Рассказы о царе соломоне. Царь Соломон: биография, приход к власти, символика. Звезда Соломона

Соломон - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма.


Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом - «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем - «совершенный», «цельный»).

Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Например, он называется Иедидиа («возлюбленный Богом или друг Бога») - символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду после его глубокого раскаяния относительно прелюбодеяния с Вирсавией.

В Аггаде царю Соломону приписываются также имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал.

Библия является основным источником, который используется для обоснования историчности существования Соломона как реальной личности. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности, о чём писал Иосиф Флавий.

За вычетом библейских рассказов, записанных спустя более чем 400 лет после смерти Соломона, никаких исторических свидетельств его существования не обнаружено. Тем не менее его принято считать исторической фигурой. По этому правлению в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр. Имя Соломона связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма, разрушенного Навуходоносором II и нескольких городов, строительство которых также связывали с его именем.

При этом вполне правдоподобная историческая канва соседствует с очевидными преувеличениями. Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». Как бывает в таких случаях, «солнцеподобному» царю приписывались все блага мира - богатство, женщины, недюжинный ум.

Царь Давид намеревался передать престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония. Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию.

Мать Соломона, Вирсавия, а также пророк Нафан (Натан) уведомили об этом Давида. Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3Цар. 1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал. После прихода к власти Соломон расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон временно удалил Авиафара от священства и казнил Иоава, который попытался скрыться в бегах. Исполнителя обеих казней, Ванею, Соломон назначил новым командующим войсками.

Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением.

Основой благосостояния Соломона был проходивший по его владениям торговый путь из Египта на Дамаск. Он не был воинственным правителем, хотя объединённые под его властью государства Израиль и Иудея занимали значительную территорию. Соломон поддерживал дружественные отношения с финикийским царём Хирамом. Великие строительные проекты оставили его в долгу перед Хирамом. Чтобы погасить задолженность, Соломон вынужден был уступить ему селения на юге своих земель.

Согласно библейскому повествованию, узнав о мудрости и славе Соломона, к Соломону прибыла правительница Сабейского царства, «чтобы испытать его загадками». В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота. Впоследствии история о царице Савской обросла многочисленными легендами вплоть до предположений об её любовной связи с Соломоном. Христианские правители Эфиопии считали себя происходящими от этой связи (см. Соломонова династия).

Считается, что Соломон покончил полутысячелетнюю вражду евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона.

Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам ее родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона. Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно.

Соломон умер в 928 году до н. э. в возрасте 62 лет. Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен.

Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя. Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).

Согласно Корану Сулейман (Сулейман) был сыном пророка Дауда. От своего отца он усвоил множество знаний и был избран Аллахом в пророки, причем ему была дана мистическая власть над многими существами, включая джиннов. Он правил огромным царством, которое на юге простиралось до Йемена. В исламской традиции Сулейман известен своей мудростью и справедливостью. Он считается образцом правителя. Неслучайно многие мусульманские монархи носили его имя.

Исламская традиция имеет некоторые параллели с Аггадой, где Соломон представлен как «мудрейший из людей, который мог говорить со зверями, и они подчинялись ему». В иудейской традиции присутствует мотив смирения этого горделивого царя.

По легенде, при Соломоне знак его отца Давида стал государственной печатью. В исламе шестиконечная звезда носит название звезды Соломона. В то же время средневековые мистики называли Соломоновой печатью пентаграмму (пятиконечную звезду). Есть мнение, что звезда Соломона легла в основу мальтийского креста рыцарей иоаннитов.

В оккультных учениях (магия, алхимия, каббала и др.) пентаклем с названием «Звезда Соломона» считается 12-и конечная звезда. Из-за большего количества лучей, в центре звезды образуется круг. Часто в него вписывали символ, благодаря чему, как полагалось, пентакль помогал в интеллектуальной работе и усиливал таланты.

Образ царя Соломона вдохновлял многих поэтов и художников: так, немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рубенс написал картину «Суд Соломона», Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно - оперу. А. И. Куприн использовал образ царя Соломона и мотив «Песни песней» в своей повести «Суламифь» (1908). По мотивам соответствующей легенды был снят пеплум «Соломон и царица Савская» (1959).

Царь Соломон (видео)

Еврейская традиция считает царя Соломона, сына царя Давида, который жил в X столетии до н. э., мудрейшим из людей. Много слыша о его блестящем уме, из Эфиопии в Израиль приехала царица Савская (по другим данным Соломон сам приказал ей явится к нему, прослышав о чудесной и богатой стране Саба), чтобы проверить это труднейшими вопросами; Соломон с блеском ответил на все из них. «Не было ничего незнакомого царю, чтобы он не изъяснил ей», - резюмирует Библия их встречу (10:3).

Есть еще одна легенда: Царь Соломон был наслышан о том, что царица Савская обладает козлиными копытами, то есть под образом прекрасной женщины скрывается дьявол. Для этого он построил дворец, пол которого сделал прозрачным, и запустил туда рыбок. Когда он пригласил царицу войти, она инстинктивно приподняла подол платья, боясь его намочить, тем самым показав царю ноги. Копыт у нее не оказалось, но ноги были покрыты густыми волосами. Соломон сказал «Красота твоя — красота женщины, а волосы — волосы мужчины. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается».

В Библии сообщается, что царем Соломоном было сочинено 3 000 притч и больше 1 000 песен, а цари со всего света направляли к нему гонцов, чтобы узнать его мудрые речи (5:12,14). Традиция приписывает ему авторство трех библейских книг: «Песни песней», «Притчей» и «Екклесиаста».

Репутацию Соломона как мудреца больше всех укрепил такой случай с двумя блудницами, у которых завязался спор из-за того, кому принадлежит младенец. Одна сказала, что несколько дней назад обе они родили сыновей. Но в прошлую ночь ребенок другой женщины умер, и та подменила своего умершего ребенка на ее живого. Поутру встав покормить младенца, она тотчас поняла: мертвый ребенок у нее на руках - не ее сын. Другая женщина настаивала, что живой ребенок - ее, а первая блудница лжет.

Соломон отдал приказ принести меч и велел палачу рассечь «живого младенца надвое и отдать половину одной и половину другой». «Прошу, господин мой, - с ужасом закричала одна из женщин, - отдайте ей этого ребенка и не убивайте его». Другая же осталась непреклонной: «Пусть же ни мне, ни тебе не будет - рубите!» - «Отдайте первой живое дитя… она - мать его», - приказал Соломон.
«И услышал весь Израиль о суде… и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы вершить суд» (3:16–28).

