Мужские духи китая. Персонажи китайских мифов и легенд Мифические существа китая

Совокупность древних народных представлений, описанных в сакральных источниках или переданных в устной форме до наших дней, занимает большую часть восточной мифологии. Она включает в себя древнекитайскую, даосскую и буддистскую системы.

Китайские мифические существа

Китайская мифология основана на двух столпах - Инь и Ян. Женская энергия Инь воплощена в Фениксе, а мужскую энергию олицетворяет Дракон. Не менее важными мифическими существами Китая считаются Черепаха Ао и Цилинь.

Дракон

Китайский дракон не имеет ничего общего со своими международными огнедышащими братьями. Главное существо в мифологии Поднебесной - повелитель водной стихии. Зимой он дремлет в застывших водах, а проснувшись по весне, вздымается ввысь и извергается дождем.

Такой дракон имеет тело змеи, покрытое золотистой чешуей (обязательно количеством 117 шт). Вдоль хребта проходит ряд острых зубьев. У него лягушачье брюхо, тигриные лапы и длинный хвост, покрытый жестким ворсом. Голову мифического существа венчают прямые рога, под ними расположены коровьи уши и красные заячьи глаза. Обязательными атрибутами китайского дракона являются усы и длинная борода.

Создание питает особую слабость к драгоценностям. Самым ценным его сокровищем является огромная жемчужина, которую дракон то глотает, то носит под бородой. В этой жемчужине аккумулирована вся сила существа. Если ее отобрать, он станет беспомощным.

Самыми известными китайскими драконами являются: Лунван, Жо Шуй, Фэнхуан, Чжан Тяньши, Чжун Куй, Чойджины, Янбван.

Китайский феникс

Это мифическая птица, которую считают предвестником знаменательных событий. Феникс не горит в огне и при полете способен переносить в лапах грузы любой тяжести. Когда заканчивается срок жизни птицы, она сгорает и тут же возрождается из пепла.

Спереди Феникс выглядит как лебедь, а сзади - как Цилинь. У птицы:

  • петушиный клюв;
  • зоб ласточки;
  • змеиная шея;
  • черепашья спина;
  • рыбий хвост.

Туловище Феникса украшено расписными узорами, а перья блестят на солнце.

Черепахи Ао

Ао - это гигантская черепаха, плавающая в море. Своими размерами она подобна острову. На спине у Ао расположены 3 горы: Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан. Согласно китайским верованиям, в этих горах живут бессмертные.

У черепахи Ао нет лап. Когда происходила Великая битва богов, 4 опоры, державшие небеса, надломились и небо зашаталось. Богиня Нюйва отрубила черепахе ноги и подперла ими небосвод.

Китайский единорог

Цилинь или китайский единорог - символ долговечности и благополучия. По преданиям, Цилинь приносил отчаявшимся родителям долгожданного наследника, поэтому он часто изображался с младенцем на спине.

В китайской мифологии Цилинь описан в виде единорога с головой дракона. Тело существа покрыто переливчатой чешуей. Кожа Цилиня имеет бирюзовый оттенок. Это существо способно прожить около 2000 лет.

Другие существа

Остальные китайские мифические существа играют второстепенную роль в китайских верованиях. В мифологической иерархии они занимают места на порядок ниже и подчинены Дракону, Фениксу, Ао и Цилиню. В мифах Китая встречаются такие второстепенные мифические существа: Цзянши, Нюйва, Кицунэ, Морë, Баку, Дзиммэндзю, Кацура-Отоко, Сëдзë, Хули-Цзин, Шанъян.

  1. Цзянши - это оживший труп, т. е. зомби. Другие названия этого персонажа - «Прыгающий призрак» или «Прыгающий вампир». Такое определение неслучайно, потому что из-за трупного окоченения тело Цзянши недвижимо. Призрак может передвигаться только прыжками с вытянутыми вперед руками. Внешний вид Цзянши зависит от биологической смерти его тела. Относительно недавний труп непримечателен в толпе, но с течением времени на теле зомби начинают проявляться следы гниения и разложения. Как и все мертвецы, Цзянши имеет бледно-зеленую заплесневелую кожу, постоянно растущие волосы и ногти. Одет монстр в плащ и носит остроконечную шляпу на голове. Ко лбу Цзянши неизменно приколот бумажный талисман. Определение «вампир» Цзянши получил за свою страсть к свежей крови. Он убивает жертву и высасывает из нее всю кровь, насыщаясь жизненной энергией человека. Живет чудовище в пещерах, где днем мирно почивает в своем гробу, а ночью выходит на охоту.
  2. Нюйва - это великая богиня Даосского пантеона, покровительница брака. Это первая китайская богиня, заключившая брак. Во всех источниках она изображена со своим мужем Фуси (который приходился ей еще и братом), с переплетенными змеиными хвостами. Выглядела богиня как змея с человечьей головой и руками. В руках Нюйва всегда держит компас, что свидетельствует о ее причастности к сотворению мира. Богиня перерождалась 70 раз, и с каждой ее реинкарнацией Вселенная становилась более совершенной. На 70-м кругу перерождения Нюйва создала человечество. Из желтой глины она вылепила правителей и знать, из глины с примесью пыли создала крестьян, а из остатков, перемешанных с грязью, сотворила рабов. Нюйва была настолько могущественна, что из ее внутренностей произошло 10 божеств, а когда произошла Великая битва богов и через пробоины в небе на людей обрушились воды и огни, Нюйва расплавила разноцветные камни и залепила ими небесные дыры.
  3. Кицунэ - это мудрая лиса, заимствованная китайцами из японской мифологии. Эта лиса рождалась с одним хвостом, но по мере приобретения жизненной мудрости у нее вырастал следующий хвост. Премудрая Кицунэ с 9-ю хвостами меняла свой рыжий окрас на серебристый (цвет мудрости) и становилась Кумихо - существом, познавшим все тайны Вселенной. Мудрость лиса собирала со своих жертв-мужчин. Кицунэ умела принимать облик красивых женщин. Она очаровывала мужчин настолько, что они теряли разум, который живо присваивала лисица. Во всех источниках Кицунэ изображена со стеклянным шаром в руках. По преданиям, в этом шаре заключалась власть над Кицунэ, завладевший им будет иметь лису за свою рабыню, поэтому Кицунэ рьяно охраняли свои шары и никогда не выпускали их из рук.
  4. Морë - это злобное китайское мифическое существо, болотный дух. Он изображался в виде 3-летнего ребенка с красивыми длинными волосами. Монстр имел красную кожу, красные горящие глаза и длинные уши. Морë промышлял тем, что воровал трупы людей и поедал их внутренности. Самыми сладкими для чудища из Китая были свежие покойники, которых он умудрялся умыкнуть прямо с похорон. Не брезговало оно и похороненными мертвецами. В древнем Китае существовало поверье, что Морë пугает дуб и тигр, поэтому на кладбищах Китая стоят статуи тигров и растут дубы.
  5. Баку - это существо, которое пожирало дурные сны. Враг кошмаров изображался китайцами в виде химеры с хоботом слона, глазами носорога, бычьим хвостом и тигриными лапами. Изображения Баку висели в спальнях древних китайцев в качестве оберега от плохих снов.
  6. Дзиммэндзю - это священное китайское дерево. Особенностью этого дерева являются его цветы и плоды. Цветы Дзиммэндзю - это недозревшие плоды в виде человеческих лиц, обрамленных лепестками. Когда плоды созревали, черты лиц становились четче, лица постоянно улыбались. Считалось, что человек, отведавший сладкий плод Дзиммэндзю, восполнит свою жизненную энергию.
  7. Кацура-Отоко - это неописуемой красоты мужчина, живущий под луной. Он всегда занимается тем, что стрижет Лунное дерево. По мере разрастания кроны меняется луна: от растущей до убывающей. Согласно китайским поверьям, прекрасный лик Кацура-Отоко манит засмотревшихся на него людей. С каждым взмахом человек теряет свою жизненную силу, из-за чего наступает смерть.
  8. Сëдзë - это доброе морское чудище, позаимствованное китайцами из японской мифологии. Сëдзë изображен в виде слегка пьяного маленького человека. На голове у него растут ярко-рыжие волосы, кожа оттенка цветущей вишни. На поясе у мифического существа постоянно болтаются водоросли, т. к. местом его обитания считаются пруды и озера. По преданиям, у Сëдзë всегда с собой есть фляжка с волшебным сакэ. Добрый человек, распивший с чудищем напиток, обретает молодость души и тела. Если сакэ попробует злодей, он тут же упадет замертво.
  9. Шанъян - это китайская птица дождя. В преддверии стихийного бедствия она залетала в дом и танцевала на одной ноге. Древние китайцы могли подготовиться к предстоящей буре.
  10. Хули-Цзин - лиса-оборотень, родственница Кицунэ. Она также перевоплощалась в писаных красавиц и изводила мужчин. В отличие от своих премудрых родственниц, Хули-Цзин собирали мужское семя и кровь для своих волшебных экспериментов, а обескровленных жертв оставляли умирать. Хули-Цзин способна на реинкарнацию. Через 50 лет жизни она принимает женский облик, через 100 - превращается в колдунью. Через 1000 лет жизни Хули-Цзин становится Небесной Лисой, постигнувшей тайны мироздания. Отличить Хули-Цзин от обычной женщины можно только с помощью ее хвоста - он не исчезает при смене облика.

