Рассказ о трех яблоках. Рассказ о трех яблоках (1001 ночь. Арабские сказки). Печеные яблоки с вареньем

Рассказ о трех яблоках (ночи 19-20)

Шахразада сказала: «Говорят, о царь времени и владыка веков и столетий, что халиф Харун арРашид призвал однажды ночью своего везиря Джафара и сказал ему: „Я хочу спуститься в город и расспросить народ о поведении властвующих правителей, и всякого, на кого пожалуются, мы отставим, а кого похвалят, того наградим“. – „Слушаю и повинуюсь!“ – ответил Джафар, и халиф с Джафаром и Масруром спустились и прошли через весь город и стали ходить по улицам и по рынкам. Они проходили по какому-то переулку и увидели глубокого старика, на голове которого были сеть и корзина, а в руках – палка. И он шёл не торопясь и говорил такие стихи:

«Они говорят мне: «Средь прочих людей

Сияешь ты знаньем, как лунная ночь».

А я им: «Избавьте от ваших речей!

Ведь ценится знанье лишь с властью всегда».

И если б хотели меня заложить,

С чернилом, тетрадью и знаньем моим,

За пищу дневную, – достичь не могли б

Принятья залога до будущих дней.

А что до несчастных и бедных людей,

Печальна и пасмурна жизнь бедняка!

Как лето – не может он пищи найти,

Зимою жаровня лишь греет его.

Бегут на него придорожные псы,

И всякий презренный ругает его.

Когда же он сетует в горе мужам,

Никто среди тварей его не простит.

И если вся жизнь бедняка такова,

То лучшая доля в гробу его ждёт».

Услышав эти стихи, халиф сказал Джафару: «Посмотри на этого бедного человека и послушай его стихи! Они указывают, что он нуждается».

И халиф подошёл к нему и спросил: «О старец, каково твоё ремесло?» И старец ответил: «О господин мой, я рыбак, и у меня есть семья, и я вышел из дому в полдень, и до этого времени Аллах не уделил мне ничего на пропитание моей семьи. И я почувствовал отвращение к самому себе и пожелал смерти». – «Не хочешь ли возвратиться с нами к реке? – спросил халиф. – Встань на берегу Тигра и закинь твою сеть на моё счастье, и что ни вытянешь, я куплю это у тебя за сто динаров».

И рыбак обрадовался, услышав эти слова, и воскликнул: «Повинуюсь! Я вернусь с вами!»

И он возвратился с ними к реке и закинул сеть и подождал, а потом он потянул за верёвку и вытащил сеть, и в сети оказался запертый сундук, тяжёлый весом. И халиф, увидав сундук, потрогал его и нашёл его тяжёлым и дал рыбаку сто динаров, и тот ушёл, а Масрур с везирем взяли сундук и принесли его во дворец. И они зажгли свечи (а сундук стоял перед халифом), и Джафар с Масруром подошли и взломали сундук, и в нем оказалась корзина из пальмовых листьев, зашитая красными шерстяными нитками. И они разрезали корзину и увидели в ней кусок ковра, а когда ковёр подняли, под ним нашли изар, а в изаре молодую женщину, подобную слитку серебра, убитую и разрубленную.

И когда халиф увидел её, он опечалился, и слезы потекли по его щекам, и он сказал, обратившись к Джафару: «О собака среди везирей! Людей убивают в моё время и бросают в реку, и это будет на моей ответственности в день воскресения. Я непременно возьму должное с того, кто убил эту женщину, и умерщвлю его зловещей смертью!» И продолжал: «Клянусь связью моего рода с халифами из сыновей аль-Аббаса, если ты не приведёшь мне того, кто её убил, чтобы я мог справедливо воздать ему за это, я непременно тебя повешу на воротах моего дворца, – тебя и сорок твоих родственников!»

И халиф сильно разгневался, а Джафар вышел и спустился в город, печальный, и говорил про себя: «Откуда мне узнать, кто убил эту женщину, чтобы привести убийцу к халифу? А если я приведу другого, это будет на моей ответственности. Не знаю, что мне и делать!»

И Джафар просидел у себя в доме три дня, а на четвёртый день халиф прислал к нему одного из придворных, требуя его; и Джафар пошёл к халифу, и тот спросил его: «Где убийца женщины?» – «О повелитель правоверных, не надсмотрщик я за убитыми, чтобы мне знать её убийцу», – сказал Джафар. И халиф рассердился и приказал повесить его у своего дворца, а глашатаю он велел кричать на улицах Багдада: «Кто хочет посмотреть, как будут вешать Джафара Бармакида, везиря халифа, и сорок Бармакидов из его родственников на воротах халифского дворца, тот пусть выйдет и посмотрит!»

