Одесский оперный театр расписание спектаклей. Оперный театр. Интерьеры. Зрительный зал

Одесский оперный театр — одно из красивейших архитектурных сооружения второй половины XIX века. Здание было построено в смешанной ренессансно — барочной в 1883 — 1887 годах. Постройка характеризуется удобной планировкой, имеет зал почти на 1600 зрительских мест и вместительное удобное фойе, а также сцену, оборудованную различными механизмами.

Одесский национальный театр оперы и балета — а именно так звучит полное название этого шедевра архитектуры — имеет колоссальное историко — культурное значение как для самого города Одессы, так и для всей Украины культуры.

История проекта.

Первоначально старое здание театра было построено в 1810 году. Экстерьер постройки был выдержан в классической стилистике. Вместимость зрительного зала составляла всего 800 человек, но на то время это было достаточно много. Кроме того, еще некоторое количество зрителей могли наблюдать за действом на сцене, стоя в партере.

Однако со временем в планировке здания создатели увидели некоторые недостатки, и поэтому сооружение несколько раз перестраивалось, а также изменялась его внутренняя планировка. В 1873 году Одесский оперный театр загорелся в ночное время от газового рожка, и здание очень быстро сгорело полностью.

Прошло несколько лет. Городу Одессе требовался новый театр, который бы соответствовал современным требованиям и мог вмещать в своих стенах большое количество зрителей. Разработкой проекта здания занялись Герман Гельмер и Фердинанд Фельнер. Это были очень талантливые и известные специалисты своего времени, потому что они стали авторами построек во многих городах Европы. Прототипом для постройки здания театра в Одессе стала Дрезденская опера.

Строительство одесского оперного театра продолжалось 4 года, и за это время здание приобрело наиболее характерные черты. В 1887 году, 1 октября, состоялось торжественное открытие театра. Много выдающихся артистов и музыкантов выступали на его сцене.

Уже в советский период театр получил почетное звание » академический», а в 2007 году ему был присвоен статус » национальный».

Особенности архитектуры.

Одесского оперного театра поражает своей красотой и гармонией четких линий. Здание театра по праву занимает место среди лучших в Европе. Его планировка достаточно проста, но при этом поражает своим совершенством.

Зрительный зал имеет форму подковы, и его со всех боковых сторон охватывают галереи, а перед входом в зал расположено просторное фойе. Из центра здания в разных направлениях проложены проходы, каждый из которых ведет к выходу.

Театра во многом приближен к стилистике барокко, но при этом сохраняет свои собственные характерные черты. Все здание трехэтажное, на фасаде украшено изящными колоннами тосканского ордера. Третий этаж здания оформлен легкими и ажурными лоджиями и колоннами ионического ордера, которые придают постройке воздушности и невесомости.

Крыша постройки выполнена в форме купола, что придает всему сооружению дополнительной гармонии. Фасадная часть оперного театра в Одессе декорирована скульптурами на мифологическую тематику. Скульптурную группу возглавляет статуя Мельпомены — музы, которая являесят покровительницей искусств и творчества.

В колеснице, на которой восседает Мельпомена, запряжены 4 пантеры. Рядом расположены скульптурные изображения Орфея, играющего на кифаре, а также танцующей музы Терпсихоры.

Дизайн интерьера.

В оформлении интерьера прослеживаются характерные черты стиля рококо. По центру на потолке размещена роскошная, способная освещать пространство всего помещения. Особое внимание обращает на себя роспись плафона, посвященная тематике произведений Шекспира. Стены помещения оформлены светильниками и канделябрами, которую используются для дополнительного освещения помещения.

Во внутреннем оформлении наблюдается некоторая перенасыщенность лепными работами, щедро украшенными позолотой. С большим мастерством выполнена лепка в ярусах, в боковых вестибюлях и на лестницах, по которым зрители поднимаются к ложам.

Мебель инкрустирована орнаментом из бронзовых элементов. Внутреннее убранство оперного театра в Одессе производит впечатление изящества и роскоши, что способствует восприятию гармонии всего здания.

В интерьере зрительного зала заметно влияние стилистики рококо позднего периода. Помещение зала по своей форме напоминает подкову — в плане оно представляет собой вытянутый полукруг. Заслуживает восхищения уникальные акустические свойства зала, которые помогают зрителям слышать со сцены даже самые тихие звуки и шепот актеров.

Оперный театр замечательно вписывается в архитектурный ансамбль городской застройки, и по праву считается его украшением. Уже в начале XXI века Одесский оперный театр подвергся капитальному ремонту, а полная его реставрация была проведена в 2007 году.