Корейские мифические существа

Корейская мифология - это часть азиатской мифологии. Основные мифические существа здесь позаимствованы из китайской или японской мифологии. Это Прыгающий вампир Цзянши, пожиратель кошмаров Баку, лиса-оборотень Кицунэ и символ благополучия Цилинь.

Отдельного внимания заслуживает корейский дракон. В Корее это положительное существо. Он покровительствует дождям и рисовым полям. Описание корейского дракона полностью совпадает с описанием его китайского брата. Единственным отличием выступает наличие у корейского дракона перепончатых крыльев, благодаря которым он взлетает высоко в небо и орошает дождем рисовые поля. Обитает дракон из Кореи в больших водоемах: морях, океанах и глубоких реках.

Другие выдающиеся азиатские мифические существа

Самыми выдающимися мифическими существами азиатской мифологии также выступают: Понтианак, Мананангал, Лилит, Кали, Раху, Сурабхи.

  1. Понтианак - призрак женщины, скончавшейся при родах. Понтианак соблазняет мужчин и зверски их убивает, высасывая кровь. Призрак облачен в белый балахон, имеет длинные клыки и когти, на голове у него развиваются спутанные космы. В полете Понтианак издает продолжительный звук, напоминающий шелест листьев. Существует поверье, если в затылок призрака воткнуть гвоздь, то Понтианак превратится в прекрасную женщину, которая способна стать прекрасной женой и любящей матерью.
  2. Мананангал - это вампир-гермафродит, который сосет кровь у спящих беременных женщин. В ночи Мананангал разделяется пополам: верхняя часть расправляет перепончатые крылья и улетает на охоту, а нижняя остается на земле.
  3. Лилит - первая жена Адама, демон, убивающий младенцев. Во всех мифах непременной спутницей Лилит выступает ее сова, которая нашептывает хозяйке имя очередной жертвы. Демон известен своим жестоким обращением с грудными детьми: наводит порчу, пьет кровь и зверски убивает. В силах Лилит сделать женщину бесплодной и испортить мужское семя.
  4. Кали в мифологии Азии - это демон, сеющий разруху. Это голубая четырехрукая женщина с тремя глазами. 4 руки символизируют 4 стороны света, а 3 глаза - прошлое, будущее и настоящее. В руках Кали держит окровавленный меч и срубленную этим мечом голову. Одна рука демона постоянно выставлена для защиты, а другая поднята в знак благословения на ужасные деяния. Талию демона украшает пояс из голов загубленных ею жертв.
  5. Раху - демон, периодически заглатывающий солнце и месяц, вызывая затмения. В мифах Раху изображен в виде драконьей головы, которая передвигается в колеснице с 8 черными лошадьми. В мифологии Азии демон является покровителем интриг и обманов.
  6. Сурабхи - священная волшебная корова. Это единственное абсолютно доброе мифическое существо. Сурабхи вышла из Молочного океана и стала прислуживать мудрецу Васиштхе. Сурабхи еще называют «коровой желаний», потому что она может исполнить любое желание своего владельца.

Мифические существа в исламе

Отдельное место в азиатской мифологии занимает исламская мифология - совокупность мифологических представлений, описанных в Коране, и устных пересказов мусульман. Исламская мифология вводит понятие джиннов - духов, живущих параллельно с людьми.

Джинны - это духи, рожденные из бездымного огня. Они живут среди людей, но человек не способен уловить их ни одним из органов чувств. Жизнь джиннов подобна человеческой жизни. Они рождаются и умирают, только срок жизни у них гораздо длиннее, чем у людей. Для поддержания организма им необходимы пища, воздух и вода. Среди джиннов встречаются праведники и отступники (шайтаны). От людей их отличают сверхспособности, которыми они умело пользуются.

В Исламе существует 4 категории джиннов:

  1. Ифрит - злые существа, повелители огня.
  2. Гуль - падшие, живут на кладбищах и питаются падалью.
  3. Сипаты - обыкновенные джинны.
  4. Мариды - мудрые, повелители воздуха.

Согласно исламским убеждениям, мариды с сипатами периодически вступают в борьбу с ифритами и гулями.

Заключение

Отличительной чертой восточной мифологии является эвгемеризация - сакрализация истории, проявляющаяся во всех существах.

Мифология — наука, изучающая мифы, сказания о богах и героях, раскрывающие суть воззрения людей на мироустройство в древности, когда еще не было научных знаний.

Цивилизация между двумя крупными дальневосточными реками Янцзы и Хуанхэ зародилась еще во 2 тысячелетии до н.э. Китай очень долго занимал изолированное положение, поэтому их духовная культура самобытна, она практически не испытывая на себе влияния чужих культур, она самобытна и захватывающе занимательна.

Здесь невозможно встретить прекрасных божеств, подобных мифологии в Древней Греции или Риме, но ее персонажи яркие и живые поражают воображение своей жизненной силой и неукротимой энергией.

Некоторые мифические герои стали для жителей Поднебесной реальными людьми, а исторические личности после их кончины перешли в ранг божеств и титанов. Именно такое смешение мешает ученым и сегодня точно определить, где реальность, а где фантазия. Китайские мифы до наших дней дошли в крайне разрозненном, отрывочном состоянии, но тем не менее представляют не меньший интерес, чем

Образ дракона в китайской мифологии

Известный во всем мире китайский дракон — олицетворение и безудержных природных стихий, и абсолютной мирской власти, и верховное божество. Дракон в Китае вовсе не страшное существо, он – символ добра и мира, согласия и процветания. Почти в каждом здании можно встретить изображения этих существ.

