Сказка старый дом - ганс христиан андерсен

* В русских переводах книг Андерсена, изданных до 1970-х годов, обычно использовалось альтернативное написание «Ганс Христиан». Однако, в академической литературе писали «Ханс Кристиан», что было ближе к датской фонетике имени («Hans Christian Andersen» - [Хэнс Кры́стян А́нэсэн]). Современные русскоязычные издания произведений Андерсена также используют в основном этот вариант.

Писатель Ханс Кристиан* Андерсен - не только самый известный в мире датчанин, но и один из самых влиятельных литераторов всех времён и народов. Его произведения были переведены на более чем 100 языков, а общий их тираж измеряется сотнями миллионов. Произведения Андерсена много раз экранизировались, в том числе студией Уолта Диснея, поэтому в мире сложно найти человека, который не был бы в той или иной степени знаком с его творчеством.

Популярность произведений Андерсена стала настолько огромной и неиссякаемой, что некоторые персонажи из его сказок стали во многих европейских языках нарицательными понятиями. Так «гадким утёнком» часто называют человека, в детстве подвергавшегося неприязни и осмеянию, но в более позднем возрасте раскрывшего свой неординарный потенциал, «снежной королевой» - холодную женщину, слишком нежного и капризного человека могут назвать «принцессой на горошине», а «дюймовочкой» - девушку с очень хрупким телосложением. Все знают значение фраз «а король-то голый!», «осколки кривого зеркала» или «чёртик из табакерки». Всё это является наследием таланта великого уроженца Дании.

В городе Андерсену посвящено очень многое. Везде можно встретить изображения и скульптуры героев его произведений, либо что-то имеющее к нему отношение. Ему посвящены даже светофорные пиктограммы .

Центральной достопримечательностью города является музей Андерсена (H. C. Andersens Hus), занимающий половину квартала в центре.

Музей находится возле дома, где писатель родился 2 апреля 1805 года (через него проходит экспозиция). Поскольку семья Андерсена была бедной, точных документальных доказательств того, что он родился именно в этом доме, не существует, он считается местом его рождения на основании ряда устных свидетельств.

Сведения о детстве писателя малочисленны и противоречивы. Сам он не особо любил касаться этой темы, поскольку стеснялся своего «неблагородного» происхождения. Родился будущий сказочник в 1805 году. Известно, что его отец, Ханс Андерсен, был по профессии сапожником, который получил начальное образование и поэтому умел читать. Именно он впервые открыл сыну мир литературы, читая ему сказки «Тысячи и одной ночи». Он также смастерил для него маленький кукольный театр. Когда Андерсену было 7 лет, отец, гонимый нуждой, пошёл на войну с Наполеоном, где совершенно подорвал своё здоровье. Он умер в 1816 году. «Его забрала Снежная дева» - так объяснили его смерть 11-летнему мальчику.

Мать, Анна Мари Андерсдаттер, была неграмотной прачкой, рождённой вне брака (тогда это считалось тяжелейшим грехом). Спустя два года она снова вышла замуж. Во времена сильной нужды она имела склонность к злоупотреблению алкоголем.

Внутренняя часть родного дома писателя лишь условно реконструирует тогдашнюю обстановку. В те времена это было обычное жилище бедняков - с земляным полом, протекающей крышей и без какой-либо внутренней отделки. Каждую из 5 маленьких комнат занимала одна семья.

Когда Андерсену исполнилось четыре года, его семья переехала в другой дом, расположенный неподалёку. Именно в нём прошло его детство. Дом не входит в основную экспозицию музея, но туда можно войти по тому же самому билету.

На столе лежат инструменты отца.

Андерсен пошёл учиться в местную школу для бедняков, где получил начальное образование. Он был вынужден подрабатывать сначала помощником ткача, затем - портного. В 14 лет он отправился в Копенгаген («чтобы стать знаменитым» - пояснил он матери, которая была уверена, что он скоро вернётся домой). В столице после нескольких безуспешных попыток куда-то попасть ему удалось устроиться в Датский Королевский театр (на фото ниже), где ему давали играть второстепенные роли - у него был красивый голос, который, однако, довольно скоро поломался.

Но будущему сказочнику повезло - его заметил Йонас Коллин, королевский юрист и финансист, который был одним из членов дирекции театра, и которому множество тогдашних представителей бедной, но талантливой молодёжи были обязаны выходом в люди. Прочитав пьесу молодого Андерсена, Коллин сумел разглядеть в нём наличие литературного таланта, которой можно было бы развить, и послал его учиться в школу грамоты в Слагельсе, походатайствовав перед королём Дании, чтобы тот оплатил его обучение. Школьное время, однако, Андерсен вспоминает как самое тёмное в своей жизни. Он был вынужден жить в доме наставника, который обращался с ним жестоко, стремясь «улучшить его характер». Учителя не видели в нём способностей к писательству, а другие ученики издевались над некрасивым, худым и долговязым 17-летним парнем, который был на 6 лет старше их. Из-за этого Андерсен впал в тяжёлую депрессию и развил в себе массу комплексов, от которых так и не смог избавиться до самой смерти. Он также никогда полностью не освоил грамоту, и писал со множеством орфографических ошибок.

Путь Андерсена к славе был нелёгким, однако, в отличие от многих великих людей, умерших в нищете и забвении, и получивших известность только после смерти, Андерсен смог добиться признания ещё при жизни. Его первым успехом была опубликованная в 1829 году история «Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер» (Fodreise fra Holmens Canal til Østpynten af Amager). В 1833 году он получил небольшой грант от короля, который позволил ему отправиться в первое из его многочисленных путешествий по Европе. Андерсен побывал в Швейцарии и поездил по Италии, в 1835 году опубликовав основанный на его путевых заметках роман «Импровизатор» (Improvisatoren), который также стал успешным.

