План-конспект урока по географии (10 класс) на тему: Конспект урока: Геополитика и политическая география. Политическая география. Геополитика

  • 2.1. Территориально-политические системы как основной
  • Объект исследования
  • Основные виды и функции территориально-политических систем
  • 2.2. Основные подходы политико-географического государствоведения
  • 2.3.Основные категории политической географии
  • Тема 3. Политико-географический анализ морфологических особенностей государственной территории
  • 3.1. Структура государственной территории и типы государств
  • Обеспеченность территориальными ресурсами частей света и отдельных стран (Машбиц, 1998)
  • Структура стран мира по размерам их территории
  • Страны-экстремумы по размерам государственной территории
  • 3.2. Морфологические особенности территории и модели государств.
  • Морфологические модели государств
  • Тема 4. Географическая лимология и методы исследований государственных границ
  • 4.1. Государственные границы, их типы и методы изучения
  • 4.2. Динамика государственных границ и сценарии их эволюции
  • География государственных границ в мире*
  • Тема 5. Политико-географическая структура государственной территории
  • 5.1. Формы государственного управления и административно-территориального деления
  • Структура атд в некоторых странах Европы
  • 5.2. Политико-географические основы федерализма и типы федераций
  • Внутренние различия в некоторых федеративных государствах в 1990-х годах*
  • Тема 6. Становление геополитики и основные концепции школы континенталистов
  • 6.1. Предмет и функции геополитики
  • 6.2. Геополитические концепции школы континентализма
  • Тема 7. Геополитические концепции атлантистов и модели современного мирового развития
  • 7.1. Классические геополитические концепции школы
  • Атлантистов
  • 7.2. Геополитические модели полицентричного мира, новые проекты мондиализма и неоатлантизма
  • Тема 8. Геополитические концепции российской и постсоветской политической географии.
  • Тема 9. Геоэкономическая структура мира и модели взаимодействия мирохозяйственных и геополитических процессов
  • 9.1. Геоэкономическая структура и региональная динамика мирового хозяйства
  • Субрегиональная структура мирового хозяйства
  • Доля ведущих стран в мировом ввп, %
  • Типология субрегионов мира по уровню и темпам развития в 1990- 2001 гг.*
  • Типы стран Центральной и Восточной Европыпо уровню и темпам развития в 1990-2001 гг.*
  • 9.2. Геополитические циклы и мирохозяйственное развитие
  • Характеристика циклов («длинных волн») мировой конъюнктуры н. Д. Кондратьева
  • Характеристика длинных циклов мировой политики (по Модельски, Томпсон, 1988)
  • Динамичная модель гегемонии и соперничества (анализ британского и американского столетий)
  • Тема 10. Геополитическое положение стран снг: условия формирования и пути эволюции
  • 10.1. Геополитическая трансформация мира и особенности развития снг
  • 10.2. Геополитическое положение России и пути его эволюции
  • 10.3. Геополитическая ориентация Беларуси
  • Тема 11. Политико-географическая структура Европы и типы региональных конфликтов
  • 11.1. Эволюция политико-географической структуры Европы
  • Субрегионы Европы* по классификации оон (2000г.) (в числителе абсолютные значения, в знаменателе – доля в %)
  • 11.2. Типы и генезис региональных конфликтов в Европе.
  • Типология региональных и сепаратистских движений в Европе (Gorzelak, 1992)
  • Основные очаги региональных движений и сепаратизма в Европе (Заяц, 2004)
  • Тема 12. Политико-географическая структура Азии и региональные конфликты
  • Колониальный раздел Азии в 1900 г.
  • Основные очаги региональных конфликтов и сепаратистских движений в Зарубежной Азии (Заяц, 2004)
  • Тема 13. Политико-географическая структура и региональные конфликты в Африке
  • Колониальный раздел Африки в 1900 г.
  • Основные очаги региональных и сепаратистских конфликтов в Африке (Заяц, 2004)
  • Тема 14. Политико-географическая структура и региональные конфликты в Америке
  • Колониальные и зависимые территории (2001 г.)
  • Основные очаги региональных и сепаратистских конфликтов в Америке (Заяц, 2004)
  • Тема 15. Политико-географическая структура Австралии и Океании.
  • Состав территории и население Австралии (2000)
  • Политико-географическое деление Океании
  • Основная литература
  • Тема 1. Политическая география как общественно-географическая наука