Однако не будем придирчивы и преклонимся перед «необыкновенной мудростью» Соломона. Скажем только, что случаев такого рода множество. У всех народов всегда были судьи, сочетавшие проницательность с простотой. Ограничимся лишь двумя случаями. Судьи, о которых пойдет речь, не получали от бога дара мудрости во сне.

Некто взобрался на самый верх колокольни, чтобы что-то поправить там. Он имел несчастье свалиться, но вместе с тем имел счастье даже не ушибиться. Но падение его стало роковым для человека, на которого он упал: этот человек умер. Родственники убитого привлекли упавшего к суду. Они обвинили его в убийстве и потребовали или смертной казни, или возмещения убытков. Как разрешить такой спор? Надо было дать какое-то удовлетворение родственникам умершего. Вместе с тем судья не считал себя в праве обвинять в убийстве, даже и невольном, человека, который сам был жертвою несчастного случая. Судья повелел тому из родственников умершего, который был в особенности настойчив в тяжбе и громче всех требовал мести, самому влезть на верхушку колокольни и кинуться оттуда на подсудимого — невольного убийцу коему вменил в обязанность находиться в это время на том самом месте, где испустил дух потерпевший. Нечего и говорить, что назойливый сутяга сейчас же отказался от своего нелепого иска.

Второй интересный случай произошел с греческим судьей. Один молодой грек копил деньги, чтобы уплатить их куртизанке Феониде за обладание ею. Тем временем ему как-то ночью приснился сон, что он насладился прелестями Феониды. Проснувшись, он посчитал, что было бы неразумно расходовать деньги ради одного мгновения. В свое время он рассказал друзьям о своих любовных намерениях, а теперь поведал им о своем сновидении и решении отказаться от удовольствия стать любовником Феониды. Куртизанка, обиженная таким поворотом дел, а главное, раздосадованная тем, что не получила деньги, привлекла молодого человека к суду, потребовав вознаграждения. Она уверяла, что сохранила право на сумму, которую юноша собирался предложить ей, ибо именно она, хотя и во сне, удовлетворила его желание. Судья, который отнюдь не был никаким Соломоном, вынес постановление, перед которым наши священники обязаны преклониться: этот язычник, которого бог не просветил светом истинного благочестия, предложил молодому греку принести обещанную сумму и бросить деньги в бассейн, что бы куртизанка могла насладиться звуком и созерцанием золотых монет, точно так же, как молодой человек насладился призрачной близостью.

Завоевания отца Давида принесли Соломону самое большое и прочное за всю историю Европы царство. Потому у него было достаточно и времени для отвлеченных размышлений, и средств для грандиозного строительства. Именно им был построен первый Храм Иерусалимский (см. гл. 43), который простоял до 586 года до н. э.

Для того чтобы соорудить Храм он ввел непомерно высокие налоги и каждый месяц отправлял по 10 000 израильтян на принудительные работы в Ливане, чтобы расплатиться за купленные там строительные материалы. Сочетание непомерных налогов с принудительным трудом вызвало возмущение у народа, еще помнящего о горьком египетском рабстве. Насколько же усилился ропот, когда выяснилось, что «чрезвычайные налоги» продолжают взимать и после окончания строительства Храма.

Нарекания вызывала и чрезмерная даже по античным меркам гиперсексуальность царя. Ни у одного еврея за всю историю никогда не было так много жен, как у Соломона. В Библии сообщается, что у него было 700 жен и 300 наложниц. Многие, если не большинство из них, были знатные чужеземки, посредством которых царь поддерживал добрые отношения с их странами. К несчастью, не столь монарх влиял на религиозные убеждения своих нееврейских жен, сколь они совращали мужа в свою веру. В Библии так и говорится о царе, построившем великолепный Храм: «Не было сердце его полностью (предано) Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его; он строил и святилища для идолов, чтобы его нееврейским женам было где молиться» (11:3-10).

В гневе Бог заявил Соломону, что заберет у его потомков царство, оставив под их правлением одно лишь колено Йегуды - и то только ради «раба Моего» Давида и «ради Иерусалима, который Я избрал».
Впрочем, если бы даже Соломон не блистал мудростью, а всю свою жизнь пропьянствовал бы лежа под оливой со своими дамами, и тогда он остался бы в вечной памяти человечества, как самый утонченный и изысканный писатель всех времен и народов. Его перу принадлежат три выдающиеся произведения, принесших всемирную славу ему и прославили в веках его народ. Изысканная любовно-лирическая поэма «Песнь Песней», преисполненные мудрости «Притчи» и отравленный меланхолией и ожиданием близкой смерти «Екклезиаст».

Считается, что полную романтической чувственности «Песнь песней» он написал еще молодым человеком, мудрые и рассудительные «Притчи» - в середине жизни, а мрачный Екклезиаст - на склоне лет.
Главная идея Екклезиаста заключена во втором стихе книги: «Суета сует… все суета» (1:2). Автор книги, именующий себя Екклезиастом, пишет, что он был царем Израиля и сыном царя Давида (отсюда и приписывается авторства Соломону), он набрался большой мудрости, но увидал, что жизнь его по-прежнему столь же бессмысленна, как если бы он ничему и не учился. Книга заключает: «Нет лучшего блага для человека, чем есть и пить, чтобы было ему хорошо на душе от труда его» (2:24).

Екклезиаст в особенности презирает тех, кто посвящает жизнь накоплению денег. «Кто любит деньги, тот не насытится деньгами» (5:9), - говорит он в одном месте и в другом замечает: «Как вышел нагим из утробы матери, так и уйдет таким, каким пришел; и за труд свой ничего не унесет в руке своей… и что пользы ему, что трудился на ветер?» (5:14–15).

Одна наиболее смущающая черта книги - ее полное отрицание потусторонней жизни и веры в воздаяние и наказание. Екклезиаст настаивает на том, что Бог относится к хорошим людям точно так же, как и к плохим: «Участь одна праведнику и нечестивцу, доброму и чистому и оскверненному; приносящему жертву и тому, кто жертвы не приносит… Это и худо во всем том, что делается под солнцем, что одна участь всему» (9:2–3). Чтобы усилить свою мысль, Екклезиаст подчеркивает, что после смерти «нет ни дела, ни замысла, ни знания» (9:10).

За такие выводы, как и за потворство многобожию Соломон подвергается осуждению в тексте Библии. Но несмотря на столь строгое осуждение царя, в еврейской традиции преобладает образ молодого царственного мудреца. Имя Соломона остается популярным у евреев. В нем выражается надежда родителей на то, что их сын будет так же мудр и удачлив, как и его древний тезка.