В Китае празднуется День Дракона пятого мая по европейскому календарю.

В древности жители Поднебесной считали, что дракон живет не только на земле, но свободно взлетает и в небеса, и опускается в пучины морские. Но в любом случае это мифологическое создание является посланником добра и мира, а также связующим звеном между миром людей и миром Богов.

Императоров с древности называли Сынами Неба, а значит, они считались прямыми потомками Драконьего рода.

Легенда о рождении драконов

Кроме всего прочего, драконы хранители традиций древности: они символизируют родительскую любовь и почитание предков.

Что интересно, прародительницей их была земная женщина по имени Лунму. Она вырастила пятерых сыновей, ставших образцами преданных отношений между матерью и детьми.

Однажды эта женщина прогуливалась по берегу реки и нашла большой белый камень. Придя домой, она увидела, что это огромное яйцо. Оно согрелось у нее в доме и из него вылупились пять маленьких ящерок. Женщина жалела малышей, оставшихся без матери. Она кормила их и ухаживала за ними, но со временем эти маленькие ящерки превратились в огромных драконов.

Но они не покинули женщину, одарившую их своим теплом, а заботились о ней и были благодарны за ее любовь.

Виды драконов

Даже в ХХ1 веке в Китае верят в мифологических существ, и передают из поколения в поколение сказания и мифы о прародителям – драконах. Не все они одинаковы и выполняют, по объяснениям знатоков, разные функции.

  • Небесный дракон – Тяньлун, он охраняет покой божеств, поэтому его часто изображают с крыльями. У него пять пальцев на лапах и часто его изображают белого цвета, что является символом святости или лазуритового, что считается символом сострадания и милосердия.
  • Владыки стихий – Шаньлунь, они повелевают громом и молниями, управляют ветрами и могут влиять на погоду. Этих существ часто изображают с человеческим ликом и огромным, похожим на барабан животом. Этот дракон не летает, но плывет по небесному своду. А благодаря ультрамариновому оттенку сливается с небесами. Его чрезвычайно трудно увидеть, но если повезет в этом, то можно получить особую милость богов. Если же обидеть Шаньлуня, то это может обернуться засухой или наводнением.
  • Драконы Дилун живут в самых глубоких реках в великолепных дворцах, они управляют водными потоками и отвечают за урожай.
  • Глубоко в недрах земли живет Фуцанлун, хозяин и охранник всех подземных богатств.
  • Драконы желтого цвета выслушивают жалобы и просьбы людей и, при необходимости, доносят их до ушей Богов.
  • Алые драконы покровительствуют браку и деторождению, их часто изображают на свадебных одеждах мужчин и женщин, их изображения помещают в спальнях.
  • Травянисто-зеленые драконы ответственны за земледелие и скотоводство, они покровительствуют крестьянам, следят за сохранностью их полей и стад.


Лягушка в китайской мифологии

Китай, наверное, единственная страна, в которой так чтили лягушек, причем это поклонение сохраняется до сих пор. Большие и маленькие статуи этих земноводных можно было отыскать в каждом доме и даже в императорском дворце.

Лягушка, по мнению древних китайцев, представители высокочтимой водной стихии, они могли вызывать дождь по желанию, поэтому на ритуальных барабанах часто можно встретить изображение зеленой лягушки.

Лягушки могут предсказать наводнение, а их икра падает с небес вместе с росой, поэтому другое название квакушки – Небесная курица. Считалось, что древнейшее женское божество Нюй-ва представлялась в виде огромной лягушки.

Кроме всего перечисленного, именно лягушка связана с огнем и сохранением домашнего очага. Она любит свое многочисленное потомство, поэтому защищает многодетные семьи и чтит память предков. Иероглифы с ее изображением можно встретить и в понятиях «водная стихия» и « плодовитость», и «память веков»

Хотя луна и лягушка тесно связны в мифологии, но светилу поклонялись только женщины, а мужчины приносили дары и жертвы огромной лягушке, женщины на это не имели права, хотя лягушка покровительствует семейным узам и хранит в неприкосновенности домашний очаг.

Миф о Хаосе и создании Вселенной

Древнейшими мифами любой цивилизации являются сказания о рождении Вселенной. В начале начал мир пребывал в полном Хаосе: все было перепутано в нем. Не было ни земли, ни воды, ни небесной тверди, полная тьма и пустота. Затем появились воды, древние мифы говорят о «водном Хаосе», из которого возникли два великих божества.

Это и было началом мира, поскольку в тот момент земля и вода разделились. Одним из божеств был великий Паньгу, именно он и породил природные стихии и все живое, населяющее землю. По мере того, как он взрослел и рос, с его вздохами стали рождаться ветер и дождь, а с выдохами- грозы и молнии, от его глаз исходило солнечное сияние, а когда великий Паньгу засыпал, землю окутывала тьма.

Мифологический мир

Мир, в представлении древних китайцев, это горы и реки, реки и горы. Степи, леса, равнины не играли в их сознании никакой роли. О земле говорили в значении «кучи земли», соединяя землю с водой.

Горы населяли мифологические существа – горные духи. Их обычно изображали одноногими, одноглазыми, кривыми, однорукими, т.е. лишенными всяческой симметрии. Некоторые имели две головы, а другие соединяли в себе черты и человека, и животного.

В глубине горы Тайшань проживал самый грозный дух- божество загробного мира, хозяин мертвых и хранитель подземных богатств. В нижнем горном царстве расположен целый мир, в который можно попасть через глубокие пещеры, но найти выход оттуда чрезвычайно сложно.

Реки и водоемы также населяли духи, но в отличие от горных, они делились по половому признаку . Можно было встретить и мужских и женских покровителей водоемов, чаще всего, это утопленники, о которых стали рассказывать легенды и предания.

Например, покровительницей реки ЛО стала погибшая в ней Фу-си ЛО, дочь легендарного Фу-Си, прародителя людей, выступающего в китайской мифологии в образе демиурга.

Сказания о демиургах

Особое место среди мифологических персонажей занимают реальные исторические личности, получившие с течением времени статус полубожеств и герои – демиурги, одарившие людей необходимыми для выживания навыками.

Так, например, прародитель Фу-Си изобрел рыболовные снасти и научил людей ловить рыбу и тем кормиться, Суй-Жэнь научил добывать огонь и пользоваться им, Шей-нун был первым земледельцем, изобретателем обычного заступа, именно от него пошло почитание земли, как плодородной и плодовитой сущности. Кроме этого, он научил людей находить места для рытья колодцев, пользоваться силой лечебных трав, обмениваться излишками продуктов. Великий Хуан-Ди изобрел колесо, от него пошли первые средства передвижения: повозки, колесницы, кареты. Его изображают в виде огромного и очень сильного человека, существует множество мифов, в которых он изображен искусным стрелком, чудесным ремесленником и смелым воином.

Жун Чен положил начало летоисчислению, создал первый календарь, а также был создателем о. Китайцы верили, что он способен вернуть молодость любому человеку, восстановить цвет волос, уничтожить морщину, сделать руки и ноги быстрыми и ловкими. По преданиям, он возвращается на землю через каждые 1010 лет.

Молодой Юй – усмиритель всемирного потопа, с которым он боролся целых 13 лет. Это мифическое существо- получеловек, полудракон был создан для спасения человечества.