В том же самом году он опубликовал свой первый сборник сказок, в который вошли произведения «Огниво» (Fyrtøiet), «Принцесса на горошине» (Prinsessen paa Ærten), «Дюймовочка» (Tommelise), «Новое платье короля» (Kejserens nye Klæder) и «Русалочка» (Den lille havfrue).

Часть сказок Андресена основывались на переработанных фольклорных сюжетах, но многие были полностю придуманы им самим. Изначально они не принесли ему особого успеха. Больше интереса сразу после публикации получили его романы «О. Т.» (1836, название является игрой слов - сокращением от имени главного героя и одновременно «Odense Tugthus» - «Оденская тюрьма») и частично автобиографическая трагедая «Всего лишь скрипач» (Kun en Spillemand, 1837).

В 1837 году Андерсен совершил путешествие по Швеции, во время которого проникся нордической романтикой, и в 1839 году опубликовал поэму «Я - скандинав» (Jeg er en Skandinav), в которой пытался отразить красоту нордического духа трёх братских народов (датчан, шведов и норвежцев). Поэма стала популярной после того как шведский композитор Отто Линдблад наложил её на музыку. В 1838 году был опубликован сборник новых сказок, в который вошли произведения «Ромашка» (Gaaseurten), «Стойкий оловянный солдатик» (Den standhaftige tinsoldat) и «Дикие лебеди» (De vilde svaner).

Одним из малоизвестных увлечений Андерсена было вырезание фигурок из бумаги, которых он сделал несколько сотен. Люди, ангелы, цветы, снежинки, библейские сюжеты, балерины, клоуны, пираты, деревья - воображение писателя было поистине безграничным.

Эти элементы можно увидеть в городском оформлении Оденсе.

Настоящим прорывом стал 1845 год, когда в нескольких европейских изданиях вышло несколько переводов сказок Андерсена. После этого его популярность в Европе стала расти. Андерсен постепенно стал знаменитостью, поддерживал отношения со многими известными представителями своей эпохи и много путешествовал, побывав в Швейцарии, Германии, Италии, Испании, Португалии, Англии и других странах Европы. Во время поездок он писал путевые заметки, содержавшие не только документальные наблюдения, но и философские размышления на разнообразные темы.

«Путешествовать - значит жить!» Х. К. Андерсен

оригинал
At rejse er at leve!

Интересно, что за границей его признание росло быстрее, чем на родине, где его часто недооценивали, считая выскочкой из простонародья. Тем не менее, со временем его заслуги признали и там. В Оденсе он получил звание почётного гражданина города, а король Дании за выдающиеся успехи в прославлении своей страны назначил ему пожизненное жалование. В королевском парке появилась его статуя («когда-то я сидел в этом саду, думая, как раздобыть на хлеб, а сейчас мне тут поставили памятник» - писал Андерсен). С 1845 по 1864 год писатель жил в Копенгагене по адресу Нюхавн , 67. В музее воссоздан его Копенгагенский рабочий кабинет.

Андерсен также пытался вернуться в театр, хотя и без особого успеха. Его сильно разочаровывало, что его ассоциируют исключительно со сказками, ведь он мечтал прославиться не как сказочник, а как автор серьёзных, драматических романов и пьес. Увидев проект первого памятника, изображавшего его с книгой в окружении детей, он рассердился и потребовал, чтобы детей у памятника не было, ведь он не считал себя детским писателем. Но отделаться от образа сказочника ему не удалось - в отличие от сказок, его другие произведения по сей день остаются малоизвестными широкому кругу читателей. Фактически, успех сказок сделал его их заложником - даже устав от этого жанра, он был вынужден продолжать им заниматься, чтобы зарабатывать на жизнь (нечто подобное случилось с Артуром Конаном Дойлом, который попал в такую же зависимость от рассказов о Шерлоке Холмсе, затмивших его остальное творчество).

Сказки, однако, пользуются такой популярностью, которой могут похвастаться очень немногие произведения мировой литературы. Переведённые на более чем 100 языков, они продолжают периодически переиздаваться вот уже почти два века, не теряя популярности и оставаясь одними из наиболее популярных произведений детской литературы.

Впрочем, даже только со своими сказками Андерсен не совсем подходит на роль исключительно детского писателя. К своим сказкам он относился скорее как к притчам, как к неким поэтическим аллегориям. Чего уж скрывать - сказки Андерсена сами по себе не очень детские. Они, как правило, очень печальны и зачастую имеют достаточно тёмный характер, их герои переносят страдания и лишения, счастливый конец, обязательный по законам жанра детской литературы, там встречается далеко не всегда.

Несказочные произведения Андерсена тоже не отличаются жизнерадостностью. Во всех его книгах так или иначе присутствует автобиографический элемент, история о человеке из низов, который пытается добиться успеха и признания в обществе. В повести «Всего лишь скрипач», в главном герое которой легко угадывается сам автор, рассказывается о талантливом бедном музыканте, мечты которого выйти в люди разбились о жестокую реальность. Читая произведения Андерсена, всегда думаешь о том, что человек, писавший это, был по жизни очень несчастным.

Этот же сюжет можно увидеть и в «Импровизаторе», который, однако, имеет не настолько тяжёлую атмосферу и оканчивается хорошо - всё-таки книга навеяна Италией, страной, где у истории не должно быть плохого конца.

Здесь мы плавно подходим к тому, из-за чего я, по понятным причинам, питаю повышенный интерес к биографии Андерсена, и что всегда определяло невесёлый характер большинства его произведений - к его личной жизни. В жизни Андерсен добился многого, но никогда не смог стать по-настоящему счастливым, потому что так никогда и не смог найти любовь.

