Памятник николаю первому. Памятник на исаакиевской площади Клодт николай 1

Описание

Памятник императору Николаю I является композиционной доминантой Исаакиевской площади. Великолепная архитектурная, инженерная и скульптурная композиция объединяет вокруг себя шедевры архитектуры, созданные зодчими Европы и России на протяжении двух столетий.

Сооружена архитектурно-скульптурная композиция была в 1856 – 1859 годах после смерти императора. Проект памятника принадлежит французскому инженеру-архитектору Анри Луи Огюст Рикар де Монферрану (1786 – 1858 гг.). Петр Карлович Клодт выполнил скульптурную композицию. Великолепный синтез искусств – архитектуры, скульптуры, инженерного и камнерезного дела – плод творческого союза талантливых мастеров своего времени: архитекторов Н. Ефимова и А. Пуаро, скульпторов Р. Залемана и Н. Рамазанова.


Памятник императору Николаю I интересен своим сложным композиционным решением, где большое значение имеет постамент с его декоративным убранством. Он является образцом камнерезного дела в России и богатства империи, цоколь выполнен из сердобольского гранита, основной объем постамента отделан красным гранитом, порфиром, белым мрамором. Торжественный пьедестал монумента по четырем углам украшен великолепными женскими скульптурами. Портретное сходство жены и дочерей императора узнаются в скульптурных женских аллегорических фигурах, воплощающих Мудрость, Силу, Веру и Правосудие.


Особый интерес представляют бронзовые горельефы, расположенные на пьедестале. Они зримо повествуют о важных исторических событиях, произошедших в период правления Николая I. Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: заговор и восстание декабристов, целью которых было свержение монархии и установлению конституционного строя в России (1825 г.), усмирение холерного бунта на Сенной площади в Санкт-Петербурге (1831 г.), награждение М. М. Сперанского – создателя первого свода законов в Российской империи (1832 г.), открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт - Петербург - Москва (1851 г.).

Памятник императору Николаю I (общая высота 16 метров) является грандиозным, величественным сооружением, одновременно точно выверенная гармония всех частей памятника и тонкая, сложная пластика скульптурных групп создают ту пространственно-художественную композицию, которая по праву является центром одной из красивейших площадей Европы. Великолепную картину дополняют фонари тонкой искусной работы, фланкирующие памятник с четырех сторон.


Особый интерес представляет конная статуя императора Николая I. Государь являлся шефом конногвардейского полка, именно в соответствующем мундире он отображен на постаменте. Удивление вызывает фигура коня, на котором восседает император. Петр Карлович Клодт путем математических вычислений определил всего две точки опоры для коня бронзового всадника, устремленного вперед – к будущим победам государства российского. Задние ноги коня, на которые приходится вся нагрузка конной статуи, для верности были соеденены с пьедесталом металлическими костылями.

Памятник императору Николаю I – один из самых сложных и выразительных образцов архитектурного и художественного творчества европейских и русских мастеров.

Памятник Николаю I - одно из самых значимых скульптурных сооружений Санкт-Петербурга. Он расположен на одной из главных площадей северной столицы и служит ее великолепным украшением. Напоминая внешне знаменитый «Медный всадник», он, тем не менее, имеет свои оригинальные черты, в первую очередь, с инженерно-технической точки зрения, а также отличается от него внешним видом.

Общая характеристика

Памятник Николаю I был воздвигнут по инициативе его преемника и сына Александра II. Автором был О. Монферран, вернее, последний спроектировал композицию и создал пьедестал, а саму фигуру императора придумал и отлил П. Клодт. Отливка и создание длились три года, а открытие состоялось в 1859 году. При его постройке использовались ценные материалы, например итальянский мрамор. Первоначально скульптор планировал сделать фигуру правителя на спокойно стоящем коне, однако этот проект был отвергнут Монферраном, желавшим в композиции соединить две части площади, которые были решены в разных архитектурных стилях. В результате памятник приобрел тот вид, который существует теперь. Император восседает на коне, находящемся в движении, которому противопоставлена спокойная фигура всадника.