Кроме этого все эти представители духовной культуры обладали еще важными умениями: изготавливали глиняную посуду, музыкальные инструменты, что в древности считалось очень важным и почти божественным промыслом, изготавливали ткани и шили одежду.

Мифические священные животные

Когда мир был еще очень молод, люди наделяли животных тотемными чертами, а также считали, что какие-то животные защищают род людской, а какие-то, наоборот, вредят людям. Мифологическое сознание тесно связано с религиозным, только на заре зарождения религий, поэтому животные наделялись антропоморфными чертами. Так, в китайской мифологии священными животными, защищающими четыре стороны света, являлись:

  • Зеленый дракон, охраняющий восточные границы земли. Его изображали в ярких зеленых цветах, потому что он являлся олицетворением весны. Кроме этого, его изображали на военных знаменах, поскольку твердо верили, что он приносит счастье, удачу и веру в победу. В жилищах его изображали на дверях, поскольку он защищал дух дома.
  • Великий Бай-Ху — белый тигр- представитель царства мертвых, защищающий духи умерших и не пропускающий в мир теней живых. Его часто изображали на погребальных покрывалах и колесницах.
  • Птица Феникс, умирающая и вновь возрождающаяся к жизни, охраняла империю с юга. Это удивительное существо с лебединой шеей, головой человека, глазами орла, а телом земноводного предсказывало гармоничное существование для страны.
  • Огромная черепаха, держащая на своей мощной спине змею, охраняла ворота с севера, была покровительницей вод и ветров.

Демоны и чудовища

Конечно, в китайской мифологии были широко представлены и демонические сущности:

  • Прародитель всего демонического сословия был грозный Чжун Ку или палица, его и изображали в виде ярко-красной палицы. Его считали покровителем входа и выхода, и изображения с ним наклеивали с обеих сторон входных дверей. Считалось, что именно он вершит суд над душами умерших.
  • Наводящий на всех ужас Янван или князь – владыка подземного мира мертвых, он после суда над душой, выносил решение о наказании и отправлял ее к одному из десяти судей и палачей, восемь из них выполняли наказание, а два давали душам новые тела для возрождения к земной жизни. Древние китайцы считали, что грешников в потустороннем мире ожидают страшные пытки, их заставляют глотать расплавленное железо и золото, перетирают между жерновами, варят в кипящем масле и т.д.
  • Многочисленные оборотни Гуй- это души умерших неправедной смертью, убитые до срока или самоубийцы, люди, души которых не принимает земля. Они бродили у заброшенных зданий, вблизи погостов, у старых перекрестков и пугали прохожих, но иногда могли доставить и более серьезные неприятности.
  • Сяо-Ян – огромные великаны – людоеды, ловили заблудившихся путников, но поскольку были очень глупыми, то умный и ловкий человек мог их легко обмануть.
  • Кицунэ- лисы – оборотни, могли быть добрыми, а могли быть очень жестокими и мстительными. Умели принимать человеческий облик и отвести глаза любому человеку. Часто влюблялись в земных людей и вступали с ними брака, помогали достичь богатства и величия, но если их чем-то разозлить, то не успокаивались, пока не уничтожали весь род оскорбившего их человека.

Любая мифология представляет огромный интерес для изучения, тем более такая древняя и обширная, как мифология Поднебесной империи, зародившаяся более пяти тысяч лет назад.


СУЩЕСТВА

Фэнхуан

Фэнхуан, в китайской мифологии чудесная царь-птица; в западноевропейской литературе она трактуется как птица феникс. Существует предположение, что в древности слово "фэн" обозначало божество ветра, которое являлось посланцем богов.

Китайцы верили, что у фэнхуан, птицы с разноцветными перьями, клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, рыбий хвост, спереди она как лебедь, сзади как единорог цилинь, а спина черепашья. Появление фэнхуан обещало мир и процветание Китая. Есть основания предполагать, что эта птица с огромными глазами и своеобразным гребнем на голове, напоминающая павлина, имеет солярную природу, то есть близка стихии огня и солнца.

Жо Шуй

Жо, в древнекитайской мифологии священное дерево, растущее за Южным морем, между реками Хэйшуй ("Черной") и Циншуй ("Зеленой") на крайнем западе у горы Куньлунь. Листья его темно-зеленые, цветы красные, напоминающие лотосы, свет их освещает землю. Согласно мифу, на верхушку Жо садились десять солнц, завершив свой путь по небосводу. Жо - западный эквивалент солнечного (восходного) древа фусан, находящегося на крайнем востоке. Образ Жо неоднократно использовался в китайской поэзии (Цюй-Юань - IV столетие до нашей эры, Ли Бо - VIII век нашей эры).

Жо Шуй ("слабая вода"), в древнекитайской мифологии река под горой Куньлунь, где жила обладательница снадобья бессмертия, правительница западного рая бессмертных Си Ванму ("Владычица Запада"). Вода в этой реке не держала на поверхности даже легкого лебединого перышка. Можно предположить, что Жо Шуй рассматривалась как особая река, разделявшая царство живых и мертвых. Жо Шуй - типичный скользящий топоним, этим именем назывались и реальные реки в различных окраинных и сопредельных Китаю землях.

Лунван
Царь драконов


Лунван, в китайской мифологии хозяин водной стихии; ему подчинялись бог грома Лэйгун, владыка дождя Юйши и бог ветра Фэнбо. Согласно ранним текстам, Лунван - существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами - около 1 ли то есть примерно полкилометра в длину. Образ Лунвана сложился в первых веках нашей эры.

Распространение получила даосская классификация - представление о Лунване, как о верховном драконе четырёх морей (в соответствии с древнекитайской космогонией): Гуан-дэ ("увеличивающий добродетель") - Лунван Восточного моря, Гуан-ли ("увеличивающий богатство") - Южного, Гуан-жун ("увеличивающий благосклонность") - Западного и Гуан-цзэ ("увеличивающий щедрость") - также Западного. Все они считаются братьями, из которых старший - Гуан-дэ. Существовало представление и о Лунване четырёх главных рек Китая.

В народных сказках и преданиях обычно фигурирует просто Лунван или Дунхай Лунван ("царь драконов Восточного моря"). В поздних народных верованиях Лунван нередко рассматривается как владыка стихий, которому подчинены бог грома, богиня молнии, бог ветра и хозяин дождя. В поздней народной синкретической мифологической системе Лунван подчинён верховному владыке Юйди. Лунван, царь драконов, приносящий дождь, имел свое воинство, состоящее из морских обитателей: черепах, каракатиц и иных обитателей глубин. Заступничества этого царя драконов, дарующего дождь, просили земледельцы, моряки, рыбаки и водоносы. Культ Лунвана был чрезвычайно популярен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, были в каждом городе, каждой деревне. Считалось, что Лунван приносит дождь.


Чжун Куй

Чжун Куй, в поздней китайской мифологии повелитель демонов. Образ Чжун Куя возник, приблизительно, в 6 столетии до нашей эры и первоначально ассоциировался с палицей из персикового дерева, отгоняющей нечисть. В средние века его заменил антропоморфный образ предводителя бесов.

Слово Чжун Куй в буквальном переводе означает "палица демонов". В китайский обычай вошло рисовать красной краской Чжун Куя, ловившего бесов, и вывешивать это его изображение с магическими целями. Обыкновенно китайцы такой ритуал проводили в праздник дуаньян, то есть пятого числа пятой луны. На народных лубках Чжун Куй изображался, как правило, в костюме чиновника, в позе, угрожающей бесам. Изображения повелителя демонов Чжун Куя было принято наклеивать на обе створки двери, так что он выполнял обязанности бога дверей. Считалось также, будто Чжун Куй вершит правосудие над душами умерших.