Падение царя Соломона

Устная Тора сообщает, что царь Соломон за свои грехи лишился трона, богатства и даже разума. Основанием служат слова Коэлета (1, 12), где он говорит о себе как о царе Израиля в прошедшем времени. Он постепенно опустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья (В. Талмуд, Сангедрин 20 б). Предполагают, что ему вновь удалось овладеть троном и стать царём. Сверг Соломона с трона ангел, принявший образ Соломона и узурпировавший его власть (Рут Рабба 2, 14). В Талмуде вместо этого ангела упоминается Ашмадай (В. Талмуд, Гитин 68 б). Некоторые мудрецы Талмуда первых поколений полагали даже, что Соломон был лишён удела в будущей жизни (В. Талмуд, Сангедрин 104 б; Шир а-ширим Рабба 1, 1). Рабби Элиэзер на вопрос о загробной жизни Соломона даёт уклончивый ответ (Тосеф. Йевамот 3, 4; Йома 66 б). Но, с другой стороны, о Соломоне сказано, что Всевышний простил ему, как и отцу его, Давиду, все совершённые им грехи (Шир а-ширим Рабба 1. с.).

Кольцо царя Соломона

Царю Соломону в юности было подарено кольцо со словами, что когда ему будет очень трудно ли, грустно ли, страшно ли - пусть вспомнит о кольце и подержит его в руках. Богатства Соломона были не меряны, еще одно кольцо - сильно ли увеличит их?

Как-то раз в царстве Соломона случился неурожай. Возник мор и голод: умирали не только дети и женщины, истощены были даже воины. Царь открыл все свои закрома. Он послал купцов продавать ценности из своей сокровищницы, чтобы купить хлеб и накормить людей. Соломон был в смятении - и вдруг он вспомнил о кольце. Царь достал кольцо, подержал в руках… Ничего не произошло. Вдруг он заметил, что на кольце есть надпись. Что это? Древние знаки… Соломон знал этот забытый язык. «ВСЕ ПРОХОДИТ», - прочел он.

Прошло много лет… Царь Соломон стал известен как мудрый правитель. Он женился и жил счастливо. Жена стала самым чутким и близким его помощником и советчиком. И вдруг она умерла. Горе и тоска охватили царя. Не веселили его ни танцовщицы и певуньи, ни состязания борцов… Печаль и одиночество. Приближающаяся старость. Как с этим жить? Он взял кольцо: «Все проходит»? Тоска сдавила его сердце. Царь не хотел мириться с этими словами: с досады бросил кольцо, оно покатилось - и на внутренней поверхности что-то мелькнуло. Царь поднял кольцо, подержал в руках. Почему-то раньше он не видел такой надписи: «ПРОЙДЕТ И ЭТО».

Прошло еще много лет. Соломон превратился в древнего старца. Царь понимал, что дни его сочтены и пока есть еще какие-то силы нужно отдать последние распоряжения, успеть со всеми попрощаться, благословить приемников и детей. «Все проходит», «Пройдет и это», - вспомнил он, усмехнулся: вот и все прошло. Теперь царь не расставался с кольцом. Оно уже истерлось, пропали прежние надписи. Слабеющими глазами он заметил: на ребре кольца что-то проступило. Что это, снова какие-то буквы? Царь подставил ребро кольца заходящим лучам солнца - блеснули буквы на грани: «НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ» - прочел Соломон…

Другой вариант

Несмотря на мудрость, жизнь царя Соломона не была спокойна. И обратился как-то раз царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: «Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!» На что мудрец ответил: «Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: „Это пройдет.“ Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!» Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но наступил момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И это тоже пройдет.»

Копи царя Соломона

После выхода в свет в 1885 году книги Генри Райдера Хаггарда «Копи царя Соломона» многие искатели приключений лишились покоя и отправились на поиски сокровищ. Хаггард считал, что царь Соломон владел алмазными и золотыми копями.

Из Ветхого Завета известно, что у царя Соломона были огромные богатства. Говорится, что он каждые три года плавал в страну Офир и привозил оттуда золото, красное дерево, драгоценные камни, обезьян и павлинов. Ученые постарались выяснить, что возил Соломон в Офир в обмен на эти богатства и где расположена эта страна. Местонахождение загадочной страны не выяснено и по сей день. Предполагают, что это может быть Индия, Мадагаскар, Сомали.

Большинство археологов убеждены, что царь Соломон добывал в своих копях медную руду. В разных местах периодически появлялись «настоящие копи царя Соломона». В 30-х годах прошлого столетия высказывалось предположение, что рудники Соломона находятся в южной Иордании. И только в начале нашего столетия археологи нашли доказательства того, что, действительно, медные рудники, обнаруженные на территории Иордании в местечке Хирбат-эн-Нахасе, могут являться легендарными копями царя Соломона.

Очевидно, Соломон был монополистом на производство меди, что и давало ему возможность получать огромную прибыль.

Одна из лучших притч Царя Соломона

Когда царь Соломон спустился с горы, после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия сказали:

Ты источник вдохновения для нас. Твои слова преображают сердца. А мудрость твоя просветляет разум. Мы жаждем слушать тебя. Скажи нам: кто мы?

Он улыбнулся и сказал:

Вы - свет мира. Вы - звезды. Вы - храм истины. В каждом из вас Вселенная. П огрузите ум в сердце, спрашивайте свое сердце, слушайте через свою любовь. Блаженны знающие язык Бога.

- В чем смысл жизни?

Жизнь - это путь, цель и награда. Жизнь - это танец Любви. Ваше предназначение - расцвести. Быть - это великий дар миру. Ваша жизнь - история Вселенной. И поэтому жизнь прекраснее всех теорий. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь состоит из настоящего. А смысл настоящего - быть в настоящем.

- Почему несчастья преследуют нас?

Что сеяли, то и собираете. Несчастья - это ваш выбор. Бедность - творение человеческое. А горечь - это плод невежества. Обвиняя, теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не осознает себя. А не нашедшие внутри Царство Божие - бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Не превращайте жизнь в прозябание. Не позволяйте толпе погубить вашу душу. Да не будет богатство вашим проклятием.

- Как преодолеть несчастья?

Не осуждайте себя. Ибо вы божественны. Не сравнивайте и не разделяйте. За все благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят все. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости - и несчастье обойдет вас. Молитесь, но не торгуйтесь с Богом. И знайте, восхваление - лучшая молитва, а счастье - лучшая пища для души.

- Каков путь к счастью?

