Кес ван Донген. Дамы в шляпах и без. Кес ван донген и его экспрессионистические женщины Кес ван донген картины

ВАН ДОНГЕН Кес Van Dongen, Kees

(1877, Делфсхавен, близ Роттердама - 1968, Монте Карло) французский художник голландского происхождения

Сначала Кес Ван Донген работал в солодовне своего отца и учился в роттердамской Академии (1895). Он делал рисунки для газет «Groene» и «Rotterdamsche Nieuwsbiad» (1896); эти сцены в порту и проститутки вызвали настоящий скандал. В живописи он обращается к аналогичным сюжетам, но формы упрощаются. 4 июля 1897 Ван Донген приезжает в Париж и устраивается на Монмартре, где в 1906-1907 посещает «Бато-Лавуар». Он выставляется в гал. Судье (близ цирка Медрано) и в гал. «Ле Барк де Бутвиль» (1898) на улице Ле Пелетье, где знакомится с произведениями набидов.

Он создает акварели для многочисленных газет: «Assiette au beuire» (анкета о проститутках, 1901), «Frou-Frou», «Indiscret», «Le Rabelais». Он встречает Фенеона, который в 1903 приглашает его войти в редакцию «La Revue Blanche» и в следующем году склоняет Воллара посвятить художнику большую выставку. В его творчестве наступает краткий период дивизионизма, а затем увлечения искусством группы «Наби». Еще до возникновения фовизма, одним из самых ярких представителей которого он станет, в творчестве Кеса Ван Донгена проявились черты, сохранившиеся на протяжении нескольких последующих лет: дерзкая, но согласованная гармония, живые мазки в сочетании с более равномерными зонами, чувствительность, подчас вульгарная («Уличный гимнаст», 1907-1908, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; серия ню, «Торс», 1905, частное собрание). Одним из источников его вдохновения стал цирк Медрано, где он часто бывал («Белое трико», 1906, частное собрание). В 1908 Ван Донген работает вместе с керамистом Меттеем и выставляется в Дюссельдорфе по совету Канвейлера, а затем в Дрездене, куда он посылает рисунки на выставку группы «Мост».

В действительности, он более близок немецким экспрессионистам, нежели франзузским фовистам («В Булонском лесу», 1907-1908, Гавр. музей). Он приобретает известность и заключает контракт с гал. Бернхейм-Жён (19091915). Художник отправляется в путешествие в Испанию и Марокко (1910-1911), откуда привозит прекрасные полотна, полные свежих чувств («Женщины на балюстраде», ок. 1911, Сен-Тропез, музей), легкие и остроумные («Феллахи», Париж, Нац. музей совре-менного искусства, Центр Помпиду). В 1911 появляются декоративные композиции с большими красочными плоскостями («Красное и желтое», «Красное и синее», частное собрание); после путешествия в Египет (1913) художник тяготеет к иератическому, двухмерному стилю («Синий мужчина и красная женщина», ок. 1918, Ницца, музей Шере). В 1913 связь Ван Донгена с маркизой Казати, а затем дружба с Лео Жасми (которая продлится до 1932) направили творчество художника в сторону более светской стилистики, которая принесла ему известность в послевоенные годы - своеобразный компромисс между официальным портретом и плакатом: в композиции господствуют ритмы длинных вертикалей, в которые превращаются теперь его женские модели («Цветущий водоем», 1917, Париж, Гор. музей современного искусства), цвет, хотя и сохраняет часто дерзновенность, но теряет былую утонченность.

Ван Донген становится известным художником высшего света в Париже и Довиле. Серия картин, жестких по своей правдивости, стала как бы портретом общества между двумя войнами («Бони де Кастеллане», 1922, частное собрание; «Сестры Долли», 1925, Париж, частное собрание). Портреты работы Ван Донгена появились достаточно поздно, но после 1930 в них начинает проявляться его условный и чувствительный взгляд на модель («Утрилло», 1948, частное собрание; «Бриджит Бардо», 1954, частное собрание). В пейзажах, написанных в те годы, художник возрождает счастье и выразительность своих ранних работ («Маленькая АН на пляже», ок. 1930, СенТропез, музей). Его произведения, лучшие из которых созданы до 1920, верны экпрессионистскому фовизму, как по духу, так и по приемам, несмотря на все превратности современного искусства. В 1929 Кес Ван Донген принял французское гражданство и в 1959 переехал в Монако на виллу, названную Бато-Лавуар.

