Шаблоны написания сочинений огэ

ОГЭ: задание 15.1 Сочинение на лингвистическую тему Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 г.Москвы Королева Ольга Олеговна

Задание 15 принято называть в народе «сочинением». Это не совсем верно. Сочинять вам ничего не придётся. Надо элементарно ответить на поставленный вопрос, приводя в качестве доказательств цитаты из текста, по которому вы отвечали на тестовые вопросы. Объём ответа равен вашему изложению: 70-90 слов.

А что если я напишу больше? - спросите вы. Пишите. Пишите. На свой страх и риск. Баллов вам за лишний объём никто не прибавит. А вот количество ошибок увеличится. сами подумайте: сколько раз вы рискуете даже элементарно сделать описку в 70 словах и сколько в 170? - А что если я напишу сочинение на 69 слов? - неутомимо допытываетесь вы. Пишите. Пишите. Ничего страшного. Слова ваши считать никто не будет. Главное, чтобы недосчёт слов не был большим и в глаза не бросался. При малом количестве слов с вас снимут по баллу за все критерии грамотности. При очень малом количестве слов, за грамотность вам поставят по нулям.

Для задания 15.1 слово «сочинение» тоже звучит чересчур громко. Потому что сочинение - это процесс творческий, работа воображения. Вам же придётся кивнуть головой в знак согласия с высказыванием о языке и выдернуть из текста, по которому вы работали, 2 примера в подтверждение высказывания. Работа носит название «сочинение на лингвистическую тему». С первым словом разобрались, переходим ко второму - «лингвистическое»… Это значит - «о языке».

Рассуждать вам придётся о том, с помощью чего мы общаемся: язык, речь. На сайтах и в методичках вам предлагают заучить разные названия языковых средств и их функций. Если вы, доучившись до 9 класса, их так и не знаете, то даже не беритесь: голова лопнет. Пользуйтесь логикой. Читайте, как это сделать в задании 15.1. Для начала разберёмся с требованиями. Итак, чего от вас хотят.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом ». Сначала его надо понять. «Жизнь и сознание» из головы выкидываем, обращаем внимание на ключевые слова, которые понимаем так: русским словом можно передать ВСЁ . От этого и будем плясать.

« Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование ». Расшифровываю: вас просят подтвердить слова Паустовского о величии русского слова примерами из двух предложений текста. Если мыслей в голове мало - переписывайте предложения целиком в кавычках. Так наберёте объём до 70 слов. Если мысли идут - просто указывайте: «Примером тому может служить предложение 2».

« Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале ». То есть пишите на полном серьёзе, без шуток и жаргона.

« Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского ». То есть ваше сочинение можно начать так (если уж совершенно нет времени и сил думать): «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» - писал К.Г. Паустовский. С этим высказыванием нельзя не согласиться»…

« Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком ». А вот это важные слова. Пускай вы привыкли, что учителя морщатся при виде тетрадей с вашим почерком, но экзамен НАДО писать красиво и разборчиво. Почему? Потому что при проверке ваше лицо - это не паспорт, не аттестат, даже не багаж знаний. Ваше лицо - это почерк. Допустим, я проверяю вашу работу. Я вас лично не знаю. Но пишете вы аккуратно, красиво, глаз радуется. И тогда ошибки, допущенные вами, кажутся незначительными и случайными, и судят вас не так строго. Или другая ситуация: я проверяю работу и совершенно не понимаю: это буква «а», «о» или вообще « ы ». Кривой-косой почерк меня начинает раздражать, и я более строго подхожу и к содержанию работы, придираюсь к вашим аргументам и построению предложений. Ну вы меня поняли…

Текст для примеров может быть абсолютно любым. Ведь рассуждать о языке можно на основе любого русскоязычного текста. Мы так вообще сейчас с вами возьмём начало 4 главы «Братства кольца».