Начало спектаклей в 12:00 и в 18:30
Билеты поступают в продажу за 10 дней до спектакля
Дети дошкольного возраста на вечерние спектакли не допускаются
В театр не допускаются зрители в спортивной и пляжной одежде, шортах, майках и вьетнамках

Из истории театра:
Здание первого в Одессе театра было построено по проекту известного петербургского архитектора Тома де Томона и открыто 10 февраля 1810 года. Это было белоснежное строение наподобие античного храма, обращённое фасадом к порту. Зал насчитывал 800 мест (на тот момент в городе проживали 12,5 тысяч человек).

Название «оперный» появилось в XX веке, а вначале театр именовался Городским. На его подмостках выступали знаменитые оперные певцы, труппы императорских и королевских театров.

Спустя 64 года после открытия Городской театр был полностью уничтожен пожаром. Строительство нового было поручено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, которые уже создали театры в Вене, Будапеште, Дрездене и других городах Европы. Проект Фельнера и Гельмера не был проработан в деталях, и сами зодчие в период строительства в Одессу не приезжали. Поэтому многое пересмотрели и усовершенствовали местные архитекторы Феликс Гонсировский, Александр Бернардацци и Юрий Дмитренко.

Театр был сдан 15 сентября 1887 года, а его открытие состоялось 1 октября 1887 года. Это было первое в Новороссийском крае здание, оснащённое электричеством и паровым отоплением.

На сцене театра пели Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Соломия Крушельницкая, Антонина Нежданова. Танцевали Анна Павлова, Айседора Дункан, Екатерина Гельцер. Концертировали Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Играли драматические актрисы Сара Бернар и Элеонора Дузе, итальянский трагик Эрнесто Росси. Дирижировали оркестром Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков, Антон Рубинштейн и Эдуард Направник, Антон Аренский, Александр Глазунов и многие другие.

Второй серьёзный пожар произошел в одесском Оперном 15 марта 1925 года после оперы Джакомо Мейербера «Пророк» – из-за неосторожного обращения с огнём. Пожар повредил зал, уничтожил сцену, декорации, костюмы. Пострадала нотная библиотека и занавес, на котором художник Франсуа Лефлёр изобразил сцену из «Руслана и Людмилы». Но уже

спустя год в театре возобновились спектакли, сцена получила новое техническое оснащение, были оборудованы два железобетонных занавеса, которые при необходимости отсекают сцену от зрительного зала и служебных помещений. Новый декоративный занавес был выполнен по эскизам известного театрального художника Александра Головина.

После Октябрьской революции одесский театр стал государственным, а в 1926 году получил статус академического.

В 1944 году театр чудом уцелел: фашисты планировали взорвать его при отступлении. Но 10 апреля на балконе здания был вывешен советский флаг – в знак освобождения Одессы от гитлеровских захватчиков.

Во время реконструкции театра 1996 – 2007 годов труппа оперного театра давала спектакли на сценических площадках действующих одесских театров, выступала на международных фестивалях в разных странах.

В 2007 году, в день открытия после реконструкции, одесский академический театр оперы и балета был удостоен статуса «национальный».

Об архитектуре:
В оформлении фасада и интерьеров театра элементы итальянского ренессанса и венского барокко, классического барокко и рококо, но все стилевые компоненты органично связаны и создают целостную композицию.

Парадная сторона театра выполнена в стиле венского барокко. Над фасадом высится скульптурная группа, изображающая покровительницу театрального искусства музу Мельпомену в колеснице, запряжённой четырьмя разъяренными пантерами (аллегория: лишь сила искусства способна покорить звериную дикость).

Венчают портик две скульптуры, воплощающие музыку и танец: слева – Орфей играет на кифаре кентавру, справа – муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству. На фронтоне портика римскими цифрами указаны несколько дат: в первой строке MDCCCLXXXIV-MDCCCLXXXVII – годы начала и окончания сооружения театра (1884-1887). Вторая строка содержит фразу «ardebat anno», что означает «театр горел» (речь идёт о пожаре 1925 года). Затем дата MCMLXVII (1967) и слово «restitutum» («восстановление») как напоминание о реставрационных работах в театре.

Центральный вход в театр украшают лепные воплощения комедии и трагедии. Слева изображен эпизод из трагедии Еврипида «Ипполит», справа – эпизод из комедии Аристофана «Птицы». На балюстраде здания расположены 16 фигурок путти (младенцев-амуров), каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.