Он написал несколько сочинений («Голландия, женщины и искусство», Париж, 1927; «Жизнь Рембрандта», Париж, 1927, «Живопись, практические советы», Париж, 1937), а также исполнил литографии к сочинениям Монтерлана (1946), Вольтера (1948) и Анатоля Франса (1951), портрет которого он написал еще в 1917. Творчество Ван Донгена хорошо представлено в Париже (Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), Сент-Тро-пезе, Ницце, Гренобле, Монпелье, Женеве, Нью-Йорке (Музей современного искусства) и в голландских музеях.

Художник, проживший долгую жизнь, обожал женщин, и они отвечали ему тем же. Уникальный портретист, являвшийся настоящим баловнем судьбы, одержал победу над модой, примирив авангардную живопись с великосветским салоном.

Влюбленный в женщин

Нидерландский художник Кес ван Донген родился в 1877 году. Молодой бунтарь и скандалист переехал из небольшого поселения в крупнейший в мире портовый город. Обаятельного юношу манили сценки обычной жизни, а сюжетами первых его полотен стали самые злачные места Роттердама. Главными персонажами работ рисовальщика являлись моряки и очень колоритные обитатели гавани, не обращающие внимания на моральные устои общества.

Юноша, влюбленный в женщин, рисует девиц легкого поведения, с которыми знакомится в притонах. Кроме того, он продает карикатуры на злобу дня в местные газеты, публикующие пробы пера молодого автора.

Популярность и богатство

В 20 лет Кес ван Донген переезжает в столицу Франции, которая пленяет удивительной атмосферой праздника. Несмотря на ужасающие условия жизни в ветхом и холодном бараке, юноша был счастлив. Он знакомится со многими художниками и поэтами, у которых не хватало денег даже на уголь для отопления. Парижские дамы заботятся о молодом человеке, обладающим даром влюблять в себя людей. Его работы приглянулись богатой маркизе Луизе Казати, вводящей моду на своего фаворита. Вскоре автор-портретист, обретающий долгожданную популярность, становится богатым.

Открыватель нового направления

Кес ван Донген слывет настоящим гением, обладающим индивидуальной манерой письма. В 1905 году буржуа, получающий дорогие заказы, становится участником Осеннего салона - объединения деятелей Он открывает новое направление в живописи - фовизм. Это название закрепилось за небольшой группой художников, работы которых поразили публику новизной. Выразительность ярких красок, страсть и эмоциональная сила вызвали восторг у критиков, сравнивших авторов необычных произведений с дикими зверями (по-французски это словосочетание звучит как les fauves).

Фовисты, вдохновленные полотнами Ван Гога и Гогена, заявили о себе всему миру, однако вскоре объединение распадается, а пути его участников расходятся. Через три года Кес ван Донген примыкает к новой группе "Мост", считая, что на зрителя надо воздействовать контрастными красками. Последние годы жизни художника прошли в Монте-Карло, где он и умер в возрасте 91 года.

Выразительные полотна

Гений представлял на суд публики полотна, наполненные яркими красками. Это даже не просто женские портреты, а настоящий эмоциональный взрыв, передающий импульсивное начало представительниц прекрасного пола. Его выразительные персонажи отстранены от окружающего мира, а насыщенные контрасты передают смысл происходящего. Женщины на полотнах обладают внешним очарованием. Автор находит разнообразные позы, отражающие властность, задумчивость или уверенность в себе, умело подчеркивая привлекательность своих героинь.

Особое внимание зрителей привлекла с голубыми глазами". И в самом деле зеркало души милой блондинки занимает большую часть полотна. Огромные очи василькового цвета притягивают взгляды мужчин, оценивающих и приоткрытые губы ярко-алого оттенка.

Коммерчески успешные работы

Исследователи творчества гения считают, что его новаторский стиль - синтез экспрессионизма и фовизма. Это роскошь и почти китчевый шик, который так нравился зрителю. Позднее мастер пробует себя в арт-деко (новом направлении искусства стран Западной Европы и Америки). Женская тематика всегда присутствует на полотнах автора, однако в более поздних работах уходит откровенная эротика и чересчур яркие краски. Умудренный опытом живописец часто работает над большими заказными миссис Аньели", "Портрет мадам V", "Монсеньор Александр со своей собакой").

Его полотна коммерчески успешны, однако исследователи не видят в них былую мощь художника. Они словно стилизованы под картинки из гламурных журналов. И в них чувствуется равнодушный взгляд мастера, привычно рисующего стройные спины женщин и роскошные драгоценности.