« (1) Только под вечер, в пасмурных сумерках, остановились усталые путники на отдых. (2) Баразинбар дышал вниз холодом - дул порывистый ветер. (3) Гэндальф пустил свою баклагу по кругу, и все Хранители отхлебнули здравура. (4) После ужина они устроили совет. - Сегодня ночью мы отдохнем, - объявил Гэндальф, - ибо штурм перевала дорого дался каждому из нас… (5) - А куда мы пойдем потом? - спросил Фродо. (6) - У Хранителей есть только две дороги, - ответил Гэндальф, - назад, в Раздол, или вперед, к Огненной горе. (7) Когда Гэндальф упомянул о возвращении, лицо Пина радостно просветлело, а Мерри и Сэм весело встрепенулись. (8) Но Боромир с Арагорном остались бесстрастными, а Гимли и Леголас выжидательно промолчали. (9) Фродо понял, что все его спутники хотят, чтобы первым высказался он.(10) - Вернуться… - нерешительно начал Фродо, потом преодолел нерешительность и закончил: - …Мы можем, по-моему, только с победой. (11) Или с позором - признав свое поражение. (12) Я предлагаю пробиваться вперед ».

Сначала подберём примеры того, что русский язык может передать ВСЁ. Задумайтесь: если это так, то почему вам трудно писать сочинение? Потому что вы владеете не всеми ресурсами языка. Согласитесь, что писатель может передать русским языком ВСЁ, а Колян с соседнего подъезда может передать мало чего, и он идёт за помощью к жаргону.

Так что же самое трудное в написании сочинений? 1. Подобрать нужные слова и не повторяться. 2. Написать красиво, а не коряво. Что нужно для устранения пункта 1? Знание синонимов. Что нужно для пункта 2? Знание средств выразительности

Посмотрим, как Джон Толкин справился со всем этим. Заменял ли он в тексте слово на синоним? Найди, а потом проверь. Вечер - сумерки Путники - Хранители - Они Радостно - весело

Теперь поищем средства речевой выразительности. Найдите метафору, сравнение, олицетворение. Метафора: «дышал вниз холодом», «штурм перевала дорого дался» Сравнение: « Баразинбар дышал вниз холодом - дул порывистый ветер» Олицетворение: «лицо Пина радостно просветлело»

Примеры готовы. Осталось написать сочинение. Начнём с введения: « Высказывание К.Г. Паустовского я понимаю так: при помощи русского языка можно передать абсолютно всё, потому что возможности его безграничны ». Если слов кажется вам мало, впишите сюда и само высказывание.

Дальше первый аргумент и второй. « И одной из главных причин величия языка является его богатейший словарный запас. Он позволяет говорить об одном и том же, и при этом не повторяться. Ведь существует множество синонимов у каждого слова. Так, например, в представленном тексте герои названы то «путниками», то «Хранителями», то личным местоимением «они» (предложения 1,3,4). Помогают создать яркую картину событий, чувств, настроений и средства речевой выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения. И в данном тексте они также представлены: « Баразинбар дышал вниз холодом - дул порывистый ветер». Сравнение придаёт красочность описаниям ».

Всё, осталось перейти в выводам. « Как мы убедились, опираясь на приведённые примеры, русский язык действительно может передать абсолютно всё. Главное, научиться им правильно пользоваться ». Вы будете удивлены, но в этом маленьком сочинении уже больше 70-ти слов. Так что чего уж там бояться?

Теперь почувствуем себя в роли проверяющих и оценим сочинение по критериям. С1К1. Доказано ли утверждение К.Г.Паустовского? 2 балла - правильно понял и доказал. 1 балл - понял не совсем правильно, но доказал. 0 баллов - вообще не понял, или не доказал, или доказал с помощью бытовых рассуждений (вроде того: «Да, язык может передать многое, вот у меня мама как начнёт ругаться за двойку на экзамене, так чего только не услышишь!»)

