иллюзии перспективы.После открытия в 15 веке и последующего изучения эффекта перспективы на плоскости,встала более сложная задача:как создать потолочное изображение правильных пропорций с точки зрения зрителя,находящегося прямо под ней?

Именно Мелоццо первым опробовал возможные пути решения этой проблемы,впоследствии блестяще разрешенной Рафаэлем и Микеланджело.Композиция предусматривала фигуру Христа в центральной части,окруженного ангелами играющие на каком-нибудь музыкальном инструменте,сопровождая таким образом чудесной симфонией акт возвращения Спасителя на небеса;в нижней,земной части были помещены изображения Апостолов-свидетелей Божественного Чуда.Набор представленных музыкальных инструментов свидетельствуют о непрестанном внимании к религиозной музыке, рассматривающаяся как необходимый инструмент духовного развития.

Пределла «Чудо Святого Винсента Феррер» рассказывает о деяниях монаха-доминиканца Винсент Феррер.

Начиная с 1401 года Феррер посвящает себя миссионерской деятельности среди катаров и вальденсов.Его проповеди на юге Франции,в Швейцарии и Савойе были успешными,большое число еретиков вернулось в католицизм.Феррер был канонизирован папой Каликстом III в 1455 году.Картины, посвящённые святому создали также Тициан,Фра Беато Анджелико,Беллини,Франческо дель Косса,Гирландайо и другие.Святой Феррер считается покровителем Валенсии и всего валенсианского региона.В его честь названы два бразильских муниципалитета—Сан-Висенти-Феррер и Сан-Висенти-Феррер (Мараньян).

Лукас Кранах Старший (1472—1553 гг.)-немецкий живописец и график эпохи Ренессанса,мастер живописных и графических портретов,жанровых и библейских композиций,синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. в следующем посте.
При написании поста также использована информация из энциклопедии Википедия,и из Ватиканского сайта-

Собрание пинакотеки

Пинакотека - одно из собраний комплекса Ватиканских музеев. Первые из них были учреждены в XVI веке папой Юлием II, тем самым, что заказал у Микеланджело роспись Сикстинской капеллы, а у Рафаэля - фрески в станцы. Картинная галерея появилась намного позже: она была основана во второй половине XVIII века папой Пием VI. Ее собрание демонстрирует основные вехи религиозной итальянской живописи: от Проторенессанса, эпохи, предшествовавшей Возрождению, до Старых Мастеров. В коллекции - художники от Джотто и Симоне Мартини до Караваджо и Гвидо Рени. Увидеть в пинакотеке, впрочем, можно не только итальянцев: крупноформатные полотна французского классициста Пуссена и испанского мастера Мурильо не уступают национальной живописи.

Концепция выставки

Вопрос о выставке шедевров Ватиканской пинакотеки решался на высшем уровне: переговоры вели Владимир Путин и папа Франциск лично. Масштаб вполне объясним: полотна впервые покинули Ватикан в таком количестве - 42 работы. К тому же в следующем году Третьяковка отправит в Рим свою экспозицию - произведения на евангельские сюжеты. Куратором выступил Аркадий Ипполитов, старший научный сотрудник Эрмитажа, писатель и гениальный экспозиционер, прекрасно работающий как с Ренессансом, так и с современностью. Он не только организовывает выставки от Пармиджанино до Кабаковых, но и первым из российских кураторов объединил фотографии Мэпплторпа и искусство маньеризма на выставке 2004 года.

В прошлом году Ипполитов курировал масштабную выставку «Палладио в России», проходившую в музее-заповеднике «Царицыно» и музее архитектуры им. Щусева. Она показывала связь одного из главных архитекторов итальянского Возрождения с русскими архитекторами разных эпох, от барокко до Советов.

План выставки: от небожителей к небесным телам

Выставка в Третьяковской галерее представлена в трех залах, а открывает ее «Христос Благословляющий» - наиболее раннее произведение, икона второй половины XII века. Именно в ней создатели выставки видят родство итальянского и русского искусства, которое берет за основу византийские традиции. Именно византийские иконы и складни стали прообразом и для средневекового искусства Италии, и для древнерусских религиозных образов. Среди шедевров первого зала - мастер интернациональной готики Джентиле да Фабриано и венецианец раннего Возрождения Карло Кривелли. Их приемы условны, а иногда и гротескны: Кривелли, например, специально удлиняет левую руку Христа, чтобы соединить его с Марией Магдалиной и Девой Марией. Однако главные шедевры впереди - Беллини, Перуджино и Мелоццо да Форли. В своем «Оплакивании Христа» Беллини прибегает к необычной иконографии: вместо Девы Марии Христа поддерживает Иосиф Аримафейский, а вблизи изображены Никодим и Мария Магдалина. Он же одним из первых венецианцев перешел от темперы, краски на основе яичного желтка, к живописи маслом - техника была привезена в Италию из Нидерландов.