И из всех улиц вышли люди посмотреть на казнь Джафара и его родных, и они не знали, за что их вешают. И построили виселицу и поставили их под нею, чтобы их повесить, и стали ждать разрешения халифа (а знаком был взмах платка халифа), и люди плакали по Джафару и его родственникам.

И в это время вдруг появился юноша, прекрасный видом и чисто одетый, с лицом как месяц и глазами словно у гурии, с сияющим лбом и румяными щеками, с молодым пушком и родинкой, словно кружок амбры, и он до тех пор расталкивал народ, пока не оказался перед Джафаром.

«Да будешь ты спасён от того, чтобы стоять здесь, о господин эмиров и убежище бедных! – воскликнул он. – Я тот, кто убил ту, которую мёртвой вы нашли в сундуке! Повесь же меня за неё и возьми с меня должное!»

И Джафар, услышав речь юноши и сказанные им слова, обрадовался своему освобождению и опечалился За юношу; и пока они разговаривали, вдруг видят – дряхлый старец, далеко зашедший в годах, расталкивает людей и проходит сквозь толпу. Он подошёл к Джафару и юноше и приветствовал их и (казал: «О везирь и высокий господин, не верь словам, которые говорит этот юноша! Поистине, никто не убил этой женщины, кроме меня! Воздай же мне за неё должное, или я потребую у тебя ответа перед лицом Аллаха великого, если ты этого не сделаешь!» Но тут юноша сказал: «О везирь, это дряхлый старец, выживший из ума, он не знает, что говорит. Я её убил! Возьми с меня за неё должное». – «О дитя моё, – сказал старец, – ты молод и жаждешь благ жизни, а я старик и утомлён жизнью. Я выкуплю тебя своей душой и выкуплю везиря и его родных. Никто не убивал эту женщину, кроме меня! Заклинаю тебя Аллахом, поторопись меня повесить! Для меня нет жизни после неё!»

И везирь, услышав это, изумился и, взяв с собою юношу и старика, поднялся с ними к халифу и поцеловал перед ним землю и сказал: «О повелитель правоверных, мы привели убийцу женщины». – «Где же он?» – спросил халиф. И Джафар ответил: «Этот юноша говорит, что он и есть убийца, а этот старик уверяет, что юноша лжёт, и говорит, что убил он. Вот они оба перед тобою».

И халиф посмотрел на юношу и старца и спросил: «Кто из вас убил женщину?» – «Я», – ответил юноша. Но старец вскричал: «Никто не убил её, кроме меня!» «Возьми их обоих и повесь», – сказал тогда халиф Джафару, но тот возразил: «Если убил один из них, то повесить другого будет несправедливо». – «Клянусь тебе тем, кто возвысил небеса и простёр землю, – я убил эту женщину», – сказал юноша и изложил обстоятельства убийства и описал то, что нашёл халиф в корзине, и халифу стало ясно, что именно юноша убил женщину.

И он удивился истории этих двоих и сказал: «По какой причине ты убил эту женщину, не имея права, и почему ты признался в убийстве, хотя тебя не били, и сам пришёл сюда и сказал: „Воздайте мне за неё должное!“?» – «Знай, о повелитель правоверных, – сказал юноша, что эта женщина – моя жена и дочь моего дяди, а этот старик – её отец, и он мой дядя. Я женился на ней, когда она была невинна, и Аллах наделил меня от неё тремя детьми мужского пола, и она любила меня и ходила за мной, и я не видал от неё дурного и тоже любил её великой любовью. И когда пришло начало этого месяца, она сильно заболела, и я призвал к ней врачей, и здоровье стало понемногу к ней возвращаться; и я захотел свести её в баню, но она сказала: „Мне чего-то хочется перед баней, и я очень этого хочу“. – „Слушаю и повинуюсь, – сказал я, – что же это такое?“ – „Мне хочется яблока, – сказала она, – я понюхаю его и откушу от него кусочек“.

И я тотчас же пошёл в город и стал искать яблок, но не нашёл их, и если бы штука стоила целый динар, я бы, наверное, купил. Это было для меня тягостно, и я пошёл домой и сказал моей жене: «О дочь моего дяди, клянусь Аллахом, я не нашёл ничего». И она расстроилась, будучи больна, и её болезнь в этот вечер очень усилилась.

