Пошаговое рисование в стиле Зентангл. Зентангл – что это такое, чем отличается от дудлинга? Рисование в технике зентангл

Этот курс рисования онлайн поможет начинающим освоить базовые элементы для узоров в стиле зентангл и дудлинг.

Глядя иной раз на замысловатый, наполненный множеством элементов, узорчатый рисунок, думаешь: «Боже, как все сложно!». Глаза разбегаются, когда пытаешься понять, с чего же тут начали рисовать. Было ли у вас такое?

В отличие от орнамента со строгой системой, в зенарте элементы не подчинены какой-то жесткой структуре, их располагают «как на душу ляжет». Так вот, начинать надо именно с отдельных элементов. Практикуясь в рисовании «частного», легко понимать и рисовать «общее».

Вот один из примеров практики - рисования элементов узоров

По классической схеме педагогики «от простого к сложному» мы изучим основы узоров, которые популярны в зентангле и зендудлинге. Не зацикливайтесь на названиях, просто прорисуйте несколько базовых элементов, и вы будете видеть в каждом узоре, какие элементы в его основе и как их изобразить.

Как построен весь курс «25 уроков танглов и дудлов для начинающих»

  1. Курс состоит из 25 уроков, которые можно пройти за 25 дней или иначе, как вам больше подходит. Но не пытайтесь «съесть все» за раз, иначе вы просто устанете и все забросите. Уроки можно делать частями.
  2. Урок построен из нескольких усложняющихся упражнений, это «практика» для раскачки рук и для понимания фундамента рисунка. Вы узнаете, как рисовать дудлинг легко и с удовольствием. А завершается каждый урок рисованием свободной композиции с пройденными элементами.
  3. Уроки разделены на подтемы, и изучать их можно поэтапно. Смотрите по своему настроению, не стремитесь непременно пройти весь урок за один раз. Некоторые любят рисовать долго, и для них оптимальны длинные уроки, а другим достаточно за одно занятие сделать пару упражнений. Зенарт рисование должно быть в кайф, поэтому сделайте паузу, как только почувствуете утомление.
  4. Красным маркером обозначено новое действие либо важное место.
  5. Финальную композицию рисуйте по желанию. Если вам тема урока не интересна, сделайте хотя бы пару упражнений, чтобы приобрести рукодвигательный навык, в дальнейшем это пригодится вам в других темах уроков.

Что нужно для занятий?

Для занятий нужно минимум инструментов. К каждому уроку я буду писать, чем я пользуюсь в описательном ключе, а не в качестве рекомендации к покупке. В некоторых темах будут задействованы только линеры, а в других простой карандаш или цветные карандаши. Можно использовать вместо линеров обычные гелевые ручки или тоненькие маркеры, если вы только начинаете.

  1. Бумага . Для практики можно взять любую, желательно нелинованную бумагу. Хотя, некоторые предпочитают для начала обычные тетради в клетку. Бумага для печати или небольшой блокнот одинаково подходят, подбирайте то, что удобно. Для рисования финальных композиций можно приобрести блокнот с более плотной красивой бумагой, если вас это будет лучше стимулировать к рисованию.

Не подходят скетчбуки с тонкой бумагой, а также акварельная бумага с яко выраженной фактурой.

  1. Инструменты для рисования . Нет особых правил чем и как рисовать дудлинг, но тонкими линерами разной толщины рисунки получаются более выразительными и аккуратными. Если у вас нет опыта рисования линером, то начните с гелевых ручек или тонких маркеров.

Линеры бывают разных размеров от очень тонких 0,05 – 0,1 до более толстых 0,9, например. Самые популярные, пожалуй, линеры марок Micron и ZIG. К этим инструментам я еще вернусь в других статьях, а сейчас просто хочу донести до вас, что для начальной практики достаточно ручки. Если вам занятие сие приглянется, то перейдете на специальные линеры и маркеры, поскольку разница в результате, конечно, есть.