Экспрессия и символизм

Сам талантливый портретист Кес ван Донген не связывал свое творчество с каким-либо направлением в живописи. Он отводил огромную роль цветовому символизму и выражал свои эмоции через яркие оттенки. Так, например, синий отвечал за духовное, а красный означал страсть. Автор часто импровизировал и уделял внимание мелким деталям. Краски живописца, отлично разбирающегося в светотени, называли "наэлектризованными" за экспрессию и сочетание несочетаемого.

Сокровище Эрмитажа

Несколько картин Кес ван Донгена, оставившего бесценное наследие, находятся в Эрмитаже, и каждый посетитель может полюбоваться проникновенными женскими образами, запечатленными на произведениях автора. Самым интересным полотном является "Дама в Неизвестная модель, выразительное лицо которой состоит из ярких цветовых пятен, изображает актрису мюзик-холла. Несмотря на то что шедевр наполнен темным цветом, он не производит мрачное впечатление. А черный, соединенный с зеленым, придает картине нарядность.

Найти полотно можно в разделе "Европейское изобразительное искусство", коллекция "Французская живопись XIX-XX вв."

Кес ван Донген (Kees van Dongen , настоящее имя Cornelis Theodorus Maria van Dongen, 1877-1968) - известный нидерландский художник, мастер типажных женских образов. Он был сторонником фовизма, лидерами которого являлись и .

Художник родился в Голландии, в городке близ Роттердама. Чтобы получить художественное образование, в 16 лет он поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Роттердаме.

Одним из полотен раннего периода творчества Донгена был «Автопортрет» (Self-Portrait, 1895). Искусствоведы относят эту работу и к экспрессионизму, и к фовизму, в направлении которого автор будет работать в дальнейшем.


После окончания Академии юноша переехал в Париж. В этом прекрасном городе он участвовал в различных выставках, например, в том числе в знаменитом Осеннем салоне 1905 года, где выставлялся наряду с такими корифеями, как Матисс, Дерен и .

Через год художник вместе с женой переехал в поистине феноменальное место - общежитие Бато-Лавуар на Монмартре. Своим названием - «корабль-прачечная» или «плавучая прачечная» - оно было обязано тому, что напоминало старые баржи, на которых прачки стирали белье. Интересно, что именно в Бато-Лавуаре находили приют многие знаменитые мастера, среди которых был даже сам . Собственно, во время проживания там, ван Донген и познакомился с художниками из группы испанского виртуоза холста и масла.

А в 1908 году живописец присоединился к членам объединения немецких художников-экспрессионистов «Мост». Для творчества Донгена того периода были характерны яркие и живые полотна, подчеркивающие принадлежность автора к группам из его окружения. «Женщина с вишнями на шляпке» (Woman with Cherries on Her Hat, 1905) и «Женщина с голубыми глазами» (Woman with Blue Eyes, 1908) стали первыми дамами, написанными в стиле фовизм.

Особое внимание привлекает картина «Женщина с голубыми глазами», на которой большую часть полотна занимают огромные очи главной героини, написанные яркими голубыми, как бездна океана, красками. А на оставшемся месте изображены ее не менее выразительные приоткрытые алые губы. Действительно, невозможно поспорить с тем, что художник умел подчеркнуть женскую привлекательность!

Немалую часть в творчестве маэстро занимает обнаженная натура. Так, полотно «Торс идола» (Torso the Idol, 1905), выполненное в стилистике постимпрессионизма, изображает весьма нехудощавую барышню, а, точнее сказать - крепкую женщину. Из названия можно сделать вывод, что это и есть «кумир» автора.

Контрастны «Идолу» нежная, невесомая и прекрасная «Сидящая обнаженная» (1906-1907), а также изящная и немного игривая дама с полотна «Танго с архангелом» (1922-1935).

Поздние работы художника отличаются от тех, с которых он начинал. Конечно, они пользовались успехом у публики и хорошо продавались, но от эротизма в них почти не осталось следа.

Кес ван Донген прославился картинами, посвященными «современной женщине». Его героини - это девушки, живущие в мире неги, моды и развлечений, яркие и неповторимые.

Великий мастер оставил неплохое наследие. Шесть его работ можно увидеть в Государственном музее Эрмитаж, поэтому российские зрители имеют возможность сами убедиться, насколько чудесны и проникновенны женские образы, запечатленные на картинах нидерландского мастера.

