Место подвигу в наше время классный час. Сценарий занятия "в жизни всегда есть место подвигу". II. Беседа «В жизни всегда есть место подвигу»

Шарова Марина Валентиновна

ГКУ СО ЯО СРЦ «Бригантина»

Воспитатель

Сценарий воспитательного мероприятия по гражданско-патриотическому направлению.

Воспитательное мероприятие,
посвящённое Дню Героев Отечества
«В жизни всегда есть место подвигу»
Цель:
1. Формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
2. Создать условия для осмысления понятия «подвиг», «герой» и осознания, кто может его совершить?

1. Донести до сознания детей значение слова «подвиг», сформировать у них правильное восприятие героических поступков;
2. Научить оценивать поступки людей и свои собственные с позиции нравственности;
3. Привлечь внимание к правильной постановке жизненных целей, к ответственности за выбор правильного жизненного пути;
4. Побуждать не проходить мимо чужого горя и совершать добрые дела не ради славы;
Оснащение: Компьютер, видеопроектор или телевизор, мультимедийная презентация «В жизни всегда есть место подвигу»

Ход мероприятия

Слайд 1 Тема мероприятия
Ребята, вы видите, что сегодняшнее мероприятие мы назвали «В жизни всегда есть место подвигу»
Мы не спроста назвали его так. Кто может сказать, какое памятное событие отмечала наша страна вчера, 9 декабря?
(Ответы детей)
Совершенно верно, вчера наша страна отмечала День Героев Отечества.
Слайд 2 Страницы истории
История этого события уходит корнями далеко в прошлое нашей Родины. Впервые 9 декабря 1769 г.(26 ноября ст.ст.), в день памяти Святого Георгия Победоносца, прославившегося своим мужеством и героической преданностью христианской вере, по указу императрицы Елизаветы II был основан Орден Святого Георгия Победоносца. В те далёкие времена этот орден можно было получить только за боевые подвиги, за доблесть, отвагу и смелость, проявленные на полях сражений.
Время вносит свои коррективы в историю и в 2017 году, с приходом Советской власти, это событие утратило своё значение. Однако, в самом начале нашего века Орден Святого Георгия вновь стал являться самой высокой боевой наградой за заслуги перед Отечеством.

С 2007 года 9 декабря становится памятной датой - днём памяти Героев Отечества.
В этот день народ России отдаёт почести героям прошлых эпох и современности. Герои были, есть и всегда будут!

Кого же сегодня мы называем героем? (Ответы детей)
В разных словарях значение этого слова трактуется по-разному. Например в словаре Даля слово герой выступает в значении: витязь, храбрый воин, воитель, богатырь, доблестный сподвижник вообще, в войне и мире, само отверженец.
Словарь Ожегова героем называет человека, совершающего подвиги, необычного по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
Но если задуматься и внимательно присмотреться, то оказывается что герои – это обычные люди, наши соседи, друзья и знакомые. Просто так случилось, что оказавшись там, где кому-то угрожала опасность, они не растерялись, не стали думать о последствиях, а просто кинулись на помощь. Герои это люди, которые меньше всего думают о себе и делают что-то ради себя. Их жизненная цель – жить ради других. Героями никто не рождается, но каждому даётся возможность им стать.
Слайд 3 Геро́й Росси́йской Федера́ции
Геро́й Росси́йской Федера́ции - государственная награда, звание, которое присваивают людям, проявившим героизм в защите своего народа и своей Родины. Медаль «Золотая Звезда» является знаком особого отличия обладателей этого высокого звания.
На 2014 год 1013 человек были награждены этой наградой, 463 из них – посмертно.
Слайд 3 Первый Герой России
Впервые это звание получил Осканов Суламбек Сусаркулович, лётчик, человек с большой буквы, герой. Он, не раздумывая, отдал свою жизнь за тысячу других, не дав рухнуть самолёту на жилой посёлок.
Много разных людей удостоены звания Героя России, это люди различных профессий, статусов, званий, пола и возраста.
Всегда ли подвиг – удел взрослых и обязательно ли для этого быть на войне? (ответы детей)
Да, война многих сделала героями, иногда против их воли, мужчин и женщин, молодых и не очень, и даже детей. Дети военных лет. Война не оставила им шанса на счастливое детство. На ровни со взрослыми они взвалили на свои хрупкие плечи все тяготы военного времени. Кто-то умирал от голода и непосильного труда в тылу, кто-то вносил свою лепту в великое дело победы в партизанских отрядах и на полях сражений. Героические подвиги и имена некоторых из них дошли до нашего времени, а кто-то так и остался неизвестным героем.
Слайд 5 «Повзрослели они до поры» (фрагмент видеоролика)
Слава защитникам маленьким нашим,
Слава героям за Родину павшим!
С личиком детским, но с подвигом дерзким,
Слава мальчишкам, девчонкам Советским

Читает ребёнок:
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
Слайд 6 Пионеры – герои (на фоне песни «От героев былых времён…» меняются фотографии пионеров-героев)
Слайд 7 Марат Казей (далее на каждом слайде о пионерах-героях будет фрагмент видеоролика, в конце которого на чёрном фоне выходит картинка с надписью «Я помню! Я горжусь!»)
Слайд 8 Валя Котик
Слайд 9
Детское сердце явилось огромным,
Смело сражалось с врагом вероломным.
Дети - герои идя на войну,
Насмерть стояли спасая страну!
Слайд 10 Юта Бондаровская
Слайд 11 Зина Портнова
Слайд 12
Были в они много стойкими, дерзкими,
Были замучены пытками зверскими.
Дети - герои, о свободе с мечтой,
Дорогу врагу преграждали собой.
Слайд 13 Володя Дубинин
Слайд 14 Лёня Голиков
Слайд 15 Нам остаётся помнить…
Слайд 16
Суровые годы военных времён.
Преступный фашизм трибуналом клеймён.
Не смеет он больше шагать по планете,
Пусть в мире без войн улыбаются дети!
Ради этого они погибли.
Слайд 17
Есть ли сегодня в нашей жизни место подвигу? Можно ли его совершить в мирное время и стать героем? И каждый ли на это способен? (Ответы детей) Совершали ли вы или ваши друзья, знакомые отважные поступки? Считаете ли вы себя или их героями? Почему? Есть ли примеры для подражания, люди, на которых хочется быть похожим?
Сегодня очень важно знать, что в жизни всегда есть место подвигу, что рядом с тобой живут твои ровесники, которые в любую минуту придут на помощь.
Сегодня вы услышите подлинные истории о детях-героях нашего времени.
Слайд 18 Церемония награждения в Совете Федерации детей-героев нашего времени
Слайды 19-20 ЖЕНЯ ТАБАКОВ (показ каждого слайда о современных детях-героях заканчивается надписью "Мы гордимся тобой!"
Самый юным героем России является семилетний мальчик Женя Табаков. Женя был первым ребёнком, удостоенным этой высокой награды, Орден Мужества. К сожалению, посмертно. Женя погиб, защищая свою 12-летнюю сестру от преступника, ворвавшегося в их квартиру. Сестра спаслась, а Женя умер от ножевых ранений, нанесенных изувером.
Жениным именем названа школа, в которой он учился, а имя его навечно внесено в списки учащихся. В вестибюле, на самом видном месте, висит мемориальная доска с его именем. И даже парта, за которой сидел Женя, названа в его честь. А во дворе школы стоит памятник Жене Табакову. Мальчик, отгоняющий коршуна от голубки. Мы гордимся тобой, Женя!
Слайд 21 -22 Данил Садыков
12-тилетний подросток, житель г. Набережные Челны, отдал свою жизнь, спасая 9-тилетнего ребёнка, пораженного электрическим током и без сознания упавшего в фонтан. Данил единственный из окружающих пришёл на помощь и спас мальчика, но сам погиб от сильнейшего электрического разряда. Трагедия произошла 5 мая 2012 года.
За проявленное мужество и самоотверженность Данил Садыков награждён Орденом Мужества. Посмертно.
Героя похоронили в родном городе на Орловском кладбище, на аллее Славы. Мы гордимся тобой, Данил!