Карандаши: простые используются редко, чаще для создания теней, а цветными раскрашивают и тонируют рисунки.

Для рисования лучше разместиться за удобным столом в удобном стуле, создать хорошее освещение. Это сохранит ваше здоровье. При хорошем свете и рисунки получаются более аккуратные. А на «коленке» стоит рисовать не практику, а свободные композиции, то есть просто дудлить на досуге.

УРОКИ

Начинайте с . В конце каждого урока вы увидите ссылку на следующий. Когда все уроки будут опубликованы, здесь появится полный список тем. В настощее время уроки обновляются.

Спасибо всем, кто писал! Это дало толчок для продолжения и для обновления уроков.

Рисуйте в удовольствие!

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ БУДЕМ учиться новым узорам и техникам, приобретать но­вые навыки.

Новый день будет начинаться с обучения новым танглам . Схемы пошагового рисования узоров будут показаны на квадратах 2,5 х 2,5 см. Квадраты пронумеро­ваны по порядку. Каждый новый шаг обозначен красными чернилами. На по­следнем этапе будет показано, как затенить узор.

Инструкции призовут вас тренироваться - рисовать новый узор в альбоме для эскизов, прежде чем приступать к зентанглу. Некоторые читатели будут ко­пировать узоры пошагово, а затем повторять их в альбоме и далее рисовать, пока не получится желаемый результат. Другим будет достаточно посмотреть на образец и потренироваться его нарисовать. Любой путь хорош: делайте так, как вам удобнее. Важный совет: подписывайте каждый тангл - название узора и название тангла, так их проще запомнить и идентифицировать.

Считайте альбом для эскизов рабочей тетрадью для практики и экспериментов с танглами. Это справочник, в котором легко найти и вспомнить, как рисовать тот или иной узор, что уда­лось, а что нет. Речь не о том, чтобы заучить названия узоров. Альбом нужен для тренировок, поиска новых путей решения и проработки сложных моментов, с которыми пришлось столкнуться во время работы с узором. Это нормально - время от времени возвращаться к схемам.

Создавайте зентангл на квадрате 9×9 см. Каждый день вы будете работать над дополнительным проектом, который продемонстрирует новые техники или варианты. Некоторые из этих проектов выполняются в альбоме для эскизов, в то время как для других техник используются квадраты, бума­га для рисования или бумага для акварели. Эти работы каса­ются зентангла и зендал , которые представляют собой фор­му мандалы. Мандала - это символическое изображение центра, сущности, источника энергии. Мандалы являются символами для медитации с орнаментальным узором, чаще всего заключенным в круг. Зендала не скрывает в своих узо­рах или цветах глубокий смысл, однако же это одна из форм медитативного искусства. Зендалы создаются с использова­нием тех же танглов, что и зентанглы.

Курс будет состоять из 42 уроков, который желательно пройти за 42 дня, так как очень важно рисовать танглы каждый день.

Что такое зентангл?

Не смотря на то, что это направление в рисовании было придумано относительно недавно, наверняка, вы уже встречали иллюстрации в этом стиле. Для тех, кто еще не в курсе, зентангл — это абстрактное художественное миниатюрное произведение, которое создается из узоров, не имеющих смысловой нагрузки, на листе бумаги для рисования размером 9 х 9 см. Рисунок в стиле зентангл представляет собой повторяющие орнаменты, линии, круги и другие формы, каждая их которых называется «танглом». Танглы соединяются между собой в причудливые узоры.

Возникновение зентангла

Авторы идеи — Рик Робертс и Мария Томас: он — «Зен», она — «Тангл». Рик был таксистом, агентом по продажам, финансовым аналитиком, инвестором, дизайнером флейти в стиле североамериканских индейцев, криэйтором, писателем, студийным артистом и долгое время монахом. Мария — известный художник-шрифтовик, предприниматель и владелица компании Pendragon Ink, штат Массачусетс, она занимается дизайном открыток и свадебных приглашений, продает канцелярские принадлежности.