В круглых нишах верхнего этажа по фронтону здания установлены бюсты гениальных русских авторов – Александра Пушкина, Александра Грибоедова, Николая Гоголя и Михаила Глинки. Они олицетворяют поэзию, драму, комедию и музыку.

Зрительный зал Одесского оперного театра декорирован в стиле позднего французского рококо, украшен лепным орнаментом с тончайшей позолотой. Главный мотив – раковина в виде завитков различной формы. Рисунок орнамента нигде не повторяется.

Потолочный плафон разделён на четыре сегмента-медальона, расписанных художником Франсуа Лефлёром. На них изображены сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится». В центре располагается большая люстра, поражающая обилием и изяществом ажурных деталей. Первый театральный занавес был расписан также Франсуа Лефлёром и изображал сцену из спектакля «Руслан и Людмила».

Нынешнее техническое оснащение театра отвечает самым современным требованиям. Сюда входят кондиционеры, автоматический режиссерский пульт, электронный регулятор художественного освещения с программируемой кибернетической установкой, компьютерное управление движением сцены, сложнейшая система противопожарного обеспечения. Размещение кресел в зале исключает наличие так называемых «слепых мест», а великолепная акустика позволяет доносить до зрителей даже шёпот со сцены.

Здание Одесского театра оперы и балета считается известнейшим архитектурным памятником Украины. Опера - один из красивейших театров в мире и настоящая жемчужина Одессы.

Часть 1.
Часть 2. Одесский Оперный театр
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.

Американский журнал Forbes включил его в список 11 самых интересных достопримечательностей Восточной Европы.

Одесский Оперный Театр ведет свою историю практически со времен основания Одессы. был построен в 1809 году по проекту известного французского архитектора Тома де Томона.

В 1873 году этот театр полностью сгорел, это было трагедией для города, но к счастью, человеческих жертв не было.

Руководство города понимало необходимость постройки нового театра, поэтому была создана комиссия по рассмотрению проектов нового театра под председательством Григория Маразли. После объявленного конкурса в 1880 году был выбран проект А.О.Бернардацци, который в то время занимал пост главного городского архитектора.

Тем не менее, поскольку известность архитекторов Фельнера и Гельмера была очень высока, то городская дума, пренебрегая проектом А.Бернардацци, обратилась к ним.

Могу только представить, как был расстроен Александр Осипович, но это решение оказалось судьбоносным.

Знаменитое австрийское архитектурное бюро Фельнера и Гельмера в основном специализировалось как раз на строительстве театров.

По проектам этих архитекторов были построено 48 театров во многих городах Центральной и Восточной Европы в стиле ренессанс с элементами барокко.

Проект Оперного театра для Одессы австрийцы подготовили к 1882 году.

Одним из образцов послужила возведённая четырьмя годами раньше Дрезденская Опера архитектора Готфрида Земпера, с нетрадиционной формой фойе, повторявшего изгиб зрительного зала.

Имеются также отсылки и к облику , которую строили также Фельнер и Гельмер.

Обладая абсолютно европейской внешностью, Одесская опера всегда была и театром европейского уровня.

Фундамент нового Оперного театра был заложен 16 сентября 1884 года, через 11 лет после пожара, уничтожившего первый городской театр.

«в фундамент был установлен ящик из котельной меди, посеребрённый снаружи, в который вложили следующие вещи: металлическая таблица с перечислением всех руководящих лиц города; пшеница урожая 1884 г. из с.Кошарки и бутылка вина местного производства; русские золотые и серебряные монеты; снимок герба Одессы; вид сгоревшего театра; техническая документация по новому зданию театра; записки Новороссийского университета за 1884 г.; городские газеты и пр.»

Проект Фельнера и Гельмера не был доработан в деталях, к тому же, архитекторы не приезжали в Одессу во время строительства, поэтому многое переосмыслили и дополнили одесские архитекторы Александр Бернардацци, Феликс Гонсиоровский и Юрий Дмитренко. Аллегорические композиции на фасадах выполнил скульптор Ф.Фридль.

Реализация проекта обошлась в колоссальные полтора миллиона рублей, но здание театра оснастили по последнему слову техники: впервые в Новороссийском крае были применены электрическое освещение и паровое отопление.

Работы велись подрядным способом из местных строительных материалов (в основном, популярного одесского известняка - ракушечника). Новый театр открылся 1 октября 1887 года.