Слайд 23 Дима Некрасов
Дима Некрасов - 10- летний подросток из Перми, спасший жизни 17 человек. Мальчик первым почувствовал дым, проснулся и увидел пожар в комнате общежития, где гостил у своей матери. Была ночь, и все люди спокойно спали, не подозревая близкой беды. Спала и нетрезвая мама Димы, оставившая на кресле непотушенный окурок. Мальчик приложил огромные усилия, чтобы разбудить её и жильцов ещё пяти комнат. Дима не покинул общежитие, пока не разбудил всех. А ведь он мог не успеть спастись! Но мальчик об этом не думал. Его смелость, находчивость и человеколюбие может служить примером для нас. Мы гордимся тобой, Дима!
Слайд 24 Лена Тюкавкина
Лена Тюкавкина – маленькая, хрупкая 7-летняя девочка из Забайкальского края спасла из горящего дома своего младшего брата. Дети спокойно играли в комнате в тот момент, когда на кухне загорелся газовый баллон. Дедушка детей, находящийся там, не смог оказать помощь детям. Увидев пожар, Лена не растерялась. Она высунула из окна своего трёхлетнего братика и только потом вылезла сама.
Слайд 25 Евгений Гуринов
В один из тёплых летних дней 15-летний кадет Евгений Гуринов прогуливался по улице своего родного города Воронежа. Вдруг он увидел, как в пруду тонет человек и не раздумывая бросился его спасать. Вокруг были и другие люди, но они не замечали тонущего 50-летнего мужчину. И только тогда, когда Женя оказался в воде и стал выталкивать утопающего, на помощь ему пришёл один из отдыхающих. Вместе они спасли жизнь человеку. Женя не считает свой поступок героическим, он просто поступил по совести. Мы гордимся тобой, Женя!
Слайд 26 Сережа Кундель
Сережа Кундель простой Донецкий подросток, которому пришлось в свои 10 лет испытать на себе ужас войны. Их посёлок подвергся обстрелу, в дом Серёжи 11 августа 2014 г. попал снаряд. От дома остались одни руины, под которыми бала заживо похоронена Серёжина мама. Мальчик, несмотря на весь ужас происходящего, бросился спасать свою маму. Он раскопал отверстие, чтобы воздух поступал, и мама могла дышать. Серёжа не убежал, не спрятался, хотя в любой момент мог произойти ещё один взрыв. Мальчик с трудом добрался до соседей и позвал их на помощь. Раненая мама была спасена. Вот так 10-летний мальчик совершил мужской поступок и стал героем в наших глазах. Мы гордимся тобой, Серёжа!
Слайды 27-30 Кто ещё получил медали? (Воспитатель на фоне спокойной музыки зачитывает имена и поступки награждённых детей)
Слайд 31 Эти дети настоящие герои
Естественно, это всего лишь малая часть имен самоотверженных детей, которые готовы ценой своих жизней прийти на помощь.
Просмотр музыкального видеоклипа «Дорога добра

Источники материалов:

Слайд 1

В жизни всегда есть место подвигу!

Слайд 2

Впервые 9 декабря 1769 г.(26 ноября ст.ст.), в день памяти Святого Георгия Победоносца, прославившегося своим мужеством и героической преданностью христианской вере, по указу императрицы Елизаветы II был основан Орден Святого Георгия Победоносца. В те далёкие времена этот орден можно было получить только за боевые подвиги, за доблесть, отвагу и смелость, проявленные на полях сражений. В 2017 году, это событие утратило своё значение. Однако, в самом начале нашего века Орден Святого Георгия вновь стал являться самой высокой боевой наградой за заслуги перед Отечеством. С 2007 года 9 декабря становится памятной датой –днем памяти Героев Отечества.

Слайд 3

Героо́ й Россио́ йской Федерао́ ции - государственная награда, звание, которое присваивают людям, проявившим героизм и мужество в защите своего народа и своей Родины. Медаль «Золотая Звезда» является знаком особого отличия обладателей этого высокого звания. На 2014 год 1013 человек были награждены этой наградой, 463 из них –

Слайд 4

Осканов Суламбек Сусаркулович Первым удостоенн ым звания Героя Российской ценой Федерации своей жизни предотвратил падение самолёта на населённый пункт Много разных людей удостоены звания Героя России. Это люди различных профессий, статусов, званий, пола и возраста. Всегда ли подвиг – удел взрослых?

Слайд 5

Слава защитникам маленьким нашим, Слава героям за Родину павшим! С личиком детским, но с подвигом дерзким, Слава мальчишкам, девчонкам Советским

Слайд 6

Слайд 7

Марат Казей

Слайд 8

Валя Котик

Слайд 9

Детское сердце явилось огромным, Смело сражалось с врагом вероломным. Дети - герои идя на войну, Насмерть стояли спасая страну!

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Были в они многостойкими, дерзкими, Были замучены пытками зверскими. Дети - герои, о свободе с мечтой, Дорогу врагу преграждали собой.

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Суровые годы военных времён. Преступный фашизм трибуналом клеймён. Не смеет он больше шагать по планете, Пусть в мире без войн улыбаются дети!

Слайд 17

Есть ли сегодня в нашей жизни место подвигу? Есть ли примеры для подражания, люди, на которых хочется быть похожим? Сегодня очень важно знать, что в жизни всегда есть место подвигу, что рядом с тобой живут твои ровесники, которые в любую минуту придут на помощь. Сегодня вы услышите подлинные истории о детях-героях нашего времени.

Слайд 18

Церемония награждения в Совете Федерации детей-героев

Слайд 19

Герой нашего времени ЖЕНЯ ТАБАКОВ Самый юным героем России является семилетний мальчик Женя Табаков. Женя был первым ребёнком, удостоенным этой высокой награды, Орден Мужества. К сожалению, посмертно. Женя погиб, защищая свою 12летнюю сестру от преступника, ворвавшегося в их квартиру. Сестра спаслась, а Женя умер от ножевых ранений, нанесенных изувером.

Слайд 20

Герой нашего времени ЖЕНЯ ТАБАКОВ Жениным именем названа школа, в которой он учился, а имя его навечно внесено в списки учащихся. В вестибюле, на самом видном месте, висит мемориальная доска с его именем. И даже парта, за которой сидел Женя, названа в его честь. А во дворе школы стоит памятник Жене Табакову. Мальчик, отгоняющий коршуна от голубки.

Слайд 21

Герой нашего времени ДАНИЛ САДЫКОВ 12-тилетний подросток, житель г. Набережные Челны, отдал свою жизнь, спасая 9-тилетнего школьника, пораженного электрическим током и без сознания упавшего в фонтан. Данил единственный из окружающих пришёл на помощь и спас мальчика, но сам погиб от сильнейшего электрического разряда. Трагедия произошла 5 мая 2012 года.

Слайд 22

Герой нашего времени ДАНИЛ САДЫКОВ За проявленное мужество и самоотверженность Данил Садыков награждён Орденом Мужества. Посмертно. Героя похоронили в родном городе на Орловском кладбище, на аллее Славы.

Слайд 23

Дима Некрасо в Дима Некрасов - 10-летний подросток из Перми, спасший жизни 17 человек. Мальчик первым почувствовал дым, проснулся и увидел пожар в комнате общежития, где гостил у своей матери-алкоголички. Была ночь, и все люди спокойно спали, не подозревая близкой беды. Спала и нетрезвая мама Димы, оставившая на кресле непотушенный окурок. Мальчик приложил огромные усилия, чтобы разбудить её и жильцов ещё пяти комнат. Дима не покинул общежитие, пока не разбудил всех. А ведь он мог не успеть спастись!? Но мальчик об этом не думал. Его смелость, находчивость и человеколюбие может служить примером для нас

Слайд 24

Лена Тюкавкин а Лена Тюкавкина – маленькая, хрупкая 7летняя девочка из Забайкальского края спасла из горящего дома своего младшего брата. Дети спокойно играли в комнате в тот момент, когда на кухне загорелся газовый баллон. Дедушка детей, находящийся там, не смог оказать помощь детям. Увидев пожар, Лена не растерялась. Она

Классный час «О подвиге, о доблести, о славе», 7 класс

В жизни всегда есть место подвигу.

М. Горький

Жажда романтики, героизма, подвига - одно из наиболее ярких устремлений подростка. Но тотальная дегероизация российской истории принесла свои плоды: утрата нравственных ориентиров, отсутствие патриотизма, нежелание служить в армии, отрыв от корней, нарушение преемственности поколений - вот ее следствия.

Результаты социологических исследований говорят о том, что современные российские подростки не знают героев Отечества, не могут назвать имен или называют в качестве героев голливудских актеров.