Зентангл — это сочетание знаний Марии в области рисования и умения Рика медитировать. Наблюдая, как Мария рисует, Рик заметил, что та полностью сосредоточена на работе. Они выяснили, что, создавая очередной шедевр, Мария чувствует то же, что и Рик, медитируя, и разработали шаги, которые позволяют любому человеку добиться максимального расслабления во время рисования красивых узоров за счет повторяющихся в них элементов.

Зентангл — это возможность расслабиться, сбавить ритм сумасшедшей жизни,
а также создать великолепные произведения искусства.Результаты исследований показывают, что он улучшает память, стимулирует творческие способности, поднимает настроение, успокаивает в стрессовых ситуациях и может быть использован как инструмент управления гневом. Тем, кто работает с большим объемом информации, зентангл помогает «перезагрузить» мозг — будто вы вздремнули и проснулись свежими, полными сил. Кроме того, оттачивая штрихи, совершенствуя свои узоры и рисунки, вы корректируете зрительно-моторную координацию, которая необходима для рисования, так что зентангл помогает обрести уверенность в себе.

Одна из чудесных особенностей зентангла состоит в том, что он, как и жизнь, находится в постоянном движении: всегда можно сделать новый штрих — так появляется новый узор либо старый трансформируется в нечто более интересное. В жизни мы тоже многое меняем, если что-то не нравится. Иногда я заканчиваю работу, но чувствую, что она мне не по душе. Через какое-то время снова возвращаюсь к ней, и она начинает мне нравиться: я просто перестаю замечать штрихи, которые раньше мне мешали. Помните: всегда можно начать следующий рисунок, а каждый рисунок — шанс научиться чему-то новому.

Что необходимо для создания зентангла? Узнаем в

Существуют разнообразные способы повысить свою креативность. Однако таких, которые бы заодно тренировали память, помогали сосредоточиться, являлись самой настоящей медитацией и при этом занимали всего 5-10 минут за сеанс не так уж и много. Дудлинг и зентангл – это техники, которые объединяют в себе рисование и медитацию. Они элементарны в освоении, не требуют много времени или особых инструментов и прекрасно подойдут и детям, и взрослым.

Дудлинг и Зентангл – это техники интуитивного рисования, основанные на рисовании несложных повторяющихся элементов. Освоить такую технику проще простого, а рисовать можно как “из головы”, так и освоив наиболее распространенные шаблоны, коих сейчас есть множество.

Недавние исследования в области нейробиологии, психологии и дизайна показали, что дудлинг помогает людям оставаться сфокусированными, быстрее схватывать и запоминать новую информацию. А белый лист может также служить своеобразной спортивной площадкой для ума, позволяя тренировать креативность, генерировать новые и модифицировать старые идеи.

Мне дудлинг нравится за то, что он помогает отвлечься, сделать перерыв в работе, сосредоточиться и спокойно подумать. Это прекрасный способ расслабить мозг. Мне также нравится и то, что в этой технике можно порисовать быстро между другими делами. Необязательно сразу заканчивать картину, вернуться к рисунку можно и позже.

Преимущества дудлинга и зентангла

  1. Простота. Вам не нужно уметь красиво рисовать – нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им пространство листа. Это может быть волнистая линия или круги произвольного размера. Нарисовать их достаточно просто даже ребенку. Также можно использовать готовые уроки или шаблоны, чтобы расширить свой арсенал элементов.
  2. Доступность. Для этих техник требуется самый минимум материалов – достаточно черной или цветной ручки и листа бумаги.
  3. Гибкость. Рисование занимает ровно столько времени, сколько вы можете себе позволить. Вы не только не ограничены во времени, но также нет и нижней границы. Вы можете порисовать всего несколько минут и даже за это короткое время насладиться творческим процессом.
  4. Расслабляет и отвлекает. Такая тонкая творческая работа помогает отвлечься от назойливых мыслей и успокоить свой ум. Кроме того, рисование – это еще и прекрасный способ выразить свои эмоции на бумаге и обрести душевное равновесие.
  5. Повышает концентрацию внимания. Рисование мелких однотипных элементов помогает сконцентрироваться на деталях и удержать внимание на важных мыслях.
  6. Эффективно при поиске различных решений. Процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации. Кроме того, в этот момент мозг пытается найти нестандартные варианты решения.