Поначалу этому препятствовали бедность и неблагородное происхождение, но даже когда Андерсен добился известности и признания, он всё равно не смог найти ту, которая бы смогла оценить его как мужчину. Лишения, перенесённые в детстве и молодости, издевательства в школе - всё это наложило на характер Андерсена сильный отпечаток. Выражаясь современным языком, Андерсен страдал от сильного комплекса неполноценности. Он стеснялся не только «неблагородного» происхождения, но и сильно не любил свою внешность. Он считал своё лицо некрасивым, и постоянно фотографировался, пытаясь найти ракурс, в котором он выглядел бы более привлекательно (хотя в те времена фотография только появилась и была редким явлением, из-за этой особенности Андерсена сохранилось очень много его снимков). Андерсен также комплексовал из-за своего роста. Сегодня, когда средний рост датчанина составляет 183 см, Андерсен бы никак не выделялся из толпы, но в те времена средний мужчина имел всего 160 сантиметров, и Андерсен со своими 185 см выглядел каланчой, из-за чего подвергался насмешкам.

Первой любовью писателя была деревенская девушка по имени Риборг Войгт. Она не смогла принять чувства Андерсена, поскольку уже была помолвлена с сыном местного аптекаря. Когда писатель умер, в кожаном мешочке, который он носил на шее, обнаружили письмо от Риборг, написанное несколько десятилетий назад.

Младшая дочь Йонаса Коллина, юная красавица Луиза, тоже когда-то была объектом невзаимной страсти Андерсена.

Сильные чувства в своё время были у него к Софи Эрстед, дочери его друга, известного датского учёного химика и физика Ганса Эрстеда. Наиболее же известной его пассией стала шведская оперная певица Йенни Линд, которую прозвали «шведским соловьём». Считается, что сказку «Соловей» Андерсен написал именно в качестве аллегории на свои чувства к Линд. Певица была младше его на 15 лет. В 1844 году 39-летний Андерсен собрался с духом и предложил 24-летней Линд стать его женой. Стесняясь сделать это вживую, он написал ей письмо и принёс его к поезду, когда она уезжала на гастроли. Линд, однако, отклонила его предложение, написав, что он для неё как брат, и что она, тем не менее, является большой поклонницей его творчества.

У одиноких людей всегда развивается множество навязчивых идей и странных привычек, поскольку рядом нет человека, который бы смог на них вовремя указывать. Не имея возможности посмотреть на себя со стороны, такие люди порой сильно досаждают окружающим своим поведением, сами того не осознавая. Не избежал этой участи и Андерсен. У него была куча странностей и фобий. Как-то раз он приехал в гости к английскому писателю Чарльзу Диккенсу. Прогостив у него 5 недель, Андерсен так надоел романисту и его жене, что те прямо попросили его уехать. Диккенс впоследствии ни разу не ответил на письма Андерсена, из-за чего тот до конца жизни очень расстраивался.

У Андерсена никогда так и не случилось ни с кем взаимной любви, несмотря на страстное желание её найти:

Боже Всемогущий, только Ты есть у меня, Ты управляешь моей судьбой, и я должен отдаться Тебе! Дай мне средства к существованию! Дай мне невесту! Моя кровь хочет любви, как и моё сердце!
Х. К. Андерсен

оригинал
Almægtige Gud dig alene har jeg, Du styre min Skjæbne, jeg maa hengive mig Dig! Giv mig Udkomme! Giv mig en Brud! mit Blod vil Kjærlighed, som mit Hjerte vil det.

Надо отметить, что Андерсен всю жизнь был очень религиозным человеком. Христианские мотивы и относки к Библии очень часто встречаются в его сказках, правда, мы этого не знали - в советских изданиях его книг они всегда вырезались цензурой. Например, в сказке «Снежная королева» (Snedronningen, 1844) были удалены упоминания о псалме, который пели Кай и Герда, о том, что Герда усмирила ледяные ветра, охранявшие путь к Снежной королеве, прочитав «Отче наш», или что бабушка в конце сказки читала не просто книгу, а Евангелие от Матфея («если не будете как дети, не войдёте в Царствие небесное»). Из книги также были вырезаны несколько упоминаний Христа.

Религиозность была одной из причин, по которым Андерсен умер девственником. Мечты о настоящей любви, оформленной по всем канонам христианского брака, не разрешали ему реализовать свои желания при помощи девиц лёгкого поведения. Кстати, к проституткам Андерсен всё же захаживал - на старости лет он начал ходить по борделям, но не для удовлетворения низменных желаний, а чтобы читать куртизанкам мораль, безрезультативно пытаясь наставить их на путь истинный (эта привычка Андерсена также стала поводом для насмешек). Подозреваю, что в реальности им двигало не только стремление спасти чьи-то души, но и тайное желание взглянуть на молодых, раскрепощённых девушек, а заодно и утешить терзающее чувство неполноценности, вообразив себя непорочным борцом за нравственность, а тех, кому путь в мир плотских утех открыт - падшими грешниками (кому как не мне понимать истинные мотивы поведения таких людей).

Старость Андерсена была тяжёлой. Несмотря на известность и всеобщее признание, он очень страдал от одиночества и депрессии. У него развились многочисленные фобии и душевные расстройства. Он продолжал терзаться из-за своей личной невостребованности, завидуя женатым людям, и всё ещё мечтая о женщине, которая бы ответила на его чувства. Увы, этого так никогда и не произошло. Под конец жизнь он очень тяжело болел, сильно страдая не только от душевной боли, но и от физической. Умер писатель 4 августа 1875 года от рака печени, в возрасте 70 лет. На похороны собрался весь город. Пришёл король Дании, члены правительства, иностранные представители, различные важные и уважаемые люди, простые граждане. Последним пристанищем великого сказочника стало кладбище Ассистенс в северо-западной части Копенгагена.