Счастливы любящие, счастливы благодарящие. Счастливы умиротворенные. Счастливы нашедшие рай в себе. Счастливы дарящие в радости и счастливы принимающие дары с радостью. Счастливы ищущие. Счастливы пробудившиеся. Счастливы внимающие голосу Бога. Счастливы исполняющие свое предназначение. Счастливы познавшие Единство. Счастливы изведавшие вкус Богосозерцания. Счастливы пребывающие в гармонии. Счастливы прозревшие красоты мира. Счастливы открывшиеся Солнцу. Счастливы текущие, как реки. Счастливы готовые принять счастье. Счастливы мудрые. Счастливы осознавшие себя. Счастливы возлюбившие себя. Счастливы восхваляющие жизнь. Счастливы созидающие. Счастливы свободные. Счастливы прощающие.

- В чем секрет изобилия?

Жизнь ваша - величайшая драгоценность в сокровищнице Бога. А Бог - драгоценность сердца человеческого. Богатство внутри вас неистощимо, а изобилие вокруг вас безгранично. Мир достаточно богат, чтобы каждый стал богатым. Поэтому чем больше даете, тем больше получаете. Счастье стоит у порога вашего дома. Откройтесь изобилию. И превращайте все в золото жизни. Блаженны нашедшие сокровища в себе.

- Как жить в свете?

Пейте из каждого мгновения жизни, ибо непрожитая жизнь порождает печали. И знайте, что внутри, то и снаружи. Мрак мира - от мрака в сердце. Счастье - это восход Солнца. Богосозерцание - это растворение в свете. Просветление - это сияние тысячи солнц. Блаженны жаждущие света.

- Как обрести гармонию?

Живите просто. Не приносите никому вреда. Не завидуйте. Пусть сомнения очищают, а не приносят бессилие. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Преобразите прошлое, забыв его. Приносите в мир новое. Наполните тело любовью. Станьте энергией любви, ибо любовь все одухотворяет. Где любовь - там Бог.

- Как достичь совершенства жизни?

Царь Соломон (Шломо, в исламе – Сулейман) (1011 – 928 гг. до н. э.) – один из главных персонажей авраамических «священных писаний».

Соломон в «священном писании» именуется великим и мудрым правителем, носителем всевозможных добродетелей (реальных и мнимых).

Заслугами царя Соломона считаются, помимо прочего, возведение главного (и единственного) еврейского Храма, находящегося в Иерусалиме, и сочинение нескольких книг библейского канона:

  • «Песнь песней»;
  • «Книга притчей Соломоновых»;
  • Некоторые псалмы «Псалтыря»;
  • «Книга Экклезиаста».

Автором последней упомянутой книги Соломон уж точно быть не мог: «Экклезиаст» («Беседа отчаявшегося со своим Ба») – классическая древнеегипетская поэма, основанная на египетской религии и философии и перекликающаяся с другой египетской поэмой – «Песней арфиста».

Авторство остальных перечисленных произведений библейского канона также остаётся под вопросом. Для еврейских книжников позднего времени царь Соломон – олицетворение идеального правителя, а его эпоха – своеобразный «золотой век» древнееврейского государства.

Поэтому неудивительно, что его фигуре уделено столь пристальное внимание.

Имя царя

Имя Шломо происходит от еврейского слова «шалом» - «мир (отсутствие войны)», а также от слова «шалем» - «цельный, совершенный», видимо, это слова родственные. Соломон упоминается в «Библии» и под другими именами, например – Иедидиа («возлюбленный Богом, друг Бога»); так его прозвал его отец – царь Давид, когда бог его простил за изнасилование Вирсавии и убийство её мужа.

Как он пришёл к власти

Шломо, по-видимому, был законным наследником еврейского престола, поскольку он являлся соправителем отца в последние годы его жизни. Когда Давид стал совсем старым, власть попытался узурпировать другой его сын – Адония. Он вошёл в сговор с главным жрецом Авиафаром и военачальником Иоавом, объявил народу о своём воцарении и устроил пышный праздник по этому поводу.

Однако Вирсавия, мать Соломона, и священник Натан донесли об этом Давиду. Адония решил убежать и скрылся в скинии (походном храме). Соломон, к тому времени уже фактически ставший наследником престола, согласился помиловать брата, если он сдастся и покается. Тот так и поступил. Остальных же заговорщиков Соломон казнил, сформировав затем новое правительство.

Сообщается, что Соломон якобы договорился с Богом; тот дал ему великую мудрость и терпение, как того и просил новый царь, а Соломон поклялся воспитывать народ в верности Богу.

Отношения с другими государствами

Как и подтверждает значение его имени, Соломон был миролюбивым правителем и не желал вести каких-либо войн. Тем не менее он создал объединённое государство Израиля и Иудеи, которое занимало значительную территорию. Основой богатства казны при Соломоне был торговый путь из Египта в Дамаск, проходивший по его территории; также Соломон торговал лошадьми и колесницами, выполнял посреднические сделки.

Только вряд ли на этом можно было заработать столь баснословные богатства, какие приписывают легендарному царю. Археологами было установлено, что во времена Соломона в Израильском царстве было много медных рудников и плавильных печей, по-видимому, это и был главный источник пополнения бюджета.

Соломон дружил с правителями соседних стран, в том числе с египетским фараоном, таким образом, многовековая вражда евреев и египтян закончилась. Для укрепления дружбы Соломон взял в качестве своей первой жены дочь фараона. В дружеских отношениях он находился также с финикийским царём Хирамом - он находился у него в долгу, в счёт погашения которого уступил Хираму некоторые селения на территории его страны.

Израильский царь не решился даже расправиться с Разоном – взбунтовавшимся арамейцем, который изгнал из Дамаска еврейских представителей и объявил себя правителем.

Отношение к своей стране

Соломон был прекрасным администратором, дипломатом, строителем и предпринимателем. Получив от отца не особенно богатое государство, живущее патриархальным племенным укладом и мало кому интересное, он сделал его настоящей древней сверхдержавой, с которой вынуждены были считаться соседние страны – даже такие могущественные, как Египет.

Само Израильское царство стало богатым и процветающим, и в первую очередь это касается Иерусалима – Соломон сделал его роскошным мегаполисом, к тому же – единственным центром иудейской религии. Между тем идеализировать царя Соломона совсем не нужно. Это был довольно властный правитель, который видел в подданных лишь своих рабов.

Роскошь при его дворе доходила до безумия, и одним из символов этой роскоши стал чудовищных размеров гарем Соломона. Царь вёл свою страну к процветанию железной рукой, часто не заботясь о простых подданных либо проявляя в их отношении насилие. Соломон и царица Савская Знаменитой стала история о том, что к Соломону однажды приехала царица Сабейского государства, располагавшегося на Аравийском полуострове. В «Библии» их отношения описаны туманно и загадочно, однако, судя по всему, царь Соломон находился с ней в любовной связи.