        Предмет политической географии и ее структура

    Политическая география сравнительно «молодая» научная дисциплина. Ее зарождение относится к ХVIII веку, когда в условиях нарастающей дифференциации географических знаний, в опытах классификации стала выделяться политическая география. И. Кант, преподававший географию в университете г. Кенигсберга, делил ее на физическую, коммерческую, географию нравов и политическую (1755 г.). Аналогичную классификацию применял профессор Санкт-Петербургского университета А. Бюшинг (1766 г.), разделяя географию на математическую, натуральную и политическую. Предметом политической географии определялось изучение фактического деления мира на государства, анализ их территории и взаимного расположения, характер границ, формирование межгосударственных союзов. Она возникла в тот период, когда география считалась только естественной наукой, занимающаяся изучением природной среды и ландшафтов. Природоцентризм обусловил и первоначальное методологическое становление политической географии как самостоятельной науки, объясняющей политические процессы характером природных условий и типами географических ландшафтов.

    С выходом в свет в конце ХIХ века книги немецкого географа Ф. Ратцеля «Политическая география» (1897 г.) основным объектом исследования определялось государство как географический объект, его внутренние особенности и внешние связи в межгосударственных отношениях. На начальном этапе развития политической географии на рубеже ХIХ-ХХ веков наибольшее развитие получили исследования природно-климатических и культурно-исторических особенностей государственной территории, ее географического положения, государственных границ и их эволюции. Государство трактовалось в духе социал-дарвинизма как организм, ведущий борьбу за существование и устремленный к внешней территориальной экспансии.

    В последующем, в первой половине ХХ века, наибольшее развитие получила геополитика как прикладная ветвь политической географии, изучающая влияние географических, исторических, политических и других факторов на стратегических потенциал государства и его участие в международных отношениях. Это нашло отражение в определении политической географии В. П. Семеновым-Тян-Шанским (1915 г.) как науки изучающей пространственные взаимоотношения территориального могущества отдельных государств.

    В последующие годы представления о предмете и методах политической географии значительно расширились. В западных странах предметом политической географии определялось как государство с точки зрения его генезиса, обеспеченности ресурсами, обусловленности конкретных географических форм его развития (Поундс, 1972), так и пространственные аспекты политических процессов, их динамика и деятельность по установлению и поддержанию контроля над разными политическими единицами (С. Коэн, 1971 г.).

    В условиях геополитического противостояния двух систем и примата марксистских представлений в странах бывшего советского блока политическая география считалась частью экономической географии (Семевский, 1964). Развернутая трактовка политической географии в Большой Советской Энциклопедии отмечает, что политическая география «изучает территориальную расстановку и соотношение политических сил как внутри стран, так и между отдельными странами и группами стран в связи с их социально-экономической структурой, вопросы территориального формирования стран и государств, их государственных границ, исторических областей, административного устройства» (БСЭ, т-6, с. 278). В последующем, в 1970-1980 гг. в научно-методический арсенал политической географии были введены новые понятия о «политико-территориальной организации общества» (Горбацевич, 1976; Ягья, 1982), «территориально-политических системах» (Машбиц, 1989), «политико-географическом пространстве» (Аксенов, 1989), что позволило дать системную трактовку современной сущности политической географии и ее предмета исследования (Колосов, 1988; Каледин, 1996; Колосов, Мироненко, 2001). В. А. Колосов (1988), отмечая специфическое положение политической географии на стыке географических и политических наук трактует ее как «особую географическую науку, изучающую пространственную организацию политической жизни общества и территориальные сочетания политических сил в их обусловленности специфическими сочетаниями многообразных социально-экономических факторов…» (с. 16). Основным объектом современной политической географии определяются территориально-политические системы (ТПС), взаимосвязанные сочетания элементов политической сферы в их взаимодействии друг с другом и с географическим пространством, объективно на определенной территории (Колосов, Мироненко, 2001, с. 243). Предмет политической географии определяет прежде всего свойство территориальности , отражающее политические явления в пространстве (с отображением на карте), на определенной территории в установленных границах и с учетом дифференциации от места к месту. Отличие политической географии от других политических наук состоит в том, что она изучает политические процессы и функционирование ТПС в связи с географическим пространством, учитывает местные условия, устанавливает закономерности развития от географического положения объектов и дает сравнительный анализ их динамики в различных районах. Она использует географический метод, делая акцент на территориальности политических процессов и явлений и их различиях от места к месту (Туровский, 1999, с. 11).