Новый театр моментально стал культурным центром города, излюбленным местом богатых сословий Одессы, и, кроме того, пользовался небывалой популярностью среди артистов с мировыми именами.

Айседора Дункан, Майя Плисецкая, Анна Павлова, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов — кого только не принимала сцена одесской Оперы! Здесь звучали голоса легендарных Энрико Карузо и Титта Руффо, Леонида Собинова и Саломеи Крушельницкой, Муслима Магомаева и Федора Шаляпина. Последний после своего первого визита в театр писал жене: «…Был в театре и пришел в дикий восторг от его красоты…». Кстати, в 1899 году в спектакле «Русалка» два выдающихся голоса — Шаляпин (бас) и Собинов (тенор) — выходили на сцену вместе, что было исключительно редким событием.

Выступал в Опере и Петр Чайковский. Его концерты всегда сопровождались аншлагами. Однажды после выступления актриса Мария Заньковецкая преподнесла маэстро лавровый венок с надписью «Бессмертному от смертной». В тот же вечер для Чайковского устроили шикарных банкет в Английском клубе (ныне — музей Морфлота). В письме к своему брату Модесту великий музыкант писал: «Никогда мне так не приходилось уставать от дирижирования, как в Одессе. Но зато никогда и нигде меня не возносили, не фетировали, как здесь. Если б хоть десятой доли того, что было в Одессе, я мог бы удостоиться в столицах!»

Еще одна из театральных баек касается профессионального Театра корифеев, который в конце XIX века гастролировал в Одессе. В труппу входили Иван Карпенко-Карый, Николай Садовский, Панас Саксаганский, Мария Заньковецкая. В день одной из премьер, когда разбушевалась непогода, перед входом в Оперный образовалась большая грязная лужа. А чтобы Заньковецкая смогла пройти, Садовский снял свою бобровую шубу и постелил прямо на грязь.

Кстати, легендарный Леонид Утесов пел на сцене нашей Оперы всего два раза. Первый — в 1917-м, когда в театре устроили грандиозный концерт по случаю визита Григория Котовского. А второй раз — после войны. Билеты раскупили вмиг! Народ даже принес стремянки, чтобы смотреть концерт через окна второго этажа.

В 1925 году в здании возник пожар, который уничтожил сцену и повредил зрительный зал. Спустя год театр был восстановлен, но уже через 40 лет потребовалась его полная реставрация, которая была произведена на выделенные из всесоюзного бюджета четыре миллиона рублей. Но и это помогло ненадолго - уже к середине девяностых годов двадцатого века здание пришло в катастрофическое состояние. Причина подобных проблем кроется в оседании породы, подлегающей под театром. В городе заговорили о том, что театр медленно, но верно «сползает» к морю, и вскоре мы его не увидим. К счастью, подобные слухи оказались преждевременными. В 2007 году завершилась долгосрочная реставрация, в ходе которой фундамент здания был укреплен сваями, произведена установка современных систем кондиционирования, пожарной сигнализации, электрообеспечения, произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений.

Во время Великой Отечественной войны артисты Одесского театра не перестали выступать. Правда, в обязательном порядке приходилось включать в репертуар немецкие и румынские произведения, но оставалось место и для русской классики: «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и «Лебединого озера».

Зал никогда не пустовал, в том числе и из-за того, что цены на билеты были невысокими. Труппа даже выезжала на гастроли.

При отступлении в 1944 году фашисты планировали взорвать здание театра, но, к счастью, этого не произошло. Легенда гласит, что спасла театр одна из его балерин — командующий операцией офицер влюбился в нее, а та уговорила его не трогать храм искусств.

Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, именно на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от гитлеровских захватчиков.

В 1926 году театру было присвоено звание «Академический».

С 1929 года театр назывался «Государственный оперный академический театр им.Луначарского».

31 августа 2007 года указом Президента Украины № 807/2007 Одесскому академическому театру оперы и балета присвоен статус «Национального».

Одесский Оперный Театр знаменит прежде всего своей архитектурой, а по своей планировке и по техническим данным не уступает лучшим в Европе. Само здание исполнено в стиле венского «барокко», который был основным в европейском искусстве с конца 16 и до середины 18 века.

Над фасадом возвышается скульптурная группа, изображающая одну из муз - покровительницу искусства Мельпомену.

Она сидит в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами. Эта аллегория иллюстрирует мысль, что только сила искусства способна покорить звериную дикость.

На фронтоне портика римскими цифрами указаны несколько дат: в первой строке MDCCCLXXXIV-MDCCCLXXXVII – годы начала и окончания сооружения театра (1884-1887).