Учитель Рафаэля Пьетро Вануччи, более известный как Перуджино, представлен на выставке двумя работами. Это сильные образы Святого Плакида и Святой Юстины: и хотя их черты схожи с живописью Рафаэля (тот же мягкий наклон головы, например), мы можем видеть, как знаменитый ученик превзошел своего учителя. Рядом с ними внимание привлекают миловидные ангелы Мелоццо да Форли, играющие на лютне и виоле. Их непосредственность, живость и красочность (чего особенно непросто достичь в технике фрески) выделяют ангелов да Форли на фоне множества сдержанных образов кисти других художников этой же эпохи. Фрески были частью многофигурной композиции «Вознесение Христа» в церкви Санти Апостоли в Риме.

Главный зал выставки выстроен в форме полукруга, наподобие площади Собора Святого Петра, символа и сердца Ватикана и всей католической церкви. В центре - полотна Корреджо и Веронезе, рядом с ними - небольшие гризайли, монохромные картины Рафаэля. Главный шедевр выставки «Положение во гроб» Караваджо - в правом полукружии в окружении последователей - Гвидо Рени, Орацио Джентилески и ученика Карло Сарачени. «Положение во гроб» Караваджо написал, будучи личным живописцем кардинала Франческо дель Монте, в 1602-1604 годах для римского храма Санта-Мария делла Валличелла. Характерные для живописи Караваджо черты - контраст светотени и монументальность формы - выделяют это произведение среди прочих на выставке. И в Ватиканской пинакотеке оно считается одним из главных шедевров: Никодим и Иоанн кладут отяжелевшее бледное тело Христа в гроб. Безмолвные жесты скорбящей Девы Марии, Марии Магдалины и молодой Марии позади даже более эмоциональны, чем их лица. Напротив - «Мученичество Святого Эразма» французского классициста Никола Пуссена, написанное для Собора Святого Петра.

Завершает историю Папского государства произведение Донато Крети. Многостворчатый полиптих, посвященный астрономическим наблюдениям, находится в отдельном зале. На восьми полотнах - Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и некая падающая комета. Ученый монах Луиджи Марсили заказал работы у художника в начале XVIII века в качестве подарка папе Клименту XI, чтобы намекнуть на необходимость спонсировать обсерваторию. Картины Крети включают и «недавние» наблюдения: например, Большое Красное Пятно на Юпитере, открытое в 1665 году. А вот Уран, обнаруженный только в 1781, Донато Крети не запечатлен. XVIII век стал, по большому счету, последним в истории, когда папство играло решающую роль, - на этом завершается и выставка.


Третьяковская галерея представляет уникальный проект.
Впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции - шедевры XII-XVIII веков.

Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира.

«Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» - часть большого проекта. В 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Проведение в Государственной Третьяковской галерее, крупнейшем собрании русской живописи, выставки живописи по преимуществу итальянской и по преимуществу римской школы вполне естественно.


Джентиле да Фабриано «Св. Николай спасает судно от крушения»

Духовная связь Москвы и Рима оформилась еще в XVI веке, и данный совместный проект - важнейший результат взаимодействия двух культур: культуры Рима, как воплощения европейскости, и культуры Москвы, как воплощения русскости.

Закономерно, что среди великих произведений, представленных на выставке, можно найти много аналогий и параллелей с русским искусством.

Задача показа - представить и собрание Пинакотеки, раздела Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города. Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого является духовное лицо, что и отразилось на ее составе - это величайшее собрание религиозной живописи.

Религия же является формой осознания мира, так что религиозное искусство не сводится к набору библейских или евангельских сюжетов, и собрание Пинакотеки Ватикана именно об этом нам и говорит.

Оно столь же многообразно, как и культура Рима, поэтому в название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna - «Вечный Рим». Под этим подразумевается то огромное культурное единство, каким стал Рим в истории человечества, город в одно и то же время древний и современный, объединивший в единое целое столь различные эпохи, как Античность, Средние века, Возрождение и барокко.


Гвидо Рени «Апостол Матфей с Ангелом»

Рим - центр империи, центр религии и центр искусства: можно сказать, что понятие Roma Aeterna является одной из важнейших идей мировой культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в Третьяковской галерее.


Римская школа, XII век «Благословляющий Христос» и Mаргаритоне д’Ареццо «Св. Франциск Ассизский»

Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Начинается она с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благословляющий», прежде никогда не экспонировавшегося на временных выставках и пределы Ватикана не покидавшего. Это древнее и великое произведение, близкое к византийской живописи, интересно также тем, что обнаруживает единые корни итальянского и русского искусства.