Расположение

Скульптурная композиция расположена на площади между Исаакиевским собором и Мариинским театром. Она находится на одной оси со знаменитым «Медным всадником», что является своего рода аллегорией: ведь известно, что император при жизни стремился подражать Петру I, и такое расположение, очевидно, должно было подчеркивать эту преемственность в политике. Однако следует также учитывать тот факт, что создатели стремились превратить площадь в единый культурно-археологический ансамбль, и для этого решили поставить монумент именно на данном месте. Для окончательного оформления пространства на указанном месте и был поставлен памятник Николаю I на Исаакиевской таким образом, был украшен еще одной скульптурной композицией, посвященной одному из императоров.

Внешний вид

С первого взгляда новая композиция очень напоминает знаменитую статую Петра I, которому Николай Павлович очень хотел подражать в годы своего правления. Именно поэтому композиция имеет явные отсылки к этому монументу, но вместе с тем и отличается от него. В первую очередь это относится к позе всадника. На первой композиции царь изображен в динамике: он сидит с протянутой рукой, его корпус устремлен вперед, а поворот головы символизирует устремленность в будущее. Памятник Николаю I, напротив, представляет его спокойным и величественным, что особо подчеркивается также и парадным пьедесталом, на котором расположена фигура. Сам царь представлен в мундире Конного полка, что также подчеркивает официальный характер скульптуры, в то время как «Медный всадник» больше имел символическое значение. Он выполнен в духе просветительских идеалов и должен был знаменовать победу разума и прогрессивность петровских реформ. Но памятник Николаю I на олицетворял мощь и величие императорской власти. Это вполне соответствовало духу правления этого царя, который заботился об усилении абсолютизма.

Украшения

Отдельно следует сказать об аллегорических образах, расположенных на пьедестале монумента. В первую очередь, это четыре женские фигуры, которые символизируют силу, мудрость, правосудие и веру. Их лица являются портретными изображениями императрицы и дочерей этого царя. Автором их является Р. Залеман. Между двумя фигурами расположен герб. Также следует упомянуть про барельефы, которые изображают наиболее значимые события николаевского царствования: холерный бунт, награждение Сперанского за издание свода законов и открытие императором Три барельефа выполнил Ромазанов, один - Залеман. Поначалу памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге не имел ограды, но впоследствии она была пристроена.

Технические достоинства

Скульптура является уникальной с инженерной точки зрения. Дело в том, что статуя стоит на постаменте, опираясь всего лишь на две точки, - это задние ноги коня. Это был единственное сооружение подобного рода в Европе. Аналогичная конструкция была применена только в США при возведении скульптуры Э. Джексона. Поначалу предполагалось, что памятник Николаю I в Санкт-Петербурге устойчив за счет того, что в статую лошади была положена металлическая дробь для того, чтобы утяжелить точку опоры. Однако при проведении реставрационных работ в советское время ничего подобного обнаружено не было. Выяснилось, что сооружение устойчиво за счет специальных тяжелых металлических брусов, которые были заказаны скульптором на одном из лучших заводов.

Дальнейшая судьба

В встал вопрос о том, чтобы снести памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Вместо него планировалось поставить скульптуру одного руководителей Красной армии: Фрунзе или Буденного. Однако при обсуждении вопроса учли то немаловажное обстоятельство, что конструкция является уникальной с технической точки зрения, и что демонтировать ее будет очень непросто, и в связи с этим решили оставить сооружение. Впоследствии также отклонили проект заменить его другим сооружением. Была убрана только ограда, которая, впрочем, была восстановлена через некоторое время.

Значение

Памятник, выполненный в стиле необарокко, стал действительно связующим звеном всей площади. Дело в том, что на ней расположено несколько зданий, выполненных в разных стилях, и проект был призван создать некоторую гармонию и единство в данном пространстве. Эта композиция отличается одновременно и легкостью, динамизмом и в то же время ей присущи монументальность, величественность, спокойная торжественность. Такое удачное соединение нескольких разных архитектурных черт позволило композиции стать завершающим элементом на площади. Кроме того, явное сходство с «Медным всадником» является своеобразной отсылкой с предыдущим строениям, что должно было связать все культурное пространство данного места в единое целое. Эта задача была в полной мере решена создателями нового проекта.

Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге, адрес которого - Исаакиевская площадь (от станции «Адмиралтейская», по Морской улице), стал очень удачным архитектурным решением его автора по завершению общего облика не только данного места, но и всего города в целом. Известно, что он является одной из наиболее посещаемых достопримечательностей как благодаря композиции, так из-за красивых фонарей вокруг нее.

Памятник Николаю I , установленный в 1859 г. в центре Исаакиевской площади, – не самый известный памятник в Санкт-Петербурге. Но люди, впервые увидев его, обычно ахают. И неудивительно: ведь при создании памятника свои усилия объединили два «титана» петербургского искусства – скульптор Петр Клодт и архитектор Огюст Монферран. С самого начала памятник как бы «напрашивался» на сравнение с Медным всадником: и расположены рядом, и решение схожее. Творение Клодта и Монферрана конкуренцию выдерживает достойно.

От Монферрана в этом памятнике – сложность силуэта, богатство декора и, самое главное, изощренный постамент. Монферран как архитектор всегда сочетал в себе тягу к мощным, могучим формам и страсть к декоративности, иногда даже к «украшательству». Эта двойственность ярко проявилась в памятнике. Проектируя солидный, «имперский», насыщенный символикой монумент, Монферран в то же время создает почти самостоятельное произведение архитектуры, изящное по форме и тонкое по колориту. Оцените сами, как красный финский гранит перекликается с красным же шокшинским порфиром, а бронза, оттененная белым мрамором, гармонирует с серым – сердобольским – гранитом.

От Клодта – главного скульптора-анималиста в Петербурге того времени – памятнику досталась «искра жизни». Никто лучше не смог бы передать порыв вздыбленного коня, вложить столько энергии и правдоподобия в это грациозное животное! А вот фигура самого императора, по иронии судьбы, не относится к лучшим произведениям мастера. Во-первых, Николай находится слишком высоко, и толком его не разглядишь. А во-вторых, Клодту при создании фигуры просто «не дали развернуться»: его заказчиков не интересовала ни психологическая достоверность, ни индивидуальность памятника. Нет, им нужен был обобщенный образ, образ правителя, победоносного триумфатора. Что ж, Клодт создал то, что от него требовали. И хотя прочтение памятника современниками могло быть двусмысленным (ведь в конце царствования Николая I Россия приближалась к катастрофическому поражению в Крымской войне, так что на роль триумфатора император этот точно не подходил), власти остались памятником более чем довольны.

Тем более, памятник этот стал настоящим триумфом русской инженерной мысли. Ведь это первый конный памятник в Европе, установленный на двух точках опоры (единственный памятник такого рода, созданный ранее — памятника президенту Эндрю Джексону перед Белым домом в столице США). Казалось бы, в теории все просто: задняя часть тела коня заполнена металлом, центр тяжести смещен, благодаря чему фигура приобретает устойчивость. Однако на практике выполнить расчеты и точно сбалансировать скульптуру было невероятно сложно. Отсюда легенда: якобы Клодт, желая убедить власти в правильности своих расчетов, обещал после установки лечь перед памятником, так что если бы фигура рухнула, она бы погребла своего создателя. Достоверность легенды под вопросом; важно то, что памятник до сих пор стоит – не шелохнется.

Стоит он в центре Исаакиевской площади, лицом к собору. Спиной же Николай развернулся ко дворцу одной из своих дочерей – Марии Николаевны (отсюда еще одна легенда: мол, Мария не любила жить в этом дворце, вид из окна ее оскорблял). Кстати, четыре аллегорические фигуры на постаменте памятника, олицетворяющие «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру», одновременно являются портретами жены императора, Александры Федоровны, и трех его дочерей, Ольги, Марии и Александры. Четыре же барельефа, расположенные чуть ниже, изображают четыре главные события царствования Николая I: восшествие на престол в 1825г. (на восстание декабристов, разумеется, ни единого намека), подавление холерного бунта 1831г., награждение Сперанского за составление Полного свода законов и открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году.

Сразу после смерти царя был поставлен вопрос об увековечивании его памяти. Сын усопшего Александр II распорядился установить памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади.