С1К2. Примеры. 3 балла - привели 2 примера, и оба из текста, и оба в тему. 2 балла - 1 пример в тему, а второй не в тему. 1 балл - 1 пример, но его роль не указана (то есть просто написали, а не пояснили, что вы этим хотели сказать) 0 баллов - нет примеров из текста. С1К3. Логика 2 балла - всё логично, есть абзацы (как минимум, их три), мысль не скачет от Адама и до наших дней. 1 балл - малость с абзацами начудили. 0 баллов - абзацев нет вообще, или написан полный бред.

С1К4. Введение - мысль - заключение. 2 балла - если все вышеперечисленное есть. 1 балл - всё есть, но где-то проскочило неожиданное предложение и получилось оно не к месту. 0 баллов - начали с конца, закончили началом. В общем, полный кавардак и хаос. Как вы поняли, можно написать четко и ясно хоть о том, как вы у бабушки летом в деревне отдыхали и получить по критериям 3 и 4 максимум баллов, если написано всё логично. Так что не отчаивайтесь и, главное, пишите, не бросайте часть 15.1 в виде пустого листа. А вот критерии 1 и 2 за «бабушку» не получить… тут придётся подумать о языке.

Что ты знаешь о сочинении ОГЭ? тест Вопрос 1 Что произойдёт, если вместо двух вы напишете три аргумента? Ваше сочинение не будет оцениваться Вы получите дополнительный балл Вы сделаете лишнюю работу, которая останется без оценивания У вас снимут один балл

Вопрос 2 Каков должен быть объём сочинения? Не важно Ровно 70 слов До 70 слов В пределах 70 слов

Вопрос 3 Каким способом нельзя приводить примеры-аргументы из текста? Косвенной речью без кавычек Указать номер предложения, в котором находится пример Переписать в кавычках предложение целиком Переписать в кавычках часть предложения, в которой находится пример

Вопрос 4 Какие аргументы надо приводить в своём сочинении? 2 аргумента из жизни или художественной литературы с подтверждающим высказывание языковым явлением Можно и 1 аргумент из прочитанного текста, подтверждающий языковое явление из высказывания 2 аргумента из прочитанного текста с подтверждающим высказывание языковым явлением 2 аргумента из прочитанного текста по этической проблеме высказывания

Вопрос 5 За какие критерии вы получите 0 баллов, если совершенно не поняли тему высказывания и писали сочинение наобум? СК3 и СК4 СК1 и СК3 СК2 и СК3 СК2 и СК4 СК1 и СК2

Вопрос 6 Сколько минимум абзацев должно быть, судя по критериям СК3 и СК4? 2 4 3 1 5

Вопрос 7 Какая часть сочинения не является обязательной? Введение Эпиграф Заключение Основная часть

Вопрос 8 Что вы должны сделать с высказыванием о языке? Заменить на более подходящее высказывание Вспомнить текст, из которого оно было взято Опровергнуть примерами из текста Подтвердить примерами из текста

Вопрос 9 Какое высказывание вам придётся доказывать? Любое высказывание К.Паустовского Любое высказывание о роли языка Высказывание о проблемах современного общества Высказывание политиков о предвыборной кампании

Вопрос 10 Чтобы получить максимум по СК2, нужно не только привести 2 примера из текста, но и... разобрать их как части речи или члены предложения привести третий пример дать толкование данных слов по словарю Даля объяснить, как эти примеры связаны с темой высказывания

С теорией закончили. Пора переходить к упражнениям по написанию сочинений.

Использованные материалы http:// nsportal . ru / shkola / russkii - yazyk - i - literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru

15.1 Сочинение на лингвистическую тему

Необходимые условия успешного выполнения задания 15.1:

  • объяснить смысл приведенного высказывания;
  • найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, иллюстрирующих лингвистическое явление в высказывании, определить их роль в тексте;
  • аргументировать свое объяснение найденными примерами из прочитанного текста;
  • сформулировать вывод, подтверждающий тезис;
  • четко и логично выстроить композицию работы:
  • проверить работу на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)

Структура:

Доказываем тезис (высказывание автора) с помощью двух аргументов (примеры из текста и их роль в тексте) и утверждаем истинность тезиса в выводе .