Предлагаемый классный час в форме устного журнала дает материал для обсуждения таких понятий, как героизм, подвиг, дегероизация, информационная война и т. п.

Большое внимание нужно уделить оформлению журнала - видеоклипы, музыка, фотографии создадут эффект присутствия, необходимый эмоциональный настрой. Для видео и музыкальных иллюстраций можно использовать компьютер, мультимедийный экран.

Этот выпуск журнала семиклассники могут показать другим классам параллели, младшим школьникам.

Информационным поводом для проведения классного часа может стать новый праздник - День героев Отечества (9 декабря).

Цели: расширить представление детей о подвиге и героизме; формировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как чувство долга, патриотизм; способствовать развитию критического мышления, умения анализировать события и поступки людей; формировать активную жизненную позицию; способствовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Отечеству.

Форма: устный журнал.

Подготовительная работа:

1. Распределить материал устного журнала среди ведущих (16 учеников).

2. Выбрать учеников на роли главного редактора и историка (2 ученика).

3. Пригласить учеников младших классов на роли Черепашки- ниндзя, Гарри Поттера, Человека-паука (или Бэтмена) в соответствующих костюмах для участия в дискуссии.

4. Предложить 2-3 ученикам подобрать иллюстрации и музыкальный материал в Интернете (источники указаны в ссылках) и представить его на компьютере в ходе классного часа.

Оборудование:

Видеоклипы: «От героев былых времен...» (песня из к/ф «Офицеры»), «А я в Россию, домой хочу» (песня из к/ф «Освобождение»), песня «Мы уходим» (группа «Голубые береты»);

Фотографии: торжественная встреча челюскинцев, экипаж самолета «Родина», совершившего в 1938 г. беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, фронтовые фотографии.

Оформление : написать на доске тему, эпиграф, содержание устного журнала, начало формулы: «Подвиг = ?»

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Устный журнал «О подвигах, о доблести, о славе».

1. Передовая статья «День героев Отечества».

2. Очерки о героях:

а) георгиевские кавалеры;

б) Герои Советского Союза.

3. Формула подвига. (Математическая пауза.)

4. Герои нашего времени. (Репортаж с поля боя.)

5. На информационном фронте. (Интервью.)

6. Самые нужные книги. (Книжное обозрение.)

7. Поколение черепашек или наследники героев? (Дискуссионный клуб.)

III. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

(Звучит песня из к/ф «Офицеры» («От героев былых времен»).)

Классный руководитель. «В жизни всегда есть место подвигу» - цену этих слов хорошо знают люди старшего поколения. Они воевали, осваивали новые земли, строили гигантские заводы, прокладывали дороги в непроходимых лесах. Жизнь ставила перед ними большие задачи, которые требовали героизма и подвигов. Помним ли мы своих героев? Есть ли место для подвигов в наше время? И нужны ли сегодня герои и подвиги?

«О подвигах, о доблести, о славе» будет рассказывать специальный выпуск нашего устного журнала. Передаю слово главному редактору.

II. Устный журнал «О подвигах, о доблести, о славе»

Главный редактор. Познакомьтесь с содержанием журнала. (Читает и комментирует называния страниц журнала.)

1. Передовая статья «День героев Отечества» - о новом празднике в российском календаре.

2. Очерки о героях:

а) георгиевские кавалеры;

б) Герои Советского Союза.

3. Математическая пауза «Формула подвига». Эту формулу мы попытаемся вывести вместе с вами.

4. Репортаж с поля боя «Герои нашего времени» - о подвигах в горах Афганистана и Чечни.

5. Интервью «На информационном фронте» - о целях и методах информационной войны.

6. Книжное обозрение «Самые нужные книги». Вы узнаете, какие книги читают будущие герои.

7. Дискуссионный клуб «Поколение черепашек или наследники героев?». Этот вопрос мы обсудим на заседании клуба.

Открываем первую страницу журнала. Передаю слово авторам передовой статьи «День героев Отечества».

1. Передовая статья «День героев Отечества»

Ведущий 1. 9 декабря 2007 г. в Россию вернулся праздник - День героев Отечества. В царской России это был праздник георгиевских кавалеров. Именно в этот день, 9 декабря 1769 г., Екатерина II учредила орден Святого Георгия Победоносца для офицеров и генералов, которые проявили доблесть, отвагу и смелость в бою. По значимости орден, разделенный на 4 степени, был высшей боевой наградой России. Любая степень ордена Святого Георгия давала права потомственного дворянина. А в 1807 г. был введен солдатский Георгиевский крест. Им награждали за выдающуюся храбрость, проявленную в бою.

Ведущий 2. После октября 1917 г. этот орден, как и все награды царской России, был отменен. Но в годы Великой Отечественной войны, особенно в казачьих войсках, многие ветераны носили на груди рядом с советскими орденами и медалями также и георгиевские кресты, которыми они были награждены еще в Первую мировую войну.

Ведущий 1. В годы Великой Отечественной орден Святого Георгия заменили орденом Славы трех степеней, которым награждали воинов за личное мужество, проявленное в бою.

А высшей наградой в Советском Союзе стала медаль «Золотая Звезда» и звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда.

Ведущий 2. В 1992 г. вместо звания «Герой Советского Союза» было учреждено звание «Герой Российской Федерации», которое стало высшей государственной наградой. А в 2000 г. в знак возрождения славных традиций в России был восстановлен орден Святого Георгия Победоносца.

Ведущий 1. Сейчас День героев Отечества - это праздник не только георгиевских кавалеров, в этот день чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Славы и возрожденного ордена Святого Георгия Победоносца.

Ведущий 2. Этот праздник очень важен для России, ведь в нем соединяются традиции, подвиги и герои русской армии со дня ее создания и до сегодняшних дней.

2. Очерки о героях

Главный редактор. Кто они, герои Отечества? Это вы узнаете из очерков наших корреспондентов.

(К доске выходят ведущие этой страницы, читают материалы.)

а) Георгиевские кавалеры

Ведущий 3. В царской России героев было видно издалека - крест на георгиевской ленточке был свидетельством того, что человек совершил подвиг.

И таких георгиевских кавалеров в России было около 15 тыс. А вот ордена первой, высшей степени удостоены всего 23 человека. Среди них великие полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов.

После революции 1917 г. Красная армия отказалась от царских орденов, но многие воины продолжали носить георгиевские кресты - ведь в статуте этой награды записано: «...Сей орден никогда не снимать: ибо заслугами оный приобретается».

Ведущий 4. Немало георгиевских кавалеров воевало на фронтах Великой Отечественной войны. Один из таких героев - донской казак Константин Иосифович Недорубов. Солдаты и командиры Красной армии с удивлением смотрели на этого казака, грудь которого украшали 4 георгиевских креста, то есть он был полным кавалером ордена Святого Георгия! Эти награды казак получил в годы Первой мировой войны. Потом служил в Красной армии, участвовал в Гражданской войне.

Ведущий 3. В первые же дни Великой Отечественной войны Константин Иосифович сформировал кавалерийский эскадрон из добровольцев и стал его командиром. Вместе с ним в эскадроне служил и его сын Николай.

За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии лейтенанту Константину Иосифовичу Недорубову присвоено звание Героя Советского Союза.

В дальнейшем лихой казак освобождал Украину, Молдавию, воевал в Венгрии, Румынии, Югославии. После тяжелого ранения вернулся в родную станицу. «Донской казак, лихой и бравый, он три войны прошел со славой!» - говорили о нем односельчане.

Ведущий 4. Рассказывают, что в семьях георгиевских кавалеров сложилась такая традиция: после смерти героя эту награду мог носить старший из сыновей. В этой традиции очень глубокий смысл: орден, принадлежавший отцу или деду, возвышает человека, накладывает ответственность за свой род, свое Отечество.

б) Герои Советского Союза

Ведущий 5. Боевые традиции георгиевских кавалеров продолжали советские герои.

Имена первых Героев Советского Союза мир услышал в 1934 г. В тот год во льдах Чукотского моря потерпел бедствие пароход «Челюскин». Затертый льдами, он был раздавлен ими и затонул. Экипаж Успел выгрузиться на лед и ждал помощи. Два месяца люди жили на льдине, но не падали духом, не оставляли надежды на спасение. Попасть на большую землю можно было только по воздуху. Самолеты в то время были несовершенные, но советским полярным летчикам удалось совершить чудо - почти за месяц они вывезли на землю всех челюскинцев, среди которых были женщины и дети.