Но его имя осталось навсегда бессмертным, и случилось это именно благодаря сказкам, печальная невинность, волшебная фантазия и тёмный пафос которых по-прежнему не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых.

16 августа 2016 г. 1:41 Копенгаген, Оденсе — Дания Август 2016

Программа 3-х дневной поездки в Копенгаген была стандартной: хороший отель в историческом центре города (об отеле чуть ниже), обзорная экскурсия в первый день на автомобиле (пешком все обойти за одну экскурсию нереально и, кроме того, это позволило получить экономию на трансфере), самостоятельная поездка на один день на скоростном поезде в Оденсе (родной город Андерсена), посещение национальной галереи, многочисленные прогулки по городу и набережным, а также знакомство с датской кухней.

Нам понравился Копенгаген, его старинные и современные улицы, каналы с чистой и прозрачной водой, ухоженные набережные, морской воздух. Повезло с погодой: температура была около 20 градусов, дожди были редкими, а солнце появлялось достаточно часто. Это была комфортная поездка, в Копенгагене все действительно устроено удобно.

По индексу счастья среди стран мира Дания в последние годы постоянно входит в тройку лидеров. Секрет счастливой жизни датчан за время 3-х трехдневного путешествия, конечно, не разгадали, но согласились, что Дания — это страна, как нам сказала встречавший нас местный гид, победившего здравого смысла и здесь практически нет противоречий между государством и человеком. Согласно социологическим опросам почти 70% датчан проголосовали бы сегодня за то, чтобы ничего не менять в политическом устройстве государства. И тем самым датчане выносят вотум доверия верховной власти в лице королевы Маргрете II, которая назначает правительство, является верховным главнокомандующим вооружёнными силами и главой официальной государственной церкви.

Обзорную экскурсию заказали у Максима Рычаловского, его координаты как обычно нашли на сервисе частных гидов на Туристере. У Максима очень толковый сайт по Дании, на котором размещено много нужной и полезной информации для туристов, которые впервые собираются посетить Данию и Копенгаген.

Долго выбирали отель, в итоге остановились на Scandiс Front и не прогадали. У отеля очень удобное расположение в начале портовой пешеходной зоны, в 50 метрах от Нюхавн, но нет такой суеты, как на самом канале, 10 минут пешком до Амалиенборг — резиденции королевской семьи, 20 минут пешком до Русалочки по очень ухоженной набережной. Бульвар Святой Анны (Sankt Annæ Plads), на которой стоит отель, только что капитально отремонтировали, и сегодня это стильная, широкая и современная улица. Рядом с отелем остановка общественного транспорта, который ходит как часы. Одним из преимуществ отеля посчитали наличие кондиционера. Как правило, кондиционеры в отелях, расположенных в центре города, отсутствуют.

3


Вид на отель Scandic Front со стороны набережной

2


Вид на бульвар Святой Анны (Sankt Annæ Plads) из окна номера отеля

8


Радуга из окна номера отеля

Второй день был посвящен родному городу Андерсена — Оденсе. Билеты на скоростной поезд до Оденсе и обратно покупали через интернет на сайте датских железных дорог www.dsb.dk. Есть такая особенность датского транспорта: если Вы покупаете билеты заранее, то есть возможность купить билеты льготной категории Оrange. К примеру, билет Orange до Оденсе стоит порядка 100 крон (если переводить в рубли надо умножать кроны примерно на 9), а стандартный билет стоит более чем в 2 раза дороже. Льготных билетов ограниченное количество, поэтому надо покупать их заранее и они невозвратные. Сегодня скоростной поезд до Оденсе идет 1,5 часа. Сравнительно недавно до ввода в эксплуатацию в 1997 году 7-километрового моста Большой Бельт между островом Зеландия, где находится Копенгаген, и островом Фюн, на котором расположен Оденсе, поезд Копенгаген-Оденсе шел более 3-х часов, т. к. для всех видов транспорта приходилось использовать паромные переправы. Сегодня ехать на автомобиле в Оденсе получается значительно дороже, чем на поезде, т. к. помимо аренды автомобиля и стоимости бензина необходимо заплатить пошлину порядка 30 евро за проезд по мосту Большой Бельт. Мост Большой Бельт единственная платная дорога в Дании.

Оденсе расположен в 163 км от Копенгагена и является третьим по величине городом Дании. Оденсе старейший город Дании и праздновал свое тысячелетие в 1988 году. Оденсе — это город-парк с просторными улицами, большим количеством зеленых насаждений и хорошей экологией. Оденсе — это, прежде всего город Андерсена, великого сказочника здесь помнят и почитают.

В Оденсе нас интересовали, прежде всего, места, связанные с именем Андерсена. На ж/д вокзале Оденсе, к сожалению, нет туристического инфоцентра, он расположен в центре города в Ратуше, но на вокзале в офисе датских железных дорог DSB можно взять карту города. Городские власти Оденсе разработали пошаговый маршрут по местам Андерсена, он обозначен на тротуарах города прямо-таки следами, по которым можно идти от объекта к объекту. Первый объект, к которому от вокзала ведут следы — это музей Андерсена, включающий дом, где он родился. Но надо учесть, что перед самым музеем следы упираются в стройку очередной очереди музейного комплекса, и ее надо обойти.