Схема:

I абзац: вступление . Приведенное высказывание и его комментирование, раскрывающее смысл высказывания.

II и III абзацы: 1-й и 2-й аргументы из прочитанного текста, подтверждающие правильность тезиса, и раскрытие их роли в данном тексте.

IV абзац: вывод . Возвращение к тезису и выражение согласия с автором.

1. Использование клише - типовых конструкций, употребляемых в речи в однотипных ситуациях для экономичной и точной передачи информации.

Клише для вступления :

Не могу не согласиться с...

Я поддерживаю мнение...

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания

Попробую доказать эту мысль примерами из текста

Клише для аргументации:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №...

Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения...

Пример можно найти в предложении №...

Рассмотрим предложение... В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...

Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения..., в котором автор использует...

Рассмотрим в качестве примера предложение№... Это подтверждает наш вывод о том, что...

Клише для заключения :

Таким образом, ... Итак, ... В заключение... Как видим, ...

Итак, можно увидеть, что...

Нам удалось доказать, что...

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что...

Принципы работы с клише:

1. Выбирайте из списка предложенных клише те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

2. Правильно включайте исходный текст в готовые речевые формулы (клише), при необходимости изменяйте их, соблюдая требования грамматики и культуры речи.

3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять собой относительно законченное целое.

Синонимы, которые помогут избежать повторов:

Он утверждает : считает, пишет, рассуждает, полагает.

Высказывание : цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.

Алгоритм работы:

1. Внимательно прочитайте цитату. Осмыслите ее. О чем в ней говорится? Выделите ключевые слова.

2. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих понятие, обозначенное ключевыми словами.

3. Определите роль в тексте выбранных вами языковых явлений.

4. Напишите сочинение, строго соблюдая указанную выше композицию.

Пример пошаговой работы с текстом при написании сочинения 15.1

Пример 1

Шаг 1. Читаем высказывание. Определяем ключевые слова.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко: " Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли , того чувства , той доли истины или вдохновения , которыми он обладает, другим людям ".

Шаг 2. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.

(1)До сих пор не могу понять, что же заставило меня эти дурацкие штучки взять... (2)Забрать... (3)Да что там церемониться! - украсть.

(4)Да-да, налицо была кража. (5)Пусть ерундовая, пусть совершенная восьмилетней девчонкой, но все же кража. (6)Было бы понятно, если б я использовала их по назначению. (7)Все знают, какой интерес проявляют даже маленькие девчонки ко всякой косметической чепухе. (8)Так ведь нет! (9)Я вытряхивала вязкий яркий брусочек губной помады сразу же, выйдя за калитку, - наивная неосмотрительность! (10)И тут же, прополоскав блестящий патрон в прозрачной воде арыка, мчалась домой, ужасно довольная приобретением.

(11)Смешно сказать! (12)Меня волновал прекрасный, как мне казалось, женский профиль, выбитый на крышке патрона. (13)Четкий античный профиль с малюсенькими пластмассовыми кудряшками. (14)И забавлял стаканчик, действовавший в патроне как микроскопический лифт. (15)Он подавал вверх оранжевый столбик помады к толстым морщинистым губам учительницы.

(16)Нельзя сказать, что я ненавидела занятия музыкой или не любила учительницу. (17)Мое отношение к этому делу можно было бы назвать чувством обреченности. (18)Так было нужно - заниматься музыкой, как мыть руки перед едой, а ноги перед сном. (19)Уж очень мама хотела этого.