Ведущий 6. Специальным экспрессом челюскинцев доставили из Владивостока в Москву. В столице героев ждал настоящий триумф - от Белорусского вокзала украшенные цветами машины двинулись в людском потоке по Тверской. С неба, с самолета на челюскинцев сыпались приветственные листовки. На Красной площади состоялись митинг и парад войск. Затем был прием в Кремле.

(Демонстрация фотографий «Встреча челюскинцев».)

Ведущий 7. Весь мир рукоплескал нашим летчикам и челюскинцам. Тогда все услышали имена первых Героев Советского Союза. Это были полярные летчики Водопьянов, Доронин, Каманин, Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Слепнев. Не было в то далекое время героев более популярных, чем они. Не было, наверное, тогда в стране детей, не игравших в челюскинцев, а уж семерку героических летчиков любой мальчишка мог назвать без запинки.

В те годы иностранные газеты писали, что «русским удалось превратить национальную трагедию в национальный триумф».

Ведущий 5. А через 4 года - новый триумф русских: летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова совершили беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток и стали первыми женщинами - Героями Советского Союза.

(Демонстрация фотографий экипажа самолета «Родина».)

Всего за годы советской власти звания Героя Советского Союза были удостоены свыше 13 тыс. человек. А последним Героем Советского Союза стал в октябре 1991 г. 35-летний капитан третьего ранга Анатолий Солодков - он совершил во время научных экспериментов рекордное погружение на глубину 120 м.

(Демонстрация клипа «А я в Россию, домой хочу» или клипа: «От героев былых времен» (без слов).)

Ведущий 6. Наибольшее количество награждений пришлось на годы Великой Отечественной войны. Всего за героические подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, звания Героя Советского Союза были удостоены более 11 600 человек.

Четырежды звание Героя Советского Союза было присвоено выдающемуся полководцу Георгию Жукову, трижды - маршалу Семену Буденному, летчикам Ивану Кожедубу и Александру Покрышкину.

Ведущий 7. Освобождая страны Европы от фашизма, советские солдаты шли вперед, презирая смерть. Именно им обязана Европа своим спасением. Они шли сквозь дым пожарищ, смертоносный огонь, разрывы мин и снарядов. Они переплывали реки, штурмовали города, бросались грудью на амбразуры дотов, огнем и штыками прокладывая дорогу к логову врага.

Ведущий 5. В грозном 1941 г. защитники Москвы стояли насмерть. Один из рубежей обороны столицы проходил у железнодорожного разъезда Дубосеково. 28 героев приняли на себя удар 50 вражеских танков. Политрук роты Василий Клочков сказал бойцам: «Не так уж страшно - меньше чем по танку на человека». Он обратился к бойцам со словами, которые впоследствии навсегда вошли в историю: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» Бойцы поклялись: «Ни шагу назад!» Один за другим в жестоком бою воины выбывали из строя. Тяжело раненный политрук со связкой гранат бросился под вражеский танк и взорвал его. Четыре часа длился этот легендарный бой. 18 танков и десятки солдат потерял здесь враг, но прорвать оборону ему так и не удалось.

Ведущий 6. История Великой Отечественной войны знает целые подразделения воинов-героев. Так, в 1943 г. в боях юго-западнее Харькова заслужили неувядаемую славу воины взвода лейтенанта П. Шаронина (они уничтожили 16 вражеских танков и до 100 гитлеровцев). Звание Героя Советского Союза было присвоено не только Петру Николаевичу Шаронину, но и всем бойцам взвода.

Ведущий 7. Массовый героизм проявили воины всех родов войск. Массовым было и осознанное самопожертвование советских воинов.

Ведущий 5. В августе 1941 г. под Новгородом политрук А. Панкратов совершил беспримерный подвиг: закрыл собой амбразуру вражеского дзота, спасая жизнь своих однополчан и обеспечивая выполнение боевой задачи. А всего за годы войны подобный подвиг совершили 470 воинов, из них 150 отмечены званиями Героя Советского Союза, среди них и Александр Матросов, который совершил этот подвиг в 1943 г.

Ведущий 6. Подвиги самопожертвования совершались не только на земле, но и в воздухе и на море. Уже в первый день Великой Отечественной войны 20 наших летчиков совершили воздушные тараны против немецких самолетов в небе над нашей страной.

Ведущий 7. Таран - оружие героев. Это не следствие отчаяния, случайного столкновения в бою. Это сознательный, глубоко продуманный акт самоотверженности, для этого нужны беспредельная храбрость и воинское мастерство, дерзкий натиск, выдержка и точный расчет.

Ведущий 5. За годы Великой Отечественной войны было произведено более 600 воздушных таранов. Их совершали не только летчики-истребители, но и экипажи штурмовиков и бомбардировщиков.

Ведущий 6. Были и наземные огненные тараны наших отважных летчиков. Наиболее известен подвиг экипажа бомбардировщика во главе с капитаном Н. Гастелло. Этот экипаж 26 июня 1941 г. направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков, автомашин и бензоцистерн. Экипаж погиб, но противник понес тяжелые потери. С началом Великой Отечественной войны таран наземных целей использовался советскими летчиками более 500 раз.

Ведущий 7. В годы войны было совершено также свыше 60 танковых таранов и 14 морских - советские бронекатера таранили немецкие подводные лодки, самоходные баржи.

Ведущий 5. Родина высоко оценила самоотверженность воинов. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, орденами и медалями были награждены свыше 7 млн человек.

Ведущий 6. Более 11,6 тыс. человек были удостоены звания Героя Советского Союза - высшей степени боевого отличия.

3. Формула подвига (математическая пауза)

Главный редактор. А сейчас математическая пауза «Формула подвига». Ее вместе с вами попробует вывести [имя, фамилия).

Ведущий 8. Герои России... Их судьбы такие разные и такие похожие. Какова же она, формула русского героизма, формула подвига? Из каких величин складывается эта формула?

Мне кажется, что главные составляющие этой формулы таковы (читает):

Мужество;

Самоотверженность;

Высокая идея.

Что означают эти понятия?

Примерные ответы детей:

Мужество - отвага, смелость, доблесть, решительность, бесстрашие и т. п.

Самоотверженность - жертвенность, готовность к смерти, забвение себя и т. п.

Высокая идея: родина, любовь, жизнь, правда, справедливость, свобода, независимость и т. п.

Ведущий 8. Вот такая у нас получилась формула (читает):

подвиг = мужество + самоотверженность + высокая идея.

4. Герои нашего времени (репортаж с поля боя)

Главный редактор. Эстафету героев Великой Отечественной войны продолжили герои нашего времени. Репортаж о подвигах наших современников подготовили (имена, фамилии).

(Звучит песня «Мы уходим».)

Ведущий 9. Афганистан. 13 июля 1993 г. 45 российских пограничников 12-й погранзаставы Московского погранотряда вступили в неравный бой. Враги окружили заставу, не подпускали группу поддержки. Отчаянное сопротивление взятой в кольцо заставы продолжалось 11 часов. Из этого ада удалось вырваться лишь 18 пограничникам. Раненые, контуженые, истекающие кровью, они во главе с заместителем начальника заставы лейтенантом А. Мерзликиным прорвались к своим. Но 25 военнослужащих в бою погибли. За мужество и героизм указом Президента России б пограничникам присвоено звание Героя России, другие участники боя Московского погранотряда удостоены орденов и медалей. Героическая застава стала именоваться 12-й пограничной заставой имени 25 Героев.

Ведущий 10. Девятая рота 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка в Афганистане была самой легендарной. Нередко ее называли штрафной ротой: в нее попадали отпетые хулиганы, но в ней же было наибольшее число Героев Советского Союза. Командир набирал к себе ребят по принципу самого лучшего: самый лучший механик, самый лучший снайпер... Может быть, поэтому девятая рота выполняла самые сложные задания.

Ведущий 9. 7 января 1988 г. девятая рота защищала высоту 3234. На этой высоте закрепились 39 десантников при поддержке полковой артиллерии.

В 15.30 к расположению роты подошла большая группа моджахедов. Под прикрытием массированного огня с криками «Аллах-ак- бар!» они дважды бросались в атаку. Этот были специальные части, прошедшие подготовку в Пакистане, численностью от 200 до 400 человек. Но десантники отбили эту атаку.