5


Следы, ведущие по местам Андерсена в Оденсе

Музей был открыт в далеком 1905 году к столетию со дня рождения Андерсена. Домик, в котором родился Андерсен, воссоздан с максимальной точностью. Полностью обновлён и квартал вокруг музея, восстановлена булыжная мостовая и отреставрированы приземистые домики, здесь постарались воссоздать атмосферу города того времени. К домику Андерсена примыкает большое современное здание из стекла и бетона, где и размещена основная экспозиция. В музее собраны личные вещи Андерсена, его рукописи и письма, иллюстрации к его сказкам и личная библиотека. Здесь же выставлены его книги, изданные на более чем 150 языках и собранные со всего мира, висят картины, в которых использованы сюжеты сказок и романов писателя, созданы инсталляции по мотивам сказок. На одной из полок в библиотеке музея издания сказок на русском языке. В этом зале есть уникальный экземпляр — книга сказок Андерсена, изданная в 1943 году в блокадном Ленинграде.

6


Дом, где родился Андерсен

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года. Отец Андерсена, Ханс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, а мать, Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи. Дом, в котором родился Андерсен, находился в беднейшем районе города, а жизнь обитателей этого района была тяжелая. У семьи Андерсена не было собственного угла и приходилось снимать пару комнат в чужом доме. Кроме них в этом доме жило еще несколько семей.

7


Улочка, на которой стоит дом, в котором родился Андерсен

1


Библиотека дома-музея Андерсена — издания на всех языках мира

5


Экземпляр книги сказок Андерсена на русском языке 1943 года издания

Рядом с музеем построена сцена в виде замка, где ежедневно местные актеры разыгрывают спектакли по мотивам сказок Андерсена. Действо ведет сам маэстро. Эти представления собирают большое количество детей и взрослых.

3


Дом-музей Андерсена

5


Сцена из сказки Андерсена «Дюймовочка»

В музее можно сразу купить билет для посещения всех основных достопримечательностей Оденсе. Вместе с билетом выдают карту маршрута по местам, связанным с именем Андерсена.

1

Маршрут включает следующие памятные места:

1) Дом-музей Андерсена на улице Band Boder, 29.

2) Дом, где родился Андерсен, сегодня является частью музея.

3) Рыночная площадь, где располагался единственный в то время театр за пределами Копенгагена.

4) Здание работного дома, на первом этаже которого находилась благотворительная школа, где учился Андерсен.

5) Место на реке, где в прачечной работала мать Андерсена.

6) Памятник Андерсену в парке его имени. Открытие памятника состоялось в 1888 году в парке Конгенс Хаве, затем его перенесли в парк имени Андерсена.

7) Здание городской тюрьмы, где служил привратником хороший знакомый семьи Андерсенов.

8) Дом на улице Munkemøllestræde, 3-5, где Андерсен провел детство.

9) Собор Св. Кнуда, где венчались родители Андерсена.

10) Городская Ратуша Оденсе. Именно здесь Андерсен пережил один из счастливейших моментов своей жизни, когда из окна ратуши наблюдал факельное шествие жителей Оденсе в его честь. Сбылось пророчество, которое Андерсену огласила гадалка незадолго до его отъезда в Копенгаген: «Однажды весь Оденсе зажжется в его честь».

11) Комплекс исторических зданий, во времена Андерсена включающих церковь, больницу и дом для умалишенных. Здесь Андерсен слушал истории, рассказанные старыми нищими.

12) Замок-резиденция губернатора Христиана Фредерика, позже Короля Дании Христиана VIII. Мать Андерсена подрабатывала здесь прачкой и часто брала с собой сына. Он играл с другими детьми, в том числе с маленьким принцем Фрицем, позже королем Дании Фредериком VII.

13) Старая церковь, в которой крестили Андерсена в Понедельник Святой пасхальной седмицы в 1805 году через 10 дней после рождения. По сей день в церкви есть мемориальная доска в честь Ханса Кристиана Андерсена.


Здание работного дома, на первом этаже которого была школа, где учился Андерсен

Андерсен рос нервным и эмоциональным ребёнком. В приходскую школу он наотрез отказался ходить из-за физических наказаний за непослушание и плохую учебу. Поэтому мама отдала его в благотворительную школу (куда брали и еврейских детей), где физические наказания не практиковались. Но преподавание в ней оставляло желать много лучшего, и Андерсен так и не освоил полностью грамоту и до конца жизни делал много грамматических ошибок.

4


Скульптура Андерсена на Рыночной площади, где стоял театр

5


Рыночная площадь Оденсе сегодня

Во времена, когда в Оденсе жил Андерсен, на Рыночной площади города располагался единственный за пределами Копенгагена театр. Театр завораживал юного Ханса, но крайняя бедность семьи не позволяла ему посещать театр. Любовь к театру приходилось компенсировать собственным воображением. Любимой его игрой был кукольный театр, который он смастерил своими руками и где разыгрывал свои пьесы. С детства у Андерсена была мечта о жизни на сцене театра. Эта мечта была одной из причин, из-за которой он 4 сентября 1819 г. покинул Оденсе и отправился в Копенгаген. Андерсен вернулся на родину лишь через 50 лет, знаменитым и успешным.

Любовь к путешествиям Андерсен пронес через всю жизнь. «Путешествие — это жизнь» — это его высказывание. За свою жизнь Андерсен совершил почти три десятка путешествий, объездил всю Европу, побывал в северной Африке, Малой Азии. Было опубликовано несколько книг о его путешествиях по Швеции (1855) и Италии (1842). Его книга «Путевые тени» (1831) — о впечатлениях в странствиях по белому свету была очень популярна в Европе. Любимой его страной была Италия, а любимым городом — Рим. В Риме, где родилась его дружба со знаменитым датским скульптором Торвальдсеном, Андерсен начинает свой первый роман «Импровизатор», который принес ему известность в Европе. В «Импровизаторе» изображены природа Италии и жизнь простого народа в Риме.