И я провёл эту ночь в размышлениях, а когда настало утро, я вышел из дому и стал обходить сады один за другим, но не нашёл яблок. Мне повстречался старый садовник, и я спросил его о яблоках, и он сказал мне: «О дитя моё, это теперь редко найдёшь, и яблок нету. Их можно найти только в саду повелителя правоверных, что находится в Басре, и они у садовника, который бережёт их для халифа».

И я пошёл домой, и моя любовь и привязанность побудили меня собраться в путь, и я пропутешествовал туда и назад пятнадцать суток, ночью и днём, и принёс ей три яблока, которые я купил у басрийского садовника за три динара. И я вошёл и подал их жене, и она обрадовалась и оставила их около себя, и её болезнь и лихорадка усилились, и она все время хворала, пока не прошло десять дней, и после этого она выздоровела.

И я вышел из дому и отправился к себе в лавку и сидел за продажей и покупкой; и когда я сидел так, в полдень вдруг проходит мимо меня чёрный раб, а в руках у него яблоко из тех трех яблок, и он им играет. «О добрый раб, – спросил я его, – скажи, откуда ты взял это яблоко, чтобы и я мог достать такое же?» И раб засмеялся и ответил: «Я взял его у моей возлюбленной. Я отсутствовал и приехал и нашёл её больной, и у неё было три яблока, и она сказала мне: „Мой муж, этот рогатый, ездил ради них в Басру и купил их за три динара“. И я взял у неё это яблоко».

И когда я услышал слова раба, о повелитель правоверных, мир стал чёрен в моих глазах. И я встал, запер лавку и пришёл домой, лишившись рассудка от сильной ярости, и посмотрел на яблоки и нашёл только пару и спросил жену: «Где третье?» И она ответила: «Не знаю и не ведаю!» И тогда я убедился в истинности слов раба, и взял нож и – подошёл к моей жене сзади, не заговаривая с нею, и сел ей на грудь и перерезал ей ножом горло. И я отделил её голову от тела и поспешно положил её в корзину и покрыл изаром, а потом я зашил корзину и, накрыв её куском ковра, положил её в сундук и увёз её на своём муле и своей рукой бросил её в Тигр.

Заклинаю тебя Аллахом, о повелитель правоверных, поторопись повесить меня, – я боюсь, что она потребует от меня огвета в день воскресенья. И когда я бросил её в реку Тигр (а никто не узнал об этом), я увидел, что мой старший сын плачет (а он не знал, что я сделал с его матерью). «Что ты плачешь, дитя моё?» – спросил я его, и он сказал: «Я взял одно яблоко из тех, что были у матери, и пошёл с ним в переулок поиграть с братьями, и вдруг высокий чёрный раб выхватил его у меня и спросил: „Эго откуда к тебе попало?“ „За ним ездил мой отец, – сказал я, – и привёз его из Басры для моей матери, которая больна, и он купил ей три яблока за три динара“. И раб взял яблоко и не обратил на меня внимания, а я повторил эти слова во второй раз и в третий, но раб не стал на меня смотреть и побил меня и унёс яблоко; и я испугался, что мать побьёт меня из-за яблока, и ушёл с братьями за город от страха, и нас застиг вечер, и я боюсь её. Заклинаю тебя Аллахом, батюшка, не говори ей ничего, – она станет ещё слабее, чем раньше».

И, услышав слова ребёнка, я понял, что этот раб выдумал ложь на дочь моего дяди, и убедился в том, что она убита безвинно. И я принялся горько плакать, и вдруг подошёл этот старец, мой дядя и её отец, и я рассказал ему о том, что случилось, и он сел со мной рядом и заплакал. И мы плакали до полуночи и принимали соболезнования пять дней, и по сегодняшний день мы печалимся о том, что я убил её безвинно. И все это произошло из-за раба, и вот почему она убита. Во имя твоих предков, поспеши убить меня, – для меня нет после неё жизни. Возьми же с меня за неё должное».

И халиф, услыхав слова юноши, изумился и воскликнул: «Клянусь Аллахом, я никого не повешу, кроме этого проклятого раба, и я непременно совершу дело, которое исцелит страждущего и удовлетворит великого владыку…»

И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.

Яблоки - самый ценный вид из наших отечественных плодов. Среди фруктов это, можно сказать, наш хлеб насущный. Ведь свежие яблоки у нас не переводятся практически круглый год. Уже в июне - июле появляются в магазинах ранние сорта. Поздние же сорта могут храниться до весны, а то и до лета.