(20)Я же равнодушно повторяла нужный такт ровно столько, сколько требовалось, при этом блуждая взглядом по стенам, глядя в окно. (21)И вот так-то однажды я и обнаружила между решеткой и оконной рамой то, чему раньше совершенно не придавала значения. (22)Патроны с губной помадой: красные, блестящие желтые, белые - лежали, казалось, никому не нужные и даже слегка запыленные. (23)Но поразила меня не столько их кажущаяся ненужность, нет, я знала, что учительница тщательно ухаживает за своими губами, - а их количество. (24)Зачем столько помады для одного рта? (25)Доиграв такт ровно столько, сколько полагалось, я встала из-за пианино и, ощущая некоторое деловое нетерпение, стала осматривать все это богатство. (26)В какой момент мелькнула у меня мысль о том, что недурно бы иметь хотя бы одну такую вещичку? (27)Каков был ход моих рассуждений? (28)И вообще знала ли я тогда, что взять чужую вещь - это значит украсть? (29)Да, конечно, я знала, что не следует брать чужого. (30)Без спроса. (31)Но о каком спросе могла идти речь при таком количестве одинаковых губных помад? (32) Ведь их было так много! (33)Чуть ли не семь-восемь... (34)Словом, я выбрала для себя самый, на мой взгляд, скромный - белый патрон и сунула его в карман платья. (35)А в следующий раз я просто решила, что будет справедливо, если красивых тюбиков с губной помадой у нас с учительницей станет поровну. (36)Коричневый пластмассовый патрон проследовал в мой карман.

(37)В это время со двора возвратилась учительница. (38)Я очень спокойно сидела на крутящемся черном табурете, положив руки на клавиатуру. (39)Учительница села на свой стул рядом и помолчала.

(40)- В последнее время, - мягко и лениво, как всегда, проговорила она, - у меня стала пропадать губная помада... (41)Ты не знаешь, кто ее крадет?

(42)Я молчала. (43)Самое интересное заключалось в том, что мне было стыдно не столько потому, что меня уличили в краже, сколько потому, что я врала. (44)Противная, очень противная штука вранье! (45)Все мои мысли в этот момент были заняты не преступностью кражи, а преступностью вранья. (46)Моей же учительнице было наплевать на вранье, она словно и не сомневалась, что так и будет.

(47)- Это ужасно... ужасно... - повторяла она, пригорюнившись, машинально ковыряя карандашиком между клавишами. (48)Я смирно сидела рядом, напряженно вытянув спину, уже не веря, что где-то есть пыльные улицы со свободными людьми, что где-то есть наш двор и наша квартира.

(49) - Что же с тобой будет? (50)Послушай, девочка, а ты не больна?

(51)- Нет! - удивившись, ответила я. - (52)Почему больна?

(53)- Есть такая болезнь - клептомания. (54)Когда человек и рад бы не воровать, да не может. (55)Болезнь, понимаешь?(56)Это очень серьезная болезнь. (57)Ею один граф болел. (58)Богатый был, именьями владел, а вот у приятеля нет-нет да что-то стянет. (59)В общем, передай маме, чтобы прислала с тобой три рубля. (60)Или нет, я напишу ей записку, а то ты не передашь.

(61)Выйдя на террасу, я тут же развернула записку. (62)Там было написано: (63)«Уважаемая такая-то! (64)Ваша дочь ворует. (65)У меня она украла три шт. губной пом. (66)Прошу возместить три руб. (67)И заняться воспитанием своего реб.».

(68)- Что так долго? - спросила мама, открыв дверь. - (69)Зазанималась?

(70)«Бедная мамочка...» - подумала я, почему-то очень жалея ее. (71)Я зашла в комнату, где мама проверяла ученические контрольные, и как-то вяло, на выдохе, сказала:

(72)- Мам, я воровка...

(73)- Чего-чего? - спросила мама, подняв от тетрадей голову и засмеявшись.

(74) «Бедная мамочка!» - опять подумала я и повторила:

(75)- Я украла губную помаду. (76)Вот, - и положила на стол записку.

(77)Потом в комнате наступила очень тихая тишина, и мне стало так плохо, что я не могла на маму смотреть.