В чем различие между дудлингом и Зентанглом?

Дудлинг – это рисование разнообразных фигур и элементов, не наполненное определенным смыслом. У рисунка может быть определенная тематика (такой рисунок будет называться зенартом), но это совершенно необязательно. Более того, очень часто окончательная картинка формируется только во время рисования и о том, какой будет следующая линия или завитушка знает только ваша рука.

Дудлингом можно заниматься параллельно с другими делами, например, во время телефонного разговора, лекции или вебинара. Еще одной его особенностью является то, что рисунок не имеет четких границ, он может быть всего несколько сантиметров и быть какой угодно правильной или неправильной формы, а может занимать огромный лист и продолжать его можно до бесконечности.

Вы, наверняка, уже встречались с раскрасками антистресс? Они очень популярны сейчас. Раскрашивание небольших фрагментов этих рисунков обладает медитативными свойствами. А вот сами рисунки выполнены в технике дудлинг.

Зентангл – это процесс осознанного рисования. Кроме того, это запатентированная методика американцев Марии Томас и Рика Робертса. Как правило, за основу рисунка в технике зентангла берется квадрат 9х9 см, который в процессе рисования заполняется повторяющимися рисунками и элементам. Существует множество готовых шаблонов для рисования в этом стиле.

Исследования на тему дудлинга

Американский журнал прикладной когнитивной психологии (Applied Cognitive Psychology ) опубликовал результаты исследования, где говорится, что дудлинг помогает человеку лучше сфокусироваться на задаче и не затрачивать слишком много мыслительной деятельности на обработку информации.

В ходе эксперимента оказалось, что те участники, которые слушали информацию и одновременно рисовали на листах бумаги произвольные рисунки, запомнили и смогли воспроизвести на 29% больше информации, чем те участники, которые просто слушали запись. Эти результаты объясняют тем, что дудлинг помогает сконцентрироваться на состоянии “здесь и сейчас” и меньше “грезить наяву”.

Зендудлинг – пример рисунка

Дудлинг для начинающих: примеры и шаблоны

Дидлинг, зентангл и их разновидности – зенарт и зендала (зен+мандала) отлично подходят для развития художественных способностей у взрослых и детей. Эти техники помогают:

  • Создавать новые образы и картины;
  • Научиться фокусировать внимание;
  • Разделять композиции на этапы и небольшие шаги;
  • Расслабиться в процессе творчества.

И напоследок – видео на тему:

Надеюсь, вам также понравится рисовать в техниках дудлинг и зентангл как и мне. Приятного творчества!

Ольга Кошелева

В этой статье я открою для вас основные правила и пошаговую инструкцию к процессу рисования Зентангл . Вы узнаете, как рисовать клубки от начала до конца, что вам понадобится для начинания в этом увлекательном процессе, а также вместе посмотрим новые видео мастер-классов создания Зентангл.

Хотя изображения в технике Зентангл все очень разные, обычно они начинаются одинаково и повторяются по одному и тому же методу: одно соприкосновение с бумагой (авт. прим.: основатели называют это «ударом» ) — одна черта, проведенная на бумаге. Замечательные люди, увлекающиеся стилем рисования Зентангл называют это «строкой ». Строка формирует структуру рисунка.

Для этого семинара, пошагового мастер-класса по рисованию Зентангл мы собираемся действовать традиционным способом в классическом понимании рисования плитки Зентангл. Для начала не забудьте припасти все необходимые средства. Простая бумага прекрасно и идеально подойдёт для zendoodling (зендудлинг) . Чем Вы будете рисовать?