Ведущий 10. А через 4 часа началась третья, самая дерзкая атака. Под прикрытием массированного огня из пулеметов и гранатометов моджахеды, не считаясь с потерями, шли в полный рост. Грамотные и решительные действия советских воинов позволили и на этот раз отбросить противника.

Ведущий 9. Потом было еще 9 атак. Последняя, двенадцатая по счету, наиболее отчаянная, когда противнику удалось приблизиться к посту на 50 км, а на отдельных участках - на 10-15 м. В критический момент подоспел разведвзвод старшего лейтенанта Смирнова, с ходу вступивший в бой и окончательно решивший его исход в пользу советских воинов. Когда подошла помощь, у каждого из десантников оставалось меньше чем по магазину с патронами на каждого. Ни одной гранаты на посту уже не было.

В результате двенадцатичасового боя захватить высоту не удалось, понеся тяжелые потери, душманы отступили.

Ведущий 10. В девятой роте погибло шестеро десантников, двадцать восемь получили ранения, из них девять - тяжелые. Младший сержант В.А. Александров и рядовой А.А. Мельников посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.

Ведущий 9. За 10 лет войны в Афганистане 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза и более 200 тыс. награждены орденами и медалями.

Ведущий 11. На смену героям Афганистана пришли герои Чечни. На Чеченской земле совершались подвиги, поистине равные подвигам в ходе Великой Отечественной войны. Кто в России не знает сегодня о подвиге псковских десантников? 84 десантника преградили путь двухтысячной банде боевиков, которые рвались в Дагестан через Аргунское ущелье.

Десант стоял насмерть, но это был неравный бой. Туман не давал летать авиации, близость с противником исключала из боя тяжелую артиллерию. Рота дралась до последнего. Последними словами комбата Евтюхина были: «Вызываю огонь на себя!»

Ведущий 12. Ценой своей жизни десантники предотвратили прорыв банды наемников в Аргунское ущелье. В живых остались 6 человек. Ни один гвардеец не дрогнул и не отступил. 22 десантника стали Героями России, 63 посмертно награждены орденом Мужества.

Бой под Улус-Кертом, в котором десантная рота больше суток, не отступив ни на шаг, сражалась с двадцати кратно превосходящим по силе противником, стал не меньшим символом воинской доблести, чем подвиг двадцати восьми панфиловцев под Москвой.

Ведущий 11. Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей Отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения.

Пока есть герои, будет жива и Россия.

5. На информационном фронте (интервью)

Главный редактор. Война против России продолжается и в наше время. Правда, сейчас она идет на информационном фронте. О целях и методах этой войны вы узнаете из интервью с военным историком, которое подготовил (имя, фамилия).

Ведущий 13. Знакомьтесь, военный историк {имя, фамилия). Сейчас многие ветераны с болью говорят о дегероизации нашей истории. Что это такое - дегероизация?

Военный историк. Дегероизация - это отрицание трудовых, творческих и боевых героических подвигов народов и отдельных личностей*.

Ведущий 13. В чем здесь опасность для общества?

Военный историк. Дегероизация лишает нас идеалов, образцов для подражания, без чего общество превращается в толпу себялюбцев и эгоистов.

Ведущий 13. К чему ведет дегероизация?

Военный историк. Дегероизация - это пресечение традиции, отказ от своих корней, потеря духовно-нравственных ориентиров (все равно что лишить корабль компаса), отсутствие патриотизма у молодежи, нежелание служить Родине, защищать Родину, трудиться на благо Родины, утрата связи между поколениями, переоценка ценностей (долг, честь, совесть, правда).

Ведущий 13. Но кому и зачем это нужно - лишать наш народ идеалов?

Военный историк. «Хочешь уничтожить нацию - лиши ее памяти, оболги ее героев, нагадь на ее прошлое» - вот для чего обливают грязью историю России, очерняют ее героев. Кто это делает - враги или друзья России, думаю, объяснять не надо.

Ведущий 13. Искажается не только история Великой Отечественной войны, но и вся отечественная история в целом. Например, обвиняют Минина и Пожарского в том, что они еще 400 лет назад сорвали присоединение России к Западу. За это же достается и Александру Невскому. Высказывается даже такая мысль, что лучше бы победил Гитлер, а не Сталин - тогда бы мы лучше жили и быстрее «присоединились» к Западу. Зачем это делается?

Военный историк. Врагам России нужно доказать, что если У России не было достойного прошлого, то она не может претендовать ни на достойное настоящее, ни на достойное будущее, а ее народ годится только на то, чтобы быть рабом.

Ведущий 13. Как же быть современному подростку? Как не попасть под влияние этих разрушительных мифов о героях?

Ведущий 13. О необходимости защитить историю страны говорил и президент Д. Медведев.

Военный историк. Да, по его указанию создана специальная комиссия при президенте, которая будет анализировать и пресекать все попытки фальсификации истории в ущерб интересам России.

Ведущий 13. В чем же заключается правда о Великой Отечественной войне?

Военный историк. Правда о войне заключается в том, что наш народ победил нацистскую Германию, спас мир от фашизма. И никакими фальшивками этот бесспорный факт не исказить.

Ведущий 1 3. Спасибо за интервью.

6. Самые нужные книги (книжное обозрение)

Ведущие 14, 15 (читают стихотворение В. Высоцкого «Баллада о борьбе»),

1. Средь оплывших свечей и вечерних молитв,

Средь военных трофеев и мирных костров

Жили книжные дети, не знавшие битв,

Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден

Их возраст и быт, -

И дрались мы до ссадин,

До смертных обид.

Но одежды латали

Нам матери в срок.

Мы же книги глотали,

Пьянея от строк.

2. Липли волосы нам на вспотевшие лбы,

И сосало под ложечкой сладко от фраз,

И кружил наши головы запах борьбы,

Со страниц пожелтевших слетая на нас.

И пытались постичь

Мы, не знавшие войн,

За воинственный клич

Принимавшие вой,

Тайну слова «приказ»,

Назначенье границ,

Смысл атаки и лязг

Боевых колесниц.

3. А в кипящих котлах прежних боен и смут

Столько пищи для маленьких наших мозгов!

Мы на роли предателей, трусов, иуд

В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам

Не давали остыть,

И прекраснейших дам

Обещали любить,

И, друзей успокоив

И ближних любя,

Мы на роли героев

Вводили себя.

4. Только в грезы нельзя насовсем убежать:

Краткий век у забав - столько боли вокруг!

Постарайся ладони у мертвых разжать

И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев

Еще теплым мечом

И доспехи надев,

Что почем, что почем!

Разберись, кто ты - трус

Иль избранник судьбы,

И попробуй на вкус

Настоящей борьбы.

5. И когда рядом рухнет израненный друг,

И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,

И когда ты без кожи останешься вдруг

Оттого, что убили его - не тебя, -

Ты поймешь, что узнал,

Отличил, отыскал

По оскалу забрал:

Это - смерти оскал!

Ложь и зло - погляди,

Как их лица грубы!

И всегда позади -

Воронье и гробы.

6. Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем, -

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Если мяса с ножа

Ты не ел ни куска,

Если руки сложа

Наблюдал свысока,

И в борьбу не вступил

С подлецом, с палачом, -

Значит, в жизни ты был

Ни при чем, ни при чем!

Ведущий 14. «Если, путь прорубая отцовским мечом, ты соленые слезы на ус намотал, если в жарком бою испытал, что почем, - значит, нужные книги ты в детстве читал!»

Добро и зло, героизм и трусость, верность и предательство - все это в детстве нам открывается из книг. В Советском Союзе у молодежи были книги и фильмы, на которых воспитывались целые поколения. Сейчас, по словам ветеранов, молодежи назойливо навязываются книги и фильмы, которые извращают историю России, оплевывают ее героев. Неискушенные подростки, столкнувшись с такими фактами, начинают слепо верить любой лжи, которая подается как правда о стране и ее героях.

Какие книги сейчас рассказывают о подвигах и героях? Что читать современному российскому подростку? Вот несколько книг, которые должен прочитать каждый.

«Пытаясь опорочить и дегероизировать наше прошлое, - говорится в аннотации, - враги России покушаются на самое святое - на народную память о Великой Отечественной войне. Нас хотят лишить Великой Победы. Они твердят, что Победа-де была достигнута "слишком дорогой ценой", что войну якобы "выиграли штрафбаты и заградотряды, стрелявшие по своим", что Красная армия не освободила, а "поработила пол-Европы". Враги приравнивают Советский Союз к нацистскому рейху, советских солдат - к фашистским карателям. И вот уже от нашей страны требуют "платить и каяться", советскую символику запрещают наравне с нацистской, а памятники воинам-освободителям в Восточной Европе под угрозой сноса...