За этим образом, хранящим воспоминание о единстве христианства до схизмы, следует работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век). Она вошла во все учебники по истории искусства и ценна тем, что является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви.

Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана.


Джованни Беллини «Оплакивание»

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют.

Величайшей удачей является то, что на выставке будут показаны фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли, предоставляемые Пинакотекой для экспонирования другим музеям в единичных случаях. Росписи этого художника, считающегося одним из крупнейших живописцев кватроченто, были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме и теперь украшают особый зал Пинакотеки.

Работы Мелоццо да Форли столь редки, что по ценности они приближаются к знаменитейшим творениям Сандро Боттичелли и Пьеро делла Франческа.

Будучи воспроизведены в огромном количестве на различных сувенирах, его ангелы стали визитной карточкой Рима. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке - «Положение во гроб» Караваджо.


Караваджо «Положение во гроб» и Никола Пуссен «Мученичество Св. Эразма»

Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.


Паоло Веронезе «Св. Елена»

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях.

Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.


Мариотто ди Нардо. «Рождество Пределла». Около 1385г. и Mелоццо да Форли. «Aнгел, играющий на лютне». 1480г.

В каталог выставки вошли статьи куратора и сотрудника Музеев Ватикана и альбомная часть, включающая все экспонируемые работы с подробными аннотациями.

Проведение выставки и издание каталога к ней были бы невозможны без масштабной поддержки Благотворительного фонда А.Б. Усманова «Искусство, наука и спорт».

Взаимоотношения между Галереей и Фондом имеют многолетнюю историю: в 2006 году были поддержаны юбилейные мероприятия, приуроченные к 150-летию музея, в 2006–2007 годах - успешный опыт совместной работы над выставкой Джеймса Уистлера, в 2007-м - над ретроспективой Дмитрия Жилинского.

Будет время и желание, посмотрите документальный фильм «Музеи Ватикана. Между небом и землей». Потратив всего час своего времени, вы узнаете - чьи произведения хранятся в Музеях Ватикана, о создавшем их папстве. В то же время фильм - о нас самих. Будут показаны лучшие работы Леонардо да Винчи, Джотто ди Бондоне, Микеланджело Меризи да Караваджо, Винсента Ван Гога, Марка Шагала, Лучо Фонтана, Сальвадора Дали.




Можно с уверенностью сказать, что настоящая выставка - крупнейший за последние годы и беспрецедентный международный проект Третьяковской галереи.

На открытии выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» лично выступил президент губернаторства государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло. Он отметил, что некоторые из работ, которые смогут увидеть посетители Третьяковки, до сих пор ни разу не покидали Музеи Ватикана.

Выставка в Третьяковской галерее называется «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Ее куратор Аркадий Ипполитов говорит, что главная идея экспозиции отражена уже в самом ее названии: Roma Aeterna, «вечный город» Рим, связанный с историей духовных поисков Европы от XII века до эпохи Просвещения, квинтэссенция европейского духа. Музеи Ватикана знамениты своими древнеримскими коллекциями античности, так что отчетливо видна преемственность европейской культуры с древних времен до эпохи Возрождения.

Доброжелательные апостолы

В 1480 году художник Мелоццо, происходивший родом из маленькой деревушки Форли, получил важный заказ — расписать базилику Санти-Апостоли в Риме (Храм двенадцати апостолов). Им была задумана большая фреска размером до 17 метров в диаметре, в которой художник рассказывает сюжет Вознесения. Мелоццо да Форли, так его стали позднее звать, впервые смело и революционно использовал в этой росписи неожиданные ракурсы фигур святых, на которых зрители должны смотреть снизу вверх. После открытия законов перспективы возникли проблемы с изображением объектов в правильных пропорциях, чтобы зрители снизу могли их видеть в естественных формах (позднее эту проблему успешно решал Рафаэль). По замыслу художника, с лазурных небес вниз смотрели златокуд-рые ангелы-музыканты, расположенные по периметру фигуры апостолов доброжелательно взирали на прихожан, а посередине была изображена величественная фигура Иисуса.