А теперь немного истории. Плоды дикорастущих деревьев занимали немалое место в рационе наших предков. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт, что древнейшие из созданных на Земле легенд неизменно связаны с плодами. Чаще всего эти легенды облекались в форму религиозных мифов и поверий. Поэтому их можно встретить во всех священных книгах и писаниях. И уже в самых ранних легендах и мифах подчеркиваются польза плодов, их внешнее очарование и таинственная суть, дарующая людям не только здоровье, но и любовь, красоту, вечную молодость.

Вспомните про библейскую притчу об Адаме и Еве. Весьма знаменательно, что местожительством наших прародителей Библия называет «райские кущи», а точнее сад, в котором можно было встретить «всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи».

Обвивший высокую яблоню змей и Ева с надкушенным налитым яблоком, которое она протягивает Адаму, - тема, волнующая поэтов и живописцев со времен эпохи Возрождения...

Поэтому нет ничего удивительного, что в конце концов именно яблоки стали символом всех плодов. И в этом нашла отражение вера в их магические свойства. Не случайно в некоторых государствах наряду со скипетром и короной изображение яблока являлось эмблемой монархической власти.

Прошли века - зародилась наука о питании. Яблоки, как и многие фрукты, были подвергнуты всестороннему изучению. Был исследован их химический состав, установлена питательная ценность, и теперь многое из того, что считалось магическим, для каждого из нас стало обыденным.

О том, что яблоки полезны, знает каждый. Полезны вообще всякие фрукты и овощи. Весь вопрос лишь в том, какие яблоки наиболее полезны. Нередко приходится слышать такие советы: «Ешьте побольше яблок, особенно Антоновку: они очень богаты железом и витамином С». Так ли это на самом деле? Если быть откровенным, то яблоки не особенно богаты железом. Более того, они содержат его порой меньше, чем те же ягоды и особенно вишня. Другое дело, что соли железа из яблок лучше усваиваются организмом, поскольку они находятся в благоприятных соотношениях с витаминами. Но это касается вообще всех сортов яблок, а не только Антоновки. Кстати, и по содержанию аскорбиновой кислоты она занимает далеко не первое место среди яблок.

Возможно, кто-нибудь и возразит против такого категорического утверждения. Но мы основываемся на научных данных, которые в свое время были получены в специализированной лаборатории по изучению биоактивных веществ плодово-ягодных растений при Уральском лесотехническом институте. Учеными этой лаборатории был изучен химический состав и проверено на содержание витаминов более чем 350 сортов яблок. И вот что было установлено в результате этих исследований. В любом яблоке есть витамины В 1 , В 2 , С, РР, К, Е, каротин, витамин Р. Забегая вперед, надо сказать, что длинный перечень названий витаминов часто производит большое впечатление на несведущих людей, склонных рассматривать яблоки как чуть ли не универсальный поливитаминный конгломерат от природы. Однако это далеко не так. Дело в том, что подавляющее большинство из перечисленных витаминов в яблоках содержится в очень небольших количествах.

Взять, к примеру, витамин Е, которому сейчас отводят роль предохранять липоидные вещества клеточных мембран от окисления и обеспеченность которым наряду с витаминами А и С помогает организму успешно противостоять раковым заболеваниям. Так вот, в 100-граммовом яблоке содержится всего 0,1 - 0,2 мг витамина Е, тогда как суточная норма его для взрослого человека составляв т 15 - 20 мг. Отсюда, чтобы получить эту дозу, человек должен ежедневно съедать по 10 кг яблок, а это просто нереально. Значит, следует поискать другие плоды для этой цели. Например, можно воспользоваться тем же шиповником, боярышником или рябиной, которые очень богаты витамином Е.

Аналогичное положение и с некоторыми другими витаминами - В 1 , В 2 , РР и К. Их тоже совсем немного в яблоках, чтобы они могли играть сколь-нибудь существенную роль в обеспечении организма. Следовательно, и в этом отношении не следует полагаться на яблоки. Больше всего витаминов группы В содержится в пивных дрожжах. Вот почему нужно следить за тем, чтобы питание вашей семьи было разнообразным.