Для первого раза подойдёт практически всё: гелевые пасты, простые шариковые ручки, перьевые ручки, чернила, фломастеры, маркеры, линеры — для основной прорисовки узоров клубка Зентангл; а также: графит, уголь, карандаши — для создания эффекта затенения и ластик. Желательно использовать белую бумагу и инструменты для рисования чёрного цвета, чтобы создавать контраст и получить красивую плитку Зентангл в её классическом понимании.

Инструкция:

1 Шаг. Пограничные или берега вашей Зендудл-плитки.

Возьмите плитку (кусок бумаги примерно 9*9 см) и поставьте четыре точки карандашом по одной в каждом углу. Вам не нужно быть точным в этом, иными словами не отмеряйте одинаковые расстояния по линейке — она здесь не требуется. Далее соедините точки с помощью волнистых неровных линий. Вы даже можете добавить петли в линиях, но это не обязательно.

Используйте свои карандаши с пометкой «H» (твёрдый, за счёт чего линии будут светлее и тоньше). На иллюстрации использован карандаш с пометой «В» (мягкий, цвет получается насыщеннее и ярче) для того, чтобы отображался результат при сканировании, и вам было всё хорошо видно.

После того как вы соединили целый ряд из линий, вы можете обходиться без границ вообще. Некоторые люди любят, чтобы плитка была взаполнена вся. Для начинающих рисовать в технике Зентангл лучше действовать согласно этому шагу. Далее вы сами решите, как вам больше будет нравиться.

2 Шаг второй. Нарисуйте кривые для своей плитки Зентангл.

Это несомненно важный ход, который далее решает сколько видов узора и танглов вы сможете нарисовать. Поставьте кончик карандаша на один край границы и нарисуйте случайную кривую линию. Вы видите на иллюстрации, как выглядит использованная перевернутая «V» и письменная «S».

Вы можете сделать вашу кривую более или менее сложной по структуре. Это хорошая идея, чтобы практиковать рисование кривых в журналах и газетах по краям. Некоторые люди рисуют кривую для клубка с закрытыми глазами, предельно сконцентрировавшиеся на образах и медитации.

Продолжайте и в этом шаге также использовать светлый карандаш, рисуя едва видимые глазу черты.

3 Шаг. Начало Tangling (Танглинг) запутывания.

Конечно, самый интересный шаг, где предоставляется простор вашему личному воображению и фантазии. Ведь в этом шаге мы начинаем заполнять секции связок с помощью лучшей черной ручки, которая у вас есть. Ниже вам будут предоставлены простые узоры для заполнения начинающим художникам в стиле Зентангл.

Я привела несколько примеров ниже, а также множество уникальных и интересных примеров вы найдёте на моём сайте. Также вы найдете идеи во всем мире для создания собственных узоров Зентангл. Чтобы заполнять связки и рисовать вашу Зентангл-плитку. Именно здесь начинается расслабляющее воздействие практики: частая повторяемость рисования небольших знаков на бумаге позволяет ввести в медитативное состояние . Поставьте расслабляющие мелодии или музыку для медитаций, и вы будете далеко.

Правильная плитка получается в том случае, если, вы хотите держать и поворачивать её вокруг, и это тоже нормально. Истинный Зентангл можно просмотреть любым способом, с любой стороны, и клубок всегда будет выглядеть хорошо.

Но не забываем, что есть и предметы изобразительного искусства в стиле Зентангл, которые немного отличаются от классической плитки. Рисунками могут быть всякие запутанные формы, такие как сердце, птицы, руки, лица — все, что угодно.

Простые Tangles (танглы), узоры для заполнения связок плитки Зентангл:

4 Шаг. Удаление кривых.

Заполните все разделы, которые пожелаете. Вы можете оставить столько пустого пространства, как вам захочется. Теперь пришло время, чтобы стереть карандашные линии, нарисованные в начале — в шагах 1 и 2.