Но нам не за что каяться! Эта книга - лучшая отповедь клеветникам, опровержение самых грязных и лживых мифов о Великой Отечественной войне, разоблачение исторических фальшивок, распространяемых врагами России».

Ведущий 14. Еще один бестселлер Александра Дюкова «За что сражались советские люди». Вот что написано в аннотации:

«"Русский должен умереть!" - под этим лозунгом фотографировались вторгшиеся на советскую землю нацисты...

Они не собирались разбираться в "подвидах" населявших Советский Союз "недочеловеков": русский и еврей, белорус и украинец равно были обречены на смерть.

Они пришли убить десятки миллионов, а немногих оставшихся превратить в рабов.

Они не щадили ни грудных детей, ни женщин, ни стариков и добились больших успехов. Освобождаемые Красной армией города и села оказывались обезлюдившими: дома сожжены вместе с жителями, колодцы набиты трупами, и повсюду - бесконечные рвы с телами убитых.

Перед вами книга-напоминание, основанная на документах и свидетельствах очевидцев. Первая за долгие десятилетия!»

Ведущий 15. Книга известного историка Натальи Нарочницкой «Великие войны XX столетия. За что и с кем мы воевали» посвященна истории Первой и Второй мировых войн. Она развенчивает попытки извращения смысла, итогов и наследия Второй мировой войны и Великой Победы.

Ведущий 14. Алексей Исаев «10 мифов о Второй мировой» (издательство «Эксмо». Серия «Мифы Великой Отечественной»). Известный историк опровергает самые расхожие мифы о Второй мировой войне. Разоблачает ложь и клевету, навязанную нам литературой и кинематографом.

Этот бестселлер не оставляет камня на камне от самых навязчивых штампов, искажающих память о Второй мировой войне, восстанавливая подлинную историю решающей войны XX в.

Ведущий 15. Еще одна книга Алексея Исаева - «Анти-Суворов» - разошлась рекордными тиражами. Эту книгу можно было бы назвать «Анти-Резун» - именно этого предателя, который взял себе в качестве псевдонима имя великого русского полководца, разоблачает автор.

В.Б. Резун, известный под псевдонимом Виктор Суворов, - автор книг, фальсифицирующих историю Второй мировой войны. Свои книги Резун издавал за рубежом. Одна из них называется «Ледокол», в ней предатель «доказывает», что Вторую мировую войну развязал Советский Союз. А. Исаев опровергает ложь предателя, вскрывает механизм его фальсификаций, ловит на вопиющих фактических ошибках, на сознательных искажениях и подтасовках. Он развенчивает теории предателя Резуна, доказывает их надуманность, необоснованность и полную несостоятельность.

Ведущий 14. Еще одна книга - «"Сталинские соколы" против асов Люфтваффе». Ее автор - Герой Советского Союза Георгий Артурович Баевский. Он воевал в знаменитом 5-м истребительном полку (это был самый результативный истребительный авиаполк советских ВВС), участвовал во многих крупнейших операциях войны, дважды был тяжело ранен, лично сбил 19 самолетов противника, участвовал в Параде Победы.

Эта книга - захватывающий рассказ о боевой работе советских истребителей, о воздушных боях и штурмах вражеских аэродромов, прикрытии ударной авиации и «свободной охоте». Особый интерес представляет мнение автора о боевой подготовке асов Люфтваффе и достоверности их боевых счетов.

Ведущий 15. Если вы хотите узнать, как сражались, умирали и побеждали советские танкисты, прочтите книгу Михаила Барятинского «Советские танковые асы». В аннотации читаем, что именно советские танкисты внесли решающий вклад в нашу Победу. Это они стали непреодолимым щитом на пути врага к Москве и Сталинграду. Это они приняли на себя ливень свинца и бронебойных снарядов под Курском. Это они были самым страшным противником «тигров» и «пантер». Это они загнали фашистского зверя в его логово и, увидев в прицеле колонны рейхстага, произнесли: «Порядок в танковых войсках!»

Ведущий 14. Книга Сергея Смирнова «Брестская крепость» сама стала частью истории. Автор проделал колоссальную работу, по крупицам собирая картину великой битвы, которую в течение многих дней вела горстка защитников с многократно превосходящими силами противника.

Это книга о надежде, отчаянии и силе духа. Без книги С.Смирнова наша память о Великой Отечественной войне, о народном характере и о самой крепости была бы неполной. «Брестская крепость» - литературный памятник одному из самых драматических и значительных событий военной истории XX в.

Ведущий 15. Издательством «Эксмо» в серии «Главные книги о России» выпущена книга «7 великих побед и еще 42 подвига в Великой Отечественной войне». Книга посвящена 65-летию Великой Победы. В ней подробно рассказывается о семи судьбоносных боях Красной армии, определивших дальнейший ход нашей истории (Брестская крепость, сражения за Москву, Ленинград и Сталинград, Курская дуга, освобождение Белоруссии и взятие Берлина).

В книге также рассказывается о еще 42 крупномасштабных сражениях на всех фронтах Советской армии, о которых важно знать нам, народу-победителю. В книге содержатся редкие фотографии, сделанные в период войны, а также красочные снимки мест военных событий в наши дни и фотографии памятников в честь героев Великой Отечественной войны по всей стране.

Для наглядности хода боевых операций книга снабжена подробными картами, по которым можно проследить все действия советских войск и противника. Помните, гордитесь, любите! Это наша с вами история, это наша Победа!

Ведущий 14. «Правда фронтового разведчика», автор - И. Бескин. Потрясающая книга, достойная быть в золотом фонде литературы о Великой Отечественной войне! Уникальные мемуары фронтового разведчика, у которого не было и одного шанса из миллиона остаться в живых, - но он выжил, чтобы рассказать правду о самой страшной войне в нашей истории. Двадцать семь месяцев на передовой, в том числе двадцать месяцев в пешей, пехотной разведке, остальное - по госпиталям.

Фронтовая реальность была такова: два-три месяца в разведке - и для большинства война кончалась навсегда или выводила за скобки инвалидом, калекой - кому как «повезет». Ему выпало жить! Лишь троим из ста мальчишек, родившихся в 1923 г., выпал этот жребий!

Ведущий 15, Олег Дементьев и Владимир Клевцов «Шаг в бессмертие». Эта книга рассказывает о подвиге гвардейцев-десантников легендарной 6-й роты. Они преградили путь бандитам, которые прорывались из Чечни в Дагестан через Аргунское ущелье. Восемьдесят четыре воина погибли, но не сдались. В книге представлены биографии и фотографии всех погибших воинов, показан их путь в бессмертие.

Ведущий 14. Валентин Рунов «Афганская война: боевые операции». Это первая полная энциклопедия боевых операций Афганской войны.

Войсковые операции и рейды спецназа, засады на вражеские караваны и прочесывание местности, прикрытие колонн и поддержка с воздуха - в этой книге рассмотрены все аспекты боевой работы советских войск в Афганистане.

Ведущий 15. Книг о подвигах и героизме сейчас много. Есть еще и старые добрые книги, которыми зачитывались наши бабушки и дедушки. Их авторы - Джек Лондон, Жюль Верн, Майн Рид, Дюма, Вальтер Скотт, Александр Грин, Валентин Катаев, Леонид Пантелеев. Романтика борьбы за правое дело, романтика подвига, высокой идеи - это именно те книги, которые нужно читать в детстве.

7. Поколение черепашек или наследники героев? {дискуссионный клуб)

Главный редактор. Последняя страница нашего журнала - дискуссионный клуб. Передаю слово ведущим {имена, фамилии).

Ведущий 16. Есть ли в сегодняшней жизни место подвигу? И нужны ли подвиги и герои нашей молодежи? Этот вопрос мы и обсудим. Но сначала выслушаем наших гостей. Знакомьтесь, герои современных детей.

(К доске выходят ученики младших классов, переодетые в костюмы Человека-паука, Черепашки-ниндзя, Гарри Поттера.)

Ведущий 16. Что вы скажете о подвигах и героях - нужны ли они сегодня?

Человек-паук. Конечно, нужны, я и есть настоящий герой, на меня равняются миллионы мальчишек.

Черепашка-ниндзя. Мы смелые, отважные черепашки, мы боремся со злом, мы и есть настоящие герои современной молодежи!