Вторая строка содержит фразу «ardebat anno», что означает «театр горел» (речь идёт о пожаре 1925 года). Затем дата MCMLXVII (1967) и слово «restitutum» («восстановление») как напоминание о реставрационных работах в театре.

С обеих сторон от надписи портик венчают две скульптуры, олицетворяющие музыку и танец:

слева — Орфей играет на кифаре кентавру:

справа — муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству:

Около центрального входа на высоких постаментах установлены две скульптурные группы, олицетворяющие Комедию и Трагедию: слева - сцена из трагедии Еврипида «Ипполит», справа - эпизод из комедии Аристофана «Птицы».

Скульптурная группа «Комедия»

На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут же, у её ног.

Скульптурная группа «Трагедия»

В правой руке у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел.

По фронтону здания справа и слева расположены бюсты

Грибоедова:

символизирующие соответственно поэзию, комедию, драму и музыку.

На балюстраде здания расположены 16 фигурок путти (младенцев-амуров), каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.

Посетив оперный театр, вы обязательно увидите зеркало, под которым еще в 1887 году был замурован символический ключ, подаренный архитектором нового здания театра Фердинандом Фельнером городскому голове Григорию Маразли. А еще говорят, что если быстро пробежать взглядом по фигуркам всех ангелочков яруса, то можно заметить, как они танцуют.

Сторона театра, смотрящая на Английский клуб и Театральный сквер, называется английской. В сквере, между театром и клубом, расположен (больше известный как «Дети и лягушка») и безымянный . Вдоль английской стороны театра из Театрального сквера к переулку Чайковского спускается изящная , построенная

«Английская» сторона Одесского Оперного театра

А сторона, обращенная на сквер Пале-Рояль и , называется французской.

«Французская» сторона Одесского Оперного театра

Самая красивая часть здания — это зрительный зал.

Площадь сцены 500 м², арьерсцены - 200 м², ширина портала 15 м, высота - 12 метров. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа.

Для освещения театра впервые в Одессе было применено электричество, для чего была построена электростанция переменного тока. Впервые электрические лампочки вспыхнули в Одессе в 1887 году, в день открытия театра.

Одесский театр уникален не только своим архитектурным решением и изысканной лепкой, но и акустикой — голоса артистов одинаково хорошо слышны в любой части зала, рассчитанного, между прочим, на 1636 мест (в той же Венской опере — 1473 места). А если выбрать нужную точку на сцене, то от вибраций голоса даже начинает дребезжать люстра. «Когда пел Сергей Лемешев, — поделилась бывшая солистка театра Антонина Иванова, отдавшая Опере более 20 лет, — он определил, что если подойти ближе к краю сцены и встать прямо под рампу, голос разносится по залу лучше всего. Люстра при его выступлениях всегда дребезжала». Кстати, вес хрустальной люстры — 2,5 тонны!

В 1971 году в театре был установлен орган фирмы «Ригер-Клосс». 3 тысячи труб размещены над ложами второго яруса и при неиспользовании закрыты специальными шторами- жалюзи. Органный пульт передвижной и при необходимости устанавливается на сцене, тогда как обычно он находится за кулисами.

В 1997 году начались реставрационные работы по Одесскому оперному театру. Завершились они осенью 2007 года. Целых 10 лет!

Фундамент был укреплён именными сваями (1840 штук),каждая стоимостью 1 500 $, и выдерживающая нагрузку 30 000 т. А на оформление театра пошло примерно 7,5 кг сусального золота. Вся конструкция театра весит 54 000 тонн, а театральное здание, как и вся Одесса, стоит прямо на трещине подземных тектонических плит, которые находятся на глубине примерно полтора километра. Поскольку движение плит непрерывно, вышеупомянутые сваи движутся вместе с ними. Именно из-за этих колебаний здание театра постоянно смещается, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные мелкие трещины на фасаде, начавшие особенно интенсивно разрастаться в последние годы. По мнению экспертов проблему эту устранить, к сожалению, невозможно.

22 сентября 2007 года состоялось торжественное открытие полностью отреставрированного Оперного театра. Был воссоздан его первоначальный вид (с 1964 г.) как снаружи, так и изнутри.

В 2011 году студия Артемия Лебедева разработала новый логотип для одесского Оперного театра.

Что немаловажно, посетить Одесский оперный театр, несмотря на дорогую роскошь интерьеров, доступно каждому. По состоянию на декабрь 2008г., цены на билеты составляют от 20 до 100 грн., если выступают не именитые артисты.