Краткое житие пророка Соломона, царя Израильского

Свя-той Со-ло-мон, сын Да-ви-да от же-ны его - Вир-са-вии, тре-тий царь всех из-ра-иль-тян, по-ма-зан-ный на цар-ство в 12 лет и цар-ство-вав-ший 40 лет. Власть Со-ло-мо-на бы-ла так ве-ли-ка, что про-сти-ра-лась на все со-сед-ние на-ро-ды, ко-то-рые бы-ли дан-ни-ка-ми его (). Сла-ва и бо-гат-ство его бы-ли так ве-ли-ки, что все ца-ри зем-ные, по сло-вам Св. Ис-то-рии, же-ла-ли ви-деть бо-гат-ство Со-ло-мо-на и слу-шать муд-рость его. Скон-чал-ся мир-но, оста-вив по-сле се-бя со-чи-не-ния: Прит-чи, Пре-муд-ро-сти, Ек-кле-си-а-ст и Песнь Пес-ней.

Полное житие пророка Соломона, царя Израильского

Как мудр был ты в юно-сти тво-ей и, по-доб-но ре-ке, по-лон ра-зу-ма! Ду-ша твоя по-кры-ла зем-лю, и ты на-пол-нил ее за-га-доч-ны-ми прит-ча-ми; имя твое про-нес-лось до от-да-лен-ных ост-ро-вов, и ты был лю-бим за мир твой; за пес-ни и из-ре-че-ния, за прит-чи и изъ-яс-не-ния те-бе удив-ля-лись стра-ны! Так пре-воз-но-сит Со-ло-мо-на муд-рый Иисус сын Си-ра-ха (). Из-бран-ная от-расль свя-то-го ца-ря Да-ви-да, Со-ло-мон еще в от-ро-че-ских ле-тах был по-ма-зан на цар-ство и про-воз-гла-шен ца-рем еще при жиз-ни от-ца сво-е-го. По утвер-жде-нии сво-ем на пре-сто-ле Из-ра-иль-ском Со-ло-мон преж-де все-го, в ис-пол-не-ние за-ве-ща-ния от-ца сво-е-го, обез-опа-сил се-бя на пре-сто-ле со сто-ро-ны вра-гов сво-их и пред-при-нял по-стро-е-ние хра-ма Бо-гу ис-тин-но-му.

На-род еще при-но-сил жерт-вы на вы-со-тах, ибо не был по-стро-ен дом име-ни Гос-по-да до то-го вре-ме-ни (). И Со-ло-мон по-шел в Га-ва-он, где на-хо-дил-ся глав-ный жерт-вен-ник, чтобы при-не-сти там жерт-ву Бо-гу. Здесь явил-ся ему Гос-подь в ноч-ном сно-ви-де-нии и ска-зал воз-лю-бив-ше-му Его и хо-дя-ще-му по уста-ву Да-ви-да, от-ца сво-е-го, Со-ло-мо-ну: Про-си, что дать те-бе (). И ска-зал Со-ло-мон: Ныне Гос-по-ди, Бо-же мой! Ты по-ста-вил ра-ба Тво-е-го ца-рем вме-сто Да-ви-да, от-ца мо-е-го; но я - от-рок ма-лый, не знаю ни мо-е-го вы-хо-да, ни вхо-да. И раб Твой - сре-ди на-ро-да Тво-е-го, ко-то-рый из-брал Ты, на-ро-да столь мно-го-чис-лен-но-го, что по мно-же-ству его нель-зя ни ис-чис-лить, ни обо-зреть. Да-руй же ра-бу Тво-е-му серд-це ра-зум-ное, чтобы су-дить на-род Твой и раз-ли-чать, что - доб-ро и что - зло; ибо кто мо-жет управ-лять этим мно-го-чис-лен-ным на-ро-дом Тво-им? И бла-го-угод-но бы-ло Гос-по-ду, что Со-ло-мон про-сил это-го. И ска-зал ему Бог: за то, что ты про-сил это-го, не про-сил се-бе дол-гой жиз-ни, не про-сил се-бе бо-гат-ства, не про-сил се-бе душ вра-гов тво-их, но про-сил се-бе ра-зу-ма, чтобы уметь су-дить, вот, Я сде-лаю по сло-ву тво-е-му. Вот, Я даю те-бе серд-це муд-рое и ра-зум-ное, так что по-доб-но-го те-бе не бы-ло преж-де те-бя, и по-сле те-бя не вос-станет по-доб-ный те-бе. И то, че-го ты не про-сил, Я даю те-бе и бо-гат-ство, и сла-ву, так что не бу-дет по-доб-но-го те-бе меж-ду ца-ря-ми во все дни твои. И ес-ли бу-дешь хо-дить пу-тем Мо-им, со-хра-няя уста-вы Мои и за-по-ве-ди Мои, как хо-дил отец твой Да-вид, Я про-дол-жу дни твои (). И про-бу-дил-ся Со-ло-мон от сно-ви-де-ния сво-е-го, и сбы-лось оно в точ-но-сти. И не за-мед-лил про-явить-ся дар ра-зу-ма - в су-де его над дву-мя жен-щи-на-ми, обес-смер-тив-ший сла-ву его во-ве-ки: ко-гда яви-лись к нему две жен-щи-ны, ро-див-шие од-новре-мен-но мла-ден-цев, из ко-то-рых один умер но-чью, ко-гда они спа-ли в од-ной ком-на-те, и вот, они спо-ри-ли, ко-му из них при-над-ле-жит остав-ший-ся в жи-вых мла-де-нец, - то ска-зал царь: по-дай-те мне меч. И при-нес-ли меч к ца-рю. И ска-зал царь:рас-се-ки-те жи-вое ди-тя на-двое и от-дай-те по-ло-ви-ну од-ной и по-ло-ви-ну дру-гой. И от-ве-ча-ла та жен-щи-на, ко-то-рой сын был жи-вой, ца-рю, ибо взвол-но-ва-лась вся внут-рен-ность ее от жа-ло-сти к сы-ну сво-е-му: о, гос-по-дин мой! от-дай-те ей это-го ре-бен-ка жи-во-го и не умерщ-вляй-те его. А дру-гая го-во-ри-ла: пусть же не бу-дет ни мне, ни те-бе, ру-би-те. И от-ве-чал царь и ска-зал: от-дай-те этой жи-вое ди-тя, и не умерщ-вляй-те его: она - его мать. И услы-шал Из-ра-иль, как рас-су-дил царь, и стал бо-ять-ся ца-ря, ибо уви-дел на-род, что муд-рость Бо-жия в нем, чтобы про-из-во-дить суд. И был Со-ло-мон ца-рем над всем Из-ра-и-лем (). Он вла-дел все-ми цар-ства-ми от ре-ки Ев-фра-та до зем-ли Фили-стим-ской и до пре-де-лов Егип-та. Они при-но-си-ли да-ры и слу-жи-ли Со-ло-мо-ну во все дни жиз-ни его (). И жи-ли Иуда и Из-ра-иль спо-кой-но, каж-дый под ви-но-град-ни-ком сво-им и под смо-ков-ни-цею сво-ею, от Да-на до Вир-са-вии, во все дни Со-ло-мо-на ().