4


Памятник Андерсену в парке его имени

6


Бумажный кораблик из сказки в парке Андерсена

Скульптуры героев сказок Андерсена разбросаны по всему городу. Как прочитали в интернете, таких скульптур всего 18. Мы отыскали не все, но и не было такой цели.

5


Собор Св. Кнута, где венчались родители Андерсена

3


Фахверковый дом на улице Munkemøllestræde, д.3-5, где Андерсен прожил до 14 лет

5


Ратуша Оденсе

2


Фреска художника Нильса Ларсена Стевнса в доме-музее на тему возвращения Андерсена в родной город Оденсе

В 1867 году, уже будучи в преклонном возрасте, Андерсен почти через 50 лет вернулся в Оденсе. Власти города присвоили ему звание почётного гражданина. По этому случаю в городе состоялись торжества, гремел салют, все дети были освобождены от школьных занятий, а толпа местных жителей приветствовала Андерсена на площади перед городской Ратушей.

В Оденсе всего два почетных гражданина. Ирония судьбы, но один из них из самых верхов — король Дании Фредерик VII и получил это звание благодаря происхождению, а второй из самых низов — сказочник Андерсен и добился известности и успеха исключительно своими силами.

В Оденсе Андерсен жил до 14 лет. В 1819 году он покинул родной город и в поисках лучшей доли с мечтой о жизни на сцене театра переехал в Копенгаген.


Фреска художника Нисьса Ларсена Стевнса в доме-музее на тему отъезда Андерсена из Оденсе


Карта Оденсе для ориентирования

3


3


В ресторанчике Den Gamle Kro

В Копенгагене Андерсен поселился на улице Нюхавн или Новая гавань. В те времена, в отличие от наших дней, Андерсен с весьма скромными средствами мог себе позволить снять здесь угол. Он так и прожил большую часть своей жизни на этой улице: сначала в доме №20, затем почти двадцать лет в доме №67 и последние годы своей жизни в доме №18.

1


Дом в Копенгагене по адресу Нюхавн, 20, в котором поселился Андерсен после переезда из Оденсе

После переезда в Копенгаген 15-летний Андерсен с большими сложностями, но все-таки смог устроится в Королевский театр, где играл второстепенные роли. По просьбе знакомых и покровителей Андерсену было разрешено учится в гимназии за счет казны. Но годы этой учебы Андерсен вспоминает как одни из самых мрачных в своей жизни, т. к. подвергался насмешкам учеников, которые были младше его на 6 лет и критике директора гимназии, который не мог простить ему бедного происхождения.

5


Дом в Копенгагене по адресу Нюхавн, 67, в котором почти двадцать лет жил Андерсен

1


Дом в Копенгагене по адресу Нюхавн, 18, в котором Андерсен прожил последние годы своей жизни


На плакате показано, где располагались окна квартиры, в которой в доме №18 жил Андерсен

В 1829 году Андерсен опубликовал свой первый рассказ — «Путешествие пешком от канала Холмен до острова Амагера». Его рассказ заметили читатели и благосклонно приняли критики, и Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему поехать в первое в жизни заграничное путешествие.

Но настоящая известность пришла к Андерсену, когда в 1835 году вышел первый его сборник сказок под названием «Сказки, рассказанные детям», в котором впервые была напечатана сказка «Огниво». Затем в 1938 году был опубликован второй сборник под названием «Новые сказки», а в 1845 году третий — «Новые сказки и истории». Андерсен написал более 170 сказок. Сказками Андерсена зачитывались, книги раскупали мгновенно, за короткое время сказки были переведены на более чем 100 языков мира. Андерсен стал знаменитым, но его путь к известности был тернистым и за известность он заплатил высокую цену.

Канал Нюхавн или Новая гавань был прорыт в далеком 1671 году с целью оживить торговлю в центре Копенгагена и облегчить доступ туда товаров. Построенные вдоль канала дома, выкрашенные в разные яркие цвета, и морские парусники, стоящие на вечном приколе на канале, сегодня стали одним из символов Копенгагена. Этот район очень популярен среди туристов, здесь множество ресторанчиков и кафе, от канала каждые полчаса отходят прогулочные кораблики, и жизнь на канале не затихает до позднего вечера.

8


Классический вид Нюхавн

10


Причал прогулочных корабликов на Нюхавн

5


Просто посидеть на набережной Нюхавн в лучах закатного солнца и сделать селфи

3


Ресторанчик Nyhavns Færgekro на Нюхавн, где один из лучших в Копенгагене буфетов селедки

В Нюхавн Анденсен написал большинство своих сказок — от «Принцессы на горошине» до «Огнива». И район Новой гавани в Копенгагене это действительно андерсеновские места. Из Нюхавн писатель обычно держал путь в несколько любимых мест — в Королевский датский театр, где он начинал работать и где пела певица, к которой он благоволил, в кондитерскую La Glace, в парк Тиволи или в любимые ресторанчики.

1


Кондитерская La Glacе, в которой бывал Андерсен

Кондитерской уже более 200 лет. Место популярное среди туристов и чтобы попасть в нее в туристический сезон, надо отстоять приличную очередь, потом получить номер на обслуживание как в банке, далее заплатить в кассе, затем найти свободный столик и потом ждать, когда официантка принесет Вам заказ. Что-то перемудрили с организацией в этом заведении — все неудобно и долго, но это цена популярности. Нам значительно больше понравилась кондитерская Andersen Bakery. С этой кондитерской связана целая история. Хозяином сети этих заведений является предприниматель из Японии. В свое время он организовал сеть кондитерских с датской выпечкой под брендом Андерсена в Японии и разбогател на этом, а затем открыл подобные заведения уже в Дании. Дела в Копенгагене у него также пошли хорошо и в знак благодарности и признания родине Андерсена в год 200-летия со дня рождения Андерсена (2005 год) он профинансировал посадку 200 сакур, доставленных из Японии, вдоль набережной Langeliniebrо, той самой, на которой расположена скульптура Русалочки. Сакуры хорошо принялись, разрослись и сегодня радуют туристов со всего света и особенно туристов из Японии.