Кес ван Донген
нидерл. Kees van Dongen

Имя при рождении Cornelis Theodorus Maria van Dongen
Псевдонимы Kees van Dongen
Дата рождения 26 января (1877-01-26 )
Место рождения Дельфсхафен
Дата смерти 28 мая (1968-05-28 ) (91 год)
Место смерти Монте-Карло
Страна
Жанр портрет
Учёба Королевская Академия изящных искусств, Роттердам
Стиль фовизм
Награды
Подпись
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Родился в Дельфсхафене. Он был в семье вторым из четырех детей. В -1897 годах учился в Королевской Академии изящных искусств в Роттердаме; от этого периода в творчестве ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей. Вдохновленный идеями анархизма , в 1895 году он проиллюстрировал голландское издание книги Петра Кропоткина «Анархия» .

Одновременно с фовизмом, ван Донген являлся участником немецкой группы экспрессионистов «Мост» и рисовал карикатуры для парижской газеты La Revue blanche . Примерно в это же время Ван Донген пишет портрет Фернанды Оливье , который, как пишет Гертруда Стайн в «Автобиографии Алисы Б. Токлас», принес ему известность. По словам Стайн:

Ван-Донген конечно же отрицал что эта картина была портретом Фернанды, хотя она ему и позировала, и по этому поводу изливалось много яду. Ван-Донген в то время бедствовал, у него была голландская жена-вегетарианка и питались они только шпинатом. Ван-Донген часто сбегал от шпината в какое-нибудь заведение на Монмартре где он ел и пил на деньги девиц .

В 1911 году женился на художнице Августе Прайтингер, с которой познакомился в Академии. У них было двое детей: сын умер через пару дней после рождения в декабре 1901 года, а их дочь, Долли, родилась 18 апреля 1905 года. Во время Первой мировой Донген находился в Роттердаме, а после возвращения в Париж к нему стали обращаться состоятельные люди, желая заказать у него свои портреты .

С некоторым цинизмом он объяснял свою популярность в качестве портретиста среди женщин из высшего общества: «Главное - это удлинить женщин и особенно сделать их стройными. После этого остается только увеличить их драгоценности. Они восхищены». Это замечание напоминает другое его высказывание: «Живопись - самая красивая из лжи» .

Настоящее время

В феврале 2008 года полотно ван Донгена Ouled Naïl было продано по рекордной цене 7,5 миллионов евро на лондонских торгах аукционного дома Christie"s .

1 февраля 2010 года работы художника La Gitane (The Gypsy ) и Les escarpins mauves были проданы за 8 с лишним миллионов евро и 2,3 миллиона евро соответственно .

«Секрет моего успеха, вы просто рисуете женщин меньше, а их украшения больше.» - Кес ван Донген

Биография

Кес ван Донген родился в 1877 году, в Голландии, в Дельфсхафене близ Роттердама. В 1892 году, в шестнадцатилетнем возрасте он поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Роттердаме, где проучился пять лет. От этого периода в творчестве ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей.

В 1899 году Ван Донген переезжает в Париж, чтобы воссоединиться со своей возлюбленной Августой Прейтингер, которую он нежно называет "Гус". Они поженились в 1901 году.
В Париже Кес участвует в различных выставках, в том числе в знаменитом Осеннем салоне 1905 года вместе с Матиссом, Дереном, Браком За яркий цвет художников этой группы назвали фовистами ("дикими"). Он также рисует карикатуры для парижской газеты La Revue blanche, и организует костюмированные балы на Монпарнасе.

В 1906 году пара переехала в знаменитое общежитие на Монмартре Бато-Лавуар, где подружилась с художниками из группы .
Картины Ван Донгена принесли ему солидную репутацию в кругах французской буржуазии, что позволяло ему и его жене вести достойный образ жизни. На его полотнах живые рельефные мазки сочетались с сияющими ровными зонами, словно подсвеченными изнутри. Картины эти шокировали зрителей: обычно он изображал представителей социального дна и делал это вызывающе, плакатно, броско. Однако, привыкнув к его манере, за видимой грубостью и вульгарностью можно обнаружить утонченность и своеобразную гармонию, присущую новой эпохе. В Париже он пишет портреты известных людей. Особенно его творчество нравится женщинам, потому что на портретах они получаются красивее чем на самом деле.

В 1926 году Ван Донген был удостоен ордена Почетного легиона и в 1927 году награжден орденом Короны Бельгии. В 1929 году он получил французское гражданство и две его работы были куплены для Музея дю Люксембург.

Его поздние работы (в их числе, в частности, портрет Брижит Бардо 1958 года) пользовались коммерческим успехом, однако мало напоминали об эротизме и ярких красках начала его карьеры. Кес ван Донген умер в своем доме в Монте-Карло в 1968 году.

В России его знают, главным образом, искусствоведы и художники. Шесть работ Ван Донгена имеются в Государственном Эрмитаже.