5 Шаг. Затенение.

Мне нравится эта часть лучше всех. Это довольно просто, чтобы добавить затенение вашему рисунку. Включите его, пока вы смотрите на это так, как вам больше нравится. Затем решите, какой путь ведёт свет к нему. Сверху слева или сверху справа обычно смотрится и работает хорошо.

Начните затенять стороны ваших разделов клубка, чтобы они выглядели трехмерными. Тени под «Листьями» и «Камешками». Вы всегда можете удалить, стереть их ластиком, если не понравится.

Также попробуйте растушёвку, чтобы смягчить тень в разных местах. И не забудьте подписаться и поставить дату вашей работы. Это действительно интересно вернуться в вашем блокноте на начальные страницы через некоторое время Зентангл практики и посмотреть, как ваши навыки развиваются с течением времени.

Вот и закончили работу над вашей первой Зентангл-плиткой. Надеюсь, вы остались довольны. Возможно, у вас возник вопрос:

Должны ли Зентанглы всегда быть черно-белыми?

И да …и нет

Пуристы и сторонники классического метода рисования Зентангл ответят: «Да!», — как они это и делают. Тем не менее, Зиас (Zias — Zentangle Inspired Art) — сообщество художников и любителей, практикующих абстрактное рисование Зентангл, засмеются и скажут: «Конечно, нет».

Пробуйте, экспериментируйте, добавьте цвета к вашим красивым творениям с использованием карандашей, акварельных красок, акрила, гуаши … создавайте и используйте всё, что вам понравится и вдохновляет вас.

Существуют мнения, что в основе зенарта лежит техника зентангл, что зенарт и зентангл - это одно и то же. Так ли это? И все ли дзен рисунки состоят из танглов?

И вообще, что же за «зверь такой диковинный» - тангл ?

На самом деле зенарт – это все виды и техники дзен-рисования, включая и дудлинг, и дотарт, и лайнарт и др. Техника зентангл является одним из мощных источников развития этого арт-потока. Конечно, основатели и владельцы марки Zentangle Мария Томас и Рик Робертс внесли неоспоримый вклад в развитие всего направления медитативного рисования, в результате чего многие техники получили приставку зен (производное от дзен). Например, зендудлинг.

Здесь напомню, что метод зентангла отличается от других наличием нескольких основополагающих правил. Одним из которых является организация самого тангла.

Что такое ТАНГЛ?

Tangle переводится как спутанный клубок, переплетение, путаница.

Простыми словами, тангл – это переплетение узоров в рисунке.

Узор в зентангл арте рисуется всегда от руки на нелинованной бумаге, он свободно организован и не требует четкого ритма. Сочетание нескольких узоров и создает «клубок».

Образец узора – это паттерн (pattern). Вообще в декоративном искусстве, не только в зенарте. Pattern , собственно, и переводится как образец, пример, шаблон, узор .

Минимальная образующая часть узора по-русски называется мотив . Например, один листочек – это мотив, а несколько организованных определенным образом листочков – это паттерн (узор, образец узора). Не путать с раппортом в орнаменте!

Патерны вы видите, например, у меня в поэтапных уроках. Их можно отрабатывать на бумаге в клеточку для развития глазомера и рукодвигательного навыка. Потом становится легче рисовать узоры в «свободном полете».

Итак, зафиксируем:

  1. Патерн и тангл - не одно и то же. Патерн это образец узора. Тангл – это комбинация патернов.

  2. Не всякое сочетание нескольких видов узоров будет являться танглом, тем более зентанглом. Тангл -это организованные в свободном порядке, но по определенным правилам, сочетания патернов.

Как рисовать зентангл?

Техника зентангл предполагает построение каркаса для создания клубка.

1.Cначала на плитке создается граница. Она рисуется от руки, форма границы выбирается по вашему собственному решению на момент рисования.