    Современная политическая география изучает пространственную организацию политической жизни общества и территориально-политических систем, с анализом их внутренней структуры и взаимосвязей ключевых элементов между собой и географическим пространством на всех уровнях территориальной иерархии.

    Являясь самостоятельной географической наукой политическая география (ПГ) имеет сложную внутреннюю структуру в которой выделяются (Каледин, 1991):

      общая (теоретическая) ПГ, которая раскрывает своеобразие предметной области науки, ее методические и теоретические основы, систему научных категорий и место в системе научных дисциплин;

      отраслевая (функциональная) ПГ, рассматривающая конкретные функциональные типы политической деятельности общества и отдельных социальных групп (геополитическая, партийная, этническая, военная, религиозная и др.);

      региональная ПГ, исследующая территориально-политические системы различного иерархического уровня, их формирование, динамику и типологию в изменяющихся геополитических условиях;

      прикладная ПГ, определяющая главные направления выхода этой науки в общественную практику и информационное обеспечение управленческой, идеологической, образовательной, политико-картогра-фической и др. деятельности.

    В современной системе географических наук ПГ, являясь составной частью социально-экономической географии, синтезирует выводы географии хозяйства, населения, культуры, а в определенной степени и естественно-природоведческих отраслей географии, расширяя интеграционные функции всего комплекса географических наук. Будучи общественной географической наукой, ПГ тесно взаимодействует с историческими и философско-социологическими науками (история, политология, социология), теорией международных отношений, государственного строительства и права. Однако, это не дает оснований рассматривать ПГ или ее прикладную часть – геополитику, как составную часть других наук (например, политологии), искусственно вырывая ее из семейства географических наук. Это приводит к утере свойства территориальности изучаемых политических процессов, механизма пространственной обусловленности действия социально-экономических, политических и географических факторов функционирования территориально-политических систем и их элементов.

    География 10 класс Тема урока: Геополитика и политическая география.

    Практическая работа №3. Характеристика политико-географического положения страны.

    Цель:

    • Сформировать представление о политической географии как научном направлении.
    • Систематизировать и углубить знания учащихся по теме: “Политическая карта мира” и довести до их сведения о новых понятиях как геополитика и политическая география.
    • Продолжить формировать умения анализировать и давать оценку важнейшим геополитическим проблемам в мире.
    • Помочь учащимся дать оценку геополитического положения отдельных стран.

    Оборудование: политическая карта мира, материалы СМИ, атласы, учебник, презентация.

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    1. Проверка домашнего задания по теме “Государственное устройство стран”.

    Тесты (сдать инд. карточки-задания)

    Устный опрос:

    А) госстрой (1 чел.)

    Вопрос классу:

    Влияет ли форма правления на уровень экономического развития страны? В доказательство приведите примеры стран.

    (Нет. Доказательства: Монархии в Японии и Великобритании – развитые страны, а монархии в Иордании и Лесото – развивающиеся).

    Республики Германия и Франция – развитые страны, а республики Чад и Конго – наименее развитые).

    Б) форты АТР устройства (1 чел.)

    Вопросы классу:

    Используя свои знания по истории объясните, почему стран с монархической формой правления больше всего в зарубежной Европе и зарубежной Азии, а в Америке их вообще нет. (Америка – “новый свет”)

    По какому принципу выделены республики в составе РФ? (национальный признак)

    Какие проблемы могут возникать в федеративных государствах в связи с их делением на самоупраляющиеся образования? Возможно возникновение конфликтов, связанных с ущемлением прав и свобод самостоятельных единиц центральной властью. (Экономических, национальных, религиозных).

    В) показать по ПК мира по 5 стран – монархий, республик; унитарных, федеративных (2 чел.)

    1. Актуализация знаний «Мозговой штурм» Как называется:
    • очаги международной напряженности на политической карте мира - региональный конфликт или горячая точка планеты
    • государство, обладающее суверенитетом, т.е. политической независимостью от других государств, в решении внутренних и внешних дел.- суверенное
    • страны, политически и экономически зависимые - колонии
    1. Изучение нового материала: “Политическая география и геополитика” (сопровождается презентацией)

    Политическая география как научное направление.

    /Работа с текстом учебника стр. 22-23. Учащиеся находят определение понятий политическая география и геополитика, записывают в тетрадь./

    Политическая география – это ветвь политической и социальной географии. Это отдельная наука, которая изучает территориальное распределение политических сил и процессов преимущественно в пределах какой-либо страны.