Проектирование и открытие

Создание монумента было поручено Огюсту Монферрану. Этот французский архитектор уже был известен в России своими проектами Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге, а также участием в восстановлении московского Царь-колокола.

Специалист не успел закончить замысел, над которым работал несколько лет. Он скоропостижно скончался в 1858 году. Его начинание продолжил Петр Клодт, который также был известен многочисленными шедеврами по всей стране (скульптуры храма Христа Спасителя в Москве, памятник князю Владимиру в Киеве и т. д.). Специалист не только руководил работами, но и сам выполнил фигуру Николая. Памятник был торжественно открыт в 1859 году, четыре года спустя после смерти монарха. Кроме всего прочего его ансамбль включал в себя великолепные торшерные фонари, а первые годы рядом с монументом находился важный часовой пост.

Памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади находится между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором. Он является частью архитектурного ансамбля в центре Санкт-Петербурга. Интересно, что другой символ города - Медный всадник - находится на одной оси с памятником самодержцу. Единственное, что отделяет их, - это Исаакиевский собор.

Скульптура царя

Сохранились рабочие наброски, которые свидетельствуют, что первоначально Петр Карлович хотел показать императора, сидящего на спокойном коне, однако скоро отказался от этой идеи. Вместо этого памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади был выполнен в виде гарцующего коня и вытянувшегося в струнку царя на нем. Самодержец изображен в парадной форме конного гвардейца. Его фигура по-военному спокойна и строга, что не мешает памятнику выглядеть не только грациозно, но и помпезно.

Для того времени создать такой монумент было крайне тяжело по техническим причинам: еще не существовало общепринятого способа установки подобных скульптур на двух точках опоры. Для того чтобы композиции не угрожало обрушение, было решено добавить две железные подпоры, каждая из которых весила больше 50 пудов и отливалась в Олонецкой губернии. Итоговые затраты на производство статуи составили около 750 тысяч серебряных рублей и 20 тонн металла, в том числе бронзы, из которой создана фигура императора.

Постамент

Проект содержал и богато украшенный пьедестал, который включал в себя множество барельефов и фигур. Над ними работали скульпторы Роберт Залеман и Николай Ромазанов. Каждый из барельефов был посвящен одному из ярких событий правления царя. Так, памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади включает в себя сюжеты о восстании декабристов, открытии Веребьинского моста, награждении реформатора Сперанского и Холерном бунте на Сенной площади.

Женские фигуры, украшающие пьедестал, имеют лица трех дочерей и жены Николая. Согласно задумке скульпторов, они олицетворяют четыре столпа, на которых основывалось правление этого самодержца, - силу, правосудие, мудрость и веру. Между двумя из них также находится государственный герб Российской империи, утвержденный как раз во время царствования Николая Павловича. В целом постамент выполнен из гранита и мрамора, который привозили из самых разных европейских стран: Финляндии, Италии и т. д.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади и его судьба

Как и другие многочисленные свидетельства о царской эпохе, этот монумент находился под угрозой демонтажа в советскую эпоху. Памятники российским императорам сносили повсеместно. Такая судьба постигла скульптуры Александра II, Александра III и т. д. Особенно культурные объекты страдали в 30-е годы, когда что-то продавали за рубеж, а что-то уничтожали по идеологическим причинам. Однако памятник на Исаакиевской площади удалось отстоять не в последнюю очередь из-за уникальных инженерных решений, благодаря которым скульптура удерживалась на двух точках опоры. Пострадала только оригинальная ограда, которая была демонтирована. Ее восстановили уже после развала СССР.

Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади чудом пережил Великую Отечественную войну и 900 дней блокады, когда Ленинград постоянно находился под бомбардировками. Так как такой массивный объект было невозможно перенести в более безопасное место, было решено закамуфлировать его. Это помогло: немецкие бомбардировщики ничего не задели.

Значение

Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге быстро стал одним из многочисленных символов Северной Пальмиры. Он дополняет образ Исаакиевской площади, которая благодаря множеству важных культурных объектов является главной в городе наравне с Дворцовой.