2.Далее внутри формы создается «аура»: карандашом рисуется кривая линия - строка, которая может быть закручена одной или несколькими петлями. Линий может быть несколько, но в исходной методике, она все-таки одна, и рисуется в одно касание от начала до конца. Образовавшиеся сегменты заполняются узорами. В итоге карандашная линия утопает в рисунке. Не надо сильно «наворачивать», все должно быть просто и воздушно.

Всё. Без дзен, основа тангла формируется таким образом. Далее идет наполнение узорами. Можете в качестве первого упражнения сделать такой классический вариант зентангла с любыми узорами.

У меня получился такой вариант, немного позже я затонировала рисунок немного цветным карандашом.

В zentangle эти понятия – границы, аура, строка - наполнены своим смыслом, и это уже то, что касается ZEN. Церемониальная составляющая делает это рисование концептуальным, а ограничение правилами имеет свой смысл и характеризует зентангл как отдельную методику медитативного рисования. По этим темам обращайтесь к первоисточнику zentangle com.

В этом курсе я рассказываю больше о технической стороне вопроса, о том, как рисовать, именно поэтому в названии урока вы не видите zen приставки. Итак, с танглом мы разобрались. Двигаемся дальше.

Что такое монотангл?

Это еще один камень преткновения в понимании танглинга. Некоторые думают, что патерн (pattern) – это и есть монотангл. Встречала даже в рунете такое описание, что монотангл - это один узор. Ну, мы то с вами уже вникли в таинственный смысл тангла - клубка, не правда ли?

Монотангл – это «клубок» узоров, в основе которого лежит один патерн. То есть, это не сам образец узора, а однотипный узор, размещенный в определенном каркасе – клубке.

Иногда узор может немного интерпретироваться, но это преобразование незначительное. Если же в результате преобразования узор сильно меняется, то монотанглом это уже назвать нельзя. В этом примере, несмотря на то, что мотив кажется одинаковым – везде кружочки, узоры (паттерн) в разных сегментах все же разные.

Стало быть, это не монотангл. В других уроках мы еще порисуем монотанглы. А сейчас перейдем к тому, как создавать основу для танглов.

Создание каркаса для танглов

Теперь рассмотрим как «клубки» создаются в других вариантах зенарта. Суть проста: вы создаете какие-то формы, в которых рисуете любые границы. Образовавшиеся сектора заполняете любыми рисунками и орнаментами. Ключевое отличие от зентангла – любыми.

Тангл может быть в строгом геометрическом каркасе .

Здесь сразу вспоминается пэчворк. Узорчатые ткани, разложенные в геометрическом порядке, очень похожи на такие танглы.

Геометрическую основу можно рисовать как от руки, так и распечатать готовую. В рубрике вы можете скачать и распечатать бесплатно мои шаблоны разных геометрических каркасов, например, таких:

Где взять идеи для основы?

Меня очень вдохновляют кованые решетки, которые встречаются по пути. Простую конструкцию мозг автоматически наполняет узорчиками. Это, конечно, происходит при полном погружении в тему, когда постоянно рисуешь.

Иногда кованые решетки удивительно красивы сами по себе, и это понятно, ведь над ними работают профессиональные художники. Особенно впечатляют решетки в стиле модерн…В общем, смотрите по сторонам и вы увидите много интересных идей для рисования.

Так, вернемся к нашим баранам танглам.

Геометрические основы для узоров весьма популярны. Самые простые – это наложение нескольких одинаковых фигур. Например, 3-5 квадратов, кругов или других фигур одинакового размера. Давайте сделаем простое упражнение.

Упражнение 1. Каркас «Цепочка»

  1. Если нет под рукой фигурной линейки или циркуля, то возьмите спичечный коробок или круглую крышечку 2,5 – 4 см в диаметре.
  2. Обрисуйте, сдвиньте так, чтобы предмет наложился примерно на 1/3 пощади нарисованной фигуры, и обрисуйте снова.
  3. Повторите 2й шаг.
  4. Далее можно заполнять узорами строго внутри решетки, либо обыгрывать каркас с выходом за границы.