Исторические сведения. Чжун, в древней истории Китая известная маньчжурская княжеская фамилия, принадлежащая к числу тех восьми семей, родоначальники коих оказали особенно важные заслуги маньчжурским государям при покорении ими Китая. Представитель этой фамилии являлся одним из главных руководителей общества Большого кулака или так называемого движения боксеров, старавшегося сохранить угасавшее влияние династии китайских императоров, за что, по требованию иностранных держав, был казнен в 1901 году, а княжеский титул был передан не его сыну, а другому лицу.

Чжан Тяньши

Чжан Тяньши (буквально, Чжан небесный наставник), в китайской, даосской и поздней народной мифологии главный маг и повелитель бесов. В основе образа мифического Чжан Тяньши лежит представление о главе даосской религии Чжан Дао-лине, жившим в третьем столетии нашей эры, которому был присвоен в пятом веке почетный титул Тяньши.

В древние времена, когда в Китае господствовало шаманство, Тянь (небо), или хуан-тянь (царственное небо) являлось главным объектом почитания: оно и доныне играет выдающуюся роль в религиозных представлениях народа. Небо, в китайской народной мифологии, это внешнее проявление силы распорядителя судеб мира, или Шанди, с которым оно постоянно смешивается народом; это промысел, судьба, поддерживающая ненарушимость вечных законов, на которых зиждется порядок во вселенной. Представителем неба на земле является богдохан, носящий в этой своей роли наименование Сына неба (Тянь-цзы); он единственный посредник между людьми и небом, ответственный перед последним за благоденствие своих подданных; он один от лица всего народа имеет право совершать жертвоприношение небу, для чего в Пекине устроен особый жертвенник Тянь-тан.

Согласно преданию, Чжан Дао-лин, путешествуя по стране, добрался до гор в уезде Синьаньсянь провинции Цзянси, где занялся изготовлением лекарства бессмертия. Когда лекарство было готово, он принял его и, хотя Чжан Дао-лину было в то время шестьдесят лет, он превратился в молодого человека; одновременно он получил магические тайны сочинения и приобрел могущество, благодаря которому мог изгонять бесов и оборотней, а также проник в тайны превращений. После этого Чжан Дао-лин вознесся на небо, оставив своим детям и внукам сочинения по магии, заклинания, печать и чудесный меч. По другой версии, он, приняв полтаблетки снадобья, стал земным бессмертным под именем Чжан Тяньши.

От имени Чжан Тяньши веками издавались указы против нечисти, распространявшиеся по всей стране. Как начальнику над всеми хтоническими силами Чжан Тяньши приписывалась власть над обитающими в земле животными, которые могут повредить особо почитавшимся в Китае могилам предков. Одновременно "специальностью" Чжан Тяньши считалась и борьба с ядоносами, то есть скорпионами, змеями, ядовитыми пауками и прочей нечистью. Считалось, что Чжан Тяньши подчинены также пять громов, по его приказу убивающих нечисть, поэтому на картинах вокруг фигуры Чжан Тяньши рисовались пять огнедышащих барабанов - символов этих громов. Поскольку функции Чжан Тяньши близки функциям начальника над бесами Чжун Куя, то их изображения и атрибуты нередко смешивались.


Яньван
Владыка мертвых

Яньван ("князь"), в китайской мифологии владыка подземного мира; считалось, что он расследует земную жизнь мертвых, а затем направляет их для наказания к одному из десяти царей-судей, каждый из которых имеет свое судилище. Восемь царей наказывали души, а попадающих к двум другим судьям ожидали новые тела для реинкарнации.

Однако, согласно другим версиям мифа, всякая душа непременно должна была пройти через все десять судилищ. Древние китайцы верили, что ужасные пытки ждут великих грешников: продажные чиновники всех рангов глотают расплавленное золото, а самых закоренелых в грехе варят в кипящем масле, перетирают огромными каменными жерновами или разрубают пополам.

Чойджины

Чойджины или сахиусы, в буддийской мифологии тибетских и монгольских народов, являют собой разряд грозных божеств, входящих в категорию докшитов или совпадающий с ней. Слово Чойджин в тибетской речи означает "хранитель учения", в монгольском языке сахиус значит "охранитель", соответствие этого понятия в санскрите - дхармапала. В тибетской мифологии число чойджинов пополняется за счет местных духов. У тибетцев особо чтимым чойджином является Джамсаран, имеющий эпитет "Красный хранитель", точное название этого божества у монголов Улан сахиус.

Его отцом является свирепый дух, медноволосый якшас (yakshas), который живет в кровавом море на медной горе или на кладбище; в одной руке у него медный меч, в другой - легкие и сердце врага. По происхождению Джамсаран - добуддийское божество, возможно, монгольское, занявшее в Тибете место бога войны, сближающееся с Пехаром. В северном буддизме Джамсаран - один из восьми докшитов; ассоциируется с Куберой и с Гесером, который иногда считается одним из его воплощений. В эпосе хоринцев Джамсаран выступает врагом Гесера.

Особенно почитается монголами группа "пять чойджинов", которых в монгольских сказаниях называют "пять великих государей" или табун хаган, то есть защитников храма. Их культ тесно переплетается с культом Падмасамбхавы, которому они дали обет охранять религию. Их перерождением считается настоятель Лхасского храма, выступающий как государственный оракул, почитающийся одновременно и как воплощение Пехара. В процессе синтеза шаманской и буддийской мифологии представления о чойджинах трансформируются. Чойджины воспринимаются как свирепые воинственные охранительные духи, побеждающие демонов и болезни.

(из Китайской мифологии)

Священные существа
В мифологии китайцев большое место отводилось четырем священным существам: дракону, тигру, фениксу, черепахе. Дракон считался символом весны и востока, феникс - лета и юга, тигр - осени и запада, черпаха - зимы и севера.

По китайским народным верованиям, дракон - повелитель водной стихии - дарил людям влагу. Он щедро орошал поля тех, кто верно ему служил, защищая крестьян от неисчислимых бедствий. В иерархии китайских божеств дракон занимал третье место после неба и земли. Его изображали в самых причудливых формах. Глаза дракона похожи на кроличьи, а уши - на коровьи; у него растут длинные усы; туловище походит на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют орлиные когти. Встречается и другой вариант: голова дракона, как у верблюда, усы, как у зайца, глаза, как у быка, шея, как у змеи, брюхо, как у ящерицы, чешуя, как у карпа, когти, как у орла, лапы, как у тигра. Иногда дракона изображали в виде большой змеи или животного, напоминавшего одновременно и тигра и лошадь. Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным.

Существовали четыре типа драконов: небесный дракон, охранявший обители богов; божественный дракон, посылавший ветер и дождь; дракон земли, определявший направление и глубину рек и ручьев; дракон, охранявший сокровища.

Народная фантазия создала множество разновидностей драконов - повелителей водной стихии. Существовало поверье, будто моря, реки и озера управляются драконами, которые не поднимаются в небо. Они известны под названием: желтый дракон (хуан лун), змеевидный дракон (цзяо лун), извивающийся дракон (пань лун). Чуть ли не все непонятные явления природы люди стали связывать с проделками дракона. Его изображали в облаках и в тумане или в волнах, чтобы создать представление о способности вызывать ветер и волны. Он взмывал в небо и парил в облаках, скалил клыки и выпускал когти.