Этот изящный памятник часто используется в филателии и разных видах искусства как лицо Петербурга. Панорама площади со скульптурой и собором остается одним из самых красивых видов в городе.

о ширине железнодорожной колеи 1524мм она стала только в 1900 году

Я не специалист в этой области. Доверяю источникам. которые рассказывают много интересного, например:
"Ширина железнодорожной колеи в Европе ведет свою историю от древних римлян, больших любителей порядка во всем. Чтобы колесницы бесконечно не ломались, перескакивая из одной колеи в другую, было решено: все повозки и колесницы римской империи должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами. Тысяча четыреста тридцать пять миллиметров. Бюрократические стандарты вечны. Так что когда вы в следующий раз при столкновении с государственным стандартом возмутитесь, какая лошадиная задница его придумала, вы попадете в точку, потому что в императорском Риме длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейскую повозку можно было запрячь двух лошадей.

Этот стандарт сохранился почти во всех странах Европы. И когда в 19 веке в Англии создавали первую железную дорогу - паровые чудо-машины строили шириной с дилижанс. Сегодня в большинстве европейских стран и США (железные дороги в США создавали английские эмигранты) - именно этот стандарт железнодорожной колеи (4 фута 8,5 дюймов). Впрочем, еще в 19 веке изобретатели говорили, если бы была возможность построить все заново, колею они бы все же сделали пошире.
До России новшество докатилось как раз в этот момент. И теперь во всех странах, входивших в Российскую империю - своя колея - ровно на 85 миллиметров шире европейской. Так что вот такая российская, более широкая колея, была тогда, можно сказать, на пике технического прогресса. Состав на ней оказался более устойчив и позволял перевозить больше грузов. К сожалению, тогда мало кто думал, что эта разница между российскими и европейскими железными дорогами доставит столько хлопот в наши дни.

Другая версия - в свое время такую ширину колеи пролоббировали, как сказали бы теперь, русские купцы, чтобы ограничить доступ товаров из Европы.

В России первая железная дорога С. -Петербург - Царское Село была построена с шириной колеи 6" (1829 мм) . Эта дорога была введена в действие в 1837 г. , т. е. через 12 лет после постройки Джорджем Стефенсоном первой железной дороги Стоктон - Дарлинггон. Это был период, когда принятая ширина колеи 4"81/2" подвергалась критике, и в ряде случаев строились дороги большей колеи.

Железная дорога С. -Петербург - Москва начала строиться в 1843 г. О выборе ширины колеи один из ее строителей инженер Мельников, после тщательного изучения железнодорожного дела в США, писал: "Трудно допустить, чтобы измерение для одного из главных элементов железной дороги (т. е. ширины колеи) , принятое почти случайно на первой дороге Англии, было выгоднейшим для всех железных дорог вообще.. . До сих пор не обнаружились еще весьма убедительные причины к увеличению или уменьшению числа 4"81/2"... Впрочем, многие из лучших инженеров Америки полагают, что ежели бы при теперешней их опытности им предстояло назначить норму для ширины путей в стране, где железных дорог еще не существует, то они решились бы увеличить эту ширину до 51/2" и даже, может быть, до 6".
В России тогда еще железных дорог, имеющих серьезное хозяйственное значение, не существовало. Выбор колеи более широкой, чем 4"81/2", обеспечивал более удобное размещение механизма паровоза, увеличение объема его котла, массы груза в вагонах, лучшую устойчивость подвижного состава.

Мельников предложил колею шириной 5" (1524 мм) , что на 89 мм шире стефенсоновской колеи. 29 сентября 1842 г. был издан указ "Об учреждении Комитета устройства железной Петербурго-Московской дороги". Крупнейшая дорога длиной 650 км стала предшественницей всех русских железных дорог, а также и железных дорог Финляндии.

Железные дороги шириной колеи 1435 мм и более обычно называют ширококолейными. Более узкие называют узкоколейными, такие дороги относятся к второстепенным. Только в США к 1890 г. протяженность подобных дорог была 20800 км. В Европе для узкоколейных железных дорог были установлены стандарты - 600, 750 и 1000 мм. На практике же во всем мире имеется до 30 различных вариантов, узкой колеи, начиная с 420 мм."