Гарри Поттер. Не слушайте вы их! Самый настоящий герой современной российской молодежи - это я, Гарри Поттер. Все знают о моих подвигах, все хотят быть похожими на меня!

Ведущий 16. Ребята, согласны ли вы с нашими гостями? Можно ли их назвать настоящими героями?

(Учитель задает вопросы.)

Действительно ли они являются героями современных школьников?

Вдохновляют ли вас их подвиги?

Можно ли назвать их поступки подвигами?

- «Современные подростки - это "поколение черепашек"» - согласны ли вы с этим высказыванием?

Кого из реальных людей вы считаете героем?

Какие подвиги вас вдохновляют?

А нужны ли сегодня подвиги?

Во имя чего и кого можно сегодня совершить подвиг?

Можно ли сказать, что современные подростки являются наследниками героев?

Примерные ответы детей:

Человек-паук, черепашки-ниндзя - это все игрушки, к ним и относятся как к игрушкам, никто им подражать не собирается.

Эти герои стали популярными потому, что в России сейчас нет своих хороших мультфильмов с русскими героями. Появятся свои мультфильмы - все забудут и о черепашках, и о пауке, и о Бэтмене.

В этих героях нет ничего плохого - они борются со злом, помогают всем, кто попал в беду.

Назвать их поступки подвигами нельзя, они не способны на самопожертвование, ведь они бессмертны, они ничем не рискуют. А Гарри Поттеру помогает магия.

Это не герои с большой буквы, никто им не думает подражать, просто читают и смотрят для развлечения.

Современные подростки - это не «поколение черепашек», они тоже смотрят «9 роту», восхищаются десантниками, мечтают о подвигах.

Современные подростки - это, действительно, «поколение черепашек», у них нет ничего святого, думают только о развлечениях и игрушках.

Ведущий 16. Итак, по мнению наших одноклассников, и в современной жизни есть место для подвига. И сейчас вокруг нас немало героев. Современных подростков влекут настоящие подвиги и настоящие герои. А значит, у нашей страны есть будущее.

Главный редактор. Закрыта последняя страница устного журнала. Спасибо за внимание.

III. Заключительное слово.

Классный руководитель. У каждого народа есть свои герои, и именно на их подвигах воспитывается молодое поколение. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет было больше, чем мирных. Но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли. И чтобы в любых условиях молодежь была готова вновь встать на защиту страны, нужны примеры героизма, не показушного, а истинного. И эти примеры можно найти в нашей славной истории.

ü воспитание чувства долга, патриотизма, воли, мужества, любви к людям;

ü воспитание умения вести дискуссию, слушать других, уметь высказывать свою точку зрения, аргументированно отстаивать свое мнение;

4. Рефлексия (дискуссия учащихся о качествах, присущих человеку, способному совершить подвиг).

5. Заключительное слово учителя.

«Героями не рождаются,

героями становятся!»

Ход классного часа

Учитель Мы очень часто говорим о стойкости, патриотизме и героизме советских людей, проявленных в тяжелые военные годы. О героических подвигах, память о которых жива до сих пор.

Подвиг! А что это? Как вы думаете?

(рассуждения учащихся)

Подвиг - героический, самоотверженный поступок.

Подвиг – это деяние, совершаемое человеком во имя других.

Подвиг – совершенное действие человека, совершенное во имя других.

Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.

А есть ли место подвигу в мирное время?

(рассуждения учащихся)

Учитель Чаще всего понятие подвиг ассоциируется у людей с военными действиями, экстремальными ситуациями: вынести человека из огня, спасти утопающего, обнаружить и обезвредить опасного преступника. Рассуждая об этом, нельзя обойтись без конкретных ситуаций.

Ни одно событие после Второй мировой войны

не задело за живое столько людей в Европе,

как взрыв 4-го реактора Чернобыльской АЭС.

“Таймс”, апрель 1987 года

После пожарных эстафету борьбы с разбушевавшимся атомом приняли ликвидаторы последствий аварии. Тысячи людей со всех концов бывшего СССР были призваны и командированы для ликвидации последствий катастрофы. Работы по ликвидации аварии велись в основном вручную. Лопатами снимали верхний слой грунта на территории АЭС, сбрасывали руками куски арматуры, графита с крыши машинного зала, смывали радиоактивную грязь тряпками внутри станции. Некоторые радиоуправляемые механизмы, выполняющие работы по устранению завалов, не выдерживали высокого уровня радиации и выходили из - под контроля операторов. Разрушенная активная зона имела контакт с атмосферой; там все клокотало, шумело, гудело, подобно геенне огненной.

Правительство, выслушав советы специалистов, приняло решение закрыть, засыпать воронку теплопоглощающими материалами, способными к фильтрации огня и пепла.

Потому с 27 апреля по 10 мая летчики Военно-воздушных сил СССР, рискуя плотью и жизнью своей, совершили сотни полетов над активной зоной. Они сбросили с вертолетов тысячи и тысячи мешков песка, глины, доломита, бора, а также крупные упаковки свинца, который по весу занимал первое место - 2400 тонны.

Мощность радиационных выбросов из разрушенного реактора уменьшилась только через пять дней, составив примерно 15% от первоначальной. Затем она стала нарастать вновь, достигая (по истечении четырех дней) 70 % от уровня первого дня. Специалисты, крестясь от ужаса, ожидали еще более жестокого радиационного удара, который мог случиться при обвале в шахтный бассейн крышки разрушенного реактора, а бассейн был наполнен водой охладительной системы. В срочном порядке готовились средства для эвакуации миллионов людей. На запасные пути были поставлены сотни железнодорожных эшелонов. Готовились автомобильные колонны . Эвакуацию предполагалось провести в радиусе 300 километров от АЭС, куда входили города Киев, Гомель , Бобруйск ...

На десятый день мощность выбросов упала – до одного процента. Наступила нервная разрядка.

Загрязнения территории.

В первые дни, когда извержение было в самом разгаре, воздушные потоки двигались на Беларусь. Загрязнение, пришедшее из Чернобыля, от 1 кюри на квадратный километр составляет 1,7% территории Европы. На сводной карте выделено основное чернобыльское пятно, далее Гомельско-Могилевское, затем Плавско-Тульское в России. Загрязнение распространялось на запад - юго-запад, северо-запад, в скандинавские страны, потом на восток - очень большой, мощный след с обильными осадками. Потом тучи пошли на юг и юго-запад: Румыния, Болгария, запад: южная Германия, Италия, Австрия, альпийская часть Швейцарии. В атласе указывается, сколько цезия выпало в каждой стране и в целом по Европе. В Белоруссии - 33,5% от всего выброса, в России - 23,9%, на Украине - 20%, в Швеции - 4,4%, в Финляндии - 4,3%.

Облака и свободные потоки воздуха, несшие аэрозоли йода-131 и других радиоактивных элементов, расползлись по большей части территории Беларуси.

«Саркофаг»

Возведение "саркофага" осуществлялось с помощью самоходных кранов, оснащенных телевизионными средствами наблюдения. В нем предусмотрена система вытяжной вентиляции с очисткой воздуха, система принудительного охлаждения, а для недопущения повышения нейтронной активности на крыше установлены баки с раствором бора. Его высота составила 61 метр, наибольшая толщина стен – 18 метров.

Последствия аварии.

После аварии жизнь на огромных территориях как рядом с Чернобылем, так и на значительном удалении от аварийного объекта стала невозможной из-за радиоактивного загрязнения. Сразу после аварии из 30 – километровой зоны вокруг станции были эвакуировано около 90 тысяч человек. Из Гомельской области Беларуси – 17 тысяч человек, из Брянской области России – несколько тысяч. Позднее были обнаружены новые территории, подвергшиеся радиоактивному заражению. Поэтапное переселение людей с этих территорий продолжалось до 1992 года. Всего было переселено около 135 тысяч человек. Часто люди были вынуждены жить несколько лет на зараженной территории, дожидаясь очереди (или разрешения) на переселение.

О трагедии переселенцев трудно рассказать, трудно передать всю дикость ситуации, когда в один день – не по своей вине, а из-за чьей-то самонадеянности – сотни тысяч людей стали экологическими беженцами.

Тишина. Тишина в мертвом городе.

"Рассоха" - огромное поле, заполненное рядами изъеденных коррозией грузовиков, пожарных машин, бульдозеров , бронетранспортеров и прочей радиоактивной техники - а посредине, как символ полной безысходности, поникли лопастями вертолеты, которым уже никогда более не суждено подняться в воздух...