(78)- Слушай, а зачем тебе эта ерунда была нужна? - недоуменно спросила мама.

(79)- Не знаю... - сдавленно прошептала я и заплакала. (80)Теперь я и в самом деле не знала, зачем мне нужны были те штучки.

(81)- Ну да, - растерянно сказала мама, - понимаю. (82)Я ведь не крашу губы, тебе это было в диковинку...

(83)Главным было то, что много лет подряд после этого случая, даже в юности, я продолжала носить в себе страшную тайну своей порочности. (84)И когда при мне кто-нибудь рассказывал, что где-то кого-то обокрали и унесли ценностей на три тысячи, я каждый раз внутренне вздрагивала и думала: (85)«А ведь я тоже... такая...» (86)И боялась, когда меня оставляли одну в чужой квартире хотя бы на минуту. (87)Я боялась, что во мне проснется таинственная графская болезнь. (88)Такой страшной силы заряд презрения к себе сообщила мне мягкая ленивая женщина, превосходно игравшая изящную пьесу Бетховена «Элизе».

(По Д. Рубиной)

Если цитата не содержит указания на конкретные языковые явления, то можно анализировать любые из них. Мысли и чувства героини передают контекстные синонимы (взять, забрать, украсть в предложениях 1-3), метафоры (заряд презрения к себе в предложении 88), восклицательные предложения (№ 11, 44, 51, 74), вопросительные предложения (№ 26-28, 31).

Шаг III. Пишем сочинение.

Тезис и его комментарий

"Зачем человеку даны слово, речь?" - над этим вопросом размышляет Владимир Галактионович Короленко и приходит к выводу, что главная задача человеческой речи - передавать окружающим мысли и чувства.

Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли писателя может служить рассказ Дины Рубиной. Например, с помощью контекстных синонимов "взять", "забрать", "украсть", образующих градацию, автор передает размышления героини о своем поступке в детстве.

Восклицательные предложения № 11, 44, 51, 74 позволяют передать читателю все сложные чувства героини, в которых смешаны страх, горечь и стыд за совершенный поступок.

Вывод

Итак, примеры из текста доказывают правоту В.Г. Короленко: слово имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет передать другому сложные мысли и чувства.

1. Указывание номеров предложений: С помощью риторических вопросов (предложения 22, 24, 25) автор воздействует на чувства читателя;

2. Использование ключевых слов: Эпитеты "нежный", "звонкий", "чистый" характеризуют неповторимый голос героини.

3. Использование цитирования: С помощью антонимов автор подчеркивает, что проблема, о кторой он пишет, касается каждого из нас: "Об этом должны помнить и взрослые, и дети".

Важно: Выбранные вами языковые явления должны соответствовать тем, которые упоминаются в высказывании. Например, если в цитате упоминается слово , следует писать о лексических явлениях, а если автор говорит о мысли или речи , то следует искать синтаксические явления.

Пример 2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дмитрия Сергеевича Лихачева: "Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит ".

Шаг I. Читаем высказывание. Выделяем ключевые слова.

Шаг II. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.

В тексте Дины Рубиной особое внимание следует обратить на речь учительницы музыки, характеризующую ее как черствого, равнодушного человека.

Шаг III. Пишем сочинение.

Тезис и его комментарий

Слова Д.С. Лихачева передают мысль о том, что в речи человека проявляется его ум, характер, духовный облик. В самом деле, порой достаточно услышать несколько фраз, чтобы составить представление о вашем собеседнике.

Аргументы и роль языковых явлений в тексте

Чтобы доказать правоту ученого, обратимся к тексту Дины Рубиной. Не случайно автор подчеркивает, что учительница говорит "мягко, лениво, как всегда". А во фразе "Послушай, девочка, а ты не больна?" чувствуется цинизм и равнодушие к ребенку.