В октябре 2012 года в здании Одесского театра оперы и балета начал работать музей, экспозиция которого крайне любопытна. Здесь собраны сценические костюмы, пожелтевшие от давности лет афиши, программки и фотографии, партитуры опер с пометками артистов, личные вещи знаменитых танцоров и певцов, которым в свое время рукоплескала Одесса. Эти и другие предметы (их в коллекции музея более 300) дают возможность прикоснуться к истории и проникнуться духом театра.

Репертуар Оперного Театра достаточно обширен, но среди самых известных и удачных постановок можно назвать следующие спектакли: «Кармен», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Запорожец за Дунаем», «Чио-Чио-Сан», «Наталка-Полтавка», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица». На этих спектаклях зал обычно полон.

Конечно же, такая достопримечательность, как Оперный театр, имеет свои легенды.

Говорят, что один европейский артист прямо во время представления зарезал на сцене свою партнершу. После этого работники театра якобы слышали шаги и плач актрисы.

Также рассказывают, что призрак известного одесского вора Япончика посещает театр. Известно, что он был поклонником искусства.

А еще, в одесском оперном театре верят, что если несколько минут смотреть на себя в шестиметровое зеркало, расположенное в конце английской лестницы, то постареешь на три года позже.

Одесса немыслима без своего оперного театра, который прославил ее на весь мир.

Одесский национальный академический театр оперы и балета является одним из старейших на территории бывшего СССР. Здание, в котором он находится, считается памятником архитектуры. Театр является гордостью и визитной карточкой города.

История театра

Театр появился в Одессе ещё в 19 веке. Основателем его был герцог де Ришелье - градоначальник.

Здание для театра было построено в 1810 году. Автором проекта был итальянский архитектор Франческо Фраполли. С 1811 года спектакли стали демонстрироваться в театре регулярно. Репертуар был разножанровым, но через несколько лет возобладала опера.

В 1873 году здание театра было уничтожено пожаром. Через 11 лет началось строительство нового пристанища для храма искусства. Первым спектаклем, сыгранным в новом здании, была опера «Борис Годунов». За годы его существования на его сцене выступали самые лучшие в мире и знаменитые оперные исполнители и танцовщики.

В начале 20 века исполнителем ведущих партий в балете и хореографом-постановщиком был Томаш Нижинский. Его сын Вацлав - знаменитый во всём мире танцовщик. В то время своей балетной труппы в театре не было и в постановках принимали участие приглашённые артисты. В 1923 году Ремислав Ремиславский и Екатерина Пушкина создали в Одессе первую хореографическую школу. Их выпускники стали артистам балетной труппы театра. Первым руководителем её стал балетмейстер Роберт Баланотти.

В 1925 году здание театра подверглось пожару, который возник из-за во время спектакля «Пророк» Джакомо Мейербера. Сгорели костюмы и декорации, была уничтожена сцена и занавес, понесла серьёзные убытки нотная библиотека, был повреждён зал. Последствия пожаров были ликвидированы уже через год, и труппа вновь начала давать спектакли. Появилось новое техническое оснащение помещения. Были созданы новые костюмы и декорации. В зале были установлены железобетонные занавесы, которые в экстренном случае отсекают друг от друга сцену, зал и служебные помещения.

До 1919 г. Одесская опера была частной. В этот год она была переведена на государственное довольствие. А в 1926 г. театру было присвоено звание "Академический".

Основу репертуара тех лет составляла классика, как русская, так и зарубежная. Но, помимо этого, шли спектакли, созданные украинскими и советскими композиторами: «Наталка-Полтавка», «Броненосец Потёмкин», «Тарас Бульба», «Щорс», «Запорожец за Дунаем», «Тихий Дон», «Мазепа», «Сорочинская ярмарка» и многие другие.

Во время Великой Отечественной часть труппы была отправлена в эвакуацию в Казахстан и Красноярск. Оставшиеся в Одессе артисты входили в агитбригады и выезжали на поля сражений и в госпитали, дабы своим творчеством поднимать боевой дух действующей армии и вдохновлять защитников Родины.

С первых лет своего существования и по сей оперы и балета - это настоящий культурный центр Одессы. Музыкальная и общественная жизнь города сосредоточена в нём.

Билеты в театр оперы и балета стоят от 15 до 30 долларов, это примерно от 900 до 2000 рублей.

После войны театр приобретал всё большую популярность. Его репертуар расширялся. В 60-е годы в репертуаре было двадцать четыре балета и двадцать восемь оперных спектаклей.