И дал Бог Со-ло-мо-ну муд-рость и весь-ма ве-ли-кий ра-зум и об-шир-ный ум, как пе-сок на бе-ре-гу мо-ря (). Он был муд-рее всех лю-дей... имя его бы-ло в сла-ве у всех окрест-ных на-ро-дов. И из-рек он три ты-ся-чи прит-чей, и пес-ней его бы-ла ты-ся-ча и пять; и го-во-рил он о де-ре-вах, от кед-ра, что в Ли-ване, до ис-со-па, вы-рас-та-ю-ще-го из сте-ны; го-во-рил и о жи-вот-ных, и о пти-цах, и о пре-смы-ка-ю-щих-ся, и о ры-бах. И при-хо-ди-ли от всех на-ро-дов по-слу-шать муд-ро-сти Со-ло-мо-на, от всех ца-рей зем-ных, ко-то-рые слы-ша-ли о муд-ро-сти его (). По-стро-е-ние хра-ма, пред-при-ня-тое Со-ло-мо-ном, про-дол-жа-лось 7 лет; при этом бы-ло 70 000 че-ло-век но-ся-щих ма-те-ри-а-лы, 80 000 ка-ме-но-сеч-цев, 30 000 ру-бя-щих кед-ро-вый лес в Ти-ре, при-став-ни-ков, смот-рев-ших за ра-бо-та-ми - 3 600 че-ло-век. Ко-гда со-вер-ше-на бы-ла вся ра-бо-та для хра-ма Гос-под-ня, Со-ло-мон при-нес по-свя-щен-ное Да-ви-дом, от-цом его, се-реб-ро и зо-ло-то, и ве-щи от-дал в со-кро-вищ-ни-цы хра-ма Гос-под-ня и со-звал ста-рей-шин Из-ра-иле-вых и всех на-чаль-ни-ков ко-лен, глав по-ко-ле-ний сы-нов Из-ра-иле-вых,... чтобы пе-ре-не-сти ков-чег за-ве-та Гос-под-ня из го-ро-да Да-ви-до-ва ().

И, об-ра-тясь к на-ро-ду и бла-го-сло-вив со-брав-ших-ся из-ра-иль-тян, Со-ло-мон ска-зал: бла-го-сло-вен Гос-подь Бог Из-ра-илев, Ко-то-рый ска-зал Сво-и-ми уста-ми Да-ви-ду, от-цу мо-е-му, и ныне ис-пол-нил ру-кою Сво-ею! Он го-во-рит: с то-го дня, как Я вы-вел на-род Мой, Из-ра-и-ля, из Егип-та, Я не из-брал го-ро-да ни в од-ном из ко-лен Из-ра-иле-вых, чтобы по-стро-ен был дом, в ко-то-ром пре-бы-ва-ло бы имя Мое; но из-брал Иеру-са-лим для пре-бы-ва-ния в нем име-ни Мо-е-го, и из-брал Да-ви-да, чтобы быть ему над на-ро-дом Мо-им, Из-ра-и-лем. У Да-ви-да, от-ца мо-е-го, бы-ло на серд-це по-стро-ить храм име-ни Гос-по-да Бо-га Из-ра-иле-ва. Но Гос-подь ска-зал Да-ви-ду, от-цу мо-е-му: хо-ро-шо, что у те-бя ле-жит на серд-це по-стро-ить храм име-ни Мо-е-му; од-на-ко не ты по-стро-ишь храм, а сын твой, ис-шед-ший из чресл тво-их, он по-стро-ит храм име-ни Мо-е-му. И ис-пол-нил Гос-подь сло-во Свое, ко-то-рое из-рек. Я всту-пил на ме-сто от-ца мо-е-го Да-ви-да... и по-стро-ил храм име-ни Гос-по-да Бо-га Из-ра-иле-ва ().

И стал Со-ло-мон пе-ред жерт-вен-ни-ком Гос-под-ним, впе-ре-ди все-го собра-ния Из-ра-иль-тян, и воз-двиг ру-ки свои к небу и ска-зал: Гос-по-ди Бо-же Из-ра-илев! нет по-доб-но-го Те-бе Бо-га на небе-сах ввер-ху и на зем-ле вни-зу! () По-ис-ти-не Бо-гу ли жить на зем-ле? Небо и небо небес не вме-ща-ет Те-бя, тем ме-нее сей храм, ко-то-рый я по-стро-ил име-ни Тво-е-му... Но при-з-ри на мо-лит-ву ра-ба Тво-е-го и на про-ше-ние его! услышь воз-зва-ние и мо-лит-ву, ко-то-рою раб Твой умо-ля-ет Те-бя ныне! Да бу-дут очи Твои от-вер-сты на храм сей день и ночь, на сие ме-сто, о ко-то-ром Ты ска-зал: Мое имя бу-дет там; услышь мо-лит-ву, ко-то-рою бу-дет мо-лить-ся раб Твой на ме-сте сем! () При вся-кой мо-лит-ве при вся-ком про-ше-нии, ка-кое бу-дет от ка-ко-го-ли-бо че-ло-ве-ка во всем на-ро-де Тво-ем, ко-гда они по-чув-ству-ют бед-ствие в серд-це сво-ем и про-струт ру-ки свои к хра-му се-му, Ты услышь с неба, с ме-ста оби-та-ния Тво-е-го, и по-ми-луй; сде-лай и воз-дай каж-до-му по пу-тям его, как Ты усмот-ришь серд-це его, ибо Ты один зна-ешь серд-це всех сы-нов че-ло-ве-че-ских! ().

Ко-гда Со-ло-мон про-из-нес мо-ле-ние и про-ше-ние к Гос-по-ду, то-гда встал с ко-лен от жерт-вен-ни-ка Гос-под-ня, ру-ки же его бы-ли рас-про-стер-ты к небу и, стоя, он бла-го-сло-вил все со-бра-ние Из-ра-иль-тян (). И царь и все Из-ра-иль-тяне с ним при-нес-ли жерт-ву Гос-по-ду ().