    Политическая география изучает:

    а) формирование политической карты мира и отдельных его регионов;

    б) изменение в политических границах;

    в) особенности государственного строя;

    г) политические партии, группировки и блоки;

    д) территориальные аспекты массовых избирательных кампаний(так называемая «электронная география»).

    Составной частью политической географии является геополитика, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействие с другими, прежде всего соседними странами.

    Геополитика – (по В. А. Колосову) – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных ГП страны и другими физико- и экономико-географическими факторами. Круг интересов геополитики выходит за рамки одной страны.

    Вопросы:

    1. В чем сходство и в чем различие этих двух понятий?
    2. Как вы считаете, изменилось ли политико-географическое положение России после 1991 года? (Да, изменилось в худшую сторону. Особенно на ее западной границе).
    3. Какие обстоятельства нашего времени отягчают геополитические отношения?

    (1.Расширение НАТО на Восток.

    2.Распространение ядерного оружия.

    3.Возникновение региональных конфликтов.)

    Среди понятий и категорий основными являются: ГП страны, сфера влияния, баланс мощи, жизненное пространство, расстановка сил, динамическое равновесие интересов, буферная (промежуточная) зона, политическая и экономическая интеграция, дуга нестабильности , геополитический сценарий будущего, страны-сателлиты и др.

    Интеграция – развитие глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанных на проведении ими согласованной межгосударственной политики. (ПГП и ЭГП).

    Сателлит – государство, формально независимое, но фактически подчиненное другому, более сильному государству.

    Самое непосредственное отношение к политической географии и геополитике имеет политико-географическое и экономико-географическое положение страны.

    ЭГП – положение страны относительно экономически развитых стран, торговых, транспортных и транзитных путей, сырьевых баз, центров промышленности и сельского хозяйства, мировых рынков. ЭГП постоянно меняется и зависит от развития транспорта, внешней торговли и других видов международных связей.

    ПГП (геополитическое) – это положение страны на политической карте, ее связь с другими государствами (особенно с соседними) и международными союзами и организациями. ПГП – историческая категория, меняющаяся во времени.

    5. Практическая работа. Учитель знакомит учащихся с планом характеристики ПГП страны.

    План характеристики ПГП. (Вариант I).

    1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:

    а) уровень экономического развития соседних стран;

    б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;

    в) стратегическая оценка государственной границы.

    2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

    а) возможность использования морского и речного транспорта;

    б) торговые отношения с соседними странами;

    в) обеспеченность страны сырьём.

    3. Отношение к «горячим точкам» планеты:

    а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;

    б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;

    в) отношение правительства страны к международной разрядке и разоружению.

    4. Общая оценка политического положения страны.

    План характеристики ПГП . (Вариант II).

    1. Положение страны по отношению к другим странам.

    2. Уровень экономического развития соседних стран.

    3. Отношение к мировым транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции.

    4. Положение по отношению к «горячим точкам» планеты.

    5. Современное политическое положение, внутренняя и внешняя политика. (Общая оценка).

    Образец выполнения работы. Работа выполняется в рабочей тетради В.И. Сиротина.

    Политико-географическое положение Франции.

    Франция - экономически развитая страна. Она входит в «большую семёрку». Франция расположена в Западной Европе. Имеет центральное положение. На востоке страна граничит с Бельгией, Люксембургом, Швейцарией, Италией. На юге Франция граничит с Испанией и Андоррой. От Великобритании отделена проливом Ла-Манш.

    Францию окружают развитые страны. Соседи, как и сама Франция, являются членами военно-политического блока НАТО и экономического союза - ЕС. Соседское положение благоприятно.

    Франция имеет приморское положение. На юге она омывается Средиземным морем и имеет крупный порт Марсель. На западе Франция омывается Бискайским заливом Атлантического океана. Таким образом, Франция имеет свободный круглогодичный выход в мировой океан, а следовательно, торговлю со странами мира. Франция имеет густую транспортную сеть, соединяющую её с соседями (автомобильные и железные дороги , реки, каналы). Франция недостаточно обеспечена собственным сырьём и топливом, поэтому она является крупным импортёром газа, угля, нефти, древесины и др. Наибольший объём торговли имеет со странами ЕС.

    Франция, являясь членом НАТО, принимает активное участие в урегулировании региональных конфликтов, имеет крупный военный потенциал и военные базы за пределами страны.