Изображение дракона в Китае можно было увидеть повсюду: в храмах, во дворцах, на мемориальных обелисках, на древних сооружениях, на стенах крестьянских домов (в виде картинки или вырезки из бумаги). В разное время, особенно часто в мае и июне, проходили религиозные процессии в честь дракона - "Моления о дожде". Составным элементом такой процессии был танец дракона. Рядом с мифическим чудовищем колыхались знамена различных цветов: желтые и белые символизировали ветер и воду, черные и зеленые - тучи. На пути процессии раскладывали костры - на них сжигали "жертвенные деньги".

Из всех животных в мифах и легендах особенно почитался тигр, который олицетворял силу, властолюбие, суровость, отвагу и свирепость. Он символизировал также военную доблесть. Изображение тигра находят на бронзовых и фарфоровых изделиях далекого прошлого. Вход в монастыри, правительственные здания, богатые магазины, жилые дома феодалов украшали и оберегали каменные изваяния тигра.

В Древнем Китае тигра соотносили с женским началом инь, с подземным миром и Западом (где солнце опускается под землю). В системе геомантики фэн-шуй его противоположностью был зеленый дракон, носитель мужского начала ян. Только позднее, в буддизме, тигр и зеленый дракон поменялись местами: иероглифом ян стали обозначать мужественное благородство тигра, тем более, что его лоб украшен знаком, в котором узнается иероглиф ван, что означает "царь". Образ тигра (инь) в бамбуковой роще (ян) соответствовал древнему китайскому образу испорченного, больного общества: т. е. тьмы, внедрившейся в область света.

Особую роль в Китае играло тигроподобное чудовище дао-дай ("пожиратель"), упоминания о котором относятся еще к эпохе династии Хань. Изображения дао-дай встречаются, как правило, на предметах похоронного культа, и порой сама погребальная урна выполнялась в форме тигра. Этот образ - земля, пожирающая мертвецов и тем самым дающая пищу живым.

Изображение тигра использовалось в борьбе с ядовитыми пресмыкающимися. Поэтому в праздник лета изготовлялись большие и маленькие тигровые маски из шелка, бархата и хлопчатобумажной материи. Голову хищника рисовали на щитах воинов; ее гравировали на деревянных дверях военных укреплений для устрашения неприятеля. Изображение тигра, вышитое на одежде военных чинов, служило знаком различия. В древние времена, стремясь вселить страх в стан противника, китайские воины в тигровых шкурах шли на врага с дикими криками, напоминавшими рев настоящего тигра.

Чтобы тигр наводил ужас на злых духов, голову этого хищника рисовали на стенах жилых домов и монастырей и вышивали на одежде и обуви детей.

Наряду с тигром большим уважением в народе пользовался лев, хотя царь зверей никогда не водился в Китае (китайское слово "лев" - ши происходит от персидского шир). В его честь устраивался танец львов. Обычно по улицам проносили двух ярко окрашенных игрушечных львов, которые состязались друг с другом в борьбе или играли "жемчужиной" - своеобразным шаром. Покрытый материей деревянный каркас льва поддерживали несколько человек. Под бой барабанов и звуки музыкальных инструментов игрушечный лев подпрыгивал, вскидывал голову, махал хвостом, раскрывал пасть.

Самой красивой и самой почитаемой среди пернатого племени была причудливая мифическая птица феникс. У нее горло ласточки, клюв петуха, шея змеи, хвост рыбы, лоб журавля, головка утки, расцветка дракона, спина черепахи. Перья у феникса пяти цветов - желтые, белые, красные, синие, черные. Они символизируют пять добродетелей: человеколюбие, долг, пристойность, знание обрядов, верность.

Волшебная птица феникс добра и милосердна: она не клюет насекомых, пищей для нее служат семена бамбука, а жажду она утоляет только из чистого родника. Происхождение птицы феникс связывают с солнцем и огнем, поэтому она символизирует тепло, неотделимое от лета и хорошего урожая. Феникс - эмблема императрицы. Черепаха также считалась священным животным; она олицетворяла долголетие, силу, выносливость. Ее куполообразную спину уподобляли небесному своду, а брюхо - земле. Долголетие черепахи стало символом вечности; верили, что она живет до трех тысяч лет. Священная черепаха имела голову змеи и шею дракона. Ее изваяние служило украшением императорских дворцов и постаментов для памятников на могилах знатных людей. Обожествлялись и другие живые существа. Широкое распространение получил в народе культ змей, лисиц, обезьян, ящериц, крыс. Сверхъестественными свойствами наделялась лисица: она якобы могла творить чудеса. Считалось, что лисица может вызвать пожар, отравить пищу и вообще причинить человеку вред, а также превратиться в кого угодно. Когда лисице исполняется 50 лет, она способна превратиться в обычную женщину, в возрасте 100 лет - стать прекрасной молодой девушкой или кудесником, владеющим всеми тайнами чародейства; достигнув тысячелетнего возраста, лисица может быть допущена на небо и тогда превратиться в "небесную лисицу".

Чаще всего волшебница-лисица старалась, приняв образ красивой женщины, выйти замуж за обыкновенного человека. Разумному мужу, не доискивающемуся до тайн жены, лисица могла принести счастье; стремление же проведать о е прошлом могло привести к большим неприятностям. Чтобы узнать в женщине лисицу, нужно было рассмотреть ее тень при лунном свете. В этом случае тень даже самой красивой женщины давала точное изображение вытянутой лисьей морды с острыми ушами. Лисица чрезвычайно осторожна и недоверчива, но решается на самые хитрые проделки, чтобы заручиться доверием смертных. Если человек нравственно испорчен и склонен к разврату, то лисица может причинить ему особенно много бед. Если же человек честен, лисица страшится его прямодушия и избегает его. Нравственно слабая и лживая, она почерпнула свое могущество от темного, холодного начала инь. Честный же человек получает знания и добродетели от животворящего начала ян.

Чтобы умилостивить лисицу, ей приносили жертвы. Крестьяне, дабы предохранить себя от ее гнева, рисовали большие белые круги на стенах и граде домов. Умертвить лисицу считалось большим преступление, и виновнику грозило серьезное наказание.

Проделки лисы прекрасно описаны китайским писателем Пу Сун-лином (18 в.) в новеллах "Лисьи чары". Обезьяна также считалась одним из священных животных. Особую популярность приобрел герой народных сказаний - царь обезьян, которого называли Сунь Хоуцзы или Сунь Укун. О нем существовали различные легенды.

Четыре небесных создания
К ним относятся ДРАКОН, ФЕНИКС, ЕДИНОРОГ и ЧЕРЕПАХА; считается, что они имеют священные духовные силы и символизируют различные аспекты счастья. Их изображения, особенно Дракона, встречаются повсеместно.

ДРАКОН или Лунг символизирует силу и великодушие, мужество и выносливость. Он несет дух возрождения и изменений, живительный дождь, представляя собой продуктивные силы природы. Это также символ бдительности и безопасности, который отдельно отстоит от всех небесных созданий и объединяет всех чешуйчатых созданий Вселенной. Он может жить на суше, в воде и летать в небе без крыльев, быть размером с шелковичного червя или с гору. Однако, Дракон не является богом, и существует он на самом деле или нет - неизвестно. Для китайцев Дракон - это символ их нации и всех благ, поэтому многие китайские рестораны и компании используют его изображение; а в течении многих столетий с ним отождествлялась императорская власть в Китае. Образ Дракона особенно подходит тем, кто родился в год петуха, наиболее удачливые из которых могут трансформироваться в Феникса, супругу Дракона. Эти два существа настолько часто встречаются в китайской литературе и мифологии, что занимают основное положение в символизме.