И явил-ся Со-ло-мо-ну Гос-подь во вто-рой раз, как явил-ся ему в Га-ва-оне, и ска-зал ему: Я услы-шал мо-лит-ву твою и про-ше-ние твое... Я освя-тил этот храм, ко-то-рый ты по-стро-ил, чтобы пре-бы-вать име-ни Мо-е-му там во-век, и бу-дут очи Мои и серд-це Мое там во все дни (). По окон-ча-нии хра-ма Со-ло-мон воз-двиг сте-ну во-круг Иеру-са-ли-ма и дво-рец для же-ны сво-ей, до-че-ри ца-ря Еги-пет-ско-го, а по-том при-ка-зал устро-ить несколь-ко кре-по-стей.

Бо-гат-ство Со-ло-мо-на бы-ло так ве-ли-ко, что се-реб-ро во дни его не вме-ня-лось ни во что. И сде-лал царь зо-ло-то и се-реб-ро в Иеру-са-ли-ме рав-но-цен-ным про-сто-му кам-ню, а кед-ры, по мно-же-ству их, сде-лал рав-но-цен-ны-ми си-ко-мо-рам, ко-то-рые на низ-ких ме-стах ().

И все ца-ри зем-ли ис-ка-ли ви-деть Со-ло-мо-на, чтобы по-слу-шать муд-ро-сти его, ко-то-рую Бог вло-жил в серд-це его. И каж-дый из них под-но-сил от се-бя в дар со-су-ды се-реб-ря-ные и со-су-ды зо-ло-тые, и одеж-ды, ору-жие и бла-го-во-ния, ко-ней и ло-ша-ков из го-да в год ().

Все ца-ри бы-ли дан-ни-ка-ми Со-ло-мо-на, и да-же ца-ри-ца Сав-ская, услы-шав о сла-ве его во имя Гос-по-да, при-шла ис-пы-тать его за-гад-ка-ми. И при-шла она в Иеру-са-лим с весь-ма боль-шим бо-гат-ством: вер-блю-ды на-вью-че-ны бы-ли бла-го-во-ни-я-ми и ве-ли-ким мно-же-ством зо-ло-та, и дра-го-цен-ны-ми кам-ня-ми, и при-шла к Со-ло-мо-ну и бе-се-до-ва-ла обо всем, что бы-ло у нее на серд-це. И объ-яс-нил ей Со-ло-мон все сло-ва ее ()... И на-шла в Со-ло-моне ца-ри-ца муд-ро-сти и бо-гат-ства еще бо-лее, чем слы-ша-ла о том, и бла-го-сло-ви-ла Гос-по-да, по-ста-вив-ше-го Со-ло-мо-на ца-рем тво-рить суд и прав-ду...

Так бла-го-сло-вил Бог Со-ло-мо-на в то вре-мя, ко-гда он был непо-ро-чен пе-ред Ним, но ко-гда Со-ло-мон, в уго-жде-ние иным же-нам сво-им, по-стро-ил ка-пи-ща для идо-лов, по-чи-та-е-мых ими, то на-влек на се-бя гнев Бо-жий; Бог пре-дал его враж-де про-тив-ни-ков - Аде-ра иду-ме-я-ни-на и Ра-зо-на, быв-ше-го ра-бом ца-ря Сув-ско-го, ко-то-рый, убе-жав от сво-е-го гос-по-ди-на, со-брал шай-ку мя-теж-ни-ков и укре-пил-ся в Да-мас-ке. Оба они по-сто-ян-но тре-во-жи-ли иуде-ев сво-и-ми на-бе-га-ми. Осо-бен-но бес-по-ко-и-ло Со-ло-мо-на то, что про-рок Ахия пред-ска-зал под-дан-но-му его - Иеро-во-аму (Еф-рем-ля-ни-ну из Ца-ре-ды), что он ис-торгнет цар-ство из ру-ки Со-ло-мо-но-вой и что даст-ся ему власть над 10-ю ко-ле-на-ми из-ра-иль-ски-ми... Со-ло-мон ис-кал то-гда умерт-вить Иеро-воама, но Иеро-во-ам спас-ся бег-ством в Еги-пет, где и жил до смер-ти Со-ло-мо-на. Впро-чем, не пре-был без рас-ка-я-ния, и не за-тми-лась ис-ти-на в ду-ше Со-ло-мо-на. О со-кру-ше-нии ду-ха его и о со-зна-нии прав-ды и еди-но-го на по-тре-бу сви-де-тель-ству-ют сло-ва его в «Эк-кле-зи-а-сте»: Су-е-та су-ет - все су-е-та! ().

Вы-слу-ша-ем сущ-ность все-го: бой-ся Бо-га и за-по-ве-ди Его со-блю-дай, по-то-му что в этом все для че-ло-ве-ка ()...

Всех книг Со-ло-мон на-пи-сал че-ты-ре: Прит-чи, Пре-муд-рость, Эк-кле-зи-аст и Песнь Пес-ней.

Вре-ме-ни цар-ство-ва-ния Со-ло-мо-на в Иеру-са-ли-ме над всем Из-ра-и-лем бы-ло со-рок лет. И по-чил Со-ло-мон с от-ца-ми сво-и-ми, и по-гре-бен был в го-ро-де Да-ви-да, от-ца сво-е-го, и во-ца-рил-ся вме-сто него сын его Ро-во-ам () (от ко-то-ро-го - во ис-пол-не-ние про-ро-че-ства Ахии - при са-мом вос-ше-ствии его на пре-стол от-ло-жи-лись 10 ко-лен Из-ра-иле-вых).

В Священном писании существует один библейский персонаж, который окутан целым шлейфом мифов и легенд. Его образ считается неотъемлемым для иудейской, христианской и исламской религий, а его мудрость и справедливость воспевались целыми поколениями литераторов и поэтов. По библейским источникам он выступает в качестве мудрейшего из людей, справедливого судьи, умевшего найти оригинальное решение в самых необыкновенных ситуациях. Этому человеку приписывались и фантастические качества, как то: власть над джиннами, понимание языка зверей.

И хотя ряд историков отрицает его физическое существование, мотивируя это тем, что он и его деяния описываются только в библейских источниках, но в культуре разных народов он упоминается как реальный человек со всеми своими достоинствами и недостатками. Картинки из его жизни и деяний часто изображались на витражах средневековых храмов, миниатюрах византийских рукописей, живописных полотнах художников и в многочисленных произведениях литераторов. А словосочетание «Соломоново решение» уже множество веков существует как крылатое выражение. Да, речь идет о Соломоне, третьем царе Израиля.