Особенно ярко характеризует учительницу записка, адресованная маме девочки: "Прошу возместить три руб. И заняться воспитанием своего реб.". Сокращения, уместные только в деловой речи, подчеркивают отстраненность, равнодушие педагога, который должен был бы, в силу своей профессии, бережно относиться к хрупкой психике ребенка.

Вывод

Таким образом, Д.С. Лихачев прав: речь человека действительно позволяет многое узнать о человеке, его внутреннем мире.

Использованные материалы:

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2015. - 96 с.



План написания сочинения 15.1

2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).

3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении…

4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…

5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).


Известный лингвист Б.Н. Головин утверждает: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы».

Конечно же, ученый прав. Точное использование языковых единиц делает и речь говорящего, и речь пишущего правильной, образной, выразительной.

Кроме того, в предложении 9 вместо нейтрального слова «дети» автор выбирает стилистически окрашенный синоним «питомцы», тем самым показывая читателю, насколько близки Р.А. Варшавской ее воспитанники.

Таким образом, благодаря различным языковым единицам и приемам речи, автору удается передать главную мысль текста, что «искусство помогло детям выжить», хотя «они еще не знали о его подлинной силе».


План написания сочинения 15.2

1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

4. В заключение хочется сказать, что…


Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников».

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Во-первых, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.


План написания сочинения 15.3

  • 1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
  • 2. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
  • 3. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?»

Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.

Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию Л.С.Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума»

Абсолютно справедливо и верно мнение известного писателя Л.С. Сухорукова, который писал: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Речь человека, употребляемые им слова и выражения позволяют составить представление о его характере, воспитании. К сожалению, сегодня все больше используется в речи грубых слов и жаргонизмов. И это явление является неоспоримыми свидетельством низкой культуры человека и недостатках в воспитании.

В предложенном нам тексте в предложениях 17 герой употребляет слова «физиономия» и «смазал», в 26 предложении из его уст вылетает грубое «кретин». Воспитанные люди стараются не употреблять в своей речи таких выражений.

Отец мальчика, судя по тексту, является сильным, уравновешенным и воспитанным человеком. Говоря о полученных оценках сына, он делает замечания в шутливой, нейтральной форме (предложения 10 и 11). Оценивая неприятный эпизод с дракой в предложениях 18-21, (поступок, прямо скажем, не красящий главного героя), отец тоже старается смягчить свои слова. В приведенных диалогах четко прослеживается стремление взрослого достичь своих целей в воспитании. Одобряя неблаговидные поступки, отец пытается заставить своего сына задуматься о том, правильно ли тот поступает.

И в конце текста в 36 и 37 предложениях, когда мама произносит: «Значит, любовь, и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – Мы очень рады». Эта короткая фраза позволяет судить о правильном подходе к воспитанию, о моральном климате в семье. Употребление же именно коротких фраз и предложений характеризует маму как человека, не любящего слишком много говорить, она — человек действий.

Принимая во внимание эти описания, проанализировав их, можно сказать, что только через общение с собеседником мы получаем представление об уровне его воспитания, характере, уме.

Как работать с сочинением-рассуждением на лингвистическую тему?

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему (задание 15.1) состоит из четырех разделов:

  • вступление, в котором формулируется тезис;
  • основная мысль текста, которую необходимо раскрыть;
  • описание с примерами из текста, позволяющее обосновать первую часть высказывания;
  • описание, трактующее вторую часть цитаты с грамматическими примерами из контрольного текста;
  • вывод.

В первом абзаце следует привести цитату, на основе которой будет писаться сочинение. Используйте, например, такие клише, как

  • Попробуем разобраться в смысле этого высказывания…
  • Я согласен(-сна) с …
  • Не могу не согласиться с …
  • Я разделяю точку зрения писателя…
  • Я поддерживаю мнение лингвиста…

Выразите свое отношение к тому, о чем пишете.