    Вывод: Политико-географическое положение Франции в целом достаточно благоприятно.

    6. Подведение итогов урока.

    Вывод: чтобы понимать сдвиги качественные и количественные на политической карте мира, проблемы экономического и политического сотрудничества стран, тенденций развития МГРТ важно изучать политическую географию. Она способна помочь в выработке рекомендаций по решению многих политических и социальных проблем.

    7. Домашнее задание: Повторить основные термины и понятия темы по ОК.

    Оценки выставляются за итоговую П/Р №3.


    КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

    РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

    на тему «ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА»

    Аспиранта кафедры

    Минск, 2002

    Введение

    Геополитика, похоже, переживает сегодня свой ренессанс. Если еще совсем недавно официальная советская наука определяла ее как «направление буржуазной политической мысли, основанное на крайнем преувеличении роли географических факторов в жизни общества», как идеологическое обоснование «агрессивной внешней политики империализма», то в наши дни совсем нередкими становятся утверждения, согласно которым геополитика является последней разгадкой и объяснением многих цивилизованных процессов, которые остаются необъяснимы в чисто политических, экономических или натуралистических терминах. Геополитическая проблематика оказывается в центре внимания значительного числа публикующихся в научной периодике статей, аналитических центров, специально создающихся журналов. Политические деятели, журналисты, теле- и радиокомментаторы охотно оперируют самим термином, ставшим уже привычной деталью политического лексикона.

    Такой интерес и даже своего рода мода на геополитику вполне объяснимы. Современный этап всемирной истории характеризуется мощными сдвигами в сложившемся равновесии и требует принятия целого ряда неотложных политических решений. Происходят глубокие сдвиги в соотношении сил на мировой арене, сопровождающие крушение всего прежнего международного порядка. Значимым геополитическим фактором до сих пор является развал Советского Союза, а вместе с ним и возникшая неопределенность границ постсоветских стран.


    Геополитика и геополитики

    Соотношение географии и политики является одной и ключевых методологических проблем геополитики. Уже в самом закрепившемся наименовании дисциплины – «геополитика» - содержится указание на синтетический характер этого научного и философского направления. Классики геополитики, очевидно, сознательно закрепили в названии понимание геополитики как результата синтеза географии и политологии.

    Географы были первыми учеными, которые начали формулировать основные положения геополитики. Необходимость разграничения географии и геополитики проистекает из разных предметов исследования этих наук. Однако для определения геополитики как дисциплины не достаточно указания границы между геополитикой и географией. Также необходимо учесть еще одну устоявшуюся науку – политологию. Именно тогда, помещенная между этими двумя науками, геополитика становится очевидной и детерминированной дисциплиной.

    Научные достижения основателей геополитики немедленно применялись на практике, были поставлены на службу государственной власти, конкретной политической практике, международным отношениям и военной стратегии. Однако термин, да и сама наука постоянно подвергались обструкции со стороны научной общественности, а в сознании широких масс она прочно ассоциировалась с политикой экспансии нацистской Германии. Слишком откровенное обнажение скрытых механизмов внешней политики государств не устраивало и власть предержащих, не мешая, тем не менее, пользоваться на практике открытыми законами. В СССР долгое время геополитика была под запретом, как «буржуазная наука», на Западе же за короткий срок она стала чрезвычайно популярной дисциплиной в вопросах стратегического и военного планирования, и в настоящее время преподавание этой науки является обязательным во всех высших учебных заведениях Запада, готовящих руководителей государств и ответственных аналитиков.

    Предшественниками геополитики считаются Геродот и Аристотель, Н. Макиавелли и Ш. Монтескье, Ж. Боден и Ф. Бродель... Причем ее не следует считать достижением только европейской цивилизации. Созвучные идеи можно обнаружить, например, у китайского мыслителя Сун Ци еще в VI в. до н. э., оставившего описание шести типов местности и девяти типов пространства, которые должен знать стратег для успешного ведения военной политики. Интересные и имеющие отношение к геополитике суждения высказывал и Ибн Хальдуна (XVI век), который связывал между собой духовные силы человеческих объединений (социальных общностей, в современной терминологии), их способность или неспособность к сплочению и борьбе за завоевание и сохранение могущественной империи и те импульсы, которые происходят из природной среды. Некоторые геополитические концепции были сформулированы еще в 19-м веке немецким географом профессором Фридрих Ратцелем (1844 - 1904). А термин «геополитика» первым использовал, как принято считать, шведский профессор Рудольф Челлен (1864 - 1922) в книге «Введение в шведскую географию» (1900), дав ему следующее определение: «Это - наука о Государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве».