Куратор выставки Аркадий Ипполитов объясняет, что идея экспозиции опирается на тезис о единстве человечества

Фреска получилась замечательная, и работу художника оплатил кардинал Джулиано делла Ровере, будущий папа Юлий II. Мелоццо был любим и папой Сикстом IV, тем не менее не получил предложения расписывать Сикстинскую капеллу. Директор музеев Ватикана Антонио Паолуччи высказывает предположение, что Гирландайо, Перуджино и Боттичелли (самые знаменитые и активные художники этой эпохи) составили заговор, чтобы не допустить Мелоццо к работам. К тому же Мелоццо, который работал в Вечном городе на протяжении нескольких лет, считался «слишком римским», а в то время была мода на художников из Тосканы. Сегодня об этом выдающемся художнике мало что напоминает. В 1714 году базилика Санти-Апостоли была перестроена, а фрески Мелоццо уничтожены. Удалось спасти лишь четырнадцать ее фрагментов. Они разделены между Палаццо дель Квиринале («Христос во славе») и Пинакотекой Ватикана (фигуры ангелов и апостолов, которые так любил писать художник, украшают отдельный зал Пинакотеки).

Именно фрагменты с изображениями золотоволосых музицирующих ангелов, ставших символами Рима, удалось привезти в Москву.

Сокровища Пинакотеки

В Пинакотеке Ватикана сосредоточено семь веков истории Папского государства. Институт папства, основанный апостолом Петром в I веке, связывает европейскую цивилизацию с древним миром. Это одна из немногих связей, что сохранилась до наших дней.

Свою историю музеи Ватикана ведут с 14 января 1506 года, когда при раскопках была найдена известная по описаниям римского историка Плиния Старшего античная скульп-турная группа «Лаокоон и его сыновья». Папа Юлий II, будучи покровителем искусств, выкупил эту находку, а работы по ее реставрации поручил Микеланджело. Через месяц мраморная композиция была выставлена для всеобщего обозрения. Это были самые первые образцы живописи художников Древней Греции. Pinakes известных мастеров выставлялись в богатых частных коллекциях и открывались редко. Когда в Ватикане стали собирать коллекцию картин, ей по примеру Древней Греции дали название Пинакотека. Основателем ее стал папа Пий VI, коллекция переезжала в разные залы, пока в 1932 году для нее не было построено новое здание, в котором она сейчас и размещается.

Единый мир

Аркадий Ипполитов, комментируя выставку в Третьяковке, объясняет, что идея экспозиции опирается на тезис о единстве человечества. Поэтому начинается выставка с римской иконы XII века «Христос Благословляющий», которая олицетворяет Вселенную. Но одновременно она говорит и о единстве христианской идеи. Это точка отсчета, в которой христианство было едино, в которой очевидна близость итальянской и русской культур. Понятие Рима для русской культуры на протяжении столетий было очень важным. Шестьсот лет Россия живет с идеей, что Москва — Третий Рим. Эту идею через отобранные работы — 42 произведения на религиозные сюжеты — также представляет нынешняя выставка.

Шестьсот лет Россия живет с идеей, что Москва — Третий Рим. Эту идею через отобранные работы также представляет нынешняя выставка

За «Христом Благословляющим» следует работа Маргаритоне д’Ареццо (XIII век) — предполагается, что это первое изображение святого Франциска Ассизского. Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. В Москву привезли интереснейшую картину «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, перекликающуюся со знаменитым полотном Николая Ге «Что есть истина?» из Третьяковской галереи (почти все русские художники XVIII-XIX веков, окончившие с отличием Академию живописи, после окончания получали стипендию для обучения в Европе, чаще всего это была Италия). Потом следует два образа из жития Николая Чудотворца. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да Фабриано, вторая — Фра Беато Анджелико, монаха-бенедиктинца из Флоренции, ставшего величайшим художником раннего Возрождения… Здесь же два «Оплакивания Христа» Карло Кривелли и Джованни Беллини — очень важные в творчестве этих венецианских художников Ренессанса.

Рим как книга

В экспозиции есть несколько работ, притягивающих своей невероятной изобразительной силой и оригинальностью. Это и великое полотно Караваджо «Положение во гроб», и алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написанное специально для собора Святого Петра, и завершающие экспозицию «Астрономические наблюдения» Донато Крети — восемь картин в одной раме, посвященные известным на тот момент планетам Солнечной системы. Полотно было написано, чтобы убедить Папу Климента XI финансировать строительство обсерватории — через несколько лет обсерватория была построена в Болонье. Нынешняя выставка читается как книга — если не полениться и попробовать эту книгу начать читать. Ведь и Рим — город-книга, где античность переплетается с настоящим. Николай Гоголь писал: «Я читаю ее, читаю… и до сих пор не могу добраться до конца; чтение мое бесконечно».

* Пинакотека (в переводе с греческого — хранилище картин) — у древних греков помещение, в котором хранились живописные изображения. У римлян «пинакотекой» называлась комната в доме при входе в атрий, украшенная картинами, а также статуями и другими художественными предметами, которыми особенно дорожил хозяин. Сейчас это слово нередко употребляется в значении «картинная галерея».

Фото: «Музеи Ватикана» и photo vatican museums/фото музеи ватикана