Во второй части сочинения поясните, как вы понимаете цитату, подкрепите свое мнение примерами из текста. То же самое надо сделать и с третьим абзацем сочинения:

  • В подтверждение этого текста приведу пример…
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению.
  • В качестве примера можно привести предложение … текста.
  • Проиллюстрировать это …. явление можно на примере … предложения текста.
  • Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как… . это подтверждает вывод о том, что… .
  • Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении №… .
  • В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как…

Вывод о правильности суждения делаете на основании своего сочинения. В приведенном выше сочинении – это вывод о культуре поведения, воспитании:

  • Нам удалось доказать, что…
  • Мы пришли к выводу о том, что…
  • Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
  • В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…*

*Клише из пособия Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие/Под ред.Н.А.Сениной. – Ростов на/Д:Легион-М, 2013.

Исходный текст для анализа:

(1)Меня ждали шестнадцать лет… (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской.
(6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.

(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

– (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!

(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.

– (13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. – (14)Всё помнит, будто вчера читал… (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!

(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.

(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:

– (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!

(22)Вот до чего доводит любовь!

(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.
(24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы.

(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!

(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.

– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.

– (36)Значит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – (37)Мы очень рады.

(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..

(По А.А. Алексину)*

* АлексинАнатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности. (Из Открытого банка ФИПИ)

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна


Формулировка задания:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом…» .

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Прочитать текст полностью

Структура сочинения-рассуждения 15.1 ОГЭ по русскому языку:

1 абзац. Тезис.
2 абзац. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3 абзац. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4 абзац. Заключение (по тезису).

ТЕЗИС , который станет началом вашего сочинения, формулируется очень просто. Следует только помнить, что любой тезис - это утверждение. Вдумчиво прочитайте задание и, опираясь на него, сформулируйте свой тезис.
ПРИМЕР: Слова К.Г. Паустовского я понимаю так: (далее идет ваше мнение в виде утверждения ) любую мысль, любое чувство можно просто и точно выразить словами. Чтобы избежать логических ошибок, проведем "мостик" к прочитанному тексту: Писатели в своих произведениях часто используют удивительную образность и гибкость русского языка. Далее непосредственно обратимся к тексту: Приведем примеры из текста Б.Васильева, подтверждающие это.

АРГУМЕНТ 1 + ПРИМЕР + КОММЕНТАРИЙ. Начинайте аргументы с вводных слов: Во-первых, (далее идет аргумент, отражающий смысл высказывания Паустовского ) в предложении № 17 письма называются "бесценными". Данный эпитет употребляется вместе со словом "листочками", имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых "листочков" для пожилой женщины, выразить бережное отношение, с которым героиня хранила письма.

АРГУМЕНТ 2 + ПРИМЕР + КОММЕНТАРИЙ. Во-вторых, (ищем еще одну интересную языковую особенность и приводим ее в пример ) в предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой, где люди обычно хранят самое ценное ("Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души "). С помощью данной метафоры Васильев очень точно описывает опустошенное внутреннее состояние старушки, посте того как она заметила пропажу ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Должно обязательно перекликаться с тезисом. Используйте формулу для начала: Подводя итог всему вышесказанному, можно убедиться в справедливости слов (далее формулируем мысль, утверждаемую в тезисе) К.Г. Паустовского, который говорил, что даже самые сложные чувства и переживания можно выразить русским словом. Б. Васильеву, автору предложенного для анализа текста, помогают в этом средства художественной выразительности. С их помощью он он передает, что с утратой писем, которые представляли для Анны Федотовны большую духовную ценность, пожилая женщина словно лишилась части своей души.

Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности , то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент Вам может подсказать задание № 3, в котором требуется определить средство художественной выразительности, использованное в предложении, ведь в задании 15.1 вам предстоит рассуждать именно о языковых особенностях предложенного текста на основе цитаты. Также хорошими аргументами всегда являются:
1. Однородные члены предложения (помогают описать предмет/явление).
2. Диалоги героев (показывают отношение героев к изображаемому, описываемому)