ФЕНИКС или Фэн Хуанг объединяет всех пернатых созданий Вселенной. Считается, что он появляется лишь во время мира и процветания. Феникс символизирует тепло солнца, лета и огня и помогает бездетным парам, а в паре с Драконом - плодотворный союз и изображается во время свадьбы. В Фэн-Шуй это создание символизирует юг, поэтому дома, обращенные входом к нему, будет посещать удача, так как юг - это лето, тепло, жизнь и время урожая.

ЕДИНОРОГ или Чи Линь - третье небесное создание, мистическое доброе предзнаменование. Символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Иногда называемый конем дракона, Единорог несет качества мягкости, доброты и благожелательности по отношению ко всем живым созданиям. Китайцы считают, что он всегда одинок и появляется лишь во времена правления государством великодушным руководителем или когда рождается великий мудрец. К его образу обращаются, когда требуется помощь в организации филиала или успеху детей.

ЧЕРЕПАХА - четвертое небесное создание, которое считается священным животным. Этот символ долгой жизни, силы и выносливости считается бессмертным. Она отождествляется с севером и зимой. Те, кто хочет прожить долгую здоровую жизнь, держат у себя дома черепах.

Животные, символизирующие долголетие
Одной из важных составляющих счастья для человека по восточным понятиям - возможность прожить долгую, здоровую и достойную жизнь, пожиная плоды своего труда и наслаждаясь счастьем наблюдать за своими наследниками, которые с честью несут родовое имя. Кроме черепахи и единорога существует еще несколько существ, символизирующих долгожительство. Это - ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, ОЛЕНЬ, ЗАЯЦ, ЦИКАДА и ЖУРАВЛЬ.

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ - символ счастья и долгой жизни; происхождение его основано на семантике сочетания "летучая мышь", которое по-китайски значит "счастье". Если он используется как символ удачи, то рисуется красным цветом - цветом радости. Изображения летучей мыши часто встречается на мантиях китайских чиновников, и иногда вырисовывается столь тщательно, что напоминает бабочку. Среди керамических изделий и изображений летучая мышь встречается в группах по пять, символизируя тем самым пять земных благ: старость, богатство, здоровье, добродетельность и естественная смерть, которые составляют суть понятия счастье в китайском менталитете.

ОЛЕНЬ - единственное животное, сумевшее найти гриб бессмертия, поэтому он символизирует долгую жизнь. Олень всегда изображается рядом с Богом Долголетия.Как и олень, ЗАЯЦ означает долгожительство, а если встречается его изображение красного цвета, то это считается благоприятным предзнаменованием.

ЦИКАДА - насекомое, летнее "пение" которого так любят китайцы, считается символом бессмертия и воскрешения. В давние времена среди богатых китайцев бытовал обычай класть цикаду, сделанную из жадеита в рот умершего перед похоронами, чтобы обеспечить ему вечную жизнь. Она также олицетворяет счастье и вечную юность, так как является единственным насекомым живущим более семнадцати лет. Цикады, сделанные из жадеита очень популярны среди жителей Гонконга, ведь считается, что эти крошечные создания вселяют великие идеи и символизируют живость мысли.

И, наконец, красавец ЖУРАВЛЬ, крайне популярная птица, часто изображаемая на картинах, ширмах и применяемая в других формах китайского искусства. Считается, что он наделен многими мистическими свойствами и атрибутами, среди которых непорочность и способность к долгой жизни. Обычно журавль изображается стоящим под сосной, еще одним символом долгожительства.

Защищающие животные
Еще одна группа животных, которая очень значима в символизме, и смысл которых важно понять в контексте Фэн-Шуй. Некоторые из них дают защиту дому, другие - мужество и выносливость. Это - МЕДВЕДЬ, ТИГР, СЛОН, ЛОШАДЬ, ЛЕОПАРД и ЛЕВ.

МЕДВЕДЬ означает мужество и силу, а его изображения, повешенные у входа в дом является действенной защитой против взломщиков.

ТИГР - символ военной доблести, изображения которого используется в борьбе с демонами и наглыми духами. В Фэн-Шуй это животное фигурирует как 500-летний Белый Тигр, который соединяется с Зеленым Драконом и производит огромные объемы космической Ци. Символ Тигра используют с большой осторожностью, так как это - очень свирепое животное, которое при несоответствующем обращении может "пожрать" своего хозяина. Используя его для защиты дома, проверьте, нет ли среди членов вашей семьи тех, кто родился в год животных, составляющих пищу тигра (кабан, кролик, петух и т.д.). Это предупреждение настолько серьезно, что матери сыновей, рожденных в эти годы сильно возражают, если те хотят жениться на девушке, рожденной в год тигра; считается, что такая жена может вызвать преждевременную смерть своего супруга. Женщин, рожденных в год животных, составляющих пищу тигра, предупреждают о том, чтобы они не рожали детей в год тигра, так как маленький "тигр" может "поглотить" мать во время родов. Несмотря на все это, китайцы считают, что дух Тигра настолько силен, что лучшей защиты от внешних злобных намерений не найти.

СЛОН, хотя и не так часто встречается в китайском искусстве, тем не менее является символом силы, несокрушимости и мудрости. Это животное - одно из семи сокровищ буддизма, и в таких странах как Таиланд и Индия, где эта религия широко распространена, слон считается священным животным. Для китайцев он также символизирует силу и энергию и используется как эффективное средство борьбы с ужасными духами. Возле надгробий династии Минг огромные каменные слоны, стоя и коленопреклоненные, охраняют путь, ведущий к гробницам. Легенда говорит, что к этим слонам приходят бездетные женщины, моля их о помощи, чтобы родился наследник.

ЛОШАДЬ так же, как и слон, одно из семи сокровищ буддизма; она символизирует скорость и упорство, а китайцы часто сравнивают умных детей с молодыми конями. Она не является небесным созданием, но, все же, из-за своих благородных качеств очень популярна в народе.

ЛЕОПАРД символизирует мужество и воинственную свирепость.

ЛЕВ издавна ассоциировался с энергией и доблестью. Каменных львов часто располагали у входных ворот в храмы и большие семейные дома. Они воспринимаются как превосходные защитники дома и общественных мест, особенно против злых духов. В буддизме - лев - священное животное, а китайцы часто по праздничным случаям танцуют под громкую музыку специальный танец Льва, который отпугивает демонов и привлекает удачу.

Птицы, приносящие радость и счастье
Кроме феникса и журавля, некоторые другие крылатые создания также символизируют радость, красоту и счастье. Среди них наиболее выделяются ФАЗАН, ПАВЛИН, ПЕТУХ и УТКА.

ФАЗАН - широко используемая эмблема красоты и счастья, а ПАВЛИН - красоты и благородства. Столетиями благодаря прекраснейшим оттенкам перьев его хвоста, павлин символизировал официальные звания, особенно, во времена правления династии Минг.

ИМПЕРАТОРСКАЯ УТКА ассоциируется с супружеской верностью и счастьем. Этот красивый вид уток считается наилучшим среди своего рода и дарится молодым супружеским парам, чтобы в их отношениях всю жизнь оставались нежность и счастье.