    В результате, он пришел к выводу о необходимости органического сочетания пяти взаимосвязанных между собой элементов политики: экономополитики, демополитики, социополитики, кратополитики и геополитики.

    Фридрих Ратцель и его ученики создавали дисциплину, призванную изучать отношения между географией и политикой, основываясь на положении страны, занимаемом ею пространстве и ее границах. Великими являются те народы, полагал Ф. Ратцель, которые обладают чувством пространства. Следовательно, границы могут подлежать сужению или расширению, в зависимости от динамизма рассматриваемого народа. Во времена Третьего рейха подобные идеи привели соотечественника Ф. Ратцеля, известного геополитика Карла Хаусхофера (1869-1946) к теории «жизненного пространства», что надолго дискредитировало научный статус геополитики.

    Широкую известность приобрела идея американского адмирала А. Т. Мэхэна (1840-1914) об антагонизме морских и сухопутных государств и о мировом господстве морских держав, которое может быть обеспечено путем контроля над серией опорных пунктов вокруг евразийского континента. Не меньшую известность получила и теория английского географа и политического деятеля X. Д. Маккиндера (1861-1947), согласно которому тот, кто правит Восточной Европой, правит Срединной землей (Heartland), кто правит Срединной землей, правит Мировым Островом (WorldIsland), кто правит Мировым Островом - тот господствует над миром. Однако уже современник Маккиндера, такой авторитет в геополитике как К. Хаусхоффер, достаточно критически относились к его взглядам.

    Теория Маккиндера была поставлена под сомнение и опровергнута в рамках самой геополитики. Американский исследователь Николае Дж. Спайкмен в работе «Американская стратегия в мировой политике. Соединенные Штаты и баланс силы» (1942) сформулировал имеющее стратегическую нагрузку понятие «Римленд», которое, как он утверждал, значительно точнее известного «Heartland». Спайкмен доказывал, что если географически Хартленд и существует, то, во-первых, его неуязвимость серьезно нарушена развитием стратегической авиации и других новейших средств вооружений. А, во-вторых, вопреки прогнозам Маккиндера, он не достиг того уровня экономического развития, который дал бы ему возможность стать одним из наиболее передовых регионов мира. Решающая борьба как в Первой, так и во Второй мировой войне, утверждал Спайкмен, развернулась не в зоне Хартленда, и не за его обладание, а на берегах и землях Римленда. Мировое господство поэтому не зависит от контроля над Восточной Европой.

    Поскольку с приходом к власти нацистов Германии геополитика стала активно использоваться для обоснования «расового превосходства», завоевания «жизненного пространства», «великой исторической миссии господства Германии над всем остальным миром», постольку многие исследователи как в Европе, так и в Америке стали сомневаться в научной обоснованности самого термина. При этом одна часть ученых стала рассматривать понятие «геополитика» как псевдонаучный неологизм, служащий для попыток оправдания стремлений к изменению европейского порядка, как орудие, власти, пропагандистский инструмент. Другие, не отрицая в целом сам термин, высказывают серьезный скептицизм относительно его инструментальных возможностей. Третьи полагают, что геополитика способна давать определенные научные результаты, но лишь в очень узкой сфере, отражающей взаимовлияние политики и пространственно-географических характеристик государств или их союзов. Четвертые высказывают мнение, в соответствии с которым геополитика должна рассматриваться не как наука или дисциплина, а лишь как метод социологического подхода, связывающего географическую среду и международную деятельность государств. Наконец, есть и такие, которые считают, что геополитика - это не наука, а нечто гораздо более сложное.

    В последнее время в противовес термину «геополитика» появился термин "геоэкономика", введенный Эдвардом Люттваком. По мнению Люттвака, двухполюсный мир отмирает и военная мощь приобрела второстепенное значение не только в отношениях между Севером и Югом, учитывая огромное технологическое превосходство Севера, но прежде всего в отношениях Север - Север, между геоэкономическими полюсами и промышленно развитыми государствами. По Люттваку, то же экономическое соревнование между промышленно развитыми государствами отличается от прошлого именно тем, что государства уже не могут прибегать к военной силе. Однако это тема для отдельного исследования.