Одесский театр вырастил не одно поколение замечательных вокалистов, танцовщиков, музыкантов, которые начинали здесь свой творческий путь, а затем становились знаменитыми на весь мир артистами, чьи имена стали легендами. И в наши дни в труппе работают талантливые профессионалы своего дела, любящие свой труд и посвящающие творчеству всю свою жизнь. Среди них не только опытные корифеи сцены, но и полные энтузиазма и энергии молодые артисты.

Театр активно участвует в различных фестивалях. Артисты объездили с гастрольными турами огромное количество разных стран.

Здание театра

Здание, в котором располагается театр оперы и балета, было построено в 1887 году, вместо старого, которое пострадало от пожара. В оформлении его интерьеров и фасада использовано несколько разных стилей. Внешний вид здания представляет собой удачное сочетание богатства и искусства. В облике присутствуют элементы рококо, ренессанса и барокко. Они настолько гармонично соединены, что образуют единую композицию.

Главный фасад имеет форму полуовала. Он украшен колоннами и балконами. Здание имеет три этажа. Первые два выглядят статично и фундаментально. Третий этаж - ажурный и лёгкий.

Над фасадом расположилась скульптурная группа.

Проект строительства здания в 1873 году создали архитекторы Фельнер и Гельмер.

Зрительный зал театра украшен лепниной и позолотой, мрамором, хрусталём, бархатом, зеркалами. Он имеет подковообразную форму. Вокруг него расположены прогулочные галереи. Вместимость зала - 1635 зрительских мест.

Здание подвергалось реконструкциям в 1955, 1965, 1996 годах. Третье тысячелетие театр встретил в обновлённом виде. Был укреплён фундамент, отреставрирован фасад, были установлены новые системы отопления, кондиционирования, современная световая и звуковая аппаратура, компьютерное управление сценой.

Оперный репертуар

Театральная афиша Одессы богата и разнообразна. Ведущее место в ней занимает оперный театр. Он предлагает зрителям музыкальные постановки, а также концерты.

Оперный репертуар театра:

  • «Флория Тоска».
  • «Травиата».
  • «Риголетто».
  • «Мадам Баттерфляй».
  • «Катерина».
  • «Запорожец за Дунаем».
  • «Вий».
  • «Изумрудный город».
  • «Аида».
  • «Иоланта».

И другие.

Балетный репертуар

Оперы и балета в свой репертуар включает следующие хореографические постановки:

  • «Щелкунчик».
  • «Тайна Венского леса».
  • «Питер Пэн».
  • «Крик».
  • «Красная шапочка».
  • «Золушка».
  • «Баядерка».
  • «Нуриев forever».
  • «Айболит ХХІ».
  • «Пахита».
  • «Кармен-сюита».

И другие.

Билеты в театр можно приобрести в кассе или на официальном сайте. Стоимость варьируется, в зависимости от спектакля и от того, насколько близко к сцене расположены места в зрительном зале.

Оперная труппа

Одесский театр оперы и балета собрал на своей сцене талантливых, профессиональных артистов.

Вокалисты:

  • Валерий Бендеров.
  • Лариса Зуенко.
  • Юрий Дудар.
  • Вера Ревенко.
  • Дмитрий Михеев.
  • Людмила Ширина.
  • Василий Добровольский.
  • Илона Скрыпник.
  • Александр Прокопович.
  • Татьяна Спасская.
  • Иван Фляк.
  • Елена Стародубцева.

И другие.

Балетная труппа

Одесский театр оперы и балета славится своей труппой. Кроме вокалистов, здесь замечательные музыканты, хористы и танцовщики.

Артисты балета театра:

  • Ольга Воробьёва.
  • Дмитрий Шарай.
  • Владимир Статный.
  • Эллина Походных.
  • Мария Рязанцева.
  • Елена Лавриненко.
  • Анжелика Левшина.
  • Вячеслав Кравченко.
  • Юрий Чепиль.
  • Анна Тютюнник.
  • Вадим Круссер.
  • Кристина Павлова.
  • Владислав Степанов.

И многие другие.

Музей

Несколько лет назад одесский театр оперы и балета, по инициативе директора, открыл свой музей. Коллекцию экспонатов начали собирать в 2011 году. Музей посвящён истории оперного театра и располагается в помещении, где раньше находились кассы. Посетить экспозицию может каждый зритель перед началом спектакля и во время антрактов. Среди экспонатов: программки и афиши спектаклей, фотографии, билеты, эскизы декораций, документы, костюмы, инсталляции интерьеров, реквизит, предметы театрального обихода и так далее.