ПЕТУХ считается основным символом элемента Ян и носителем множества достоинств. Корона на голове говорит о его литературном даре, шпоры на ногах - о смелости и мужестве, защитный инстинкт по отношению к своим курам отражает его благожелательность, а ежедневный ранний клич - надежность. Китайцы считают, что изображение Красного Петуха в доме или на рабочем месте Является действенной защитой против пожара, а Белый Петух отгоняет злых духов ночью.

Деревья и плоды долголетия
Всего их четыре: БАМБУК, СОСНА, СЛИВА и ГРУША.

БАМБУК - во все времена почитаемое растение, широко представленное в искусстве, поэзии и литературе китайской нации и обладающее значением долгожительства, прочности и выносливости, которое остается зеленым на протяжении всего года. Китайцы считают, что он имеет мистическую силу, и, повесив его дома, вы будете надежно защищены от воздействия злых духов. Бамбук в виде флейты или "поющего ветра" также является проводником благоприятной энергии, и поэтому широко рекомендуется мастерами Фэн-Шуй.

СОСНА наиболее известный символ долгой жизни, в основном из-за того, что это вечнозеленое растение. Ее часто сажают рядом с КИПАРИСОМ, а так как они не вянут и способны переносить даже самые сильные морозы, то являются знаком вечной дружбы, способной выдержать любые испытания. Они часто встречаются в поэзии и ландшафтных рисунках на тему верности и преданности.

СЛИВА наряду с пионом, лотосом и хризантемой символизируют четыре времени года (слива соответствует зиме). Цветы сливы в силу своего аромата и чистоты ценятся так же высоко, как и ее плоды, от которых при одном взгляде "текут слюнки". Слива является символом долголетия, так как ее цветы появляются на практически голых и, как кажется, безжизненных ветвях даже когда дерево достигло очень зрелого возраста. Считается, что Лао Цзы родился под сливовым деревом.

Цветы, приносящие блаженную радость
Насчитывается пять значимых цветов, которые приобрели исключительную популярность в Китае и символизируют удачу и множество счастливых случаев, и которые выставляются в домах по праздникам. Это ПИОН, ХРИЗАНТЕМА, ЛОТОС, МАГНОЛИЯ и ОРХИДЕЯ.

Величественный ПИОН высоко ценится в Китае и справедливо называется "королем цветов". Он также известен как цветок богатства и почестей, символизирующий элемент Ян, весну, любовь и привязанность. Когда расцветает куст пиона, это считается хорошим предзнаменованием, и поэтому его стараются выращивать рядом с домом.

Как и пион, ХРИЗАНТЕМУ, которая символизирует осень, радость и легкую жизнь, очень любят в Китае. Особенно распространен обычай дарить друг другу в праздники желтые хризантемы, которые создают атмосферу счастья.

Священный ЛОТОС занимает особое место в сердцах китайцев, особенно тех, кто практикует буддизм. Он часто изображается утонченно и величественно парящим над темной водой, символизируя ошеломляющую чистоту среди загрязненного окружения. Это цветок, символизирующий лето; цветок, в котором был рожден возлюбленный Будда Падмасамбхава.Изображения или цветы лотоса в доме используются для создания спокойной, умиротворенной атмосферы, а также для пробуждения духовного сознания.

Другие прекрасные цветы - МАГНОЛИЯ и ОРХИДЕЯ - символизируют сладость, любовь и изысканность.

Плоды счастья
К ним относятся ПЕРСИК, АПЕЛЬСИН, ГРАНАТ и ХУРМА, каждый из которых ценится по разным причинам.

ПЕРСИК - китайский символ вечности и супружества. Древняя легенда описывает персиковое дерево богов, которое росло в садах королевы Запада, Си Ванг Му и приносило плод вечной жизни раз в три тысячи лет, который давал силу восемнадцати Бессмертным, а сам бог бессмертия произошел от бессмертного персика. Картины, изображающие этого бога, Сау Сенг Кунга, с персиком в руке - популярный подарок главе семейства, так как он символизирует долгую жизнь и долголетие.

АПЕЛЬСИН означает счастье, изобилие и процветание. Его часто дарят друг другу, а изображения вывешивают в доме в период Лунного Нового года, не только из-за названия ("кум", апельсин, по-китайски значит "золото"), но и благодаря его насыщенному радостному цвету и сочному аромату. Наконец, ГРАНАТ символизирует многочисленное потомство и успех в деятельности филиала компании, а также честь, славу и успех; ХУРМА же означает радость.

Китай одна из самых древних и загадочных стран мира. Её культура, верования и религии хранят множество тайн. Мистические и религиозные знания этой страны отличаются своей сложностью и многообразностью. Они переплетаются, порождая порой весьма необычные и уникальные взгляды на многие сферы жизни и восприятия ряда вещей.

Несомненно, это верно и для мистических знаний о потустороннем мире и его обитателях. Китайский мир демонов весьма богат и разнообразен. Здесь имеются и местные злые духи, и интерпретация демонических существ пришедших из других религий.

Для начала давайте поговорим о самом взгляде жителей Китая на и плавно перейдём к повествованию о некоторых его обитателях.

В традиционной китайской мифологии их нижний мир называется Дийю. Чаще всего он изображается в форме подземного лабиринта. В этих лабиринтах находятся камеры, где содержат души грешников.

Кроме того, там есть площадки, в которых проходит суд над ними и приводится в исполнение наказаний. Для каждого уровня Дийю действует свой судья. К слову, по разным версиям уровней от 3 до 18-ти. И каждый из них предусмотрен для определённых грехов.

Души мучаются в аду пока не искупят свою вину, проходя ужасные пытки. Но после отбывания наказания они вновь перерождаются. Интересно что у Дийю есть столица и жёсткое административное деление. В целом подземный, равно как и небесный миры, жёстко структурированы и роль чиновников в них ключевая.

Собственно, многие божества и их прислужники которые находятся в Дийю порой и рассматриваются как демоны. Впрочем, не только они. Тут мы приведём ряд наиболее известных демонов Китая.

Начнём с Лунвана, его можно отнести и к божеству, и к демону. Он владыка водной стихии. Ему служило три божества:

  1. бог грома Лэйгун;
  2. бог дождя Юйши;
  3. бог ветра Фэнбо.

Чаще всего Лунван проявлялся в форме дракона и отличался огромными размерами.

Согласно ранним текстам, Лунван — существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами.

ЖоШуй — особая река под горой Куньлунь, она отделяло царства живых от царства мертвых. Не удивляйтесь каждая река в Китае имела своего духа воплощение. Так что её можно считать живым существом.

У этой реки, к слову, жила хозяйка снадобья бессмертия, Си Ванму, она же была правительницей западного рая.

ЧжанТяньши — по мнению жителей древнего Китая был главным магом и повелевал бесами. Кроме того, являлся небесным наставником.

Владыкой демонов признавался ЧжунКуй, он же считался верховным судьёй подземного мира.

Ещё один из владык подземного мира Яньван он же главный следователь подземного царства. В его задачи входило изучение земной жизнь мертвых. После завершения расследования он определял в какое из десяти судилищ следует направить душу для суда.

Интересно что наказывали Цари-судьи не все. Восемь занимались установкой наказания, а вот двое давали тела, в которые души реинкарнировали.

Следует также упомянуть о следующих демонических существах Китая:

Конечно же, приведённый список не полон и может дополняться ещё очень долго. Но по крайней мере он отображает часть мира демонов и духов Китая.