1


Кондитерская Andersen Bekery рядом с ж/д вокзалом Копенгагена

2


Сакура на набережной Langeliniebrо

2


Ресторан Det lille Apotek (Маленькая аптека), где возможно бывал Андерсен

Это старейший ресторан Копенгагена, первые упоминания о нем относятся к 1720 году. В описании истории ресторана, с которым можно ознакомиться, пока вы ждете заказ, утверждается, что это заведение посещал Андерсен и его портрет висит на почетном месте в галерее знаменитых посетителей.

1


Портрет Андерсена в ресторане Det lille Apotek

Два слова об особенностях датской кухни. В вопросе формирования меню датчане также подошли рационально. У них во многих ресторанах предлагается так называемый скандинавский ланч, есть также вечерний вариант комплексного меню. Есть королевский скандинавский ланч на двоих (который съесть вдвоем полностью невозможно при всем желании). В ресторане Det lille Apotek на ланч три отдельных перемены блюд: закуски, включая три вида селедки, основное меню и сырное меню. Много зелени, овощей, различных соусов. Всё свежее и вкусное и совершенно не похоже на комплексный обед.

6


Вторая перемена скандинавского ланча в Det lille Apotek

Если говорить о символах Копенгагена, то наряду с районом Нюхавн это, конечно, скульптура Русалочки. Русалочка, наверное, самый популярный и фотографируемый туристический объект Копенгагена. Памятник был установлен 23 августа 1913 года. В этот день ежегодно проводится праздник дня рождения Русалочки, на который собирается множество туристов. Русалочка была героиней сказки Андерсена, написанной в 1837 году. Сказка повествует о самой младшей из шести дочерей морского царя, «прекраснейшей из них, нежной и прозрачной, как лепесток розы, с глубокими, синими, как море, глазами». Когда ей исполнилось 15 лет, она спасла принца, потерпевшего кораблекрушение, и полюбила его. Но ее чистое сердце не позволило ей украсть его у невесты. И с тех пор она все ждет его возвращения, а любовь делает ее душу бессмертной.

Про сказку «Русалочка» Андерсен говорил: «Она — единственная из моих работ, которая трогала меня самого».

1


Скульптура Русалочки — символ Копенгагена. Фото в первый день в туристическое время.

8


В последний день рано утром — единственное время, когда можно сделать фотографии Русалочки без туристов

В маленьком старинном городе Оденсе казалось бы, навсегда поселилась сказка. Много лет назад здесь, в семье бедного сапожника родился Ганс Христиан Андерсен. Известные всему миру легендарные герои его сказок тоже родом из Оденсе. Маленький огород бабушки Андерсен использовал в «Снежной королеве», несчастная любовь легла в основу «Русалочки», эстетический взгляд на мир запечатлен в «Соловье». «Моя жизнь будет обеспечивать лучшее освещение всех моих работ», - писал автор.

Разумеется, именно в Оденсе, в 1908 году открыли первый музей писателя. В музее можно проследить весь жизненный путь сказочника: его трудное детство, обучение, дебют, писательскую карьеру словом все до самого финала. Перешагнув порог музея, посетители оказываются в водовороте знакомств и общения Андерсена, любви, жизни, творчества и его многочисленных путешествий. Творческий диапазон показан не только через рукописи, но и через его рисунки.

Музей имеет все современные удобства, и вы, можете отправиться исследовать вселенную Андерсена, листая его книги через компьютер и слушать его сказки с помощью аудиогида. Издания в коллекции есть совершенно уникальные. На некоторых книгах автор сделал рукописные надписи, другие очень редкие, часть книг прекрасно иллюстрирована и стоимость их очень велика. Залы в музее все тематические.

Есть историческая экспозиция, которая показывает мир, каким он был в начале XIX века - время великих перемен. Странные ощущения дарит коллекция старинных писем таких великих личностей как лорд Нельсон, Наполеон, Гете, Дженни Линд, Карл Маркс и Вагнер. Любопытен зал, который рассказывает об Андерсене как о простом человеке. Как известно ростом он был около 1,85 метра и это на 25 см выше среднего национального уровня.

Его внешность привлекала внимание, производила комическое впечатление на большинство людей. Выставка в зале «Человек» через внешность показывает внутренний мир писателя. Любопытно, что в центре зала установлен портрет Андерсена в натуральную величину. Посетителям предлагают сравнить свой рост с ростом писателя. Портрет выполнен в формате 3D-фотографии и очень натуралистичен.

Ганс Христиан Андерсен, автор, который был переведен на большинство языков мира. 160 лингвистических вариантов есть в музее. Огромная карта с сенсорным экраном показывает географию распространения книг. Андерсен проявил себя не только как великий писатель, но и как художник с очень своеобразной техникой. Его многочисленные рисунки, выполненные в фантастической манере, представлены на выставке в зале «Арт».

Мемориальный зал музея украшен красивыми фресками датского художника Нильса Ларсена Стевенса. Восемь больших картин, выполненных в 1930 году - это иллюстрации не к произведениям писателя, а к его жизни, которую он сам называл сказкой.

Наверное, на всей планете нет такого человека, который не читал бы сказки Ганса Христиана Андерсена, или хотя бы, не смотрел мультфильмы, созданные по его произведениям. Из-под пера этого великого сказочника вышли такие известные герои, как Русалочка, Снежная Королева, Кай и Герда, Дюймовочка, Гадкий утенок, Оле Лукойе и многие другие. Большинство его творений интересно перечитать и во взрослых летах, ведь его сказки не только обладают затейливым сюжетом и поучительной моралью, но и проникнуты какой-то неосязаемой печалью, которая не воспринимается в детстве.