    Геополитика – наука о безопасности социума

    С момента появления глобальных технологий география перестала описывать процесс взаимодействия человека и окружающей среды. В то же время актуальность исследования процессов такого взаимодействия возросла, как никогда прежде в истории человечества. Впервые в истории, человечество стало жизненно зависеть от правильности выбора модели взаимодействия человека с окружающей средой. То есть возникла необходимость в появлении научной дисциплины, которая могла бы эффективно описать возникшую коллизию. Возникла необходимость в дисциплине, которая бы сочетала в себе политологию, социологию, философию с географией. Именно такой дисциплиной теоретически и призвана стать геополитика.

    В учебнике Максаковского В. П. 10 класс “География” мало уделяется времени изучению темы “Политическая география и геополитика”, поэтому предлагаю провести отдельный урок по этой теме для понимания учениками 10 классов такого сложного материала как геополитика. В начале урока можно спросить у учащихся: “Может ли кто объяснить, что такое политическая география и геополитика”? Как правило, ученики средних общеобразовательных школ затрудняются дать ответ на поставленный вопрос. К концу же урока у них сформировывается данное понятие и они могут аргументировать свой ответ.

    Учебно-воспитательные задачи:

    1. Систематизировать и углубить знания учащихся по теме: “Политическая карта мира” и довести до их сведения о новых понятиях как геополитика и политическая география.
    2. Через применение обучающих форм работать самостоятельно, в парах, в группах продолжить формировать умения анализировать и давать оценку важнейшим геополитическим проблемам в мире.

    Оборудование: карта “Политическая карта мира”.

    Дополнительная литература:

    1. Максаковский. В. П. “Новое в мире” стр15- 17. М. “Дрофа” 1999г;

    2. Родионова. И. А. Учебно-справочное пособие по географии. Из-во “Московский лицей” 1999г. “Политическая карта мира” Стр. 88-90.

    3. Гладкий Ю. Н, Лавров С. Б. . “Экономическая и социальная география мира” стр 96. “Просвещение” М. 2002г.

    Дополнительные тексты, справочники, энциклопедии, таблицы, разрезные полоски цветной бумаги (5 полосок – красного цвета, 5 - синего, 5 - зеленого, 5 - желтого, 5 - коричневого), 5 картонных подставок таких же 5 цветов, что и полоски бумаги, пять карточек с заданиями.

    Структура урока:

    1. Проверка домашнего задания “Государственное устройство стран” через мини-семинар и работу в парах.

    Вопросы мини семинара.

    1. Заполните схему

    2. Проанализируйте таблицу №2 в приложении учебника В. П. Максаковского (стр. 337). Используя свои знания по истории объясните, почему стран с монархической формой правления больше всего в зарубежной Европе и зарубежной Азии, а в Америке их вообще нет. (Америка – “новый свет”)

    3. Влияет ли форма правления на уровень экономического развития страны?

    В доказательство приведите примеры стран.

    (Нет. Доказательства: Монархии в Японии и Великобритании – развитые страны, а монархии в Иордании и Лесото – развивающиеся.

    Республики Германия и Франция – развитые страны, а республики Чад и Конго – наименее развитые).

    4. По какому принципу выделены республики в составе РФ? (национальный признак)

    5. Какие проблемы могут возникать в федеративных государствах в связи с их делением на самоупраляющиеся образования? Возможно возникновение конфликтов, связанных с ущемлением прав и свобод самостоятельных единиц центральной властью. (Экономических, национальных, религиозных).

    Работа в парах заполняем таблицу.

    учебник стр. 21 задание 4.

    Вариант 1 - форма правления

    Вариант 2 - форма административно-территориального устройства.

    Взаимопроверка.

    2. Изучение нового материала: “Политическая география и геополитика”.

    Работа с энциклопедическим материалом. Учащиеся находят в справочниках определение понятий политическая география и геополитика, записывают в тетрадь.

    Политическая география – это ветвь политической и социальной географии. Это отдельная наука, которая изучает территориальное распределение политических сил и процессов преимущественно в пределах какой-либо страны.

    Геополитика – (по В. А. Колосову) – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных ГП страны и другими физико- и экономико-географическими факторами. Круг интересов геополитики выходит за рамки одной страны.

    В чем сходство и в чем различие этих двух понятий?

    Среди понятий и категорий основными являются: ГП страны, сфера влияния, баланс мощи, жизненное пространство, расстановка сил, динамическое равновесие интересов, буферная (промежуточная) зона, политическая и экономическая интеграция, дуга нестабильности , геополитический сценарий будущего, страны-сателлиты и др.