Фестивали

Одесский театр оперы и балета является организатором нескольких фестивалей. Они проводятся для исполнителей и трупп из других городов и стран.

Международный фестиваль искусств. Проходит он под открытым небом. Принять в нём участие могут представители любых направлений в искусстве, приветствуется как классика, так и актуальные жанры.

Фестиваль "Бархатный сезон в Одесской опере". Он проходит в новом формате. Фестиваль создан для того, чтобы объединить в одно целое все стили, жанры и формы классического искусства. Участники фестиваля демонстрируют балеты и оперы. Исполняют музыку барокко и популярную классику.

Есть ещё два фестиваля, которые организует одесский коллектив. Один из них носит название "Рождественский". Второй проводится в юбилейные для театра даты.

Главный режиссёр

О. Тараненко является главным режиссёром Одесского театра оперы и балета. Оксана - выпускница высшего музыкального училища имени Р. Глиэра в Киеве. В 2000 году окончила институт театрального искусства имени И. Карпенко-Карого - режиссёрский факультет. В течение десяти лет работала на телевидении. Была журналисткой, ведущей, режиссёром фильмов и телесериалов.

В театре поставила большое количество музыкальных спектаклей. Была режиссёром и помощником художественного руководителя театра оперы и балета для детей и юношества в Киеве. В Одессу была приглашена в 2013 году.

На его сцене дирижировали Чайковский и Рахманинов, пели великие Энрико Карузо и Фёдор Шаляпин, танцевали Павлова и Айседора Дункан. Популярный журнал «Forbes» включил Одесский оперный театр в список самых значимых достопримечательностей Восточной Европы..

Одесский оперный театр – самый первый в Украине по времени постройки, значению и известности. Первое здание театра открыли в 1810, но в 1873 году оно было уничтожено пожаром. Современное здание спроектировано в 1887 году Фельнером и Гельмером в стиле венского барокко. Потрясающая акустика зала в форме подковы позволяет услышать даже шёпот со сцены в любой части зала. Масштабная реставрация оперного театра окончилась в 2007 году.


Одесский оперный театр стал знаменитым благодаря особой архитектуре, не уступающей лучшим зданиям театров в Европе. В своё время оно считалось одним из лучших в мире и до сих пор является одной из главных достопримечательностей города. Согласно проекту оно состоит из зрительного зала-подковы с просторными галереями, фойе и подсобными помещениями. Лестницы, напрямую ведущие к выходу из театра, тоже состоят из ярусов. Перекрыто здание каскадом металлических балок


Несомненно, самая впечатляющая часть здания - его зрительный зал, оформлены в стиле Роккоко. Все детали внутри очень гармонируют: купола, колонны, арки, барельефы, свечи, позолота, очень красиво сочетающаяся с цветом стен и потолков.


На потолках оперного театра росписи - сцены из самых знаменитых творений Шекспира. Над залом высится огромная люстра из хрусталя, весящая более двух с половиной тонн.


Вот она, парадная лестница Оперного театра Одессы


Репертуар Одесского оперного театра достаточно обширен, среди постановок - «Кармен», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Запорожец за Дунаем», «Чио-Чио-Сан», «Наталка-Полтавка», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Александр Пушкин говорит об Одесском театре в своём романе «Евгений Онегин»:

“Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень - Орфей…»
«…А только ль там очарований?
А разыскательный лорнет?
А закулисные свиданья?
A prima donna? а балет?…»
«…Но поздно. Тихо спит Одесса;
И бездыханна и тепла
Немая ночь. Луна взошла,
Прозрачно-лёгкая завеса
Объемлет небо. Все молчит;
Лишь море Чёрное шумит…”

Артисты балета выступали в Канаде, Японии, Шри-Ланке, Китае, Венгрии, Болгарии, Финляндии, Южной Корее, Италии, Испании, Португалии, Индонезии, Швейцарии, Швеции и многих других странах мира


После своего первого визита в Одессу Фёдор Иванович Шаляпин сказал жене:

«..пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее»


Театр окружен множеством красивых фонтанов с подсветкой

Фасад выходит на перекрёсток улиц Ланжероновской и Ришельевской, тыльная же сторона театра выходит к переулку Чайковского, соответственно официальный адрес театра: переулок Чайковского, 1


Одесса немыслима без своего оперного театра, который прославил ее на весь мир