Андерсен является одним из символов Дании, в частности – прохладного Копенгагена с его острыми шпилями на крышах разноцветных зданий, многочисленными каналами и бесконечными музеями и центрами искусства. Поэтому просто нельзя приехать в этот город и не познакомиться поближе с жизнью и творчеством писателя.

Дом и музей удивительного датчанина

Дом Андерсена (H.C. Andersen Castle) – это музей, посвященный сказочнику, который расположен в одном из самых прекрасных городских парков – Тиволи.

  • Музей организован в доме, где Андерсен жил и творил долгое время, поэтому там вы сможете ощутить особенную атмосферу. В нем можно увидеть кабинет, тщательно восстановленный по историческим заметкам, в котором находятся некоторые оригинальные вещи Андерсена. В кабинете за столом сидит восковая фигура сказочника.
  • Также, в музее есть несколько залов, где выставлены все произведения автора, скульптуры и иллюстрации к ним.
  • Ну а самым интересным развлечением будет погружение в мир сказок и героев, созданных Андерсеном! В доме писатели можно попасть в трехмерный анимационный мир, наполненный любимыми персонажами и потрясающими красочными пейзажами.

Стоимость билетов

Взрослый билет обойдется вам в 85 крон, билет для детей от 11 до 14 лет – в 68 крон, а дети от 4 до 11 лет могут пройти за 43 кроны. Несмотря на сказочную тематику, даже маленьким детям нужно приобретать входной билет, но это стоит того, ведь в музее представлена потрясающая экспозиция.

Время работы

С 15 июня по 31 августа музей открыт ежедневно с 10.00 до 22.00. А в остальное время года дом Андерсена готов принять посетителей с 10.00 до 18.00 с воскресенья по четверг и с 10.00 до 20.00 в пятницу и субботу, самые популярные дни для того, чтобы осмотреть культурные достопримечательности.

Как добраться

  • Парк буквально окружен автобусными остановками, так что вы сможете добраться до него практически на любом общественном транспорте, чей маршрут пролегает через центр Копенгагена.
  • Вы сможете быстро добраться из любого города Дании и из отдаленных районов Копенгагена на поезде. Вам нужно будет выйти на станции под названием Koebenhavn H и пройтись в течение 5 минут по направлению к парку Тиволи.
  • Если вы остановились в центре Копенгагена, то легко сможете дойти до парка пешком, так как он расположен в культурном центре столицы, по дороге вы сможете насладиться старинной изящной архитектурой города.
  • Как всегда, к вашим услугам такси и платные парковочные места для обладателей автомобилей.

Контакты

Адрес: R?dhuspladsen 57, 1550 K?benhavn, Дания

Чем наши дома отличаются
от остальных?

  • Ваш дом будет теплым

    Мы гарантируем, чтo дом, построенный по нашему проекту, будет теплым. Наши дома полностью соответствуют СНиП. К утечкам тепла также могут привести «неправильные» эркеры, балконы, лишние перерубы в стенах и некоторые другие элементы. Но самая главная причина теплопотерь – это продувание стен из-за неправильного профиля продольного паза на бревне или брусе или из-за непрофессиональной сборки. Мы следим, чтоб наши дома были теплыми.

  • Вносим изменения в проект бесплатно

    Большинство клиентов просят внести свои изменения в проект: добавить или убрать котельную, террасу, «второй свет», дополнительную спальню, окна, увеличить или уменьшить помещения. Мы с удовольствием реализуем пожелания клиентов в проекте. Но мы также можем и отказать в изменениях, если они не согласуются с действующими СНиПами или правилами деревянного домостроения или могут привести к удорожанию строительства. Все изменения в проект мы вносим бесплатно.

  • Вы экономите на строительстве до 200 000 руб.

    С нашим проектом вы гарантированно экономите на строительстве дома - до 200 000 рублей при возведении 200-метрового дома.

  • Размещение инжеренных сетей уже продуманно

    В наших проектах продумано размещение инженерных сетей. Если этого не сделать заранее, то потом придется использовать оборудование нестандартных размеров, которое обычно стоит дороже. Или потребуется установка дополнительных коробов в видимом месте и их последующее декорирование.

  • Оптимальная расстановка мебели

    В наших проектах заложена грамотная расстановка мебели. Это исключает ошибки при планировании размеров помещений, расположении оконных и дверных проемов. Если это не сделать при проектировании, то, например, из-за неправильного размещения двери или окна вам не хватит 10-30 сантиметров для расположения сантехники, шкафов или кухонных ящиков.

  • Мы строим дома

    Мы не только создаем проекты, но и строим дома. Каждый проект, представленный на нашем сайте, был неоднократно нами построен. Наши архитекторы посещают построенные дома и видят «не на бумаге» результат своего творчества. Мы также получаем отзывы от хозяев построенных по нашим проектам домов, учитываем их пожелания и вносим изменения в типовые проекты. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что наши проекты проверены временем и неоднократным строительством, они удобны для проживания и экономичны

  • Оптимальный раскрой 6-ти метрового бревна

    Для производства сруба используются 6-ти метровые бревна. Бревна разрезаются на элементы. При раскрое остается отход, который может достигать до 20% от общего объема древесины. Мы проектируем дом и размеры помещений таким образом, чтоб раскрой 6-ти метрового бревна был оптимальным, а отход стремился к нулю. Это позволяет существенно уменьшить стоимость сруба. По этому, точные размеры помещений очень важны, а изменение размера даже на 20 см может привести к большому отходу, и, следовательно, удорожанию.