    Опять самостоятельно обращаемся к справочным материалам и выбираем незнакомые понятия.

    Интеграция – развитие глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанных на проведении ими согласованной межгосударственной политики. (ПГП и ЭГП).

    Учитель показывает на карте “Дугу нестабильности”.

    Сателлит – государство, формально независимое, но фактически подчиненное другому, более сильному государству.

    Работа в группах.

    Важные геополитические проблемы в мире.

    Для того чтобы группы сформировать быстро, учитель предлагает выбрать одну полоску цветной бумаги, т. к. полосок по 5 штук каждого цвета, то формируется 5 групп, группы рассаживаются за тот стол, где установлена картонная поставка того же цвета. Сформированные 5 групп выбирают себе карточку с заданием проблемного характера и дополнительную литературу к заданию. Исследуют и анализируют дополнительный материал и решают проблему.

    1. группа. Проблема “Расширение НАТО на Восток”…Повлияет ли этот процесс на политическую обстановку России?

    Максаковский. В. П. “Новое в мире”. стр15-18. М. “Дрофа” 1999г.

    Проблема Региональные конфликты. Как они влияют на геополитическую обстановку страны? Больше всего территориально-пограничных конфликтов и споров происходит на политической карте Азии. Индия и Пакистан из-за штата Джамму и Кашмир, Индией и Китаем из-за границы в Гималаях, между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, Кипром и Турцией, Россией и Японией из-за Курильских островов. Много их и на политической карте Африки, и на карте Латинской Америки. Какое значение имеет ООН в урегулировании некоторых конфликтов.

    Родионова. И. А. Учебно-справочное пособие по географии. Из-во “Московский лицей” 1999г. “Политическая карта мира” Стр. 88-90.

    Проблема борьбы за нераспространение ядерного оружия все еще остается актуальной!

    Анализ текста.

    Известно, что договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был заключен еще 1970г. Согласно этому договору в “Ядерный клуб” получили право входить пять государств: США, СССР (теперь Россия), Великобритания, Франция и Китай. 1998г эти страны имели на вооружении около 6,5 тыс. ядерных боеголовок. (В том числе США – 3264 и Россия – 2272). ДНЯО подписали уже более 150 государств мира. но Индия, Пакистан, КНДР не входят в их число. . Известно. что они давно же разрабатывают системы ядерного оружия, а Индия провела его испытания в1974. К “пороговым” относятся Израиль, Иран, Ирак, Турция, Бразилия и др. Но если такие работы и велись, то втайне, открытых испытаний никто не производил. Тем большей неожиданностью явились новые взрывы, предпринятые Индией в 1998г. на полигоне в пустыне Тар. Эти взрывы были задуманы как своего рода предупреждения соседям Индии – Пакистану и Китаю. Ответный взрыв в Пакистане.

    4 группа. Проблема. С распадом Советского Союза ухудшилось геополитическое положение России. Почему?

    Гладкий Ю. Н, Лавров С. Б. . “Экономическая и социальная география мира” стр 96. “Просвещение” М. 2002г.

    Почему политическая карта мира находится в постоянном развитии? Приведите примеры, подтверждающие, что политическая карта изменяется, особенно сильно заметно это изменение в XX веке.

    Обсуждение проблем. Выводы.

    Самое непосредственное отношение к политической географии и геополитике имеет политико-географическое и экономико-географическое положение страны.

    ПГП (геополитическое) – это положение страны на политической карте, ее связь с другими государствами (особенно с соседними) и международными союзами и организациями. ПГП – историческая категория, меняющаяся во времени.

    ЭГП – положение страны относительно экономически развитых стран, торговых, транспортных и транзитных путей, сырьевых баз, центров промышленности и сельского хозяйства, мировых рынков. ЭГП постоянно меняется и зависит от развития транспорта, внешней торговли и других видов международных связей.

    Вывод: чтобы понимать сдвиги качественные и количественные на политической карте мира, проблемы экономического и политического сотрудничества стран, тенденций развития МГРТ важно изучать политическую географию. Она способна помочь в выработке рекомендаций по решению многих политических и социальных проблем.

    Домашнее задание:

    1. Подготовить сообщения о наиболее важных и влиятельных международных организациях. (Приложение №1)

    2. Дать оценку политико-географического положения двух стран (по выбору).