Но вот что касается витамина Р, то здесь вы не ошибетесь. Даже самые бедные им яблоки содержат по 30 - 50 мг на 100 г плодов. Суточная же норма этих соединений 50 - 100 мг. Следовательно, всего одно-два яблока обеспечивают необходимую потребность взрослого человека в соединениях, обусловливающих Р-витаминную активность. Кстати, установить, какие сорта яблок содержат больше всего этих соединений, может сам потребитель, не прибегая к каким-либо сложным химическим анализам. Обычно если мякоть яблока остается после откусывания белой, то это, как правило, означает, что витамина Р в нем мало. Если же она буреет и при этом еще отличается терпковатым вкусом, как, например, у крепкого чая, значит, вы попали в самую «точку». Сорт этот не только полезный, но и лечебный. Употребление таких яблок может оказывать благотворное влияние на здоровье людей, страдающих артериальной гипертонией.

В одной из больниц проведен любопытный эксперимент: были отобраны яблоки с повышенным содержанием Р-витаминных соединений, которые предложили группе больных-гипертоников. Курс лечения заключался в употреблении по 300 г яблок (свежих или в виде компотов, пюре) ежедневно в течение 2 недель. В результате выяснилось, что яблоками вполне можно лечить нетяжелые формы гипертонической болезни без каких-либо дополнительных медикаментозных средств.

К этому следует добавить, что яблоки с высоким содержанием Р-витаминных соединений очень полезны людям с повышенной ломкостью кровеносных сосудов (склерозом). Пытаясь объяснить снижение смертности от болезней сосудов головного мозга, которое наблюдается в Англии в последние несколько десятилетий, английские ученые выдвинули предположение, что это связано с увеличением потребления свежих фруктов и овощей. Ломкость артерий у гипертоников возникает от недостатка витамина Р и аскорбиновой кислоты в организме. Вместе с тем важное значение имеет благоприятное соотношение минеральных солей в свежих овощах и фруктах, в которых всегда много калия и мало натрия. (Натрий, как известно, задерживает воду в организме, а калий, наоборот, способствует ее удалению. Тем самым калий способствует снижению повышенного артериального давления.) Вот почему увеличение потребления овощей, фруктов и яблок, в частности, можно рассматривать как существенную меру в предупреждении болезней сосудов головного мозга.

Что касается определения количества витамина С в яблоках, то это гораздо сложнее. Нужно уметь ориентироваться в сортах яблок. Наиболее богаты этим витамином Ренет Кичунова, Крожельское прозрачное, Оранжевое, Толисааре. К средневитаминным сортам наряду с Антоновкой относятся Боровинка, Осеннее полосатое, Грушовка московская, Славянка Мичурина. А вот в яблоках Уэлси, Мелба, Джонатан, Ренет Симиренко витамина С содержится в 5 - 10 раз меньше, чем в высоковитаминных и средневитаминных сортах, - всего 3 - 6 мг на каждые 100 г плодов. Следовательно, чтобы взрослому человеку удовлетворить суточную потребность в данном витамине, надо съедать не менее 1 кг Джонатана или Мелбы. Да и детям почти столько же. А это, как вы сами понимаете, не совсем реально.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод: яблоки в основном могут служить поставщиками витаминов С и Р. Это совсем неплохо, особенно если учесть и ту большую роль, которую играет витамин С в предупреждении простудных заболеваний. Включение в ежедневный рацион детей и взрослых от 1 до 3 яблок (разумеется, соответствующих сортов) способно снизить число гриппоподобных заболеваний примерно в 2 раза. Такие наблюдения уже описаны в специальной медицинской литературе. Так, американский ученый Г. Лукас, изучая состояние здоровья 500 студентов Мичиганского университета, выяснил, что 66% всех заболеваний приходится на долю повышенного артериального давления и гриппоподобные заболевания. Включение в ежедневный рацион по 2 - 3 яблока привело к тому, что количество простуд среди студентов снизилось в 2 - 3 раза, а число случаев артериальной гипертонии - в 6 раз. В другом опыте хорошее защитное действие было выявлено даже у тех людей, которые получали всего по одному яблоку в день. При этом, особо хотелось бы подчеркнуть, использовались яблоки обычных сортов.

Однако не только витаминами определяется польза яблок. В яблоках содержится до 1% пектиновых веществ, или, другими словами, 1 г на каждые 100 г. Если сравнить с земляникой, грушей, малиной, крыжовником и некоторыми другими фруктами и ягодами, то в яблоках их существенно больше. Пектины - это высокомолекулярные углеводы, которые содержатся в межклеточных перегородках и клеточном соке. Пектиновые вещества в желудочно-кишечном тракте не перевариваются. Они адсорбируют ядовитые вещества, которые таким путем обезвреживаются и выводятся из организма. Особенно много вредных веществ образуется, например, при воспалительных заболеваниях кишечника (так называемых колитах). Именно поэтому сырые тертые яблоки - одно из лучших средств от расстройства желудка. Способствуют лечению таких заболеваний не только пектины, но и содержащиеся в яблоках антимикробные соединения типа лизоцима, а также фитонциды и дубильные вещества. Те и другие губительно действуют на болезнетворные микробы и тем самым оказывают нормализующее действие на микрофлору кишечника.