Под воздействием радиации яблоки выросли невероятных размеров, у животных проявлялись различные мутации. Отмечается: превышение показателей болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ, болезни крови и кроветворных органов, врожденные аномалии более чем в 4 раза; психические расстройства и болезни системы кровообращения

более чем в 2 раза.

27 сентября 1998 года, в городе Петрозаводске, у возрождающегося храма Александра Невского, торжественно открыт памятник пострадавшим от аварии на ЧАЭС.

Героям Чернобыля

(стихотворение читает ученица 5Б класса Манукян Ани)

В украинский город малоизвестный

Пришла негаданно беда,

Оборвав на полноте звонкие песни,

Жестокая как всегда,

Тенью прокатилась она к порогам

Росою на землю легла,

Наделать она могла очень много

Людям горя и зла.

Но только народ, видно, особый –

Душа у всех одна

Вздрогнул в тревоге Чернобыль,

Откликнулась вся страна.

Сюда поехали не по приказу,

И даже не долг послал,

Для всех и для каждого как-то сразу

Весь город братом стал.

Открылись сердца, распахнулись все двери,

Давая тепло и приют,

Не выразить словом, ни чем не измерить,

Какие здесь люди живут.

Как хочется мне, чтобы все на планете

Вот так же за руки взялись,

Чтоб спали спокойно и мамы, и дети,

Счастливой была наша жизнь.

Учитель Авария на Чернобыльской атомной электростанции каснулась и жителей Мордовии . Ликвидаторов аварии в республике насчитавается более 1240 человек, из них 700 – инвалиды. Более 300 человек из их числа уже умерли от различных болезней, развившихся после их прибывания в Чернобыльской зоне. В черный день 26 апреля, все ликвидаторы Мордовии собираются в г. Саренске, у мемориального камня и идут в церковь на улице Демкратической, в которой служат панихиду о погибших.

Мордовским ликвидаторам приходилось трудиться в селах, а также на крыше атомного реактора. Работали они с дозиметрами, как и положено, записывали уровень радиоактивного фона. Однако сколько «доз» они получили на самом деле, точно не знал никто. Из воспоминаний председателя Республиканского союза Чернобылец», ликвидатора Александра Князькина:

«Тяжелее всего приходилось на крыше реактора. Мы находились там по 15 секунд, сбрасывали графит и спускались. Помню японца, который трудился вместе с нами и почти сразу потерял сознание…»

Последствия радиации дали о себе знать через два-три года. Практически все ликвидаторы получили множество заболеваний. У некоторых из них родились дети с серьезными отклонениями в развитии.

На территории Мордовии, после аварии на Чернобыльской АЭС прошли рабиоактивные дожди. В результате, которых 16 населенных пунктов Мордовии попали в зону радиоактивного заражения. Около 11 тысяч человек проживают на этой территории, подвергая своё здоровье серьёзным опастностям.

Ребята, это всего один пример того, что люди совершают героические поступки, профессиональные и трудовые подвиги. И все же, давайте подумаем:

ü Почему о подвигах мечтает почти каждый, а героями становятся лишь некоторые?

ü Какими качествами обладают люди, способные совершить подвиг?

ü Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему классному часу: «Героями не рождаются, героями становятся!»?

(дискуссия учащихся)

Учитель Закончить наш классный час мне хочется словами…

Учитесь мечтать, учитесь дружить,

Учитесь милых своих любить

И жить горячо и смело.

Воспитывать душу и силу чувств

Не только труднейшее из искусств,

Но сверхважнейшее дело!

Учитесь, товарищи, уступать,

Учитесь по совести поступать,

И даже в пиру - не упиться.

Не просто быть честным всегда и везде,

И, чтобы быть верным в любой беде,

Трижды не грех учиться.

С готовой, с красивой душой на век

Отнюдь не рождается человек,

Не что ведь само не строится.

Уверен, что скромником и бойцом,

Отзывчивым, умницей, храбрецом
Учатся и становятся.

Но как это сделать? Легко сказать

Как сделать? А душу тренировать

На искренность, на заботы

Как в спорте, как в музыке, как в труде

Тренаж нужен людям везде - везде

Вот так и берут высоты.

Высоты всяческой красоты

Любви и действительной доброты

И нечего тут стыдиться

Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание «Человек» -

Стоит, друзья, учиться!

Подвиги и героические поступки

  • Разработка межпредметного урока в 8 классе «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
  • «Белые пятна» обороны Одессы: подвиг 250 шахтеров Донбасса
  • Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
  • Конспект урока

Классный час

для 5-8 классов

«В жизни всегда есть

место подвигу»

Цели:

Дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы, фольклора и современной жизни;

Развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;

Воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу.


План мероприятия

  1. Подготовка к восприятию темы
1 сл. Учитель:

Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас. (Учащиеся сидят полукругом, это позволяет им легко общаться друг с другом). -9 декабря в нашей стране отмечается День героя России. Этому празднику и будет посвящен сегодня классный час «В жизни всегда есть место подвигу». 2 сл.

Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига, и на примерах проследим, как рассматривается данный образ в литературе, истории, фольклоре.
Учитель.

Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.


3.Восприятие темы
Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова. 3 сл.

Герой –


1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.


Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?

(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг). 4сл.


Как вы понимаете слово «подвиг»? (Мнения учащихся)

А вот такое определение даётся в словаре 5 сл.


Подвиг – самоотверженный героический поступок.

Портрет героя 6 сл.

Внешность;

Возраст;

Профессия;

Воспитание;

Место рождения;

Качества характера;


Обсуждение по вопросам:

Каков внешне должен быть герой?

Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?

Герои – это люди особой профессии?

Может, как-то особенно надо воспитывать героя?

Герои живут в каком–то особом месте? (Мнения учащихся)

Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
Работа по микрогруппам. На карточках запишите 10 качеств характера, которыми должен обладать герой. (Обмен мнениями, основные качества появляются на экране).
Учитель: Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше» 8 сл.

Учитель: С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Но истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война. Немало лишений пришлось испытать людям.

Никто из жителей блокадного Ленинграда не думал о подвиге, каждый не выживал, а жил, дышал, страдал. Сила духа и характера проявили все жители города. Ценою собственной жизни выстояли от мала до велика. 10 сл. 11сл

И там,среди жителей, была девочка, которая вела дневник12 сл.

Это была история семьи, история города, история народа, история жизни и смерти. Страшный и справедливый приговор убийцам.

Выразительное чтение стихотворения

Сергей Смирнов

Таня Савичева

На берегах Невы,

В музейном зданье,

Храниться очень скромный дневничок.
Его писала

Савичева Таня

Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане.

От старца –

До наивного мальца.

И письменная сущность содержания

Ошеломляет души и сердца.
Это – всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явления вник


Время возвышает

Образ Тани

И её доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых строки.


В каждом слове – емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе.
Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это боль – которая клубится.

Это сердце, что летит сюда…


Время удлиняет расстоянья.

Между нами и тобой.


Встань перед миром

Савичева Таня, (слайд №13)

Со своей немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно шествует она.

Пусть живёт, не ведая старенья,

И гласит про наши времена.
Мужество и героизм еще не раз проявили люди и на фронте и в тылу.
Но только ли на войне есть место подвигу?
Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершать великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения. 13 сл.

Николай Пржевальский променял великосветский Петербург, парады и банкеты на тишину пустынь, дым костров, стоптанные сапоги, голод и жажду. В его честь Академией наук была выбита специальная медаль.

Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой страшной болезнью15сл.

И это тоже настоящий подвиг.

Но ведь не все могут быть путешественниками или работать с вирусами. Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке.

А как же подвиг?

И все же мне кажется – есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях.

Вспомним жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) 16сл.

на необитаемом острове, сего победой над самим собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. 17сл.

Положение, в котором оказался этот человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошенностью и равнодушием можно и нужно не только на необитаемом острове.

Попробуйте победить себя и вы поймете что такое подвиг.!

4. Итоги мероприятия

Ребята, ответьте на вопрос: Герой. Кто он? (Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.) 18сл.

И Гете писал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». 19л.

Учитель: Благодарю вас за общение, мне приятно было вести беседу с вами. И давайте поблагодарим друг друга теплом наших сердец и возьмемся за руки. Спасибо. До скорой встречи.