Шломо, Соломон, Сулейман – это имя известно практически каждому образованному человеку независимо от его возраста и отношения к религии. Насчет его биографии специалисты спорят до сих пор, однако общепринятой версией считается то, что он был одним из младших сыновей царя Давида, бывшего простого воина, служившего царю Сеулу и прославившегося фантастической победой над Голиафом. После того как этот смелый и находчивый боец сменил на троне Израиля царя Сеула, он стал активно развивать родное государство. Однако, как любой властитель, Давид совершал и ошибки. Одной из них стал грех прелюбодеяния, которое он совершил с Вирсавией, женой одного из своих подчиненных, впоследствии отправленного на верную гибель.

Прекрасная женщина стала женой Давида, и от этого брака в 1011 году до н. э. появился на свет мальчик, которому счастливые родители дали имя Шломо, в буквальном переводе с иврита звучащее как «мир». Правда, грех, совершенный Давидом, не прошел ему даром: у него появились могущественные недоброжелатели, одним из которых стал Нафан, входящий в сонм пророков, авторов Книги Царств. Его проклятие еще долго преследовало Давида, которому долго пришлось вымаливать прощения Всевышнего. Непредсказуемость действий Давида сказалась и на принципе престолонаследия. Имея полноценного преемника на трон старшего сына Адония, он решил отдать царство самому младшему – Соломону.

Этот шаг спровоцировал в стране сильнейший кризис, едва не закончившийся полноценной войной. Адония даже успел сформировать специальный отряд телохранителей, однако в армии и в церковной среде он не получил желаемой поддержки. Неудачному наследнику пришлось искать убежище в Скинии, а его ближайшие соратники были схвачены и подвергнуты наказанию в виде казни или ссылки. Сам Адония был помилован Соломоном, однако это лишь ненадолго продлило его земное существование. Решив жениться на Ависаге Сунамитянке, прислужнице царя Давида, он переступил черту дозволенного, и был казнен.

После того как династический конкурент был устранен, Соломон стал единоличным властителем Израиля. Он был наделен недюжинной мудростью, не принимал военное решение конфликтов, поэтому в числе первых своих действий как полноправного царя совершил сближение с Египтом. Несмотря на скандальный уход евреев из этой страны, это государство было сильно и обладало огромными богатствами. Такие страны лучше иметь, пусть не в союзниках, но в друзьях, поэтому Соломон предложил правящему тогда в Египте фараону Шешонку I отдать ему в жены свою дочь. Вместе с нильской красавицей он в качестве приданого получил город Тель-Гезер, а также возможность брать плату за прохождение торговых караванов по Царской дороге Via Regia, которая тянулась из Египта до Дамаска.

Вторым направлением дружественной дипломатии стало Финикийское царство. Наладив связи с его правителем Хирамом I Великим, который пообещал поставить в Израиль необходимые строительные материалы, он смог начать грандиозное возведение храма. В качестве оплаты за кипарис, золото и работников Финикия получала из Израиля пшеницу и оливковое масло. Кроме того, финикийцам отошла часть израильских южных земель.

О недюжинных умственных способностях Соломона говорит легенда о его общении с правительницей Сабеи царицей Савской. Грамотная и мудрая женщина приехала в Израиль, чтобы проверить Соломона рядом загадок. Царь Израильский с честью выдержал это испытание, за что гостья подарила мудрому правителю огромное количество золота, драгоценных камней и благовоний. Современники утверждали, что после этого визита Израиль стал процветающим и богатым.

Интересно, что как яркий политик Соломон отвергал силовые решения конфликтов. Собственно от него и пошло, что степень вины, а также размер наказания виновного должен определять судья – человек абсолютно независимый от любой из сторон конфликта. Считается, что Соломон стал первым таким судьей, а как пример его работы на данном поприще приводится случай с двумя женщинами, делившими одного ребенка. Видя, что обе матери настаивают, что младенец принадлежит только им, Соломон принял совершенно нетривиальное решение. Он приказал слугам принести меч, которым собрался перерубить несчастного младенца на две части, чтобы каждая из женщин получила свою часть ребенка. По реакции просительниц на столь жестокое решение он смог выяснить, кто из них настоящая мать, а кто самозванка.

Конечно же, царская жизнь не отличалась спокойствием. Но Соломону сохранять самообладание согласно легенде помогало волшебное кольцо. Эта вещица, полученная от придворного философа, давала возможность царю находить спасение от различных страстей. С наружной стороны на перстне была выгравирована надпись: «Все проходит», а внутри ее продолжение: «Пройдет и это». Глядя на эти надписи, царь усмирял свой гнев, успокаивался, после чего находил остроумное решение самых запутанных дел.

Соломону приписывается еще и такое нововведение. Согласно древним легендам некогда нашу планету постигло страшное наводнение, погубившее мощную цивилизацию Атлантиду. Выжившие люди образовали новое общество, а от старого же остались лишь древние артефакты, в числе которых были вещи, имевшие технологическое предназначение. Среди руководителей вновь появившихся стран такие находки ценились очень высоко, ведь они давали преимущество перед конкурентами. Все знания такого рода исключительно путем устной передачи, чтобы важнейшая информация не ушла к враждебно настроенным соседям.

Соломон первым отошел от этой практики. Он начал фиксировать эзотерические знания в письменном виде. Среди приписываемых ему трактатов числятся «Ключи Соломона», в одном из разделов которых есть упоминание о 72 демонах. Современная наука считает это зашифрованными знаниями о количестве человеческих гормонов. Данные труды для удобства чтения информации были дополнены большим количеством схем и знаков. Значительная часть этих рисунков используется в эзотерике до настоящего времени. Помимо «Ключей Соломона» его авторство приписывается также «Книгам Екклесиаста», «Песне песней» и «Книге Притчей».

К сожалению, даже мудрым представителям власти трудно удержаться от соблазнов. Соломона, как и его царство, которое он строил долгие годы, погубило любвеобилие. Легенды говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Одна из жен, которую царь очень сильно любил, была чужестранкой. Умная женщина смогла уговорить Соломона построить языческий алтарь. Его возведение поссорило Соломона с Всевышним, который пообещал лично самонадеянному правителю и его стране наслать различные несчастья. Так и произошло. От многочисленных строительных проектов опустела царская казна, на окраинах начались волнения в среде эдомитян и арамитян, а сам Соломон умер в 52-летнем возрасте, наблюдая за сооружением злополучного алтаря. В дальнейшем предсказание Всевышнего сбылось: древний Израиль раскололся. И хотя у иудеев еще были взлеты в развитии, но достичь процветания времен Соломона древние евреи не смогли.