Одно из первых научных сообщений об антимикробной активности яблок касалось известного сорта - Антоновки. Было обнаружено, что сок этих яблок убивает некоторые болезнетворные микробы, в том числе и возбудителя дизентерии. В дальнейшем оказалось, что антимикробное действие оказывают почти все сорта яблок, особенно мелкоплодные. Существенное значение при этом имеет кислотность сока, а также содержание веществ типа катехинов (дубильных веществ), которые у яблок различных сортов тоже неодинаковы.

Накоплен определенный медицинский опыт по применению яблок для лечения колитов. Первые 2 - 3 дня во время обострения заболевания яблоки используются в виде отваров и соков, получаемых из терпких сортов. Далее необходимо проведение «яблочных дней», когда используется протертая яблочная мякоть по 1,5 - 2 кг в день, а другая пища исключается (речь идет о лечении взрослых). Кашица употребляется в 5 - 6 приемов в течение 1 - 3 дней. Кстати, помимо яблок, полезны для лечения колитов отвары и кашицы из пресных терпких плодов, например мелких груш, черники.

Есть у пектинов еще одно замечательное свойство. Они обладают способностью связывать и выводить из организма ядовитые тяжелые металлы (свинец, медь, кобальт). Поэтому яблочная диета бывает полезна и тем людям, которые работают на вредном производстве (типографии, гальванические цеха и т. д.). Однако, для того чтобы пектины оказывали целебный эффект, надо потреблять в день не менее 5 - 10 г, т. е. съедать не менее 5 яблок.

В яблоках представлен сбалансированный комплекс сахаров, которые в наименьшей степени используются в организме для жирообразования. Натуральная природная сбалансированность в яблоках глюкозы, фруктозы и сахарозы не вызывает перенасыщение крови сахаром (так называемую гипергликемию). И таким образом, употребление яблок не противопоказано людям, страдающим сахарным диабетом.

Одновременное присутствие в яблоках солей железа и фолиевой кислоты - стимулятора кроветворения - делает их полезными для предупреждения малокровия.

Немалую ценность также представляют содержащиеся в яблоках соли калия. Они вместе с таннином задерживают в организме образование мочевой кислоты. В яблоках содержится хлорогеновая кислота, которая важна для нормальной деятельности печени и почек, так как эта кислота (наряду с калием) тоже обладает желчегонным и мочегонным действием. Поэтому яблоки - свежие и в виде отваров, компотов - рекомендуют употреблять и при почечных заболеваниях.

Благотворное действие оказывают яблоки и на кислотно-щелочное равновесие организма. Они в значительной степени снижают кислотность его внутренней среды, противодействуя так называемому тканевому ацидозу - накоплению в крови и тканевых жидкостях кислых продуктов обмена веществ. (Этот эффект обусловлен в яблоках лимонной и яблочной кислот, которые в организме расщепляются на воду и угольную кислоту, обладающую щелочными свойствами.) Действенным является также и проведение разгрузочных «яблочных дней» при ожирении.

Особенно полезно есть яблоки в зимнее время, и не только потому, что зимой мало витаминов. Зимой человек питается более калорийной пищей (мясом, рыбой, яйцами), подкисляющей внутреннюю среду организма. Кислые продукты обмена в больших количествах выбрасываются в ткани головного мозга при его утомлении, поэтому яблоки рекомендуются и людям умственного труда.

Таким образом, яблоки придают силу, продлевают молодость, помогают бороться с болезнями. Не потому ли англичане - большие ценители этих фруктов - говорят: «В день по яблоку - и врач не нужен»?

Первое дерево в саду

(Из рассказа летописца)

Можно с уверенностью сказать, что яблоня не только самая распространенная у нас плодовая культура, но и одна из самых древних. Трудно установить ее возраст, но несомненно, что введена она в культуру не менее пяти тысячелетий назад. А в последнее время «авторитет» яблок еще больше возрос: они вошли в обязательный рацион космонавтов. Оказывается, яблоки хорошо переносят космические скорости, сохраняясь при этом целыми, в то время как лимоны и апельсины в стратосфере «взрываются», разлетаясь на лоскутные кусочки.