В этом случае я сделала намеренно неровный контур. Вы можете нарисовать такой, который вам больше нравится.

В моем этом примере одинаковые круги нарисованы циркулем.

Снято под наклоном, поэтому круги выглядят деформированными, но, думаю, идея каркаса понятна. После раскрашивания маркером, карандашные границы уже не видны.

Tangle – это путаница.

Есть такой метод – фрактальное рисование, который используется для анализа, коррекции психологического состояния. Фрактальный рисунок (не путать с фракталами и фрактальными узорами!) возник лет двадцать назад, но поскольку применялся в ином ключе, то такого широкого мирового распространения не имеет. Фрактальный, в данном случае, означает дробленый .

Это не зендудлинг и не зентангл, но такие дзен рисунки сейчас тоже являются направлением медитативного рисования. Этот метод используется психологами. Для расшифровки и работы с фрактальными рисунками надо обладать профессиональными знаниями, хотя в некоторых школах учат самостоятельно «читать» такие рисунки. На мой взгляд, это как «занимательная» хиромантия: когда нахватался по верхам, и уже думаешь, что можешь «читать» руку. Можно так «начитать», что волосы дыбом встанут. Так и здесь. Есть какие-то общие моменты, которые можно выучить, но все-таки квалифицированную оценку может дать именно психолог, который специализируется в этом направлении анализа и коррекции. Насколько научным является этот метод, это другой вопрос. Однако, из области практической психологии фрактальный рисунок плавно перетекает в арт, и появляются прекрасные работы в мозаичном стиле.

На уроках в студии мы практикуем этот метод рисования, и кто-то зависает именно на нем. Вот мой пример фрактального арта, чтобы вы поняли визуально, о чем идет речь, если не сталкивались раньше.

В методе фрактального рисунка присутствует построение хаотичной «паутины», которая впоследствии раскрашивается разными цветами. Так вот, технику рисования паутины можно взять для создания каркаса танглов. Проработаем это в упражнении.

Напоминаю, что названия упражнений придуманы мною для моих конкретных занятий, и к другим, чужим урокам отношения не имеют.

Упражнение 2. «Фрактальный» каркас.

Здесь как таковых этапов нет, рисуем one-stroke, в одно касание.

Важные моменты:

  1. Чем рисовать? Карандашом, если хотите, чтобы границы «утонули» в рисунке. Маркером или линером, если нужно оставить границы видимыми. В последнем случае, исправить каркас будет почти невозможно.
  2. Выбираем площадь рисунка. Если это карточка или небольшой лист блокнота, то можно разместить путаницу на все пространство.
  3. Если лист большой, то визуально определите, какого размера хотите сделать рисунок. После этого делайте путаницу.
  4. Не отрывая руки, петляя, создаем паутинку, но для рисования танглов, в отличие от фрактального рисунка, оставьте достаточно большие сектора для заполнения узорами. Возвращайте линию к исходной точке. Потренируйтесь несколько раз, если сходу не получается.

Посмотрите, на 1 рисунке путаница сделана для фрактального рисунка, а на рис.2 путаница «просторная», с большими секторами для рисования узоров.

Такой каркас лежит в основе моего монотангла и «не монотангла» с кружочками, которые вы видели выше в этом уроке в подтеме «Что такое монотангл?».

  1. Можете наполнить узорами образовавшиеся ячейки.
  2. И еще: правил в творчестве нет. Если не получается в одну строку, рисуйте частями. Если легче рисовать с границами для рисунка – сделайте их.

Итак, в этом уроке я рассказала о том, что такое танглы и монотанглы, как делать основу - путаницу для рисования зентангла и каркасы для зенарт узоров. А в следующем уроке я поделюсь еще идеями о других основах, каркасах, формах.