Что касается древних времен, то при археологических раскопках в Новгороде в слоях, относящихся к XII в., были обнаружены яблоневые семечки, найдено даже целое яблоко - небольшого размера, но предположительно культурного происхождения.

В начале нынешнего тысячелетия сады, в которых видное место занимала яблоня, были распространены в Киевской Руси. Когда Юрий Долгорукий, основатель Москвы, переезжал в Московию, он вызвал из Киева опытных садовников и посадил на княжеской усадьбе плодовый сад, где росли яблони и груши. Иностранные гости, посещавшие Москву, давали высокую оценку русским садам и качеству плодов.

Не оставил без внимания садоводство и Петр I. После взятия Азова в 1696 г. он дал указание разводить на Дону сады. Закладывались плодовые питомники, и размножались не только отечественные сорта яблок, но и выписывались саженцы лучших сортов плодовых деревьев.

А теперь давайте задумаемся: откуда произошло название «яблоня»? В старославянском языке она называлась «аблонь». В древнерусском языке твердое «а» ассимилировалось - стали говорить «яблонь». Так она и теперь называется у чехов и поляков. У болгар нет различия в названиях между яблоней и яблоком: и то и другое - «ябълка».

Корень слова «яблоня», как предполагают лингвисты, был взят у кельтов на Нижнем Дунае, где яблоня называется «абла», или у древних германцев - «апля»: по-немецки яблоко - «апфель». Это еще раз подтверждает предположение о том, что в культурной форме яблоня попала к славянам с Запада.

Приглашаем к столу

Печеные яблоки с вареньем

Яблоки - 10шт., варенье (без косточек) - 1/2 стакана, вода - 2 - 3 столовые ложки; грецкие орехи, миндаль по вкусу.

Яблоки промыть в холодной воде, вынуть из них сердцевину (не прорезая яблоки насквозь), наколоть кожицу, заполнить яблоки вареньем и положить их на сковороду, подлить воды и поставить на 15 - 20 мин в духовой шкаф со средним жаром. Как только яблоки сделаются мягкими, их нужно вынуть, дать слегка остыть, после чего переложить на блюдо и полить сверху образовавшимся на сковороде сиропом.

Для фарширования яблок лучше всего брать земляничное, клубничное, черносмородиновое и вишневое (без косточек) варенья или конфитюр. В варенье хорошо добавить толченый миндаль или мелко нарубленные грецкие орехи.

Яблочный крем

Сливки 20%-ной жирности - 100 г, яблоки средних размеров - 2 шт., сахар - 2 столовые ложки; молотая корица по вкусу.

Яблоки очистить от кожицы и семенной коробки. Приготовить из них пюре с сахаром и корицей. К пюре добавить охлажденные сливки и взбить смесь в миксере.

Нравственность- правила, определяющие поведение;
духовные и душевные качества

"Я повидал мир. Поездил, может, даже с избытком. Было что посмотреть, было чему удивляться... Но только здесь ближе всего находишься к самому себе, к своей сути. И человек остается человеком только тогда, когда он сохраняет связи со своей землей. Когда помнит о ней. Он может уехать куда-то, работать далеко, потому что не всегда находится дело по способностям на родной земле. Но если он о ней забывает – это погибель. Человек перерождается. Происходит его мутация. Он может состояться профессионально. Но если он порывает со своими корнями - он порывает и со своим родительством…" (Валентин Распутин).
Повести и рассказы писателя задевают очень важные проблемы современности - как общественно-социальные, так и экологические. Он отвечал за каждое слово, которое он говорил, поэтому был так немногословен. Он понимал, что слово - это слишком ответственно.


О детстве.
"Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве."

"Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминал писатель - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла... " (Валентин Распутин)
Родина писателя, Аталанка, - небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Ныне она перенесена на берег Братского моря и превратилась в рабочий поселок. Поселок Усть-Уда (где учился в старших классах) тоже был затоплен водами Братского водохранилища. Но Распутин спас родную школу - писатель помог перенести ее в другое место. Свой поступок он объяснил так: "Мне нужно было вернуть людям добро, которое они сделали для меня".

О школе и учителях.
В 1944 году будущий писатель пошел в первый класс Аталанской школы. На всю жизнь запомнил Валентин Распутин, как люди помогали друг другу переносить тяготы военных лет:

" Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе.
Не помню ни одного учителя, который кричал бы на нас. Где-нибудь на базарах кричали - я это помню - и крики, и драки. Но в школе все было очень спокойно. Какое-то затишье посреди беспокойной жизни. И нас, мальчишек, не тянуло на грубость, сквернословие. Меня и на курево не тянуло, хотя многие в деревне курили. Нет, мне повезло, что я в то время пошел в школу.

А были такие отношения между людьми, которые замещали многие нехватки. Наш колхоз в Аталанке, обездоленный войной, придавленный планами и налогами, жил тем, как спасти детей. Изнемогали от надсады, поднимая государство, но ребятишек выводили в люди."

Именно об этом периоде у Распутина написан почти документальный рассказ "Уроки французского", по которому был снят одноименный фильм.


Лидия Михайловна Молокова - прототип героини Распутина " Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".

В 70-80-х от университета Лидия Михайловна Молокова ездила преподавать русский язык на базе французского в Камбоджу и Алжир. Поразительно, но его бывшая учительница французского волей судьбы оказалась во Франции - в 1975 году ее пригласили преподавать русский язык в Сорбонну на два года. Для преподавательницы из провинциального университета это было чудом. Случайно зашла в парижский книжный магазин, увидела на обложке "В. РАСПУТИН", открыла книгу и тут же прочитала ее на одном дыхании. Спустя много лет они встретились в Москве.






Коротко о рассказе.
Мальчик, герой рассказа, страдает от голода и отсутствия поддержки. Он любим матерью, но обстоятельства вынуждают ее отправить ребенка в город одного - чтобы учиться, чтобы хоть как-то выбивался сам. Этому одиннадцатилетнему мальчику, к тому же еще не совсем здоровому, приходится выживать у чужих людей. Ему встречается учительница французского языка Лидия Михайловна, которая спасла мальчика ценой собственного увольнения.

х/ф "Уроки французского"

О маленьком актере.
Этот фильм западает в сердце и чувственной игрой актерского состава, особенно удивляет игра 12-летнего мальчика Миши Егорова, воспитанника детского дома № 8 г. Москвы.

Но... В его жизни по большому счету ничего не изменилось ни после первой, ни после последней работы в кино. Четыре картины, четыре главные роли...
Все тот же детский дом, казенные вещи.
После окончания восьмилетки поступил в вечернюю школу, затем устроился на работу в трамвайное депо учеником слесаря. Потом работал на Октябрьской железной дороге. Восемь лет водил поезда, пока не познакомился с оперативником уголовного розыска. Так в 1993 году Михаил пришел работать в милицию. После учебы Михаилу присвоили первое офицерское звание - младший лейтенант. Вернувшись в родной ОВД, он продолжил работу в уголовном розыске.
В 2000 году Михаил Михайлович перевелся в 56-е отделение милиции ОВД района Кунцево. Спустя всего два года стал заместителем начальника по уголовному розыску, а еще через год - начальником отделения.
- Михаил Михайлович, а как же кино? Неужели никогда не жалели, что не сделали актерскую карьеру?
- Нет, что вы! Понимаете, никаких иллюзий у меня не было. Это очень тяжелый, изнурительный труд. Например, съемки "Уроков французского" проходили летом в павильоне, где воздух от софитов нагревался до 60 градусов. Когда я выходил на улицу, в тридцатиградусную жару, казалось, что попадал в зиму. Кроме того, я насмотрелся на людей, которые, снявшись в детстве в кино, становились впоследствии профессиональными, но невостребованными актерами. Они соглашались на любую роль в эпизоде или массовке... Так что совсем не факт, что моя актерская карьера продолжилась бы. И я это прекрасно понимал.
(Из газеты «Петровка, 38», 2006)
Вместо актерской карьеры Михаил Михайлович сделал милицейскую. А кино осталось с ним на экране.


"Уроки французского" заканчиваются тем, что учительница французского языка Лидия Михайловна вынужденно покидает школу, уезжает к себе на родину, на Кубань и к Новому году посылает Володе макароны и три яблока, укутанные ватой...
И мальчик на всю жизнь запомнил эти три красных яблока...
"Мы еще умеем плакать по-настоящему и любить по-настоящему, без выгоды и расчета. И такими нам лучше и оставаться всегда. И мы должны обязательно начать возвращаться к России."
(Валентин Распутин)

P.S.: " Валентин Григорьевич Распутин по-прежнему будет служить русскому сердцу, русскому слову и русской человеческой дали, для которой был рожден. Потому что, слава Богу, слово его не уходит. Его книги глядят с полок и ждут нашего внимания. Всегда в крайний час нас спасало русское слово. Будем памятливы, так спасёт и сейчас. (Валентин Курбатов).